Войти
В помощь школьнику
  • Шукшина (по рассказам «Мастер», «Микроскоп», «Дядя Ермолай»)
  • Почему принято хоронить на глубину два метра?
  • Летняя школа для учителей физики "предметная компетентность учителя физики в современной школе" Проекты и исследования, выполненные нашими учениками
  • Общая характеристика, многообразие видов
  • Дунаев, николай иванович Дунаев николай
  • Микоплазмоз у детей: решенные и нерешенные вопросы
  • Изображение национального характера в рассказах В. Шукшина (по рассказам «Мастер», «Микроскоп», «Дядя Ермолай»). В. М. Шукшин. Обзор жизни и творчества писателя. Произвольный анализ рассказов: «Срезал», «Микроскоп» и др Герои произведения микроскоп

    Изображение национального характера в рассказах В. Шукшина (по рассказам «Мастер», «Микроскоп», «Дядя Ермолай»). В. М. Шукшин. Обзор жизни и творчества писателя. Произвольный анализ рассказов: «Срезал», «Микроскоп» и др Герои произведения микроскоп

    На уроке мы познакомимся с рассказом Василия Макаровича Шукшина «Микроскоп» (рис. 1).

    Рис. 1. В.М. Шукшин

    Рассказы В.М. Шукшина написаны народным языком. За основу языка автор берет устное народное творчество (рис. 2).

    Рис. 2. Слова В.М. Шукшина о народном творчестве

    В произведении мы познакомимся с характерным героем рассказов Шукшина - «чудиком».

    «Чудик» - человек с виду странный, не похожий на других, но обладающий доброй душой, тянущейся к прекрасному, к знаниям, искусству, и поэтому чуждый и непонятный обывателю. В.М. Шукшин в интервью газетам «Труд» и «Советская культура» говорил (рис. 3):

    Рис. 3. Слова из интервью В. Шукшина

    В рассказе перед нами предстает обычная семья. Глава семьи, столяр Андрей Ерин, -скорее ремесленник, чем мастер. Его работа не вызывает у него интереса, он работает так, чтобы получить зарплату. Имеет трех детей, жена не работает. Денег маловато, но на водку Ерин средств не жалеет. В его жизни нет увлечений.

    Старший сын, пятиклассник, часто вслух учил уроки. Однажды, услышав от него про микробов, Ерин заинтересовался и очень захотел купить себе микроскоп (рис. 4):

    Рис. 4. Отрывок из рассказа

    Сто двадцать рублей в те времена были серьезной суммой, реакция жены была соответствующей (рис. 5):

    Рис. 5. Отрывок из рассказа

    Читатель не подозревает, что деньги потрачены на идею, которая в голове Андрея Ерина зрела давно. У каждого из героев свое мнение, своя правда. Мнение жены (рис. 6):

    Рис. 6. Правда жены

    Понять жену можно, но жизнь Ерина меняется с появлением микроскопа. Его образование закончилось в седьмом классе школы, в жизни он ни на что не мог рассчитывать, кроме неинтересной работы. В нем просыпается интерес исследователя (рис. 7):

    Рис. 7. Отрывок из рассказа

    Этот свет от появления радости в его жизни (рис. 8):

    Рис. 8. Отрывок из рассказа

    Читатель наблюдает за диалогом (рис. 9):

    Рис. 9. Отрывок из рассказа

    Жизнь Андрея Ерина изменилась: вернулся интерес. После того как в доме появился микроскоп, возникла увлеченность, то, что потерял герой рассказа в своей работе (рис. 10):

    Рис. 10. Отрывок из рассказа

    В его жизни появляются эмоции, появляется уважение окружающих. Деревенский народ воспринимает его как ученого (рис. 11):

    Рис. 11. Отрывок из рассказа

    Все рушится, когда жена узнает, что микроскоп - это не премия, а деньги, снятые со сберегательной книжки.

    Для героя рассказ заканчивается почти трагично (рис. 12):

    Рис. 12. Отрывок из рассказа

    На страницах рассказов В.М. Шукшина продолжает жить его любимый герой - чудик. Человек с необычными мыслями, увлечениями, своим восприятием мира, странный и непонятный окружающим.

    Список литературы

    1. Меркин Г.С. Литература. 8 класс. Учебник в 2 частях - 9-е изд. - М.: 2013., Ч. 1 - 384 с., Ч. 2 - 384 с.

    2. Курдюмова Т.Ф. и др. Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия в 2 частях Ч. 1 - 12-е изд., 2011, 272 с.; Ч. 2 - 11-е изд. 2010, 224 с.

    3. Коровина В.Я. и др. Литература. 8 класс. Учебник в 2 частях - 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. Ч. 1 - 399 с.; Ч. 2 - 399 с.

    4. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литература. 8 класс. Дом без стен. В 2 частях. - М.: 2011. Ч. 1 - 286 с.; Ч. 2 - 222 с.

    2. Интернет портал «ИнфоУрок» ()

    3. Интернет портал «Русская историческая библиотека» ()

    Домашнее задание

    1. Какой язык характерен для рассказов В.М. Шукшина?

    2. Какова тема рассказа «Микроскоп»?

    3. Что вы можете сказать о характере главного героя?

    Рассказ Шукшина "Микроскоп" изучается в шестом классе средней школы в рамках программы по литературе. Как правило, детям предлагается вместе с этим произведением прочитать еще несколько творений автора. Впоследствии, анализируя рассказы, школьникам нужно найти похожие черты характеров главных героев и их различия.

    В данной статье будет приведено краткое содержание "Микроскопа" Шукшина и даны характеристики персонажей. Подобному разбору, но в более сжатом виде, подвергнется рассказ "Космос, нервная система и шмат сала" с целью выявить похожие моменты в сюжетных линиях, а также общие идеи и черты характеров главных героев.

    Семейная ссора

    Главный герой рассказа - столяр Андрей Ерин, придя домой, сообщил жене о неприятном происшествии: он потерял деньги, которые снял со сберегательной книжки. Супруга, недолго думая, решила учинить расправу над провинившимся. Она пустила в ход два оружия: психологическое (ругала мужа на чем свет стоит и называла его обидными прозвищами - "Кривоносик" и "Скважина") и физическое - орудовала ручкой от сковородки. Андрей пытался защищаться подушкой, но все равно, сильные удары достигали своей цели.

    Он старался воздействовать на супругу уговорами. Но его попытки разжалобить ее не привели к желаемому результату. Она остановилась только после того, как нанесла сильный удар по голове Андрея, от которого тот схватился за ушибленное место.

    Зоя Ерина поняла, что перестаралась и, закончив расправу над мужем, расплакалась. Она стала причитать о том, что средства, снятые со счета в сберегательной кассе, должны были пойти на зимнюю одежду для детей. После этого, еще надеясь на чудо, она спросила супруга, не знает ли он, где мог оставить деньги. Андрей ответил, что на работе не терял, так как снял финансы со счета уже после окончания смены, а никуда больше он не заходил, даже в пивную, как предполагала супруга. Когда последняя надежда была потеряна, жена обрисовала безрадостную перспективу его существования на ближайшее время. Он будет работать в две смены, чтобы возместить убыток.

    Кроме того, Андрей должен забыть о привычной для него чекушке водки после бани. Муж спокойно ответил, что насчет сверхурочной работы уже договорился, и с выпивкой он тоже готов завязать. Здесь автор рассказа "Микроскоп" Василий Шукшин дает читателям намек на то, что в сюжете содержится некая интрига. Он делает важное замечание: Андрей проговорился, упоминая о том, что уже взял себе дополнительную нагрузку на работе. Однако главный герой рассказа Шукшина "Микроскоп" быстро осознал свою оплошность и исправил положение, объяснив, что после обнаружения пропажи возвратился в мастерскую.

    Награда за добросовестный труд

    Прошло некоторое время, и страсти в семье Ериных улеглись. Муж, как и обещал, работал в две смены.

    Жена главного персонажа рассказа Шукшина "Микроскоп", хоть порою и вспоминала про ручку от сковородки, но все же постепенно смягчилась. Однажды Андрей Ерин принес с работы необычный сверток. Вид его при этом был очень радостный. Он открыл упаковку и торжественно достал оттуда микроскоп. На вопрос жены: откуда он взял этот прибор, сказал, что это премия за трудовые заслуги.

    Зоя спросила: "Что ты будешь с этим делать?" На что муж ответил ей с некоторой издевкой: "Изучать Луну". При этом он переглянулся с сыном, который понял его юмор и рассмеялся.

    Вездесущие микробы

    Рассказ "Микроскоп" Шукшина продолжается следующими событиями. Андрей Ерин задал жене вопрос о том, что, по ее мнению, она каждый день пьет. Супруга ответила, что употребляет воду. На это главный герой рассказа Шукшина "Микроскоп" рассмеялся и ответил, что та пьет не воду, а микробов. Он налил на стекло немного жидкости и стал рассматривать. Андрей Ерин с большим воодушевлением следил за перемещением молекул и вредоносных бактерий в объектив оптического прибора. Он оторвался от увлекательного занятия только когда супруга попросила его дать взглянуть детям. Скоро ей самой стало интересно, и она тоже нагнулась к таинственным линзам прибора. Но, в отличие от мужа и детей, ничего особенного там не разглядела.

    Андрей Ерин увлеченно изучал различные жидкости и предметы. Супруга при этом стояла возле него и тихим голосом спрашивала у сына: "Микробы - это такие пятнышки, похожие на жиринки в супе?"

    Разительная перемена

    Супруг язвительно сказал: "Сама ты "жиринка!" С этого момента этот герой рассказа Шукшина "Микроскоп" начинает, по словам автора, превращаться в настоящего хозяина дома. Его речь приобретает командный тон. Он становится крикливым и вспыльчивым. Все свободное от работы время Андрей проводит за микроскопом. Мысли о том, что на всех окружающих вещах, и даже на людях, присутствуют микробы, не дает ему покоя.

    Борьба с вредными бактериями

    Рассказ Шукшина "Микроскоп", кратко пересказываемый в данной статье, продолжается следующими событиями. В один из дней Андрей Ерин заставил своего сына сделать пробежку по улице, после чего он изучил капельку пота, взятую с его лба. В этом веществе тоже присутствовали многочисленные микробы.

    Раздосадованный таким положением дел, слесарь решил подвергнуть изучению капельку своей крови. Он уколол палец и выдавил немного красной жидкости на стекло микроскопа.

    Анализ показал, что и там тоже присутствуют микробы. Ерин был крайне взволнован. Андрей был уверен, что это является плохим знаком. Однако он попросил сына пока ничего не говорить матери. Изучать кровь детей он отказался - боялся получить нежелательный результат. Мысль о наличии микробов в организмах родных для него людей пугала его.

    Однажды он принес с работы тонкую иголку, на которую попытался наколоть несколько вредоносных бактерий. Его труды не увенчались успехом. Но он не отчаялся и сказал, что можно попытаться воздействовать на микробов током.

    Служение на благо человечеству

    Главный герой рассказа Шукшина "Микроскоп" был захвачен идеей о том, что если научиться уничтожать микробов, то можно увеличить продолжительность жизни человека до 120 лет. Он работал над воплощением своей задумки, не жалея сил. В его характере, как уже было сказано, произошла значительная перемена.

    Из подкаблучника этот персонаж превратился в главу семьи. Занимаясь любимым делом - экспериментами с бактериями, Андрей бросил пить. Даже вид его товарища, который зашел к нему в гости, будучи нетрезвым, вызвал у него отвращение.

    Незваный гость

    Этим товарищем был коллега Ерина - Сергей. Он уже слышал о "научной деятельности" своего приятеля и начал разглагольствовать о том, какую пользу тот может принести человечеству. Сергей также говорил, что Ерин непременно будет увековечен за свои труды - ему поставят памятник в городе.

    От гордости к разочарованию

    Незваный гость, находясь в доме Ериных, продолжал пьяные речи о важности научных достижений своего коллеги. Жена Андрея тоже присутствовала при этом. В глубине души она испытывала гордость за своего супруга.

    Ей льстило, что мужа считают большим ученым. Зоя решила еще раз сконцентрировать внимание гостя на микроскопе, явившимся причиной значительных перемен в жизни семьи. Она сказала: "Могли бы выдать премию чем-нибудь более полезным, например холодильником".

    Сергей сказал, что не понимает о чем идет речь. Никакой премии им не давали. И вряд ли предприятие когда-нибудь будет кого-нибудь награждать. Этого ожидать глупо. Андрей пытался сделать глазами знак, что его пьяному товарищу не следует говорить об этом. Однако Сергей находился в таком состоянии, что не мог воспринимать никакие намеки. Ерин понял, что произошло непоправимое. Этот момент краткого рассказа Шукшина "Микроскоп" является кульминацией всего произведения. Жена все поняла. Андрей не потерял деньги, а купил на них оптический прибор для своих исследований.

    Финал произведения

    Заканчивается история тем, что два друга, герои "Микроскопа" Шукшина, сильно напиваются, заняв деньги у знакомых. Они не появляются дома всю ночь. Андрей приходит только после обеда. Его встречает сын. Он спрашивает у отца, много ли тут пропил денег. Тот говорит, что истратил на алкоголь значительную сумму. В свою очередь Андрей спрашивает, где его жена. Ребенок отвечает, что поехала в комиссионный магазин. На вопрос о том, ругалась ли она, мальчик отвечает отрицательно - не ругалась. Он сказал, что понимает отца и его печаль по поводу того, что мать продаст микроскоп. Андрей печально говорит, что, вероятнее всего, так и будет. Но он признает и необходимость купить детям шубы на зиму.

    Рассказ Шукшина "Микроскоп": анализ

    Данное произведение принадлежит к жанру краткого рассказа, которыми изобилует творчество Василия Макаровича Шукшина. Несмотря на то, что этот автор написал два романа, несколько киносценариев и многое другое, некоторые литературные критики говорят о том, что именно рассказ является одним из самых значимых явлений в его творчестве.

    Многие литературоведы в своих трудах обращались к например

    Герои "Микроскопа", так же как и персонажи других произведений, могут быть охарактеризованы как "чудики". Именно так называют главных действующих лиц его литературных творений. Это слово обозначает человека, поступки которого выходят за рамки понимания обычных среднестатистических людей. К обладателям такого характера можно причислить и Андрея Ерина. Он, в отличие от своей жены, которая живет лишь повседневными заботами и приземленными интересами, имеет еще и возвышенные стремления. В рассказе не упоминается о его жизни до приобретения микроскопа, однако можно предположить, что жена не разрешала ему уделять внимание собственным увлечениям, объясняя это тем, что семейные нужды превыше всего. Характер Андрея Ерина является динамичным. То есть он претерпевает изменения в процессе развития сюжета. Из слабовольного мужчины, всецело подчиняющегося воле супруги, он превращается в хозяина дома. Это изменение происходит параллельно с началом его "научных исследований". Можно даже сказать, что реализация творческого потенциала способствовало совершенствованию его личности. Однако под влиянием непредвиденных обстоятельств он снова становится прежним Андреем Ериным.

    Вторым по значимости героем рассказа "Микроскоп" В. М. Шукшина является жена Андрея. Она олицетворяет приземленный мир, идеалы мещанства. То, как она расправляется со своим супругом, когда тот потерял деньги, говорит о жесткости ее характера. Однако в "Микроскопе" Шукшина, как и во многих других его произведениях, личность каждого из героев не является однополярной, а содержит в себе и положительные и отрицательные черты.

    Подтверждение этому можно найти в конце рассказа: жена не ругалась и не устраивала скандалов, когда выяснилось, что муж обманул ее. Можно предположить, что она поняла, что этот поступок был совершен под влиянием непреодолимой тяги к научным исследованиям, и это обстоятельство вызвало у нее уважение. Что касается композиционных особенностей рассказа Шукшина "Микроскоп", то их можно охарактеризовать следующим образом.

    Экспозиция в произведении отсутствует. Читатель сразу погружается в круговорот происходящих событий. Развитие сюжета происходит достаточно стремительно. Кульминацией является момент, когда друг Андрея выдал его тайну. Автор использует метод непрямой характеристики героев. То есть он не дает читателям открытых комментариев по поводу особенностей личности того или иного героя. Об этом можно судить по тем поступкам, которые тот совершает.

    Во многих рассказах Шукшина финал является открытым. Автор не говорит о том, как развивались дальнейшие события, предоставляя читателю возможность самому домыслить варианты последующих происшествий в жизни героев. Эту особенность произведений, а также наличие многочисленных длинных диалогов и монологов можно отчасти объяснить тем, что Шукшин являлся профессиональным кинорежиссером и строил свои рассказы по правилам сценариев.

    Столкновение двух стихий

    "Сопоставьте фрагменты рассказов Шукшина "Микроскоп" и "Космос, нервная система и шмат сала", - гласит одно из заданий по литературе.

    Во втором рассказе поднимается похожая проблема - столкновение двух миров: приземленного, обыденного, мещанского и возвышенного, творческого. В "Космосе" ученик восьмого класса Юрка снимает угол в доме старика. Мальчик увлечен наукой. Он с удовольствием готовит домашние задания, поскольку хочет стать хирургом.

    Старик не понимает его, так как медики зарабатывают мало. Все идеалы Наума Евстигнеича обусловлены лишь житейскими потребностями, такими как хорошая еда, алкоголь и так далее. Юрка часто вступает со стариком в продолжительные споры о роли науки в современном обществе. Он горячо защищает необходимость таких исследований. Его старший товарищ считает подобное занятие пустой тратой времени, а всю информацию из учебников - ложью.

    Тем не менее его заинтересовал рассказ юного квартиранта об академике Павлове, который даже в предсмертном состоянии думал о других людях и ради развития науки записывал сведения о том, что происходит с его организмом.

    Старик просит показать ему фотографию ученого, совершившего столь героический поступок, и интересуется, были ли у ученого родственники.

    Этот персонаж рассказа отличался своей жадностью. Он иногда давал в долг Юрке продукты из своего погреба, однако всегда просил рассчитаться за них при возможности. Неожиданностью было, когда после разговора о Павлове он вдруг принес мальчику кусок сала совершенно безвозмездно.

    Можно провести параллель с рассказом "Микроскоп", в котором жена главного героя является персонажем, подобным Науму Евстигнеичу из "Космоса". Здесь также происходит своеобразное признание значимости науки. И можно сказать, что старик также понимает главного героя, как и жена Зоя Ерина.

    Однако в обоих произведениях главные персонажи добиваются сочувствия, но все равно они окончательно не приняты окружающим миром.

    Проблема столкновения двух различных мировоззрений не является новой для русской литературы. Она была впервые затронута еще в девятнадцатом веке в произведениях таких писателей, как Гончаров, Грибоедов и другие. В зарубежной литературе также можно найти примеры обращения к этой проблеме. Так, в романе "Луна и грош" показан образ художника, который ради искусства бросил свою семью. Он вел нищенское существование, скитался по свету, однако был счастлив, поскольку посвятил себя любимому делу - созданию картин.

    Заключение

    В статье приведено краткое содержание одного из самых известных рассказов Василия Макаровича Шукшина. Данный материал может пригодиться школьникам при подготовке к урокам, а также учителям литературы.

    в чем художественное своеобразие рассказа Шукшина "Микроскоп" ? и получил лучший ответ

    Ответ от ГАЛИНА[гуру]
    Рассказ"Микроскоп"- это изложенная в одном эпизоде,
    занимающем всего две недели, судьба человека.
    По классификации Шукшина, это "рассказ-судьба".
    В рассказе поднимается философская проблема
    цели и смысла жизни.
    Основная мысль рассказа в том, что жизнь без цели
    пуста, это вообще не жизнь.
    Другие проблемы – взаимопонимание между людьми
    и отношения в семье, нравственная проблема
    человеческого достоинства и самоуважения.
    Рассказ пронизан юмором, но в нем заложена
    мысль о разрушающей душу меркантильности,
    о "вещной болезни"
    Сюжет и композиция
    Рассказ » не имеет композиционного начала и конца.
    В первом абзаце речь идёт о том, что «он»
    (имени или даже прозвища героя нет)
    на что-то решился.
    Из следующего абзаца становится понятно, что герой
    потерял 120 рублей денег и решился сказать
    об этом жене.
    Но вскоре читатель догадывается, что Андрей Ерин
    решился на авантюру: обманул жену, что потерял
    деньги, а сам купил мечту всей жизни – микроскоп.
    Жизнь Андрея делится на жизнь без микроскопа и
    с микроскопом.
    Микроскоп – смысл существования героя, он
    становится заголовком рассказа.
    Жизнь Ерина преображается благодаря микроскопу.
    Но читатель понимает, что микроскоп в руках героя –
    просто игрушка. Ерин видит в микроскоп не больше,
    чем его сын-пятиклассник.
    Весь рассказ – это потерявшая образность метафора:
    Андрей буквально забивает гвозди микроскопом,
    просто играет с ним.
    Для него микроскоп – источник бурных эмоций и глубоких
    мыслей.
    Стоят ли самые важные моменты в жизни 120 рублей?
    Стилистические особенности
    Перемену в отношениях супругов Шукшин передаёт
    изменением их речи.
    Самоутвердившись, Андрей начинает разговаривать
    сложными предложениями, пытается сделать
    доступные ему умозаключения.
    Но он остаётся всё тем же простым мужиком,
    называет микробов собаками, утверждает,
    что они разгуливают, шныряют, колошматят организм.
    Лишившись микроскопа, Андрей снова говорит
    короткими неполными предложениями.
    События рассказа изображены с точки зрения героя.
    Например, его волнение в вечер появления
    микроскопа передаётся с помощью незаконченных
    предложений с многоточиями и повтором главного
    слова "микроскоп".
    Автор легко воссоздает речь героев, которая
    является очень живой и образной.
    У Шукшина, вообще очень много прямого слова персонажа.
    Авторское присутствие тоже есть, но все равно возникает
    ощущение, что рассказ состоит из диалогов (как в кино).
    Диалоги занимают большое место.
    Есть и внутреннее слово героя: диалог героя с самим
    собой, и диалог автора с читателем.
    Диалогичность не только на уровне повествовательной
    структуры организации. Диалогичность как внутренняя
    черта поэтики, на уровень семантики, содержания.
    Герои вступают в диалог друг с другом, с самим собой.
    Путь шукшинского героя – это путь к познанию самого
    себя (путь даже и интуитивного).
    Сами поступки героя полемичны и диалогичны и по
    отношению к миру, и к самому себе.
    Шукшинская проза – это в полной мере стихия диалога
    с точки зрения и семантики, и художественного поиска.

    В. Шукшин — талантливейший русский писатель. Определяющее место в его творчестве занимает изо-бражение русского национального характера. Шук-шин любит своего героя. Он сам писал, что «без любви к тем мужикам, без сострадания, скрытого или явно-го, без уважения к ним неподдельноготак о них не на-писать».

    Герой рассказа «Мастер» —Семка Рысь, «забулды-га, непревзойденный столяр». Он «не злой человек», но «транжирит свои «лошадиные силы» на что угод-но поорать, позубоскалить, нашкодить где-ни-будь» . К тому же Семка временами «крепко пьет». На первый взгляд, совсем не привлекательный образ. Но постепенно автор, разворачивая повествование о ге-рое, приоткрывает такие стороны его души, которые заставляют читателя не просто проявить снисхожде-ние к Семке, но и залюбоваться им.

    Во-первых, Семка «мог такой шкаф изладить, что у людей глаза разбегались». Мастера, равного ему, нет во всей округе. К герою приезжают издалека, делают заказы, платят большие деньги. Простой русский че-ловек одарен от природы, необыкновенно талантлив, мастеровит. Но по-настоящему удивляет Семка Рысь, когда мы видим его мытарства по поводу заброшенно-го храма. Герой умеет чувствовать красоту, ценить ее. Увидев талицкую церковку, он теряет покой. Очаро-ванный ее обаянием и восхищенный мастерством соз-дателя храма, Семка загорается желанием восстано-вить церковь. «Мне жалко, такая красота пропа-дет»,— говорит Рысь и начинает свои хождения. Терпеливо и последовательно идет он к своей цели. Выслушивает рядового батюшку, потом митрополи-та, затем отправляется в облисполком, потому что по-нимает: «Это — гордость русского народа, а на нее все махнули рукой». Сердце Семки полно патриотизма.

    Образ героя в рассказе «Мастер» многогранен, как многогранен вообще русский характер.

    Герой рассказа «Микроскоп», Андрей Ерин — тоже столяр. Он работает в маленькой мастерской при «Заготзерне». Однако «маленькому человеку» не чу-жды «высокие» интересы. Он готов «вламывать» в полторы смены, готов полностью быть лишенным за-работанной премии только ради того, чтобы обзавес-тись, к примеру, микроскопом и стать посвященным в таинства мироздания и науки. Андрей понимает, каким разговором с женой может быть чревато такое приобретение, и тем не менее, осуществив свою мечту, он «тихосиял».

    С необыкновенной любознательностью разгляды-вает Андрей «микробов». Для него их существование в эти мгновения — вопрос наипервейшей важности. Невольно проникаются интересом к микроскопу жена и дети Ерина. Хотя жене, конечно, мужниного одухотворения не понять. Как только Зоя понимает, какой ценой достался Андрею микроскоп, она без ко-лебаний отправляется сдавать «счастливое приобре-тение» в комиссионку. Для Ерина же материальное второстепенно. Даже о детских шубках, о житейских проблемах он вспоминает в последнюю очередь. И горько ему становится от того что «быт» все-таки бе-рет верх.

    Дядя Ермолай из одноименного рассказа Шукши-на трогателен своей честностью, которую он страстно пытается найти в других. Столкнувшись с откровен-ным и упорным враньем шаловливых мальчишек, Ер-молай искренне плачет от своего бессилия перед ло-жью. Сначала он требует от них признания, потом умоляет о нем, не ради открытия истины, а только ради самой правды, чтобы правда восторжествовала. У дяди Ермолая доброе сердце. Он обещал снять с мальчишек за вранье трудодни, но не снял, хотя те ни в чем и не сознались. Не снял, несмотря на то что обид-но Ермолаю было до слез.

    Шукшин создал великое многообразие характеров. Его герои заставляют о многом задуматься, полюбить простого русского человека, удивиться ему. Справед-ливо сказал о шукшинских героях исследователь Э. Павляк: «Все эти шоферы, плотники, трактори-сты, деревенские «всезнающие» мудрецы, весельча-ки, высмеивающие всех и вся,— все эти люди, на пер-вый взгляд, неотесанные, казалось бы даже примитивные, в глубине души таят богатый мир переживаний ».

    Урок-открытие «Праздник души». Чудаки и чудики в рассказе В.М.Шукшина «Микроскоп».

    Цели урока:

    Знакомство с многогранной личностью В. Шукши­на, с особенностями индивидуальной манеры писателя

    Развитие умения анализировать рассказ «Микроскоп»;

    Формирование нравственно-этических представлений.

    Ход урока

    Ι. Активизация внимания.

    Сибирь в осеннем золоте,
    В Москве - шум шин.
    В Москве, в Сибири, в Вологде
    Дрожит и рвется в проводе:
    - Шукшин: Шукшин: Шукшин…

    Ι I . Слово учителя

    Наверное, вам уже приходилось слышать имя Василия Макаровича Шукшина, смотреть фильмы, в которых он участвовал как актёр и режис­сер. Он не писал специально для детей. Но проблемы, которые он поднимал в своих произведениях, вневременные и вневозрастные. Сегодня, исследуя рассказ “Микроскоп”, мы приобщимся к творчеству В.М. Шукшина (сообщение темы, цели).

    ΙΙ I . ТЕМА

    1.Эпиграф:

    Откуда берутся такие таланты ? От щедрот народных. Живут на земле русские люди – и вот избирают одного.

    Василий Шукшин

    О каких людях идёт речь? Много ли их?

    Какое отношение имеет эпиграф к В.Шукшину?

    (Запись темы и эпиграфа в тетрадь)

    2. Проблемные вопросы:

    Почему героя рассказа Андрея Ерина можно отнести к «чудикам»?

    3. Слово о Василии Макаровиче Шукшине (1929 – 1974 г.г.)

    До обидного мало – 45 лет прожил В. М. Шукшин. Но то, что он создал, хватило бы на несколько биографий. (Сообщение подготовленных учеников+ презентация).

    - Многое ли ему довелось пережить в жизни?

    В.Шукшин любил свою родину, почему он удивлялся свой любви? (война, холод, голод, безотцовщина, тяжкий труд)

    4. Грани таланта.

    Шукшин - писатель, мас­тер короткого рассказа. Он говорил об искусстве рассказа: «Вот рассказы, какими они должны быть:

    1). Рассказ - судьба.

    2). Рассказ - характер.

    3). Рассказ - исповедь.

    Самое мелкое, что может быть, это рассказ - анекдот».

    Как вы думаете, к какому типу рассказов относится «Микро­скоп»? Почему?

    IY . Работа с текстом рассказа В.М. Шукшина «Микроскоп»

    Главная тема его творчества - судьба простого, русского, деревенского жителя. В небольших рассказах, очень емких по содержанию, он изображает простых людей из народа, с их неустроенным бытом, заботами и тревогами, немного чудаковатых.

    1. Словарная работа: «Чудик» - человек странный с виду, не похожий на других, но обладающий доброй душой, тянущейся к прекрасному, к зна­ниям, искусству и потому чуждый и непонятный обывателю.

    2. «Немного о сюжете»

    3. Выразительное чтение

    1) с начала до слов: «Он обзываться вслух не смел»

    Кто прав, по-вашему, в конфликте? Только ли осуждения заслуживает Андрей Вырин? Почему? (Сочувствие вызывает герой рассказа, стремяшийся к знаниям, озабо­ченный борьбой с микробами и вопросом о продлении человеческой жиз­ни, тем более он хочет возместить ущерб. Но по-своему права и Зоя: нельзя ребятишек лишать самого необходи­мого из-за причуд отца.)

    2) «Неделю жил как во сне…»

    Почему изменился Андрей Вырин с появлением микроскопа? Найдите в тексте глаголы, передающие состояние

    героя после появления в доме микроскопа.

    Где находил микробы? Как пытался их уничтожить?

    Смешно или грустно наблюдать за попытками героя открыть секрет долголетия?

    Понимает ли герой, что для открытия одного микроскопа мало?

    4. Сравнение героев рассказа.

    Как в диалоге проявляются особенности характеров героев? (Здесь автор показывает и невежество, душевную пустоту и нравственную глухоту Сергея. В сравнении с его обыденностью и приземленностью ярче выступает фанатическая увлечённость Андрея. Тяга к знаниям вызывает уважение.)

    Почему Вырин не стал защищать своё открытие, а напился с Серегой?

    Как вы понимаете последний диалог Андрея Ерина с сыном:

    Понимаю: она продаст его.

    Продаст. Да... Шубки надо. Ну ладно - шубки, ладно. Ничего... На­до, конечно...

    (В коней концов Андрей понимает правоту своей жены Зои.)

    5. Характеристика

    Что вы можете сказать о характере главного героя?

    (С одной стороны, увлеченность неведомой стороной жизни, азарт любознательности; с другой - страх пред женой.)

    Имя героя

    Внешность

    Черты характера

    Суть “праздника” героя

    Чувства героя в минуты “праздника”

    Последствия (минусы) для героя и окружающих

    Последствия (плюсы) для героя и окружающих

    Изменения внешности и речи героя в минуты этих праздников

    Почему они это делают?

    6. Юмор. В рассказе немало смешного. (предварительное задание:приведите примеры).

    в рассказе «Микроскоп»

    Примеры

    Эффект двойного разоблачения

    «….Не могли уж чего-нибудь другое присудить? А то – микроскоп».

    «Кого присудить? Не понял Сергей. Андрей похолодел.»

    Язык персонажей, воссоздающий особенности их

    образа мыслей.

    «Догонют да ищо раз выдадут».

    «Какого хрена болтаешься по дворам».

    Емкость, многозначность слова

    Скважина

    Приёмы сатирического изображения

    Большую часть его рассказов занимает диалог.

    Что скрывает Шукшин - писатель за юмором? Как он относится к людям и жизни в целом?

    (За юмором, который у писателя подчёркнут грустью, скрывается лю­бовь к человеку, неприятности всего, что уродует нашу жизнь, и утвержде­ние высоких норм нравственности, человеческого достоинства.)

    7. Язык героев. Не менее важна для писателя речь персонажей, она изобилует просторечными выраже­ниями. Герои говорят так, как разговаривают в жизни простые деревенские люди. (предварительное задание: найдите в тексте просторечные слова).

    8. Вывод об особенностях изображения героев.

    Шукшина – люди из народа. Он показывает их такими, какими они были. Задиристыми, смешными, со всеми их слабостями и недостатками. Нужно было обладать огромным талантом, чтобы с любовью и уважением рассказать о своих земляках простую, строгую правду. В его героях поражает непосредственность действий, импульсивность, естественность. У них обостренная реакция на унижение человека человеком. И эта реакция принимает различные формы, ведет к самым неожиданным результатам.

    V . Итог урока.

    Объяснить мысль Шукшина: “Добрый, добрый… Эту медаль носят через одного. Добро – это доброе дело, это трудно, это не просто. Не хвалитесь добротой, не делайте хоть зла!”

    - Главное качество, которое Шукшин ценил в человеке: помнить о добре и быть благодарным.

    В чём проявился талант писателя?

    Почему героя рассказа Андрея Ерина можно отнести к «чуди­кам»?

    Вывод: Герои Шукшина – люди из народа. Он показывает их такими, какими они были. Задиристыми, смешными, со всеми их слабостями и недостатками. Нужно было обладать огромным талантом, чтобы с любовью и уважением рассказать о своих земляках простую, строгую правду. И правда эта стала фактом искусства. В его героях поражает непосредственность действий, импульсивность, естественность. У них обостренная реакция на унижение человека человеком. И эта реакция принимает различные формы, ведет к самым неожиданным результатам.

    YII. Рефлексия. Отметить в тетради результаты своей деятельности на уроке рядом со словом «Итог»: открыл для себя новое – « + », не всё понятно – «+ -», ничего не понял « - ».

    VIII .Домашнее задание:

    На форматах А-3 записать выводы и наблюдения по тексту рассказа.