Войти
В помощь школьнику
  • Телепортация в пространстве - миф или реальность?
  • Самые страшные катастрофы мира
  • Химические свойства цинка и его соединений
  • Древняя история Донбасса
  • Увеличение мощности магнита
  • Лихачев Дмитрий Сергеевич
  • Число глаголов в начальной форме. Начальная форма глагола. V. Изучение нового материала

    Число глаголов в начальной форме. Начальная форма глагола. V. Изучение нового материала

    План разбора глагола

    I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
    II Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки:
    A Постоянные морфологические признаки:
    1 вид (совершенный, несовершенный);
    2 возвратность (невозвратный, возвратный);
    3 переходность (переходный, непереходный);
    4 спряжение ;
    Б Непостоянные морфологические признаки:
    1 наклонение ;
    2 время (в изъявительном наклонении);
    3 число ;
    4 лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении);
    5 род (у глаголов в форме прошедшего времени изъявительного и сослагательного наклонения единственного числа).
    III Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении).

    Образцы разбора глаголов

    Любишь кататься - люби и саночки возить (пословица).

    Любишь

    1. что делаешь?
    2. Н. ф. - любить . Морфологические признаки:
      1) несовершенный вид;
      2) невозвратный;
      3) переходный;
      4) II спряжение.

      2) настоящего времени;
      3) единственного числа;
      4) 2-го лица.

    Кататься

    1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
    2. Н. ф. - кататься . Морфологические признаки:
      А) Постоянные морфологические признаки:
      1) несовершенный вид;
      2) возвратный;
      3) непереходный;
      4) I спряжение.
      Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма).
    3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

    Люби

    1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делай?
    2. Н. ф. - любить . Морфологические признаки:
      А) Постоянные морфологические признаки:
      1) несовершенный вид;
      2) невозвратный;
      3) переходный;
      4) II спряжение.
      Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
      1) повелительного наклонения;
      2) единственного числа;
      3) 2-го лица.
    3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

    Началась пахота (Пришвин).

    Началась

    1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что сделала?
    2. Н. ф. - начаться . Морфологические признаки:
      А) Постоянные морфологические признаки:
      1) совершенный вид;
      2) возвратный;
      3) непереходный;
      4) I спряжение.
      Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
      1) изъявительного наклонения;
      2) прошедшего времени;
      3) единственного числа;
      4) женского рода.
    3. В предложении является сказуемым.

    Данная форма не даёт возможности определить:

    1. Число;
    2. Время.

    А только называет действие или состояние субъекта действия. Начальная форма глагола отвечает на вопросы:

    • Что делать? (Печатать, есть, смотреть, любить, мечтать);
    • Что сделать? (Напечатать, съесть, посмотреть, полюбить, помечтать).

    Как же определить начальную форму глагола? Ей присущи следующие постоянные признаки:

    1. Переходность:
      1. Переходные обозначают тип действия, направленное на конкретный предмет. Пример: «Необходимо прочитать текст пять раз.» Здесь присутствует дополнение «текст», которое отвечает на вопрос «что?».
      2. Непереходные обозначают действие, которое замкнуто само в себе и не направлено на какой-то другой предмет. Пример: «Кот любит спать.» Невозможно подобрать дополнение к слову «спать», отвечающее на вопросы «что?» или «кого?»
    2. Вид:
      1. Несовершенный — действие, которое ещё происходит не зависимо от времени, и не имеющее завершенности (читать, поступать, гулять).
      2. Совершенный — действие, которое имеет уже результат (прочитать, сжечь).
    3. Возвратность:
      1. Возвратные — глаголы, у которых есть на конце постфикс «-ся» (отдышаться, заниматься). Они обозначают действия:
        1. с возвратным значением, направленное на субъект действия (бриться, одеваться, мыться);
        2. с взаимным значением, выполняемое несколькими субъектами и направленное на каждого из них (обниматься, ссориться, здороваться, целоваться, обниматься);
        3. самопроизвольного характера (Дверь может открываться);
        4. постоянного характера (Собака может кусаться);
        5. в интересах субъекта (укладываться спать);
        6. внутри субъекта, его моральное или физическое состояние (смеяться, торопиться, разочароваться, веселиться, огорчиться).
        7. страдательного характера (Дом построить надо к ноябрю).
      2. Невозвратные — глаголы без постфикса «ся» (рисовать, решить).
    4. Спряжение:
      1. 1 спряжение определяется окончаниями «еть», «оть», «ать», «ять», «уть» (стоять, летать, лаять).
      2. 2 спряжение определяется только окончанием «ить» (клеить, белить).
      3. Поставить глагол в начальную форму можно тремя способами с помощью:
    1. суффикса «ть» — если основа глагола оканчивается на гласную букву (летать, бежать, смотреть, сидеть; исключения — грызть, класть);
    1. суффикса «ти» — если основа глагола оканчивается на согласную букву (нести, везти, приобрести).
    2. «чь» — при чередовании в корне глагола с буквами «г», «к», «х» (стерегут — стеречь, берегу — беречь, пеку — печь).

    В предложении начальная форма глагола может быть:

    • Подлежащим — в начале предложения. (Выбрать правильную дорогу — это трудное дело.)
    • Составным сказуемым — вместе со вспомогательным глаголом (Я начинаю волноваться.)
    • Сказуемым — в безличных предложениях (Рано стало темнеть.)
    • Несогласованным определением — если рядом есть существительное с отвлеченным значением. (Мама бы поняла мое желание купить эту книгу.)
    • Дополнением — когда действие субъекта направлено на действие другого лица. (Домашние животные учат детей ответственно относиться к живым существам.)
    • Обстоятельством — если после глагола, который обозначает движение можно поставить «чтобы» (Ваня встал рано утром посмотреть рассвет).

    Поговорим о начальной форме глагола (ее также нередко называют неопределенной, или инфинитивом). Знать о ней необходимо потому, что в огромной конструкции человеческих знаний начальная форма глагола - это один из основных, несущих элементов.

    Что собой представляет глагол

    Тем, кто давно окончил школу и успел многое забыть, стоит напомнить: глаголом называют часть речи, описывающую действие. Читал, поеду, сделай, писать, нарисовал, мечтал бы - все эти слова являются глаголами, отличающимися лишь своими признаками.

    О глаголе

    В русской грамматике у глаголов имеется 7 признаков: время, вид, лицо, наклонение, род, число, залог; нередко в качестве признака рассматривается и спряжение. Не в каждом случае правомерно говорить об отдельном признаке или сразу обо всех. В частности, для характерно отсутствие лица, а настоящее время, как и будущее, делает беспредметным разговор о роде глагола.

    Изучать эти признаки, их отличия друг от друга, а также возможность спряжения бессмысленно, не установив главного: что такое начальная форма глагола. Синонимом этого определения выступает понятие неопределенной формы и термин «инфинитив».

    Инфинитив выражает глагол в словаре. Данную форму не случайно называют начальной - она действительно является стартом для дальнейшего изучения указанных частей речи. Вопросы начальной формы глагола - «Что делать?» и «Что сделать?». Примеры инфинитива: лечь и простить, резать и прибежать, уйти и вернуться, заехать и рассмотреть. Ну, а теперь можно поговорить о глаголах подробнее, более детально рассмотрев их отличительные признаки.

    О лице и времени

    Разобраться с (их 3) просто, определив, кто именно сообщает об описываемом действии. Лицо отражает отношение сообщающего к происходящему процессу. Первое единственного числа - это действия самого сообщающего: делаю, хожу. То же самое во множественном числе - действия группы, которую представляет сообщающий: делаем, ходим. Глаголы второго лица характеризуют действия собеседника сообщающего либо группы, которую тот представляет: делаешь, ходишь, делаете, ходите. Третье лицо вне зависимости от числа - это действия посторонних лиц, не участвующих в диалоге: делает, ходит, делают, ходят. Понять, к какому лицу отнести глагол, поможет соответствующее ему существительное или местоимение.

    Времена глагола характеризуют отношение к моменту, когда совершается описываемое действие. Существуют 3 формы глагола, представляющие настоящее, прошедшее и будущее время. Примеры хожу, делают. Для прошедшего и будущего времени аналогичные варианты: ходили, делал, будут ходить, будет делать.

    Важно помнить! Начальная форма глагола - безличная. К инфинитиву также неприменимы представления о лице, числе, времени.

    Род глагола и его наклонение

    Изменения глаголов происходят не только по числам, лицам или временам, но и по родам, подобно существительным. Существуют три рода: женский, мужской, средний - определить принадлежность к ним глагола также может помочь употребляемое с ним вместе местоимение или существительное. Признак рода глагола проявляется исключительно в прошедшем времени и определяется по окончанию: ходил, ходило, делала. К понятие рода неприменимо.

    Важной характеристикой глагола является его наклонение, которое может быть изъявительным, повелительным либо условным. Используя описывают действия, которые или когда-нибудь происходили, или происходят в настоящий момент, или произойдут впоследствии. Примеры изъявительного ходили, ходит, будут ходить, делала, делают, будет делать. Условное наклонение сообщает о действиях желаемых или тех, что возможны при некоторых условиях. При образовании условного наклонения за основу берется начальная форма глагола без окончания, суффикс «л», а также частица «бы». Примеры условного наклонения: ходил бы, делали бы. Глаголы представляют собой команду, приказ, приглашение к действию. Примеры: сделай, пойди, принеси! Часто к таким глаголам добавляют частицу «-ка», которая этот приказ отчасти смягчает: сделай-ка, пойди-ка!

    О видах глагола

    По своему можно отнести к совершенным и несовершенным. Несовершенные характеризуют действие без какого-либо указания на его окончание, и в виде инфинитива к ним будет применим вопрос «Что делать?» Примеры: ходить, рисовать. В совершенном виде эти же примеры будут выглядеть иначе: сходить, нарисовать, т. к. здесь глаголы описывают законченное действие. Вопрос, который можно поставить к их инфинитиву - «Что сделать?».

    Большинству глаголов свойственны оба вида: рисовать-нарисовать, жечь-сжечь, есть-съесть. Однако существуют глаголы и без парной формы. К таким, в частности, относится «принадлежать» - здесь возможен лишь несовершенный вид. Или «очутиться» - этот слово, напротив, может существовать только в совершенном виде. Существуют также двувидовые глаголы (к таким относится «казнить») - в них совмещены значения обоих видов. Часто в случае двувидовых окончание глаголов в начальной форме выглядит как «-ировать» («эмигрировать»).

    Переходность и залог глагола

    Такие свойства, как переходность и залог глагола указывают на его взаимоотношения с другими объектами. Понятие переходности указывает на наличие объекта действия. Примеры переходных глаголов: есть (суп), читать (журнал) - здесь суп и журнал являются объектами действия. Непереходность глагола предполагает отсутствие объекта приложения. Примеры непереходного глагола - работать, жить (конкретного объекта, к которому приложено это действие, нет). Особый случай непереходных глаголов - возвратные; здесь производящий действие в то же время является и тем, на кого оно направлено. В этих случаях начальная форма глагола оканчивается на «-ся»: купаться, смеяться, волноваться.

    Залог глагола рассматривает взаимоотношения между субъектами и объектами действия. Действительный залог характеризует активную конструкцию. Например: кошка ела рыбу. Кошка (субъект) совершала активное действие над объектом (рыбой), залог глагола «ела» действительный. Та же мысль, сформулированная по-другому: рыба поедалась кошкой. Данная конструкция, в отличие от предыдущей, является пассивной, и потому залог глагола в ней - страдательный.

    И снова об инфинитиве

    Зная характерные признаки глаголов, стоит поговорить об инфинитиве более подробно. Как определить начальную форму глагола? Очень просто - задать вопрос. Если по отношению к производимому действию можно спросить: «Что делать?» или «Что сделать?», значит, форма глагола, описывающего это действие, является неопределенной. Из всех рассмотренных признаков инфинитиву присущи лишь вид, а также такие свойства как переходность и возвратность.

    Образование инфинитива происходит путем добавления формообразовательного суффикса к корню слова. Характерный суффикс в начальной форме глагола - «-ти», «-ть», «-чь». Примеры инфинитива: лезть, нести, печь.

    О спряжениях глаголов

    Спряжением глагола называют его изменение в зависимости от лиц и чисел: я пишу, он пишет, мы пишем и т. п. Каждый глагол можно отнести к первому или второму спряжению; знать об этой принадлежности необходимо, чтобы для любого конкретного случая добиваться правильного написания. Ошибки в процессе спряжения особенно часто возникают в случае безударных окончаний глагола.

    Для правильного определения спряжений необходимо знать, какая начальная форма у глагола. Первое спряжение представляют все упомянутые части речи с окончанием «-овать» - тренировать, информировать. К этому же спряжению принадлежит ряд глаголов, оканчивающихся на «-еть», «-ать», «-ять», а также «стелить» и «брить» (окончание «-ить»). Второе спряжение представляют все глаголы с окончанием «-ить», за исключением уже упомянутых. Сюда же относят отдельные глаголы с окончанием «-ать» и «-ять», если на них падает ударение (лежать, стоять). Ко второму спряжению принадлежит еще часть глаголов (смотреть, ненавидеть и т. д.), которые нельзя подогнать под какие-то стандарты - их надо просто запомнить. Знание правил спряжения глаголов - это залог правильной орфографии, да и просто требование грамотности. Кстати, сам инфинитив не спрягаем и не меняется в зависимости от лиц и чисел.

    Глаголы в предложении

    Роли данных частей речи в предложении могут быть разными. Чаще всего глагол выступает в роли обычного (простого) сказуемого: «Толя купил хлеб». Нередки случаи сложного глагольного сказуемого: «Ваня решил сбегать в магазин». Сказуемым в настоящем случае становится целая конструкция (решил сбегать), причем второй глагол в ней представлен инфинитивом. Иногда глагол может выступать в качестве несогласованного определения: «Мне не понравилась идея съездить туда» (съездить туда - несогласованное определение).

    Русский язык по-своему уникален тем, что допускает и более сложные, поистине фантастические конструкции. «Решили послать сходить найти купить выпить» - предложение из 6 глаголов, 5 из которых представляют инфинитив с законченным смыслом и соответствием правилам грамматики. Иностранцы плачут!

    Заключение

    Большинство ученых-лингвистов единодушно во мнении, что первым словом, произнесенным древним человеком, был глагол. Вряд ли нашему далекому предку в те суровые времена нужны были в лексиконе прилагательные для описания красоты ночного неба, да и большинство существительных ему вполне мог заменить указующий жест в их направлении. А вот команда «Беги!», отданная соплеменнику, вполне могла спасти тому жизнь, слово «хочу» и соответствующее движение в сторону туши мамонта также не оставляло сомнений в отношении сказанного. При острой необходимости один лишь глагол вполне мог заменить все остальные части речи.

    Кстати, современные подходы к изучению иностранных языков тоже предполагают первоочередное изучение глаголов как основных средств выражения человеческих потребностей. Естественно, и для носителей языка необходимо хорошее знание этих частей речи, их признаков и свойств. А особую роль в изучении глаголов играет инфинитив.

    На этом уроке вы вспомните, что такое глагол, узнаете особенности неопределённой формы глагола, её синтаксическую роль в предложении, закрепите полученные знания.

    В глаголе настоящего времени обязательно надо указывать лицо, отношение говорящего к действию, если действие совершаю я - я делаю , если ты - ты делаешь .

    Категория глагола есть во всех языках, но не во всех языках глаголы ведут себя одинаково. Например, в русском глаголе всё очевидно - есть время (настоящее, будущее, прошедшее). А вот в арабском языке времени нет, т. е. мы по форме глагола время определить не сможем. Для этого нужно использовать слова другой части речи, например сегодня , сейчас и т. д. Более подробная информация находится по ссылке в дополнительных материалах.

    Но есть у глагола и самая малоинформативная форма. По ней нельзя определить ни рода, ни числа, ни лица, ни времени, ни наклонения. Эта форма называется неопределенной формой глагола , она является словарной для глагола и начальной формой в морфологическом разборе. По неопределённой форме глагола мы можем определить только постоянные признаки: вид, переходность, спряжение (не всегда).

    Неопределённая форма глагола (инфинитив) - это такая форма глагола, по которой мы можем определить только постоянные признаки (возвратность, вид, переходность).

    Например:

    перейти дорогу (рис. 2) - переходный глагол, он управляет существительным в винительном падеже, без предлога. Мы определили это по неопределённой форме.

    Рис. 2. Дети переходят дорогу () Идти - глагол непереходный, это тоже понятно по неопределённой форме.

    Учиться - глагол возвратный, потому что имеет суффикс -ся.

    Учить - невозвратный глагол (рис. 3).

    Рис. 3. Мальчик учит уроки ()

    Вести (что делать? ) - несовершенный вид.

    Отвести (что сделать? ) - совершенный вид.

    Но ни у одного из этих глаголов мы не сможем определить ни время, ни лицо, ни число.

    Неопределённая форма глагола обычно образуется с помощью суффиксов -ти и -ть . Например:

    петь - суффикс -ть (рис. 4)

    Рис. 4. Дети поют ()

    грести - суффикс -ти

    умываться - суффикс -ть , который стоит перед -ся

    Но иногда инфинитив заканчивается на -чь , которое возникло из сочетания -к или с -ти . Глагол стричь образовался так: было стригу + ти - стригти (существовало долгое время). Вот ещё пример: пеку + ти - пекти , а из слова пекти возникло печь .

    Суффиксы -ти , -ть и -чь в некоторых учебниках и в некоторых теориях обычно выделяются как окончание. В общем, это логично, потому что они образуют форму слова и не входят в основу. Но мы же знаем, что инфинитив - это неизменяемая форма глагола, что существует в русском языке формообразующий суффикс, который тоже не входит в основу, например суффикс .

    Формообразующие суффиксы -ть и -л-

    печься (суффикс -чь- ) - пеклась (суффикс -л- )

    стараться (суффикс -ть ) - старались (суффикс -л- )

    Инфинитив - это словарная форма. Т. е. если вам нужно найти в словаре слова бежал , иду , глядит , вы их не найдёте в такой форме. Вам придется ставить их в неопределённую форму:

    бежать

    идти

    глядеть

    Поэтому иностранцам тоже необходимо уметь ставить глагол в неопределённую форму, чтобы узнать его перевод.

    Посмотрим, как нам это помогает справиться с правилом спряжения глагола. Нам нужно узнать, как пишется глагол:

    продолжа…т

    Для этого ставим его в начальную форму:

    продолжить

    Смотрим: перед суффиксом -ть пишется -и- , значит, глагол в II спряжении ив окончании пишем и - продолжаи т .

    Но на самом деле это не так. Ошибка вышла, потому что мы изначально поставили глагол в неправильную начальную форму. Нужно очень хорошо запомнить, что вид глагола - это постоянный признак. И если в личной форме у нас несовершенный вид (что делает? ), то и в неопределённой форме тоже должен быть несовершенный вид:

    продолжать (что делать? ).

    А от неопределённой формы продолжить (что сделать? ) совершенного вида тоже образуется личная форма совершенного вида - продолжит (что сделает? ).

    Трудность может быть связана не только с видом глагола, но ещё и с его значением. Например, возьмём глагол бегу и поставим его в неопределённую форму - бежать (а не бегать ). Хоть и оба эти глагола несовершенного вида (что делать? ), но значения у них отличаются. Бежать - это единичное действие, а бегать - повторяющееся (личная форма от него будет - бегает ). То же самое со словами:

    одобрим - одобрить , а не одобрят ь. От слова одобрять мы образуем форму одобряем .

    захаживает - захаживать , а не заходить , от которого личная форма - заходит .

    Нужно следить за тем, чтобы сохранялись суффикс основы и значение глагола.

    В дополнительных материалах есть задания. Обязательно потренируйтесь, получится ли у вас поставить глагол в неопределённую форму правильно.

    Это первая трудность, которая у нас возникает с неопределенной формой глагола. Вторая трудность заключается в том, что, даже если вы правильно поставили глагол в неопределённую форму, необходимо ещё знать, как она пишется. Рассмотрите список глаголов для запоминания:

    глаголы на -ять: сеять, реять, баять, таять, веять, лелеять, каяться, затеять, лаять, маяться, блеять, хаять, чуять, чаять, надеяться, кланяться, кашлять.

    глагол на -ить: клеить.

    С появлением электронных словарей трудностей у иностранцев стало гораздо меньше. Электронные словари распознают форму глагола и сразу определяют его значение. Но нужно знать, что в основе всех электронных словарей лежит ручная работа одного человека - Андрея Анатольевича Зализняка (рис. 5). Он составил «Грамматический словарь русского языка» .

    Рис. 5. А.А. Зализняк ()

    Вы только представьте себе, какую огромную работу он проделал. Собрал все формы всех слов русского языка. Потом классифицировал их по способам словоизменения и создал словарь настолько точный и правильный, что его можно использовать в программировании. Как раз электронная версия этого словаря легла в основу большинства современных компьютерных программ, работающих с русской морфологией, системы проверки орфографии (то, что в Word подчёркивается красным) и машинного перевода, автоматического реферирования.

    О синтаксической роли инфинитива нужно говорить отдельно, потому что она действительно необычна. Инфинитив ведёт себя в предложении совершенно удивительно. Он ведёт себя так, как ведут обычные имена существительные и имена прилагательные , т. е. выступает в совершенно необычной для глагола роли.

    Инфинитив достаточно часто выступает в роли подлежащего (что совершенно необычно для глагола).

    Или в роли дополнения:

    Попросил (о чём?) отдать - дополнение. Даже вопрос ставим падежный, что для глагола совсем не естественно.

    Или в роли обстоятельства:

    Пришли (зачем?) обсудить - обстоятельство цели.

    Определением инфинитив тоже может быть:

    Желание (какое?) высказать .

    Сказуемым инфинитив тоже может быть:

    Предупредить - это сказуемое.

    Глагол - это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?.

    Значение действия и процесса у русского глагола выражается в категориях вида, наклонения, времени (в изъявительном наклонении), лица (в настоящем и будущем времени и в повелительном наклонении), числа, а в прошедшем времени и в условном наклонении - и в форме рода.

    Кроме того, глагол обладает такими свойствами, как возвратность и переходность.

    В предложении для глагола характерна, прежде всего, роль сказуемого, но он может выполнять также и другие синтаксические функции (подлежащего, дополнения, определения и обстоятельства).

    Список литературы

    1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.
    2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
    3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой - 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.
    4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. - 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.
    1. Postnauka.ru ().
    2. Postnauka.ru ().
    3. Википедия ().

    Домашнее задание

    • Дайте определения таким терминам, как глагол и неопределённая форма глагола .
    • Прочитайте слова и определите их начальную форму:

    Ходила, думал, играли, извлекал, мылась, приготовила.

    • Выучите семнадцать глаголов на -ять и один на -ить и запомните их правописание.