Войти
В помощь школьнику
  • Ландшафтная характеристика крымско-кавказской горной стороны
  • В дурном обществе Описание маруси из рассказа в дурном обществе
  • Василий чапаев - биография, информация, личная жизнь Где погиб чапай
  • Английские предлоги места учить всегда уместно!
  • Защита Лондона от наводнений
  • Реферат: Образование в странах Африки южнее Сахары в XXI веке: проблемы и перспективы развития
  • Культура народов африки в средние века. Африка: история стран континента. Искусство средневековой Африки

    Культура народов африки в средние века. Африка: история стран континента. Искусство средневековой Африки

    Африка - это место, где люди живут, придерживаясь правил быта, традиций и культуры, которые сложились еще несколько столетий назад, дошли до сегодняшнего дня практически в неизмененном виде и являются четким руководством в обыденном укладе населения. Жители Африки до сих пор успешно существуют за счет рыбалки, охоты и собирательства, не ощущая при этом нужды и острой потребности в предметах современной цивилизации. Это не значит, что они не знакомы со всеми новшествами цивилизации, они просто умеют обходиться без них, ведя замкнутый образ жизни, не выходя на контакт с окружающим миром.

    Народы, населяющие Африку

    Африканский континент приютил множество всевозможных племен с разным уровнем развития, традициями, обрядами и взглядами на жизнь. Самыми крупными племенами являются Мбути, Нуба, Оромо, Хамер, Бамбара, Фульбе, Динка, Бонго и другие. Последние два десятилетия жители племен понемногу перестраиваются на уклад товарно-денежного характера, но в приоритете у них - обеспечение себя и своей семьи необходимыми продуктами питания, дабы предотвратить длительный голод. Можно сказать, что экономических отношений у племенного населения практически нет, из-за чего часто возникают разнообразные конфликты и противоречия, которые могут закончиться даже кровопролитием.

    Не смотря на это, есть и племена, которые более лояльны к современному развитию, вступили в экономические отношения с другими крупными народами и работают на развитие общественной культуры и промышленности.

    Численность населения Африки достаточно большая, поэтому на континенте на одном квадратном километре живет от 35 до 3000 человек, а в некоторых местах и больше, поскольку из-за безводности и неблагоприятного климата пустынь население здесь размещено неравномерно.

    На севере Африки проживают берберы и арабы, которые за десяток столетий проживания на данной территории, передали местным жителям свой язык, культуру и традиции. Арабские древние построения до сих пор радуют глаз, раскрывая все тонкости их культуры и верований.

    В пустынной местности жителей практически нет, но там можно встретить большое количество кочевников, которые ведут за собой целые караваны верблюдов, что является их основным источником жизни и показателем состоятельности.

    Культура и быт народов Африки

    Поскольку население Африки достаточно разнообразно и состоит из более нескольких десятков племен, то весьма очевидно, что традиционный лад давно потерял свою первобытность и в некоторых аспектах позаимствовал культуру у соседних жителей. Таким образом, культура одного племени отображает в себе традиции другого и трудно определить, кто был основоположником тех или иных обрядов. Самой важной ценностью в жизни племенного народа является семья, именно с ней и связаны большинство поверий, традиций и обрядов.

    Для того, чтобы женится на одной из девушек племени, парень должен возместить родителям ущерб. Зачастую - это домашняя живность, но с недавнего времени выкуп также принимается в денежном эквиваленте. Считается, что данная традиция помогает семьям объединится, а также в случае хорошей суммы выкупа, отец невесты убеждается в состоятельности зятя и в том, что он должным образом сможет обеспечить его дочь.

    Свадьбу нужно играть только в ночь на полную луну. Именно луна и укажет, каким будет брак - если яркая и ясная, то брак будет хорошим, в достатке и плодовитым, если луна неяркая - это очень плохой знак. Семья в племенах Африки отличается полигамией - как только мужчина становится материально состоятельным, он может позволить себе несколько жен, что абсолютно не смущает девушек, поскольку они равноправно делят между собой обязанности по хозяйству и уходу за детьми. Такие семьи на удивление дружные и все свои усилия направляют на благо племени.

    По достижению определенного возраста (у каждого племени он разный) молодые люди должны пройти обряд посвящения. Мальчикам, а иногда и девочкам делают обрезание. Очень важно, чтобы парень во время обряда не закричал и не заплакал, иначе он навсегда будет считаться трусом.

    Традиции и обычаи народов Африки

    Много времени жители Африки тратят на то, чтобы уберечь себя от злых духов и приблизиться к добрым богам. Для этого они проводят ритуальные танцы (вызывая дождь, борются с вредителями, получают благословение перед охотой и прочее), набивают татуировки, вырезают маски, которые должны защитить их от злых духов.

    Особенную роль в жизни племени играют колдуны и шаманы. Их считают служителями духов, именно к ним прислушиваются вожди племен и к ним приходят за советом простолюдины. Шаманы имеют право благословлять, лечить, они проводят свадьбы и хоронят усопшего.

    Жители Африки с особым энтузиазмом почитают своих предком, выполняя целый ряд ритуалов поклонения им. Зачастую это поклонение умершим предкам, после смерти которых прошло более года, их с помощью неких обрядовых действий, приглашают обратно в дом, отводя им отдельное место в комнате.

    Перед браком девушек учат специальному языку для замужних, которые знают и понимают только они. Невеста должна сама пешком придти в дом жениха и принести свое приданное. Брак можно заключать уже с 13 лет.

    Еще одна особенность культуры племен - это нанесение на тело шрамов. Считается, что чем их больше, тем лучший мужчина воин и охотник. У каждого племени свои техники нанесения рисунков.

    Учитель: Африка в средние века развивалась очень неравномерно. Сама природа разделила этот континент на две неравные части. В северной части, прилегающей к Средиземному и Красному морям, с глубокой древности возникали очаги цивилизации. Именно здесь зародилась и достигла расцвета древнеегипетская цивилизация. В Северной Африке основывали колонии финикийцы и греки, они были неотъемлемой частью Древнего Рима, Византии, Арабского халифата. В VII веке арабы захватили всё побережье Северной Африки до самой Атлантики, подчинив местные племена берберов. Земли к западу от Египта арабы называли МагрИбом, то есть западными землями. Здесь процветали огромные города, такие, как Фес и ТанжЕр, создавались замечательные памятники мавританского зодчества.

    Ученый-археолог: От арабских городов Средиземноморья на юг, через пустыню Сахара, вели древние караванные пути. Это были пути в другую Африку, которую называют Чёрной или Тропической Африкой. Арабы называли её Билад ас-Судан – Страна «чёрных» или просто Судан.

    Ныне Суданом называется страна на северо-востоке Африки. Но прежде арабы называли так всю территорию к югу от Сахары. В этой части континента жили негритянские народности, говорившие на разных языках: их насчитывалось в Африке несколько сотен. Исследования учёных доказывают, что и в этой части континента человечество многого достигло. Ведь перед африканцами стояла труднейшая задача освоить обширные пространства, мало приспособленные для нормальной жизни человека. Плодородных земель в Африке очень мало. Подавляющую часть её занимают пустыни, малоплодородные саванны, тропические леса. На огромных территориях людям угрожает малярия, а домашним животным – муха цеце. Кроме того свои ограничения для занятий людей представляла и изнуряющая жара.

    Находясь в неодинаковых природных условиях, народы Африки и развивались по-разному. Обитатели тропических лесов, такие, как низкорослые пигмеи, занимались охотой и собирательством. А к северу и к югу от них, в саваннах, жили земледельцы и скотоводы. Хозяйственная жизнь африканцев находилась в равновесии с природой, обеспечивая нормальное существование племени при минимальных затратах труда.

    На рубеже нашей эры многие народы Тропической Африки освоили технику производства орудий труда и оружия из железа. Использование железа и другие усовершенствования позволяли получать более высокие урожаи и делать небольшие запасы зерна. Появилось больше возможностей для разделения труда и развития ремесла.

    Ученый-архивариус: Африканские государства.

    По древним торговым путям, соединявшим МагрИб с Тропической Африкой, арабы вели прибыльную торговлю. Особенно привлекал их изобиловавший золотом Западный Судан – земли, расположенные между Сахарой и Гвинейским заливом. Помимо золота, торговали и другими товарами: солью, скотом, продуктами земледелия, слоновой костью.

    Вместе с арабскими купцами в Западный Судан проникал ислам. Раньше всего его принимали правители и их приближённые, а также жители крупных торговых центров. С исламом сюда проникала и блистательная арабская культура: строились мечети и медресЕ, привозились книги. В то же время простые земледельцы и скотоводы ещё долго сохраняли свои прежние верования. Религиозные различия усугубляли растущее общественное неравенство.

    Вдоль торговых путей выросли крупные города: ТомбУкту, Гао, Дженне и другие. Их правители богатели, взимая пошлины с купцов. Их власть над соплеменниками постепенно усиливалась, а подвластные им территории расширялись. Перед государственной властью вставала задача примирить различные интересы городов (с их купцами, чиновниками и растущим стремлением к накоплению богатств) и деревень, где неравенство проявлялось гораздо меньше. Государи жили во дворцах, окружённые придворными, чиновниками и воинами, и всё более обособлялись от своего народа. Их власть считалась священной. Исполняя обряды, они выступали в роли посредников между своим народом и богами – покровителями племени.

    Самым древним государством Западного Судана была Гана , расположенная в верховьях рек Сенегал и НИгер и столь богатая золотом, что титул её правителя переводится как «хозяин золота». Огромные доходы царей Ганы позволяли им содержать пышный двор и огромное войско и держать в подчинении большую территорию.

    Расцвет Ганы относится к X-XI векам, но затем она ослабела и в XIII веке была захвачена соседним государством Мали . Пик могущества Мали приходится на вторую половину XIII – первую половину XIV века, когда земли, подвластные правителю, протянулись с запада на восток почти на 2000 километров. Торговля золотом и его добыча приносили фантастические доходы. В это время давно известные месторождения золота в Европе и на Ближнем Востоке оскудели, и именно из золота Мали в странах МагрИба чеканились деньги, обслуживавшие весь арабский мир. Особенно прославился своими богатствами мАнса (титул правителя) МусА (1312-1337), бывший ревностным мусульманином. Совершённый им в 1324 году хадж в Мекку, видимо, может считаться самым дорогостоящим путешествием в истории. В пути мАнсу сопровождали тысячи воинов и рабов, а на дорожные расходы караван верблюдов вёз сто тюкОв с золотом, весившим около 12 тонн. Когда любимая жена Мусы посреди Сахары изъявила желание искупаться, для неё зА ночь выкопали бассейн, наполнив его водой из бурдюков. В Каире и Мекке Муса потратил столько золота, что надолго подорвал местную денежную единицу. Зато Восток надолго сохранил память о богатстве и могуществе малийских владык, а связи Мали с другими странами ислама укрепились.

    Ученый-археолог: Христианская Эфиопия. На северо-востоке Африки, на Эфиопском нагорье, где в большом горном озере Тана рождается Голубой Нил, расположена Эфиопия , которую европейцы прежде нередко называли Абиссинией. В первые века нашей эры здесь процветало древнее Аксумское царство .

    Уже в IV веке аксумский царь и его приближённые приняли христианство, проникшее сюда из Египта. Позже правителям страны удалось отстоять его в борьбе с исламом. Однако само Аксумское царство распалось на отдельные княжества, которые вели между собой ожесточённую борьбу. Лишь в XIII веке в Эфиопии возродилось сильное государство, правители которого именовались негусами , то есть царями; европейцы нередко прилагали к ним титул императора. Негусы возводили свою династию к библейскому Соломону. В ходу была и легенда о союзе двух императоров – эфиопского и римского, разделивших между собой весь мир.

    Объединение страны нЕ было прочным, нередко вспыхивали усобицы, особенно опасные в условиях постоянных угроз со стороны мусульманских соседей. Нуждаясь в союзниках против ислама, Эфиопия в XV-XVI веках вела с этой целью переговоры со странами Запада. Её делегация принимала участие в работе Ферраро-Флорентийского собора, обсуждавшего вопрос о церковной унии между западным и восточным христианством.

    Эфиопское христианство довольно блИзко к православию, хотя, развиваясь в иных условиях, оно было своеобразным. Многочисленное духовенство пользовалось большим влиянием, ему принадлежала треть всех обрабатываемых земель. Любопытно, что христианская церковь Эфиопии долго запрещала употребление кофе (родина кофе – именно Эфиопия). Зато кофе быстро переняли в Аравии, где такого запрета не было, а потом и в других странах.

    По мере распространения христианства в Эфиопии строились церкви и монастыри. В монастырях развивалось летописание, здесь переводились на местный язык многие произведения древних и средневековых авторов, причём в некоторых случаях оригиналы произведений не сохранились, и учёные знают их содержание только благодаря эфиопскому переводу.

    С XII-XIII веков начинается расцвет эфиопского искусства. Высекались из камня церкви и украшались великолепной резьбой, а внутри расписывались фресками и украшались иконами; развивалась книжная миниатюра.

    Золото Мономотапы. Кроме Магриба, арабы активно проникали на восточное побережье Африки, где вели прибыльную торговлю с местными жителями. Однако в глубь страны арабским купцам редко удавалось проникнуть. Там существовал свой мир, о котором приезжим было мало что известно. В XV веке на юго-востоке Африки, между реками Замбези и Лимпопо, возникло огромное государство. Арабы называли его Мономотапа, хотя на самом деле это был искажённый титул правителя страны – «мвене мутапа», что значит «хозяин рудников». Месторождения металлов, прежде всего, золота, а также слоновая кость составляли главное богатство страны и привлекали арабских купцов. В обмен на золото и слоновую кость арабы ввозили в страну ткани, керамику, фарфор, бусы и безделушки. Потребителями этих товаров были правитель и знать. Чтобы приобрести их, правитель увеличивал налоги с подданных, для которых эти товары были недоступной роскошью. Так развитие внешней торговли способствовало расслоению общества.

    От столицы Мономотапы – Большого Зимбабве – сохранились лишь развалины. Но и в таком виде стены так называемого «акрополя» на холме Зимбабве не перестают изумлять археологов, ведь они достигали высоты 10 м, свидетельствуя о высочайшем уровне строительной техники.

    Учитель: До недавнего времени о древних государствах Африки и их культуре было известно очень мало. На то имелись свои причины. Большая часть Африки долго не знала своей письменности, а богатейшей устной традиции, рассказам стариков, хранивших память о прошедшем, учёные уделяли мало внимания. Помочь в этой ситуации могла бы археология, но в условиях тропического климата очень многое не сохранилось до наших дней. И всё же вполне очевидно, что Африка сыграла во всемирной истории важную роль.

    Глава «Искусство средневековой Африки». Всеобщая история искусств. Том II. Искусство Средних веков. Книга II. Азия, Африка, Америка, Океания. Автор: Д.А. Ольдерогге; под общей редакцией Б.В. Веймарна и Ю.Д. Колпинского (Москва, Государственное издательство «Искусство», 1961)

    Один из центров средневековой культуры Африки возник в 12-14 вв. в юго-западном Судане на основе сложившегося у четырехмиллионного народа йоруба мощного государственного образования.

    Еще в 19 в. европейские путешественники с удивлением «открывали» в этой области большие цветущие города с населением, насчитывающим несколько десятков тысяч человек (Ибадан, Илорин и др.)- Архитектура этих городов - дома с внутренними дворами и бассейнами - напоминала, по словам некоторых путешественников, дома Древнего Рима и характерный для них имплувиум.

    Йоруба достигли больших успехов в деле выплавки металлов, развития ремесел, создали сложный пантеон, характерный для народов, вступивших в классовую стадию своего развития. Расцвет художественной культуры государства йоруба Ифе относится к 12-14 вв. Достаточное представление об уровне, достигнутом в это время искусством, дали наряду с некоторыми более ранними находками раскопки, начатые в 1938 г. в священном городе йоруба - Ифе. К этим находкам, в частности, относится серия тарракотовых голов, украшавших алтари для жертвоприношений и изображавших, возможно, правителей-предков. Головы эти поражают великолепным мастерством реалистической пластики, близкой по своему типу античному реализму. Прекрасное выявление пластических объемов, обобщенная и вместе с тем сочная реалистическая трактовка формы отличают мастерство неведомых для нас скульпторов. В некоторых из этих голов явственно воплощены поиски гармонического по своим пропорциональным соотношениям образа - типа совершенной и вместе с тем жизненно-конкретной человеческой красоты. Терракотовые головы Ифе представляют собой одно из ярких достижений мирового искусства. Не менее значительны несколько отличные по стилю от терракотовых голов бронзовые монументальные головы богов и правителей Ифе.

    Бронзовую голову, по-видимому изображающую бога моря Олокуна, найденную еще до первой мировой войны известным немецким этнографом-исследователем культуры Африки Фробениусом, или великолепную бронзовую голову царя Обалуфона отличают подчеркнутая монументальность обобщенных скульптурных объемов, своеобразное сочетание точной и крепкой пластической моделировки с ритмизированно-орнаментальной графической проработкой поверхности формы с целью передачи прически, нанесенных на лицо полос, татуировки и т. п..

    На некоторых из бронзовых голов вокруг рта или лба проделаны круглые дырочки, предназначенные для прикрепления усов, завитков прически, украшений. В некоторых головах Ифе можно усмотреть и черты передачи портретного сходства, не разрушающей, однако, гармоничности созданного типического образа человека.

    Одними из наиболее художественно значительных памятников этого круга являются бронзовые полуфигуры одного из Они - обожествленного царя - предка царствующей династии. Фронтальная торжественность позы, свободной, однако, от иератической неподвижности, богатство орнаментальных украшений, надетых на пропорционально-стройную фигуру царя, сдержанная динамика упруго-плавного контура всей композиции создают поражающий своим эстетическим совершенством образ.

    Среди находок, сделанных за пределами Ифе, следует упомянуть бронзовую фигурку сидящего писца из Тада, несколько напоминающую древнеегипетскую скульптуру, а также ряд реалистических изображений-животных.

    Ответвлением культуры Ифе явилась культура средневекового Бенина. К 15 в. государство Бенина достигло господствующего положения, оттеснив на второй план утративших свою былую власть царей йоруба. В конце 15 и первой половине 16 в. португальцы вели довольно оживленную торговлю с Бенином, затем, с переносом центра торговых и колонизаторских интересов португальцев в Индию, связи Бенина с Европой почти полностью прервались. Однако путешественникам 17-18 вв. мы обязаны наиболее яркими описаниями Бенина в годы его наивысшего могущества.

    Так, голландский врач Ольферт Даппер издал в Амстердаме «Описание африканских стран», где приводится сообщение голландского купца Самуэля Бломерта, посетившего Бенин: «Дворец царя четырехугольный и находится на правой стороне города, когда входишь через Готтонские ворота (ворота по дороге в Гвато). Он так же велик, как город Гарлем, и обнесен вокруг особой стеной, кроме той, что окружает город. Дворец состоит из множества великолепных домов и прекрасных длинных четырехугольных галлерей почти такой же величины, как амстердамская биржа. Галлерей эти покоятся на высоких столбах, снизу доверху покрытых медью с изображением военных подвигов и битв... Каждая крыша украшена башенкой, на которой поставлена птица, литая из меди, с распростертыми крыльями, очень искусно с натуры изображенная. Город имеет очень прямые и широкие улицы, каждая около ста двадцати футов шириной» (О.Dapper, Naukeurige Beschrijvinge der Afrikaenische Gewesten van Egypten, Afrikan, Negrosland etc., Amsterdam, 1676, стр. 502.).

    Французский путешественник Ландольф, посетивший Бенин в 1786 г., сравнивает его с наиболее крупными городами Франции того времени. По его словам, в Бенине жило около восьмидесяти тысяч человек.

    Таким был Бенин в 16-18 вв. О былом великолепии его дворцов рассказывают нам бронзовые рельефы, головы и резные слоновые бивни, хранящиеся теперь в музеях Европы и Америки.

    Большие бронзовые головы изображают царей Бенина и связаны с культом предков. До сих пор еще в каждом доме в Бенине находится алтарь, где приносят жертвы предкам, и прежде всего покойному отцу. На алтарях обычно ставятся резные деревянные головы, по возможности точно передающие портретное сходство с умершим. Изображение предка называется ухув-элао, что в переводе означает череп предка. Прежде у алтаря собирались члены большой патриархальной семьи - глава дома, его домочадцы, слуги и рабы. В известной степени большая патриархальная семья Бенина была сходна с древнеримской, глава которой также приносил от лица всей семьи жертвы на алтарь своих предков. В Бенине, так же как и в императорском Риме, цари были обожествлены, царский алтарь считался алтарем предков населения всей страны и культ предков царя имел общегосударственное значение.

    Ухув-элао предков царя и верховного военачальника - эзомо, владевшего огромными поместьями и сотнями рабов, делались из бронзы. В верхней части бронзовых голов имеются отверстия, в которые вставлялись резные слоновые бивни. На них, по-видимому, изображались процессии, связанные с большим ежегодным праздником предков.

    По местным преданиям, в правление царя Огуола, то есть в середине 13 в., из города Ифе в Бенин был прислан мастер-литейщик Игве-Ига. С этого времени в Бенине при царском дворе появились свои мастера-литейщики. Они жили в особом квартале в непосредственном соседстве с дворцом. Искусство литья из бронзы держалось в секрете.

    Бронзовые головы и фигуры бенинских царей 15-18 вв. имеют ярко выраженный негроидный характер, но все черты лица переданы упрощенно и схематично. Ухув-элао изображает царя в традиционном головном уборе - плетеной шапочке с двумя крыльями по бокам. В месте прикрепления крыльев помешены крупные розетки, от которых отходят выступы, состоящие из бус, нанизанных на прочную основу. (Бусы некоторых сортов ценились в Бенине дороже золота.) Нижняя часть головы до самого рта закрыта подобием высокого стоячего воротника. Это нитки бус, одевавшиеся при торжественных церемониях. Внизу, у основания ухув-элао, на ободке изображены разные животные, фигуры которых, вероятно, являются своеобразным перечнем титулов царя и, по-видимому, должны были «читаться» примерно так: смелый как пантера, могучий как бык, сильный как слон и т. п. Некоторые головы без ободка внизу, возможно, изображают мать царя, которая пользовалась почетом при дворе царя Бенина. Впрочем, все бронзовые головы царей и цариц однородны - перед нами те же безжизненные величественные маски. Большой жизненностью изображения отличается бронзовая статуэтка «флейтиста», голова женщины и др.

    Бронзовые рельефы были предназначены для украшения дворцовых залов и галерей. На них мы видим царей, придворных, военачальников, европейских купцов, сцены охот и жертвоприношений. Военачальники изображены в панцирях с подвешенными к ним колокольчиками, имеющими, по мнению бенинцев, волшебную силу. Ношение таких колокольчиков было признаком власти.

    В целом по сравнению с искусством культуры Ифе искусство Бенина отличается большей условностью и меньшим мастерством пластики. Объемы становятся более схематичными, теряют то чувство пластики живого тела, которое было свойственно мастерам Ифе, зато гораздо большее значение приобретает собственно орнаментальный элемент в скульптуре, достигающий высокого и своеобразного развития. Очень высок и сам ремесленный уровень обработки металла, литья, резьбы и т. д. В какой-то мере искусство Бенина схематичностью объемов, условностью пропорций, обилием орнамента напоминает по своему типу памятники раннего средневековья Западной Европы, в то время как произведения мастеров Ифе вызывают скорее ассоциации с памятниками ранней античности или Древней Индии.

    Было бы, однако, неверно видеть в искусстве Бенина лишь проявление художественного упадка, расценивать его лишь как ремесленное придворное искусство. Тесно связанное со складывающейся феодальной идеологией искусство Бенина оказывалось связанным и с зарождающейся культово-дворцовой архитектурой.

    В Бенине сложился связанный с архитектурой рельеф, сложились определенные ранние формы монументальной композиции средневекового типа. Таков бронзовый рельеф, изображающий парадную стражу, симметрично расположенную вокруг царского трона. Рельеф этот интересен также и тем, что он дает представление и об архитектуре и архитектурном декоре дворца Бенина. Интересна своей иератически симметричной композицией скульптурная группа, изображающая вождя и его свиту. Любопытно, что принцип примитивной социальной иерархии находит свое выражение в масштабных соотношениях фигур. Царь-полководец намного больше по размерам, чем его спутник, совсем маленькими изображены раб или рядовой воин, стоящий в ногах у царя, и два льва, символизирующие силу и мужество владыки. На постаменте группы изображены в рельефе символические фигуры, в частности поверженные и обезглавленные враги. По типу своей наивной символики эта композиция напоминает некоторые произведения Двуречья или раннего романского искусства.

    Однако при всей своей примитивности произведения такого рода означали переход от орнаментального понимания художественного целого или от изображения хотя и реалистически ярких отдельных фигур к более сложному и монументальному объединению группы людей, связанных общностью действия или выражающих некую общую идею.

    По сравнению с этими изображениями бронзовая фигура петуха, сделанная в натуральную величину, поражает своей реалистичностью. Тщательно выгравировано оперение, и если в чем можно упрекнуть художника, то только в излишней толщине ног птицы, что, по всей вероятности, вызвано технической необходимостью: фигура петуха слишком массивна и тяжела, чтобы удержаться на более тонких ногах.

    Культура Ифе и Бенина оказала влияние на культуру почти всех народов Гвинейского побережья, от реки Нигер вплоть до реки Вольта и даже к западу от нее. Литье из бронзы до сих пор распространено у многих народов Верхней Гвинеи.

    Очень интересно творчество мастеров-литейщиков Ганы, именно бронзовые отливки гирек для взвешивания золота. Еще арабские путешественники 10-15 вв. сообщали о лежащих далеко на юге странах, где добывается золото. Области добычи золота находились в пределах ныне независимых государств Ганы и Берега Слоновой Кости. У народа бауле, в частности, литье из золота было очень распространено. Сохранилось большое число золотых масочек, которые отличаются большим изяществом и тонкой работой. Они представляют большую редкость. Их носили на шее или у пояса, и, возможно, они изображают головы убитых врагов. Но своему характеру они напоминают небольшие маски, которые мы встречаем на поясах вельмож, изображенных на бронзовых рельефах древнего Бенина. Маски бауле очень разнообразны, но имеют и определенные общие черты: яйцевидное или овальное лицо, надбровные дуги в виде шнура, миндалевидные закрытые глаза, длинный тонкий нос, условно переданные волосы в виде стилизованных скрученных пучков.

    К югу от государств, расположенных вдоль Гвинейского побережья и нижнего течения Нигера, в зоне Экваториальной Африки, также возникло несколько крупных государственных образований. Наиболее значительным среди них являлось царство Конго, где в период его расцвета, в 15-17 вв., торговля и ремесла достигли высокой степени развития. Однако богатые и самобытные художественные традиции сохранились не столько в центрах этого царства, сколько на территории процветавшего в 16-18 вв. далеко от моря, в глубине экваториальных лесов, государства Бушонго (в верховьях реки Кассай - притока Конго). Среди памятников Бушонго заслуживают особого внимания деревянные мемориальные статуи царей, традиция создания которых восходит к началу 17 в. Эти скульптуры, как, например, статуя царя Шамбо Болонгонго, отличают острая экспрессивность формы, лаконически точная и резкая моделировка объемов. Цари изображались сидящими со скрещенными ногами, чуть наклоненными вперед. Непременным атрибутом этих статуй являлись различные предметы, символизирующие достойные увековечения дела правителей. Например, изображение наковальни служило символом того, что при данном царе высокого уровня достигло кузнечное ремесло. Сам Шамбо Болонгонго изображен с игральной доской на коленях в знак того, что игра «лела» появилась в стране в его царствование.

    В целом художественное наследие рабовладельческих и раннефеодальных государств Тропической и Южной Африки обладает значительной эстетической ценностью. Оно опровергает версию ряда буржуазных ученых о внеисторическом этнографически застывшем характере культуры негров, подтверждает, что народы Африки в своем историческом и художественном развитии вышли из стадии первобытного доклассового общества, двигаясь по пути прогресса, достигли высокого уровня общественного разделения труда и производства и создали свою государственность и свою самобытную высокоразвитую художественную культуру. Работорговля, организованная европейцами для снабжения рабочей силой американских плантаций, и последующая колонизация грубо прервали процесс самостоятельного исторического прогресса народов Тропической и Южной Африки и отбросили их назад, на несколько веков затормозив их материальное и духовное развитие.

    Задание на урокПочему африканские
    государства отставали в
    своем развитии от
    европейских стран?

    Вступление.

    Многие историки считали, что народы большей части Африки, населенной
    чернокожими, ничего ценного в культуре не создали и их история началась с
    появлением европейцев. Изучение истории Африканского континента,
    начавшееся сравнительно недавно, опровергло эту теорию.
    Пирамиды Мероэ
    Рисунки бушменов

    1. Народы Африки

    Народы Африки в разных частях континента развивались неравномерно. В
    тропических лесах Центральной Африки жили племена пигмеев, бушменов и
    другие. Они занимались охотой и собирательством. Кочевники Южной
    Сахары разводили скот и обменивали его на нужные им продукты и вещи.
    Пигмеи

    1. Народы Африки

    Другие народы занимались
    земледелием. Больше всего
    сеяли просо и рис,
    выращивали бобы и овощи,
    разводили хлопчатник,
    сахарный тростник и
    кокосовые пальмы.
    Африканцы с давних времен
    плавили железо в глиняных
    печах. Ремесленники
    изготовляли орудия труда,
    оружие, посуду, ткани, вещи
    из стекла и кожи. Африканцы
    рано научились приручать
    слонов, использовали их на
    разных работах ив сражениях.
    Африканский дом

    1. Народы Африки

    Порт
    На просторах равнины в
    междуречье Нигера и Сенегала, в
    долинах этих рек, расположен
    Западный Судан. Здесь добывали
    много золота. О богатствах Судана в
    Средние века ходили легенды. Один
    из арабских географов сообщил, что
    здесь «золото растет в песке, так
    же как морковь, и его собирают на
    восходе солнца». Через Западный
    Судан проходили важнейшие
    торговые пути от Гвинейского
    залива к берегам Средиземного
    моря. Земледельцы торговали с
    кочевниками, обитавшими на
    границе Сахары: в обмен на соль,
    шкуры и скот кочевники получали
    зерно и изделия ремесла. Путь
    через пустыню Сахару был трудным
    и опасным. Не один десяток
    караванов погиб здесь от жажды
    или нападений кочевников.

    2. Западная Африка

    Самым древним
    государством Судана была
    Гана, достигшая
    могущества в X веке. Царь
    Ганы и родовая знать
    разбогатели от торговли
    золотом и солью. У царя
    была большая армия,
    состоявшая из отрядов
    лучников и конницы.
    В столице Ганы был
    огорожен стенами особый
    царский квартал с дворцом,
    святилищем и тюрьмой.
    Здесь проводились
    торжественные царские
    приемы. В другой части
    города были выстроены
    мечети и дома арабских
    купцов.
    Воины-лучники

    10. 2. Западная Африка

    Поселение в
    Мали
    В конце XI века войска султана арабского государства Марокко
    (Север Африки) захватили и разрушили столицу Ганы. Царь
    обязался платить султану дань и вместе со знатью принял ислам.
    Восставшее население вскоре изгнало марокканцев, но территория
    Ганы сократилась, она подчинилась государству Мали.

    11. 2. Западная Африка

    Расцвет Мали относится к XIII веку, когда его правители завоевали
    соседние территории, где проходили караванные пути и добывали золото.
    Правитель и его приближенные приняли ислам. После этого в городах
    поселились мусульманские купцы из Северной Африки.
    Манса Муса – правитель Мали

    12. 2. Западная Африка

    Позже, в XV веке, окрепло
    государство Сонгай.
    Расширение его границ было
    достигнуто в правление
    энергичного, воинственного Али
    Бера (1464-1492). Он построил
    большой речной флот; в армии
    была введена суровая
    дисциплина. Али Бер почти всю
    жизнь провел в походах. Ему
    удалось присоединить к своим
    владениям главные города
    Судана. В африканских
    сказаниях и легендах Али Бер
    предстает волшебником,
    который умел летать,
    становиться невидимкой и
    превращаться в змея.
    Али Бер

    13. 2. Западная Африка

    Работа на поле
    Правители и вельможи держали
    на своих землях по 500-1000
    зависимых людей, которых
    селили в особых поселках.
    Зависимые люди платили
    владельцу оброк, а государству
    налоги. Свободные общинники
    также зависели от знати.
    С середины XVI века Сонгаи
    быстро слабеет. Родственники
    правителя, занимая высокие
    должности, устраивали
    заговоры, влиятельная
    мусульманская знать в городах
    мало считалась с правителями.
    Начавшиеся междоусобные
    войны привели государство в
    упадок. В конце XVI века Сонгаи
    было разгромлено войсками
    султана Марокко.

    14. 3. Восточная Африка

    На севере нынешней Эфиопии в древности существовало государство
    Аксум, расцвет которого был в IV--V веках. Под власть его царей попали
    побережье Южной Аравии с караванными путями и часть Восточного
    Судана.
    Замок в Эфиопии

    15. 3. Восточная Африка

    Христианский
    манускрипт из
    Эфиопии
    Аксум поддерживал
    тесные связи с Римской
    империей, а позднее - с
    Византией. Царь и его
    приближенные приняли
    христианскую веру. В
    стране была создана
    письменность. В VII веке
    арабы отняли у Аксума
    владения в Южной
    Аравии, а затем напали
    на него. Государство
    распалось на отдельные
    княжества; князья вели
    жестокую борьбу за
    престол. В X веке Аксум
    перестал существовать.
    Священнослужители
    эфиопской ортодоксальной
    церкви

    16. 3. Восточная Африка

    На
    восточном
    берегу
    Африки выросли городагосударства. В них охотно
    селились арабы, иранцы,
    индийцы. Здесь строили
    большие корабли, было
    много опытных моряков.
    Купцы из этих городов
    плавали
    на
    своих
    кораблях по Индийскому
    океану,
    торговали
    с
    Индией,
    Ираном
    и
    другими странами Азии.
    Торговые пути

    17. 4. Культура Африки

    Народы Африки сохранили старинные легенды, предания и сказки, где
    реальные события прошлого перемешаны с вымыслом. Сказители бережно
    хранили эти предания, передавали их из поколения в поколение.
    Африканец в национальной одежде

    18. 4. Культура Африки

    Наиболее значительными были достижения средневековой культуры у
    народов Западного Судана. После распространения ислама архитекторыарабы строили там мечети, дворцы, общественные здания.
    Мечеть в Мали

    19. 4. Культура Африки

    Вход в мечеть в Томбукту
    Возникли мусульманские
    школы, а в городе
    Томбукту - высшее
    училище, где изучали
    богословие, историю,
    право, математику,
    астрономию. Ученые
    создали письменность на
    основе местных языков.
    Были основаны
    библиотеки, где
    хранилось, много
    рукописных книг. Книги
    продавали в лавках,
    причем, по словам
    современника, получали
    «больше прибыли, чем от
    прочих товаров».
    Томбукту

    20. 4. Культура Африки

    Когда войска Марокко завоевали Томбукту и другие города Судана,
    архитектурные сооружения и библиотеки были разрушены. Ученых и
    ремесленников угнали в рабство, и почти все они погибли в пути через
    пустыню.
    Судан. У разрушенного храма

    21. 4. Культура Африки

    Немалые достижения
    имели африканцы в
    искусстве. Старинные
    деревянные и
    бронзовые скульптуры
    и маски поражают
    выразительностью. В
    царском дворце в
    Бенине были найдены
    бронзовые доски с
    барельефами
    (выпуклыми
    изображениями) царей
    и вельмож, сценами
    охоты, войны и
    придворной жизни.
    Ритуальная маска

    22. 4. Культура Африки

    Европейцы стали
    осваивать Африку еще в
    античное время. В XIV веке
    они свободно плавали
    вдоль ее северо-западного
    побережья, выменивая
    ножи, стеклянные бусы и
    другие изделия
    европейских
    ремесленников на золото,
    очень ценимую в Европе
    слоновую кость, рога
    носорогов, которым
    приписывали лечебные
    свойства, попугаев для
    знатных дам.
    Рынок в Томбукту. Фото 19 века

    23. 4. Культура Африки

    Тогда же сделала первые шаги торговля европейцев «черными рабами». Их
    крали или покупали у местных вождей, а затем продавали в гаремы султанов,
    использовали в качестве охранников или редких «экспонатов».
    Караван рабов

    24. Использованные материалы

    Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков 6 класс/
    учебник для общеобразовательных школ. - М.: Просвещение,
    2008 г.
    Иллюстрации:
    - Девятайкина Н. И. История Средних веков: Учебное пособие. 6
    класс. Ч. 1 / Девятайкина Н. И. - М.: ОЛМАПРЕСС, 2008.

    25.

    Паломничество Канку Мусы в Мекку
    Канку Муса был самым знаменитым правителем Мали. О его паломничестве
    (хадже) к святым местам в 1324 году стало известно во всем мусульманском
    мире. В пути его сопровождала свита из 8 тысяч воинов и не меньшего числа
    рабов; на верблюдов было нагружено до ста вьюков с золотом весом около
    12 тонн. В каждом городе, куда Канку Муса прибывал в пятницу, он
    приказывал строить мечеть. Даже в центре Сахары он лакомился свежей
    рыбой, которую ему привозили гонцы, а для купания любимой жены
    выкопали огромный бассейн и наполнили его водой из бурдюков.
    Прибыв в Каир, Канку Муса, не торгуясь, платил любую цену за товары и
    раздавал милостыню огромными суммами. В Мекке он покупал дома и
    участки земли для черных паломников. В конце концов деньги, накопленные
    поколениями подданных, у Мусы кончились, но ему так доверяли, что
    каирский купец одолжил большую сумму. Хадж в Мекку укрепил авторитет
    правителя Мали среди мусульман. Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура древних народов Опубликовано 26.03.2016 17:40 Просмотров: 3255

    Искусство Тропической Африки стало известно европейцам только в конце XIX в. Но совершенство этого искусства было поразительным.

    Самобытное искусство народов Тропической Африки развивалось преимущественно в западной ее части: в западном Судане, на Гвинейском побережье и в Конго.
    Конечно, искусство Африки очень разнообразно, можно выделить различные стили африканского искусства со своими особыми чертами. Но в пределах одной небольшой статьи нет возможности подробнее рассмотреть эту тему, поэтому мы даём только обобщенную характеристику всего искусства народов Тропической Африки.
    Искусство и культура Африки до сих пор ещё не полностью изучено, в этом вопросе пока много загадок и пробелов. Хотя открытия делаются постоянно. Археологи уверены, что африканское искусство развивалось не только в Тропической Африке, но и во многих областях Южной и Северной Африки, и в том числе в горных массивах Сахары, которая 7-8 тысяч лет назад была населена народами, занимавшимися охотой, скотоводством и земледелием. В Сахаре найдены тысячи наскальных рисунков и росписей самого различного стиля и самых различных периодов. Древнейшие из них относятся к 5 тысячелетию до нашей эры, более поздние – к первым векам нашей эры

    О существовании доисторических росписей в Сахаре знали давно, но только после экспедиции французского ученого А. Лота в 1957 г. о ней стало широко известно: он привез в Париж более 800 копий наскальных изображений из района горного массива Тассилин. А в настоящее время наскальные изображения обнаружены почти во всей Африке.

    Ландшафт Тассилин-Адджер
    Огромное пустынное плато Тассилин-Адджер (площадь 72 тыс. км²) расположено в Центральной Сахаре, на юго-востоке Алжира. Поверхность Тассилин-Адджера пересекают каньоны, русла высохших древних рек. В скалах Тассили множество гротов и пещер, а также горячих вулканических источников.

    Древние обитатели Тассилин-Адджера оставили свыше 15 тыс. наскальных рисунков и рельефов, датируемых от 7 тысячелетия до н. э. до VII в. н. э. Это один из крупнейших памятников наскального искусства Сахары, объект ЮНЕСКО. Рисунки относятся к различным временным периодам. Самые ранние – петроглифы, они выполнены в натуралистическом стиле и датируются 6000-2000 лет до н. э.

    Сцена охоты
    Это в основном сцены охоты и изображения животных «эфиопской» фауны: слонов, носорогов, жирафов, гиппопотамов, крокодилов, страусов, антилоп, вымершего вида буйвола и др.

    Буйволы
    Животные изображены очень реалистично. Есть некоторые рисунки, выполненные позднее – их стиль уже отличается. Люди, изображённые здесь, относятся к так называемому «бушменскому типу». Это люди в масках, с луками и стрелами. Анри Лот, изучавший рисунки в 1956-1957 гг., называл их «круглоголовые люди».
    Более поздние рисунки конца 3000-1000 лет до н. э. выполнены красками и изображают домашних животных: овец, коз, крупный рогатый скот. Здесь встречаются также изображения лошадей, собак, муфлонов, слонов и жирафов. Рисунки выполнены более условно, чем предыдущая группа. Люди обычно в масках, с луками и стрелами, дротиками, топорами и кривыми палками. Мужчины одеты в короткие широкие плащи, женщины – в колоколообразных юбках.

    Верблюды
    Также были найдены изображения лошадей и повозок с колесами, относящиеся к середине 2 тысячелетия до н. э.- началу нашей эры.
    Появление верблюда на рисунках (200-700 гг. н. э.) знаменует «период верблюда».
    Среди скал также было найдено множество наконечников стрел, скребков, костей, зернотёрок, каменных ножей и др. орудий человека.
    В эпоху неолита эта местность была богата водой и здесь произрастали различные породы лиственных и хвойных деревьев, олеандр, мирт, дуб, цитрусовые и оливковые деревья. В тех местах, где сейчас можно увидеть засыпанные песком долины, протекали полноводные реки. В них было много рыбы и крупных речных животных: бегемотов, крокодилов – об этом свидетельствуют сохранившиеся кости.

    Петроглифы Феццана

    Петроглифы Феццана считаются вершиной первобытного искусства. Местность, где находятся эти изображения, в настоящее время представляет собой безжизненную пустыню. На скалах ясно видны изображения слонов, бегемотов, носорогов, жирафов, быков, антилоп, страусов и других животных, а также фигуры лучников, охотников с дротиками и т. д. Размеры фигур достигают нескольких метров.

    В IV тысячелетии до н. э. из наскальных изображений остаются жирафы, страусы, антилопы, но появляются изображения хищников и первые фигуры быков. Быки в разных позах и ракурсах, то с длинными, то короткими рогами, с рогами, загнутыми назад или изогнутыми в виде лиры, становятся основным объектом изображения.
    Примерно в середине IV тысячелетия до н. э. в Тассилин обосновываются скотоводческие племена, поэтому появляются большие наскальные панно, изображающие перегон скота, сцены войны, охоты, собирания злаков.
    Древние художники высекали свои произведения в скалах или писали их минеральными красками с преобладанием желтых, коричневых, голубых и красноватых тонов. Яичный белок использовался в качестве вяжущего материала. Краски наносились рукой, кистями и перьями.

    Культура Нок

    Область жизнедеятельности Нок

    Древнейшая известная африканская культура была открыта в 1944 г. в местечке Нок (Нигерия), между реками Нигер и Бенуэ. В оловянных шахтах были найдены скульптурные портреты и детали фигур, выполненные почти в натуральную величину из обожженной глины. Эту культуру назвали культурой Нок. С тех пор удалось найти множество предметов этой культуры. Их датировали при помощи метода радиоактивного углерода. Цивилизация Нок возникла в Нигерии примерно за 900 лет до н. э. и загадочно исчезла в 200 году н. э. (конец неолита (каменного века) и начало Железного века). Считается, что цивилизация Нок раньше всех в регионе, расположенном к югу от Сахары, стала изготавливать терракотовые статуэтки.

    Статуэтка Женщины. Высота 48 см. Возраст: от 900 до 1500 лет

    Терракотовая скульптура Нок
    Цивилизация Нок также известна распространением металлургии железа в Африке южнее Сахары. Их культуре принадлежат и бронзовые скульптуры. Их изготовляли с помощью «метода потерянного воска». Грубую глиняную болванку обмазывали толстым слоем воска, из которого лепили модель. Затем её вновь покрывали глиной и заливали в специально оставленное отверстие расплавленный металл. Когда воск вытекал, модель сушили, внешний слой глины разбивали и полученную бронзовую фигурку тщательно шлифовали. Этот метод был известен ещё в Древнем Египте, но убедительных доказательств связи древнего Египта и Нок нет.
    Совершенство лепки и обжига говорит о том, что культура Нок развивалась на протяжении длительного периода. Возможно, ей предшествовала какая-то другая, еще более древняя культура.

    Народ сао

    До наших дней дошли легенды о загадочном народе сао, жившем в районе озера Чад. Эта археологическая культура существовала в X-XIX вв. н. э. в области нижних течений рек Шари и Логоне (территория современной Республики Чад). По преданию, народ сао пришёл в район озера Чад из оазиса Бильма в Сахаре. Население занималось охотой, рыболовством и земледелием, знало металлургию железа, меди и бронзы; были развиты различные ремёсла. Раскопками, произведёнными в середине 20-х гг. XX в. исследованы остатки многочисленных поселений. Открыты руины городских стен и глинобитных домов, множество изделий из глины (скульптура, погребальные урны, детские игрушки, украшения, большие сосуды для хранения зерна), металлов, кости, рога, перламутра. Наиболее интересные произведения глиняной скульптуры (главным образом X в.) – головы и статуи, поражающие гротескной деформацией черт лица.

    Скульптура сао
    Существует легенда о народе сао – это были гиганты, одной рукой перегораживавшие реки, делавшие луки из стволов пальм и легко переносившие на плечах слонов и гиппопотамов. Находки археологов подтвердили, что действительно в X-XVI вв. здесь жил народ, создавший самобытную культуру.
    Сао строили большие города, обнесенные глинобитными стенами 10-метровой высоты, создавали скульптуры из глины и бронзы, в которых обычно сочетались черты человека и животного.
    Кроме скульптурных произведений до нас дошли также бронзовые рельефы с разнообразными сюжетами, украшавшие столбы и стены дворцовых галерей. Бенинские мастера создавали также произведения из слоновой кости и дерева: маски-подвески, жезлы, солонки и т. д.

    Наскальная живопись (Южная Родезия)
    Памятники древнего искусства Африки были обнаружены и в Южной Африке. В 20-х гг. XIX в. в горах Матопо были найдены наскальные изображения мифологического содержания. Среди этих изображений встречаются сцены земледельческих обрядов, вызывания дождя, убиения царя, оплакивания, восхождения на небо.

    Рельеф (Южная Родезия)

    Деревянная скульптура

    Самым распространенным видом искусства Тропической Африки была народная скульптура из дерева. Ее создавали почти все народы от Сахары до Южной Африки, кроме восточных районов, где был распространен ислам. Хотя возраст самых древних дошедших до нас произведений не превышает 150-200 лет, считают, что деревянная скульптура существовала в Тропической Африке издавна, но во влажном тропическом климате дерево очень быстро разрушается.

    Народная скульптура составляет две большие группы: собственно скульптуру и маски. Скульптура была большей частью культовой (изображения различных духов, предков), а маски использовались во время обрядов посвящения юношей и девушек в члены общины, а также во время различных церемоний, праздников, маскарадов и т. д.

    У каждого африканского народа был свой оригинальный стиль скульптуры, но в ней много общих черт. Её обычно вырезали из свежего, непросушенного дерева мягких пород, раскрашивали тремя красками – белой, черной и красно-коричневой, иногда зелёной и синей. Африканские мастера сильно преувеличивали размеры головы, а остальные части фигуры оставались непропорционально маленькими. В масках часто соединялись черты человека и животного.

    Богатые самобытные художественные традиции сохранились на территории процветавшего в XVI-XVIII вв. в глубине экваториальных лесов государства Бушонго (в верховьях реки Кассай, притока Конго).
    Во многих районах Тропической Африки искусство деревянной скульптуры существует и сейчас.

    Искусство средневековой Африки

    Культура Ифе

    И́фе – город на юго-западе Нигерии. Это один из важнейших очагов древней цивилизации в Западной Африке. В XII-XIX вв. Ифе был городом-государством народа йоруба. В Ифе найдены терракотовые головы, монументальные бронзовые головы богов и властителей, выразительные, покрытые орнаментальными украшениями бронзовые полуфигуры (скорее всего, это были цари Ифе).
    Бронзовая скульптура Ифе оказала большое влияние на развитие художественной культуры Бенина – государства, существовавшего до конца XIX в. на территории Нигерии. Йоруба до настоящего времени считают Ифе своей прародиной.
    Когда в результате экспедиций 1910 и 1938 гг. были найдены здесь бронзовые и терракотовые скульптуры, которые не уступали лучшим образцам античного искусства, то эти находки поразили Европу. Трудно установить время исполнения этих фигур, но ориентировочно это XII-XIV вв.

    Портретные скульптуры из Ифе исполнены почти в натуральную величину. Они отличаются пропорциональностью и гармонией – воплощённый идеал человеческой красоты того времени. К тому же бронзовая отливка этих фигур была так же совершенна, как и формы.
    Согласно легенде, искусство бронзового литья было в XIII в. занесено из Ифе в город-государство Бенин. Здесь, как и в Ифе, оно служило царям – оба. Мастера-литейщики жили в специальном квартале города, а особые чиновники строго следили за сохранением секрета бронзового литья.
    Город был уничтожен во время английской карательной экспедиции 1897 г., и многие произведения искусства погибли в огне.

    Бронзовые рельефы Ифе
    Кроме скульптурных произведений, до нас дошли также бронзовые рельефы с разнообразными сюжетами, украшавшие столбы и стены дворцовых галерей. Бенинские мастера создавали также произведения из слоновой кости и дерева: маски-подвески, жезлы, солонки и т. д.
    В некоторых скульптурных головах культуры Ифе можно заметить черты передачи сходства.

    Бронзовая фигура царя
    К XV в. государство Бенин стало господствовать над народом йоруба. Оживлённую торговлю с Бенином вели португальцы (XVII-XVIII вв.), поэтому существует описание этого государства, его великолепных дворцов. Французский путешественник Ландольф даже сравнивал Бенин с крупными французскими городами того времени. О былом великолепии его дворцов рассказывают нам бронзовые рельефы, головы и резные слоновые бивни, хранящиеся теперь в музеях Европы и Америки.

    Бенинская бронза
    Большие бронзовые головы изображают в основном царей Бенина. До сих пор в каждом доме в Бенине находится алтарь, где приносят жертвы предкам, и прежде всего покойному отцу. На алтарях обычно ставятся резные деревянные головы, по возможности точно передающие портретное сходство с умершим.
    По преданию, в середине XIII в. (правление царя Огула) из города Ифе в Бенин прислали мастера-литейщика Игве-Ига, он выучил других мастеров, которые жили в особом квартале вблизи царского дворца. Искусство бронзового литья держали в секрете.

    Бронзовые рельефы украшали залы дворцов и галерей. На них изображали различные сцены из жизни, а также царей, придворных и т.д.
    Культура Ифе и Бенина оказала влияние на культуры почти всех народов Гвинейского побережья.
    Например, литейщики Ганы изготавливали миниатюрные бронзовые отливки гирек для взвешивания золота. Очень распространено было литьё из золота у народов бауле. Их золотые масочки отличаются изяществом. Их носили на шее или у пояса. Возможно, они изображали головы убитых врагов. Маски бауле разнообразны, но имеют и общие черты: овальное лицо, миндалевидные закрытые глаза, длинный тонкий нос, волосы в виде скрученных пучков и др.

    Маска бауле
    Искусство древних и средневековых государств Тропической Африки говорит о том, что народы Африки достигли высокого уровня и создали самобытную высокохудожественную культуру.