Войти
В помощь школьнику
  • Учитель татьяна писаревская
  • Синтетические и искусственные высокомолекулярные соединения Искусственное соединение элементов содержания и формы
  • Кристаллические решетки в химии Ионная кристаллическая решетка
  • Отличительные черты личности
  • Аномальные зоны тверской
  • Про легендарную разведывательную "Бешеную роту", позывной "Гюрза" История роты гюрзы
  • Особенности литературных предпочтений и читательской активности семиклассников общеобразовательной школы. Анкета изучение читательского интереса Щукина г и читательские предпочтения

    Особенности литературных предпочтений и читательской активности семиклассников общеобразовательной школы. Анкета изучение читательского интереса Щукина г и читательские предпочтения

    Художественная литература является мощным фактором социализации, с помощью которой человек приобщается к опыту человеческой истории, проживает особенности взаимоотношений между людьми, усваивает культурные нормы, образцы и ценности. Состояние чтения детей и подростков - это часть общих проблем чтения и грамотности современной России в целом. Традиционные высказывания педагогов типа: «дети не читают», «компьютер совсем вытеснил книгу», «дети читают только Гарри Поттера», - не лишены оснований. В связи с этим можно обозначить две проблемы: во-первых, досуговое чтение сегодня заменяется телевидением, компьютером, во-вторых, подростки если и читают, то читают не то, что, по мнению старшего поколения, заслуживает внимания. Очевидно, что состояние чтения современных школьников заслуживает пристального внимания ученых, психологов и педагогов школы, которым просто необходимо быть в курсе читательских интересов подростков.

    Начнём с анализа самопредставлений читающего подростка, которое описано в работе Аскаровой В.Я., Сафоновой Н.К. «Читающий подросток в мире взрослых: поиски гармонии». Картина подросткового чтения с её приоритетами, оценками, читательским пристрастиями резко контрастирует с той, какую хотели бы видеть взрослые организаторы детско-юношеского чтения. Явления кризиса детского и юношеского чтения, не только не становятся менее выраженными, но и определённо прогрессируют. Выяснилось, что у подростков ситуация «вялого чтения» - чтения-нечтения носит массовый характер и из разряда стихийных, неосознаваемых явлений входит в разряд явных и подотчётных сознанию. «Из 630-ти респондентов, представлявших разные по статусу территориальные образования области, 98% подтвердили, что чтение не занимает в их жизни сколько-нибудь серьёзного места. Характерно, что подростки при этом оперируют категориями множественного числа: «мы», «наш класс», «наши ребята», «наше поколение», что косвенно свидетельствует о типичности данной ситуации».

    Утверждая, что «чтение устарело», «чтение не модно», «чтение стало не интересно», подростки главную причину этого видят в стремительном вторжении новых информационных технологий во все сферы жизни - школьную, домашнюю, внедомашнюю досуговую жизнь; они утверждают, что перестали читать «потому что появился компьютер, мобильная связь и другая техника, «берут информацию в Интернете», «появилось много более интересных средств получения информации и знаний». Результатом утверждений становится категоричный вывод: «на дворе ХХI век, книги уже безнадёжно устарели», «компьютеры заполнят всё», «идёт поколение компьютеров!».

    Отношение к использованию новых информационных технологий у подростков носит прагматичный характер: они «добывают», «скачивают» информацию. Информация здесь воспринимается как ничья; она калейдоскопичная, рваная; ею легко управлять - выдёргивая, нарезая, склеивая. Книга с этих позиций воспринимается как слишком неповоротливая, объёмная, она требует неизмеримо больше времени и труда. Не случайно сами подростки, характеризуя недостатки традиционного чтения, говорят именно об этом: «читать долго и лень», «неохота париться над книгами». В чтении подростки признают в основном инструментальную функцию, используя его как средство тренировки и оттачивания нужных интеллектуальных свойств и качеств: «развиваешь своё мышление и память», «развиваешь речь, лучше пишешь», «чтение развивает орфографию и мышление».

    Кроме «полезных», подростки отмечают и «приятные» свойства чтения - оно способно быть источником развлечения: «это завлекает и интересно», «книга может поднять настроение», «чтение помогает расслабиться и развлечься», «это способ убить время, когда скучно», «чтение снимает усталость и перегрузку с человека» и т.д. Развлекательный эффект чтения видится подросткам в достаточно широких пределах: от элементарной «прикольности», производимой «завлекательным сюжетом» до весьма сложных ощущений, связанных с целостным воздействием книги, вовлечением читателя в её художественное пространство: «это здорово, когда переживаешь вместе с героями», «завлекаешься в мир фантазий и сказок».

    В контексте обозначенных читательских предпочтений представляют интерес суждения подростков о «хорошей» и «плохой» книге. Определяя качества «хорошей» книги, подростки на первое место поставили позиции «умная» и «простая». «Умная» книга, прежде всего, информативна, она «много полезных сведений несёт», здесь «черпаешь полезную информацию», «находишь полезные мысли». «Простая» же доступна по содержанию, языку и стилю изложения; она написана «без занудных описаний», здесь «всё понятно», присутствует «простая обычная речь». Сложность в книге подросток категорически не приемлет, относя её к качествам, характеризующим «плохую» книгу.

    «Какую же книгу подростки считают «интересной»? Прежде всего, это та книга, которая имеет «захватывающий сюжет», «захватывающие положения», «увлекает ситуациями», - утверждают в своей работе Аскарова В.Я., Сафонова Н.К. - Причём «положения» и «ситуации» непременно должны находиться в пределах жизненного опыта подростка: книги должны быть «про нас», «про современную нашу жизнь», «где бы мы читали про себя». Библиотекари фиксируют: подростки неохотно берут книги, где герои-сверстники представляют прошедшие эпохи. Социальные потрясения последних десятилетий привели к ослаблению межпоколенных связей, разрыву культурной традиции. Для современного подростка существует не ось времени, а её конкретный отрезок - дискретность мировосприятия и суженная идентичность проявились как характерные черты современного юного человека. Может быть, эта дискретность восприятия становится причиной того, что свою читательскую жизнь подростки не склонны планировать и продумывать хотя бы на шаг вперёд? Наиболее распространённая ситуация чтения, обозначенная подростками «читаю под настроение», «читаю что попадёт под руку».

    Специально для данной работы нами было проведено анкетирование старшеклассников для того, чтобы определить подробный круг чтения учащихся старших классов. Анкетирование проводилось с помощью электронных ресурсов - через социальные сети, и через Псковскую областную библиотеку для детей и юношества им. В.А. Каверина. Было опрошено 46 человек, из них 29 девочек и 17 мальчиков в возрасте от 14 до 17 лет.

    Старшеклассникам были предложены следующие вопросы:

    Какие книги, относящиеся к художественной литературе, вы полностью прочли за последний год. Напишите все, которые вспомните?

    Какие книги понравились вам больше всего за последние несколько лет? Почему? (Было интересно, захватывающе, познавательно, узнал(а) много нового или др.)

    Какие книги, прочитанные за последние несколько лет, вам совсем не понравились? Почему?

    Что влияет на ваш выбор книги (учителя, друзья, родители, телевидение, Интернет и др.)?

    Какие у вас увлечения, интересы, хобби? Связан ли с этим ваш выбор книг?

    Информация для статистики: укажите свой пол, возраст, класс, город

    По результатам анкетирования удалось выяснить, что художественную литературу предпочитают 24 человека, научную или познавательную (только для учебы) читают 17 человек, 5 человек отдают одинаковое предпочтение и художественной и научно-популярной литературе. На второй вопрос учащиеся дали развернутые ответы, что помогло нам выделить основной круг чтения современных старшеклассников. Среди книг, прочитанных за последний год, набрали большее количество голосов романы из цикла «Сумерки» С. Майер (15), романы С. Лукьяненко (13), книги Паоло Коэльо (10), М. Митчелл «Унесенные ветром» (8). Юные читатели предпочитают, в основном, книги современных зарубежных авторов, пишущих преимущественно в жанре фэнтези и детектива: «Сребреники Иуды» С. Макбейна (автор «Кода да Винчи»), «Сапфировая скрижаль» С. Жильбера, «Хроники Нарнии» К. Льюиса, "Тайна больничных туфель" Э. Квин, "Повелитель бурь", "Повелитель мечей", "Серебряная рука" М. Муркока, "Князь света" Р. Желязны, "Феникс и зеркало" Э. Дэвидсона, "Сломанный меч", "Дети морского царя" П. Андерсона, "Странствия дракона" Э.Маккефри, "Добывайки" М. Нортон, "Ангел западного окна" Г. Майринка, "Эта безумная вселенная" Э. Рассела, "Хогбены, гномы, демоны" Г. Каттнера, "Бойцовский клуб", "Пигмей" Ч. Паланика, "Чужак", "Жалобная книга» М. Фрая, "Сицилиец" М. Пьюзо (автор «Крестного отца»), "Анатомия страха" Дж. Сантлоуфера, "Ойкумена» Г.Л. Олди, «История доктора Дулитла» Х. Лофтинга.

    Также в анкетах встречаются названия произведений зарубежных авторов, которые уже можно отнести к классике мировой литературы: сборник рассказов "Призраки Лексингтона", «Норвежский лес» Х. Мураками, «Шерлок Холмс» А. Конан-Дойла, «Три мушкетера», «Две Дианы» А. Дюма, сказки "Тысяча и одна ночь"; "Человек-невидимка", "Машина времени", "Остров доктора Моро" Г. Уэллса, сказки разных народов, сказки В. Гауфа, "Братья Львиное Сердце", "Рони, дочь разбойника", "Мио, мой Мио" А. Линдгрен, "Приключения барона Мюнхгаузена" Э. Распе, "Озорной шут и умный плут Тиль Уленшпигель", "Тартарен из Тараскона" А. Доде, "Легенда о докторе Фаусте" И. Шписа, "Паломничество на землю" Р. Шекли, "Жан-Кристоф" Р. Роллана, "Парфюмер" П. Зюскинда, сборник рассказов О.Генри, "Портрет Дориана Грея", повести О. Уайлда, пьесы и рассказы Б. Шоу, книги Э.Т.А. Гофмана, Э. По.

    Конечно, на круг чтения старшеклассников влияет школьная программа по литературе, они читают многое из русской классики. В анкетах были указаны такие произведения как «Война и мир» Л. Толстого, "Мастер и Маргарита", "Собачье сердце", "Морфий", «Театральный роман» М. Булгакова, "Судьба человека" М. Шолохова, "Преступление и наказание", «Идиот» Ф. Достоевского, "Герой нашего времени" М. Лермонтова, "Обломов" И. Гончарова, "Отцы и дети" И. Тургенева, сборник рассказов А. Чехова, "Золотой рыцарь" Н. Гумилева, "Портрет", "Невский проспект" Н. Гоголя, "Доктор Живаго" Б. Пастернака, рассказы И. Бунина, "Котлован" А. Платонова, пьесы Островского, повести и рассказы В. Шукшина, «Конармия» И. Бабеля, «История государства российского» Н. Карамзина.

    Не обходят старшеклассники своим вниманием и современную русскую литературу, в анкетах были названы следующие произведения: «Шаг в бессмертие» (о шестой роте псковских десантников) О. Деменьтьева (18 человек), «Жизнь и судьба" В. Гроссмана, сборник рассказов "Смеяться лучше, чем терзаться" Э. Асадова, "Полтергейсты» И. Винокурова, "Четвертая высота" Е. Ильиной, "Завоеватели", "Меч и радуга" Е. Хаецкой, "Сто лет тому вперед» К. Булычева, "Духлесс" С. Минаева, "Метро 2033" Д. Глуховского, "Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина" В. Войновича, "Крутой маршрут" Е. Гинзбург, «День опричника» В. Сорокина", "Асфальт", "Следы на мне", "Планка" Е. Гришковца, «Ведьмак» А. Сапковского, "Обитаемый остров", "Жук в муравейнике", "Волны гасят ветер" братьев Стругацких.

    В ответе на третий вопрос нужно было написать, какие книги ученики старших классов начали читать и не закончили. Были названы: «Евгений Онегин» А. Пушкина, «Война и мир» Л. Толстого, «Гарри Поттер» Дж.К. Роулинг («не осилил»), «Обломов» И. Гончарова («не было времени, но обязательно прочту полностью»), «Конец главы» Дж. Голсуорси («оставила на потом»), «Приключения Гулливера» Дж. Свифта («в жизнь не осилю эту бредятину»), «Братья Карамазовы», «Бедные люди» Ф. Достоевского, "Анна Каренина" Л. Толстого, "Жерминаль" Э. Золя, "Котлован" А.Платонова («если бы не по программе - не читал бы»), "Архипелаг ГУЛАГ" А. Солженицына, "Сердца четырех" В.Сорокина, "Азазель" Б.Акунина, "Собор Парижской Богоматери" В. Гюго, Гофман, «томики Пушкина» («не дочитываю из-за недостатка времени»), «несколько последующих книг Сапковского из серии Ведьмака» («в сравнении с 1-й, 2-й книгами, как будто иной человек писал - серо, нудно, растянуто»), «Се, творю» В.Рыбакова.

    Среди книг, наиболее понравившихся юным читателям, были названы (ответ на четвертый вопрос анкеты): цикл «Хранитель мечей» Н. Перумова, «2012. Хроника апокалипсиса» А. Медведева, «Полный рут» А. Чубаньяна; «Лабиринт отражений» С. Лукьяненко; «Туда и обратно» Дж.Р. Толкиена («было интересно, захватывающе»), «Хроники Нарнии» К.Льюиса, «Эрагон. Возвращение» К. Паолини, «Айсберг» Дж. Роллинса, «Гарри Поттер» Дж.К. Роулинг (все книги), произведения М. Булгакова («люблю глубину мысли и стиль написания»), Н. Гумилёва («скрытый подтекст»), А. Чехова («точность, реалистичность, истинное описание действительности»), сборники "Синие стрекозы Вавилона", "Ежевика, святая обитель", романы "Завоеватели", "Меч и радуга", "Ульфила" Е. Хаецкой («нравится язык Хаецкой, интересное повествование и религиозные мотивы»), «все творчество А.Беляева» («читать занимательно и познавательно, нравится смесь бурной жизни с сухой наукой»), "Ойкумена" Г.Л. Олди («захватывающая книга, в которую погружаешься с головой»), «весь Гюго», «все Стругацкие», "Мастер и Маргарита", "Роковые яйца" М. Булгакова, "Бойцовский клуб" Ч. Паланика, "Степной волк" Г. Гессе, "Жиль Бласс" А.Лесаж, "Остановите самолет - я слезу", "Легенды Инвалидной улицы", "Моня Цацкес - знаменосец" Э. Севелы, "Крутой маршрут" Е. Гинзбург, «фантастика старая, классическая», "Жалобная книга" М. Фрая («увлекательно и приятно читать, с философским смыслом, необычная»), "Идиот" Ф. Достоевского («сильная, интересно так подробно узнавать изнутри человеческие характеры и мотивы, атмосфера надрыва»), "Чапаев и пустота" В. Пелевина («интересная, позволяет взглянуть на мир совсем по-другому, дает шанс надеяться, что все возможно»), «практически всё из По, Уайлда, Шоу», произведения Ф. Пулмана («интересны своим необычайным слогом, идеями»), М. Пьюзо "Крестный отец" («классика...»), "Пикник на обочине", "Жук в муравейнике" братьев Стругацких («отличный коктейль - научная фантастика и детектив»), произведения Е. Гришковца («конкретных книг не выделяю, нравится его стиль и тема творчества - отображение жизни обычных современных людей»), «Архипелаг ГУЛАГ» А.Солженицына.

    В ответ на пятый вопрос читатели называли книги, которые совсем им не понравились. Многие ученики отвечали «нет таких» или «если не нравится - не читаю», «не помню», одной ученицей был такой ответ: «Нельзя быть критичным в отношении литературы. К определению "не понравились" трудно подобрать хотя бы одно классическое произведение». Но все же были названы такие произведения: "Таня Гроттер" Д.Емца («просто ужасная книга, сплошной тупо переделанный плагиат»), "Голубое сало" В.Сорокина («не понравилось»), «три книги Акунина, не помню что конкретно», "Кому на Руси жить хорошо" Н. Некрасова («скучно, не люблю поэзию»), "Гроза" А. Островского («пафосно, наивно, что-то устаревшее»), "Сердца четырех" В. Сорокина («наверчено много непонятного в кучу и при этом многое противно»), «Война и мир» Л. Толстого («не хватает времени»), «Записки охотника» И. Тургенева, «Илиада» Гомера («скучно»).

    На выбор книг читающих старшеклассников влияют учителя (школьная программа), друзья (меняются книгами, делятся впечатлениями), родители, родственники (покупают книги, советуют), интернет (в большей степени), кино, некоторые ученики ответили, что никто и ничто не влияет, кроме их собственных желаний и настроения. Также с выбором книг иногда связано любимое увлечения старшеклассников, например, такие как просмотр фильмов, игра на музыкальном инструменте («с выбором книг иногда связано настроение, определяющееся за игрой на фортепиано»), собственная литературная деятельность (написание рассказов), занятие исторической реконструкцией (изучение истории), изучение древних цивилизаций. Некоторые хобби старшеклассников требуют чтения научной и специальной литературы, такие как увлечение компьютерами, информационными технологиями, психологией, философией, аниме, стендовая стрельба (у ученика появилось желание изучить психологическую литературу по этой теме), автомобили. Несколько учеников указали, что их увлечения не связаны с выбором книг, в основном это занятия спортом (футбол, баскетбол, сноуборд, кикбоксинг, горные лыжи), вышивкой, рисованием, граффити, любовь к животным, к маленьким детям, посещение клубов. 17 человек отметили, что хобби у них нет.

    Ответы на вопросы в анкетах некоторых учеников были развернутые, подробные, было заметно, что человек увлекается литературой, чтением, отвечает на вопросы с интересом, является интеллектуально развитым. Несколько анкет (5) были неинформативны совсем, почти на все вопросы ученик отвечал «нет таких», ответы были односложные, сухие. Но в целом, ребята с интересом отнеслись к заполнению опросников.

    По результатам данного опроса можно сделать вывод, что круг чтения старшеклассников довольно разнообразен - ребята читают как зарубежных авторов, так и русских (советских), отдают предпочтение жанру фэнтэзи (С. Майер, С. Лукьяненко, Н. Перумов, С. Макбейн, К. Льюис, Р. Желязны, Дж.К. Роулинг, Дж. Толкиен, Ч. Паланик, М. Фрай), фантастики (А. Беляев, братья Стругацкие, Г.Уэллс), детектива (Э. Квин, Дж.Сантлоуфер, Э. По, А. Конан-Дойл), многие старшеклассники предпочитают классику (в некоторых анкетах не было других произведений, кроме классической литературы) - М. Булгакова, О. Уайлда, Б. Шоу, В. Гюго, А. Чехова, Г. Гессе, Ф. Достоевского, Н. Гумилева, Б. Пастернака и др. Очень многим ученикам нравится современная российская проза - произведения Е. Гинзбург, А. Солженицына, Е. Хаецкой, Е. Гришковца, В. Пелевина, К. Булычева, О. Деменьтьева, Е. Ильиной. Не забывают они и о сказках (сказки народов мира, повести А. Линдгрен, сказки В. Гауфа, сказки «Тысяча и одна ночь»), ведь некоторые из старшеклассников еще ощущают себя детьми.

    Если говорить о причинах выбора подобной литературы, то чаще всего ученики выбирают чтение для развлечения, для ухода в сказочный мир (фэнтези, детективы, сказки), чтение для решения своих мировоззренческих проблем, решения важных экзистенциальных вопросов, для саморазвития, расширения кругозора (произведения классической литературы), особенно любят старшеклассники читать произведения о современном человеке, который им близок и понятен, в которых отражены события, близкие по времени к юным читателям (Е. Хаецкая, Е. Гришковец, В. Пелевин), тогда как классическая литература ими труднее воспринимается, так как для ее усвоения нужна достаточно высокая культура чтения. Часть учеников 10-11 классов не знают литературных направлений, плохо разбираются в хронологии событий, в особенностях композиции, языка и стиля писателя.

    А некоторые старшеклассники читать совсем не любят, что и отразили в своих анкетах. В исследовании, организованного в 2007-2008 гг. НБ Удмуртской республики одной из задач стало выявить факторы, влияющие на отсутствие у старшеклассников интереса к чтению. Были проведены три фокус-группы, участниками которых стали школьники из города Сарапула, поселка Ува и села Алнаши. (Подчеркивается, что эти молодые люди практически не читали художественную литературу; то есть речь идет об аудитории, которая попадает в поле зрения исследователей довольно редко). Выяснилось, что респонденты воспринимают чтение, с одной стороны, как нечто естественное, чем они пользуются не задумываясь, с другой стороны - как нечто вызывающее трудность, напряжение, скуку. Во многом соотношение этих двух аспектов восприятия зависит от темы, содержания и, что немаловажно, объёма конкретного текста. Книги нередко встречают у мало читающих школьников резкое отторжение. В частности, большинство респондентов выразили нежелание читать любую толстую книгу (это касалось даже предпочитаемых девушками любовных романов). Характерно, что они также не хотят читать книги, по которым уже был показан фильм (даже если такие книги стали бы раздавать бесплатно). Более позитивное отношение у участников фокус-групп вызвали журналы для подростков: лёгкие тексты и яркие картинки воспринимаются проще и похожи на привычную для них телевизионную картинку. Данные исследований свидетельствуют, что свои потребности в развлечении, проведении досуга молодежь склонна в меньшей степени удовлетворять с помощью книг. Видео, музыка, телевизор, хобби, друзья названы в качестве причин недостатка времени для чтения школьниками, не любящими читать

    В 2005 г. работники муниципальных библиотек Омска провели исследование «Чтение. Взгляд молодежи», охватившее более 1000 молодых людей 15-24 лет. Одним из методов был уличный экспресс-опрос. Более 25% респондентов в ответ на вопрос «Какую книгу вы читаете сейчас?» ответили, что у них нет времени на чтение; 19% заявили, что они не читают ничего и 2% сказали, что не любят читать.

    Работа по выявлению круга чтения подростков также проводились другими исследователями. В журнале «Homo legens» опубликовано исследование Н.Г. Малаховой «Я читаю потому, что мне немного нравится читать». О мотивах чтения подростков», которое показало, что опрашиваемые 15-16 лет (58 чел.) назвали в качестве любимых книг произведения, входящие в школьную программу. Исследовательница считает, что, скорее всего, это связано с некоторым сужением круга чтения (по сравнению с выборкой 8-9 классов), вызванным большей загруженностью подростков, увеличением объема произведений, изучаемых на уроках литературы, что читают и любят, в основном, то, что задают (Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Шекспир, Булгаков, Дюма, Тургенев, Бронте). «Несколько сдают свои позиции приключенческая подростковая литература и классический детектив, хотя упоминаются еще довольно часто («Лунный камень», «Всадник без головы», «Одиссея капитана Блада», «Айвенго» и т.д.). Укрепляют свои позиции дамский роман классический (Бронте, Митчелл) и современный, представленный многообразием имен, упоминаемых по одному разу, а также современный - переводной и отечественный - детектив. И хотя индивидуальный разброс предпочтений очень велик (от «Чайки по имени Джонатан Ливингстон» Р.Баха и до «Просто Марии» без автора), но общая тенденция уже просматривается: для школы читаются произведения школьной программы (они же оказываются и самыми любимыми, а для отдыха - то, что можно купить в подземных переходах (современные отечественные и переводные детективы, «ужастики», дамские романы)».

    Также исследования по определению круга чтения подростков проводились и Псковской областной библиотекой для детей и юношества им. В.А. Каверина. В исследовании приняли участие 67 человек, из них 41 девочка, 25 мальчиков - учащиеся 8-9 классов образовательных средних школ и технического лицея г. Пскова. На вопрос, что ученики читают, произведения русской классической литературы назвали 7 человек, произведения современной русской литературы - 27 человек, зарубежной литературы Х1Х-ХХ вв. - 30 человек, научно-популярные книги - 3 человека. Самыми читаемыми авторами оказались: Д. Донцова, В. Иванова, Д. Емец («Таня Гроттер»), Дж. Роулинг («Гарри Поттер»), Д.Р. Толкин («Властелин колец»), А. Дюма («Королева Марго», «Граф Монте-Кристо»), Д. Дефо («Приключения Робинзона Крузо»), А.Пушкин («Капитанская дочка»). Среди других произведений русской классики названы: А. Островский «Гроза», В. Короленко «Слепой музыкант», И.С. Тургенев «Отцы и дети», А.С. Пушкин «Евгений Онегин», М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Из научно-популярных книг отмечены «Энциклопедия цирка», «Юрист на дому», «Раскрепощенный менеджер». На вопрос о мотивах чтения, ученики ответили, что они читают именно эти книги, потому что им нравится захватывающий, интересный сюжет, в котором много приключений, неожиданных поворотов событий, описанных весело, с юмором и от которых «невозможно оторваться»

    Что касается жанра фэнтэзи, то сотрудники Псковской областной юношеской библиотеки им. В.А. Каверина провели исследование «Феномен детского бестселлера», в котором проанализировали, почему у детей вызывает настолько сильный интерес книги подобного жанра и особенно книги о Гарри Поттере и почему им столь близки герои этой книги. Оказывается, дело вовсе не в «раскрученности» этого автора и не в рекламе, и не в том, что ребята «уходят» от реальности в сказочный мир. «Дети не уходят от действительности, погружаясь в волшебный мир Гарри Поттера, - пишут сотрудники юношеской библиотеки, - Они постигают сложности реального мира, проецируя на него мир волшебный. Читатели четко разделяют мир авторской фантазии и мир реальности и отдают себе отчет в том, что реальный мир гораздо сложнее, чем мир книги».

    Анализируя причины популярности указанных литературных жанров, следует отметить преобладание повествовательного типа речи, согласно которому сюжет строится по традиционной схеме: завязка, кульминация и развязка, а повествование основано на принципе «жизнеподобия». Социально характерные герои действуют в типовой обстановке, сталкиваясь с трудностями, уже знакомыми большинству читателей, поэтому «массовая литература» подчеркнуто социальна. «К проблеме читательских интересов школьников можно подойти и с позиции возрастных социально-психологических особенностей подростков, вступающих в пору юности, - пишет Синотина Е.В. - В процессе чтения подросток узнает в жизненных обстоятельствах героя свои собственные переживания, идентифицируя себя с персонажем, присваивает чужой жизненный опыт. Принято выделять кризисы ситуации, к которым можно отнести переживания по поводу смерти близких, тяжелой болезни, краха карьеры, потери социального статуса, и кризисы развития личности, возникающие в ходе смены внутренней психологической позиции. Для подростка всегда важен выход из сложившейся ситуации. Не случайно психологи говорят о психотерапевтическом эффекте художественной литературы».

    Стоит обратить внимание на то, что часто выбор литературы для чтения происходит под влиянием читательской моды, как следствие широкой рекламы или на волне интереса к видеопродукции, как в случае с Ч. Палаником, Б. Акуниным, произведения которого неоднократно экранизировались. Некоторые исследователи считают, что приобщение к книге, скорее, носит иллюзорный характер: читателя волнует не сама книга и ее осмысление, а то, какое впечатление произведет на окружающих сам факт знакомства с ней.

    Таким образом, массовая литература как составляющая современного культурного процесса социально и психологически востребована школьниками старших классов. «Массовая литература? часть современного культурного процесса, и ее необходимо не только принимать как данность, но и знать и изучать вместе с детьми. При соответствующих условиях (создании на уроке особой учебной ситуации, наличии заданий, связанных с личным читательским опытом) старшеклассники охотно участвуют в дискуссиях по поводу прочитанного. Важно, чтобы предметом обсуждения в ходе дискуссии были не только тексты литературных произведений, но и те отклики в прессе, на телевидении, которые они получили. Учитель литературы может воспитывать читательскую культуру подростков, сопоставляя произведения, интересные старшеклассникам, с классикой мировой литературы, обладающей духовным потенциалом».

    У других исследователей этой проблемы по ряду причин вызывает беспокойство падение интереса юношества к свободному чтению. «Во-первых, обедняются эмоциональная и интеллектуальная сферы развития школьника. Во-вторых, из тематики чтения исчезают книги об искусстве, а превалируют мистика, фантастика, детективы и любовный роман. Такие произведения не могут положительно влиять на формирование эстетических и моральных норм у учащихся, на расширение их словарного запаса». Что касается любви школьников к чтению, то, анализируя данные, представленные в различных публикациях, можно заметить порой, что объективно похожие картины чтения трактуются по-разному и даже противоположно, потому что приводятся отдельные числовые показатели. Подобные парадоксы обусловлены, вероятно, прежде всего, некоторой зыбкостью представлений о том, что можно считать нормой для той или иной читательской группы и что - отклонением. Но есть еще одна важная причина - методического характера. Прямой вопрос о любви к чтению вряд ли стоит задавать респондентам старше 9-10 лет. Подростки (а тем более юношество, молодежь) уже накопили достаточно опыта, они реализуют различные читательские практики, далеко не всегда основанные на любви к чтению (ведь даже свободное, досуговое чтение часто связано не с любовью к чтению как таковому, а с интересом к теме). Поэтому 70-80% положительных ответов на вопрос, любят ли старшеклассники читать, можно расценивать лишь как ответы тех, кто не относится к чтению отрицательно (то есть тех, кто относится к нему «нормально»). Фразы типа «я люблю читать», «я не люблю читать» могут присутствовать (и часто присутствуют) в анкетах и опросных листах в качестве вариантов ответов на вопросы о причинах или мотивах чтения. Тогда выбор респондентом именно такого ответа (вместо или вместе с вариантами типа «читаю по учебным заданиям», «читаю, когда есть время», «читаю по интересующим меня темам» - и т.п.) будет показателем его реального отношения к чтению и реального места чтения в его жизнедеятельности.

    Преобладание в чтении молодых людей деловых, функциональных мотивов (в частности, связанных с получением образования), постоянный рост значимости подобных мотивов отмечается исследователями и практиками в течение уже нескольких десятилетий. Все большую роль в формировании круга чтения играют и чисто развлекательные мотивы. Развитие медиакультуры, бурный рост интернет-технологий «сдвигают» традиционную структуру чтения - как массового, так и «элитарного»; в особой степени это касается, конечно, молодежи. Вот, например, как описывает сложившуюся ситуацию В.П. Чудинова - автор множества публикаций по проблемам детского и подросткового чтения: «Чтение подрастающего поколения становится все более функциональным и утилитарным. Подростки все чаще читают как взрослые: с одной стороны, чтение - это получение нужной для учебы информации, с другой - это „легкое чтение“ как развлечение (чтение иллюстрированных журналов, комиксов, книг с более легкими, простыми и короткими текстами, как правило, не высоких художественных достоинств)».

    В результатах проведенных исследований настораживает бессистемность чтения: учащиеся часто читают все, что попадает в руки. Это говорит о том, что у многих еще нет сложившихся читательских интересов. Конечно, формирование читателя - сложное дело. Читательские интересы зависят и от отношения к книге в семье, от родителей, от возраста читателя и уровня его развития, от книг, находящихся в круге чтения, от сверстников и товарищей. Но, несмотря на все это, нам кажется, что ведущее место остается за учителем-словесником и уроком литературы.

    Сегодня подростки большую часть своего свободного времени проводят за компьютерными играми, смотрят телевизор, слушают музыку, сидят часами в Интернете. Влияет ли этот факт на их читательские предпочтения? За последние пятнадцать – двадцать лет произошло существенное движение, связанное с корректировкой круга детского чтения: исключены произведения, ориентированные на советскую идеологию, возвращены незаслуженно «забытые» Николай Вагнер, Дмитрий Минаев, Саша Черный, Осип Мандельштам, «обэриуты»; предпринимаются попытки современного прочтения произведений детских писателей советского периода, весьма разноречивые и совсем не бесспорные; уточняются некоторые аспекты истории русской детской литературы XIX и XX вв.

    Но, к сожалению, не изменилось главное: детская литература осталась явлением периферийным, отсутствует внимание к ее проблемам, нет попыток современного толкования ее феномена. Вопрос о специфике литературы для детей по-прежнему сводится к повторению истин о динамичном сюжете, доступности, ясности.

    Даже среди тех, кто регулярно берёт в руки книгу, статистика неутешительна. Например, М.В. Епифанова в одной из своих работ [по 13] приводит результаты анкетирования среди уфимских школьников. Ученикам была предложена небольшая анкета, которая состояла из 8 вопросов, позволивших выяснить, какие книги предпочитают учащиеся 6 – 7 классов для самостоятельного чтения. Результаты исследования таковы:

    · фэнтези – 40% (63 чел.)

    · приключенческая литература – 30% (47 чел.)

    · детективы – 13% (21 чел.)

    · современные повести и романы для подростков – 8% (13 чел.)

    · научно-познавательная литература – 6% (9 чел.)

    · поэзия – 3% (4 чел.)

    Согласно данным анкетирования, на первом месте у подростков стоит развлекательное чтение, а точнее – произведения в жанре фэнтези. Подобными книгами дети увлекаются, потому что легко воспринимают условность созданного писателем мира и его игровую функцию. Наиболее востребованы книги о Гарри Поттере (Дж. К. Роулинг) и подражатели «поттерианы» – «Таня Гроттер», «Мефодий Буслаев» (Д. Емец), также популярностью пользуются сочинения Ника Перумова и Кира Булычёва. Книги в жанре фэнтези частично реализуют подростковую потребность в уникальности и «всемогуществе» героя.

    На втором месте по популярности приключенческая литература. В выборе школьниками книг этого жанра можно проследить две основные тенденции: одни отдают предпочтение классике жанра (А. Дюма, М. Твен, Р.Л. Стивенсон и т.д.), другие более склонны к современным приключенческим произведениям (К. ДиКамилло, Э. Йетс и др.). Такие книги привлекают юного читателя своей динамикой, непредсказуемостью сюжета, реализуют подростковую тягу ко всему интересному и опасному.

    Те же самые факторы зачастую привлекают молодых читателей к жанру детектива. Однако, как показало анкетирование, подростки достаточно редко прибегают к «высокопробным» детективам, к основоположникам жанра (А.К. Дойль, Б. Акунин и т.д.). В лучшем случае они читают специализированные детские детективы (например, серия «Чёрный котёнок», куда входят сочинения отечественных и зарубежных авторов), в худшем – так называемую «бульварную прозу» – многочисленные серии типовых детективов (Д. Донцова, Ю. Шилова и т.д.).

    И лишь 8% опрошенных подростков предпочли специализированную литературу для детей и о детях (в числе упомянутых авторов Е. Мурашова, М. Парр, О. Раин). Литература для подростков воссоздаёт картину состояния современного общества, отношений школьников друг с другом. Авторы в своих произведениях часто обращаются к темам, которые будут близки и понятны подросткам, зачастую романы затрагивают и острые социальные проблемы. Подчас писатели в своих романах не дают однозначных ответов на поставленные вопросы, тем самым «заставляя» детей делать самостоятельные выводы в процессе чтения.

    Писать для детей - дело не простое. Ребенок никогда не станет читать книгу предсказуемую: ему одинаково ненавистны «проект», «продукт», запрограммированный результат. Ему интересна тайна, а нет большей тайны, чем непредсказуемое поведение хорошо выдуманного героя.
    Наряду с недостаточным количество книг для маленьких читателей, постоянно существует голод на современные повести, романы для подростков, в которых они бы узнавали себя, сегодняшний мир. И книги эти были бы не поверхностным чтивом, а писались так, чтобы читатели “над вымыслом слезами обливались”, чтобы вместе с персонажами совершали нравственные открытия, страдали и познавали счастье жизни.

    Ещё больший дефицит в поэтических книгах для подростков. Если стихов для малышей у нас предостаточно, то поэзии, которая волнует душу двенадцати–четырнадцатилетнего человека, почти нет.

    Попробуем представить себе приключенческую книгу на современном материале. Просто поставьте над собой этот эксперимент, как если бы завтра вам предстояло нести в издательство заявку. О чем там будет? Ребенок ловит киллера? Ребенок ищет клад? Ребенок охотится за привидениями? Все это тысячу раз было, вы сами не замечаете, как один за другим воспроизводите давно отыгранные штампы. Проблема в том, что главное занятие ребенка - открывать мир заново, как будто никто до него не побывал на этой планете. Поэтому пересказывать ему уже отыгранные фабулы бессмысленно: клады были у Стивенсона, охота на злодеев - у Твена, таинственные путешествия - у Верна, привидения - у всех. Сегодня создать хорошую детскую книгу - значит ярко и азартно написать о том, о чем еще не писали: о нравственных проблемах участника реалити-шоу, об авральной показухе, о жизни в самопровозглашенной мафиозной республике, чью независимость полмира признало, а полмира боится... Но для этого надо живо интересоваться темой самому.

    Известный социолог культуры и чтения С.Н.Плотников обобщил данные исследователей о типичных отличиях читателей и нечитателей. Оказывается, читатели отличаются от нечитателей уровнем развития интеллекта. Читатели способны мыслить в рамках проблем, схватывать целое и выявлять противоречия и связь явлений, более адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения, имеют больший объём памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью. Они точнее формулируют, свободнее пишут, легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Таким образом, с точки зрения С.Н.Плотникова, чтение формирует качества наиболее духовно зрелого, просвещённого, культурного и социально ценного человека.

    Экономический кризис 90-х годов не мог не сказаться на культурном и образовательном уровне нации. Но именно в это время по уровню читательской культуры Россия была на втором месте после Японии. Данные современных социологических опросов поражают. Так 37% россиян не читают книг совсем, 52% не покупают газет и журналов. Для сравнения во Франции читают прессу 80%, в Норвегии – 85%, в Японии – 95% жителей. По данным Левада-центра, 52% россиян не покупают книги, 73% - не пользуются библиотеками, 48% - не имеют домашних библиотек. Международные исследования показали, что Россия по грамотности и уровню чтения занимает 28 место среди 32 развитых стран мира [по 9].

    Именно чтение, как одно из условий эмоционального и интеллектуального развития человеческой личности, во многом определяет успешность человека в жизни. А если посмотреть дальше, то может оказаться, что благосостояние государства зависит от умения его граждан думать, делать логические умозаключения, образно мыслить, в конце концов, точно понимать прочитанное, убедительно доказывать свою точку зрения.

    Состояние чтения детей и подростков зависит от сложного взаимодействия всех многих факторов, причем в различных ситуациях и условиях проживания какой-либо из них оказывает наиболее сильное влияние. Так, в столице и крупных городах на детское чтение особенно сильно влияет фактор развитости социокультурной среды (других возможностей проведения досуга), а также степень развития визуальной – «электронной культуры». Для малых городов и сел особенно значимы факторы развитости книжной среды и существования образованных и грамотных «руководителей детского чтения» (прежде всего, учителей и библиотекарей).

    Произошло ухудшение состояния книжной среды во многих регионах России (в том числе в результате снижения комплектования детских, школьных, сельских общедоступных библиотек – организаций, традиционно поддерживающих детское чтение). Недостаточная обеспеченность многих семей привела к тому, что книги и журналы стали слишком дороги и непосильны для семейного бюджета. Следствием разрушения системы продажи и распространения книг стало закрытие книжных магазинов во многих городах и селах.

    Очевидна также деформация репертуара книгоиздания, что привело к резкому сужению репертуара актуальных книг для подростков (в том числе почти не издаются новые отечественные авторы, выходит крайне малое количество переводных изданий лучшей детской и подростковой литературы). На репертуаре и качестве детской литературы сказалось также и отсутствие государственной поддержки писателей, издателей, критиков детской и подростковой книжной культуры.

    Окружающая среда и доступность различных каналов массовой коммуникации, печатных и иных материалов оказывают сильное влияние на их отношение к книге, читательские привычки и пристрастия. Электронная культура, в том числе видеопродукция и разнообразные мультимедиа, зачастую воспринимаются как конкуренты печатному слову. Безусловно, на первом этапе освоения новых возможностей к ним возникает острый интерес. Позже, когда новое будет освоено, оно?встроится? в структуру жизнедеятельности и займет в ней свое место. Книга не уйдет, и чтение также. Однако нам хотелось бы расставить акценты иначе: дело не в том, какое средство будет выбираться? книга или компьютер, где будет текст? на бумаге или на экране монитора, дело в другом: что же именно будет там читаться, как будет идти процесс восприятия и понимания текста, какую информацию, какие знания, какую культуру и искусство будут представлять различные типы медиа для развития юной личности. Сегодня количество проблем, связанных с детским чтением, продолжает расти. Пока что мы живем еще в рамках затухающей старой литературной традиции. Но это время стремительно уходит, что особенно заметно проявляется в читательской деятельности детей и подростков. В последние годы произошло ухудшение целого ряда характеристик чтения у детей и подростков, снижение их уровня грамотности. Педагоги полны тревоги по поводу упрощения и огрубления речи у школьников, примитивных штампов, которыми часто изобилуют их сочинения. Школьники не осваивают язык классического наследия, но хорошо осваивают разнообразные клише и формальный подход к классической литературе. Утрачивается не только культура чтения, но и культура речи, поскольку не осваивается значительная часть репертуара любимой ранее литературной классики, которая составляла значительную часть репертуара чтения детей и подростков. Так, снижение роли литературы в социализации детей и подростков, отчасти происходит и в связи с тем, что сегодня из репертуара чтения многих из них уже исчезли герои литературной классики. В то же время влияние «электронной культуры» на чтение усиливается.

    Сегодня дети и подростки ориентируются далеко не на лучшую, но «модную» в их среде продукцию; увеличивается ориентация детей и подростков на журналы с большим количеством картинок, несущих информацию, легкую для восприятия: не столько познавательного, сколько развлекательного характера. Журналы направленные на психологическое, педагогическое, литературное развитие, выпускаются в достаточно малых тиражах.

    Коммерциализация книжного рынка по-разному сказалась на выпуске детской литературы и картине детского чтения. Начало развития рыночных отношений привело к ряду кризисных процессов, в частности к резному спаду показателей издания детской литературы.

    В последние годы ее выпуск заметно увеличивается, качество детских книг улучшается. Расширяется их тематика, привлекательным становится оформление. Идет насыщение рынка детской литературой, спрос на которую постепенно удовлетворяется. Вместе с тем издание детской книги требует больших по сравнению со многими другими видами литературы затрат, и детские книги дорожают, оказываются недоступными населению.

    Итак, в чтении детей и подростков сегодня происходят очень серьезные перемены, которые носят глубинный характер. Многие родители, педагоги, библиотекари по-прежнему ориентированы на старую литературную модель, тогда как большинство сегодняшних детей и подростков имеют совсем другие предпочтения и иное восприятие книжной культуры. Они относятся к книге не как к?учебнику жизни?, а как к одному из средств информации и массовой коммуникации. Таким образом, в какой-то мере между поколениями происходит разрыв в передаче бытовавшей долгое время традиции освоения литературной культуры.

    Чтение детей и подростков сегодня претерпевает существенные изменения. Сегодня среди читающей публики происходит рост числа групп детей, подростков, юношества, у которых все более популярными становятся журналы и комиксы.

    Выводы по главе

    Современному подростку хочется прочитать что-либо о «себе самом», о таких, как он сам и его одноклассники, следовательно, и о проблемах школьников начала XXI века. Такие книги уже появляются прилавках наших магазинов, но, увы, их еще немного, да и качество многих оставляет желать лучшего: как правило, это массовая литература приключенческого или детективного жанров, неглубокая, поверхностная, но внешне привлекательная, к тому же затрагивающая значимые для подростков вопросы любви и дружбы, выбора жизненного пути.

    Настоящих книг, раскрывающих тонкий и ранимый мир подростков, в «эпоху перемен» очень мало. К тому же эти «настоящие» книги, при всей их истинной художественности и психологизме, так или иначе отражают психологию восприятия мира подростков людьми более чем зрелыми, если не сказать пожилыми.

    Совсем иными являются произведения современных авторов, которым за 30–40 лет, пишущих как для взрослых, так и для детей. Как правило, им присущ трезвый взгляд на реальную действительность, жёсткость суждений и чёткость проповедуемой идеи. При этом большинство из них создает свои произведения в контексте традиций русской классической литературы, хотя часто эти произведения адресатом имеют массового читателя. Одним из таких писателей является Мариам Петросян.

    В следующей главе нашей работы будут рассмотрен образ современного детства в книге М. Петросян «Дом, в котором...».

    1

    Рублева О.В. (Иркутск, МБОУ СОШ №77)

    1. Смородинова М. В., Еремина Е. И. Предпочтения детей и подростков в выборе литературы для чтения // Молодой ученый. – 2010. – №1-2. Т. 2. – С. 269-272. – URL https://moluch.ru/archive/13/1112/ (дата обращения: 28.04.2018).

    2. Бархатова Е. И., Саратцева С. Г. Особенности литературных предпочтений и читательской активности семиклассников общеобразовательной школы // Юный ученый. – 2016. – №3. – С. 1-7. URL: http://yun.moluch.ru/archive/6/331/ (дата обращения: 28.04.2018).

    3. Правда [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.pravda.ru/news/society/15-01-2010/1008197-read-0/(Дата обращения 28.04.2018).

    Чтение - неотъемлемая часть обучения человека. Без чтения мы были бы безграмотны и глупы. Поэтому, чтобы развивать свои навыки правописания и умения правильно излагать свои мысли, необходимо найти такой жанр литературы, который наиболее будет интересен ученикам средней школы. Работа призвана выяснить, какой жанр литературы наиболее популярен среди школьников. Это поможет учащимся найти именно тот стиль описания, который им обязательно понравится.

    Цель работы : выяснить, какие литературные жанры наиболее популярны среди школьников.

    Задачи исследования :

    1. Найти нужную информацию в интернете.

    2. Провести анкетирование среди учащихся 4-7 классов.

    3. Спросить библиотекарей, какие книги чаще всего берут, и какой жанр наиболее интересен школьникам.

    4. Объединить информацию и сделать вывод.

    Гипотеза: предположим, что школьники предпочитают книги в жанре фантастики, и количество прочитанных драматических и исторических произведений невелико.

    Проблема: современные подростки мало читают.

    Актуальность исследования: данные исследования проведены для того, чтобы понимать, о чем любят читать наши сверстники и поддерживать интересы и темы разговора, а также для того, чтобы быть в тренде и теме происходящего, понимать, о чем говорят и что обсуждают.

    Чтение - сложный процесс восприятия символов, направленный на понимание текста.

    Согласно данным исследователей Института социологии Российской Академии Наук за последние десятилетия выросло несколько поколений не читающих граждан. По этому поводу начинают бить тревогу не только специалисты, но и государственные структуры. В связи с этим ООН объявил период 2003 - 2012 года десятилетием грамотности. Современному обществу необходимо формировать интерес к чтению у детей и подростков, организовывать руководство детским чтением со стороны родителей и педагогов. Безусловно, современный подросток читает не так и не то, что читали предшествующие поколения.

    Детское чтение можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны - это произведения художественной, научно-художественной и научно-популярной литературы, читаемые детьми и подростками. С другой, педагогической стороны - это процесс приобщения детей и подростков к литературе, целью которого является воспитание любви к книге, умения правильно и глубоко понимать прочитанное, что в конечном итоге приводит к развитию эстетического чувства, формированию нравственности. К сожалению, в настоящее время происходит процесс падения читательской культуры среди детей и подростков .

    Признаками читательской активности являются:

    1. Частота чтения;

    2. Его длительность;

    3. Виды чтения;

    4. Читательские потребности и мера их удовлетворения;

    5. Читательские предпочтения;

    6. Обстоятельства чтения;

    7. Частота и регулярность посещения библиотеки, книжного магазина;

    8. Частота и объемы межчитательских обменов;

    9. Динамика читательского поведения;

    10. Динамика текущих оценок по литературе.

    Описанные проблемы определяют актуальность изучения темы, которая требуют выяснения причин, разработки мер по улучшению читательской активности школьников и увеличению роли книги и чтения в жизни подрастающего поколения .

    Но все, же наши сверстники читают и каждому интересен свой жанр. Вот жанры, которые мы включили в анкету:

    Детективы

    Фантастика

    Фэнтези

    Исторический роман

    Литература ужасов

    Комиксы

    Комедия

    Методы исследования: анкетирование учащихся, обработка материалов анкетирования, опрос работников библиотек.

    Было проведено анкетирование среди учащихся 4, 6, 7 классов МБОУ СОШ № 77 города Иркутска. Вот так выглядит наша анкета:

    1. Твой возраст:

    а) 9-10 лет б) 11-12 лет

    в) 13-14 лет.

    2. Много ли времени ты посвящаешь чтению?

    а) Читаю каждый день.

    б) Читаю несколько раз в неделю.

    в) Читаю иногда.

    г) Читаю только тогда, когда нужно подготовиться к урокам.

    д) Читаю редко мне некогда.

    3. Книги какого жанра ты читаешь охотнее всего?

    а) Фантастика.

    б) Приключения.

    в) Фэнтези.

    г) Романы

    д) Поэзия

    е) Исторические романы

    ж) Произведения школьной программы

    з) Хоррор

    и) Свой ответ:

    _________________________

    4.Твоя любимая книга (и):

    ____________________________________

    5. Чем ты предпочитаешь заниматься вместо чтения:

    а) Гулять;

    б) Общаться с друзьями;

    в) Играть в компьютерные игры;

    д) Заниматься своим хобби;

    е) Ничем. Чтение мое любимое занятие.

    Результаты и обсуждение

    Всего было опрошено 75 учащихся 4, 6, 7 классов школы №77. И вот итог нашего анкетирования.

    Участники анкеты были разделены на 3 возрастные группы: 1группа - ученики в возрасте от 9 до 10 лет, 2 группа - ученики в возрасте от22 до 12 лет и 3 группа - ученики в возрасте от 13 до 14 лет. В процентном отношении это составило:

    1 группа - 9-10 лет - 24%

    2 группа -11-12 лет - 47%

    3 группа - 13-14 лет - 29%.

    На рис. 1 представлена диаграмма распределения участников опроса по возрастным группам.

    Рис. 1. Распределение участников опроса по возрастным группам

    По результатам обработки анкет было выявлено распределение читательских предпочтений по жанрам литературы. Предпочтения по жанрам распределились следующим образом:

    Приключения - 37%

    Фантастика - 29%

    Фэнтези - 24%

    Комедия - 16%

    Хоррор - 13%

    Комиксы - 7%

    Произведения школьной программы - 7%

    Романы - 5%

    Исторические романы - 3%

    Поэзия - 0%

    Оказалось, что самый популярный жанр среди школьников - приключения (37%); жанр, пользующийся наименьшей популярностью - поэзия (0%).

    Следует подчеркнуть, что вопрос, поставленный в анкете, позволял одному человеку выбрать несколько жанров. На рис. 2 представлено распределение предпочтений опрошенных по жанрам.

    Среди наиболее любимых и читаемых произведений школьники назвали книги: «Гарри Поттер» Джоан Роулинг и «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо.

    Также была построена диаграмма, показывающая частоту чтения учащихся. Частота чтения среди опрошенных оказалась следующая (рис.2).

    На рис. 3 представлена диаграмма распределения участников опроса по частоте чтения.

    Рис. 2. Распределение предпочтений опрошенных школьников по жанрам литературы: 1. Читают каждый день - 29% опрошенных; 2. Читают несколько раз в неделю - 25% опрошенных; 3. Читают иногда - 20% опрошенных; 4. Читают только тогда, когда нужно подготовится к урокам - 17% опрошенных; 5. Читают редко, им некогда - 9% опрошенных.

    Рис. 3. Диаграмма распределения участников опроса по частоте чтения.

    На основании проведенного анкетирования были разработаны рекомендации для чтения школьников. Исходя из результатов анкетирования, мы хотим посоветовать ученикам прекрасную книгу в жанре приключения: «Похитители Бриллиантов» Луи Буссенара. Действие разворачивается в Африке. И, как вы правильно поняли, целью героев книги являются сокровища. Будет все - поиск, неожиданная потеря, отвага, честь и, конечно же, дружба. А в качестве главных героев выступят трое отважных французов.

    Рекомендуем прочитать книгу «Робинзон Крузо». Автор произведения Даниель Дефо. В книге Дефо есть все! Ведь она написана на основе реальных событий. Многое пришлось пережить и преодолеть главному герою: страх одиночества и неизвестности, опасности и трудности. Но его трудолюбие и находчивость помогали ему жить и не терять надежды на спасение.

    Всем будет интересна серия книг о Гарри Поттере. Автор - Джоан Роулинг. Эта книга в стиле фэнтэзи. Ровно 17 лет назад вышла в свет первая книга о маленьком, но великом волшебнике. Эта сказка стала источником и примером для настоящей дружбы, добра и любви. Волшебный мир Гарри Поттера таит в себе немало загадок и секретов.

    «Виноваты звезды» - роман автора Джона Грина. Приближение смерти заставляет посмотреть на жизнь другими глазами. Каждый герой романа подводит итог своему недолгому бытию, определяя свои собственные ценности, которые становятся превыше самой жизни.

    «Милая Мия или хроники школьной жизни» - автор Таля Сол. Новая иллюстрированная онлайн книга «Милая Мия или хроники школьной жизни» будет очень интересна детям всех возрастов. Советы милой девочки Мии помогут детям справляться со школьными трудностями: несправедливо выставленными оценками, конфликтами с учителями и одноклассниками. Книга очень интересная и затягивает надолго!

    «Время всегда хорошее» авторы Андрей Жвалевский и Евгений Пастернак. Что будет, если девчонка из 2018 года вдруг окажется в 1980 году? А мальчик из 1980 года перенесется на ее место? Где лучше? И что такое «лучше»? Где интереснее играть: на компьютере или во дворе? Что важнее: свобода и раскованность в чате или умение разговаривать, глядя в глаза друг другу? И самое главное - правда ли, что «время тогда было другое»? А может быть, время всегда хорошее, и вообще, все зависит только от тебя…

    Кстати, в любимых занятиях, помимо чтения, большинство школьников указало пункт «Общаться с друзьями». И это не может не радовать! Ведь общение с друзьями - неотъемлемая часть развития человека в обществе.

    Также, мы спросили у библиотекарей, какой жанр предпочитают учащиеся, и что они берут чаще всего. Выяснилось, что в библиотеку приходят ученики 11-13 лет (5-7 классы), чаще всего берут жанр приключения и детективы. Ну и, конечно же, мы спросили, какие книги самые популярные, и нам ответили: «Белый Бим - черное ухо», «Двенадцатилетний капитан» и «Человек Амфибия».

    Выводы

    Мы подвели итоги нашего проекта: у всех школьников разные предпочтения. Это мы доказали это в ходе нашей работы. Но самым популярным жанром оказались приключения, за ним следуют книги в жанре фантастика и фэнтези. Наша теория, построенная в самом начале, опровергнута.

    Библиографическая ссылка

    Шутова А. П., Беляева Т. В., Куликова В. И. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ // Старт в науке. – 2018. – № 5-1. – С. 96-99;
    URL: http://science-start.ru/ru/article/view?id=1069 (дата обращения: 04.05.2019).

    Библиографическое описание: Бархатова Е. И., Саратцева С. Г. Особенности литературных предпочтений и читательской активности семиклассников общеобразовательной школы // Юный ученый. — 2016. — №3. — С. 1-7..05.2019).



    

    В XXI веке во всём мире отмечают снижение читательской активности школьников и взрослых людей. В результате развития современных цифровых информационных технологий уходят на второй план печатные издания и книги. С одной стороны, электронные книги становятся более доступными для школьников, но, с другой стороны, потребность в чтении книги в последние годы стала уменьшаться. Получение информации через видеофильмы, глобальную информационную сеть «Интернет» нередко заменяет чтение книг. Популярные журналы для детей и подростков получают у школьников приоритет, за счёт интересной и жизненно важной для них информации .

    Многие направления современной литературы включают описание фантастических миров, нереальных событий и уносят читателя в мир иллюзий и вымысла. Необычные приключения детей в таких книгах, безусловно, привлекают внимание школьников, а произведения, описывающие исторические события, личности, сложные жизненные ситуации пользуются меньшим вниманием подростков .

    Эти проблемы современности волнует всё мировое сообщество. Недаром 2003–2013 годы были объявлены ООН десятилетием грамотности. В 2005–2008 году в России Аналитическим центром Ю.Левады по заказу Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям было проведено общероссийское исследование по проблемам чтения. Данные исследований показали, что ситуация с чтением в нашей стране становится хуже с каждым годом. Так, в 2005 году только треть населения России (37 %) не читала книг вообще, а в 2008 году результаты опроса показали, что в России уже 46 % не читающих людей разного возраста. К сожалению, Россия в последнее десятилетие отнесена к стране с низкой читательской активностью, особенно среди школьников .

    Читательская активность - это наличие у человека читательских потребностей и интересов, внутренних побуждений, которые формируются «лишь в процессе и под влиянием самостоятельной, свободной от мелочного контроля и опеки деятельности..., что всегда предполагает наличие вариантов, между которыми можно и нужно выбирать». Читательскую активность считают безграничным ресурсом, который можно и нужно приумножать для совершенствования и развития современного общества .

    Признаками читательской активности являются: частота чтения (читает ли каждый день или несколько раз в неделю, делает это регулярно или от случая к случаю); его длительность; виды чтения (свободное - ребёнка не принуждают к чтению, он читает много, с удовольствием, полупринудительное - ребёнок читает с удовольствием, но не по собственному желанию, а по рекомендации взрослого, принудительное - ребёнок читает книгу, потому что это надо для урока, не получая от чтения удовольствия); читательские потребности и мера их удовлетворения (есть ли у ребёнка внутренняя потребность взять книгу, открыть её, прочитать, как часто она возникает); читательские предпочтения (книги каких жанров предпочитают, объём книги, наличие или отсутствие иллюстраций, размер шрифта); обстоятельства чтения (место, окружение, сопутствующие чтению занятия); частота и регулярность посещения библиотеки, книжного магазина; частота и объемы межчитательских обменов; динамика читательского поведения (оценка и самооценка); продолжение/прекращение комплектования домашних библиотек; численность прочитанных произведений (в начале и конце педагогического воздействия); динамика текущих оценок по литературе . В процессе формирования и повышения самостоятельной читательской активности школьников педагоги стараются опираться на личностно-ориентированный подход, который предполагает взаимодействие учителя, родителей и сотрудников библиотек с детьми на основе веры в их позитивные читательские возможности . Описанные проблемы определяют актуальность изучения темы, которая требуют выяснения причин, разработки мер по улучшению читательской активности школьников и увеличению роли книги и чтения в жизни подрастающего поколения.

    Цель исследования - изучить особенности читательской активности и литературные предпочтения семиклассников общеобразовательной школы.

    Методы и методы исследования. Проведено исследование читательской активности и анализ литературных предпочтений у 26 учеников 7 класса МАОУ СОШ № 98 г. Челябинска в 2015–16 году. Для сравнения показателей читательской активности и литературных предпочтений среди школьников были выделены две группы. В первую вошли 18 девочек, а во вторую были включены 8 мальчиков 7 класса. Средний возраст школьников составил 12,8 (девочки) - 12,9 (мальчики) лет.

    Сравнение литературных вкусов и читательской активности было произведено с помощью оригинальной анкеты, разработанной авторами в процессе исследования. Анкета содержала следующие вопросы с вариантами ответов по интересующим направлениям наших исследований:

    1. Возраст, пол.
    2. Любимый род литературных произведений (стихи, проза, не могу ответить).
    3. Любимый жанр произведений (легенды, сказки, исторические повести и романы, военные повести и романы, детективы, классические произведения, фантастика, фэнтези, приключения и путешествия, книги о школе, о подростках и их жизни).
    4. Любимые герои книг (животные, школьники, фантастические существа, моряки и путешественники, космонавты, военные, маги и волшебники, индейцы).
    5. Любимый писатель
    6. Любимая книга.
    7. Используемые источники книг для чтения (школьная или городская библиотека, книжный магазин, сеть Интернет, друзья, родители, учитель).
    8. Любимая форма книг (печатная, электронная).
    9. Что вы читаете чаще всего (книги, журналы комиксы)?
    10. Какие серии книг вы знаете и читаете?
    11. Любите ли вы читать (да, нет, не могу ответить на вопрос)?
    12. Частота чтения (каждый день, 1–2 раза в неделю, 1–2 раза в месяц и т. д.).
    13. Отношение к иллюстрациям в книге.

    После получения результатов анкетирования был проведён анализ полученных ответов школьников и их сравнение в выделенных двух группах мальчиков и девочек. Статистический анализ данных производили путём расчёта критерия хи-квадрат с использованием программного обеспечения Excel 2010. Уровень значимости отличий показателей в группах был принят менее 5 %.

    Результаты исследования. При выборе любимого рода литературного произведения 50 % девочек и 63 % мальчиков не смогли ответить на вопрос (р Среди остальных 33 % девочек и 37 % мальчиков назвали любимыми стихи, а 12 % девочек выбрали прозу. Низкая частота выбора прозы, как любимого рода произведений, скорее всего, была связана с недостаточным знакомством школьников с этим термином, так как в последующем многие из выбранных произведений для чтения относились именно к прозе (рис. 1).

    Рис. 1. Любимый род художественной литературы у семиклассников

    При выборе литературного направления у девочек самыми любимыми оказались: фантастика (82 %), приключения (53 %), детективы и книги о подростках (35 %), а легенды и сказки выбрали 24 % и 18 % девочек. У мальчиков самым любимым направлением оказалась фантастика (63 %), а остальные роды произведений были ими выбраны в единичном порядке. При этом книги и произведения о сверстниках оказались интересны каждой третьей из девочек и каждому шестому мальчику (рис. 2).

    Рис. 2. Выбор любимых жанров художественной литературы школьниками

    Любимыми героями книг у девочек были фантастические существа (77 %), сверстники (41 %), животные и маги (24 %), а 18 % девочек нравятся произведения о космосе. У мальчиков любимыми героями были фантастические существа (63 %) и герои-победители (38 %), а книги о космосе и магах были интересны каждому шестому из них (рис. 3).

    Рис. 3. Любимые герои книг у семиклассников

    Как показали исследования, произведения, описывающие приключения, фантастические миры, где реальными является волшебство и магия, оказались более привлекательными для чтения подростков 13–14 летнего возраста. В наше время нереальный, сказочный мир и необычные существа быстрее завоёвывают симпатию и интерес современных школьников, чем произведения, повествующие о реальной жизни, исторических личностях и событиях.

    Среди предложенных вопросов, к сожалению, ни один из школьников не указал классическую литературу. Такие книги у подростков чаще всего ассоциируются со школьной программой. Это сложные произведения, при чтении которых нужно анализировать характеры героев, их поступки, что требует соответствующих навыков и тренировки. Описываемые в классической литературе события нередко носят исторический характер и требуют знания особенностей того времени, о котором повествуют. Сложности понимания героев и сюжета в произведениях во многом связаны с резким отличием событий, изображённых в таких книгах от реальной современной жизни в нашей стране. Необходимость глубокого понимания характера и поступков героев классики не вызывает у подростков интереса. И это требует выяснения своих причин.

    Согласно результатам анкетирования, любимого писателя назвали 67 % девочек и 25 % мальчиков (р

    Как показали результаты проведённого опроса, литературу для чтения подростки чаще всего берут в Интернете (38–71 %), а приобретение книг в магазине или посещение библиотеки отметили 18–25 % семиклассников. Интересен тот факт, что девочки чаще пользуются Интернетом или приобретают книги в магазине, а мальчики практически в равной степени используют ресурсы глобальной сети, посещают городскую библиотеку или берут книги у друзей и одноклассников (рис. 4).

    Рис. 4. Наиболее часто используемые источники литературы у семиклассников

    Преобладающее число семиклассников предпочитают читать печатные издания, при этом 33–37 % школьников выбирают для чтения электронные версии книг. 11 % девочек не отметили предпочтений между электронным и печатным вариантом литературного издания. Среди печатных изданий 61–63 % семиклассников предпочитают книги. При этом 22–28 % девочек и 12–25 % мальчиков отметили, что любят читать комиксы и журналы для подростков (рис. 5).

    Рис. 5. Читательские предпочтения семиклассников

    Выбор данных видов литературы для чтения определяется совпадением интересов подростков и событий, описываемых в журналах. Комиксы привлекают к себе внимание захватывающими, необычными героями и сюжетами, которые снабжены красочными иллюстрациями. В настоящее время в мире цифровых технологий с раннего детства дети познают мир через обилие визуальных образов, представляемых через средства массовой информации и сеть Интернет. Этот способ получения информации более простой и быстрый, что и привлекает школьников. При чтении комиксов и журналов информация поступает подростку не только с печатным тексом, но и с фотографиями и рисунками, и не требует длительного времени чтения и глубокого осмысления увиденного.

    При изучении читательского интереса, среди семиклассников серию из 100 книг, рекомендованных для чтения школьникам, знают лишь 38–39 % учеников. При этом книги других серий читают лишь 44 % девочек и 38 % мальчиков. В среднем девочки назвали 3–6 серий книг, а мальчики назвали не более 1–2 серии. Остальные 56 % девочек и 63 % мальчиков не смогли назвать известных им серий книг.

    Среди названных серий книг чаще всего встречались произведения о приключениях, волшебниках, магах, необычных животных, такие как: «Я люблю читать», «Приключения», «Гарри Поттер», «Ведьмак», «Фантастика», «Властелин колец», «Коты-Воители», «Хроники стаи», «Герои Олимпа», «Софья и Царство Тьмы» и «Легенды ночных стражей». Реже в качестве серий, которые читают семиклассники, встречались такие, как: «Романы», «Детективы», «Философское наследие», «Литературные памятники», «Охотники за тайнами». Выбор серий книг во многом совпадал с предпочтениями подростков в выборе сюжетов и героев произведений. Среди мальчиков нередко такие, названные серии книг, как «Философское наследие» и «Литературные памятники», не нашли соответствующего отражения и не совпадали с избранными ими ранее любимыми героями и сюжетами произведений, что затруднило анализ полученных данных.

    При ответе на вопросы анкеты 83 % девочек и 12 % мальчиков ответили, что они любят читать. Но при этом каждая шестая из девочек (17 %) и две трети мальчиков (76 %) отметили, что не могут ответить на данный вопрос, то есть они не смогли сказать, что процесс чтения книг им нравится.

    Исследуя частоту чтения семиклассников, мы выяснили, что каждый день или 1–2 раза в неделю читают 61 % девочек и 50 % мальчиков, 1–2 раза в месяц берут книгу в руки 38–39 % семиклассников. И только 12 % мальчиков ответили в анкете, что книг не читают совсем (рис. 6).

    Рис. 6. Частота чтения семиклассников

    Полученные результаты говорят о том, что в настоящее время у мальчиков-подростков в большей степени утрачен интерес к чтению или в процессе обучения в школе этот интерес у них не появился и не сформировался как определённая жизненная потребность. Отсутствие такой потребности в чтении влияет на процесс обучения в школе, снижает эрудицию школьников и влияет на успехи в учёбе. Отсутствие ежедневного систематического чтения может отражаться на словарном запасе учеников и на скорости чтения, а, следовательно, может ограничивать возможности успешного и быстрого освоения школьной программы по основным предметам.

    При выражении своего отношения к присутствию в книгах иллюстраций, 83 % девочек и 88 % мальчиков отметили их положительную роль в том, что они помогают создать образ героев, повышают читательский интерес и привлекают внимание при выборе книги. При этом 17 % девочек отметили, что иллюстрации мешают их собственному представлению о героях, а 12 % мальчиков считают, что иллюстрации в книгах для старшеклассников не нужны, и представление информации без графических изображений для них является более предпочтительным.

    Вопрос о роли иллюстраций в книгах имеет большое значение для поиска способов увеличения читательской активности школьников и повышения интереса и внимания к более серьёзной литературе. Для современного подростка очень часто нужна дополнительная информация в виде иллюстраций, графического изображения сцен сюжета произведения, чтобы герои минувших лет, описанные в классике, пробудили в нём интерес к знакомству с этой книгой. Возможно, используя иллюстрации или яркую обложку, будет легче привлечь внимание подростка к книге, а это позволит расширить и сформировать правильный читательский круг и привить любовь к серьёзной литературе.

    По результатам нашего исследования мы провели в школе«круглый стол» с участием учителей-филологов, школьников и их родителей. В его рамках мы донесли до всех участников тревожную информацию, совместно обсудили выявленные проблемы и наметили пути и способы повышения интереса к чтению. Также мы совместно с редакцией школьной газеты запланировали ввести в неё рубрику «Рассказ о прочитанной книге», а на сайте школьной литературной странички мы планируем более активно делиться впечатлениями о книгах с целью повышения читательского интереса не только семиклассников, но и учеников других классов нашей школы.

    Выводы.

    1. Более 50 % семиклассников не знают или не могут выбрать любимый род литературного произведения и ответить на вопрос о том, нравится ли им читать.
    2. Среди девочек преобладает свободное или полупринудительное чтение книг, когда подросток сам выбирает произведение или придерживается рекомендаций взрослых. В отличие от этого среди мальчиков превалирует принудительное чтение, когда подросток читает только ту литературу, которая нужна для освоения школьной программы и не испытывает удовольствия от процесса чтения.
    3. Любимый писатель и книга чаще есть у девочек, они предпочитают серии книг и читают не реже 1–2 раз в неделю, а мальчики чаще выбирают стихи и читают 1–2 раза в неделю или месяц.
    4. Среди литературных предпочтений семиклассников лидировали фантастика, приключения, книги о фантастических существах, о школьниках, о героях-победителях и магах.
    5. Положительную роль иллюстраций при создании собственного образа героев книги, в повышении читательского интереса и привлечении внимания при выборе книги отметили 83–88 % семиклассников.

    Литература:

    1. Береснева, Л. О роли чтения / Л. Береснева // Домашнее воспитание. - 2002. - N 6. - С. 15–17.
    2. Борисенко, Н. Что они читают без нас? Детское чтение в зеркале современных социологических исследований / Н. Борисенко // Литература. Приложение к газете «Первое сентября». - 2005. - N 4. - С. 42–47.
    3. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. - С.112–174.
    4. Дубинин, Б. В. Чтение в России. Тенденции и проблемы / Б. В. Дубинин, Н. А. Зоркая // М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2008.- 80с.
    5. Олифер, С. В. Мониторинг читательской активности: методические рекомендации / С. В. Олифер. - М.: Чистые пруды, 2008. - (Библиотечка «Первого сентября». Серия «Библиотека в школе» Вып.21).
    6. Решетникова, О. Читать или не читать / О. Решетникова // Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября». - 2001. - N 16. - С. 14.

    Последние десятилетия в России ознаменовались тем, что книга и чтение, к огромному сожалению, перестали быть непременными атрибутами образа жизни людей. Современные дети и подростки читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Но они, безусловно, читают. В то же время интенсивно идет процесс изменения читательских привычек юных читателей. Книги побуждают читателей задуматься о том, где правда и где ложь, что верно и что ошибочно, что хорошо, а что плохо, помогают понять себя. Целью анкетирования, проведенного детской библиотекой им.А.Л.Барто было выявить, что и почему читают школьники среднего возраста, попытаться составить читательский портрет современного подростка, определить мотивы посещения библиотеки, выявить роль периодических изданий в жизни школьников.
    Исследованием были охвачены 44 респондента, преимущественно учащиеся 5 и 7 классов.
    При ответе на 1-й вопрос анкеты «Что Вам больше всего нравится делать в свободное время?» можно было выбрать несколько вариантов ответов. По результатам анализа анкет выяснилось, что в свободное время на первом месте у детей и подростков стоит общение с друзьями 26 человек (59%), на втором — прослушивание музыкальных записей 11 (25%), компьютерные игры на третьем месте — 9 (20%), чтение книг — оказалось на четвёртом месте 7 (15,90%), 6 человек (13,63%) проводят своё свободное время у экранов телевизоров.
    Вызывает тревогу тот факт, что 26 человек (59%) респондентов посещают библиотеку только тогда, когда «что-то нужно». 12 человек (27%) приходят в библиотеку один раз в неделю, а 3 человека (6,81%) — один раз в месяц.
    При ответе на 3-й вопрос анкеты «Чьи рекомендации при выборе книг для Вас наиболее авторитетны?» можно было выбрать несколько вариантов ответов. При выборе книг 23 (52%) читателей полагаются на свой вкус. Для 9 (20%) ребят компетентны рекомендации библиотекаря при выборе книг. К мнению друзей прислушиваются 8 (18%) респондентов. Прислушиваются к советам родителей – 6 человек (13%), к рекомендации учителей – 6 (13%).
    Мир развивается, меняются читательские предпочтения, постепенно угасают прежние и развиваются новые литературные традиции. То, что читают современные дети и подростки сегодня, во многом определит завтрашний день нашего общества. Интересен следующий блок вопросов анкеты, касающийся предпочтений в чтении. При ответе на 4-й вопрос анкеты, «Какие книги вы любите читать?» можно было выбрать несколько вариантов ответов. Мальчики и девочки предпочитают развлекательное чтение – произведения в жанре фэнтези предпочитают 24 человека (54%); смешные, развлекательные книги 7 (15,90 %). Познавательное чтение, книги о природе, животных выбрали 10 человек (22,7%), классике отдали свои интересы 3 человека (6,81%). И завершающее место в чтении детей и подростков занимают книги о взаимоотношениях сверстников друг с другом и поэзия.
    При ответе на вопрос анкеты «Чтение для Вас – это…» для 25 (56%) школьников чтение — это помощь в учёбе. 17 читателей (38,63%) считают, что чтение — это познание нового, а для 9 читателей (20%) чтение — это ещё и отдых.
    На 6-й вопрос «Самая любимая книга» ребята ответили следующим образом: наиболее часто называют в анкетах ребята книги М. Твена, Дж.Ролинг, Ж.Уилсон. В числе любимых книг также «Сказки» А. С. Пушкина, «Кавказский пленник» Л. Н.Толстого, «Муму» И.С.Тургенева. Любимыми литературными героями для девчонок и мальчишек стали Том Сойер, Дубровский, Геракл, хоббит Бильбо, барон Мюнхаузен и др.
    Знание интересов и потребностей читателей, мотивов их обращения к периодике очень важно для библиотеки. Нас, библиотекарей, заставляют задуматься ответы детей на 8-й вопрос анкеты «Читаете ли Вы журналы и газеты?». Утвердительно ответили человек 25 (56,81%) ребят. Но 19 человек (43%) ответили, что не читают периодику. Отрицательные ответы детей, к сожалению, показывают, что библиотеки сейчас, к сожалению, не могут максимально полно комплектовать свои фонды журналами и газетами, удовлетворяя все интересы наших читателей. Для нас, библиотекарей, отрадно, что 26 подростков (59%) написали в своих анкетах о том, что компьютер не заменил им книгу.
    Анкетирование показало, что, несмотря на наметившуюся общую тенденцию снижения интереса к чтению, школьники осознают важность и нужность чтения. Интенсивно идёт процесс изменения читательских привычек юных читателей. Меняются репертуар, мотивы чтения, предпочитаемые произведения.
    Основная задача детской библиотеки – продолжать делать всё возможное для развития читательского вкуса у юных читателей, оказывать помощь в формировании интереса к книге, чтению применяя различные формы библиотечной работы.