Войти
В помощь школьнику
  • Ландшафтная характеристика крымско-кавказской горной стороны
  • В дурном обществе Описание маруси из рассказа в дурном обществе
  • Василий чапаев - биография, информация, личная жизнь Где погиб чапай
  • Английские предлоги места учить всегда уместно!
  • Защита Лондона от наводнений
  • Реферат: Образование в странах Африки южнее Сахары в XXI веке: проблемы и перспективы развития
  • Воспитание детей с нарушениями речи презентация. Презентация на тему "дети с тяжелыми нарушениями речи". Дети с нарушениями речи

    Воспитание детей с нарушениями речи презентация. Презентация на тему

    Нарушения речи. Алалия. Причины нарушений речи. Логопедическое занятие для детей с ОНР. Коррекция речи дошкольников. Нарушения темпа речи. Дисграфические ошибки. КАБИНЕТ БОС- ЛОГОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ. Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи Под редакцией профессора Л. В. Лопатиной.

    Особенности работы в группах для детей с ОНР. Коррекция слоговой структуры слов у детей 6-7 лет. Решение задач формирования диалогической речи у дошкольников с ОНР. Коррекция нарушений речи с учётом гендерных особенностей дошкольников. Коррекция звукопроизношения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

    «Взаимодействие участников коррекционного процесса» ребёнок с нарушениями речи. Принципы коррекционно-логопедической работы при устранении нарушений письменной речи. Предупреждение оптической дисграфии у воспитанников 5-7 лет с тяжёлым нарушением речи. Применение пептидных биорегуляторов для профилактики и коррекции нарушений функций организма.

    Эффективность самостоятельных занятий адаптивной физической культурой школьников с нарушениями осанки. Модель взаимодействия центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции с дошкольными учреждениями. Формирование представлений о родственных словах у старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи средствами проектной деятельности.

    Пример про астероиды. Логопеда дидактические игра речь. Весна для дошкольников по месяцам. Волшебные сказочные миры для детей. Отгадай сказку по отрывку для дошкольников. Коррекция нарушений речи посредством использования сказкотерапии. Виртуальные экскурсии для дошкольников в музей новогодние игрушки.

    1 слайд

    2 слайд

    Речь ребенка формируется под непосредственным влиянием речи окружающих его взрослых и зависит от речевой практики, культуры речевого окружения, от воспитания и обучения

    3 слайд

    4 слайд

    Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.

    5 слайд

    психолого-педагогические особенности детей с ТНР Особенности речевой деятельности отражаются на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер.

    6 слайд

    Тяжёлые нарушения речи (в зависимости от нарушенного звена) подразделяются на: отсутствие или недоразвитие речи(алалия) полная или частичная утрата речи(афазия) нарушение произносительной стороны речи(дизартрия) нарушения тембра голоса и звукопроизношения(ринолалия) нарушения темпо-ритмической организации речи(заикание)

    7 слайд

    Нарушения звукопроизношения и интонационно-мелодической организации речи. ДИЗАРТРИЯ – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Проявления: расстройства артикуляции нарушения голосообразования изменение ритма, темпа и интонации речи Причины: органическое поражение ЦНС в результате воздействия различных неблагоприятных факторов во внутриутробном и раннем периодах развития острые и хронические инфекции кислородная недостаточность недоношенность резус-несовместимость ДЦП – 65-85% детей родовые травмы токсикоз беременности и др.

    8 слайд

    9 слайд

    Этапы логопедического воздействия при дизартрии Подготовительный этап: Подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов Развитие слухового восприятия и сенсорных функций Формирование потребности в речевом общении Развитие и уточнение пассивного и активного словаря Коррекция дыхания Коррекция голоса На фоне: Медикаментозного воздействия Физиотерапии Лечебной физкультуры Артикуляционного массажа и артикуляционной гимнастики Логопедической ритмики Нетрадиционных форм воздействия (аромотерапия, криотерапия, арттерапия и др.)

    10 слайд

    Этап формирования первичных коммуникативных и произносительных навыков: Развитие речевого общения Формирование навыков звукового анализа Коррекция артикуляционных нарушений (расслабление мышц речевого аппарата, выработка контроля над положением рта, развитие артикуляционной моторики) Коррекция голоса Коррекция речевого дыхания Развитие артикуляционного праксиса Коррекция звукопроизношения

    11 слайд

    Нарушения звукопроизношения и интонационно-мелодической организации речи РИНОЛАЛИЯ - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Синонимы: «гнусавость» -- устаревший термин «палатолалия» Проявления: назализация (воздушная струя при звукопроизнесении попадает в полость носа и возникает носовой резонанс) искаженное произношение всех звуков речь невнятная, монотонная грубые нарушения артикуляционного аппарата (расщелина неба) РИНОФОНИЯ – если нет расщелины неба, а есть только носовой оттенок голоса.

    12 слайд

    Логопедическое воздействие при открытой ринолалии Задачи коррекционной работы: нормализация ротового выдоха, выработка длительной ротовой воздушной струи выработка правильной артикуляции всех звуков устранение назального оттенка голоса воспитание навыков дифференциации звуков нормализация просодических компонентов речи

    13 слайд

    В дооперационный период: Освобождение лицевых мышц от компенсаторных движений Подготовка правильного произношения гласных Подготовка правильной артикуляции доступных согласных

    14 слайд

    В послеоперационный период: Развитие подвижности мягкого неба Устранение дефектов звукопроизношения Преодоление назального оттенка голоса

    15 слайд

    Специфические виды работы в послеоперационном периоде: Массаж мягкого неба Гимнастика мягкого неба и задней стенки глотки Артикуляционная гимнастика Голосовые упражнения Дыхательные упражнения

    16 слайд

    Нарушения темпо-ритмической организации речи. ЗАИКАНИЕ – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Синонимы: логоневроз Страдают до 2% людей. Причины: речевая перегрузка патологическая раздражительность ускоренный темп речи подражание издержки воспитания психотравмы Все это является предрасполагающими факторами для заикания. Проявления: судороги в момент речи в речевом аппарате периодичность в течении связь с общим эмоциональным состоянием зависимость от внешних факторов (время года, питание, условия жизни) сопутствующие движения (развиваются постепенно) судороги в различных группах внеречевой мускулатуры: лицо, шея, конечности (зажмуривание глаз, моргание, раздувание ноздрей, откидывание головы и т.д.) эмболофразия (речевая уловка – добавление в речи стереотипных звуков «а-а-а», «э-э-э», «ну» и др. логофобия – боязнь речи в целом или произнесения отдельных звуков.

    19 слайд

    Обучение и воспитание детей с тяжёлыми нарушениями речи осуществляется по специальной системе в специальных детских садах или школах для детей с тяжёлыми нарушениями речи, но принципиально возможно их обучение и воспитание в семье. Прежде всего необходимо установить тесный контакт с ребенком, внимательно, бережно относиться к нему. Обучение состоит в коррекции дефекта устной речи и подготовке к усвоению грамоты. Пути компенсации зависят от природы дефекта и индивидуальных особенностей ребенка.






























    1 из 29

    Презентация на тему: Нарушения речи

    № слайда 1

    Описание слайда:

    № слайда 2

    Описание слайда:

    Основными причинами патологии детской речи являются:* различная внутриутробная патология; * токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др;* родовая травма и асфиксия во время родов; * заболевания в первые годы жизни ребенка.

    № слайда 3

    Описание слайда:

    Прогностические показатели лингвистического развития ребенка:* состояние анатомо-физиологических предпосылок развития речи;* понимание речи в сенсомоторном периоде развития, характер последовательных стадий овладения импрессивной речью;* вокальная продукция, определение возраста и этапов вокализации, репертуар согласных звуков, структура слогов, просодия (ритм и мелодика);* начатки активной речи, способность подражать звукам и словам, коммуникативные типы речевой интонации, появление первых слов и словоподобных комплексов;

    № слайда 4

    Описание слайда:

    * объем словаря и особенности номинации; * ранний детский синтаксис, аккомпанирующая речь; * уровень речевой инициативы, мотивированность ее действием, ситуацией или словом взрослого; * овладение фонемным строем речи - последовательное образование и дифференциация фонем по артикуляционным и акустическим признакам, характер фонетических трансформаций; * микросоциальные и педагогические условия формирования речевой деятельности.

    № слайда 5

    Описание слайда:

    Нарушения устной речи 1. Фонационного (внешнего) оформления высказывания, которые называют нарушениями произносительной стороны речи. 2. Структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания, которые называют системными или полиморфными нарушениями речи.

    № слайда 6

    Описание слайда:

    Расстройства фонационного оформления афония, дисфония – отсутствие или нарушение голоса; брадилалия - патологически замедленный темп речи; тахилалия – патологически ускоренный темп речи; заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата; дислалия – нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата; ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата; дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата.

    № слайда 7

    Описание слайда:

    Нарушения структурно-семантического оформления высказывания алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга; афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга

    № слайда 8

    Описание слайда:

    № слайда 9

    Описание слайда:

    Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений I. Нарушение языковых средств общения (компонентов речи): фонетическое недоразвитие; фонетико-фонематическое недоразвитие; общее недоразвитие речи. II. Нарушения в применении языковых средств общения в процессе речевой деятельности (коммуникативный аспект): заикание; проявления речевого негативизма.

    № слайда 10

    Описание слайда:

    Логопедическая помощь в системе образования осуществляется в следующих типах учреждений: * ясли-сад для детей с нарушениями речи, * логопедический детский сад (ДОУ компенсирующего вида), * группы для детей с нарушениями речи при детских садах общего типа (ДОУ комбинированного вида), * дошкольный логопедический пункт, * учебно-воспитательные комплексы (УВК) для детей с нарушениями речи, * школа для детей с нарушениями речи (1-е и 2-е отделения), * логопедические пункты при общеобразовательных школах, * группы для детей с нарушениями речи при детских домах общего типа.

    № слайда 11

    Описание слайда:

    Отчетные документы логопеда на дошкольном логопункте: Журнал первичного обследования и консультаций. Список детей, зачисленных на занятия. Индивидуальные карты коррекционной работы с детьми. Планы индивидуальных и подгрупповых коррекционно-речевых занятий с детьми. Планы консультативно-методической работы с педагогическим коллективом дошкольного образовательного учреждения и родителями.

    № слайда 12

    Описание слайда:

    Логопедические пункты (кабинеты) в общеобразовательной школе(более 10,000 в стране) Основная задача – коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся. Речевые нарушения включают Общее недоразвитие речи. Сопровождается дислексией, дисграфией и специфическими трудностями в усвоении программы по русскому языку. Фонетико-фонематическое недоразвитие. Наиболее распространенная причина фонематической дислексии. Заикание разной степени. Нарушения произношения, обусловленные дефектами артикуляции.

    № слайда 13

    Описание слайда:

    Результативность работы логопедических пунктов при общеобразовательных школах определяется следующими положениями: на логопедических занятиях без отрыва от школьного обучения последовательно осуществляется нормализация различных видов речевой, деятельности; методом устного опережения формируется готовность к усвоению языковых закономерностей на уроках русского языка; активизируется речемыслительная деятельность и корригируются особенности психического развития, обусловленные речевым нарушением.

    № слайда 14

    Описание слайда:

    № слайда 15

    Описание слайда:

    Направления деятельности логопеда, работающего в детской поликлинике педагогическая (логопедическая) работа по исправлению нарушений речи детей на систематических и консультативных занятиях; выявление детей с речевым недоразвитием и направление на ПМПК для последующего устройства в дошкольные и школьные учреждения или речевые стационары разного профиля; участие в комплектовании логопедических учреждений здравоохранения и образования и оформление на каждого ребенка логопедической характеристики; профилактическое обследование детей, посещающих дошкольные учреждения; санитарно-просветительская работа с родителями, педиатрами, воспитателями детских садов.

    № слайда 16

    Описание слайда:

    Нормативно правовые документы по коррекционной педагогике 1 Коррекционные образовательные учреждения: нормативно-правовые документы. – М.: Сфера, 2004. wwww.tc-sfera.ru Тел. 107-59-15 Адрес: г. Москва, ул. Сельскохозяйственная. д.18, корп. (м. Ботанический сад). 2.Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М.: Сфера, 2003. 33.Водоватов Ф.Ф., Бумагина Л.В. Организация деятельности коррекционных образовательных учреждений: Учебное пособие. – М.: Академия, 2000.

    № слайда 17

    Описание слайда:

    Нормативно правовые документы по коррекционной педагогике 4. Настольная книга логопеда: справ.-метод. пособие / авторы-составители Л.Н. Зуева, Е.Е. Шевцова. – М.: АСТ: Астрель, 2005 www.ast.ru Адрес: г. Москва, Звездный бульвар, д. 21, 7 эт. 215-53-10 5. Издательский дом «1 сентября» публикует нормативно-правовые документы http://psy.1september.ru 6. Журнал «Вестник Образования России» www.school.edu.ru 7. Официальный сайт Министерства образования и науки РФ: http://www.mon.gov.ru 8. Российское Образование Федеральный портал: www.edu.ru

    Описание слайда:

    № слайда 20

    Описание слайда:

    *Программа обучения и воспитания детей с ФФН.(Старшая группа детского сада)Учебный комплект по логопедии Т.Б Филичева, Г.В.Чиркина – М.: МГОПИ, 1993 г.Программа предназначена для воспитателей, логопедов дошкольных групп для детей с ФФН. Предоставленый материал содержит характеристику особенностей речевого развития детей 5- летнего возраста с ФФН,методические приемы их обследования раскрывают вопросы организации и содержания коррекционного обучения по преодолению ФФН у детей. *Программа обучения и воспитания детей с ФФН.(Старшая группа детского сада).Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, М.: МГОПИ, 1998 г. *Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшей группы),Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, М.: Шк.-пресс, 2002.

    Описание слайда:

    № слайда 23

    Описание слайда:

    Характерные признаки задержки психического развития ограниченный, не соответствующий возрасту запас знаний и представлений об окружающем низкий уровень познавательной активности недостаточная регуляция произвольной деятельности и поведения более низкая работоспособность по сравнению с нормально развивающимися детьми того же возраста к приему и переработке информации.

    № слайда 24

    Описание слайда:

    Наиболее типичные ошибки грамматического оформления речи детей с нарушением слуха нарушения синтаксических связей согласования и управления («ответил мальчика» - ответил мальчику; «бабочка с точке на крылышке» - бабочка с точкой на крылышке); замена, пропуск и включение лишних предлогов («снял от себя» - снял с себя, «лезет дерево» - лезет на дерево, «из школы в домой» - из школы домой); неточное употребление родовых и падежных окончаний («глаза жёлтый» - глаза жёлтые); неверное изменение типа склонения («запряженные лошадём» - запряженные лошадьми); неправильное употребление частей речи или их форм («Мы разучили стихи, песни, танцевать» - Мы разучили стихи, песни, танцы); пропуск членов предложения.

    Описание слайда:

    № слайда 27

    Описание слайда:

    Мероприятия по первичной профилактике речевых нарушений 1. Меры по предупреждению анте- и перинатальной патологии плода и новорожденного: охрана здоровья будущих матерей и беременных, оптимальная организация наблюдения за беременными и профилактика осложнений беременности; предупреждение родового травматизма; инфицирования плода и новорожденного и т. п. 2. Меры по снижению соматической и инфекционной заболеваемости детей в первые годы жизни.

    Описание слайда:

    Вторичная профилактика речевых нарушений Для предупреждения нарушений чтения рекомендуется: 1. Формировать функциональный базис навыков чтения. 2. Обучать чтению с опережением. Для предупреждения нарушений письма рекомендуется: 1. Своевременное выявление группы риска. 2. Исправление фонетико-фонематических нарушений. 3. Формирование функционального базиса письма. 4. Дети из группы риска нуждаются в индивидуализации темпов и методов обучения письму.

    Слайд 2

    Речь ребенка формируется под непосредственным влиянием речи окружающих его взрослых и зависит от речевой практики, культуры речевого окружения, от воспитания и обучения

    Слайд 3

  • Слайд 4

    Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.

    Слайд 5

    психолого-педагогические особенности детей с ТНР

    Особенности речевой деятельности отражаются на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер.

    Слайд 6

    Тяжёлые нарушения речи (в зависимости от нарушенного звена) подразделяются на:

    отсутствие или недоразвитие речи(алалия) полная или частичная утрата речи(афазия) нарушение произносительной стороны речи(дизартрия) нарушения тембра голоса и звукопроизношения(ринолалия) нарушения темпо-ритмической организации речи(заикание)

    Слайд 7

    ДИЗАРТРИЯ – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Проявления: расстройства артикуляции нарушения голосообразования изменение ритма, темпа и интонации речи Причины: органическое поражение ЦНС в результате воздействия различных неблагоприятных факторов во внутриутробном и раннем периодах развития острые и хронические инфекции кислородная недостаточность недоношенность резус-несовместимость ДЦП – 65-85% детей родовые травмы токсикоз беременности и др.

    Слайд 8

    Комплексный характер логопедическоговоздействия при дизартрии

  • Слайд 9

    Этапы логопедического воздействия при дизартрии

    Подготовительный этап: Подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов Развитие слухового восприятия и сенсорных функций Формирование потребности в речевом общении Развитие и уточнение пассивного и активного словаря Коррекция дыхания Коррекция голоса На фоне: Медикаментозного воздействия Физиотерапии Лечебной физкультуры Артикуляционного массажа и артикуляционной гимнастики Логопедической ритмики Нетрадиционных форм воздействия (аромотерапия, криотерапия, арттерапия и др.)

    Слайд 10

    Этап формирования первичных коммуникативных и произносительных навыков:

    Развитие речевого общения Формирование навыков звукового анализа Коррекция артикуляционных нарушений (расслабление мышц речевого аппарата, выработка контроля над положением рта, развитие артикуляционной моторики) Коррекция голоса Коррекция речевого дыхания Развитие артикуляционного праксиса Коррекция звукопроизношения

    Слайд 11

    Нарушения звукопроизношения и интонационно-мелодической организации речи

    РИНОЛАЛИЯ - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Синонимы: «гнусавость» -- устаревший термин «палатолалия» Проявления: назализация (воздушная струя при звукопроизнесении попадает в полость носа и возникает носовой резонанс) искаженное произношение всех звуков речь невнятная, монотонная грубые нарушения артикуляционного аппарата (расщелина неба) РИНОФОНИЯ – если нет расщелины неба, а есть только носовой оттенок голоса.

    Слайд 12

    Логопедическое воздействие при открытой ринолалии

    Задачи коррекционной работы: нормализация ротового выдоха, выработка длительной ротовой воздушной струи выработка правильной артикуляции всех звуков устранение назального оттенка голоса воспитание навыков дифференциации звуков нормализация просодических компонентов речи

    Слайд 13

    В дооперационный период:

    Освобождение лицевых мышц от компенсаторных движений Подготовка правильного произношения гласных Подготовка правильной артикуляции доступных согласных

    Слайд 14

    В послеоперационный период:

    Развитие подвижности мягкого неба Устранение дефектов звукопроизношения Преодоление назального оттенка голоса

    Слайд 15

    Специфические виды работы в послеоперационном периоде:

    Массаж мягкого неба Гимнастика мягкого неба и задней стенки глотки Артикуляционная гимнастика Голосовые упражнения Дыхательные упражнения

    Слайд 16

    Нарушения темпо-ритмической организации речи

    ЗАИКАНИЕ – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Синонимы: логоневроз Страдают до 2% людей. Причины: речевая перегрузка патологическая раздражительность ускоренный темп речи подражание издержки воспитания психотравмы Все это является предрасполагающими факторами для заикания. Проявления: судороги в момент речи в речевом аппарате периодичность в течении связь с общим эмоциональным состоянием зависимость от внешних факторов (время года, питание, условия жизни) сопутствующие движения (развиваются постепенно) судороги в различных группах внеречевой мускулатуры: лицо, шея, конечности (зажмуривание глаз, моргание, раздувание ноздрей, откидывание головы и т.д.) эмболофразия (речевая уловка – добавление в речи стереотипных звуков «а-а-а», «э-э-э», «ну» и др. логофобия – боязнь речи в целом или произнесения отдельных звуков.

    Слайд 17

    Лечебно-педагогический комплекс по преодолению заикания:

    ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ Медицинские препараты Лечебные процедуры ЛФК Психотерапия КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ Логопедические занятия Логоритмика Воспитательные мероприятия

    Слайд 18

    Система коррекционной работы с заикающимися по периодам

  • Слайд 19

    Обучение и воспитание детей с тяжёлыми нарушениями речи осуществляется по специальной системе в специальных детских садах или школах для детей с тяжёлыми нарушениями речи, но принципиально возможно их обучение и воспитание в семье. Прежде всего необходимо установить тесный контакт с ребенком, внимательно, бережно относиться к нему. Обучение состоит в коррекции дефекта устной речи и подготовке к усвоению грамоты. Пути компенсации зависят от природы дефекта и индивидуальных особенностей ребенка.

    Посмотреть все слайды

    Министерство образования Нижегородской области

    Государственное бюджетное профессиональное

    Образовательное учреждение

    «Нижегородский Губернский колледж»

    Дети с нарушением речи

    Выполнила студентка группы 444з6

    Галяткина Ирина Владимировна

    г. Нижний Новгород 2018

    Факторы влияющие на речевое развитие детей:

    • токсикоз беременности;
    • хроническая гипоксия плода;
    • острые и хронические заболевания матери в период беременности;
    • минимальное поражение нервной системы при резус- конфликтных ситуациях матери и плода;
    • легкая асфиксия;
    • родовые травмы;
    • острые инфекционные заболевания детей в младенческом возрасте и т. д.

    Профилактика речевых нарушений.

    Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы логопедов, учителей, воспитателей по предупреждению речевых нарушений у детей. Логопедическая работа включает в себя несколько направлений. Это и преодоление имеющихся нарушений речи у детей, и предупреждение возможных вторичных нарушений речи, и параллельная коррекция и доразвитие других психических функций, таких как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, словесно-логическое мышление.

    Причины возникновения речевых нарушений:

    • ухудшение экологической обстановки;
    • увеличение числа патологий беременности;
    • увеличение количества родовых травм;
    • ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;
    • различные социальные причины.

    Результаты нарушений речи:

    Нарушения звуковой культуры речи, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений речи: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, обеднение словаря ребенка, нарушение грамматического строя родной речи. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка в целом. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.

    Нарушения речи – собирательный термин для обозначения отклонений от нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека. Нарушения речи обусловлены отклонениями в психофизиологическом механизме речи, не соответствуют возрастной норме, самостоятельно не преодолеваются и могут оказывать влияние на психическое развитие. В специальной литературе термин «нарушение речи» заменяются другими терминами: расстройства речи, дефекты речи, речевая патология, речевые отклонения.

    Виды речевых нарушений

    Нарушения устной речи

    Нарушения письменной речи

    • Дисфония
    • Брадилалия
    • Тахилалия
    • Заикание
    • Дислалия
    • Ринолалия
    • Дизартрия
    • Алалия
    • Афазия
    • Дислексия
    • Дисграфия
    • Дисорфография

    Дисфония (афония) – отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Синонимы: нарушение голоса, нарушение фонации, фоноторные нарушения, вокальные нарушения.

    Брадилалия – патологически замедленный темп речи.

    Тахилалия – патологически ускоренный темп речи.

    Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата (логоневроз).

    Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата (дефекты звукопроизношения, фонетические дефекты, недостатки произношения фонем).

    Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

    Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребёнка.

    Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

    Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения.

    Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма.

    Дисорфография - стойкая и специфическая не сформированность (нарушение) усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленная недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций, это стойкое и специфическое нарушение в усвоении и использовании морфологического и традиционного принципов орфографии, которое проявляется в разнообразных и многочисленных орфографических ошибках.

    Логопедия – наука о нарушениях речи, методах их выявления, устранения и предупреждения средствами коррекционного обучения и воспитания.

    Задачи логопедической работы:

    • Коррекция нарушений в развитии устной речи, письма и чтения обучающихся;
    • Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении навыков письма и чтения;
    • Привлечение к коррекционной работе педагогов и родителей обучающихся

    Выполняя игровые упражнения пособия «Говорящий карандашик», ваш малыш будет тренироваться в произношении «трудных» для него звуков в слогах, словах, предложениях. Одновременно познакомится с первыми навыками рисования и письма.

    Занимаясь с малышом 10-15 минут ежедневно, вы научите его:

    Красиво и чисто произносить звуки в словах;

    Правильно и легко держать карандаш;

    Уметь проводить различные линии;

    Ориентироваться на листе бумаги.

    У вашего ребёнка будут развиваться:

    Зрительное и слуховое восприятие;

    Внимательность и творческое воображение.

    Основные упражнения:

    • Произношение речевого материала различной сложности, чтение.
    • Занятия по логопедической ритмике.
    • Упражнения, активизирующие внимание.

    1. Счет в быстром темпе. В быстром темпе посчитать до 10 (если ребенок не умеет считать до 10, то счет ведется до 5). Школьникам предлагаем счет до 100. В быстром темпе посчитать до 10 (если ребенок не умеет считать до 10, то счет ведется до 5). Школьникам предлагаем счет до 100.

    Как вариант задания:

    • посчитать в быстром темпе от заданного числа до заданного числа (например: посчитай в быстром темпе от 3 до 10; посчитай от 10 до 2 и т.д.), заданного числа (например: посчитай в быстром темпе от 3 до 10; посчитай от 10 до 2 и т.д.),
    • посчитать двойками до 10 (от заданного числа до заданного числа),
    • посчитать тройками до 12 (от заданного числа до заданного числа).
    • 2. Произнесение слогов со стечением согласных.

    • Четко произносить слоги, например:
    • фра- вра фро - вро; пру-бру пры-бры

      3. Быстро изменить одну букву в слове так, чтобы получилось новое слово.

      Например: мак - рак - бак. Например: мак - рак - бак.

    1.Упражнение на развитие общих движений

    2. Упражнения на развитие внимания и памяти. Развитие слухового внимания.

    3. Упражнение на развитие речевого внимания

    4. Упражнения на развитие чувства ритма. Упражнения на развитие музыкального ритма и темпа.

    5. Упражнения на развитие мелкой моторики. Пассивная гимнастика (массаж)

    6.Пальчиковые игры

    7.Потешки для мелкой моторики

    8.Упражнения на развитие речевого дыхания

    10. Упражнение на развитие просодии

    11. Упражнения на координацию речи с движением

    12. Упражнения на развитие речевых и мимических движений

    Заключение

    По мнению многих специалистов, начало целенаправленной работы по формированию правильного звукопроизношения помогает предотвратить появление многих нарушений речи, а зачастую и выявить у детей другие, более сложные речевые патологии, что способствует их ранней коррекции.