Войти
В помощь школьнику
  • Придаточные образа действия и степени Сложноподчиненное предложение с придаточным степени
  • Описание работы реактора
  • Подготовка соборного уложения
  • Пахнет жареным А всё, что не по графику, – на фиг
  • Прилагательные характеризующие человека с хорошей стороны — самый полный список Современные прилагательные список
  • Чародольский князь (Ведьмин крест) Чародол 2 чародольский князь читать
  • Виды научных исследований. Основы научного исследования Результаты и методы научных исследований

    Виды научных исследований. Основы научного исследования Результаты и методы научных исследований

    Всякое научное исследование от творческого замысла до окон­чательного оформления научного труда осуществляется весьма индивидуально. Но все же можно определить и некоторые об­щие методологические подходы к его проведению, которые при­нято называть изучением в научном смысле.

    Современное научно-теоретическое мышление стремится про­никнуть в сущность изучаемых явлений и процессов. Это воз­можно при условии целостного подхода к объекту изучения, рассмотрения этого объекта в возникновении и развитии, т.е. применения исторического подхода к его изучению.

    Известно, что новые научные результаты и ранее накоп­ленные знания находятся в диалектическом взаимодействии.

    Лучшее и прогрессивное из старого переходит в новое и дает ему силу и действенность. Иногда позабытое старое вновь воз­рождается на новой научной основе и живет как бы вторую жизнь, но в ином, более совершенном виде.

    Изучать в научном смысле - это значит вести поисковые исследования, как бы заглядывая в будущее. Воображение, фан­тазия, мечта, опирающиеся на реальные достижения науки и техники, являются важнейшими факторами научного исследо­вания. Но в то же время научное изучение - это обоснованное применение научного предвидения, это хорошо продуманный расчет.

    Изучать в научном смысле - это значит быть научно объ­ективным. Нельзя отбрасывать факты и сторону только потому, что их трудно объяснить или найти им практическое приме­нение. Дело в том, что сущность нового в науке не всегда видна самому исследователю. Новые научные факты и даже открытия из-за того, что их значение плохо раскрыто, могут долгое время оставаться в резерве науки и не использоваться на практике.

    При научном исследовании важно все. Концентрируя вни­мание на основных или ключевых вопросах темы, нельзя не учитывать так называемые косвенные факты, которые на пер­вый взгляд кажутся малозначительными. Часто бывает, что имен­но такие факты скрывают за собой начала важных открытий.

    В науке мало установить какой-либо новый научный факт, важно дать ему объяснение с позиций современной науки, по­казать его общепознавательное, теоретическое или практическое значение.

    Накопление научных фактов в процессе исследования - всегда творческий процесс, в основе которого всегда лежит за­мысел ученого, его идея. В философском определении идея представляет собой продукт человеческой мысли, форму от­ражения действительности. Идея отличается от других форм мышления и научного знания тем, что в ней не только от­ражен объект изучения, но и содержится сознание цели, пер­спективы познания и практического преобразования действи­тельности.

    Идеи рождаются из практики, наблюдений окружающего ми­ра и потребностей жизни. В основе идей лежат реальные факты и события. Жизнь выдвигает конкретные задачи, но зачастую не сразу находятся продуктивные идеи для их решения. Тогда на помощь приходит способность исследователя предлагать но­вый, совершенно необычный аспект рассмотрения задачи, ко­торую долгое время не могли решить при обычном подходе к делу или, как говорят, пытались решить ее "в лоб".

    Развитие идеи до стадии решения задачи обычно соверша­ется как плановый процесс научного исследования. Хотя в на­уке известны случайные открытия, но только плановое, хорошо оснащенное современными средствами научное исследование на­дежно позволяет вскрыть и глубоко познать объективные за­кономерности в природе. В дальнейшем идет процесс продол­жения целевой и общеидейной обработки первоначального за­мысла, уточнения, изменения, дополнения и развития намечен­ной схемы исследования.

    Общая схема хода научного исследования

    Весь ход научного исследования можно представить в виде сле­дующей логической схемы:

    1. Обоснование актуальности выбранной темы.

    2. Постановка цели и конкретных задач исследования.

    3. Определение объекта и предмета исследования.

    4. Выбор методов (методики) проведения исследования.

    5. Описание процесса исследования.

    6. Обсуждение результатов исследования.

    7. Формулирование выводов и оценка полученных результа­тов.

    Обоснование актуальности выбранной темы - на­чальный этап любого исследования. В применении к диссер­тации понятие "актуальность" имеет одну особенность. Диссер­тация, как уже указывалось, является квалификационной ра­ботой, и то, как ее автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность.

    Освещение актуальности должно быть не многословным. На­чинать ее описание издалека нет особой необходимости. До­статочно в пределах одной машинописной страницы показать главное - суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы. Таким образом, формулировка проблемной ситуации - очень важная часть введения. Поэтому имеет смысл остановиться па понятии "проблема" более подробно.

    Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания но­вых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Эти трудности в наиболее отчетливой форме проявляют себя в так называемых проблемных ситуациях, когда существующее науч­ное знание оказывается недостаточным для решения новых за­дач познания.

    Проблема всегда возникает тогда, когда старое знание уже обнаружило свою несостоятельность, а новое знание еще не при­няло развитой формы. Таким образом, проблема в науке - это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Такая ситуация чаще всего возникает в результате открытия новых фактов, которые явно не укладываются в рамки прежних те­оретических представлений, т.е. когда ни одна из теорий не может объяснить вновь обнаруженные факты.

    Правильная постановка и ясная формулировка новых про­блем нередко имеет не меньшее значение, чем решение их са­мих. По существу, именно выбор проблем, если не целиком, то в очень большой степени определяет стратегию исследова­ния вообще и направление научного поиска в особенности. Не случайно принято считать, что сформулировать научную про­блему - значит показать умение отделить главное от второ­степенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизве­стно науке о предмете исследования.

    Таким образом, если соискателю удается показать, где про­ходит граница между знанием и незнанием о предмете исследо­вания, то ему бывает нетрудно четко и однозначно определить научную проблему, а следовательно, и сформулировать ее суть.

    Отдельные диссертационные исследования ставят целью раз­витие положений, выдвинутых той или иной научной школой. Темы таких диссертаций могут быть очень узкими, что отнюдь не умаляет их актуальности. Цель подобных работ состоит в решении частных вопросов в рамках той или иной уже доста­точно апробированной концепции. Таким образом, актуальность таких научных работ в целом следует оценивать с точки зре­ния той концептуальной установки, которой придерживается диссертант, или того научного вклада, который он вносит в разработку общей концепции.

    Между тем, соискатели часто избегают брать узкие темы. Это неправильно. Дело в том, что работы, посвященные широ­ким темам, часто бывают поверхностными и мало самостоятель­ными. Узкая же тема прорабатывается более глубоко и деталь­но. Вначале кажется, что она настолько узка, что и писать не о чем. Но по мере ознакомления с материалом это опасение исчезает, исследователю открываются такие стороны проблемы, о которых он раньше и не подозревал.

    Актуальные научные решения, лежащие в основе диссерта­ционной работы, могут рассматриваться как заявки па изобре­тения и открытия, если они отличаются новизной и дают по­ложительный эффект.

    От доказательства актуальности выбранной темы логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследова­ния, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить..., описать..., установить..., выяс­нить..., вывести формулу и т.п.).

    Формулировки этих задач необходимо делать как можно бо­лее тщательно, поскольку описание их решения должно соста­вить содержание глав диссертационной работы. Это важно так­же и потому, что заголовки таких глав рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.

    Объект и предмет исследования как категории научного про­цесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследо­вания. Именно на него и направлено основное внимание дис­сертанта, именно предмет исследования определяет тему диссер­тационной работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.

    Очень важным этапом научного исследования является вы­бор методов исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым ус­ловием достижения поставленной в такой работе цели.

    Описание процесса исследования - основная часть дис­сертационной работы, в которой освещаются методика и тех­ника исследования с использованием логических законов и правил.

    Очень важный этап хода научного исследования - обсуж­дение его результатов, которое ведется на заседаниях про­филирующих кафедр, ученых советов, на заседаниях, где дается предварительная оценка теоретической и практической ценно­сти диссертации и коллективный отзыв.

    Заключительным этапом хода научного исследования явля­ются выводы, которые содержат то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведенной дис­сертационной работы.

    В или среди прочих факторов необходимо перечислить методы исследования . Выбрать подходящие методы, применить их в процессе написания работы и грамотно описать во введении – задача не из лёгких. Она усложняется ещё и тем, что в каждой сфере исследования: психология, медицина, финансы, педагогика и прочие, применяются свои, узконаправленные методы. Ниже мы раскроем их сущность и назовём их общие и специальные виды.

    Что такое методы исследования?

    Это первый вопрос, в котором следует разобраться. Итак, методы исследования – это те шаги, которые мы выполняем на пути к своей работы. Это способы, которые помогают нам решить поставленные задачи.

    По причине их огромного количества существуют разные классификации методов исследования , подразделения на виды, объединения в группы. Прежде всего, их принято разделять на две категории: универсальные и частные. Первая категория применима для всех отраслей знания, а вторая отличается более узкой направленностью и охватывает те методы, которые применяются строго в той или иной сфере науки.

    Следующую классификацию рассмотрим более подробно и выделим их виды: эмпирические, теоретические, количественные и качественные. Далее рассмотрим методы, применимые в конкретных сферах познания: педагогике, психологии, социологии и прочих.

    Эмпирические методы исследования

    Этот вид основан на эмпирическом, то есть чувственном восприятии, а также на измерении с помощью приборов. Это важный компонент научных исследований во всех областях знаний от биологии до физики, от психологии до педагогики. Он помогает определять объективные законы, в соответствии с которыми происходят изучаемые явления.

    Приведённые ниже эмпирические методы исследования в курсовой работе и прочих студенческих трудах вполне можно назвать основными или универсальными, потому что они актуальны для абсолютно всех областей познания.

    • Изучение разнообразных источников информации. Это не что иное, как элементарный сбор информации, то есть этап подготовки к или курсовой работы. Сведения, на которые вы будете опираться, можно брать из книг, прессы, нормативно-правовых актов и, наконец, из интернета. При поиске информации следует помнить, что не все находки являются достоверными (особенно в интернете), поэтому при выборке сведений следует отнестись к ним критически и обращать внимание на подтверждение и сходство материалов из разных источников.
    • Анализ полученных сведений. Это этап, который идёт следом за сбором информации. Недостаточно просто найти нужный материал, нужно ещё и тщательно проанализировать его, проверить на логичность, достоверность и .
    • Наблюдение. Этот метод представляет собой целенаправленное и внимательное восприятие изучаемого явления с последующем сбором информации. Чтобы наблюдение принесло желаемые плоды, необходимо подготовиться к нему заранее: составить план, набросать факторы, требующие особого внимания, чётко определиться со сроками и объектами наблюдения, подготовить таблицу, которую вы будете заполнять в процессе работы.
    • Эксперимент. Если наблюдение – это скорее пассивный метод исследования, то эксперимент характеризуется вашей активной деятельностью. Для проведения опыта или серии опытов вы создаёте определённые условия, в которые помещаете предмет исследования. Далее вы наблюдаете за реакцией предмета и фиксируете результаты опытов в виде таблицы, графика или диаграммы.
    • Опрос. Этот метод помогает глубже заглянуть в изучаемую проблему, задавая конкретные вопросы вовлечённым в неё людям. Опрос применяется в трёх вариациях: это интервью, беседа и анкетирование. Первые два вида устные, а последний – письменный. После выполнения опроса нужно чётко сформулировать его результаты в виде текста, диаграммы, таблицы или графика.

    Теоретические методы исследования

    Методы проведения исследования данного вида отличаются абстрактностью и обобщённостью. Они помогают систематизировать собранный материал для успешного его изучения.

    • Анализ. Чтобы лучше понять материал, его необходимо разложить на составные единицы и подробно изучить каждую. Этим и занимается анализ.
    • Синтез. Противопоставление анализу, необходимое для объединения разрозненных элементов в единое целое. К этому методу мы прибегаем, чтобы получить общее представление об изучаемом явлении.
    • Моделирование. Чтобы подробно изучить предмет исследования, иногда нужно поместить его в специально созданную модель.
    • Классификация. Этот метод схож с анализом, только информацию он распределяет на основе сравнения и разделяет на группы, опираясь на общие признаки.
    • Дедукция. В лучших традициях Шерлока Холмса этот метод помогает перейти от общего к частному. Этот переход полезен для более глубокого проникновения в сущность изучаемого явления.
    • Индукция. Этот метод – противопоставление дедукции, он помогает переходить от единичного случая к изучению цельного явления.
    • Аналогия. Принцип её действия заключается в том, что мы находим определённые сходства между несколькими явлениями, а затем выстраиваем логические умозаключения о том, что и другие черты у этих явлений могут совпадать.
    • Абстрагирование. Если отвлечься от ярких свойств изучаемого явления, можно выявить те его характеристики, на которые мы доселе не обращали внимания.

    Количественные методы исследования

    Эта группа методов помогает анализировать явления и процессы с опорой на количественные показатели.

    • Статистические методы нацелены на первоначальный сбор количественных данных и дальнейшее их измерение для исследования масштабных явлений. Полученные количественные характеристики помогают выявить общие закономерности и устранить случайные незначительные отклонения.
    • Библиометрические методы позволяют изучить структуру, взаимную связь и динамику развития явлений в документационной и информационной областях. Это и подсчет количества сделанных публикаций, и контент-анализ, и цитат-индекс, т.е. определение объёма цитирования различных источников. На их основе можно отследить обращаемость изучаемых документов, степень их использования в различных сферах познания. Отдельного упоминания заслуживает контент-анализ, поскольку он играет важную роль при изучении большого объёма различных документов. Его суть сводится к подсчёту смысловых единиц, которыми могут стать те или иные авторы, произведения, даты выпуска книг. Результатом исследования с помощью этого метода становятся сведения об информационном интересе населения и общем уровне их информационной культуры.

    Качественные методы исследования

    Методы, объединённые в этой группе, направлены на выявление качественных характеристик изучаемых явлений, чтобы на их основе мы могли раскрыть глубинные механизмы различных процессов в обществе, включая влияние средств массовой информации на сознание отдельного человека или определённые черты восприятия информации различными слоями населения. Основная область применения качественных методов – маркетинговые и социологические исследования.

    Рассмотрим важнейшие методы этой группы.

    • Глубинное интервью. В отличие от обыкновенного интервью, которое относится к эмпирическому виду, здесь мы говорим о такой беседе, где недостаточно краткого ответа «да» или «нет», но требуются развернутые, аргументированные ответы. Часто глубинное интервью проводится в форме свободной беседы в неформальной обстановке по заранее составленному плану, а его цель заключается в исследовании убеждений, ценностей и мотивации респондентов.
    • Экспертное интервью. От глубинного аналога эта беседа отличается тем, что в роли респондента выступает эксперт, компетентный в интересующей сфере. Обладая знанием о специфических сторонах изучаемого явления, он высказывает ценное мнение и существенно способствует научному исследованию. Часто в беседах подобного рода участвуют представители власти, работники вузов, руководители и сотрудники организаций.
    • Фокус-групповые дискуссии. Здесь беседа происходит не один на один, а с фокус-группой, состоящей из 10-15 респондентов, которые имеют непосредственное отношение к изучаемому явлению. Во время дискуссии её участники делятся личным мнением, опытом и восприятием предложенной темы, а на основе их высказываний составляется «портрет» социальной группы, к которой относится состав фокус-группы.

    Методы педагогического исследования

    В педагогике исследования проводятся с помощью как универсальных, так и частных методов, необходимых для изучения конкретных педагогических явлений, а также поиска их взаимосвязи и закономерностей. Теоретические методы помогают определять проблемы, и оценивать собранные материалы для исследования, включая монографии по педагогике, историко-педагогические документы, методические пособия и прочие документы, имеющие отношение к педагогике. Изучая литературу по выбранной теме, мы находим, какие проблемы уже решены, а какие ещё недостаточно освещены.

    Помимо теоретических, педагогическое исследование приветствует и эмпирические методы, дополняя их своей спецификой. Так, наблюдение здесь становится целенаправленным и внимательным восприятием педагогических явлений (чаще всего это обычные или открытые уроки в школах). Анкетирование и тестирование часто применяется как к учащимся, так и к педагогическому коллективу для познания сущности образовательных процессов.

    Среди частных методов, которые относятся сугубо к педагогическим исследованиям, следует назвать изучение результатов деятельности учащихся (контрольных, самостоятельных, творческих и графических работ) и анализ педагогической документации (журналов успеваемости учащихся, их личных дел и медицинских карт).

    Методы социологического исследования

    Социологические исследования основываются на теоретических и эмпирических методах, дополненных спецификацией тематики. Рассмотрим, каким образом они преобразуются в социологии.

    • Анализ различных источников для получения максимально точной информации. Здесь изучаются и книги, и рукописи, и видео, и аудио, и статистические данные. Один из видов этого метода – это контент-анализ, который трансформирует качественные факторы изучаемых источников в их количественные характеристики.
    • Социологическое наблюдение. С помощью этого метода собираются социологические данные путём непосредственного изучения явления в его нормальных, естественных условиях. В зависимости от цели наблюдения оно может быть контролируемым или неконтролируемым, лабораторным или полевым, включенным или невключенным.
    • Анкетирование, которое в данной сфере превращается в социологический опрос. Респондентам предлагается заполнить анкету, на основе которой в дальнейшем исследователь получает массив социальной информации.
    • Интервью, то есть устный социологический опрос. В ходе прямой беседы между исследователем и респондентом устанавливаются личные психологические отношения, которые способствуют не только получению ответов на поставленные вопросы, но и изучению эмоциональной реакции респондентов на них.
    • Социальный эксперимент – исследование того или иного социального процесса в искусственных условиях. Он проводится для проверки выдвинутой гипотезы и испытания способов управления сопутствующими процессами.

    Методы психологического исследования

    Методы исследования в психологии – это общенаучные эмпирические и теоретические, а также частные, узконаправленные. Преимущественно исследования здесь опираются на модифицированные наблюдение и эксперимент.

    Наблюдение в психологии заключается в изучении психической деятельности путём регистрации интересующих физиологических процессов и актов поведения. Этот старейший метод наиболее эффективен на первых шагах к изучению проблемы, поскольку помогает предварительно определить важные факторы изучаемых процессов. Предметом наблюдения в психологии могут стать особенности поведения людей, включая вербальные (содержание, продолжительность, частота речевых актов) и невербальные (экспрессия лица и тела, жесты).

    Наблюдение отличается определённой пассивностью исследователя, а это не всегда удобно. Поэтому для более интенсивного и глубокого изучения интересующих психических процессов применяется эксперимент, который в психологическом контексте представляет собой совместную деятельность исследователя и испытуемого (или нескольких испытуемых). Экспериментатор искусственно создаёт необходимые условия, на фоне которых по его мнению изучаемые явления максимально ярко проявят себя. Если наблюдение – это пассивный метод исследования, то эксперимент – активный, т.к. исследователь активно вмешивается в ход исследования, меняет условия его проведения.

    Итак, мы просмотрели различные методы исследований, достойные не только упоминания в или , но и активного применения на практике.

    Житейски-эмпирическое, диагностическое и научное познание

    Научное исследование - это особый вид познавательной деятельности, отличающийся от стихийного (житейски-эмпирического) познания, oт диагностики и от познания в искусстве.

    Для научного познания характерны следующие отличительные особенности:

    /. Наличие специальных методов исследования. Это, пожалуй, основной признак научного исследования. В отличие от житейски-эмпирического познания, которое стихийно, не организовано, научное познание основано на норме деятельности - научном методе.

    2. Точность получаемых данных. Если познание в искусстве опирается на опыт и интуицию субъекта познания, то научное знание основывается на точно установленных фактах, открытие которых становится возможным благодаря использованию специальных методов исследования.

    3. Воспроизводимость полученных результатов, означающая возможность повторно получить установленные данные (факты, закономерности) другими людьми в сходных условиях, т.е. по той же методике, какой уже пользовался исследователь, получивший эти данные. Если при одних и тех же условиях установленный факт не воспроизводится другими исследователями, его нельзя признать научным.

    4. Новизна получаемых результатов. Под новизной результатов понимается новизна не для отдельного человека, осуществляющего познавательный акт, а новизна для общества. Иначе говоря, висследовании должны быть получены такие данные, которые ранее обществу не были известны. Этим научное исследование отличается от диагностического обследования. Сходство между эти-ми двумя видами деятельности в том, что и там, и здесь реализует-ся акт познания. Однако цели его различны: целью исследования, как уже отмечалось, является получение нового знания. Целью диагностики, или распознавании, является определение состояния обследуемого с точки зрения имеющегося знания.

    5. Демократичность. Сопоставляя познание в науке и искусстве по этому признаку, можно сказать, что наука демократична, а искусство элитарно. Демократичность науки проявляется в том, что знание об установленных фактах или закономерностях всегда получает описание с помощью формально логических средств, поэтому его принципиально можно передать другому человеку, и. соответственно, это знание он может понять. В искусстве тоже есть формально логический компонент, который подлежит трансляции. Однако при обучении искусству всегда остается то, что зависит от индивидуальных особенностей и опыта человека, воспринимающего или создающего произведение искусства.

    Тема 2. Понятийный аппарат научного исследования

    Научная работа выполняется в виде реферата, курсового проекта, дипломного проекта, включающего наряду с другими разделами теоретическую (рекомендательную) часть и экономическое обоснование. Работа должна носить завершенный характер: иметь внутреннюю логику, содержать постановку и грамотное решение задач управления, оценку результативности и дальнейшие положения по их использованию. Научная работа должна основываться на собственных разработках автора, полученных им оригинальных решениях и рекомендациях.

    Новыми решениями могут быть: диагностический анализ и вытекающие из него рекомендации, постановка задачи управления, математическая модель процесса, программные средства для решения управленческой задачи, разработка технологии управления, предложения по изменению структуры организации, новая организация производственного процесса, новая система мотивации или концепция управления производительностью, перестановка людей в соответствии с их интересами и особенностями и т.д. Все решения, выводы, результаты должны быть обоснованы путем логического анализа, расчетов, применением апробированных методик, расчетами потенциального эффекта.

    Дипломный проект - самостоятельная творческая работа слушателя, необходимо придерживаться приведенной ниже структуры:

    Титульный лист;

    Основная текстовая часть;

    Заключение;

    Терминология;

    Список использованной литературы;

    Приложения.

    Методология научного исследования - это наука о научных способах отражения и исследования каких-либо процессов, областей деятельности человека.

    Методология - это наука о научном познании мира с помощью научного инструментария т.е методов исследования

    Исследование это изучение какой-либо области или вопроса (задачи) с помощью подобранных приемов и методов исследования.

    Метод - это способ достижения какой-либо цели, решение конкретной задачи, а так же совокупность приемов или операций познания действительности.

    Прием - это часть метода.

    Приемы, как и методы, могут быть разнообразны, и от умения ими пользоваться зависит результат и успех исследования.

    Метод отражает то или иное действие, способ, знание методов, а так же приемов, умение использовать их на практике определяет профессионализм.

    Для выполнения исследования необходимо сначала выбрать его направление (например: управление в маркетинге; учетная политика)

    В исследовании тема рассматривается как система.

    Любая система характеризуется структурой.

    Структура содержит элементы.

    Система может быть сложной и простой.

    Простая система может состоять только из элементов.

    При формулировании темы система состоит из четырех элементов:

    2) Сфера производства (деятельности) (например: строительное предприятие) т.е. указывается сфера промышленности;

    3) Продукция производства (например: иногда продукция производства на сферу деятельности предприятия);

    4) Экономические условия (например: в условиях внедрениях внедрения новейших информационных технологий).

    Например, Тема: Эффективность управления строительным предприятием по производству мебели в условиях внедрения новейших технологий.

    Примеры в их развитии:

    1. Управление предприятием «-»;

    2. Эффективность управления предприятием «-»;

    3. Эффективность управления строительным предприятием «-»;

    4. Эффективность управления строительным предприятием по производству мебели «-»;

    5. Эффективность управления строительным предприятием по производству мебели в условиях внедрения новейших технологий «+».

    Варианты формулирования темы:

    1. Эффективность управления строительным производством по выпуску мебели в условиях обновления технологий;

    2. Совершенствование управления производственным предприятием по выпуску мебели в условиях обновления технологий;

    3. Совершенствование управления производства мебели в условиях внедрения современных технологий;

    4. Совершенствование управления экономикой строительного производства по выпуску мебели в условиях использования инновационных технологий;

    5. Эффективность управления инновациями в производстве мебели;

    6. Основные направления повышения эффективности развития экономики производства мебели в условиях внедрения современных технологий;

    7. Пути совершенствования производства мебели в условиях внедрения современных технологий;

    8. Совершенствование экономики автотранспортного предприятия в условиях обновления технопарка;

    9. Эффективность управления коммерческим банком в условиях валютного кризиса.

    10.Совершенствование управления кредитным подразделением банка в условиях роста цен на недвижимость.

    Структура исследования

    Структура исследования раскрывается в введении (с третьей страницы - после содержания: главы и параграфы)

    Структура введения состоит из 14-ти элементов, каждый начинается с красной строки:

    1. Актуальность;

    2. Теоретическое исследование;

    3. Цель исследования;

    4. Объект исследования;

    5. Предмет исследования;

    6. Гипотеза исследования (с условиями);

    7. Задачи исследования (определяются условиями);

    8. Методологическая основа исследования;

    9. Методы исследования;

    10. Противоречие; 11.Проблема;

    13.Новизна исследования;

    14.Практическая значимость;

    Последовательность изложения этих элементов исследования нарушать нельзя (т.к. в ней заложена определенная логика рассуждений).

    Структура:

    1. Актуальность.

    Раскрывается с помощью 3-4 аспектов:

    Экономического;

    Социально-экономического;

    Социального;

    Правового.

    В зависимости от направленности исследования выбирается совокупность тех или иных аспектов. Тема выражает суть проблемы и направлена на ее решение. При формирование темы необходимо помнить, что работа должна быть выполнена на актуальную проблемную тему; выполнение которой и полученные результаты могли бы быть направлены на внедрение в практику. Профессионализм исследования определяется уже с первых строк выполненной работы. Актуальность должна быть изложена очень лаконично не более 1-1,5 страницы.

    2. Теоретическое исследование.

    Это анализ литературы, тех научных трудов, в которых изложены исследования авторов т.е. тех ученых, которые работали в направлении выбранного исследования курсовой работы. При выполнении теоретического исследования изучаются и уточняются знания в той или иной области, которые изложены, изучены авторами или рядом авторов в конкретных работах. Что бы выполнить исследование по выбранной теме, необходимо знать, что уже исследовано, какие выводы сделаны. В процессе проведения теоретического исследования автор может сделать некоторые обобщения, структурирование знаний. При проведении теоретического исследования обязательным является указание наименования работы и автора, выполнение сносок и ссылок. Не допускается плагиат (плагиат - умышленное присвоение авторства чужого произведения науки или искусства, чужих идей или изобретений). Текст в процессе анализа должен перерабатываться автором, выполняющим исследование. Необходимо тщательно проанализировать, обобщить, систематизировать, конкретизировать выбранную область знаний, выделив при этом самые главные и важные исследования с указанием авторов. Обязательно проанализировать современные исследования, проблемы, вопросы, изложенные в научных, научно-популярных изданиях, а так же журналах, газетах т.е необходимо владеть современной информацией.

    Список литературы:

    1. Нормативно-правовая;

    2. Научная литература;

    3. Профессиональная и специальная литература;

    4. Научная и научно-популярная литература, периодические издания...;

    5. Профессиональные словари;

    6. Словари синонимов (помогают уточнить профессиональный термин, придать ему определенную окраску или направление);

    7. Толковый словарь русского языка;

    8. Энциклопедии;

    9. Интернет-ресурсы.

    3. Цель исследования.

    Цель исследования всегда конкретна, цель всегда одна. Цель направлена на выявление и раскрытие практических задач на основе теоретических знаний. В цели формулируется выявление самого важного, главного, с помощью чего можно добиться совершенствование, повышение эффективности (необходимо указать сферу производства, продукцию и экономические условия производства). Она может быть как узконаправленной, так и более широкой. Цель является одной из важнейших задач исследования. Ключевые слова для формулирования цели: определить, выявить, найти, поиск, разработать. Если используется термин «разработка», то обязательно нужно указать для чего именно нужна разработка. Это могут быть эффективные методы, методики, условия, факторы, особенности, механизмы. Генезис (происхождение) цели - из темы, актуальности, проблемы и принципа целеполагания (можно полагать цель, устанавливать самостоятельно на основе темы, актуальности, теоретического исследования).

    Например: Целью исследования является определение путей повышения эффективности управления производством…

    4. Объект исследования.

    Это направленность исследования (1-й элемент темы). Объектом, как правило, являются деятельность фирмы, предприятия или система деятельности (система менеджмента, маркетинга). Виды деятельности, которые осуществляет предприятие:

    Экономическая;

    Финансово-экономическая;

    Финансовая;

    Финансово-хозяйственная;

    Хозяйственная;

    Управленческая;

    Маркетинговая;

    Благотворительная, образовательная, общественная, политическая и т.д.

    Если в объекте рассматривается система, то обязательно должна быть раскрыта структура ее функционирования.

    Любая система характеризуется структурой и элементами, а поэтому когда объектом является система, то необходимо рассмотреть и определить функциональность этой структуры, полноту, недостаточность, связи и взаимосвязи, с целью повышения эффективности этой системы.

    5. Предмет исследования.

    Это сторона объекта исследования или его часть, т.е. когда мы рассматриваем (исследуем) какой-либо вид деятельности предприятия, то в предмете исследуется процесс деятельности или какая-то часть этой деятельности. Предметом исследования могут быть как условия развития, организационный механизм. Предметом исследования может быть процесс деятельности, может рассматриваться часть процесса деятельности.(например, технология – последовательный процесс изготовления (создания, развития, управления) чего-либо. Если объект – это деятельность, то предметом может выступать процесс этой деятельности (например, стройка – объект, чем строят - предмет). Если тема – система, то объектом исследования является система управления , а предметом исследования является процесс разработки, определение элементов этой системы (структуры и содержание). Это же относится и к системе.

    6. Гипотеза исследования.

    Это теоретическая форма открытия истины, научное предположение. Оно (предположение) включает в себя и указывает условия и пути повышения эффективности той или иной деятельности. Гипотеза формируется из темы, далее формируются условия гипотезы. В гипотезе должен быть сформирован предполагаемый результат работы, то, что установлено данным исследованием, что будет доказано данной работой. Когда профессионально формулируется гипотеза, то это означает обязательное наличие в гипотезе условий (положений) т.е тех экономических, социально-экономических, правовых... условий с помощью выполнения и решения которых будет достигнута цель исследования. Условия гипотезы связаны с теми аспектами, которые раскрываются в «Актуальности». Формулирование гипотезы начинается следующим образом:

    Например: Рабочей гипотезой данного исследования является следующее предположение. Эффективность управления производством строительных материалов в условиях повышения качества продукции будет достигаться, если:

    - у процессе управления учитываются проблемы производства строительных материалов(указать какие проблемы);

    - процесс управления организуется в условиях применения современных методов организации труда (указать методы);

    - применяются экологически чистые материалы (указать какие);

    -организация труда осуществляется на основе требований НОТ (научная организация труда) (указать какие).

    Условий гипотезы может быть, 2-е, 3-и, 4-е (по количеству). Ключевые слова: применение…, осуществление…, использование …, внедрение…., введение…

    7. Задачи исследования.

    Вытекают и формулируются из гипотезы, а конкретно из условий гипотезы, в той же последовательности. Ключевые слова:

    Определить;

    Выявить;

    Установить;

    Разработать;

    Уточнить (теоретическую базу, основу. Если будут изменения в теоретической базе);

    Проанализировать (для чего? Эта задача бывает редко).

    Например: Из гипотезы вытекают задачи исследования:

    1. Определить содержание производственного процесса, основанного на применении передовой техники и технологии

    2. Выявить проблемы производства строительных материалов.

    3. Установить современные методы организации труда.

    4. Установить перечень применяемых экологически чистых материалов;

    5. Установить условия научной организации труда.

    8. Методологическая основа исследования

    Это экономические теории, подходы, аспекты, принципы, положения. Когда определены задачи исследования, формируется методологическая основа исследования: это теоретические положения, концепции, решения. Они являются основополагающими для проведения исследования по конкретной теме, при этом обязательно дается формулировка теории с указанием автора или авторов. Умение сформулировать методологическую основу исследования определяет уровень профессионализма. Именно от заложенной в основу исследования теории или подхода (грамотно, профессионально) зависит успех выполнения исследования, т.к. это связано в свою очередь с выдвигаемыми условиями гипотезы, а значит и задачами.

    9. Методы исследования.

    Это научный инструментарий, с помощью которого проводится исследование.

    Методы подразделяются на:

    Общенаучные;

    Профессиональные, специальные.

    Общенаучные:

    Анализ и синтез;

    Дедуктивный;

    Индуктивный....

    Обобщение;

    Сравнение;

    Конкретизация;

    Систематизация;

    Объяснение;

    Демонстрация;

    Эксперимент

    Прием - часть метода:

    Наблюдение;

    Статистическая обработка данных;

    Хронометраж;

    Профессиональные и специальные методы связаны с изучением профессиональных и специальных дисциплин. Их необходимо знать для проведения исследований, так как любой метод означает действие.

    Специальные:

    Методы изучения документов

    Методы социологических исследований управления

    Метод экспериментирования «Деловая игра»

    Метод тестирования

    Методы экспертных оценок и SWOT-анализа в исследовании систем управления

    Метод исследования взаимодействия факторов

    Профессиональные:

    Экономический эксперимент;

    Метод экономического анализа;

    Метод ФИФО...

    С метода исследования начинается «красная строка», т.к метод означает действие, а значит это действие при изложении необходимо объяснять и описывать. Именно использование методов исследования позволяет на основании анализа и обобщения литературы и чужого опыта сделать авторской (пример: анализ работы автора подтверждает утверждение « » ).

    10. Противоречия.

    Это несоответствие теории практике функционирования изучаемого объекта. Противоречие определяется на основе анализа теории и анализа практики, опыта функционирования в той или иной деятельности.

    11. Проблема.

    Проблема формируется из противоречия. Определяет более узкий круг профессионально исследуемых вопросов по теме. Проблема - это профессиональный круг рассматриваемых вопросов, позволяющий более детально решать конкретные задачи. Проблема заключается в поиске оптимальных условий, методов, механизма для совершенствования. Проблема определяет выбор темы и позволяет и позволяет ее конкретно сформулировать, то есть всеми предыдущими рассуждениями обосновывается и доказывается верность и актуальность выбора темы исследования.

    12.Тема.

    Тема вытекает (определяется проблемой) из проблемы (то есть мы ее – тему доказали). Это конкретизированная формулировка предварительного исследования вопросов, определенных проблемой, т.е тема формулируется из проблемы, уточняется, подтверждается. При выборе темы следует руководствоваться актуальностью проблемы, наличием специальной научной литературы, возможностью получения конкретных статистических и практических данных, что подтверждается заказом на разработку с производства.

    13.Новизна исследования.

    Новизна исследования заключается в обосновании результатов исследования с объяснением условий гипотезы, т.е доказательством выдвинутых условий, путей повышения эффективности.

    13.Практическая значимость - это ответ на научно поставленные задачи исследования, а также формулировании выводов, предложений, рекомендаций. В практической значимости анализируются и обобщаются результаты; даются конкретные практические рекомендации.

    Например: Эффективность управления маркетингом на строительном производстве по выпуску мебели в условиях внедрения новейших технологий.

    Введение………………….…………………………………………………...3

    Глава I. Теоретические основы управления маркетингом

    1.1 Сущность и принципы управления маркетингом.........................

    1.2 Методы управления маркетингом на предприятии........................

    1.3 Практика (опыт) эффективного управления маркетингом на предприятиях по производству мебели...........................................

    Глава II. Пути повышения эффективности маркетинговой деятельности в управлении строительным производством по производству мебели.

    2.2 Особенности маркетинговой деятельности в производстве мебели на современном рынке сбыта................................................................

    2.3 Экономические факторы, влияющие на эффективность маркетинга в производстве и сбыте мебельной продукции...................................

    2.4 Методы совершенствования управления маркетингом производственного предприятия по выпуску мебели......................................................

    Заключение...................................................................................

    Терминология.................................................................................................

    Список литературы..........................................................................................

    Приложения....................................................................................................

    В разделах следует придерживаться следующей структуры.

    Во "Введении" следует обосновать актуальность темы для данного предприятия, теоретическое исследование (с указанием имен авторов и литературы), цель, объект и предмет исследования, гипотеза, задачи, методологическая основа исследования, методы, противоречие, проблемность, тема, новизна, практическую значимость.

    В основной текстовой части должны быть указаны как минимум три части: теоретико-методологическая, описание предприятия и поиск в нем положений менеджмента, нуждающихся в теоретико-практическом применении. Во второй главе дается обзор литературы по проблеме, формируется концепция, обосновывается методика анализа проблемы в конкретной организации (предприятии, фирме), и в третьей главе должно быть обоснование практической, информационной, компьютерной базы исследования данной проблемы и необходимости ее дальнейшего исследования. В этой главе на основе методики анализа исследуется состояние проблемы на предприятии. Материалами для анализа могут быть планы работы организаций, годовые отчеты, статистическая отчетность и другая служебная документация. Материалы, служащие базой для обоснования и анализа, должны быть достаточно полными и достоверными, чтобы, опираясь на них, можно было бы проанализировать положение дел, вскрыть и наметить пути их использования, а также устранить вскрытые недостатки в работе. Следует избегать ненужных сведений, отбирая только те, которые будут использованы в процессе работы.

    В "Заключении" должны быть основные выводы, предложения, рекомендации по каждой главе и их практическое применение.

    Методы организации научной работы

    Знание методики и методологии организации научной работы дает возможность:

    правильно составить план научной работы (курсовой работы, дипломной и т.п.).

    правильно построить все части научной работы, чтобы все части служили обоснованию результата:

    выбрать тему;

    сформулировать цель (задачу);

    оптимально написать "Введение";

    рассредоточить материал по разделам (главам, параграфам и т.п.) и дать им заглавия;

    сделать заключение, т.е. подвести итоги обоснования результата.

    Для методологии науки целесообразно рассмотрение научной работы как частного случая вопросно-ответного мышления:

    заглавие всей работы представляется как основной вопрос научной работы;

    заглавия разделов работы - как вспомогательные вопросы;

    распределение материала всей работы на подразделы означает сведение вопроса к вспомогательным вопросам;

    ограничение сведения подразделами низшего уровня является достижением в сведении вопросов, являющихся правильными вспомогательными вопросами;

    основной результат рассматривается как ответ на основной вопрос;

    вспомогательные результаты - как ответы на вспомогательные вопросы;

    обоснование результатов - как обоснование ответов на основе принятых предпосылок и ответов на вопросы более низкого уровня.

    Организация научной работы состоит в правильном (удовлетворяющем обоснование результата) разбиении ее на части и установлении такого построения этих частей и их взаимосвязи, чтобы достигалась основная методологическая задача - обоснование основного результата научной работы. Частями научной работы являются:

    название темы;

    постановка цели (задачи);

    введение;

    заключение.

    Основное методологическое правило организации научной работы: все части должны быть так связаны между собой, чтобы каждая из них прямо или опосредованно детерминировалась основным результатом и отвечала задаче его обоснования. Короче говоря, результат определяет специфику каждой из частей научной работы. Поэтому без знания результата бессмысленно пытаться оценить качество какой-либо из этих частей, судить о ее приемлемости или неприемлемости.

    Таким образом, научная работа в методологическом аспекте - это интеррогативная система, все части которой и их соотношения выразимы в терминах интеррогативного язык, например, таких как термин, вопрос, основной и вспомогательный вопрос, корректный вопрос, ответ, редукция (сведение) вопроса, дедукция (выведение) ответа .

    Методологические требования к результату научной работы :

    Результат должен быть конкретным суждением.

    Это, во-первых, означает, что результат должен быть утвердительным предложением, в котором что-то и о чем-то должно утверждаться. Значит, надо четко представить, о чем идет речь, и что об этом объекте утверждается. Ясно, что в таком случае основные термины утверждения должны быть явно и ясно определены. Результат не может быть выражен словосочетанием или вопросительным предложением. Однако именно такая ошибка допускается.

    Например, выражение "причинность в объективной действительности" не может считаться результатом, ибо в нем ничто и ни о чем не утверждается. Это словосочетание. Оно может выражать вопрос, если выполняет функцию заглавия, но не может выражать результат. Результатом в этом случае может быть выражение типа "причинностью в объективной действительности является то-то и то-то". Это уже утверждение, которое может быть истинным или ложным.

    Истинность результата должна быть обоснованной . Основная задача научной работы и состоит в обосновании истинности результата исследования.

    В курсовых, дипломных работах, научных статьях и монографиях должна быть показана новизна и актуальность результата.

    А. Методологические требования к заглавию

    Как мы уже говорили, заглавие научной работы - это ее основной вопрос. Заглавия разделов работы - вспомогательные вопросы. Низший уровень заглавий, полученных сведением основного вопроса работы - вспомогательные корректные вопросы. Основная методологическая проблема заглавия - как методологически правильно его сформулировать.

    При решении этой проблемы следует руководствоваться следующим методологическим требованием: заглавие должно выражать (словосочетанием или предложением какой-либо грамматической категории) вопрос, ответом на который должен быть основной результат научной работы. Отсюда следует, что заглавие должно существенно определяться основным результатом. При этом могут учитываться и другие (несущественные, но желательные) дополнительные требования: краткость, употребление возможно более понятных терминов, правильная стилистика и т.п.

    Ради краткости написания заглавий выработался даже специальный язык заглавий. При написании заглавия мы как бы переводим выражения обычного языка на язык заглавий. Никаких строгих предписаний здесь нет, но все-таки определенными стандартами ("штампами") следует руководствоваться. Один пример мы уже приводили: там, где надо выразить взаимосвязь, пишем слово "и ". Другой пример: там, где надо выразить необходимые условия для возникновения или существования явления, пишется слово "значение". Правда, иногда авторы употребляют слово " значение " не вместо слова "необходимые условия", а вместо "произвольные условия". Это дезориентирует реципиента, работа теряет научный смысл. Что-то для чего-то всегда имеет хоть какое-то значение, хотя бы и самое несущественное, чему научная работа не может быть посвящена.

    Чтобы заглавие адекватно выражало основной вопрос, необходимо, чтобы в нем достаточно ясно было распознаваемо ключевое слово вопроса. Для этого данное слово надо стараться поставить в заглавии на первое место. Поясним сказанное на следующем примере:

    Пусть основным результатом исследования в области гносеологии науки является тезис о том, что принципы относительности и плюрализма истинности в познании необходимы для решения методологических проблем соизмеримости теорий, истинности несовместимых теорий, обоснования и применимости теорий и т.п. Об этом мы будем рассуждать в главе III .

    На основе полученного результата можно так сформулировать основной вопрос работы: "Какова необходимость применения гносеологических принципов для решения указанных методологических проблем научного познания?"

    На базе этого вопроса, учитывая дополнительные требования, можно дать следующее заглавие нашей работе "Значение теории познания для методологии науки". Ясно, что некоторой информацией, содержащейся в вопросе, мы пренебрегли во имя краткости и правильной стилистики заглавия. Однако эти потери можно восстановить при формулировании цели работы.

    Б. Методологические требования к постановке цели научной работы

    Постановка цели (задачи) научной работы является конкретизацией основного вопроса этой работы, обязанной дать представление реципиенту о конкретных проблемах, которые будут решены для получения основного результата (ответа на основной вопрос).

    Например, цель работы "Значение теории познания для методологии науки" можно сформулировать так: показать

    а) необходимость принципов относительности и плюрализма истинности для решения проблем существования логических отношений теорий и проблемы их поаспектного сравнения;

    б) необходимость принципов относительности и плюрализма истинности для решения проблемы области применимости теории и т.д.

    Таким образом, постановка цели дает реципиенту более конкретное, чем заглавие, представление о том, в чем будут состоять конкретные результаты работы, которые в общем виде очерчены заглавием. Поэтомуметод постановки цели состоит в сведении основного вопроса, выраженного заглавием, к наиболее общим корректным вспомогательным вопросам работы. В результате постановка цели восстанавливает потерянную при формулировке заглавия информацию и даже добавляет новую, более конкретизирующую основной результат работы.

    При постановке цели следует:

    Избегать подмены цели научной работы, которая является целью получения результатов, целью исследования . Целями исследования могут быть цели, не реализованные, не приведшие к результатам. Могут быть цели, хотя и приведшие к результатам, но результатам, не имеющим значения и т.д. Конечно, в процессе исследования автор может ставить разные цели, но они могут быть весьма далеки от цели научной работы как результата этого исследования. Поэтому при постановке цели научной работы нельзя писать: цель работы состоит в том, чтобы исследовать то-то и то-то. Не исследовать, а обосновывать конкретные результаты, которые должны быть явно перечислены.

    Избегать подмены цели работы другими целями, связанными с этой работой, например, целью применения ее результатов . Цель работы состоит в обосновании определенных результатов. Где и как эти результаты могут быть применены - это уже другой вопрос. Если автор в работе ставит целью применение некоторых результатов, то тогда необходимо менять и заглавие, и содержание работы, предназначенной для получения этих результатов, и снова не подменять цель этой новой работы другими целями.

    В. Методологические требования к содержанию научной работы

    Содержание научной работы представляет обоснование ответа на основной вопрос. Это обоснование складывается из предварительных условий обоснования (введение), основного содержания обоснования (основное содержание научной работы) и подытоживающего итога обоснования (заключение работы). Рассмотрим методологические требования применительно к каждой из этих частей научной работы.

    В1. Методологические требования к введению в научную работу

    Введение в научную работу есть изложение основных для всей работы определений терминов и основных условий и ограничений, принимаемых при постановке основного вопроса и обосновании основного результата. Основное методологическое требование к введению состоит в том, чтобы основные понятия были выбраны соответственно поставленной в работе задачи, а ограничения были адекватны области, в которой результаты могут претендовать на истинность.

    Например, во введении в данную работу мы определили, прежде всего, термин "методология" в смысле практической методологии, ибо именно в этом своем значении он нам необходим на протяжении всей работы. В других работах термин "методология" употребляется в иных смыслах (частнонаучная методология, чисто теоретическая методология, даже метаметодология). Так как основным результатом данной работы являются методы решения проблем общей практической методологии, то мы сразу же оговорили именно эту область применимости излагаемых методов. На другие области мы не претендуем. Если же где-то помимо указанной области эти методы применимы, то тем лучше.

    Как мы говорили, каждый раздел научной работы есть тоже научная работа. Поэтому кроме введения ко всей работе должны быть введения и к разделам научной работы, допустим, к главам, параграфам, пунктам. Но, как правило, такие введения в самостоятельные разделы не выделяются и состоят просто из определений понятий, необходимых для данного раздела.

    Оговариваемые во введении условия могут касаться места и времени рассмотрения объекта исследования, аспекта, в котором этот объект существенен, предпосылок (в том числе и идеализаций) его рассмотрения и т.п.

    Во введении можно указать и результаты предшественников, в основном для сравнения с результатами, которые автор данного сочинения считает им полученными и превосходящими результаты своих коллег. Это подчеркивает новизну результатов научной работы самого автора.

    Наука - это совокупность знаний о закономерностях развития природы, общества, мышления, а также отдельная отрасль этих знаний. Наука представляет собой не только совокупность накопленных знаний, но и деятельность по получению новых, ранее не существовавших знаний.

    В качестве особенностей науки как формы познания окружающей действительности выделяют следующие:

    − наука ориентирована на познание сущности предметов и процессов;

    − наука оперирует специфическими методами и формами, инструментарием исследования;

    − для научного познания характерны планомерность, системность, логическая организованность, обоснованность результатов исследования;

    − наука располагает специфическими способами обоснования истинности знаний.

    Основой науки как процесса является научно- исследовательская деятельность. При этом целью любого научного исследования является всестороннее, достоверное изучение объекта, процесса или явления, их структуры, связей и отношений на основе разработанных принципов и методов познания, а также получение и внедрение в практику результатов исследований.

    Важнейшими особенностями научных исследований являются:

    − вероятностный характер результатов;

    − уникальность, ограничивающая возможность использования типовых методов решений;

    − сложность и комплексность,

    − масштабность и трудоемкость, основанные на необходимости изучения значительного количества объектов и экспериментальной проверке полученных результатов;

    −связь исследований с практикой, усиливающаяся по мере становления науки в качестве основной производительной силы общества.

    Любое научное исследование имеет свой объект и предмет. Объектом научного исследования является материальная или виртуальная система. Предмет-это структура системы, закономерности взаимодействия элементов внутри системы и вне ее, закономерности развития, различные свойства, качества и т.д.

    Наука является основным фактором обеспечения конкурентоспособности продукции и престижа страны на мировом рынке, ведущим звеном развития любой деятельности. Поэтому ведущие страны мира уделяют значительное внимание научно-исследовательской деятельности, затрачивая на это значительные средства.

    Научные исследования классифицируются по видам связи с общественным производством, по степени важности для экономики, по целевому назначению, по источникам финансирования, по длительности проведения.

    По уровню связи с общественным производством научные исследования подразделяются на работы, направленные на создание новых технологических процессов, машин и конструкций, на повышение эффективности производства, улучшение условий труда, развитие личности человека и т.п.


    По целевому назначению выделяют три вида научных исследований: фундаментальнее, прикладные и поисковые,

    Фундаментальные исследования направлены на открытие и изучение новых явлений, свойств, закономерностей и законов природы, на создание новых принципов исследования. Их целью является расширение научного знания общества установление того, что может быть использовано в практической деятельности человека. Такие исследования ведутся на границе известного и неизвестного, обладают наибольшей степенью, неопределенности.

    Поисковые исследования создаются на основе уже имеющихся теоретических исследований и направлены на установление факторов, влияющих на объект, определение возможных путей создания новых технологий и техники на основе способов, предложенных в результате фундаментальных исследований.

    В результате проведения фундаментальных и поисковых исследований формируется новая научная и научно-техническая информация. Целенаправленный процесс преобразования такой информации в форму, пригодную для освоения в отраслях народного хозяйства, обычно называется разработкой. Она направлена на создание новой техники, материалов, технологии или совершенствование существующих. Конечной целью разработки является подготовка материалов для прикладных исследований.

    Прикладные исследования направлены на определение способов использования законов природы для создания новых и совершенствования существующих средств и способов человеческой деятельности. Их основная цель - определение возможных путей использования научных знаний, полученных в результате фундаментальных исследований, в практической деятельности человека.

    Каждую научно-исследовательскую работу можно отнести к определенному направлению. Под научным направлением понимается наука или комплекс наук, в области которых ведутся исследования. В связи с этим различают техническое, биологическое, социальное, физико-техническое, историческое и другие направления с возможной последующей детализацией.

    Одной из важнейших особенностей научного познания является его организованность и использование конкретных методов исследования. Под методом понимается совокупность приемов, способов, правил познавательной, теоретической и практической деятельности исследователей. Исследование методов познания и практической деятельности является задачей-особой дисциплины - методологии исследования. В методологии научных исследований выделяют два уровня познания:

    − эмпирический (наблюдение и эксперимент, группировка, классификация и описание результатов эксперимента);

    − теоретический (построение и развитие научных гипотез и теорий, формулирование законов и выделение из них логических следствий, сопоставление различных гипотез и теорий).

    Уровни научного познания различаются по ряду параметров: по предмету исследования (эмпирическое исследование ориентировано на явления, теоретическое - на сущность), по средствам и инструментам познания, по методам исследования, по, характеру добытых знаний (в первом случае это эмпирические факты, классификации, эмпирические законы, во втором - законы, раскрытие существенных связей, теории). При этом оба вида исследования органически взаимосвязаны в целостной структуре научного исследования.

    Значительный объем научных исследований в стране выполняется высшими учебными заведениями. С этой целью к выполнению научных исследований широко привлекается профессорско-преподавательский состав вузов, составляющий основное научное ядро высшей школы. Выполнение научных исследований включается в индивидуальный план каждого преподавателя.

    В вузах, обеспечивающих высокую эффективность научных исследований по актуальным для развития науки направлениям, организуются научные учреждения - проблемные научно-исследовательские лаборатории. Для проблемных лабораторий выделяются специальные составы научных и научно-технических сотрудников.

    На кафедрах, в проблемных лабораториях разрабатываются в основном фундаментальные и поисковые темы. Прикладные исследования выполняются профессорами и преподавателями, как правило, в дополнительное рабочее время (сверх шестичасового рабочего дня) с дополнительной оплатой на основе хозяйственных договоров с организациями и предприятиями отраслевых министерств и ведомств. Для выполнения хоздоговорных исследований кафедры имеют право в установленных пределах привлекать дополнительных штатных работников, на условиях совместительства учебно-вспомогательный персонал, аспирантов и студентов. Для организации хоздоговорных научных исследований в вузах создается система управления, называемая Научно-исследовательским сектором (НИС), осуществляющий контроль за своевременностью и качеством выполняемых исследований, правильностью финансовых расчетов. Эффективность проводимых в вузах исследований обусловливается наличием в их составе ученых и специалистов различного профиля, что создает особо благоприятные условия для выполнения комплексных научных разработок, обеспечивает мобильность научных коллективов.

    Концентрация научных исследований на кафедрах, в научных учреждениях вузов под руководством высококвалифицированных ученых с одновременной подготовкой научной смены через аспирантуру, возможностью отбора и оставления в вузах наиболее талантливых выпускников, создает благоприятные условия для формирования в вузах научных школ, имеющих высокий научных авторитет в соответствующих отраслях народного хозяйства.

    Основной задачей высшей школы в современных условиях является подготовка специалистов всесторонне развитых, способных непрерывно пополнять и углублять свои знания, повышать идейный, теоретический и профессиональный уровень, активно участвовать в ускорении научно-технического прогресса. В этих целях в высшей школе постоянно осуществляются меры, направленные на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса и научно-исследовательской работы путем интеграции науки, образования и производства, оперативного и гибкого обновления содержания учебного материала.

    Существует три уровня организации НИР в народном хозяйстве: академии наук, вузы и научно-производственные комплексы.

    Под научно-производственными комплексами (НПК) понимается хозяйственное объединение, включающее научно-технические и производственные организации, способные осуществить комплексные научно-технические программы и несущие ответственность перед обществом за научно-технический уровень соответствующей области исследований или отрасли производства

    Академические и вузовские организации развивают фундаментальные исследования по важнейшим направлениям естественных, технических и общественных наук, создают теоретические основы для принципиально новых видов техники и технологии, революционизирующих общественное производство, а также проводят с участием научно-производственных комплексов поисковые и высокоэффективные прикладные НИОКР отраслевого и межотраслевого характера.

    Основная часть вузовской науки занимает промежуточное положение между материальным производством и непроизводственной сферой, занимаясь учебно-методическими разработками, фундаментальными и прикладными исследованиями.

    Существуют структурные несоответствия между научным потенциалом страны и социальным заказом на его продукцию. Вхождение российской экономики в мировой рынок резко обострило конкуренцию и проблему качества НИОКР. Проектная и особенно конструкторская база науки отстает от ее потребностей.

    Для успеха научного исследования его необходимо правильно организовать, спланировать и выполнять в определенной последовательности.

    Эти планы и последовательность действий зависят от вида, объекта и целей научного исследования. Так, если оно проводится на технические темы, то вначале разрабатывается основной предплановый документ - технико-экономическое обоснование, а затем осуществляются теоретические и экспериментальные исследования, составляется научно-технический отчет и результаты работы внедряются в производство.

    Можно выделить следующие этапы научного исследования:

    1) подготовительный;

    2) проведение теоретических и эмпирических исследований;

    3) работа над рукописью и её оформление;

    4) внедрение результатов научного исследования.

    Подготовительный этап включает: выбор темы; обоснование необходимости проведения исследования по ней; определение гипотез, целей и задач исследования; разработку плана или программы научного исследования; подготовку средств исследования (инструментария).

    Исследовательский этап состоит из систематического изучения литературы по теме, статистических сведений и архивных материалов; проведения теоретических и эмпирических исследований; обработки, обобщения и анализа полученных данных; объяснения новых научных фактов, аргументирования и формулирования положений, выводов и практических рекомендаций, и предложений.

    Третий этап включает: определение композиции (построения, внутренней структуры) работы; уточнение заглавия, названий глав и параграфов; подготовку черновой рукописи и её редактирование; оформление текста, в том числе списка использованной литературы и приложений. Четвертый этап состоит из внедрения результатов исследования в практику и авторского сопровождения внедряемых разработок.