Войти
В помощь школьнику
  • Придаточные образа действия и степени Сложноподчиненное предложение с придаточным степени
  • Описание работы реактора
  • Подготовка соборного уложения
  • Пахнет жареным А всё, что не по графику, – на фиг
  • Прилагательные характеризующие человека с хорошей стороны — самый полный список Современные прилагательные список
  • Чародольский князь (Ведьмин крест) Чародол 2 чародольский князь читать
  • Дифференциация cjyjhd конспекты занятий в доу. Конспект занятия по дифференциации звуков. Занятия по развитию речи

    Дифференциация cjyjhd конспекты занятий в доу. Конспект занятия по дифференциации звуков. Занятия по развитию речи

    Работаю логопедом почти 10 лет. За это время повидала много ребятишек. Но все, без исключения, дети любят играть. Особенно захватывают моих воспитанников командные игры. Обязательные условия таких игр — сплотить ребят в команде, не потеряв при этом индивидуальность каждого, мотивация к победе, ну и, конечно, от педагогу нужно ухитриться подвести окончание «матча» к ничейному результату — чтобы не было обиженных. Дети так увлекаются ходом командной игры, что сосем не подозревают, что логопед преследует свои цели: автоматизацию, дифференциацию звуков, словообразование и т.д. и т.п. И все довольны! Желаю удачи в игре.

    Конспект занятия по теме:
    «Дифференциация звуков Л и Р».
    (подгрупповое занятие для детей подготовительной группы)

    Цель :

    • дифференцировать звуки Л и Р.

    Задачи:

    1. Уточнение артикуляционных и акустических позиций данных звуков.
    2. Различение звуков Л и Р в словах и предложениях.
    3. Определять место звука в слове.
    4. Закреплять звуковой анализ слова.
    5. Развивать мелкую моторику рук.
    6. Развивать связную речь.
    7. Развивать диалогическую речь.
    8. Развивать логику и мышление.
    9. Воспитывать самостоятельность.
    10. Воспитывать командные качества.

    Оборудование:

    • индивидуальные зеркала; массажные мячики; предметные картинки на звуки Л и Р; звуковые схемы; игры: «Болото», «Расшифруй слово»; предметные картинки для составления предложений.

    Ход занятия

    Этапы занятий

    Виды работы на этапе

    Деятельность педагога

    Деятельность воспитанников

    Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

    1. Оргмомент. Артикуляционная гимнастика Педагог предлагает взять зеркала и проводит артикуляционную гимнастику Дети выполняют артикуляционные упражнения - уточнение артикуляционных поз данных звуков
    2. Обучающий Сообщение темы занятия. Педагог загадывает загадки и просит назвать первый звук в словах-отгадках:Стоит в поле кудряшка -
    Золотая рубашка,
    Сердечко золотое.
    Что это такое?
    Белые горошки
    На зеленой ножке.

    Педагог просит детей дать характеристику звукам Л и Р. Сообщает, что сегодня будем беседовать об этих звуках

    Дети называют: Ромашка — первый звук Р. Ландыш — первый звук — Л.Дети дают характеристику звукам: Л — согласный, звонкий, твердый и сонорный. Звук Р — согласный звонкий, твердый и сонорный. - определять место звука в слове;- уточнение артикуляционных и акустических позиций данных звуков.
    Педагог предлагает детям разбиться на две команды: «Ромашка» и «Ландыш». Для этого раздает воспитанникам предметные картинки и просит тех у кого в слове звук Р садиться за первый стол, а тем, у кого первый звук Л — за второй стол.Первый конкурс «Придумай слово».

    Педагог предлагает игрокам команд по очереди называть слова со звуками Л и Р.

    Второй конкурс Игра «Болото»

    Педагог просит выбрать по одному участнику из команды и дает им задание: нужно провести мальчика Рому по «болоту», чтобы спасти щенка Ластика («наступать можно лишь на те картинки, в названии которых есть звук Л)

    Дети разбирают картинки и называя первый звук в словах, рассаживаются за столы.Дети называют слова с соответствующими звуками и получают жетоны за правильно названные слова.

    Дети «проходят по «болоту», называя картинки и определяя место звука Л в словах. Получают жетоны за правильные ответы.

    Развивать логику и мышление

    Пальчиковая гимнастика с массажными мячиками Логопед раздает детям массажные мячики и предлагает выполнить упражнение пальчиковой гимнастики Ребята выполняют упражнение - развивать мелкую моторику рук;- развивать связную речь
    Закрепление изученного ранее материала. Третий конкурс «Расшифруй слово» Педагог раздает каждой команде карточки с наклеенными картинками и предлагает расшифровать слово (определяя первый звук)

    Четвертый конкурс «Составь звуковую схему»

    Логопед предлагает составить звуковые схемы «расшифрованных » в предыдущем конкурсе слов.

    Пятый конкурс «Придумай предложение»

    Педагог раздает детям предметные карточки и просит составить предложения.

    Воспитанники расшифровывают слова на полученных карточках (рак, лань). Получают жетоны за правильные ответы.Ребята составляют звуковые схемы слов. Получают жетоны за правильные ответы.

    Дети придумывают и называют предложения по картинкам со словами на звуки Л и Р. Получают жетоны за правильные ответы

    - определять место звука в слове;- различение звуков Л и Р в словах;

    Развивать диалогическую речь;

    Воспитывать самостоятельность;

    Воспитывать командные качества;

    Развивать логику и мышление

    3.Итог занятия Оценка деятельности воспитанников Логопед предлагает вспомнить какие звуки вспоминали сегодня, просит дать характеристику этим звукам.Педагог предлагает сосчитать жетоны каждой команды и выявить победителя.

    Все участники получают сладкий приз — конфеты.

    Дети дают характеристику звукам Л и Р.

    Праведник Любовь Михайловна,
    учитель-логопед,
    МДОУ детский сад № 21
    г.Ржева Тверской области

    Структура и содержание

    (по постановке звуков)

    Сущность логопедического воздействия заключается в воспитании правильных и затормаживании неправильных навыков с помощью специальной системы педагогического воздействия. Формирование навыков правильного произношения осуществляется логопедом на специально организованных индивидуальных логопедических занятиях с детьми .

    При их подготовке и проведении логопед должен:

    1. сформулировать тему и цель занятия;

    2. определить этапы занятия, их взаимозависимость и последовательность;

    3. постепенно усложнять лексический и грамматический материал, предъявляемый детям;

    4. разнообразить занятие при помощи игр и игровых приемов;

    5. учитывать зону ближайшего развития ребенка;

    6. осуществлять дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей;

    7. кратко и четко формулировать инструкции, даваемые детям;

    8. использовать разнообразный и красочный наглядный материал;

    9. уметь создавать положительный эмоциональный фон занятия, планируя эмоциональные подъемы с учетом увеличения сложности излагаемого материала.

    Так как речь связана с движениями речевого аппарата, большое место при устранении дефектов звукопроизношения занимает . Значение ее вполне оправдано, так как произношение звуков речи – сложный двигательный навык.

    Выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных звуков необходимы для правильного произношения звуков. В зависимости от формы звукового дефекта употребляется тот или иной комплекс артикуляционных упражнений. Их вид, длительность проведения, разовая дозировка зависят от характера и тяжести речевого нарушения. Дозировка количества одного и того же упражнения должна быть строго индивидуальной как для каждого ребенка, так и для каждого периода работы с ним. На первых занятиях можно ограничиваться только двумя повторениями упражнений в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы. В дальнейшем число повторений можно увеличивать. В комплекс основных движений для развития и упражнения артикуляционного аппарата входят самые простые и наиболее характерные движения всех органов артикуляции во время речи – губ, челюстей, языка. При коррекции отдельных звуков используются специальные комплексы. Принципом отбора движений каждый раз будет служить характер дефектного произношения и целесообразность рекомендуемых движений для правильного произношения данного звука. Логопеду недостаточно отобрать целесообразные движения, нужно научить ребенка правильно их применять, т.е. предъявлять определенные требования к качеству движений:точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от одного движения к другому.

    Не менее важным является развитие фонематического слуха и фонематического восприятия. Эта задача может оказаться первоочередной в том случае, если дефекты звукопроизношения обусловлены несформированностью операций переработки фонем по их акустическим параметрам, когда нарушено или затруднено различение входящих в состав слова фонем. Задания на выработку умений слышать, узнавать звук, выделять его из потока речи, различать сходные по акустическим и артикуляционным признакам звуки, упражнения на формирование навыков элементарного звукового анализа и синтеза – неотъемлемая часть коррекционной работы по устранению дефектов звукопроизношения.

    Процесс исправления неправильного звукопроизношения делится на три этапа: постановка звука, автоматизация звука и дифференциация смешиваемых звуков. Специалистами отмечается, что постановка звука в большинстве случаев – более сложный искусственный процесс, чем самостоятельное появление звука у ребенка, поскольку с физиологической точки зрения постановка звука – это создание нового условного рефлекса. Дошкольники часто подражают звукам окружающего мира или артикуляции логопеда в ходе включения детей в игровую ситуацию. В других случаях в качестве обходного пути используются сохранные звуки, близкие по месту, способу артикуляции тем звукам, правильному произношению которых необходимо научить ребенка (например, сохранными звуками, опорными для постановки звука [ш] могут служить звуки [с], [т], [р]). В более сложных случаях требуется механическая помощь.

    На занятиях логопеду большое внимание необходимо уделять обогащению, активизации словаря, развитию навыков словоизменения и словообразования, формированию грамматического строя. На начальных этапах эта работа ведется на материале сохранных звуков. В дальнейшем в лексические и грамматические упражнения вводятся слова с поставленным и автоматизируемым звуком.

    Таким образом, к целям индивидуального логопедического занятия следует отнести:

    1. развитие артикуляционной моторики, формирование правильных артикуляционных укладов;

    2. формирование произносительных навыков (в зависимости от этапа работы над звуком);

    3. развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа;

    4. совершенствование лексико-грамматических конструкций;

    5. развитие неречевых психических процессов;

    При подготовке и проведении индивидуального занятия очень важно помнить о том, что на протяжении всего занятия у ребенка должен быть стойкий положительный эмоциональный настрой, который выражается в желании заниматься. Это достигается использованием сюрпризных моментов, игровых фрагментов, увлекательных заданий и упражнений, при выполнении которых процесс обучения и научения превращается в интересную игру. В ходе занятия выстраиваются интересные сюжеты, участниками которых нередко становятся сами дети.

    На протяжении занятия у ребенка воспитывается умение слушать, слышать и оценивать не только речь окружающих, но и собственную. Для этого эффективным оказывается запись во время занятия отдельных упражнений на магнитофон. В этом случае ребенок получает возможность слышать себя не только в момент высказывания, но и как бы со стороны услышать и оценить свою речь.

    Определяя содержание индивидуального логопедического занятия, подбирая речевой и практический материал, следует стремиться к тому, чтобы занятие было не только интересным, но и максимально продуктивным, с высокой речевой активностью ребенка. Важно включать в занятия серии тренировочных упражнений, приучая детей свободно пользоваться в спонтанных высказываниях новыми звуками. Если структура занятия на этапе автоматизации определяется последовательным усложнением речевого материала, то при индивидуальном занятии подходы к постановке звука осуществляются в течение занятия неоднократно (не менее 3 раз). Они должны чередоваться с заданиями по реализации других целей. Занимательная форма занятия, игровые приемы, смена видов заданий, система поощрений позволяют поддерживать интерес детей на протяжении определенного отрезка времени.

    Формы и организация

    Часто логопеды, и не только начинающие, вздыхают, как только речь заходит об индивидуальных занятиях. Действительно, многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. А от повторений никуда не деться, когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать, узнавать звук, а затем правильно его произносить. В отдельных случаях тяжело дается постановка звука и каждый, даже самый незначительный, шаг вперед стоит больших усилий.

    Рассмотрим формы занятий, точнее, формы их организации и проведения.

    Итак, в какой форме можно преподнести ребенку речевой материал, заинтересовать его, вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произнесению слова? Приведу несколько вариантов.

    К нам пришел гость:

    1. он хочет посмотреть и послушать, что ребенок умеет делать и как умеет произносить;

    2. гость не умеет делать артикуляционную гимнастику или
    произносить правильно звук и просит его научить;

    3. гость принес с собой разные задания для ребенка и просит их выполнить.

    В каждом варианте ребенок выполняет предложенные ему задания.

    Идем в гости

    В гости отправляется сам ребенок или игровой персонаж. По дороге ему приходится преодолевать различные препятствия, выполняя задания логопеда или встреченных в пути персонажей. (Оборудовать и провести такое занятие можно как настольный театр.)

    Мы пришли в гости:

    1. удивим хозяев, приготовив для них сюрприз; покажем им, что умеем делать;

    2. поможем хозяевам, которые никак не могут в чем-то разобраться.

    Посылка

    Логопед приносит на занятие посылку, отправитель которой известен сразу или имя его выясняется в ходе занятия. Разбирая посылку (игрушки, картинки, карточки и т.д.), ребенок выполняет приготовленные для него отправителем задания.

    Письмо

    Этот сюжет аналогичен предыдущему, только задания даются в письменном виде, а ребенок вместе с логопедом выполняет их, используя имеющийся в кабинете наглядный и дидактический материал.

    План

    Ребенку предлагается план, согласно которому в кабинете находятся конверты с заданиями. Двигаясь по кабинету, ребенок находит и выполняет приготовленные для него задания. План может подсказать ребенку порядок их выполнения (например: «Сначала выполни задание из синего конверта, потом из зеленого…» или «Это задание предложила белка, а кто готовит следующее – посмотри по плану»).

    Путь по карте («Остров сокровищ», «Зарытый клад»)

    Ребенку предлагается рисованная карта (можно использо­вать готовую настольно-печатную игру). Передвигаясь от одного пункта к другому, обозначая при этом свой путь фишкой (хорошо использовать игрушки из киндер-сюрприза), ребенок выполняет задания, преодолевая преграды. Прохождение пути по карте возможно в ходе одного занятия, а может растянуться и на несколько. В конце пути ребенка ждет сюрприз.

    Поле чудес

    Перед ребенком на карточках или из букв разрезной азбуки выложено слово. Чтобы перевернуть и узнать очередную букву, ребенку нужно выполнить задание логопеда. После того как все слово будет раскрыто, ребенок сам или с помощью логопеда читает его. Как вариант, это может быть какой-нибудь персонаж, имя которого нужно отгадать. Когда ребенок прочитает имя, логопед выставляет картинку с его изображением или игрушку.

    Стройплощадка

    Ребенок из деталей конструктора или частей разрезной картинки строит дом (детский сад, школу или любое другое здание). При этом чтобы завершить каждый элемент постройки или получить нужную деталь конструктора, часть картинки, ребенок выполняет задание логопеда. Постройка не должна быть сложной, а количество деталей должно быть таковым, чтобы ребенок уложился в отведенное для занятия время (например, домик может быть из нескольких кубиков и готовой крыши, а картинку можно предложить из шести-девяти частей в зависимости от возраста ребенка).

    Проявляющаяся картинка

    Перед ребенком на столе изображением вниз лежит разрезная картинка. После каждого выполненного задания части картинки переворачиваются, постепенно «проявляя» изображение. Таким образом, к концу занятия ребенок увидит картинку. Это может быть «подарок» для ребенка (изображение цветка, игрушки и др.) или портрет персонажа, который и приготовил все задания.

    Цирк

    Цирковые артисты (это могут быть картинки или игрушки) не просто выступают в цирке, а выполняют задания, при этом ребенок им активно помогает: например, жонглер ловит мячи с заданным звуком; попугай передразнивает, повторяя слова; умный слон топает столько раз, сколько слогов в слове и т.п.

    Веселая школа

    В одном случае ребенок попадает в необычную школу (например, лесную) и вместе с другими учениками учится сам, помогает другим, выполняя задания логопеда, который является учителем этой школы или выступает от лица учителя. В другом случае ребенок может сам быть в роли учителя в подобной школе и учить своих необычных учеников, показывая им, как нужно правильно выполнять то или иное задание.

    Занятие — сказка

    В ходе рассказывания и наглядной демонстрации хорошо знакомой ребенку сказки логопед предлагает помочь персонажам, выполнив различные задания (замесить вместе с бабушкой тесто, «пробежаться» с Колобком по дорожке, перехитрить лису и т.д.). На таком занятии может быть использована и авторская сказка, которую логопед придумывает сам и разыгрывает вместе с ребенком с помощью картинок или игрушек. Ребенок не только смотрит и слушает, но и является активным участником сказки, выполняя предложенные логопедом задания.

    Конечно, это далеко не полный список форм индивидуальных логопедических занятий с детьми дошкольного возраста. Каждый логопед может продолжить его своими наработками и идеями.

    Дифференциация соноров в связной речи

    Цели

    1. Закреплять навык правильного произношения соноров в связной речи.

    2. Дифференцировать звуки Р, Рь, Л в связной речи.

    3. Совершенствовать фонематический слух и слоговую структуру сложных слов на предлагаемом на занятии речевом материале.

    4. Совершенствовать лексико-грамматический строй речи на предлагаемом на занятии речевом материале.

    5. Совершенствовать связную речь и навык работы с сюжетными сериями.

    6. Совершенствовать навыки фонематического анализа и синтеза, навык чтения.

    7. Совершенствовать навыки владения темпо-ритмической и интонационной сторонами речи.

    8. Формировать навыки сотрудничества и коллективной работы,

    развивать языковое чутье.

    Ход занятия

    Оргмомент

    Разминка-приветствие («Доброе утро…»)

    Артикуляционная разминка.

    Фонетико-фонематическая разминка («На планете Рычандия», слоговые ряды, чистоговорки).

    Основная часть

    Лексико-грамматический строй:

    Лабиринт (КРИ «Назови ласково»: уменьшительно-ласкательная форма существительных, «Считалка»: согласование существительных с числительными, «Чего не стало»: Р.п существительных в предложении, «Эхо»: запоминание ряда слов, «Один-много»: единственное и множественное число существительных).

    - «Четвертый лишний» (выделение слов по заданному звуку, притяжательные прилагательные и их согласование в роде и числе).

    Фонематический анализ и навык чтения:

    Решение ребусов.

    Фонематический анализ слов по выбору.

    - «Зашифрованная чистоговорка» (навык чтения, память, просодика).

    Физминутка

    Орешковый массаж «Сидит белка на тележке…».

    -«Летим, едем, плывем…»(внимание, переключение, движение).

    Связная речь

    Составление сложных предложений (КРИ «Для чего нужно…»: согласование слов в предложении со сложными предлогами, работа с предложением).

    Сюжетная серия (составление рассказа по серии, додумывание продолжения, название рассказа).

    Итог

    Фонетическая разминка «Кррра, кричит ворона…» (память, выразительность речи, интонация).

    Подведение итогов (чем занимались? что было интересно? самооценка и оценка деятельности других).

    Сюрпризный момент.

    Ход занятия

    1. Оргмомент

    2. Основная часть

    Чем похожи эти звуки.

    Чем отличаются эти звуки.

    Ра-ра-ра- начинается игра

    Ла-ла-ла- Клара пришла

    Ри-ри-ри- на поле косари

    Ли-ли-ли- ранка не боли

    Ро-ро-ро- нет у нас метро

    Ло-ло-ло в дереве дупло

    Ре-ре-ре- трава на дворе

    Ру-ру-ру- скачет кенгуру

    Лу-лу-лу- сижу я на полу

    Рю-рю-рю- я подарок подарю

    Лю-лю-лю- я лимоны куплю

    Ры-ры-ры- принесли дары

    Дети повторяют за логопедом.

    Дети выполняют задание.

    Дети выполняют задание.

    1. Кто присел на толстый сук

    (дятел)

    2. Он плясун, он певун,

    Он веселый говорун.

    Он забавная игрушка,

    А зовут его …(петрушка)

    Вы узнаете их Это ….(орехи)

    4. В алом сарафане

    Куколка- матрешка.

    Сорвет ее Таня

    Положит в лукошко. (малина)

    5. Сам алый, сахарный,

    5. Физминутка

    Буратино потянулся,

    Раз – нагнулся,

    Два – нагнулся,

    Руки в стороны развел,

    Ключик, видно, не нашел.

    Чтобы ключик отыскать,

    Нужно на носочки встать.

    6. Звуковой анализ слов.

    Выполните следующее задание:

    Дети выполняют.

    Он самый первый

    Входит в дом,

    А все за ним

    Идут хвостом. (ключ)

    3.Итог занятия

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка по теме: «Дифференциация соноров у детей с дислалией»

    Цели и задачи: закрепить знания детей о звуках Р-Рь, Л-Ль, учить детей дифференцировать звуки в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте, закреплять знания по лексическим темам «Овощи», «Фрукты», согласовывать слова в словосочетаниях, устанавливать логические связи в предложении, развивать навыки звукового анализа и синтеза, логического мышления, зрительного внимания.

    Оборудование: предметные картинки с изображением героев из сказки А.Н.Толстого «Приключение Буратино или Золотой ключик», кроссворд, карточки с записанными на них словами, картинки с зашифрованными словами, 2 корзины с овощами и фруктами, плакат с изображением цветов.

    Ход занятия

    1. Оргмомент

    На панно картинки с изображением Буратино, Карабаса Барабаса, Дуремара, кота Базилио, лисы Алисы, папы Карло, Черепахи Тортиллы, Мальвины, Пьеро.

    Дети называют героев, припоминают название сказки, автора.

    Логопед просит назвать часто встречающиеся звуки, которые есть в именах героев.

    2. Основная часть

    1.Сравнительная характеристика звуков Р-Рь, Л-Ль

    Р- Рь согласный, звонкий, твердый или мягкий

    Л-Ль согласный, звонкий, твердый или мягкий

    Чем похожи эти звуки.

    При произнесении этих звуков язычок поднят вверх

    Чем отличаются эти звуки.

    При образовании звука Р язык поднят вверх, к бугорку, по бокам прижат к зубам, а кончик вибрирует под напором воздуха

    При образовании звука Л кончик языка упирается в верхние зубы (или десны), а боковые края не прижаты к зубам.

    2.Различение звуков в слогах, словах

    Ра-ра-ра- начинается игра

    Я прошу повторять за мной слоги и слова

    Ла-ла-ла- Клара пришла

    Ри-ри-ри- на поле косари

    Ли-ли-ли- ранка не боли

    Ро-ро-ро- нет у нас метро

    Ло-ло-ло в дереве дупло

    Ре-ре-ре- трава на дворе

    Ле-ле-ле- стоит ваза на столе

    Ру-ру-ру- скачет кенгуру

    Лу-лу-лу- сижу я на полу

    Рю-рю-рю- я подарок подарю

    Лю-лю-лю- я лимоны куплю

    Ры-ры-ры- принесли дары

    Лы-лы-лы- мы расставили столы

    Дети повторяют за логопедом.

    Логопед: Вы уже догадались, что сегодня мы будем вспоминать сказку А.К.Толстого «Приключение Буратино или Золотой ключик», вновь встретимся с героями этого произведения.

    2.Различение овощей и фруктов. Развитие фонематического восприятия и зрительного внимания.

    Логопед: Буратино смотрел в театре представление, а теперь спешит к папе Карло, чтобы отдать ему пять золотых, полученных от Карабаса Барабаса. Ему навстречу ковыляют лиса Алиса и кот Базилио. Они несут тяжелые корзины с овощами и фруктами. Буратино так спешит, что нечаянно налетает на зверей и сбивает их с ног. Овощи и фрукты разлетаются в разные стороны. Лиса и кот огорчены. Помогите Буратино собрать фрукты и овощи: в 1 корзину- фрукты и овощи, в названии которых слышатся звуки Р-Рь, во 2 корзину- фрукты и овощи, в названии которых слышатся звуки Л-Ль

    Картинки:- яблоко, фасоль, груша, свекла, виноград, апельсин, помидор, лук, персик, перец, слива, огурец, гранат, баклажан, лимон, морковь

    Дети выполняют задание.

    Логопед: Буратино узнал, что если заменить хотя бы один звук в слове, его смысл изменится. Проверьте, так ли это. Замените в словах букву Р на Л, чтобы получилось новое слово.

    Логопед раздает всем детям карточки со словами.

    Слова: рис-….ис рак-…ак рожки- …ожки роза-…оза рама- …ама

    Игра- иг…а Марина- Ма ина Арина – А..ина Карина- Ка..ина

    Терка- те..ка рева- ..ева Варя- Ва..я

    Дети выполняют задание.

    4. Развитие логического мышления.

    Логопед: Лиса Алиса и кот Базилио узнают, что у Буратино есть золотые монеты, они рассказывают деревянному человечку о поле Чудес и о стране Дураков.

    Наивный Буратино верит им и отправляется вместе с плутишками. Дорога не близка, друзья предлагают Буратино разгадать кроссворд.

    1. Кто присел на толстый сук

    И стучит: «Тук-тук, тук- тук»

    (дятел)

    2. Он плясун, он певун,

    Он веселый говорун.

    Он забавная игрушка,

    А зовут его …(петрушка)

    3. Любят их белки, любят их мышки,

    Любят погрызть их и ребятишки.

    Их называют ребячьей потехой.

    Вы узнаете их Это ….(орехи)

    4. В алом сарафане

    Куколка- матрешка.

    Сорвет ее Таня

    Положит в лукошко. (малина)

    5. Сам алый, сахарный,

    Кафтан, зеленый, бархатный. (арбуз)

    5. Физминутка

    Логопед: Вот на пути харчевня «Три пескаря». Здесь герои решили немного отдохнуть. Давайте и мы с вами отдохнем и сделаем зарядку.

    Логопед читает текст, дети выполняют соответствующие движения.

    Буратино потянулся,

    Раз – нагнулся,

    Два – нагнулся,

    Руки в стороны развел,

    Ключик, видно, не нашел.

    Чтобы ключик отыскать,

    Нужно на носочки встать.

    6. Звуковой анализ слов.

    Логопед: Лиса Алиса и кот Базилио обманом завладели деньгами Буратино. А его скинули с моста в пруд, где он познакомился с черепахой Тортиллой, которая подарила ему Золотой ключик. Как же ему отблагодарить ее. Может, он сможет верно выполнить следующее задание Помогите Буратино отгадать слова. Составьте их из первых букв слов-названий картинок и запишите в пустые клеточки:

    Логопед раздает каждому ребенку картинки с зашифрованными словами:

    ГРУША, РАКЕТА, ШКОЛА, ФОНАРИ, ВАФЛИ

    7.Закрепление умений составления словосочетаний

    Логопед: Буратино с вашей помощью выполнил задание и побежал дальше по дорожке. Посмотрите, что это виднеется впереди. Это домик Мальвины и Артемона. А вот и сама Мальвина с букетом цветов. Она их собрала на своей лужайке. Давайте посчитаем цветы в ее букете.

    Детям предлагается картинка, где нарисованы цветы разного количества. (тюльпаны, розы, ландыши, лилии, ромашки, ирисы)

    Кукольные человечки очень рады видеть Буратино. Он рассказывает им о встрече с Черепахой Тортиллой. Пока они его слушают, мы с вами выполним следующее задание. Соедините слова и картинки так, чтобы получились словосочетания.

    Слова: едят, надевают, летают

    Картинки: лебедь, ласточка, самолет, шар, снегирь, яблоко, арбуз, земляника, репа, пальто, платье, рубашка, брюки.

    Дети соединяют, называют получившиеся словосочетания.

    8. Дифференциация звуков Р-Рь, Л-Ль на уровне предложения. Установление логических связей в предложении.

    Логопед: У Буратино есть Золотой ключик, который подарила ему черепаха Тортилла. Нужно спешить, чтобы открыть заветную дверь в каморке папы Карло. Что это за шум слышится на опушке леса. Это злой Карабас Барабас и Дуремар спешат к домику кукол. Скорее остановите злодеев.

    Выполните следующее задание:

    Я вам прочитаю предложения, а вы исправьте ошибки, составьте предложения верно.

    Тарелка разбила фарфоровую Марину.

    Вертолет красил красного Валеру краской.

    Горькое лекарство Карина прописала врачу.

    На тюльпанах расцвели клумбы.

    Лошадка причесывает русого мальчика.

    Дети выполняют.

    9.Развитие зрительного внимания и логического мышления.

    Логопед: Куклы добрались до волшебной двери в каморке папы Карло, открыли ее и пошли по подземному лабиринту. Пройдите лабиринт вместе с Буратино и его друзьями. Прочитайте текст, записанный на дорожке лабиринта. Назовите отгадку.

    Текст загадки записан в клетках лабиринта.

    Он самый первый

    Входит в дом,

    А все за ним

    Идут хвостом. (ключ)

    3.Итог занятия

    Логопед: Вот мы и попали в волшебный подземный зал. Открыли волшебную дверь в кукольный подземный театр, в котором нет злого Карабаса Барабаса, хитрой лисы Алисы и кота Базилио, глупого Дуремара. Пришла пора прощаться с героями сказки. Давайте напоследок назовем имена любимых героев и припомним звуки занятия.

    Дети называют имена героев, звуки Р-Рь, Л-Ль в их именах, дают характеристики звукам.


    Взрослый предлагает ребенку послушать рассказ, а потом пересказать его.

    Буратиний нос

    На Новый год все ребята в детском саду должны были в кого-нибудь нарядиться. Никита решил сделать себе длинный нос и намазать щеки краской, ну, как будто он - Буратино.

    Сел Никита на пол, нарезал ножницами бумагу, намазал ее клеем и свернул трубочкой. Посмотрел, а это не нос, а целый носище получился.

    Надоело мне этот Буратиний нос делать, - бурчит Никита. - Лучше привяжу его нитками к голове и буду носорогом.

    Начал наматывать нитки. Наматывал, наматывал - ничего не получается. Надулся Никита.

    Наклею его лучше прямо на голову.

    Намазал голову клеем и приложил нос. Волосы склеились, а нос набок свалился.

    Надоел мне этот носорог. Лучше приду после Нового года и скажу, что был одет невидимкой, потому они меня и не видели.

    Дифференциация звуков М – Н

    После того, как поставлены и автоматизированы звуки М, Н, необходимо провести их дифференциацию, чтобы ребенок не путал эти звуки.

    Практический материал на дифференциацию звуков М - Н

    1. Повтори слоги.

    Ма - на
    Ма - на - ма - на
    На - ма
    Мы - ны - мы - ны
    На - ма - на
    Мо - но - мо - но
    Ма - на - ма
    Му - ну - му - ну