Войти
В помощь школьнику
  • Придаточные образа действия и степени Сложноподчиненное предложение с придаточным степени
  • Описание работы реактора
  • Подготовка соборного уложения
  • Пахнет жареным А всё, что не по графику, – на фиг
  • Прилагательные характеризующие человека с хорошей стороны — самый полный список Современные прилагательные список
  • Чародольский князь (Ведьмин крест) Чародол 2 чародольский князь читать
  • О нескольких царях под именем иоанна iv. Н.а. веселоваоклеветанные историей: иоанн iv (грозный). Правление и реформы

    О нескольких царях под именем иоанна iv. Н.а. веселоваоклеветанные историей: иоанн iv (грозный). Правление и реформы

    В Москву, транзитом через пол-России,опять приехали из Греции мощи, на сей раз это десница Спиридона Тримифунтского, одного из святых времен раннего христианства. Рассказывать о его жизни или о самой традиции почитания останков святых вряд ли имеет смысл – эту информацию найти нетрудно. Интересней понять другое – почему мощи «гастролируют», причем в последние годы регулярно? Можно вспомнить приезд ребра святителя Николая или пояса Богородицы… Казалось бы, обратиться к святым с молитвой можно в любом месте, а частицы мощей, в том числе и очень известных святых, хранятся во многих храмах по всей стране.

    Когда-то места, где были погребены мученики и другие прославленные христиане, становились своего рода «точками сборки» церкви во враждебном языческом окружении – так и сегодня большая семья нередко собирается на очередных похоронах или поминках, чтобы ощутить свое родство. Но время шло, общин и храмов становилось всё больше, и мощи начали раздроблять и передавать друг другу, чтобы никто из христиан не был лишен возможности прикоснуться к этим почитаемым телам (кстати, не обязательно нетленным). Исторически христианство – все же религия не только духа, но и плоти, не случайно главная его книга говорит именно о воплощении Бога.

    В мире есть несколько голов Иоанна Крестителя и минимум две – Иоанна Златоуста: одна хранится на Афоне, а другая – в Москве

    Ну, а дальше… если есть спрос, то будет и предложение. Количество почитаемых мощей порой выходит за все разумные пределы и понятно, что все они подлинными быть не могут. Так, в мире есть несколько голов Иоанна Крестителя и минимум две – Иоанна Златоуста: одна хранится на Афоне, а другая – в Москве. История о том, как это получилось, связана с другими «гастролями»: в середине XVII в. царь Алексей Михайлович в обмен на щедрые пожертвования попросил афонских монахов привезти эту голову в Москву… а потом отказался ее вернуть. Через некоторое время греки заявили, что подлинная голова Иоанна хранится все-таки у них, а в Москву они отправили голову другого святого. Выяснить, кто прав, едва ли возможно, подвергать мощи анализу ДНК обычно не принято, а главное, такой анализ может лишь подсказать нам, одному ли человеку принадлежали те или иные останки, какой он был расы и какого пола. Но как его звали и был ли он канонизирован, об этом ДНК не сообщит ничего.

    Так зачем все-таки возят мощи еще с допетровских времен, причем только в одном направлении, из Греции в Россию? Ведь Сергий Радонежский или Серафим Саровский – тоже для всех православных чтимые святые, но в Афинах или в Бухаресте и Тбилиси совершенно не ждут их приезда.

    Приведу другую параллель. В России много монастырей, в том числе со славной историей, но среди «православной элиты» принято упомянуть о своем паломничестве на Афон. Не на Соловки и уж точно не в Троице-Сергиеву Лавру неподалеку от Москвы, а на греческий полуостров, в знаменитую «монашескую республику», которая воспринимается ими как своего рода эталон православия, его чистый источник и образец. Ведь и шампанское, в конце концов, им подают на стол родом из Шампани, а не продукцию московского завода. И ради этого чувства подлинности они посещают утомительные многочасовые богослужения на непонятном языке.

    Некоторые желающие могут увидеть мощи Спиридона Тримифунтского без очереди. На номерах машин - надпись «Федерация бокса России» Фото: О. Пшеничный.

    И высокая мода, как это водится, отражается на массовом сегменте. Русскому православию больше тысячи лет, но греческому-то уже почти две тысячи, наши корни – из Византии. До революции 1917 года сама церковь официально называлась «греко-российской православной», т.е. церковью «греческой веры на российской территории». И только товарищ Сталин настоял, что называться она должна «русской».

    В нынешних спорах Московского патриархата с Константинопольским по поводу церковного будущего Украины проглядывается та же самая развилка. Что есть русское православие? Это часть «византийского содружества наций», пользуясь термином Дмитрия Оболенского, или это церковь государства российского и всех его бывших и нынешних территорий? Единого мнения нет, похоже, и среди церковного руководства, а уж тем более среди простых людей.

    Только сдается мне, что спрос на мощи есть часть спроса на подлинное, настоящее, неподдельное христианство. Так уж сложилась наша история, что из тех русских православных, которым сейчас больше сорока лет, в христианских семьях родились и выросли считанные доли процента. Все остальные – бывшие пионеры-комсомольцы, принявшие в определенный момент православие, но зачастую сохранившие комсомольский задор и стиль мышления. И дело даже не в том, кто в какой семье вырос – нынешнее «церковное возрождение», как официально называют последние тридцать лет, было по сути книжным проектом. Постсоветские люди реконструировали то ли девятнадцатый, то ли шестнадцатый, то ли еще какой век – а точнее, свои представления о нем.

    Достаточно оказаться на Балканах, не обязательно даже на Афоне, чтобы увидеть: православное христианство здесь живет последние две тысячи лет, традиция никогда не прерывалась, храмы не взрывали и в овощехранилища не превращали. Дети учились молитвам от родителей и дедушек, шли с ними в ту же церковь и при турках, и при независимости, и при коммунистах (в Югославии), ходят и теперь. И это преемство невольно чувствуют даже те, кто никогда не был на Балканах. Прикосновение к мощам – это еще и прикосновение к многовековой непрерывной традиции, а что есть сама идея православия, как не верность такой традиции?

    Новости нашей церковной жизни в последнее время слишком часто выглядят как парад фейков

    А самое главное, что новости нашей церковной жизни в последнее время слишком часто выглядят как парад фейков. Иерархи, которые проповедуют самоограничение, не покидая люксового сектора потребления, или священники, которые озабочены растленным Западом больше, чем собственным приходом, да и миряне, которые уверенно относят себя к числу православных, но не знают о православии практически ни-че-го. Эта массовость, эта подмена жизни лозунгами и идеологией действительно напоминает показную верность коммунистическим идеалам в брежневскую эпоху: все повторяют правильные слова, но мало кто соответствует им на деле. Но зато эта десница святого Спиридона или ребро святителя Николая, или пояс Богородицы – они настоящие. Ну, или так хотя бы принято считать.

    Почитание чужих мощей, на мой взгляд – обратная сторона собственных немощей. Не хватает подлинного в нашем настоящем – но можно припасть к почтенному прошлому.

    Полагаю, я встречал в своей жизни настоящих современных святых. Если говорить именно о священнослужителях, назову отцов Виктора Мамонтова, Павла Адельгейма, Михаила Шполянского. Очень разные и очень живые люди, не безупречные, но настоящие – они светились изнутри, но о них мало кто знал, да и теперь мало кто знает. Они не сделали карьеры в патриархии, не частили в СМИ, да и вообще были малозаметны. Их не канонизировали (пока?), их погребенные тела – не предмет почитания.

    Но нет пророка в своем отечестве. Пока нет. Еще не разглядели.

    Андрей Десницкий - доктор филологических наук, профессор РАН, сотрудник института востоковедения РАН

    Фото: Агентство городских новостей «Москва».

    Иван Грозный – первый царь всея Руси, известный своими варварскими и невероятно жесткими методами правления. Несмотря на это, его царствование считают знаменательным для государства, которое благодаря внешней и внутренней политике Грозного стало в два раза больше по своей территории. Первый русский правитель был властным и очень злым монархом, но сумел многого достичь на международной политической арене, поддерживая в своем государстве тотальную единоличную диктатуру, насыщенную казнями, опалой и террором за любое неповиновение власти.

    Детство и юность

    Родился Иван Грозный (Иван IV Васильевич) 25 августа 1530 года в подмосковном селе Коломенское в семье великого князя и литовской княгини . Он был старшим сыном у родителей, поэтому стал первым престолонаследником отца, которого должен был сменить по достижению совершеннолетия. Но номинальным царем всея Руси ему пришлось стать в 3-летнем возрасте, так как Василий III серьезно заболел и скоропостижно скончался. Через 5 лет у будущего царя умерла и мать, в результате чего в 8 лет он остался полным сиротой.

    Википедия

    Детство юного монарха прошло в обстановке дворцовых переворотов, серьезной борьбы за власть, интриг и насилия, что сформировало у Ивана Грозного жесткий характер. Тогда, считая престолонаследника ничего непонимающим ребенком, попечители не обращали на него никакого внимания, беспощадно убивали его друзей и держали будущего царя в бедности, вплоть до лишения еды и одежды. Это воспитало в нем агрессию и жестокость, которая уже в юные годы проявлялась в желании мучить животных, а в будущем и весь русский народ.

    В тот период страной управляли князья Бельские и Шуйские, дворянин Михаил Воронцов и родственники будущего правителя по материнской линии Глинские. Их правление ознаменовалось для всея Руси безалаберным распоряжением госимуществом, что очень отчетливо понимал Иван Грозный.


    Руниверс

    В 1543 году он впервые показал опекунам свой норов, приказав убить Андрея Шуйского. Тогда бояре начали бояться царя, власть над страной полностью сконцентрировалась в руках Глинских, которые стали всеми силами ублажать престолонаследника, воспитывая в нем звериные инстинкты.

    При этом будущий царь много времени посвящал самообразованию, читал много книг, что сделало его самым начитанным правителем тех времен. Тогда же, будучи бессильным заложником временных правителей, он возненавидел весь мир, а его главной идеей стало получение полной и ничем неограниченной власти над людьми, которую он ставил превыше любых законов морали.

    Правление и реформы

    В 1545 году, когда Иван Грозный достиг совершеннолетия, он стал полноправным царем. Его первым политическим решением стало желание венчаться на царство, что дало ему право единовластия и наследия традиций православной веры. При этом этот царский титул стал полезным и для внешней политики страны, так как позволил занять другую позицию в дипломатических отношениях с Западной Европой и претендовать России на первое место среди европейских государств.


    Царь Иван Васильевич Грозный. Художник Виктор Васнецов / Государственная Третьяковская галерея

    С первых дней правления Ивана Грозного в государстве прошли ряд ключевых изменений и реформ, которые он разработал с Избранной радой, а в России начался период самодержавия, в течение которого вся власть попала в руки к одному монарху.

    Следующие 10 лет царь всея Руси посвятил глобальному реформированию – Иван Грозный провел земскую реформу, которая сформировала сословно-представительную монархию в стране, принял новый судебник, ужесточивший права всех крестьян и холопов, ввел губную реформу, перераспределившую полномочия волостелей и наместников в пользу дворянства.

    В 1550 году правитель раздал «избранной» тысяче московских дворян поместья в пределах 70 км от российской столицы и образовал стрелецкое войско, которое вооружил огнестрельным оружием. Тот же период ознаменовался закрепощением крестьян и запретом на въезд в Россию еврейских купцов.


    Википедия

    Внешняя политика Ивана Грозного на первом этапе правления была насыщенна многочисленными войнами, которые были весьма успешными. Он лично участвовал в походах и уже в 1552 году взял под контроль Казань и Астрахань, а после присоединил к России часть сибирских земель. В 1553 году монарх начал организовывать торговые отношения с Англией, а через 5 лет вступил в войну с Великим княжеством Литовским, в которой потерпел громкое поражение и потерял часть русских земель.

    После проигрыша в войне Иван Грозный начал искать виновных в поражении, разорвал законотворческие отношения и Избранной радой и встал на путь самовластия, наполненного репрессиями, опалами и казнями всех, кто не поддерживал его политику.

    Опричнина

    Правление Ивана Грозного на втором этапе стало еще более жестким и кровавым. В 1565 году он ввел особую форму правления, в результате которой Россия была разделена на две части – опричнину и земщину. Опричники, принесшие клятву на верность царю, попадали под его полное самовластие и не могли общаться с земскими, которые платили львиную долю своих доходов монарху.


    Википедия

    В поместьях опричнины таким образом собралось многочисленное войско, которое Иван Грозный освободил от ответственности. Им было позволено устраивать грабежи и погромы бояр насильственным образом, а в случае оказания сопротивления им разрешалось беспощадно казнить и убивать всех несогласных с государем.

    В 1571 году, когда на Русь вторгся крымский хан Девлет-Гирей, опричнина Ивана Грозного продемонстрировала полную недееспособность защищать государство – разбалованные правителем опричники попросту не пошли на войну, и из всей многочисленной армии царю удалось собрать только один полк, который не смог противостоять армии крымского хана. В результате Иван Грозный отменил опричнину, перестал убивать людей и даже приказал составить поминальные списки казненных людей, чтобы в монастырях отпевали их души.


    Московский застенок. Конец XVI века. Художник Аполлинарий Васнецов / Музей Москвы

    Итогами царствования Ивана Грозного стали развал экономики страны и громкое поражение в Ливонской войне, которая, по мнению историков, была делом всей его жизни. Монарх понял, что, управляя страной, он совершил множество ошибок не только во внутренней, но и во внешней политике, что к концу правления заставило раскаяться Ивана Грозного.

    В этот период он совершил еще одно кровавое преступление и в моменты ярости случайно убил собственного сына и единственного возможного престолонаследника Ивана Ивановича. После этого царь полностью отчаялся и даже хотел уйти в монастырь.

    Личная жизнь

    Личная жизнь Ивана Грозного также насыщенна, как и его правление. По версии историков, первый царь всея Руси был женат семь раз. Первой супругой монарха была Анастасия Захарьина-Юрьева, с которой он обвенчался в 1547 году. Более чем за 10 лет брака царица родила шестерых детей, из которых выжили только Иван и Федор.


    Царица Марфа Собакина / Sergey Nikitin, Википедия

    После того, как Анастасия умерла в 1560 году, Иван Грозный женился на дочери кабардинского князя Марии Черкасской. В первый год супружеской жизни с монархом вторая жена родила ему сына, который скончался в месячном возрасте. После этого интерес Ивана Грозного к жене пропал, а через 8 лет умерла и сама Мария.

    Третья жена Ивана Грозного Мария Собакина была дочерью коломенского дворянина. Их венчание состоялось в 1571 году. Третий брак царя продлился всего 15 дней – Мария умерла по неизвестным причинам. Через 6 месяцев царь вновь женился на Анне Колтовской. Этот брак также был бездетным, а через год семейной жизни свою четвертую жену царь заключил супругу в монастырь, где она и умерла в 1626 году.


    Мария Нагая обличает Лжедмитрия / Государственный исторический музей

    Пятой женой правителя стала Мария Долгорукая, которую он утопил в пруду после первой брачной ночи, так как узнал, что его новая жена не была девственницей. В 1975 году вновь женился на Анне Васильчиковой, которая недолго пробыла царицей – ее также как и предшественниц постигла участь быть насильно сосланной в монастырь, якобы за измену царю.

    Последней, седьмой женой Ивана Грозного была , которая вышла за него замуж в 1580 году. Через два года царица родила царевича Дмитрия, который погиб в 9-летнем возрасте. Мария после смерти мужа новым царем была сослана в Углич, а после насильно пострижена в монахини. Она стала весомой фигурой в русской истории как мать , недолгое правление которого пришлось на Смутное время.

    Смерть

    Смерть первого царя всея Руси Ивана Грозного наступила 28 марта 1584 года в Москве. Правитель умер за игрой в шахматы от разрастания остеофитов, которые уже в последние годы сделали его практически неподвижным. Нервные потрясения, нездоровый образ жизни и этот серьезный недуг сделали Ивана Грозного в его 53 года «дряхлым» стариком, что и привело к столь ранней смерти.

    Документальный фильм "Иван Грозный. Миф о кровавом тиране"

    Иван Грозный был похоронен рядом с убитым им сыном Иваном в Архангельском соборе, находящимся в московском Кремле. После захоронения монарха стали появляться упорные слухи о том, что царь умер насильственной, а не естественной смертью. Летописцы утверждают, что Ивана Грозного отравил ядом , который после него стал правителем Руси.

    Версию об отравлении первого монарха проверяли в 1963 году при вскрытии царских гробниц – исследователи не нашли в останках повышенного содержания мышьяка, поэтому убийство Ивана Грозного не подтвердилось. На этом династия Рюриковичей полностью пресеклась, а в стране началось Смутное время.

    Иван IV Васильевич Грозный
    при вступлении на престол — Иоанн IV)
    Годы жизни: 25.08.1530-18.03.1584.
    Годы правления: 1547-1574, 1576-1584

    Великий князь московский и всея Руси (1533-1547)
    Первый царь всея Руси (1547-1574 и с 1576)
    Князь Московский (1574-1576).
    Православный мыслитель.

    Первый русский царь

    Из династии Рюриковичей, сын Василия III и Елены Васильевны Глинской .
    Внук Софьи Палеолог .

    Иван IV, прозванный впоследствии Иваном Грозным, родился в 1530 году, когда его отцу, Василию III, было уже за пятьдесят. Он был очень желанным ребенком, и его рождения ожидала вся страна. Перед его появлением юродивый Домитиан объявил Елене Глинской, что она будет матерью Тита, широкого ума. Писали, что в момент рождения Ивана земля и небо подверглись неслыханным громовым ударам, что было воспринято как добрый знак.

    После смерти Василия III в 1534 году власть перешла к Елене Глинской. Но в 1538 году и она умерла, отравленная боярами. Детство осталось в памяти маленького Ивана как время обид и унижений. Особенно были ненавистны Иоанну Грозному князья Шуйские, которые захватили власть после смерти великой княгини Елены.
    В 1543 году 13-летний царь впервые показал свой характер, восстав против бояр и отдав на растерзание псарям князя Андрея Шуйского. Власть перешла к Глинским — Михаилу и Юрию, дядям Ивана Грозного, которые устраняли соперников ссылками и казнями, играя на жестоких инстинктах юного Ивана. Не зная семейного тепла, страдая от насилия в окружавшей среде, Иван с 5 лет выступал в роли могущественного монарха во всех церемониях и придворных праздниках. Он много времени проводил в библиотеке, читая труды великих, за ним закрепилась репутация самого начитанного человека XVI века и богатейшей памяти.

    Главной идеей царя, осознанной уже в ранней юности, стала мысль о неограниченной самодержавной власти. 16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание великого князя Ивана IV на царство. Царский титул позволил занять ему другую позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой. Русский самодержец Иоанн встал вровень с единственным в Европе императором Священной Римской империи.

    С конца 1540-х годов Иван Грозный правил с участием Избранной рады (А. Ф. Адашев, А. М. Курбский, митрополит Макарий, священник Сильвестр). При нем начались созывы Земских соборов, составлен Судебник 1550 года, который подтвердил право свободного перехода крестьян. Были проведены реформы суда и управления, в том числе внедрены элементы самоуправления на местном уровне (Губная, Земская и другие реформы). В 1549 году созван 1-ый Земский собор, в 1551 году Стоглавый собор, принявший сборник решений о церковной жизни «Стоглав». В 1555-1556 гг.Иван IV Васильевич отменил кормления и принял Уложение о службе. Судебник и царские грамоты предоставляли крестьянским общинам раскладки податей и надзора за порядком а также право самоуправления.

    В 1565 году после измены князя Курбского, была введена опричнина. При Иване IV установились торговые связи с Англией (1553 год), создана первая типография в Москве. Покорены Казанское (1552 год) и Астраханское (1556год) ханства. В 1558-1583 гг. шла Ливонская война за выход к Балтийскому морю и упорная борьба против крымских татар (Русско-крымская война 1571-1572 годов), началось присоединение Сибири (1581 год).


    На время правления Ивана IV пришлось множество войн.

    Казанские походы.
    После того, как в Казанском ханстве воцарился хан Сафа-Герай, враждебно настроенный к Московской Руси, Иван IV Васильевич решил устранить угрозу и совершил 3 похода на Казань:
    поход 1547-1548 годов был неудачным, был прерван, так как на Волге под лед ушла вся осадная артиллерия и часть войска;
    поход 1549-1550 годов — Казань не взята, но при отходе русского войска неподалеку от Казани, поставили крепость Свияжск, которая послужила опорным пунктом для русского войска во время следующего похода в 1552 г.;
    поход 1552 года (июнь — октябрь) — взятие Казани штурмом.

    Астраханские походы.
    Астраханское ханство в нач. 1550-х годов являлось союзником крымского хана.
    Для подчинения Астраханского ханства было совершено несколько походов в 1554, 1556 годах. Позже Крымский хан Девлет I Герай совершал попытки отвоевать Астрахань.
    В 1550-е годы в зависимость от царя Иоанна Грозно также попали сибирский хан Едигер и Большие Ногаи.

    Войны с Крымским ханством.
    При княжении Ивана IV набеги войска Крымского ханства продолжались.
    В 1541, 1555, 1558, 1559 гг. крымский хан Сахиб I Герай потерпел поражения от русских войск. После захвата Иваном Грозным Астраханского и Казанского ханств Девлет I Герай поклялся вернуть их. В 1563 и 1569 гг. вместе с турецкими войсками он вновь потерпел поражение при нападении на Астрахань.
    Однако вскоре совершил еще 3 похода в московские земли:
    1570 г.- разорительный набег на Рязань;
    1571г. — поход на Москву, ее сожжение;
    1572 г. — последний поход крымского хана в царствование Ивана IV Грозного , закончился поражением крымско-турецких войск в битве при Молодях.

    Война со Швецией 1554-1557гг.
    Была вызвана спором о приграничных территориях. После взаимных осад, в итоге в марте 1557 года в Новгороде было подписано перемирие сроком на 40 лет, согласно которому русско-шведская граница восстанавливалась по старому рубежу, Швеция возвращала всех пленных русских с захваченным имуществом, а Русь возвращала шведских пленных за выкуп.
    В 1553 г. устанавливаются торговые отношения с Англией на Белом море.

    В январе 1558 г. Иван IV Грозный начал Ливонскую войну за овладение побережьем Балтийского моря. Русские войска взяли Нарву, Дерпт, Нейшлосс, Нейгауз, а к весне 1559 года армия Ливонского ордена была окончательно разгромлена и Орден фактически перестал существовать.

    В 1563 году войска овладели Полоцком, который был на то время крупной литовской крепостью. Но уже в 1564 году царя предает командующий западной армией князь Курбский, который принимает литовское подданство. Русские войска терпят серьезные поражения от поляков на р. Ула, под Полоцком и под Оршей.

    Измена князя Курбского и нежелание бояр участвовать в борьбе против Литвы и Польши приводят царя к мысли об установлении личной диктатуры и разгроме боярства. В 1565 году он объявил о введении на Руси опричнины. Страна делилась на 2 части: территории, которые не вошли в опричнину, стали носить название «земщина». В опричнину попали северо-восточные русские земли, где было мало бояр-вотчинников. Опричники приносили клятву на верность царю и обязывались не общаться с земскими, одевались в черную одежду.

    С помощью опричников, освобожденных от судебной ответственности, Иван IV насильственно проводил конфискацию боярских вотчин, при этом передавал их дворянам-опричникам. Крупным событием опричнины стал новгородский погром в январе-феврале 1570 года, поводом к которому послужило подозрение царя в том, что Новгорода желает перейти к Литве. лично руководил походом и репрессии обрушились обрушены на новгородскую купеческую знать.

    В 1572 г. царь отменил опричнину по причине военной несостоятельности во время нашествия на Москву в 1571 г. крымского хана Девлет-Гирея. В результате этого набега, согласованного с польским королем, погибли десятки тысяч людей, более 150 тыс.взяты в плен; были разорены южные русские земли, была сожжена вся Москва.

    Итоги правления Ивана Грозного

    Конец царствования Ивана IV Грозного сложился крайне неудачно. Южные области страны были разорены крымско-татарскими нашествиями. Войсками польского короля Стефана Батория в 1579 г. взят Полоцк, а после и др. русские города. Засуха и торговая блокада со стороны Швеции и Польши привели Русь к повсеместному голоду и эпидемиям. Конец 1560-х и начало 1570-х годов были ознаменованы страшными стихийными бедствиями: гибель урожая, эпидемия чумы. Ливонская война завершилась крахом и потерей исконно русских земель. С 1578 г. царь Иван Грозный перестал казнить, в завещании 1579 года каялся в содеянном.

    После изучения останков Ивана Грозного существует версия, что его отравили ртутью и очевидно, что из-за ртутной интоксикации царь не контролировал свое психическое состояние, страдал от сильных болей. Периоды покаяния сменялись страшными приступами ярости. Во время одного из таких приступов 9 ноября 1581 года царь Иван Грозный случайно убил своего сына Ивана Ивановича, попав посохом с железным наконечником ему в висок. Смерть наследника повергла Ивана Грозного в отчаяние, он отправил в монастырь на помин души сына большой вклад.

    Жёны Ивана Грозного:

    1. Анастасия Романовна
    2. Мария Темрюковна
    3. Марфа Собакина
    4. Анна Колтовская
    5. Анна Васильчикова
    6. Василиса Мелентьева
    7. Мария Нагая

    Точное количество жен Ивана Грозного неизвестно. Возможным объяснением многочисленности его браков, не свойственной для того времени, является возможно то, что несмотря на любвеобильность, царь в то же время был большим педантом в соблюдении религиозных обрядов и стремился обладать женщинами только как законный муж. Сам Иоанн Грозный в духовной грамоте признавал за собой и «блуд», и «чрезъестественные блужения».

    Дети Ивана Грозного:

    • Дмитрий Иванович (1552-1553гг.) — наследник отца был уронен случайно в реку в младенчестве.
    • Иван Иванович (1554-1581гг.) — по одной из версий погиб во время ссоры с отцом, по 2-й версии, умер в результате болезни.
    • Фёдор I Иоаннович;
    • царевич Дмитрий.
    • Мария

    Вошел в историю не только как тиран. Он был одним из самых образованных людей своего времени, обладал богословской эрудицией, феноменальной памятью. Он автор многочисленных посланий, музыки и текста к службе праздника Владимирской Богоматери, канона Архангелу Михаилу. Царь активно способствовал организации книгопечатания и строительству храма Василия Блаженного на Красной площади. Он любил читать, был обладателем крупнейшей библиотеки в Европе, был хорошим оратором.

    В последние годы жизни у царя усилились боли в позвоночнике (мощные соялные отложения), он перестал ходить.

    18 марта 1584 царь умер. Перед смертью, согласно летописным источникам, Иоанн Грозный завещал младшему сыну Дмитрию Углич со всеми уездами.

    Спор о результатах правления царя Ивана Васильевича Грозного продолжается уже 5 веков. Некоторые современники считали его грубым, но праведным судьей, богочестивым человеком, проницательным правителем.

    Многие российские историографы описывают Грозного, как великого и мудрого царя в 1-ю половину царствования и беспощадного тирана во 2-ю. Иностранные деятели отмечали создание им хорошей русской артиллерии, укрепление самодержавия и искоренение ересей.

    В конце ХХ века обсуждался вопрос канонизации Грозного, но эта идея встретила категорическое осуждение церковного священноначалия и патриарха.

    Образ Ивана Грозного отображен в искусстве: в живописи (Илья Репин, «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года»), в кинематографе («Иван Грозный» (1944), «Иван Васильевич меняет профессию» (1973), «Царь Иван Грозный» (1991), «Ермак» (1996), «Иван Грозный и митрополит Филипп» (2008).

    4 октября 2016 в городе Орле был торжественно открыт первый в России памятник Ивану Грозному