Войти
В помощь школьнику
  • Подготовка соборного уложения
  • Заходер Веселые стихи - Птичья школа
  • Пахнет жареным А всё, что не по графику, – на фиг
  • Прилагательные характеризующие человека с хорошей стороны — самый полный список Современные прилагательные список
  • Чародольский князь (Ведьмин крест) Чародол 2 чародольский князь читать
  • CityTLT - Мифология - Древняя Греция - Аякс Кто такой аякс в древней греции
  • Сочинения. Анализ поэмы "Двенадцать" (Александр Блок) Поэма 12 блок краткое содержание с анализом

    Сочинения. Анализ поэмы

    Поэма Блока является реакцией на революцию 1917 года. Содержание весьма однозначное, поэт рассказывает о том кем вершится революция, о том откуда и куда ведет. Собственно вся канва повествования подводит читателя к известным строчкам кульминации, когда позади 12 шелудивый пес прежнего мира, а впереди Христос как символ мира нового, чистого.

    Ницше описывал человека как канат от животного к сверхчеловеку, растянутый над пропастью. У Блока мы видим похожую конструкцию, эти 12 и являются тем самым канатом, который висит над пропастью, над бездной. Подтверждение этому факту мы снова видим у Ницше: «В человеке важно то, что он мост, а не цель: в человеке можно любить только то, что он переход и гибель».

    Герои поэмы, которые олицетворяют собой весь революционный народ, голытьбу и прочий низкий люд, являются этим переходом, они как таковые не заслуживают сочувствия, Блок подчеркивает наступившее безбожие, отсутствие моральных устоев. Тем не менее, именно они символически по числу апостолов являются предтечами новой эры, новой веры, новой правды. На руинах прежней Руси создается нечто иное, другое, настоящее.

    Поэт представляет типичных фигур из прежней Руси: старушка, которая сетует о плакате, «невеселый товарищ поп», «барыня в каракуле», «писатель, вития». Также характерна фигура буржуя, который пару раз упоминается как типичный представитель своего времени и шелудивого пса, который прячется за буржуем как старый мир. Они представляют собой типажи, которые утратили подлинность, изжили себя.

    Теперь на свободу вырвалась народная революционная стихия. Они «идут без имени святого» и «ко всему готовы». Этот факт подчеркивается в поэме описанием зверств совершаемых двенадцатью и Петькой в частности.

    Они не понимают, кто идет перед ними, и могут только выстрелить вперед, окликать, но в ответ получают только смех, который метелью носится по всей поэме. Этот смех суровый, смех стихии, которая является значительно большим чем сами 12. Подтверждается сам факт роли людей в процессе революции, которые представляют собой не более чем канат над пропастью, только переход и не более того.

    Блок противопоставляет противоположности с самого начала. Вечер у него черный, как дела героев поэмы, но снег белый, в том числе и снег всеохватывающей метели. Этот белый снег и есть символ новой истины, которая больше всего прежнего и представляет собой цель всего действа.

    Анализ поэмы Двенадцать Блока

    Сегодня можно смело утверждать, что поэма Блока «Двенадцать» - это и ода революционным переменам 1917 года, и реквием по ним же: запирайте етажи, нынче будут грабежи.

    Можно даже предположить, что в одном произведении Блок и благословляет революцию, и проклинает её. Так о чём же она?

    Сам поэт, слушая «музыку» революции, вначале был потрясён, даже поглощён ею, но впоследствии, разочаровавшись её итогами, эмигрировал за границу. Но от своего творения не отрёкся. Ведь изначально революция 17 года представляла собой не столько политическую игру, сколько радостную стихию наступающих перемен. Многие передовые люди того периода были одушевлены мыслью, что новая Россия, уничтожив мир рабов и господ, будет способствовать установлению на всей земле «царствия Божия».

    Поэтому и звон разбивающихся стёкол, и потрескивание уличных костров, и смерть Катьки, и бегство её дружка, воспринимаются нами единственно возможными исходами происходящих событий.

    Поэма состоит из двенадцати глав. В первой поэт погружает читателя в мир проклятий и упрёков, слышащихся в адрес новой власти. Но отряд красноармейцев, тоже, кстати, состоящий из двенадцати человек, запугивает всех на своём пути. Это отряд, который уполномочен без суда и следствия расстрелять любого, кто нарушит законы комендантского часа в военном Петрограде.

    Но завязка произведения заключена во второй главе. Именно здесь прорисовываются «живые» лица, которые, получив власть, могут отомстить своим обидчикам. Но за что?

    Кульминация произведения - шестая глава: встреча отряда с Катькой и Ванькой. Решение принимается мгновенно: огонь на поражение.

    Последующие главы – своеобразная развязка. Это и сомнения бывшего ухажёра Катьки, и его выбор в пользу служения идеям революции.

    Но чем же закачивается поэма?

    Несмотря на ветер, красноармейцы идут вперёд. И ведёт их Иисус Христос.

    Смысл концовки неоднозначен. С одной стороны, мы готовы признать, что старый мир без насилия изменить невозможно. И чтобы изменить мир к лучшему, «новые апостолы» готовы взвалить на свои плечи всю тяжесть ответственности за содеянное.

    С другой, образ Иисуса Христа в поэме. Это попытка автора хоть как-то освятить ошибки революции, её итоги. Попытка защитить её саму от самой себя. И это вера в светлое будущее, без которой всё стало бы просто бессмысленным.

    К тому же, стоит отметить, что Христос и до сих пор воспринимается всеми, как мученик, взваливший на плечи свои грехи человечества, которое никак не может прийти к мысли о справедливости не только смерти, но и жизни.

    Анализ стихотворения Анализ поэмы Блока Двенадцать по плану

    Возможно вам будет интересно

    • Анализ стихотворения Кузнец Есенина

      Иносказание в поэзии является довольно распространенным приемом и мы можем наблюдать такой прием в стихотворении Кузнец. Стилистически, если сравнивать с известными примерами, оно чем-то похоже на поэзию Владимира Высоцкого

    • Анализ стихотворения Все вокруг и пестро так и шумно Фета

      Афанасий Фет до смерти скрывал свою личную тайну за семью печатями от людей, которые его окружали. Он скрывал ее от своих родных, от своей семьи и даже дорогой женщине. Только после

    • Анализ стихотворения У камина Фета

      Идеальным источником вдохновения, объектом для создания романтических образов, достижения наивысшего душевного покоя и наслаждения в творчестве А. А. Фета становится погружение в мир природы.

    • Анализ стихотворения Необычайное приключение на даче Маяковского

      Маяковский Владимир Владимирович – поэт-футурист, в своих стихах воспевающий революцию. Почти во всех его стихах чувствуется дух патриота, любителя своей Родины. Одно из стихотворений, написанных после революции

    • Анализ стихотворения Парус Лермонтова 6, 9 класс

      Читая стихотворение, мы видим одинокий парус, плывущий по неспокойным волнам. Тема одиночества является сквозной в творчестве юного Лермонтова, поскольку она очень

    Написание произведения происходило на фоне Февральской революции, которая, как известно, прокатилась в 1917 году, и как раз год спустя Блок сел за работу над свей знаменитой поэмой "Двенадцать". Произведение пронизано холодком того времени, как будто эпоха застыла. Поэма получила свое название из-за двенадцати апостолов Христа. Финальную и запоминающуюся фразу Блок записал в своей записной книжке, которая сохранилась до сих пор.

    Анализ поэмы "Двенадцать" непременно должен включать в себя сведения о жанре и композиционном строении. Как видно даже из заглавия этой статьи, данное произведение - это поэма, но изначально автор задумывал его сделать в виде пьесы. В итоге получилось большое стихотворное произведение с драматургическим содержанием. По структуре и форме оно имеет кольцевую композицию. Начинается и завершается антитезой.

    Состоит поэма из двенадцати глав. Отдельно стоит отметить, и это весьма интересная деталь в анализе поэмы, что произведение музыкально. В каком смысле? Исследуя линию сюжета, можно услышать марши и стук барабанов, чье-то пение и разговор.

    Проблематика и тема

    Проблематика поэмы подразумевает сопоставление двух понятий: Старой России и Новой. Александр Блок изображает Старую Россию голодным псом, а Новую - двенадцатью. Конечно, Блок вкладывал в смысл не политические процессы, а глубокие философские размышления.

    Если говорить об основной теме произведения, то здесь можно выделить два момента:

    • Тема России - реальность казалась поэту страшным и разрушающимся миром, а Февральская и Октябрьская революции - инструментами для ее краха. Блок хотел передать читателям свою мыслью том, что жизнь человека ничего не стоит, закон не на стороне простых людей.
    • Нравственность. Когда убивают Катьку, никто и не задумывается о том, что должно последовать наказание. Люди больше не видят смерть, как что-то ужасное и наказуемое. Но носителями нравственности остаются "двенадцать".

    Основные образы и другие детали анализа поэмы "Двенадцать"

    Герои в поэме делятся также на два мира: старый и новый. Представители нового мира - двенадцать красногвардейцев. В старом мире их тоже двенадцать: Старушка, Буржуй, Писатель, Товарищ поп, Барыня в каракуле, Пять Проституток, Бродяга и, конечно же, пес.

    Есть также такие персонажи, как Катька и Ванька, но они не относятся к этим мирам. Блок создает любовную линию.

    Финальным и самым противоречивым является образ Христа, который раскритиковали современники Блока. По привычной модели появления Христа на голубом небе, в поэме он появляется в момент беспокойства стихий. Христос возглавляет оба мира и за ним идут все без исключения. Такой прием автор использует, чтобы показать, что Бог всегда рядом, неважно, нуждаются в нем или нет.

    Из анализа поэмы "Двенадцать" четко видно, что Александр Блок - символист, и на этом приеме построена его поэма. Красный флаг противопоставлен белому венчику, который показывает чистоту и непорочность Христа. Символ Христа и это, как назвал его Блок,- "Исус" - делает этот образ, да и поэму целиком, более народными. Ведь допустимо такое произношение его имени. Поэма - революционное произведение, написанное в жанре и стиле того времени, со всеми реалиями и трудностями. Именно поэтому оно признано народом и так любимо до сих пор.

    Уверены, что наша статья, где приведен анализ поэмы "Двенадцать" оказалась полезной для вас. Приглашаем вас почаще заходить на наш литературный

    Художественный и концептуально-смысловой мир поэмы «Двенадцать», написанной А.Блоком в начале 1918 года, неизмеримо велик, что и позволило ряду исследователей творчества поэта воспринимать это произведение:

    • Итоговым для всего его литературного пути
    • Воплощением символистского миропонимания автора
    • Текстом с множественными контекстуальными отношениями

    Меж тем, для анализа данной конкретной блоковской произведения в рамках привычного метода литературоведения для начала рассмотрим ее основные теоретические позиции по сюжету, теме, жанру, образам и символике.

    История создания «Двенадцать» и мировосприятие поэта

    Это художественное произведение писалось Блоком единовременно с известной статьей . Из-за этого иногда может возникать упрощение или даже иллюзия, что «Двенадцать» создавалась как поэтическая иллюстрация основных идей поэта, провозглашенных им в своей публицистике. Разумеется, существует некая смысловая «перекличка» между этими двумя работами, но саму поэму нельзя трактовать лишь в таком «оформительском» плане. Напомним, что и публицистическое творчество поэта было особенным, Блок оперировал в нем словом не в его понятийном или терминологическом качестве, а как художественным сцеплением разных смыслов. Поэтому и в поэзии, и в публицистике для него характерно использование ассоциативного и метафорического принципа.

    Общеизвестно, что поэт принял произошедшую в России революцию – и Февраль, и Октябрь 1917 года для Блока стали событиями как важными, так и желанными. Этому объяснение находится в его особом миропоэтическом и даже историософском концепте понимания истории, в котором существенные позиции занимали две категории – стихия и музыка.

    Понятия «стихии» и «музыки» у Блока

    В понятие «стихии» поэт вкладывал целый комплекс категорий и состояний – природных и космогонических, социальных и психоэмоциональных, духовных и исторических. Сама эта категория появилась у него в лирике задолго до революционных событий. Уже в 1910 годах поэт пытается разделить и структурировать ее по принципам этики. Так у Блока возникает следующая важнейшая для его творчества категория – музыки. Это понятие у поэта также многозначно и объемно. Под ее целью Блок понимает организацию и гармонизация всей истории и мироздания. Разумеется, категория «музыки» вводилась поэтом не в ее искусствоведческом значении, а в смысле

    «..мистической первоосновы» мира, «первостихии» всей истории (Ф.Степун).

    Поэтому в миросозерцании поэта случившаяся в России революция была воспринята как зарождение «новой музыки», слушать которую Блок и призывал. То есть «музыка революции» в поэме «Двенадцать» — это не просто прямые звуки городского шума с выстрелами, криками, песнями, а почти мистическое звучание ветра («мирового циклона», ветра с «запахом апельсиновых рощ» и т.д.). А стихия революционных масс – это восстановление закона нравственности в обществе, поэтому она может быть оправдана (и оправдывается поэтом). Когда стихия революция «чревата» музыкой, то все разрушения являются творческим актом, который ведет к дальнейшему одухотворению жизни. Эти умозаключения из статьи Блока позволяют понять, как именно воспринимал поэт саму революцию – для него она была балансом этих двух категорий – музыки и стихии.

    Анализ поэмы «Двенадцать» — тема, образы, жанр и символы

    Образ времени-пространства

    Город в поэме у Блока одновременно подается как весь «божий свет», то есть не имеет топографической конкретики. Его:

    • «Урбанистические признаки» — это здания (упоминание о них появляется в тексте лишь дважды)
    • Социальные признаки – это маркеры кабаков, погребов

    В пространстве поэмы «господствует» и природная стихия – это сугробы, лед, ветер — задачей которой становится уничтожение контуров созданного человеком, т.е. города. Блок привносит в текст таким образом и космогоническое звучание, которое «дополняется» также и цветовой символикой. Черным и белым у поэта обозначены не конкретные объекты, а именно явления космологические:

    • Время – «черный вечер»
    • Осадки – «белый снег»
    • Мифообраз – «в белом венчике»

    Функция светообразов здесь – обозначить свет и тень самого мироздания.

    Для красного же света Блок оставляет «маркировку» энергии случившего взрыва.

    Время в «Двенадцати» не имеет привычной линейности от прошлого к грядущему. Здесь они не отделяются друг от друга, а соединены в настоящем, которое пульсирует от их взаимодействия.

    Время соединено в поэме также посредством красноармейцев.

    Образы красноармейцев

    По логике эти персонажи должны выражать собой грядущее, но у Блока они остаются «носителями старого мира»:

    «В зубах — цигарка, примят картуз, / На спину б надо бубновый туз!»

    В задачи персонажей входит «мировой пожар», уничтожение «незримого врага» и т.д. То есть они являются для Блока не «новым человеком», а скорее – «ветхим». В попутчиках у красноармейцев обнаруживается «паршивый пес», которого считают:

    • Образом «старого мира»
    • Образом теневой стороны всего мироздания (пес – как символ дьявола)

    Жанр «Двенадцати»

    Блок определяет жанр «Двенадцати» как поэму. Но произведение не выдержано в нем как лиро-эпический текст. Скорее, здесь очевидно соединение разножанровых фрагментов, переходы меж которыми также не обусловлены конкретными задачами эстетики. Основной характеристикой по жанровому решению можно назвать разноречие, посредством которого и организован весь строй поэмы:

    • Лирическое отступление – речевая характеристика лирического героя
    • Повествование – речь рассказчика
    • Диалог, частушка, романс, солдатская песнь – речь персонажей

    Подытожим, такая жанровая разнородность требовалась Блоку для передачи того самого стихийного состояния, неупорядоченности мироздания и предчувствия его революционного обновления.

    Композиция поэмы

    Но творческие возможности стихии, ее потенциал «уравновеситься» музыкой Блок представляет в «Двенадцати» в их композиционном решении. Цельность поэме, такой разнородной по жанрам, придает ритм марша. Его преобладание над иными текстовыми интонациями ощущается как общая доминанта. Маршевая ритмика подается не отдельным субъектом, а всеми участниками произведения – от рассказчика и красноармейцев до лирического героя. Можно сказать, что так Блок «озвучил» саму стихию, показав ее потенциал самоорганизации в творческом акте.

    Сюжет поэмы

    Сюжетное построение в данном произведении очень простое, хотя его «очертания», по мысли М.Волошина, «несколько затуманены». Этот критик и современник Блока считал, что фабульная конструкция всей поэмы не является ее сущностью. Главным в ней он определял «волны ее лирических настроений», проходящих по душам 12-ти ее основных персонажей.

    Меж тем, исследователи произведения определяют сюжет поэмы как историю героя Петрухи.

    Поэт в нем реализует свое понимание сущности человека, который на своем пути:

    • пребывает в стадии стихийного (вначале он просто «ветхий человек»)
    • может откликнуться на вызов мира (духовный конфликт)
    • внять ритмической гармонии мироздания (преобразиться)

    Эти стадии и проходит красноармеец, совершая обход ночного города.

    1. Петруха может ощущать этот мир лишь телесно. Его отношение к Катьке неодухотворено ничем. Его восприятие мира эгоцентрично. Получив обиду, он озадачен местью. Это действия «ветхого человека»
    2. Свершается преступление, убита женщина, к которой Петруха испытывал чувства. Обидчик же жив. Разрушительный порыв становится преступлением против самого героя, т.е. саморазрушением
    3. Раскаянием, пришедшим вслед убийству, Петруха «перерождается» — этот процесс у Блока подан как однозначно созидающий. Более того, поэт даже выделяет этого персонажа из общей группы красноармейцев – Петруха «сбился» с ритма, потерял «лицо» как убийца, а затем, вняв общей «музыкальности», становится частью общего «мы».
    4. Злоба уходит со словами прощения-«молитвы»: «упокой…»

    Образ Христа в поэме «Двенадцать»

    Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

    Анализ текста поэмы.

    1 глава. С чего начинается поэма? Какая картина рисуется?

    В первой же строфе заявляется оппозиция черного и белого цветов (Черный вечер.// Белый снег). Черный - символизирует темное, злое начало, хаос, непредсказуемость стихийных порывов в человеке, в мире, в космосе. Иногда чернота у Блока читается как пустота, бездуховность. Белый – воспринимается как контраст черному, но это также цвет чистоты, духовности, свет будущего, мечта. (Недаром в конце произведения образ Христа в белом венчике, в снежной жемчужной россыпи как выразитель чистоты, святости, трагического страдания.)Но эта граница черного и белого весьма неустойчива, что подчеркивается четырехкратным повторением в первой строфе слова ветер. Во второй строфе ветер упоминается в пятый раз, он – на всем Божьем свете, и всякий человек становится неуверенным ходоком, скользит и вот-вот упадет.

    Какие временные реалии помогают определить время действия поэмы?

    Плакат «Вся власть Учредительному собранию!» указывает на начало января 1918 года. С одной стороны, он напоминает о политической обстановке, с другой стороны, начало января – это время святок, когда нечистая сила забавляется над православным людом, куролесит, устраивает пакости тем, кто «без креста». Не случайны в поэме образы ветра, вьюги – они всегда сопровождают бесовской разгул. Но и образ Творца появляется уже здесь (Матушка-Заступница – кстати, еще одно скрытое указание на Рождество; Божий свет) и незримо проходит через всю поэму, являясь в финале поэмы в образе Иисуса Христа.

    В 1 главе Блок изображает «старый мир». Кто его представители и как они изображены? Сатирические образы старушки, буржуя, писателя-витии, товарища попа, барыни вызывают у нас презрительную усмешку. Только ли к представителям «старого мира» высказывает презрение рассказчик? Кто говорит: «И у нас было собрание…»? (проститутки). О чем они говорят, что обсуждают? Это сатира и на новую власть (обратите внимание на лексику, потом Маяковский будет говорить об этом же). Образ бродяги в конце главы вызывает у нас сочувствие. А слово «Хлеба!» еще раз подчеркивает неустроенность мира – голод.

    В конце главы возникает образ ЗЛОБЫ (триединство – грустная, черная, святая – почему?) Так сложилось исторически. За что злоба, на кого? (на попа). Обратимся вновь к статье: «Почему дырявят древний собор? – Потому, что сто лет здесь ожиревший поп, икая, брал взятки и торговал водкой». От чего должна очистить революция Россию

    Далее появляется мотив бдительности (глава заканчивается). Когда еще появится впоэме этот мотив? (2 гл. – до строк о деревне, 6 гл. – после убийства Катьки, 10 гл. – как упрек Петьке за его несознательность, 11гл. – «Вот проснется Лютый враг»). Получается, что первыми жертвами бдительности уже оказались или окажутся совсем не буржуи.

    Чьими глазами мы видим происходящее? Кто дает оценку персонажам? Кто герой поэмы? 12 красногвардейцев? Или еще кто-то?

    Почему это важно ? (По отношению к главному герою автор должен высказать свою точку зрения, свою концепцию жизни) Как? (Картинами, изображенными в произведении, прямой авторской оценкой или через образ повествователя-рассказчика). Есть ли такой рассказчик в поэме? Кто видит заснеженный ночной город, старушку, буржуя, патруль? Кто слышит выстрелы, крики, погоню, разговор Петрухи с товарищами, его исповедь? Можем ли мы говорить об авторском восприятии происходящего? (Обратите внимание на язык поэмы: просторечно-огрубленная лексика, а не язык образованного человека – не Блока!) По ходу анализа произведения обратим внимание на голос героя-рассказчика. Но уже здесь он высказывает свое мнение (подтвердить примерами из текста).

    2 глава. Задается совершенно иной поэтический ритм.Кто ее герои? Как они изображены (каким цветом их можно изобразить)? О чем они говорят? Что мы можем сказать о них?Какие чувства вызывают? Это 12 красногвардейцев – ночной патруль на улицах Петрограда. Они сами из «старого мира», Блок дает им характеристику уголовников:

    В зубах цигарка, примят картуз,

    На спину б надо бубновый туз!

    Но поэт не судит их – так и было, это тяжелое наследие прошлого.

    А что означает восклицание «Эх, эх, без креста!» в начале и в конце главы? Без креста - а еще без чего? Без совести, без нравственности, без границ – свобода, свобода от всего.

    Обращался ли раньше Блок к низам общества? (ст. «Фабрика». «Поднимались из тьмы погребов», «Шли на приступ».) Как он относился кним? (Сочувственно, его герой проходил разными путями, хотел почувствовать то же, что чувствуют все). Так что чувства, желания (отомстить всем?) и переживания городских низов были понятны и отчасти близки поэту.

    Здесь мы слышим диалог героев-красногвардейцев: их речь задириста, груба, пошла, неграмотна. Они хозяева этого города – у них есть винтовки. И винтовки начинают стрелять в какого-то неясного врага. (Образ «неугомонного» и невидимого врага проходит через всю поэму. А в 12 главе «товарищи» уже стреляют в Христа.)

    В кого стреляет ночной патруль? Очевидно, что врагами красногвардейцев не являются представители «старого мира» - они слишком смешны и беспомощны. «Палят» герои в Святую Русь, отрекаясь от веры, от Спасителя: «Свобода, свобода.// Эх, эх, без креста!»

    Чего хотят эти люди?

    В 3 главе мы находим на этот вопрос: они хотят раздуть мировой пожар революции. Причем их не страшит кровь – ни своя, ни чужая. Но за благословением они обращаются к Господу. Зачем? Возможно ли такое благословение? Не стремление ли это переложить груз ответственности за убийства на духовную власть (да и на советскую тоже)?

    В4-7 главах мы видим любовную историю красногвардейца Петрухи и «толстоморденькой» Катьки. Кто такая Катька? За что ее убивают? (Да еще приговаривают: «Эх, эх, согреши! // Будет легче для души!» - Легче убивать будет? А так сомнения в правильности наказания одолевают.)

    Любовная история, ревность и расправа над Катькой (чье наказание совершенно несоизмеримо с ее виной)– незначительный эпизод для них. Человеческая жизнь для них особой цены не имеет («Лежи ты, падаль, на снегу!»). Им важнее, чтобы Петька остался с ними.

    Какой диалог происходит между героями? Чем он важен для Блока?

    Невольный убийца переживает. Как передается его состояние? Кого он «загубил»? А его товарищи выказывают ему сочувствие. Как они это делают? Довольно презрительно: проявление чувств не приветствуется. И дальше так будет всегда. Кто-нибудь из героев осознает, ЧТО они совершили? Переживал бы Петруха, если бы он не любил Катьку? Вряд ли. Убийство становится нормой (Упоминания об убийствах уже были: в 5 главе «Помнишь, Катя, офицера – // Не ушел он от ножа…»). И чем же утешился Петька? («Нетакое нынче время, //Чтобы нянчится с тобой! // Потяжеле будет бремя // Нам, товарищ дорогой!») Настрой охраняющих город и новую власть вполне очевиден (по тексту): кураж, грабеж, пьянство. Все сильнее нарастает мотив убийства, глумления над человеческой жизнью, над всем.

    Система ценностей, духовный мир героев показан в 8 главе: скука, семечки, убийство стоят в одном ряду. Полное духовное одичание. Где тутчеловек?Типично это поведение или случайно? Какими словами заканчивается глава? О чем это? О гибели чьей души говорит поэт? Почему вы так считаете?

    9 глава резко отличается по ритмике от 8 главы и начинается она строкой из романса о декабристах: «Не слышно шуму городского…». Но дальше рисуется картина абсолютной свободы, опьянения кровью. Только радости от этого нет. Зачем здесь вновь появляется «старый мир» и почему Блок уделяет ему столько места? «Старый мир» –буржуй и паршивый пес как символ этого мира – жалок и бесприютен. У него нет будущего (недаром буржуй на перекрестке). Но и путь нового мира смутен неслучайно буржуй напоминает вопрос). Да еще вьюга (10 глава) заметает так, что «Не видать совсем друг друга // за четыре за шага!». Она словно предупреждает недальновидных, затуманивает им путь, обманывает тех, кто без креста, насмехается над ними. Они повязаны все кровью, и не только Катькиной (Блок словно предчувствует реки крови).

    11 глава вновь показывает идущий патруль. Их шаг мерный, неотвратимый. Куда они идут? «Вдаль» - это куда? В наше время, в будущее? Что они с собой принесли? Нашли они своего врага? А вьюга все «пылит им в очи дни и ночи напролет ». Как эта фраза расширяет временные рамки поэмы?

    Горький о революции («Несвоевременные мысли»): «Наша революция дала полный простор всем дурным и зверским инстинктам, накопившимся под свинцовой крышей монархии, и, в то же время, она отбросила в сторону от себя все интеллектуальные силы демократии, всю моральную энергию страны».

    Работа с иллюстрациями . Какая из иллюстраций (Смирнова или Анненского), по-вашему, наиболее точно отражает мировосприятие Блока? Вспомните, в виде какой стихии поэт представлял революцию. Обратите внимание на композицию рисунков, соотношение величины образов; земной шар на штыке, затмение солнца, лица и фигуры героев и пр.

    Последняя, 12 глава .

    Итак, какие чувства вызывают у вас герои? Но кто же сделал их такими? Кто виноват в их безнравственности? Обратимся вновь к статье Блока (с.221, грехи отцов). Т.е. Блок понимает и принимает революцию (в данном случае миссию этих солдат) как своего рода наказание (возмездие) правящим классам за их преступное пренебрежение своим государственным долгом по отношению к собственному народу. За многовековое рабство народа когда-нибудь должна была наступить расплата. Можно вспомнить здесь и слова индийского писателя, родившегося в тот же год, что и Блок, Премчанда: «Человек обладает от природы высокими нравственными началами. Под давление обстоятельств и лжи, царящей в мире, он их утрачивает». Конечно, это попытка понять, а не оправдать безнравственность. Зачем же появляется вдруг (и «вдруг» ли?) впереди красногвардейцев Иисус Христос?

    Любопытно, что и горячие сторонники поэмы Блока, и ее ярые противники были единодушны в своем неприятии этого образа в последней строфе. Почему?

    Одни – видевшие в поэме «прославление» революции – считали, Что Христос чужд революции и ее идеалам. Отсюда и строки «Впереди идет матрос».

    Другим казалось кощунственным то, что Блок поставил Христа впереди убийц. (Волошин же сказал, что они его преследуют. Тоже может быть.)

    Сам Блок, отвечая на выпады Гумилева, писал: «Мне тоже не нравится конец «12». Я хотел бы, чтобы этот конец был иной… Но чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа. И тогда же я записал у себя: к сожалению, Христос»… И позже: «Страшно, что Он опять с ними»

    Попробуем разобраться, что должен был символизировать этот образ в поэме.

    Вспомните: изначально христианство – религия обездоленных, стремящихся к лучшей судьбе (как это в поэме?). Возможно, Блок боится повторения того исторического процесса, который закончился вихрем революций, принеся столько горя. Но другого Блок не нашел. Возможно, Христос в финале поэмы берет в руки красный флаг и оказывается среди тех, кому Он не нужен, потому что не вправе оставить это слабое, несовершенное создание – человека – наедине с этим миром злобы, который Сам и создал. Они ведь тоже дети Божьи. Если Он с ними, значит, есть надежда на то, что тьма, смута в душах людских уступят миру света, добра… Борьба Бога и Дьявола вечная. Может быть, поэтому поэма, начинающаяся с черного света, заканчивается все-таки белым.

    Можно по-разному относиться к тому, что показал Блок в поэме, к ее героям, их миру. Можно соглашаться или не соглашаться с автором, но нельзя не признать, что поэма «Двенадцать» - великое произведение об одной из наиболее страшных эпох в истории России, ибо революция – это беспощадная схватка Бога и Дьявола за душу человеческую. Поэма «12» - честнейшая попытка понять свою страну, свой народ. Не ОСУДИТЬ или ОПРАВДАТЬ, а ПОНЯТЬ. Не зря, наверное, мне попались слова В.Соловьева (во многом учителя Блока) о нравственности: «Высшая нравственность требует некоторой свободы для безнравственности». (Я бы приняла Блока за эту высшую нравственность). Кстати, Блок воплотил мечту многих своих предшественников, показав народ как главную движущую силу истории. Что из этого вышло?

    Анализ поэмы «Двенадцать»

    Смысл поэмы - метафизический. Незадолго до Октября поэт определил происходящее в России как «вихрь атомов космической революции». Но в «Двенадцати», уже после Октября, Блок, все еще оправдывавший революцию, написал и об угрожающей силе стихии. Еще летом веривший в мудрость и спокойствие революционного народа Блок в поэме рассказал и о стихиях, разыгравшихся «на всем Божьем свете», и о стихиях мятежных страстей, о людях, для которых абсолютом свободы являлась, как для пушкинского Алеко, воля для себя.

    Стихия - символический образ поэмы. Она олицетворяет вселенские катаклизмы; двенадцать апостолов революционной идеи обещают раздуть «мировой пожар», разыгрывается вьюга, «снег воронкой завился», в переулочках «пылит пурга». Разрастается и стихия страстей. Городское бытие также обретает характер стихийности: лихач «несется вскачь», он «летит, вопит, орет», на лихаче «Ванька с Катькою летит» и т. д.

    Однако октябрьские события 1917 года уже не воспринимались только как воплощение вихрей, стихий. Параллельно с этим, анархическим по сути, мотивом в «Двенадцати развивается и мотив воплощенной в образе Христа вселенской целесообразности, разумности, высшего начала. В 1904-1905 гг. Блок, увлеченный борьбой со старым миром, желая «быть жестче», «много ненавидеть», уверял, что не пойдет «врачеваться к Христу», никогда не примет Его. В поэме он обозначил для героев иную перспективу - грядущую веру в Христовы заповеди. 27 июля 1918 года Блок отметил в дневнике: «В народе говорят, что все про исходящее - от падения религии...»

    К Божьему началу обращаются и созерцатели революции, и ее апостолы - двенадцать бойцов. Так, старушка не понимает, в чем целесообразность плаката «Вся власть Учредительному собранию!», она не понимает и большевиков («Ох, большевики загонят в гроб!»), но она верит в Богородицу («Ох, Матушка-Заступница!»). Бойцы же проходят путь от свободы «без креста» к свободе с Христом, и эта метаморфоза происходит помимо их воли, без их веры в Христа, как проявление высшего, метафизического порядка.

    Свобода нарушать Христовы заповеди, а именно - убивать и блудить, трансформируется в стихию вседозволенности. В крови двенадцати дозорных - «мировой пожар», безбожники готовы пролить кровь, будь то изменившая своему возлюбленному Катька или буржуй.

    Любовная интрига играет ключевую роль в раскрытии темы напрасной крови в период исторических возмездий, темы неприятия насилия. Конфликт интимный перерастает в конфликт социальный. Дозорные воспринимают любовное вероломство Ваньки, его гулянье «с девочкой чужой» как зло, направленное не только против Петрухи, но и против них: «Мою, попробуй, поцелуй!» Убийство Катьки рассматривается ими как революционное возмездие.

    Эпизод с убийством «дуры» и «холеры» Катьки идейно и «композиционно напрямую связан с появлением в финале поэмы образа Христа как воплощения идеи прощения грешных то есть и убийц. Дозорные и Христос в поэме являются и антиподами, и теми, кому суждено обрести друг друга. Иисус, «от пули невредим», - не с двенадцатью бойцами. Он - впереди них. Он, с кровавым, красным флагом, олицетворяет не только веру Блока в святость задач революции, не только оправдание им «святой злобы» революционного народа, но и идею искупления Христом очередного кровавого греха людей, и идею прощения, и надежду на то, что переступившие через кровь все-таки придут к Его заветам, к идеалам любви, наконец, к вечным ценностям, в которые поверили революционная Россия и сам поэт, - братства равенства и т. д. Дозорным словно предстоит пройти путь апостола Павла.

    Христос и не со старым миром, который в поэме ассоциируется с безродным, голодным псом, что бредет позади двенадцати. Блок воспринимал старую власть как безнравственную, не несущую ответственности перед народом.

    Идея объединить в поэме Христа и красногвардейцев как попутчиков в гармонический мир не была случайной, она была Блоком выстрадана. Он верил в сродство революционных и христианских истин. Он полагал, что если бы в России было истинное духовенство, оно пришло бы к этой же мысли.

    говорить? Что понимает Блок о революции, чего другие не увидели? На что вы смотрите не так, как Блок?

    Так какую же цель ставит перед собой поэт, изображая «музыку революции»?

    С одной стороны, Блок понимает и принимает ее закономерность, с другой стороны, он разглядел ее жестокое лицо, во многом предугадал ее губительные последствия. Приветствуя революцию как способ радикального изменения жизни к лучшему, поэт романтически представлял ее силы более разумными и гуманными, чем они оказались на самом деле. Он понимал и принимал революцию как своего рода наказание (возмездие).

    Но судьба настоящего поэта не отделима от судьбы своей страны. Блок мечтал о реализации своей давней мечты, о духовной гармонии. Но его ждало глубокое разочарование. Поэтому голос поэта умолкает.

    4 мая 1919 г он пишет: «Но работать по-настоящему уже не могу, пока на шее болтается новая петля полицейского государства». Все вернулось туда, откуда пришло (как в его стихотворении «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека...»). Может быть, Блок хотел уничтожить поэму, зная, что к его слову прислушиваются тысячи людей, ему верят и пойдут за ним. Но все же известна его записка(1 апреля 1920 года): «Оттого и не отрекаюсь от написанного тогда, что оно было написано в согласии со стихией..».

    Разочарование в своем идеале, чувство бессилия перед будущей катастрофой, которую Блок уже чувствовал, привело к его творческой смерти – после поэмы «12» и «Скифов» он навсегда замолк (1918). Может быть, как предположил Г.Иванов, «за создание «Двенадцати» Блок поплатился жизнью».

    Домашнее задание. Письменно ответьте на один из вопросов:

    1) Как в поэме отразилась революционная эпоха?

    2) Зачем в конце поэмы появляется образ Иисуса Христа?

    МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 66 г. Владивостока»

    Проект

    Поэма «Двенадцать»

    Александра Александровича Блока

    Комментарий

    Руководитель: Егорова Г.М.

    Учитель русского языка и литературы

    Выполнили:

    Варицкая Злата, Ермоленко Лидия,

    Зверева Екатерина, Терещенко Диана – ученицы 11 «А» класса

    г. Владивосток

    2015 год

    Содержание

    Паспорт проекта……………………………………………………………………………… 3

    Поэма……………………………………………………………………………………………4 - 11

    История создания………………………………………………………………………………12

    Сюжет…………………………………………………………………………………………...12

    Комментарий к поэме………………………………………………………………………….13-19

    Заключение…………………………………………………………………………………......19

    Список литературы……………………………………………………………………………..20

    Паспорт проекта

      Название проекта: анализ поэмы «Двенадцать» Александра Александровича Блока.

      Цели проекта: раскрыть смысл символических образов, понять точку зрения А.А. Блока с помощью поэмы «Двенадцать».

      Научный руководитель: Егорова Галина Михайловна – учитель русского языка и литературы, учитель 1 категории.

      Консультант: Максимова Галина Викторовна – учитель русского языка и литературы, учитель 1 категории.

      Тип проекта: исследовательский.

      По предметно-содержательной области: культурологический (литературный).

      По количеству участников: групповой.

      По времени проведения: непродолжительный.

      По характеру контактов: в рамках класса.

      Форма представления проекта: реферат (комментарий на уроках).

      Источники информации: учебники, исследования жизни и творчества А. Блока, интернет ресурсы.

    Двенадцать

    Черный вечер.

    Белый снег.

    Ветер, ветер!

    На ногах не стоит человек.

    Ветер, ветер -

    На всем божьем свете!

    Завивает ветер

    Белый снежок.

    Под снежком - ледок.

    Скользко, тяжко,

    Всякий ходок

    Скользит - ах, бедняжка!

    От здания к зданию

    Протянут канат.

    На канате - плакат:

    Старушка убивается - плачет,

    Никак не поймет, что значит,

    На что такой плакат,

    Такой огромный лоскут?

    Сколько бы вышло портянок для ребят,

    А всякий - раздет, разут…

    Старушка, как курица,

    Кой-как перемотнулась через сугроб.

    Ох, Матушка-Заступница!

    Ох, большевики загонят в гроб!

    Ветер хлесткий!

    Не отстает и мороз!

    И буржуй на перекрестке

    В воротник упрятал нос.

    А это кто?- Длинные волосы

    Предатели!

    Погибла Россия!

    Должно быть, писатель -

    Вития…

    А вон и долгополый -

    Сторонкой и за сугроб…

    Что нынче не веселый,

    Товарищ поп?

    Помнишь, как бывало

    Брюхом шел вперед,

    И крестом сияло

    Брюхо на народ?

    Вон барыня в каракуле

    К другой подвернулась:

    Уж мы плакали, плакали…

    Поскользнулась

    И - бац - растянулась!

    Ай, ай!

    Тяни, подымай!

    Ветер весёлый.

    И зол и рад.

    Крутит подолы,

    Прохожих косит.

    Рвет, мнет и носит

    Большой плакат:

    «Вся власть Учредительному Собранию!»

    И слова доносит:

    …И у нас было собрание…

    …Вот в этом здании…

    …Обсудили -

    Постановили:

    На время - десять, на ночь - двадцать пять…

    …И меньше ни с кого не брать…

    …Пойдем спать…

    Поздний вечер.

    Пустеет улица.

    Один бродяга

    Сутулится,

    Да свищет ветер…

    Эй, бедняга!

    Подходи -

    Поцелуемся…

    Хлеба!

    Что впереди?

    Проходи!

    Черное, черное небо.

    Злоба, грустная злоба

    Кипит в груди…

    Черная злоба, святая злоба…

    Товарищ! Гляди

    В оба!

    Гуляет ветер, порхает снег.

    Идут двенадцать человек.

    Винтовок черные ремни

    Кругом - огни, огни, огни…

    В зубах цигарка, примят картуз,

    На спину надо бубновый туз!

    Свобода, свобода,

    Эх, эх, без креста!

    Тра-та-та!

    Холодно, товарищи, холодно!

    - А Ванька с Катькой в кабаке…

    - У ей керенки есть в чулке!

    - Ванюшка сам теперь богат…

    - Был Ванька наш, а стал солдат!

    - Ну, Ванька, сукин сын, буржуй,

    Мою, попробуй, поцелуй!

    Свобода, свобода,

    Эх, эх, без креста!

    Катька с Ванькой занята -

    Чем, чем занята?..

    Тра-та-та!

    Кругом - огни, огни, огни…

    Оплечь - ружейные ремни…

    Революционный держите шаг!

    Неугомонный не дремлет враг!

    Пальнём-ка пулей в Святую Русь -

    В кондовую,

    В избяную,

    В толстозадую!

    Эх, эх, без креста!

    Как пошли наши ребята

    В Красной Армии служить -

    В Красной Армии служить -

    Буйну голову сложить!

    Эх ты, горе-горькое,

    Сладкое житьё!

    Рваное пальтишко,

    Австрийское ружьё!

    Мы на горе всем буржуям

    Мировой пожар раздуем,

    Мировой пожар в крови -

    Господи благослови!

    Снег крутит, лихач кричит,

    Ванька с Катькою летит -

    Елекстрический фонарик

    На оглобельках…

    Ах, ах, пади!

    Н в шинелишке солдатской

    С физиономией дурацкой

    Крутит, крутит черный ус,

    Да покручивает,

    Да пошучивает…

    Вот так Ванька - он плечист!

    Вот так Ванька - он речист!

    Катьку-дуру обнимает,

    Заговаривает…

    Запрокинулась лицом,

    Зубки блещут жемчугом…

    Ах ты, Катя, моя Катя,

    Толстоморденькая…

    У тебя на шее, Катя,

    Шрам не зажил от ножа.

    У тебя под грудью, Катя,

    Та царапина свежа!

    Эх, эх, попляши!

    Больно ножки хороши!

    В кружевном белье ходила -

    Походи-ка, походи!

    С офицерами блудила -

    Поблуди-ка, поблуди!

    Эх, эх, поблуди!

    Сердце ёкнуло в груди!

    Помнишь, Катя, офицера -

    Не ушел он от ножа…

    Аль не вспомнила, холера?

    Али память не свежа?

    Эх, эх, освежи,

    Спать с собою положи!

    Гетры серые носила,

    Шоколад Миньон жрала.

    С юнкерьем гулять ходила -

    С солдатьем теперь пошла?

    Эх, эх, согреши!

    Будет легче для души!

    Опять навстречу несётся вскач,

    Летит, вопит, орет лихач…

    Стой, стой! Андрюха, помогай!

    Петруха, сзаду забегай!..

    Трах-тарарах-тах-тах-тах-тах!

    Вскрутился к небу снежный прах!..

    Лихач - и с Ванькой - наутёк…

    Ещё разок! Взводи курок!..

    Трах-тарарах! Ты будешь знать,

    . . . . . . . . . . . . . . .

    Как с девочкой чужой гулять!..

    Утек, подлец! Ужо, постой,

    Расправлюсь завтра я с тобой!

    А Катька где?- Мертва, мертва!

    Простреленная голова!

    Что, Катька, рада?- Ни гу-гу…

    Лежи ты, падаль, на снегу!

    Революционный держите шаг!

    Неугомонный не дремлет враг!

    И опять идут двенадцать,

    За плечами - ружьеца.

    Лишь у бедного убийцы

    Не видать совсем лица…

    Всё быстрее и быстрее

    Уторапливает шаг.

    Замотал платок на шее -

    Не оправится никак…

    Что, товарищ, ты не весел?

    Что, дружок, оторопел?

    Что, Петруха, нос повесил,

    Или Катьку пожалел?

    Ох, товарищи, родные,

    Эту девку я любил…

    Ночки черные, хмельные

    С этой девкой проводил…

    Из-за удали бедовой

    В огневых её очах,

    Из-за родинки пунцовой

    Возле правого плеча,

    Загубил я, бестолковый,

    Загубил я сгоряча… ах!

    Ишь, стервец, завел шарманку,

    Что ты, Петька, баба, что ль?

    Верно душу наизнанку

    Вздумал вывернуть? Изволь!

    Поддержи свою осанку!

    Над собой держи контроль!

    Не такое нынче время,

    Что бы нянчиться с тобой!

    Потяжеле будет бремя

    Нам, товарищ дорогой!

    И Петруха замедляет

    Торопливые шаги…

    Он головку вскидавает,

    Он опять повеселел…

    Эх, эх!

    Позабавиться не грех!

    Запирайти етажи,

    Нынче будут грабежи!

    Отмыкайте погреба -

    Гуляет нынче голытьба!

    Ох ты горе-горькое!

    Скука скучная,

    Смертная!

    Ужь я времячко

    Проведу, проведу…

    Ужь я темячко

    Почешу, почешу…

    Ужь я семячки

    Полущу, полущу…

    Ужь я ножичком

    Полосну, полосну!..

    Ты лети, буржуй, воробышком!

    Выпью кровушку

    За зазнобушку,

    Чернобровушку…

    Упокойся, господи, душу рабы твоея…

    Скучно!

    Не слышно шуму городского,

    Над невской башней тишина,

    И больше нет городового -

    Гуляй, ребята, без вина!

    Стоит буржуй на перекрестке

    И в воротник упрятал нос.

    А рядом жмется шерстью жесткой

    Поджавший хвост паршивый пес.

    Стоит буржуй, как пес голодный,

    И старый мир, как пес безродный,

    Разыгралась чтой-то вьюга,

    Ой, вьюга, ой, вьюга!

    Не видать совсем друг друга

    За четыре за шага!

    Снег воронкой завился,

    Снег столбушкой поднялся…

    Ох, пурга какая, спасе!

    Петька! Эй, не завирайся!

    От чего тебя упас

    Золотой иконостас?

    Бессознательный ты, право,

    Рассуди, подумай здраво -

    Али руки не в крови

    Из-за Катькиной любви?

    Шаг держи революционный!

    Близок враг неугомонный!

    Вперед, вперед, вперед,

    Рабочий народ!

    …И идут без имени святого

    Все двенадцать - вдаль.

    Ко всему готовы,

    Ничего не жаль…

    Их винтовочки стальные

    На незримого врага…

    В переулочки глухие,

    Где одна пылит пурга…

    Да в сугробы пуховые -

    Не утянешь сапога…

    В очи бьется

    Красный флаг.

    Раздается

    Мерный шаг.

    Вот - проснётся

    Лютый враг…

    И вьюга пылит им в очи

    Дни и ночи

    Напролет…

    Вперёд, вперёд,

    Рабочий народ!

    Вдаль идут державным шагом…

    - Кто ещё там? Выходи!

    Это - ветер с красным флагом

    Разыгрался впереди…

    Впереди - сугроб холодный.

    - Кто в сугробе - выходи!

    Только нищий пёс голодный

    Ковыляет позади…

    - Отвяжись ты, шелудивый,

    Я штыком пощекочу!

    Старый мир, как пёс паршивый,

    Провались - поколочу!

    Скалит зубы - волк голодный -

    Хвост поджал - не отстаёт -

    Пёс холодный - пёс безродный…

    - Эй, откликнись, кто идет?

    - Кто там машет красным флагом?

    - Приглядись-ка, эка тьма!

    - Кто там ходит беглым шагом,

    Хоронясь за все дома?

    - Всё равно, тебя добуду,

    Лучше сдайся мне живьем!

    - Эй, товарищ, будет худо,

    Выходи, стрелять начнем!

    Трах-тах-тах!- И только эхо

    Откликается в домах…

    Только вьюга долгим смехом

    Заливается в снегах…

    Трах-тах-тах!

    Трах-тах-тах!

    Так идут державным шагом -

    Позади - голодный пёс.

    Впереди - с кровавым флагом,

    И за вьюгой невидим,

    И от пули невредим,

    Нежной поступью надвьюжной,

    Снежной россыпью жемчужной,

    В белом венчике из роз -

    Впереди - Исус Христос.

    Январь 1918

    История создания поэмы «Двенадцать»

    Поэма была написана А. Блоком в январе 1918 года, почти через год после Февральской революции, и всего через два месяца после Октябрьского переворота.

    Поэма сочинялась единым духом, в послереволюционном, застывшем от холода Петрограде, в состоянии какого-то полубессознательного лихорадочного подъёма, всего за несколько дней, и на её окончательную доработку понадобился лишь один месяц. Необходимо очень хорошо представлять себе, в какой обстановке создавалось это произведение, совершенно необходимое и для Блока, и для всей русской поэзии. Всего два месяца после большевистского переворота, меньше года – после всеобщей эйфории демократической Февральской революции… Резкий душевный подъём и вместе с тем – усталость после двух лет, проведённых на фронте, пронизывающий зимний холод и начинающаяся разруха, расправы и разбой на улицах столицы, и тревога перед наступающими на Петроград немецкими войсками.

    Блок рассказывал, что начал писать «двенадцать» с середины, со слов: « Уж я ножичком полосну, полосну!», затем перешёл к началу и единым духом написал первые восемь песен поэмы. Числовая символика тоже возникла с самого начала. О том, что красногвардейские патрули на самом деле состояли из 12 человек, говорят и документы, и мемуары (в частности, книга Джона Рида). В черновике поэмы есть пометка Блока: « Двенадцать (человек и стихотворений)».

    3 марта по новому стилю поэма «Двенадцать» была опубликована, что показательно, в газете эсеров «Знамя труда», а в мае впервые вышла отдельной книгой. Вот что писал о тонком внутреннем настрое Блока Юрий Анненков, первый иллюстратор поэмы «Двенадцать», весьма тесно общавшийся с поэтом именно в этот год: « В 1917 – 18 годах Блок, несомненно, был захвачен стихийной стороной революции. «Мировой пожар» казался ему целью, а не этапом. Мировой пожар не был для Блока даже символом разрушения: это был «мировой оркестр народной души», Уличные самосуды представлялись ему более оправданными, чем судебное разбирательство. «Ураган, неизменный спутник переворотов». И снова, и всегда – Музыка. «Музыка» с большой буквы. «Те, кто исполнен музыкой, услышат вздох всеобщей души, если не сегодня, то завтра», - говорил Блок ещё в 1919 году. В 1917 году Блоку почудилось, что он её услышал. В 1918-м, повторив, что «дух есть музыка», Блок говорил, что «революция есть музыка, которую имеющий уши должен услышать», и заверял интеллигенцию: «Всем телом, всем сознанием – слушайте революцию». Эта фраза была ровесницей поэмы «Двенадцать».

    История поэмы «Двенадцать» сопровождалась грандиозными событиями, которые вскорости сошли на нет. После шумов революции для Блока наступила зловещая тишина. Он практически не писал стихотворений, многие его замыслы так и остались невоплощёнными. Поговаривают, что перед смертью в бреду он желал, дабы было предано огню его главное творение – поэма «Двенадцать». История создания и восторг Блока по поводу работы над произведением несколько противоречит этому факту. Ровно как и свидетельства очевидцев отхода поэта в мир лучший.

    Сюжет поэмы «Двенадцать»

    «Двенадцать» - эпическая поэма, отражающая картины реальности и напоминающая больше калейдоскоп.

    Сюжет можно определить как двухслойный – внешний, житейский: зарисовки с петроградских улиц, и внутренний: побуждение, обоснование поступков «двенадцати».

    Начинается поэма с описания городской панорамы, с символического пейзажа, как будто нарисованного чёрной и белой красками:

    Черный вечер.

    Белый снег.

    Ветер, ветер!

    На ногах не стоит человек.

    Ветер, ветер –

    На всем божьем свете!

    Блок воспринимал революцию как стихию, которая бушует, невзирая на людей; выжить в ней могут только сильные. Поэту свойственен вселенский масштаб видения: беззащитная фигура человека, потерявшегося в вихре вьюги. Контрастные цвета символизируют старый и новый миры, трагическую смену эпох, исчезновение в метели всего старого мира вместе с его жителями: старушкой, поэтом-декадентом, буржуем, священником, девицами из публичного дома. Их голоса доносятся как будто из «метели». В поэме холодный ветер, вьюга, метель выметают весь сор старого, очищая мир для нового, неизвестного.

    Образ двенадцати красногвардейцев появляется во второй главе. Они шагают в метели, и само их движение вперёд означает грядущие перемены. Символические образы перекрёстка, буржуя на перекрёстке, «паршивого пса» означают Россию на перепутье, растерявшегося человека, пытающегося спрятаться от пугающих перемен. Поэт пытается разобраться, что несёт с собой революция: обновление или мрак и жестокость.

    Один из ключевых моментов поэмы – это убийство Катьки. Автор видит в новой действительности разгул тёмных сил. Красногвардейцы и Петруха показаны людьми из низов с уральским разбойным началом, недаром упоминается «бубновый туз» - знак каторжника. Изображая красногвардейцев, Блок использует сочетание высокого стиля с низкой, грубой лексикой.

    Петька убивает изменившую ему Катьку и страдает от этого. Но личные переживания героя неуместны во дни великих перемен. Товарищи увещевают Петьку:

    - Не такое нынче время,

    Чтобы няньчиться с тобой!

    Потяжеле будет бремя

    Нам, товарищ дорогой!

    Петруха преодолевает «ненужные» чувства и вместе со всеми идёт, печатая шаг. Они «ко всему готовы, ничего не жаль», они «идут без имени святого». Но вдруг впереди отряда красногвардейцев появляется «в белом венчике из роз» Исус Христос.

    В руках у него красный флаг, который в финале поэмы становится кровавым. Блок понимал, что путь к новой жизни не обойдётся без кровопролития. Но поэт не мог объяснить, откуда в его поэме взялся этот образ. Христос «за вьюгой невидим», он впереди того времени, когда произошла революция. Блок верил, что Христос несёт «святое знамя», а революционеры испытывают ко всему миру «святую злобу». В поэме образ Христа дан как высокий нравственный идеал, к которому надо стремиться. Поэт верил, что люди найдут дорогу к добру и красоте.

    Блок сказал, что «Двенадцать» останутся лучшим из всего, что он написал, потому что, создавая их, он всецело жил современностью. Никогда ещё душа поэта не была столь восприимчива к бурям и грозам истории. Говоря блоковскими же словами, «Двенадцать» сосредоточили в себе всю силу электричества, которым был перенасыщен воздух Октября.

    Живя современностью, поэт с величайшей свободой и неслыханной смелостью создал самое современное и совершенно оригинальное произведение. Ничего подобного в русской поэзии не было.

    Комментарий к поэме

    В «Двенадцати» - в символике поэмы, в её образности, композиции, ритмике, языке, во всей художественной структуре – воплощено во всей полноте и цельности блоковское восприятие и понимание Октябрьской революции.

    В поэме последовательно применён художественный приём, основанный на эффекте контраста. Благодаря такому нерасторжимому единству двух пересекающихся планов сохраняется целостность поэмы.

    1 глава. Автор в сюжете поэмы использует контраст:

    Черный вечер.

    Белый снег.

    Ветер, ветер!

    «Вечер», «снег», «ветер» - это символы, выражающие противоборство стихий. «Чёрный», «белый». Господствуют две краски, нет полутонов. Контрастное сопоставление красок – определяет всю структуру поэмы. Через цвет определяется чувство поэта.

    На ногах не стоит человек.

    Ветер, ветер –

    На всем божьем свете!

    Всё сметает на своём пути «ветер». Мировая буря бушует во вселенной. Противоборствуют два мира – старый («чёрный» цвет ) и новый ( «белый» цвет ) . Мир сытых поэт ненавидел, этот мир побеждён. Старый мир дан многолико: он изображён сатирически.

    Представителями его являются следующие герои: «старушка, как курица», «буржуй на перекрёстке», «писатель-вития», «товарищ поп», «барыня в каракуле».

    И слова доносит:

    И у нас было собрание…

    Вот в этом здании…

    Обсудили –

    Постановили:

    На время – десять, на ночь – двадцать пять…

    И меньше – ни с кого не брать…

    Пойдём спать…

    Слышится разноголосый гул: герои поэмы – разные люди. Плакат «Вся власть Учредительному Собранию». Символы, используемые в поэме, должны отвлекать внимание людей от ключевых событий непроявленного правительства пустыми заявлениями и пафосными собраниями.

    Глава 2. Во второй главе появляется главный символ революции:

    Гуляет ветер, порхает снег.

    Идут двенадцать человек.

    Сказано бодро, энергично, «гуляет ветер, порхает снег», и этим двенадцати вьюга не страшна, не опасна. Они в ней как в родной стихии – и не скользят и не падают, а только идут вперёд к своей цели.

    «Двенадцать» - это рабочий класс, простой народ, они – герои нового времени и защитники революции. 12 – защитники «нового мира». По воспоминаниям современников Блока, каждый из дозора состоял из 12 человек.

    Винтовок черные ремни,

    Кругом – огни, огни, огни…

    «Огни» - уничтожающая сила, сила революции.

    В зубах – цыгарка, примят картуз,

    На спину б надо бубновый туз!

    «Бубновый туз» - метафора, страшный знак каторжанина.

    Свобода, свобода,

    Эх, эх, без креста!

    Тра – та – та!

    Такими красногвардейцы представлялись напуганным мещанам. Блок даёт собирательный, коллективный образ. В первый миг свободы люди проявляют худшие свои качества: они нередко являются разрушителями, совершают аморальные поступки.

    Но в этой же главе появляются ещё несколько характерных для революции героев:

    - А Ванька с Катькой – в кабаке…

    - У ей керенки есть в чулке!

    «Керенки» - бумажные деньги, выпущенные Временным правительством (1917 год, Россия)

    - Ванюшка сам теперь богат…

    - Был Ванька наш, а стал солдат!

    - Ну, Ванька, сукин сын, буржуй,

    Мою, попробуй, поцелуй!

    Блок не поэтизирует своих героев, а показывает их такими, какие они есть. Поэту чуждо буржуйство героя, Ванюшка изменил революции.

    Свобода, свобода,

    Эх, эх, без креста!

    …………………….

    Тра-та-та!

    Охватывает пьянящее чувство вседозволенности. Этот путь ведёт в тупик. Нарушение всех нравственных норм: отказ от обязательств, законов, ответственности.

    Товарищ, винтовку держи, не трусь!

    Пальнем-ка пулей в Святую Русь-

    В кондовую,

    В избяную,

    В толстозадую!

    Глава 3. В третьей главе видна очистительная сила революции, которая сметает всё на своём пути:

    Мы на горе всем буржуям

    Мировой пожар раздуем,

    Мировой пожар в крови –

    Господи, благослови!

    Перед революцией стояла одна главная задача – раздуть пожар.

    Глава 4. В четвёртой главе происходит зарождение центрального конфликта поэмы: любовный треугольник: Катька – Ванька – Петруха. Автор поэмы издевается над своим героем, который изменил революции:

    Он в шинелишке солдатской

    С физиономией дурацкой

    Крутит, крутит черный ус,

    Да покручивает,

    Да пошучивает…

    Вот так Ванька – он плечист!

    Вот так Ванька – он речист!

    Катьку-дуру обнимает,

    Заговаривает…

    «Катька» - воплощение жизненного начала, в поэму героиня врывается, как цветовой контраст:

    Запрокинулась лицом,

    Зубки блещут жемчугом…

    Ах ты, Катя, моя Катя,

    Толстоморденькая…

    Катя – воплощение не только жизненного, но и страстного начала. Она поражает читателя своей правдой. Это сама действительность.

    Главы 5,6. Далее, в пятой и шестой главах, следует разрешение противоречий в отношениях между этими героями, а также смысловой «узел» композиции поэмы: убийство Кати, которая и играет одну из ключевых ролей в поэме. Закрадывается подозрение, что речь в поэме идёт не сколько о «простой русской женщине» и обретении ею «такого вот конца». По отношению к Катьке Блок употребляет эпитет «толстоморденькая», по отношению к Руси – «толстозаденькая». Эти тропы, безусловно, связаны между собой, хотя бы потому, что они однокоренные. Так же и образы, ими характеризуемые, связаны. Подтверждение этому можно найти во взаимосвязи поэмы с историей.

    Обращаясь к истории, мы заметим, что ярким примером воплощения в жизнь образа Катьки из поэмы является одна из знаменитейших правительниц России – Екатерина 11. Эта женщина прославилась огромным количеством фаворитов и большим вкладом в укрепление крепостного права. Императрица особо не церемонилась в выборе мужчин и на сословия временами предпочитала не смотреть, так и героиня из поэмы:

    С офицерами блудила –

    Поблуди-ка, поблуди!

    С юнкерьем гулять ходила –

    С солдатьем теперь пошла?

    Эх, Эх, согреши!

    Будет легче для души!

    Императрицу можно рассматривать как символ русской государственности, и тогда поведение блоковской Кати можно рассматривать, как иносказательное описание внешней политики страны. Если применять трактовку образа Катьки как олицетворение государственной системы, то и строки:

    Гетры серые носила,

    Шоколад Миньон жрала…

    можно пояснить как описание состояния этой системы. Ни «гетры», ни «шоколад Миньон» продукцией русской промышленности не являются. В начале XX века, как и сейчас, большинство товаров для пользования обеспеченным меньшинством импортировались из-за рубежа. То есть государственная экономика была не состоятельна, так как не могла обеспечить всех своих граждан отечественной продукцией. Но и более того государственная непритязательность в выборе мировых союзников (как у блоковской Катьки в выборе партнёров) обусловлена именно тем, что экономика России и благополучие её граждан зависело от благоволения союзников экспортировать свои товары. Императрицу можно рассматривать как символ русской государственности, против которой и встали двенадцать патрульных, ведомые Христом.

    Убийством Катьки Блок показывает безнаказанность и всевластие слепой революционной воли. Такая трактовка убийства Катьки объясняется духовной работой Блока в связи с событиями революции, его мироощущением в начале 1918 года. Убийство Катьки в образной ткани поэмы выходит за рамки отношений люмпена и проститутки и становится символом, обозначающим безумие и бессмысленность нового мира. Не будь убийства Катьки, будь в поэме лишь обрывки, клочья картины заснеженного города (предвосхищающие бессюжетные зарисовки «новой» литературы), по которому идёт отряд. Блоку удалось показать бы только форму, внешнюю сторону революции. Блок, несмотря на то, что изображает реальность в новых, более адекватных для этой реальности формах (обрывочность, контрастность, специфика лексических средств) проникает в суть революции и показывает её главное противоречие, о котором будут говорить многие писатели 1920-х годов, - противостояние высокого идеала и грязных средств его движения.

    Несмотря на тяжкое преступление, которое совершил Петруха, для Блока, наследника гуманизма русской литературы X 1 X века, «бедный убийца» Петька – страдающий, любящий человек, а не дикий зверь, разбойник. С возмущением поэт пишет: «…Лучшие люди говорят: «Мы разочаровались в своём народе»; лучшие люди ехидничают, надсмеваются, злобствуют, не видят вокруг ничего, кроме хамства и зверства (а человек – тут, рядом)..»

    Но – и это ещё более важно – и Петруха и красногвардейцы для Блока – первого поэта советской эпохи – не просто страдающие «бедные» люди, но мятежные борцы, революционные герои, бесстрашно и жертвенно идущие на битву за новую жизнь. И непосредственно после грубейших слов, обращённых Петрухой к мёртвой Кате: «Лежи ты, падаль на снегу!..» - звучит как напоминание-призыв к действию чеканный лозунг: «Революцьонный держите шаг!»

    Глава 7. Ванька теперь убийца, но не простой, а «бедный». Обычное явление, которое происходит в период стихий. Самое страшное преступление заключается в том, что человек не научился сдерживать себя.

    В главе седьмой отражается горчайшее и высочайшее прощание. Воспоминание Петрухи о Катьке живо, трепетно; его слова – одни из самых проникновенных в блоковской любовной лирике вообще:

    - Ох, товарищи, родные,

    Эту девку я любил…

    Петрухе страшно от содеянного. Он любил её, в этом и заключается трагедия. Эгоизм Петрухи является его же наказанием.

    Эх, эх!

    Позабавиться не грех!

    Запирайте етажи,

    Нынче будут грабежи!

    Отмыкайте погреба –

    Гуляет нынче голытьба!

    Всё смешалось в душах 12. Они являются олицетворением народных масс: им всё дозволено. Самое страшное преступление «страшного мира» в том, что он не научил реализовывать человека свои силы по-другому.

    Глава 8. Выжженное пространство. Отъединённость ото всех. Надо привыкнуть к своей богооставленности.

    Ужь я времячко

    Проведу, проведу…

    Выходят те, для кого нет ничего святого. Петербург погребён под слоем семечек:

    Ужь я семячки

    Полущу, полущу…

    Лицо пренебрежительно-хамское у солдата. Нелогично и вполне иррационально. Молитва произносится вполне механически:

    Упокой, господи, душу рабы твоея…

    Скучно!

    По Блоку, заслуга «нового» мира в том будет, что он поможет человеку по-другому проявить себя, чем Петруха.

    Глава 9. Ничего нет. Безначалие и унылость. Без вина были пьяны, когда поменялось время, люди и отношение к государству:

    Над невской башней тишина,

    И больше нет городового –

    Гуляй, ребята до утра!

    Блок воспевает новый мир:

    Стоит буржуй, как пёс голодный,

    Стоит безмолвный, как вопрос.

    И старый мир, как пёс безродный,

    Стоит за ним, поджавши хвост.

    «Паршивый пёс», «голодный пёс» - это олицетворение прошлого, уходящего.

    Глава 10.

    Снег воронкой завился,

    Снег столбушкой поднялся…

    -Ох, пурга какая, спасе!

    - Петька! Эй, не завирайся!

    От чего тебя упас

    Золотой иконостас?

    Бессознательный ты, право,

    Рассуди, подумай здраво –

    Али руки не в крови

    Из-за Катькиной любви?

    Оказывается, они шли на это сознательно. Катька – средство. Теперь эти люди, повязанные кровью, - единомышленники.

    Всякое слепое подчинение есть несвобода, проявление дикости, жестокости и мести. Для Блока «двенадцать» - это люди, борющиеся за «светлое будущее».

    Глава 11. Личное отступает перед общественным. 12 – жертвы старого мира, но в то же время его враги.

    И идут без имени святого

    Все двенадцать – вдаль.

    Ко всему готовы,

    Ничего не жаль…

    ………………………..

    В очи бьётся

    Красный флаг.

    «Красный флаг» - символ будущего. В финале главы говорится о противоборстве стихии и людей.

    И вьюга пылит им в очи

    Дни и ночи

    Напролет…

    Вперед, вперед,

    Рабочий народ!

    Глава 12. Возврата прошлого нет, но старый мир не хочет отступать:

    Только нищий пес голодный

    Ковыляет позади…

    «Пёс» - собирательный образ прошлого. Символами старого мира являются вьюга, тень.

    В финале поэмы дан собирательный образ нравственного начала.

    Так идут державным шагом,

    Позади – голодный пес,

    Впереди – с кровавым флагом,

    И за вьюгой невидим,

    И от пули невредим,

    Нежной поступью надвьюжной,

    Снежной россыпью жемчужной,

    В белом венчике из роз –

    Впереди - Исус Христос.

    Некоторые считают, что Исус Христос – образ Человека, лишённого эгоистических начал, бескорыстного. (См. написание имени героя). Другие предполагают, что имя использовано для рифмы: «пес, роз, Христос». Сам Блок говорил: «Я иногда сам глубоко ненавижу этот женственный призрак». Следует помнить, что «белый венчик из роз» символизирует знак смерти.

    Финальная строфа содержит множество противоречий, например:

    Впереди - с кровавым флагом

    ……………………………………..

    В белом венчике из роз…

    Сам Блок утверждал: «Я у каждого красногвардейца вижу ангельские крылья за плечами».

    Многие считают, что Христос как бы приподнят над бытом и над событиями. Он воплощение гармонии и простоты, о которой подсознательно тоскуют герои Блока. В финале поэмы всё укрупнено, имеет откровенно условный характер. Это и слитный образ «двенадцати», и возникающие вновь образы буржуа и голодного пса, и венчающий поэму образ Христа. Здесь нет имён, все реплики состоят из самых общих слов или риторических вопросов.

    Заключение

    Поэма «Двенадцать» формально не входит в блоковскую « трилогию», но связанная с ней многими нитями, она стала новой и высшей ступенью его творческого пути. «…Поэма написана в ту исключительную и всегда короткую пору, когда проносящийся революционный циклон производит бурю во всех морях – природы, жизни и искусства». Вот эта «буря во всех морях» и нашла своё выражение в поэме. Всё её действие развёртывается на фоне разгулявшихся природных стихий. Но основа содержания этого произведения – «буря» в море жизни.

    Поэма «Двенадцать» - действительно гениальное творение, потому что Блок, вопреки своему замыслу воспеть Великий Октябрь и благословить его от имени Иисуса Христа; сумел показать и ужас, и жестокость, и нелепость всего творящегося на его глазах в январе 1918 года, спустя два с небольшим месяца после рокового залпа «Авроры».

    Всё в поэме кажется необыкновенным: мировое переплетено с будничным; революция с гротеском; гимн с частушкой; «вульгарный» сюжет, взятый словно из хроники газетных происшествий, завершается величественным апофеозом; неслыханная «грубость» словаря входит в сложное соотношение с тончайшими словесно-музыкальными построениями.

    Поэма насыщена символическими образами. Это и образы «вечера», «ветра», «снега» , символизирующие революционные перемены в России, которые никому не дано ни удержать, ни остановить; и обобщённый образ старого, уходящего, отжившего мира; и образы красногвардейцев – защитников новой жизни; и образ Христа как символ нового мира, несущего человечеству нравственное очищение, вековые идеалы гуманизма, как символ справедливости, находящей своё высшее выражение в революционных чаяниях и деяниях народа, как символ святости дела революции. Символично у Блока даже использование цвета, музыкального ритма.

    Все символы поэмы имеют своё непосредственное значение, но вместе они не только создают полную картину послереволюционных дней, но и помогают понять чувства автора, его ощущение современной ему действительности, его отношение к происходящему. Ведь поэма «Двенадцать» - при всей трагичности её сюжета – пронизана несокрушимой верой в великое и прекрасное будущее России, которая «заразила своим здоровьем всё человечество» (как говорил сам поэт), верой в огромные, неизмеримые силы её народа, которые были скованны, зажаты в «узел бесполезный», а теперь поразили весь мир своим размахом и несокрушимой творческой мощью.

    Поэма поразительна такою внутренней широтой, словно вся разгневанно бушующая, только что порвавшая вековые путы, омытая кровью Россия вместилась на её страницах – со своими стремлениями, раздумьями, героическими порывами в неоглядную даль, и Россия – буря, Россия – революция, Россия – новая надежда всего человечества – вот тот главный символический образ Блока, величие которого придаёт такое огромное значение его Октябрьской поэме.

    Список литературы

      Блок А. Стихотворения. Поэмы / А.А. Блока – М.: Советский писатель, 1982-506 с.

      Л.К. Долгополов. А. Блок. – Ленинградское отделение, 1980 г.

      Орлов В.Н. Гамаюн: Жизнь Блока: В 2 кн. Кн. 2. – М.: ТЕРРА, 1997. – 336 с. – (Портреты).

      Интернет ресурс: https :// ru . // Wikipedia / org / wiki / Двенадцать (поэма).

      Интернет ресурс: http :// haiienna . narod . ru / blok 12 analiz . Html .