Войти
В помощь школьнику
  • Подготовка соборного уложения
  • Пахнет жареным А всё, что не по графику, – на фиг
  • Прилагательные характеризующие человека с хорошей стороны — самый полный список Современные прилагательные список
  • Чародольский князь (Ведьмин крест) Чародол 2 чародольский князь читать
  • CityTLT - Мифология - Древняя Греция - Аякс Кто такой аякс в древней греции
  • Любопытные факты о южном и северном полюсах планеты земля Среди торосов и айсбергов
  • Конспект занятия по краеведению на тему «История края. Конспект занятия по краеведению в детском саду. Старшая группа Конспект по краеведению

    Конспект занятия по краеведению на тему «История края. Конспект занятия по краеведению в детском саду. Старшая группа Конспект по краеведению

    Конспект занятия "Моя малая Родина" для детей подготовительной группы

    Цель:
    Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.
    Задачи:
    1. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье детскому саду, городу, селу, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.
    2. Воспитание любви и уважения к своей Родине – России, к своей нации. Толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям, соседям, другим людям.
    3. Воспитание уважительного отношения к человеку- труженику, результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам.
    4. Воспитание у детей любви к природе, желание беречь и защищать ее.
    Предварительная работа:
    Рассматривание фотографий старой и новой "Колывани"
    Дидактическая игра «Путешествие по городу».
    Рассматривание плана – схемы города.

    Ход мероприятия:

    Дети стоят около своих стульев, звучит гимн России.
    Воспитатель : Здравствуйте ребята, садитесь. Какую музыку вы сейчас слушали? Правильно, это гимн России. Гимн – это торжественная песня, в которой народ славит свою страну.
    - А что для нас значит Родина, Россия? (ответы детей) воспитатель продолжает разговор.
    Ответов на этот вопрос может быть много:
    - Родина – это страна, в которой мы родились и живем.
    - Наша Родина – это русские леса, поля, моря и реки.
    - Это земля, на которой жили, трудились наши предки.
    - Земля, которую наши предки защищали от врагов.
    - Родина – это наш край, город, поселок.
    - Родина – это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка.
    - Это место, где стоит наш детский сад, наша школа.
    - Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю, на чужой стороне.

    Самое прекрасное слово на свете – Родина, Родина-мать. У каждого человека есть Родина и все любят её. Любит место, где он родился и живет. Как называется наша Родина? Правильно – Россия. Много городов в России – Санкт-Петербург, Ростов, Курск. А какой главный город в России? Москва. В Москве живет 8 млн. людей (это население 10 городов – вот какая большая Москва). У каждой страны есть свой флаг, герб, гимн. Кто знает, что такое герб? Да – это знак.
    Читает ребенок:
    У России величавой на гербе орел двуглавый
    Чтоб на запад, на восток
    Он смотреть бы сразу мог.
    -А кто помнит, какой флаг у России?
    Белый цвет – березка
    Синий – неба цвет
    Красная полоска - солнечный рассвет!
    Воспитатель: да, Родина у нас всех одна – это Россия, но есть у нас еще одна родина – малая, там, где мы родились, выросли, ходим в детский сад. Наша с вами малая Родина – это поселок Колывань Новосибирской области
    Поселок Колывань, это поселение в Новосибирской области, которое отличается своей природой и живописными местами. Поселок расположен на реке Чаус, что является притоком Оби. Колывань - это историческое поселение, которое было основано в 1713 году, в качестве маленького острога с несколькими избенками, а сейчас является поселком городского типа.
    После основания маленького острога в 1713 году, здесь появилась слобода, основанная ишимскими крестьянами, которая к 1741 году, приобрела статус Чаусской волости. К этому времени острог утратил свое значение, так как никогда не подвергался нападению и, к тому же, граница сместилась к югу. После строительства Сибирского тракта, процветанию и богатству не было конца, развивалась торговля и кустарное производство.

    В конце XIX начале XX веков в 50 километрах от поселения появилась железная дорога, и началось развитие города Новониколаевска, сегодняшнего Новосибирска. Это привело к оттоку населения из Колывани и,соответственно, упадку. Революция 1917 года, также, плачевно отразилась на поселении, но, после Великой Отечественной войны поселок Колывань начал восстанавливаться и стал поселком городского типа. Поселок Колывань интересен своими достопримечательностями: Александро-Невский Покровский монастырь и краеведческий музей. Также протекает река, которая славится своими рыбными местами.
    Знакомьтесь, дом купца Кривцова
    Купец 2-й гильдии Федор Кириллович Кривцов, меценат, один из самых богатых людей Колывани (как рассказали сотрудники Колыванского краеведческого музея, он приёмный сын богатого купца Колывани Кирилла Климовича Кривцова, построившего на свои средства церковь Александра Невского и приделы в соборе Св. Живоначальной Троицы). Двухэтажный кирпичный дом, построенный в 1895 году, является образцом народной архитектуры с элементами романтического модерна в оформлении фасадов.

    Откуда взялась эта маска на крыше дома?
    В доме купца при ремонте крыши, на чердаке была найдена маска, которая сейчас хранится среди экспонатов Колыванского краеведческого музея. В этой маске вы можете увидеть черты лица великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.

    Как рассказывают сотрудники Колыванского краеведческого музея, в 1899 году городская Дума постановила приобрести для города в честь столетия Пушкина две маски. Прозрачный портрет (так называли маску) был укреплен на здании колыванского училища для мальчиков, а второй - на владимирском приходском женском училище.

    Посёлок ведёт свою историю от Чаусского острога
    Колывань это очень красивый и старинный посёлок с богатой историей. Посёлок ведёт свою историю от Чаусского острога, который был основан в 1713 году. Много лет прошло, но колыванцы чтят свою историю, трепетно хранят свою летопись в стенах колыванского краеведческого музея.
    Но больше всего нам могут рассказать улицы родного посёлка. Даже неведающий человек сможет догадаться, что здания, сохранившиеся до сегодняшнего дня, принадлежали богатым людям.
    Собор во имя Святой Живоначальной Троицы
    Собор во имя Святой Живоначальной Троицы стал первым каменным зданием, построенным в “новой” Колывани.


    Строительство Собора было связано с именем видного сибирского мецената и общественного деятеля колыванского купца Кирилла Климовича Кривцова. Будучи купцом 2 гильдии и очень богатым человеком, Кирилл Климович Кривцов активно занимался благотворительностью: в 1868 году он безвозмездно отремонтировал колыванский военный лазарет, пожертвовал 11 руб. на строительство в Томске кафедрального собора, вносил деньги на содержание арестантов томской тюрьмы. В 1872 году Кирилл Климович Кривцов построил на собственные средства деревянный дом для женского приходского училища. Он неоднократно получал благодарности от властей, а в 1874 году был удостоен золотой медали на Станиславской ленте для ношения на шее “за заслуги по духовному ведомству”. В 1876 избран гласным в городскую думу, в 1879-81 гг. был блюстителем Колыванского Владимирского приходского училища.
    Для Собора во имя Святой Живоначальной Троицы Кириллом Климовичем Кривцовым были построены в 1876 году два придела: левый “Во имя Святой великомученницы Екатерины” и правый “Во Имя Святых преподобного Кирилла и мученицы Натальи”.
    Собор просуществовал в своем первоначальном назначении около семидесяти лет. В годы советской власти здание лишилось куполов, горело, реконструировалось под несовместимые с храмом функции. В этот период были утрачены не только православные ценности, навыки духовной жизни и внешний вид церкви, но и среди жителей мало кто помнил само имя церкви. По свидетельствам старожилов внутреннее убранство Собора было несравненно богаче, чем в другой колыванской церкви во имя Александра Невского, разрушенной в 1968 году.
    Собор во имя Святой Живоначальной Троицы является первым каменным зданием в Колывани, размещенным на Соборной площади в соответствии с “высочайше утвержденным планом города” 1834 года архитектора К. Турского, связан с общественной и благотворительной деятельностью видного сибирского мецената колыванского купца 2-й гильдии Кирилла Климовича Кривцова, отражает историю существования и разрушения русской православной церкви в Новосибирском Приобье, а также новейший этап, связанный с пробуждением внимания к истокам и ценностям отечественной культуры.
    Дорога к Храму
    Дорога к Храму для прихожан, место въезда и начало знакомства с Колыванью для туристов.


    Реконструкция собора во имя Святой Живоначальной Троицы, 2012 год
    Действующий ныне в Колывани храм Александра Невского также является примером благотворительной деятельности колыванских купцов.
    29 октября 1878 года на общественном сходе граждан г. Колывани было решено построить новую каменную церковь на Нижней (позже Александровской площади). Сбор средств на её строительство был начат среди прихожан, но после убийства царя Александра II колыванский купец Кирилл Климович Кривцов "пожелал на свои средства построить в память убиенного государя Александра II церковь имени Александра Невского по плану, утвержденному для церкви Покрова". Большое участие в строительстве принимал и сын Кривцова Федор, с открытием храма ставший его церковным старостой. Разрушенный в 60-е годы и вновь восстановленный, этот храм является сегодня визитной карточкой Колывани, а память об отце и сыне Кривцовых навсегда останется в истории Колывани.


    Дом самого богатого купца Колывани хранит загадочную историю Кривцовых
    Но самое интересное в этой истории, тайна дома купца Фёдора Кирилловича Кривцова. Двухэтажный кирпичный дом, построенный в 1895 году, является образцом народной архитектуры с элементами романтического модерна в оформлении фасадов. Как рассказывают коренные жители, в этом здании в советское время была тюрьма, до сих пор остались в пристроенных помещениях решётки.
    Так вот, этот купец считался самым богатым, но вот только эти богатства после его смерти, так никто и не нашёл. Где он их спрятал? Никто их никогда и не находил, хоть и были попытки, но кроме маски Пушкина, так ничего и не нашли. А ещё точно известно, что от этого здания проходит множество подземных ходов, некоторые из них были найдены, но вот только сокровищ в них не было.
    Итог занятия.
    - Ребята,поселок Колывань -это наша малая Родина,самое родное место на Земле. Мы с вами -жители нашего родного города. Именно от нас зависит,каким он будет в будущем.

    Пока вы ещё дошкольники,вам ещё предстоит делать великие,добрые дела. А пока вам нужно гордиться и любить свой город.

    Открытое занятие по краеведению

    Тема: Болото – кладезь добра.

    Цели:

      Формирование представлений о природном сообществе «болото»;

      Формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД.

    Задачи:

      Познакомить обучающихся со значением болот, растительным миром;

      Дать представления о болотах Переславского края;

      Создать условия, обеспечивающие формирование у учеников регулятивных УУД: целеполагания, навыков самоконтроля;

      Создать условия, обеспечивающие формирование у учеников познавательных УУД: анализ объектов, синтез, сравнение, смысловое чтение, развивать умение работать с информацией, представленной в табличной форме и в виде карт, доказательство и аргументация позиций;

      Создать условия, обеспечивающие формирование у учеников коммуникативных УУД: осуществление сотрудничества в поиске и сборе информации.

    Планируемые результаты:

      Имеют представление о значении болот, о болотах Переславского края, о растительном мире;

      Осуществляют доказательства и аргументацию позиций;

      Способны проконтролировать выполнение задания, формулируют задачи урока с помощью учителя;

      Могут работать с таблицей и картой;

      Осуществляют сотрудничество в группе.

    Ход занятия

    Орг. момент

    Прозвенел звонок веселый.
    Работать дружно мы готовы.
    Будем слушать, рассуждать,
    И друг другу помогать.

    Актуализация знаний, постановка цели

      Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по нашему краю.

    Звуки болота

    Где можно услышать эти звуки? Получились разные ответы.

    Давайте проверим, кто же прав. У вас на партах конверты с пазлами – вам надо собрать из них картинку - подсказку и подумать, что изобразил на ней художник. Работать вы будете в группах (учитель назначает произвольно ) - дети собирают картинку болота.

    Что изобразил художник? Ваша версия, 1 группа. Ваша версия, 2 группа.

    (если будут затруднения с темой урока, дать 2 подсказку - загадку про болото:

    Все обходят это место:
    Здесь земля как будто тесто;

    Здесь осока, кочки, мхи…

    Нет опоры для ноги.
    )

    Куда мы отправимся в путешествие?

    Какая тема занятия у нас будет сегодня? (болото – открывается часть темы )

    2) – Отгадайте, какие ягоды мы будем с вами собирать на болоте.

    Я красна, я кисла,

    На болоте я росла,

    Дозревала под снежком,

    Ну-ка, кто со мной знаком?

    (Ответ: Клюква)

    Молодцы, вы получаете ягодку . (прикрепляется на доске)

    Давайте отправимся в путешествие.

    Мы к болоту вместе вышли,

    Поднимая ноги выше.

    Через кустики и кочки,

    Через ветки и пенечки.

    Кто высоко так шагал,

    Не споткнулся, не упал.

    1 остановка: отдохнем и поиграем

    (дети встают в круг)

    - Игра : я сейчас буду называть слова. Если они относятся к болоту, вы хлопнете 1 раз, если не относятся к болоту – топнете 1 раз. Постарайтесь запомнить слова, относящиеся к болоту.

    (Слова для игры: лев, трясина, камыши, твердая почва, вода, шторм, непросыхающая грязь, высокие деревья, большие волны, кочки, зебра, лягушки, буря)

    Какие слова вы запомнили?

    Вывод: трясина

    камыши

    вода

    грязь

    кочки

    лягушки

    ягодку – клюкву.

    3) - Трясина, грязь – это хорошо или плохо?

    Продолжите предложение Зачем … (нужны болота? – открывается на доске).

    Мы путешествуем по Переславскому краю. Какой еще вопрос можно задать? Продолжите предложение Какие болота… (есть в Переславском крае?).

    А есть ли на болоте кроме камышей другие растения? Что еще будете узнавать на занятии?

    Какие …(растения можно увидеть на болоте?)

    На болоте живут только лягушки? На какой еще вопрос найдете ответ? Какие …(животные обитают на болоте?)

    Вывод: - Зачем нужны болота?

    - Какие болота есть в Переславском крае?

    - Какие растения можно увидеть на болотах?

    - Какие животные обитают на болотах?

    Молодцы, получаете еще ягодку .

    Наша остановка закончилась, отправляемся дальше в путь .

    Игра : в болоте, чтобы не утонуть, стараются идти друг за другом по кочкам. Вот и вы сейчас попробуете переправиться через болото по кочкам. Идти надо осторожно, чтобы не упасть в болото. Переправляться вы будете группами (девочки, мальчики) . Когда вся группа окажется на другом берегу, вам надо собрать из букв 1 слово.

    (проводится игра - составляются слова – мыло, сито ).

    (справка из словаря: устройство с сеткой для процеживания или просеивания).

    Молодцы, вы справились с заданием и получаете ягодку.

    Можно ли эти слова отнести к болоту? Вернемся к этим словам чуть позже.

    Совместное открытие знаний

    1) 2 остановка

    Недавно в автобусе я услышала разговор бабушки с внуком. Послушайте, о чем они говорили.

    - Бабуль, а ты знала, что город Санкт-Петербург построен целиком на болоте? – окликнул Саша бабушку

    - Петербург-то? Знала, конечно.

    - Как же такое огромное болото осушили? Просто удивительно.

    - Много жизней погубили, пока осушили. Страшно подумать, сколько рабочих в этих топях навсегда осталось, сколько умерло от болезней. Хотя город, несомненно, красивый.

    - А всё равно, здорово, что человек может болота осушать. Вот бы и у нас в роще болото осушили, - мечтательно произнёс Саша.

    - Чем же тебе наше болото помешало?

    Да, зачем оно вообще нужно?

    Те, кто согласен с мальчиком - подойдите к Максиму. Кто не согласен, подойдите к Стасе (дети встают по группам).

    Каждая группа подумает сейчас по 2 аргумента - доказательства: группа Максима подберет 2 аргумента … «против» болот, а группа Стаси … - «за» болота. (отвечают, чередуясь, по 1 аргументу).

    Обе группы поработали хорошо.

    Получаете ягодку.

    Может быть, кто-то изменил свое мнение, может сейчас перейти в другую группу.

    2)- Чтобы убедиться, кто же все-таки прав, выполните задание. У вас на партах есть большие листы и карточки с плюсами и минусами болот. Группа Саши будет выбирать … (спросить сначала группу) только минусы болот, т.е. что в болотах плохо и приклеивать на большой лист . Группа бабушки будет выбирать… … (спросить сначала группу) только плюсы, т.е. что хорошего в болотах и приклеивать на лист .

    Повторите задание.

    - болото – место обитания многих животных;

    - опасное место для людей;

    - на болотах растут ценные ягоды;

    - на болотах образуется торф;

    - трудная проходимость;

    - болота помогают очищать окружающую среду от вредного углекислого газа;

    - источник редких и лекарственных растений;

    - тучи комаров в летний период;

    - болота процеживают воду, очищая ее от вредных примесей;

    - болота могут гореть из-за подземного пламени;

    (Вывешиваются работы и по очереди группы зачитывают)

    А что же ответила бабушка внуку? Давайте послушаем. (бабушка говорит заключительные слова)

    Во-первых, на болоте растёт черника, которую ты так любишь. Не было бы болота – остались бы мы без черники. Во-вторых, комаров, которых ты так не любишь, едят птицы. Не было бы комаров на болоте – и птиц в роще не было бы. В-третьих, болота выделяют в атмосферу кислорода больше, чем лес на таком же участке.

    О каких еще плюсах в существовании болот рассказала бабушка? (вывесить плюсы)

    Вывод: - Чего больше: плюсов или минусов в нашей таблице?

    - Неслучайно люди на всей планете отмечают 2 февраля - Всемирный день водно-болотных угодий. Организаторы этого международного дня, проводя различные мероприятия, ставят своей целью обратить внимание общественности на необходимость бережного отношения к болотам.

    Какие слова вы составили после прохождения болота? (мыло, сито). Чем же болото похоже на сито? А на мыло?

    Молодцы, вы справились с заданием и получаете ягодку.

    На какой вопрос ответили? (поставить знак «+» , что работа выполнена).

    - Мы с вами отправляемся дальше.

    ( физпауза про солнце «Солнышко лучистое»).

    3) 3 остановка

    Слово «солнце» есть в названии детской книги «Кладовая солнца». Написал ее Михаил Пришвин. За свою долгую жизнь Пришвин объездил почти всю Россию, и в его творчестве отражены самые различные уголки нашей необъятной Родины. Переславская земля, с ее лесами, реками, озерами и болотами также послужила источником для писательского вдохновения. Михаил Михайлович по нескольку часов кряду мог бродить по неизвестными тропинками "берендеева царства". В книге прекрасно описана природа Блудова болота.

    Красота этого же болота вдохновила другого русского писателя А. Островского на создание сказки «Снегурочка». Действие его книги тоже происходит в Блудове болоте в царстве Берендея. У этого болота есть еще другое название. Подсказка – название болота похоже на имя царя Берендея. Может кто-нибудь знает это название?

    Как вы думаете, есть ли в Переславском крае другие болота?

    Рассмотрите карту Ярославской области. Болота на ней изображены кружочками. Найдите г. Переславль и Переславский край.

    Что вы скажете о количестве болот в Переславском крае?

    Какие болота есть в Переславском крае, вы узнаете, выполнив задание в группах (произвольные группы). (на группу выдается карта болот Переславского района и алгоритм работы, условные обозначения)

    Алгоритм работы

    2) Найдите на карте охраняемые и рекомендуемые к охране болота.

    Алгоритм работы

    1) Рассмотрите карту Переславского края.

    2) Найдите на карте крупные болота, где добывали торф.

    3) Раскрасьте круги соответствующим цветом.

    4) Постарайтесь запомнить названия некоторых болот.

    Какое задание было у 1 группы? Какое у 2 группы?

    Проверьте правильность выполнения. Оцените работу группы.

    Какие охраняемые болота вы запомнили? На каких болотах добывали торф?

    На какой вопрос вы ответили? (ставим «+» рядом )

    Молодцы, вот вам еще ягодка .

    - Отправляемся дальше в путь.

    (дети встают в круг)

    Игра «Деревья, кустарники, травы» (деревья – поднимаются на носочки и руки вверх, кустарники – руки в стороны, травы – приседают)

    Слова для игры : колокольчик, осина, малина, астра, липа, дуб, смородина, подснежник, комар, береза, крыжовник, белка.

    Молодцы, вот вам еще ягодка .

    Как одним словом можно назвать все деревья, кустарники, травы?

    4) 4 остановка

    Какие же растения можно встретить на Переславских болотах?

    Я предлагаю вам игру «Найди спрятавшееся слово». Вам необходимо найти среди набора букв слова – названия растений. Слова надо обвести в овал. Работать вы будете в группах (девочки, мальчики) .

    1 группа

    2 группа

    л м о к и р и с у ф р с ю р л т

    л р н з е в а л е р и а н а ю

    о с о к а д х г а и ы ч п в ь э

    я р о с я н к а ж п к е с ь э

    б м ч е у л о а к а м ы ш н щ ь

    и е г л ы б а г у л ь н и к ъ

    ц й г к л ю к в а б у н г р з я

    т к р м о х г н ь м ю р т ч ю

    э л б а ш м а ч о к ц а ж л в

    э й ф е л ю б к а ь н и ц а г ш

    Познакомимся поближе с этими растениями.

    Взаимопроверка по эталону. (одна группа садится, другая проверяет ее работу)

    - Растения 1 группы (ирис сибирский, осока береговая, камыш, клюква, башмачок настоящий).

    Природная окраска цветков сибирских ирисов представляет собой вариации от голубого до фиолетового.

    - Осока береговая являются основным торфообразователем, служат средой обитания и кормом для многих животных, в особенности водоплавающих птиц.

    - Камыш и рогоз люди часто путают между собой. Между тем отличить их легко. Камыши же выглядят как голые длинные цилиндрические пруты, торчащие из воды. У рогоза вызревает на вершине высокого стебля плотное бурое или почти чёрное, словно бы бархатное, соцветие из очень мелких цветочков, похожее на эскимо на палочке.

    - Клюква – удивительная ягода. Благодаря высокому содержанию витамина С, клюква - отличное профилактическое средство, повышающее защитные функции организма. Во время Великой Отечественной войны, когда не хватало лекарств, в частности, антибиотиков, раненых поили клюквенным морсом. И сейчас сироп, сок и морс из этой ягоды с успехом используют для лечения простудных заболеваний. Они обладают жаропонижающим, противовоспалительным и общеукрепляющим свойствами. Наши предки называли клюкву «молодильной» ягодой. В наше время косметологи используют полезные свойства этих ягод для приготовления питательных и тонизирующих масок.

    - Свое название род башмачок получил по форме, напоминающей женский башмачок. Этот род называется еще башмаком леди, башмачком Венеры, дамской туфелькой.

    - Растения 2 группы ( валериана лекарственная, росянка круглолистная, багульник, мох сфагнум береговой, любка двулистная ).

    - Валериана или валерьяна лекарственная. Препараты валерианы применяют во многих странах в качестве успокаивающего средства.

    А знаете ли вы, чем удивительно растение «росянка» ? Росянки - это насекомоядные растения. Листья этого растения необычны - они напоминают небольшую тарелочку, верхняя часть которой покрыта многочисленными волосками, а на кончике каждого из них - искрящаяся на солнце капелька клейкой жидкости, привлекающая внимание потенциальной жертвы. Манящая капля “росы” оказывается на поверку липкой слизью, которая и лишает насекомое возможности спастись. Лист росянки необычайно чувствителен - достаточно легчайшего прикосновения, и все его волоски приходят в движение, изгибаясь к центру в стремлении как можно “щедрее” облепить жертву клейким веществом и переместить ее в самую середину листа - туда, где находятся пищеварительные ворсинки. Постепенно лист росянки смыкается над насекомым, превращаясь в некое подобие крошечного желудка. Сразу оговоримся, столь экзотический способ пропитания был выбран не из прихоти, а по необходимости, ведь болотистые почвы, на которых обитает большинство растительных хищников, весьма скудны.

    - Куст багульника очень пахучий, обладает отчетливым смолистым запахом. Запах листьев сильный, бальзамный, одуряющий, может вызвать головокружение и головную боль.

    - Чем же так замечателен сфагнум ? Ведь это мох, создающий болота. Из сфагнума же в очень значительной степени образуются и запасы такого ценного природного богатства, как торф. Мох сфагнум, благодаря своим особенностям, в настоящее время нашел широкое применение в медицине. корней применяется при зубной боли, лихорадке. Один единственный цветок, один единственный экземпляр может наполнить ароматом целую лесную поляну (ночная фиалка). Название «любка», связано с древними преданиями о том, что клубни этого растения обладают свойства, являясь любовным снадобьем.

    Все растения, представленные на слайдах, можно увидеть на болотах Переславского края.и занесены в Красную книгу Ярославской области.

    Если вас заинтересовало какое-то растение вы можете подготовить сообщение на следующее занятие.

    - На какой вопрос ответили? (ставим «+»).

    Молодцы, вы получаете еще ягодку .

    Давайте теперь откроем часть темы, которая закрыта . Какое слово вам не понятно? (кладезь – колодец). Почему же в народе болото называют кладезью добра? (Дремлик болотный назван так благодаря поникающим, как бы "дремлющим" цветкам).

    Вот и подошло к концу наше путешествие. На все ли вопросы успели найти ответ? Это значит, что впереди вас ждут новые интересные находки и открытия.

    5) - Продолжите предложение .

    Рефлексия содержания учебного материала

    1. меня удивило…

    2. было трудно…

    3. я понял, что…

    4. мне пригодится в жизни…

    Молодцы, вы получаете еще ягодку .

    Поднимите смайлик , соответствующий вашему настроению на занятии.

    В путешествии вы хорошо потрудились и собрали много клюквы. А теперь долгожданный сюрприз - вкусная клюква для вас и наших гостей. Спасибо за работу.

    Ольга Кочанова
    Конспект занятия по краеведению Ознакомление детей с печкой

    Цель : Конкретизировать сведения о печке как важнейшем (главном) элементе северного дома; вызвать теплые чувства к быту коми людей.

    Задачи :

    -Познакомить детей с устройством русской избы, с главной ее достопримечательностью - русской печью;

    Дать представление о том, что печь в избе выполняла несколько функций : на ней и в ней готовили, заготавливали продукты на зиму- сушили грибы и ягоды, пекли хлеб, спали, лечились, даже парились, обогревались; о строительстве печи о секретах печников;

    Побуждать детей определять назначение печи, вспоминая русские народные сказки : «Колобок» , «Гуси-лебеди» , «По щучьему веленью» , «Жикарха» и т. д.

    Обогащать словарь детей за счет поговорок , пословиц, загадок о русской печи и кухонной утвари.

    Материал : иллюстрации русской избы с печью, иллюстрации к русским народным сказкам, где присутствует русская печь; кухонная утварь : чугунок, глиняные горшки, кочерга, ухват, лопата для печи, дрова; картинки с изображением лучины и керасиновой лампы; картинка с веником из пихты, картинки с изображением газовой, электрической, микроволновой печки ;

    Предварительная работа : беседа «Как делают глиняные горшки» ,

    рассматривание картин с изображением национальных костюмов женщины и мужчины, знакомство с интерьером коми избы, чтение сказок «Жихарка» , «Гуси-лебеди» , «Колобок» , «По щучьему велению» , «Маша и медведь» и т. д.,

    Ход занятия:

    Вводная часть :

    Дети играют в малоподвижную игру. Воспитатель входит в группу в костюме хозяйки.

    Ребята, сегодня я пришла к вам на занятие вот в таком костюме . Вы знакомы с этим костюмом? Что это за наряд? (национальный наряд женщины) .

    Сегодня я нарядилась в костюм коми женщины и хочу вас пригласить в гости к себе домой. (Приглашает детей в уголок переделанный в избу) -Ребята, это мой дом- изба. Присаживайтесь на стульчики. О чем мы сегодня с вами поговорим вы узнаете, отгадав загадку :

    *Летом стоит,

    Зимой горит,

    Пасть открывает,

    Что дают - глотает. (печка )

    *Внутри огонь горит,

    Из трубы дым валит,

    Кашу варит.

    Блины жарит. (печка )

    Правильно, это печка . Сегодня мы с вами будем говорить о русской печи.

    Самое главное в деревенской избе это печь. В избе все крутилось вокруг печки . И в нашей избе печка имеется .

    Не зря в народе поговорки и пословицы о печке складывали .

    Печь - нам мать родная;

    Без печи хата - не хата;

    Добрая то речь, что в избе есть печь;

    А как вы думаете, для чего нужна печь в избе? (ответы детей ) .

    В те далекие времена и хлеб пекли, и всю еду для людей и всей живности - коров, коз, свиней – готовили в печке .

    Поэтому печь называли кормилица.

    Печи делали из разного материала – камень, кирпич, глина. Если печь делали из камня, то она называлась как? (каменная) . Из глины? Из кирпича? А сейчас какие есть печки ? (газовая, электрическая, микроволновая) .

    Д. и. «Прошлое и настоящее»

    Я буду вам показывать картинки из прошлого, а вы находить картинки из настоящего времени.

    *Русская изба - современный каменный дом;

    *Старинный утюг - электрический утюг;

    *Веник - пылесос;

    *Лошадь- машина;

    *Лавка - диван;

    Основная часть :

    Давайте мы с вами рассмотрим печку и узнаем из каких частей она состоит и для чего они предназначены.

    Дети, это отверстие печки куда кладут дрова . Интересно, то, что хозяйка обычно кладет дрова с вечера, а только утром зажигает их. А еще печь располагалась таким образом, чтобы был повернут в сторону окна. Как вы думаете почему?

    Правильно, ребята. Раньше электричества не было, помещения освещались лучинками. Посмотрите как она выглядела. Ее прикрепляли к стене избы на специальной подставке. А потом появились керасиновые лампы. (показывает керасиновую лампу) .

    Хозяйке надо было видеть, что делается внутри печи. Потому что она готовила еду внутри печи.

    В печи устраивалось большое устье, перед ним площадка - шесток, на который ставили все, что приготавливалось в печи.

    -«Что хозяйка в печку ставит ,

    Кто из вас, ребята, знает?»

    Ребята, подумайте, какую же посуду можно ставить в печь, чтобы она не горела, а пища была вкусной?

    Воспитатель показывает чугунок.

    Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. В чугунках варили суп и другие блюда.

    А чтобы узнать какой еще посудой пользовались люди, отгадайте загадку.

    «Был я копан, был я топтан,

    Был на пожаре, был на базаре,

    Сколько было сил, всю семью кормил.

    Сам терпел – ничего не ел. (глиняный горшок)

    На топтале был,

    На кружале был,

    На пожаре был,

    Домой пришёл - семью кормил.

    Воспитатель показывает картинку с глиняным горшком.

    Главной кухонной посудой был горшок - прямой предшественник кастрюли, супницы, сахарницы, чайника, контейнера для хранения. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров : от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды.

    Горшки различались и по внешней отделке. Более нарядными были те, которые подавались с пищей на стол.

    Ребята, из чего делали глиняные горшки (из глины) ;

    Как вы думаете, в чем хозяйка пекла хлеб?

    Хлеб пекли вот в таких противнях. (показывает детям)

    Сейчас и мы с вами попробуем испечь пирожки. За одно и отдохнем :

    Физминутка :

    Мы печем пшеничные, пирожки отличные.

    Кто придет к нам попробовать?

    Мама, папа, брат, сестра, пес лохматый со двора.

    Тесто замесили, сахар не забыли.

    Тесто скалкой раскатали, раскатали не устали.

    Взяли ложку с творогом,

    Пирожок, за пирожком.

    Ну-ка печка , дай пирожкам местечко!

    А как хозяйка вытаскивала чугунки, горшки и противни из печки ? Ведь печка горячая , руками не вытащить. (высказывают мнения)

    -Отгадайте загадку :

    Не бык, а бодает,

    Не ест, а еду хватает.

    Что схватит, отдает,

    Сам в угол идет. (Ухват)

    Посмотрите, ребята. Этот рогатый предмет называется ухват. Ею вытаскивали из печки чугунки . Почему так назвали этот предмет?

    Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей.

    А противни с хлебом вытаскивали вот такой специальной лопаткой. (показывает картинку) . Помните в сказке о Жихарке, Лиса хотела его посадить в печь на такой лопатке?

    Воспитатель показывает картинку с веником из пихты.

    Ребята, как вы думаете, что это за помощник хозяйкин? (веник) Это не просто веник, это веник из пихты. А для чего он был нужен?

    После того, как печка уже протопилась и остыла, хозяйка обязательно чистила внутри небольшим веником из пихты, который прикреплен на палке. Может кто-то знает почему веник сделан из пихты и прикреплен на длинной палке? (Печка была глубокая и чтоб достать)

    В каждой печке есть задвижка . Она закрывается после того как печка протопилась , чтоб сохранить тепло в избе.

    А чем же топили печь? Дровами, причем только из березы и ольхи. Дыма от таких дров меньше и тепло дольше держится. Если топили печь чем попало, про такого говорили : «Подле леса живет, а печку соломой топит » .

    А у кого есть дома печь, которая до сих пор топится дровами?

    Ребята, как вы думаете, чем мешали дрова и золу, когда топили печь?

    -Отгадайте загадку :

    Черный конь скачет в огонь.

    Когда печь топили, мешали дрова и золу кочергой. (показ)

    Воспитатель достает коробку.

    Ребята давайте теперь поиграем. У меня есть волшебная коробка. В этой коробке перемешались кухонная утварь и предметы современного быта. Ребята, вам нужно разделить их на две группы. На одном столе лежит картинка с печкой , а на другом - современная газовая плита. На стол, где печка кладем картинку с кухонной утварью, там, где газовая плита - современную посуду.

    Дети разделяют на группы картинки, проверяют работу.

    Отдохнули немного, а теперь продолжим рассказ о печке .

    Посмотрите внимательно, где содержит хозяйка все необходимые предметы для печки . В отверстии под печью находились ухват, лопатка и кочерга.

    Ребята, у печки есть еще верхняя часть. Там можно отдохнуть, погреться с мороза и даже спать. Можно сушить обувь, носки и рукавички.

    А так же у таких печек есть маленькие и большие полати. На маленьких полатях сушат лук и другие продукты, а на больших полатях отдыхают люди.

    -Печка была еще и волшебным целителем, на ней лечились старики и больные, а лечила печка своим удивительным теплом. Но печь не будет настоящей печью, если ее не сложить правильно.

    Кто складывал печь? Как называют человека, который занимается этим ремеслом? (Печник)

    Складывал ее из кирпича удивительный умелец – печник. Потом он обмазывал ее глиной, затем печь белили. Белили ее часто, особенно тщательно к праздникам.

    Благодаря таким умельцам русская печь обогревала дом, на ней сушили одежду и обувь, грибы и ягоды, мелкую рыбешку. На печи грелись. Так и говорили : «Лежи на печи, ешь калачи» . Но лежать можно было после трудового дня или длинными зимними вечерами. Зимними вечерами, лежа на печке , дети слушали сказки мамы или бабушки, которые сами при этом ткали, вязали или пряли. Под сказки и тихие песни сладко засыпалось. Значит, на печи еще и спали. (иллюстрация)

    А вы сказки знаете? В каких сказках, которые вы слышали, говорилось о печке ? («Жихарка» , «Гуси-лебеди» , «Колобок» , «По щучьему веленью» , «Маша и медведь» ) Выставляются иллюстрации к сказкам.

    Как помогала печка героям сказки (В колобке- бабка испекла колобок в печке , Маша и медведь- Маша испекла пирожки в печке , В сказке «По щучьему веленью Емеля ездил на печи, в сказке «Гуси-лебеди» печь спрятала Иванушку и Аленушку от гусей-лебедей.)

    Вижу, любите сказки, тогда я вам тоже сказку расскажу, называется – «Колобок» , но по новому. Я буду называть в ней слова из нашей жизни, а вы мне их найдете и назовете .

    Котик лапкой умывается, моя сказка начинается! «Жили - были старик со старухой. Вот и просит старик :

    Испеки мне, старая, колобок.

    Да из чего печь-то? Муки нет.

    Эх, старуха! По амбару помети, по сусекам поскреби, вот и наберется.

    Старуха так и сделала - намела, наскребла, взбила миксером тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в газовой плите и поставила в холодильник стынуть»

    Какие слова я использовала не из сказки? (миксер, газовая плита, холодильник)

    Молодцы, внимательно слушали.

    Заключительная часть :

    Ребята, о чем мы сегодня говорили? (о русской печке )

    Что нового и интересного вы узнали о печке ?

    В какой посуде готовили в печи? (чугунок, глиняный горшок, протиани)

    Чем доставали чугунки, глиняные горшки? (ухватом)

    Чем доставали противни с выпечкой ? (деревянной лопатой)

    Чем мешали дрова и золу, когда топили печь?

    Что делали люди в полатях? (спали, отдыхали.)

    Вот как много нового и интересного мы узнали о русской печке . В моей волшебной коробочке есть еще один сюрприз для вас. Но сначала давайте попрощаемся с нашей печкой . Скажем спасибо нашим гостям.

    Спасибо тебе, печь Кормилица, печь Матушка.

    Воспитатель приглашает детей к столу , раздает раскраски с изображением печки .

    анжелика савина
    Конспект занятия по краеведению.

    Конспект занятия по краеведению

    в старшей группе

    «Россия. Государственные символы России»

    Составила воспитатель МБДОУ"Детский сад №325"

    Савина Анжелика Витальевна

    Образовательная область : «Познание»

    Цель : Образовательная : формировать элементарное представление о символике нашей страны, её значение.

    Развивающая : развивать познавательный интерес к истории государства.

    Воспитательная : воспитывать патриотизм, любовь к Родине.

    Материал : Флаг России, глобус, картинки кукол в русских костюмах.

    Ход занятия.

    Скажи мне, как правильно Землю назвать?

    Земля дорогая? Земля золотая?

    Нет, лучше сказать ей : «Родная!»

    Земля – наша милая, добрая мать!

    Так ласковей будет звучать и вернее

    Ведь всё, что мы любим,

    Всё создано ею –

    И горы, и реки,

    И лес, и цветы,

    И осень, и лето,

    И дождик, и ты.

    Скажите, где мы с вами живём? Страна наша называется Россия, а всех людей, живущих в нашей стране, называют россияне.

    Наша Родина большая и красивая, каждый россиянин любит свою страну. За что вы любите свою Родину?

    Лучше нашей Родины нет. Спросите об этом у журавля, который пролетает над всей Землёй.

    Жура – Жура – журавль,

    Облетел он сто земель.

    Облетел, обходил,

    Крылья, ноги натрудил.

    Мы спросили журавля

    Где же лучшая Земля?

    Отвечал он, пролетая :

    Лучше нет родного края!

    Наша страна находится на огромной планете. Как она называется? (Земля)

    Какие ещё страны находятся на нашей планете?

    Каждая страна, каждое государство имеет свои отличительные знаки, символы. Что это за символы? (Флаг, герб)

    Публикации по теме:

    Задачи: Образовательные: -Закрепить знания детей об особенностях природных условий тундры и об особенностях северного оленя. -Формировать.

    Конспект интегрированного занятия по краеведению в подготовительной группе «Мой Тамбов» Конспект открытого итегрированного занятия в подготовительной группе «Мой Тамбов» Образовательные задачи: формировать представления.

    Конспект занятия по краеведению. Тема: «Если звезды зажигаются, то это кому-то нужно» Цель: способствовать расширению и углублению знаний и представлений об изменениях в природе осенью. Устанавливать связи и причины явлений.

    Конспект занятия по краеведению «Тула-мой край родной» Конспект занятия по краеведению в младшей группе «Тула - мой край родной» Наталия Черникова Конспект занятия по краеведению в первой младшей.

    Конспект занятия по краеведению в средней группе Тема: Мой родной город Цель: продолжать работу по патриотическому воспитанию дошкольников. Задачи: Познакомить детей с понятиями «город».

    Конспект занятия по краеведению в средней группе «Наша Родина - Россия» Наша Родина – Россия Цель: Закрепить знания детей о природе России: лес, река, море, поле (бескрайнее, горы, подчеркивая, что Россия.

    Конспект занятия по краеведению «Родной город - Копейск» Цели: Продолжать знакомить детей с родным городом, обогащая и расширяя знания о памятных местах города; воспитывать любовь к родному городу.

    Цели урока:

    • познакомить с саамскими сказками «Чахкли», «Гирвас-озеро», с особенностями культуры и быта саамского народа;
    • формировать навыки чтения, умение анализировать местную речевую среду, способствовать повышению культуры речи учащихся, учить работать с книгой, расширять кругозор;
    • воспитывать любовь к родной земле; уважение к людям разных национальностей, интерес и бережное отношение к культуре саамского народа.

    Оборудование: карта Кольского полуострова, выставка книг о Заполярье, фотографии, книги «Семилетний стрелок из лука», словарик саамских слов, презентация (Приложение 1) , кроссворд (Приложение 2) , публикация (буклет) (Приложение 3) .

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    2. Вступительная беседа.

    На доске стихотворение и выставка книг, посвященных Кольскому краю.

    Леса и тундра, льды и горы,
    Озёра, реки и моря,
    Раскинулась в своих просторах
    Родная Кольская земля!

    • Прочитайте стихотворение. О чём оно?
    • Посмотрите на выставку книг и фотографий. Что общего между ними?
    • Кто догадался, чему сегодня посвящёно наше занятие?
    • Где находится Кольский полуостров? (Работа по карте)

    3. Актуализация знаний.

    На доске записаны слова: "Заполярье - край удивительный”

    • Почему так называется земля?
    • Почему он назван удивительным? Что удивляет гостей этого края?

    Рассказы детей об особенностях климата на Кольском полуострове.

    4. Знакомство с особенностями быта саамов.

    На Кольском полуострове проживают разные народы. Это русские, украинцы, белорусы, карелы, армяне, татары и другие. Но издавна здесь проживают саамы (раньше их называли лапландцами или лопарями). В наше время употребляется два названия: саамы и саами. Земля, где они жили, называлась – Лапландия. Это северные территории России, Финляндии, Норвегии и Швеции. (Приложение 1)

    Слайд 1. Работа по карте.

    Слайд 2. «Как жили саами в давние времена?»

    Слайд 3. «Какие были жилища?»

    1-й ученик:

    Жилищем служил разборный чум - кувакса, который представлял собой несколько шестов, крытых оленьими шкурами зимой и берестой летом. В центре куваксы разжигали костер.

    2-й ученик:

    Позднее стали строить зимнее жилище – вежу. Она имела форму пирамиды высотой до 2.5 метров. Собирали её из брёвен. Крышу покрывали хворостом, дерном и древесной корой, оставляя отверстие для выхода дыма. Дверь «смотрела» на юг. На противоположной стороне находилось окно, его затягивали рыбьим пузырём или слюдой. В центре вежи был очаг из камней. Основное пространство вежи покрывали ветками деревьев и застилали оленьими шкурами. Здесь спали, ели, занимались делами.

    3-й ученик:

    Тесно было жить в веже, поэтому позднее саамы стали строить тупу. Это низенькая бревенчатая избушка, высотой чуть больше 2-х метров. Крышу тупы делали плоской, насыпали на неё землю и укладывали дерн. Очаг устраивали из камней, обмазанных глиной. Тупа имела одно или два небольших окна и по сравнению с вежей была светлее и удобней. В домашнем обиходе саамов появился стол, скамейки, полки для посуды.

    Сейчас многие народности севера переселяются в новые, хорошие, тёплые дома.

    Слайд 4 «Каким трудом занимались?»

    Традиционные занятия саамов тесно связаны с животным миром Кольского полуострова. Это рыболовство и охота. Охотились на песца, зайца, лисицу, изредка на волка, белого и бурого медведей. Но есть одно животное, которому подчинена вся жизнь саамов. Кто это?

    4-й ученик:

    Северный олень. Домашний северный олень – это прирученный дикий олень. Саамы разводят домашних оленей. Эта отрасль хозяйства называется оленеводством. Оленеводство – смысл жизни саамов. Олень – главное существо мира, Центр Вселенной.

    Недаром саамы о себе говорят «олений народ». Почему? Зимой саамы-пастухи вместе со своими семьями за оленьими стадами кочуют. Олени добывают питание, копытя снег. Какое лакомство предпочитают олени?

    Слайд 5. «В какую одежду одевались зимой?»

    Верхняя одежда и обувь шилась из оленьих шкур. Из сухожилий оленя изготавливали нитки. Ими сшивали одежду, обувь, нанизывали на них бисер.

    • Печок – верхняя одежда глухого покроя, длиной ниже колен, сшитой мехом наружу, со стоячим воротником и прорезью для головы и рук.
    • Малица – зимняя одежда с капюшоном, шьется мехом внутрь, немного расширяющаяся книзу. (Пришла на смену печку, благодаря целостности покроя, она хорошо защищала от ветра.)
    • Яры – длинные (выше колен) меховые сапоги, сшитые из чередующихся полосок светлого и тёмного оленьего меха. Украшались полосками цветного сукна.
    • Каньги – короткие полусапожки с длинными завязками.оборами спереди. Зимние - из меха, летние – из дублёной кожи, Особенностью всей саамской обуви был загнутый кверху носок.

    Слайд 6. «В какую одежду одевались летом?»

    Летнюю одежду шили из тканей. Женщины носили платья, напоминающие сарафан, разных цветов, преимущественно красных.

    Слайд 7. «Как украшали свою одежду?»

    5-й ученик:

    Саамы старались сделать окружающие предметы не только удобными, но и красивыми. Меховая мозаика – узор из тёмных и светлых кусочков оленьего меха, между которыми иногда вставляли небольшие кусочки цветного сукна, Узор мозаики простой, состоит из прямоугольников, квадратов и ромбов.

    6-й ученик:

    Вышивка бисером в виде ромбов, треугольников, квадратов, многоугольников или овалов. Сукно, на котором вышивается рисунок, берётся обычно красного цвета. Сам бисер – трёх основных цветов: белого, голубого, жёлтого. Встречается синий и зелёный. Никогда не употребляется чёрный бисер.

    7-й ученик:

    Вязание – из шерсти, использовались нитки разных цветов. Вязали варежки, чулки, носки, шапки. Украшались изделия обычно горизонтальными полосками разных цветов, чередующихся с разным фоном шерсти. Полоски включали в себя традиционные для саамов мотивы: зубчатые линии, зигзаги, узоры из треугольников и диагональных линий.

    Кроме этого саами занимались плетением из бересты, резьбой по дереву и кости. Олень – это оружие, украшения, сувениры. Саамы не забывают свои традиции. Не переводятся мастера делать изумительные поделки из меха оленя, оружие из рогов оленя.

    Слайд 8. «Узелки на память»

    • Саами (раньше их называли лапландцами или лопарями) – коренные жители Кольского полуострова.
    • Саамы - меткие стрелки, смелые охотники и рыболовы. Они не только охотились на оленей, но и разводили их, то есть занимались оленеводством.
    • Сегодня саамов всего 75 тысяч человек, из них около 2 тысячи поживают в России. Центр проживания – село Ловозеро.

    5. Физкультминутка.

    Посмотрите: мы – олени,
    Дует ветер нам навстречу!
    Ветер стих,
    Расправив плечи,
    Руки снова на колени.

    А теперь немножко лени…
    Руки не напряжены
    И расслаблены.
    Знайте, девочки и мальчики,
    Отдыхают ваши пальчики.

    6. Знакомство с саамской сказкой “Чахкли”.

    Вступительная беседа.

    Многие века мудрость народа передавалась из поколения в поколение, из уст в уста. Нет ни одного народа, у которого не было бы сказок, песен, преданий, пословиц и загадок. Зимой, в длинную, полярную ночь, сидели саамы в своих жилищах у очага, шили одежду из оленьих шкур, мастерили рыболовные снасти и рассказывали детям сказки. Сказки – любимый жанр саамов. Сегодня мы познакомимся с саамскими сказками. Прочитайте название. Как вы думаете, о чем пойдет речь в этой сказке? Почему можно сказать, что эта сказка - произведение северного народа?

    Словарная работа.

    • Погост – саамская деревня.
    • Чахкли – маленькие человечки, живущие под землёй и владеющие подземными богатствами.
    • Чудь – враги саамов.
    • Каньги – короткие сапоги из шкуры оленя, с загнутыми вверх носами.
    • Обора – длинная, сплетённая из шерсти завязка к обуви.
    • Вежа – жилище, напоминающее землянку, строилось из брёвен, палок и покрывалось корой и дёрном.
    • Распадок – узкая долина в сопках.

    (Используется словарик саамских слов)

    Чтение сказки «вслух».

    Беседа о прочитанном.

    • Где живут чахкли? Чем владеют?
    • Зачем охотник захотел поймать чахкли? Почему ему так просто и быстро удалось его поймать?
    • Как жилось чахкли в семье у охотника?
    • Что за беда нависла над саамами? Как поступил чахкли?
    • Почему охотник решил возвратить чахкли? Как чахкли отблагодарил охотника?
    • Почему в дальнейшем чахкли не стали помогать саамам? Чему учит сказка?

    7. Знакомство с саамской поэтессой Октябриной Владимировной Вороновой. (рис.1)

    Октябрина Владимировна Воронова – саамская поэтесса, родилась 6 октября 1934 года в становище Чальмны-Варрэ, что в переводе с саамского означает «Глаза лесов». Она написала стихотворение о маленьких человечках, живущих под землёй.

    Рисунок 1

    Чахкли.

    Когда заскучается в доме,
    Ты выберись в дебри тайги.
    Там маленький сказочный гномик
    Живет в корневищах тугих.

    Смешной в колпачке своем белом,
    Он зла никому не творит.
    Но что бы в тайге ты ни делал –
    Он все за тобой повторит.

    Топориком стукнешь по ветви
    Такой же услышишь ты стук.
    А крикнешь - он эхом ответит,
    И звук улетит за версту.

    Когда же по небу закосят
    Дождливые тучи, ветра,
    Расстелет постель ему осень
    Из листьев, травы и пера.

    И если случайно зимою
    Ты вновь заберешься сюда,
    Увидишь пространство немое,
    А гномика - нет и следа.

    Но только плохого не думай,
    Своею дорогой иди.
    Нет, маленький чахкли не умер.
    Он спит.
    Ты его не буди.

    Понравилось вам стихотворение? Узнали вы сказочного героя?

    А теперь отправимся к Гирвас–озеру и узнаем, почему оно так называется.

    8. Инсценировка сказки «Гирвас-озеро».

    Ведущий: Жил на берегу одного озера охотник с сыновьями. Радовался старик – его сыновья были лучшими стрелками в погосте. Отец открыл им свои охотничьи секреты.

    Старик: Пойдёте охотиться на верхнее озеро, там много оленя- дикаря пасётся. Подождите, когда стадо оленей озеро переплывать будет. Всякого оленя стрелять можно, но только не троньте вожака, гирваса.

    1-й сын: Всё сделаем, как ты сказал, выполним твой наказ.

    2-й сын: Отец, мы не будем стрелять в гирваса.

    Ведущий: Идут братья и видят: большое стадо оленей озеро переплывает. А впереди всех – гирвас. Гордо несёт он голову с огромными ветвистыми рогами.

    2-й сын: Как же мы такую добычу упустим? Убьём гирваса – нам же весь погост завидовать будет.

    1-й сын: Знаешь, брат, такого красивого и сильного оленя не всякий бывалый охотник добывал.

    Ведущий: Забыли сыновья про отцовский наказ. Пустили стрелы. Вонзились они прямо в оленя. Окаменел вожак, в остров каменный превратился. А стадо прочь ушло.

    1-й сын: Плохо, что не выполнили мы отцовский наказ, нет нам удачи, опустела тундра.

    2-й сын: Пошли, брат, домой, обессилели мы совсем. Уже три дня ходим по тундре, а ни одного оленя не встретили.

    Ведущий: С тем домой и пошли. Увидел их отец, обо всём догадался.

    Старик: Из-за бахвальства вы от себя охотничье счастье на всю жизнь прогнали. Не быть вам охотниками. Идите с девками корзины плести.

    Ведущий: А озеро с тех пор Гирвас – озером называть стали. Так и по сей день зовут.

    Как вы считаете, правильно ли поступили сыновья?

    Ребята, давайте проверим, какими внимательными вы были. Сможете ли вы разгадать кроссворд?

    9. Разгадывание кроссворда «В гостях у саамов». (Приложение 2)

    10. Саамская игра «Утушка».

    Ребята, каких птиц можно увидеть на озере?

    Сейчас мы поиграем в саамскую игру «Утушка».

    Все игроки ходят по кругу и поют песню:

    Да ты, утушка, да ты, серая,
    Выплывай, выплывай!
    Да ты, утушка, да ты, серая,
    Угадай, угадай!
    Да который твой селезень!

    Утушка с окончанием песни останавливается около кого-то из детей – селезня. Затем селезень должен поймать утушку, а остальные играющие стараются этому помешать. Игра продолжается до тех пор, пока селезень не поймает утушку.

    11. Саамское чаепитие.

    Дети рассаживаются за столы. Каждому в подарок выдаётся буклет «Приятного аппетита!».

    Все желающие пробуют чай по саамскому рецепту: «Чай с луком и куском оленьего сала: лук небольшими ломтиками саамы кидали в чай, а сало ели вприкуску».

    12. Итог занятия.

    Ребята, что вам больше всего сегодня понравилось и запомнилось?

    Литература:

    1. Декоративно-прикладное искусство Кольских саамов. - Мурманск, 1985. - С. 1-8.
    2. Полярная энциклопедия школьника Арктика - мой дом: Народы Севера Земли. - М., 2001. - С.155-158.
    3. Хомич Л.В. Саамы / Л.В. Хомич. - СПб, 1999.
    4. Семилетний стрелок из лука: Саамские сказки. - Мурманск. 1990.
    5. Невеста Солнца: Саамские сказки. - Мурманск. 1986.
    6. Литература Кольской земли. - Мурманск: МОИПКРО. 2004.