Войти
В помощь школьнику
  • Телепортация в пространстве - миф или реальность?
  • Самые страшные катастрофы мира
  • Химические свойства цинка и его соединений
  • Древняя история Донбасса
  • Увеличение мощности магнита
  • Лихачев Дмитрий Сергеевич
  • Проверка гипотезы способы доказательства гипотезы. Способы доказательства гипотез. Опровержением всех иных гипотез объясняющих те же явления

    Проверка гипотезы способы доказательства гипотезы. Способы доказательства гипотез. Опровержением всех иных гипотез объясняющих те же явления

    Основными являются три способа: дедуктивное обоснование выраженного в гипотезе предположения; логическое доказательство гипотезы; непосредственное обнаружение предположенных в гипотезе предметов.

    Непосредственное обнаружение искомых предметов. Наиболее убедительным способом превращения предположения в достоверное знание является непосредственное обнаружение в предположенное время или в предположенном месте искомых предметов либо непосредственное восприятие предположенных свойств.

    Логическое доказывание версий. Версии, объясняющие существенные обстоятельства расследуемых дел, превращаются в достоверное знание путем логического обоснования. Логическое доказывание гипотезы в зависимости от способа обоснования может протекать в форме косвенного или прямого доказывания. В свою очередь логическое доказательство делится на косвенное и прямое.

    Косвенное доказывание протекает путем опровержения или исключения всех ложных гипотез. Остается единственное предположение, которое может считаться истинной. Заключение может считаться достоверным, если построен исчерпаемый ряд гипотез, объясняющих исследуемое событие и в процессе проверки гипотезы, опровергнуты все ложные предположения.

    Прямое доказывание гипотезы протекает путем выведения из предположения разнообразных, но вытекающих только из данной гипотезы следствий и подтверждения их вновь обнаруженными фактами.

    Так же различают две стадии построения и доказательства гипотезы:

    выдвижение гипотезы

    доказательство гипотезы.

    Выдвижение гипотезы. Гипотеза строится не на голом месте. Чтобы ее выдвинуть необходимо иметь определенную совокупность фактов, относящихся к наблюдаемых явлениях, которые бы предполагали вероятность какого предположения, объясняли вероятность неизвестного. Поэтому построение гипотезы всегда связана со сбором фактов, имеющих отношение к тому явлению, которое мы объясняем. На основании собранных фактов высказывается предположение о том, что такое исследуемые явление, т.е. формулируется гипотеза. Предположение в гипотезе в логическом отношении является суждение (или система суждений). Его выражают вследствие логического обработка собранных фактов.

    Как говорилось ранее предположение - главный элемент любой гипотезы. Предположение является ответом на поставленный вопрос о сущности, причину, связи наблюдаемых явлениях. Предположение содержит то знание, до которого доходят вследствие обобщение фактов. Предположение - та сердцевина гипотезы, вокруг которой происходит вся познавательная и практическая деятельность. Предположение в гипотезе - это, 3 одной стороны, итог предварительного познания, то главное, к чему доходят вследствие наблюдения и обобщение фактов; с другой стороны - это отправная точка дальнейшего изучения явления, определения направления, которым должно происходить все исследования. Гипотеза дает возможность не только объяснить имеющиеся факты, но и выявить новые факты, на которые не было бы обращено внимание, когда не была выдвинута эта гипотеза.

    Доказательство гипотезы. Выдвинутая гипотеза должна быть доказанной. Доказательство гипотезы осуществляется так. Предполагая выдвинутую гипотезу истинной, из нее дедуктивным методом выводят ряд следствий (фактов), которые должны существовать, если существует кажущейся причина, а затем эти последствия проверяют на практике. Если последствия соответствуют действительности, подтверждаются практикой, то это свидетельствует о том, что эта гипотеза является правильной. Если же последствия, логически выведенные из гипотезы, не соответствуют действительности, нашим опытом не подтверждены, то это означает, что выдвинутая гипотеза ошибочная.

    Логика: учебник для юридических вузов Кириллов Вячеслав Иванович

    § 5. СПОСОБЫ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ГИПОТЕЗ

    § 5. СПОСОБЫ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ГИПОТЕЗ

    Рассмотрим два основных способа превращения версий в достоверное знание: (1) непосредственное обнаружение искомых предметов и (2) логическое доказательство версий путем подтверждения следствий. Эти способы используются в судебных исследованиях.

    (1) Непосредственное обнаружение искомых предметов . Частные гипотезы в науке и версии в судебном исследовании нередко выдвигаются для выявления факта существования в определенное время и в определенном месте конкретных предметов и явлений либо для ответа на вопрос о свойствах таких предметов. Наиболее убедительным способом превращения таких предположений в достоверное знание является непосредственное обнаружение в предполагаемом времени или месте искомых предметов либо непосредственное восприятие предполагаемых свойств.

    Например, при расследовании уголовных дел о хищениях, разбое, бандитизме, мошенничестве и т. п. важной задачей судебно-следственных органов является обнаружение приобретенных или накопленных преступным путем вещей, ценностей и денежных сумм. Эти ценности и вещи, как правило, прячутся или реализуются преступниками. В связи с этим и возникают частные версии о местонахождении таких вещей и ценностей.

    Версии, доказываемые непосредственным обнаружением предполагаемой причины, являются частными версиями. С их помощью, как правило, устанавливаются лишь отдельные фактические обстоятельства дела, частные стороны события преступления.

    (2) Логическое доказательство версий . Версии, объясняющие существенные обстоятельства расследуемых дел, превращаются в достоверное знание путем логического обоснования. Оно протекает опосредованным путем, так как исследуются события, имевшие место в прошлом, или явления, недоступные непосредственному восприятию. Так доказываются, например, версии о способе совершения преступления, обстоятельствах, при которых было совершено деяние, и т. п.

    Логическое доказательство гипотезы в зависимости от способа обоснования может протекать в форме косвенного или прямого доказательства .

    Косвенное доказательство протекает путем опровержения и исключения всех ложных версий и на этом основании утверждают достоверность единственного оставшегося предположения.

    Вывод протекает в форме отрицающе-утверждающего модуса разделительно-категорического умозаключения:

    1 ? H 2 ? Н 3 >, ?Н 1 , ?Н 2

    __________________________

    Н 3

    Заключение в этом выводе может расцениваться как достоверное, если, во-первых, построен исчерпывающий ряд версий , объясняющих исследуемое событие, и, во-вторых, в процессе проверки версий опровергнуты все ложные предположения . Версия, указывающая на оставшуюся причину, в этом случае будет единственной, а выраженное в ней знание будет выступать уже не как проблематичное, а как достоверное .

    Этот способ доказательства, протекающий по методу исключения , часто используется в судебно-следственной практике при доказательстве как общих, так и частных версий.

    Косвенное доказательство гипотез при расследовании преступлений должно применяться с учетом особенностей этого вида исследования.

    Прежде всего следует отметить практическую трудность построения в отдельных случаях полного перечня версий, объясняющих исследуемое событие. При явной недостаточности исходного материала в начале расследования трудно бывает точно и определенно перечислить все реально возможные причины , которые объясняли бы происхождение фактических данных. Поэтому наряду с версиями, содержащими точные и четкие указания на те или другие возможные причины, приходится выдвигать и недостаточно определенные предположения.

    Например, выдвигают три версии о личности преступника, совершившего хищение товаров из магазина. Хищение совершено: (1) продавцом А, (2) сторожем Б или (3) ранее осужденным В. При этом не исключают и четвертую версию - хищение совершено кем-то из посторонних.

    Если первые три версии вполне проверяемы, поскольку в них речь идет о конкретных лицах, то последнюю версию проверить трудно. Следствия, вытекающие из нее, будут недостаточно определенными, значит, проверка их будет сопряжена с задержкой во времени. Тем не менее исключать ее при разработке версий и планировании расследования нельзя, она может оказаться плодотворной.

    При обращении в судебном исследовании к методу исключения при косвенном доказательстве не следует переоценивать его значения и ограничиваться только этой логической операцией в процессе поисков истины. Косвенное доказательство должно сочетаться с прямым обоснованием оставшегося предположения.

    Прямое доказательство гипотезы протекает путем выведения из предположения разнообразных, но вытекающих только из данной гипотезы следствий и подтверждения их вновь обнаруженными фактами.

    При отсутствии косвенного доказательства простое совпадение фактов с теми следствиями, которые выведены из версии, нельзя расценивать как достаточное основание истинности версии, так как совпадающие факты могли быть вызваны и другой причиной.

    Переход от утверждения следствий к утверждению основания не дает достоверных выводов.

    Поскольку причина всегда накладывает отпечаток на ее действие, то при доказательстве версии основное внимание уделяют выведению из версии не любых следствий, а таких, которые в совокупности обладают ярко выраженными неповторимыми, индивидуальными особенностями , указывающими на их происхождение лишь от одной, вполне определенной причины: {S a , S b , …, S і } .

    Такая версия по делу должна быть подтверждена упорядоченной совокупностью фактов {F a , F b , …, F i } , которая, с одной стороны, служит необходимым и достаточным основанием для вывода о достоверности единственного предположения Н 1 а с другой - исключает всякое иное объяснение обстоятельств дела.

    В итоге мы имеем такую связь между основанием и следствием, которая может быть выражена в форме двойной импликации: «если и только если Н 1 , то {S a , S b , …, S і } ». Символически это можно выразить так:

    Вывод от утверждения следствия к утверждению основания при наличии такой двойной импликации будет логически законным. Если в меньшей посылке утверждается, что совокупность фактов F a , F b , …, F i , совпадает со следствиями S a , S b , …, S і то в заключении с необходимостью утверждают существование причины H 1 .

    Рассуждение принимает вид:

    H 1 ? S, S

    H 1

    При соблюдении указанных условий в судебном исследовании приходят к такому знанию об обстоятельствах преступления и его участниках, которое является достоверным, единственно возможным и не вызывает сомнений в своей истинности.

    Вопросы для самопроверки

    1. Какими способами доказывается гипотеза?

    2. В чем особенности косвенного и прямого доказательства гипотез?

    Из книги Критика чистого разума [утерян курсив] автора Кант Иммануил

    Раздел III. Дисциплина чистого разума в отношении гипотез Критика нашего разума в конечном счете показывает нам. что чистым и спекулятивным применением разума мы, собственно, ничего не может познать; не должна ли она поэтому открыть более широкое поприще для гипотез,

    Из книги Мировой разум автора Елизаров Евгений Дмитриевич

    3. Выбор гипотез Можно ли найти в арсенале твердо установленных на сегодняшний день фактов данные, способные служить доказательством (или опровержением) существования иного разума в наблюдаемой части Вселенной?Повторимся. Цивилизация, находящаяся примерно на таком же

    Из книги Критика чистого разума [с непотерянным курсивом] автора Кант Иммануил

    Из книги На пути к сверхобществу автора Зиновьев Александр Александрович

    ОТ ГИПОТЕЗ К РЕАЛЬНОСТИ Гипотезы, используемые в исследовании социальных объектов, можно разделить на формально-эвристические и содержательно-эмпирические. Вот несколько примеров первых: все в социальном мире есть результат нагромождения простых явлений; можно

    Из книги Введение в логику и научный метод автора Коэн Моррис

    § 3. Дедуктивное развитие гипотез Теперь проанализируем еще раз проведенную Геродотом процедуру уже в терминах установленных нами различий.Поиск объяснения поведения Нила был поиском общего правила, в котором утверждалась бы универсальная связь между фактами

    Из книги Философское ориентирование в мире автора Ясперс Карл Теодор

    § 4. Формальные условия для гипотез 1. Во-первых, гипотеза должна формулироваться таким образом, чтобы из нее можно было выводить следствия, а также чтобы всегда можно было определить, объясняет она или нет рассматриваемые факты. Данное условие может быть рассмотрено с

    Из книги Печальные времена [Дамаский Диадох как представитель афинской школы неоплатонизма] автора Светлов Роман Викторович

    § 6. Роль аналогии в формировании гипотез Быть может, читатель, заметив, что глава подходит к концу, наконец утратит терпение и спросит: «Вы рассказали мне о том, что означает гипотеза, о ее ключевой роли в исследовании и о требованиях, выдвигаемых к ней. Я благодарен за всю

    Из книги Логика: Учебное пособие для юридических вузов автора Демидов И. В.

    4. Способы трансцендирования. - Поскольку философия, в отличие от науки, есть мышление, не имеющее специфического предмета, то она, - поскольку ведь никакое мышление не может осуществляться без предмета, - имеет своим материалом все, что как сугубая объективность

    Из книги Теория и практика аргументации автора Коллектив авторов

    Девять гипотез «Парменида» как наглядное представление эманации в ее теологической интерпретации Для понимания настоящей главы не­обходимо отчетливейшим образом пред­ставить себе, что такое эти восемь ги­потез «Парменида». Без такого отчетли­вого представления

    Из книги Сочинения автора Кант Иммануил

    § 2. Виды гипотез Различение гипотез осуществляется по следующим основаниям:а) по сложности исследуемого объекта б) по степени достоверности Общая гипотеза - это вид гипотезы, объясняющей причину явления или группы явлений в целом.Частная гипотеза - это разновидность

    Из книги Критика чистого разума автора Кант Иммануил

    Г.И.Рузавин Абдукция как метод поиска и обоснования объяснительных

    Из книги Логика в вопросах и ответах автора Лучков Николай Андреевич

    Дисциплина чистого разума в отношении гипотез Критика нашего разума в конечном счете показывает нам, что чистым и спекулятивным применением разума мы, собственно, ничего не может познать; не должна ли она поэтому открыть более широкое поприще для гипотез, поскольку (если

    Из книги Логика: учебник для юридических вузов автора Кириллов Вячеслав Иванович

    Первой главы раздел третий Дисциплина чистого разума в отношении гипотез Критика нашего разума в конечном счете показывает нам, что чистым и спекулятивным применением разума мы, собственно, ничего не может познать; не должна ли она поэтому открыть более широкое поприще

    Из книги Понятие права автора Харт Герберт

    Способы доказательства ПрямоеВ прямом доказательстве истинность тезиса непосредственно обосновывается аргументами. Прямое доказательство всегда направлено на уяснение истинности или ложности тезиса, а не антитезиса. Например, генерал Карбышев тезис о том, что

    Из книги автора

    § 2. ВИДЫ ГИПОТЕЗ В процессе развития знаний гипотезы различаются по своим познавательным функциям и по объекту исследования.1. По функциям в познавательном процессе различают гипотезы (1) описательные и (2) объяснительные.(1) Описательная гипотеза - это предположение о

    Из книги автора

    3. СПОСОБЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ До сих пор в нашем обсуждении разнообразных форм права мы ограничивались статутами, которые, несмотря на отмеченные нами особенности, имеют одно бросающееся в глаза сходство с принудительными приказами. Издание закона, как и отдача приказа,

    В науке и практике в зависимости oi области исследования поль­зуются различными способами доказательства жпотез. Основными среди них являются три способа: дедуктивное обоснование выражен­ного в гипотезе предположения; логическое доказательство гипо­тезы; непосредственное обнаружение предположенных в гипотезе предметов.

    Применительно к судебному исследованию рассмотрим два ос­новных способа превращения версий в достоверное знание: (1) не­посредственное обнаружение искомых предметов и (2) логическое доказывание версий путем подтверждения следствий.

    (1) Непосредственное обнаружение искомых предметов. Част­ные гипотезы в науке и версии в судебном исследовании нередко ставят своей задачей выявление факта существования в определен­ное время и в определенном месте конкретных предметов и явлений либо отвечают на вопрос о свойствах и качествах таких предметов. Наиболее убедительным способом превращения такого предполо­жения в достоверное знание является непосредственное обнаруже­ние в предположенное время или в предположенном месте искомых предметов либо непосредственное восприятие предположенных свойств.

    Например, при расследовании уголовных дел о хищениях, а также о разбое, бандитизме, мошенничестве и т.п. важной задачей судебно-следствепных органов является обнаружение приобретен­ных или накопленных преступным путем вещей, ценностей и денеж­ных сумм. Эти ценности и вещи, как правило, прячутся или реализу­ются преступниками. В связи с этим и возникают частные версии о местонахождении таких вещей и ценностей.

    Версии, доказываемые непосредственным обнаружением пред­положенной причины, всегда являются частными версиями. С их помощью, как правило, устанавливаются лишь отдельные фактичес­кие обстоятельства дела, частные стороны события преступления.

    (2) Логическое доказывание версий. Версии, объясняющие суще­ственные обстоятельства расследуемых дел, превращаются в досто-

    верное знание ну icm логического обоснования. Оно протекает опос­редованным путем, ибо познаются события, имевшие место в про­шлом, или явления, существующие и в насюящее время, но недо­ступные непосредственному восприятию. Так доказываются, напри­мер, версии о способе совершения преступления, о виновности, о мотивах совершения преступления, объективных обстоятельствах, при которых было совершено деяние, и т.п.

    Логическое доказывание гипотезы в зависимости от способа обо­снования может протекать в форме косвенного или прямого докаэы-вания.

    Косвенное доказывание протекает путем опровержения и ис­ключения всех ложных версии, на основании чего утверждают до­стоверность единственного оставшегося предположения.

    Вывод протекает в форме отрицающе-утверждающего модуса разделительно-категорического умозаключения. Метод исключе­ния можно представить в следующем виде:

    lHi,lH;

    Заключение в этом выводе может расцениваться как достовер­ное, если, во-первых, построен исчерпывающий ряд версий, объясня­ющих исследуемое событие, и, во-вторых, в процессе проверки вер­сий опровергнуты все ложные предположения. Версия, указываю­щая па оставшуюся причину, в этом случае будет единственной, а выраженное в ней знание будет выступать уже не"как проблематич­ное, а как достоверное.

    Этот способ доказывания, протекающий по методу исключения, часто используется в судебно-слсдст венной практике при доказыва-нии как общих, так и частных версий.

    Косвенное доказывание гипотез при расследовании преступле­ний должно применяться с учетом особенностей этого вида исследо­вания.

    Прежде всего следует отметить практическую трудность постро­ения в отдельных случаях полного перечня версий, объясняющих исследуемое событие. При явной недостаточности исходного мате­риала в начале расследования трудно бывает точно и определенно перечислить все реально возможные причины, которые объясняли бы происхождение фактических данных. Поэтому наряду с версия­ми, содержащими точные и четкие указания на те или другие воз­можные причины, приходится выдвигать и малоопрсделепные пред­положения.


    Так, например, выдвигают три версии о личности преступника, совершившего хищение товаров из магазина. Хищение совершено:

    (1) продавцом А, (2) сторожем Б или (3) ранее осужденным В. При этом не исключают и четвертую версию - хищение совершено кем-то из посторонних.

    Если первые три версии вполне проверяемы, поскольку в них речь идет о конкретных лицах, то последнюю версию проверить трудно. Следствия, вытекающие из нее, будут малоопределенными, значит, проверка их будет сопряжена с задержкой во времени. Тем не менее исключать ее при разработке версий и планировании рас­следования нельзя, она может оказаться плодотворной.

    При обращении в судебном исследовании к методу исключения при косвенном доказывании не следует переоценивать его значения и ограничиваться только этой логической операцией в процессе поисков истины. Косвенное доказывание должно сочетаться с пря­мым обоснованием оставшегося предположения.

    Прямое доказывание гипотезы протекает путем выведения из предположения разнообразных, но вытекающих только из данной гипотезы следствий и подтверждения их вновь обнаруженными фактами.

    При отсутствии косвенного доказывания простое совпадение фактов с теми следствиями, которые выведены из версии, нельзя расценивать как достаточное основание истинности версии, ибо со­впадающие факты могли быть вызваны и другой причиной.

    H->S,S

    Логика не считает демонстративным переход от утверждения следствий к утверждению основания.

    Поскольку причина всегда накладывает отпечаток на ее дейст­вие, то при доказывании версии основное внимание уделяют выве­дению из версии не любых следствий, а таких, которые в совокупнос­ти обладали бы ярко выраженными неповторимыми, индивидуаль­ными особенностями, указывающими на их происхождение лишь от одной, вполне определенной причины: {Sa, 8ь,..., S,}.

    Такая версия по делу должна быть подтверждена упорядоченном совокупностью фактов {Fa, Рь, ..., F,}, которая, с одной стороны, служит необходимым и достаточным основанием для вывода о до­стоверности единственного предположения Hi, а с другой - исклю­чает всякое иное объяснение обстоятельств дела.

    В итоге мы имеем такую связь между основанием и следствием, которая может быть выражена в форме двойной импликации: «если

    и только если Hi, то {Sa, Sb,..., S,}». Символически это Можно выра­зить так:

    Вывод от утверждения следствия к утверждению основания при наличии такой двойной импликации будет логически закон­ным. Если в меньшей посылке утверждается, что совокупность фак­тов Fa, Fb,..., F, совпадает со следствиями Sa, Sb,..., S„ то в заключении с необходимостью утверждают существование причины Hi. " Рассуждение принимает вид:

    Hi<^ S,S Hi

    При соблюдении указанных условий в судебном исследовании приходят к такому знанию об обстоятельствах преступления и его участниках, которое является достоверным, единственно возмож­ным и не вызывает сомнений в своей истинности.

    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

    1. Каков логический механизм построения гипотезы (судебной версии)?

    2. Логика опровержения гипотез.

    3. Из каких этапов складывается проверка гипотезы?

    4. Как строится подтверждение гипотезы?

    5. Возможно ли сочетание прямого и косвенного способов доказательства гипо­тезы?

    6. Возможно ли доказательство гипотезы путем подтверждения выведенных из нее следствий 9

    7. Что такое метод исключения и как он действует при доказательстве гипотезы?

    8. Как применяется метод всестороннего выбора при построении гипотезы?


    ЛИТЕРАТУРА

    Алексеев АЛ. Аргументация. Познание. Общение. М., 1991. Арно А., Николь П. Логика, или Искусство мыслить. М., 1991. Асмус В.Ф. Учение логики о доказательстве и опровержении. М.,

    Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. М., 1994.

    Вошивилло Е.К. Понятие как форма мышления. М., 1989.

    Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика. М., 1994.

    Гетманови А.Д. Логика. М., 1995.

    Горский Д.П. Определение. М., 1974.

    Зегет В. Элементарная логика. М., 1985.

    Ивлев Ю.В. Логика. М. 1993.

    Лебедев С.А. Индукция как метод научного познания. М., 1980.

    Поварнин С. Спор. О теории и практике спора. СПб., 1996.

    Свчнцов В.И. Логика. М., 1987.

    Старченко А.А. Логика в судебном исследовании. М., 1958.

    Уемов А.И. Аналогия в практике научного исследования. М.,

    Сборники упражнений. Справочные издания

    Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике. М.,1997.

    Горский Д.П., Ивин А.А., Никифоров А.Л. Краткий словарь по логике. М.,1991.

    Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М., 1975.

    ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ

    Лбстра! ирование 6, 32 Абстракция 6 Лксиома 130,200

    Как аргумент 200

    силлогизма 130 Альтернатива 151 Анализ 32 Анало1ия 184

    Нестрогая 188

    Отношений 186

    Предметов 185

    Стро| ая 188 Л1питезис205 Аргумент 199

    - к верности 223

    - к выгоде 223

    К здравому смыслу 223

    - к 1 ювежес! ву 223

    К силе 223

    К сое градацию 223 Лр|умснгацин 195, 196

    Правила и ошибки 212-223 Аудитория 188

    Персия 235

    Видопое отличие 49

    Вопрос 107

    Виды 108-112 Выводное знание 119 Вы под 119 Выскпзьтапие 66

    Гипотеза 231

    Общая 233

    Объяснительная 233

    Описательная 232

    Построение 236-241

    Проверка 241-244

    - рабочая 234

    Способы доказательства 244-247

    Частная 234

    Дедуктивное умозаключение 120 Деление 55

    Дихо1 омическое 57-59

    По видоизменению признака 56

    Правила и ошибки 56,57 Демонстрация 203 Деногат21 Дефиниция 47 Дилемма 151

    Простая деструктивная 152

    Простая конструктивная 151

    Сложная деструктивная 152

    Сложная конструктивная 152 Довод 199 Доказаюльство 196

    Заключение 119 Закон мышления 11

    Де Моргана 12

    Достаточною основания 16

    Исключенного третье! о 15

    Нспротиворечия 13

    Обратною отношения между объ­емом и содержанием понятия 35

    Тожлесгва 12

    Имя 20 Индукция 161

    Методом исключения (элимина­ции) 169

    Методом отбора (селекции) 16&

    Научная 168

    Неполная 165

    Полная 162

    Популярная 166

    Аксиома 130

    Модусы 135


    Правила и ошибки 131-134

    Простой 128,130

    Сложный 155

    Фигуры 135 Класс (множество) 34

    Единичный 35

    Нулевой 35

    Универсальный 35 Классификация 59, 60 Критика 207

    Аргументов 209

    Демонстрации 210

    Деструктивная 208

    Конструктивная 211

    Неявная 207

    Смешанная 211

    Тезиса 208

    Явная 208

    Высказываний 157

    Диалектическая 26"

    Математическая 26

    Предикатов 20

    Символическая 25,26

    Формальная 24,26,27 Логический квадрат 87 Логическое ударение 66

    Методы установления причинных свя­зей (методы научной индукции) 171

    Остатков 179

    Различия 174

    Соединенный метод сходства и различия 175

    Сопутствующих изменений 176

    Сходства 171 Модальность суждений 94

    Алогическая 103

    Деонтическая 99

    Логическая 103

    Фактическая 103

    Эпистемическая 95 Мышление 6-8

    Обобщение 32,45

    Прием образования понятий 32

    Операция с понятиями 45

    Статистическое 181 Обоснование тезиса 202

    В форме аналогии 204

    Дедуктивное 202

    Индуктивное 204

    Косвенное апагогическое 205

    Косвенное разделительное 207

    Прямое 202 Обращение 122

    Операции с классами 60-62 Оппонент 197 Определение 47

    Генетическое 50 , _ - неявное 48

    Номинальное 48

    Правила и ошибки 50-52

    Приемы, заменяющие определе­ние 53,54

    Остенсивное 53

    Реальное 48

    Через род и видовое отличие 49, 50

    Явное 48 Ответ 107

    Виды 112-118

    Паралогизм 212

    Подкласс (подмножество) 34 Подмена понятия 13 Познание 5

    Чувственное 5

    Мышление 6-8 Поле аргументации 224 Понятие 30

    Виды 36-39

    И слово 33,34

    Деление 55

    Обобщение 45

    Ограничение 45

    - определение 47

    Большая 129

    Меньшая 129 Правильность логическая 10

    И истинность 10 Прагматика 19

    Превращение 121 Предикат 67 Признак 30

    Единичные 31

    Существенные 30 Пропонент197 Противопоставление предикату 124

    Распределенность терминов

    в суждениях 76-78 Рефлексивность 141 Род 41

    Связка 67 Семантика 19 Семиотика 19 Симметричность 141 Синтаксис 19 Синтез 32 Смысл 21

    Согласование полей аргумента­ции 227-230 Софизм 212 Сравнение 32 Сорит 155,156 Субъект 67,197

    Суждения 67 . - аргументации 197 Суждение 64

    Атрибутивное 67

    Выделяющее 74

    Исключающее 75

    И предложение 64-66

    Классификация по качеству и ко­личеству 69,70,71,72

    Объединенная классификация 72, 73

    Простое 66

    Разделительное (дизъюнктив­ное) 80 "

    Сложное 66

    Соединительное (конъюнктив­ное) 78

    С отношениями 68

    Существования (экзистенциаль­ные) 69

    Условное 82

    - эквивалентное 84

    Тезис 198 Термин 67,128,129

    Суждения 67 Транзитивность 142

    Умозаключение 119

    Дедуктивное 120

    Демонстративное 120

    Из суждений с отношениями 141

    Индуктивное 161

    i-недемонстративное 120

    Непосредственное 120

    Опосредствованное 120

    По аналогии 184

    По логическому квадрату 126

    Условно-разделительное 151

    Чисто условное 144

    Энтимема 153 Эпихейрема 156

    Естественный 19

    Искусственный 19

    Логики высказываний 20

    Логики предикатов- 20,22,23


    ЛОГИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ

    Кванторы

    - общности

    Существования

    Связки

    - конъюнкция (и)

    Дизъюнкция нестрогая (или)

    Дизъюнкция строгая (или)

    Импликация (если..., то...)

    Эквиваленция (если и только если..., то...)

    Отрицание (неверно, что...)

    Символы для модальных операторов

    модальность

    Доказано (верифицировано)

    Опровергнуто (фальсифицировано)

    Обязательно

    Запрещено

    Разрешено

    Необходимо

    Случайно

    Возможно

    В науке и практике в зависимости от области исследования поль­зуются различными способами доказательства гипотез. Основными среди них являются три способа: дедуктивное обоснование выражен­ ного в гипотезе предположения; логическое доказательство гипо­ тезы; непосредственное обнаружение предположенных в гипотезе предметов .

    Применительно к судебному исследованию рассмотрим два ос­новных способа превращения версий в достоверное знание: (1) не­посредственное обнаружение искомых предметов и (2) логическое доказывание версий путем подтверждения следствий.

    (1) Непосредственное обнаружение искомых предметов . Част­ные гипотезы в науке и версии в судебном исследовании нередко ставят своей задачей выявление факта существования в определен­ное время и в определенном месте конкретных предметов и явлений либо отвечают на вопрос о свойствах и качествах таких предметов. Наиболее убедительным способом превращения такого предполо­жения в достоверное знание является непосредственное обнаруже­ ние в предположенное время или в предположенном месте искомых предметов либо непосредственное восприятие предположенных свойств.

    Например, при расследовании уголовных дел о хищениях, а также о разбое, бандитизме, мошенничестве и т.п. важной задачей судебно-следственных органов является обнаружение приобретен­ных или накопленных преступным путем вещей, ценностей и денеж­ных сумм. Эти ценности и вещи, как правило, прячутся или реализу­ются преступниками. В связи с этим и возникают частные версии о местонахождении таких вещей и ценностей.

    Версии, доказываемые непосредственным обнаружением пред­положенной причины, всегда являются частными версиями. С их помощью, как правило, устанавливаются лишь отдельные фактичес­кие обстоятельства дела, частные стороны события преступления.

    (2) Логическое доказывание версий . Версии, объясняющие суще­ственные обстоятельства расследуемых дел, превращаются в достоверное знание путем логическою обоснования. Оно протекает опос­редованным путем, ибо познаются события, имевшие место в про­шлом, или явления, существующие и в настоящее время, но недо­ступные непосредственному восприятию. Так доказываются, напри­мер, версии о способе совершения преступления, о виновности, о мотивах совершения преступления, объективных обстоятельствах, при которых было совершено деяние, и т.п.

    Логическое доказывание гипотезы в зависимости от способа обо­снования может протекать в форме косвенного или прямого доказы­ вания.

    Косвенное доказывание протекает путем опровержения и ис­ ключения всех ложных версий, на основании чего утверждают до­ стоверность единственного оставшегося предположения.

    Вывод протекает в форме отрицающе-утверждающего модуса разделительно-категорического умозаключения. Метод исключе­ния можно представить в следующем виде:

    H 1 H 2 H 3 H 1 , H 2

    Н 3

    Заключение в этом выводе может расцениваться как достовер­ное, если, во-первых, построен исчерпывающий ряд версий , объясня­ющих исследуемое событие, и, во-вторых, в процессе проверки вер­сий опровергнуты все ложные предположения . Версия, указываю­щая на оставшуюся причину, в этом случае будет единственной, а выраженное в ней знание будет выступать уже не как проблематич­ное, а как достоверное .

    Этот способ доказывания, протекающий по методу исключения , часто используется в судебно-следствепной практике при доказыва­нии как общих, так и частных версий.

    Косвенное доказывание гипотез при расследовании преступле­ний должно применяться с учетом особенностей этого вида исследо­вания.

    Прежде всего следует отметить практическую трудность постро­ения в отдельных случаях полного перечня версий, объясняющих исследуемое событие. При явной недостаточности исходного мате­риала в начале расследования трудно бывает точно и определенно перечислить все реально возможные причины , которые объясняли бы происхождение фактических данных. Поэтому наряду с версия­ми, содержащими точные и четкие указания на те или другие воз­можные причины, приходится выдвигать и малоопределенные пред­положения.Так, например, выдвигают три версии о личности преступника, совершившего хищение товаров из магазина. Хищение совершено: (1) продавцом А, (2) сторожем Б или (3) ранее осужденным В. При этом не исключают и четвертую версию - хищение совершено кем-то из посторонних.

    Если первые три версии вполне проверяемы, поскольку в них речь идет о конкретных лицах, то последнюю версию проверить трудно. Следствия, вытекающие из нее, будут малоопределенными, значит, проверка их будет сопряжена с задержкой во времени. Тем не менее исключать ее при разработке версий и планировании рас­следования нельзя, она может оказаться плодотворной.

    При обращении в судебном исследовании к методу исключения при косвенном доказывании не следует переоценивать его значения и ограничиваться только этой логической операцией в процессе поисков истины. Косвенное доказывание должно сочетаться с пря­ мым обоснованием оставшегося предположения.

    Прямое доказывание гипотезы протекает путем выведения из предположения разнообразных, но вытекающих только из данной гипотезы следствий и подтверждения их вновь обнаруженными фактами .

    При отсутствии косвенного доказывания простое совпадение фактов с теми следствиями, которые выведены из версии, нельзя расценивать как достаточное основание истинности версии, ибо со­впадающие факты могли быть вызваны и другой причиной.

    H S,S

    ? н

    Логика не считает демонстративным переход от утверждения следствий к утверждению основания.

    Поскольку причина всегда накладывает отпечаток на ее дейст­вие, то при доказывании версии основное внимание уделяют выве­дению из версии не любых следствий, а таких, которые в совокупнос­ти обладали бы ярко выраженными неповторимыми, индивидуаль­ ными особенностями , указывающими на их происхождение лишь от одной, вполне определенной причины: { S a , S b ,..., S i }.

    Такая версия по делу должна быть подтверждена упорядоченной совокупностью фактов { F a , F b , ..., F i } , которая, с одной стороны, служит необходимым и достаточным основанием для вывода о до­стоверности единственного предположения H 1 , а с другой - исклю­чает всякое иное объяснение обстоятельств дела.

    В итоге мы имеем такую связь между основанием и следствием, которая может быть выражена в форме двойной импликации: «если и только если H 1 , то { S a , S b ,… S i } ». Символически это можно выра­зить так:

    H 1 S

    Вывод от утверждения следствия к утверждению основания при наличии такой двойной импликации будет логически закон­ным. Если в меньшей посылке утверждается, что совокупность фак­тов F a , F b , ..., F i совпадает со следствиями S a , S b ,… S i то в заключении с необходимостью утверждают существование причины H 1 .

    Рассуждение принимает вид:

    H 1 S

    H 1

    При соблюдении указанных условий в судебном исследовании приходят к такому знанию об обстоятельствах преступления и его участниках, которое является достоверным, единственно возмож­ным и не вызывает сомнений в своей истинности.

    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

    1. Каков логический механизм построения гипотезы (судебной версии)?

    2. Логика опровержения гипотез.

    3. Из каких этапов складывается проверка гипотезы?

    4. Как строится подтверждение гипотезы?

    5. Возможно ли сочетание прямого и косвенного способов доказательства гипо­тезы?

    6. Возможно ли доказательство гипотезы путем подтверждения выведенных из нее следствий?

    7. Что такое метод исключения и как он действует при доказательстве гипотезы?

    8. Как применяется метод всестороннего выбора при построении гипотезы?

  • 2.1. Педагогика и психология как сфера человеческой деятельности.
  • 2.2. Объект науки.
  • 2.3. Предмет науки.
  • 4) Ни одно педагогическое исследование невозможно без учета психологических характеристик учащихся (воспитанников) определенной возрастной категории.
  • 2.4. Категориальный аппарат науки.
  • 2.5. Методы исследования.
  • 2.5. Закономерности как предмет научного исследования.
  • 2.6. Назначение психолого-педагогических наук
  • 3. Соотношение теории и практики образования
  • 3.1 Влияние науки на практику образования.
  • 3.2. Знания как способ связи науки и практики.
  • 3.3. Разрыв между теорией и практикой образования.
  • Тема 2. Психолого-педагогические исследования
  • 1. Общая характеристика психолого-педагогического исследования
  • 1.1. Современная стратегия обновления и развития образования
  • 1.2. Понятие о психолого-педагогическом исследовании
  • 1.3. Природа и функции образовательных инноваций
  • 1.4. Теоретические основы и проблематика современных психолого-педагогических исследований
  • 3. Передовой опыт прошлого и настоящего, в том числе нова­торский.
  • 5. Творческий потенциал профессионального педагогического работника.
  • 2. Научное исследование в образовании
  • 2.1. Уровни научного исследования в образовании.
  • 2.2 Принципы научного исследования.
  • 2.3. Основные характеристики научного исследования.
  • 2.4.Субъектность в научной деятельности.
  • 2.5. Виды научных исследований в образовании
  • 2.6. Выбор научной специальности.
  • 3. Организация опытно-экспериментальной и исследовательской работы в учреждениях образования
  • 3.1. Опыт и эксперимент в исследовательской работе.
  • 3.2. Экспериментальная работа образовательного учреждения.
  • 3.3. Исследования в образовательных учреждениях.
  • 3.3. Специфика изучения различных аспектов образования
  • 1. Дидактические исследования.
  • 2. Исследования в воспитании.
  • 3.4. Исследования в системе непрерывного образования.
  • Тема 3. Понятие о методологии педагогической науки
  • 1. Понятие «методология образования»
  • 2. Философский уровень методологии образования
  • 3. Общенаучный уровень методологии образования
  • 4. Конкретно-научный уровень методологии образования.
  • Тема 4. Методологический аппарат научного исследования и логика его конструирования
  • 1. Актуальность темы
  • 2. Противоречие
  • 3. Проблема
  • 4. Объект
  • 5. Предмет
  • 6. Цель
  • 7. Гипотеза
  • 8. Задачи
  • 9. Методы исследования
  • 10. Критерии качества педагогического исследования
  • 11. Система научных понятий и образовательная концепция
  • Тема 5. Методологическая, этическая и правовая культура исследователя
  • 1. Методологическая культура исследователя
  • 2. Этические нормы в исследовательской деятельности.
  • 3. Правовые ограничения в исследовательской деятельности.
  • 4. Стереотипы в исследовательской деятельности.
  • Тема 6. Организация исследования.
  • 1. Исследовательский процесс
  • 1.1. Принципы и правила исследования
  • 1.2. Содержательные аспекты исследования.
  • 2. Логика психолого-педагогического исследования
  • 3. Моделирование в психолого-педагогическом исследовании
  • 4.3.1. Понятие моделирования.
  • 3.2. Роль моделирования в исследовании.
  • 3.3. Система моделей в психолого-педагогическом исследовании.
  • 1) Выявить внешние условия, существенно влияющие на процесс становления феномена,
  • 2) Выделить из их числа педагогически управляемые условия.
  • 4. Педагогическое проектирование как метод исследования в образовании
  • 4.1. Роль проектирования в психолого-педагогическом исследовании.
  • 4.2. Логика проектирования.
  • 5. Критерии успешности исследовательского поиска и мониторинг процесса и результатов исследования
  • Тема 7. Методы социально - педагогического исследования.
  • 1. Понятие метода.
  • 2. Гуманитарная взаимосвязь предмета и метода исследования.
  • 3. Классификация методов исследования.
  • 4. Теоретические методы исследования
  • 1) Интерпретация как метод психолого-педагогического исследования.
  • 3) Анализ и синтез.
  • 5) Другие методы теоретического исследования.
  • Тема 8. Эмпирические методы исследования
  • 1. Требования к эмпирическим методам.
  • 2. Наблюдение.
  • 3. Методы опроса.
  • 3.1 Диагностическая беседа.
  • 3.2. Интервью в системе диагностики.
  • 3.3. Анкетирование.
  • 4. Контент-анализ.
  • 5. Социометрические методы исследования.
  • 6. Рейтинг.
  • 7. Тесты в психолого-педагогической диагностике
  • 1) Общие положения
  • 2) Типы тестов в психолого-педагогической диагностике.
  • 3) Разработка теста
  • 8. Контрольные работы в диагностике.
  • 9. Психолого-педагогическое обследование
  • 10. Изучение и использование передового опыта
  • 7. Гипотеза

    Гипотеза [< греч. hypothesis – основание, предположение] – положение, выдвигаемое в качестве предварительного, условного объяснения некоторого явления или группы явлений; предположение о существовании некоторого явления. Она выдвигается на основе определенного знания об изучаемом круге явлений и служит руководящей идеей, направляющей дальнейшие наблюдения и эксперименты. В гипотезе о педагогическом процессе собрана сжатая его характеристика, в которой «скоординирован» проект этого процесса. Гипотеза представляет собой одно из звеньев в развитии научного познания.

    В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются исследовательские задачи, которые, как правило, направлены на проверку гипотезы. Последняя представляет собой совокупность теоретически обоснованных предположений, истинность которых подлежит проверке.

    Гипотеза - это научно обоснованное предположение. Д. И.Менделеев говорил, что гипотезы - это тот компас, которым исследователь должен руководствоваться, чтобы не заблудиться в лесу фактов и океане мысли. В гипотезе необходимо показать то, что не очевидно в объекте и предмете исследования, что предполагается обнаружить и проверить в ходе работы. Гипотеза должна быть принципиально проверяемой доступными диагностическими средствами, простой для понимания и логического объяснения.

    Исследовательская гипотеза - это научно обоснованное предположение о структуре исследуемого объекта, о характере и сущности связей между его составляющими, о механизме их функционирования и развития . Гипотеза является своеобразным прогнозом ожидаемого решения исследовательских задач. В результате проверки она либо опровергается, либо подтверждается.

    Гипотеза является непременным атрибутом научного исследования. Ее необходимо конкретизировать так, чтобы она требовала экспериментального и теоретического доказательства ввиду новизны, необычности, противоречия с существующими знаниями . «В этом смысле гипотеза не просто постулирует, что данное средство улучшит результаты процесса (порой это очевидно и без доказательства), а высказывает предположение, что это средство из ряда возможных окажется наилучшим для определенных условий, что такая-то мера применения средства окажется рациональной для современных типичных условий школы с точки зрения критериев результативности и расходов времени учителей и учащихся и пр.» (Ба-банский Ю.К., 1982). Гипотеза должна вытекать из предварительного анализа теории и практики образования, опираться на определенные аргументы, а не предлагаться в виде личного мнения.

    Гипотеза не может быть ни истинной, ни ложной , поскольку это не доказанное, а лишь вероятное, предположительное знание. О гипотезе можно сказать, что она неопределенна, находится между истиной и ложью. Доказанная гипотеза превращается в истину, опровергнутая – становится ложным предположением. В обоих случаях гипотеза прекращает свое существование.

    Всякая гипотеза выдвигается в науке строго для решения конкретной проблемы, объяснения новых фактов, устранения противоречий между теорией и новыми экспериментальными данными. Способы обоснования гипотезы условно можно разделить на теоретические и эмпирические.

    Теоретические способы охватывают исследование гипотез на непротиворечивость, на эмпирическую проверяемость, на приложимость ко всему классу изучаемых явлений, на выводимость ее из более общих положений, на утверждение ее посредством той теории, в рамках которой она была выдвинута.

    Критерии обоснованности научной гипотезы выделяют следующие:

    Условие непротиворечивости есть один из критериев обоснованности гипотезы, который трактуется следующим образом. Гипотеза должна соответствовать тому материалу, на базе которого и для объяснения которого она выдвинута; гипотеза должна соответствовать также устоявшимся в науке законам, теориям.

    Проверяемость е сть второе необходимое условие обоснованности гипотезы. Это значит, что гипотеза в принципе должна допускать возможность опровержения и возможность подтверждения. В противном случае гипотеза не может указывать пути для дальнейших исследований. Гипотеза не имеет права опираться лишь на веру и убежденность в собственной правоте.

    Следующим способом обоснования гипотезы является ее проверка на принципиальную приложимость к широкому классу исследуемых объектов. Гипотеза должна охватывать не только те явления, для объяснения которых она создана, но и возможно более широкий круг родственных им явлений. Это в большей или меньшей степени характерно для всех плодотворных научных гипотез.

    Выведение гипотезы из некоторых более общих положений – в этом суть логического способа обоснования гипотез . Если выдвинутое предположение удается вывести из каких-то утвердившихся истин, это означает, что оно истинно. Поэтому при выдвижении гипотезы желательно исходить из определенных теоретических, концептуальных позиций, которые могли бы быть использованы в качестве теоретического обоснования. В качестве основания ссылаются, например, на идею целостности, которую образуют деятельность учителя, учащихся и их результат, или на содержании категории единства, которое присуще описываемым деятельностям. Возможно обоснование теоретическое, когда основанием для гипотезы выступают другие, более широкие научные гипотезы. Хотя данный прием не имеет широкого применения, касательно всех гипотез.

    Один из путей утверждения гипотез есть внутренняя перестройка теории, в рамках которой она выдвинута. Эта перестройка может заключаться в уточнении основополагающих принципов теории, в результате чего вводятся новые правила, нормы.

    Эмпирические способы обоснования гипотез включают непосредственное наблюдение явлений, предполагаемых гипотезой, подтверждение в опыте следствий, вытекающих из нее . Эмпирические способы обоснования гипотез принято называть верификацией, или подтверждением. Прямая верификация – это непосредственное наблюдение тех явлений, существование которых предполагает гипотеза . Универсальным способом проверки гипотез является выведение следствий из гипотезы и их опытная проверка. Однако это способ верификации лишь повышает вероятность гипотезы, не утверждая ее истинности.

    При построении гипотезы необходимо учесть, что гипотеза может и не подтвердиться . В связи с этим необходимо формулировать многоаспектную гипотезу, охватывающую два, три и более аспекта исследуемых процессов, явлений. В этом случае можно подвести резюме, что получило подтверждение из высказанной гипотезы, а что было опровергнуто. При этом вовсе не обязательно стремиться к тому, чтобы все получило подтверждение на 100%. Достоверность и убедительность научного исследования заключается не в гладкой отчетности.

    Виды гипотез . По логической структуре гипотезы могут иметь линейный характер , когда выдвигается и проверяется одно предположение, или разветвленный, когда необходима проверка нескольких предположений.

    Гипотеза может быть описательной, объяснительной или прогностической.

    Описательная гипотеза - это предположение о существенных свойствах изучаемого объекта (классификационная), или о характере связей между элементами объекта (структурная), или о степени их взаимодействия (функциональная гипотеза). Чаще всего гипотеза формулируется в виде модели феномена, условий или деятельности и затем проверяется в диагностике.

    Объяснительная гипотеза определяет причинно-следственные связи, выявляет причины, факты, которые были установлены в результате подтверждения описательных гипотез.

    Прогностическая гипотеза помогает раскрыть объективные тенденции в функционировании и развитии изучаемого объекта.

    В процессе исследования может быть принята рабочая гипотеза , то есть временное предположение для систематизации имеющегося фактического материала.

    Не во всех исследованиях должна быть в обязательном порядке гипотеза. Например, в области истории педагогики, гипотеза, как правило, отсутствует.

    Часто случается, что в проведенном исследовании гипотеза присутствует в скрытом виде, но автор постеснялся ее определить, считая свое предположение незначительным.

    Общая гипотеза исследования в процессе работы может постоянно изменяться. Из нее регулярно вытекают более частные подгипотезы . Однако во введении излагается лишь общая гипотеза всего исследования, а более частные приводятся в тексте диссертации. Научная (или реальная) гипотеза создается при значительном материале, и может с некоторыми поправками превратиться в научную теорию.

    Одной из основных причин слабых гипотез в педагогическом исследовании является недостаточная научная, общепедагогическая и методологическая подготовка, что чаще всего связано с нерасчленением практической задачи и научной проблемы.