Войти
В помощь школьнику
  • Придаточные образа действия и степени Сложноподчиненное предложение с придаточным степени
  • Описание работы реактора
  • Подготовка соборного уложения
  • Пахнет жареным А всё, что не по графику, – на фиг
  • Прилагательные характеризующие человека с хорошей стороны — самый полный список Современные прилагательные список
  • Чародольский князь (Ведьмин крест) Чародол 2 чародольский князь читать
  • Диагностика метапредметных результатов по истории. Оценка метапредметных результатов. Проверяемые УУД и ключи оценивания

    Диагностика метапредметных результатов по истории. Оценка метапредметных результатов. Проверяемые УУД и ключи оценивания

    Диагностика метапредметных результатов в соответствии с ФГОС ООО

    учитель географии

    МАОУ «Лицей №9»

    Новый стандарт, разработанный в рамках деятельностной парадигмы образования, нацеливает на развитие личности учащегося на основе освоения способов действий. В концепции стандартов осуществляется «перенос акцента с изучения основ наук на обеспечение развития универсальных учебных действий на материале основ наук»

    Стандарт включает в себя требования:

      к результатам освоения ООП структуре ООП к условиям реализации ООП

    Во втором стандарте, где акцент сделан на результаты, устанавливаются три группы образовательных результатов:

      требования к личностным результатам требования к метапредметным результатам требования к предметным результатам

    Метапредметные результаты – это результаты освоенные учащимися на базе нескольких учебных предметов, способы деятельности, применимые и в образовательном процессе, и при решении жизненных проблем.

    Объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся УУД – регулятивных, познавательных и коммуникативных.

    За основу диагностики метапредметных результатов взяты материалы, разработанные заместителем директора по учебно-воспитательной работе лицея Шишлянниковой Татьяны Орестовны и сотрудника отдела качества Литвиновой Юлии Сергеевны.

    Основные диагностические работы:

      Стартовая диагностическая работа по географии (5 кл.) Итоговая диагностическая работа по географии (5 кл.)

    Диагностика – это совокупность приёмов контроля и оценки, направленных на решение задач улучшения учебного процесса, учащихся (учет их индивидуальных возможностей и потребностей), а также совершенствования , методов обучения и воспитания.


    Диагностика включает:

      контроль проверку оценивание накопление статистических данных, их анализ прогнозирование выявление динамики, тенденций педагогического процесса

    Особенность контрольно-измерительных материалов диагностической работы по оценке универсальных учебных действий в том, что их оценка осуществляется по заданиям, в которых оценивается конкретное универсальное действие и это действие выступает как результат.

    По итогам выносится оценка (прямая или опосредованная) сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованная оценка сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий и все данные заносятся в таблицу по УУД.

    Стартовая и итоговая диагностические работы:

      работы проверяют предметные и метапредметные (познавательные УУД) результаты; составляются, проводятся, проверяются, обрабатываются учителем; цель проведения работ – контроль за динамикой достижения планируемых результатов ООП ООО.

    Сравнение стартовой и итоговой диагностик:

    Проверяемые познавательные УУД:

      Логические действия Знаково-символические действия Действия по решению задач (проблем) Действия по работе с информацией и чтению





    Положительная динамика в большинстве классов абсолютной и качественной успеваемости. В целом наблюдается положительная динамика уровня развития познавательных УУД. При организации образовательного процесса (в ) уделить особое внимание развитию УУД. Необходимо организовать дополнительную методическую работу по повышению уровня.

    Правила оценивания результатов:

    1. ЧТО ОЦЕНИВАЕМ?

    Оцениваем результаты - предметные, метапредметные и личностные!

    Результаты ученика - это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных).

    Результаты учителя – это разница между результатами учеников в начале обучения и в конце обучения

    2. КТО ОЦЕНИВАЕТ?

    Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.

    Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания)

    1 . Какова была цель задания (задачи)?

    2. Удалось получить результат (решение, ответ)?

    3. Выполнил правильно или с ошибкой?

    4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?

    3. СТАВИТЬ ОТМЕТКИ? ДА! КОГДА СТАВИТЬ ОТМЕТКИ? ПО ЖЕЛАНИЮ РЕБЁНКА!

    4. ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОТМЕТКИ И ОЦЕНКИ?

    В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в портфеле достижений.

    Основные разделы портфеля достижений:

    – Показатели предметных результатов (диагностические работы, данные из таблиц результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам).

    – Показатели метапредметных результатов (познавательных УУД).

    – Показатели личностных результатов (прежде всего, во внеучебной деятельности).

    5. ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ?

    Структура:

    Любое количество заданий на каждое действие, но каждое из действий оценивается в 2 балла (всего в работе 8 баллов)

      2 балла за логические действия 2 балла за знаково-символические действия 2 балла за действия по решению задач (проблем) 2 балла за действия по работе с информацией и чтению

    Критерии оценивания:

      Уровневая оценка метапредметных результатов: Повышенный уровень – больше 6-и баллов Базовый уровень – 5, 6 баллов Пониженный уровень – 3, 4 балла Недостаточный уровень – меньше 3-х баллов

    Отметочная оценка метапредметных результатов может быть другой на усмотрение учителя.

      100% - 75% = «5» 74% - 51% = «4» 50% - 26% = «3» 25% и менее = «2»

    Пакет КИМ-ов

      Текст работы Кодификатор УУД Таблица №1 «Результаты стартовой/итоговой КР» Таблица №2 «Анализ успеваемости по результатам стартовой/итоговой КР» Таблицы №3(а, б) «Анализ уровня сформированности познавательных УУД по результатам стартовой/итоговой КР»

    Таблица 1























    Познавательные УУД

    Номер задания

    Познавательные логические действия:

    Давать определения понятиям, подводить под понятие

    Обобщать, интегрировать информацию из различных источников, делать простейшие прогнозы

    Выявлять черты сходства и различия, осуществлять сравнение,

    Проводить группировку, сериацию, классификацию

    Устанавливать причинно-следственные связи и давать объяснения на основе установленных причинно-следственных связей

    Устанавливать аналогии, строить логические рассуждения, умозаключения, делать выводы

    Познавательные знаково-символические действия:

    Использовать знаково-символических средств и моделей при решении учебно-практических задач

    Преобразовывать модели из одной знаковой системы в другую (таблицы, схемы, графики, диаграммы, рисунки)

    Познавательные действия по решению задач (проблем):

    Владеть рядом общих приемов решения задач (проблем)

    Проводить исследования (наблюдения, опыты и измерения).

    Использовать методы познания специфические для предметов социально-гуманитарного цикла

    Познавательные действия по работе с информацией и чтению:

    Осуществлять поиск информации

    Ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию.

    Интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя неявно заданную информацию

    Оценивать достоверность предложенной информации, строить оценочные суждения на основе текста.

    Создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебно-практических задач

    МБОУ « Куединская средняя общеобразовательная школа №2-

    Базовая школа»

    Педагог-психолог: Нуртдинова Т.А.

    Диагностика метапредметных результатов

    Важным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего обучения.

    Традиционный подход в образовании предполагал передачу знаний, теперь же целью является научить детей добывать знания самостоятельно, показав учащимся процессы становления научных и практических знаний. Никто не отрицает важность знания, но главное внимание уделяется умению самостоятельно получить и использовать эти знания.

    Поэтому в каждом учебном заведении, в соответствии с новыми стандартами, должна быть система по формированию и оценке не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов.

    Метапредметные результаты включают в себя развитие умения планировать речевое и неречевое поведение; развитие коммуникативной компетенции; умение ставить перед собой цели и определять задачи, планировать последовательные действия, прогнозировать результаты работы, анализировать итоги деятельности, делать выводы, вносить коррективы, осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности и др.

    Именно метапредметные результаты являются мостами, связывающими все учебные предметы, помогающие преодолеть горы знаний.

    Метапредметы – это предметы отличные от предметов традиционного цикла, это новая образовательная форма, в основе которой лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления. Ученик на данных уроках учится учиться.

    Универсальность метапредметов состоит в обучении школьников общим приемам, схемам, техникам, методам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, но в то же время воспроизводятся при работе с любым предметным материалом.

    Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью

    Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур.

    Мониторинг метапредметных УУД – важная составная часть общей системы управления качеством образования как на уровне отдельного ребенка и класса, так и на уровне всего образовательного учреждения. Предметом анализа являются данные мониторинга метапредметных УУД каждого ребенка, группы детей с одинаковыми результатами, класса в целом.

    Развитие УУД в начальной школе – это процесс, проходящий в три основных этапа. Первый этап – выполнение учебного действия по образцу, интуитивное применение способа на основе многократных применений близких образцов, аналогий и т.д. (этап «Представление»). Второй этап – осуществление способа действия при выполнении учебной задачи (этап «Способ»). Третий этап – применение способа в контексте учебной деятельности (этап «Овладение УУД»). Согласно требованиям ФГОС НОО, к концу четвертого класса необходимо сформировать на третьем уровне целый ряд метапредметных умений у детей. Для этого в течение всего периода обучения ребенка в начальной школе должна быть выстроена система работы по поэтапному формированию УУД от освоения способа через образец до встраивания осознанного способа в контекст конкретной учебной деятельности.

    В Куединской средней общеобразовательной школе №2 для оценки метапредметных УУД мы используем УМК «Школьный старт», «Учимся учиться» 1-3 класс, авторы Т. В. Беглова, М. Р. Битянова, Т. В. Меркулова, А. Г. Теплицкая. Диагностический комплект включает в себя рабочую тетрадь и методические рекомендации для проведения и обработки результатов.

    Данный мониторинг позволяет дать объективную оценку сформированности УУД на каждом возрастном этапе.

    Диагностика «Школьный старт» начинается с самых первых дней ребенка в школе.

    Проводится в сентябре у 1 классов, на 3-4 неделе обучения. Задания проводим ежедневно в начале второго или третьего урока по 10 минут или выделяем определенные диагностические уроки.

    Результаты диагностики позволяют получить достоверную информацию о том, готов ли ребенок успешно учиться; создают основу для развития универсальных учебных действий; обеспечивают эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребенка; помогают подобрать педагогические методы и приемы с учетом уровня готовности и спланировать индивидуальную работу с детьми.

    Эти умения: обеспечивают понимание материала учебника и инструкций учителя, позволяют включиться в учебный диалог на уроке, помогают организовать деятельность на уроке и др.

    Всего выделено 17 умений, которые разделены на 2 компонента: инструментальная готовность и личностная. К инструментальному компоненту относятся такие блоки как: наблюдательность, мыслительные способности, контрольные умения, коммуникативные умения. К личностному компоненту относятся мотивация и ценностное отношение к знанию. На практическом задании мы подробно ознакомимся с диагностикой инструментальной готовности первоклассников.

    Своевременная диагностика данных умений позволяет педагогу «настроить» учебный процесс на индивидуальный уровень готовности ученика и класса в целом.

    В методическом пособии для учителя даны развернутые характеристики каждого умения по следующей схеме: метапредметные УУД, в каких учебных ситуациях они необходимы и примеры учебных заданий.

    Каждый ребенок работает в своей личной рабочей тетради. Специальные диагностические упражнения позволяют выявить те умения, которые помогают детям справляться с учебными заданиями в начале 1 класса.

    Принципы построения тетради и заданий.

    1. Один показатель - одно задание.
    2. Предметный характер заданий
    3. Образный уровень предъявления информации
    4. Одна страница – одно задание
    5. Групповое предъявление диагностических заданий

    Все задания занимательного характера и выстроены на основе цветных рисунков, что облегчает их восприятие детьми данного возраста.

    Все упражнения выполняются под руководством учителя или психолога. В помощь им разработаны методические рекомендации. Они предоставляют всю необходимую информацию: цель задания, инструкцию, время выполнения, советы, что делать в тех или иных ситуациях, как реагировать на вопросы детей.

    Все данные заносятся в 2 сводные таблицы, что в дальнейшем позволяет использовать их для качественного педагогического анализа . В таблицах для удобства суммированные баллы маркируются разными цветами, например ячейки с баллами базового уровня закрашиваются зеленым цветом, низкого-красным.

    По данным, занесенных в таблицу учитель сразу видит проблемы класса в целом и каждого ученика в отдельности. Дети, получившие низкие результаты, наблюдаются психологом и посещают коррекционные занятия. Результаты стартовой диагностики помогут учителю выстроить работу в первые месяцы обучения, а следующими ориентирами для работы будут данные мониторинга метапредметных образовательных результатов.

    Мониторинг метапредметных УУД в 1, 2 и 3 классах.

    Учебно-методический комплект «Учимся учиться и действовать» представляет собой программу мониторинга развития УУД учащихся 1 – 4 классов. В настоящее время разработаны и выпущены в печать тетради и методические рекомендации для 1, 2 и 3 классов.

    Диагностические мероприятия позволяют учителю выявить уровень сформированности важнейших УУД на каждом этапе обучения и определить педагогическую стратегию по достижению каждым ребенком метапредметных УУД.

    В первом классе учитель получает возможность изучить уровень сформированности 8 важнейших УУД. При разработке диагностических заданий учитывались особенности и навыков чтения первоклассников, скорость переработки ими учебной информации, способность работать с инструкцией самостоятельно, которые пока еще только формируются.

    Диагностика проводится в апреле месяце либо по 8-10 минут в начале 2-3 уроках, либо выделяются определенные диагностические уроки.

    В 1 классе предметом мониторинга развития метапредметных УУД являются 8 умений. 2 регулятивных (планирование, оценка)

    6 познавательных (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, установление причинно-следственных связей)

    Диагностика в 1 классе- это история-сказка, участвуя в которой, дети помогают учащимся лесной школы, зверятам, и их учителю, Еноту Енотовичу.

    Все задания (2 варианта) дети выполняют в индивидуальной рабочей тетради перевертыше.

    Каждый вариант представляет собой16 диагностических модулей, которые

    имеют одинаковую структуру: введение, образец, три диагностических задания (А, Б, В) и дополнительное задание, отмеченное значком «сундучок» (это задание не оценивается).

    Каждая страница представляет отдельную историю.

    Сначала дети совместно с педагогом выполняют образец, тренировочное задание. После выполняют три задания самостоятельно.

    Задание А направлено на изучение способности практически выполнять учебные задания, в основе которых лежит диагностируемое в данном модуле умение. Задание на выполнение.

    Задание Б и В направлены на изучение способности ориентироваться на существенные условия способа, который лежит в основе учебного задания. Задания на ориентацию.

    После проведения все результаты заносятся в индивидуальные личные бланки, которые хранятся в портфолио или у учителя. Также ведется сводная ведомость по классу. Определяется рейтинг умений. Распределение по группам.

    Мониторинг метапредметных результатов «Учимся учиться и действовать» 2 класс.

    Во 2 классе предметом мониторинга развития метапредметных УУД являются 13 умений.

    Оценивают 3 регулятивных умения : умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей, умение оценивать результат выполнения учебного задания на основе различных критериев оценки и умение самостоятельно осуществлять контроль выполнения учебного задания.

    Отслеживают сформированность 7 п ознавательных УУД 1. Умение осуществлять логическое действие «анализ» с выделением существенных и несущественных признаков. 2. Умение осуществлять логическое действие «синтез». 3. Умение осуществлять логическое действие «сравнение» по заданным признакам. 4. Умение осуществлять логическое действие «классификация» по заданным критериям. 5. Умение осуществлять логическое действие «обобщение». 6. Умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. 7. Умение строить простые умозаключения по аналогии.

    И 3 коммуникативных УУД 1. Умение строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации. 2. Умение формулировать точку зрения. 3. Умение задавать вопросы для получения от партнера по коммуникации необходимых сведений

    В процессе мониторинга метапредметных УУД в 1 классе учащиеся выполняют диагностические задания двух типов. Задания первого типа предполагают выполнение метапредметного действия по предложенному образцу, задания второго типа – ориентацию в способе действия (нахождение ошибок, восстановление последовательности шагов и т.д.). В мониторинге 2 класса, наряду с заданиями этих двух типов, присутствуют задания третьего типа – на описание способа действия при выполнении конкретного задания. Именно наличие данных заданий позволяет оценить приращение в сформированности тех универсальных учебных действий, которые диагностируются в 1 и 2 класс.

    Рабочая тетрадь включает: – вводную часть, которая содержит обращение к учащимся, описание условных обозначений и тренировочные задания; – диагностические модули для изучения уровня развития метапредметных УУД (для каждого умения разработано по одному диагностическому модулю, состоящему из двух историй, составленных на материале разных предметов); – бланк первичной обработки результатов, который необходимо извлечь из тетради до выполнения ребенком мониторинговых заданий (с этим бланком работает только учитель). Все диагностические истории имеют одинаковую структуру: введение, образец, три диагностических задания (А, Б, В) и дополнительное задание. Каждый элемент истории имеет свою специфику и назначение. Во введении к каждой истории приводится сюжетно-игровая ситуация, далее следует краткое описание образца и условий выполнения заданий.

    В мониторинг 3 класса включены следующие метапредметные УУД: (19)

    Регулятивные умения ● Умение определять границы собственных знаний и умений для постановки учебных задач.

    Умение планировать действия в соответствии с учебной целью. ● Умение самостоятельно осуществлять контроль учебных действий. ● Умение корректировать план учебных действий в соответствии с изменением условий. ● Умение использовать критерии, предложенные взрослым, для оценивания учебных действий. Познавательные умения ● Умение осуществлять логическое действие «анализ». ● Умение осуществлять логическое действие «синтез». ● Умение осуществлять логическое действие «сравнение». ● Умение осуществлять логическое действие «классификация». ● Умение осуществлять логическое действие «обобщение». ● Умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. ● Умение строить простые умозаключения по аналогии. ● Умение относить объекты к известным понятиям. ● Умение использовать данные диаграмм и таблиц для ответа на вопрос. ● Умение строить индуктивные умозаключения. Коммуникативные умения ● Умение формулировать и аргументировать свою точку зрения. ● Умение задавать вопросы для получения от партнера по коммуникации необходимых сведений. ● Умение строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации. ● Умение находить ответ на вопрос, используя информацию, представленную в нескольких источниках

    Диагностика развития метапредметных УУД может проводиться в течение всей IV четверти 3 класса и даже в начале 4 класса. Задания мониторинга необходимо выполнять в самый продуктивный период учебного времени (со вторника по четверг, на 2-м или 3-м уроках).

    Обработка результатов усложняется так как увеличилось и количество УУД, поэтому регулятивные УУД, заносятся в отдельный бланк, также и коммуникативные, познавательные.

    Более подробную информацию о проведении диагностики и оцениваю результатов, можно найти на сайтах www.tochkapsy.ru и www.zankov.ru

    Данные диагностики хранятся у педагога, психолога, в портфолио у ребенка. Причем если к портфолио свободный доступ посторонних людей, то в нем целесообразно хранить только рабочие тетради, бланки с результатами лучше хранить у педагога. Информация не должна передаваться другим людям (конфиденциальность личной информации), могут быть ознакомлены родители и завуч школы.

    Что дает учителю результаты мониторинга?

    По данным, занесенных в таблицу, учитель видит проблемы класса в целом и каждого ученика в отдельности, может выстроить систему индивидуальной помощи, необходимые задания, формы работы, нужную степень самостоятельности для каждого ученика.

    Для заместителя директора по УВР предоставляется сводная ведомость результатов по каждому классу, что позволяет ему сделать анализ результатов по параллели, вносить коррективы в образовательный процесс с целью повышения его эффективности, осуществлять контроль по формированию УУД.

    Родители знакомятся с данными диагностики на родительских собраниях и индивидуальных консультациях у психолога, им дают рекомендации по развитию тех или иных способностей у детей.

    Для школьного психолога данные этой диагностики тоже имеют большое значение. Дети, получившие низкие результаты, наблюдаются им и посещают коррекционные занятия. По результатам мониторинга можно выявить детей группы риска, которым необходима коррекционная помощь и одаренных детей, которым в рамках новых стандартов образования должно уделяться внимание, как со стороны педагога, так и психолога.

    В прошлом году по результатам мониторинга было выявлено, что 15 первоклассникам нужна помощь психолога. В течение всего года эти дети посещали коррекционные занятия у психолога. Для данной группы детей были разработаны специальные программы, направленные на коррекцию и развитие познавательной сферы. В работе с данными детьми использовались песочная, игровая, арт-терапия, различные развивающие задания и упражнения. Положительная динамика развития отслеживалась у 12 детей. Также была выявлена группа детей с высокими результатами стартовой готовности. С ними проводились развивающие занятия для одаренных детей, организовывалась подготовка к участию в олимпиадах российского уровня, где ученики показали хорошие результаты. Если в первом классе должным образом была проведена диагностика готовности к обучению и на ее основе коррекция и индивидуализация процесса обучения, то ребенок имеет больше шансов для успешной учебной деятельности. Ведь дети, для которых были созданы оптимальные условия в начале обучения, легче адаптируются к школьной жизни.

    Мониторинг метапредметных УУД учащихся – это важный момент в подведении педагогом итогов работы за год и постановке задач предстоящей работы. Сравнение результатов мониторинга, полученных в 1, 2 и 3 классах, позволяет педагогу увидеть динамику развития учебных компетенций у каждого ученика. Это значимая информация для определения стратегий индивидуальной работы. Данные мониторинга помогут педагогу еще раз оценить возможности своего УМК и выбранной методики обучения в решении задач развития универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия – образовательный продукт. Это означает, что они являются результатом целенаправленной работы педагога, и мониторинг позволяет ему видеть успешность своей деятельности в этом направлении, соотносить свою стратегию работы с реальными возможностями детей.

    Таким образом, данная программа мониторинга позволяет системно, профессионально и всесторонне изучать и корректировать результативность и качество образования каждого ребенка, что отвечает требованиям ФГОС НОО.


    Инструментарий для отслеживания метапредметных результатов учащихся

    Федеральные образовательные стандарты второго поколения задают качественно новое представление о том, каким должно быть содержание начального образования и его образовательный результат.

    Теперь результативность складывается из сложного комплекса показателей, описывающих и знаниевые, и метапредметные и даже личностные достижения ребенка. Для изучения процесса развития универсальных учебных действий нужен свой инструментарий.

    Инструментарий это совокупность средств, применяемых для оценки достижения планируемых результатов. В инструментарий входит описание используемых методик, особенности проведения диагностики, система оценивания ответов детей, раздаточный материал для выполнения работ детьми, таблицы для фиксации результатов обследования.

    Для достижения более качественного конечного результата необходима чёткая диагностическая система изучения промежуточных результатов формирования метапредметных планируемых результатов.

    «Метапредметные результаты образовательной деятельно-

    сти – это универсальные способы деятельности, применимые

    как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов»

    – Как оценить и отследить достигнуты ли метапредметные результаты?

    Основным объектом оценки метапредметных результатов

    служит сформированность у обучающихся

    универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных.

    Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают

    обучающимся организацию своей учебной деятельности.

    Познавательные универсальные учебные действия включают:

    общеучебные действия

    Коммуникативные универсальные учебные действия обеспе-

    чивают социальную компетентность и учёт позиции других лю-

    дей, партнёров по общению или деятельности.

    Оценку достижения метапредметных результатов я проводила в ходе различных процедур.

    Система внутренней оценки метапредметных результатов

      наблюдение;

      мониторинг сформированности основных учебных умений;

      специально сконструированные диагностические задачи;

      метапредметные диагностические работы;

      комплексные работы на межпредметной основе;

      проектная деятельность.

    Для оценивания продвижения обучающихся в достижении метапредметных результатов я использовала целенаправленное наблюдение.

    Результаты наблюдения фиксировала в специальных формах (листах наблюдений ), в которых в процессе наблюдения ставила условный знак (например, «V »). В зависимости от педагогической задачи листы наблюдений были именными (при наблюдении за деятельностью определенного ученика) или аспектными (при оценке сформированности данного аспекта деятельности у всего класса).

    Наблюдения проводила достаточно регулярно. Наблюдала за всем классом, за каким-либо одним ребёнком или за каким-либо определенным видом деятельности. Наблюдение вела как с позиций внешнего наблюдателя, так и с позиций непосредственного участника деятельности.

    Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных действий (УУД) является мониторинг.

    Мониторинг – это инструмент, помогающий самому педагогу «настроить» учебный процесс на индивидуальные возможности каждого ученика, создать для него оптимальные условия для достижения качественного образовательного результата.

    Получаемая в ходе педагогического мониторинга информация, являлась для меня основанием выявления индивидуальной динамики качества развития обучающегося, для прогнозирования моей педагогической деятельности, для осуществления необходимой коррекции.

    Для того, чтобы мониторинг выполнял свою задачу, проводила его регулярно, с опорой на перечень УУД, подлежащих формированию и оценке.

    Мониторинг сформированности регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий я осуществляла на материалах учебников и рабочих тетрадей УМК.

    Система заданий УМК включает в себя: творческие задания, задания поискового характера, задания повышенного уровня.

    Например, при планировании уроков математики я опиралась на поурочные разработки по курсу «Математика» С.В. Савиновой, в которых учебные занятия спроектированы с позиции деятельностной педагогики: спрогнозированы также и метапредметные УУД.

    На слайде представлены задания повышенного уровня, при выполнении которых я могла отследить процесс формирования метапредметных результатов.

    Работая по УМК «Школа России» я использовала «Проверочные работы» автора С.И. Волковой, нацеленные как на проверку предметных знаний, умений и навыков, так и на проверку метапредметных результатов обучения.

    На слайде даны примеры заданий из проверочных работ.

    При оценивании работ фиксировала также и успешность выполнения именно таких заданий.

    В проверочные работы по предметам включены задания, которые помогали мне проверять уровень освоения УУД на каждом этапе обучения.

    В зависимости от успешности выполнения проверочных заданий по предметам и с учетом характера ошибок, допущенных ребенком, я делала вывод о сформированности ряда познавательных и регулятивных действий учащихся.

    Оценивание уровня сформированности коммуникативных и таких познавательных УУД как целеполагание, планирование я проводила на основанииустных и письменных ответов учащихся, а также на наблюдениях за участием учащихся в групповой работе.

    Проверочные задания, требующие совместной (командной) работы учащихся на общий результат, позволяли мне оценить сформированность коммуникативных и регулятивных учебных действий.

    Результаты я фиксировала в бланке наблюдений за работой группы.

    У меня вызвал интерес УМК «Учимся учиться и действовать Мониторинг метапредметных УУД» авторы Т.В. Меркулова. Я планирую использовать в дальнейшей работе данный УМК, который состоит из рабочих тетрадей и методических рекомендаций к каждому классу. Для повышения мотивации учащихся и целостного восприятия материала все задания мониторинга 1 класса объединены игровым сюжетом о лесной школе. В РТ для 2 класса диагностическая программа подаётся как рассказ про второклассников и их учительницу. Обработка результатов мониторинга направлена на получение диагностической информации о каждом ученике и о классе в целом, и выявление наличия прогресса.

    Для отслеживания уровня формирования УУД у обучающихся я использовала задания и специально сконструированные авторами диагностические задачи, которые представлены в листе оценки метапредметных результатов по каждому классу. В них включены критерии оценивания; примерные задания, достаточно простые, не требующие особых условий; самооценка обучающегося и оценка учителя.

    В работе мне помогало методическое пособие для учителя «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли» автор А.Г. Асмолов. В пособии раскрываются виды и возрастные особенности развития УУД у учащихся нач классов. Даны рекомендации по развитию УУД, направленных на формирование у детей умения учиться, подробное описание процедуры проведения диагностики, оценка и анализ результатов.

    Для оценки сформированности метапредметных УУД применяла данные диагностические задачи по проверке отдельных видов УУД.

    На слайде вы видите диагностическую задачу на оценивание регулятивного действия контроля.

    Учитель также может использовать контрольно-измерительные материалы «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования» автор Р.Н. Бунеев, которые содержат диагностические материалы, позволяющие выявить, насколько успешно у ребёнка формируется метапредметный результат.

    Провожу комплексные интегрированные работы. Считаю это важным, потому что они позволяют определить сформированность умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных в одних предметах, на другие учебные ситуации и задачи.

    Предлагаемые работы дают мне возможность для сбора дополнительных данных к оценке таких важнейших универсальных способов действий, как рефлексия, способность к саморегуляции, самоконтролю, самокоррекции.

    Я использую «Итоговые комплексные работы Мои достижения» автор О.Б. Логинова, С.Г. Яковлева. В комплект входит 4варианта работы с заданиями различного уровня сложности и методические рекомендации.

    Нахожусь в процессе изучения «Комплексных работ по текстам» серия «Юным умникам и умницам» авторы О.А. Холодова, Л.В. Мищенкова. В тетрадях представлены тренировочные и проверочные комплексные работы в двух вариантах (1вариант - базовый уровень, 2 – вариант повышенный уровень). В работе имеется текст и 16 заданий, по 4 задания на каждый предмет, в основе которых предложены различные ситуации из жизни, а также оценочная таблица.

    Использование проекта как инструмента оценивания младших школьников является достаточно ограниченным, даже к окончанию начальной школы у обучающихся не могут быть сформированы все необходимые проектные умения.

    Также ограничивают применение метода проекта и возрастные и интеллектуальные особенности младших школьников

    Но тем не менее, в классе на уроках мы работаем над проектами индивидуально, в парах, группах.

    На слайдах представлены индивидуальные проекты, групповая работа над проектами, а также лист продвижения участника проекта и оценивание проекта (индивидуальная карта).

    Результаты всех мониторингов, диагностик довожу до сведения учеников и их родителей на родительском собрании или в личной беседе.

    При правильном определении целей достижения и способов их проверки Листы индивидуальных достижений и Листы учёта и контроля дают мне всю необходимую информацию о том, как идёт процесс обучения, каковы затруднения у отдельных детей, достигла ли я, как учитель, и класс поставленных целей, что должно быть откорректировано в процессе последующего обучения.

    Опираясь на имеющееся методическое обеспечение, каждый учитель может разработать свою систему контроля для отслеживания метапредметных УУД, создать инструментарий, разработать критерии оценки достижений.

    Список литературы:

      Как проектироватьуниверсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).

      Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. / Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. / Под ред.

    Асмолова А. Г. – М: Просвещение, 2012 г. (Стандарты второго поколения

      Герасимова Т.В., Добрынина Н.Л., Егорова Т.В., Комкова Н.С., Костина О.В., Орленок И.Н., Петриченко Е.Ф., Плотникова О.Б. «Методические рекомендации «Организация психологического мониторинга сформированности универсальных учебных действий обучающихся в начальной школе» (в рамках ФГОС НОО), г. Ангарск, 2011

      Бунеева Е. и др. «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования». Проверочные работы» Рабочие тетради. М., 2012

      Бунеев Р.Н., Бунеева Е., Вахрушев А., Горячев А., Данилов Д., Козлова С., Петрова Л., Пронина О., Рубин А., Чиндилова О.. «Диагностика

    метапредметных и личностных результатов начального образования»

    Проверочные работы 3-4 класс. М., 2011г.

      5.Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. «Младший школьник: помоги ему учиться», С-П, Издательство РГПУ, 2008

      Поцелуйко Т. А., Дьячкова Е.В. Гардабудских Н. С., Фомичева И. Н.,

    Стальнова Е. А., Медведева Л. В., Егорова Т. В., Колчина О. А.

      рабочую тетрадь «Школьный старт. Мониторинг метапредметных УУД» и методические рекомендации для учителя. Авторы комплекта: Т.В. Беглова, М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, под редакцией к.п.н. М.Р. Битяновой (Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», г. Москва), к.п.н. С.Г. Яковлевой

      рабочая тетрадь «Учимся учиться и действовать. Мониторинг метапредметных УУД» и методические рекомендации для учителя. Авторы комплекта: Т.В. Беглова, М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, под редакцией к.психол.н. М.Р. Битяновой (Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», г. Москва), к.п.н. С.Г. Яковлевой (Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова).

    Проведение

    диагностических работ

    по выявлению освоения обучающимися метапредметных результатов обучения.

    Подготовила:

    учитель географии

    МКОУ «Становская СОШ»

    Баркова Е.лена Николаевна

    В условиях современной России, где глубокие изменения общественных отношений сопровождается социальными проблемами, особое значение приобретает мировоззренческая функция географического образования. Мировоззрение представляет собой обобщенную систему взглядов на мир, которые не привязаны к определенным явлениям, но служат основой для понимания общих тенденций гуманитарного развития.

    Новый ФГОС в нашей стране ориентирован, прежде всего, на становление личностных характеристик выпускника. Их критериями рассматриваются готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме. Целевыми функциями общего образования выступают также духовно-нравственное развитие и социализация обучающихся, профессиональная ориентация и формирование экологической культуры.

    Уникальный характер географии состоит в том, что она синтезирует естественнонаучные и гуманитарные дисциплины. Поэтому география обладает колоссальными образовательными ресурсами, играющими важную мировоззренческую и воспитательную роль. Их значение актуализируется также в связи с интегрированием российского географического образования в мировую геообразовательную систему.

    Таким образом, теоретическим основанием для проектирования процесса обучения географии в современных условиях должна лежать актуальность для жизни. Во главе угла всего обучающего процесса обязано находиться ценностное отношение к окружающему миру и человеку. Ценностная и личностная ориентация учебной географии требует глубокого взаимодействия всех участников педагогического процесса. Поэтому особое

    значение приобретает опыт творческой деятельности обучающихся, а также организация учебной и внеурочной деятельности со всеми категориями обучающихся.

    Изучение географии в основной школе

    Изучение географии в школе позволяет сформировать комплексное, системное и социально ориентированное представление о Земле как о планете людей, являющееся одной из основ практической повседневной жизни. Кроме того, география - единственная наука, которая знакомит учащихся с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы.

    Глобальные цели географического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития – ростом информационных потоков, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий.

    Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения географического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

    Федеральные государственные образовательные стандарты, а именно программа развития УУД и планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы ООО»Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» представленные в ПООП образовательного учреждения, подчеркивают главную роль данного направления в формировании читательской грамотности, являющейся основой обучения в школе, а также в повышении качества образования в России. Перед школой стоит задача объединить усилия учителей, преподающих различные предметы, в развитии читательской грамотности учащихся в основной школе, и показать учителям, что отсутствие целенаправленной деятельности в этом направлении приводит к потере читательских навыков и познавательной самостоятельности.

    Всех, кто знаком с результатами международных сравнительных исследований качества общего образования, волнуют вопросы: Что происходит с детьми в основной школе? Почему выпускники начальной школы, которые демонстрируют самые высокие результаты в мире по чтению и пониманию текстов, оказавшись в основной школе, через пять лет обучения теряют свои преимущества и становятся неконкурентноспособными по сравнению со своими сверстниками из развитых стран в области умения учиться, умения работать с информацией, читательской грамотности?

    Причины не высоких результатов российских учащихся отечественные эксперты видят в том, что в процессе обучения российские школьники почти не встречаются с заданиями междисциплинарногохарактера; у них ценленаправлено не формируются общеучебные умения; в ходе изучения отдельных предметов они практически не встречаются с жизненными ситуациями, в которых чтение им необходимодля решения общественных и частных задач, за исключением чтения художественной литературы; учебные задачи, которые решают школьники, далеки от жизненных интересов и социального опыта учащихся. Таким образом, процесс обучения в отечественной школе недостаточно практико-ориентирован, как бы отгорожен от реальной окружающей жизни.

    ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ СФОРМИРОВАННОСТИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСОЗНАННОГО ЧТЕНИЯ

    В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к са­моразвитию и самосовершенствованию путём сознательного и ак­тивного присвоения нового социального опыта. В более узком значении термин понимается как совокупность способов действия обучающегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному выявлению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Умение учиться обеспечивается тем, что универсальные учебные действия (как обобщённые действия) открывают возможность широкой ориентации учащихся как в различных

    предметных областях так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик 1 .

    В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока - личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный, где три последних составляют метапредметные действия.

    Устанавливая требования к результатам освоения обучающимся основной образовательной программы основного общего об- разования, стандарт выделяет метапредметные результаты, вклю-

    чающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия и способность их использования в учебной, познавательной

    социальной практике 2 .

    Под метапредметными результатами разработчиками новых образовательных стандартов понимаются освоенные обучающими-ся на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы действий, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуация)

    1 Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от --твия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвеще- : 2010; Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от г* ~вия к мысли: система заданий: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмоло- М.: Просвещение, 2010.

    Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего ования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской грации 17 декабря 2010 г. № 1897). С. 5.

    В блоках познавательных и коммуникативных универсальный действий выделяются общеучебные действия, которые связанни с чтением и пониманием текстов, с преобразованием текстов, а также с использованием информации из текстов для различны целей. Главными элементами в этих блоках являются смысловое чтение и логические действия, направленные на анализ, обобщение, установление аналогии, классификацию, установление причинно-следственных связей, рассуждения, умозаключения и формулирование выводов на основе прочитанного текста. При переходе из начальной школы в основную, как об это с пишет Г. А. Цукерман, заканчивается обучение чтению и начинается чтение для обучения - использование письменных тексте как основного ресурса самообразования, получение нового знания и новых идей с помощью информационных текстов. Именно в связи с особой важностью овладения осознанным чтением в системе «умений учиться» в рассматриваемый период обучения среди всех метапредметных результатов и были выделены осознанно чтение и работа с информацией в качестве основных объекте оценки.

    Общие подходы к оценке сформированности осознанного чтения и работы с текстом с учётом поставленных перед разработчиками задач были определены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательной стандарта, подходами к читательской грамотности, принятым] российскими и международными экспертами, с учётом возрастных особенностей учащихся основной школы, практики оцениванию метапредметных результатов в начальной школе в соответствю с ФГОС начального образования, а также с требованиями теории практики педагогических измерений.

    ОСОБЕННОСТИ КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ (СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И УМЕНИЙ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ) ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6-Х КЛАССОВ

    В соответствии с изложенными выше подходами были опредены основные характеристики измерительных материалов для оценки сформированности метапредметных результатов (смыслового чтения и работы с текстами) у учащихся 6-го класса.

    1. Назначение работы

    Комплексная работа направлена на выявление у учащихся о класса одного из основных метапредметных результатов чения - сформированности умений читать и понимать разные тексты, включая и учебные; работать с информацией, представленной в различной форме; использовать полученную информацию для решения различных учебно-познавательных, учебно-практических задач.

    Основные подходы к созданию комплексной работы определяю тся следующими документами:

    Структура и содержание работы

    Каждый вариант измерительных материалов должен включать ситуации и тексты из разных предметов с целью создания общего поля оценки умений работать с текстом независимо от предмета, связи с этим каждый вариант работы структурно состоит четырех содержательных областей: математики, русского языка - естествознания 1 и истории / обществознания. Данные содержательные области в целом охватывают возможности формирования метапредметных результатов, создаваемых различными школьными предметами.

    Следует особо подчеркнуть необходимость использовать зада- ния на предметном содержании или связанные с предметным содержаниемием. Формирование метапредметных умений осуществляется в процессе изучения различных предметов.

    Инструментарий для отслеживания метапредметных результатов учащихся

    Федеральные образовательные стандарты второго поколения задают качественно новое представление о том, каким должно быть содержание начального образования и его образовательный результат.

    Теперь результативность складывается из сложного комплекса показателей, описывающих и знаниевые, и метапредметные и даже личностные достижения ребенка. Для изучения процесса развития универсальных учебных действий нужен свой инструментарий.

    Инструментарий это совокупность средств, применяемых для оценки достижения планируемых результатов. В инструментарий входит описание используемых методик, особенности проведения диагностики, система оценивания ответов детей, раздаточный материал для выполнения работ детьми, таблицы для фиксации результатов обследования.

    Для достижения более качественного конечного результата необходима чёткая диагностическая система изучения промежуточных результатов формирования метапредметных планируемых результатов.

    «Метапредметные результаты образовательной деятельно-

    сти – это универсальные способы деятельности, применимые

    как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов»

    – Как оценить и отследить достигнуты ли метапредметные результаты?

    Основным объектом оценки метапредметных результатов

    служит сформированность у обучающихся

    универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных.

    Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают

    обучающимся организацию своей учебной деятельности.

    Познавательные универсальные учебные действия включают:

    общеучебные действия

    Коммуникативные универсальные учебные действия обеспе-

    чивают социальную компетентность и учёт позиции других лю-

    дей, партнёров по общению или деятельности.

    Оценку достижения метапредметных результатов я проводила в ходе различных процедур.

    Система внутренней оценки метапредметных результатов

      наблюдение;

      мониторинг сформированности основных учебных умений;

      специально сконструированные диагностические задачи;

      метапредметные диагностические работы;

      комплексные работы на межпредметной основе;

      проектная деятельность.

    Для оценивания продвижения обучающихся в достижении метапредметных результатов я использовала целенаправленное наблюдение.

    Наблюдения проводила достаточно регулярно. Наблюдала за всем классом, за каким-либо одним ребёнком или за каким-либо определенным видом деятельности. Наблюдение вела как с позиций внешнего наблюдателя, так и с позиций непосредственного участника деятельности.

    Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных действий (УУД) является мониторинг.

    Мониторинг – это инструмент, помогающий самому педагогу «настроить» учебный процесс на индивидуальные возможности каждого ученика, создать для него оптимальные условия для достижения качественного образовательного результата.

    Получаемая в ходе педагогического мониторинга информация, являлась для меня основанием выявления индивидуальной динамики качества развития обучающегося, для прогнозирования моей педагогической деятельности, для осуществления необходимой коррекции.

    Для того, чтобы мониторинг выполнял свою задачу, проводила его регулярно, с опорой на перечень УУД, подлежащих формированию и оценке.

    Мониторинг сформированности регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий я осуществляла на материалах учебников и рабочих тетрадей УМК.

    Система заданий УМК включает в себя: творческие задания, задания поискового характера, задания повышенного уровня.

    В зависимости от успешности выполнения проверочных заданий по предметам и с учетом характера ошибок, допущенных ребенком, я делала вывод о сформированности ряда познавательных и регулятивных действий учащихся.

    Обработка результатов мониторинга направлена на получение диагностической информации о каждом ученике и о классе в целом, и выявление наличия прогресса.

    Для отслеживания уровня формирования УУД у обучающихся я использовала задания и специально сконструированные авторами диагностические задачи, которые представлены в листе оценки метапредметных результатов по каждому классу. В них включены критерии оценивания; примерные задания, достаточно простые, не требующие особых условий; самооценка обучающегося и оценка учителя.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и на Российской Федерации. М.: Просвещение, 2011.

    2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. W Просвещение, 2011.

    Примерные программы по учебным предметам: 5-9 клас- * VI.: Просвещение, 2010, 2011.- (Стандарты второго поколения)

    3. «Метапредметные результаты. Стандартизированные результаты для промежуточной аттестации» М. «Просвещение» 2014г

    4. Концепции модернизации содержания и технологий преподавания учебного предмета «География»

    МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №25»

    Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования

    Итоговая комплексная работа 1 класс

    Составитель : Гареева Лилия Закировна, высшая квалификационная категория.

    Набережные Челны, 2016

    Введение

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в качестве нового образовательного результата предлагает совокупность личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы. Последние во ФГОС по­нимаются как формирование универсальных учебных действий обуча­ющихся: познавательных, регулятивных, коммуникативных.

    Оценка метапредметных результатов.

    Объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий.

    Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса - учебных предметов, представленных в обязательной части базисного учебного плана и внеурочной деятельности. Личностные результаты определяются через листы наблюдений или портфолио обучающегося.

    Особенностью контрольно-измерительных материалов по оценке универсальных учебных действий в том, что их оценка осуществляетсяпо заданиям, представленным в трех формах, которые включаются как в контрольные работы по отдельным предметам, в комплексные работы на межпредметной основе, и отдельную диагностику:

      диагностические задания, в которых оценивается конкретное универсальное действие и это действие выступает как результат;

      задания в ходе выполнения контрольных работ по предметам, где универсальные учебные действия являются инструментальной основой, от того, как владеет обучающийся специальными и метапредметными действиями зависит успешность выполнения работы;

      задания в комплексной работе, которые позволяют оценить универсальные учебные действия на основе навыков работы с информацией.

    Контроль метапедметных результатов, формируемых в рамках внеучебной деятельности возможен в рамках выполнения комплексной контрольной работы на межпредметной основе, диагностики, проводимой администрацией, психологом, педагогами.

    По итогам выполнения работ выносится оценка (прямая или опосредованная) сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованная оценка сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий.

    Когда и как можно проводить диагностику?

    Данная диагностика разработана для учащихся 1 и 4 классов.

    Диагностика проводится:

      на выходе из 1-го или 4-го класса.

    Диагностика проводится учителем или администрацией школы.

    Проведение диагностики на выходе из каждого класса даёт возможность отслежи­вать развитие УУД у каждого учащегося.

    Как можно использовать результаты диагностики в образователь­ ном процессе?

    Прежде всего данные диагностики показывают, насколько в учебном процессе обеспечивается достижение конкретных личностных и метапредметных результатов, развитие конкретных УУД. Результаты дают возможность учителю:

      скорректировать собственную деятельность и содержание образо­вательного процесса;

      определить, насколько эффективно используется потенциал учеб­ников, заложенные в них средства получения личностных и метапредметных результатов (ОУУ);

      увидеть возможности реализации индивидуального подхода к раз­витию каждого учащегося (по каким конкретным умениям он успешен, а по каким ему необходима поддержка педагогов и родителей).

    Инструкция по проведению диагностики .

    Диагностика разработанная для учащихся 1-х и 4-х классов, включает в себя итоговые комплексные работы.

    Работа включает 15 заданий на выявление метапредметных (регулятивные и познавательные УУД) и личностных результатов.

    Комплексный характер: даёт возможность проверить все три группы результатов (предметные, метапредметные и личностные). Работа строится на основе чтения текста, что позволяет проверить также сформи­рованность коммуникативных УУД.

    Рекомендуется выполнять работу в заданной последовательности в те­чение двух уроков . Перед выполнением работы необходимо провести краткий инструктаж. Если ученик не может выполнить очередное задание, он должен перейти к следующему. Если он не успел выполнить работу за отведённое время, необходимо дать ребёнку возможность закончить её выполнение.

    Проверка работ проводится с помощью приложенных к каждому варианту верных ответов и ключей оценивания. Баллы, полученные 1 классником, не пере­водятся в отметки. Для учителя и родителей они являются показателем того, на каком уровне развития находится соответствующее умение у ребёнка и что нужно сделать, чтобы помочь ему в дальнейшем продвижении. Вместе с тем фиксация результатов позволит увидеть уровень результатов каждого ученика (по ФГОС - ниже базового уровня, базовый и повышенный уровни) и даст возможность в дальнейшем сравнивать достигнутые результаты с последующи­ми. Личностные результаты, в соответствии с ФГОС, не должны обрабатываться как индивидуальные (не доводятся до сведения детей и родителей). Они оцениваются и осмысливаются педагогом для класса в целом.

    Проверка и оценка работ проводится с помощью приложенных к каждому тесту верных ответов и ключей оценивания.

    Вариант 1

    Задание 1,2 (Литературное чтение. Коммуникативные и познавательные УУД). Проверяет умение вычитывать из текста информацию, данную в неявном виде.

    Ключ оценивания

      Не приступал к выполнению задания или отметил неправильный ответ;

      Правильно отметил.

    Задание 3 (Литературное чтение. Познавательные УУД)

    проверяет умение ориентироваться в тексте: искать нужную информацию.

    Ключ оценивания

    0– не приступал к выполнению задания или выполнил неверно;

    1- выполнил частично;

    2- задание выполнено полностью верно.

    Задание 4

    Проверяет умение использовать полученную информацию для математических вычислений.

    Ключ оценивания

      Не приступал к выполнению задания или выполнил полностью неверно;

      Выполнил задание всё верно.

    Задание 5

    Проверяет умение правильно списывать с печатного образца.

    Ключ оценивания

    0 - не приступал к выполнению задания или выполнил неверно (например, списал не те предложения);

    1 - правильно списал предложение.

    Задание 6 (Русский язык. Познавательные УУД).

    Проверяет умение определять количество звуков и букв в слове. Умение определять мягкость согласных.

    Ключ оценивания

      Не приступал к выполнению задания или выполнил всё неверно;

      Правильно указал количество звуков и букв в слове;

      Правильно указал количество звуков и букв в слове и подчеркнул не все мягкие согласные;

    3- правильно указал количество звуков и букв слове и подчеркнул все мягкие согласные.

    Задание 7 (Окружающий мир. Познавательные УУД).

    Анализировать визуальную информацию, осуществлять актуализацию личного жизненного опыта, знаний, анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

    Ключ оценивания

    2- верно выбрал все варианты ответа.

    Задание 8. (Литературное чтение. Познавательные УУД)

    П роверяет умение ориентироваться в тексте: искать нужную информацию, умение устанавливать логические смысловые связи, на их основе восстанавливать суждение.

    Ключ оценивания

    0 - не приступал к выполнению задания или соединил неверно;

    1 - выполнил задание частично правильно;

    3 - выполнил задание правильно полностью.

    Задание 9. (Литературное чтение. Регулятивные УУД)

    проверяет умение высказывать свое предположение (версию).

    Ключ оценивания

    0 - не приступал к выполнению задания;

    1 – выполнил задание частично

      Выполнил задание полностью.

    Задание 10. (Русский язык. Регулятивные и познавательные УУД). Проверяет умение устанавливать последовательность слов в предложении.

    Ключ оценивания

    0- не приступал к выполнению задания;

    1– выполнил задание частично;

    2- выполнил задание полностью.

    Задание 11 (Русский язык. Познавательные УУД).

    Проверяет умение понимать и объяснять значение слова (выражения).

    Ключ оценивания

    1 - объяснил верно.

    Задание 12. (Русский язык. Познавательные УУД)

    Проверяет умение осуществлять выявление (идентификацию) объектов с выделением необходимых признаков.

    Ключ оценивания

      – выбрал один правильный вариант;

      Выбрал 2-3 правильных варианта.

    Задание13. (Литературное чтение. Коммуникативные и познавательные УУД).

    Проверяется овладение навыком смыслового чтения текста в соответствии с поставленной задачей: поиском слова или словосочетания, где заложена основная мысль текста.

    Ключ оценивания

    0 - не приступал к выполнению задания или озаглавил неверно;

    1 – заглавие соответствует тексту.

    Задание 14. (Математика. Познавательные УУД).

    П роверяет умение ориентироваться в учебнике: искать нужную информацию, использовать полученную информацию для решения задач.

    Ключ оценивания

    1- выполнил частично верно (записал только ответ, но нет решения)

    Задание 15. (Окружающий мир. Познавательные УУД)

    проверяет умение сравнивать и группировать предметы.

    Ключ оценивания

    0 – не приступал к выполнению задания или выполнил неверно;

    1 - выполнил задание частично правильно;

    2- выполнил задание правильно.

    Ключи к заданиям.

    Ответы

    Задание 1.

    Задание 2.

    Задание 3.

    Цапля, уж, лягушка, зимородок,оляпка.

    Задание 4.

    7 4

    Задание 5.

    Задание 6.

    От л и ч ны й 8 б., 8зв., 3 слога

    Задание 7.

    Задание 8.

    1-В, 2-Г, 3-А, 4-Б

    Задание 9.

    Задание 10.

    Бобриха весело играла со своими бобрятами.

    Задание 11.

    Протекает оживленно, стремительно, шумно, производительно

    Задание 12.

    Вода - 2 слога;

    Водится – не явл. однокоренным словом, глагол;

    Водолаз – одушевл.

    Задание 13.

    Задание 14.

    5+5=10(ж.) - всего

    Задание 15.

    Живая природа: оляпка, уж, лягушка, водолаз.

    Неживая природа: вода, река, бережок, камень.

    1 класс.

    Где вода, там жизнь. Можно жить на суше, а кормиться в воде. Длинноногая цапля так и поступает. Каждый день прилетает на реку ловить лягушек. Уж совсем безногий, но отличный пловец. Зелёные квакушки боятся его, как огня. Зимородок – заядлый рыболов. Ему без воды не прожить. Бурная оляпка – настоящий водолаз. Не плавает, не ныряет, а ходит по речному дну, как по бережку, и собирает мелкую живность. Даже в холодной воде не замерзает. Кипит жизнь на суше и в воде.

    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

    Задание 2. Определи, что это за текст.

    А. Сказка. Б. Стихотворение.

    В. Рассказ. Г. Басня.

    Задание 3. Выпиши из текста названия всех животных.

    _____________

    Задание 4. Сколько слов в 4 предложении? Сколько слов в 9 предложении? В каком предложении меньше слов? Запиши ответ цифрами и сравни.

    Ответ : ______ ….. ______

    Задание 5. Спиши предложение о любом из животных.

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Задание 6.

    Букв. Звуков. Слогов.

    Задание 7. Отметь значком + , кто из названных животных не умеет бегать или летать.

    А. Цапля. Б. Оляпка. В. Лягушка.

    Г. Зимородок. Д. Уж.

    Задание 8. Стрелками соедини начало и конец предложения.

    1) Цапля - А) ходит по речному дну

    2) Уж - Б) заядлый рыболов.

    3) Оляпка - В)прилетает на реку

    ловить лягушек.

    4) Зимородок- Г) отличный пловец.

    Задание 9. Из текста можно понять, какие чувства испытывает автор. Отметь знаком +

    А. Раздражение. Б. Удивление.

    В. Восхищение. Г. Разочарование.

    Задание 15. Составь из слов предложение: бобриха, весело, со, играла, бобрятами, своими.

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Дополнительная часть.

    Задание 11. Объясни значение данного выражения.

    КИПИТ ЖИЗНЬ - ___________________________________

    Задание 12. Найди лишнее слово. Объясни выбор.

    Вода, водичка, водится, водолаз.

    _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Задание 13. Придумай название этому рассказу.

    ______________________________________________________________________________________________________

    Задание 14. Сколько станет в рассказе животных, если они создадут семейные пары. Запиши решение.

    ___________________________________________________

    Ответ:

    Задание 10.Заполни таблицу, используя слова для справок:

    Оляпка, вода, уж, река, лягушка, водолаз, бережок, камень, дом.

    Живая природа

    Неживая природа

    4 класс.

    В нашей деревне все избы в яблоках. Только яблоки в них невкусные, не всякое и в руки возьмёшь.

    Бабка Аксинья рассказала мне историю яблонь.

    Вернулись после войны женщины с ребятами на пепелища, кое-как обстроились. А когда крыша над головой появится, человек о красоте думать начинает – сад сажает. Но где в то время культурную яблоню было взять? Пошли в лес, накопали дичков.

    Дички на траншеях росли. Очень дивно росли – кругами. Видно, сидели солдаты кружком, яблоки ели, семена обронили. Так и выросли яблоньки, повторив солдатский круг. Их и перенесли женщины в деревню, обсадили избы. Очень буйно и красиво цветут весной лесные яблоки. Но я думаю, не из-за красоты щадят жители дикарок, а по какой-то другой причине. Может быть, яблони им кого-то напоминают…

    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

    Задание 2. Определи, что это за текст. Отметь +

    А. Рассуждение. Б. Повествование.

    В. Описание.

    Задание 3. Объясни значение слов:

    Пепелища __________________________________________

    Щадят _____________________________________________

    Дички _____________________________________________

    Задание 4. Почему жители не заменяют дикие яблони на «культурные», сладкие, вкусные.

    Задание 5. Раздели текст на смысловые части и озаглавь их:

    ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Задание 6. Спиши 2 предложения с однородными членами.

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Задание 7. Найди в тексте слова, имеющие следующий состав. Разберите их по составу.

    1) Корень-суффикс-окончание _______________________

    2)Приставка-корень-суффикс-окончание ___________________________________________________

    3)Приставка-корень-2суффикса-окончание ___________________________________________________

    Задание 8. Выпишите из текта слова по орфограммам.

    1) Безударные гласные, проверяемые ударением:

    ______________________________________

    2) Непроверяемая безударная гласная в корне слова:

    ______________________________________

    3) Парная согласная в корне слова:

    ______________________________________

    4) Непроизносимая согласная в корне слова:

    ______________________________________

    5) Разделительный ь:

    ______________________________________

    6) Правописание гласных после щипящих согласных:

    ___________________________________________________

    7) Правописание согласной в приставке:

    ___________________________________________________

    8) Придумайте и запишите 2 сложных слова:

    ___________________________________________________

    Задание 9. Выпишите из текста по 3 слова.

    1) С одинаковым количеством букв и звуков:

    ___________________________________________________

    2) Количество букв больше, чем звуков:

    ___________________________________________________

    3) Количество звуков больше, чем букв.

    ___________________________________________________

    Задание 10. Выпиши однокоренные слова:

     напишу ряды слов;

     обозначу приставку;

     выделю корень;

     подчеркну чередование букв;

     выделю суффикс;

     выделю окончание

    1) _________________________________________________

    2) _________________________________________________

    3)__________________________________________________

    4)__________________________________________________

    5)__________________________________________________

    6)__________________________________________________

    Задание 11. Заполните таблицу глаголами из текста.

    Неопределённая форма

    Прошедшее время

    Настоящее время

    Будущее время

    Задание 12. Что нужно для того, чтобы выросла яблоня? Соедините стрелками рисунок и нужные слова.

    сахар

    солнце

    вода

    ветер

    земля

    воздух

    огонь

    камень

    Дополнительная часть.

    Задание 13. Заполни таблицу.

    Культурные растения

    Дикорастущие растения

    Задание 14. В городе Набережные Челны занято 111кв.м «культурными» яблонями, дичками в 3 раза меньше, вишни составляют 50% всех яблонь, а рябины составляют 2/3 части всех деревьев. Какая площадь города занята плодовыми деревьями?

    _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Задание 15. Выпиши 2 сложных предложения.

    _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Задание 16. Напиши возможное продолжение рассказа.

    (3-5 предложений)

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Ключи к заданиям.

    Ответы

    Задание 1.

    Задание 2.

    Задание 3.

    Пепелища - родное место, где жил прежде, где жили родители.

    Щадят - кого, что, жалеть, беречь, охранять, принимать под свою защиту.

    Дички - 2-3-летнее деревце, выросшее в лесу из семени и используемое в качестве посадочного материала.

    Задание 4.

    Задание 5.

    Задание 6.

    Вернулись после войны женщины с ребятами на пепелища, кое-как обстроились .

    Пошли в лес, накопали дичков.

    Видно, сидели солдаты кружком, яблоки ели , семена обронили .

    Их и перенесли женщины в деревню, обсадили избы.

    Очень буйно и красиво цветут весной лесные яблоки.

    Задание 7.

    1)Бабка, пепелище, культурную, дички, росли, кружком, яблоньки, солдатскую, деревню, лесные, жители.

    2) Начинает, пошли, выросли, перенесли.

    3) Рассказала, накопали,обронили,обсадили.

    Задание 8.

    1) В деревне, возьмёшь, рассказала, вернулись, войны, цветут, весной, лесные, пепелища, красоты, обстроились, над головой, о красоте, начинает, сажает, накопали, дичков, дички, росли, росли, сидели, семена, обронили, выросли, повторив, перенесли, обсадили, красиво…

    2) Ребятами, яблоки, человек, солдаты…

    3) Бабка, сад, кружком, видно, круг…

    4) Невкусные

    5) Аксинья

    6) Щадят, жители, пепелища.

    7) Рассказала, обронили.

    Задание 9.

    1) Аксинья, яблонь, культурную, бабка,человек, сад, круг, росли…

    2) Только, возьмёшь, вернулись, обстроились, думать, взять, быть…

    3) Всякое, напоминают, историю, появится, начинает, сажает, яблони, траншеях, лесные…

    Задание 10.

    1) Сад, сажает, обсадили.

    2) Дички, дикарок.

    3) Круг, кружком.

    4) Яблонь, яблоки, яблоньки.

    5) Лес, лесные.

    6) Росли, выросли.

    Задание 11.

    Неопред. форма гл. – думать, взять.

    Наст. время – начинает, сажает, цветут, щадят, думаю, напоминают.

    Прошед. время – все остальные.

    Будущ. время – возьмёшь, появится.

    Задание 12.

    Солнце, вода, земля, воздух.

    Задание 13.

    Задание 14.

    1) 111:3=37(кв.м)- дички.

    2) 111+37=148 (кв.м) – всего яблонь.

    3) 148: 2= 74 (кв.м) – вишен.

    4) 148+74=222 (кв.м) – ябл. и виш.

    5) 222:4х 3=148 (кв.м) – рябины.

    6) 222+148=370 (кв.м) – всего.

    Задание 15.

    Только яблоки в них невкусные, не всякое и в руки возьмёшь.

    А когда крыша над головой появится, человек о красоте думать начинает – сад сажает.

    Но я думаю, не из-за красоты щадят жители дикарок, а по какой-то другой причине.

    Задание 16.

    Проверяемые УУД и ключи оценивания.

    Вариант 1

    Задание 1,2 (Литературное чтение. Коммуникативные и познавательные УУД).

    Провернет умение вычитывать из текста информацию, данную в неявном виде.

    Ключ оценивания:

    0- не приступал к выполнению задания или отметил неправильный ответ;

    1- правильно отметил.

    Задание 3. (Русский язык. Познавательные УУД).

    Проверяет умение понимать и объяснять значение слова.

    Ключ оценивания:

    0 - не приступал к выполнению задания или объяснил неверно;

    1 - объяснил верно.

    Задание 4. (Литературное чтение. Познавательные УУД. Личностные результаты).

    Проверяет умение давать нравственную оценку поступку героя. Анализировать визуальную информацию, осуществлять актуализацию личного жизненного опыта, знаний, проверяет умение высказывать свое предположение (версию). Проверяется владение навыком смыслового чтения текста, действием сопоставления высказанного суждения с содержанием текста.

    Ключ оценивания:

    0 - не приступал к выполнению задания; неверно объяснил смысл выражения.

    1 – верное объяснение значения выражения.

    Задание5. (Литературное чтение. Регулятивные и познавательные УУД).

    Проверяет умение устанавливать последовательность событий в тексте и составлять план.

    Ключ оценивания:

    0 – не приступал к выполнению задания или выполнил неверно;

    1 - частично верно;

    2 – выполнил все верно.

    Задание 6. (Русский язык. Познавательные УУД)

    Ключ оценивания:

    Задание 7. (Русский язык. Познавательные УУД)

    Проверяет умение переводить информацию из одного вида в другой (из схемы в слово), умение сопоставления слова с соответствующей ему схемой.

    Ключ оценивания:

    1- записал верно хотя бы по одному слову на основе схемы, но были ошибки;

    2- записал верно несколько слов к каждой схеме, но была ошибка;

    3– записано верно без ошибок.

    Задание 8. (Русский язык. Познавательные УУД)

    Проверяет умение ориентироваться в тексте: искать нужную информацию, умение находить слова с орфограммами.

    Ключ оценивания:

    0- не приступал к выполнению задания или сделано неверно;

    1- записал верно хотя бы по одному слову, но были ошибки;

    2 - записал верно несколько слов к каждой схеме, но была ошибка;

    3– записано верно без ошибок.

    Задание 9. (Русский язык. Познавательные УУД)

    Проверяет умение ориентироваться в учебнике: искать нужную информацию. Анализировать визуальную информацию, осуществлять актуализацию знаний, анализ слов с выделением существенных и несущественных признаков, умение определять количество звуков и букв в слове.

    Ключ оценивания:

    0- не приступал к выполнению задания или выполнил всё неверно;

    1- правильно указал количество звуков и букв в некоторых словах;

    2- правильно указал количество звуков и букв во всех словах.

    Задание 10-11. (Русский язык. Регулятивные УУД. Познавательные УУД.).

    Проверяется способность «удерживать» цель деятельности в ходе решения учебной задачи, умение группировать слова, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, записывать слова в нужный столбик таблицы.

    Ключ оценивания:

    0 - не приступал к выполнению задания или выполнил неверно;

    1 - верно выбрал один вариант ответа;

    2- верно выбрал 2-3 варианта ответа.

    3- верно выбрал все варианты ответа.

    Задание 12-13. (Окружающий мир. Познавательные УУД).

    Анализировать визуальную информацию, осуществлять актуализацию личного жизненного опыта, знаний, анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, классификация, обобщение.

    Ключ оценивания:

    0 - не приступал к выполнению задания или выполнил неверно;

    1 - выполнил задание частично, привёл хотя бы 1-2 примера;

    2 - выполнил задание полностью.

    Задание 14. (Математика. Познавательные УУД).

    Проверяется овладение навыком смыслового чтения текста математического содержания, логическое действие его анализа, установления причинно-следственных связей и зависимостей между объектами.

    Ключ оценивания:

    0- не приступал к выполнению задания или выполнил полностью неверно;

    1- выполнил частично верно (несколько действий)

    2- выполнил задание всё верно.

    Задание 15. (Русский язык. Познавательные УУД)

    Проверяет умение ориентироваться в учебнике: искать нужную информацию. Анализировать визуальную информацию, осуществлять актуализацию знаний, анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

    Ключ оценивания:

    0 - не приступал к выполнению задания или выполнил неверно;

    1 - выполнил задание частично, привёл хотя бы один пример;

    2 - выполнил задание полностью.

    Задание 16. (Литературное чтение. Личностные результаты. Коммуникативные УУД. Регулятивные УУД)

    Проверяет умение высказывать свое предположение (версию), умение понимать главную мысль текста, умение давать нравственную оценку.

    Ключ оценивания:

    0 - не приступал к выполнению задания;

    1 - высказал своё мнение, не соответствующее событиям указанным в тексте,

    2-высказал свое предположение (версию), умело соотнеся с текстом.

    Оценочная шкала.

    Успешность освоения учебных программ обучающихся 4 классов оценивается в форме балльной отметки «5», «4», «3», «2». В личном деле выставляется отметка по пятибалльной шкале. Перевод в пятибалльную шкалу осуществляется по соответствующей схеме.

    Качество освоения программы

    Уровень достижений

    Отметка в 5 балльной шкале

    повышенный

    меньше 50%

    ниже среднего