Войти
В помощь школьнику
  • Придаточные образа действия и степени Сложноподчиненное предложение с придаточным степени
  • Описание работы реактора
  • Подготовка соборного уложения
  • Пахнет жареным А всё, что не по графику, – на фиг
  • Прилагательные характеризующие человека с хорошей стороны — самый полный список Современные прилагательные список
  • Чародольский князь (Ведьмин крест) Чародол 2 чародольский князь читать
  • Аналитический обзор научных источников. Аналитический обзор литературы по проблеме исследования Актуальность отраженной в обзоре информации

    Аналитический обзор научных источников. Аналитический обзор литературы по проблеме исследования Актуальность отраженной в обзоре информации

    Аналитический обзор научных источников должен полно и систематизированно, на основе современных научных источников раскрыть состояние вопроса, которому посвящена данная работа. Собранные материалы могут быть изложены в хронологическом порядке или скомпонованы по логическому принципу.

    Предметом анализа в обзоре должен стать анализ достижений в исследуемой об­ласти. Аналитический обзор обычно заключается в изложении концепций различ­ных авторов, касающихся предмета исследования. Аналитический обзор может включать:

    · перечень основных вопросов, которые рассматривались исследователями при изучении данной проблемы;

    · информацию о том, кто и когда занимался данной проблемой;

    · описание основных концепций;

    · общую характеристику основных методов исследования проблемы;

    · обзор основных эмпирических исследований, посвященных данной проблеме.

    Распространенной ошибкой является простое перечисление различных теорий и концепций без их анализа и систематизации.

    Собранные материалы могут быть изложены в хронологическом порядке или скомпонованы по логическому принципу [Куликов, 2002].

    Хронологический принцип предполагает последовательное изложение мате­риала в порядке возникновения теорий и концепций. Хронологический принцип может быть полезен, когда важно провести исторический анализ проблемы, про­следить особенности ее развития в науке. Особенно важно это в случае историко-психологического исследования. В этом случае можно опираться на сле­дующий ряд вопросов.

    1. Кто впервые обратился к изучению данной проблемы?

    2. Какие проблемные вопросы ставили перед собой исследователи? Как изме­нялся круг вопросов с течением времени?

    3. Как развивались эмпирические исследования в данной области? (Проследить линию развития исследований с опорой на классиков и ведущие психологические школы).

    5. Какие противоречия существовали во взглядах представителей различных школ или у отдельных исследователей и как они разрешались?

    6. Состояние проблемы на настоящий момент времени.

    Хронологическая форма изложения материала также может быть удобна, когда проблема мало разработана и существует ограниченное число исследований по интересующей автора теме.

    Однако хронологический метод не рекомендуется, если тема, выбранная для работы, представлена многочисленными исследованиями, которые сконцентриро­ваны в ограниченном временном промежутке, если существует множество част­ных взглядов на проблему и противоречивых подходов к ее исследованию. В этом случае предпочтителен логический метод изложения материала, который позво­лит систематизировать разнообразную и разрозненную информацию [Куликов, 2002; Мельникова, 2009].



    Логический принцип построения обзора источников заключается в груп­пировке подходов , концепций, эмпирических исследований различных авторов в соответствии с основными вопросами, характеризующими исследуемую область. Полезно выделить и прописать эти основные вопросы уже в начале первой главы, чтобы обозначить линию теоретического анализа. В качестве таких вопросов могут выступать.

    1. Определение основных понятий, существенных для понимания явления.

    2. Феноменология явления (проявления, внешние отличительные признаки).

    3. Структура явления (составляющие элементы и связи между ними).

    4. Функции явления (назначение, для чего служит).

    5. Динамические аспекты явления (формирование и развитие).

    6. Виды, формы явления (существующие классификации).

    7. Место среди других психических явлений.

    8. Прикладной аспект (практические технологии, касающиеся изучаемого яв­ления) [Андреев, 2004; Куликов, 2002].

    Автор работы может остановиться на тех вопросах, которые больше его инте­ресуют, наиболее актуальны, согласуются с целью исследования. По каждому из выбранных для анализа вопросов излагаются, независимо от времени их возник­новения, подходы, концепции и, при необходимости, эмпирические исследования. Позиции разных авторов сравниваются, сопоставляются, отмечаются общие тен­денции, точки рассогласования, противоречия во взглядах.

    В большинстве случаев аналитический обзор, построенный по логическому принципу, пред­почтителен.

    Теоретическое исследование



    Теоретическое исследование − одна из са­мых сложных форм исследовательской деятельности. Для более сложных работ, в особенности магистерских диссертаций, недостаточно простого аналитического обзора научной литературы. Качественно выполненная магистерская диссертация предполагает самостоятельное авторское теоретическое исследование. Основу теоретического исследова­ния составляет проблемный анализ, а итогом его является собственный подход к разрешению проблемы и его обоснование. В целом теоретическое исследование должно продуцировать новое знание, полученное логическим
    путем.

    Теоретическое исследование может представлять собой:

    Теоретическую разработку какого-либо понятия из изучаемой области (например, понятия «эмоциональный интеллект» и его взаимосвязей с другими психологическими феноменами);

    Обоснование нового взгляда на изучаемое явление или нового подхода к его исследованию (например, проблема места когнитивных проявлений в структуре интегральной индивидуальности);

    Создание теоретической модели явления (например, отражающей структуру психологического пространства и времени индивидуальности, структуру коммуникативной активности и др.);

    Создание новой классификации явлений;

    Классификацию методов исследования по теме;

    Разработку и обоснование структурной модели, лежащей в основе какой-либо диагностической методики (например, структуры диагностики психологического здоровья старшеклассников);

    Разработку и обоснование принципов коррекционной, развивающей или обу­чающей программы.

    Теоретическое исследование начинается с постановки пробле­мы. Часто такое исследование предваряется литературным обзором, в конце кото­рого уже обозначены основные проблемы, далее выбирается одна из них. Что может служить индикатором существования проблемы:

    Существуют «белые пятна» − неизученные или мало изученные вопросы;

    Имеют место противоречивые концепции, рассогласования в понимании яв­ления, противоречивые эмпирические данные;

    Существуют методологические сложности при изучении явления;

    Отсутствует необходимый инструментарий;

    Исследования не имеют практического выхода.

    Теоретическое исследование должно претендовать на новизну. Поэтому важно, чтобы в его основе лежала «сильная» идея. Признаки «хорошей идеи проявляются в том, что она [Мельникова, 2009]:

    1)углубляет, расширяет теоретические знания;

    2) дает более простое объяснение известному явлению;

    3) позволяет построить теоретическую модель явления;

    4) дает ключ к разрешению какого-нибудь противоречия;

    5) позволяет создать «красивую» практическую технологию;

    6) открывает возможности для дальнейших исследований.

    Целью эмпирической части, сопровождающей теоретическое исследование, может быть доказательство собственной концепции, апробирование разработан­ной модели или сбор эмпирической информации в соответствии с новым подходом.

    Обоснование выбранного направления работы должно показывать его преимущества по сравнению с другими возможными решениями проблемы. Необходимо дать оценку принятому направлению исследования с точки зрения его эффективности как научной, так и практической. Обоснование цели ВКР и рабочей гипотезы должны опираться на рекомендации, содержащиеся в аналитическом обзоре, с учетом конкретных условий проведения научно-исследовательской работы.

    Обоснование выбранного направления (цели) работы не следует подменять обоснованием ее целесообразности (необходимости) самой работы.

    Перед тем как писать обзоры нужно понять, что это за тексты, какие функции они выполняют и для чего вообще нужны? Постараюсь максимально близко подвести вас к сути написания текстов этого направления.

    Что такое обзор?

    Это краткое изложение большого текста. Например, чтобы привлечь внимание пользователей к выходу какого-либо продукта пишутся рецензии. Человек, прочитав чем полезна для него выставка, описанная в рецензии, будет понимать нужно ли ему посещать ее. Это пример.

    В случае с обзором, читатель поймет, как воспользоваться информацией, например, написанной на 50 странице журнала, и стоит ли ему покупать это издание? В общем – это краткое описание большого письменного материала.

    Допустим, абитуриент поступает в Академию и приносит свою дипломную работу. Профессор, чтобы не читать ее полностью, просит написать краткий обзор, чтобы понять, нужно ли ему открывать папку и вчитываться?

    Это «корявый» пример о том, как писать обзоры и вообще для чего они нужны? На самом деле профессиональные описания встречаются в различных направлениях и от правильности их составления зависит многое.

    Важный и, я не побоюсь этого выражения основной критерий – логическая оценка общей темы статьи. Она должна конкретизироваться и поддерживаться аргументами, побуждающими к доскональному изучению.

    Где используются обзоры?

    Как тексты этой направленности используются? Это, наверное, более конкретный вопрос. Наряду с рецензиями, писать обзоры нужно в различных ситуациях. Это и краткое описание вашего блога, какой-то статьи на сайте.

    Мы живем в эпоху зависимости читателя от печатной и визуальной информации. Прежде чем выбрать что-то, потребитель перечитывает массу информации и думает, как выбрать подходящий товар?

    Например, вам нужен ноутбук. Но чтобы определить хорошую модель, недостаточно только знать, что сделан экземпляр из прочного пластика и внутри используются современные модули от известных компаний.

    Хорошее описание ноутбука можно растянуть не на одну печатную страницу, а как заставить читателя изучить все досконально? Конечно, нужно писать обзор описания ноутбука, в котором будет вся информация нужная ему.

    Как и рецензии я причисляю обзоры к Они отлично продаются и хорошо оплачиваются. Только писать на продажу их нельзя. Только по заказу клиента и строго о том, что нужно заказчику.

    Как писать обзоры правильно?

    Есть несколько тонкостей в написании обзоров. Помните, что в тексте преподносится не ваше мнение. Необходимо досконально изучить продвигаемый продукт и на его основе писать обзоры. Как это сделать? Вот несколько моих наработок:

    • Вначале продумываем структуру прочитав исходный документ. От него вы и будете отталкиваться, думая, как написать обзор?
    • Выведите для себя итог из полученных знаний. Выделите важные моменты и запишите их в отдельном документе. На них нужно будет делать особый акцент.
    • Читая материал постарайтесь найти противоречия. Даже в самом идеальном продукте они найдутся.
    • Подумайте достаточно ли информации предоставлено, чтобы по ней можно было писать обзор? Если что-то непонятно – спрашивайте у заказчика.

    После прочтения исходного документа нужно проанализировать полученную информацию. Подумайте – узнали ли вы что-то новое? Не противоречит ли информация той, которую вы знали раньше? Как данные могут восприниматься человеком? Есть ли явные недостоверные данные, по которым понятно, что они выходят за рамки правил?

    В общем, вам нужно четко понять, о чем статья, чтобы писать по ней обзор и понять, как правильно это сделать. Если с первого раза вы не поняли – перечитывайте текст еще раз. Выпишите ключевые моменты, к которым причисляются следующие типы:

    • Цели, поставленные статьей.
    • Теоретические и базовые предложения потребителю.
    • Если четкая концептуальная линия?
    • Выделены ли факты и имеют ли они вес?
    • Рассказывает ли статья о проблеме относительно которой она написана?
    • Как и насколько понятно написан текст?

    Правильно определяем структуру обзора

    Если вы все определили для себя и наметили четкую линию, нужно подумать, как поступать дальше? В техническом плане нужно придумать обзора. В этом плане можно выбрать два типа:

    • Утвердительный;
    • Вопросительный;
    • Описательный заголовок.

    Тип определяется по тому, как и в каком ключе написана статья? Говорит ли она четко о том, что человек сможет получить в конкретном случае, спрашивает читателя о проблеме и о том, хочет ли он решить ее или описывает продвигаемый продукт.

    Вступление пишется в любых ключах. это может быть и утверждение информации как актуальной, описание ваших впечатлений о продукте и другое, что может зацепить читателя. Все от третьего лица, никаких я. Введение составляет максимум 20% обзора, и вы должны уложиться в эти цифры.

    В теле статьи нужно писать основные мысли предварительно суммировав их. Как это сделать если продвигаемый текст небольшой? Выделите в обзор основные мысли, подкрепив их фактами исследования или доказательствами актуальности информации.

    Хотя писать обзоры рекомендуется с использованием цитат из основного документа, старайтесь реже использовать такие выделения. Максимум два раза – только самых основных момента. Если в продукте много важных моментов, можно выделить один самый весомый, не забыв упомянуть как доказательство отзывы покупателей или факты производителей.

    Важны в написании обзоров цитаты из других источников. Если таковые есть, поинтересуйтесь у заказчика и спросите, как вы можете использовать их? Никогда не пишите, что продукт понравился именно вам. Только доводы со сторонних источников.

    Интеллектуальное завершение

    В конце пишите обзор основных параметров суммируя все положительные стороны, описанные в статье, а также подтвердите еще раз ценность информации фактами из других источников. То есть сделайте уклон на то, как пригодится вам информация или продвигаемый продукт? Какие знания почерпнет пользователь? И не забывайте, что завершение составляет не более 10% от обзора.

    В конце, хочу немного дополнить от себя. Писать обзоры начал где-то после двух лет работы в копирайтинге. Сегодня этим не занимаюсь, но четко помню, что такие тексты приносили неплохой доход, если найти клиентов.

    Но вот до сих пор я не понимаю разницы в рецензии и в обзоре. Как разделяются эти два типа статей? Буду рад если кто в комментариях дополнит мои знания.

    Написание научных обзоров - отдельная ветвь писательского мастерства, требующая от автора не только глубокого проникновения в научную проблему, но и способности быстро искать и анализировать информацию, проводить критическое обобщение материала из разных источников с учетом их важности и новизны, а также излагать сложные и объемные темы сравнительно простым языком. Удачные обзоры ждет перерождение в виде книг и учебников, а слабые или просто плохо написанные работы никто не прочтет и не процитирует. Приведем несколько правил, которые помогут вашему произведению найти своего читателя.

    «Биомолекула» периодически публикует статьи не на научные темы, а что-то типа сборника советов для начинающих ученых. Речь уже шла о том, как писать научные статьи (« ») и делать устные доклады («Как сделать хороший научный доклад »); была также сделана попытка мотивировать читателей посвятить себя научной карьере («9 поводов, чтобы стать ученым » и «10 простых правил для бедных, но честных ученых »). Сейчас мы продолжаем с советами на более специализированную тему - как написать обзор научной литературы.

    В какой бы отрасли науки вы не работали, рано или поздно вам придется столкнуться с написанием обзора научной литературы. Потребность в этой работе объясняется постоянно растущим количеством новых научных разработок и исследований. Учитывая скорость и объемы появления новых данных, ученые просто физически не могут изучить каждую новую статью по своей и смежным областям. Поэтому редакции научных журналов регулярно предлагают ведущим ученым «скомпилировать» последние научные достижения в своей области в виде обзора. И, несмотря на то, что признание обычно приносят экспериментальные публикации, обзоры литературы являются своеобразным знаком престижа, и поэтому большинство ученых относится к написанию обзоров очень серьезно.

    Кроме знаний и трудолюбия, для написания обзора требуются значительный опыт. Первые два качества находятся целиком на вашей совести, а для получения опыта потребуются практика, ну и также 10+1 совет этой статьи, синтезированные из опыта ведущих ученых.

    Правило № 1: Четко определите тему обзора и его аудиторию

    Как выбрать удачную тему для написания обзора? Ведь в любой области существует немыслимое количество интересных проблем, которыми можно заняться. Вот несколько советов по выбору темы:

    1. Тема должна быть интересна лично вам. В идеале, вы должны сразу вспомнить десяток последних публикаций, которые было бы уместно критически разобрать.
    2. Тема должна быть актуальной, лучше всего - «горячей». Это заведомо обеспечит вас большим количеством материала, а ваш обзор получит внимание широкого круга читателей.
    3. Обзор должен рассматривать четко обозначенные проблемы. Нет смысла разбирать ту или иную область «вообще» - на это не хватит ни бумаги, ни сил.
    4. Определите свою целевую аудиторию. Специалисты какой области читают тот журнал, куда вы собираетесь написать обзор? Будет ли тема интересна не только биологам, но и химикам, математикам, преподавателям? Зная уровень вашего читателя, вам легко будет определить уровень подробности рассмотрения того или иного вопроса.

    Правило № 2: Поиск литературы

    Вероятность, что вы напишете хороший обзор, возрастает, если вам уже доводилось это делать (пусть даже и по другой теме). В этом случае вы можете использовать предыдущую публикацию как основу, на которую можно нанизывать новые данные. Вот несколько советов по поиску информации:

    1. Не ограничивайтесь одним поисковиком научной литературы: это позволит не пропустить ни одной по-настоящему стоящей публикации для обозревания. Около 99% всего научного поиска осуществляется через эти системы: DBLP , Google Scholar , ISI Proceedings , JSTOR Search , Medline , Scopus , Web of Science .
    2. Храните все статьи в одной папке. Быстро найти нужный источник помогут программы-органайзеры (Endnote , Mendeley). Всегда дублируйте информацию на нескольких независимых носителях.
    3. Заранее определите критерии для подходящих статей (например, импакт-факторы журналов, комбинации ключевых слов и т.п.). Эти критерии должны позволить вам быстро отбирать только то, что потенциально может использоваться для обзора.
    4. Просмотрите не только все экспериментальные статьи по данной теме, но и предыдущие обзоры - это позволит вам не тратить время на описание уже описанного, а также даст пищу для размышлений. Желательно на подобные обзоры ссылаться, делая акцент на появившиеся новые данные.
    5. Обращайте внимание на то, кто и где цитировал последние обзоры. Посмотрите, как их новые данные дополняют или опровергают опубликованное ранее.

    Правило № 3: Пометки на полях

    Если вы только начали писать обзор и отобранные статьи читаете впервые, то совершенно необходимо запоминать новую информацию, впечатления от прочитанного, новые мысли и ассоциации. Желательно сразу же все это записывать - так будет потом проще связать новые мысли с имеющимися результатами, вашими личными идеями и т.п. Писать можно прямо на полях или приклеивать стикноуты (если вы используете распечатки статей), или делать записи прямо на компьютере или планшете: почти все современные программы-каталогизаторы электронной библиотеки позволяют оставлять заметки. Дословно выписывайте цитаты, на которые планируете сослаться в обзоре. При написании черновика постарайтесь перефразировать эти цитаты своими словами.

    Очень важно быть аккуратным и выписывать ссылки уже на этом этапе, чтобы избежать последующих метаний в попытке вспомнить, кому принадлежали те или иные данные. Таким образом, за время, пока вы прочитаете отобранную литературу, сам собой появится черновик обзора. Конечно же, этот черновик придется еще не раз и не два переписывать, реструктурировать и перефразировать для того, чтобы получить законченный текст с внятной логикой и отточенными аргументами. Пусть вас это не пугает. Просто начните делать заметки, пусть даже без какой-либо системы, - по мере продвижения у вас постепенно вырисуется план обзора, и чем дальше, тем яснее и четче он будет.

    Правило № 4: Определите тип обзора

    Если во время чтения литературы вы все время делали заметки, то по окончании этого процесса вы будете уже представлять приблизительный объем будущего обзора. Это, возможно, наиболее подходящее время для того, чтобы решить, куда двигаться. Существует две разновидности обзорного жанра - мини- и полноразмерный обзор. Некоторые журналы сейчас предпочитают публиковать короткие обзоры, сфокусированные на публикациях последних лет, с ограничением числа слов и цитат. Мини-обзор не означает неполноценности, - скорее наоборот, это лаконичная и емкая статья, концентрат современных представлений, привлекающий внимание занятых читателей своим малым объемом. Чтобы написать грамотный мини-обзор, вы должны поистине мастерски владеть пером. Недостатком мини-обзоров является то, что иногда некоторые проблемы подаются в упрощенном виде из-за ограничения объема.

    Полноразмерный обзор имеет несомненные преимущества: вы можете приводить большее количество данных и вольны останавливаться на тех деталях, которые считаете важными или интересными. Однако над такими «монументальными» статьями нависает угроза быть отложенными на дальнюю полку «для вдумчивого изучения потом», которое может никогда и не наступить.

    Также обзоры можно классифицировать как описательные и концептуальные. Описательные обзоры фокусируются на методологии, поиске и интерпретации каждого исследования - это добросовестный конспект современных данных. Авторы же концептуальных обзоров выдвигают новые идеи и концепции, вытекающие из всего массива опубликованных материалов. Для написания хорошего концептуального обзора желательно быть истинным аксакалом в своей области и улавливать самые незримые из носящихся в атмосфере идей. Будьте самокритичны - сможете ли вы правильно уловить такие тенденции? И хватит ли у вас времени? Помните: описательные обзоры, как правило, отнимают намного меньше времени и сил.

    Правило № 5: Рассматривайте проблему под разными углами

    Независимо от того, какой именно обзор вы планируете писать, сосредоточьтесь на определенной проблеме. Однако при анализе полезно использовать и данные из соседних областей. Например, если вы пишете обзор по иммунологии, включите также материалы эпидемиологов, цитологов, врачей и биохимиков. Рассмотрение механизмов той или иной проблемы на различных уровнях - от молекул до популяций - позволит вам нагляднее и шире представить материал. Такая работа будет интересна значительно большему количеству читателей.

    Правило № 6: Будьте критичны и последовательны

    Написание обзоров литературы - это не коллекционирование марок. Хороший обзор являет собой не только обобщение литературы, но и ее критический анализ, который помогает определять методологические проблемы и указывать на пробелы в исследованиях. Прочитав ваш обзор, догадливый читатель должен получить представление о следующем:

    1. Какие основные достижения в описанной области;
    2. Каковы основные спорные вопросы в области;
    3. Какие основные научные вопросы и перспективы их решения.

    Конечно, успешно ответить на все три вопроса в одном обзоре будет несказанным успехом. Не всегда один автор может обладать настолько глобальным мышлением, - поэтому привлечение соавторов существенно повысит качество статьи. Каждый ученый имеет свои сильные стороны: один превосходно описывает результаты работы, другой ловко критикуют чужие работы и выявляет проблемные места, третий хорошо систематизирует и обобщает результаты различных исследований. Если вы сумеете собрать подобную команду специалистов - обзор обречен на успех. Если же вы сами являетесь «три в одном» - тогда, наверное, вам нет смысла читать эту статью. Извините.

    Кстати, кроме критического мышления, обзору литературы необходим хороший слог и грамматика. Не забудьте попросить коллег прочесть окончательный вариант перед публикацией.

    Правило № 7: Мыслите структурно

    Хороший обзор ни с чем не перепутать: он своевременен, систематичен, легко читается, структурирован и критичен. В обзорах редко используют структуру экспериментальных статей (введение, методы, результаты, обсуждение). Вместо этого, автор каждый раз выбирает собственную логику повествования, которая может быть продиктована самой темой обзора. И хотя единого формата не существует, в целом работу следует разбить на несколько логических разделов, которые будут предваряться коротким вступлением и обобщаться в конце с повторением основных выводов.

    Как упорядочить поток основного текста в своем обзоре, чтобы ваш читатель не потерялся в нем и понял смысл написанного? Для этого полезно привести концептуальные схемы или диаграммы, позволяющие держать перед глазами логику повествования. Грамотно выполненные иллюстрации позволяют понять основную мысль даже без детального прочтения.

    Правило № 8: Учитывайте отзывы рецензентов

    Обзоры литературы обычно рецензируются так же строго, как и исследовательские статьи. Как правило, учет отзывов и мнений ваших рецензентов существенно улучшает изначальный вариант обзора. Внимательно прочитав обзор, рецензенты свежим взглядом выхватят те неточности, несоответствия или нераскрытые проблемы, которые были не замечены вами. Кстати, внимательно перечитайте весь обзор непосредственно перед отправкой в журнал - отсутствие опечаток и запутанных предложений позволит рецензентам сфокусировать внимание на сути статьи, а не на претензиях к стилю подачи.

    Советы рецензентов очень важны, поэтому следует пытаться получить рецензии от специалистов из различных областей науки. С одной стороны, это может привести к противоречивым мнениям по существу обзора и несовместимым советам по улучшению текста. С другой стороны, такая ситуация лучше, чем отсутствие отзывов вообще. Разнообразие замечаний поможет вам определить, в чем мнения экспертов сходятся, а где возникают спорные моменты.

    Правило № 9: Включите в обзор ваши собственные исследования, но будьте скромны объективны

    Как правило, авторы обзоров достигли определенных успехов в описываемой области и сами опубликовали некоторое количество экспериментальных работ по этой теме. Это может создать конфликт интересов - ведь трудно объективно судить о собственной работе. Ученые могут несколько переоценивать то, что сделали они сами. И, тем не менее, не стоит излишне скромничать - если вас попросили написать обзор, это уже значит, что ваши работы что-то да стоят. Постарайтесь объективно соотнести свои данные с данными коллег. В обзорах, написанных несколькими авторами, объективность достигается проще, поскольку каждый соавтор редактирует текст и имеет возможность более реалистично взглянуть на достижения коллег.

    Правило № 10: Используйте свежие данные, но не забывайте о классике

    Учитывая стремительный рост числа научных работ, обзоры литературы во многих областях биологии быстро устаревают и теряют свою актуальность. Однако пусть вас это не страшит - по-настоящему хороший анализ будет актуален достаточно долгое время. Каждая экспериментальная статья, как бы нова и прекрасна она не была, покрывает лишь узкую область широкого фронта науки. Обобщить, обдумать и показать общий вектор развития того или иного направления - вот главная задача обзора. Пускай через пять лет этот анализ будет уже неполным или даже устаревшим - все равно, такой обзор не утратит своей ценности и послужит отправной точкой для следующих работ. Этот труд будет выполнять роль исторической вехи в развитии одной из научных тематик.

    Правило № 11: Практикуйтесь

    Невозможно стать опытным писателем, прочитав советы о том, как стать писателем. Невозможно стать художником, просмотрев курс рисования по телевизору. Невозможно написать хороший обзор без практики. И пока вы только молодой ученый, и научные журналы не балуют вас «заказами» на обзоры, - пишите их сами. Начните с популярных изложений - сайты, подобные «биомолекуле», приветствуют статьи от новых авторов. Если вы сможете написать обзор литературы, который, как вам кажется, отражает последние тенденции в вашей отрасли на достойном научном уровне - попробуйте, отправьте его в научный журнал - украинский, русский или зарубежный, не важно. Часто средней руки журналы могут опубликовать обзор, присланный не именитым автором, если уровень изложения и поднятые темы действительно будут оригинальными. В общем, не ждите милостей от редакций журналов, начните писать сами!

    Удачные обзоры, написанные в 80-х годах, сегодня читаются редко. Однако они в свое время послужили фундаментом для научных работ 90-х, из которых выросли экспериментальные теории 2000-х. И сегодняшние книги охотно цитируют некоторые старые статьи как классику, на которую стоит равняться. Не верите? Посмотрите количество цитирований «Происхождения видов»...

    Литература

    1. Marco Pautasso. (2013). Ten Simple Rules for Writing a Literature Review . PLoS Comput Biol . 9 , e1003149.

    Требования к курсовым работам для студентов 5 курса

    Специальностей: Начальное образование. Практическая психология. Логопедия. Специальная психология.

    Структура курсовой работы

    § Титульный лист

    § Введение

    § Заключение

    § Библиографический список (15-20 источников)

    § Приложение

    Введение

    Наличие развёрнутого введения (2-3 листа машинописного текста) – обязательные требования к курсовой работе. Введение должно ясно, чётко определять суть или концепцию темы и обосновывать е правомерность, актуальность.

    Во введении обосновывается актуальность темы, намечается цель и ставятся конкретные задачи курсовой работы, выдвигается гипотеза научного исследования. Небольшой историографический образ может содержать оценку разрабатываемой проблемы с точки зрения её изученности, представленности в литературе, многосторонности и т.д.

    Рекомендуется сформулировать свою оценку степени разработанности темы в изученной научно – исследовательской литературе, отразить значение данной проблемы в позитивном преобразовании действительности, а также высказать своё отношение к необходимости этих преобразований. От формулировки научной проблемы и доказательства того, что данная проблема ещё не получила своей разработки и освещения в специальной литературе, необходимо перейти к формулировке цели исследования. Также необходимо узнать конкретные задачи исследования, которые предстоит решать в соответствии этой целью.

    Цель исследования – научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге его проведения.

    Задачи исследования – это последовательные этапы организации и проведения исследования. Формулировка задач курсовой работы обычно делается в форме перечисления (изучить…, описать…, установить…, выявить…, разработать…, провести…). Одним из требований, предъявляемым к постановке и формулировке целей и задач исследований является чёткость, определённость, конкретность. Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования.

    Объект исследования – та часть реального мира, которая познаётся, исследуется, преобразуется студентом, т.е. явление избранное для изучения.

    Предмет исследования определяется целями и задачами исследования – изучение психических явлений с помощью экспериментальных методов (выявление зависимостей…, определение закономерностей…, выявление различий…, изучение…). Обязательным элементом введения является постановка гипотезы исследования.

    Гипотеза – это научное предложение для объяснения каких – либо явлений, проверка которого требует веских оснований научного и практического характера.

    Гипотеза должна соответствовать следующим требованиям:

    Формулировка гипотезы должна быть максимально точной и сравнительно простой, не содержащей неопределённых, неоднозначно трактуемых терминов и понятий;

    Гипотеза должна быть принципиально проверяемой, т.е. доказуемой экспериментальным путём;

    Гипотеза должна объединять весь круг явлений, на которые распространяются содержащие в ней утверждения.

    В результате проведённых исследований гипотеза может подтвердится или быть опровергнутой. Не следует боятся отрицательных результатов, не подтверждающих гипотезу, т.к. они тоже вносят свой вклад в научное познание. Во введении курсовой работы указывается методы исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала для достижения поставленной цели. Завершается введение изложением общих выводов о научной значимости темы, о степени её изученности и определяются те вопросы, которые требуют дальнейшего изучения.

    База исследования – где проводились исследования, число испытуемых (20-30 чел.)

    ГЛАВА 1

    Аналитический обзор литературы по проблеме исследования

    В главе «Аналитический обзор литературы» излагается суть проблемы, определяется авторская позиция студента. Название данной главы формулируется исходя из её содержания.

    Например:

    Проблема…в зарубежной и отечественной психологии

    Теоретико – методологические аспекты проблемы…

    Направления и подходы в изучении проблемы…

    Параграфы, из которых состоит глава, должны иметь своё название, определяемое её названием. Так, например, содержание главы может быть разделено на следующие параграфы:

    1.1. Определение…

    1.2. Характеристики и составляющие…

    1.3. Взгляды на природу…зарубежных и отечественных психологов.

    Студенту необходимо проявить умение последовательно излагать особенности и проблемы при одновременном её анализе. Следует отдавать предпочтение главным, основополагающим фактам, позволяющим раскрыть суть поставленной проблемы, а не деталям, которые могут увести от целей, стоящих в курсовой работе. После изложения конкретного вопроса в конце каждого раздела следуют краткие выводы в порядке анализа проблемы.

    Аналитический обзор литературы по теме в итоге должен привести к выводу, что именно данная тема не раскрыта (или раскрыта лишь частично или не в том аспекте) и поэтому нуждается в дальнейшей разработке. В конечном итоге данная глава должна отвечать на следующие вопросы:

    - Что и с кем уже сделано по данной проблеме?

    - Что не сделано?

    - Почему это важно?

    В конце главы полезно обобщить ранние сделанные выводы, где перечисляются основные положения первой главы.

    ГЛАВА 2

    | следующая лекция ==>
    Оформление других частей работы |

    Как писать обзор литературы для диссертации, научной статьи или в ином отчете об исследовательской деятельности разъясняются еще при работе над дипломом в ходе получения высшего образования. Однако из-за строгости требований к послевузовским научным работам у ученых возникает немало вопросов, касающихся принципов написания и оформления достигнутых по ходу исследования результатов.

    Найти на них ответы помогают методические указания ВУЗов и рекомендации ВАК. Такие документы носят обобщенный характер, а потому не всегда могут решить конкретной задачи ученого. Изучите несколько уже готовых обзора литературы, чтобы не только вникнуть в схему работы с литературой или научиться корректно оформлять ссылки и цитаты, но и выбрать наиболее удобный для себя принцип изложения теоретических данных. В кандидатской диссертации глава 1 содержит обзор по теме диссертации. Скачивайте защищенные диссертации по вашей специальности и изучайте литературные обзоры.

    Как сделать структурированный обзор литературы

    Существует две основные концепции написания литературного обзора. В хронологическом подходе материалы излагаются в разрезе исторического развития: описываются переломные моменты в том порядке, каком они происходили, указываются наиболее важные гипотезы и их авторы, характеризуются конфликтующие течения и обязательно раскрывается вклад автора в общую картину. Логический принцип подразумевает написание подразделов, посвященных описанию объекта исследования, характеристике его связи со смежными областями науки и практики, значимости для народного хозяйства или социума.

    Хороший обзор научной литературы имеет не реферативный, а аналитический характер. Это означает, что автор при его подготовке должен увязывать найденную в публикациях информацию с задачами собственного исследования. Причем повествование должно выявлять проблемные места в массиве имеющейся научной информации по теме работы. Это могут быть противоречивые суждения или недостаточно разработанные аспекты. Результаты такой аналитической оценки хорошо использовать для обоснования необходимости рассмотрения выбранной тематики.

    Как образец обзора литературы поможет понять логику диссертации?

    Логически обзор литературных источников в научной работе создает предпосылки для точного выявления в исследовании цели и постановки задач для ее достижения. При классическом подходе к оформлению диссертации эти пункты размещаются в блоке введения, куда также входит обоснование актуальности, краткая обрисовка текущей ситуации, перечисляются положения для защиты. В хорошей работе все компоненты вводной части согласованы между собой, а формулировка целей и задач подтверждается результатами аналитической литературной сводки. Такая взаимосвязь хорошо прослеживается в приведенном ниже образце литературного обзора по медицине (скачать файл Введение и литобзор диссертации по хирургии), который для большей наглядности приведен вместе с разделом введения.

    Обзор может считаться правильным, если в результате его прочтения специалист сможет предположить какие будут использованы методы, понять причины выбора объекта. Если же научный труд попадает в руки неспециалиста, то результаты теоретических изысканий автора должны способствовать пониманию читателем сути проведенного исследования. Достаточно просты для восприятия работы по общественным дисциплинам, убедиться в этом можно если ознакомиться с примером литературного обзора по педагогике (скачать файл образец по Педагогике). Сложнее вникнуть в диссертации по естественнонаучным или техническим дисциплинам, где текст насыщен специальной терминологией и аббревиатурами.

    Оформление литературного обзора

    В послевузовском образовании к оформлению отчетов о научной деятельности в России относятся очень строго. Поэтому мало просто подготовить емкую и качественный литературный обзор, крайне важно его грамотно оформить согласно стандартам библиографических записей. В соответствии с логикой повествования набранный 14 шрифтом Times New Roman с полуторным интервалом текст делится на подглавы. Каждая из них должна иметь подзаголовок и быть пронумерована в соответствии с принципами многоуровневого списка.

    Разделяют подразделы исходя из хронологических или логических позиций. Более предпочтительный второй подход, который хорошо показан на примере обзора литературы по медицине (скачать файл РОЛЬ ТРОМБОФИЛИИ В РАЗВИТИИ СИНДРОМА ЗАДЕРЖКИ РОСТА ПЛОДА). В некоторых диссертациях, обзорных научных статьях или иных исследованиях целесообразнее подача теоретических данных во временном контексте. Примерами таких работ выступают труды по истории или политологии.

    Серьезное внимание при оформлении литобзора любой научной работы нужно уделять ссылкам и цитатам. Цитирование и оформление ссылок регламентируется по . Допускается два варианта ссылок на упомянутых авторов: первый – это полное указание года работы, фамилии и инициалов автора, второй – это внутритекстовые или затекстовые ссылки числового обозначения источника, приводимые в круглых или квадратных скобках. Второй вариант помогает существенно сократить объем научной работы, поэтому если в диссертациях еще можно встретить ссылки обеих разновидностей, то в обзорной части научной статьи буквенный вид - большая редкость.

    Особенности написания литобзоров для разных видов научных работ

    Проработанность литературного обзора любой научной работы показывает уровень компетентности автора в затронутой в исследовании проблематике. Качественное написание этого раздела позволяет неспециалистам разобраться в практических изысканиях и выкладках автора работы. При сходной структуре литобзоры в научных статьях, кандидатских или докторских диссертациях сильно различаются по глубине рассмотрения темы и, следовательно, объему.

    Литературный обзор для диссертаций

    Диссертационные исследования на соискание кандидатской и докторской ученой степени обычно посвящены изучению узкого вопроса. Поэтому при подготовке главы теоретической подоплеки исследования используются данные из максимально специфичных изучаемому направлению источников. А из них уже выбираются только те тезисы, которые имеют прямое отношение к целям и задачам конкретной диссертации.

    Отобрать наиболее ценные источники данных помогут информационные издания, в которых представлена актуальная информация о факте появления и содержании новых публикаций в той или иной отрасли науки и техники. Сборкой и обработкой таких документов занимаются учреждения ВИНИТИ, ИНИОН, ВНТИЦ и некоторые другие.

    Объем теоретической главы для кандидатской работы составляет 20-40 страниц из общих 120-150. В докторской диссертации литобзору рекомендуют посвящать 70-80 страниц из общих 350-400. Жестких требований ВАК не ставит, однако отклонения от таких норм могут быть восприняты критично: слишком маленький объем говорит о пренебрежительном отношении, слишком большой – о склонности автора заимствовать чужие идеи. В этом объеме диссертант должен показать свое умение работать со специализированной литературой, компетентность в профильной области, доказать способности к критической оценке достижений предшествующих коллег.

    При подготовке диссертации рекомендуется использовать не менее 200 источников, причем лучше, если каждая позиция библиографического списка будет упомянута в тексте. Большая часть таких ссылок обычно приходится именно на литобзор, в котором приведенные сведения оформляются цитатами с указанием страницы, названия и автора цитируемой публикации. Объем заимствований в виде цитат не должен превышать 10% от общего текста, а оформление ссылок соответствовать требованиям ГОСТ Р 7.0.5-2008.

    Составление литературного обзора в научной статье

    Статьи для отражения промежуточных результатов диссертационных исследований также должны содержать теоретический обзор с правильно оформленными цитатами и ссылками на использованную литературу. С одной стороны это является обязательным требованием рецензируемых изданий ВАК, а с другой – доказывает достаточный уровень академической подготовки автора.

    Число листов научной статьи зависит от требований журнала, но в среднем составляет текст объемом 10 страниц. Какой процент отводится под оценку литературных данных? Ответ здесь зависит от типа публикации. Позитивно воспринимаемые журналами Web of Science и Scopus обзорные статьи на 80-90% состоят только из оценки существующих в определенной отрасли наработок. Для публикаций, описывающих конкретные достижения объем теоретического обоснования актуальности занимает не более 10 % от всего текста. В таких статьях литобзор локализуется во введении, а составляется он на основе анализа не менее чем пяти источников. Обзор пишется по общим с диссертацией принципам, однако имеет еще более узкую привязку к определенной стороне изучаемой тематики.

    Сориентироваться как передать максимум нужной информации в лаконичной форме можно после изучения примера литобзора статьи по неврологии (). Объем обзора литературы зависит от научного направления. Сравнительно новые технические дисциплины еще просто не имеют большого массива наработок. Исследования в таких отраслях актуальны, но сопоставить результаты с предшествующими удается не всегда. Аналогично происходит и с работами, находящимися на стыке наук. Образец литобзора статьи () о возможностях применения информационных систем на объектах водного транспорта составляет всего пару абзацев текста, суммарно занимающего 6 печатных листов.

    Литературный патентный обзор

    Если работа описывает какое-либо изобретение, то в ее теоретическую подоплеку входят не только данные из научной и статистической литературы, но и приводится обзор существующих патентов. Целью таких исследований становится определение научной картины в отрасли и выявление тенденций ее развития на основе сбора и анализа патентной информации.

    Особенно актуален поиск патентов и изучение описаний для научных работ технической направленности. При разработке конструкции нового оборудования такая работа помогает сконструировать действительно полезные агрегаты или разработать более выгодные способы применения уже существующих.

    Источниками информации для патентных исследований выступают регулярно выпускаемые издания «Изобретения и полезные модели», «Промышленные образцы», «Изобретения стран мира», реферативные журналы ВИНИТИ. Поиск данных рекомендуется производить за последние 20 лет и рассматривать не только российские, но и источники развитых стран: Японии, США, Германии, Франции, Великобритании, Швеции.

    Литературно-патентный обзор на выходе должен отражать характеристику объекта и перечень рассмотренных технических решений сходного назначения, сравнение их между собой, заключение по результатам сопоставления.

    Аналитический обзор научных статей

    Этот тип обзора оперирует актуальными данными, взятыми из публикаций в научной и профессиональной периодике России и других стран мира. Выпуская из рассмотрения фундаментальную академическую информацию, обзор научных статей формулируется в виде обоснования необходимости дальнейшей проработки тематики, подведения итогов или подготовки прогноза развития выбранной отрасли. При написании обзора научных статей информацию подают сжато, выделяя из реферируемых источников только суть. Допускается включение в текст информативных таблиц и иллюстраций, использование которых позволит сократить объем.

    Соискателям ученых степеней такие типы литобзоров полезны для уточнения темы, целей и задач диссертации. Подготовленные сотрудниками НИИ аналитические сводки применяются при реализации масштабных проектов. Менеджменту производственных предприятий ознакомление с аналитическим обзором статей по своему специфике помогает в составлении стратегии развития бизнеса.

    Обзор литературы по теме исследования

    Раздел с теоретическими изысканиями – обязательный компонент отчета о научно-исследовательской деятельности. В квалификационных или научных работах он играет вспомогательную роль, служа опорной платформой для нового исследования. Обзоры по заданной теме востребованы среди представителей бизнес-среды. В этом случае результаты изысканий ложатся в основу разработки новых технологических или конструкционных решений, реализация которых способствует развитию предприятия, повышает его рентабельность.

    Эта разновидность обзора литературы по теме исследования не ограничивает автора в типе использованных источников. Информация здесь может браться не только из диссертаций, фундаментальных изданий и академических журналов, но и из протоколов тематических конференций, газет, достаточно информативных рекламных публикаций, профессиональной отраслевой периодики, отчетов компаний. Главное требование здесь состоит в сжатости информации, причем крайне желательно, чтобы данные были представлены в доступной для понимания форме.