Войти
В помощь школьнику
  • Образование молекулы днк
  • Виды вступлений и заключений к сочинению части С ЕГЭ по русскому языку
  • Биография солженицына Каково отношение к матрене окружающих
  • ЕГЭ по обществознанию: разбираем задания с учителем
  • Биография Маяковского: самое главное и интересное
  • Хроника белого террора в России
  • Стратегические самолеты великобритании. Ввс в великобритании. Подофицеры и солдаты

    Стратегические самолеты великобритании. Ввс в великобритании. Подофицеры и солдаты

    Из 125 тысяч экипажей, служивших в стратегической бомбардировочной авиации в период между 1939 и 1945 г.г., 55 тысяч были убиты и ещё 18 ранены или взяты в плен. Потери составляют около 60%.

    По статистике опасней всего во время Второй Мировой было служить только британским матросам на подводных лодках. Шанс быть убитым в обычной сухопутной операции составлял 20%, в то время как за стандартный вылет он составлял 30%.

    (Всего 21 фото)

    1. Binbrook, 1943 год. Члены 460-й эскадрильи на фоне тяжёлого четырёхмоторного бомбардировщика Avro Lancaster. (Picture: RAF Museum)

    2. Avro Lancaster в полёте. (Picture: RAF Museum) Первый боевой вылет «Ланкастер» совершил в марте 1942 года. Он стал самым знаменитым и самым результативным ночным бомбардировщиком Второй мировой войны, совершив более 156 тысяч боевых вылетов и сбросив более 600 000 тонн бомб.

    3. В кабине пилота «Ланкастера» во время полёта над деревенькой Holme-on-Spalding Moor, что в Йоркшире. (Picture: RAF Museum)

    4. База Mildenhall, 1942 год. Участница женских вспомогательных военно-воздушных сил везёт снаряды на тракторе Fordson. (Picture: RAF Museum)

    5. 1944 год. Король Георг VI вместе с Королевой посещают военную базу Witchford, построенную в 1942 году. (Picture: RAF Museum)

    6. База Mildenhall, май 1942 год. Члены 419-й эскадрильи доставляют двухтонный снаряд к двухмоторному бомбардировщику Vickers Wellington III, который широко использовался в первые два года войны. (Picture: RAF Museum)

    7. База Binbrook, 1943 год. Механики работают над одним из двигателей бомбардировщика Avro Lancaster Mk I. (Picture: RAF Museum)

    8. База Bottesford. Механики трудятся над двигателями Avro Lancaster Mk I. (Picture: RAF Museum)

    9. Навигационная система. (Picture: RAF Museum)

    10. В кабине пилота Avro Lancaster Mk I. (Picture: RAF Museum)

    11. База Honington. Члены 9-й эскадрильи позируют на разбившемся Vickers Wellington. (Picture: RAF Museum)

    12. База Waterbeach, 1944-1945. Семь членов экипажа в небольшом плавательном средстве. (Picture: RAF Museum)

    13. Приблизительно 1942 год. Short Stirling - первый британский четырёхмоторный бомбардировщик, принятый на вооружение Королевских ВВС во время войны, загружается бомбами. (Picture: RAF Museum)

    14. Приблизительно 1942 год. Short Stirling загружается бомбами. (Picture: RAF Museum)

    15. Техническое обслуживание самолёта. (Picture: RAF Museum)

    16. Приблизительно 1942 год. Члены 35-й эскадрильи осматривает двигатели тяжёлого четырёхмоторного бомбардировщика Handley Page Halifax. (Picture: RAF Museum) «Галифакс» - знаменитый современник «Ланкастера». Первый свой рейд «Галифаксы» совершили в ночь с 11 на 12 марта 1941 года на захваченный немцами французский порт Гавр. За время службы в Королевских ВВС «Галифаксы» совершили 82 773 вылета и сбросили 224 тысячи тонн авиабомб.

    17. База Holme-on-Spalding Moor. Лейтенант Джон Таквелл и двое других членов экипажа позируют с двухтонной бомбой для самолёта Vickers Wellington III. (Picture: RAF Museum)20. 1939 год. Четыре Handley Page Hampden 144 эскадрильи над базой Hemswell. (Picture: RAF Museum) «Хемпден» нёс бремя раннего этапа войны над Европой, участвовал в первом налёте на Берлин и первом «тысячном» (в котором участвовало более 1000 самолётов) налёте на Кёльн.

    21. Открытие мемориала в память о 55,573 погибших лётчиках Королевских Военно-воздушных сил Великобритании во время Второй Мировой войны (Picture: PAUL GROVER)

    Обзор армий стран НАТО: Великобритания, 3/III March 6th, 2015

    Военно-воздушные силы
    Британские ВВС повторяют судьбу Сухопутных сил. Они реорганизовываются в штатах и оптимизируются в технике. В составе военно-воздушных сил страны имеются три авиационные группы.

    - 1-я авиационная группа тактической авиации включает в себя ударные машины. Ее основой должен был стать многоцелевой истребитель-бомбардировщик Typhoon FGR4 совместной британо-германо-итало-испанской разработки. В части современной боевой авиации Великобритания уже более 20 лет как утратила сколько-нибудь значимые позиции. Изначально эту машину проектировали под стандарт "F2 модель 1", предполагавший ее использование только для воздушного боя и задач ПВО. Однако война в Афганистане выявила необходимость получения прежде всего универсальной машины, способной работать и по наземным целям. С июля 2008 года "Тайфун" стал "мультизадачным" (многоцелевым) истребителем-бомбардировщиком (модификация FGR4). Все ранее выпущенные машины модели F2 прошли модернизацию до уровня FGR4.

    Royal Air Force Eurofighter Typhoon FGR.4 ZJ911

    В будущем, предполагается перевооружение истребителей новыми системами, такими как: ракетами «воздух-воздух Метеор», Пэйввэй IV (Paveway IV), «Шторм Шедоу» (Storm Shadow), «Бримстон» (Brimstone), «Бомбы Небольшого Диаметра» (Small Diameter Bomb), а также новыми активными направленными электронными сканерами.

    Всего планировалось приобрести 250 этих машин. Но позднее по финансовым соображениям заказ был сокращен до 232 штук, а потом и до 160. На сегодняшний день ВВС получили всего 114 Typhoon FGR4, в том числе 22 - учебно-боевых, и еще три находятся на хранении. Судьба остального заказа сегодня неизвестна. Вероятнее всего, минимум до 2020 года дополнительных закупок не будет. Во всяком случае, в бюджете на период до 2018 года таких расходов не предусмотрено.

    RAF Panavia Tornado GR4

    Кроме указанных, в составе ВВС числятся 88 истребителей-бомбардировщиков (по ТТХ скорее бомбардировщиков и совсем чуть-чуть истребителей) Tornado GR4 и одни перехватчик Tornado F2 - последние машины чисто британской разработки. Еще 44 «Торнадо» GR и 16 «Торнадо» F3 находятся на хранении, но 30 и 12 из них соответственно предназначены для разборки на запчасти либо уже находятся в ее процессе), их количество постепенно сокращается. Кроме того, на хранении числятся до 65 штурмовиков «Ягуар».

    RAF SEPECAT Jaguar

    2-я авиационная группа вспомогательной и обеспечивающей авиации включает в себя 6 самолетов ДРЛО Е-3 (плюс один находится на хранении) и 12 разведчиков (5 «Сентинел-R1», 5 «Шэдоу-R1», 1 BN-2, 1 RC-135W). В будущем планируется закупить еще два RC-135W. Кроме них сюда же относятся транспортные самолеты и заправщики - восемь С-17, семь «Тристар», два КС2, пять КС3, шесть Вае125, шесть Вае146, 24 С-130 «Геркулес» (еще 24 на хранении).


    Sentinel R1 RAF

    22-я авиационная группа подготовки имеет 392 различных учебных и учебно-боевых самолета (в том числе 98 "Хок", 119 "Тьютор" и 41 "Тукано"). Еще 26 самолетов находятся на хранении.


    Учебно-боевой самолет Hawker Siddeley Hawk ("Хок"), Пилотажная группа Red Arrows (Красные стрелы) Королевских ВВС Великобритании

    Вертолетный парк ВВС насчитывает 45 "Чинук", 24 "Пума" (плюс 12 на хранении), 27 "Мерлин" НС3, 25 "Си Кинг" HAR3, 5 А-109Е.

    Кроме упомянутых, на вооружении ВВС Великобритании состоят 10 БПЛА MQ-9 "Рипер".

    Пять новых беспилотных систем MQ-9 Reaper Королевских ВВС начали применяться в Афганистане

    На территории Великобритании остаются две действующие военно-воздушные базы США - Лейкенхит и Мидлденхолл. На первой базируется 48-е истребительное авиакрыло (около 50 самолетов F-15C/D/E), на второй - 100-е заправочное авиакрыло и 352-я группа специальных операций (заправщики КС-135, разведчики RC-135, самолеты спецназа МС-130Р/Н). Ядерное оружие США с территории Великобритании полностью выведено.

    Aerospatiale SA.330 Puma, RAF

    Военно-морские силы
    На данный момент организационно военно-морские силы Великобритании состоят из собственно флота, морской пехоты и военно-морской авиации. Руководство ВМС осуществляет Первый морской лорд, адмирал флота, начальник штаба обороны. Он отвечает за боевое оснащение и строительство новейших кораблей, за обучение командного и рядового состава, повышение боевой подготовки и совершенствование структуры организации штабного руководства. В общую организацию входят отдельные штабы, располагающиеся в базах флота отдельных городов и Гибралтарский военно-морской район.

    Британский флот по сей день рассматривается как важнейшая, после ВМС США, часть морской мощи НАТО, хотя по фактическому составу такое позиционирование вызывает множество обоснованных вопросов.

    Основой ВМС Великобритании считаются авианосцы, которых у нее по факту нет. Еще числящийся в списках авианосец "Илластриез" уже не имеет авиагруппы и может рассматриваться только номинально. Все самолеты с вертикальным взлетом и посадкой (СВВП) «Харриер» (как корабельного, так и наземного базирования) в 2011 году проданы в США на запчасти. Соответственно, «авианосность» «Иластриеса» является формальностью, он может нести только вертолеты. Тем более, что планы реорганизации в рамках программы "Армия 2020" предусматривают его списание к 2017 году.

    HMS Illustrious

    ВМС строят два новейших атомных авианосца типа "Куин Элизабет", но с ними пока наблюдаются серьезные проблемы. Первый вскоре должен выйти на ходовые испытания, в то время как судьба второго находится под вопросом. Парламент уже дважды обсуждал предложение по прекращению строительства в виду дефицита средств в бюджете страны. Кроме того, вооружать новые корабли планируется американскими самолетами F-35 модификации "В", т.е. вертикального взлета и посадки. Но из 138 запланированных пока закуплены всего три такие машины и дальнейшая судьба контракта остается туманной. Как по причине резкого удорожания цены самолета у производителя, так и в виду ряда проблем технического характера, которые он все еще не сумел решить у этой модификации. Да и имеющихся у ВМС Великобритании эскортных кораблей недостаточно для формирования полноценного ордера сопровождения.

    Британский атомный авианосец "Куин Элизабет"

    В состав британского флота только что введены шесть новейших эсминцев типа «Дэринг». На вооружении ВМС состоят 13 фрегатов типа «Норфолк». В неопределенном будущем предполагается заменить их на аналогичное количество фрегатов нового проекта 26, но пока данная программа находится на уровне обсуждения. Минно-тральные силы включают 15 тральщиков: восемь типа «Хант», семь типа «Сэндаун».

    Эскадренный миноносец HMS Daring

    При общем значительном сокращении британского флота в последние два десятилетия его десантные возможности за этот период возросли. На вооружении имеются один универсальный десантный корабль (УДК) «Океан» (сегодня это крупнейший корабль ВМС Великобритании), два десантных вертолетоносных корабля типа «Альбион», три десантных транспортных дока (ТДК) типа «Бэй», кроме того, ТДК «Сэр Тристрам» используется как учебный. В составе морской пехоты - три батальонные группы, одни группа защиты объектов ВМС, одна десантно-штурмовая группа и ряд подразделений обеспечения.

    УДК HMS Ocean

    В подводный флот Ее Величества поступают многоцелевые атомные подводные лодки типа «Эстьют». Уже введены в строй две такие лодки, еще три строятся, две заказаны. Остаются в строю также пять ПЛА типа «Трафальгар». Кроме того, выведены из боевого состава ВМС четыре ПЛАРБ типа «Резолюшн», две ПЛА типа «Трафальгар», шесть ПЛА типа «Свифтшур» и шесть ПЛА старых типов. Командование ВМС объявило конкурс на наиболее дешевый вариант их утилизации.

    АПЛ "Эстьют", контрактная стоимость 1,3 млрд. фунтов стерлиногов.

    В морской авиации после продажи «Харриеров» не осталось самолетов, есть только вертолеты - 38 «Мерлин» (еще четыре на хранении), 55 «Си Кинг» (еще 27 на хранении).

    Вертолет «Мерлин» / Merlin HC3

    Британский флот остается единственным носителем национального ядерного оружия. Оно размещено на четырех ПЛАРБ типа "Вэнгард". Формально каждая из них имеет на борту по 16 баллистических ракет "Трайдент-2", но фактически Лондон располагает всего 58 такими ракетами. Великобритания является единственной страной в мире, официально обнародовавшей размер своего ядерного арсенала: 160 развернутых и 65 неразвернутых БЧ для указанных 58 БРПЛ. В стране идет активная дискуссия, чем заменять «Вэнгарды» и стоит ли это делать вообще.

    ПЛАРБ типа "Вэнгард"

    Выводы
    В существующем виде Вооруженные силы Великобритании своей официальной задаче - обороне Британских островов - соответствуют в достаточной мере. Ни одна из стран - потенциальных противников, не располагает армиями и флотами, атаку которых на Метрополию британцы бы не сумели успешно отразить. Конечно, тот же Китай имеет большие сухопутные силы, но не имеет достаточного флота. Серьезный флот есть у США, но Америка является стабильным геополитическим союзником Лондона, а значит военной угрозы для него не представляет. Аргентина, с которой, не смотря на победу в войне за Фолкленды, до сих пор у Великобритании сохраняются политические трения, к сегодняшнему дню в военном отношении серьезно деградировала и возможностью потягаться с Лондоном силами не располагает.

    Однако и сама британская армия сейчас сколько-нибудь серьезно способна воевать лишь с заведомо слабыми государствами "третьего мира". Где-нибудь в Африке или на островах Океании. Ввязываться в любую войну в Европе Лондон не имеет ни возможностей ни, что еще важнее, желания. Не смотря ни на какие воинственные высказывания британских политиков. По крайней мере, до тех пор, пока победа в такой войне не будет достижима силами всего 20 - 30 тыс. штыков за 3 - 4 месяца. Причем, желательно, чтобы она еще и обошлась вообще без потерь. Что совершенно невозможно в текущей реальности.

    К ноябрю 1918 года, концу Первой мировой войны, британские ВВС (RAF— Royal Air Force, независимые военно-воздушные силы как род войск были созданы 1 апреля 1918 года) насчитывали 27 тысяч офицеров и порядка 300 тысяч лётного и наземного персонала (из них — около 32 тысяч женщин). Эти люди обслуживали 188 эскадрилий первого эшелона, 187 тренировочных эскадрилий и некоторые другие части — всего 3300 самолётов и 103 аэростата. Противовоздушную оборону Лондона обеспечивали 11 эскадрилий, 286 зенитных орудий и 387 прожекторов, воздушные командные пункты с радиотелефонами, часть истребителей имела ночные прицелы. В авиапромышленности работало порядка 347 тысяч человек. Однако «война, которая должна была покончить со всеми войнами», закончилась.

    Заключение мира привело к стремительному сокращению ВВС: к январю 1920 года были уволены свыше 26 тысяч офицеров и 227 тысяч человек персонала. Из 99 эскадрилий на Западном фронте к концу октября 1919 года осталась… одна. Система ПВО исчезла полностью, включая комплексы связи.

    ВВС как самостоятельному роду войск пришлось в буквальном смысле слова бороться за выживание. Хью Тренчард (Hugh Trenchard), глава штаба и с 1927 года маршал Королевских военно-воздушных сил, фактически воссоздал их «из пепла», по выражению Чаза Бойера. Тренчарду пришлось сражаться с конкурентами — армией, флотом, а также гражданскими политиками — за право ВВС быть самостоятельными: после окончания войны денег на всех решительно не хватало.

    Существенным козырем ВВС стала возможность использовать их во множестве колониальных конфликтов, которые вела Великобритания в 20-30-е годы прошлого века. Сравнительно небольшое количество самолётов и их экипажей позволяло быстро и дёшево взять под контроль огромные труднодоступные территории.

    Так, 25 мая 1919 года тяжёлый бомбардировщик Handley Page V/1500 «Старый картезианец» сбросил на Кабул четыре 51-килограммовые (112-фунтовые) и шестнадцать 10-килограммовых бомб (единственная боевая операция самолётов этого типа), что способствовало завершению третьей англо-афганской войны: тотчас после введения в дело воздушного флота обстановка резко изменилась в пользу англичан. В 1920 году авиация бомбила позиции сторонников «безумного муллы» Мохаммеда Хасана в Сомали и повстанцев в Ираке. Только с июня по декабрь 1920 года в Ираке было сброшено 97,5 т бомб за 4000 часов налёта, при потере 11 самолётов и 9 лётчиков. К 1922 году в Ираке размещалось 8 эскадрилий, которые держали в повиновении громадную страну, крайне враждебно настроенную к англичанам, хотя количество восставших временами превышало 130 тысяч человек.

    Тренчард писал, что авиация должна быть превентивной силой. Демонстрация её возможностей должна быть концентрированной и продолжительной, а «наказание» — сильным и длительным. Тренчард приказывал как минимум за сутки до бомбардировки селений сбрасывать листовки с предупреждением. В том же 1922 году авиация подавляла выступления в Южной Африке. Помимо ударных действий, авиация обеспечивала разведку, связь, временами снабжение.

    1923 год дал пример переброски войск по воздуху: порядка 300 солдат с пулемётами были перевезены на 100 км, также эвакуировались больные и раненые. В 1929 году самолёты эвакуировали 586 европейских беженцев из Кабула в Индию. ВВС значительно выигрывали у конкурентов по соотношению «цена-эффективность»: в Сомали лётчики сломили сопротивление за две недели, потратив 40-77 тысяч фунтов стерлингов против 6,5 млн фунтов для альтернативной сухопутной операции. Любопытно, что командовал 45-й эскадрильей в Ираке будущий глава бомбардировочного командования Королевских ВВС во Второй мировой войне Артур Харрис.

    «Рабочей лошадкой» первых лет послевоенной британской авиации стал тяжёлый двухмоторный бомбардировщик Vickers Vimy. Как и четырёхмоторный Handley Page V/1500, он разрабатывался для Первой мировой войны, но не успел на неё. В мирное время Vickers Vimy поставил целый ряд мировых рекордов и совершил первый успешный перелёт через Атлантический океан — под управлением лётчиков Джона Элкока и Артура Брауна в мае 1919 года. Другими участниками перелётов были разведчики Fairey IIID и летающие лодки Southampton.

    Ограничения в финансировании ВВС привели к тому, что даже в 1930 году «в первой линии» продолжали использоваться самолёты конца Первой мировой — De Havilland 9A и Bristol F2B, немало повоевавшие в Индии. Royal Aircraft Factory R.E.8, считавшиеся абсолютно устаревшими ещё в 1918 году, продолжали применяться в Ираке 20-х годов.

    Когда в январе 1930 года маршалом ВВС стал Джон Салмонд (John Salmond), RAFнасчитывали 57 эскадрилий, 22 из которых базировались вне Британии, плюс 9 эскадрилий Специального резерва. Четыре года спустя, 1 января 1934 года, ВВС выросли до 90 эскадрилий — 1794 самолётов.

    Рост возможностей авиации, особенно военной, вызывал опасения за судьбу Лондона, чья уязвимость с воздуха была доказана ещё в Первой мировой войне. Штаб ВВС доказывал, что потери населения Лондона в первый же день войны составят 20 тысяч человек, а за неделю — 150 тысяч. На фоне многовековой неуязвимости Англии такие выкладки вкупе с множеством книг о воздушном вторжении приводили чуть ли не к истерии. Развитие химического оружия, активное применение авиации в Китае, Эфиопии и Испании только усугубляли опасения. В сентябре-октябре 1935 года из Англии ближе к местам боёв в Эфиопии были секретно переброшены несколько эскадрилий лёгких бомбардировщиков-бипланов Hawker и Fairey.

    На воздушном параде 6 июля 1935 года пролетело 356 самолётов из 37 эскадрилий — и все были бипланами, с возрастом моделей от 5 до 15 лет. Необходимость обновления парка самолётов стала очевидной. 6 ноября того же года первый полёт совершил прототип истребителя-моноплана «Харрикейн», а 5 марта 1936 года — прототип ставшего позднее знаменитым «Спитфайра». Если в 1936 году «воздушный бюджет» составил 39 млн фунтов, то в 1938 — уже 111,5 млн. При этом необходимость защиты метрополии приводила к снабжению колониальных частей по остаточному принципу. Так, многоцелевой биплан WestlandWapity, будучи развитием ещё DH 9А, служил в Индии с 1928 по 1940. Только летом 1938 года пилоты начали осваивать цельнометаллический бомбардировщик BlenheimI. К моменту Мюнхенского соглашения RAFимели 149 эскадрилий в первой линии.

    Но помимо совершенно новых самолётов требовались ещё и обученные пилоты, инфраструктура и многое другое. Сказывалась политика «тощих лет» 20-х и колебания начала 30-х годов. А на пороге была уже новая война — Вторая мировая.

    Автор текста — Евгений Белаш.

    Источники:

    • Bowyer, Chaz. RAF Operations 1918-1938. William Kimber & Co. Limited, 1988.
    • Buckley John. Air Power in the Age of Total War. 1999.
    • Omissi David E. Air Power and Colonial Control: The Royal Air Force, 1919-1939. Manchester: Manchester University Press, 1990.
    • Ашмор. Воздушная оборона Англии в мировую войну и в настоящее время. — М.: Воениздат НКО СССР, 1936. С. 128.
  • Летные испытания Харрикейн IIC № КХ-402 с мотором Мерлин XX. НИИ ВВС КА 1943г.
  • Рейд в тысячу самолетов. Ralph Barker.
  • Королевские ВВС и Армия. Flight December 1940.
  • После того как Королевские ВВС (Royal Air Force - сокращенно RAF) выиграли к началу 1942 года “Битву за Англию”, стало ясно, что при отсутствии соприкосновения с противником на суше единственным для Великобритании средством подавления промышленного потенциала и боевого духа населения Германии осталась бомбардировочная авиация. К этому моменту на ее вооружении состояли преимущественно двухмоторные машины - “Уитли”, “Хэмдэн” и “Веллингтон”. Никаких иллюзий в отношении боевых возможностей этих по большей части устаревших машин командование уже не имело: нанести сколь-нибудь ощутимый урон противнику могли лишь четырехмоторные самолеты, способные транспортировать на большую дальность солидную бомбовую нагрузку и иметь мощное оборонительное вооружение. К счастью для англичан, они озаботились созданием тяжелых бомбардировщиков задолго до войны, в результате в течение 1940-1941 гг. на вооружение поступили три типа самолетов, составивших основу мощи Бомбардировочной авиации на протяжении последних трех лет войны. Новые машины были ответом авиапромышленности на тактико-технические требования, предъявленные в 1936г.

    К началу 1944 года “Халифаксы” вместе с “Ланкастерами” составляли подавляющее большинство в Бомбардировочной авиации. Рассказ о “Ланкастере”, ставшем венцом британских тяжелых бомбардировщиков, необходимо начать с другой машины - двухмоторного “Манчестера”.

    "Манчестер", детище фирмы “А.В.Роз” и главного конструктора Роя Чедвика, занимает уникальное место среди машин второй мировой войны. Ни один другой двухмоторный самолет не мог соперничать с ним по весу боевой нагрузки (4700 кг бомб): он, безусловно, принадлежал к тяжелым бомбардировщикам. Для того чтобы поднять такой вес, на “Манчестере” использовались двигатели Роллс-Ройс “Валчэр” (1760 л.с.), которые, к сожалению, так и не удалось довести. Именно двигатели оказались ахиллесовой пятой удачного в остальном самолета - их надежность была низкой, а в случае отказа одного из них “Манчестер” имел немного шансов дотянуть до своей базы.

    И вот, на основе этого “самого большого разочарования Королевских ВВС” (по выражению одного из высших офицеров), тот же конструктор сумел создать новую машину, “Ланкастер”, заслужившую прямо противоположную репутацию и горячую любовь экипажей.

    Когда (еще осенью 1940 года) бесперспективность “Манчестера” стала очевидной, Чедвик предложил, сохранив прежний фюзеляж, увеличить размах крыла и оснастить машину четырьмя надежными двигателями Роллс-Ройс “Мерлин”. Вскоре прототип новой модификации был готов, и 9 января 1941 года пилот-испытатель X. Браун поднял в воздух опытный экземпляр Avro 68.

    “Ланкастеры” модификаций Mk.I и Mk.III признаны экспертами в качестве лучших ночных тяжелых бомбардировщиков Второй мировой войны.

    Организационная структура ВВС Великобритании

    В середине 30-х годов в ходе подготовки военных действий против Германии в Великобритании занялись укреплением системы ПВО, и начало расти производство самолетов. За пять предвоенных лет численность крылатых машин в метрополии возросла к сентябрю 1939 г. с 564 до 1476 самолетов, а численность британских заморских ВВС - с 168 до 435 самолетов.

    Организационно британская военная авиация была поделена на две основные службы - Королевские ВВС (Royal Air Forse - RAF) и морские ВВС (Fleet Air Arm - FAA). RAF включали в себя авиацию в метрополии и заморских колониях, в то время как FAA принадлежали самолеты и обслуживающий персонал, базирующиеся в основном на военных кораблях. Естественно, что основная тяжесть военных действий во время Второй мировой войны легла на RAF как на наиболее многочисленную и важную часть британской авиации. В основе структуры RAF лежал принцип разделения и целевого назначения различных родов авиации. Вначале были созданы три главных командования RAF: Бомбардировочное (Bomber Command), Истребительное (Fighter Command) и Прибрежное (Coastal Command). Затем появились Тренировочное командование, Командование технических служб и Командование аэростатов заграждения.

    Основной тактической единицей английских ВВС служила эскадрилья, насчитывавшая в предвоенное время 12 одномоторных самолетов или 10 двухмоторных самолетов. К началу «битвы за Британию» все эскадрильи Истребительного командования RAF в метрополии входили в состав трех авиагрупп: 11 -я авиагруппа прикрывала Лондон и юго-восточную Англию, 12-я авиагруппа защищала восточную и центральную части Англии, а 13-я авиагруппа отвечала за Северную Англию и Шотландию. Немного позднее, в июле 1940 года, была создана 10-я авиагруппа, прикрывавшая Юго-Западную Англию. Основной задачей каждой авиагруппы была оборона своей территориальной зоны.

    Когда британские истребители в 1941 г. приступили к налетам на побережье Европейского континента, появилась необходимость в более крупных тактических истребительных формированиях. Таким образом, были созданы авиакрылья (Wing), состоявшие преимущественно из трех эскадрилий, базирующихся на одном аэродроме.

    Применяемые сокращения

    • AF - Air Force - Воздушая армия в ВВС армии США;
    • AASF - Advanced Air Striking Force - авиационные ударные силы передового базирования;
    • AM -Air Ministry - Министерство Авиации;
    • A and AEE - Aircraft and Armament Experimental Establishment - Исследовательский центр самолетов и вооружения;
    • B and GS - Bombing and Gunnery School - школа бомбометания и воздушной стрельбы;
    • CFS - Central Flying School - Центральная летная авиашкола;
    • E and RFTS - Elementary and Reserve Flying Training School - авиашкола первоначальной подготовки и переподготовки резерва;
    • FAA - Fleet Air Arms - авиация ВМС;
    • FG - Fighter Group - истребительная группа;
    • FS - Fighter Squadron - истребительная эскадрилья;
    • FW - Fighter Wing - истребительное авиакрыло;
    • FC RAF - Fighter Command RAF - Истребительное командование RAF;
    • FTS - Flying Training School - авиашкола основной летной подготовки;
    • JSSF - Japanese Single Seat Fighter - японский одноместный истpебитель;
    • IAF - Indian Air Force - ВВС Индии;
    • MU - Maintenance Unit - подразделение технического обслуживания;
    • RAE - Royal Aircraft Establishment - Королевский авиационный институт;
    • RAAF - Royal Australien Air Force - Королевские ВВС Aвстралии;
    • RAF - Royal Air Force - Королевские ВВС Великобритании;
    • RAuxAF - Royal Auxiliary Air Force - Королевские Вспомогательные ВВС;
    • RCAF - Royal Canadian Air Force - Королевские ВВС Канады;
    • RFTS - Reserve Flying Training School - резервная школа летной подготовки;
    • RN - Royal Navy - Королевские ВМС Великобритании;
    • RHAF - Royal Hellenic Air Force - Королевские ВВС Греции;
    • RSAF - Royal Siamese Air Force - Королевские ВВС Сиама;
    • Sqn- Squadron - эскадрилья;
    • StFl - Station Flight - станционное звено;
    • SBAC - Society of British Aircraft Constructors - Общество британских авиа-конструкторов.
    • TDU - Torpedo Development Unit - опытовая авиачасть по применению торпед.
    • OTU - Operational Training Unit - учебно-боевая авиачасть;
    • SAAF - South African Air Force - ВВС Южной Aфрики.
    • UAS - University Air Squadron - университетский дивизион.
    • USAAF - United States Army Air Force - ВВС армии СШA.

    Королевские ВВС Великобритании созданы в 1918 году для защиты рубежей Соединенного Королевства. подчиняются Министерству обороны и выполняют задачи, которые определяет высшее военное руководство страны.

    Авиация и экономика

    Самолеты ВВС Великобритании никогда не участвовали в военных компаниях, эскадрильи годами не обновляют парк летательных аппаратов. По причине малой активности ведомство в 1990 году начало сокращение личного состава, которое за двенадцать лет, с 1990 до 2002 года, уменьшилось с 92 до 54 тысяч человек. Финансовые расходы на содержание ВВС были существенно урезаны. В 2007-м численность командного состава, летчиков и обслуживающего персонала составила 47 712 человек, а техническая база включала в себя 828 самолетов и вертолетов. Устаревшую технику списали, новые самолеты законсервировали.

    В 2010 году возникла необходимость обновления парка самолетов, как боевого назначения, так и вспомогательного. Расширение материальной базы было связано с непростой политической обстановкой сразу в нескольких странах, прежде всего в Ливии и Марокко. Парламент Великобритании принял ряд рекомендаций, стимулирующих приобретение новой техники, самолетов, вертолетов и аэродромного оборудования.

    Были закуплены модернизированные "Торнадо GR4" и "Тайфуны". Дополнительные транспортные самолеты поставила фирма "Виккерс", модель VC-10, которая отличается длинным фюзеляжем. "Десятка" вмещает до трехсот человек личного состава и может быть очень полезна при транспортировке людей на дальние расстояния.

    Структура

    В настоящее время ВВС Великобритании состоит из трех авиагрупп. Первая включает в себя все штурмовики, истребители и бомбардировщики. В группе есть несколько собственных учебных высокоскоростных штурмовиков, на которых летчики отрабатывают новые маневры. Определенное количество боевых машин совмещают две функции - истребителя и бомбардировщика. Такая универсальность позволяет свести к минимуму количество самолетов, вылетающих на задание.

    Истребители ВВС Великобритании

    В первую авиагруппу входят 12 эскадрилий, дислоцированных в разных регионах страны. Основной костяк штурмовой авиации составляют самолеты "Торнадо GR4". Задачей истребителей являются боевые действия в воздухе и поражение наземных объектов. Эффективность "Торнадо" очень высокая. Их в 1-й авиагруппе насчитывается 95 единиц и все они являются истребителями-бомбардировщиками. Также в группе числятся 22 самолета разведчика "Торнадо".

    Истребителей F1 многоцелевого назначения в эскадрильях 1-й авигруппы насчитывается 100 единиц.

    Командующим 1-й группы является вице-маршал авиации Кристофер Харпер. В его аппарате функционируют 12 старших и младших офицеров.

    Вторая авиагруппа

    В это авиационное соединение входят двадцать две эскадрильи, включающие в себя самолеты обеспечения. Машины в ангарах стоят как суперсовременные, так и видавшие виды, выпуска прошлых лет. Работы достаточно и для тех и для других. В настоящее время экскадрильи второй авиагруппы укомплектованы самолетами и вертолетами следующих марок:

    • "Чинук НС2".
    • "Си Кинг НАР3".
    • "Геркулес С4".
    • "Мерлин НС3".
    • "Пума НС1".
    • "Гриффин НТ".
    • "Глоубмастер III".
    • VC-10.

    Группа номер 22

    В состав ВВС Великобритании также входит авиагруппа 22, учебно-тренировочное подразделение для повышения летного мастерства пилотов. В группе имеются самолеты, оснащенные специальным оборудованием.

    Это модели:

    • "Домини Т1".
    • "Скьюрелл".
    • "Тукано".
    • "Хок ТА";

    Лучшие самолеты ВВС Великобритании

    Эскадрильи Соединенного Королевства комплектуются различными боевыми машинами. Среди них могут быть американские и французские марки, немецкие и шведские. Однако самая распространенная модель боевого самолета - это "Торнадо GR4", детище немецкого концерна "Мессершмидт". На втором месте - истребитель "Тайфун", эффективная машина для ведения воздушного боя. Оба самолета стоят на вооружении НАТО, Великобритании, Германии, Италии и Саудовской Аравии.

    Самолет "Торнадо" ВВС Великобритании зарекомендовал себя как безотказный истребитель-штурмовик. В случае участия английских в каком-либо международном конфликте, истребители и штурмовики-бомбардировщики передислоцируются на авиабазу НАТО, расположенную в непосредственной близости от театра военных действий. После проведения рекогносцировки эскадрилья начинает боевые вылеты, и при этом "Торнадо" ВВС Великобритании всегда в первых рядах атакующих.

    "Торнадо GR4"

    Турбореактивный боевой самолет Panavia Tornado представлен в двух модификациях: истребитель-бомбардировщик, индекс GR4, и разведчик-перехватчик - GR4А.

    К особенностям конструкции можно отнести крылья с изменяемой геометрией, что является важным преимуществом в условиях воздушного боя. Двухместный "Торнадо" всегда готов к выполнению любых задач по уничтожению противника, независимо от погодных условий и времени суток. Самолет оснащен специальным сканером, который выдает информацию о приближении к поверхности земли. Практически "Торнадо" способен летать вслепую.

    Машина оборудована электронными средствами разведки и обнаружения цели, это в первую очередь система "Раптор". Из самых последних достижений - это лазерное наведение на цель и система LRMTS, способная отыскать ранее помеченную цель.

    Боевое применение:

    • 1991 год, участвовал 41 самолет;
    • 1998-2011 гг., военная компания в Ираке;
    • 1999-й, война в Косово; 2011 год, военный конфликт в Ливии;
    • 2012-й, война в Афганистане, продолжается по настоящее время;

    Истребитель "Тайфун"

    Разработка боевой машины была начата в 1988 году корпоративно, сразу в нескольких странах. В 1998-м Великобритания приобрела для своих ВВС 53 истребителя. Первоначально самолеты предполагалось использовать только в воздушных боях, но по мере необходимости, во время боевых действий в Афганистане истребители стали использовать, как бомбардировщики, для уничтожения наземных целей.

    В 2008 году "Тайфун" был официально признан как многоцелевой истребитель.

    Технические характеристики:

    • длина самолета - 16,8 метра;
    • высота - 6 метров;
    • размах крыльев, максимальный - 13,9 метра;
    • грузоподъемность - 9 тонн;
    • масса - 14 100 кг;
    • силовая установка - два марки "Роллс-Ройс" с тягой 7620 кг/см;
    • скорость, близкая к максимальной - 2340 км/час;
    • потолок - 15 тысяч метров;
    • взлетно-посадочная полоса - 760 метров;

    Вооружение:

    • пушки системы "Маузер", два ствола;
    • ракеты ALARM, до девяти штук;
    • ракеты "воздух-воздух" ASRAAM;
    • ракеты "Бримстон" и "Шэдоу Шторм";
    • бомбы "Пэйвэй 2" и четырехсоткилограммовые "Пингвин";
    • комплекс систем наблюдения и разведки;

    Транспортные самолеты

    ВВС Великобритании обеспечиваются помимо боевых машин еще и грузовыми. Транспортные тяжеловесы, такие как Globmaster III, "Боинг С17А", "Локхид 1011" американского производства, "Виккерс VC-10" британского, закупались в большом количестве.

    Учитывая необходимость постоянной передислокации, грузовые самолеты были незаменимыми помощниками, обеспечивая перевозку многотонного вооружения и имущества на огромные расстояния в течение нескольких дней. Важность транспортных операций трудно переоценить, эскадрилья снабжалась всем необходимым бесперебойно и в кратчайшие сроки.

    Немаловажную роль играли тяжелые вертолеты типа "Мерлин НС3", "Чинук С2", "Вестлэнд Пума". Эти машины перевозили грузы интендантского назначения в пределах базы и аэродрома.