Войти
В помощь школьнику
  • Привет из цветочного города
  • Как найти смысл жизни франкл
  • Откуда пошло выражение показать академика келдыша
  • Виды вступлений и заключений к сочинению части С ЕГЭ по русскому языку
  • Биография солженицына Каково отношение к матрене окружающих
  • ЕГЭ по обществознанию: разбираем задания с учителем
  • Презентация на тему "наследие солженицына моими глазами". Биография солженицына Каково отношение к матрене окружающих

    Презентация на тему

    А. И. Солженицын Жизнь и творчество Работу выполнила студент гр. Б-25 ОГБПОУ «Рязанский технологический колледж» Резеткина Юлия Преподаватель Кузнецова В.В. 11 декабря 1918, Кисловодск - 3 августа 2008, Москва

    Александр Исаевич Солженицын Александр Исаевич Солженицын- русский писатель, драматург, публицист, поэт, общественный и политический деятель, живший и работавший в СССР, Швейцарии, США и России. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1970). Диссидент, в течение нескольких десятилетий (1960-е -1980-е годы) активно выступавший против коммунистических идей, политического строя СССР и политики его властей.

    Отец- Исакий Семенович Солженицын, русский крестьянин с Северного Кавказа. Мать- Таисия Захаровна Щербак, украинка, дочь хозяина богатейшего на Кубани человека, добившегося всего своим трудом.

    Детство и юность. В младших классах подвергался насмешкам за ношение крестильного крестика и нежелание вступать в пионеры, получил выговор за посещение церкви. Под влиянием школы принял коммунистическую идеологию, в 1936 году вступил в комсомол. В старших классах увлёкся литературой, начал писать эссе и стихотворения; интересовался историей, общественной жизнью.

    Детство и юность. В 1936 году Солженицын поступил в Ростовский государственный университет. Не желая делать литературу основной специальностью, выбрал физико-математический факультет. Окончил университет в 1941 году с отличием, ему была присвоена квалификация научного работника II разряда в области математики и преподавателя.

    Во время войны. В октябре 1941 года Солженицына призвали в армию. Он отправился на войну и прошел военный путь и из рядового был повышен до капитана. Во время службы он получил Орден Красной Звезды, но все эти заслуги были сведены на нет после расследования. Перехваченная переписка между Солженицыным и его другом, в которой он называл Сталина "паханом", а великого вождя революции Ленина окрестил "Вовкой". Эта вольность стала причиной отправки Солженицына в лагеря на восемь лет.

    Во время войны Солженицына продержали в московской тюрьме, а затем перевели в спецучреждение в Марфино, так называемую "Шарашку", где ученые разных направлений вели секретные научные исследования. Позже Солженицын говорил, что диплом математика спас ему жизнь, поскольку режим Марфинской тюрьмы был гораздо мягче, чем в других лагерях. Лев Копелев, Александр Солженицын, Дмитрий Панин, около 1960 г.

    Солженицын на рязанской земле. В 1957 г. из Владимирской области в Рязань переезжает недавний политический заключенный, учитель физики и математики Александр Исаевич Солженицын. "Во всем ссыльном. Прибытие в Рязань". Зима 1956-1957 гг. Фото неизвестного автора. Из архива семьи А.И. Солженицына

    Солженицын на рязанской земле. Он поселяется в квартире своей жены, преподавателя Рязанского сельскохозяйственного института Натальи Алексеевны Решетовской по адресу 1-й Касимовский переулок, дом 12, квартира 3 (позднее переулок назовут улицей Урицкого В этом доме А.И. Солженицын и Н.А. Решетовская прожили восемь лет - с 1957 по 1965 г.

    Солженицын на рязанской земле. И все-таки с 25 августа 1957 г. Александр Солженицын, к тому времени полностью реабилитированный, смог начать свою официальную работу в качестве учителя физики и астрономии в рязанской школе № 2. Помог директор второй школы Георгий Георгиевич Матвеев, с которым Солженицын познакомился при хождении по отделам образования. Оказалось, что они воевали рядом, да и приглянулся Солженицын директору. Рязанская школа №2, где преподавал Солженицын.

    Солженицын на рязанской земле. Первым же рязанским летом Солженицын с Решетовской поехали в Солотчу (курортный лесной поселок, административно - часть Советского района города Рязани). «Как только он попал в прекрасный древний сосновый бор, влюбился в Солотчу без оговорок», - вспоминала Наталья Алексеевна Решетовская. Наталья Решетовская и Александр Солженицын в Солотче в излюбленном местечке писателя, около 1961-1963 гг.

    Солженицын на рязанской земле. Примечательно, что сыновья Александра Исаевича - Ермолай и Степан, приехавшие в Рязань в 1992-м, в первую очередь просили мемориальцев свозить их в Солотчу и Давыдове и, по возможности, подробно показать «все отцовские места» там (об этом их просил сам. Дом в Давыдово под Солотчей, где Солженицын работал над "Архипелагом ГУЛАГ" и другими произведениями. На фото: сыновья писателя Ермолай и Степан Солженицыны, Виктор Лозинский (Рязанский "Мемориал"), 1992 г. Фото Сергея Романова.

    Творчество. В 1970 году Солженицын был удостоен Нобелевской премии по литературе за "нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы". Узнав о награждении, писатель заявил, что намерен получить награду "лично, в установленный день". Однако советское правительство сочло решение Нобелевского комитета "политически враждебным", и Солженицын, боясь, что после своей поездки в Швецию он не сможет вернуться в Россию, с благодарностью принял высокую награду, однако на церемонии награждения не присутствовал.

    Кончина и погребение. Александр Солженицын скончался 3 августа 2008 года на 90-м году жизни, в своём доме в Троице-Лыкове. Смерть наступила в 23:45 по московскому времени от острой сердечной недостаточности.

    Сегодня на уроках литературы все чаще используются современные технологии: к ним можно отнести и показ презентаций.

    Данная презентация о жизни и творчестве А.И. Солженицына создана с целью использования на уроках литературы в 11 классе, посвященных писателю. В ней представлен набор изображений: фотографии писателя, мест, связанных с жизнью и творчеством А.И. Солженицына; а также несут краткую информацию об основных этапах литературной деятельности Александра Исаевича.

    Изучение биографии писателя - самые распространенные из уроков с использованием ИКТ, так как дают возможность широко использовать иллюстративный материал (фотографии, репродукции, иллюстрации), который можно найти в сети Internet, на диске “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”, помещать тексты цитат писателя, высказываний современников.

    Цель урока-презентации по биографии А.И. Солженицына – не только способствовать созданию живого, яркого, и порой такого противоречивого образа писателя, но и воздействовать на разные сферы восприятия: эмоции, мышление, воображение, создание положительного настроя на работу; увеличить объем изучаемого материала за счет экономии времени учителя и учеников, активизировать самостоятельную деятельность школьников, расширить возможность применения дифференцированного подхода в обучении, осуществить межпредметные связи, а в целом- способствовать реализации целей, поставленных учителем, добиться наибольшей эффективности урока.

    Формы проведения - лекция учителя, сообщения учеников, семинар, сопровождаемые показом слайдов. В конце урока возможно проведение итогового теста, проверяющего качество усвоения материала, беседы, письменной работы (“Какие качества характера позволили А.И. Солженицына стать величайшим писателем мира?”) Таким образом, показ слайдов может быть сопровождением всего урока или его части.

    В отдельных случаях презентация может стать основой для урока заочной экскурсии. Оптимально использование презентации и на интегрированных уроках. При этом данная презентация может служить как основной формой проведения уроков (когда она несет значительную часть информационной нагрузки), так и дополнительной (в данном случае она играет роль наглядного пособия или опорного конспекта). Допустима и индивидуальная работа учащихся с презентацией, представленной на отдельных компьютерах. Ученики могут самостоятельно выбирать скорость прокрутки слайдов, иногда возвращаясь назад, иногда останавливаясь на выбранной странице, чтобы законспектировать нужную информацию или более детально ознакомиться с изображением. Кроме того, презентации могут быть одной из форм отчетности по завершении работы над литературным проектом.

    Слайд 2

    Александр Исаевич Солженицын

    Один из ведущих русских писателей двадцатого столетия, Александр Исаевич Солженицын является лауреатом Нобелевской премии по литературе (1970) "за нравственную силу, с которой он продолжил традицию русской литературы". Академик Российской Академии Наук (1997).

    Слайд 3

    Александр Солженицын родился 11 декабря 1918 года в Кисловодске. В 1924 году переехал с матерью в Ростов-на-Дону (отец трагически погиб еще до рождения сына). В 1936 году Александр закончил школу и поступил на физико-математический факультет Ростовского университета, который и закончил перед Второй мировой войной.

    Слайд 4

    Он три года воевал в артиллерии и получил звание капитана. 9 февраля 1945 года будущего писателя арестовала фронтовая контрразведка за критические замечания о Сталине, высказанные им другу в письмах, перлюстрированных военной цензурой, и был приговорен к восьми годам лагерей.

    Слайд 5

    Во время правления Хрущева Александр Солженицын был освобожден и в 1956 смог вернуться в Центральную Россию, где год работал учителем в средней школе Рязани, преподавал математику и физику.

    Слайд 6

    В 1966 году в «Новом мире» был опубликован его рассказ «Захар-Калита», после этого произведения писателя перестали публиковать.16 мая 1967 года Александр Солженицын обратился с письмом к IV- му съезду советских писателей, в котором потребовал ликвидации цензуры, реабилитации многих писателей, уничтоженных во время репрессий, и возврата части его личного архива, конфискованного КГБ 11 сентября 1965 года у В.Л. Теуша.

    Слайд 7

    В 1962 году А. Т. Твардовским в журнале «Новый мир» был опубликован его первый рассказ «Один день Ивана Денисовича», а в 1963 - «Матренин двор». Они приносят ему известность, и 30 декабря 1962 года Александра Солженицына принимают в Союз писателей СССР.

    Слайд 8

    В 1968 году за рубежом выходит роман Александра Солженицына «В круге первом» и повесть «Раковый корпус»(1968-69). В 1970 году Солженицын Александр Исаевич получает Нобелевскую премию.

    Слайд 9

    Последовавшие публичные выступления Солженицына («Великопостное письмо Всероссийскому патриарху Пимену», «Мир и насилие», «Письмо вождям Советского Союза»), как и публикация в 1971 году первого варианта «Августа 14-го» и в 1973 году первого тома «Архипелага ГУЛАГ», вынудили советское руководство выслать писателя в феврале 1974 года в Германию.Он поселился сначала в Швейцарии, а затем в 1976 году переехал с семьей в США.

    Слайд 10

    Будучи на Западе, он завершил "Бодался теленок с дубом: очерки литературной жизни" (1975) и восстановил три пьесы (1981), сочиненные им устно в лагерях. В 1982 публикацией расширенной версии "Августа 14-го" открылось "повествование в отмеренных сроках" о русской революции - "Красное колесо". Главы оттуда были опубликованы еще в 1975 под названием "Ленин в Цюрихе". Среди его выступлений на Западе отметим "Расколотый мир" (речь в Гарварде, 1978), "Чем грозит Америке плохое понимание России" и "Иметь мужество видеть" (статьи для журнала "Форин Афферс", 1980).

    Слайд 11

    В 1989 журнал "Новый мир" напечатал главы из "Архипелага ГУЛАГ", а в августе 1990 Солженицыну было возвращено советское гражданство. В сентябре того же года тиражом 27 миллионов экземпляров в СССР был опубликован его манифест "Как нам обустроить Россию". В мае 1994 писатель вернулся на Родину; среди его новых работ - "Русский вопрос к концу ХХ века", рассказы, публицистика. Весной 1998 он завершил книгу "Россия в обвале"; продолжение "Теленка" - "Угодило зернышко промеж двух жерновов: очерки изгнания" с сентября 1998 печатаетжурнал "Новый мир"…

    МКОУ Брединская средняя общеобразовательная школа №2

    Презентацию выполнила ученица 8 класса, Вагнер Алина

    Руководитель – учитель русского языка и литературы, Козлова Наталья Вячеславовна


    Солженицын Александр Исаевич

    Жизнь не по лжи

    Используется с интернет - вложением


    Великие люди не уходят

    11 декабря 2018 года исполнится 100 лет со дня рождения Александра Солженицына. Александра Солженицына сегодня знают во всем мире. Лауреат Нобелевской премии, автор книги «Архипелаг ГУЛАГ», выдающийся социальный мыслитель – одна из ключевых фигур в истории XX века.


    • Детство, юность
    • Война
    • Арест
    • Первые публикации
    • Изгнание
    • Возвращение на Родину

    Детство, юность

    Отец - Исаакий Семёнович Солженицын русский крестьянин с Северного Кавказа.

    Таисия Захаровна Щербак, ростовская гимназистка, будущая мать писателя



    Солженицыну 6 лет

    Солженицыну 2 с половиной года


    1933 год Школьник

    Декабрь 1937 года

    На втором курсе физмата Ростовского университета


    Первый выпуск ростовской школы № 15 Солженицын - во втором ряду четвёртый справа. 1936 год.

    В 1924 году - Ростов - на - Дону. В младших классах подвергался насмешкам за ношение крестика и нежелание вступать в пионеры. Несмотря на постоянные материальные и жилищные трудности, Солженицын в 1936, закончив среднюю школу, поступил на физико-математический факультет Ростовского университета.


    В 1940 г. он женится на своей сокурснице Наталье Решетовской, а в 1941 г., получив диплом математика, заканчивает также заочное отделение Института философии, литературы и истории в Москве

    Апрель 1940 года Александр Солженицын и Наталья Решетовская в дни женитьбы.


    Окончание физико-математического факультета Ростовского университета и вступление во взрослую жизнь пришлось на 1941 год. 22 июня, получив диплом, он приезжает на экзамены в Московский институт истории, философии, литературы. Очередная сессия приходится на начало войны.


    С началом Великой Отечественной войны Солженицын не был сразу мобилизован, поскольку был признан «ограниченно годным» по здоровью. Активно добивался призыва на фронт. События лета 1941 - весны 1942 года описаны Солженицыным в неоконченной повести «Люби революцию» 15 сентября 1943 года ему присвоено звание старшего лейтенанта. С весны 1944 года - командир батареи звуковой разведки 68-й Севско-Речицкой пушечной артиллерийской бригады 48-й армии 2-го Белорусского фронта. Боевой путь - от Орла до Восточной Пруссии. С 7 мая 1944 года - капитан.


    Арест

    1945 год – А.Солженицын арестован, лишен звания и отправлен в Москву, в следственную тюрьму на Лубянке. Приговорен к 8 годам лишения свободы с последующей ссылкой в Сибирь за антисоветскую агитацию и пропаганду.

    После ареста – лагеря: в Новом Иерусалиме, в Москве у Калужской заставы, где математики, физики, ученые других специальностей вели секретные научные исследования, в тюрьме № 16 в пригороде Москвы

    (та самая знаменитая Марфинская «шарашка», описанная в «Круге первом»)


    С 1949 года – лагерь в Экибастузе (Казахстан). В лагере для военнопленных у Солженицына обнаружили рак желудка. Дважды Александр Исаевич лечится в Ташкенте. В день выписки из больницы была задумана повесть о страшном недуге – будущий «Раковый корпус». С 1953 года Солженицын – «вечный ссыльнопоселенец» у глухом ауле Кок-Терек Джамбульской области, на краю пустыни.


    1952 год – реабилитация и сельская школа недалеко от Рязани, где он учительствует и снимает с женой комнату у Матрены Захаровой, ставшей прототипом знаменитой хозяйки «Матрениного двора».

    После чего он перебрался в Рязанскую область и работал учителем, одновременно занимаясь литературным трудом. В 1962 году в журнале "Новый мир" была опубликована первая принесшая Солженицыну всемирную славу повесть "Один день Ивана Денисовича", посвященная "лагерной" тематике.


    Матрёна Васильевна Захарова у своей избы

    1956 год.


    Первые публикации

    В 1959 году Солженицын написал рассказ «Щ-854» (позже опубликованный в журнале «Новый мир» под названием «Один день Ивана Денисовича») о жизни простого заключённого из русских крестьян, в 1960 году - рассказы «Не стои́т село без праведника» и «Правая кисть», первые «Крохотки», пьесу «Свет, который в тебе» («Свеча на ветру») [ . Пережил творческий кризис, видя невозможность опубликовать свои произведения. Рассказ «Для пользы дела» опубликован в журнале «Новый мир» № 7 за 1963 год. Четыре рассказа предложены редакциям «Огонька», «Октября», «Литературной России», «Москвы» - отвергнуты везде. Газета «Известия» набрала рассказ «Захар-Калита» - готовый набор был рассыпан, «Захар-Калита» передан в газету «Правда» - проследовал отказ Н. А. Абалкина, заведующего отделом литературы и искусства.


    Изгнание

    В 1974-1976 Солженицын жил в Цюрихе (Швейцария). После двух лет пребывания в Цюрихе Александр с семьей переезжает в США и поселяется в штате Вермонт, где писатель завершает третий том «Архипелага ГУЛАГ» (русское издание – 1976, английское – 1978), а также продолжает работу над циклом исторических романов о русской революции, начатым «Августом четырнадцатого» и названным «Красное колесо».


    Дом в Кавендише (штат Вермонт)

    Здесь Солженицын с семьёй жил с осени 1976 года до возвращения на родину в мае 1994 года.


    Наталья Солженицына с мужем и сыновьями Слева направо: Степан, А. И., Дмитрий, Ермолай, Игнат. Кавендиш, июль 1988 года.


    Наталия Дмитриевна Солженицына (Светлова) (р. 1939) (с 20 апреля 1973 года). Сыновья от второго брака: Ермолай (р. 1970; в 2010 году - управляющий партнёр московского офиса, Игнат (р. 1972), Степан (р. 1973). Ермолай и Степан живут и работают в России, Игнат - пианист и дирижёр, профессор Филадельфийской консерватории. Приёмный сын - сын Н. Д. Солженицыной от первого брака Дмитрий Тюрин (1962-1994, умер и похоронен в США). Внуки: Иван, Филипп, Всеволод, Андрей, Дмитрий, Анна, Екатерина, Татьяна (дочь приёмного сына Дмитрия Тюрина).


    Возвращение

    27 мая 1994 Солженицын вернулся в Россию. После своего приезда Солженицын поселился под Москвой, в выделенном ему владении в деревне Троице-Лыково, где продолжил заниматься литературным трудом.

    В 1997 избран действительным членом Академии наук Российской Федерации.


    Его похоронили 6 августа, в центральной части старого кладбища на территории Донского монастыря.

    Последнее интервью с Солженицыным https://www.youtube.com/watch?time_continue=30&v=YQ-Vv_yvEqU


    Использованные интернет-ресурсы

    https:// ru.wikipedia.org/wiki

    Сегодня на уроках литературы все чаще используются современные технологии: к ним можно отнести и показ презентаций.

    Данная презентация о жизни и творчестве А.И. Солженицына создана с целью использования на уроках литературы в 11 классе, посвященных писателю. В ней представлен набор изображений: фотографии писателя, мест, связанных с жизнью и творчеством А.И. Солженицына; а также несут краткую информацию об основных этапах литературной деятельности Александра Исаевича.

    Изучение биографии писателя - самые распространенные из уроков с использованием ИКТ, так как дают возможность широко использовать иллюстративный материал (фотографии, репродукции, иллюстрации), который можно найти в сети Internet, на диске “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”, помещать тексты цитат писателя, высказываний современников.

    Цель урока-презентации по биографии А.И. Солженицына – не только способствовать созданию живого, яркого, и порой такого противоречивого образа писателя, но и воздействовать на разные сферы восприятия: эмоции, мышление, воображение, создание положительного настроя на работу; увеличить объем изучаемого материала за счет экономии времени учителя и учеников, активизировать самостоятельную деятельность школьников, расширить возможность применения дифференцированного подхода в обучении, осуществить межпредметные связи, а в целом- способствовать реализации целей, поставленных учителем, добиться наибольшей эффективности урока.

    Формы проведения - лекция учителя, сообщения учеников, семинар, сопровождаемые показом слайдов. В конце урока возможно проведение итогового теста, проверяющего качество усвоения материала, беседы, письменной работы (“Какие качества характера позволили А.И. Солженицына стать величайшим писателем мира?”) Таким образом, показ слайдов может быть сопровождением всего урока или его части.

    В отдельных случаях презентация может стать основой для урока заочной экскурсии. Оптимально использование презентации и на интегрированных уроках. При этом данная презентация может служить как основной формой проведения уроков (когда она несет значительную часть информационной нагрузки), так и дополнительной (в данном случае она играет роль наглядного пособия или опорного конспекта). Допустима и индивидуальная работа учащихся с презентацией, представленной на отдельных компьютерах. Ученики могут самостоятельно выбирать скорость прокрутки слайдов, иногда возвращаясь назад, иногда останавливаясь на выбранной странице, чтобы законспектировать нужную информацию или более детально ознакомиться с изображением. Кроме того, презентации могут быть одной из форм отчетности по завершении работы над литературным проектом.