Войти
В помощь школьнику
  • Ландшафтная характеристика крымско-кавказской горной стороны
  • В дурном обществе Описание маруси из рассказа в дурном обществе
  • Василий чапаев - биография, информация, личная жизнь Где погиб чапай
  • Английские предлоги места учить всегда уместно!
  • Защита Лондона от наводнений
  • Реферат: Образование в странах Африки южнее Сахары в XXI веке: проблемы и перспективы развития
  • Васко да гамма - мореплаватель и открыватель. Мореплаватель и открыватель. Васко да Гамма «Осторожный и искусный» - презентация Скачать презентацию про васко да гама

    Васко да гамма - мореплаватель и открыватель. Мореплаватель и открыватель. Васко да Гамма «Осторожный и искусный» - презентация Скачать презентацию про васко да гама

    Причины Подготовка и отплытие Африка и прибытие в Индию Возвращение домой С окончанием реконкисты (в Португалии она окончилась в середине XIII в., в Испании - в конце XV в.) масса мелкопоместных дворян - идальго, для которых война с маврами была единственным занятием, осталась без дела. Именно из среды небогатых португальских и испанских дворян вышли в XV-XVI вв. смелые мореплаватели, жестокие завоеватели-конкистадоры, уничтожившие государства ацтеков и инков, алчные колониальные чиновники. «Они шли с крестом в руках и с ненасытной жаждой золота в сердце», пишет об испанских конкистадорах один современник. Наконец, королевская власть была очень заинтересована в открытии новых стран и торговых путей. Испытывавшее тяжёлый феодальный гнёт нищее крестьянство и малоразвитые города не могли дать королям достаточно денег, чтобы покрыть те расходы, которых требовал их режим. Кроме того, многочисленные воинственные дворяне, оставшиеся без дела после реконкисты, представляли опасность для короля и городов, так как их могли легко использовать крупные феодалы в борьбе против королевской власти. Морской путь, связывавший итальянские торговые города со странами Северо-Западной Европы, проходил через Гибралтарский пролив и огибал Пиренейский полуостров. С развитием морской торговли в XIV-XV вв. повысилось значение прибрежных португальских и испанских городов. Но этого им было мало: Португалии и Испании самим хотелось развивать флот и торговлю. Однако экспансия была возможна только в сторону неведомого Атлантического океана, потому что торговля по Средиземному морю уже ранее была захвачена могущественными морскими городамиреспубликами Италии, а торговля по Северному и Балтийскому морям - союзом немецких городов Ганзой. Географическое положение Пиренейского полуострова, выдвинутого далеко на запад в Атлантический океан, благоприятствовало такому направлению экспансии. Когда в XV в. в Европе усилилась необходимость искать новые морские пути на Восток, менее всего в этих поисках была заинтересована монополизировавшая в своих руках всю торговлю между странами Северо-Западной Европы Ганза, как, впрочем, и Венеция, которой хватало и средиземноморской торговли. К тому же, арабские государства в Северо-Западной Африке были сильны и не позволяли португальцам осуществить экспансию на восток, вдоль средиземноморского побережья. Тогда Португалия и Испания стали искать новые морские пути через Атлантический океан. Пряности использовали для улучшения вкуса пищи, хранения и обеззараживания продуктов. Монополию на торговлю пряностями сохраняли арабы, которые покупали перец, корицу и другие приправы в индийских портах: Каликуте, Кочине, Канануре, а затем на небольших кораблях доставляли в порт Джидду недалеко от Мекки. Затем караваны по пустыне привозили груз в Каир, где его сплавляли на баржах по Нилу до Александрии. А там пряности продавали итальянским купцам из Венеции и Генуи. Те, в свою очередь, распространяли товар по всей Европе. Разумеется, на каждом этапе цена специй возрастала, а в конечных пунктах становилась заоблачной. Португалия жаждала открытия морского пути в Индию. Сохранился документ, подтверждающий, что солдаты в Генуе получали часть зарплаты в золотых монетах, а часть в пряностях на вес этих монет. Она началась в 1495 г. Васко да Гама разрабатывал теоретическую часть, а под руководством Бартоломеу Диаша в это время строились корабли с учетом всех достижений тех времен. Косые паруса были изменены на прямоугольные, что повысило устойчивость судов, снизив их осадку. На случай столкновений с арабскими пиратами на палубах разместили по 12 пушек. Водоизмещение было увеличено до 100-120 тонн для больших запасов пищи и пресной водой, а также всего необходимого из расчета на трехгодичное плавание. Рыбу предполагалось ловить по ходу, а за водой через многомесячные промежутки причаливать к портам. Корабли, помимо кушанья для моряков, везли бобы, муку, чечевицу, чернослив, лук, чеснок и сахар. В трюмы не забыли положить товары для торговли с африканскими аборигенами: полосатые и ярко-красные ткани, кораллы, колокольчики, ножи, ножницы, дешевые оловянные украшения для обмена на золото и слоновую кость. Капитаном флагмана «Сан-Габриэль» был поставлен опытный Гонсалу Алвариш. Второй корабль «Сан-Рафаэль» да Гама доверил брату Пауло. Кроме того, в экспедиции участвовали еще «Сан-Мигель» (другое название «Берриу») - старое легкое судно с косыми парусами под командованием Николау Коэльо и безымянное грузовое судно под началом капитана Гонсалу Нуньеша. Средняя скорость флотилии при благоприятном ветре могла составить 6,5-8 узлов. Костяк команды из 168 человек составили те, кто плавал с Бартоломеу Диашем. 10 человек из команды были преступниками, выпущенными из тюрьмы специально для экспедиции. Их не жалко было высаживать для разведки в особо опасных районах Африки. 8 июля 1497 г. во время молебна всем путешественникам по традиции отпустили грехи (такую традицию выпросил когда-то Генрих Мореплаватель у папы Мартина V). На борт взошли Васко да Гама и Бартоломеу Диаш. Раздался пушечный залп и 4 судна вышли из порта Лиссабона. Далее корабли попали в полосу сильных восточных ветров, которые не позволили идти вперед известным путем вдоль Африки. Где-то в районе 10° северной широты да Гама впервые проявил себя решительно - приказал повернуть на юго-запад, чтобы попытаться в открытом океане обойти ветры. Он сделал дугу по Атлантическому океану, почти дойдя до берегов тогда еще неизвестной Бразилии. Каравеллы удалились от Африки на расстояние в 800 морских миль. Три месяца суда не встречали на горизонте какой-либо земли. Пища на экваториальной жаре портилась, а вода стала негодной. Пришлось пить морскую воду. Питались несвежим соленым мясом, заготовленным впрок. Здоровье команды было существенно подорвано. Зато был открыт удобный путь с попутными воздушными потоками к мысу Доброй Надежды. Корабли также избегали попадания в зону полного штиля, когда они подолгу могли простоять на месте, а это грозило медленной смертью всего экипажа. И сегодня редкие парусные суда ходят именно по этому маршруту. После экватора корабли, наконец, не теряя нужного им ветра, смогли повернуть на восток. 27 октября моряки увидели китов, потом птиц и водоросли - суша была рядом. Это было африканское побережье у бухты Святой Елены. Здесь да Гама планировал задержаться: помимо пополнения запасов необходимо было подвергнуть корабли кренгованию, то есть вытащить их на берег и очистить днище от ракушек и моллюсков, которые серьезно замедляли ход и разрушали древесину. Однако да Гама был надменен и жесток по отношению ко всем язычникам и, как следствие, у португальцев возник конфликт с местными жителями - низкорослыми воинственными бушменами. После того как командир экспедиции был ранен в ногу, пришлось срочно отчаливать. Через 93 дня плавания моряки достигли мыса Доброй Надежды, и 22 ноября 1497 г. эскадра обогнула мыс. В это время был затоплен один поврежденный корабль. 25 ноября оставшиеся корабли зашли в бухту Святого Бласа (Сан Браш - ныне Мосселбай в ЮАР). Вышедших из джунглей готтентотов, припугнули выстрелами из бомбард, а на месте высадки установили столб - падран. 16 декабря эскадра добралась до последнего пункта, достигнутого Б. Диашем - Рио до Инфанте. Далее первооткрывателем становился Васко де Гама. После четырёх месяцев плавания и пройденных 4400 км, португальцы остановились в бухте Святой Елены. Предстоял путь на север. В январе экспедиция миновала устье рек Лимпопо и Замбези (позже эта территория стала португальской колонией Мозамбик). Корабли опять начали разрушаться. Несколько десятков человек умерли. Европейские моряки столкнулись и с другими доселе неизвестными проблемами: течениями невиданной силы, идущими вдоль мелей и рифов, а также с многонедельным безветрием. В мозамбикском порту Келимане португальцы простояли больше месяца, и только потом поплыли вверх по Мозамбикскому проливу, разделяющему Африку и о. Мадагаскар. Пролив является самым длинным проливом на Земле - около 1760 км, наименьшая ширина - 422 км, наименьшая глубина - 117 м. Идти на этом этапе пришлось очень осторожно и только днем. Было очевидно, что, не имея карт и лоцмана, путешествие почти обречено на смерть. 2 марта корабли подплыли к арабскому порту Мозамбик (на севере сегодняшнего государства Мозамбик). Жители города поначалу приняли португальцев за своих единоверцев, так как одежда мореплавателей истрепалась и потеряла национальные признаки. Местный правитель даже подарил Васко да Гаме в знак дружбы четки. Но высокомерный и заносчивый капитан посчитал горожан дикарями и попытался предложить эмиру в подарок красный колпак. Местный правитель с негодованием отверг такой подарок. 7 апреля португальцы подошли к еще одному крупному порту на пути - Момбасе (ныне город Кении), где арабы силой пытались захватить каравеллы. Здесь впервые португальцы столкнулись с враждебностью местных арабов и применили артиллерию. Снабжение провизией и водой стало затруднительным. 14 апреля моряки были радушно приняты в порту Малинди, всего 120 км севернее Момбасы. Здесь Васко да Гама увидел 4 корабля из Индии. Тогда он понял, что Индия может быть достигнута. Местный эмир был противником шейха Момбасы, и хотел приобрести новых союзников, тем более вооруженных огнестрельным оружием, которого арабы не имели. Шейх предоставил им самого знаменитого лоцмана индийских морей, Ахмеда ибн Маджида из Омана. Ахмед ходил по морям, применяя астролябию. Он оставил после себя руководства по мореходству, часть которых сохранилась и находится в музее в Париже. В то время арабы значительно превосходили португальцев как в области морской навигации, так и астрономии. Теперь можно было идти точно по курсу. В конце апреля красные паруса португальских каравелл поймали попутный муссон и двинулись на северовосток. Всего через 23 дня моряки увидели индийский берег. Шейх предоставил им самого знаменитого лоцмана индийских морей, Ахмеда ибн Маджида из Омана. Ахмед ходил по морям, применяя астролябию. Он оставил после себя руководства по мореходству, часть которых сохранилась и находится в музее в Париже. В то время арабы значительно превосходили португальцев как в области морской навигации, так и астрономии. Теперь можно было идти точно по курсу. В конце апреля красные паруса португальских каравелл поймали попутный муссон и двинулись на северовосток. Всего через 23 дня моряки увидели индийский берег. 20 мая 1498 г. капитан на «Сан-Габриэль» увидел берег Индии в районе города Каликут (ныне город Кожикоде в индийском штате Керала). Так, благодаря мастерству опытного араба, был открыт морской путь из Европы в Индию вокруг Африки. Он занял десять с половиной месяцев; было пройдено более 20 тыс. км. Каликут был одним из крупнейших торговых центров Азии, «пристанью всего Индийского моря», как назвал этот порт русский купец Афанасий Никитин, побывавший в Индии во второй половине XV в. Сюда доставляли те самые предметы роскоши, о которых мечтали богачи в Европе. На базарах Каликута продавалось все. Васко попросил, чтобы на аудиенцию к правителю его несли в паланкине, в окружении трубачей и знаменосцев. Местный принц (заморин), по праву считая себя «властителем моря», встретил да Гаму и его ближайшего помощника офицера Фернана Мартина радушно. И, представьте, такому правителю да Гама подарил дешевую андалусскую полосатую материю, те же красные колпаки и ящик сахара, что и вождям африканских племен! Заморин подарки отверг, как когда-то и властитель Мозамбика. А вскоре раджа услышал о бесчинствах португальцев в Африке. Тем не менее, Васко да Гама просит правителя дать разрешение на основание фактории в Каликуте. Но заморин ответил отказом, разрешив пришельцам только продать свои товары и удалиться. Товары с трудом были сбыты только через 2 месяца. На вырученные деньги были закуплены специи, медь, ртуть, янтарь и драгоценности. Арабские купцы, почуяв конкуренцию, подговаривали заморина к сожжению их кораблей. Прежде чем отправиться в обратный путь, Да Гама предложил заморину сделать подарок португальскому королю, а именно, погрузить около полутонны корицы и гвоздики. Заморина это так оскорбило, что он приказал да Гаме оставаться на берегу под домашним арестом и потребовал большую пошлину за уже купленные пряности. А пока пошлина не будет заплачена, оставшиеся на берегу португальцы, берутся в плен. В ответ да Гама взял в плен знатных лиц Каликута. Парламентер принес письмо португальцев с угрозой: все пленники будут навсегда увезены за море, если индусы немедленно не снимут арест с уже купленных предметов и не освободят офицера Диего Диаша, который застрял на берегу с некоторыми товарами. Заморин уступил. Произошел обмен заложниками и португальцев доставили на корабли. Однако, да Гама освободил лишь 6 высокопоставленных заложников из 10, пообещав отпустить остальных после возврата задержанных товаров. Но так как товары возвращены не были, экспедиция покинула Каликут с заложниками на борту. Путь обратно к Африке оказался в 4 раза дольше. В безвыходной ситуации да Гама был вынужден покинуть Индию раньше, чем задул попутный северо-восточный муссон, которым всегда пользовались арабы. Теперь дорога до Африки заняла целых три месяца: с начала октября 1498 г. по 2 января 1499 г. Цинга и лихорадка унесли еще 30 человек из и без того небольшого экипажа, так что теперь на каждом из кораблей оставалось буквально по 7-8 работоспособных матросов вместо 42 по штату, что явно было недостаточно для управления судами. 7 января моряки добрались до дружественного Малинди. Снова удалось загрузить продукты и воду. Из трех судов хуже всех дела обстояли с каравеллой «Сан-Рафаэль». Остатки команды, перенеся грузы из трюмов, перешли на флагман, а каравеллу сожгли. 28 января 1948 года мореплаватели миновали о. Занзибар, а 1 февраля сделали остановку на о. Сан Жоржи у Мозамбика. После этого, 20 марта, обогнули мыс Доброй Надежды, а затем 27 дней шли с попутным ветром до Зеленого Мыса, куда 2 судна прибыли 16 апреля. Там они попали в мертвый штиль, а потом сразу в шторм. Первым с вестью об успехе экспедиции 10 июля 1499 г. в Лиссабон прибыл корабль «Сан-Мигель» под командованием Коэльо. После смерти брата Васко да Гама не думал о триумфальном возвращении, и поручил командовать каравеллой «СанГабриэль» Жоану да Са. Тем не менее, когда через несколько недель, 18 сентября 1499 г., корабль да Гама вернулся в Лиссабон, он был встречен весьма торжественно. Цена величайшего географического открытия в истории человечества была такова: 8 июля 1497 г. к берегам Индии отправились 168 человек на 4 кораблях, а в сентябре 1499 г. в Лиссабон вернулись только 55 моряков на двух судах. За два с лишним года они проплыли 40 тыс. км. На португальские карты впервые было нанесено более 4 тыс. км восточного побережья Африки от устья реки Грейт Фиш до порта Малинди. Тогда казалось, что Васко де Гама открыл более богатую землю, чем Колумб. Мореплаватель доказал, что моря вокруг Индостана не являются внутренними. Вернувшись в Португалию, капитан был встречен с большим почётом, наделен титулом «дон» и пенсией в 1000 крузаду, правом вечного беспошлинного вывоза любых товаров из новооткрытой Индии. Впрочем, самому награжденному этого показалось мало, и он попросил дать ему в личное владение родной город Синиш. Но город принадлежал тогда ордену Святого Иакова. Король грамоту адмиралу подписал, но якобиты категорически отказались отдавать свою собственность. Монарху чтобы выйти из ситуации, пришлось присвоить Васко да Гаме титул "Адмирала Индийского океана" со всеми почестями и привилегиями. Вскоре мореплаватель женился на донье Катарине де Атаиде, дочери весьма влиятельного сановника. После смерти брата, гуманные черты в характере Васко да Гамы больше не появлялись. Наоборот, у современников этот человек внушал страх.

    Презентация на тему "Васко да Гама" по географии в формате powerpoint. В данной презентации для школьников рассказывается о великом путешественнике Васко да Гаме, открывшим морской путь в Индию.

    Фрагменты из презентации

    • Васко да Гама родился в 1460 (по другой версии - в 1469 году) в семье алкайда города Синеш, португальского рыцаря Эштевана да Гама (1430-1497) и Изабел Содре. У будущего великого мореплавателя было несколько братьев, старший из которых, Паулу, позже тоже участвовал в плавании в Индию. Род да Гама был хоть и не самым знатным в королевстве, но все же довольно древним и заслуженным - так, один из предков Васко, Алвару Анниш да Гама, служил во время Реконкисты королю Афонсу III, и, отличившись в боях с маврами, получил рыцарское звание.
    • В 1480-х вместе с братьями Васко да Гама вступил в орден Сантьяго. Образование и знания о навигации получил в Эворе. Васко с молодых лет участвовал в морских сражениях. Когда в 1492 г. французские корсары захватили португальскую каравеллу с золотом, шедшую из Гвинеи в Португалию, король поручил ему пройти вдоль французского побережья и захватить все французские суда на рейдах. Молодой дворянин выполнил это поручение весьма быстро и эффективно, и после этого королю Франции пришлось вернуть захваченное судно. Тогда впервые о Васко да Гаме узнали.

    Предшественники Васко да Гамы

    • Поиск морского пути в Индию был для Португалии, по сути, задачей века. Страна, расположенная в стороне от главных торговых маршрутов того времени, не могла с большой выгодой для себя участвовать в мировой торговле. Экспорт был невелик, а ценные товары Востока, такие, как пряности, португальцам приходилось покупать по очень высоким ценам, тогда как страна после Реконкисты и войн с Кастилией была бедна и не имела для этого финансовых возможностей.
    • Однако географическое положение Португалии весьма благоприятствовало открытиямона западном берегу Африки иопопыткам найти морской путь во«страну пряностей». Эту идеюоначал претворять в жизнь португальскийоинфант Энрике, вошедший воисторию как Генрих Мореплаватель.
    • Генрих Мореплаватель умер в 1460 году. В этот же год, как считается, родился Васко да Гама, которому и было суждено завершить дело, начатое инфантом и его капитанами. К тому времени корабли португальцев, несмотря на все успехи, не достигли даже экватора, а после смерти Энрике экспедиции на какое-то время прекратились. Однако после 1470 года интерес к ним вновь возрос, были достигнуты острова Сан-Томе и Принсипи, а в 1482-1486 Диогу Кан открыл большой отрезок африканского берега к югу от экватора.
    • В 1487 году Жуан II по суше направил двух офицеров, Перу да Ковильяна и Афонсу ди Паива, на поиски пресвитера Иоанна и «страны пряностей». Ковильяну удалось достичь Индии, однако на обратном пути, узнав о том, что его спутник погиб в Эфиопии, он направился туда и был задержан там по приказу императора. Однако Ковильян сумел передать на родину отчет о своем путешествии, в котором подтвердил, что вполне реально достичь Индии по морю, обогнув Африку.
    • Почти в то же время Бартоломеу Диаш открыл мыс Доброй Надежды, обогнул Африку и вышел в Индийский океан, окончательно доказав тем самым, что Африка не простирается до самого полюса, как полагали древние ученые. Однако матросы флотилии Диаша отказались плыть дальше, из-за чего мореплаватель не сумел достичь Индии и вынужден был вернуться в Португалию.
    • Основываясь на открытиях Диаша и сведениях, присланных Ковильяном, король планировал отправить новую экспедицию. Однако за последующие несколько лет она так и не была полностью снаряжена, возможно, по причине того, что внезапная смерть в результате несчастного случая любимого сына короля, наследника престола, ввергла его в глубокое горе и отвлекла от государственных дел; и только после смерти Жуана II в 1495 году, когда на престол вступил Мануэл I, продолжилась серьезная подготовка новой морской экспедиции в Индию.
    • Экспедиция была тщательно подготовлена. Специально для нее еще при жизни короля Жуана II под руководством опытного мореплавателя Бартоломеу Диаша, который ранее разведал путь вокруг Африки и знал, какой конструкции суда нужны для плавания в тех водах, были построены четыре корабля. «Сан-Габриэль» (флагманский корабль) и «Сан-Рафаэль» под командованием брата Васко да Гамы, Паулу, представлявшие собой так называемые «нау» - крупные трёхмачтовые корабли водоизмещением 120-150 тонн, с четырёхугольными парусами, более лёгкая и маневренная каравелла «Берриу» с косыми парусами (капитан - Николау Коэльо) и транспортное судно для перевозки припасов под командованием Гонсалу Нуньеша.
    • В распоряжении экспедиции были лучшие карты и навигационные приборы. Главным штурманом был назначен выдающийся моряк Перу Аленкер, ранее плававший к мысу Доброй Надежды с Диашем. В плаванье отправлялись не только моряки, но и священник, писарь, астроном, а также несколько переводчиков, знающих арабский и туземные языки экваториальной Африки. Общая численность экипажа, по разным оценкам, составляла от 100 до 170 человек. 10 из них являлись осуждёнными преступниками, которых предполагалось использовать для самых опасных поручений.
    • Учитывая то, что плаванье должно было продлиться много месяцев, в трюмы кораблей постарались загрузить как можно больше питьевой воды и провизии. Рацион матросов был стандартным для дальних плаваний того времени: основу питания составляли сухари и каша из гороха или чечевицы. Также каждому участнику в день полагалось полфунта солонины (в постные дни заменялась рыбой, которую ловили по пути), 1,25 литра воды и две кружки вина, немного уксуса и оливкового масла. Иногда, чтобы разнообразить питание, выдавались лук, чеснок, сыр и чернослив.
    • Кроме казённого довольствия, каждому матросу полагалось жалованье - по 5 крузаду за каждый месяц плавания, а также право на определённую долю в добыче. Офицеры и штурманы, разумеется, получали намного больше.
    • С максимальной серьёзностью португальцы отнеслись к вопросу вооружения экипажа. Моряки флотилии были вооружены разнообразным холодным клинковым оружием, пиками, алебардами и мощными арбалетами, носили в качестве защиты кожаные нагрудники, а офицеры и часть солдат имели металлические кирасы. О наличии какого-либо ручного огнестрельного оружия не упоминалось, а вот артиллерией армада была снабжена превосходно: даже на небольшом «Берриу» было размещено 12 пушек, «Сан-Габриэл» и «Сан Рафаэль» же несли по 20 тяжёлых орудий, не считая фальконетов.

    Путь

    • 8 июля 1497 года армада торжественно вышла из Лиссабона. Вскоре корабли португальцев достигли Канарских островов, но Васко да Гама приказал обойти их стороной, не желая выдавать испанцам цель экспедиции. Короткая остановка была сделана на принадлежащих Португалии островах Зеленого мыса, где флотилия смогла пополнить запасы. Где-то близ берегов Сьерра-Леоне Гама по совету Бартоломеу Диаша (чей корабль первое время плыл с эскадрой, а затем направился к крепости Сан-Жоржи-да-Мина на гвинейском побережье, куда Диаш был назначен губернатором), чтобы избежать встречных ветров, двинулся на юго-запад и углубился в Атлантический океан, лишь после экватора повернув снова на юго-восток. Прошло больше трех месяцев, прежде чем португальцы вновь увидели землю.
    • 4 ноября корабли бросили якорь в бухте, которой дали имя Святой Елены. Здесь Васко да Гама приказал остановиться для ремонта. Однако португальцы вскоре вступили в конфликт с местными жителями и произошло вооруженное столкновение. Серьезных потерь хорошо вооруженные моряки не понесли, однако стрелой в ногу был ранен сам Васко да Гама. Значительно позже этот эпизод весьма подробно опишет Камоэнс в своей поэме «Лузиады».
    • К концу декабря 1497 года к религиозному празднику Рождества португальские суда, шедшие на северо-восток, находились приблизительно против высокого берега, названного Гамой Натал («Рождество»). 11 января 1498 года флотилия остановилась в устье какой-то реки. Когда моряки высадились на берег, к ним подошла толпа людей, резко отличавшихся от тех которых они встречали раньше в стране Конго и говоривший на местном языке банту, обратился с речью к подошедшим, и те его поняли (все языки семьи банту сходны). Страна была густо населена земледельцами, обрабатывающими железо и цветные металлы: моряки видели у них железные наконечники на стрелах и копьях, кинжалы, медные браслеты и другие украшения. Португальцев они встретили дружелюбно, и Гама назвал эту землю «Страной добрых людей». Продвигаясь на север, суда 25 января вошли в лиман, куда впадало несколько рек. Жители и здесь хорошо приняли чужеземцев.
    • Через неделю флотилия подошла к портовому городу Момбаса, Гама задержал в море арабское доу, разграбил его и захватил 30 человек. 14 апреля он стал на якорь в гавани Малинди. Местный шейх дружелюбно встретил Гаму, так как сам враждовал с Момбасой. Он заключил с португальцами союз против общего врага и дал им надежного старика лоцмана Ибн Маджида, который должен был довести их до Юго-Западной Индии. С ним португальцы вышли 24 апреля из Малинди. Ибн Маджид взял курс на северо-восток и, пользуясь попутным муссоном, довёл суда до Индии, берег которой показался 17 мая. Увидев индийскую землю, Ибн Маджид отошел подальше от опасного берега и повернул на юг. Через три дня показался высокий мыс, вероятно гора Дели. Тогда лоцман подошёл к адмиралу со словами: «Вот она страна, к которой вы стремились». К вечеру 20 мая 1498 года португальские суда, продвинувшись к югу на 100 километров, остановились на рейде против города Каликут (ныне Кожикоде).
    • На обратном маршруте португальцы захватили несколько торговых судов. В свою очередь, правитель Гоа хотел заманить и захватить эскадру, чтобы использовать суда в борэбе с соседями. Приходилось отбиваться от пиратов. Трехмесячный маршрут к берегам Африки сопровождали жара и болезни экипажей. И только 2 января 1499 года моряки увидели богатый город Могадишо. Не решаясь высадиться с немногочисленной измученной лишениями командой, да Гама приказал «для острастки» обстрелять город из бомбард. 7 января мореплаватели прибыли в Малинди, где за пять дней благодаря хорошей пище и фруктам, предоставленным шейхом, моряки окрепли. Но все равно экипажи так уменьшились, что 13 января на стоянке южнее Момбасы пришлось сжечь одно из судов. 28 января миновали остров Занзибар, а 1 февраля сделали остановку у острова Сан-Жоржи, у Мозамбика, 20 марта обогнули мыс Доброй Надежды. 16 апреля попутный ветер донес суда до островов Зеленого мыса. Оттуда Васко да Гама послал вперед корабль, который 10 июля доставил в Португалию весть об успехе экспедиции. Сам капитан-командир задержался из-за болезни брата.
    • Только 18 сентября 1499 года Васко да Гама торжественно вернулся в Лиссабон. Возвратились лишь два судна и 55 человек. Ценой гибели остальных был открыт путь в Южную Азию вокруг Африки. Уже в 1500-1501 годах португальцы начали торговлю с Индией, затем, пользуясь вооруженной силой, основали свои опорные пункты на территории полуострова, а в 1511 году овладели Малаккой - истинной страной пряностей. Король по возвращении присвоил Васко да Гаме титул «дон», как представителю знати, и пенсию в 1000 крузаду.
    • Во время одного из путешествий Васко да Гама выменял у африканских туземцев быка и изделия из слоновой кости за несколько красных шапок.
    • Во время экспедиции из сотни моряков выжило всего 55.
    • Васко да Гама отличался жестокостью по отношению к населению Индии, аргументируя это тем, что среди них много мусульман. Так, он уничтожил несколько десятков кораблей каликутских и арабских купцов и торговцев, обстрелял Гоа и Каликут.
    • В честь Васко да Гамы назван бразильский футбольный клуб.
    • В 1998 широко отмечалось 500-летие первого путешествия Васко да Гамы. 4 апреля в устье Тежу (Лиссабон) был торжественно открыт самый длинный в Европе мост, названный в честь великого мореплавателя.
    • В честь Васко да Гамы назван город в Гоа.

    Тем не менее, Васко да Гама просит правителя дать разрешение на основание фактории в Каликуте. Но заморин ответил отказом, разрешив пришельцам только продать свои товары и удалиться. Товары с трудом были сбыты только через 2 месяца. На вырученные деньги были закуплены специи, медь, ртуть, янтарь и драгоценности. Арабские купцы, почуяв конкуренцию, подговаривали заморина к сожжению их кораблей. Прежде чем отправиться в обратный путь, Да Гама предложил заморину сделать подарок португальскому королю, а именно, погрузить около полутонны корицы и гвоздики. Заморина это так оскорбило, что он приказал да Гаме оставаться на берегу под домашним арестом и потребовал большую пошлину за уже купленные пряности. А пока пошлина не будет заплачена, оставшиеся на берегу португальцы, берутся в плен. В ответ да Гама взял в плен знатных лиц Каликута. Парламентер принес письмо португальцев с угрозой: все пленники будут навсегда увезены за море, если индусы немедленно не снимут арест с уже купленных предметов и не освободят офицера Диего Диаша, который застрял на берегу с некоторыми товарами. Заморин уступил. Произошел обмен заложниками и португальцев доставили на корабли. Однако, да Гама освободил лишь 6 высокопоставленных заложников из 10, пообещав отпустить остальных после возврата задержанных товаров. Но так как товары возвращены не были, экспедиция покинула Каликут с заложниками на борту.

    20 мая 1498 г. капитан на «Сан-Габриэль» увидел берег Индии в районе города Каликут (ныне город Кожикоде в индийском штате Керала). Так, благодаря мастерству опытного араба, был открыт морской путь из Европы в Индию вокруг Африки. Он занял десять с половиной месяцев; было пройдено более 20 тыс. км. Каликут был одним из крупнейших торговых центров Азии, «пристанью всего Индийского моря», как назвал этот порт русский купец Афанасий Никитин, побывавший в Индии во второй половине XV в. Сюда доставляли те самые предметы роскоши, о которых мечтали богачи в Европе. На базарах Каликута продавалось все. Васко попросил, чтобы на аудиенцию к правителю его несли в паланкине, в окружении трубачей и знаменосцев. Местный принц (заморин), по праву считая себя «властителем моря», встретил да Гаму и его ближайшего помощника офицера Фернана Мартина радушно. И, представьте, такому правителю да Гама подарил дешевую андалусскую полосатую материю, те же красные колпаки и ящик сахара, что и вождям африканских племен! Заморин подарки отверг, как когда-то и властитель Мозамбика. А вскоре раджа услышал о бесчинствах португальцев в Африке.


    Васко да Гама (Vasco da Gamma) родился в небольшом городке Синиш, расположенном на западном побережье Португалии. Дом, где он жил, сохранился и поныне. Еще в молодые годы да Гама славился как "осторожный и искусный" мореплаватель, умеющий управлять кораблями и людьми. Кроме того, он был опытный царедворец и хорошо умел ладить с королем и его окружением.



    После возвращения Колумба из первого плавания все чаще стали возникать споры между Испанией и Португалией о дележе вновь открытых земель. Поэтому в Португалии для похода в Индию стала срочно готовиться экспедиция. Флотилия состояла из четырех кораблей, из которых два были построены под наблюдением известного португальского мореплавателя Бартоломее Диаша, предложившего заменить косые паруса на прямоугольные и для удобства маневрирования в мелких водах придать корпусам меньшую осадку. Из расчета трехгодичного плавания было обращено особое внимание на прочность кораблей и оснастки, был взят тройной комплект парусов и канатов. Вооружение каждого корабля состояло из 12 бомбард. КолумбабомбардКолумбабомбард Было взято большое количество продовольствия и боевых припасов, а также дешевые вещи для обмена с туземцами. Экипаж флотилии состоял из 168 человек, включая 10 преступников, взятых для выполнения самых опасных поручений.


    Затем пошли на юго-восток, а через несколько дней да Гама приказал повернуть на юго-запад в неизвестные дотоле моря. Через несколько суток он приказал изменить курс на восток. Так гением адмирала был открыт самый удобный для парусных кораблей морской путь в Индию. 8 июня 1497 года флотилия в составе трех каравелл водоизмещение "Сан-Габриэл" под командованием Васко да Гама, "Сан-Рафаэл","Беррид" и"Сан-Михаэл" вышла из Лиссабона и взяла курс на острова Зеленого Мыса.


    Обогнув мыс Доброй Надежды, флотилия вошла в Индийский океан, и продолжала путь на север вдоль берегов. Вскоре грузовое судно из-за непригодности к плаванию пришлось сжечь. Дойдя до Мозамбика, встали на якорь, но вспыхнувшая ссора между португальцами и арабами заставила поторопиться с отходом. Через месяц подошли к Момбасе. Однако и оттуда пришлось вскоре бежать. На рассвете 20 мая 1498 года показался Каликут. Отныне имя Васко да Гама, первого европейца, прошедшего морем от Португалии в Индию, стало известно всему миру. Он доказал, что моря вокруг Индийского полуострова не были внутренними, как считали в то время многие ученые, и нанес на карту правильные очертания африканского материка и Индии.


    В сентябре 1499 году в Лиссабон вернулись оставшиеся в живых 55 участников экспедиции. Адмирала осыпали наградами: даровали титул графа Видигейры, звание адмирала Восточной Индии и Индийского океана и назначили вице-королем Индии. Очень много литературы олицетворяет Да Гамма как очень благородного и доброго человека. Это не так. Он был очень жестокий человек. Порой он действовал как настоящий пират! Брал в плен ни в чём не повинных людей и грабил суда, убивал жителей тех мест, куда заходил его корабль. Но в то же время он был очень храбрый! Однажды во время сильного шторма в районе подводного землетрясения, его команда была в панике. И лишь Васко да Гамма оставался невозмутим. " Радуйтесь, друзья, - воскликнул он, - само море боится нас!"


    Адмирал совершил еще два похода в Индию, где и умер в 1524 году. Спустя 15 лет его останки перевезли на родину. На могильной плите написано: "Здесь покоится великий аргонавт дон Васко да Гама, первый граф Видигейры, адмирал Индии и ее знаменитый открыватель".

    июля 1497 года армада торжественно вышла из Лиссабона 4 ноября корабли бросили якорь в бухте, которой дали имя Святой Елены. Обогнув Мыс Доброй Надежды, португальцы вторглись в территории, которые уже несколько сотен лет были частью торговых маршрутов Индийского oкеана. Португальцы вызвали подозрение у султана, и Васко да Гама пришлось в спешке отплывать. Обиженный на негостеприимство, Васко да Гама приказал обстрелять из пушек прибрежные селения. К концу февраля флотилия подошла к портовому городу Момбаса, Гама задержал в море арабское судно разграбил его и захватил 30 человек. Продолжая плыть вдоль побережья Африки, Васко да Гама достиг Малинди. Местный шейх дружелюбно встретил Гаму, так как сам враждовал с Момбасой. Он заключил с португальцами союз против общего врага. Васко да Гама попытался нанять в Малинди опытного лоцмана. С большим трудом с помощью правителя Малинди лоцман был найден. Лоцман взял курс на северо-восток и, пользуясь попутным муссоном, довёл суда до Индии. К вечеру 20 мая 1498 года португальские суда остановились на рейде против города Каликут. Каликута встретил португальцев с почётом - военным парадом 3000 солдат, и удостоил Васко да Гама аудиенцией. Васко да Гама передал Каликуту подарки, которые, однако, не произвели впечатления. Мусульманские торговцы, бывшие при дворе, указали, что подарки недостойны европейского правителя, а Васко да Гама похож больше на пирата, чем на королевского посла. Разочарованный, Васко да Гама отплыл из каликута, силой прихватив с собой около двух десятков рыбаков. На обратном маршруте португальцы захватили несколько торговых судов. В свою очередь, правитель Гоа хотел заманить и захватить эскадру, чтобы использовать суда в борьбе с соседями. Приходилось отбиваться от пиратов. Трехмесячный маршрут к берегам Африки сопровождали жара и болезни экипажей. В августе или в сентябре 1499 года Васко да Гама торжественно вернулся в Лиссабон. Возвратились лишь два судна и 55 человек. Тем не менее, с финансовой точки зрения, экспедиция Васко да Гама была необычайно успешной - выручка от продажи привезённых из Индии товаров в 60 раз превысила затраты на экспедицию.