Войти
В помощь школьнику
  • Ландшафтная характеристика крымско-кавказской горной стороны
  • В дурном обществе Описание маруси из рассказа в дурном обществе
  • Василий чапаев - биография, информация, личная жизнь Где погиб чапай
  • Английские предлоги места учить всегда уместно!
  • Защита Лондона от наводнений
  • Реферат: Образование в странах Африки южнее Сахары в XXI веке: проблемы и перспективы развития
  • Методическая разработка «Умелые руки не знают скуки. Тема занятия: «Умелые руки не знают скуки Что означает умелые руки не знают скуки

    Методическая разработка «Умелые руки не знают скуки. Тема занятия: «Умелые руки не знают скуки Что означает умелые руки не знают скуки

    Групповое занятие

    Специальная коррекционная школа VIII вида

    Тема: Умелые руки не знают скуки.

    Задачи:

      развивать творческие способности учащихся;

      расширять кругозор;

      учить правильно организовывать свободное время;

      воспитывать любовь к окружающему миру, доброту.

    Ход занятия

    1. Сообщение темы занятия

      Тема нашего занятия. Моё любимое увлечение:

    2. Вступительная беседа

      Как вы понимаете пословицу: Умелые руки не знают скуки.

      Чем может заняться человек в свободное от работы время? (учёбы)

      А если у человека нет любимого занятия, хобби, интересно ему жить, общаться с другими людьми. Почему?

      Что нужно для того, что бы у тебя после работы, учёбы оставалось время на любимое занятие? (Соблюдать режим дня, правильно распоряжаться своим временем)

      Своим временем надо распоряжаться правильно. Разумно поступает тот, кто планирует свой день. Такой человек успевает всё: и потрудиться и отдохнуть. Когда твой мозг и руки заняты делом, то думаешь о результатах работы, а не о глупостях. Да и народная мудрость предостерегает человека от лени и праздности, отводя труду главную роль, а пословицы и поговорки о труде и отдыхе вы знаете. (Пословицы и поговорки)

    3.Танец

      Сейчас мы покажем гостям наше общее увлечение-занятие танцами.

      2.Представление поделок

      У каждого ребёнка нашего класса есть свои у интересы и способности, это мы узнали из анкет, которые провели с ними. Вадик любит рисовать. Галя аккуратно работает иголкой с ниткой, любит вышивать Настя отличается отличными работами с бумагой.

    Аня танцует, Ирина рисует и поёт, Жанна поёт. Мы стараемся с ребятами развивать способности. А сейчас они расскажут о своих успехах!

    Галя:

    Я вышивать очень люблю,

    В руках иголку ловко я держу,

    Что получилось у меня,

    Посмотрите все сюда.

    Руслан:

    Нам на месте не сидится,

    Любим с деревом возится,

    Получилось что у нас,

    Мы покажем вам сейчас.

    Аня:

    Оригами - работа с бумагой,

    Это творчество и красота,

    Приходите к нам вечерами,

    Мы научим вас без труда.

      А ещё ребята очень любят играть в шашки. И чтобы ещё лучше научится играть - смастерили шахматную доску, и выпилили шашки из дерева.

      А ещё мы подготовили выставку коллекций вещей, которые могут заинтересовать наших гостей и ребят, может быть захочет кто-нибудь этим заниматься.

      Ребята, вам понравилось занятие?

      Что полезного из него вы узнали?

      В заключении Ирина и Андрей прочитают вам стихи.

    Ирина:

    Если ты поёшь, танцуешь,

    Да к тому ж ещё рисуешь,

    Не стесняйся и твори.

    Станет мир прекрасный твой. ПОСМОТРИ.

    Андрей:

    Вот свободная минутка,

    И ты стал другим как будто.

    Вдохновение зови,

    Сделай мир красивым свой и ЖИВИ.

    ВСЕ:

    Для тебя весь мир большой!!!

    Посмотри!!!

    Занятие окончено.

    Клубный час. Тема . « Наши руки не для скуки» .

    Цель : раскрыть значение и ценность труда в жизни человека; расширить представления детей о труде, о его значении в жизни людей; показать на примерах, что всё в жизни достигается через труд; с формировать понятия «прилежный», «трудолюбивый», «старательный», «заботливый», дать положительную оценку данным качествам; воспитание трудолюбия, желания приносить людям радость и счастье своим трудом; формировать у школьников желание участвовать в совместной трудовой деятельности, делать полезное окружающим; воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

    Ход мероприятия

    Учитель: Здравствуйте, дорогие наши гости, учителя, родители, и вы, ребята! Мы собрались в этом зале на классный час «Наши руки не для скуки».

    О чём мы будем сегодня говорить? (ответы детей)

    Сегодня мы поговорим о труде взрослых и ребят. Давайте представим себе, что случилось бы, если бы вдруг все перестали трудиться.

    Подумайте, что было бы,

    Когда б сказал портной:

    «Шить платья мне не хочется,

    Устрою выходной!»

    И все портные в городе

    Ушли б за ним домой.

    Ходили б люди голые

    По улицам зимой…

    Подумайте, что было бы,

    Когда б сказал шофёр:

    «Возить людей не хочется», -

    И выключил мотор.

    Троллейбусы, автобусы

    Засыпало б снежком.

    Рабочие на фабрики

    Ходили бы пешком…

    Подумайте, что было бы,

    Когда сказал бы врач:

    «Рвать зубы мне не хочется.

    Не буду, хоть ты плачь!»

    Больным врачебной помощи

    Не стало б никакой.

    А ты б сидел и мучился

    С подвязанной щекой.

    Сказал учитель в школе бы:

    «Мне в нынешнем году

    Учить детей не хочется.

    Я в школу не приду!»

    Тетради и учебники

    Валялись бы в пыли,

    А вы бы неучёными

    До старости росли.

    Подумайте, какая бы

    Случилась вдруг беда!

    Но только так не сделает

    Никто и никогда.

    И люди не откажутся

    От нужного труда. (Л. Куклин)

    Учитель: Да, без труда прожить нельзя. Труд был, есть и будет всегда основой жизни на Земле. На рабочих руках весь мир держится. Не зря говорят: «А руки, брат, великий клад. Для дел даются руки!»

    Умелые руки, умелые руки

    Они никогда не страдают от скуки.

    Им в день выходной не бывает покоя,

    Знакомо тяжёлое им и большое.

    Рабочие руки в мозолях, бугристые,

    Рабочие, но восхитительно чистые,

    Всё делают так хорошо и умело,

    Как в поговорке: в них спорится дело!

    Золотые руки – руки не из золота.

    Золотые руки не боятся холода.

    В ссадинах, мозолях руки эти –

    Самые нужные руки на свете!

    Знают мамы, знают дети,

    Знает взрослый и малыш:

    На безногом табурете

    Ни за что не усидишь.

    Без колёс не сдвинешь воза,

    Хоть впряги в него коня;

    Не спасёшься от мороза,

    Если в печке нет огня.

    От иголки мало толка,

    Если без ушка иголка.

    Так и руки без труда

    Не годятся никуда.

    Учитель: Вся жизнь человека наполнена трудом. На свете всё добывается трудом. Даже маленькую рыбку из пруда не вытащишь без труда. Русские народные пословицы во главу угла всегда ставили труд. Давайте вспомним пословицы и поговорки о труде, которые появились ещё в древности.

    Учитель: Какие пословицы о труде вы, ребята, знаете? (Дети по очереди называют пословицы.)

    Умелые руки не знают скуки.

    О человеке судят не по словам, а по делам.

    Труд портит, а лень портит.

    Не привыкай к безделью, учись рукоделью.

    Кто ест скоро, тот и работает споро.

    От скуки бери дело в руки.

    Кто не работает, тот и не ест.

    Хорошенько поработал, аппетит свой заработал.

    Ешь досыта, а работай до пота.

    Если есть работа, то лениться неохота.

    Работа сердце веселит.

    В труде счастье.

    Кто любит трудиться – тому без дела не сидится.

    Долог день до вечера, коли делать нечего.

    Была бы охота – будет ладиться работа.

    Терпение и труд всё перетрут.

    Скука – от безделья, мозоли от работы.

    Глаза страшатся, а руки делают.

    Скучен день до вечера, коли делать нечего.

    Учитель: Ни одно живое существо не обходится без труда. Трудится бобр, строя себе плотину, птички вьют гнёзда, лисы, мыши, кроты роют себе норы. В народе каждый знает, что муравей невелик, да горы копает. Я уверена, друзья мои, что и вы уже многое умеете. Расскажите, как вы трудитесь.

    Я без работы не сижу – саама в руках утюг держу.

    Я тоже дома, чем могу, на кухне маме помогу!

    Сегодня бабушка больна, я дать лекарство ей должна.

    Мы разбиваем огород. У нас немало с ним хлопот.

    Цыплята наши есть хотят, мы накормить должны цыплят.

    Я собираю семена, корзинка, кажется, полна.

    Немало дела детворе! В труде живём, не тужим мы.

    Дела есть дома, во дворе, а, главное - и в школе тоже. (С. Михалков «Важные дела»)

    Учитель: А сейчас, ребята, поиграем в рифмы. Я буду читать стихи, а вы заканчивать.

    Я люблю трудиться, не люблю лениться,

    Сам умею ровно, гладко застелить свою …(кроватку)

    Нашей маленькой Иринке рисовать люблю …(картинки)

    Помогать я маме буду, с нею вымою …(посуду)

    Учитель: Но иногда бывает наоборот. И об этом написал в своём стихотворении Н. Лифшиц.

    Усталая с работы пришла под вечер мать

    И видит, что у сына не прибрана кровать,

    Что стынет чай в стакане, что пол не подметён,

    Что лёжа на диване, читает книжку он.

    И мать ему с обидой промолвила: - Сынок,

    Когда-нибудь ты маме хоть чем-нибудь помог?

    А сын ответил хмуро, едва взглянув на мать:

    Ты, мамочка, мне книжку мешаешь дочитать.

    Учитель: Что вы скажете о таком сыне? (ответы детей)

    Учитель: Если мама иногда придёт усталая с работы,

    Согрей её своей заботой, во всём ей помоги тогда.

    - А сейчас посмотрите кукольный театр «Воробей Чив».

    ВОРОБЕЙ ЧИВ

    Действующие лица: ведущий, Маменька, Папенька, воробей Чив.

    Ведущий: Живёт на свете молодой воробей по имени Чив. Есть у него и папа и мама. Очень трудолюбивые родители. Стараются, чтобы Чиву хорошо жилось. Всё хотят приучить его к труду. А Чив?..

    Чив: Хочу много вкусного и много гулять,

    Червяков поесть и водичкой запивать.

    Папенька: Потрудись, потрудись, а потом за стол садись.

    Чивик, Чивик, наш сынок. Будешь вкусно есть, дружок.

    Маменька (уговаривает)

    Грядки, Чивик, ты полей,

    Молодой наш воробей!

    Чив: Не нужны мне ваши грядки,

    Ведь они и так в порядке!

    Папенька: Ну тогда на крышу лезь,

    Дырка появилась здесь.

    Скоро ведь зима придёт,

    Снега в дом наш нанесёт.

    Чив: Мне не холодно сейчас.

    А проблемы зимние - для вас.

    Маменька: Чивик, Чивик, воробей,

    Самовар хоть разогрей!

    Чив: (гневно) Ну, конечно! Не было затей,

    Эта работа родителей, а не детей!

    Папенька (сердито) Ну, иди коли дрова,

    Там топор среди двора.

    Чив: А от тяжести такой

    Я не вырасту большой.

    Маменька: Самовар я разогрею,

    Всюду быстренько успею.

    Чив: Вот-вот! То-то, то-то и оно,

    Так бы, мамочка, давно.

    Папенька: Я принёс из магазина

    Сладостей, аж две корзины.

    Будем чай попивать,

    Чтоб силёнок набирать.

    Чив (довольно) Вот это да! Вот это папа!

    Любит сына, мне так приятно!

    Маменька: Садимся дружно все за стол,

    А аппетит какой пришёл!

    Чив: Я, чур, первый!

    Ведь я сын примерный!

    Маменька (ставит чашки для чая).

    Чашки ставлю я как раз,

    Ароматный чай у нас.

    Чив (торопит).

    Не было печали,

    А побыстрей нельзя ли?

    Папенька (наливает чай).

    Кружки дружно взяли,

    Чаёвничать мы стали.

    Папенька с Маменькой начинают пить чай.

    Чив (удивляется).

    Я что-то, папа, не пойму,

    Моя пустая чашка почему?

    Папенька: Не достоин ты, сын, и крошки.

    Укроти свою лень немножко.

    Маменька (назидательно).

    Похлебай из пустой своей чашки,

    Брось лентяевские замашки!

    Чив плачет.

    Чив: Я не буду больше лениться!

    Понял, буду я трудиться.

    Родители наливают ему в чашку чай и подвигают блюдо со сладостями.

    Ведущий: Так был проучен ленивый Чив. Стал он примерным помощником своим родителям. Все его любили и хвалили. Учтите это и вы, ребята!

    Если лень к тебе привяжется случайно,

    Потому что стыдно и печально,

    Если лодыри растут у нас.

    Если долго ты в постели провалялся,

    Если выучить уроки не успел,

    Если маме помогать ты отказался –

    Значит, ленью ты серьёзно заболел.

    Ленью можно друг от друга заразиться,

    Лень прилипчива, как грязь или смола,

    И одно лекарство только есть – трудиться,

    Чтобы лень к тебе дорогу не нашла.

    Учитель: Ребята, расскажите о том, как вы помогаете своим родным.

    Я на многое готов.

    И, притом, без лишних слов.

    Вижу, мамочка устала,

    Значит, помогал ей мало.

    К пылесосу быстро я.

    Видит мамочка моя,

    Что помощник появился.

    Даже папа удивился

    И сказал мне: «Молодчина!

    Вырастили мы мужчину.

    И гордиться есть причина:

    Настоящий ты мужчина!»

    Мы с мамулей повара!

    Нам обед варить пора.

    Поглядите: хоть я крошка,

    Мою в мисочке картошку,

    Тру на тёрке кабачок,

    Чищу лук и чесночок.

    Я и соль сама достала,

    Суп в кастрюле помешала,

    И слепила пять котлет…

    Вот и всё – готов обед!

    Мы с мамулей – повара!

    Поварам: Ура! Ура!

    Лепит мама пироги.

    Просит дочку: - Помоги!

    Нынче воскресенье –

    Папин день рожденья.

    Мы с мамулею вдвоём

    Тесто месим, тесто мнём.

    Месим мы с улыбкою,

    Это тесто липкое.

    Замесили, наконец!

    Ай да дочка, молодец!

    Будут скоро пироги…

    Ну, встречай гостей, беги!

    (Игра «Испеки пироги». Играют девочки – 2 команды. У каждой команды: поварские колпаки, фартуки, сковородки с ручкой и пироги, сделанные из картона.Нужно, надев фартук и колпак положить пирог на сковородку и перенести и положить в тарелку.)

    Мама, я с тобою чашки все помою.

    Мы устроим в мойке им головомойку.

    Есть мочалка, есть вода… Будут чашки мыться? Да!

    Блюдца загрустили: - А про нас забыли!

    Есть мочалка, есть вода… Будут блюдца мыться? Да!

    Будут мыться блюдца и не разобьются.

    Мы: мамуля с дочкой вымыли посуду.

    Засияли ложки, миски, чашки, блюдца.

    Мама сказала мне – дочке: - Напои цветочки.

    Им в жару водицы хочется напиться.

    Лейку я скорей взяла, в лейку воду налила.

    Лей, водичка, поливай! Пей, цветок, не засыхай!

    Мы с мамулею вдвоём пол на кухне подметём.

    Ну-ка, веник, не ленись! Ну-ка, мусор, берегись!

    Мы метём, метём, метём под диваном, под столом,

    Под окном и под буфетом, а ещё под табуретом.

    Нужно всюду подмести… Где же мусор? Не найти!

    (Игра «Собери мусор». Играют 2 команды: и девочки, и мальчики. У них совок и веник. По залу хаотично разбросан мусор: крышки, коробки от таблеток, стаканчики из-под йогурта и т. д. Перед командами по пустой коробке. Собрать в коробки весь мусор.)

    После стирки мы вдвоём с мамочкой во двор идём.

    На верёвке бельевой вмиг развесим мы с тобой

    И одежду и бельё… - Где тут платьице моё?

    Где моя пижамка, кофточка, панамка?

    Ну-ка, не зевай, мне вещички подавай!

    Сохнет всё на улице… Мы с мамулей умницы!

    После сна кроватка плачет: - Про меня забыли!

    И постель, - кроватка плачет, - вы не застелили.

    На простынке шерстяное сложим одеяло

    И набросим расписное сверху покрывало.

    Восхищается кроватка: - Как всё аккуратно!

    Улыбается кроватка: - Как же мне приятно!

    Я и бодр и силён, всю работу сделаю.

    Свою волю покажу, слово для себя сдержу.

    Возле дома на площадке я сгребаю снег лопаткой.

    Его кидаю далеко, чтоб было просторно и широко.

    (Игра «Снег – снежок». Играют 2 команды мальчиков. У них шапки-ушанки, детские лопатки. Перед командами снежки из белой бумаги. Напротив команд пустые коробки. По очереди сносить все снежки в пустую коробку.)

    Учитель: Очень полезно трудиться на свежем воздухе. Ваши лёгкие дышат, они получают чистый воздух, кислород, который потом поступает в кровь. А кровь разносит его по всему организму. И человек получает здоровье, которое нам дарят не лекарства, а сама природа.

    Иногда, помогая своим близким, случается и такое:

    Сценка «МАМА и МАША»

    Мама: Утром дочке я сказала: - Маша, ты большою стала,

    Я пойду к своей знакомой, ты хозяйкой будешь дома.

    Ты одень свою сестрёнку, молока налей котёнку,

    Все цветы водой полей и котлеты разогрей.

    Маша: Знаю, знаю, я – большая, я помощница такая,

    Всё я сделаю как надо, будешь, мама очень рада!

    Мама: Возвращаюсь я домой, что я вижу: Боже мой!

    Кот: Помогите мне, котёнку, дайте чистую пелёнку,

    Ну, за что мне так попало: Маша с лейки поливала?

    Сестра: Как же тут не разреветься, не даёт сестра одеться,

    Налила лишь мне пока в чью-то миску молока.

    Котлета: Я – котлета, извините, платье снять мне помогите,

    Ты ошиблась, видно, Маша, не нужны мне гольфы ваши.

    Цветы: Уберите нас с плиты, не котлеты мы – цветы,

    Нам огонь совсем не нужен, не годимся мы на ужин!

    Маша: Я же, мама, обещала сделать всё, как ты сказала,

    Только что с тобою, мама, на меня ты смотришь странно.

    Мама: Как ты, Маша, так сумела…

    Мама просто онемела.

    Все: Чтобы маме помогать, надо всё уметь и знать. (Слайд 17)

    Дружная у нас семья: мама, папа, братик, я.

    Мама в доме убирает: пылесосит, подметает.

    Ну и я ей помогу, пыль сотру, цветы полью.

    Папа пилит, выжигает, и по дому помогает.

    Брат Егорка хоть и мал, но по дому помогал.

    Пёс Барбос помочь бы рад, только лапы не велят!

    Учитель: В дружной семье не только вместе отдыхают, но и всегда помогают друг другу. Вот и сейчас нашим командам предстоит поучаствовать в совместных домашних делах. Мамам необходимо объединиться парами с детьми и выполнить дела, которые выпадут вам по жребию.

    (Конкурс Домашние дела». Задания: украсить ёлку мишурой и игрушками, запаковать подарок, вырезать к празднику снежинки любого размера и любой формы, повесить на верёвку бельё для просушки, вывернуть и сложить вещи после стирки, обернуть тетрадки для уроков и т. д.)

    Учитель: Мыс вами, ребята, трудимся каждый день. А какой главный труд у школьника? (Учёба)

    Учение, учёба – это большой труд. От человека требуется быть терпеливым, старательным, усидчивым. Ведь не всегда легко всё даётся.

    «Терпение и труд всё перетрут,» - гласит народная мудрость. Трудолюбие – это достоинство человека. Все великие люди были необычайно старательными и трудолюбивыми.

    - А какой смысл вы вкладываете в слова «старательный» и «прилежный». (Ответы детей)

    Если заглянем в Толковый словарь С. И. Ожегова, то найдём пояснение: старательный – делающий что-нибудь хорошо и добросовестно; прилежный – отличающийся усердием в труде, учении.

    - Каким вы представляете прилежного старательного человека? Опишите. (Дети отвечают)

    - Часто учителя обращаются к ученику с просьбой: «Старайся!» Что это значит? (Значит, надо выполнять задание так, чтобы результат имел высокую оценку и доставил всем радость).

    Для того, чтоб жить достойно, надо всем трудиться.

    А наш труд сегодня в школе: хорошо учиться!

    Учитель: Дорогие ребята, сегодня вы убедили всех нас, что умеете трудиться. И это прекрасно. Ведь без труда не проживёшь, а для умелых рук всегда найдётся дело по душе.

    И в заключение нашего мероприятия мне хочется пожелать вам следующее:

    Если хочешь быть счастливым,

    Честным будь и терпеливым,

    Полюби добро и труд.

    Глянешь, счастье тут как тут! (Г. Дробиз «Счастье»)

    Песня «Всегда найдётся дело для умелых рук». (Сл. М. Ивенсона, муз. А. Александрова)

    Цыплёнка надо напоить,

    Котёнка надо накормить

    И посуду, и посуду, и посуду перемыть.

    Всегда найдётся дело для умелых рук,

    Если хорошенько поглядеть вокруг:

    И грядки надо поливать,

    И куклу надо обшивать

    И картинки, и картинки, и картинки рисовать.

    Всегда найдётся дело для умелых рук,

    Если хорошенько поглядеть вокруг:

    А тот, кто дела не найдёт,

    Пускай скучает круглый год

    И лентяем, и лентяем, и лентяем прослывёт!

    Учитель: Спасибо!

    Сущеня Людмила Петровна
    Должность: педагог дополнительного образования
    Учебное заведение: МБОУ ДОД ДДТ
    Населённый пункт: Мурманская обл.г. Полярные Зори
    Наименование материала: Конспект занятия
    Тема: Умелые руки не знают скуки
    Дата публикации: 19.03.2017
    Раздел: дополнительное образование

    ДОСУГ- НЕ БЕЗДЕЛЬЕ

    «Умелые руки не знают скуки»

    Цель

    мероприятия:

    показать

    интересно

    проводить свободное время, приносить пользу и расширить свой кругозор.

    Оснащение: предметы рукоделия, иллюстрации.

    Ход мероприятия.

    Досуг п р о и с х о д и т

    г л. д о с я г а т ь

    д о с т и г а т ь. И

    исходно досуг о з н а ч а е т

    я д ос я г,

    д ос ти г» ,

    Достижение (укр. досягнення), результат, а не безделие.

    достижение, его досуг. И теперь на этих запасах – на досуге - он уже

    п р о ж и т ь

    д е л а т ь,

    досужий хозяин, т.е. умелый, успешный, с достижениями.

    А другой - ничего не собрал, нет у него достижения, нет досуга. И

    него недосуг

    добывать

    недосужий человек, то бишь неудачливый, невезучий.

    что досуг

    свободное

    скорее, не праздность лентяя, а отдых достигшего, того, кто

    уже потрудился.

    Начать разговор хотелось бы с притчи … Один мудрец взял пустой

    кувшин и наполнил ее доверху небольшими камнями. Собрал

    своих учеников и задал им первый вопрос: «Скажите, уважаемые,

    полон ли мой кувшин?» На что те ответили: «Да, полон». Тогда

    мудрец взял полную банку с горохом и высыпал содержимое в

    кувшин с камнями. Горох занял свободное место между камнями.

    Задал мудрец второй вопрос: «Полон ли теперь мой кувшин?»

    Ученики вновь подтвердили, что полон. Тут мудрец взял коробку с

    песком и его тоже высыпал в кувшин. Песок просочился сквозь

    горох и камни и занял все свободное место и все закрыл. Еще раз

    спросил мудрец своих учеников, полон ли кувшин и снова

    услышал утвердительный ответ. Тогда достал мудрый человек

    кружку, полную воды и вылил ее в банку до последней капли.

    Засмеялись ученики, видя все это. Сказал мудрец: «Я хотел, чтобы

    Вы осознали, что кувшин - это наша жизнь. Камни - самая

    главная составляющая жизни каждого: дети, семья, друзья,

    здоровье. Горох - это вещи, которые иметь приятно, но это не

    самое важное: дом, работа, машина, ценности и пр. Песок

    символизирует мелочи, которых полно в жизни любого человека.

    Если сначала кувшин наполнить песком, не останется места для

    гороха и тем более камней. Так же и в жизни: если тратить время

    на пустяки, не останется времени на самое главное. Уделяйте

    сперва время своим родным и близким, себе и друзьям, а

    заняться уборкой, ремонтом, всегда найдется время. Следует

    сначала тратить время на камни, все остальное - песок. Мудрец

    уже собирался уходить, когда один из учеников задал вопрос: «А

    для чего же нужна была вода?» Учитель с улыбкой ответил: «Я

    чтобы Вам показать, что как бы ни была

    занята жизнь, всегда найдется место для безделья»

    (звучит веселая народная музыка)

    Рады мы вам, гости

    Дорогие наши!

    Русское спасибо

    Вам от сердца скажем!

    На земле родимой

    Мы вас величаем!

    Доброго здоровья

    От души желаем!

    Кланяемся низко,

    Если не знакомы?!

    Как велит обычай:

    Будьте все, как дома!

    Рада вас видеть в своей горнице! В современных-то квартирах все равно

    не то! Нет что ли той светлости, душевности… Да и вообще, чего

    сравнивать? Или деревянный дом-терем или казенная каменная коробка,

    в которой соседи даже друг друга не знают…

    Вот вспоминаю, жили мастера,

    У них, что было? Руки и топор.

    День начинали, с раннего утра,

    Сейчас не то, работа на позор.

    По всей Руси стояли терема,

    Своей красою, радовали всех.

    Сейчас беда, коробки, не дома,

    Гляжу на них, и разбирает смех.

    Такого раньше, не могло и быть,

    С землёю рядом, ставили жильё,

    Она накормит, и поможет жить,

    Об этом помнит, только старичьё…

    Жаль, не вернётся, давняя пора,

    Не тронет вас, из прошлого укор.

    Что жили раньше, чудо мастера,

    У них, что было? Руки и топор…

    Ну, да ладно, что об этом говорить! Сказ свой мы поведем о другом. О

    простых руках, которые могут творить истинные чудеса.

    Семь ходоков однажды налегке

    Пошли земную истину искать.

    Нашли они лишь старца вдалеке:

    Тот старец мудр был, эка благодать!

    Спросили ходоки у мудреца:

    "Пришли мы все сюда издалека,

    Чтобы узнать у мудрого отца,

    Ответ загадки, что живёт века.

    Чем лодыря мы отличаем от творца?

    Кого-то умного от явно дурака?

    Рабочего умельца от купца?"

    Сказал мудрец: "Отличие – рука!

    Послушайте внимательно друзья:

    Руке я мастера сегодня гимн сложу.

    Нам жить и сегодня без неё нельзя.

    Она во всём, на что не погляжу.

    Все памятники созданы лишь ей -

    Мозолистой талантливой рукой.

    Любой левша, он вовсе не плебей.

    Жизнь без него была бы никакой."

    Поклонимся же мастера руке,

    В её шедеврах память Мир хранит.

    Та память о далёком далеке,

    Подругу от души благодарит

    Гаврюшкин А.Е.

    Вот передо мной незатейливый сундучок.

    За печкою невидимый сверчок,

    И мне уже сверчка привычно пенье,

    А там за печкой мамин сундучок…

    Хранится в нем цветастый сарафан

    И для косы нехитрые уборы…

    Ведь им удел особый дан:

    Напоминать девическую пору.

    (открывает сундучок, вынимает расписные деревянные ложки)

    Ложки? Не понимаю, зачем они здесь? А, может быть, вот для этого…

    (поет в сопровождении ложек)

    Из-за леса из-за гор

    Ехал дедушка Егор

    На скрипучей на тялеге,

    Да на сивой лошаде

    Да охо-хо!

    На телеге той товар,

    Что везет он на базар:

    Полотенца с кружевами,

    Да рубашки с петухами

    Да охо-хо!

    Всем работа нравится,

    Она повсюду славится.

    Вышита утирочка

    Ну, прямо как картиночка

    Да охо-хо!

    Издавна русский народ славился трудолюбием и стремился украсить

    свой быт. Почти все в избе делалось своими руками: вырезали посуду из

    дерева, лепили из глины, плели корзины, лапти, валяли валенки, ткали,

    шили одежду, вышивали изделия, лепили и расписывали игрушки для

    детей. Все делали тщательно, с любовью, поэтому все было не только

    полезным, но и красивым. Сегодня в моей горнице собрались мастера:

    умелицы да рукодельницы.

    а гладком полотне цветов различных нити

    Узорами причудливо сплелись.

    По взлёту вдохновенья и наитий

    Листва, цветы и гроздья родились.

    Здесь в каждой скатерти, салфетке, полотенце

    Видны талант, душа и мастерство,

    И женских рук тепло, и нежность сердца,

    И ярких красок жизни торжество.

    Прельщают вышивки чудесною палитрой.

    Они сияют, дышат и живут.

    Как ноты музыки, что на листах пюпитров,

    Страдают, радуют и душу в высь зовут.

    Я поражён. Гляжу на рукоделье

    И, онемев, дыханье затая.

    Нет,здесь не барское занятье от безделья,

    А вдохновенный труд и радость бытия.

    (В.Ганжар)

    (достает из сундука пяльцы и цветные нитки-мулине)

    В старые времена женщины очень сильно увлекались рукоделием.

    Крестьянки, таким образом, делали для дома предметы обихода,

    одежды, красивые картинки.

    Аристократия предпочитала вышивку крестиком. Это считалось

    очень благородным занятием и обязательным навыком для

    каждой молодой девушки.

    Наши предки различные явления в природе изображали с помощью

    знаков. Знаков – символов у славян было много, практически все они

    приобретали смысл «оберегов».

    Обереги – символы защиты, по представлениям того времени, делали

    вещь непроницаемой для духов зла.

    Их вышивали на одежде, веря в то, что они предохраняют от разных

    неприятностей и принесут в дом счастье.

    вышивка скрашивала досуг. А сделанные собственными руками

    изделия всегда являлись предметом их гордости.

    Каждая старалась сделать все как можно лучше, чтобы потом показать

    подругам или подарить своему жениху.

    (показывает мужские пояса)

    Ах, каков колорит узора! «Нет скуки, коль заняты руки!» А заняты они у

    них вышивкой. О, вышивка! Это одно из древних в нашей стране

    художественных ремесел. Какую вещь вы вышиваете? Как давно вы

    занимаетесь вышивкой?

    стежок к стежку, игла рисует

    Сложнейший колорит шитья.

    И вышивальщица рискует

    Уйти за грани бытия...

    Но нити крепко держат сердце,

    Гармонии рождая лад,

    И как сиреневое скерцо

    Те нити радостно звучат.

    (достает из сундука нитки и спицы)

    Кто и когда придумал первую петельку, никто не знает, но уже давно

    известно, что родилась эта чудо-петелька задолго до нашей эры.

    Создавая что-то своими руками, женщина словно передает изделию

    частицу себя, своей души. И получает от процесса рождения своего

    детища огромное удовольствие.

    Я свяжу тебе жизнь

    Из пушистых мохеровых ниток,

    Я свяжу тебе жизнь,

    Не солгу ни единой петли.

    Я свяжу тебе жизнь,

    Где узором по полю молитвы

    Пожелания счастья

    В лучах настоящей любви.

    Я свяжу тебе жизнь

    Из веселой меланжевой пряжи,

    Я свяжу тебе жизнь

    И потом от души подарю.

    Где я нитки беру?

    Никому никогда не признаюсь.

    Чтоб связать тебе жизнь

    Я тайком распускаю свою...

    А вы знаете, что вязание еще называют «спицетерапией»? А так ли это,

    я думаю, что об этом нам лучше расскажет еще одна мастерица, или, как

    говорили в народе, плетея.

    (рассказ мастерицы, вяжущей на спицах

    Что я вижу! Что за диво!

    Сколько же работ вокруг!

    Правда, это так красиво?

    Аж захватывает дух

    Посмотрите! Эти вещи

    Нынче в гости к нам пришли,

    Чтоб поведать нам секреты

    Древней русской красоты.

    Чтоб ввести нас в мир России,

    В мир преданий и добра,

    Чтоб сказать: есть в стране

    Чудо – люди – мастера!

    (достает крючок вязальный)

    Хотите, я вам расскажу необычную сказку? Тогда, садитесь поудобнее и

    слушайте.

    Давным – давно жила в лесной деревеньке бабушка Веретёна.

    умела она такие изделия создать, что были не сшиты, не тканы, а

    прямо из… ничего сплетены. Передать она своё мастерство такого

    плетения не знала кому.

    А сначала начинали учить девочку плести кружева крючком с пяти лет.

    Сначала выплетала она простую тесьму. Каждый новый узор становился

    всё сложнее и сложнее. А образцы для составления узоров находила она

    в окружающей их природе – в лесу, в поле, на реке. И появлялись на

    кружевах “ёлочки” и “рыбки”, “цветочки” и “паутинки”. Со старанием

    приходило и умение.

    Вырастала девица и становилась настоящей мастерицей. Научилась и

    вышивке, но про крючок не забывала.

    Не губите жизнь бездельем –Занимайтесь рукодельем!

    Шей, вяжи – не унывай,

    Или гладью вышивай.

    Вот иголки, нитки, пяльца

    Для проворных наших пальцев.

    Ткани, ленточки, кайма –

    Закружилась голова!

    То, что любим - вышиваем,

    Всё прилежно оформляем.

    Результат – на радость нам,

    Нашим близким и друзьям.

    А закончена работа,

    Тут уж новая забота

    Вновь сюжеты выбирать.

    Вышивать их и вязать...

    ↓История вязания на спицах

    Издавна, стараясь украсить свой быт, люди стремились

    использовать самые простые материалы для сочетания несложных

    форм и средств с неприхотливыми узорами, достигнув при этом

    высокого мастерства. Ручное вязание изначально появилось как

    простая утилитарная необходимость, в дальнейшем превратилось в

    настоящее искусство. Вязаные изделия всегда ценились очень

    высоко. Например, в Европе их могли поначалу носить только очень

    состоятельные люди. Вязаные шелковые чулки были подарком

    даже для королей! Так, шведский король Эрик IV выписал себе пару

    шелковых чулок. А стоили они - годовое жалование королевского

    сапожника

    Очень сложно точно установить историю вязания, так как нити и

    этого искусства дошли до нас в виде изображений. В одной из

    египетских гробниц (1900 год до н. э.) сохранилось изображение

    женщины, надевающей носки. Отпечаток чулка обнаружен в

    застывшей лаве Помпеи в 79 году н. э. Детские чулки III-Ivв. Н. э.

    найдены в Египте. Эти чулки уже учитывали форму обуви, сандалий

    с ремешком после большого пальца. У древних египтян при

    изготовлении носка большой палец вязался отдельно, как на

    варежках. Позже где-то в IX-XI веках некоторые искусные

    вязальщицы стали наносить даже тексты на носки. В музеях

    Детройта и Баделя хранятся такие образцы древнеегипетского

    вязания из хлопчатобумажных нитей с древнеарабским текстом.

    В XV-XVI веках вязание довольно активно распространяется по

    Европе и превращается в домашнюю работу и в доходную отрасль:

    вяжут чулки, носки, перчатки, капюшоны, кофты шляпки. Тогда же

    появился и стал традиционным для шотландцев головной убор -

    вязаный берет. Появились целые вязальные цеха. В 1589 году

    помощник приходского священника из Вулбриджа Вильям Ли

    изобрел вязальный станок. Но чем больше выпускалось изделий

    массового машинного производства, тем более ценными

    становились изделия, изготовленные вручную, а особенно, изделия,

    связанные крючком, ведь такие изделия невозможно было

    повторить на машине. И до сих пор нет вязальных машин, которые

    бы могли вязать полотно, похожее не связанное крючком.

    Со временем работы мастеров становятся искусством, вязаные

    изделия попадают в музеи. Например, две кофты XVII века

    хранятся в Швеции - в Северном музее в Стокгольме и в

    Историческом музее в Гетеборге. Обычно в Европе кофты вязали из

    однотонной пряжи, украшая изнаночными петлями лицевое

    полотно, а ведь арабы еще пару тысяч лет назад могли выполнять

    многоцветные сложные узоры.

    В наши дни это искусство продолжает развиваться, обогащаясь

    новыми мотивами, композиционными приемами, современными

    материалами. Для этого занятия требуются знания кройки и шитья

    по трикотажу, а в работе с крючком много общего с вышивкой и

    ткачеством. И все равно, ручное вязание выгодно отличается из

    других видов рукоделия. Особенно оно привлекательно, что

    исходный материал - пряжу- можно использовать несколько раз и

    без особых потерь. Ручное вязание позволяет изготовлять

    неповторимые, уникальные модели. Возможности крючка

    позволяют сделать различные декоративные вещи, например,

    кружева, покрывала, одежду, игрушки, украшения. Действительно, в

    настоящее время очень трудно представить наш гардероб без

    трикотажа. Вязаные изделия удобны и прочны, практичны и

    элегантны, в них тепло и уютно. Ручное вязание позволяет

    выразить свою индивидуальность, задуманный образ с помощью

    выбора фактуры и цвета пряжи, ее переплетений, оформления и

    фасона изделий.

    Немного из истории вязания крючком

    Вязание крючком - процесс ручного создания полотна, кружева

    или одежды из нитей с помощью вязального крючка.

    Это издавна известное занятие, которое продолжает оставаться

    популярным в наши дни, благодаря возможности быстро и легко

    создавать как одежду целиком, так и элементы ее отделки, а так же

    салфетки, скатерти, украшения, игрушки и многое другое.

    По мнению мировой путешественницы и специалистки в области

    вязания крючком Annie Potter - искусство вязания крючком было

    создано в XVI веке.

    исследовательница,

    ограничила

    территорией

    Европы, выдвинула 3 теории.

    1) Вязание крючком появилось в Аравии, затем направилось на

    следовали

    торговые маршруты в другие страны средиземноморья.

    2) Впервые узнали о вязании крючком из Южной Америки, где

    первобытные

    использовали

    связанные

    украшения.

    3) В Китае впервые появились связанные крючком куклы.

    В заключении Lisа Paludan считала, что нет верных доказательств

    того, насколько искусство вязания крючком является древним, и

    откуда оно возникло. Нет доказательств того, что вязание крючком

    существовало в Европе до 1800 г.

    Исследователи

    появилось в XIX веке как род вышивки тамбуром, с использованием

    натягивали на основу. Под холстом держали рабочую нить. Тонким

    пронизывали

    захватив

    протягивали их через него вверх. Пока петля была все еще на

    пронизывали

    создания цепочки.

    В Европе вязание крючком начало развиваться в начале XIX века.

    получило

    Мадемуазель

    Бланшардье, которая была известна тем, что умела превращать

    старомодной иглой кружева в модели, связанные крючком. Риего

    придумала

    кружевное

    называют ирландским кружевом. В то время было издано много

    возможность

    копировать.

    Вязание крючком в России распространилось с конца XIX века.

    Рукодельницы в основном вязали кружева, используя для них узоры

    из ткачества и вышивки крестом.

    Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение

    «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья пгт Опарино»

    Методическая разработка

    «Умелые руки не знают скуки»

    Подготовила:

    учитель профильного труда (швейное дело)

    Воронина Наталья Александровна

    Цель:

    развить интерес к изучаемому предмету.

    Задачи:

    обобщить знания о технологии (устройство инструментов, технологии изготовления изделий);

    развивать понимание того, что знания, получаемые на уроках технологии, способствует приобретению важных жизненных умений и навыков;

    расширить, систематизировать знания учащихся о профессиях;

    прививать интерес к рабочим профессиям, труду.

    ОБОРУДОВАНИЕ

    1. Таблички с названиями команд,

    2. 4 халата, 4 фартука, 4 косынки, 4 пары перчаток

    3. Шпульный колпачок, пила, скалка, гаечный ключ, пяльцы, рубанок, манекен, водопроводный кран

    4. Анаграммы: РПЁСНАКТО, ОИЖЦНЫН, ТОТАРВЕК, ООЛМТКО

    5. Закончите пословицу

    Семь раз отмерь, а………………………………………………………………………….

    Скоро сказка сказывается, да …………………………………………………………..

    Мало хотеть,……………………………………………………………………………….

    Маленькое дело, лучше…………………………………………………………………

    Глаза страшатся, а………………………………………………………………………

    Терпенье и труд, ……………………………………………………………………….

    6. Мешочек с различными предметами

    7. Пуговицы: по 20 черных маленьких, 5 больших, 10 белых

    8. 2 швейные машины, 2катушки ниток

    9. Саморезы, 2 отвертки, 2 бруска

    ХОД КОНКУРСА

    1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ .
    учитель: Здравствуйте, ребята! Добро пожаловать на наш конкурс!

    Каждый из вас знает, что на Земле нет ничего важнее и почетнее труда. Чтобы стать профессионалом, мастером своего дела о выборе профессии нужно задумываться еще в школе и по, возможности готовиться к этой профессии. Нет профессий плохих и хороших, бывают плохие и хорошие работники. Чтобы стать хорошим специалистом, человек должен много знать и уметь, а для этого нужно учиться. И для нас сейчас с вами учеба это главный труд.

    Сначала определимся с названием команд:

    Профессионалы и

    Конкурс «Рабочая форма»

    Задание: Представители (по2 мальчика и 2 девочки от каждой команды) какой из команд быстрее оденут рабочую форму для уроков столярного и швейного дела (одеть халаты, перчатки, головной убор)


    2. КОНКУРС НАЗВАНИЯ РАБОЧИХ ПРОФЕССИЙ

    Ребята! У нас много различных вещей. Надо разыскать их владельцев; сообщить их профессии.

    Швея. (Шпульный колпачок.)

    Плотник. (Пила.)

    Пекарь. (Скалка.)

    Слесарь. (Гаечный ключ.)

    Вышивальщица. (Пяльцы.)

    Столяр. (Рубанок.)

    Портной. (Манекен.)

    Слесарь-сантехник. (Водопроводный кран.)

    3. Конкурс « Анаграммы »

    Задание: Из предложенных букв составить названия инструментов и приспособлений.

      ПЁРСНАТОК (напёрсток)

      ЦЫНИНОЖ (ножницы)

      ТОТАРВЕК (отвертка)

      ООЛМТКО (молоток)

    4. Конкурс «Пословицы о труде»

    Задание: закончить пословицу. Например: Труд человека кормит, а ….(лень портит).

    Каждой команде по три пословице.

    1.Семь раз отмерь, а……..(один отрежь)

    2. Скоро сказка сказывается, да ……..(не скоро дело делается)

    3. Мало хотеть,….(надо уметь)

    4. Маленькое дело, лучше…..(большого безделья)

    5. Глаза страшатся, а…..(руки делают)

    6. Терпенье и труд, ….(всё перетрут)

    5. КОНКУРС ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ.

    У конька-горбкнка деревянные бока,

    У нег из-под копыт стружка белая летит. (Рубанок)

    Всех на свете обшивает,
    Что шьёт не надевает (игла).

    Сам в комнате, а голова на улице. (Гвоздь.)

    Инструмент бывалый
    Не большой, не малый.
    У него полно забот:
    Он и режет, и стрижёт (ножницы).

    Древесину ест едок, сто зубов в один рядок. (Пила.)

    По реке взад, вперед
    Ходит, бродит пароход.
    Остановишь - горе!
    Продырявит море!(утюг)

    Сам худ, а голова с пуд. (Молоток.)

    Маленько, кругленько, а за хвост не поднять (клубок).
    Конь стальной, хвост льняной (игла.)

    Где упрется хвостом, станет дырка потом. (Сверло.)

    Бумага, но писать на ней нельзя. (Наждачная бумага)

    Она с винтом пустилась в пляс,

    А он, кружась, в доске увяз. (Отвёртка)

    Замечательный дружище

    Деревянная ручище

    Да железный обушок

    Да калёный гребешок

    Он у плотника в почёте

    Каждый день с ним на работе (Топор)

    6 . Конкурс « Мешок с сюрпризом »

    Задание: В мешочке находятся различные предметы. Участники с закрытыми глазами должны определить их и назвать.

    7. Конкурс

    Задание: Перебрать пуговицы.

    8. Конкурс “Кто быстрее” для учащихся швейного дела

    Кто быстрее заправит верхнюю нить швейной машине

    9. Конкурс “Кто быстрее” для учащихся столярного дела

    Закрутить саморезы (все участники команды, кто занимается на столярном деле по очереди)

    Ведущий. Наш конкурс подходит к концу. Слово предоставляется жюри для подведения итогов. Подведение итогов.

    Ведущий. Молодцы, ребята! Вы сегодня свои умения и знания по труду показали, о профессиях разных узнали.

    Ведущий. Спасибо всем за внимание!

    «Пословицы о дружбе» - Друга на деньги не купишь. Без беды друга не узнаешь. Друг - твоё зеркало. За дружбу дружбой платят. Друзьями хвались, но и сам в хвосте не плетись. Не бросай друга в несчастье. Для дорогого друга - ворота настежь. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. Лучше друг верный, чем камень драгоценный.

    «Английские пословицы» - Вопросы по содержанию. Как национальный характер отражается в пословицах? Этапы проведения проекта. Почему мы используем пословицы в своей речи? Как пословицы распространяются по всему свету? Что общего в народной мудрости разных стран? Какие эквиваленты русских пословиц есть на английском языке? В каких случаях мы используем пословицы?

    «Хлеб да соль» - Химические свойства солей с позиции теории электролитической диссоциации. Поваренную соль используют в пищу. Каковы химические свойства солей? Почему соли обладают сходными свойствами? Все, что готовили самые искусные повара, было пресным и невкусным. Было у короля три дочери. Взаимодействие солей с щелочами.

    «Русские и английские пословицы и поговорки» - От малых ударов валятся большие дубы. Предмет исследования. Актуальность. Цели. Лучше поздно, чем никогда. Well begun is half done. ОСНОВНОЙ: принятие решений; выполнение проекта. Хорошо начатое - наполовину сделано. Какой отец, такой и сын. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ: целеполагание; планирование. Наблюдение анализ сравнение классификация перевод моделирование.

    «Пословицы о добре» - Доброе слово и железные ворота открывает. ПОМНИ! Попробуй не наступить, а уступить. Доброе слово, что дождь в засуху. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Добро помни, а зло забывай. Рубашка износится, а доброе дело не забудется. За добро добром платят. Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра! Добро ходит по свету тихо.

    «Пословицы» - Книги читать – скуки не знать. Своя земля и в горсти мила. Зачем и клад, коли в семье лад? В здоровом теле – здоровый дух. Вражда не делает добра. Каков мастер, такова и работа. Пока железо в работе, его и ржа не берет. Наукой люди кормятся. У нашего свата ни друга, ни брата. Сыр калача белее, а мать всех друзей милее.