Войти
В помощь школьнику
  • Ландшафтная характеристика крымско-кавказской горной стороны
  • В дурном обществе Описание маруси из рассказа в дурном обществе
  • Василий чапаев - биография, информация, личная жизнь Где погиб чапай
  • Английские предлоги места учить всегда уместно!
  • Защита Лондона от наводнений
  • Реферат: Образование в странах Африки южнее Сахары в XXI веке: проблемы и перспективы развития
  • Литературное чтение по следам читать. Урок литературного чтения. В. Бианки. По следам план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему. этап. Работа с текстом во время чтения

    Литературное чтение по следам читать. Урок литературного чтения. В. Бианки. По следам план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему. этап. Работа с текстом во время чтения

    Литературное чтение. 3 класс. УМК «Школа 2100»

    Тема урока: Суровые законы жизни зимнего леса

    Цель: Познакомить учащихся с произведением В. Бианки «По следам». Учить высказывать и отстаивать свою точку зрения, свои суждения о произведении.

    Задачи:

      Продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки

      Содействовать формированию типа правильной читательской деятельности

      Обучать прогнозированию текста на основе заглавия, иллюстрации и ключевым словам

      Учить видеть необычное в обычных явлениях, предметах. Понимать красоту речи в произведении, находить в тексте выразительные средства языка

      Воспитывать нравственные качества через анализ содержания художественного произведения.

    Тип урока: урок работы с новым материалом

    ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ

    Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, авторская презентация

    Учебная литература: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. «Литературное чтение» учебник для 3 класса, 2 часть

    Ход урока:

    Этап урока

    Учитель

    Учащиеся

    Организационный момент

    Ребята, проверьте свою готовность к уроку

    Учащиеся проверяют наличие учебных принадлежностей на своих рабочих местах. Настраиваются на работу.

    Проверка домашнего задания

    Сегодня мы продолжим разговор о зимней красоте природы. И начнем мы его с прослушивания тех стихотворений, которые вы выбрали для заучивания наизусть

    Чтение стихотворений наизусть (слайд 1)

    1 этап. Работа с текстом до чтения

    Антиципация

    Спасибо ребята, стихи прекрасны.

    Мы читали с вами стихи о зиме в городе. А давайте совершим путешествие в зимний лес. У В. Бианки есть произведение об этом. Называется оно «По следам» (слайд 2) .

    О чем пишет В. Бианки?

    Какие произведения вы уже читали?

    Что мы знаем о В. Бианки

    (слайд 3)

    Опираясь на название произведения «По следам» предположите, о ком или о чем оно?

    Посмотрите на иллюстрацию, можно еще что-нибудь сказать о содержании рассказа? (слайд 4)

    А вы хотите совершить путешествие по следам? Тогда слушайте мой рассказ, называйте зверей, по чьим следам мы идем.

    По чьим следам и зачем отправятся герои рассказа В. Бианки?

    В.Бианки пишет о природе, о животных

    «Неслышимка», «Лесная газета», «Хвосты»…

    Виталий Валентинович Бианки родился в Петербурге. Певучая фамилия досталась ему от предков-итальянцев. Отец, ученый работал в Зоологическом музее. А в квартире Бианки расположился небольшой зоопарк. Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь Виталий в возрасте 5-6 лет впервые отправился в настоящее лесное путешествие. С тех пор лес стал для него волшебной страной, раем. Бианки закончил факультет естественных наук в университете. Главным лесным учителем Бианки считал отца. Именно он приучил сына записывать все наблюдения. Через много лет записи преобразились в увлекательные рассказы и сказки. В журнале «Воробей» был опубликован его рассказ «Путешествие красноголового воробья». В 1923 году вышла первая книжка Бианки («Чей нос лучше»).

    Самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». Рассказы из «Лесной газеты» звучали по радио, печатались, наряду с другими произведениями Бианки, на страницах журналов и газет. 35 лет писал Виталий Валентинович о лесе. Умер Виталий Валентинович Бианки 10 июня 1959 года в Ленинграде.

    Ответы учащихся

    Учитель читает рассказ. дети делают свои дополнения (См. приложение №1)

    По следам разных зверей в поисках какого-то особенного зверя.

    2 этап. Работа с текстом во время чтения

    Первичное чтение 1 части и озаглавливание

    Чтение 2 части вслух «по цепочке»

    Чтение 3-6 части хорошо читающими детьми

    Чтение 7 части учителем

    Чтение 8 части самостоятельно детьми

    Прочитайте первую часть самостоятельно про себя.

    Кто герои рассказа?

    Что о них узнали?

    Словарная работа

    Объясните слова, которые встретились в тексте:

      стадо куропачей,

      сапоги валенные,

      без дела валандался

      охота пуще неволи

      фузея, бердана

    Найдите в тексте слова, которыми можно озаглавить 1 часть, подчеркните

    Как вы представляете «диковинного зверя». Кто это может быть?

    Словарная работа:

      Починять

    Какое настроение мы видим в этой части?

    Как нарастает тревога отца?

    Какие действия лесника мы видим?

    Словарная работа

      Мышковать (слайд 6)

      Натропили

    Давайте рассмотрим следы, которые увидел на снегу отец мальчика.

    Как озаглавим эти части?

    Чтение 7 части учителем.

    Прослушайте эту часть.

    Представьте себе состояние отца, напряженность момента.

    Как вы озаглавите эту часть?

    Словарная работа

      Мне невдомек

    Озаглавьте последнюю часть, подчеркните в тексте

    Давайте прочитаем план рассказа, который у нас получился.

    Чтение1 части «про себя».

    Герои рассказа Егорка – сын лесника и его отец.

    Егорке 13 лет, он любит охотиться. Сам лесник – опытный охотник.

    Стая куропаток (слайд 5)

    Бездельничал

    Очень желать чего-то

    Ружье (объяснение в тексте)

    1. «Вот бы самому выследить по следу диковинного зверя!»

    Ответы учащихся

    Чинить, ремонтировать

    Волнение, тревога

    Прислушивается – ничего не слыхать

    Заскочил в избу, выбежал, вскинул ружье к плечу, полыхнул, грохнули, сорвался с места

    2. «Слушает лесник: не отзовется ли где Егорка?»

    Охотиться на мышей

    Прокладка из войлока. которая отделяет порох от пули

    Наделали тропинок из следов

    (слайд 7)

    (слайд 8)

    (слайд 9)

    3. «Круг, значит, дал в темноте по лесу».

    4. «Читает по снегу, как по книге…»

    5. «…..подранка разве охотник бросит?»

    6. «Волки! Настигли проклятые!»

    7. «Сними, тять!»

    Самостоятельное чтение.

    Не могу догадаться

    8. «Здоровый барсучище…»

    Обобщающая беседа

    Объясните смысл названия рассказа «По следам»

    Кто из вас сумеет по памяти назвать всех птиц и зверей, которые встречались в этом рассказе?

    Согласны ли вы с фразой, что лес живет по своим суровым законам?

    Что нового вы узнали для себя из этого рассказа?

    3 этап. Работа с текстом после чтения

    Задание 3 в тетради (с.47) –закончить цитатную характеристику лесника – отца Егорки

    Домашнее задание

    Ребята, дома вам нужно будет записать план рассказа в тетрадь на с. 47 задание №1 и подготовить выразительное чтение части, которая понравилась.

    Приложение №1

    «Кто не знает, тот говорит, что зимой в лесу пусто и неинтересно. Ну какая же тут пустота? Посмотрите-ка. Сколько следов! Только следы надо уметь распознавать, уметь «читать» лесную книгу.

    Вот столпились в кучу молодые осинки. Вокруг них много следов. Снег притоптан, кора кое где обглодана. Кто тут был?

    Вправо от наезженной дороги на неглубоком снегу видны широкие, большие следы. Это пожаловал….

    Набродили, наследили звери на снегу. Не сразу поймёшь, что тут было.

    Налево под кустом начинается заячий след. От задних лап следок вытянутый, длинный; от передних – круглый, маленький.

    Пошёл заячий след по полю. По одну сторону его – другой след, побольше; в снегу от когтей дырки – лисий след. А по другую сторону

    заячьего следа ещё след: тоже лисий, только назад ведёт.

    Заячий дал круг по полю; лисий – тоже. Заячий в сторону; лисий за ним. Оба следа кончаются посреди поля.

    А вот в стороне – опять заячий след. Пропадает, дальше идёт…

    Идёт, идёт, идёт – и вдруг оборвался – как под землю ушёл! И где пропал, там снег примят, и по сторонам будто кто пальцами мазнул.

    Куда лиса делась?

    Куда заяц пропал?

    Конспект урока по чтению.

    Тема: В. Бианки «По следам».

    Учебник «В океане света» Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева 3
    класс, 2 часть.

    Цель урока: познакомить учащихся с творчеством В. Бианки.

    Задачи:
    Образовательная:
    Познакомить учащихся с творчеством В. Бианки;
    Закрепить умения учащихся работать с художественным произведением (выделять в тексте главное и составлять план);
    Совершенствовать навыки чтения;
    Развивающая:
    Развить память, мышление, воображение;
    Способствовать развитию устной речи учащихся (обогащение и усложнение словарного запаса, ее выразительности);
    Воспитывающая:
    Воспитать читательскую самостоятельность, внимательность.

    Метод обучения: словесный, работа с книгой.

    Форма обучения: беседа, чтение, составление плана.

    Этапы урока:
    I Оргмомент (30 с).
    II. Проверка домашнего задания (5 - 7).
    III. Сообщение темы урока (1 - 2 мин).
    IV Подготовительная работа к восприятию текста (5 – 7 мин).
    V. Анализ произведения (15 мин).
    VI. Физминутка (1 мин).
    VII Итог урока (5 мин).
    VIII Домашние задание (1-2).
    Ход урока:
    Оргмомент.
    - Здравствуйте, дети! Давайте подготовимся к уроку. Встанем все красиво:
    выпрямим спинки, поднимем головки, ручки опустим. Теперь я вижу, что
    вы готовы к уроку. Можете садиться!
    Проверка домашнего задания.
    - Ребята, скажите, что вам было задано на дом? (выучить наизусть стихотворение).
    - Кто хочет рассказать стихотворение? Выходи к доске. А остальные внимательно слушают. (Потом читают стихотворение Слюсоренко Оля, Мендарева Ксюша, Санин Егор, Трифанов Дима, Бородина Маша).
    - Молодцы! Остальных я спрошу попозже.
    III. Сообщение темы урока.
    - На прошлых занятиях мы читали с вами стихи о зиме в городе. Сегодня на уроке мы отправимся в загадочный, таинственный зимний лес вместе с автором В. Бианки.
    IV. Подготовительная работа.
    - Вы уже немного знакомы с этим писателем. Скажите, пожалуйста, о чем же пишет В. Бианки? (о природе, животных). Какие его произведения вы читали? (ответы детей). Я смотрю, вы хорошо знаете произведения В. Бианки, и вам не составит труда ответить на такой вопрос: «Какой же идеей проникнуты его произведения?» (Знайте и любите свою природу.)
    - Верно! В. Бианки обращает наше внимание на то, как живут животные в лесу, что интересного может происходить в природе.
    - Ребята, давайте откроем учебники на стр. 80. С каким произведением В. Бианки мы познакомимся сегодня на уроке? Прочитайте название? (По следам)
    - Как вы думаете, кто его герои? (дикие животные) А где будут происходить события? (в лесу) Как вы догадались? (потому что в лесу мы можем увидеть следы диких животных) Ребята, а каких диких животных можно увидеть зимой в лесу? (лису, зайца, волка, лося и др.)
    -Сейчас мы совершим путешествие по следам. Слушайте внимательно и дополняйте мой рассказ, называя зверей, по чьим следам мы идем.
    «Кто не знает, тот говорит, что зимой в лесу пусто и неинтересно. Ну какая же тут пустота? Посмотрите-ка, сколько следов! Только следы надо уметь распознавать, уметь «читать» лесную книгу.
    Вот столпились в кучу молодые осинки. Вокруг них много следов. Снег притоптан, кора кое-где обглодана. Кто же тут был? (зайцы).
    Идем дальше по белой равнине Вправо от наезженной дороги на неглубоком снегу видны широкие, большие следы. Это пожаловал (лось)».
    (По В. Алферову)
    - Кому понравилась лесная прогулка, поднимите руки? Хорошо.
    - А какой след в лесу может оставить человек? Как вы думаете? (Он может оставить след на снег)
    - Ребята, сейчас мы узнаем по чьим следам и зачем отправляются герои произведения В. Бианки «По следам». Мы с вами будем читать рассказ, и по ходу чтения озаглавливать части. Так что будьте внимательны!
    V. Анализ текста.
    - Читаем первую часть про себя.
    - А теперь ответьте на мой вопрос: «Почему Егорке стало скучно?» (потому что целый день сидит в избушке)
    - Где живут Егорка и отец? (В лесу) Почему? (Потому что отец Егорки работает лесником)
    - Чем заинтересовал неизвестный зверь мальчика? (следы у этого зверя были интересные) Что он решил? (выследить диковинного зверя)
    - Что еще вы узнали о Егорке и его отце7 Какие у них были отношения? (Егорка уважал и любил отца. Отец воспитывал мальчика в строгости, многому его научил: охотиться, понимать следы по снегу, трудиться. Отец очень любит мальчика, беспокоится о его безопасности.)
    VI. Физминутка.
    Словарная работа.
    - Ребята, объясните, как вы понимаете следующие слова:
    стадо куропачей (стая куропаток);
    сапоги валенные (валенки);
    без дела валандался (бездельничал);
    охота пуще неволи (очень желать чего-то);
    фузея, бердана (ружье, одноствольное)
    - Подумайте, какими словами из текста можно озаглавить первую часть? (ответы детей)
    - А я озаглавила первую часть так: «Следы таинственного зверя.»
    - Читаем вторую часть про себя. (дети готовят вопросы по ходу чтения. Затем перечитывают вслух и задают вопросы).
    Возможные вопросы:
    - Когда лесник заволновался, что нет дома сына?
    - Какие слова выражения доказывают, что отец беспокоится и ждет сына?
    - Каким мы видим лес? Созвучно ли настроение героя с картиной природы?
    - От чего вздрогнул лесник?
    - Почему отец поспешил в лес?
    - Ребята, подчеркните в тексте слова-действия отца(Поел, вышел, прислушался, стоит, вздрогнул, екнуло в груди, заскочил в избу, выбежал, вскинул двустволку). Почему в такой последовательности автор использует эти слова? (нарастает напряжение, волнение)
    - Ребята, какие слова вам не понятны? (предполагаемые ответы детей)
    - Как можно озаглавить вторую часть?
    - Посмотрите как озаглавила эту часть я:
    - Третью часть читает вслух Катя Царева.
    - Продолжает читать Санин Егор.
    - О чем говорится в этой части? (Как лесник искал в ночном лесу сына).
    - Какие слова повторяются много раз? (тихо, темно). Чем это объясняется?
    - В этой части автор использует очень короткие предложения, с разной интонацией. Почему?
    - Что вы почувствовали прочитав эту часть? О чем задумались?
    - Давайте озаглавим эту часть.
    - Четвертую часть начинает читать Волабуева Настя. Остальные внимательно следят по тексту.
    После первого предложения.
    - Ребята, как можно сказать по-другому? (начало рассветать) Как вы думаете, почему авторский вариант удачнее? (рассвет мы видим глазами лесника, который не спал ночью, а ждал, чтобы чуть светлее стало в лесу.)
    - Настя, продолжай дальше читать.(после первого абзаца)
    - Почему так изменился лесник?
    - Зачем отправился лесник в лес?
    - Почему он мог «читать по снегу, как по книге» ?
    - Какие птицы оставляют следы крестиком? Что вы узнали про сорок?
    - А у белки какие следы? (Вытянутые, продолговатые следы, а за ним точки)
    - Что такое наст?
    - Что это за малики?
    - Продолжает читать Люкина Даша.
    - Какие чувства отец испытывает, идя по следу сына? (тревогу, надежду, гордость за сына).
    - Повторите путь лесника, по каким следам он шел? (Лыжня сына, следы сорок и мышей, след белки, малики, куропаток, обгорелый пыж)
    - Появилась ли уверенность у отца, что сын жив?
    - Озаглавьте 4-ю часть.
    - Закончился ли путь лесника по следам? Куда они приведут?
    - Ребята, сядьте все ровненько. Сейчас я буду читать, а вы внимательно слушайте.
    - Какие следы удивили лесника? Расскажите, как они выглядят.
    - Что такое подранок? Как вы поняли? (Раненный охотником зверь)
    - Почему эта часть кончается словами: «Ходу! Ходу!»?
    - Как можно озаглавить 5-ю часть?
    VII. Итог урока.
    - Ребята, произведение какого автора мы только что прочитали? (В. Бианки)
    - Как называется его рассказ? (По следам)
    - Что вы узнали нового и интересного из прочитанных частей? (кто шел по следам, почему, но еще не узнали, куда приведут следы)
    - Это вы узнаете дома.
    VIII. Домашнее задание.
    - откройте свои дневники и запишите задание на следующий урок:
    Дочитать рассказ, озаглавить части (задание 1 в тетради, с. 36).
    Ответить на вопросы (с. 87)
    - Спасибо вам большое за работу. Вы сегодня хорошо поработали.


    Приложенные файлы

    Класс: 3

    Презентация к уроку


















    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цель : создание условий для формирования активной читательской позиции, помогающей эмоционально вжиться в текст, почувствовать точность и яркость языка писателя, понять основную мысль произведения.

    Оборудование : учебник “В одном счастливом детстве” (автор Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева), портрет В.В Бианки, выставка книг, толковые словари, презентация, карточки с заданием (к игре “Внимательный читатель”).

    Ход урока

    I. Вызов (погружение в тему)

    Звучит музыка (слайды 1-5 ).

    Сказочная и величественная зима. Принося с собой морозы и снежные метели, она погружает землю в зимнюю сказку и хранит в себе множество тайн и секретов.

    Снег летает и сверкает
    Словно пухом устилает
    Все долины и поля...
    Все в природе замирает:
    И поля, и темный лес.
    Снег летает и сверкает,
    Тихо падая с небес.

    (слайды 6-7 ) Кто не знает, тот говорит, что зимой в лесу пусто и неинтересно. Ну какая же пустота? Посмотрите-ка, сколько следов! Только следы надо уметь распознавать, уметь “читать” лесную книгу! И поможет нам в этом писатель, который сказал, “что самое интересное, самое увлекательное занятие - открывать неизведанные тайны в огромном мире, который кругом меня, надо мной и подо мной”.

    Догадались, о ком идет речь. Давайте проверим себя. На помощь придет кроссворд.

    Кроссворд (слайд 8)

    1. “Залез муравей на березу. Долез до вершины, посмотрел вниз, а там на земле, его родной муравейник чуть виден” (“Как муравьишка домой спешил”)
    2. “Береговушке очень понравился её шалашик из сухой травы и мха. – Тут и пол, и стены, и крыша” (“Лесные домишки”)
    3. “На третий год узнал про то дупло желтоглазый Сыч. Прилетел. Видит – дуб, в дубу – дырка с кошачью голову” (“Теремок”)
    4. “Надоело Щенку гонять кур по двору. “Пойду-ка, - думает, - на охоту за дикими зверями и птицами” (“Первая охота”)
    5. “Наладили парус, посадили мышонка в долблённое судёнышко и пустили по течению” (“Мышонок Пик”)

    Определите жанр данных произведений? (сказка)

    Кто герои этих сказок? (животные)

    Только ли В.В. Бианки писал сказки? Докажите.

    II. Осмысление

    Работа с текстом

    Дома вы прочитали рассказ В.Бианки? Кто его главные герои? (мальчик Егорка, лесник )

    Откроем рассказ.

    Что вы узнали об этом мальчике? Давайте соберем всю фактологическую информацию. (Сын лесника, 13 лет, живет с отцом в избушке, в лесу. Отец воспитывает сына в строгости., многому его научил: читать следы, ориентироваться в лесу, стрелять. Егорка любит охотиться.)

    Егорка любит охотиться. Докажите словами текста. (Загорелось Егорке – сейчас в лес бежать. Охота пуще неволи.)

    А Егорки уж нет в избе. Выскочил на двор, стал на лыжи – и в лес.

    Выполнил ли Егорка свое обещание, которое он дал отцу? (Мигом вернусь)

    Обратите внимание на предложения во второй части: Поел. Вышел на крыльцо. Темь непроглядная. Прислушался – ничего не слыхать. Прочитайте их выразительно. А почему именно с такой интонацией? (предложения короткие, передают состояние отца: переживает, волнуется).

    Что еще помогает В. Бианки передать состояние отца, напряженность момента? (описание природы: Темь в лесу – хоть плач! Еловые лапы хватают за одежду, колют лицо. Деревья плотной стеной – не продерёшься. А впереди волки. В голос тянут...)

    Докажите словами текста состояние тятьки? (Голову на руки уронил, да так и замер. Лампа на столе зачадила, мигнула и погасла. Не заметил лесник. Страшный стал: в одну ночь постарел и сгорбился.)

    Мутный забелел свет за окошком. А почему автор не написал, что “начало рассветать”? (Рассвет мы видим глазами лесника: не спал ночью, а ждал, чтобы чуть светлее стало в лесу.)

    Приладил лыжи, бежит лесник, сам глазами по снегу шарит. Почему? Зачем? Для чего? (с.69 - учебник)

    Мы проведем игру “Внимательный читатель” и узнаем, какая группа внимательно умеет читать. Работа по карточкам (приложение).

    Слайды 10-15

    • Следы сороки (с. 69)
    • Следы белки (с. 69)
    • Следы зайца (с.70)
    • Следы куропатки (с.70)
    • Следы лисьи (с.66, 70)
    • Следы барсука (с.70,71, 73)
    • Волчьи следы (с.71) - (страницы учебника)

    Проблемный вопрос

    1.- Поразмышляем и ответим на вопрос: Какие следы в зимнем лесу может оставить человек? (слайд 16 )

    А в произведении В. Бианки какие еще следы оставил Егорка, которые прочитал лесник?

    (С.69 – Видит лесник: Егорка белку на дерево загнал, там ее и стукнул. Свалил в снег с ветки;

    С.71 – Догнал тут Егорка зверя! Снег примят, кровь на нем, серая жесткая шерсть.)

    2. - Давайте посмотрим на еще одно значение СЛЕД – перено сное. В каком значении может еще употребляться слово след?

    Работа со словарями по группам (перено сное: действия, дела, поступки).

    Составление синквейна на тему “След человека” (работа в группах или в парах)

    След человека
    Добрый, негативный
    Радует, помогает, огорчает
    Один поступок может повлиять на целую человеческую жизнь.
    Творить добро

    След человека
    Злой, добрый
    Обижает, радует, помогает
    Хорошие люди умирают, а дела их живут
    Творить добро

    След человека
    Отрицательный, добрый
    Радует, обижает, веселит
    Красив человек, да некрасивы его поступки
    Поступки

    (слайд 17 ) - Какой след оставил В. Бианки? Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее жизнь и воспел ее, показал всю красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Виталия Валентиновича Бианки.

    Книги В. Бианки – это радость общения с природой, радость постоянных открытий. Ведь только тот, кто хорошо знает природу, может ее любить и беречь, умножать ее богатства. Если вы еще не открыли для себя художественный мир писателя, поспешите это сделать.

    III. Рефлексия

    Зажмите руку в кулачок и...

    Кому было интересно – разожмите мизинец;

    Кто считает, что знания пригодятся в жизни – безымянный

    Кому работа в паре была полезна – средний;

    Кто помогал работе в группе – указательный;

    Кому урок понравился – большой.

    Итак, сосчитайте количество разжатых пальцев и узнайте свою отметку за урок.

    IV. Домашнее задание

    Творческая работа (по выбору):

    1. Синквейн на тему “Книги В.Бианки” (пример приведен ниже)

    Книга
    Интересная, познавательная
    Учит наблюдать, понимать, любить
    Радость общения с природой
    Друг человека

    2. Составить диафильм (выполнение задания осуществляется в группе)

    3. “Знаю, узнал, хочу узнать” (составление таблицы по творчеству писателя)

    Ольга Бородачева

    Очень люблю читать произведения писателей анималистов, которые пишут о жизни животных, Одним из таких писателей является Виталий Бианки , его произведения это клад знаний о природе и жизни животных. Поэтому мы с ребятами с удовольствием читаем его рассказы, составляем вопросы, рисуем картинки, делаем поделки и аппликации. Такие произведения воспитывают в детях любовь к родной природе, животным, учат заботиться о птицах, животных, беречь природный мир. Предлагаю вашему вниманию вот такую небольшую викторину по произведению Виталия Бианки "По следам ".

    1 Какое время года описано в произведении ? (Зима) .

    2 Чем занимался отец мальчика когда он собрался в лес? (Подшивал сапоги) .

    3 Кем работал отец мальчика? (Лесником) .

    4 Как звали сына лесника? (Егорка) .

    5 Сколько лет было Егорке(14 лет) .

    6 Что привез отец Егорке из города? (Ружье одноствольное) .

    7 Зачем пошел лесник в сарай? (Чинить сани) .

    8 Каких птиц встретил Егорка в лесу? (Сорок, куропаток) .

    9 Какие птицы спят зарывшись в снег? (Куропатки) .

    10 Каких зверей встретил Егорка в лесу? (Белка, зайцев, волков, барсука) .

    11 Где спрятался мальчик от волков? (На суку большого дерева) .

    12 За каким зверем гнался Егорка? (За барсуком) .

    13 Прочитав произведение расскажи как ты понимаешь значение слова «Лесная книга» ?

    14 Назови главных героев произведения ?

    15 Что тебе понравилось больше всего в произведении , расскажи?

    Публикации по теме:

    Вот такие замечательные персонажи из сказки Виталия Валентиновича Бианки получились у детей группы "Ромашка" после прочтения произведения.

    Предварительная работа:изготавливаются персонажи сказки на основе дисков (фото персонажей данной сказки прилагаются после конспекта). Дети,.

    КВН «Лесные тропинки В. Бианки» КВН «Лесные тропинки В. Бианки». Воспитатели: Постникова Л. В., Курбатова Е. Н. Цели, задачи: познакомить детей с жизнью и.

    Литературная викторина для детей средней группы совместно с родителями «По следам любимых сказок» Ведущий: Уважаемые родители! Мы рады видеть вас в нашем уютном зале. Спасибо вам, что вы пришли на нашу встречу. Это означает, что всех.

    Цель: уточнить и расширить представления детей о птицах. Программное содержание: Расширять и систематизировать представления детей о.

    Проект по знакомству с творчеством Виталия Бианки «Удивительный мир животных и птиц» Паспорт проекта Вид проекта: информационно-продуктивный Длительность проекта: среднесрочный, 01.09.2015 г. – 06.11.2015 г. Участники проекта:.

    Проект в группе общеразвивающей направленности для детей 5–6 лет «Знакомимся с творчеством Виталия Бианки» «Что надо сохранить от ребенка в душе взрослого? Широко открытые на мир глаза, непосредственность. Горячую отзывчивость на все. Мечту. И.

    Но вот тут-то самое смешное: вторая голова стала на ножки, за ней выпялилось, поднялось на лист всё тело чудовища - и оказалось, что чудовище-то одно, а первая его голова, которая с рогом, совсем и не голова, а наоборот - хвост! Оказалось, - это гусеница такая толстая - сиреневый бражник, что ли, называется. И на хвосте у неё не глаза, а просто такие точечки красные.

    Значит, муха с хвостом воевать собиралась. Вот дурёха-то!

    Я гусеницу сковырнул себе в кепку и побежал скорей бабушке показать и рассказать про муху.

    Бабушка стояла посреди избы и выгоняла мух в открытое окно. Машет полотенцем и кричит:

    Кыш, мухи! Кыш, кыш отсюда!

    Я ей всё рассказал, всё объяснил, как было, даже сам показал, как муха рукава засучивала и по трусам себя гладила. А бабушка ну хохотать надо мной!

    Вот уж не понимаю, что тут такого смешного!

    Прямо до слёз дохохоталась и говорит:

    Ох, и мастер ты у меня из мухи слона, делать! Муха и драться-то не собиралась на кулачки, просто она чистилась. И совсем она не такая глупая; она лучше тебя, верно, знала, что это за чудовище лезет, где у него хвост, а где голова. Всё это ты из себя выдумал, потому что по себе судишь. Подумай только: разве мухи дерутся на кулачки? У них и кулаков-то нет.

    Вот подите поговорите с ней! Ну, что она понимает в драке?

    Я не стал с ней спорить, - пусть думает, что хочет. Я только сказал:

    Бабушка, а ты зачем кричишь: «Кыш, мухи, кыш, кыш, кыш из комнаты!» Думаешь, они слова твои понимают?

    Ну, бабушка мне ничего не ответила. А всё-таки потом уж больше не кричала на мух: «Кыш, мухи, кыш!»

    ПО СЛЕДАМ

    Снежная книга

    Набродили, наследили звери на снегу. Не сразу поймёшь, что тут было.

    Налево под кустом начинается заячий след. От задних лап следок вытянутый, длинный; от передних - круглый, маленький.

    Пошёл заячий след по полю. По одну сторону его - другой след, побольше; в снегу от когтей дырки - лисий след. А по другую сторону

    заячьего следа ещё след: тоже лисий, только назад ведёт.

    Заячий дал круг по полю; лисий - тоже. Заячий в сторону; лисий за ним. Оба следа кончаются посреди поля.

    А вот в стороне - опять заячий след. Пропадает, дальше идёт…

    Идёт, идёт, идёт - и вдруг оборвался - как под землю ушёл! И где пропал, там снег примят, и по сторонам будто кто пальцами мазнул.

    Куда лиса делась?

    Куда заяц пропал?

    Разберём по складам.

    Стоит куст. С него кора содрана. Под кустом натоптано, наслежено. Следы заячьи. Тут заяц жировал: с куста кору глодал. Встанет на задние лапы, отдерёт зубами кусок, сжуёт, переступит лапками, рядом ещё кусок сдерёт. Наелся и спать захотел.

    Пошёл искать, где бы спрятаться.

    А вот - лисий след, рядом с заячьим. Было так: ушёл заяц спать. Час проходит, другой. Идёт полем лиса.

    Глядь, заячий след по снегу! Лиса нос к земле.

    Принюхалась: след свежий!

    Побежала по следу.

    Лиса хитра, и заяц не прост: умел свой след запутать. Скакал, скакал по полю, завернул, выкружил большую петлю, свой же след пересёк - и в сторону.

    След пока ещё ровный, неторопливый: спокойно шёл заяц, беды за собой не чуял.

    Лиса бежала, бежала - видит: поперёк следа свежий след.

    Не догадалась, что заяц петлю сделал.

    Свернула вбок - по свежему следу: бежит, бежит - и стала: оборвался след! Куда теперь?

    А дело простое: это новая заячья хитрость: двойка.

    Заяц сделал петлю, пересёк свой след, прошёл немного вперёд, а потом обернулся - и назад по своему следу.

    Аккуратно шёл - лапка в лапку.

    Лиса постояла, постояла - и назад.

    Опять к перекрёстку подошла.

    Всю петлю выследила.

    Идёт, идёт, видит - обманул её заяц: никуда след не ведёт!

    Фыркнула она и ушла в лес по своим делам.

    А было вот как: заяц двойку сделал - прошёл назад по своему следу.

    До петли не дошёл - и махнул через сугроб - в сторону.

    Через куст перескочил и залёг под кучу хвороста. Тут и лежал, пока лиса его по следу искала.

    А когда лиса ушла, - как прыснет из-под хвороста - и в чащу.

    Прыжки широкие, - лапки к лапкам: гонный след.

    Мчит без оглядки. Пень по дороге. Заяц мимо. А на пне…

    А на пне сидит большой филин.

    Увидал зайца, снялся, так за ним и стелет. Настиг и цап в спину всеми когтями!

    Ткнулся заяц в снег, а филин насел, крыльями по снегу бьёт, от земли отрывает.

    Где заяц упал, там снег примят. Где филин крыльями хлопал, - там знаки на снегу, будто от пальцев.

    По следам

    Скучно Егорке целый день в избе. Глянет в окошко: бело кругом. Замело лесникову избушку снегом. Белый стоит лес.

    Знает Егорка полянку одну в лесу. Эх, и местечко! Как ни придёшь - стадо куропачей из-под ног. Фррр! Фррр! - во все стороны. Только стреляй!

    Да что куропатки! Зайцы там здоровые! А намедни видал Егорка на поляне ещё след - неизвестно чей. С лисий будет, а когтищи прямые, длинные.

    Вот бы самому выследить по следу диковинного зверя. Это тебе не заяц! Это и тятька похвалит.

    Загорелось Егорке: сейчас в лес бежать!

    Отец у окошка сапоги валяные подшивает.

    Тять, а тять!

    Чего тебе?

    Дозволь в лес: куропачей пострелять!

    Ишь, чего вздумал, на ночь глядя-то!

    Пусти-и, тять! - жалобно тянет Егорка.

    Молчит отец; у Егорки дух заняло, - ой, не пустит!

    Не любит лесник, чтоб парнишка без дела валандался. А и то сказать: охота пуще неволи. Почему мальчонке не промяться? Всё в избе да в избе…

    Ступай уж! Да гляди, чтоб до сумерок назад. А то у меня расправа коротка: отберу фузею и ремнём ещё настегаю.

    Фузея - это ружьё. У Егорки своё, даром что парнишке четырнадцатый год. Отец из города привёз. Одноствольное, бердана называется. И птицу и зверя из него бить можно. Хорошее ружьё.

    Отец знает: бердана для Егорки - первая вещь на свете. Пригрози отнять - всё сделает.

    Мигом обернусь, - обещает Егорка. Сам уже полушубок напялил и берданку с гвоздя сдёрнул.

    То-то, обернусь! - ворчит отец. - Вишь, по ночам волки кругом воют. Смотри у меня!

    А Егорки уж нет в избе. Выскочил на двор, стал на лыжи - и в лес.

    Отложил лесник сапоги. Взял топор, пошёл в сарай сани починять.

    Смеркаться стало. Кончил старик топором стучать.

    Время ужинать, а парнишки нет.

    Слышно было: пальнул раза три. А с тех пор ничего.

    Ещё время прошло. Лесник зашёл в избу, поправил фитиль в лампе, зажёг её. Вынул каши горшок из печи.

    Егорки всё нет. И где запропастился, поганец?

    Поел. Вышел на крыльцо.

    Темь непроглядная.

    Прислушался - ничего не слыхать.

    Стоит лес чёрный, суком не треснет. Тихо, а кто его знает, что в нём?

    Воууу-уу!..

    Вздрогнул лесник. Или показалось? Из лесу опять:

    Воуу-уу!..

    Так и есть, волк! Другой подхватил, третий… целая стая!

    Ёкнуло в груди: не иначе, на Егоркин след напали звери!

    Вуу-вооу-уу!..

    Лесник заскочил в избу, выбежал - в руках двустволка. Вскинул к плечу, из дул полыхнул огонь, грохнули выстрелы.

    Волки пуще. Слушает лесник: не отзовётся ли где Егорка?

    И вот из лесу, из темноты, слабо-слабо: «бумм!»

    Лесник сорвался с места, ружьё за спину, подвязал лыжи - и в темноту, туда, откуда донёсся Егоркин выстрел.

    Темь в лесу - хоть плачь! Еловые лапы хватают за одежду, колют лицо. Деревья плотной стеной - не продерёшься.