Российская академия наук. Практическая география и вызовы XXI века. Инновационный потенциал географического образования Институт географии ран
Институт географии РАН (ИГ РАН) - российская государственная научно-исследовательская организация, учрежденная в 1918 году Российской академией наук (РАН) и входящая в её состав (отделение наук о Земле , секция океанологии, физики атмосферы и географии), целью которой является получение, накопление и систематизация научных географических знаний, знаний о Земле .
История
- 1918 - Отдел промышленно-географического изучения центра России Комиссии по изучению естественных производительных сил страны (КЕПС) Российской академии наук (РАН);
- 1925 - Отдел промышленно-географического изучения центра России Комиссии по изучению естественных производительных сил страны Академии наук СССР;
- 1926 - Географический отдел Комиссии по изучению естественных производительных сил страны (КЕПС) Академии наук СССР.
- 1930 - Геоморфологический институт (ГЕОМИН) Совета по изучению производительных сил (СОПС) Академии наук СССР
- 1934 - Институт физической географии (ИФГ) Совета по изучению производительных сил Академии наук СССР
- 1936 - при слиянии Коммунистической академии с АН СССР: Институт географии (ИГ) Совета по изучению производительных сил Академии наук СССР
- 1960 - Институт географии Академии наук СССР (ИГАН)
- 1991 - Институт географии Российской академии наук (ИГРАН)
Периодизация истории Института географии
№ этапа | Годы этапа | Условное название этапа | Названия организации | Руководители организации | Направления и приоритеты исследований | Деятельность | Зоны внимания |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 этап | 1918-1929 годы | Образование СССР, формирование коллектива | * 1918 год - Отдел промышленно-географического изучения центра России Комиссии по изучению естественных производительных сил страны (КЕПС) Российской академии наук (РАН); * 1925 год - Отдел промышленно-географического изучения центра России Комиссии по изучению естественных производительных сил страны (КЕПС) Академии наук (АН) СССР; * 1926 год - Географический отдел Комиссии по изучению естественных производительных сил страны (КЕПС) Академии наук (АН) СССР. |
* 1918-1923 годы - М. И. Боголепов ; * 1923-(1951) годы - А. А. Григорьев . |
реорганизация промышленного и экономического развития Советской России: экономические, экономико-географические, комплексные (с 1921 года) исследования. | * исследования многоотраслевые экспедиционные; * популяризация и пропаганда географических знаний. |
* Россия (в целом, окраинные районы); * СССР (районы нового освоения: Большеземельская тундра, Кольский полуостров, Южный Урал, Центральная Якутия). |
2 этап | 1930-1941 годы | Коллективизация, индустриализация СССР, оформление Института | * 1930 год - Геоморфологический институт (ГЕОМИН) Совета по изучению производительных сил (СОПС) Академии наук (АН) СССР; * 1934 год - Институт физической географии (ИФГ) Совета по изучению производительных сил (СОПС) Академии наук (АН) СССР; * 1936 год - при слиянии Коммунистической академии с АН СССР: |
А. А. Григорьев | * изучение процессов и типов природной среды; * методологические исследования; * экономико-географические, ресурсные, страноведческие исследования; * региональные исследования по отраслям. |
* исследования: теоретические, прикладные научные (экспедиционные и стационарные); * международное научное сотрудничество. |
СССР (районы перспективного хозяйственного развития: Север, Западная Сибирь, Средняя Сибирь, Забайкалье, Дальний Восток, Памир, Средняя Азия, Казахстан). |
3 этап | 1941-1945 годы | Великая Отечественная война | Институт географии (ИГ) Совета по изучению производительных сил (СОПС) Академии наук (АН) СССР. | А. А. Григорьев | * военная география и страноведение (прикладные исследования - комплексные, отраслевые и методические): * составление общих и специальных военногеографических карт, * описание прифронтовых районов, * разработка вариантов оптимального размещения эвакуированных предприятий, * исследование агроклиматических, земельных, трудовых ресурсов. |
* обслуживание боевых действий и тылового хозяйства: * исследования, экспедиции, консультации. |
* СССР (восток и юг; временно оккупированные территории); * страны-участницы Второй мировой войны. |
4 этап | 1946-1951 годы | Восстановление экономики СССР | Институт географии (ИГ) Совета по изучению производительных сил (СОПС) Академии наук (АН) СССР. | * По 1951 год - А. А. Григорьев | восстановление экономики и создание новых территориально-производственных комплексов в СССР - прикладные ресурсные, страноведческие, общие теоретические исследования: * проектирование территориально-производственных комплексов; * природное и экономико-географическое районирование; * отраслевые академические исследования по геоморфологии, климатологии, гляциологии, биогеографии; * естественно-историческое районирование. |
теоретические и прикладные исследования; * экспедиции; * организация сети географических учреждений в СССР; * подготовка местных кадров. |
* СССР (восток); * страны народной демократии. |
5 этап | 1951-1960 годы | Развитие народного хозяйства и преобразование природы СССР | Институт географии (ИГ) Совета по изучению производительных сил (СОПС) Академии наук (АН) СССР. | И. П. Герасимов | … | отраслевые фундаментальные и прикладные исследования; * организует географическую науку в СССР; * устанавливает международные научные связи. |
* СССР: * восток (районы нового освоения); * центр (обжитые районы); * страны народной демократии; * капиталистические страны. |
6 этап | 1960-1985 годы | … | Институт географии (ИГ) Совета по изучению производительных сил (СОПС) Академии наук (АН) СССР. | И. П. Герасимов | … | * исследования окружающей среды, хозяйства, ресурсов, ресурсообеспеченности; * исследования территориальной организации; * организует и координирует географическую науку в СССР; * осуществляет международное сотрудничество со странами СЭВ. |
* СССР (все регионы); * страны социалистического содружества; * капиталистические и неприсоединившиеся страны. |
7 этап | 1985-1991 годы | Организация междисциплинарных и специализация отраслевых исследований | Институт географии (ИГ) Совета по изучению производительных сил (СОПС) Академии наук (АН) СССР. | * 1985-2015 - В. М. Котляков | … | * инвентаризация ресурсов; * экологические исследования; * изучение всех стран в единых рамках: - законов общественного развития, - окружающей природной среды и экологии; * координирует географическую науку в СССР и за рубежом; * участвует в международных программах всех зарубежных стран. |
… |
8 этап | 1991-1995 годы | Геоинформационная революция | Институт географии Российской академии наук (РАН). | В. М. Котляков | … | * исследование территориального развития; * исследование разнообразия природы и общества; * серийные прикладные и фундаментальные исследования. |
… |
Научные направления
- Эволюция природной среды и ресурсы поверхности суши.
- Причины и факторы глобальных изменений природной среды.
- Природные криогенные системы, динамика процессов в криосфере.
- Географические проблемы природопользования и охраны окружающей среды.
- Взаимодействие природы и общества в условиях возрастающего антропогенного воздействия на среду.
- Региональные основы устойчивого развития природы и общества.
- Геоинформационные технологии и картографирование.
- Созданы уникальные фундаментальные географические атласы «Природа и ресурсы Земли», «Атлас Снежно-ледовых ресурсов мира».
- Разработаны критерии оценки экологической обстановки, составлено более 30 экологических карт разного масштаба на отдельные страны СНГ и регионы России, а также карты риска природных и техногенных катастроф.
- Восстановлена история климата за четыре климатические цикла (420 тысяч лет) по данным ледяного керна Антарктического ледникового покрова.
- Разработаны сценарии изменения природных зон и ландшафтов Северного полушария и России при глобальном потеплении климата.
- Разработаны и внедрены концепции, методы, программы и технологии геоинформационных систем и электронного картографирования.
- Выявлены закономерности в сдвигах территориальной структуры хозяйства и общества России, даны рекомендации по их оптимизации.
- Предложена методика и дана оценка ресурсохозяйственной и экологической надежности региональных систем природопользования России.
Структура
- Отдел гляциологии
- Отдел физической географии и проблем природопользования
- Отдел социально-экономической географии
- Лаборатория биогеографии
- Лаборатория географии мирового развития
- Отдел географии и эволюции почв
- Лаборатория радиоуглеродного датирования и электронной микроскопии
- Лаборатория геоморфологии
- Лаборатория гидрологии
- Лаборатория картографии
- Лаборатория климатологии
- Лаборатория эволюционной географии
- Лаборатория геополитических исследований
- Лаборатория геоинформационных исследований
- Лаборатория антропогенных изменений климатической системы (ЛАИКС)
Журналы Института
Известные сотрудники
См. также
Напишите отзыв о статье "Институт географии РАН"
Примечания
Литература
Составитель А.В. Дроздов, отв. ред. В.М. Котляков . . - М .: Товарищество научных изданий КМК, 2012. - С. 554. - ISBN 978-5-87317-877-3 .
Ред.-сост. Т. Д. Александрова; Отв. ред. В. М. Котляков . Институт географии и его люди: К 90-летию со дня образования. - М .: Наука , 2008. - С. 680. - ISBN 978-5-02-036651-0 .
Ссылки
Отрывок, характеризующий Институт географии РАН
– Какой? Наш князь? – заговорили голоса, и все заторопились так, что насилу князь Андрей успел их успокоить. Он придумал лучше облиться в сарае.«Мясо, тело, chair a canon [пушечное мясо]! – думал он, глядя и на свое голое тело, и вздрагивая не столько от холода, сколько от самому ему непонятного отвращения и ужаса при виде этого огромного количества тел, полоскавшихся в грязном пруде.
7 го августа князь Багратион в своей стоянке Михайловке на Смоленской дороге писал следующее:
«Милостивый государь граф Алексей Андреевич.
(Он писал Аракчееву, но знал, что письмо его будет прочтено государем, и потому, насколько он был к тому способен, обдумывал каждое свое слово.)
Я думаю, что министр уже рапортовал об оставлении неприятелю Смоленска. Больно, грустно, и вся армия в отчаянии, что самое важное место понапрасну бросили. Я, с моей стороны, просил лично его убедительнейшим образом, наконец и писал; но ничто его не согласило. Я клянусь вам моею честью, что Наполеон был в таком мешке, как никогда, и он бы мог потерять половину армии, но не взять Смоленска. Войска наши так дрались и так дерутся, как никогда. Я удержал с 15 тысячами более 35 ти часов и бил их; но он не хотел остаться и 14 ти часов. Это стыдно, и пятно армии нашей; а ему самому, мне кажется, и жить на свете не должно. Ежели он доносит, что потеря велика, – неправда; может быть, около 4 тысяч, не более, но и того нет. Хотя бы и десять, как быть, война! Но зато неприятель потерял бездну…
Что стоило еще оставаться два дни? По крайней мере, они бы сами ушли; ибо не имели воды напоить людей и лошадей. Он дал слово мне, что не отступит, но вдруг прислал диспозицию, что он в ночь уходит. Таким образом воевать не можно, и мы можем неприятеля скоро привести в Москву…
Слух носится, что вы думаете о мире. Чтобы помириться, боже сохрани! После всех пожертвований и после таких сумасбродных отступлений – мириться: вы поставите всю Россию против себя, и всякий из нас за стыд поставит носить мундир. Ежели уже так пошло – надо драться, пока Россия может и пока люди на ногах…
Надо командовать одному, а не двум. Ваш министр, может, хороший по министерству; но генерал не то что плохой, но дрянной, и ему отдали судьбу всего нашего Отечества… Я, право, с ума схожу от досады; простите мне, что дерзко пишу. Видно, тот не любит государя и желает гибели нам всем, кто советует заключить мир и командовать армиею министру. Итак, я пишу вам правду: готовьте ополчение. Ибо министр самым мастерским образом ведет в столицу за собою гостя. Большое подозрение подает всей армии господин флигель адъютант Вольцоген. Он, говорят, более Наполеона, нежели наш, и он советует все министру. Я не токмо учтив против него, но повинуюсь, как капрал, хотя и старее его. Это больно; но, любя моего благодетеля и государя, – повинуюсь. Только жаль государя, что вверяет таким славную армию. Вообразите, что нашею ретирадою мы потеряли людей от усталости и в госпиталях более 15 тысяч; а ежели бы наступали, того бы не было. Скажите ради бога, что наша Россия – мать наша – скажет, что так страшимся и за что такое доброе и усердное Отечество отдаем сволочам и вселяем в каждого подданного ненависть и посрамление. Чего трусить и кого бояться?. Я не виноват, что министр нерешим, трус, бестолков, медлителен и все имеет худые качества. Вся армия плачет совершенно и ругают его насмерть…»
В числе бесчисленных подразделений, которые можно сделать в явлениях жизни, можно подразделить их все на такие, в которых преобладает содержание, другие – в которых преобладает форма. К числу таковых, в противоположность деревенской, земской, губернской, даже московской жизни, можно отнести жизнь петербургскую, в особенности салонную. Эта жизнь неизменна.
С 1805 года мы мирились и ссорились с Бонапартом, мы делали конституции и разделывали их, а салон Анны Павловны и салон Элен были точно такие же, какие они были один семь лет, другой пять лет тому назад. Точно так же у Анны Павловны говорили с недоумением об успехах Бонапарта и видели, как в его успехах, так и в потакании ему европейских государей, злостный заговор, имеющий единственной целью неприятность и беспокойство того придворного кружка, которого представительницей была Анна Павловна. Точно так же у Элен, которую сам Румянцев удостоивал своим посещением и считал замечательно умной женщиной, точно так же как в 1808, так и в 1812 году с восторгом говорили о великой нации и великом человеке и с сожалением смотрели на разрыв с Францией, который, по мнению людей, собиравшихся в салоне Элен, должен был кончиться миром.
В последнее время, после приезда государя из армии, произошло некоторое волнение в этих противоположных кружках салонах и произведены были некоторые демонстрации друг против друга, но направление кружков осталось то же. В кружок Анны Павловны принимались из французов только закоренелые легитимисты, и здесь выражалась патриотическая мысль о том, что не надо ездить во французский театр и что содержание труппы стоит столько же, сколько содержание целого корпуса. За военными событиями следилось жадно, и распускались самые выгодные для нашей армии слухи. В кружке Элен, румянцевском, французском, опровергались слухи о жестокости врага и войны и обсуживались все попытки Наполеона к примирению. В этом кружке упрекали тех, кто присоветывал слишком поспешные распоряжения о том, чтобы приготавливаться к отъезду в Казань придворным и женским учебным заведениям, находящимся под покровительством императрицы матери. Вообще все дело войны представлялось в салоне Элен пустыми демонстрациями, которые весьма скоро кончатся миром, и царствовало мнение Билибина, бывшего теперь в Петербурге и домашним у Элен (всякий умный человек должен был быть у нее), что не порох, а те, кто его выдумали, решат дело. В этом кружке иронически и весьма умно, хотя весьма осторожно, осмеивали московский восторг, известие о котором прибыло вместе с государем в Петербург.
В кружке Анны Павловны, напротив, восхищались этими восторгами и говорили о них, как говорит Плутарх о древних. Князь Василий, занимавший все те же важные должности, составлял звено соединения между двумя кружками. Он ездил к ma bonne amie [своему достойному другу] Анне Павловне и ездил dans le salon diplomatique de ma fille [в дипломатический салон своей дочери] и часто, при беспрестанных переездах из одного лагеря в другой, путался и говорил у Анны Павловны то, что надо было говорить у Элен, и наоборот.
Вскоре после приезда государя князь Василий разговорился у Анны Павловны о делах войны, жестоко осуждая Барклая де Толли и находясь в нерешительности, кого бы назначить главнокомандующим. Один из гостей, известный под именем un homme de beaucoup de merite [человек с большими достоинствами], рассказав о том, что он видел нынче выбранного начальником петербургского ополчения Кутузова, заседающего в казенной палате для приема ратников, позволил себе осторожно выразить предположение о том, что Кутузов был бы тот человек, который удовлетворил бы всем требованиям.
Анна Павловна грустно улыбнулась и заметила, что Кутузов, кроме неприятностей, ничего не дал государю.
– Я говорил и говорил в Дворянском собрании, – перебил князь Василий, – но меня не послушали. Я говорил, что избрание его в начальники ополчения не понравится государю. Они меня не послушали.
– Все какая то мания фрондировать, – продолжал он. – И пред кем? И все оттого, что мы хотим обезьянничать глупым московским восторгам, – сказал князь Василий, спутавшись на минуту и забыв то, что у Элен надо было подсмеиваться над московскими восторгами, а у Анны Павловны восхищаться ими. Но он тотчас же поправился. – Ну прилично ли графу Кутузову, самому старому генералу в России, заседать в палате, et il en restera pour sa peine! [хлопоты его пропадут даром!] Разве возможно назначить главнокомандующим человека, который не может верхом сесть, засыпает на совете, человека самых дурных нравов! Хорошо он себя зарекомендовал в Букарещте! Я уже не говорю о его качествах как генерала, но разве можно в такую минуту назначать человека дряхлого и слепого, просто слепого? Хорош будет генерал слепой! Он ничего не видит. В жмурки играть… ровно ничего не видит!
Никто не возражал на это.
24 го июля это было совершенно справедливо. Но 29 июля Кутузову пожаловано княжеское достоинство. Княжеское достоинство могло означать и то, что от него хотели отделаться, – и потому суждение князя Василья продолжало быть справедливо, хотя он и не торопился ого высказывать теперь. Но 8 августа был собран комитет из генерал фельдмаршала Салтыкова, Аракчеева, Вязьмитинова, Лопухина и Кочубея для обсуждения дел войны. Комитет решил, что неудачи происходили от разноначалий, и, несмотря на то, что лица, составлявшие комитет, знали нерасположение государя к Кутузову, комитет, после короткого совещания, предложил назначить Кутузова главнокомандующим. И в тот же день Кутузов был назначен полномочным главнокомандующим армий и всего края, занимаемого войсками.
9 го августа князь Василий встретился опять у Анны Павловны с l"homme de beaucoup de merite [человеком с большими достоинствами]. L"homme de beaucoup de merite ухаживал за Анной Павловной по случаю желания назначения попечителем женского учебного заведения императрицы Марии Федоровны. Князь Василий вошел в комнату с видом счастливого победителя, человека, достигшего цели своих желаний.
– Eh bien, vous savez la grande nouvelle? Le prince Koutouzoff est marechal. [Ну с, вы знаете великую новость? Кутузов – фельдмаршал.] Все разногласия кончены. Я так счастлив, так рад! – говорил князь Василий. – Enfin voila un homme, [Наконец, вот это человек.] – проговорил он, значительно и строго оглядывая всех находившихся в гостиной. L"homme de beaucoup de merite, несмотря на свое желание получить место, не мог удержаться, чтобы не напомнить князю Василью его прежнее суждение. (Это было неучтиво и перед князем Василием в гостиной Анны Павловны, и перед Анной Павловной, которая так же радостно приняла эту весть; но он не мог удержаться.)
– Mais on dit qu"il est aveugle, mon prince? [Но говорят, он слеп?] – сказал он, напоминая князю Василью его же слова.
– Allez donc, il y voit assez, [Э, вздор, он достаточно видит, поверьте.] – сказал князь Василий своим басистым, быстрым голосом с покашливанием, тем голосом и с покашливанием, которым он разрешал все трудности. – Allez, il y voit assez, – повторил он. – И чему я рад, – продолжал он, – это то, что государь дал ему полную власть над всеми армиями, над всем краем, – власть, которой никогда не было ни у какого главнокомандующего. Это другой самодержец, – заключил он с победоносной улыбкой.
– Дай бог, дай бог, – сказала Анна Павловна. L"homme de beaucoup de merite, еще новичок в придворном обществе, желая польстить Анне Павловне, выгораживая ее прежнее мнение из этого суждения, сказал.
– Говорят, что государь неохотно передал эту власть Кутузову. On dit qu"il rougit comme une demoiselle a laquelle on lirait Joconde, en lui disant: «Le souverain et la patrie vous decernent cet honneur». [Говорят, что он покраснел, как барышня, которой бы прочли Жоконду, в то время как говорил ему: «Государь и отечество награждают вас этой честью».]
– Peut etre que la c?ur n"etait pas de la partie, [Может быть, сердце не вполне участвовало,] – сказала Анна Павловна.
– О нет, нет, – горячо заступился князь Василий. Теперь уже он не мог никому уступить Кутузова. По мнению князя Василья, не только Кутузов был сам хорош, но и все обожали его. – Нет, это не может быть, потому что государь так умел прежде ценить его, – сказал он.
– Дай бог только, чтобы князь Кутузов, – сказала Анпа Павловна, – взял действительную власть и не позволял бы никому вставлять себе палки в колеса – des batons dans les roues.
План:
-
Введение
- 1
Деятельность
- 1.1 Основные направления научной деятельности
- 1.2 Основные достижения
- 2 История
- 3 Контакты Примечания
Введение
Институт географии РАН - российская государственная научно-исследовательская организация, учрежденная в 1918 году Российской академией наук (РАН) и входящая в ее состав (учреждение РАН), целью которой является получение, накопление и систематизация научных географических знаний, знаний о Земле.
Институт осуществляет фундаментальные, экспедиционные и экспериментальные исследования по физической, экономической и социальной географии России и мира. Изучает структуру, эволюцию, современную динамику и антропогенную трансформацию географической оболочки и её подсистем, процессы взаимодействия суши, океана, атмосферы, гидросферы, криосферы и биосферы и их мониторинг. Исследует территориальную организацию хозяйства и расселения России и их прогноз с учётом экологического состояния территории и рационального использования её ресурсов, обеспечения необходимых условий жизни населения и биологического разнообразия. Даёт прогноз катастрофических явлений. Исследуются процессы изменения территориальной структуры мирового и европейского социально-экономического, геополитического и культурного пространства и место России в этих процессах.
На протяжении 90 лет со дня своего основания Институт является ведущим научным учреждением России в области географической науки. В нем проведены фундаментальные исследования по теории географии, большие работы по территориальному обоснованию размещения производительных сил и оценке природных ресурсов СССР, России и многих других стран (Монголии, Китая, Афганистана, Кубы, ряда африканских стран).
Директор Института географии РАН - Академик РАН Владимир Михайлович Котляков.
1. Деятельность
В Институте работает (по состоянию на 01.09.2010) около 320 специалистов, в том числе 1 академик, 2 члена-корреспондента РАН, 50 докторов и 135 кандидатов наук, которые трудятся в 15 отделах и лабораториях – физической географии и проблем природопользования, гляциологии, социально-экономической географии, климатологии, геополитических исследований, эволюционной географии, гидрологии, геоморфологии, картографии, географии и эволюции почв, биогеографии, географии мирового развития, экспериментальных исследований геосистем (с Курской биосферной станцией, группой «Меркатор» и сектором «Космос-Земля»), комплексного мониторинга загрязняющих веществ.
Сотрудниками Института разработаны оригинальные подходы и методы экономико-географического и физико-географического районирования России, новые ГИС-технологии и регламенты работы с пространственно распределенными данными, методы аэрокосмического зондирования Земли, в том числе для выявления и мониторинга природных и техногенных катастрофических явлений, динамики ледников, карты оценки экологического состояния территорий, рекомендаций по региональному развитию, размещению хозяйства и охране окружающей среды. Деятельность многих известных ученых, которые внесли заметный вклад в изучение природы и становление экономики нашей страны, освоение Арктики, Сибири и Дальнего Востока, создавали победу в годы Великой Отечественной войны, участвовали в становлении географических исследований на Кавказе, в республиках Средней Азии, в Монголии, Китае, Вьетнаме и на Кубе связана с Институтом. Институтом созданы уникальные картографические произведения - «Атлас снежно-ледовых ресурсов мира», «Природа и ресурсы Земли», «Национальный атлас Кубы», «Национальный атлас Монгольской Народной Республики», «Атлас Курильских островов», - отмеченные международными, государственными и научными премиями.
В Институте одновременно проходят обучение (по состоянию на 01.09.2010) около 50 аспирантов - выпускников МГУ и других вузов, готовят свои диссертации 3-4 докторанта, ведутся профессиональные образовательные программы для стажеров, студентов и специалистов, желающих повысить свою квалификацию.
Традиционно сотрудниками проводятся экспедиционные исследования в разных регионах России, СНГ и дальнего зарубежья. Постоянные экспедиции работают в центральных областях и на севере Европейской России, на Северном Кавказе, в горах и на равнинах Средней Азии, Монголии и Китая, в российской Арктике, на Шпицбергене и в Антарктиде.
При Институте действует Московский центр Русского географического общества, Национальный комитет географов России, Научный совет РАН по изучению Арктики и Антарктики, Объединенный научный совет по фундаментальным географическим проблемам при Международной ассоциации академий наук, работает 4 специализированных совета ВАК по защите докторских диссертаций.
Под эгидой Института выходят академические журналы: «Известия РАН. Серия географическая», «Геоморфология», «Материалы гляциологических исследований». Институт участвует в издании общественно-научных журналов: «Проблемы региональной экологии», «Экологическое планирование и управление».
Ежегодно сотрудники издают около 20 монографий и сотни статей в отечественных и зарубежных изданиях, участвуют в выполнении государственных научных и научно-технических программ, готовят разработки и рекомендации для министерств и ведомств (Минрегионов России, Минэкономразвития России, МПР России).
1.1. Основные направления научной деятельности
- Эволюция природной среды и ресурсы поверхности суши.
- Причины и факторы глобальных изменений природной среды.
- Природные криогенные системы, динамика процессов в криосфере.
- Географические проблемы природопользования и охраны окружающей среды.
- Взаимодействие природы и общества в условиях возрастающего антропогенного воздействия на среду.
- Региональные основы устойчивого развития природы и общества.
- Геоинформационные технологии и картографирование.
1.2. Основные достижения
Основные достижения за последние годы:
- Созданы уникальные фундаментальные географические атласы “Природа и ресурсы Земли”, “Атлас Снежно-ледовых ресурсов мира”.
- Разработаны критерии оценки экологической обстановки, составлено более 30 экологических карт разного масштаба на отдельные страны СНГ и регионы России, а также карты риска природных и техногенных катастроф.
- Восстановлена история климата за четыре климатические цикла (420 тысяч лет) по данным ледяного керна Антарктического ледникового покрова.
- Разработаны сценарии изменения природных зон и ландшафтов Северного полушария и России при глобальном потеплении климата.
- Разработаны и внедрены концепции, методы, программы и технологии геоинформационных систем (ГИС) и электронного картографирования.
- Выявлены закономерности в сдвигах территориальной структуры хозяйства и общества России, даны рекомендации по их оптимизации.
- Предложена методика и дана оценка ресурсохозяйственной и экологической надежности региональных систем природопользования России.
2. История
Институт основан в 1918 году в Петрограде (ныне - Санкт-Петербург) как Отдел промышленно-географического изучения России в составе Комиссии по изучению естественных производительных сил России (КЕПС) при РАН, с 1926 года - Географический отдел КЕПС, с 1930 года - Геоморфологический институт АН СССР. В 1934 году переведён в Москву и преобразован в Институт физической географии АН СССР, с 1936 года - Институт географии АН СССР, с 1992 года - Институт географии РАН.
В числе организаторов и первым руководителем Института был академик Андрей Александрович Григорьев - основатель советской физико-географической школы, лауреат Государственной премии СССР.
С 1951 по 1985 годы директором Института был академик Иннокентий Петрович Герасимов - ученый-новатор, работы которого вошли в золотой фонд мировой географии.
Более 20 лет Институт возглавляет академик Владимир Михайлович Котляков - лидер мировой гляциологии, ученый, стоящий у истоков ряда современных направлений географии, председатель Национального комитета российских географов, Почетный президент Русского географического общества, лауреат Государственной премии России.
№ этапа | Годы этапа | Условное название этапа | Названия организации | Руководители организации | Направления и приоритеты исследований | Деятельность | Зоны внимания |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 этап | 1918-1929 годы | Образование СССР, формирование коллектива | * 1918 год - Отдел промышленно-географического изучения центра России Комиссии по изучению естественных производительных сил страны (КЕПС) Российской академии наук (РАН); * 1925 год - Отдел промышленно-географического изучения центра России Комиссии по изучению естественных производительных сил страны (КЕПС) Академии наук (АН) СССР; * 1926 год - Географический отдел Комиссии по изучению естественных производительных сил страны (КЕПС) Академии наук (АН) СССР. |
* 1918-1923 годы - М.И.Боголепов; * 1923-(1951) годы - А.А.Григорьев. |
Направления и приоритеты исследований (реорганизация промышленного и экономического развития Советской России): экономические, экономико-географические, комплексные (с 1921 года) исследования. | Деятельность: * исследования многоотраслевые экспедиционные; * популяризация и пропаганда географических знаний. |
* Россия (в целом, окраинные районы); * СССР (районы нового освоения: Большеземельская тундра, Кольский полуостров, Южный Урал, Центральная Якутия). |
2 этап | 1930-1941 годы | Коллективизация, индустриализация СССР, оформление Института | * 1930 год - Геоморфологический институт (ГЕОМИН) Совета по изучению производительных сил (СОПС) Академии наук (АН) СССР; * 1934 год - Институт физической географии (ИФГ) Совета по изучению производительных сил (СОПС) Академии наук (АН) СССР; * 1936 год - при слиянии Коммунистической академии с АН СССР: |
А.А.Григорьев | Направления и приоритеты исследований: * изучение процессов и типов природной среды; * методологические исследования; * экономико-географические, ресурсные, страноведческие исследования; * региональные исследования по отраслям. |
Деятельность: * исследования: теоретические, прикладные научные (экспедиционные и стационарные); * международное научное сотрудничество. |
СССР (районы перспективного хозяйственного развития: Север, Западная Сибирь, Средняя Сибирь, Забайкалье, Дальний Восток, Памир, Средняя Азия, Казахстан). |
3 этап | 1941-1945 годы | Великая Отечественная война | Институт географии (ИГ) Совета по изучению производительных сил (СОПС) Академии наук (АН) СССР. | А.А.Григорьев | Направления и приоритеты исследований (победа СССР во Второй мировой войне): * военная география и страноведение (прикладные исследования - комплексные, отраслевые и методические): * составление общих и специальных военногеографических карт, * описание прифронтовых районов, * разработка вариантов оптимального размещения эвакуированных предприятий, * исследование агроклиматических, земельных, трудовых ресурсов. |
Деятельность: * обслуживание боевых действий и тылового хозяйства: * исследования, экспедиции, консультации. |
Изучает обособленно: * СССР (восток и юг; временно оккупированные территории); * страны-участницы Второй мировой войны. |
4 этап | 1946-1951 годы | Восстановление экономики СССР | Институт географии (ИГ) Совета по изучению производительных сил (СОПС) Академии наук (АН) СССР. | * По 1951 год - А.А.Григорьев; * 1951-(1985) годы - И.П.Герасимов. |
Направления и приоритеты исследований (восстановление экономики и создание новых территориально-производственных комплексов в СССР) - прикладные ресурсные, страноведческие, общие теоретические исследования: * проектирование территориально-производственных комплексов; * природное и экономико-географическое районирование; * отраслевые академические исследования по геоморфологии, климатологии, гляциологии, биогеографии; * естественно-историческое районирование. |
Деятельность: * теоретические и прикладные исследования; * экспедиции; * организация сети географических учреждений в СССР; * подготовка местных кадров. |
Изучает обособленно: * СССР (восток); * страны народной демократии. |
5 этап | 1951-1960 годы | Развитие народного хозяйства и преобразование природы СССР | Институт географии (ИГ) Совета по изучению производительных сил (СОПС) Академии наук (АН) СССР. | И.П.Герасимов | … | Деятельность: * отраслевые фундаментальные и прикладные исследования; * организует географическую науку в СССР; * устанавливает международные научные связи. |
Изучает обособленно: * СССР: * восток (районы нового освоения); * центр (обжитые районы); * страны народной демократии; * капиталистические страны. |
6 этап | 1960-1985 годы | … | Институт географии (ИГ) Совета по изучению производительных сил (СОПС) Академии наук (АН) СССР. | И.П.Герасимов | … | Деятельность: * исследования окружающей среды, хозяйства, ресурсов, ресурсообеспеченности; * исследования территориальной организации; * организует и координирует географическую науку в СССР; * осуществляет международное сотрудничество со странами СЭВ. |
Изучает обособленно: * СССР (все регионы); * страны социалистического содружества; * капиталистические и неприсоединившиеся страны. |
7 этап | 1985-1991 годы | Организация междисциплинарных и специализация отраслевых исследований | Институт географии (ИГ) Совета по изучению производительных сил (СОПС) Академии наук (АН) СССР. | * По 1985 год - И.П.Герасимов. * 1985-(н.в.) - В.М.Котляков |
… | Деятельность: * инвентаризация ресурсов; * экологические исследования; * изучение всех стран в единых рамках: - законов общественного развития, - окружающей природной среды и экологии; * координирует географическую науку в СССР и за рубежом; * участвует в международных программах всех зарубежных стран. |
… |
8 этап | 1991-1995 годы | Геоинформационная революция | Институт географии Российской академии наук (РАН). | В.М.Котляков | … | Деятельность: * исследование территориального развития; * исследование разнообразия природы и общества; * серийные прикладные и фундаментальные исследования. |
… |
3. Контакты
119017, Москва, Старомонетный переулок, дом 29, [email protected], www.igras.ru
член-корреспондент РАН, доктор географических наук, гляциолог и палеоклиматолог, специалист в области количественных реконструкций климата высокого разрешения. Профессор Томского Государственного Университета. Проводила полевые работы в Арктике и Антарктике, на Кавказе, Памире, Тянь-Шане, Камчатке, в Альпах, в Андах и в других горных районах. Выступала с приглашенными лекциями в Бьеркенс Центре (Берген, Новрегия), в Университете Стокгольма (Швеция), в Национальном центре климатических исследований (Берн, Швейцария), в Лаборатории по исследованию Земли, Ламонт, в Университете штата Массачусетс, в Институте арктических, высокогорных и антарктических исследований, Университет Колорадо (США) и др. Опубликовала более 150 научных работ, из них примерно треть - в международных высокорейтинговых журналах (Nature Geoscience, Climate in the past, Arctic, Antarctic, and Alpine Research, Climatic Change, Quaternary Science Reviews, Global and Planetary Change и др.). Вице-президент Международной ассоциации криосферных наук. В составе Межправительственной группы экспертов по изменениям климата в 2007 г. награждена Нобелевской премией Мира.
Научный руководитель ИГРАН
Заместитель директора по научным вопросам
«Заслуженный деятель науки РФ», "Почетный работник охраны природы РФ", награжден медалью "В память 850-летия Москвы". Почетной грамотой Президиума РАН, медалью им. Н.Ф. Реймерса за выдающийся вклад в развитие экологии, золотой медалью Русского Географического Общества им. академика И.П. Бородина (2012) за вклад в охрану природы и создание особо охраняемых природных территорий. Лауреат конкурса Правительства Москвы «Профессор-2000».
Корпорация «Российский учебник» и Институт географии РАН приглашают вас принять участие в работе сессии по географическому образованию на тему «Инновационный потенциал географического образования: детский сад – школа – университет – обучение на протяжении всей жизни», которая пройдет в рамках трехдневной Международной конференции «Практическая география и вызовы XXI века» , посвященной 100-летию Института географии РАН (4–6 июня 2018 года).
В конференции примут участие более 800 ведущих ученых из 40 стран мира, включая Китай, Индию, Германию, Францию, США, Великобританию, Венгрию, Казахстан, Польшу, Италию и др.
6 июня при поддержке корпорации «Российский учебник» состоится специальная секция «Инновационный потенциал географического образования», в которой выступят Кристиан Мейер (Германия) и профессор Батчулуун Ембуу, представляющая Монгольский национальный университет образования. Отдельной важной темой станет обсуждение международной .
Ключевые темы
- Изменение климата . Это обусловлено тем, что ежегодно фиксируются новые климатические рекорды и экстремальные явления, оказывающие большое влияние на жизнь людей в разных регионах мира.
Развитие географического образования , которое необходимо для подрастающего поколения XXI века. Особое внимание будет уделено рассмотрению инициативы Китая «Один пояс - один путь», а также географии городов, в частности, городским трансформациям в постиндустриальном контексте (развитие «умных» городов и др.).
Место: Москва, Ленинский проспект, д. 32А (Президиум РАН).
Трансляция в прямом эфире
Приглашаем вас присоединиться к трансляциям, которые будут проходить из зала заседаний. Отечественные и зарубежные специалисты обсудят инновационный потенциал школьного курса географии и представят основные положения из Международной хартии географического образования, внедрение принципов которой позволит сформировать у детей осознанное отношение к предмету.
Все слушатели получат сертификаты.
Вызовы XXI века и их влияние на современное географическое образование
Первая часть трансляции, в которой выступят Кристиан Мейер (Ганноверский университет им. Лейбница, Германия) и Батчулуун Ембуу, представляющая Монгольский национальный университет образования, посвящена ключевым проблемам современности и их отражению в образовательных программах. Одной из таких проблем является изменение климата - это обусловлено тем, что ежегодно фиксируются новые климатические рекорды и экстремальные явления, оказывающие большое влияние на жизнь людей в разных регионах мира.
Современные образовательные технологии в преподавании географии
На продолжении трансляции секции рассматриваются последние методические разработки в области изучения географии: подходы, ориентированные на запрос, проблемно-ориентированное обучение со сценариями «возможного будущего», обучение, направленное на реальный (местный) контекст и полевые занятия, междисциплинарный подход для изучения сложных ситуаций, виртуальные полевые экскурсии, метод кейсов и т. д. Ведущие специалисты из Германии, Сербии и России расскажут, как соединить с географией рисование и математику, провести собственное исследование и развить географическое мышление.
Эффективные образовательные практики на уроках географии
В третьей части трансляции заседания особое внимание будет уделено рассмотрению инициативы Китая «Один пояс - один путь», а также географии городов, в частности, городским трансформациям в постиндустриальном контексте (развитие «умных» городов и др.). Эксперты обсудят также вопросы разработки заданий по рациональному природользованию и междисциплинарный подход в географическом образовании.
«География как предмет для преподавания и как наука всегда оказывала важнейшее влияние на прогресс. География - единственная наука, в которой наиболее полно сочетаются природа и человек, все, что происходит в связи с его деятельностью. Тем более это актуально для России с ее огромной территорией и климатическими условиями».
Владимир Котляков почетный президент Русского географического общества
«Эта конференция очень важна для географического образования в стране: глобальные проблемы в этой сфере мы сможем соотнести с тем, что происходит в России. На сессии „Инновационный потенциал географического образования“, мы надеемся, будет обмен мнениями, дискуссия о том, какие проблемы стоят перед географическим образованием в Германии, в Китае, узнаем о ее значении в образовательной системе Хорватии, информатизации. А для тех педагогов, кто не сможет лично принять участие в конференции, корпорация „Российский учебник“ организует прямую трансляцию на YouTube».
Лора Царева директор центра картографии и географии корпорации «Российский учебник», заместитель главного редактора журнала «География в школе»
«Для нас большая честь принимать участие в этой конференции. Мы неслучайно предложили организовать секцию, которая будет работать для школьных учителей, потому что сейчас для преподавательского сообщества очень востребованы передовые достижения науки. И география здесь не исключение. Вместе с научным сообществом мы прикладываем большие усилия для того, чтобы география по праву занимала то место, которое она должна занимать в школьном образовании. У корпорации „Российский учебник“ это не первое сотрудничество. С Русским географическим сообществом у нас есть большой проект, в рамках которого мы готовили новую линейку учебников, атласов по географии. Еще одну книгу делаем совместно с Институтом географии РАН, ведется много проектов. Уверен, что нас ждет большая совместная работа как в рамках конференции, так и после нее. Крайне важно по такому предмету как „география“ поддерживать знания на актуальном уровне. Подобный совместный опыт принесет пользу и отечественной науке, и образованию».
- Практическая география и вызовы XXI века
- Какое уравнение не имеет корней?
- Жизненные стратегии личности в контексте процессов потребления Жизненная стратегия как способ достижения социального статуса
- Жизнь на марсе погибла из-за ядерной войны
- Тема нашего урока «Различные способы доказательства теоремы Пифагора» Различные доказательства теоремы пифагора презентация
- Какие химические соединения участвовали в химической революции
- Здесь было высшее Я (сборник)