Войти
В помощь школьнику
  • Придаточные образа действия и степени Сложноподчиненное предложение с придаточным степени
  • Описание работы реактора
  • Подготовка соборного уложения
  • Пахнет жареным А всё, что не по графику, – на фиг
  • Прилагательные характеризующие человека с хорошей стороны — самый полный список Современные прилагательные список
  • Чародольский князь (Ведьмин крест) Чародол 2 чародольский князь читать
  • Как подготовиться к ЕГЭ по истории – советы выпускнику. Как выучить историю с нуля, чтобы сдать ЕГЭ? Как подготовиться к истории за месяц

    Как подготовиться к ЕГЭ по истории – советы выпускнику. Как выучить историю с нуля, чтобы сдать ЕГЭ? Как подготовиться к истории за месяц

    Сергей Букинич 23 года преподаёт историю в гимназии № 116 Петербурга. В 2006 г. он стал победителем Всероссийского конкурса «Учитель года». Его мастер-классам рукоплескали не только в России, но и в школах Германии, Израиля, Польши, Эстонии. По итогам ЕГЭ большинство его учеников неизменно показывают высокие результаты, есть среди них и 100-балльники. Впрочем, к ЕГЭ у педагога своё отношение.

    С одной стороны, это закон, который надо выполнять, - говорит Сергей Александрович. - С другой - как живое слово, эмоции, гражданскую позицию втиснуть в несколько строчек теста? Тревожит и то, что с введением ЕГЭ, который стал пропуском в университеты, многие начали рассматривать школу как предбанник вуза. Дети, приученные ставить галочки, не могут чётко и внятно сформулировать свои мысли.

    Россия - страна с непредсказуемым прошлым. Доходит до того, что одни и те же события в разных учебниках преподносятся по-разному. Как объяснить такие кульбиты 14-16-летним?

    Всегда опираюсь на факты и здравый смысл, - говорит преподаватель. - Другое дело, что в обществе меняются ценности. Сегодня некоторые подростки не знают, что были Сталинград и Бабий Яр. Моя задача не только заполнить эти пробелы, но и разбудить чувства. Василий Ключевский писал: главный урок истории в том, что из неё никто не извлекает никаких уроков. Но она больно бьёт того, кто забывает о минувшем.

    Талант учителя ещё и в том, чтобы далёкое сделать близким. Для Петербурга особая страница - блокада. На уроке, посвящённом 70-летию освобождения города, Букинич предложил старшеклассникам фильм, чест-
    но рассказывающий о драматических страницах блокады.

    Потом я спросил: что вы чувствуете? И одна девочка сказала: «Стыдно». - «За что?» - «За равнодушие. Люди прошли через такие испытания, а мы, их потомки, не видим чужой боли».

    Перед подготовкой к ЕГЭ советуют смотреть исторические фильмы, а на экзамене включать логику. Фото: АиФ-Юг / Алина Менькова

    1. Включите логику. Если сомневаетесь в ответе, рассуждайте о последовательности дат, событий и личностей. Например, вопрос: «Чьим сподвижником был Андрей Курбский?» И варианты ответов: Ярослава Мудрого, Ивана Грозного, Петра Первого или Владимира Ленина. Отбрасывайте заведомо невозможные варианты: Ярослава Мудрого и Ленина, и размышляйте только о возможных. Самый известный сподвижник Петра - Меншиков. Значит, правильный ответ - Ивана Грозного.

    2. Часто в самом вопросе уже есть подсказка. Например, о каком сражении говорится в литературном памятнике конца XIV - начала XV вв. «Задонщина»? Начинаем вспоминать о победах русских в это время и понимаем - речь о Куликовской битве.

    3. ŽОтфильтруйте главные исторические даты от второстепенных. Есть ключевые вехи - Великая Отечественная, революция 1917-го г. и т. д., а есть - второго плана.

    4. Смотрите исторические фильмы. Одни из самых сложных на ЕГЭ вопросы - где затрагиваются культура, экономика, социальная политика. Поэтому не ограничивайтесь текстами учебника. Ходите на экскурсии, смотрите фильмы. Например, «Список Шиндлера» или «Сталинград».

    5. Не сидите долго над тестами. Не погружайтесь слишком в события прошлого, не выискивайте в вопросе подводные камни. Многообразие взглядов в части А не нужно. Больше сил отводите части Б и С.

    6. За 5 дней до экзамена закрепите материал. Первые два дня - повторяете всё до XVIII в., затем - XIX и XX вв. И в последний день спокойно проходим весь объём ещё раз. `

    7. Не лейте воду! Некоторые считают, что в части С «нальют воды» побольше и - прокатит. Эксперты, проверяющие работы, люди опытные. Всю эту смесь они пропустят через сито, и что останется? Поэтому отвечайте чётко, ясно, по существу.

    Учителя отмечают: часто в самом вопросе экзамена уже есть подсказка. Фото: АиФ / Екатерина Галеева

    Напишите нечто вроде шпаргалки с важной хронологией и постоянно держите её на доске на всех уроках, пусть она будет и у детей в удобном виде. В нужный момент зрительная память сработает.

    Не нервируйте ребёнка, дайте ему выспаться перед испытанием. Экзамен - это важно, но не смертельно! Вся жизнь впереди, и не стоит оценками мерить успех. Это должны помнить и дети, и родители, и педагоги.

    19 июня – день максимального напряжения, сконцентрированного в школьниках всей страны, выбравших в свой список предметов для сдачи историю. Еще бы, столько дат, столько исторических событий, личностей и монументов, выучить не каждому под силу. Сейчас вы узнаете, как это было и что хотелось бы посоветовать тем, кто приметил этот предмет для сдачи. Поехали.

    Начнем с того, что история это такой предмет, который может одному и тому же человеку казаться и трудным, и довольно простым к восприятию. И секрет в том, что нужно просто найти подход к его изучению. Сама я не из тех, кто «зубрил» весь учебный год предмет.

    Для меня достаточно было уроков, сборника заданий ЕГЭ, видеороликов на youtube с лекциями, ну и, конечно же, любимого - документальных сериалов и фильмов по истории. Посмотрела и послушала я достаточно, и поэтому, идя на экзамен чувствовала себя уверенно. Хотя и не обошлось без штудирования дат за вечер «до».

    Первое, что мне удалось заметить, придя на экзамен, что в классах много свободных парт. То есть многие заявившиеся на экзамен по истории не пришли , видимо, предмет действительно много кого пугает, но пугаться точно не стоит! От лишних накручиваний и переживаний можно неправильно рассчитать время выполнения экзамена.

    Кстати, на написание 25 заданий дано 3 часа 55 минут. Этим временем необходимо распорядиться правильно. Неторопливо, рассудительно, но ловко нужно обойтись с тестовой частью. Там вы встретите и раскиданные по периодам события, и исторических личностей, с характеристиками их деятельности, и понятие, термин которого нужно выделить и записать в ответ, так же и контурная карта с соответствующими вопросами, и письма, адресованные кому-то очень важному в истории страны. Ваша задача – не растеряться во всем этом разнообразии и ответить верно, а главное – укладываясь во время.

    Я, ознакомясь с заданиями своего КИМа, поняла, что знаю ответы не на все вопросы теста. Что же делать? Идти домой и плакать? Конечно, нет, вспомните, что задания теста составлены людьми . Это поможет вам тем, что вы сможете представить себя на месте составителя задания и понять его логику.

    Если и это не поможет, то можно попробовать так же перенестись в тело исторического деятеля и порассуждать, как бы он поступил, в данных обстоятельствах, учитывая его склонности, интересы и черты характера, конечно. Таким образом, вспоминая то или иное событие, территории, временной промежуток или особенности воеводы, князя или императора вы маленькими шагами придете к правильному ответу. Заодно убедившись на пути к нему, что все знания – при себе.

    А если тема вопроса совсем незнакома, можно просто довериться интуиции . Порой, она может подсказать то, что мы подозреваем, но боимся ответить.

    И вот, добравшись до открытых заданий, идет работа с текстом. В принципе, тут опять же пригодится логика, немного интуиции и знания основных исторических событий. Конечно, деятельность крупных исторических личностей лучше изучить более подробнее, знать хотя бы по одной-две реформе в каждой сфере: социальной, духовной, политической и экономической.

    Не обойтись в последнем задании – сочинении, и без писательских способностей. Умение хорошо писать поможет вам рассказать проверяющему достоверно и чисто даже о том событии, которое вы знаете плохо .

    Итак, подведем итог, вот мои полезные советы, которые пригодятся сдающим ЕГЭ по истории:

    1. Найдите правильный подход к изучению истории. Смотрите документальные фильмы, слушайте интересные лекции учителей, читайте книги, сюжет которых основан на реальных событиях. В общем, займитесь тем, что любите, связывая это с занятие с историей.

    2. Не волнуйтесь. Все выучить невозможно и никто этого делать не будет, поэтому чувствуйте себя уверенно и правильно распланируйте время решения заданий, чтобы хватило времени на перепроверку и внесение ответов в бланки.

    3. Не знаете ответа? Не беда! Порассуждайте, подумайте, что бы вы делали при такой исторической ситуации. Если это не помогло, подключайте интуицию – ничего страшного в этом нет.

    4. Вам все-таки нужно опираться на что-то: выучите основные даты и изучите крупные исторические личности, реформы, которые были ими приняты.

    5. Читайте побольше. И практикуйтесь в написании сочинения. Оттачивайте свое мастерство письма и тогда, проверяющий зачитается и получит удовольствие от вашей работы, и это расположит его настрой к вам с первой строки.

    Знаете, на удивление, после того, как я написала последний экзамен, и точка напряжения была позади, мне не захотелось забыть все пройденное, как это бывает иногда. Наоборот, захотелось изучать историю дальше. Ведь, выучить пару дат, послушать интересные лекции,почитать факты и биографии,– это совсем не сложно, а то, какими глазами на тебя смотрят друзья и одноклассники, не сдающие ЕГЭ, когда ты рассказываешь о том, что написал – бесценно.

    ЕГЭ по истории - один из популярных экзаменов по выбору. Его сдают те, кто идёт на гуманитарные факультеты: журналистика, юриспруденция, политология. Многие считают, что история - лёгкий предмет и можно подготовиться к ЕГЭ по истории с нуля и за год. Так ли это?

    Средний балл по истории невысок по сравнению с с другими предметами по выбору. Многие пытаются сдать ЕГЭ по истории, но обычно сдают его плохо, особенно если готовятся к ЕГЭ по истории с нуля. “Двойку” вряд ли поставят, но для поступления не хватит!

    Чего же не знают выпускники из программы ЕГЭ по истории? Не знают культурологию, картографию, не могут сопоставлять (синхронизировать) события зарубежной истории и отечественной. Путают исторические личности и терминологию. Очень большое количество неверных ответов во второй части, где надо дать аргументы в подтверждение позиции или в опровержение.

    Последний вопрос в варианте ЕГЭ по истории - эссе. За него даётся 11 первичных баллов, но мало кто из учеников их набирает.

    Как подготовиться к ЕГЭ по истории с нуля? Если мы сейчас станем учить историю, и при этом не учили историю ни в седьмом и восьмом классе, ни позже, то с чего нам начать? Первое, на что обращаем внимание, - это хронология. Да, это знание событий в хронологической последовательности. Какое событие за каким следует. И это самое сложное для учеников! Как выучить все даты, если их так много? Хорошо, что в ЕГЭ не так много вопросов, где знание дат проверяется с точностью до дня! И тем не менее событий и дат так много, что старшеклассник может прийти в отчаяние.

    Как выучить события и даты при подготовке к ЕГЭ по истории с нуля? Вот какую технику запоминания я советую как эксперт.

    Допустим, вы изучаете X век. Много событий: война с Византией в 907-911 годах, восстание древлян, языческая реформа Владимира, крещение Руси, и это не всё! Как же это всё запомнить? Сначала запомним, что это век у нас десятый, потом “расставим” личности, которые правили в это время, в хронологической последовательности. Князь Олег, на следующее место - князь Игорь, княгиня Ольга, Святослав и Владимир. А потом к каждому из князей “привяжем” то событие, которое было во время его правления. Таким образом, у нас получится хронологическая последовательность.

    С ее помощью вы легко ответите на вопрос, какое событие было раньше - восстание древлян или крещение Руси. Вы сразу вспомните, что сначала был Олег, а потом Владимир. Значит восстание древлян было раньше, а крещение Руси - позже.

    Вот такой отличный прием для запоминания хронологии - берите и пользуйтесь. Кстати, к каждому правителю надо также “привязать” его современников! Например, современником Ярослава был митрополит Илларион, современником Ивана Грозного был митрополит Макарий. И если вам встретится вопрос, кто из митрополитов жил раньше, а кто позже, вы легко на него ответите, зная, что сначала правил князь Ярослав, а уж потом царь Иван Грозный.

    Второе, что важно при подготовке к ЕГЭ по истории с нуля: изучая темы, необходимо параллельно учить картографию. Например, изучаем историческую личность - князя Олега. Смотрим карту: с кем он воевал, как расширял территорию Киевской Руси. Какие исторические памятники были построены. Мы выстраиваем ассоциативные связи. Пример: князь Владимир - Десятинная церковь. Бывает, что в учебнике нет ее нынешнего облика. Тогда Гугл нам в помощь! Ищем и находим иллюстрацию - реконструкцию Десятинной церкви. И конечно, необходимо знать архитекторов, которые строили храм.

    И значит, при подготовке к ЕГЭ по истории с нуля необходимо:
    знание дат
    знание исторических личностей
    картография
    культурология
    терминология.

    Готовясь к ЕГЭ по истории с нуля, делайте табличку: век, правитель, его внутренняя политика, внешняя политика (реформы, войны). В следующую колонку - выпишите термины, следующая колонка - современники.

    А дальше - вторая часть ЕГЭ по истории. Чтобы подготовиться к ЕГЭ по истории с нуля, необходимо очень много читать - “начитывать” материал. Использовать разные источники. Это поможет осмыслить текст, который вы увидите в задании во второй части. Вам надо будет определить время, правителя, основные события, описанные в данном тексте. А дальше - следующие вопросы, где необходимо написать аргументы в подтверждение или в опровержение позиции. Это один из самых сложных вопросов.

    Например, крещение Руси: положительное и отрицательное его значение, то есть два аргумента мы должны привести со знаком «плюс» и два - со знаком «минус». Значит, необходимо рассматривать дискуссионные вопросы, которых очень много в истории.

    На занятиях мы уделяем много времени таким дискуссионным вопросам и нарабатываем базу, которая поможет верно выполнить такие задания.

    Теперь о написания эссе. Эссе - одна из самых сложных тем на ЕГЭ по истории. Надо точно определить, какие события были. События относятся к одному из трех периодов: это период правления Рюриковичей, период правления Романовых и советский период. Моя рекомендация - тщательно отработать именно второй период. Далее, надо написать, почему произошло событие, содержание события и его следствие, описать личностей, которые связаны с этим событием, какую роль они сыграли.
    И плюс историческая оценка данного периода - знаком «плюс» и со знаком «минус».

    На наших курсах мы даем алгоритм написания эссе. Запоминаем хронологию и анализируем события с положительной и с отрицательной стороны. Так складывается целостная картина. И еще дополнительный материал, которого нет в учебнике. Рекомендуемые фильмы и историческая литература.

    Когда вы готовитесь к ЕГЭ по истории с нуля, уже к марту месяцу у вас должна сложиться полная историческая картина, а дальше - отработка заданий и сложных вопросов ЕГЭ по истории. Историю надо не просто учить - историей надо жить - для того, чтобы сдать экзамен хорошо.

    Репетитор по истории направляет, акцентирует внимание на сложных вопросах ЕГЭ, учит написанию эссе, аргументации позиции, выявлению хронологической последовательности, знакомит с картографией и культурологией.

    Здравствуйте, уважаемые читатели сайта сайт, абитуриенты, преподаватели и, наверное, родители! Все вы конечно же болеете за то, чтобы абитуриенты сдали ЕГЭ на 100 баллов и поступили в престижные вузы. Это желание понятно. Однако его исполнение зависит от качества самой подготовки.

    В прошлом посте, когда мы разбирали правление Хрущева я обещал, что выложу пост по этой теме. Подготовка к егэ по истории — это вполне себе серьезное занятие и не стоит к ней подходить пренебрежительно. В этой статье я как раз разберу ошибки, которые допускают 95 % всех ребят, а также намечу пути, следуя по которым вы успешно подготовитесь к истории.

    Не секрет, что материала по истории крайне много, и выучить его весь — крайне трудоемкая задача. Как же правильно это делать? Читайте дальше — и узнаете!

    Многие учащиеся допускают непростительные ошибки. Сейчас я их перечислю, если Вы так делаете — перестаньте так делать. Итак, готовимся к егэ по истории правильно!

    Распространенные ошибки при подготовке

    Ошибка №1 . Учащиеся просто читают пособие по истории, думая, что прочитав, всё запомнят. Когда же прочитали, уверены, что знают тему. Увы — эту уверенность опровергает первый же проверочный тест.

    ВЫВОД: Чтение — не есть качественное запоминание материала!

    Ошибка №2. Учащиеся надеются, что смогут выучить материал за неделю до экзамена. В итоге затягивают изучение материала, потом «просыпаются», и понимают, что ничего не успевают, так как материала явно очень много.

    ВЫВОД: никогда не затягивайте изучение материала, особенно по истории!!!

    Ошибка №3. Учащиеся читают учебник, стараются запомнить все даты и определения — но не получается, так как их очень много.

    ВЫВОД: никогда не пытайтесь выучить все досконально — это невозможно, если только у Вас не фотографическая память!

    Ошибка №4. Учащиеся начинают готовиться к ЕГЭ по истории за 10 месяцев до ЕГЭ и делают это последовательно, изучая темы в хронологическом порядке. В итоге они лишь успевают подготовиться по темам, но не успевают прорешать тесты, отработать навык их решения.

    ВЫВОД: если вы начали готовиться к ЕГЭ по истории в 11 классе, то готовьтесь не в хронологическом порядке.

    Теперь собственно объясняю, как именно надо готовиться к ЕГЭ. Есть два пути.

    Путь первый

    Вы готовитесь с 10 класса. Готовиться надо в этом случае по хронологии, последовательно. То есть сначала Древняя Русь... и т.д. по периодам. После изучения каждого периода надо тут же прорешивать тесты . Как именно учить? Берете тетрадь с записями (школьная или та, что заполнена в ходе подготовки с репетитором), берете нормальное пособие, и карты. Карты можно скачать из Интернета. Также готовите чистый лист бумаги и ручку.

    Выбираете тему. Сначала читаете тетрадь, освежая в памяти общий материал, затем читаете ЭТУ ЖЕ ТЕМУ в учебнике, или пособии, сравнивая, что нового написано в учебнике, и чего нет в тетради. Параллельно смотрите на карту, соответствующую этому периоду. На лист бумаги записываете план УСТНОГО ответа на ЭТУ тему. План должен быть полным, но сами формулировки короткие. План по объему не должен превышать тетрадный лист, однако он должен быть сегментирован по пунктам и подпунктам.

    Делая так, Вы сразу оттачиваете по меньшей мере три навыка: навык работы с текстами, навык обобщения материала и записывая его в новой краткой форме — плана. Навык поиска новой информации в дополнение к уже изученной. Кроме того, делая план по каждой изученной теме, Вы получаете краткие планы ответов на все темы курса! В дальнейшем, чтобы вспомнить материал, достаточно будет просто глянуть в план! Проработанный таким образом курс по истории будет гарантом вашей качественной подготовки.

    Вместо карт и книжек лучше использовать . Ведь наглядная подача материала эффективнее в 5-10 раз.

    Путь второй

    Вы готовитесь с 11 класса. В этом случае времени на последовательное изучение у вас нет. Вернее есть. Но чтобы качественно проработать каждую тему, Вам придется тратить по меньшей мере 3-4 часа в день! Ведь в каждой теме есть персоналии, войны, реформы и пр. Поэтому Вы готовитесь по блокам. Например: блок «Внешняя политика. Взаимодействие с Югом.» Здесь Вы ищете все войны, которые Россия вела с Востоком и Югом, начиная с Древней Руси и по 1991 год. Эти войны разбираете по плану: Предпосылки, Причины, Повод, Ход событий, Итоги.

    План каждой войны записываете в отдельную тетрадь. Само собой пользуетесь картами, пособиями, Интернетом. Далее берете тему, например «Крепостное право», и ищете весь материал с 1497 года по 1861 год. План на эту тему делаете предельно краткий по объему, но полный по содержанию.

    Само собой после каждой темы прорешиваете тематические тесты. Поступая так, вы, во-первых, создаете план каждой темы, во-вторых изучайте всю тему полностью от начала и до конца! Изучив все темы таким образом, вам не надо будет думать о тех периодах, которые Вы не успели изучить! Это просто невозможно при таком подходе!

    Вот, дорогие друзья готовимся к ЕГЭ по истории! Разумеется, Вам может показаться, что это нереально. Но поверьте, главное при подготовке к ЕГЭ не заучивание материала, а его систематизация! Посмотрите ещё этот материал по самоподготовке к ЕГЭ... И заучивание происходит само собой после проработки каждой темы самостоятельно непосредственно в ходе систематизации!

    Путь третий

    На сегодня однако самостоятельная подготовка совсем никуда не годится по нескольким причинам. Главные из них — это иллюзии ребят относительно их времени, а также иллюзии того, что у них-то просто отличная память, благодаря которой они вмиг все запомнят.

    На самом деле, когда они начинают разбор тем, возникает уныние, а порой и нервные срывы — потому что материала действительно ахово много.

    Поэтому третий путь правильной подготовки к ЕГЭ по истории связан с профессиональной подготовкой, когда профессионал вас готовит к ЕГЭ. Таким профи являюсь я, и с 2015 года мы открыли наши курсы подготовки, на которых вся теория разложена по полочкам, по Кодификатору ЕГЭ.

    Благодаря нашим курсам, уже десятки ребят сдали экзамены на баллы, выше 90 (!) по этой дисциплине и поступили в вуз на бюджет. Потому что на наших курсах мы также выстраиваем индивидуальную стратегию поступления в университет. Такого никто не делает, только мы!

    Чтобы узнать больше о наших курсах, просто кликните по этой кнопочке:

    Ох, ну это достаточно легко, если вы сейчас в 10 классе. Если в 11 - проснулись поздновато, конечно, но шанс еще есть и довольно большой.

    Сначала надо поставить себе цель по баллам и стойко к ней идти. Моей целью было 100, начала я с самого начала 11 класса. Багаж у меня был совсем небольшой, в основном сложившийся на основе курса русской литературы XIX века и труда Карамзина в пересказе отца-историка. Так и вы должны сесть и внятно оценить, на что вы можете надеяться. Готовилась я вместе с другом-абитуриентом провинциального юрфака, который не особо старался, но ему нужно было просто преодолеть порог в 50 баллов, что он успешно и сделал.

      Лучший учебник для сдачи ЕГЭ - это МГУшный учебник по истории Орлова и Георгиева. Его можно купить практически везде, он очень удобный. По нему учим "теорию".

      Потом надо купить пособия. Я брала обычные от ФИПИ, плюс отдельное пособие для сложных заданий. Берете книжку с КИМами и решаете их, часть С пишите полностью в специально заведенную тетрадь. Желательно - найти препода, который сможет их проверять. Или по ключам. Решайте как можно больше тестов и набивайте руку.

      Выучите кодификатор. Или хотя бы несколько раз вдумчиво прочтите. Вы должны знать, как делается каждое задание. За что баллы дают и отнимают. Очень рекомендую на сайте фипи найти материалы для проверяющих ЕГЭ преподов - там есть образцы заданий, выполненных на средние и высокие баллы (часть С).

      Покупайте пособия с картинками и картами. Чаще всего на картах спрашивают славянские племена, крупные сражения и восстания. Очень желательно знать, как выглядит каждый правитель России (я не говорю о Рюрике и Святославе, но отличать Хрущева от Андропова и Черненко надо обязательно).

      Ведите таблицы. От крупнейших сражений Второй Мировой до реформ Александра I. Если удобно, ведите конспекты. Я не вела и просто обводила нужные места в учебнике, потому что мне так проще.

      Если хотите хороший балл, не забивайте на культуру. На ней срезаются очень многие, особенно те, кто не готовится к ЕГЭ по литературе. Феофан Грек, Андрей Рублев, Фальконе, Тон, Феофан Прокопович и прочие, прочие, прочие. Учите известные церкви, здания, картины, художников. Здесь очень(!!!) много всего. Не забывайте культуру 80-ых и 90-ых. В том числе - телепередачи.

      Повесьте над столом выдержки из самых нелюбимых и сложных тем. Для меня такими были всякие чиновники СССР (этот вопрос очень любят на ЕГЭ) и восстание Пугачева, не знаю даже, почему.

      Будьте готовы учить одну тему по 8, 9, 10 раз. История ужасно быстро забывается, потому что информации очень много. Советую начинать с самой древней и заканчивать на Путине, его тоже желательно выучить, мало ли что придумают.

      Найдите друга и готовьтесь вместе. Это весело, интересно, особенно если друг знает гораздо больше, чем вы.

      И не выражайте так уж ярко свое мнение. Если вашу бабушку очень обидел в свое время лично Брежнев, не пишите про него гадости в части С, даже если вам кажется, что вы абсолютно правы. Будьте абсолютно нейтральны.

    Сама я сдала на 93, причем баллы сняли в части С, и, как мне показалось, совершенно несправедливо. Апелляция должна была проходить за 300 километров от моего города в день школьного выпускного, и мама меня не отпустила. Такие дела.

    На ДВИ по истории в МГУ (исторический факультет) набрала 95, если что.