Войти
В помощь школьнику
  • Придаточные образа действия и степени Сложноподчиненное предложение с придаточным степени
  • Описание работы реактора
  • Подготовка соборного уложения
  • Пахнет жареным А всё, что не по графику, – на фиг
  • Прилагательные характеризующие человека с хорошей стороны — самый полный список Современные прилагательные список
  • Чародольский князь (Ведьмин крест) Чародол 2 чародольский князь читать
  • Человечность в рассказе чудесный доктор. Рассказ Александра Ивановича Куприна «Чудесный доктор. Гуманистический аспект решения проблем в рассказах А.И. Куприна «Чудесный доктор» и «Слон»

    Человечность в рассказе чудесный доктор. Рассказ Александра Ивановича Куприна «Чудесный доктор. Гуманистический аспект решения проблем в рассказах А.И. Куприна «Чудесный доктор» и «Слон»

    Рассказ Александра Ивановича Куприна , который по жанровой принадлежности является святочным рассказом, повествует о том, как один маленький добрый поступок способен изменить к лучшему судьбу целой семьи.

    Святочным рассказ является потому, что действие происходит накануне Рождества. И автор показывает чудо, происходящее в этот волшебный праздник.

    Однако это чудо связано не с магией, чудом является добрый поступок доктора Пирогова. Этот персонаж становится своеобразным ангелом для семьи Мерцаловых. Доктор помогает семье не только добрым словом, но и делом. Поступок действительно важен для семьи, которая уже отчаялась от своей бедности и нищеты. В условиях лживого и бездушного мира доктор явился настоящим спасителем.

    В уста Пирогова А.И. Куприн вкладывает свои мысли: доктор советует никогда не падать духом. Именно это помогло семье Мерцаловых выжить в этих страшных и тяжелых условиях современной автору жизни.

    Писатель учит совершать добрые дела. Ведь, по его мнению, даже самое короткое слово способно помочь человеку, нуждающемуся в этой помощи.

    Используя прием антитезы, А.И. Куприн демонстрирует сначала оживленный и разукрашенный город, который вовсю готовится к празднованию Рождества, а затем показывает нищие и темные улицы, по которым пробираются мальчики – и Мерцаловы. Автор осуждает тот цветной и дорогой мир, который имеет только красивую оболочку. Внутри он пуст и ничтожен. А вот полуразрушенный подвал, в котором живут Мерцаловы, является признаком духовной чистоты. Эта семья смогла пронести любовь друг к другу сквозь все трудности и беды, сквозь все препятствия и разочарования. Родители идут на все ради спасения своей семьи от голода и холода.

    Данное семейство показало, что всегда нужно надеяться на чудо, ждать его и верить в его исполнение. Ведь рассказчик несколько раз подчеркивает, что эта история реальна. То есть чудо – это не сказочный элемент, оно может произойти и в реальной жизни.

    Главное, что сделал для семьи Мерцаловых – это не, что он дал им денег, а то, что он подарил им надежду. Это в тысячу раз важнее финансовых средств. Мерцаловы поняли, что мир не настолько плох, что в нем есть добрые люди, которые помогут в трудной ситуации.

    Способность к самопожертвованию, милосердию и состраданию – вот качества, про которые не стоит забывать. Ведь оказавши кому-то помощь, можно получить такую же поддержку от кого-то другого. Добрые поступки всегда остаются в памяти человека, как остался поступок доктора в памяти Гришки, участника тех событий. Он с восхищением и трепетом вспоминает доктора Пирогова, который полностью изменил бедную жизнь его семьи.

    Таким образом, А.И. Куприн в рассказе «Чудесный доктор» поднял тему взаимоотношений между людьми. Он показал, что добрые поступки – это чудеса, и эти чудеса можно творить собственными руками.

    Цели урока - научить учащихся анализу прозаического произведения.

    Задачи:

    1. познакомить с особенностями композиции произведения – “рассказ в рассказе”;
    2. развивать навыки чтения и пересказа;
    3. воспитывать сочувствие, милосердие, деятельное сострадание, гуманизм.

    Оборудование:

    • портреты А.И. Куприна и Н.И. Пирогова,
    • рисунки учащихся,
    • ёлка,
    • компьютер.

    Словарь: стр. 85-86 книги “Вокруг тебя мир”, 5 класс, М., “Наука”, 1996 г.

    Структура урока:

    1. Организационный момент.

    2. Вступительное слово учителя.

    Жизнь людей на Земле – и взрослых, и детей – на протяжении всей истории человечества не была простой, безоблачной. Самые разные испытания и проблемы подстерегали и подстерегают буквально каждого не только во время войны, но и в мирные, казалось бы, спокойные дни.

    Безработица, отсутствие средств к существованию, болезни, невозможность ничем помочь самым близким, дорогим людям… Эти испытания могут быть такими тяжёлыми, что иногда даже у самого сильного человека опускаются руки. Им овладевает отчаяние… И поэтому помощь, которая (к сожалению, далеко не всегда) приходит в критический момент, воспринимается как ЧУДО.

    Согласитесь, любому хочется надеяться на возможность такой чудесной помощи. Очень хочется! Поэтому каждый подобный случай, услышанный где-то, рассказанный кем-то, только подкрепляет эту надежду. Сегодня мы будем говорить о таком рассказе, с которым вы познакомились при домашнем чтении. Называется он “Чудесный доктор”, написал его А.И. Куприн.

    В 1897 году А.И. Куприн создал рассказ “Чудесный доктор”, в котором затронул общечеловеческую проблему гуманного отношения к человеку. Потому темой нашего урока является “Милосердие, деятельное сострадание, помощь нуждающимся в рассказе А.И. Куприна.”

    На доске записаны слова: МИЛОСЕРДИЕ, СОЧУВСТВИЕ, СОСТРАДАНИЕ, ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ, ГУМАНИЗМ. Все они связаны с желанием помочь.

    Мы будем обсуждать те вопросы, которые ставит автор в повествовании, зачитывать яркие моменты, пересказывать фрагменты рассказа, чтобы в конце нашего разговора мы с вами могли ответить на очень важные вопросы (записаны на доске):

    О КАКОМ ЧУДЕ ИДЁТ РЕЧЬ В РАССКАЗЕ?

    В КАКИЕ ЧУДЕСА НАДО ВЕРИТЬ ЛЮДЯМ?

    3. Словарная работа. Каждый из вас, читая дома рассказ, наверное, находил непонятные слова. Вы уже знаете, что всегда в конце произведения в этой книге даётся толкование таких слов. Откройте стр. 85-86, ещё раз посмотрите на словарь. Есть вопросы по значению слов?

    4. Работа с текстом (чтение, пересказ, анализ ).

    А) Откройте книги, стр. 78. Повествование рассказа необычно.

    Сколько рассказчиков в этом произведении? (Два: тот, с кем произошла эта история – Григорий Емельянович Мерцалов и автор, передающий услышанное от другого .) Докажите текстом (стр.85).

    Такая форма построения текста (композиция) называется “рассказ в рассказе”.

    Б) Чтение учителем начала рассказа (от начала до слов “Старший мальчик первый оторвался…”) стр.78-79.

    В) Беседа по прочитанному:

    В каком городе происходили события? (В Киеве ).

    Когда? (Во второй половине 19 века ).

    19 век характеризуется тем, что велика была разница между людьми богатыми, власть имущими и простым “маленьким” человеком, часто нуждающимся в работе, жившим в нищете. Вслед за другими авторами А.И. Куприн продолжает развивать тему “маленького” человека.

    Рассмотрите иллюстрацию, представленную на стр.78. Сопоставьте с отрывком, прочитанным учителем.

    Как вы думаете, чем привлекла внимание мальчиков витрина гастронома? (Витрина представляла эффектную картину, настоящее изобилие диковинных продуктов).

    Обратите внимание на внешний вид ребят. Что можете сказать об этом? (Они очень легко одеты для двенадцатиградусного мороза, одежда их в заплатах, значит, они живут бедно).

    Г) Продолжим чтение стр.79 (от слов “Старший мальчик первый оторвался…” до слов “Потянулись пустыри…”).

    Становится ясно: такая витрина для мальчиков – это окно в другую жизнь, радостную и чудесную, где всё необычно, красиво, спокойно и сытно. Мальчики были очень голодны. Недаром они бросили на витрину “влюблено-жадный взгляд”.

    Судя по прочитанному, можно сделать вывод: в какое время года происходит действие рассказа? (Зимой, перед Рождеством или Новым годом ). Докажите текстом (стр.78).

    Любите ли вы эти праздники? Какие чувства испытываете при их приближении? (Радостное ожидание подарка, сюрприза, удивления, чуда ).

    Каждый из вас эти чувства-ассоциации изобразил в рисунке. Вот они здесь, на доске.

    Теперь нам понятно, почему класс сегодня преобразился в новогодний зал: здесь ёлка и мерцание гирлянд. А мы все в ожидании праздника, в ожидании ЧУДА!

    А для Гриши и Володи всё это осталось позади, что же впереди?

    Д) Продолжим чтение стр.79 (от слов “Потянулись пустыри…” до слов “Уже более года…”).

    Могут ли Гриша и Володя надеяться на сюрпризы, подарки в эти праздничные дни? Почему вы так решили? (Нет, не могут. Понять это помогает описание того убогого места, где они живут).

    Е) Продолжаем чтение стр.79-80 от слов “Уже более года…” до слов “Ну? Что же?”).

    Ё) Подготовленное чтение отрывка по ролям (стр.80-81 от слов “Ну? Что же?”… до слов “В это время в коридоре…”):

    Мать – ученица;

    Гриша – ученик;

    Володя – ученик.

    Как вы думаете, о чём говорилось в этом письме, которое носили мальчики? (Просьба помочь).

    Мог ли швейцар передать письмо по назначению? (Мог, но он жестокий и злобный человек, он старается выслужиться перед хозяином, боится потерять место, не уважает тех, кто беден).

    Ж) Продолжаем чтение отрывка стр. 81 от слов “В это время в коридоре”… до слов “Минут десять никто не мог”…).

    Какие ещё предпринимались попытки для выхода из сложившейся ситуации? (Просить милостыню, но …).

    Итак, в семье Мерцаловых сложилась трагичная, безвыходная ситуация, ни один из людей, к которым они обращались, не проявили милосердия – готовности помочь.

    Глава семейства не видит выхода из сложившейся ситуации, автор приводит своего героя в зимний сад.

    З) Звучит “Лунная соната” Л.Бетховена. На фоне этой музыки учитель продолжает рассказ:

    Мы снова наблюдаем антитезу: беспокойной, усталой душе старшего Мерцалова противопоставлена тишина и торжественность природы.

    Учитель плавно переходит в чтение отрывка стр.82 “Тут было тихо и торжественно…” до конца абзаца.

    5. ФИЗМИНУТКА.

    И мы с вами попадаем в этот сказочный сад, вдыхаем чистый свежий воздух: вдох-выдох, вдох-выдох – и оглядываемся вокруг.

    Направо – горные вершины,
    Налево – ёлок длинный ряд,
    А сверху – облака на диво,
    Внизу сугробов встал отряд.

    Деревья ветви распушили,
    Нечаянно снег вдруг уронили,
    И снова к небу потянулись,
    Затем опять к земле пригнулись
    И распрямились.

    И вновь вдыхаем глубоко:
    Вдох-выдох, вдох-выдох,
    И на душе легко-легко:
    Вдох-выдох, вдох-выдох.

    Пусть сказка та не завершится,
    А нам, друзья, пора учиться!

    И) И в этой торжественной тишине в голове Мерцалова рождается мысль о самоубийстве. Наверное, это случилось бы, если бы не встреча.

    С кем встретился Мерцалов здесь, в саду? (С доктором. Впоследствии мы узнаем, как зовут его – Н.И. Пирогов).

    К) Сообщение учащегося о Н.И. Пирогове.

    Л) Перескажите эпизод встречи Мерцалова и доктора. Работа в парах над заданием 3 стр.86.

    Найдите портрет незнакомца (стр.83). Какие определения подбирает Куприн для характеристики доктора? (Мягкий, ласковый, умное, серьезное лицо, необыкновенное, спокойное, внушающее доверие).

    Что же произошло после разговора в парке? (Доктор срочно едет к Мерцаловым!)

    М) И тут начинаются чудеса! Продолжаем чтение стр.84 от слов “И точно так же, как недавно…” до слов “Окончив это занятие…”

    Как узнали Мерцаловы фамилию своего спасителя? (Аптечный ярлычок на лекарстве ).

    Почему доктор сам не назвал себя? (Скромность, помощь от души, а не за благодарность).

    Это поистине “чудесный” доктор. Из каких слов мы можем сделать вывод, что произошло ЧУДО? (Стр. 85 “С этих пор..”)

    О каком ЧУДЕ идёт речь в рассказе? (О чуде случайной встречи. О чуде, которое может совершить любой человек, оказав помощь нуждающимся. О чудесах, которые творит милосердие).

    Что же произошло с этим чудесным доктором? (Стр 85 “А мы нашего …).

    Может ли это угаснуть? (Нет, так как живёт в подобных людях ).

    Приведите примеры из современной жизни.

    6. Вывод. Итак, чудо деятельного сострадания, помощи человеку без ожидания благодарности должно стать “обыкновенным чудом”, естественным для каждого человека. Такие люди, как доктор Пирогов,

    все же есть в нашей реальной жизни, а значит, есть надежда на помощь и поддержку со стороны окружающих. А главное – никогда не падать духом, бороться с обстоятельствами и протягивать руку помощи нуждающимся.

    Ребята, надо верить в чудеса!

    7. Домашнее задание (творческое). А вот в какие чудеса надо верить вы ответите, выполняя домашнее задание: стр. 87, задание 5(3)..

    8. Рефлексия. Подводя итог нашему уроку, каждый из вас может легко выбрать афоризм (мудрое изречение) из задания 4, стр.87.

    Вновь звучит “Лунная соната” Л. Бетховена, ребята делают свой выбор.

    А. Куприн писал рассказы и повести не только о любви. Также в его творчестве поднимались темы человеколюбия, милосердия. Как отмечали многие, писатель любил изучать людей и все явления жизни. Поэтому нет ничего удивительного в том, что он затрагивал такие важные вопросы. О добре и милосердии говорится в рассказе "Чудесный доктор", анализ которого представлен ниже.

    История создания

    В анализе "Чудесного доктора" необходимо отметить следующее: еще в самом начале повествования автор настраивает читателя на серьезный лад. Он пишет, что данная история - это не выдумка. И в самом деле эту удивительную историю Куприну рассказал знакомый банкир.

    Произведение написано в 1897 году, когда писатель был в Киеве. Его знакомый рассказал о событиях, случившихся около 30 лет назад. Это история про одно семейство, находящееся на грани отчаяния. Они ютились в каморке, не было денег не то что на еду и лекарства, им огонь-то развести было нечем.

    Сестренка рассказчика заболела, а лечить было нечем. Родители пытались найти немного денег, но их отовсюду прогоняли. И, когда глава семейства уже решился покончить с собой, с ним случилось новогоднее чудо. Он познакомился с известным доктором Пироговым. Николай Иванович помог бедному семейству и даже не стал называть своего имени. Лишь позже они узнали, что это был Пирогов Николай Иванович.

    Как отмечали те, кто знали доктора, для него такая бескорыстная помощь была естественной. Он отличался своим человеколюбием, милосердием. Он принес счастье в семейство Мерцаловых: после его визита их жизнь наладилась, дела пошли хорошо. Эта история настолько поразила писателя, что он создал произведение, которое относят к жанру рождественских историй.

    Особенности построения композиции

    В анализе "Чудесного доктора" следует отметить особенности композиции. В самом начале автор описывает двух мальчиков, которые стоят и разглядывают витрины - яркие, праздничные. Но когда они идут домой, то окружающая обстановка становится темнее, мрачнее. Уже нет праздничных огней, а их дом и вовсе напоминает подземелье. На таких контрастах и построено все произведение.

    Все готовятся к новогоднему празднику, наряжают елки, покупают подарки. Все шумят, суетятся, и людям нет никакого дела до бедного семейства Мерцаловых. У них не было денег, они находились в весьма затрудненном положении. И вот такой резкий переход от праздника к тьме позволяет читателю глубже ощутить отчаяние Мерцаловых.

    В анализе "Чудесного доктора" следует выделить, что имеется контраст и среди действующих лиц. Глава семейства показан как человек слабый, отчаившийся настолько, что он видит только один выход - покончить с собой. А Пирогов показан как человек добрый, сильный, деятельный. И он, словно луч света, озаряет мрак в семье Мерцаловых. Контрастность позволила передать всю важность встречи тех людей с Пироговым, всю чудесность его появления.

    Основная мысль рассказа

    В анализе "Чудесного доктора" Куприна нужно выделить главную идею произведения. Писатель хотел показать, насколько редкими качествами стали милосердие, внимание к ближнему, бескорыстность, что они воспринимаются как чудо. Автор на примере известного человека показал, как одно доброе дело может изменить к лучшему жизнь других.

    Почему рассказ был так назван

    В анализе произведения "Чудесный доктор" также стоит объяснить смысл названия рассказа. Николай Иванович Пирогов был удивительным человеком. Он обладал на самом деле чудесными способностями - доброта. Именно эти качества Куприн высоко ценил в людях. И для него их проявление было подобно чуду. Писатель хотел показать, что добрые дела нужно не только совершать по праздникам, а стараться их делать ежедневно. Тогда в жизни человека каждый день будет чудесным.

    А. Куприн писал истории не только о любви, но и о том, как важно оставаться добрым, человеколюбивым, и что нужно помогать другим людям. Это рассказ о том, что в жизни каждого есть место для чуда, которое может оказаться помощью и добрыми словами от другого человека. Ниже вы сможете познакомиться с анализом рассказа "Чудесный доктор".

    История написания

    Анализ "Чудесного доктора" следует начать с того, что писатель в самом начале своего произведения просит читателя воспринимать эту историю серьезно. Потому что она не выдумка, а случай, произошедший на самом деле с одним знакомым Куприна.

    Это произведение было написано в 1897 году, когда писатель находился в Киеве. Банкир, с которым был знаком Куприн, рассказал эту рождественскую историю, которая произошла почти 30 лет назад.

    Семья находилась на грани отчаяния: у них не было денег ни на еду, ни на огонь, и приходилось им ютиться в каморке. Когда заболела маленькая сестра рассказчика, родители просили помощи у более состоятельных людей, но им всюду отказывали. И когда глава семейства уже отчаялся, он встретил одного доктора. Доктора, который изменил всю их дальнейшую жизнь. Это был Пирогов Николай Иванович.

    Те, кто был с ним знаком, отмечали, что он всегда был готов помочь ближнему, все делал бескорыстно и был очень добрым человеком. С его приходом в эту семью пришло счастье: жизнь их стала постепенно налаживаться. Эта добрая и волшебная история поразила Куприна, и он написал этот рассказ, который получился красивой рождественской историей.

    Композиционные особенности рассказа

    В анализе "Чудесного доктора" один из пунктов - это особенности композиции рассказеа. Все произведение построено на противопоставлении. В Рождество все покупают подарки, все дома сияют праздничными огнями, украшают елки, а витрины магазинов яркие, так и манят покупателей.

    И всей этой обеспеченности и роскоши противопоставляется семья Мерцаловых. Им приходилось жить в каморке, у них не было денег для того, чтобы купить еду и огонь, не говоря о подарках. И вот на этом контрасте появление чудесного доктора кажется еще большим чудом в жизни этой семьи.

    Также противопоставляются и герои произведения. Если глава семейства Мерцалов показан как человек слабый, который отчаялся настолько, что готов покончить с жизнью, то Пирогов Николай Иванович - сильный, добрый и деятельный человек. Именно он показал героям, что никогда не нужно терять веру в чудо и добрых людей.

    Главная мысль

    Анализируя "Чудесного доктора", следует выделить главную мысль рассказа. А. Куприн хотел показать читателям, что такие человеческие качества, как доброта, милосердие, умение сопереживать и бескорыстие, стали очень редкими. Настолько, что они кажутся людям чудом. И на примере Пирогова Н. И. писатель показал, что одно доброе дело может изменить жизнь людей к лучшему.

    Смысл названия рассказа

    В анализе "Чудесного доктора" также нужно объяснить, почему рассказ так называется. Это связано не с каким-то волшебством, а с тем, что Пирогов Николай Иванович был удивительным человеком. Для него совершать добрые дела совершенно бескорыстно, стараться помочь ближнему было абсолютно естественно.

    Пирогов Н. И. обладал такими качествами, которые высоко ценил в людях А. Куприн. Это человеколюбие, милосердие, сострадание, готовность помочь и поддержать человека. Эти качества стали очень редкими, и если они есть у человека - это настоящее чудо.

    Это был краткий анализ "Чудесного доктора" Куприна. Недаром писатель отнес этот рассказ к жанру рождественских историй. Потому что особенно в Рождество сильна вера в чудо. И делать добрые дела нужно не только тогда, когда наступает этот праздник, но и каждый день. Ведь даже просто сказанное доброе слово может изменить жизнь человека к лучшему. И это и станет для него настоящим чудом.

    Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Пирогова: « … главное — не падайте духом»?

    Профессор Пирогов сыграл в жизни семьи Мерцаловых большую роль. Он не просто помог им в трудную минуту. Семью Мерцаловых весь год накануне преследовали несчастья. Сначала Емельян Мерцалов заболел тифом, и все деньги семьи ушли на его лечение. Потом у них умерла дочь. Мерцалова выгнали с работы. Жена Мерцалова, Елизавета Ивановна, кормила грудного ребенка и ездила на другой конец города стирать белье за деньги. Дочь Машутка сильно болела, мать ухаживала и за ней. Семья голодала. В день, когда Мерцаловы познакомились с профессором Пироговым, мальчики Гриша и Володя возвращались домой.

    Мама поручила им отнести письмо к бывшему хозяину Емельяна Мерцалова. Родители обращались с просьбой о помощи ко многим людям, но все им отказывали. В доме было очень холодно. Лежала в бреду Машутка. Елизавета Ивановна пыталась помочь дочери и качала люльку с маленьким. Пришел отец и сказал, что он ничего не раздобыл. Потом Емельян Мерцалов посмотрел вокруг, взял свою легкую одежду и ушел из дома. Он сказал, что сидя ничем не поможешь. Но Мерцалов не стал ничего делать. Он бесцельно ходил по городу. Мне кажется, что ему уже ничего не хотелось. Он пытался и просить и только когда мальчик умер, он стал счастливым. Мальчик попал на Христову елку. Там было много детей. Он узнал, что все они умерли. Но мальчику не было страшно. Там была красивая елка, а рядом была его мама.

    Автор написал этот рассказ, чтобы люди помнили, как нелегко приходится детям-сиротам. Мне кажется, что в этом рассказе финал и радостный, и печальный. Грустный потому, что мальчик умер. Радостный потому, что мальчик попал на небеса, в рай, на елку Христа. Он радовался там вместе с другими, такими же, как он, детьми, рядом с ним была его мама. Мальчику было тяжело в чужом городе, без семьи, среди людей, которые думают только о себе. Грустно и больно сознавать, что ты никому не нужен, тебя нигде не ждут.

    Мальчик умер. Но на небесах он обрел спокойствие, любовь и тепло. Я думаю, что в смерти мальчика виноваты люди, которые отвергли его. И блюститель порядка, и четыре барышни, и злой мальчишка, отнявший у него картуз. И лишь Господь принял его. В мире лжи, смерти, негодования и жестокости очень тяжело выжить маленькому человеку. Читая рассказ, понимаешь, что рядом с радостью есть горе, рядом с богатством — нищета. Я думаю, что все на земле будут когда-нибудь счастливы!