Войти
В помощь школьнику
  • Привет из цветочного города
  • Как найти смысл жизни франкл
  • Откуда пошло выражение показать академика келдыша
  • Виды вступлений и заключений к сочинению части С ЕГЭ по русскому языку
  • Биография солженицына Каково отношение к матрене окружающих
  • ЕГЭ по обществознанию: разбираем задания с учителем
  • Летняя православная школа. «Задача нашей школы — воспитывать “православный спецназ”. Важно дать опыт борьбы с грехом

    Летняя православная школа. «Задача нашей школы — воспитывать “православный спецназ”. Важно дать опыт борьбы с грехом

    1990-е годы мы часто вспоминаем как «лихие», разрушительные, беспросветные, а один православный пастырь сказал, что эти годы надо канонизировать. Ведь именно в это время, невзирая на экономические трудности, мы стали свидетелями возрождения национального и религиозного самосознания нашего народа, возвращения исторической памяти, и в частности, – возникновения, воссоздания школ и гимназий, дающих духовное воспитание.

    В 1991 г. по благословению и по инициативе православно-просветительного общества «Радонеж» была основана православная гимназия «Крылатское». А по сути, возникновение этой школы – как и нескольких других православных, авторских школ – это социальный заказ родителей, поиск ими школы, максимально отвечающей вызовам времени.

    Вначале это учебное заведение существовало как православные классы при школе № 1130 в Крылатском. Началось преподавание Закона Божия, в качестве учебного пособия было возвращено «Родное слово» Ушинского, появилась «Первая учебная книга по церковно-славянскому языку» – репринт, переизданный в Ростове-на-Дону.

    Светская школа, в которой находились православные классы, не смогла обрести с ними взаимопонимание, и вскоре возникло самостоятельное юридическое лицо – Православная гимназия «Крылатское», а в 1998 году окончательно утвердилось и современное название – Школа во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Когда для школы было выделено здание бывшего детсада, то сотрудница СЭС сказала: «Всё равно у вас ничего не получится, потому что я атеистка и коммунистка». А спустя некоторое время, конечно, поняла, что с серьёзными педагогами незачем ругаться.

    Бессменный директор и духовник школы – протоиерей Сергий Махонин, настоятель храма Сошествия Святого Духа в посёлке Первомайское и строящегося храма Воскресения Христова в Новой Москве, педагог по первому образованию, выпускник МГПИ им. Ленина. Весьма ценны оказались в 1990-е годы для возрождающейся России принявшие сан военные, врачи, педагоги, ибо они задавали тон, сообщали цельное мировоззрение собиравшимся вокруг них людям, общему делу. Матушка Мария Махонина – завуч школы, некоторое время продолжала ещё работать заместителем декана в педагогическом институте, а сегодня ведёт методическую и организационную школьную работу.

    Всё перевешивали вера в Бога, вера в будущее своей страны и желание трудиться

    Как и во всех школах, созданных в 1990-е г, учителя во многом использовали дореволюционный опыт. Преподавать пришли исключительно энтузиасты. У всех были за плечами философские факультеты разных вузов, институт им. Баумана и… отсутствие навыка работы в школе. Однако всё перевешивали глубокая вера в Бога, вера в будущее своей страны и желание трудиться.

    Первый год существования школы запомнился детям и учителям летним паломническим лагерем рядом с Иоанно-Богословским монастырём под Рязанью, а уже осенью отправились в плавание по Волге на теплоходе «Иван Сусанин». На следующий год школа организовала паломнический лагерь рядом с Иоанно-Богословским монастырём под Рязанью. Всем ныне уже выпускникам памятны поездки, когда юные паломники обошли с иконой православные святыни Углича и Ярославля, участвовали в Божественной литургии в Толгском монастыре. Можно себе представить, как тогда, в 1990-е годы, отрадно и удивительно звучали церковные песнопения для иностранных туристов, случайно оказавшихся на экскурсии в монастыре.

    За эти годы школьники часто посещали Покровский скит в Дивеево, Святогорский монастырь в Пушкинских горах, «тамбовский рай» святителя Феофана Затворника, Псково-Печерский монастырь, Киево-Печерскую лавру, Оптину пустынь. Они не просто ездили поклониться святыням, но всегда несли какое-то послушание, помогали обители. Эта сопричастность народной жизни, подлинной, а не той, которую нам показывают в телесериалах, даст этим детям глубокое понимание характера народа, исторического предназначения своего Отечества.

    Сопричастность народной жизни даст детям понимание исторического предназначения своего Отечества

    В гимназии, помимо общеобразовательных предметов, изучаются основы православной веры, церковнославянский язык, иностранные языки. Преподаватели, среди которых несколько кандидатов наук, участвуют в педагогических и научных конференциях, публикуются в академических и ведущих методических изданиях, составляют компьютерные тестовые программы, читают телевизионные лекции, работают переводчиками на международных конгрессах. Учитель биологии Александр Юрьевич читает курс в МГУ, ездит с лекциями по православной биоэтике по всей России, недавно с циклом лекций был приглашён в Абхазию.

    В гимназии сегодня 140 учеников с 1 по 11 классы. Выдающийся педагог-практик Антон Макаренко убедился на практике, что директор школы должен хорошо знать всех учеников и их родителей. Нынешнее объединение пяти-семи городских школ под руководством одного директора уже показало, насколько это разрушительно для воспитания и образования школьников.

    Гимназия Иоанна Богослова имеет государственную аккредитацию и право выдавать аттестаты государственного образца. На мой вопрос, как дети, учащиеся в православной школе, «вписываются» в образовательный госстандарт, завуч школы Мария Махонина отвечает: «Государственный стандарт не предполагает стандарта содержания, он предполагает требования к условиям осуществления образовательного процесса, к структуре программы, к результатам обучения: чему ученик научится и будет иметь возможность научиться. Наши действующие стандарты созданы по модели болонской системы, похожи на программу международного школьного бакалавриата. Поэтому наш новый министр образования говорит о необходимости менять именно их содержание».

    Непобедимое оружие – русская классика, основанная на евангельских истинах

    Наверное, у всех, учившихся в советской школе, остались в памяти уроки литературы, где в той или иной мере учитель передавал нам через литературные произведения правду Божию. У наших учителей литературы было непобедимое оружие – русская классика, основанная на евангельских истинах, хранящая свой первоисточник – слово Божие. В гимназии Иоанна Богослова литературу преподаёт член Союза писателей и Союза журналистов Татьяна Сергеевна Шеханова, в прошлом – редактор в издательстве «Художественная литература». Со школьниками она ездит в Дом художника, театры, чтобы послушать художественное чтение Народной артистки России Антонины Кузнецовой: в прошлом году А. Кузнецова читала цикл из мировой литературы, в нынешнем году – цикл «Мой золотой век». А учиться искусству беседы, искусству слушать музыку гимназисты, её ученики, ездят на музыкальные циклы к Светлане Виноградовой. Это не просто музыковедческие беседы, а дар влюблять в музыку, объяснять путь к созиданию, рассказывать о жизни гениев – трудной, полной преодолений, подвигов. «Каждый концерт, подготовленный Светланой Виноградовой, – это и разговор по душам... нет, не с залом, а с каждым, кто в нем присутствует: от пятилетнего малыша до седовласых слушателей», – говорит Т.С. Шеханова.

    Для школьников нередко организовываются встречи с писателями. Благодаря этому дети сами обращаются к творчеству, посещают Литобъединение в Славянском центре, которым руководит поэт и литературовед Ирина Георгиевна Панова. Творческие связи возникли у школы с Академией русской литературы, с Литературным институтом, где до недавнего времени проводились ежегодные совещания молодых дарований. Ребята участвуют в обсуждениях новых произведений, встречаются с поэтами и прозаиками, активно включены в культурную жизнь столицы и Зарубежья.

    В этом году в гимназии выпущены три первые книги учеников (серию так и назвали «Первая книга гимназиста»): книга стихотворений десятиклассника Ильи Ермолкина, победителя и лауреата многих конкурсов чтецов и поэтов, книга романтических сказок одиннадцатиклассницы Анастасии Ветвицкой и книга детских стихотворений с рисунками выпускницы школы, ныне студентки художественного колледжа Елены Колоновой. «Кто знает, – говорит учитель, – может быть, эти первые опыты станут началом большого творческого пути. Бог наградил человека созидательной силой. Я уверена, что если человек – созидатель, он уже не станет разрушителем».

    Многие из учеников гимназии, ныне успешно овладевающих курсом наук, пришли из частных и государственных школ. Это подтверждение того, что окружающая атмосфера, внутренний строй школы весьма важны. Здесь они развиваются в активном творческом режиме, включены в духовное и культурное поле гимназии.

    Учитель Т.С. Шеханова уверена: «Литература учит градации чувств, мыслей, переживаний. Учит ответственности перед собой, своим родом и народом в целом. Учит мыслить и изъясняться не ущербно, а по-человечески – с уважением, любовью, милосердием к окружающим. Учит не считывать информацию, а чувствовать и понимать мир. Себя. Своих близких. Свой народ. Свою веру. И беречь это. И любить – деятельно и честно. Доблестно, как сказал один из моих учеников, Георгий Чиркин, который учится во втором классе. Это главная роль литературы, как и настоящего искусства в целом».

    В последнее десятилетие значительно сократилось количество часов на изучение литературы в школе. Однако хочется верить, что, благодаря самоотверженности наших учителей, недальновидные реформаторы не смогут отлучить детей от желания мыслить, понимать прошлое и настоящее своего Отечества, характера своего народа, чему и учит литература. «Даже небольшие по объему произведения древнерусской литературы поражают ребят прежде всего ощущением монументальности, цельности характеров, весомостью слова, идеей деятельного милосердия и – абсолютной современностью. Обращаясь к размышлениям о национальном характере в современной литературе, мы тянем нити от “Слова...”, “Поучения Владимира Мономаха”, “Жития Сергия Радонежского” к образам Михаила Шолохова, Евгения Носова, Валентина Распутина, Владимира Крупина», – говорит Т.С. Шеханова.

    Выпускники школы учатся в МГУ, МИФИ, МАИ, МАРХИ, МПГУ, МГИМО, Московском лингвистическом университете, Медицинской академии, Московской и Коломенской духовных семинариях, в православном Свято-Тихоновском богословском университете. Все школьные труды способствуют этому. Среди учеников есть призёры Всероссийской олимпиады школьников, других престижных конкурсов и олимпиад. Гимназия создала и свою олимпиаду – «Свеча России», которая ставит своей задачей приобщение школьников к богатой культурной и исторической российской традиции, воспитание патриотизма. В этой олимпиаде участвуют дети из разных городов России.

    Выпускница гимназии Иоанна Богослова Елена Аркадьевна Осипова, ныне супруга священника и дипломированный славист, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института мировой литературы, вспоминая о годах учёбы, говорит о том, насколько важно научить детей молиться, открыть для них существование духовного мира. Дорогим воспоминанием осталось и то, что, помимо поездок на Соловки, в Коневский Рождество-Богородичный монастырь на Ладожском озере, Свято-Успенскую Вышенскую обитель, на Каргополье, летом 2015 года учащиеся и педагоги школы вместе с её директором и духовником, протоиереем Сергием Махониным, посетили Республику Сербскую, Черногорию и собственно Сербию, побывав на ныне оккупированном, но по-прежнему не сломленном сербском Косове.

    «Во время учёбы в школе учащиеся постепенно духовно возрастают, приобщаются к живительным истокам национальной культуры и традиции, что способствует формированию у них национального самосознания в духе славянского братства и единства, – говорит Е.А. Осипова. – Думается, что такой подход в образовании и воспитании прекрасно соотносится со словами выдающегося русского философа и мыслителя XX века И.А. Ильина, который в одной из своих работ подчеркивал, что в основе подлинного образования и воспитания лежит стремление пробудить в ребёнке духовное начало, сформировать из него “духовно-зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером”. И отец Сергий Махонин, духовник и директор школы, в своей статье “Образ учителя как духовная проблема” показал, что истинное образование подразумевает воссоздание в человеке образа Божия, и что “методика воспитания – это одновременно и методика спасения”».

    Есть у православной гимназии Иоанна Богослова своя особенность – это открытость славянскому миру. Что позволяет, помимо прочего, более глубоко и трезво взглянуть и на западноевропейскую культуру, выявить лучшие её черты и особенности. А здесь есть на чём объединиться, особенно после тех ударов, которые приняла на себя православная Сербия на рубеже XX–XXI веков и какой пример стойкости веры она показала всему миру: и врагам Православия, и его хранителям.

    В православных гимназиях, помимо европейских языков, как правило, изучается ещё новогреческий или сербский. Греческий – потому что от греков пришла наша вера, духовная и культурная традиция, отчасти где-то и общеевропейская. А почему сербский? Преподаватель сербского языка, председатель Общества русско-сербской дружбы, известный славист и переводчик Илья Михайлович Числов глубоко убеждён в том, что Сербия русскому человеку сегодня гораздо нужнее, чем Россия самой Сербии («Конечно же, здесь и сейчас , на данном, коротком отрезке истории, который, однако, странным образом совпал с рубежом веков, с концом второго и началом третьего тысячелетия христианской эры»). «Греки – наши общие учителя, – говорит Илья Михайлович, – сербы же показали нам, говоря словами великого русского философа Ивана Ильина (хорошо, кстати, знавшего эту братскую славянскую страну и ее народ), как можно и должно сопротивляться злу силой, как ратовать за веру православную – сейчас, в XXI веке, точно так же, как и во времена святых благоверных князей Александра Невского, Димитрия Донского, Лазаря Косовского. Сербы и сегодня напоминают нам, что можно, оказывается, быть глубоко верующими православными христианами – и при этом людьми, исполненными национального достоинства, любить род свой славянский и отнюдь не чуждую нам европейскую культуру. Они никому не позволят унизить своё имя, как не позволят и чужакам говорить от их имени. Магия “общечеловеческих ценностей” на них не действует. Не только воинствующим либералам, но и псевдохристианам, экуменистам, сербы отвечают твердо и решительно: мы не дадим вам безнаказанно замахиваться на основы нашей народной жизни, на нашу историю и ее продолжение в дне сегодняшнем, ведь это – богодарованная реальность, а не плод людского тщеславия или воображения».

    Специфика сербской национальной традиции – единство веры и крови, единство национального, расового и духовного. И сербы не видят в этом никакого противоречия. Они считают, что такое двуединство не только не ослабляет христианскую веру в народе, но, наоборот, усиливает ее, потому что подобная «теория и практика» идет ещё от святого Саввы, который, созидая национальную церковь, первым делом заменил трех епископов-иноплеменников тремя сербами. Со времён святителя Петра Цетинского, который вёл православный народ в бой против турок с мечом в одной руке и с крестом в другой. Мученическая смерть православных христиан на Косове в 1990-е годы (так погибали и прежние косовские мученики – с мечом в руке, на поле, политом не столько сербской, сколько турецкой кровью) свидетельствует о неизменной судьбе сербского народа – хранить свою веру «даже до смерти».

    Педагог И. М. Числов замечает, что в основном дети занимаются сербским языком по желанию родителей (а иногда и по послушанию). Между тем именно от таких детей чаще всего и бывает толк, а вовсе не от тех, кто с показным энтузиазмом (и чисто прагматическими целями) кидается на «экзотику» – возможность выучить редкий язык. Ни у преподавателя, ни у самих устроителей школы не вызывает сомнения, что специалисты по сербскому языку сейчас востребованы, но при этом – настоящие специалисты, понимающие, что такое сербская традиция, а не скороспелые «продукты современного мира». События трёх последних десятилетий показали, что сербы в настоящее время нам ближе, чем все остальные зарубежные славянские народы вместе взятые; вспомним хотя бы, как откликнулось наше общество на войну в бывшей Югославии, на агрессию США и НАТО.

    «В любой европейской культуре, несмотря на то, что история – процесс апостасийный (имею в виду культуру прежде всего западных народов), мы находим какие-то достоинства и должны уметь донести их детям, чтобы они это ценили, понимали и умели даже на неправославную традицию (та же английская литература, германский эпос и немецкий романтизм, античное наследие) посмотреть православными очами. А уж коли речь идёт о сербской православной традиции, то здесь нам точно есть чему поучиться», – говорит И.М. Числов.

    Им предстоит противостоять веку сему с его материализмом и холодом безбожия

    Перед самой Пасхой 2016 г., а также в апреле 2017 г. в Сербском посольстве в Москве и на других площадках в Москве, как всегда при поддержке Общества Русско-Сербской дружбы и Союза писателей России, прошёл Международный конкурс поэзии – дети исполняли песни на сербском языке, литературные произведения русских и сербских классиков. Выступали и ученики гимназии Иоанна Богослова. «Молюсь преподобному Сергию: // Пошли своих иноков в Сербию…» – звучали стихи из детских уст, и с отрадой думалось: эти дети уже сегодня – защитники культурного, исторического, духовного пространства России и славянского мира. Даже в Барнауле зажёгся светлый огонёк сербской культуры: в 2016 г. педагоги прислали на конкурс видеозапись выступлений детей на сербском языке. Поклон этим учителям, делающим благое дело, выходя за рамки предписываемых программ и собственных сил. Сегодня, когда Сербия едва ли не единственный союзник России в Европе, эти объединяющие посылы необходимы…

    Обучение в школе Иоанна Богослова, как и для всех учащихся православных гимназий, в конце мая завершается торжественной литургией и вручением аттестатов в Храме Христа Спасителя. Накануне этого события духовники школ соборно служат молебен у раки преподобного Сергия Радонежского в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. В прежние времена воины, перед тем как отправиться на битву, испрашивали благословения у Преподобного. Так, гимназисты испрашивают благословения на дальнейшую учёбу, понимая, что им предстоит противостоять веку сему с его материализмом, холодом безбожия, а зачастую и с откровенным и даже агрессивным богоборчеством.

    На вопрос, кого вы воспитываете в своей школе, отец Сергий Махонин говорит: «Православный спецназ – людей, которые, приходя в любую среду, понесут слово Божие, свет Христовой веры». Эту будут не только священники, но и учителя, врачи, учёные, менеджеры, инженеры, способные думать сначала о благе Отечества и народа, а потом уже о своем собственном благополучии, быть самоотверженными, честными и ответственными на выбранной стезе.

    Как всё начиналось

    Когда в 2001 году по просьбе местных жителей Сретенский монастырь взялся возродить неподалеку от своего рязанского скита разорившийся колхоз, названный впоследствии «Воскресение», то внимание тогда еще архимандрита Тихона (Шевкунова), ныне митрополита Псковского и Порховского, привлекла и Михайловская школа-интернат. Сретенская братия стала общаться с детьми, помогать с обеспечением продуктами, одеждой, привозила подарки.

    Тогда в Сретенской семинарии учился студент, у которого первое высшее образование было педагогическим. Он и сам уже время от времени бывал с другими семинаристами в Михайловской школе-интернате. Летом 2004 года даже устроили совместный летний лагерь во Фрязино для учеников воскресной школы Сретенского монастыря и Михайловской школы-интерната. Провозившись пару месяцев с этими детьми, познакомившись с ними поближе, только что рукоположенный тогда семинарист с первым высшим педагогическим образованием отец Владимир Щетинин сам, без приглашения, приехал к ним на линейку 1 сентября. Дети радостно бросились к нему. Но все они были… в пионерских галстуках. Понятно, какая с ними по инерции советских разнарядок велась воспитательная работа…

    Возглавить Михайловскую школу-интернат отца Владимира благословили Святейший Патриарх Алексий II, архимандрит Иоанн (Крестьянкин) и отец Тихон (Шевкунов). 1 октября того же 2004 года отец Владимир был утвержден в должности директора. Началась уже каждодневная работа. Дети были очень трудные.

    Эти дети «трудные» - потому что им самим трудно: у каждого - травма, обида на родителей, на жизнь

    Но «трудные» - это не только и не столько те, с кем нам, педагогам и воспитателям трудно, но прежде всего те, кому трудно, - убежден отец Владимир.

    Детвора была из такой среды, что при проведенном тогда же сразу анонимном опросе все из 146 детей ответили, что пробовали курить и пить спиртное. И это сообщали ученики с 1-го по 9-й класс, то есть дети от 7 до 15 и чуть больше лет (если обучение началось с опозданием или в силу сложных в семье обстоятельств прерывалось).

    Однажды ночью у отца Владимира зазвонил телефон.

    Если я кому-то пожалуюсь и не выполню их требование, мне угрожают отомстить, поймав где-то на улице, - сообщала воспитательница об отправлявших ее в город принести им спиртное старших учениках, которые были и без того подвыпившими.

    Эта внутриинтернатовская шпана и младших ребят - тех, кому было по 10-11 лет, - по ночам будила, выстраивала в коридоре и ставила ультиматум: «Мы вам даем час, чтобы каждый из вас принес нам по 10 рублей. Что хотите, делайте: в город идите, просите ночью у кого-то, на тротуарах ищите, воруйте…»

    С этими старшими я ничего уже не успел сделать, - говорит отец Владимир. - Они вскоре после того, как я пришел, выпустились. Знаю, что один из них отсидел в тюрьме, другой уже второй срок отбывает. Они были очень спортивными - возможно, это была та ниточка, за которую можно было бы попытаться их вытянуть…

    Путь к иной жизни

    А вот тот, кто много в свое время претерпел от установленной этими хлопцами «дедовщины», Алексей, сирота, потом уже воспитывался в совершенно иной атмосфере. Он и в храме за богослужениями алтарничал, пономарил, и спортом стал активно заниматься, да так, что получал призовые места, в том числе на районных соревнованиях. Выпустился, получил как сирота квартиру по госпрограмме, поступил в колледж на специальность программиста. Сразу же себя ориентировал на продолжение учебы в Радиотехнической академии Рязани, куда потом и поступил. Отслужил срочником в Кремлевском полку. Из академии перевелся в институт нефтеперерабатывающей промышленности. Служит в «Росгвардии». Нашел себе очень хорошую девушку, она поет на клиросе. Приезжал недавно брать благословение на брак. Постоянно посещает храм. Верующий, воцерковленный человек.

    Лишь опыт христианского всепрощения может научить этих детей прощать, прежде всего своих родных

    Те травмы, что есть у ребят, уврачевать вне Церкви не удастся, - уверен отец Владимир. - У большинства из них тяжелейшая обида на родителей (а соответственно, и на весь мир). Это корень их бед. А как вы им при том, что многие из них перестрадали, объясните, в чем здесь проблема? Только основываясь на заповеди о почитании родителей - тут ее явное нарушение. Лишь из опыта христианского всепрощения и можно этих детей научить: прости. Не можешь? Попроси Господа, чтобы дал тебе силы простить. Только почувствовав вкус Благодати, эти дети уже могут молиться за своих «кровных обидчиков». Мы даже уже традиционно в школе-интернате День матери отмечаем, когда дети и могут явить плоды своего прощения и любви, стараясь подготовиться и порадовать своих мам. Только так, простив, они сами от тисков повторения этих сценариев освобождаются: да, папа, мама ошиблись по человеческой слабости, но я теперь, сам исповедуясь, знаю, что все мы постоянно грешим, а попробуй-ка быть хорошим - вот это по-настоящему трудно.

    Так «трудные дети» от провокативной стратегии создания трудностей всем и вся («пусть всем будет так же плохо, как мне») обращаются к внутреннему труду над собой. «В конце концов, если ты не почитаешь своих родителей, как твои дети будут почитать тебя?..» - зачастую для них это совершенно неожиданная постановка вопроса…

    Выпускница школы-интерната Ксения, родив уже троих детей, всех неизменно крестит. Сама она некогда, еще в 5-м классе, днями просиживала в рваных джинсах на заборе, стреляя у проходящих мужчин сигаретки. Потом уже, когда интернату стал помогать Сретенский монастырь и сюда был назначен отец Владимир, воцерковилась, а сейчас посвятила свою жизнь воспитанию детей. Это при том, что, по всероссийской статистике, 80% детей в детских домах рождены такими же детдомовцами. Не говоря уже о первом месте нашей страны в мире по количеству совершаемых абортов. Выпускницы Михайловской школы-интерната, в отличие от своих сверстниц, тем более из других интернатов и детских домов, не приемлют аборты. Многие из выпускников и выпускниц берут у отца Владимира благословение на создание семьи. Приезжают вместе со своими избранницами, избранниками. Кого-то и из своих вторых половин воцерковляют. Просят обвенчать. Потом приносят и детей - кто-то уже и не одного - на Таинство Крещения.

    Некоторые из выпускниц возвращаются и устраиваются в родной школе-интернате воспитательницами. Так, одна из них, Анна Игоревна Огрызкова, выпускница 2013 года, отмечает: «Школа-интернат - одна большая семья, где тебя выслушают, помогут, объяснят». Иметь такой тыл ребятам важно, не только пока они здесь учатся, но и потом: что бы в жизни ни случилось, они знают, где попросить помощи и совета. Да и в силу непосредственного участия в их жизни братии Сретенского монастыря и сретенских семинаристов сама Церковь уже воспринимается по-родственному.

    Сама Церковь ребятами воспринимается уже по-родственному

    На богослужении - и молодежь, и старики

    Воспитанники Михайловской школы-интерната сызмальства или как только попадут сюда приобщаются к церковной жизни. Это не только уроки «Основ православной культуры», которые ведут глубоко воцерковленные верующие педагоги. Каждое воскресенье в 8:00 ребята усаживаются в автобус и едут в скит Сретенского монастыря на службу. За полчаса до службы, которая начнется в 9:00, они уже на месте. А в это время, пока дети готовятся к богослужению, за которым у каждого из них здесь свои послушания, автобус собирает по окрестным деревням бабушек-прихожанок - многим из них уже за 80. Есть двое дедушек, одному за 90. Когда старики приезжают сюда, в храм Казанской иконы Божией Матери, дети их встречают, помогают написать записки, поставить свечи. Служба началась. Вместе со всеми, в том числе с воспитателями и учителями, так же как с дедушками и бабушками, дети исповедуются, причащаются. Потом, пока автобус развозит престарелых участников Литургии вновь по домам, ребята за чашкой чая и вкусностями общаются со сретенскими семинаристами - 1-й курс традиционно живет в скиту в восстановленной Сретенским монастырем усадьбе «Красное», что искони на Руси значит «красивое».


    Воспитание красотой - это тоже одна из неотъемлемых составляющих заботы об этих во многих случаях искалеченных душах. Мальчиков и девочек приобщают не только к красоте православного богослужения - поездки в картинные галереи, музеи, театры, филармонии при помощи Сретенского монастыря являются постоянными. С удовольствием дети посещают и проекты Патриаршего совета по культуре - те же исторические парки «Россия - моя история», где экскурсоводами являются уже знакомые им по 1-му курсу семинаристы. Часто также вместе с семинаристами ученики школы-интерната смотрят и обсуждают новые фильмы, как документальные, так и художественные.

    В воскресенье обычно Литургию в храме Казанской иконы Божией Матери в селе Красное служит кто-то из сретенской братии - в основном тот, кто назначен на текущий год духовником 1-го курса семинаристов и проживает вместе с ними в скиту. А по субботам сам отец Владимир служит детскую Литургию, за которой поет хор воспитанников школы-интерната, мальчики алтарничают и пономарят, девочки следят за подсвечниками, готовят запивку, режут просфорки для причастников.

    Важно дать опыт борьбы с грехом

    Многие из окончивших Михайловскую школу-интернат и уже состоявшихся отцов, матерей семейств, профессионалов потом сами свидетельствуют:

    Всего, чего я достиг, я бы не добился, не будь я воцерковленным человеком.

    Это слова выпускника Сергея. У этого паренька на руках умерла от СПИДа мама. Он очень тяжело это переживал. Только Церковь и помогла. Он попал в Михайловскую школу-интернат уже в достаточно взрослом возрасте. Выпустившись, отслужил три года в армии морпехом. Ему понравилось. Остался контрактником. В ратном подвиге нашел себя.

    Исповедь и... Прощение


    Не все примеры столь успешны, - замечает отец Владимир. - Но главное - дать ребенку пережить опыт борьбы и при посредстве Благодати победы над грехом. Помню, когда еще только пришел сюда, застану кого-нибудь с сигаретой или за распитием алкоголя… А что толку их отчитывать? Понятно же: генетика такая, да и не было у них перед глазами другого примера, если папы, мамы пьют. «Ну, давай мы с тобой к исповеди подготовимся? - заведу, бывало, разговор. - Вот исповедуешься и увидишь, как это желание тебя отпустит… Ощути свободу». Потом предлагаешь: «Давай хотя бы три месяца продержимся, а? Там как раз Новый год подойдет… Ты какой подарок хочешь?» Надо всегда еще и какой-то стимул дать. А потом им уже самим нравится чувствовать свое превосходство над страстями. Срывы всегда возможны. Но вектор к другой возможной жизни эта душа уже получила.

    И вот уже ребятам нравится чувствовать свое превосходство над страстями

    И концерты, и паломничества

    В Михайловскую школу-интернат постоянно приезжают не только семинаристы, но и прихожане Сретенского монастыря. Общаются, занимаются с детьми. Воспитанники школы-интерната и сами учатся заботиться о других - регулярно посещают Михайловский дом престарелых. Помогают, общаются, устраивают концерты к Рождеству Христову, к Пасхе. Точно так же, как и для самих ребят концерты устраивают к праздникам семинаристы. Такое взаимное служение друг другу - возможность пережить на опыте, что такое соборность.


    Дети не только принимают гостей, но и сами много паломничают: к святыням Рязанской земли, в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, в Дивеево. Венцом всех этих душеполезных путешествий бывает многодневная поездка выпускников в Псково-Печерский монастырь, где теперь уже наместником является митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов). Там юноши и девушки даже потрудничать успевают, влиться в богослужебный ритм, пообщаться с духовниками прославленной обители. Эти воспоминания их потом поддерживают и согревают всю жизнь.


    Сейчас никто из воспитанников не курит, не пьет, в школе-интернате нет «дедовщины» и прочих ранее фиксируемых преступлений.

    Труды и надежды

    Не хватает средств: из четырех корпусов реконструировать пока удалось только спальный

    Прирожденный педагог, отец Владимир все эти годы бился еще и над реконструкцией обветшавших зданий школы-интерната: из основных четырех корпусов реконструировать пока удалось только спальный, чтобы по крайней мере жить дети могли в безопасности. Здесь же в классах (вообще-то рассчитанных на послеурочную самоподготовку) проходят основные школьные занятия. К сожалению, классов по химии и физике специально не оборудовано. Остальные здания, в том числе учебный корпус, признаны аварийными. Добиться выделения средств из областного бюджета очень сложно. Для самых маленьких воспитанников удалось в 2017 году, получив грант в 15 млн. рублей из президентского Резервного фонда, сделать пристройку к спальному корпусу со светлыми, отвечающими всем нормам и стандартам классами. Здесь занимаются ученики начальной школы. Но скоро они подрастут - в какие классы им идти придется дальше?..

    Многое сделано, около 300 ребят получили тепло и внимание взрослых, шанс на созидательную счастливую жизнь.

    Работа нескончаема, и многое еще сделать предстоит.

    В настоящее время в России появляется все больше православных гимназий, где ученики получают духовное развитие, учатся церковным предметам и свободному общению с преподавателями. Между воскресными и светскими школами существуют большие различия, заключающиеся в подаче материала, составленных программах и отношении между учениками и преподавателями.

    Стоит ли отдавать ребенка в православную школу

    Православная школа для детей появляется сегодня практически при каждом храме, потому что христианская традиция возвращается в нашу страну.

    В воскресных школах также находятся страсти, грехи и проблемы, но замечательно то, что здесь присутствуют монахи, толкующие Священные Писания и читающие молитвы. В сердцах юных учеников врастает семя добродетельной жизненной позиции, которую они распространят за пределами этого учебного заведения.

    Православная гимназия в с. Заплавное Волгоградской области

    Обычно православная классическая гимназия начинает обучение с первых дней сентября. Если родители приняли решение отдать ребенка в такую школу, необходимы подготовительные мероприятия: поступающий должен быть крещенным и ознакомленным с традиционными правилами посещения храмов, а также с церковными праздниками.

    О православном воспитании детей:

    Важно! Для того чтобы религиозное обучение приносило существенные плоды, необходима правильная позиция родителей, так как ученики не могут осознать всю пользу в малом возрасте. Мать и отец должны жить нелицемерно, по Писанию, потому что священники говорят о том же на своих уроках.

    Ребенок должен видеть соответствие сказанного в школе и своей семье. Если родители ведут себя развязно и богохульствуют, православная школа способна нести вред. Для семей верующих людей религиозные школы есть настоящая необходимость.

    Отличие православной гимназии от обычной школы

    На уроках дети знакомятся с основами христианства, историей и культурой религии. Педагоги, в качестве которых выступают иеромонахи, святые отцы и их жены, отмечают положительное влияние православных школ на учеников. Такие религиозные заведения предлагают увлекательное и понятное преподавание, которое не вызывает скуки. Программа создана с учетом возрастной категории и разрабатывает разнообразные нюансы педагогической работы.


    Основные тенденции гимназий

    Главная цель религиозных образовательных учреждений состоит в том, чтобы духовно просвещать молодое поколение. Современный век предлагает ребенку колоссальные просторы, которые чаще оказываются негативными и ведут на греховный путь. Православная классическая гимназия сортирует этот огромный поток информации, отбрасывает дурное, оставляет необходимое, которое преподается детям в доступной форме.

    Класс Православной школы

    Уроки строятся по интересному для всех принципу диалога. Каждый ребенок имеет право высказать своё мнение, которое внимательно выслушивается церковным педагогом. В этих приятных беседах дети получают ответы на задаваемые вопросы, обретают благоприятный опыт общения с уравновешенными людьми, а также учатся находить лучшие решения. В диалогах ученик повышает качество своей речи и воспитывается внимательно слушать говорящего.

    Религиозный материал излагается простым и понятным языком, дети имеют право делать самостоятельные выводы. Часто иеромонахи и священники используют аудио и видеоматериалы, облегчающие восприятие. В православных гимназиях проводят интеллектуальные турниры, где дети укрепляют собственные знания религиозного предмета.

    На заметку! Воскресные школы появились в стремлении отвоевать образовательное пространство у светских учреждений. Когда в 90-х годах распространялся греховный разврат, верующие организовывали специфические «острова спасения».

    За два десятилетия религиозные гимназии накопили опыт и проделали колоссальный путь. Управляющие обнаружили ошибки и своевременно исправили их.

    Православие и дети:

    Плюсы и минусы заведения

    В православные учреждения не приходят дети из светских семей, потому что может возникнуть непонимание между мировоззрениями преподавателей и родителей. Часто религиозные классы оказываются мало укомплектованы, что дает больший простор для индивидуальных занятий.

    • Дети, учащиеся здесь, занимаются в разнообразных секциях, но для них нет возможности здесь жить. Ученики ясно осознают, что поддержание дисциплины и своевременное посещение дает им самим ощущение благоприятной обстановки. Когда нарушения происходят, детям спокойно внушают мысль о неправильном поведении. Часто младшие слышат наставления от старших, что производит большой психологический эффект, потому что первые не желают пасть в глазах вторых.
    • Качество обучения в воскресных школах стоит на высоких позициях, что подтверждается успехами здешних гимназистов, участвующих в образовательных олимпиадах. Оценки ставятся честно, по настоящему уровню знаний.
    • Выпускные классы показывают высокий бал при сдаче ЕГЭ. Однако тесты не ставятся во главу угла, в православных гимназиях стремятся дать необходимые знания. Большой процент выпускников поступает в мирские вузы.
    • В подобных школах существует лимит наполняемости классов, поэтому попасть сюда достаточно сложно. Места есть, но их очень мало, к тому же предъявляются повышенные требования к обучаемости.
    На заметку! Распространение воскресных образовательных учреждений набирает ход. Сегодня они работают на территории Российской Федерации и в странах СНГ. Самые популярные православные гимназии находятся в Москве, Киеве, Минске и Санкт-Петербурге.

    Узнать о графике работы и поступлении можно у местных священнослужителей или прихожан.

    Православные школы для детей

    В современном мире свободное владение английским языком – это не полезное дополнение, а необходимость. Это возможность продолжить обучение в престижных иностранных университетах, устроиться на высокооплачиваемую работу, наладить бизнес-контакты с зарубежными партнерами, расширить информационные границы и путешествовать без переводчика по всему миру. Причем осваивать иностранные языки лучше всего с раннего возраста. Именно поэтому все чаще родители присматриваются к лингвистическим школам. Школа с углубленным изучением английского языка: особенности учебной программы Обучающие программы спецшкол предусматривают изучение специализированных предметов: история Британии, английская литература, технический перевод, подготовка к сдаче экзаменов для получения сертификата Cambridge ESOL. Занятия ведутся по специализированным учебным пособиям. Обязательно в современных лингвистических школах наличие лингафонного кабинета – специально оборудованная комната, в которой дети обучаются правильному произношению. Занятия проводят квалифицированные педагоги, прошедшие стажировку в Британии. Некоторые учреждения приглашают зарубежных учителей – носителей английского языка. Внеклассная деятельность, направленная на углубление в иностранный язык – очень важный аспект учебной программы. Она реализуется участием в конкурсах, проводимых на английском языке, посещением англоязычных театральных кружков и вокальных студий. Летом и в перерывах между учебой дети посещают страны, язык которых изучают. Какие существуют школы с углубленным изучением английского в Москве В настоящее время в Москве функционируют 111 государственных гимназий и 51 частная языковая школа. Большая часть частных школ […]

    Все больше родителей принимают решение отдать детей в детский сад по системе Монтессори. Мария Монтессори – итальянский доктор наук. Эта легендарная женщина посвятила всю жизнь наблюдению за детьми, созданию методик раннего развития и формированию условий для их реализации. Успешность ее методики – давно доказанный факт. Многие выдающиеся личности XXI века (основатели Google, Wikipedia, лауреаты Нобелевской премии, британские принцы) обучались с ранних лет по системе Монтессори. В этом обзоре мы расскажем об особенностях раннего развития по этой методике, рассмотрим лучшие сады Москвы. Какими ключевыми особенностями наделены детские сады Монтессори Мария Монтессори была уверена в том, что процесс развития ребенка можно существенно ускорить, создав для него подходящую атмосферу. Занятия проводятся в игровой форме, дети получают радость от обучения, пытаются сами увидеть и исправить свои ошибки. Категорически запрещены различного рода давления, подталкивание, критика и принуждение, наказание и поощрение. Ребята самостоятельно решают, чем хотят заниматься, сами определяют темп учебы. Роль педагога – понять, что интересно малышу, пробудить интерес, обеспечить нужную среду для занятий и непринужденно научить пользоваться этой средой. Помимо этого Мария делает акцент на групповых упражнениях. Они помогают обрести навыки общения, адаптироваться. Монтессори группы, в которых дети взаимодействуют друг с другом, эффективнее индивидуальных занятий с педагогом. Окружающая обстановка и материалы – важнейшие элементы […]


    Центры раннего развития – частные учреждения, призванные помочь малышам быстрее приспособиться к миру, который они только начинают познавать. На занимательных занятиях, проводимых в игровой форме, дети учат разговорную речь, развивают интеллект и творческие таланты, двигательную активность. Приводят крох в детские клубы многие молодые родители. И это отнюдь не дань моде. Результаты многочисленных исследований показали, что дети, активно развивающиеся с самого раннего возраста, становятся более успешными. Им в дальнейшем легче осваивать школьные дисциплины, они имеют хорошую память. Чем отличаются детские развивающие центры от детских садов В детских центрах ребята проводят не целый день, а несколько часов. Занятия могут проходить утром или вечером 2-3 раза в неделю или по выходным дням, быть представленными единичными мастер-классами или комплексными курсами развития. Руководители клубов, как правило, разрабатывают несколько обучающих программ и графиков посещений, что позволяет родителям подобрать максимально подходящее расписание и приводить детей в центр в удобное для них время. Двери детских клубов открыты даже для самых маленьких, для детей полугодовалого возраста, которые еще не умеют ходить и говорить. Для грудничков разработаны специальные программы. Рассматривая новые предметы, переставляя кубики, играя, дети улучшают сенсорное восприятие, развивают моторику рук. Занятия с детьми грудного возраста происходят в присутствии одного из родителей. Малышей возрастом от полутора лет можно оставить […]


    Многие со мной согласятся, что вырастить умных, здоровых и счастливых детей, хорошо подготовить их к школе – это важная задача всех родителей. Поначалу я думала, что лучше меня, мамы, эту задачу не выполнит никто. Никаких нянь, никаких детских садов! Накупила кучу дорогих книг по воспитанию и развитию детей, купила много разных развивающих игрушек, облазила разные интернет-форумы… Но на деле всё оказалось гораздо труднее, чем я предполагала. Мой сын Илюша – очень активный ребёнок, и у меня просто не хватало сил и опыта справляться со всем, что рекомендовалось в этих заумных книжках. То уборка, то стирка, то готовка на два меню (детское и взрослое), надо ещё в поликлинику успевать, прививки, диспансеризация… А ведь я планировала самостоятельно заниматься качественным воспитанием и развитием сына… Сложность ещё в том, что дома я одна – муж постоянно на работе, а бабушка с дедушкой живут не в Москве. Как мне было обидно, когда Илюша отказывался кушать то, что я приготовила, а полезные и развивающие игрушки (кстати очень недешёвые!), его не занимали вовсе, и играть с ними он не хотел. Времени катастрофически не хватало ни на что! Стала замечать, что подруги, у которых тоже есть маленькие дети, но они отдали их в детский сад, уже вышли на […]


    Выбирая детский сад, каждый родитель волнуется и переживает. Насколько хорошо в нем будет ребенку, сможет ли он научиться общаться с одногодками, будет ли получать необходимое внимание и заботу со стороны педагогов? Увы, но если за садик необходимо платить ежемесячно крупную сумму, то это еще не является гарантией того, что малышу будет там комфортно, а учеба пройдет эффективно. Чтобы для ваших малышей детсад стал действительным решением проблем, а не их источником, необходимо предварительно собрать об учебном учреждении максимум информации. Желательно из нескольких источников. В последнее время родители отдают своих детей именно в частные детские сады. Это сегодня очень популярно. Такие учреждения очень редко бывают сильно перегружены. В них, как правило, учатся дети одной социальной составляющей, а профессионализм педагогов более высок, чем в государственных. Тут детки могут получить больше внимания, в программы, по которым их будут обучать, более современные и результативные. Все это дает возможность каждому родителю создать идеальные условия перехода из сада в школу для своего чада. Частные детсады Москвы. Цены На данный момент по месячному взносу можно выделить три группы негосударственных детских садов: До 40 000 рублей От 40-а до 70 000 рублей От 70 000 и выше рублей Все частные детские сады в нашем каталоге удобно разделены по стоимости: Выбирайте подходящий раздел, […]

    Вклад в образование ребенка никогда не канет в лету. Это то, во что нужно вкладывать деньги до тех пор, пока это будет нужно. Любой родитель подтвердит слова о том, что гордость за любые достижения ребенка: от малых до масштабных, в первую очередь будет рад именно он, а чувство гордости заставит и родителя и ребенка двигаться все дальше и дальше, покоряя новые вершины. Несомненно, Москва - город возможностей и соблазнов. Иметь возможность дать своему ребенку образование в Москве это огромное достижение в жизни. Но есть и другая сторона медали: начиная с экологии (Москва, как ни как город-миллионник и польза для здоровья от жизни в таком месте весьма сомнительна) и заканчивая банально некачественным образованием, которое, к сожалению, наши дети получают в большинстве среднеобразовательных школ. В данной статье мы рассмотрим как альтернативу обучению в Москве - обучение в Подмосковье. Первой в нашем списке будет Ломоносовская частная школа-пансион О школе: Эта школа является первой частной школой Раменского района в Подмосковье, более того, в 2014 году она вошла в топ-200 лучших сельских школ России. О системе образования: Ломоносовская частная школа предоставляет каждому ученику составить персональные учебный план, то есть выбрать те предметы, которые ему интересы и которые ему помогут в совершенствовании своих профессиональных умений, а […]