Войти
В помощь школьнику
  • Ландшафтная характеристика крымско-кавказской горной стороны
  • В дурном обществе Описание маруси из рассказа в дурном обществе
  • Василий чапаев - биография, информация, личная жизнь Где погиб чапай
  • Английские предлоги места учить всегда уместно!
  • Защита Лондона от наводнений
  • Реферат: Образование в странах Африки южнее Сахары в XXI веке: проблемы и перспективы развития
  • Среднее профессиональное образование: ПТУ, колледж, техникум. Принципы работы базового колледжа

    Среднее профессиональное образование: ПТУ, колледж, техникум. Принципы работы базового колледжа

    Нормативно-правовое обеспечение профессионального образования, особенности функционирования среднего профессионального учебного заведения.

    План ответа:

    1. Основные документы

    2. Задачи нормативно-правового обеспечения.

    3. ГОССт уровня среднего профессионального образования.

    4. Особенности функционирования среднегопрофессионального учебного заведения

    1) 1. Конституция – право на образование.

    2. Закон об образовании.

    3. Национальная доктрина образования в РФ до 2025г.

    4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.

    5. федеральная программа развития образования – служит организационной основой гос. политики РФ в области образования.

    6. государственные образовательные тандарты – определяется в обязательном порядке минимальное содержание основных образовательных программ, максимум учебной нагрузки и требования к уровню подготовки выпускников.

    7. Типовое положение об образовательном учрежденииСПО.

    2) Задачи нормативно – правового обеспечения.

    1. Разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти и органами управления образования различных уровней.

    2. Обеспечение и защита конституционного права на образование.

    3. Создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования.

    4. Определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области.

    3) Одной из современных тенденций развития содержания образования является стандартизация.

    Она вызвана 2 обстоятельствами:

    1.необходимо создать в стране единого пед образ пространства для обеспечения единого ур общего образования

    2.вхождение России в систему мировой культуры

    Основное назначение стандарта состоит в такой организации и регулировании отношений и деятельности людей, которая направлена на производство продукции с определенными свойствами и качествами, удовлетворяющими потребность общества.



    Стандарт образования – это система основных параметров, принимаемых в качестве гос. нормы образованности, отражающий общественный идеал, и учитывающий возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала. (В.С. Леднев )

    ГОССт развивает и конкретизирует такие характеристики, как:

    Компоненты ГОССт:

    1.Федеральный – те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического права России и интеграцию личности в систему мировой культуры.

    2.Национально-региональный – содержит нормативы в области родного языка и литературы, истории, географии, искусства, трудовой подготовки и т.д.

    3.Компонент конкретного образовательного учреждения – то, что образовательное учреждение может само определять, что важно для подготовки.

    ГОССт включает квалификационную характеристику выпускника.

    Принципы ГОС СПО:

    1.открытость

    2.приоритетные качества подготовки специалистов

    3.усиление проф направленности содержания образования

    4.проверка измерений и оценка качесва подготовки выпускника, создание системы контр, основных показ качесва образования

    5. соответсвие содержания СПО современным тенденциям развития образования

    6. гуманитаризация

    7.практико-ориентированное СПО – вводятся л/р, практикумы…

    8.гибкость и вариативность образования

    9.непрерывность образования

    ГОССт СПО представляет собой комплекс нормативных, организационных и методических документов, определяющих структуру и содержание образования и создающих основу для обеспечения необходимого качества подготовки специалистов.

    Разработаны и утверждены новые государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников ССУЗа. Существует ГОССт 2х поколений.

    В новом поколении (стандарт введен в 2003-2004гг)

    Введены новые программы дополнительной подготовки и специализации.

    Определена инвариантная составляющая общая для всех специализаций профиля

    Вариативная состовляющая, определяющая специфику деятельности педагога по конкретной специальности.

    Усилеие практической направленности обучения и введение дисциплины психолого-педагогический практикум.

    Предусмотрены дисциплины - экономика ОУ, менеджмент, правовое обеспечение профессиональной деятельности, т.е. формирование экономической и правовой культуры.

    Высокая открытость ГОССта СПО.

    Вводится объем времени на реализацию дисциплин национально-регионального компонента.

    Выделяют базовый и повышенный уровни ГОССта СПО.

    Базовый уровень – приобретается учащимися в СПО по основной профессиональной обучающей программе (все 3и цикла дисциплин + специальные дисциплины + профессиональная практика), нормативный срок обучения не более 4х лет.

    Повышенный уровень – получают обучающиеся в рамках основной общеобразовательной подготовке и программ дополнительной подготовки. Объем не более 1го года (производственная практика, углубленная теоретическая и практическая подготовка по отдельным дисциплинам).

    Обучение по обоим уровням заканчивается итоговой аттестацией (выпускная, квалификационная дипломная работа с присвоением соответствующей квалификации специалистам).

    5 ступеней квалификации:

    1 и 2 – на базе основного общего образования (9 лет школы) – ускоренная профессиональная подготовка – 1я ступень., 2 ступень – начальное профессиональное образование.

    3 – 5 – на базе полного среднего общего образования.

    3 – начальное проф. обр-е

    4 – среднее или повышенное проф. обр-е

    5 – высшее проф. обр-е и возможность послевузовского образования.

    Программы ССУЗов дают возможность получения 3х ступеней квалификации (2,3 и 4).

    4) Среднее профессиональное (специальное) учебное заведение - основной тип образовательного учреждения по реализации об­щих образовательных программ среднего профессионального обра­зования.

    В своей деятельности все виды ОУ СПО руководствуются феде­ральными законами, указами и распоряжениями Президента Рос­сийской Федерации, решениями федерального органа управления образованием, органов государственной власти, органов местного самоуправления и типовым положением.

    Основными задачами СПУЗа являются:

    а) удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения сред­него профессионального образования;

    б) удовлетворение потребностей общества в специалистах со средним профессиональным образованием;

    в) формирование у обучающихся гражданской позиции и тру­долюбия, развитие ответственности, самостоятельности и твор­ческой активности;

    г) сохранение и приумножение нравственных и культурных ценностей общества.

    Кроме этого, благодаря своей многофункциональности СПУЗ может решать задачи органи­зации и проведения методических, научно-методических, опыт­но-конструкторских, а также творческих работ и исследований при наличии соответствующего материально-технического и кад­рового обеспечения; заниматься переподготовкой и повышением квалификации специалистов среднего звена и рабочих кадров; рас­пространять педагогические знания среди населения для повы­шения его общеобразовательного и культурного уровня, в том числе путем оказания платных образовательных услуг.

    СПУЗ создается, реорганизуется и ликвидируется в соответствии с законодательством РФ федеральным органом гос. власти, если это федеральное ОУ; или органом гос. власти субъекта РФ, если это региональный техникум или кол­ледж; или органом местного самоуправления, если это муниципальное учреждение.

    СПУЗ может иметь в своей структуре филиалы, представительства, отделения, подготовительные курсы, учебные кабинеты и лабора­тории, учебные и учебно-производственные мастерские и хозяй­ства, учебные полигоны, структурные подразделения дополнитель­ного проф. обр-ия, общежития и т.д.

    Филиал государственного образовательного учреждения сред­него профессионального образования - это обособленное под­разделение такого учреждения, расположенное вне места его на­хождения. Филиал не является юридическим лицом. В филиале может создаваться в соответствии с уставом выбранный предста­вительный орган - совет филиала. СПУЗ самостоятельно в формировании структуры своего филиала, но его созданием, реорганизацией, переименованием и ликвидацией занимается орган государственной власти или орган местного самоуправления, в ведении которого находится СПУЗ. Создание филиала для веде­ния образовательной деятельности осуществляется при наличии учебно-материальной базы, кадрового состава, информационного и социально-бытового обеспечения, соответствующих требовани­ям, предъявляемым к ОУ этого типа. Филиал может иметь в своей структуре отделения, подготови­тельные курсы, другие подразделения, зафиксированные в уставе колледжа. С согласия директора колледжа филиал может иметь печать, штамп, бланк со своим наименованием. Филиал осуществ­ляет образовательную деятельность по одной или нескольким обра­зовательным программам, по различным формам обучения, имея на это соответствующую лицензию.

    Представительство ССУЗа создается, реорганизуется, переименовывается самостоятельно по согласованию с органом исполнительной власти субъекта РФ и органом местного самоуправления по месту нахождения представительства.

    В СПУЗе могут реализовываться основные профессиональные образовательные програм­мы НПО и дополнитель­ные образовательные программы СПО и НПО

    Согласно ГОССту СПО, принятому в 2001 г, боль­шинство средних профессиональных учреждений осуществляют повышенный уровень образования и им присваивается статус колледжа. Присвоение статуса колледжа осуществляется государствен­но-общественной комиссией по аккредитации СПУЗов на основе объек­тивного анализа и оценок.

    Основанием для присвоения статуса колледжа является:

    Наличие высококвалифицированного состава преподавате­лей, в том числе докторов и кандидатов наук;

    Обеспечение повышенного уровня подготовки специалистов по самостоятельно разработанной и научно обоснованной учеб­но-программной документации;

    Наличие учебно-материальной базы, обеспечивающей усло­вия для повышенного уровня подготовки специалистов.

    Каждые пять лет ОУ СПО проходит аккредитацию, подтверж­дающую его тип и вид.

    Среди показателей гос. аккредитации по типу «образова­тельное учреждение СПО» выделяют:

    2)качество подготовки: организация образовательного процесса; со­ответствие уровня подготовки обучающихся требованиям ГОС СПО; си­стема управления и контроля в образовательном учреждении; востребо­ванность выпускников;

    3) информационно-методическое обеспечение образовательного про­цесса: состояние библиотечного фонда, состояние учебно-информацион­ного фонда;

    4) материально-техническое обеспечение образовательного процесса: наличие лабораторной базы, специализированных кабинетов, производ­ственного оборудования и ТСО в соответствии с требованиями ГОС СПО, позволяющими реализовывать профессиональные образовательные про­граммы;

    5)социальную поддержку студентов: наличие условий для прожива­ния студентов в общежитиях, медицинского обслуживания, питания, для занятий спортом, внеучебной работой.

    Среди показателей, определяющих вид образовательного учреждения среднего профессионального образования (техникум/училище, колледж), выделяют:

    1) реализуемые образовательные программы, причем для колледжей это наличие образовательных программ, обеспечивающих повышенный уровень квалификации;

    2)информатизацию образовательного учреждения. Для колледжа коли­чество ЭВМ на 100 студентов при очной форме обучения составляет 5 шт.;

    3)качественный состав педагогических кадров. Для колледжей про­цент преподавателей с высшим образованием составляет 95, а процент преподавателей с квалификационными категориями - 54; процент пре­подавателей с учеными степенями и званиями - 18;

    4)учебную и учебно-методическую работу. Для колледжей объем в печатных листах учебных и учебно-методических разработок, имеющих рецензию региональных или отраслевых УМК, НМК, приходящихся на единицу приведенного штата, составляет 0,25 %.

    Свою деятельность СПУЗ осуществляет согласно основным нормативным документам РФ: Закону РФ «Об образовании», локальным актам, касающимся организационной, управленческой, образовательной деятельности колледжа или училища, Типовому положению о среднем профессиональном (специальном) учебном заведении, Уставу среднего профессионального образовательного учреждения. Устав - главный локальный акт, на основе которого формируются приказы, распоряжения, решения, правила, поло­жения, инструкции, договора колледжа. Описанная в Уставе фи­нансово-хозяйственная деятельность является основой для разре­шения различных гражданских и налоговых споров колледжа как юридического лица. Сам Устав и все изменения или дополнения к нему принимаются общим собранием (конференцией) работни­ков и обучающихся, а утверждаются органом гос. вла­сти или органом местного самоуправления, в ведении которого находится ССУЗ.

    Управление средним профессиональным учебным заведением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и его уставом и строится на принципах единоначалия и самоуправления. Выборный представительный орган - совет среднего профессионального учебного заведения. В состав сове­та входят директор колледжа, представители всех категорий ра­ботников, обучающихся, а также заинтересованных предприя­тий, учреждений и организаций. Председателем совета является директор. Другие члены собрания избираются общим советом (конференцией). Срок полномочия совета не может превышать 5 лет.

    В среднем профессиональном учебном заведении могут созда­ваться и иные органы самоуправления: педагогические и методи­ческие советы, попечительские советы и т.д.

    Так, педагогический совет - постоянно действующий совеща­тельный орган при директоре образовательного учреждения, име­ющий не менее 4 человек. Он обсуждает мероприятия по улучше­нию учебно-воспитательного процесса.

    Попечительский совет является формой самоуправления. В его состав могут входить участники образовательного процесса, а также иные лица, заинтересованные в совершенствовании деятельности этого учреждения. Члены попечительского совета осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе. Работа совета на­правлена на привлечение внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития образовательного учреждения; содействие улучшению условий труда всех категорий работников колледжа; совершенствование материально-технической базы среднего про­фессионального учреждения, благоустройство его помещений и территории; организацию и проведение массовых культурных и спортивных мероприятий, конкурсов профессионального мастер­ства и т.д.; оказание материальной поддержки остронуждающимся студентам. Попечительский совет рассматривает все вопросы, входящие в его компетенцию, согласно уставу колледжа.

    Разграничение полномочий между советом и директором опре­деляется Уставом среднего профессионального учебного заведения.

    Непосредственное управление средним профессиональным учебным заведением осуществляет директор, прошедший соот­ветствующую аттестацию. Порядок занятия должности директора определяется уставом учебного заведения в соответствии с зако­нодательством Российской Федерации. Директор действует от имени среднего профессионального учебного заведения, представ­ляет его во всех организациях, заключает договоры, трудовые кон­тракты, выдает доверенности, открывает счета в банке; в пределах своей компетенции издает приказы и дает указания, обязатель­ные для всех работников и обучающихся.

    Директор создает необходимые условия для повышения квали­фикации работников.

    В соответствии с законодательством Российской Федерации директор назначает и освобождает от должности работников, оп­ределяет их должностные обязанности. К работникам среднего специального учебного заведения относятся руководящие и педа­гогические работники, учебно-вспомогательный и иной персонал.

    К категории руководящих работников относятся заместители директора по учебной работе, по воспитательной работе, по науч­но-методической деятельности, учебно-производственной работе, заведующие отделениями, заведующие практикой, заведующий методическим кабинетом и др. 1 . Категорию педагогических работников составляет преподавательский состав. Учебно-вспомогатель­ный и иной персонал - это заместитель директора по администра­тивно-хозяйственной части, лаборанты кабинетов, медицинские работники, работники столовой, технический персонал и т.д.

    Принципы работы базового колледжа:

    1.системности – взаимосвязь и взаимодействие всех субъектов образовательного пространства.

    2.интеграции и дифференциации – способ объедин усилий различных институтов по решению модернизации образования, обеспечивающих вариативность подходов к содержанию образования и организации образовательного процесса

    3.открытости – формирование доступности инф пространства и проведение единой образовательной политики

    4.колегиальности – коллективное обсуждение всех направления сотрудн, выработка и принятие общих решений.

    5. непрерывности образования – преемственность с др образ учреждениями

    Перечислим основные направления деятельности базового педагогического колледжа и кратко рассмот­рим их содержание.

    Информационно-аналитическая деятельность:

    Изучение соответствия государственных требований к миниму­му содержания и уровню подготовки выпускников по специаль­ностям среднего профессионального образования педагогического профиля федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования;

    Изучение соответствия государственных требований к мини­муму содержания и уровню подготовки выпускников по специ­альностям среднего профессионального образования педагогиче­ского профиля содержанию Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направле­ниям и специальностям педагогического профиля;

    Анализ, обобщение и формирование банка образовательной практики педагогических колледжей по актуальным направлени­ям модернизации образования и ознакомление образовательных учреждений с опытом инновационной деятельности;

    Участие в определении региональных потребностей в педа­гогических кадрах;

    Создание банка данных элитного кадрового потенциала систе­мы среднего профессионального образования педагогического про­филя;

    Создание информационного портала в системе среднего про­фессионального образования педагогического профиля;

    Информирование педагогических колледжей и училищ о но­вых направлениях в развитии образования, новых примерных про­граммах по учебным дисциплинам учебно-методической и нор­мативно-правовой документации.

    Научно-методическая деятельность:

    Участие в определении направлений развития педагогиче­ского образования, в том числе в соответствии с европейскими процессами;

    Организация и разработка (корректировка) проектов госу­дарственных требований к минимуму содержания и уровню под­готовки выпускников по специальностям среднего профессиональ­ного образования педагогического профиля;

    Организация и разработка содержания регионального (на­ционально-регионального) компонента, элективных курсов для предпрофильной подготовки обучающихся в общеобразователь­ных учреждениях;

    Участие в разработке проектов государственных образова­тельных стандартов высшего профессионального образования по направлениям и специальностям педагогического профиля;

    Разработка, экспертиза и апробация учебно-программной и учебно-методической документации по специальностям среднего профессионального образования педагогического профиля в усло­виях модернизации образования;

    Организация и разработка примерных программ учебных дис­циплин по специальностям среднего профессионального образо­вания педагогического профиля;

    Организация и разработка системы менеджмента качества среднего профессионального образования;

    Организация и разработка модели формирования профессио­нальной компетенции специалиста со средним профессиональ­ным образованием педагогического профиля;

    Организация и разработка программ повышения квалифика­ции педагогических кадров со средним профессиональным обра­зованием педагогического профиля в соответствии с современны­ми требованиями модернизации образования;

    Организация и разработка модели сетевого взаимодействия в системе непрерывного образования;

    Участие в разработке региональных программ развития об­разования;

    Содействие в выполнении целевых федеральных, региональ­ных и муниципальных программ развития образования, воспита­ния, молодежной политики и др.;

    Научно-методическая поддержка и сопровождение иннова­ционных процессов в региональной образовательной системе.

    Организационно-методическая деятельность:

    - оказание помощи общеобразовательным учреждениям в освое­нии и введении в действие федерального компонента Государст­венного стандарта общего образования;

    Обобщение и распространение инновационного педагоги­ческого опыта педагогических колледжей и училищ;

    Организация мониторинга качества среднего профессиональ­ного образования;

    Оказание учебно-методической и научной поддержки всем участникам образовательного процесса;

    Осуществление редакционно-издательской деятельности;

    Оказание помощи в развитии творческого потенциала педа­гогических работников образовательных учреждений;

    Повышение квалификации педагогических работников со средним профессиональным образованием;

    Организация и проведение региональных и всероссийских семинаров-совещаний, конференций по актуальным вопросам педагогического образования;

    Организация и проведение на местах повышения квалифи­кации педагогических кадров со средним профессиональным об­разованием, проведение выездных совещаний, семинаров, кон­ференций, конкурсов и др.;

    Организация и оказание консультативной помощи образова­тельным учреждениям дошкольного, общего, дополнительного и среднего профессионального образования.

    Работа среднего профессионального (специального) учебного заведения осуществляется по нескольким направлениям, обозна­ченным в уставе учреждения: это экономическая, международ­ная, образовательная, научно-исследовательская, инновационная деятельность и т.д. Остановимся на содержании каждого вида.

    Направления работы ССУЗА:

    1.Колледжу дано право заниматься экономической деятельностью. Колледж является собственником здания, сооружений, находя­щихся на его территории, оборудования, с помощью которого осуществляется педагогический процесс, а также иного необхо­димого имущества потребительского, социального, культурного назначения. Он может также выступать в качестве арендатора или арендодателя имущества. Земельные участки закрепляются за кол­леджем в бессрочное бесплатное пользование.

    В соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом колледж может осуществлять платную образовательную деятельность. Этот вид деятельности не может быть осуществлен взамен и(или) в рамках образовательной деятельности, финансируе­мой за счет бюджетных средств. Размер платных образовательных услуг устанавливается директором в соответствии с утвержденной сметой расходов. Сверх финансируемых за счет бюджетных средств студентов колледж может осуществлять подготовку специалистов на основе договоров с физическими и (или) юридическими лица­ми с оплатой ими стоимости обучения. Он может также оказывать дополнительные платные образовательные услуги сверх соответ­ствующих образовательных программ и Государственного образова­тельного стандарта по договорам с физическими и юридическими лицами, в том числе студентами, обучающимися за счет бюджет­ных средств (на добровольной основе). Колледж вправе вести пред­принимательскую деятельность, предусмотренную его уставом, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    2.Колледж имеет возможность заниматься международной и внешнеэкономической деятельностью в области образовательной, научной и т.д. деятельности в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации.

    3.Центральное место среди прочих занимает его образовательная деятельность.

    Образовательная деятельность строится с учетом современных требований к модернизации системы среднего профессионально­го образования.

    4.научно-исследовательская

    5.инновационная деятельность

    Предметно-цикловая комиссия – объединение преподавателей определенных дисциплин или близких м/д собой предметов.

    В рамках образовательной работы колледжа и как самостоя­тельное ее направление в рамках системы непрерывного образо­вания выделяют научно-методическую деятельность колледжа. Она представляет собой совокупность мероприятий, проводимых ад­министрацией колледжа, преподавателями в целях овладения ме­тодами и приемами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на учебных занятиях и во внеклассной работе, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации для проведения и обеспечения образователь­ного процесса, внедрения передового педагогического опыта, повы­шения теоретического уровня и профессиональной квалифика­ции преподавателей и руководства образовательного учреждения.

    Основными задачами научно-методической деятельности среднего профессионального учеб­ного заведения являются:

    Совершенствование учебных планов и программ;

    Отработка и обновление содержания учебных предметов;

    Совершенствование методики, повышение эффективности всех видов учебных занятий;

    Подготовка пособий и других учебно-методических матери­алов, отвечающих современному состоянию науки, требованиям педагогики и психологии;

    Совершенствование существующих и внедрение новых форм, методов и средств обучения и воспитания, внедрение в учебный процесс передового опыта, новых информационных технологий;

    Совершенствование учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

    Научные исследования по различным вопросам учебной и воспитательной работы;

    Координация разработки учебных планов и программ, их согласование по смежным и взаимообеспечивающим дисципли­нам;

    Обсуждение проблем информатизации образования, повы­шение качества профессиональной подготовки преподавателей на основе широкого использования средств вычислительной и ин­формационной техники;

    Анализ и коррекция подготовки студентов по результатам текущей успеваемости, зачетов и экзаменов, контрольных посе­щений занятий;

    Организация лекций для администрации и педагогов по про­блемам обучения и воспитания студентов, технологии проведе­ния отдельных видов учебных занятий в соответствии с новыми достижениями в педагогической науке;

    Выявление, обобщение и распространение положительного опыта учебной, воспитательной и методической работы отдель­ных преподавателей;

    Изучение и внедрение в учебный процесс положительного опыта методической деятельности других колледжей.

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


    Документ с изменениями, внесенными:
    (вступает в силу с 1 сентября 2003 года).
    ____________________________________________________________________

    На основании Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13.01.1996 N 12-ФЗ , постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2001 N 160 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)" , приказа Минобразования России от 02.07.2001 N 2574 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательного учреждения среднего профессионального образования (среднего специального учебного заведения" (зарегистрирован Минюстом России 04.09.2001 за N 2921) и в соответствии с решением Аккредитационной коллегии Минобразования России от 11.04.2000 N 3-2001

    приказываю:

    1. Утвердить Перечень основных показателей государственной аккредитации образовательного учреждения среднего профессионального образования (приложение N 1).

    2. Утвердить критериальные значения основных показателей государственной аккредитации, используемых при установлении вида образовательного учреждения среднего профессионального образования (приложение N 2).

    4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра В.Д. Шадрикова

    Министр
    В.М.Филиппов

    Приложение N 1. Перечень основных показателей государственной аккредитации образовательного учреждения среднего профессионального образования

    Приложение N 1

    от 01.10.2001 N 3251

    1. Показатели государственной аккредитации, определяющие аккредитационный статус по типу "образовательное учреждение среднего профессионального образования"

    Показатель 1.1. Содержание подготовки (соответствие учебных планов и программ учебных дисциплин требованиям государственных образовательных стандартов).

    Показатель 1.2. Качество подготовки:

    организация образовательного процесса;

    соответствие уровня подготовки обучающихся требованиям государственных образовательных стандартов;

    система управления и контроля качества в образовательном учреждении;

    востребованность выпускников.

    Показатель 1.3. Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса:

    состояние библиотечного фонда;

    состояние учебно-информационного фонда.

    Показатель 1.4. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

    наличие учебно-лабораторной базы, специализированных кабинетов, производственного оборудования и технических средств, необходимых для реализации профессиональной образовательной программы в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта;

    наличие и оснащенность баз практики, связь с предприятиями и организациями.

    Показатель 1.5. Воспитательная деятельность образовательного учреждения

    1.5.1. Наличие в образовательном учреждении условий для внеучебной работы с обучающимися:

    наличие концепции воспитательной работы в образовательном учреждении [программы, плана, локальных актов, регламентирующих воспитательную деятельность (отчеты совета образовательного учреждения, отделений, разработка инструкций, методических рекомендаций, семинаров и т.д.)];

    наличие административной структуры, функционально ответственной за воспитательную работу в образовательном учреждении (управления, отдела, ответственного за воспитательную работу, кураторства);

    наличие органов студенческого самоуправления (профкома, клубов, объединений, службы занятости, студенческих строительных отрядов, службы порядка и т.д.);

    наличие и эффективность использования материально-технической базы для внеучебной работы с обучающимися (актовых залов, репетиционных помещений, спортивных и тренажерных залов, помещений для клубов, студий, кружков и т.д.);

    финансовая обеспеченность внеучебной деятельности (целевое финансирование научной, творческой, спортивной деятельности обучающихся, наличие механизмов стимулирования).

    1.5.2. Организация воспитательной работы с обучающимися и формирование стимулов развития личности:

    использование в целях воспитания возможностей учебно-воспитательного процесса (наличие в рабочих учебных программах нравственных, психолого-педагогических аспектов профессиональной деятельности будущих специалистов, разработка специализированных курсов, наличие культурологического и регионального компонента);

    наличие в образовательном учреждении оценки состояния воспитательной работы с обучающимися (опросы обучающихся, преподавателей, отчеты);

    наличие элементов системы воспитательной работы:

    гражданского, патриотического, духовно-нравственного воспитания;

    научно-исследовательской и профориентационной работы в образовательном учреждении (студенческое научное общество, олимпиады, конкурсы, организация вторичной занятости, содействие в трудоустройстве);

    работы по формированию традиций образовательного учреждения (многотиражная газета, музей истории образовательного учреждения, проведение праздничных мероприятий и т.д.);

    культурно-массовой и творческой деятельности обучающихся (система творческих объединений, смотры, конкурсы, фестивали, выставки и т.д.);

    спортивно-оздоровительной работы, пропаганды и внедрения физической культуры и здорового образа жизни;

    организация психолого-консультационной и профилактической работы (адаптация первокурсников, проблемы молодой семьи, профилактика правонарушений, наркомании и ВИЧ-инфекций);

    формы поощрения за достижения в учебе и внеучебной деятельности обучающихся (грамоты, премии, именные стипендии, звания и т.д.).

    Данный показатель оценивается по десятибалльной шкале:

    Оценка показателя

    Количество
    баллов

    Информация не представлена

    Неудовлетворительное состояние. Работа не ведется

    Очень низкая оценка. Работа ведется недостаточно

    Низкая оценка. Работа ведется на очень низком уровне. Очень много существенных недочетов

    Удовлетворительная оценка. Существенные недостатки в работе

    Средняя оценка. Работа ведется на относительно приемлемом уровне. Имеются отдельные недостатки

    Средняя оценка. Работа ведется на достаточно хорошем уровне. Недостатки несущественны

    Хорошая оценка. Работа ведется на достаточно хорошем уровне. Недостатки малочисленны, несущественны и легко исправимы

    Достаточно высокая. Практически полностью соответствует предъявляемым требованиям

    Высокая. Полностью соответствует предъявляемым требованиям

    Очень высокая. Полностью соответствует предъявляемым требованиям. Рекомендуется использовать для распространения опыта

    (Показатель 1.5. в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2003 года приказом Минобразования России от 27 декабря 2002 года N 4669

    2. Показатели государственной аккредитации, используемые для определения вида образовательного учреждения среднего профессионально образования (техникум /училище/, колледж)

    Показатель 2.1. Реализуемые профессиональные образовательные программы.

    Показатель 2.2. Информатизация образовательного учреждения.

    Показатель 2.3. Качественный состав педагогических кадров.

    Показатель 2.4. Учебная и учебно-методическая работа.

    Приложение N 2. Перечень основных показателей государственной аккредитации образовательного учреждения среднего профессионального образования

    Приложение N 2
    к приказу Минобразования России
    от 01.10.2001 N 3249

    Критериальные значения основных показателей государственной аккредитации,
    используемых при установлении вида образовательного учреждения среднего
    профессионального образования

    Показатель государственной аккредитации

    Критерий

    Реализуемые профессиональные образовательные программы

    Для колледжей -

    а наличие аттестованных углубленных профессиональных программ, обеспечивающих обучающимся повышенный уровень квалификации

    Информатизация образовательного учреждения

    Количество ЭВМ на 100 студентов контингента, приведённого к очной форме обучения:
    для техникума - 4,0
    для колледжа - 5,0

    Качественный состав педагогических кадров

    Процент преподавателей с высшим образованием:
    для техникума - 90
    для колледжа - 95

    Процент преподавателей с квалификационными категориями:
    для техникума - 48,0
    для колледжа - 54,0

    Процент преподавателей с высшей категорией, учёными степенями и званиями:
    для техникума - 10,0
    для колледжа - 18,0

    Учебная и учебно-методическая работа

    Объём (в печатных листах) учебных, учебно-методических разработок, имеющих рецензию региональных или отраслевых УМК, НМК, приходящийся на единицу приведённого штата ПС:
    для техникума - 0, 1
    для колледжа - 0,25

    Редакция документа с учетом
    изменений и дополнений
    подготовлена юридическим
    бюро "КОДЕКС"

    Среднее профессиональное образование в России

    Образовательные учреждения СПО

    В советское время среднее профессиональное образование можно было получить в техникумах, а также училищах (например, медицинское училище).

    В постсоветское время часть техникумов переименована в колледжи . В настоящее время среднее профессиональное образование может быть получено в техникумах и колледжах . Различия в терминах определены в Типовом положении об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) :

    7. Устанавливаются следующие виды средних специальных учебных заведений:
    а) техникум - среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки;
    б) колледж - среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и программы среднего профессионального образования углубленной подготовки.

    Перечень специальностей среднего профессионального образования утверждён приказом Минобрнауки России от 12.04.2005 № 112 (в редакции от 18.05.2006 ). С 1 января 2010 года . при приёме на основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, реализуемые в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, применяется перечень специальностей среднего профессионального образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 28.09.2009 № 355 .

    Особенности СПО в сравнении с начальным профессиональным образованием

    Учреждения НПО (Начального профессионального образования) и СПО объединяют и реализуют двухступенчатую подготовку по программам начального и среднего профессионального образования. В соответствии с типовым Положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования образовательное учреждение также называется термином ССУЗ (Среднее специальное учебное заведение) .

    1. Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.
    2. Граждане, имеющие начальное профессиональное образование соответствующего профиля, получают среднее профессиональное образование по сокращенным программам.
    3. Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования.
    4. Образовательное учреждение среднего профессионального образования может реализовывать образовательные программы начального профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.

    См. также

    Примечания


    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Среднее профессиональное образование" в других словарях:

      СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Граждане, имеющие… … Словарь по профориентации и психологической поддержке

      Среднее профессиональное образование - 1. Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального… … Официальная терминология

      Среднее профессиональное образование - среднее специальное образование, уровень образования, приобретаемый, как правило, на базе полного или неполного общего среднего или начального профессионального образования в средних профессиональных учебных заведениях. С.п.о. имеет целью… … Педагогический терминологический словарь

      СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - среднее специальное образование, уровень образования, приобретаемый, как правило, на базе полного или неполного общего среднего в соответствующих проф. уч. заведениях. Обеспечивает индивиду знания, умения и навыки, необходимые для самостоят.… … Российская педагогическая энциклопедия

      Среднее профессиональное образование - образование на базе основногообщего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования, осуществляемое в средних специальных учебных заведениях или иныхобразовательных учреждениях среднего профессионального… …

      Среднее профессиональное образование - образование на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования, осуществляемое в средних специальных учебных заведениях или иных образовательных учреждениях среднего профессионального образования,… … Словарь юридических понятий

      СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - процесс подготовки специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширений образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования; является частью… … Профессиональное образование. Словарь

      Образование,которое осуществляется имеющим соответствующую лицензию образовательным учреждением среднего профессионального образования по основной профессиональной образовательной программе, обеспечивающей подготовку специалистов среднего звена… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

      Среднее профессиональное образование повышенного уровня - Средним профессиональным образованием повышенного уровня является образование, которое осуществляется имеющим соответствующую лицензию образовательным учреждением среднего профессионального образования по основной профессиональной образовательной … Словарь юридических понятий

      СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВ И КРЕДИТА - в целях подготовки специалистов со средним профессиональным образованием в области финансов и кредита Минобразование РФ ввело в действие с 17 июня 1997 государственный стандарт для специалистов со средним образованием по специальностям: 060100 –… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

    Книги

    • Методика преподавания русского языка (начальные классы). Учебник , Е. С. Антонова , С. В. Боброва , Учебник может быть использован при освоении профессионального мо­дуля ПМ. 01 ПРЕПОДАВАНИЕ ПО ПРОГРАММАМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВА­НИЯ (МДК. 01. 01- 01. 08) по специальности 050146 -… Серия: Среднее профессиональное образование Издатель: Среднее профессиональное образование ,
    • Электротехнические изменения Практикум учебное пособие Среднее профессиональное образование Хрусталева З Кнорус ,

    Структура среднего профессионального образования играет сегодня важнейшую роль в вопросе подготовки высококвалифицированных рабочих кадров.

    С каждым днем возрастает потребность в специалистах-практиках. Вместе с тем с развитием экономики и производства регулярно повышаются требования к их профессионализму и уровню квалификации.

    Дефицит кадров повышает интерес к специалистам среднего профессионального образования. Должности, считавшиеся ранее непрестижными, сейчас все более востребованы на рынке труда. Вопрос подготовки кадров в данных областях становится актуальным. В связи с этим специализированные учебные заведения, занимающиеся подготовкой кадров среднего звена (ссузы), по-прежнему занимают прочное место в системе российского образования.

    Государственные учреждения среднего профессионального образованияосуществляют на сегодняшний день обучение по 280 различным специальностям. С развитием и модификацией производства этот список регулярно растет и пополняется.

    Виды ссузов

    Среднее профессиональное образование может быть реализовано на двух ступенях. Выделяют начальный и повышенный уровни.

    На сегодняшний день в Российской Федерации существует два типа учебных заведений, занимающихся подготовкой специалистов в сфере профессионального образования второй ступени:

    • техникум - основной тип где студенты имеют возможность получить среднее профессиональное базовое образование;
    • колледж - заведение повышенного уровня, где ведется преподавание по углубленным программам (может быть подведомственным подразделением университета или института либо самостоятельной структурой).

    Начальное профессиональное образование, в свою очередь, можно получить в лицеях и профтехучилищах (ПТУ). Эти учебные заведения имеют разную образовательную базу.

    Профессиональный лицей отличается от училища более высоким уровнем подготовки студентов.

    По окончании учебного заведения с углубленным преподаванием выпускнику присваивается квалификация «специалист», учащимся лицеев и училищ - «специалист начального уровня».

    Среднее профессиональное образование начального уровня

    Средние профессиональные учреждения в сфере начальной подготовки включают в себя специализированные лицеи и училища.

    Количество заведений с базовым обучением составляет в нашей стране порядка 4 тысяч на сегодняшний день. Их посещает более 1,5 миллиона подростков.

    Граждане, получившие профессиональное начальное образование, вправе продолжить учебную карьеру в ссузах повышенного уровня по сокращенным программам.

    Также при необходимости учащиеся могут получить аттестат об общем среднем образовании. Для этого следует сдать государственный экзамен, на основании которого выдается соответствующий документ.

    Выпускники, получившие среднее профессиональное образование начального уровня, имеют право продолжить учебную карьеру в техникумах, колледжах, а также в высших учебных заведениях.

    Среднее профессиональное образование повышенного уровня

    Желающие получить среднее образование повышенного уровня должны выбрать для поступления не лицей, не ПТУ, а колледж или техникум.

    В России насчитывается более 2,5 тысячи ссузов с углубленным изучением, которые посещают около 2,3 миллиона студентов.

    Повышенный уровень средние специальные учебные заведения получают за счет введения в образовательные нормы дополнительных программ:

    • профессиональная практика;
    • углубленное изучение отдельных предметов и дисциплин;
    • получение дополнительной специальности параллельно с основной.

    Обучение в ссузах повышенного уровня максимально приближено к университетскому. Студенты здесь имеют большее количество аудиторных часов, чем в заведениях начального образования, сдают экзамены и зачеты, пишут курсовые и дипломные работы.

    Например, студентам, выбравшим строительный колледж, наравне с выпускниками вуза того же направления необходимо сдавать и защищать квалификационные дипломные проекты, связанные со специализированной тематикой. Единственное отличие - в заниженных требованиях к учащимся ссузов. Поэтому средние учебные заведения повышенного уровня вполне можно считать низшей ступенью высшего профессионального образования.

    Нередко колледжи являются структурным подразделением университета и находятся под ведомством данного учебного заведения. Студентам, планирующим продолжить обучение в заведениях высшего профессионального образования, следует обратить внимание на этот факт. Имея диплом такого колледжа, выпускники вправе получить профильное образование в университете по сокращенным программам. Это является большим преимуществом, так как дает возможность сократить срок обучения в вузе, а также совмещать работу и учебу.

    Условия поступления

    В ссузы могут поступить лица, получившие основное общее или среднее общее образование. Этот пункт является одним из основных требований.

    Абитуриенты учебных заведений начального профессионального образования освобождены от сдачи обязательных вступительных экзаменов. Для зачисления необходимо представить следующие документы:

    • подлинник документа о школьном образовании (9 или 11 классов);
    • 4 фотографии (3 х 4);
    • медицинскую справку;
    • копии паспорта и свидетельства о рождении;
    • заявление на имя директора о зачислении.

    В некоторых случаях при поступлении на отдельные специальности среднего профессионального образования при необходимости на усмотрение учебного заведения проводится собеседование с кандидатом. Абитуриенту может быть предложено пройти письменные и на уровень знаний по школьным предметам. Подобные требования могут предъявляться и в том случае, если число желающих обучаться по данной специальности превышает количество бюджетных мест. В такой ситуации конкурс производится на основании среднего балла аттестата и результатов пройденных тестов.

    Прием в учреждения среднего профессионального образования повышенного уровня осуществляется на конкурсной основе на базе вступительных экзаменов.

    Одним из основных требований, предъявляемых к ссузам, является наличие лицензии. Поэтому перед подачей документов как в государственное, так и в коммерческое учреждение следует удостовериться в том, что у заведения имеется соответствующий документ с текущим сроком действия.

    Студенты, нуждающиеся в жилплощади на период учебы, обеспечиваются общежитием.

    Вне конкурса в ссуз зачисляются следующие категории граждан:

    • дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
    • дети-инвалиды;
    • лица иных категорий, льготное поступление которых предусмотрено государством.

    С развитием современных информационных технологий процесс подачи документов в средние профессиональные учебные заведения модифицируется и упрощается. Многие заведения активно используют интернет-технологии для приема заявлений. Формы анкет выкладываются на официальном сайте учебного учреждения.

    Такой способ удобен и абитуриенту, и членам приемной комиссии. Для того чтобы подать заявку, необходимо заполнить анкету на сайте учебного заведения. Решение об участии в конкурсе принимается дистанционно. Оригиналы документов абитуриент представляет после получения положительного решения. До этого момента его личное присутствие необязательно.

    Формы и длительность обучения

    Среднее профессиональное образование возможно получить на следующих формах обучения:

    • очная;
    • очно-заочная (вечерняя);
    • заочная.

    Срок получения начального профессионального образования составляет от двух до трех лет на базе девяти классов и от одного до двух лет после одиннадцати классов. Сроки напрямую зависят от учебного заведения и выбранной специальности.

    Длительность получения среднего повышенного профессионального образования также определяется уровнем подготовки учащихся. Для поступивших после девяти классов он составляет от трех до четырех лет. На базе одиннадцати классов - от двух до трех лет.

    Сроки подачи документов

    Учебные заведения вправе устанавливать свои сроки начала приема документов. Обычно комиссия начинает работать в июне, после окончания выпускных экзаменов (но не позднее 20 числа), и принимает заявления до конца августа (но не позднее 26 числа).

    Следует иметь в виду, что сроки подачи на очную и заочную, бюджетную и контрактную формы обучения могут разниться.

    Образовательные стандарты

    Как правило, стандарты среднего профессионального образования состоят из двух частей. Первая - это федеральная программа, утвержденная Министерством образования. Каждый год этот документ может модифицироваться. Общие нормативы и требования, принятые в отношении ссузов, обязаны соблюдать все учреждения сферы среднего профессионального образования.

    Вторая - программа, утвержденная на региональном уровне. Поэтому лица, обучающиеся в однотипных учебных заведениях, могут изучать разные предметы и иметь разное количество аудиторных часов.

    Программы среднего профессионального образования повышенного уровня допускают получение дополнительных специальностей на бюджетной или платной основе.

    По окончании обучения учащиеся в обязательном порядке проходят После успешной сдачи выпускникам присваивается квалификация. В случае отрицательного результата учащийся получает справку о прохождении курса обучения в данном заведении с указанием срока и количества аудиторных часов.

    Лица, не прошедшие итоговую аттестацию, вправе пройти ее на следующий год.

    Финансирование

    Студенты, получающие среднее профессиональное образование, имеют право обучаться в учебном учреждении бесплатно.

    Выпускники заведений, получившие диплом начального уровня и решившие продолжить свою образовательную карьеру в колледжах или техникумах, также могут претендовать на государственное финансирование.

    Получение второго образование в ссузе того же уровня - только платное.

    Кроме того, лицеи и ПТУ Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России предлагают возможность контрактного обучения на коммерческой основе.

    Студенты, проходящие обучение на бюджете, получают стипендию в установленном порядке.

    Специальности среднего профессионального образования

    Для тех, кто решил получить гуманитарное или техническое образование, специальности, список которых утвержден для учебных учреждений Минобразованием, дают возможность освоить достойную профессию.

    Средние профессиональные образовательные учреждения проводят подготовку кадров в следующих отраслях:

    • сельское и рыбное хозяйство;
    • медицина и здравоохранение;
    • топливно-энергетическая сфера;
    • производство продуктов питания, напитков и табачных изделий;
    • изготовление текстильных изделий;
    • изготовление кожгалантереи и обуви;
    • деревообработка;
    • целлюлозно-бумажное производство;
    • издательское и полиграфическое производство, производство печатной продукции;
    • производство нефтепродуктов, газовая и ядерная промышленность;
    • химическое производство;
    • производство электрооборудования и оптического оборудования;
    • машинное производство;
    • производство резиновых и пластмассовых изделий;
    • металлургия;
    • транспортное производство;
    • мебельное производство;
    • ювелирные изделия;
    • изготовление музыкальных инструментов;
    • производство спорттоваров;
    • обработка вторсырья;
    • прочие производства;
    • гостиничный и ресторанный сервис;
    • торговля (оптовая и розничная);
    • логистика;
    • строительство;
    • образовательная и педагогическая деятельность;
    • медицина и здравоохранение;
    • финансовая деятельность;
    • социальные науки;
    • недвижимость;
    • естественные науки;
    • гуманитарные науки;
    • культура и искусство;
    • экономика и управление;
    • информационная безопасность;
    • обслуживание;
    • землеустройство и геодезия;
    • геология и полезные ископаемые;
    • авиа- и ракетно-космическая техника;
    • морская техника;
    • радиотехника;
    • автоматизация и управление;
    • информатика и вычислительная техника;
    • лесопереработка;
    • защита окружающей среды и безопасность жизнедеятельности.

    Специализация учебных заведений зачастую связана с региональными особенностями, спецификой экономики и производства в том или ином регионе. С целью подготовки квалифицированных кадров и осуществляется профориентирование учебных заведений.

    ПТУ, техникум или колледж - чему отдать предпочтение?

    Выбор учебного заведения напрямую зависит от ваших планов.

    Если после окончания учебного заведения вы хотите стать студентом вуза, больше всего подойдет колледж с обучением по данной специальности (например, для последующего поступления в строительный университет стоит выбирать строительный колледж; чтобы в дальнейшем освоить профессию врача - медицинский колледж и так далее).

    Рабочую специальность высокой квалификации вы получите в специализированном техникуме.

    В ссузах повышенного уровня также занимаются подготовкой кадров интеллектуального труда среднего разряда - бухгалтеров, учителей младших и средних классов, аудиторов, а также специалистов многих других направлений.

    Если вы хотите в короткие сроки получить специальность, лучшим выбором станет среднее профессиональное образование начальной ступени.