Войти
В помощь школьнику
  • Подготовка соборного уложения
  • Пахнет жареным А всё, что не по графику, – на фиг
  • Прилагательные характеризующие человека с хорошей стороны — самый полный список Современные прилагательные список
  • Чародольский князь (Ведьмин крест) Чародол 2 чародольский князь читать
  • CityTLT - Мифология - Древняя Греция - Аякс Кто такой аякс в древней греции
  • Любопытные факты о южном и северном полюсах планеты земля Среди торосов и айсбергов
  • Кто такие адыгейцы и какие они. Адыгейский народ: культура, традиции и обычаи. Где живут и численность

    Кто такие адыгейцы и какие они. Адыгейский народ: культура, традиции и обычаи. Где живут и численность

    Историк-любитель Виталий Штыбин рассказывает о разделенном черкесском народе.

    Юга.ру уже рассказывали о Виталии Штыбине - молодом краснодарском предпринимателе, который увлекся черкесской историей настолько, что стал популярным блогером и желанным гостем на профильных конференциях. Эта публикация - о том, что общего и в чем разница у адыгейцев, кабардинцев и черкесов - открывает цикл материалов, которые Виталий будет писать специально для нашего портала.

    Если вы уверены, что в Кабардино-Балкарии живут кабардинцы и балкарцы, в Карачево-Черкесии - карачаевцы и черкесы, а в Адыгее - адыгейцы, то вы будете удивлены, но это не совсем так. Во всех этих республиках живут адыги - это один народ, разделенный искусственными границами. Эти названия носят административный характер.

    Адыги - это самоназвание, а окружающие народы по традиции называют их черкесами. В научном мире используют термин адыги (черкесы), чтобы избегать путаницы. Главное правило одно - адыги равнозначно названию черкесы. Есть небольшая разница между адыгами (черкесами) Кабардино-Балкарии\Карачаево-Черкесии и Адыгеи\Краснодарского края. Она заметна в диалектах. Кабардинский и черкесский диалекты считают восточными диалектами адыгского языка, адыгейский и шапсугский диалекты - западные. В разговоре житель Черкесска не все поймет из речи жителя Яблоновского. Как типичный обыватель средней полосы России не сразу разберется в кубанской балачке, так и кабардинцу будет сложно понять разговор сочинских шапсугов.

    Кабардинцы называют адыгейцев низовыми адыгами в силу географии, так как Кабарда находится на возвышенном плато. Стоит отметить, что термин «черкес» в разное время распространялся не только на этот народ, но и на соседей по Кавказу. Именно такая версия сохранилась сегодня в Турции, где термином «черкес» называют всех выходцев с Северного Кавказа.

    В Российской империи адыги (черкесы) не имели собственных республик или автономий, но с приходом советской власти такая возможность появилась. Однако государство не решилось объединить разобщенный народ в одну большую республику, которая легко могла стать равной по размерам и политическому весу Грузии, Армении или Азербайджану.

    Разными путями образовали три республики: Кабардино-Балкарию - в которую из адыгов вошли кабардинцы. Для поддержания баланса их объединили с тюрками-балкарцами. Следом образовалась Адыгейская автономия , куда вошли все оставшиеся субэтнические группы бывшей Кубанской области. Горная часть республики, как и город Майкоп, вошла в ее состав только в 1936 году. Шапсуги в Лазаревском районе города Сочи получили свою автономию с 1922 по 1945 год, но ее ликвидировали безвозвратно. Последними Карачаево-Черкесскую автономию получили в 1957 году адыги-бесленеевцы, близкие по диалекту к кабардинцам. В этом случае власти также поддержали этнический баланс между ними и населявшими республику абазинами и тюрками-карачаевцами (родственниками соседних балкарцев).

    Но что значат понятия «шапсуг», «бесленеевец», «кабардинец» и так далее? Несмотря на полуторавековую историю адыгов (черкесов) внутри Российского государства, общество так и не избавилось от племенного (или по-научному - субэтнического) деления. До конца Кавказской войны в 1864 году западные адыги (черкесы) жили на всей территории Краснодарского края и Адыгеи, к югу от реки Кубани до реки Шахе в Лазаревском районе Сочи. Восточные адыги (черкесы) проживали на юге Ставропольского края, в районе Пятигорья, в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, на равнинных частях Чечни и Ингушетии - между реками Терек и Сунжа.

    Читайте также:

    • Кубановедение без пробелов. Краснодарец Виталий Штыбин рассказывает в сети об адыгской истории края

    В результате войны в Турцию были изгнаны некоторые из субэтносов - такие как натухайцы и убыхи, большая часть шапсугов, хатукайцев, абадзехов. Сегодня деление на племенные общества выражено не столь ярко, как раньше. Субэтнический термин «кабардинцы» оставили за адыгами (черкесами) Кабардино-Балкарии. Они были самым мощным, многочисленным и влиятельным адыгским субэтносом на всем Кавказе. Собственное феодальное государство, статус законодателей мод и контроль над путями в Закавказье помогали им долгое время удерживать сильнейшие позиции в политике региона.

    В Республике Адыгея, наоборот, самые крупные субэтносы - темиргоевцы, чей диалект является официальным языком республики, и бжедуги. В этой республике все наименования субэтносов заменили искусственным термином «адыгейцы». Строгих границ в аулах республик нет, все живут вперемежку, так что в Адыгее можно встретить кабардинцев, а в Кабарде - темиргоевцев.

    Проще всего запомнить субэтносы можно в следующем порядке:

    - восточные адыги (черкесы) : кабардинцы в Кабардино-Балкарии; бесленеевцы в Карачаево-Черкесии;

    - западные адыги (черкесы) : шапсуги в Лазаревском районе города Сочи; темиргоевцы\хатукайцы\бжедуги\абадзехи\мамхеги\егерухаевцы\адамиевцы\
    махошевцы\жанеевцы в Республике Адыгея.

    А как же абазины, которые живут во всех тех же аулах, но преимущественно в Республике Карачаево-Черкесия? Абазины - это смешанный народ, язык которого близок к абхазскому. Когда-то давно они переселились из Абхазии на равнины северных склонов Кавказа и смешались с черкесами. Их язык близок к абхазскому, который родственен адыгскому (черкесскому) языку. Абхазы (абазины) и адыги (черкесы) - дальние родственники, примерно как русские и чехи.

    Теперь в разговоре с адыгейцем, черкесом или кабардинцем вы можете спросить его, из какого он племени (субэтноса), и узнаете много интересного из жизни адыгов (черкесов), а заодно приобретете доверие как знаток устройства удивительного адыгского (черкесского) общества.

    Адыгейцы - народ в Российской Федерации. Численность в РФ - 122908 человек. Говорят на адыгейском языке абхазо-адыгейской группы северокавказской семьи.

    Адыгейцы, адыгэ (самоназвание) - народ в России, коренное население Адыгеи. Живут также в соседних районах Краснодарского края. Часть живет в Турции и странах Ближнего Востока. До XX века существовали субэтнические группы: абадзехи, бесленеевцы, бжедуги, жанеевцы, егерухаевцы, мамхеги, махошевцы, натухайцы, темиргоевцы, хатукаевцы, шапсуги, хакучи.

    Говорят на адыгейском языке абхазо-адыгейской группы северокавказской семьи, диалекты: темиргоевский (лежит в основе литературного языка), абадзехский, бжедугский, шапсугский. Распространен русский язык. Письменность на русской графической основе.

    Верующие - мусульмане-сунниты. Для традиционных верований характерен разветвленный пантеон, почитание деревьев, рощ, лесов и т.д.

    Адыгейцы, как и другие адыги - кабардинцы и черкесы, - поомки автохтонного населения Северо-Западного Кавказа. После территориального обособления в XIII - XIV веках кабардинцев этнические процессы среди остального населения привели к формированию современных адыгейцев. Социальное развитие адыгейцев протекало неравномерно. Шапсугам, натухайцам и абадзехам (так называемые демократические племена) удалось ограничить права своего дворянства, они управлялись выборными старшинами. Так называемые аристократические племена (бжедуги, темиргоевцы, хатукаевцы и др.) управлялись князьями.

    С 1820-х годов правительство России начало планомерное завоевание Адыгеи. Подъем освободительного движения в годы Кавказской войны стимулировал исламизацию адыгейцев, сопровождался внутренней самоорганизацией адыгейцев, складывались основы военно-государственного союза всех групп адыгейцев. Последние очаги сопротивления адыгейцев были подавлены военной силой в 1864 году. Несколько сотен тысяч адыгейцев в 1860-е годы были депортированы и рассеялись по странам Ближнего Востока, меньшая часть адыгейцев переселилась в равнинные районы.

    В 1922 году образована Адыгейская автономная область, с 1937 года в составе Краснодарского края, с 1991 года - Республика Адыгея.

    Традиционные занятия - пашенное земледелие, садоводство, виноградарство, скотоводство. Домашние промыслы - плетение, ткачество, бурочное и кожевенное производство, резьба по камню и дереву, золотое и серебряное шитье.

    Одежда общесеверокавказского типа. У мужчин - нательная рубаха, бешмет, черкеска, ременный пояс с серебряным набором, штаны, войлочная бурка, папаха, башлык, узкие войлочные или кожаные ноговицы. У женщин - шаровары, нижняя рубаха, облегающий кафтанчик, длинное распашное платье с серебряным поясом и длинными нарукавными лопастями-подвесками, высокая шапочка, обшитая серебряным или золотым галуном, платок.

    Традиционные поселения состояли из отдельных хуторов-усадеб, делились на патронимические части, на равнине - улично-квартальной планировки. Традиционное жилище турлучное, однокамерное, к которому пристраивали дополнительные изолированные помещения с отдельным входом для женатых сыновей.

    В начале XX века при преобразовании малых семей сохранялись большесемейные общины (до нескольких десятков человек). Семейно-бытовой уклад определялся патриархальными обычаями и нормами. Однако в целом положение женщины было достаточно высоким. Было распространено аталычество.

    В пище используются зерновые, мясные, молочные продукты, широко употребляются овощи. Особой известностью и популярностью пользуются адыгейские сыры и мучные изделия.

    Фольклор включает нартский эпос, разнообразные песни - героические, лирические, бытовые и другие. Широко распространены народные танцы.

    Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

    Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.

    ~~~~~~~~~~~

    «Лица России». Адыгейцы. «Больше, чем сыр», 2008


    Общие сведения

    АДЫГЕЙЦЫ - народ, проживающий в России, коренное население Республики Адыгея (124 тыс. 835 человек - по переписи 2010 года). Адыгейцы живут также в некоторых районах Краснодарского края (более пятнадцати тысяч). Часть живет в Турции и странах Ближнего Востока. Говорят адыгейцы на адыгейском языке абхазско-адыгской группы северокавказской семьи. Распространен русский язык. Письменность на кириллической графической основе. Верующие - мусульмане-сунниты.

    В далеком прошлом адыгейцы были язычниками. Почитали деревья, рощи, леса. Особое внимание уделяли адыгейцы богу Тха. Он занимал главное место во всех языческих религиях. Этот бог создал Вселенную, в его руках находятся судьбы всего живого.

    Как этнос адыгейцы сформировались в XIII-XIV веках. Социальное развитие адыгейцев протекало неравномерно и очень драматично. Россия фактически завоевала Адыгею. Но на это ушло несколько десятилетий. Новая и гораздо более свободная жизнь началась для адыгейцев в 1922 году в связи с образованием Адыгейской автономной области (в составе Краснодарского края). В 1991 году эта область была переименована в Республику Адыгею.

    Адыгейцы придают особое значение воспитанию человека. Понятие «адыгеец» и «культурный человек» воспринимается ими как одно и тоже. Если кто ведет себя не подобающим образом или не оказывает должного уважения, его спрашивают: «Вы абыгеба?», что означает «Ты разве не адыгеец?»


    Очерки

    Если давать клятву, то именем матери

    Адыгейцев можно узнать по традиционной одежде. Она общая для всего Северного Кавказа. У мужчин — нательная рубаха, бешмет, черкеска, ременный пояс с серебряным набором, штаны, войлочная бурка, папаха, башлык, узкие войлочные или кожаные ноговицы. У женщин — шаровары, нижняя рубаха, облегающий кафтанчик, длинное распашное платье с серебряным поясом и длинными нарукавными лопастями-подвесками, высокая шапочка, обшитая серебряным или золотым галуном и, конечно, платок.

    Народная мудрость адыгейцев гласит, что самая красивая одежда - это скромность. С этим можно только согласиться. Мы внимательно прочитали пословицы адыгейского народа и обратили внимание на то, что очень многие высказывания не устарели и по сей день.


    А некоторые мудрые фразы можно и сейчас рассматривать как руководство к действию.

    Судите сами: Лучше все раздарить, чем проторговаться.
    У кого бывает много гостей, у того дети не голодают.
    Когда вороне сделали глаза, она запросила брови.
    Есть что-то древнее, языческое и в такой непростой пословице: «В неначатом деле змея сидит».

    Если хотите приступить к какому-то делу, то перво-наперво выгоните змею. А дальше все пойдет как по маслу.


    Бог Тха создал вселенную

    В далеком прошлом адыгейцы были язычниками. Почитали деревья, рощи, леса. Особое внимание уделяли адыгейцы богу Тха. Он занимал главное место во всех языческих религиях. Этот бог создал вселенную, в его руках находятся судьбы всего живого. Адыгейцы приписывали ему, как верховному богу, следующие атрибуты: милостивый, милосердный, всепрощающий, дающий здоровье и судящий. Эти атрибуты носят оттенок единобожия. Следует отметить, что адыгейцы параллельно верили в существование и других, более мелких богов. То есть богов второй степени, например таких, как бог молнии Шибле, которого бог Тха поставил для воспитания людей. Вот уж, действительно, с помощью молнии, то есть бога молнии, можно воспитать в человеке много положительных черт характера.

    Адыгейцы также верили в рай, ад, существование души, ангелов, сатану, джинов и в жизнь после смерти.


    Уклад жизни определяется обычаями

    Адыгейцы — народ, проживающий в России, коренное население Республики Адыгея (108 115 человек). Адыгейцы живут также в некоторых районах Краснодарского края (более пятнадцати тысяч). Часть живет в Турции и странах Ближнего Востока. Говорят адыгейцы на адыгейском языке абхазско-адыгской группы северокавказской семьи. Распространен русский язык. Письменность на кириллической графической основе. Верующие — мусульмане-сунниты.

    История адыгейцев своими корнями уходит в далекое прошлое. Как этнос они сформировались в XIII—XIV веках. Социальное развитие адыгейцев протекало неравномерно и очень драматично. Россия фактически завоевала Адыгею. Но на это ушло несколько десятилетий. Новая и гораздо более свободная жизнь началась для адыгейцев в 1922 году в связи с образованием Адыгейской автономной области (в составе Краснодарского края). В 1991 году эта область была переименована в Республику Адыгею.

    Семейно-бытовой уклад адыгейцев определялся патриархальными обычаями и нормами. Однако в целом положение женщины в адыгейском обществе было достаточно высоким, сохранилось оно и в нынешнее время.


    Что приятно для души, то красиво и для глаз

    В народной поэзии представлены героические сказания под общим названием «Нартовский эпос». Это старинные героические песни о борьбе против местных феодалов. Есть в фольклоре адыгейцев военно-исторические песни, охотничьи, трудовые, свадебные, колыбельные, шуточные. А также песни-плачи.


    Исторические, героические и шуточные песни исполняются у адыгейцев мужчинами. Женщины же поют другие песни: лирические, колыбельные, целебные и песни-плачи. В пословицах и поговорках тема музыки, пения, благозвучия тоже встречается: На чьей арбе сидишь, того песни и пой.

    Чья речь сладка, тот и змею из норы выманит. Для адыгейских песен характерно двухголосие. Оно слагается из партий певца и хора, сопровождающего солиста в унисон или имеющего самостоятельный мелодический рисунок. Есть у адыгейцев и свои музыкальные инструменты. Например, камыль - духовой инструмент вроде продольной флейты. Шичепшин - это смычковый инструмент, а пхачич - ударный. С середины XIX века в музыкальный быт адыгейцев вошла гармонь. И тоже стала очень популярным инструментом. С адыгейской народной музыкой были знакомы многие знаменитые русские композиторы: Глинка, Алябьев, Балакирев и Танеев.


    Для того чтобы картина была полной, несколько слов о традиционных занятиях адыгейского народа. Это — пашенное земледелие (просо, ячмень, кукуруза и пшеница), садоводство, виноградарство, скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот, коневодство). Домашние промыслы — плетение, ткачество, бурочное (от слова «бурка) и кожевенное производство, резьба по камню и дереву, золотое и серебряное шитье. Традиционные поселения состояли у адыгейцев из отдельных хуторов-усадеб, делились на патронимические части, на равнине — улично-квартальной планировки. Традиционное жилище наземное, однокамерное, к которому пристраивали дополнительные изолированные помещения с отдельным входом для женатых сыновей.
    Адыгейцы придают особое значение воспитанию человека. Понятие Адыгеец и человечность (культурный человек) воспринимается ими как одно и тоже. Если кто ведет себя не подобающим образом или не оказывает должного уважения, его спрашивают: «Вы абыгеба?», что означает «Ты разве не адыгеец?»

    Все принципы морали, поведения в обществе, самовоспитания заключены в устном собрании законов («Кхабзе»). Этот свод законов считается святым. И того, кто его нарушает, наказывает совет старейшин.

    Известно также, что у адыгов есть клятва именем матеpи (самая сильная клятва) или именем пpедка. Наpушение такой клятвы считалось позоpом всего pода. Человек не имеет основания для довеpия, если он пpеступил чеpез клятву матеpи.


    А как вести себя иноверцу, оказавшемуся среди адыгов? Проявить интерес к их обычаям и языку. Тот, кто уважает обычаи и язык адыгейцев, то есть знает их, почитается как самый высокий гость, независимо от социального положения.

    Адыгейский народ относится адыгским народностям. Изначально адыгейские племена имели множество других названий: зихи, каски, касоги, черкесы, керкеты и меоты. Также исторические данные указывают на другие этнонимы адыгского народа - дандрии, синды, досхи, агры и другие. Адыгейский знак "оседлец", подтверждает принадлежность народа к казачьему обществу.

    Именно поэтому некоторые называют адыгов касоги или хазары, как производное от слова "коса". Сегодня многие адыгейцы, живущие на Кавказе сохраняют старинные обычаи и отращивают длинные косы.

    Культура и быт Адыгейского народа

    В древние времена адыги жили большими семейными поселениями, в которых насчитывалось более 100 жителей. Вместе с тем можно было встретить совсем маленькие семейные общности из 10 человек. Испокон веков главой семьи был отец, а в момент его отсутствия все обязанности переходили к старшему сыну. Женщины никогда не решали важных вопросов и даже не имели права сесть за один стол с представителями сильного пола для того, чтобы попробовать приготовленную пищу. В тот момент пока мужчины охотились, воевали, торговали, женщины убирали в доме, занимались воспитанием детей, готовили еду. Молодые девушки с раннего возраста были обучены рукоделию, домоводству и прочим женским обязанностям. Мальчиков с ранних лет обучали военному делу.

    Жилища адыгов строились из древесных ветвей. В таких постройках не использовался фундамент до того, что бы дом можно было быстро построить и так же быстро собрать - в военные времена это было просто необходимо. На полу в своих домах адыги разводили очаг, который давал им тепло и пищу. Если в дом приходили гости, для них выделялась специальная комната - кунацка, а в обеспеченных общинах для гостей воздвигались целые дома.

    Национальная одежда адыгов была очень красочна и живописна. Женщины носили платья в пол и платья-шаровары. На талии провязывался красивый пояс, а само платье украшалось различной вышивкой. Такой силуэт и фасон платья подчеркивал красоту каждой женщины.

    А вот мужской костюм был еще более ярким. Мужчины носили бешмет, черкеску - длинный кафтан без рукавов и с вырезом на груди, - башлык, бурку и папаху. На черкесе были пришиты гнезда для патронов. Обеспеченные и властных адыги носили белые черкесы, а простые мужчины - черные.

    Национальным и самым любимым блюдом адыгов была баранина, а хлеба в домах практически не было. Люди питались продуктами собственного производства - сыром, маслом, молоком и фруктами.

    Адыгейский народ славился своим мастерством вышивки. Они великолепно украшали одежды золотыми нитями. Многие делали прекрасные бокалы из бычьев рогов, украшая их серебром и золотом. Военное дело отразилось на мастерстве создания седел для лошадей, они были очень прочны и легки. Также адыгский народ является мастером изготовления керамической посуды - чашек, кувшинов и тарелок.

    Традиции и обычаи Адыгейского народа

    Традиции адыгов связаны с их образом жизни и самому отношению к ней. Невозможно не сказать об свадебных обычаях этого народа. Свадьбы играли исключительно по сословному равенству. Молодой князь не мог взять в жены простую девушку - только княгиню.

    Как правило, жена была одна, но в некоторых семьях многоженство было разрешено. Как по женской, так и по мужской линии существовало одно правило - первым должен связать себя узами брака старший. Невесту жениху искал его друг, после чего, семья жениха платила калым семье невесты. Чаще всего в качестве калыма использовались лошади, овцы и другие животные. Если адыг заключил брак, то этот брак должен быть вечен. Воровство невесты, а точнее умыкание, было довольно распространено у адыгов. Этот обычай проходил довольно в шутливой форме, и вся семья знала о предстоящем похищении.

    Еще одним интересным адыгейским обычаем является аталычество. По этому обычаю родители могли отдать своего несовершеннолетнего ребенка на воспитание в другую семью, и вернуться в родной дом он мог только достигнув совершеннолетия. Главная цель такого обычая не воспитание, а дружеский союз между семьями.

    Адыгейцы — народ, населяющий Адыгейскую автономную область (в центральной и южной части Краснодарского края, вдоль левого берега рек Кубани и Лабы). В бывшем СССР проживало 109 тыс. адыгейцев. Кроме того, адыгейцы живут в Сирии, Иордании, Турции 1 . Численность адыгов (адыгейцев, черкесов, кабардинцев) в первой половине XIX в. составляла до одного миллиона человек.

    Родным языком адыгейцев является адыгейский, относящийся к иберийско-кавказcкой семье языков.

    В современный именник адыгейцев входят исконные адыгейские имена и заимствованные. Среди заимствованных заметно выделяются два больших пласта: арабский и русский . Кроме того, в антропонимии адыгейцев встречаются антропонимы монгольского , тюркского и персидского происхождения. Арабские имена проникли в адыгейский язык гораздо раньше, чем русские , поэтому арабские имена уже освоены адыгейским языком и фонетически, и грамматически.

    Исконные адыгейские имена следует считать самыми древними среди адыгейских антропонимов. В количественном отношении они составляют более 40% общего числа антропонимов адыгейского именника 2 . По своей структуре они могут быть простыми и сложными. Простые имена нередко восходят к прилагательным или существительным. Например, распространены такие личные имена, как женские Дах «красивая», Дэгъу (Дегу) «хорошая», Фыжь (Фиж) «белая» и мужское ШIуцIэ (Шуцэ) «черный» и др.

    Широкое хождение имеют личные имена, образованные способом словосложения. Такие имена преимущественно двукомпонентны, т. е. обычно это «существительное + прилагательное» или «прилагательное + существительное», и, как правило, содержат оценочную характеристику, например: ХьакIмаф (Хачмаф) = хаче «гость» + маф «счастливый», Пшьымаф (Пшимаф) «счастливый предводитель», Шумаф (Шумаф) «счастливый всадник». В женских именах в качестве первого компонента нередко выступает продуктивный элемент гуашь, восходящий к слову гуашь «хозяйка семьи, рода» (позже оно получило значение «княгиня»), например: Гуашьэфыжь (Гошефиж) = гуашь + фыжь «белый», Гуашьнагъу (Гошнаг) = гуашь + нагъу «светлокарий глаз» Гуашьлъап (Гошляп) = гуашь + лъапI «дорогой», Гуашыгакъ (Гошпак) = гуашь + пакъ «коротконосый» и др. Встречаются также женские имена, образованные по модели «гуашь + заимствованное слово хан», например Гуашьхъан (Гошхан). Может быть и обратное расположение этих компонентов: Хъангуашь (Хангаш), Хъанфыжь (Ханфиж) = хан + фыжь «белый», ХъанцIыкIу (Ханцику) = хан + цIыкIу «маленький» и др.

    Есть адыгейские двукомпонентные личные имена, в основе которых лежит название места рождения: Къэлэшъау (Калашау) = къэлэ «город» + шъау «парень», «сын», букв. «городской парень», Къоджэшъау (Коджесау) = къоджэ «аул» + шъау «парень», букв. «аульский парень» и др.

    Во многих адыгейских личных именах, образованных способом сложения, часто встречается компонент хьэ, например: Хьэнэшъу (Ханеш) = хьэ + нэшъу «слепой», Хьэгъур (Хагур) = хьэ + гъур «худой», «сухой», «тощий» и др. Включение компонента хьэ («собака») было связано с суеверными представлениями об оградительной, защитительной функции имени.

    В качестве личных имен, особенно фамилий, используются названия животных, птиц и земноводных, например: Тыгъужь (Тугуз) «волк», Блэгъожъ (Блягоз) «дракон», «старая змея», Тхьаркъо «голубь» и др.

    В некоторых адыгейских именах отражены пожелания, высказанные родителями или близкими родственниками ребенку, которому дают имя, например: ГъучIыпс (Гучипс) = гъучIч «железо» + псэ «душа», букв. «человек с железной душой», ГъукIэшъау (Гучешау) = гъукIэ «кузнец» + шъау «сын», букв. «сын кузнеца», ГъукIэлI (Гучетль) = гъукIэ «кузнец» + лIы «мужчина», букв. «кузнец-мужчина». Соответственно существуют у адыгейцев и женские подобные имена со вторым компонентом хан: ГъукIэхъан (Гучехан) «дочь кузнеца», КIышьхъан (Чишхан) = кIышь «кузница» + хан, букв. «дочь кузницы» и др. Такие имена обычно давали детям-первенцам или детям в семье, где умирали первые дети. Родители относили новорожденного в кузницу, и кузнец совершал обряд «закалки» ребенка, т. е. опрыскивал его «закалочной» водой. В подобном случае имя ребенку также давал кузнец 3 . К этой группе имен относятся мужские имена Теучеж «стать на ноги», Учужук «сын ставшего на ноги». Возникновение рассмотренных имен связано с суеверными представлениями адыгейцев в прошлом.

    Особую группу составляют личные имена, отражающие негативное отношение родителей или близких родственников к рождению ребенка, например: Амыд «они не хотят его», Фэмый «тот, которого не хотят», Рамыпэс «нежданный». Такие имена давались детям незаконнорожденным или рожденным помимо желания родителей.

    В отдельную группу можно выделить личные имена, связанные с традициями дореволюционной адыгейской семьи. Так, невестка, по старым обычаям адыгов, не имела права называть по имени мужа, а также свекровь, свекра, золовку, деверя и других близких родственников мужа. Невестка давала им дополнительные имена-прозвища, широко распространенные в сфере семейно-бытового общения: свекрови — Гуашьэ (Гуаще) «княгиня», свекру — Пшьы (Пиш) «князь», «предводитель», деверю — Дэхэкъашъ (Дахакаш) = дахэ «красивый» + къашьэ «жениться», букв, «тот, который женился (или женится) на красавице», КIэлэшIу (Челещ) — кIалэ «молодой», «мальчик» + шIу «добрый», «хороший», букв, «добрый молодец», «хороший молодой человек», ШэнышIу (Шеныш) «человек с хорошим характером», Шыудах (Шиудах) «красивый всадник», КIэлэпсыкI (Челепсыч) «быстрый молодой человек», Сидышъ (Сидыш) «мой золотой» и др., золовке — Дэхэнэф «светлая», «красивая», «лучезарная красавица», Нафын «светлая», «свет», СилъапI (Силяп) «моя дорогая», ДэхэзакI (Дехезач) «(вся) красивая» и др. Деверь и золовка, как правило, также называют невестку не ее официальным именем, а другим личным именем-прозвищем: Нысэдах (Ниседах) «красивая невестка», НысэлъапI (Ниселяп) «дорогая невестка», Нысэгуашь (Нисегуаш) «невестка-княгиня» и др. По мнению историков, возникновение данной группы имен восходит к патриархату. Эти имена до сих пор встречаются в аулах Адыгеи.

    Антропонимические заимствования стали проникать в адыгейский язык с древнейших времен. Так, уже со II в. до н. э. древние адыги-меоты получали греческие имена от греческих рабовладельцев: Агафон, Парнасий, Леттин, Тимон, Дионосодор (мужские имена), Евтаксия (женское имя). Восточные антропонимы начали восприниматься адыгейским языком с XV-XVI вв., а закрепились они в адыгейском именнике после перехода адыгов в новую религию — ислам в XVII-XVIII вв. Так, многие участники Восстания шапсугских тфокатлей (1791-1796 гг.) носили имена восточного происхождения: Аслан, Аскал, Алкее, Карбатыр, Крымчерий, Мирзебеч, Магомет, Мое, Хаджибирам и др. Нужно отметить, что эти заимствования усвоены адыгами по произносительным нормам родного языка, например: Магамет — адыг. Мыхъамэт, Аслан — адыг. Аслъан и т. д.

    В настоящее время имена восточного происхождения (арабские , иранские, тюркские и др.) составляют более 40% адыгейской антропонимии. По частоте употребления выделяются такие мужские имена, как Аслан, Аскер, Адам, Азмет, Юсуф, Юнус, Махмуд, Магамет, Мурат, Меджид, Ибрагим, Рашид, Хазрет, Байзет, Хасан и др. Среди женских имен высокая частотность свойственна именам Фатимет, Асиет, Аминет, Мариет, Нуриет, Мерем, Сафиет, Хаджет и др.

    Русские имена (точнее, византийские, усвоенные через посредство русского языка) восприняты адыгейским языком в основном после победы Великой Октябрьской революции. Интересно, что женские русские имена активнее проникают в адыгейский язык, чем мужские. Большой частотой употребления отличаются такие женские имена, как Светлана, Сара, Тамара, Нина, Галина, Клара, Рая, Зара и др. Из мужских имен чаще встречаются Юрий, Вячеслав, Олег, Алик, Славик, Эдуард и др. Следует сказать, что антропонимы, проникшие из русского и через русский язык, в адыгейском языке не претерпевают существенных фонетико-морфологических изменений.

    В древности адыгская антропонимическая модель (АМ) была довольно проста: у адыга было основное имя, данное, при рождении, например, Фыжь (Фиж) «белый», ШIуцIэ (Шуцэ) «черный», Дэгъу (Дэгу) «хороший», или прозвище, например Лъашьэ (Гляшэ) «хромой», ТхьакIумэшху (Тхакумешху) «большеухий», Щэплъ (Цэпл) «рыжий» и др. Многие из них в более позднюю эпоху стали фамилиями.

    Затем, в эпоху развития феодальных отношений, адыгейская АМ становится двучленной: к основному имени прибавляется имя отца (патроним), который впоследствии нередко становится родовой фамилией. Родовые фамилии у адыгейцев передаются по отцовской линии, например: Мэрэтыкъо Ильяс «Ильяс сын Мерета», Батыкъо Пшьымаф «Пшимаф сын Бата», Джэджыкъо Елмыз «Ельмиз сын Джеджа». Разумеется, это не единственный путь появления фамилии у адыгейцев. В качестве фамилии стали выступать некоторые личные имена, представляющие собой названия животных, например Тыгъужь (Тугуз) «волк», Блэгъожъ (Блягоз) «дракон», а также прозвища: Лъащэкъу (Тляшок) «сын хромого», Нэшъукъу (Нешук) «сын слепого» и др.

    Двукомпонентные личные имена (т. е. АМ — «имя + фамилия») встречаются в устном народном творчестве, в документах, связанных с историей адыгейского народа. Вот пример, взятый из приказа, опубликованного в газете «Кубанские ведомости» за 1896 г.: «...присвоить звание юнкера милиции Шумафу Чесебиеву». Подобные же антропонимические факты обнаружены и в исследовании Н. Каменева, например: Бэрзэдис Хьатит (Берзегов Хатит), Чэсэбый Бэчмыз (Чесебий Бечмиз), Ешыгоо Аслъан (Ешугуау Аслан), Хьаджэмыкъо Бахънэрый (Хаджемук Бахчерий). Здесь первые компоненты — фамилии, вторые — имена.

    Одно и то же слово в адыгейской антропонимии может выступать в функции как фамилии, так и имени, например: Теучеж, Бжедуг, Хатит и др.

    В советскую эпоху адыгейская АМ стала трехкомпонентной — «фамилия + имя + отчество»: Джаримок Нух Теучежевич, Бекух Хамует Аскалович. Это связано с влиянием русской АМ, поскольку делопроизводство в Адыгее ведется на русском языке и в официальных документах личное имя адыгейцев включает три компонента. Однако в неофициальной обстановке адыгейцы обращаются друг к другу только по имени независимо от возраста, занимаемого человеком общественного положения, например: Ибрагим, приходи ко мне вечером. В сфере официально-делового общения под влиянием русского языка адыгейцы стали обращаться друг к другу по имени и отчеству. В письменной адыгейской речи (в газетах, художественной литературе) адыгейское личное имя строится чаще всего по двукомпонентной модели, притом на первом месте обычно оказывается фамилия, например: Шъхьэлэхъо Абу (Схаляхо Абу), Бэрэтэрэ Хьамид (Беретарь Хамид), ХъуакIо Рэмэзан (Хуако Рамазан) и др.

    1 А. С. Чикобава пишет: «...по данным турецкой статистики, в одних лишь городах Турции проживает не менее 130 тысяч адыгейцев (черкесов), потомков выселившихся в 1864 г. в Турцию адыгейцев».
    2 В «Справочник личных имен народов РСФСР» включено только 236 мужских имен и 74 женских, т. е. незначительная часть всех адыгейских имен. В нашей картотеке 970 мужских и 1040 женских имен, а также более 1300 адыгейских фамилий.
    3 У адыгов преимущественным правом наречения ребенка именем пользуются не родители, а старшие в семье или близкие родственники ребенка, иногда соседи.