Проверка гипотезы способы доказательства гипотезы. Способы доказательства гипотез. Опровержением всех иных гипотез объясняющих те же явления
Основными являются три способа: дедуктивное обоснование выраженного в гипотезе предположения; логическое доказательство гипотезы; непосредственное обнаружение предположенных в гипотезе предметов.
Непосредственное обнаружение искомых предметов. Наиболее убедительным способом превращения предположения в достоверное знание является непосредственное обнаружение в предположенное время или в предположенном месте искомых предметов либо непосредственное восприятие предположенных свойств.
Логическое доказывание версий. Версии, объясняющие существенные обстоятельства расследуемых дел, превращаются в достоверное знание путем логического обоснования. Логическое доказывание гипотезы в зависимости от способа обоснования может протекать в форме косвенного или прямого доказывания. В свою очередь логическое доказательство делится на косвенное и прямое.
Косвенное доказывание протекает путем опровержения или исключения всех ложных гипотез. Остается единственное предположение, которое может считаться истинной. Заключение может считаться достоверным, если построен исчерпаемый ряд гипотез, объясняющих исследуемое событие и в процессе проверки гипотезы, опровергнуты все ложные предположения.
Прямое доказывание гипотезы протекает путем выведения из предположения разнообразных, но вытекающих только из данной гипотезы следствий и подтверждения их вновь обнаруженными фактами.
Так же различают две стадии построения и доказательства гипотезы:
выдвижение гипотезы
доказательство гипотезы.
Выдвижение гипотезы. Гипотеза строится не на голом месте. Чтобы ее выдвинуть необходимо иметь определенную совокупность фактов, относящихся к наблюдаемых явлениях, которые бы предполагали вероятность какого предположения, объясняли вероятность неизвестного. Поэтому построение гипотезы всегда связана со сбором фактов, имеющих отношение к тому явлению, которое мы объясняем. На основании собранных фактов высказывается предположение о том, что такое исследуемые явление, т.е. формулируется гипотеза. Предположение в гипотезе в логическом отношении является суждение (или система суждений). Его выражают вследствие логического обработка собранных фактов.
Как говорилось ранее предположение - главный элемент любой гипотезы. Предположение является ответом на поставленный вопрос о сущности, причину, связи наблюдаемых явлениях. Предположение содержит то знание, до которого доходят вследствие обобщение фактов. Предположение - та сердцевина гипотезы, вокруг которой происходит вся познавательная и практическая деятельность. Предположение в гипотезе - это, 3 одной стороны, итог предварительного познания, то главное, к чему доходят вследствие наблюдения и обобщение фактов; с другой стороны - это отправная точка дальнейшего изучения явления, определения направления, которым должно происходить все исследования. Гипотеза дает возможность не только объяснить имеющиеся факты, но и выявить новые факты, на которые не было бы обращено внимание, когда не была выдвинута эта гипотеза.
Доказательство гипотезы. Выдвинутая гипотеза должна быть доказанной. Доказательство гипотезы осуществляется так. Предполагая выдвинутую гипотезу истинной, из нее дедуктивным методом выводят ряд следствий (фактов), которые должны существовать, если существует кажущейся причина, а затем эти последствия проверяют на практике. Если последствия соответствуют действительности, подтверждаются практикой, то это свидетельствует о том, что эта гипотеза является правильной. Если же последствия, логически выведенные из гипотезы, не соответствуют действительности, нашим опытом не подтверждены, то это означает, что выдвинутая гипотеза ошибочная.
Логика: учебник для юридических вузов Кириллов Вячеслав Иванович
§ 5. СПОСОБЫ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ГИПОТЕЗ
§ 5. СПОСОБЫ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ГИПОТЕЗ
Рассмотрим два основных способа превращения версий в достоверное знание: (1) непосредственное обнаружение искомых предметов и (2) логическое доказательство версий путем подтверждения следствий. Эти способы используются в судебных исследованиях.
(1) Непосредственное обнаружение искомых предметов . Частные гипотезы в науке и версии в судебном исследовании нередко выдвигаются для выявления факта существования в определенное время и в определенном месте конкретных предметов и явлений либо для ответа на вопрос о свойствах таких предметов. Наиболее убедительным способом превращения таких предположений в достоверное знание является непосредственное обнаружение в предполагаемом времени или месте искомых предметов либо непосредственное восприятие предполагаемых свойств.
Например, при расследовании уголовных дел о хищениях, разбое, бандитизме, мошенничестве и т. п. важной задачей судебно-следственных органов является обнаружение приобретенных или накопленных преступным путем вещей, ценностей и денежных сумм. Эти ценности и вещи, как правило, прячутся или реализуются преступниками. В связи с этим и возникают частные версии о местонахождении таких вещей и ценностей.
Версии, доказываемые непосредственным обнаружением предполагаемой причины, являются частными версиями. С их помощью, как правило, устанавливаются лишь отдельные фактические обстоятельства дела, частные стороны события преступления.
(2) Логическое доказательство версий . Версии, объясняющие существенные обстоятельства расследуемых дел, превращаются в достоверное знание путем логического обоснования. Оно протекает опосредованным путем, так как исследуются события, имевшие место в прошлом, или явления, недоступные непосредственному восприятию. Так доказываются, например, версии о способе совершения преступления, обстоятельствах, при которых было совершено деяние, и т. п.
Логическое доказательство гипотезы в зависимости от способа обоснования может протекать в форме косвенного или прямого доказательства .
Косвенное доказательство протекает путем опровержения и исключения всех ложных версий и на этом основании утверждают достоверность единственного оставшегося предположения.
Вывод протекает в форме отрицающе-утверждающего модуса разделительно-категорического умозаключения:
<Н 1 ? H 2 ? Н 3 >, ?Н 1 , ?Н 2
__________________________
Н 3
Заключение в этом выводе может расцениваться как достоверное, если, во-первых, построен исчерпывающий ряд версий , объясняющих исследуемое событие, и, во-вторых, в процессе проверки версий опровергнуты все ложные предположения . Версия, указывающая на оставшуюся причину, в этом случае будет единственной, а выраженное в ней знание будет выступать уже не как проблематичное, а как достоверное .
Этот способ доказательства, протекающий по методу исключения , часто используется в судебно-следственной практике при доказательстве как общих, так и частных версий.
Косвенное доказательство гипотез при расследовании преступлений должно применяться с учетом особенностей этого вида исследования.
Прежде всего следует отметить практическую трудность построения в отдельных случаях полного перечня версий, объясняющих исследуемое событие. При явной недостаточности исходного материала в начале расследования трудно бывает точно и определенно перечислить все реально возможные причины , которые объясняли бы происхождение фактических данных. Поэтому наряду с версиями, содержащими точные и четкие указания на те или другие возможные причины, приходится выдвигать и недостаточно определенные предположения.
Например, выдвигают три версии о личности преступника, совершившего хищение товаров из магазина. Хищение совершено: (1) продавцом А, (2) сторожем Б или (3) ранее осужденным В. При этом не исключают и четвертую версию - хищение совершено кем-то из посторонних.
Если первые три версии вполне проверяемы, поскольку в них речь идет о конкретных лицах, то последнюю версию проверить трудно. Следствия, вытекающие из нее, будут недостаточно определенными, значит, проверка их будет сопряжена с задержкой во времени. Тем не менее исключать ее при разработке версий и планировании расследования нельзя, она может оказаться плодотворной.
При обращении в судебном исследовании к методу исключения при косвенном доказательстве не следует переоценивать его значения и ограничиваться только этой логической операцией в процессе поисков истины. Косвенное доказательство должно сочетаться с прямым обоснованием оставшегося предположения.
Прямое доказательство гипотезы протекает путем выведения из предположения разнообразных, но вытекающих только из данной гипотезы следствий и подтверждения их вновь обнаруженными фактами.
При отсутствии косвенного доказательства простое совпадение фактов с теми следствиями, которые выведены из версии, нельзя расценивать как достаточное основание истинности версии, так как совпадающие факты могли быть вызваны и другой причиной.
Переход от утверждения следствий к утверждению основания не дает достоверных выводов.
Поскольку причина всегда накладывает отпечаток на ее действие, то при доказательстве версии основное внимание уделяют выведению из версии не любых следствий, а таких, которые в совокупности обладают ярко выраженными неповторимыми, индивидуальными особенностями , указывающими на их происхождение лишь от одной, вполне определенной причины: {S a , S b , …, S і } .
Такая версия по делу должна быть подтверждена упорядоченной совокупностью фактов {F a , F b , …, F i } , которая, с одной стороны, служит необходимым и достаточным основанием для вывода о достоверности единственного предположения Н 1 а с другой - исключает всякое иное объяснение обстоятельств дела.
В итоге мы имеем такую связь между основанием и следствием, которая может быть выражена в форме двойной импликации: «если и только если Н 1 , то {S a , S b , …, S і } ». Символически это можно выразить так:
Вывод от утверждения следствия к утверждению основания при наличии такой двойной импликации будет логически законным. Если в меньшей посылке утверждается, что совокупность фактов F a , F b , …, F i , совпадает со следствиями S a , S b , …, S і то в заключении с необходимостью утверждают существование причины H 1 .
Рассуждение принимает вид:
H 1 ? S, S
H 1
При соблюдении указанных условий в судебном исследовании приходят к такому знанию об обстоятельствах преступления и его участниках, которое является достоверным, единственно возможным и не вызывает сомнений в своей истинности.
Вопросы для самопроверки
1. Какими способами доказывается гипотеза?
2. В чем особенности косвенного и прямого доказательства гипотез?
Из книги Критика чистого разума [утерян курсив] автора Кант ИммануилРаздел III. Дисциплина чистого разума в отношении гипотез Критика нашего разума в конечном счете показывает нам. что чистым и спекулятивным применением разума мы, собственно, ничего не может познать; не должна ли она поэтому открыть более широкое поприще для гипотез,
Из книги Мировой разум автора Елизаров Евгений Дмитриевич3. Выбор гипотез Можно ли найти в арсенале твердо установленных на сегодняшний день фактов данные, способные служить доказательством (или опровержением) существования иного разума в наблюдаемой части Вселенной?Повторимся. Цивилизация, находящаяся примерно на таком же
Из книги Критика чистого разума [с непотерянным курсивом] автора Кант Иммануил Из книги На пути к сверхобществу автора Зиновьев Александр АлександровичОТ ГИПОТЕЗ К РЕАЛЬНОСТИ Гипотезы, используемые в исследовании социальных объектов, можно разделить на формально-эвристические и содержательно-эмпирические. Вот несколько примеров первых: все в социальном мире есть результат нагромождения простых явлений; можно
Из книги Введение в логику и научный метод автора Коэн Моррис§ 3. Дедуктивное развитие гипотез Теперь проанализируем еще раз проведенную Геродотом процедуру уже в терминах установленных нами различий.Поиск объяснения поведения Нила был поиском общего правила, в котором утверждалась бы универсальная связь между фактами
Из книги Философское ориентирование в мире автора Ясперс Карл Теодор§ 4. Формальные условия для гипотез 1. Во-первых, гипотеза должна формулироваться таким образом, чтобы из нее можно было выводить следствия, а также чтобы всегда можно было определить, объясняет она или нет рассматриваемые факты. Данное условие может быть рассмотрено с
Из книги Печальные времена [Дамаский Диадох как представитель афинской школы неоплатонизма] автора Светлов Роман Викторович§ 6. Роль аналогии в формировании гипотез Быть может, читатель, заметив, что глава подходит к концу, наконец утратит терпение и спросит: «Вы рассказали мне о том, что означает гипотеза, о ее ключевой роли в исследовании и о требованиях, выдвигаемых к ней. Я благодарен за всю
Из книги Логика: Учебное пособие для юридических вузов автора Демидов И. В.4. Способы трансцендирования. - Поскольку философия, в отличие от науки, есть мышление, не имеющее специфического предмета, то она, - поскольку ведь никакое мышление не может осуществляться без предмета, - имеет своим материалом все, что как сугубая объективность
Из книги Теория и практика аргументации автора Коллектив авторовДевять гипотез «Парменида» как наглядное представление эманации в ее теологической интерпретации Для понимания настоящей главы необходимо отчетливейшим образом представить себе, что такое эти восемь гипотез «Парменида». Без такого отчетливого представления
Из книги Сочинения автора Кант Иммануил§ 2. Виды гипотез Различение гипотез осуществляется по следующим основаниям:а) по сложности исследуемого объекта б) по степени достоверности Общая гипотеза - это вид гипотезы, объясняющей причину явления или группы явлений в целом.Частная гипотеза - это разновидность
Из книги Критика чистого разума автора Кант ИммануилГ.И.Рузавин Абдукция как метод поиска и обоснования объяснительных
Из книги Логика в вопросах и ответах автора Лучков Николай АндреевичДисциплина чистого разума в отношении гипотез Критика нашего разума в конечном счете показывает нам, что чистым и спекулятивным применением разума мы, собственно, ничего не может познать; не должна ли она поэтому открыть более широкое поприще для гипотез, поскольку (если
Из книги Логика: учебник для юридических вузов автора Кириллов Вячеслав ИвановичПервой главы раздел третий Дисциплина чистого разума в отношении гипотез Критика нашего разума в конечном счете показывает нам, что чистым и спекулятивным применением разума мы, собственно, ничего не может познать; не должна ли она поэтому открыть более широкое поприще
Из книги Понятие права автора Харт ГербертСпособы доказательства ПрямоеВ прямом доказательстве истинность тезиса непосредственно обосновывается аргументами. Прямое доказательство всегда направлено на уяснение истинности или ложности тезиса, а не антитезиса. Например, генерал Карбышев тезис о том, что
Из книги автора§ 2. ВИДЫ ГИПОТЕЗ В процессе развития знаний гипотезы различаются по своим познавательным функциям и по объекту исследования.1. По функциям в познавательном процессе различают гипотезы (1) описательные и (2) объяснительные.(1) Описательная гипотеза - это предположение о
Из книги автора3. СПОСОБЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ До сих пор в нашем обсуждении разнообразных форм права мы ограничивались статутами, которые, несмотря на отмеченные нами особенности, имеют одно бросающееся в глаза сходство с принудительными приказами. Издание закона, как и отдача приказа,
В науке и практике в зависимости oi области исследования пользуются различными способами доказательства жпотез. Основными среди них являются три способа: дедуктивное обоснование выраженного в гипотезе предположения; логическое доказательство гипотезы; непосредственное обнаружение предположенных в гипотезе предметов.
Применительно к судебному исследованию рассмотрим два основных способа превращения версий в достоверное знание: (1) непосредственное обнаружение искомых предметов и (2) логическое доказывание версий путем подтверждения следствий.
(1) Непосредственное обнаружение искомых предметов. Частные гипотезы в науке и версии в судебном исследовании нередко ставят своей задачей выявление факта существования в определенное время и в определенном месте конкретных предметов и явлений либо отвечают на вопрос о свойствах и качествах таких предметов. Наиболее убедительным способом превращения такого предположения в достоверное знание является непосредственное обнаружение в предположенное время или в предположенном месте искомых предметов либо непосредственное восприятие предположенных свойств.
Например, при расследовании уголовных дел о хищениях, а также о разбое, бандитизме, мошенничестве и т.п. важной задачей судебно-следствепных органов является обнаружение приобретенных или накопленных преступным путем вещей, ценностей и денежных сумм. Эти ценности и вещи, как правило, прячутся или реализуются преступниками. В связи с этим и возникают частные версии о местонахождении таких вещей и ценностей.
Версии, доказываемые непосредственным обнаружением предположенной причины, всегда являются частными версиями. С их помощью, как правило, устанавливаются лишь отдельные фактические обстоятельства дела, частные стороны события преступления.
(2) Логическое доказывание версий. Версии, объясняющие существенные обстоятельства расследуемых дел, превращаются в досто-
верное знание ну icm логического обоснования. Оно протекает опосредованным путем, ибо познаются события, имевшие место в прошлом, или явления, существующие и в насюящее время, но недоступные непосредственному восприятию. Так доказываются, например, версии о способе совершения преступления, о виновности, о мотивах совершения преступления, объективных обстоятельствах, при которых было совершено деяние, и т.п.
Логическое доказывание гипотезы в зависимости от способа обоснования может протекать в форме косвенного или прямого докаэы-вания.
Косвенное доказывание протекает путем опровержения и исключения всех ложных версии, на основании чего утверждают достоверность единственного оставшегося предположения.
Вывод протекает в форме отрицающе-утверждающего модуса разделительно-категорического умозаключения. Метод исключения можно представить в следующем виде:
Заключение в этом выводе может расцениваться как достоверное, если, во-первых, построен исчерпывающий ряд версий, объясняющих исследуемое событие, и, во-вторых, в процессе проверки версий опровергнуты все ложные предположения. Версия, указывающая па оставшуюся причину, в этом случае будет единственной, а выраженное в ней знание будет выступать уже не"как проблематичное, а как достоверное.
Этот способ доказывания, протекающий по методу исключения, часто используется в судебно-слсдст венной практике при доказыва-нии как общих, так и частных версий.
Косвенное доказывание гипотез при расследовании преступлений должно применяться с учетом особенностей этого вида исследования.
Прежде всего следует отметить практическую трудность построения в отдельных случаях полного перечня версий, объясняющих исследуемое событие. При явной недостаточности исходного материала в начале расследования трудно бывает точно и определенно перечислить все реально возможные причины, которые объясняли бы происхождение фактических данных. Поэтому наряду с версиями, содержащими точные и четкие указания на те или другие возможные причины, приходится выдвигать и малоопрсделепные предположения.
Так, например, выдвигают три версии о личности преступника, совершившего хищение товаров из магазина. Хищение совершено:
(1) продавцом А, (2) сторожем Б или (3) ранее осужденным В. При этом не исключают и четвертую версию - хищение совершено кем-то из посторонних.
Если первые три версии вполне проверяемы, поскольку в них речь идет о конкретных лицах, то последнюю версию проверить трудно. Следствия, вытекающие из нее, будут малоопределенными, значит, проверка их будет сопряжена с задержкой во времени. Тем не менее исключать ее при разработке версий и планировании расследования нельзя, она может оказаться плодотворной.
При обращении в судебном исследовании к методу исключения при косвенном доказывании не следует переоценивать его значения и ограничиваться только этой логической операцией в процессе поисков истины. Косвенное доказывание должно сочетаться с прямым обоснованием оставшегося предположения.
Прямое доказывание гипотезы протекает путем выведения из предположения разнообразных, но вытекающих только из данной гипотезы следствий и подтверждения их вновь обнаруженными фактами.
При отсутствии косвенного доказывания простое совпадение фактов с теми следствиями, которые выведены из версии, нельзя расценивать как достаточное основание истинности версии, ибо совпадающие факты могли быть вызваны и другой причиной.
H->S,S
Логика не считает демонстративным переход от утверждения следствий к утверждению основания.
Поскольку причина всегда накладывает отпечаток на ее действие, то при доказывании версии основное внимание уделяют выведению из версии не любых следствий, а таких, которые в совокупности обладали бы ярко выраженными неповторимыми, индивидуальными особенностями, указывающими на их происхождение лишь от одной, вполне определенной причины: {Sa, 8ь,..., S,}.
Такая версия по делу должна быть подтверждена упорядоченном совокупностью фактов {Fa, Рь, ..., F,}, которая, с одной стороны, служит необходимым и достаточным основанием для вывода о достоверности единственного предположения Hi, а с другой - исключает всякое иное объяснение обстоятельств дела.
В итоге мы имеем такую связь между основанием и следствием, которая может быть выражена в форме двойной импликации: «если
и только если Hi, то {Sa, Sb,..., S,}». Символически это Можно выразить так:
Вывод от утверждения следствия к утверждению основания при наличии такой двойной импликации будет логически законным. Если в меньшей посылке утверждается, что совокупность фактов Fa, Fb,..., F, совпадает со следствиями Sa, Sb,..., S„ то в заключении с необходимостью утверждают существование причины Hi. " Рассуждение принимает вид:
Hi<^ S,S Hi
При соблюдении указанных условий в судебном исследовании приходят к такому знанию об обстоятельствах преступления и его участниках, которое является достоверным, единственно возможным и не вызывает сомнений в своей истинности.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Каков логический механизм построения гипотезы (судебной версии)?
2. Логика опровержения гипотез.
3. Из каких этапов складывается проверка гипотезы?
4. Как строится подтверждение гипотезы?
5. Возможно ли сочетание прямого и косвенного способов доказательства гипотезы?
6. Возможно ли доказательство гипотезы путем подтверждения выведенных из нее следствий 9
7. Что такое метод исключения и как он действует при доказательстве гипотезы?
8. Как применяется метод всестороннего выбора при построении гипотезы?
ЛИТЕРАТУРА
Алексеев АЛ. Аргументация. Познание. Общение. М., 1991. Арно А., Николь П. Логика, или Искусство мыслить. М., 1991. Асмус В.Ф. Учение логики о доказательстве и опровержении. М.,
Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. М., 1994.
Вошивилло Е.К. Понятие как форма мышления. М., 1989.
Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика. М., 1994.
Гетманови А.Д. Логика. М., 1995.
Горский Д.П. Определение. М., 1974.
Зегет В. Элементарная логика. М., 1985.
Ивлев Ю.В. Логика. М. 1993.
Лебедев С.А. Индукция как метод научного познания. М., 1980.
Поварнин С. Спор. О теории и практике спора. СПб., 1996.
Свчнцов В.И. Логика. М., 1987.
Старченко А.А. Логика в судебном исследовании. М., 1958.
Уемов А.И. Аналогия в практике научного исследования. М.,
Сборники упражнений. Справочные издания
Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике. М.,1997.
Горский Д.П., Ивин А.А., Никифоров А.Л. Краткий словарь по логике. М.,1991.
Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М., 1975.
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
Лбстра! ирование 6, 32 Абстракция 6 Лксиома 130,200
Как аргумент 200
силлогизма 130 Альтернатива 151 Анализ 32 Анало1ия 184
Нестрогая 188
Отношений 186
Предметов 185
Стро| ая 188 Л1питезис205 Аргумент 199
- к верности 223
- к выгоде 223
К здравому смыслу 223
- к 1 ювежес! ву 223
К силе 223
К сое градацию 223 Лр|умснгацин 195, 196
Правила и ошибки 212-223 Аудитория 188
Персия 235
Видопое отличие 49
Вопрос 107
Виды 108-112 Выводное знание 119 Вы под 119 Выскпзьтапие 66
Гипотеза 231
Общая 233
Объяснительная 233
Описательная 232
Построение 236-241
Проверка 241-244
- рабочая 234
Способы доказательства 244-247
Частная 234
Дедуктивное умозаключение 120 Деление 55
Дихо1 омическое 57-59
По видоизменению признака 56
Правила и ошибки 56,57 Демонстрация 203 Деногат21 Дефиниция 47 Дилемма 151
Простая деструктивная 152
Простая конструктивная 151
Сложная деструктивная 152
Сложная конструктивная 152 Довод 199 Доказаюльство 196
Заключение 119 Закон мышления 11
Де Моргана 12
Достаточною основания 16
Исключенного третье! о 15
Нспротиворечия 13
Обратною отношения между объемом и содержанием понятия 35
Тожлесгва 12
Имя 20 Индукция 161
Методом исключения (элиминации) 169
Методом отбора (селекции) 16&
Научная 168
Неполная 165
Полная 162
Популярная 166
Аксиома 130
Модусы 135
Правила и ошибки 131-134
Простой 128,130
Сложный 155
Фигуры 135 Класс (множество) 34
Единичный 35
Нулевой 35
Универсальный 35 Классификация 59, 60 Критика 207
Аргументов 209
Демонстрации 210
Деструктивная 208
Конструктивная 211
Неявная 207
Смешанная 211
Тезиса 208
Явная 208
Высказываний 157
Диалектическая 26"
Математическая 26
Предикатов 20
Символическая 25,26
Формальная 24,26,27 Логический квадрат 87 Логическое ударение 66
Методы установления причинных связей (методы научной индукции) 171
Остатков 179
Различия 174
Соединенный метод сходства и различия 175
Сопутствующих изменений 176
Сходства 171 Модальность суждений 94
Алогическая 103
Деонтическая 99
Логическая 103
Фактическая 103
Эпистемическая 95 Мышление 6-8
Обобщение 32,45
Прием образования понятий 32
Операция с понятиями 45
Статистическое 181 Обоснование тезиса 202
В форме аналогии 204
Дедуктивное 202
Индуктивное 204
Косвенное апагогическое 205
Косвенное разделительное 207
Прямое 202 Обращение 122
Операции с классами 60-62 Оппонент 197 Определение 47
Генетическое 50 , _ - неявное 48
Номинальное 48
Правила и ошибки 50-52
Приемы, заменяющие определение 53,54
Остенсивное 53
Реальное 48
Через род и видовое отличие 49, 50
Явное 48 Ответ 107
Виды 112-118
Паралогизм 212
Подкласс (подмножество) 34 Подмена понятия 13 Познание 5
Чувственное 5
Мышление 6-8 Поле аргументации 224 Понятие 30
Виды 36-39
И слово 33,34
Деление 55
Обобщение 45
Ограничение 45
- определение 47
Большая 129
Меньшая 129 Правильность логическая 10
И истинность 10 Прагматика 19
Превращение 121 Предикат 67 Признак 30
Единичные 31
Существенные 30 Пропонент197 Противопоставление предикату 124
Распределенность терминов
в суждениях 76-78 Рефлексивность 141 Род 41
Связка 67 Семантика 19 Семиотика 19 Симметричность 141 Синтаксис 19 Синтез 32 Смысл 21
Согласование полей аргументации 227-230 Софизм 212 Сравнение 32 Сорит 155,156 Субъект 67,197
Суждения 67 . - аргументации 197 Суждение 64
Атрибутивное 67
Выделяющее 74
Исключающее 75
И предложение 64-66
Классификация по качеству и количеству 69,70,71,72
Объединенная классификация 72, 73
Простое 66
Разделительное (дизъюнктивное) 80 "
Сложное 66
Соединительное (конъюнктивное) 78
С отношениями 68
Существования (экзистенциальные) 69
Условное 82
- эквивалентное 84
Тезис 198 Термин 67,128,129
Суждения 67 Транзитивность 142
Умозаключение 119
Дедуктивное 120
Демонстративное 120
Из суждений с отношениями 141
Индуктивное 161
i-недемонстративное 120
Непосредственное 120
Опосредствованное 120
По аналогии 184
По логическому квадрату 126
Условно-разделительное 151
Чисто условное 144
Энтимема 153 Эпихейрема 156
Естественный 19
Искусственный 19
Логики высказываний 20
Логики предикатов- 20,22,23
ЛОГИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ
Кванторы
- общности
Существования
Связки
- конъюнкция (и)
Дизъюнкция нестрогая (или)
Дизъюнкция строгая (или)
Импликация (если..., то...)
Эквиваленция (если и только если..., то...)
Отрицание (неверно, что...)
Символы для модальных операторов
модальность
Доказано (верифицировано)
Опровергнуто (фальсифицировано)
Обязательно
Запрещено
Разрешено
Необходимо
Случайно
Возможно
В науке и практике в зависимости от области исследования пользуются различными способами доказательства гипотез. Основными среди них являются три способа: дедуктивное обоснование выражен ного в гипотезе предположения; логическое доказательство гипо тезы; непосредственное обнаружение предположенных в гипотезе предметов .
Применительно к судебному исследованию рассмотрим два основных способа превращения версий в достоверное знание: (1) непосредственное обнаружение искомых предметов и (2) логическое доказывание версий путем подтверждения следствий.
(1) Непосредственное обнаружение искомых предметов . Частные гипотезы в науке и версии в судебном исследовании нередко ставят своей задачей выявление факта существования в определенное время и в определенном месте конкретных предметов и явлений либо отвечают на вопрос о свойствах и качествах таких предметов. Наиболее убедительным способом превращения такого предположения в достоверное знание является непосредственное обнаруже ние в предположенное время или в предположенном месте искомых предметов либо непосредственное восприятие предположенных свойств.
Например, при расследовании уголовных дел о хищениях, а также о разбое, бандитизме, мошенничестве и т.п. важной задачей судебно-следственных органов является обнаружение приобретенных или накопленных преступным путем вещей, ценностей и денежных сумм. Эти ценности и вещи, как правило, прячутся или реализуются преступниками. В связи с этим и возникают частные версии о местонахождении таких вещей и ценностей.
Версии, доказываемые непосредственным обнаружением предположенной причины, всегда являются частными версиями. С их помощью, как правило, устанавливаются лишь отдельные фактические обстоятельства дела, частные стороны события преступления.
(2) Логическое доказывание версий . Версии, объясняющие существенные обстоятельства расследуемых дел, превращаются в достоверное знание путем логическою обоснования. Оно протекает опосредованным путем, ибо познаются события, имевшие место в прошлом, или явления, существующие и в настоящее время, но недоступные непосредственному восприятию. Так доказываются, например, версии о способе совершения преступления, о виновности, о мотивах совершения преступления, объективных обстоятельствах, при которых было совершено деяние, и т.п.
Логическое доказывание гипотезы в зависимости от способа обоснования может протекать в форме косвенного или прямого доказы вания.
Косвенное доказывание протекает путем опровержения и ис ключения всех ложных версий, на основании чего утверждают до стоверность единственного оставшегося предположения.
Вывод протекает в форме отрицающе-утверждающего модуса разделительно-категорического умозаключения. Метод исключения можно представить в следующем виде:
H 1 H 2 H 3 H 1 , H 2
Н 3
Заключение в этом выводе может расцениваться как достоверное, если, во-первых, построен исчерпывающий ряд версий , объясняющих исследуемое событие, и, во-вторых, в процессе проверки версий опровергнуты все ложные предположения . Версия, указывающая на оставшуюся причину, в этом случае будет единственной, а выраженное в ней знание будет выступать уже не как проблематичное, а как достоверное .
Этот способ доказывания, протекающий по методу исключения , часто используется в судебно-следствепной практике при доказывании как общих, так и частных версий.
Косвенное доказывание гипотез при расследовании преступлений должно применяться с учетом особенностей этого вида исследования.
Прежде всего следует отметить практическую трудность построения в отдельных случаях полного перечня версий, объясняющих исследуемое событие. При явной недостаточности исходного материала в начале расследования трудно бывает точно и определенно перечислить все реально возможные причины , которые объясняли бы происхождение фактических данных. Поэтому наряду с версиями, содержащими точные и четкие указания на те или другие возможные причины, приходится выдвигать и малоопределенные предположения.Так, например, выдвигают три версии о личности преступника, совершившего хищение товаров из магазина. Хищение совершено: (1) продавцом А, (2) сторожем Б или (3) ранее осужденным В. При этом не исключают и четвертую версию - хищение совершено кем-то из посторонних.
Если первые три версии вполне проверяемы, поскольку в них речь идет о конкретных лицах, то последнюю версию проверить трудно. Следствия, вытекающие из нее, будут малоопределенными, значит, проверка их будет сопряжена с задержкой во времени. Тем не менее исключать ее при разработке версий и планировании расследования нельзя, она может оказаться плодотворной.
При обращении в судебном исследовании к методу исключения при косвенном доказывании не следует переоценивать его значения и ограничиваться только этой логической операцией в процессе поисков истины. Косвенное доказывание должно сочетаться с пря мым обоснованием оставшегося предположения.
Прямое доказывание гипотезы протекает путем выведения из предположения разнообразных, но вытекающих только из данной гипотезы следствий и подтверждения их вновь обнаруженными фактами .
При отсутствии косвенного доказывания простое совпадение фактов с теми следствиями, которые выведены из версии, нельзя расценивать как достаточное основание истинности версии, ибо совпадающие факты могли быть вызваны и другой причиной.
H S,S
? н
Логика не считает демонстративным переход от утверждения следствий к утверждению основания.
Поскольку причина всегда накладывает отпечаток на ее действие, то при доказывании версии основное внимание уделяют выведению из версии не любых следствий, а таких, которые в совокупности обладали бы ярко выраженными неповторимыми, индивидуаль ными особенностями , указывающими на их происхождение лишь от одной, вполне определенной причины: { S a , S b ,..., S i }.
Такая версия по делу должна быть подтверждена упорядоченной совокупностью фактов { F a , F b , ..., F i } , которая, с одной стороны, служит необходимым и достаточным основанием для вывода о достоверности единственного предположения H 1 , а с другой - исключает всякое иное объяснение обстоятельств дела.
В итоге мы имеем такую связь между основанием и следствием, которая может быть выражена в форме двойной импликации: «если и только если H 1 , то { S a , S b ,… S i } ». Символически это можно выразить так:
H 1 S
Вывод от утверждения следствия к утверждению основания при наличии такой двойной импликации будет логически законным. Если в меньшей посылке утверждается, что совокупность фактов F a , F b , ..., F i совпадает со следствиями S a , S b ,… S i то в заключении с необходимостью утверждают существование причины H 1 .
Рассуждение принимает вид:
H 1 S
H 1
При соблюдении указанных условий в судебном исследовании приходят к такому знанию об обстоятельствах преступления и его участниках, которое является достоверным, единственно возможным и не вызывает сомнений в своей истинности.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Каков логический механизм построения гипотезы (судебной версии)?
2. Логика опровержения гипотез.
3. Из каких этапов складывается проверка гипотезы?
4. Как строится подтверждение гипотезы?
5. Возможно ли сочетание прямого и косвенного способов доказательства гипотезы?
6. Возможно ли доказательство гипотезы путем подтверждения выведенных из нее следствий?
7. Что такое метод исключения и как он действует при доказательстве гипотезы?
8. Как применяется метод всестороннего выбора при построении гипотезы?
7. Гипотеза
Гипотеза [< греч. hypothesis – основание, предположение] – положение, выдвигаемое в качестве предварительного, условного объяснения некоторого явления или группы явлений; предположение о существовании некоторого явления. Она выдвигается на основе определенного знания об изучаемом круге явлений и служит руководящей идеей, направляющей дальнейшие наблюдения и эксперименты. В гипотезе о педагогическом процессе собрана сжатая его характеристика, в которой «скоординирован» проект этого процесса. Гипотеза представляет собой одно из звеньев в развитии научного познания.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются исследовательские задачи, которые, как правило, направлены на проверку гипотезы. Последняя представляет собой совокупность теоретически обоснованных предположений, истинность которых подлежит проверке.
Гипотеза - это научно обоснованное предположение. Д. И.Менделеев говорил, что гипотезы - это тот компас, которым исследователь должен руководствоваться, чтобы не заблудиться в лесу фактов и океане мысли. В гипотезе необходимо показать то, что не очевидно в объекте и предмете исследования, что предполагается обнаружить и проверить в ходе работы. Гипотеза должна быть принципиально проверяемой доступными диагностическими средствами, простой для понимания и логического объяснения.
Исследовательская гипотеза - это научно обоснованное предположение о структуре исследуемого объекта, о характере и сущности связей между его составляющими, о механизме их функционирования и развития . Гипотеза является своеобразным прогнозом ожидаемого решения исследовательских задач. В результате проверки она либо опровергается, либо подтверждается.
Гипотеза является непременным атрибутом научного исследования. Ее необходимо конкретизировать так, чтобы она требовала экспериментального и теоретического доказательства ввиду новизны, необычности, противоречия с существующими знаниями . «В этом смысле гипотеза не просто постулирует, что данное средство улучшит результаты процесса (порой это очевидно и без доказательства), а высказывает предположение, что это средство из ряда возможных окажется наилучшим для определенных условий, что такая-то мера применения средства окажется рациональной для современных типичных условий школы с точки зрения критериев результативности и расходов времени учителей и учащихся и пр.» (Ба-банский Ю.К., 1982). Гипотеза должна вытекать из предварительного анализа теории и практики образования, опираться на определенные аргументы, а не предлагаться в виде личного мнения.
Гипотеза не может быть ни истинной, ни ложной , поскольку это не доказанное, а лишь вероятное, предположительное знание. О гипотезе можно сказать, что она неопределенна, находится между истиной и ложью. Доказанная гипотеза превращается в истину, опровергнутая – становится ложным предположением. В обоих случаях гипотеза прекращает свое существование.
Всякая гипотеза выдвигается в науке строго для решения конкретной проблемы, объяснения новых фактов, устранения противоречий между теорией и новыми экспериментальными данными. Способы обоснования гипотезы условно можно разделить на теоретические и эмпирические.
Теоретические способы охватывают исследование гипотез на непротиворечивость, на эмпирическую проверяемость, на приложимость ко всему классу изучаемых явлений, на выводимость ее из более общих положений, на утверждение ее посредством той теории, в рамках которой она была выдвинута.
Критерии обоснованности научной гипотезы выделяют следующие:
Условие непротиворечивости есть один из критериев обоснованности гипотезы, который трактуется следующим образом. Гипотеза должна соответствовать тому материалу, на базе которого и для объяснения которого она выдвинута; гипотеза должна соответствовать также устоявшимся в науке законам, теориям.
Проверяемость е сть второе необходимое условие обоснованности гипотезы. Это значит, что гипотеза в принципе должна допускать возможность опровержения и возможность подтверждения. В противном случае гипотеза не может указывать пути для дальнейших исследований. Гипотеза не имеет права опираться лишь на веру и убежденность в собственной правоте.
Следующим способом обоснования гипотезы является ее проверка на принципиальную приложимость к широкому классу исследуемых объектов. Гипотеза должна охватывать не только те явления, для объяснения которых она создана, но и возможно более широкий круг родственных им явлений. Это в большей или меньшей степени характерно для всех плодотворных научных гипотез.
Выведение гипотезы из некоторых более общих положений – в этом суть логического способа обоснования гипотез . Если выдвинутое предположение удается вывести из каких-то утвердившихся истин, это означает, что оно истинно. Поэтому при выдвижении гипотезы желательно исходить из определенных теоретических, концептуальных позиций, которые могли бы быть использованы в качестве теоретического обоснования. В качестве основания ссылаются, например, на идею целостности, которую образуют деятельность учителя, учащихся и их результат, или на содержании категории единства, которое присуще описываемым деятельностям. Возможно обоснование теоретическое, когда основанием для гипотезы выступают другие, более широкие научные гипотезы. Хотя данный прием не имеет широкого применения, касательно всех гипотез.
Один из путей утверждения гипотез есть внутренняя перестройка теории, в рамках которой она выдвинута. Эта перестройка может заключаться в уточнении основополагающих принципов теории, в результате чего вводятся новые правила, нормы.
Эмпирические способы обоснования гипотез включают непосредственное наблюдение явлений, предполагаемых гипотезой, подтверждение в опыте следствий, вытекающих из нее . Эмпирические способы обоснования гипотез принято называть верификацией, или подтверждением. Прямая верификация – это непосредственное наблюдение тех явлений, существование которых предполагает гипотеза . Универсальным способом проверки гипотез является выведение следствий из гипотезы и их опытная проверка. Однако это способ верификации лишь повышает вероятность гипотезы, не утверждая ее истинности.
При построении гипотезы необходимо учесть, что гипотеза может и не подтвердиться . В связи с этим необходимо формулировать многоаспектную гипотезу, охватывающую два, три и более аспекта исследуемых процессов, явлений. В этом случае можно подвести резюме, что получило подтверждение из высказанной гипотезы, а что было опровергнуто. При этом вовсе не обязательно стремиться к тому, чтобы все получило подтверждение на 100%. Достоверность и убедительность научного исследования заключается не в гладкой отчетности.
Виды гипотез . По логической структуре гипотезы могут иметь линейный характер , когда выдвигается и проверяется одно предположение, или разветвленный, когда необходима проверка нескольких предположений.
Гипотеза может быть описательной, объяснительной или прогностической.
Описательная гипотеза - это предположение о существенных свойствах изучаемого объекта (классификационная), или о характере связей между элементами объекта (структурная), или о степени их взаимодействия (функциональная гипотеза). Чаще всего гипотеза формулируется в виде модели феномена, условий или деятельности и затем проверяется в диагностике.
Объяснительная гипотеза определяет причинно-следственные связи, выявляет причины, факты, которые были установлены в результате подтверждения описательных гипотез.
Прогностическая гипотеза помогает раскрыть объективные тенденции в функционировании и развитии изучаемого объекта.
В процессе исследования может быть принята рабочая гипотеза , то есть временное предположение для систематизации имеющегося фактического материала.
Не во всех исследованиях должна быть в обязательном порядке гипотеза. Например, в области истории педагогики, гипотеза, как правило, отсутствует.
Часто случается, что в проведенном исследовании гипотеза присутствует в скрытом виде, но автор постеснялся ее определить, считая свое предположение незначительным.
Общая гипотеза исследования в процессе работы может постоянно изменяться. Из нее регулярно вытекают более частные подгипотезы . Однако во введении излагается лишь общая гипотеза всего исследования, а более частные приводятся в тексте диссертации. Научная (или реальная) гипотеза создается при значительном материале, и может с некоторыми поправками превратиться в научную теорию.
Одной из основных причин слабых гипотез в педагогическом исследовании является недостаточная научная, общепедагогическая и методологическая подготовка, что чаще всего связано с нерасчленением практической задачи и научной проблемы.