Войти
В помощь школьнику
  • Ландшафтная характеристика крымско-кавказской горной стороны
  • В дурном обществе Описание маруси из рассказа в дурном обществе
  • Василий чапаев - биография, информация, личная жизнь Где погиб чапай
  • Английские предлоги места учить всегда уместно!
  • Защита Лондона от наводнений
  • Реферат: Образование в странах Африки южнее Сахары в XXI веке: проблемы и перспективы развития
  • Рассказ «Фантазеры. Рассказ «Фантазеры Фантазеры главные герои

    Рассказ «Фантазеры. Рассказ «Фантазеры Фантазеры главные герои

    , урок-размышление , 1-4 классы

    Презентация к уроку



















    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цели:

    • Образовательные
    : организовать деятельность учащихся по формированию целостного представления об основной идее произведения, найти отличия при толковании понятий: неправда и фантазия, врун и фантазёр.

  • Развивающие : создать условия для формирования выразительного чтения, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся.
  • Воспитывающие : содействовать воспитанию нравственных качеств.
  • Оборудование: компьютер и проектор, учебник, презентация “Н.Носов “Фантазёры”, карточки для индивидуальной работы и рефлексии.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    Долгожданный дан звонок,
    Начинается урок.

    2. Введение в тему урока.

    Хотите узнать, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (2 слайд)

    Для этого вам нужно составить слово из букв:

    з я а т ф а н и (фантазия)

    Подберите синонимы к слову фантазия.

    (неправда, выдумка, небылица, воображение)

    Из словаря Ожегова:

    Фантазия – нечто надуманное, неправдоподобное, несбыточное.

    Образуйте от слова фантазия однокоренной глагол (3 слайд)

    (фантазировать)

    Из словаря Ожегова:

    Фантазировать – выдумывать что-нибудь неправдоподобное, несбыточное.

    Как называют человека, который любит фантазировать? (4 слайд)

    (фантазёр, выдумщик, сочинитель)

    Из словаря Ожегова:

    Фантазёры – это люди, которые любят фантазировать, мечтать.

    3. Постановка цели урока.

    Предположите, о чём мы будем сегодня говорить на уроке (слайд 5)

    Страна Вообразилия –
    Такую мы все знаем.
    И с Николаем Носовым
    Там снова побываем.
    Неправда и фантазия.
    Как их нам распознать?
    Для этого и будем
    Сегодня мы читать.

    На уроке литературы мы размышляем над рассказом Н.Носова “Фантазёры”.

    4. Открытие нового

    Назовите главных героев рассказа (слайд 6)

    (Мишутка и Стасик)

    Что можете о них сказать?

    (любят фантазировать, наши ровесники, хорошие друзья)

    5. Кто лучший сочинитель?

    Прочитайте, что придумывал Мишутка: (слайд 7)

    Мне 140 лет.
    Был большой, а стал маленький.
    Могу реку переплыть, океан.
    Напала акула, откусила голову, другая выросла.
    Раздавил автобус.

    Прочитайте, что придумывал Стасик.

    Мне 95 лет.
    Был маленький, вырос, снова стал маленький, а потом опять вырасту.
    Мог море переплыть.
    Раньше летать умел, потом разучился.
    Крокодил съел, а потом выплюнул.
    На луну летал.

    Кто, по-вашему, лучший сочинитель?

    (Мишутка интереснее придумывает, ему даже Стасик позавидовал.

    Стасик интереснее – он сказал, что летал на Луну)

    6. Давайте подумаем

    А как друзья сами называют свои фантазии? (слайд 8)

    (враки, враньё)

    Что же получается, что враньё и фантазия – это одно и то же?

    (Нет, фантазия никому вреда не приносит.

    Мальчики придумывали для собственного удовольствия.)

    Чем отличается врун от фантазёра?

    Врун - это лгун, который говорит неправду с выгодой для себя.

    Фантазёр – это выдумщик, получающий удовольствие от самого процесса сочинения.

    Какой ещё герой присутствует в рассказе? (слайд 9)

    Как он отнёсся к игре ребят? Прочитайте.

    (Вот врут – то! И вам не стыдно?

    “Сказки! – презрительно фыркнул Игорь)

    Что значит презрительно?

    (неуважительно, с отвращением)

    Презрение – чувство полного пренебрежения, крайнего неуважения.

    А зачем Игорь стал с мальчиками играть?

    (Хотел доказать ребятам, что фантазировать очень легко.)

    Почему Стасик и Миша обрадовались, что Игорь решил сочинить историю?

    (Им было бы интересно услышать что-нибудь новенькое.)

    Как Игорь пытался придумывать? Прочитайте.

    Что можете сказать об истории Игоря?

    (Это не фантазия. Это было на самом деле.

    Игорь поступил нечестно.

    От его слов пострадала сестрёнка.)

    (Он хочет показать, что сочинять Игорю трудно.)

    7. Фантазировать легко?

    Смог ли Игорь сочинить интересную историю? Почему? (слайд 10)

    (нет фантазии)

    Как ребята отнеслись к поступку Игоря?

    (Они осудили поступок Игоря и не захотели с ним сидеть.)

    Как вы относитесь к поступку мальчика?

    (Игорь поступил подло.
    Он намазал губы сестрёнке вареньем, когда она спала.
    Игорь обманул не только Иру, но и маму.
    Он врун и обманщик.)

    Как назвали Игоря мальчики?

    Часто ли мы используем в речи такое грубое слово?

    Кого встретили мальчики, когда Игорь ушёл?

    Какое у неё было настроение?

    (грустное)

    Какие слова помогли это понять?

    (глаза у неё были заплаканные)

    Мишутка и Стасик посочувствовали Ире. Они предложили ей мороженое.

    А как бы вы утешили девочку?

    (Не переживай, Ира.
    Пойдём к твоей маме, мы расскажем ей правду.
    Не плачь, Ира. Это не самое страшное в жизни.)

    Как вы считаете, удалось ли Мишке и Стасику утешить Иру?

    Какие слова в тексте подтверждают это?

    (Ира засмеялась.)

    8. Давайте подумаем

    Дадим характеристику поступкам героев (слайд 11)

    Вам помогут зашифрованные слова. Соберите слово с помощью букв алфавита.

    3, 29, 14, 29, 19, 6, 13

    21, 14, 29, 19, 6, 13

    А -1 Б-2 В-3 Г-4 Д-5 Е-6 Ё-7 Ж-8 З-9 И-10 Й-11
    К-12 Л-13 М-14 Н-15 О-16 П-17 Р-18 С-19 Т-20 У-21 Ф-22
    Х-23 Ц-24 Ч-25 Ш-26 Щ-27 Ь-28 Ы-29 Ъ-30 Э-31 Ю-32 Я-33

    3, 29, 14, 29, 19, 6, 13

    21, 14, 29, 19, 6, 13

    Точное определение этих слов можно найти в толковом словаре.

    Вымысел – это то, что создано воображением, фантазией.

    Умысел – это заранее обдуманное тайное намерение, обычно заслуживающее осуждения.

    Чей поступок можно назвать вымыслом, а чей умыслом?

    (вымысел – Мишутка и Стасик,

    умысел – Игорь)

    9. Чтение по ролям

    Сколько частей – диалогов можно выделить в тексте? (слайд 12)

    1 диалог – Мишутки и Стасика.

    2 диалог – разговор с Игорем.

    3 диалог – встреча с Ирой.

    10. Работа в паре

    Тест “Внимательный читатель” (слайд 13)

    2) Вставьте пропущенные слова:

    Мишутка и Стасик сидели... на скамеечке и разговаривали.

    а) во дворе

    3) Игорь намазал Ире вареньем...

    4) Сколько порций мороженого смогли купить Мишутка и Стасик?

    а) дети сочиняли смешные истории

    б) дети обманывали

    в) рассказ о детях

    6) Соберите пословицу: дана, добрые, жизнь, на, дела.

    Проверим работу.

    1) Николай Николаевич Носов

    5) дети сочиняли смешные истории

    6) Жизнь дана на добрые дела.

    Как вы думаете, почему я предложила вам эту пословицу?

    11. Фантазировать легко?

    А вам приходилось когда-нибудь фантазировать? (слайд 14)

    Ребята нашего класса создали книжки – самоделки. Прочитайте эти забавные истории.

    12. Итог урока

    Какую цель мы поставили в начале урока? (слайд 15)

    (понять, чем отличается неправда от фантазии)

    Достигли мы этой цели?

    Почему рассказ называется “Фантазёры”, а не “Вруны” или “Обманщики”?

    (главные герои фантазируют без злого умысла)

    Чему учит нас рассказ?

    (выдумка и фантазия не должны приносить людям зло)

    Николай Носов интересно, легко, с юмором и очень просто рассказывает нам о человеческих достоинствах и недостатках. (слайд 16)

    Читая рассказы Носова, вы можете научиться варить кашу, строить инкубатор, делать бенгальские огни. А ещё быть честными, правдивыми, любознательными, смелыми.

    13. Рефлексия

    Попробуйте оценить собственные успехи на уроке: (слайд 17)

    • получилось отлично
    • не все задания выполнил так, как хотел
    • получилось не так, как хотелось

    14. Домашнее задание (по выбору) (слайд 18)

    • 1 – пересказ диалога (по выбору);
    • 2 – рисунок фантазий Мишутки или Стасика;
    • 3 – сочинение собственной небылицы.

    Год написания: 1938-1945 Жанр: рассказ

    Главные герои: друзья Стас и Мишка, мальчишки, соседский мальчик постарше Игорь, его сестра Иришка

    Рассказ Евгения Носова "Фантазеры" я прочитал несколько раз, потому, что он очень мне понравился. Это история о двух веселых и добрых мальчиках. Стасик и Мишутка очень любят придумывать всякие забавные и фантастические истории. У них такая своеобразная игра: кто кого переврет. Но это не вранье, не ложь, от которой бывает кому-то плохо. Ребята просто рассказывают друг другу разные сказки, тренируя собственное воображение и развивая речь.(для читательского дневника)

    В своих фантазиях мальчишкам больше ста лет, они большие и сильные. Стасик и Мишутка могут переплыть моря и океаны, одним ударом в нос сразить злую акулу, ходить, оставшись без головы. Их выдумки смешные, добрые и безобидные. Дети часто добавляют к рассказанной истории правдивую деталь, которая меняет всю картину. Раздавленный ногой автобус был игрушечным. Полет на Луну происходил ночью и во сне. А съеденное ведро мороженого было маленьким и бумажным. Все меняется, когда к мальчикам на скамейке подсаживается Игорь соседский мальчишка.

    Игорю не нравятся светлые сказки, придуманные ребятами. Он говорит, что от них никакой нет пользы. И рассказывает пример из своей жизни, который произошел вчера. Когда родители куда-то ушли вечером, Игорь залез без спросу в буфет и съел варенье из банки. А чтобы мама его не наказала, он испачкал вареньем рот младшей сестренке и все свалил на нее. Ира незаслуженно понесла наказание. Мама отругала девочку и не пустила на следующий день на прогулку. Маленькие Стас и Миша, в отличие от Игоря, видят разницу между враньем и фантазией. Им неприятен подлый поступок Игоря и он сам. Они прогоняют мальчишку из своей компании. Ребята покупают одно мороженое на двоих, потому, что у них не хватает денег. Но, не сговариваясь, хотят отдать эскимо Ире, увидев как она плачет. Они ведь знают, что Ира пострадала за чужую вину. Иришка тоже добрая девочка. Она предлагает поделить порцию мороженого на троих.

    Главная мысь. Чему учит рассказ Фантазеры Носова

    Рассказ "Фантазеры" учит нас видеть разницу между гадкой ложью и доброй фантазией. Врать нельзя, особенно, если от этого будет кому-то плохо. А мечтать можно. Ведь это развивает воображение. От мечты еще никому не было плохо. А еще это короткое произведение учит состраданию к тем, кто пострадал безвинно.

    Картинка или рисунок Фантазеры

    Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

    • Краткое содержание Крутые горы Лиханов

      Началась война. Когда это произошло, никто не осознавал что случилось. Я, совсем еще мальчишка, радостно провожал отца на фронт. Я и не догадывался, что нас ждет впереди. Осознание происходящего приходило потихоньку

    • Краткое содержание Последний дюйм (Отец и сын) Олдридж

      Бен был хорошим летчиком и, налетав за свою жизнь много тысяч миль, он все еще испытывал удовольствие от полетов. Долгое время он проработал в Канаде, затем в Саудовской Аравии в нефтеэкспортной компании, которая вела разведку нефти по побережью Египта.

    • Краткое содержание Гончаров Обломов
    • Краткое содержание Громова Сахарный ребенок

      Маленькая девочка по имени Стелла жила в прекрасной квартире с мамой и папой. Родители всегда находили время на ребёнка, играли с девочкой, пели песни, и рассказывали ей сказки.

    • Краткое содержание Куприн Четверо нищих

      Этот рассказ Куприна по-французски изящен. Здесь автор раскрывает историю десерта, которую он сам признаётся, что мог «случайно» придумать. В самом начале автор обращается к читателю с вопросом об этом десерте

    Страница 0 из 0

    A- A+

    Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврет.

    Сколько тебе лет? - спрашивает Мишутка.

    Девяносто пять. А тебе?

    А мне сто сорок. Знаешь, - говорит Мишутка, - раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький.

    А я, - говорит Стасик, - сначала был маленький, а потом вырос большой, а потом снова стал маленький, а теперь опять скоро буду большой.

    А я, когда был большой, всю реку мог переплыть, - говорит Мишутка.

    У! А я море мог переплыть!

    Подумаешь - море! Я океан переплывал!

    А я раньше летать умел!

    А ну, полети!

    Сейчас не могу: разучился.

    А я один раз купался в море, - говорит Мишутка, - и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову - и откусила.

    Нет, правда!

    Почему же ты не умер?

    А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошел домой.

    Без головы?

    Конечно, без головы. Зачем мне голова?

    Как же ты шел без головы?

    Так и шел. Будто без головы ходить нельзя.

    Почему же ты теперь с головой?

    Другая выросла.

    "Ловко придумал!" - позавидовал Стасик. Ему хотелось соврать получше Мишутки.

    Ну, это что! - сказал он. - Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел.

    Вот так соврал! - рассмеялся Мишутка.

    Вовсе нет.

    Почему же ты теперь живой?

    Так он же меня потом выплюнул.

    Мишутка задумался. Ему хотелось переврать Стасика. Он думал, думал, наконец говорит:

    Один раз я шел по улице. Кругом трамваи, автомобили, грузовики...

    Знаю, знаю! - закричал Стасик. - Сейчас расскажешь, как тебя трамвай переехал. Ты уже врал про это.

    Ничего подобного. Я не про это.

    Вот я иду, никого не трогаю. Вдруг навстречу автобус. Я его не заметил, наступил ногой - раз! - и раздавил в лепешку.

    Ха-ха-ха! Вот это враки!

    А вот и не враки!

    Как же ты мог раздавить автобус?

    Так он же совсем маленький был, игрушечный. Его мальчишка на веревочке тащил.

    Ну, это не удивительно, - сказал Стасик. - А я раз на Луну летал.

    Эва, куда махнул! - засмеялся Мишутка.

    Не веришь? Честное слово!

    На чем же ты летал?

    На ракете. На чем еще на Луну летают? Будто не знаешь сам!

    Что же ты там на Луне видел?

    Ну, что... - замялся Стасик. - Что я там видел? Ничего и не видел.

    Ха-ха-ха! - рассмеялся Мишутка. - А говорит, на Луну летал!

    Конечно, летал.

    Почему же ничего не видел?

    А темно было. Я ведь ночью летал. Во сне. Сел на ракету и как полечу в космическое пространство. У-у-у! А потом как полечу обратно... Летел, летел, а потом бряк о землю... ну и проснулся...

    А-а, - протянул Мишутка. - Так бы сразу и говорил. Я ведь не знал, что ты - во сне.

    Тут пришел соседский Игорь и сел рядом на скамеечке. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, потом говорит:

    Вот врут-то! И вам не стыдно?

    А чего стыдно? Мы же никого не обманываем, - сказал Стасик. - Просто выдумываем, будто сказки рассказываем.

    Сказки! - презрительно фыркнул Игорь. - Нашли занятие!

    А ты думаешь, легко выдумывать!

    Чего проще!

    Ну, выдумай чего-нибудь.

    Сейчас... - сказал Игорь. - Пожалуйста.

    Мишутка и Стасик обрадовались и приготовились слушать.

    Сейчас, - повторил Игорь. - Э-э-э... гм... кхм... э-э-э...

    Ну, что ты все "э" да "э"!

    Сейчас! Дайте подумать.

    Ну, думай, думай!

    Э-э-э, - снова сказал Игорь и посмотрел на небо. - Сейчас, сейчас... э-э-э...

    Ну, чего же ты не выдумываешь? Говорил - чего проще!

    Сейчас... Вот! Один раз я дразнил собаку, а она меня цап за ногу и укусила. Вот даже шрам остался.

    Ну и что же ты тут выдумал? - спросил Стасик.

    Ничего. Как было, так и рассказал.

    А говорил - выдумывать мастер!

    Я мастер, да не такой, как вы. Вот вы все врете, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза.

    Какая польза?

    А вот. Вчера вечером мама и папа ушли, а мы с Ирой остались дома. Ира легла спать, а я залез в буфет и съел полбанки варенья. Потом думаю: как бы мне не попало. Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: "Кто варенье съел?" Я говорю: "Ира". Мама посмотрела, а у нее все губы в варенье. Сегодня утром ей от мамы досталось, а мне мама еще варенья дала. Вот и польза.

    Значит, из-за тебя другому досталось, а ты и рад! - сказал Мишутка.

    А тебе что?

    Мне ничего. А вот ты этот, как это называется... Брехун! Вот!

    Сами вы брехуны!

    Уходи! Не желаем с тобой на лавочке сидеть.

    Я и сам не стану с вами сидеть.

    Игорь встал и ушел. Мишутка и Стасик тоже пошли домой. По дороге им попалась палатка с мороженым. Они остановились, стали рыться в карманах и считать, сколько у них денег. У обоих набралось только на одну порцию мороженого.

    Купим порцию и разделим пополам, - предложил Игорь.

    Продавщица дала им мороженое на палочке.

    Пойдем домой, - говорит Мишутка, - разрежем ножом, чтоб было точно.

    На лестнице они встретили Иру. Глаза у нее были заплаканные.

    А ты чего ревела? - спрашивает Мишутка.

    Меня мама гулять не пускала.

    За варенье. А я его и не ела. Это Игорь на меня наговорил. Наверное, сам съел, а на меня свалил.

    Конечно, Игорь съел. Он сам нам хвастался. Ты не плачь. Пойдем, я тебе свою пол порцию мороженого дам, - сказал Мишутка.

    И я тебе свою пол порцию отдам, вот только попробую разочек и отдам, - пообещал Стасик.

    А вы разве не хотите сами?

    Не хотим. Мы уже по десять порций съели сегодня, - сказал Стасик.

    Давайте лучше это мороженое на троих разделим, - предложила Ира.

    Правильно! - сказал Стасик. - А то у тебя заболит горло, если ты одна всю порцию съешь.

    Пошли они домой, разделили мороженое на три части.

    Вкусная штука! - сказал Мишутка. - Я очень люблю мороженое. Один раз я съел целое ведро мороженого.

    Ну, ты выдумываешь все! - засмеялась Ира. - Кто тебе поверит, что ты ведро мороженого съел!

    Так оно ведь совсем маленькое было, ведрышко! Такое бумажное, не больше стакана...

    урока литературного чтения во 2 классе

    «Н.Носов «Фантазёры». Нравственная проблема,

    определяющая смысл рассказа»

    УМК «Перспективная начальная школа»

    Ершова Татьяна Анатольевна,

    учитель начальных классов

    Цели: 1. На материале урока создать условия для формирования умений определять и анализировать характеры и поступки героев, умений анализировать иллюстрации, уточнить представления детей о фантазии и вранье и на основе этого выявить тему и идею произведения. Продолжить работу над совершенствованием навыков чтения (осознанность, правильность, выразительность).

    2. Развивать речь учащихся, обогащая ее художественным словом, образное мышление и творческое воображение, умения анализировать, обобщать, делать выводы.

    3. Воспитывать у учащихся нравственные качества личности: честность, сочувствие; коммуникативную культуру в процессе работы в парах.

    Оборудование: карточки со словами для учителя и учащихся (в конвертах), портрет Н.Носова, аудиозапись песни из мультфильма, иллюстрации к рассказу, сердечки, выставка книг Н.Носова, учебник «Литературное чтение» 3 класс (авт. Чуракова Н.А.), записи на доске.

    Ход урока

      Оргмомент.

      Эмоциональный настрой.

    К нам пришли сегодня гости. Мы им, конечно, очень рады. Повернитесь к ним и улыбнитесь – поделитесь своей радостью. Они вам тоже улыбнутся. От наших улыбок в классе стало так тепло, светло и уютно.

    III . Сообщение темы и цели урока.

    К нам в класс пришли две срочные телеграммы. Назовите отправителя телеграммы и рассказ.

    Горка получилась хорошая. Скользкая.


    (Котька «На горке»)

    Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?


    (Вадик «Живая шляпа»)

    Как вы думаете, что общего в этих рассказах? (Их написал Н.Носов)

    Вы теперь, наверно, сами сумеете рассказать, о чем пойдет речь на уроке?

    Мы познакомимся еще с одним рассказом Н.Носова.

    А еще мне бы очень хотелось представить вам этого писателя.

    IV . Вводная беседа.

    1. Знакомство с биографией писателя.

    Николай Николаевич Носов родился в 1908 году в Киеве, в семье актера. После окончания школы учился в Москве, в институте кинематографии. Он работал режиссером, поставил немало мультипликационных, научных и учебных фильмов. О том, чтобы стать писателем, он не думал.

    Посмотрите внимательно на портрет писателя. Каким он вам кажется человеком?

    Носов был человеком необщительным, замкнутым. Он был удивительно деликатным, ранимым и даже неуверенным в себе. От природы обладал разнообразными талантами. О себе Николай Николаевич написал:

    «В школьные годы мечтал стать музыкантом, потом забросил скрипку, увлекся химией и готовился к поступлению на химический факультет Политехнического института, потом передумал и поступил в Художественный институт, работал в кино, потом стал детским писателем».

    Как же получилось, что Н.Носов стал писателем? У него подрастал сын и просил все новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забавные рассказы, которые все так полюбили.

    2. Словарная работа.

    Деление слов на группы (в парах).

    Прежде чем начать работу над новым рассказом, предлагаю поработать в парах и поделить слова на две группы.

    (Карточки со словами лежат в конвертах на партах. После обсуждения в парах решение выносится на доску.)

    Чем отличаются фантазия и ложь, поможет узнать рассказ «Фантазеры».

    V . Осмысление прочитанного.

    1. Проверка первичного восприятия.

    Я просила вас ознакомиться с текстом рассказа дома. Скажите, какие чувства вы испытали, когда читали этот рассказ?

    Что произвело на вас впечатление?

    2. Выборочное чтение.

    Действие в рассказе развивается очень быстро, события следуют одно за другим. Мы говорили на предыдущих уроках, что очень трудно изобразить на одной иллюстрации действие. Поэтому художник создает серию картинок, каждая из которых соответствует какому-то одному моменту действия, а все вместе они рассказывают о том, что случилось.



    (Дети находят и зачитывают отрывки из текста, соответствующие иллюстрациям.)

    Как вы считаете, к каким очень важным эпизодам рассказа художник «забыл» нарисовать иллюстрации? (Разговор с Игорем, обман Игоря, расстроенная Ира.)

    3. Чтение по ролям.

    Читают три подготовленных ученика разговор Игоря, Мишутки и Стасика со слов «Тут пришёл соседский Игорь…» и до слов «Игорь встал и ушёл».

    VI . Физминутка.

    Я знаю, что вы тоже большие фантазеры и выдумщики. Представьте себе, что вы на солнечной полянке, где скачет кузнечик.

    (Под мелодию «В траве сидел кузнечик» дети выполняют движения.)

    Ребята, а кто придумал эту песенку? Где вы ее могли встретить раньше? (Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»)

    VII . Осмысление прочитанного.

    4. Моделирование.

    Давайте попробуем определить, какие взаимоотношения были у героев рассказа. Назовите всех действующих лиц.

    (На доске в процессе работы появляется модель.)


    сочинять

    выдумывать

    фантазировать

    изобретать

    обманывать

    лгать

    врать

    клеветать

    Что теперь мы знаем о Мишутке и Стасике?

    Какие слова можем подобрать, подписать под этой парой имен?

    Что можете сказать об Игоре?

    С какой целью Мишутка и Стасик рассказывали небылицы? (Кто сочинит более невероятную историю, развлекались.)

    С какой целью лгал Игорь? (Для собственной выгоды.)

    Что вышло из этого вранья? (Пострадал другой человек, его сестра Ира.)

    Мишутка и Стасик свои выдумки рассказывают Ире. Зачем? (Развеселить ее.)

    Как вы думаете, зачем Н.Носов рассказал эту историю?

    VIII . Обобщение.

    Один мальчик прочитал этот рассказ и так этот рассказ задел его за живое, что мальчик опубликовал свое письмо в Интернете. Вот это письмо.

    «Рассказ Носова "Фантазеры" мне очень понравился тем, что в нем рассказано про таких же мальчишек, как я и мои одноклассники. Мишутка и Стасик - веселые и добрые ребята. У них богатое воображение. Они, наверное, много читают, потому что фантазия "уносит" ребят то в океан к акулам, то в Африку к крокодилам, а то и вовсе на Луну. Эти безобидные фантазии никому не приносят вреда, а лишь учат мальчиков мечтать. Мишутке и Стасику не понравился подлый поступок Игоря, когда тот подвел свою сестренку. Ребята сразу поняли разницу между своими фантазиями и злым враньем Игоря. Встретив заплаканную Иру, сестру Игоря, мальчики делятся с ней своим мороженым, чтобы утешить девочку.

    Рассказ писателя Носова учит нас добру, отзывчивости, внимательному, чуткому отношению к окружающим.
    Я и мои одноклассники тоже любим придумывать всякие фантастические истории, но никогда не обижаем своими выдумками никого. А того, кто будет врать и выдумывать во вред другим, мы прогоним из своей компании. Фантазия должна приводить человека к изобретательности. Ведь недаром, всякие машины, которые описывают фантасты в своих произведениях, рано или поздно появляются в реальном мире, а не в мире фантазии. Поэтому фантазировать не только интересно, но и полезно.»

    С.В.Михалков так сказал про Носова:

    (запись на доске)

    « Все герои Носова «как живые», а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру…»

    С.В.Михалков


    IX . Рефлексия.

    X . Домашнее задание.

    Жанр: рассказ о детях

    Главные герои рассказа "Фантазеры" и их характеристика

    1. Стасик и Мишутка. Добрые друзья, выдумщики и фантазеры. Веселые и отзывчивые.
    2. Игорь. Вредный и противный обманщик.
    3. Ира. Сестра Игоря. Добрая и маленькая.
    План пересказа рассказа "Фантазеры"
    1. Стасик и Мишутка хвастают
    2. Появление Игоря
    3. Как Игорь подставил Иру
    4. Мороженое
    5. Слезы Иры
    6. Ведро мороженого
    Кратчайшее содержание рассказа "Фантазеры" для читательского дневника в 6 предложений
    1. Мишутка и Стасик хвастались друг перед другом.
    2. Игорь послушал, как они хвастают, и стал стыдить мальчиков.
    3. Он сказал, что врать нужно с пользой.
    4. Игорь рассказал, как обманул родителей и подставил сестру Иру.
    5. Ребята прогнали Игоря, а сами купили порцию мороженого на двоих.
    6. Они встретили заплаканную Иру, и поделились мороженым.
    Главная мысль рассказа "Фантазеры"
    Врать плохо, а фантазировать хорошо.

    Чему учит рассказ "Фантазеры"
    Рассказ учит доброте, справедливости, отзывчивости. Учит никогда не сваливать свою вину на другого человека. Учит фантазировать, развивать воображение. Учит тому, что все хорошее должно быть хорошо для всех.

    Отзыв на рассказ "Фантазеры"
    Очень смешной и поучительный рассказ. Смешно в нем читать о выдумках мальчиков. Поучителен он тем, что показывает, как нельзя себя вести. Мне не понравился Игорь, который обманул ради выгоды, и мне понравились Стасик и Мишутка, которые фантазировали ради веселья.

    Пословицы к рассказу "Фантазеры"
    Голь хитра, голь мудрена, голь на выдумки горазда.
    Чего себе не хочешь, того и другому не делай.
    Вранье не споро, попутает скоро.
    Врать не устать, было бы кому слушать.
    Врать не врет, прихвастывает здорово.