Войти
В помощь школьнику
  • Телепортация в пространстве - миф или реальность?
  • Самые страшные катастрофы мира
  • Химические свойства цинка и его соединений
  • Древняя история Донбасса
  • Увеличение мощности магнита
  • Лихачев Дмитрий Сергеевич
  • Институт развития человеческого потенциала. Институты Достижения Человеческого Потенциала, Гленн Доман. Среди многих наград, полученных Доманом в различных странах, есть подтверждение о,присвоении ему рыцарского звания Бразильским правительством за выдающ

    Институт развития человеческого потенциала. Институты Достижения Человеческого Потенциала, Гленн Доман. Среди многих наград, полученных Доманом в различных странах, есть подтверждение о,присвоении ему рыцарского звания Бразильским правительством за выдающ

    Глен Доман - американский врач-нейрофизиолог, автор программы интенсивного интеллектуального и физического развития детей с момента рождения, основанной на результатах детального изучения закономерностей развития детей. Основная идея методики: в любом ребенке скрыт огромный потенциал, который можно развить, тем самым предоставляя ему неограниченные возможности в жизни.

    В 1955 году Доман основал Институты Развития Человеческого Потенциала. Их историческим домом стал городок Виндмур в северной части Филадельфии, США. Уже в первые годы работы здесь Гленн Доман и его коллеги смогли полностью изменить отношение общества к детям с повреждением мозга, так как начал проводить работы по восстановлению детей с различными тяжелыми поражениями нервной системы.

    Институты Достижения Человеческого Потенциала – это группа бесприбыльных институтов, оказывающих помощь детям с мозговыми травмами и обучающих родителей и профессионалов на всех континентах с 1955 года.

    Цель Институтов – взять ребенка с мозговой травмой, как бы тяжело он ни был поражен, и помочь ему стать нормальным физически, интеллектуально, физиологически и социально. Большинство детей достигают одной из этих целей, многие дети достигают двух. Некоторые дети достигают всех этих целей, а некоторые – ни одной.

    Институты Достижения Человеческого Потенциала оказывают помощь детям со всего света. Существуют филиалы Институтов –в Европе (Фауглия, Италия), организации в Рио-де-Жанейро и Барбацене (Бразилия) и Домэн-Кенкиушо в Токио и Кобе (Япония).

    Поначалу программа реабилитации детей с повреждением мозга выполнялась непосредственно сотрудниками Институтов (на амбулаторных пациентах). Но позже стало ясно: чтобы достичь наилучших результатов, родители должны выполнять программу дома самостоятельно. Конечно, при условии, что их обучат всему необходимому.

    Институты открыли путь к более глубокому пониманию центральной нервной системы – рассматривая ее как сенсорно-моторную систему. Многие методики, изначально опробованные Институтами, получили широкое признание и используются повсеместно. К этим методикам относятся: ползание на животе и на четвереньках, паттернинг, программа чтения, математики, энциклопедических знаний для маленьких детей, категорический отказ от костылей и инвалидного кресла, программа обогащения кислородом, особые программы питания.

    Таким образом, в ходе кропотливой работы была разработана уникальная методика, которая представляла собой комплексное лечение больных детей, захватывающая восстановление всех пяти органов функционирования человеческого организма: осязание,обоняние, слух, зрение, движения. Так дети получали активную зрительную, слуховую, тактильную стимуляцию с нарастающей частотой, интенсивностью и продолжительностью. Были разработаны программы дыхания (маскование), развития речи, интеллектуальная программа, а также мануальная программа.

    Результатом было то, что по истечении некоторого времени большинство детей, проходя стадии физического совершенствования, характерные для развития здоровых ребят, демонстрировали заметное улучшение. Это и было неоспоримым доказательством того, «что мозг действительно развивается в процессе его интенсивного использования, а развитие интеллекта ребенка прочно связано с его физическим развитием».

    В 1960 году в журнале «Американской Медицинской Ассоциации» появилась статья Домана о лечении детей с повреждениями мозга и подробными результатами их реабилитации. О работе Института Развития Человеческого Потенциала стало известно широкому кругу людей. Исследования Домана произвели в науке «мягкую революцию». С тех пор Доман и его преданная группа единомышленников настойчиво продолжили непрерывную борьбу за создание и совершенствование новых программ, направленных на оздоровление детей с различными нарушениями мозговой деятельности.

    Среди многих наград, полученных Доманом в различных странах, есть подтверждение о,присвоении ему рыцарского звания Бразильским правительством за выдающуюся работу от имени детей всего мира.

    Он покинул этот мир в 2013 году в возрасте 93 лет.

    Книги Глена Домана о развитии детей:

    * «Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга,…» (доступна для скачивания)

    * «Как научить Вашего ребенка читать» (доступна для скачивания)

    * «На сколько умен Ваш ребенок»(доступна для скачивания)

    * «Гармоничное развитие ребенка»(доступна для скачивания)

    * «Как научить Вашего ребенка Математике»

    * «Как дать Вашему ребенку энциклопедические знания»

    * «Как сделать ребенка физически совершенным»

    * «Как развить интеллект Вашего ребенка».

    Курс лекций: “Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга?”

    Институты Домана проводят курс лекций для родителей с детьми с задержкой развития, пораженным церебральным параличом, страдающим аутизмом, эпилепсией, расстройствами недостатка внимания, с проблемами с чтением или обучением или страдающим различными синдромами, например, синдромом Дауна называется – “Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга?”

    Ежегодно курс проходит как минимум в 10 странах мира – от США до Индии – а прослушать его съезжаются сотни родителей. Всех этих мам и пап объединяет одно: их малыши имеют неврологические нарушения различной степени тяжести. Многим детям были поставлены такие диагнозы, как ДЦП, синдром Дауна, аутизм, задержка развития, гиперактивность, эпилепсия и т. д. Некоторые малыши официально были признаны безнадежными. На большинство был наклеен ярлык “умственной отсталости” или “неспособности к обучению”.

    Курс “Что делать…” рассказывает родителям об эффективных методиках реабилитации, в основу которых легли многолетние исследования и более чем полувековой опыт работы Институтов с самыми различными повреждениями мозга. Прослушав лекции и получив необходимые практические навыки, мамы и папы отправляются домой, имея на руках лучшие инструменты для борьбы с проблемами их детей.

    После прохождения курса «Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга» многие родители хотят привезти своего ребенка в Институты (это называется«первым визитом» или аспирант программа). Еще до приезда специалисты Института Достижения Человеческого Потенциала просят маму и папу заполнить Начальную историю развития и детально описать жизнь своего малыша с момента зачатия и до знакомства с программой Институтов.

    ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

    Когда семья приезжает в Институты, специалисты первым делом проверяют каждый пункт заполненной родителями Истории. Это помогает определить возможные причины возникновения повреждения мозга у ребенка. Затем проводится оценка неврологического состояния малыша и составляется , определяя неврологический возраст и уровень развития ребенка в целом. Также специалисты Института тщательно измеряют физические параметры каждого малыша. На основе Истории и ребенку ставится функциональный диагноз. Если диагноз подтверждает, что причиной проблем малыша является повреждение мозга, ребенок становится кандидатом на программу. Так проходит первый день.

    ВТОРОЙ И ТРЕТИЙ ДНИ

    Сотрудники Институтов тщательно анализируют собранную в первый день информацию о малыше и разрабатывают для него всестороннюю интенсивную программу лечения. Цель данной программы – обеспечить ребенка максимальным количеством стимуляций и возможностей каждый день. Программа состоит из физиологической, физической и интеллектуальной частей и призвана помочь ребенку подняться вверх по Профилю развития как можно быстрее. В эти два дня сотрудники подробно рассказывают маме и папе, как выполнять ту или иную часть программы.

    ДОМАШНЯЯ ПРОГРАММА

    После этого родители возвращаются домой и выполняют свою новую программу в течение шести месяцев. За это время семья успевает ближе познакомиться с командой Институтов и получить опыт выполнения программы в домашних условиях. Работники Институтов также имеют возможность лучше узнать семью ребенка и понять его потребности. Благодаря такому взаимодействию родители малыша и сотрудники Институтов могут со временем определить, подойдет ли семье Интенсивная программа лечения. К каждому ребенку прикрепляется персональный куратор-адвокат, ответственный за то, чтобы родители получали ответы на все вопросы, возникающие у них в процессе работы с малышом.

    В целом, первый визит семьи с ребенком в Институт Достижения Человеческого Потенциала Гленна Домана называется АСПИРАНТ ПРОГРАММОЙ и является как бы подготовительной ступенькой к переходу к более серьезному этапу в жизни каждой семьи, которая решила заняться восстановлением своего ребенка по методике Гленна Домана – ИНТЕНСИВНОЙ ПРОГРАММЕ.

    ЧТО ТАКОЕ АСПИРАНТ ПРОГРАММА, ЕЕ ЦЕЛИ,ЗАДАЧИ И РЕЗУЛЬТАТЫ?

    ЦЕЛЬ:

    Это специальная программа для целеустремленных родителей, которые хотят помочь своим детям в домашних условиях и стремятся попасть на Программу интенсивного лечения.

    ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТНИКАМ:

    Оба родителя должны пройти курс «Что делать…» и выполнять консультационную программу с ребенком дома. При рассмотрении заявок на посещение Институтов, приоритет отдается тем семьям, которые выполняют более полную программу (продолжительность ее выполнения также учитывается).

    ПОДГОТОВКА:

    Родителям необходимо предварительно ознакомиться с книгами Институтов (в особенности с книгой «Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга» авторства Гленна Домана), а также изучить заметки и материалы, полученные в ходе курса.

    РЕЗУЛЬТАТ:

    Родители привозят ребенка в Институты достижения человеческого потенциала, где он проходит полную оценку состояния. После этого сотрудники Институтов составляют для ребенка персональную программу, нацеленную на достижение им физического, интеллектуального, социального и физиологического здоровья.

    Британский журнал Times Higher Education опубликовал результаты ежегодного Рейтинга лучших университетов мира. Рейтинг существует на протяжении 15 лет, в текущем году в нем представлено больше высших учебных заведений, чем когда-либо ранее: 1250 университетов мира из 86 стран (в прошлом году - около 1100 университетов из 81 страны). Количество российских вузов во всемирном рейтинге 2018–2019 увеличилось с 27 до 35. Первыми среди российских вузов были признаны МГУ, МФТИ и ВШЭ. При этом МГУ опустился на пять пунктов по сравнению с прошлым годом, а остальные российские участники сохранили или улучшили свои позиции.


    Уровень достижений университетов в Рейтинге лучших университетов мира (The World University Rankings) оценивается на основании результатов статистического анализа их деятельности, а также результатов ежегодного глобального экспертного опроса представителей международного академического сообщества и работодателей. Рейтинг оценивает вузы по следующим параметрам: уровень преподавания, качество исследовательской деятельности и объем цитирования исследовательских работ, включенность вуза в инновационные процессы и глобальные исследования.

    В текущем году Московский государственный университет имени Ломоносова (МГУ) вновь вошел в число 200 лучших университетов мира, опередив остальные российские вузы. Теперь он занимает 199-е место в мировом рейтинге, опустившись на 5 позиций по сравнению с прошлым годом из-за снижения показателей репутации преподавания, исследовательской деятельности и сотрудничества в международных исследованиях.

    Вторым российским университетом в рейтинге стал Московский физико-технический институт (МФТИ), который, как и в прошлом году, по данным рейтинга, вошел в 300 лучших университетов мира. Третье место закрепила за собой Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ), которая в нынешнем году поднялась на несколько пунктов и вошла в категорию 301–350 лучших вузов. Подняться в рейтинге в текущем году также смог Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ, перешедший из пятой сотни в группу 351–400 благодаря улучшению показателей преподавания, исследовательской деятельности и признания на международном уровне. Наибольшего продвижения в рейтинге 2019 года добился Российский университет дружбы народов. В прошлом году он не вошел в число 1000 лучших университетов, а в рейтинге 2019 года поднялся в группу 601–800 за счет улучшения показателей организации учебного процесса, повышения индекса цитируемости научных работ и признания на международном уровне.

    Её эффективность не подтверждена доказательной медициной , и её применение нецелесообразно .

    История

    Основанная в 1955 году некоммерческая организация «Институты достижения потенциала человека» находится в США , в северо-западном пригороде Филадельфии , штат Пенсильвания . Их основатель физиотерапевт Гленн Доман совместно со специалистом по возрастной психологии Карлом Делакато разработал методику лечения детей с повреждениями мозга, опубликованную в 1960 году в Journal of the American Medical Association (JAMA). Их работа во многом питалась идеями нейрофизиолога Темпла Фэя, главы факультета нейрофизиологии медицинской школы Университета Темпл и президента Филадельфийского нейрологического общества. Фэй полагал, что мозг младенца эволюционирует (как при эволюции видов) и проходит стадии развития рыбы, рептилий, млекопитающих и, в итоге, человека. Эта гипотеза, в короткой формулировке «онтогенез повторяет филогенез», и известная как биогенетический закон Геккеля-Мюллера , современной биологией признана устаревшей IAHP утверждает, что мозговая травма на определённом этапе нейрологического развития препятствует дальнейшему развитию . IAHP утверждают, что их лечение опирается на теорию нейропластичности, то есть способности мозга расти функционально и анатомически. Они утверждают, что традиционная медицина осуществляет попытки медикаментозного лечения детей с мозговыми травмами, и эти медикаменты могут вызвать отрицательные последствия . IAHP утверждают, что благодаря нейропластичности, их методика сенсорной стимуляции способна вызвать физический рост мозга и улучшить нейрологическую функцию мозга пациентов. Другая сторона теоретических положений IAHP состоит в том, что многие проблемы детей с травмами мозга вызваны недостатком снабжения мозга кислородом. IAHP утверждают, что их программы включают в себя методику улучшения снабжения кислородом и это способствует выздоровлению пациентов .

    Гленн Доман издал книгу «Что делать с вашим ребёнком, перенесшим повреждение мозга» в 1974 году, которая объясняет принципы и методики, используемые IAHP. Подзаголовок книги «или ребёнком с повреждениями мозга, умственной отсталостью, умственно неполноценным, страдающим моговым параличом, эпилепсией, аутизмом, атетозом, гиперактивностью, расстройством внимания, умственно отсталым, с симдромом Дауна» - перечислены различные расстройтсва, которые по мнению автора связаны с повреждениями мозга - термин, преимущественно используемый в IAHP. Начиная с 1964 года Гленн Доман, а позднее также Дженет и Дуглас Доманы, издали ряд книг в серии «Нежная революция» - книги для родителей здоровых детей по чтению, математике, интеллектуальному развитию, плаванию . Программы для здоровых детей занимают значительную часть ознакомительных материалов, публикаций и веб-сайта IAHP.

    Программы IAHP

    Программы для детей с повреждениями мозга

    Перед началом программы для детей с повреждениями мозга, родители должны участвовать в пятидневном семинаре IAHP под названием «Что делать с вашим ребёнком, перенесшим повреждение мозга?» IAHP утверждают, что этот курс помогает родителям составить представление об их методиках. Курс можно пройти в Филадельфии, Италии, Японии, Мексике и Сингапуре.

    Программа для детей с повреждениями мозга включает в себя:

    • Пэттернинг - ритмические манипуляции конечностями и головой
    • Ползание - передвижение вперёд, причём живот остаётся в контакте с полом
    • Ползание - передвижение вперёд, причём живот приподнят над полом
    • Рецепторная стимуляция - визуальная, тактильная и слуховая стимуляция
    • Экспрессивные занятия - например, поднимание различных предметов
    • Дыхательная маска - дыхание в маску повторного вдоха для увеличения количества углекислого газа во вдыхаемом воздухе, что должно усилить кровоснабжение мозга
    • Подвесные упражнения - передвижение вися на брусьях или вертикальной лестнице
    • Гравитационные/антигравитационные упражнения - перевороты, сальто, висы вниз головой

    Программа очень интенсивная и разработана для использования родителями в течение всего дня в домашних условиях. Ключевая методика - «пэттернинг». По выражению IAHP, «если необходимо, всё что мы делаем, повесить на один крючок, наша шляпа будет висеть на пэттернинге» и «если пэттернинг применяется усиленно, строго по расписанию и с религиозным усердием, дети с повреждениями мозга демонтрируют улучшение состояния.» IAHP используют собственную методику профилирования развития для оценки возможностей и повреждений ребёнка, а также для наблюдением за прогрессом лечения .

    По данным IAHP, за период с 1998-го по 2010-й год программу IAHP прошли 2364 ребёнка. Из них 278 человек были слепы и 236 (85 %) - стали видеть, 121 не слышали - 109 (90 %) впервые услышали, 454 не ходили - 230 (51 %) впервые пошли без посторонней помощи, 1083 не говорили - 472 (44 %) впервые заговорили, 1299 не читали - 1274 (98 %) начали читать. Лишь 7 % пациентов имеют незначительные улучшения .

    Программы для здоровых детей

    IAHP также разрабатывают методики и издают литературу для родителей здоровых детей. Глен Доман убежден, что как нейрологическое развитие детей с повреждениями мозга, так и развитие здоровых детей может быть ускорено. IAHP публикует серию книг и материалов для предначального образования «Нежная революция», использование которых способствует ускоренному развитию здоровых детей. Один из примеров - программа «Как научить младенца читать» .

    IAHP проводит недельный семинар «Курс по повышению интеллекта младенца», включающий демонстрацию достижений детей, обучавшихся по системе IAHP. По утверждению IAHP, на этом семинаре «родители учатся приемам обучения чтению, иностранному языку … математике и восприятию музыки. Родители получают сведения о сенсорном и моторном развитии и основах здорового питания семьи».

    Лечение эпилепсии

    IAHP требует постепенной отмены антиконвульсантов у детей с повреждениями мозга. Они утверждают, что «припадки - это естественная реакция организма на смертельную угрозу мозгу», но сами по себе непосредственно для мозга не опасны. Вместо того чтобы применять антиконвульсанты, следует концентрировать усилия на разработке способов и биологически активных веществ, содействующих нейропластичности, то есть способности мозга расти и изменяться.

    IAHP утверждают, что status epilepticus может быть антиконвульсантами спровоцирован и что лучше всего не пытаться лечить его медикаментами. Вместо этого они предлагают снижать количество и интенсивность припадков дыхательными масками, периодически уменьшая количество кислорода и увеличивая количество углекислого газа. IAHP также утверждают. что припадки можно предупреждать, снижая потребление соли и жидкостей, добавками магниевой соли кальция и пиридоксина и здоровой диетой и обстановкой..

    Научная оценка

    Комитет по вопросам детей-инвалидов Американской академии педиатрии опубликовал ряд предостережений, касающихся использования пэттернинга, одной из методик IAHP для терапии детей с повреждениями мозга, ещё в 1968 году и повторил публикацию в 1982 году . Позднейшие предостережения опубликованы в 1999 году с повторной публикацией в и [ ] . Публикация, в частности, гласит :

    Данный документ рассматривает «пэттернинг», используемый в качестве лечения детей с нейрологическими расстройствами. Этот метод опирается на отвергнутую и упрощенную теорию развития мозга. Текущая информация не подтверждает утверждения сторонников, что метод эффективен, и его использование продолжает оставаться нецелесообразным… Требования, предъявляемые к семьям так тяжелы. что в ряде случаев ведут к истощению финансовых ресурсов и напряженности в отношениях с родителями и с братьями и сёстрами.

    • Теория рекапитуляции, на которых зиждется методика, наукой отвергнута
    • Тезис о том, что моторное развитие состоит из нескольких стадий, опирающихся на предыдущие, исследованиями не подтверждается
    • Исследования не подтверждают, что пассивные движения ребёнка, связанные с ползанием, имеют отношение к нейрологической организации
    • Детям, способным к определённым видам деятельности (сидение, хождение) не позволяют их исполнять, если они не освоили предыдущие упражнения, что, возможно, приносит вред
    • Единственная научная работа Домана, посвященная пэттернингу () содержит множество методологических ошибок и неадекватных положительных выводов. Работа не включала использование контрольной группы для сравнения с естественными изменениями состояния детей. Когда группа независимых исследователей сравнила их результаты с развитием детей, не получавших лечения пэттернингом, его «результаты представлялись совершенно незначительными».
    • Процедура может иметь отрицательные последствия для участников (родители испытывают усиленное чувство вины, когда не удается выполнять все требования очень интенсивной программы) и других членов семьи, которым не уделяется достаточного внимания.
    • Порождать надежды, которые программа в полной мере осуществить не может, жестоко.

    Кроме Американской академии педиатрии, ряд других организаций выступили с предостережениями об по поводу эффективности этой методики . Они включают исполнительный комитет Американской академии мозгового паралича , Ассоциацию специалистов по мозговому параличу Техаса , Канадскую ассоциацию специалистов по умственной отсталости , правление Американской академии нейрологии , Американскую академию физиотерапии и восстановительной медицины , Испанскую ассоциацию физиотерапии в педиатрии .

    Оценки и мнения

    Положительные

    В 1978 году американский химик Лайнус Полинг выступил с докладом «Orthomolecular enhancement of human development» на конференции по неврологическому развитию человека, организованной при поддержке IAHP. Во вступительной части своей речи он поблагодарил хозяев конференции: «Я очень высоко ценю работу, которую проводят Институты. Я знаю, что для людей, которые приезжают в Институты, значительное внимание уделяется правильному питанию, и что им дают большие дозы витамина С .»

    В 2007 году президент итальянской организации Pio Manzù Centre М. С. Горбачёв высоко отметил вклад Институтов и лично Гленна Домана в развитие потенциала проблемных и здоровых детей, вручив ему медаль Итальянского Сената .

    Отрицательные

    Доктор Кэтлин Анн Квил, американский специалист по аутизму , в книге «Обучение детей с аутизмом: чего хотят родители?» (1995) говорит, что «тысячи семей зря истратили время и деньги на программы Домана». «Профессионалам нечего почерпнуть из псевдонаучных методов Домана, кроме его мастерства маркетинга, которое эксплуатирует надежды и мечты родителей» .

    Американский психолог, профессор детской психологии и семейных отношений Марта Фэррелл Эриксон и Кэрен Мари Курц-Ример, американский врач-гомеопат , говорят о методах раннего воздействия на здоровых новорождённых и маленьких детей в книге «Новорождённые и семья» (2002). Они утверждают, что Доман «использовал стремление послевоенного поколения „бума младенцев“ достичь максимального интеллектуального потенциала детей» и «подталкивал родителей форсировать мозговое развитие младенцев». Однако, эти программы «строятся на сомнительных или несуществующих научных данных» и «многие специалисты по возрастному развитию считали различные компоненты методики бесполезными, а иногда приносящими вред» .

    Английский педиатр Мартин Робардс также приводит многочисленные примеры критики в своей книге «Руководство командой детей-инвалидов и их семей» (1994), однако соглашается с тем, что Доман и Делакато привели педиатров и терапевтов к пониманию необходимости ранних методов воздействия .

    Примечания

    1. Robards, Martin F. Running a Team for Disabled Children and Their Families. - Cambridge University Press, 1994. - P. 150. - ISBN 0-901260-99-1 .
    2. Committee on Children with Disabilities, American Academy of Pediatrics. The treatment of neurologically impaired children using patterning (англ.) // Pediatrics : journal. - 1999. - Vol. 104 , no. 5 Pt 1 . - P. 1149-1151 . - DOI :10.1542/peds.104.5.1149 . - PMID 10545565 .
    3. Doman R. J., Spitz E. B., Zucman E., Delacato C. H., Doman G. Children with severe brain injuries. Neurological organization in terms of mobility (англ.) // JAMA: journal. - 1960. - Vol. 174 . - P. 257-262 . - PMID 13817361 .
    4. The Society of Neurological Surgeons: http://www.societyns.org/society/bio.aspx?MemberID=7450
    5. Gerhard Medicus. The Inapplicability of the Biogenetic Rule to Behavioral Development (англ.) // Human Development: journal. - 1992. - Vol. 35 , no. 1 . - P. 1-8 . - ISSN 0018-716X/92/0351/0001-0008 .
    6. Северцов А. Н., Морфологические закономерности эволюции, М.-Л., 1939
    7. Scherzer, Alfred L. Early Diagnosis and Interventional Therapy in Cerebral Palsy. - Marcel Dekker, 2000. - P. 376. - ISBN 0-8247-6006-9 .
    8. Glenn Doman and Dr. Ralph Peligra,
    9. , Глава 15. Дыхание. С.97-105.
    10. Glenn Doman. What To Do About Your Brain-injured Child. - Revised. - Square One Publishers, 2005-04-25. - ISBN 0-7570-0186-6 .
    11. Glenn Doman, Janet Doman. How To Teach Your Baby To Read. - Revised. - Square One Publishers, 2005-10-12. - ISBN 0-7570-0185-8 .
    12. Glenn Doman, Janet Doman. How To Teach Your Baby Math. - Revised. - Square One Publishers, 2005-08-30. - ISBN 0-7570-0184-X .
    13. Glenn J. Doman, Janet Doman. How To Multiply Your Baby"s Intelligence. - Revised. - Square One Publishers, 2005-11-05. - ISBN 0-7570-0183-1 .
    14. Douglas Doman. How to Teach Your Baby to Swim: From Birth to Age Six. - Square One Publishers. - ISBN ISBN 075700198X .
    15. IAHP website Архивная копия от 10 апреля 2010 на Wayback Machine
    16. iahp.org: | : Upcoming Courses Архивная копия от 28 декабря 2009 на Wayback Machine
    17. Zigler, Edward. Understanding Mental Retardation. - Cambridge University Press, 1986. - P. 185-186. - ISBN 0-521-31878-5 .
    18. Janet Doman in an article «The Honorable Corps of Patterners» on the IAHP website.
    19. The Institutes Developmental Profile, on the IAHP web site.
    20. Major Victories Achieved by 2483 Brain-injured Children 1998-2011 (англ.) . IAHP (2010). Дата обращения 6 июля 2012. Архивировано 8 августа 2012 года.
    21. The IAHP website: Архивированная копия (неопр.) (недоступная ссылка) . Дата обращения 23 сентября 2009. Архивировано 23 сентября 2009 года.
    22. Glenn Doman and Dr. Ralph Peligra, «Ictogenesis: the origin of seizures in humans. A new look at an old theory.» Medical Hypotheses Volume 10, Issue 1. pp. Pages 129-132 (January 2003)
    23. Roselise H. Wilkinson, MD. Detoxification from anticonvulsants: 25 years of experience with brain-injured children (неопр.) . IAHP. - «...our rationale is also based on our strong belief that seizures serve a physiological function, as do the many other defense mechanisms of the body. Coughing, vomiting, diarrhea, fainting, and fever could also be viewed as dysfunctions, but we know that they are designed to protect the organism. So also are seizures. A seizure is an activity of great metabolic activity of the brain, and during its presence cerebral blood flow increases, providing more oxygen and glucose and increasing excitatory amino acids necessary for establishing the neuronal wiring and function.». Дата обращения 29 апреля 2008. Архивировано 14 апреля 2012 года.
    24. American Academy of Pediatrics. Doman-Delacato treatment of neurologically handicapped children. AAP Newsletter . June 1, 1968(suppl)
    25. Pediatrics . 1982; 70:810-812. PMID 6182521
    26. Holm V. A. A western version of the Doman-Delacato treatment of patterning for developmental disabilities (англ.) // West J Med (англ.) русск. : journal. - 1983. - Vol. 139 , no. 4 . - P. 553-556 . - PMID 6196919 .
    27. Edward F Zigler, Yale Psychology Faculty (неопр.) . Yale.edu. Дата обращения 9 марта 2010. Архивировано 8 августа 2012 года.
    28. Edward Zigler Receives 2008 APA Award For Outstanding Lifetime Contribution To Psychology Medical News Today. 14 August 2008.
    29. Sparrow S, Zigler E. Evaluation of a patterning treatment for retarded children. Pediatrics. 1978; 62:137-150. PMID 693151 .
    30. Zigler E A plea to end the use of the patterning treatment for retarded children. Am J Orthopsychiatry. 1981; 51:388-390. PMID 7258304
    31. American Academy for Cerebral Palsy. Doman-Delacato treatment of neurologically handicapped children. Statement of Executive Committee. Rosemont, IL: American Academy for Cerebral Palsy; February 15, 1965
    32. United Cerebral Palsy Association of Texas. The Doman-Delacato Treatment of Neurologically Handicapped Children . Austin, TX: United Cerebral Palsy Association of Texas
    33. Canadian Association for Retarded Children. Institutes for the Achievement of Human Potential. Ment Retard. Fall 1965:27-28
    34. The Doman-Delacato treatment of neurologically handicapped children. Neurology . 1967; 17:637
    35. Arch Phys Med Rehabil. 1968; 49:183-186. PMID 4296733
    36. Lourdes Macias. Архивировано 8 августа 2012 года.
    37. Malkowicz D. E., Myers G., Leisman G. Rehabilitation of cortical visual impairment in children (англ.) // Int J Neurosci (англ.) русск. : journal. - 2006. - Vol. 116 , no. 9 . - P. 1015-1033 . - DOI :10.1080/00207450600553505 . - PMID 16861165 .
    38. Pauling, Linus (англ.) русск. . Orthomolecular enhancement of human development (неопр.) // Human Neurological Development: Past, Present, and Future. A Joint Symposium Sponsored by NASA/Ames Research Center and the Institutes for the Achievement of Human Potential. NASA CP 2063 / Ralph Pelligra, ed.. - 1978. - November. - С. 47-51 .
    39. Review by Jean Clark Архивировано 29 сентября 2007 года. of «Dart: Man of Science and Grit» by Frances Wheelhouse and Kathaleen S. Smithford, published in STATNews vol. 6, issue 11, September 2003.
      • Гленн Доман. Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга = What To Do About Your Brain-injured Child / Перевод С. Л. Калинина. - Рига: Juridiskais birojs Vindex, SIA, 2007. - 329 с. - ISBN 978-9984-39-236-3 , 9984392368.
      • Гленн Доман. Как научить ребенка читать. Ласковая революция = How To Teach Your Baby To Read / Перевод Галины Кривошеиной. - М: АСТ, Астрель, 2004. - 256 с. - 10 000 экз. - ISBN 5-17-020565-1 , 5-271-09712-9.
      • Denise E Malkowicz MD, Gerry Leisman PhD, and Ginette Myers. «Rehabilitation of cortical visual impairment in children» International Journal of Neuroscience: September 2006, pages 1015-33.
      • Doman G, Doman J. How to Multiply Your Baby’s Intelligence. Garden City Park, NY: Avery Publishing Group; 1994
      • Doman G, Doman J, Aisen S. How to Give Your Baby Encyclopedic Knowledge. Garden City Park, NY: Avery Publishing Group; 1994.
      • Doman G, Doman D, Hagy B. How to Teach Your Baby To Be Physically Superb: More Gentle Revolution. New York, NY: Doubleday; 1988.
      • Doman G, Delacato CH Train Your Baby to be a Genius. McCall’s Magazine, p. 65, March 1965.
      • Doman RJ, Spitz ER, Zucman E, Delacato CH, Doman G. Children with severe brain injuries: neurological organization in terms of mobility. JAMA. 1960; 174:257-262
      • Glenn Doman, 1974, What To Do About Your Brain-injured Child, Revised, Square One Publishers
      • «Ictogenesis: the origin of seizures in humans. A new look at an old theory.» Medical Hypotheses Volume 10, Issue 1. pp. Pages 129-132 (January 2003)
      • Glenn Doman. What To Do About Your Brain-injured Child, Revised, Square One Publishers. (2005-04-25)
      • Glenn J. Doman, Janet Doman How To Multiply Your Baby’s Intelligence , Revised, Square One Publishers. 1983. 2005, 11-05.
      • Glenn Doman, Janet Doman . How Smart Is Your Baby?: Develop And Nurture Your Newborn’s Full Potential. Square One Publishers. 2006
      • Glenn Doman and Dr. Ralph Peligra «Ictogenesis: the origin of seizures in humans. A new look at an old theory.» Medical Hypotheses Volume 10, Issue 1. pp. Pages 129-132 (January 2003)
      • Roselise H. Wilkinson, MD. «Detoxification from anticonvulsants: 25 years of experience with brain-injured children». IAHP.

      Книги и публикации о деятельности IAHP

      Американские медицинские организации
      • American Academy of Neurology and American Academy of Pediatrics Joint Executive Board Statement. The Doman-Delacato treatment of neurologically handicapped children. Neurology . 1967; 17:637
      • American Academy of Pediatrics, Committee on Children With Disabilities. The Doman-Delacato treatment of neurologically handicapped children. Pediatrics . 1982; 70:810-812. PMID 6182521 .
      • American Academy of Physical Medicine and Rehabilitation. Doman-Delacato treatment of neurologically handicapped children. Arch Phys Med Rehabil. 1968; 49:183-186. PMID 4296733
      • United Cerebral Palsy Association of Texas. The Doman-Delacato Treatment of Neurologically Handicapped Children . Austin, TX: United Cerebral Palsy Association of Texas.
      Медицинские организации других стран
      • Canadian Association for Retarded Children. Institutes for the Achievement of Human Potential. Ment Retard. Fall 1965:27-28
      • Lourdes Macias. Fisioterapia en Pediatría y evidencia del método Doman Delacato (исп.) . Sociedad española de Fisioterapia en Pediatría (SEFIP) - Испанская ассоциация физиотерапии в педиатрии (2010). Дата обращения 6 июля 2012. Архивировано 8 августа 2012 года.
      Публикации отдельных авторов и авторских коллективов
      • Bridgman GD, Cushen W, Cooper DM, Williams RJ. The evaluation of sensorimotor-patterning and the persistence of belief. Br J Ment Subnormality. 1985; 31:67-79
      • Chapanis NP. The patterning method of therapy: a critique. In: Black P, ed. Brain Dysfunction in Children: Etiology, Diagnosis, and Management. New York, NY: Raven Press; 1982:265-280
      • Cohen HJ, Birch HG, Taft LT: Some considerations for evaluating the Doman- Delacato «Patterning» method. Pediatrics, 45:302-14, 1970.
      • Cummins RA. Coma arousal and sensory stimulation: an evaluation of the Doman-Delacato approach. Aust Psychol. 1992;27:71-77 -Cummins RA. The Neurologically Impaired Child: Doman-Delacato Techniques Reappraised. New York, NY: Croom Helm; 1988.
      • Erickson, Martha Farrell; Kurz-Riemer, Karen Marie (March 2002). «page 17», Infants Toddlers and Families . Guilford Press, 204.
      • Freeman RD: Controversy Over «Patterning» as a Treatment for Brain Damage in Children. JAMA, 202:83-86, 1967
      • Freeman RD. An investigation of the Doman-Delacato theory of neuropsychology as it applies to trainable mentally retarded children in public schools. J Pediatr. 1967; 71:914-915.
      • Golden GS. Nonstandard therapies in the developmental disabilities. Am J Dis Child. 1980; 134:487-491
      • Holm VA (1983). «A western version of the Doman-Delacato treatment of patterning for developmental disabilities». West J Med 139 (4): 553-6. PMID 6196919 . A strong criticism of the practices of the IAHP and the related National Academy of Child Development (NACD).
      • Landman GB. Alternative therapies. In: Levine MD, Carey WB, Crocker AC, eds. Developmental/Behavioral Pediatrics. Philadelphia, PA: WB Saunders Co; 1992:754-758.
      • MacKay DN, Gollogly J, McDonald G. The Doman-Delacato methods, I: the principles of neurological organization. Br J Ment Subnormality. 1986; 32:3-19.
      • Masland RL. Unproven methods of treatment. Pediatrics. 1966; 37:713-714.
      • Molfese DL, Segalowitz SJ. Brain Lateralization in Children: Developmental Implications. New York, NY: Guilford Press; 1988.
      • Money J. Reading disorders in children. In: Brenneman-Kelly Practice of Pediatrics, IV. Hagerstown, MD: Paul B. Hoeber Inc; 1967; chap 14A:1-14.
      • Neman R, Roos P, McCann RM, Menolascino FJ, Heal LW. Experimental evaluation of sensorimotor patterning used with mentally retarded children. Am J Ment Defic. 1975; 79:372.
      • Neman R, Roos P, McCann BM, Menolascino FJ, Heal LW: Experimental Evaluation of Sensorimotor Patterning used with Mentally Retarded Children. Am J Mental Deficiency, 79:372-84, 1975.
      • Nickel RE. Controversial therapies in young children with developmental disabilities. Infants and Young Children. 1996; 8:29-40.
      • Novella S (2008). «Psychomotor patterning: a critical look». Quackwatch
      • Quill, Kathleen Ann (June 1995). «page 57». Teaching Children With Autism. Thomson Delmar Learning. pp. 336.
      • Robbins MP, Glass GV. The Doman-Delacato rationale: a critical analysis. In: Hellmuth J, ed. Educational Therapy. Seattle, WA: Special Child Publications; 1968.
      • Robbins MP. A study of the validity of Delacato’s theory of neurological organization. Except Child. 1966; 32:517-523.
      • Robbins MP. Creeping, laterality and reading. Acad Ther Q. 1966;1:200-206.
      • Robbins MP. Test of the Doman-Delacato rationale with retarded readers. JAMA. 1967; 202:389-393.
      • Robards, Martin F (June 1994). Running a Team for Disabled Children and Their Families. Cambridge University Press, 150.
      • Sharpe R. Better babies. Wall Street Journal. July 18, 1994; col 1, p 1, sec A.
      • Stephen Black, Ph.D (1996-10-31). «Doman method». Neur-sci mailing list. «The Doman-Delacato („patterning“) treatment is quackery, extraordinarily expensive in both time and money.»
      • Spigelblatt L, Laine-Ammara G, Pless IB, Guyver A. The use of alternative medicine by children. Pediatrics. 1994; 94:811-814.
      • Sir Jonathan Wolfe Miller, foreword to Doran: How a Mother’s Love and a Child’s Spirit Made a Medical Miracle. New York: GP Putnam’s Sons, 1986.
      • Silver LB. Controversial therapies. J Child Neurol. 1995;(suppl 1):S96-S100.
      • Springer SP, Deutsch G. Left Brain, Right Brain. New York: WH Freeman; 1989.
      • Sparrow S, Zigler E. Evaluation of a patterning treatment for retarded children. Pediatrics. 1978; 62:137-150.
      • Scherzer, Alfred L (November 2000). Early Diagnosis and Interventional Therapy in Cerebral Palsy . Marcel Dekker, 376.
      • Ziegler E, Victoria S: On «An Experimental Evaluation of Sensorimotor Patterning»: A Critique. Am J Mental Deficiency, 79:483-92, 1975.
      • Zigler, Edward; Hodapp, Robert M (August 1986). Understanding Mental Retardation. Cambridge University Press, 306.
      • Zigler E, Seitz V. On «an experimental evaluation of sensorimotor patterning»: a critique. Am J Ment Defic. 1975; 79:483-492.
      • Zigler E. A plea to end the use of the patterning treatment for retarded children. Am J Orthopsychiatry. 1981; 51:388-390.
      • Ziring PR, Brazdziunas D, Cooley WC, et al (November 1999). «American Academy of Pediatrics. Committee on Children with Disabilities. The treatment of neurologically impaired children using patterning». Pediatrics 104 (5 Pt 1): 1149-51.

    Дорогие друзья! Вот мы и прошли курс лекций «Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга» от Институтов Человеческого Потенциала, который проходил в Москве в феврале 2015. Спасибо вам за то, что предоставили нам такую возможность! Спасибо за помощь!

    Вы даже не представляете, сколько мы приобрели за эту неделю!

    Помимо огромного количества очень нужной ценной информации по нашему вопросу, мы буквально пропитались той позитивной энергией и положительным настроем, которым щедро снабжали нас все эти дни сотрудники Институтов.

    Мы познакомились и со многими замечательными людьми — родителями детишек с повреждениями мозга, отважных и самоотверженных, стойких и отчаянно желающих помочь своим малышам, делая для этого почти невозможное. Такое скопление семей, объединенных одинаковой целью, целью поставить своего ребенка на ноги, мы вряд ли где еще смогли бы встретить. От одних только родителей, которые в перерывах между лекциями делились друг с другой своим опытом, мы получили просто багаж информации!

    Мы услышали много историй, необычных, трогающих до слез, выворачивающих душу, похожих на нашу и непохожих ни на одну другую.

    Были и слезы печали…от пропитанных болью рассказов, и слезы радости…от пришедшей твердой уверенности в том, что теперь мы обязательно поможем нашей дочке, и что вообще таким особенным звездочкам, как Сашенька НЕПРЕМЕННО можно помочь! Нужно только как следует постараться!

    Пять дней лекций прошли, а расставаться совсем не хотелось! Но впереди много работы, и мы должны идти дальше!

    Наша группа

    Дуглас Доман, Мелисса Доман, Спенсер Доман и мы

    Впереди две задачи. Первая — подготовить все необходимое для занятий по начальной домашней программе по методу Домана и начать заниматься. Вторая — дождаться вызова из Филадельфии в Институты Человеческого Потенциала и добраться до туда)

    Пункт первый уже в процессе выполнения.

    Мы оборудовали комнату полностью под занятия по программе.

    В первую очередь избавились от кровати, теперь все спят на полу. Это одно из требований метода Домана — жизнь перемещается на пол! Вместо кроватки — тонкий , на котором Сашенька не только спит, но и проводит большее количество своего дневного времени, предпочтительно на животике. Каждая минута на полу на животе помогает выздоровлению ребенка — философия пола у метода Домана! Так малыш имеет возможность двигаться! Назначение пола — увеличить подвижность ребенка.

    Соорудили контрастную визуальную стену, точнее оформили даже целый уголок для стимуляции зрения. Яркие акценты в виде разноцветных фигурок украшают черно-белые квадраты этой стены, а пространство вокруг мы дополнили другими световыми и цветовыми стимулами — гирлянда из фонариков, вращающаяся мерцающая лампа, надувные шарики в виде мультяшных героев, пестрые подушки …..

    » … Тирания и посягательство на человеческое достоинство имеют много форм, но ни одна из них столь не разрушительна, как в случае с невинным ребенком, заключенным в тюрьму в его собственном теле, который, помеченный ложными дефектами, зачастую «сдан на хранение» и забыт. Гленн Доман, ученый, гуманист и неустанный воин, дал нам план сражения, боевой шанс ребенку с повреждением мозга. Он положил конец ложному отчаянию и начало — надежде.»

    Ральф Пеллигра
    Главный военный врач, Исследовательский Центр Эймса,

    НАСА, Моффетт Филд, Калифорния,США Председатель

    Совета Директоров Институтов Достижения Человеческого Потенциала

    Гленн Доман — первопроходец в области лечения детей с повреждениями мозга — несет надежду тысячам детей, многим из которых не сможет помочь никакая операция, от которых отказались навсегда и которые обречены на борьбу за выживание в таком страшном и, подчас, опасном мире.

    Гленн Доман окончил Пенсильванский Университет в 1940 году и одним из первых занялся изучением развития мозга у детей. В 1955 году он основал «Институты Достижения Человеческого Потенциала». Организация находится в США, в северо-западном пригороде Филадельфии, штат Пенсильвания. Их основатель совместно со специалистом по возрастной психологии Карлом Делакато разработал методику лечения детей с повреждениями мозга, опубликованную в 1960 году в Journal of the American Medical Association в виде первой в мире статьи, когда-либо сообщавшей результаты, полученные при лечении детей с повреждениями мозга. С тех пор он и его преданная группа единомышленников настойчиво продолжали непрерывную работу за создание и совершенствование новых программ, направленных на выздоровление детей с повреждениями мозга. Их работа во многом питалась идеями нейрофизиолога Темпла Фэя, главы факультета нейрофизиологии медицинской школы Университета Темпл и президента Филадельфийского нейрологического общества. Фэй полагал, что мозг младенца эволюционирует (как при эволюции видов) и проходит стадии развития рыбы, рептилий, млекопитающих и, в итоге, человека. Эта гипотеза, известная как биогенетический закон Геккеля-Мюллера, утверждает, что мозговая травма на определённом этапе нейрологического развития препятствует дальнейшему развитию. Институты Достижения Человеческого Потенциала (IAHP) утверждают, что их лечение опирается на теорию нейропластичности, то есть на способности мозга расти функционально и анатомически. Они утверждают, что традиционная медицина осуществляет попытки медикаментозного лечения детей с мозговыми травмами, и эти медикаменты могут вызвать отрицательные последствия. Институты утверждают, что благодаря нейропластичности, их методика сенсорной стимуляции способна вызвать физический рост мозга и улучшить нейрологическую функцию мозга пациентов. Другая сторона теоретических положений Институтов состоит в том, что многие проблемы детей с травмами мозга вызваны недостатком снабжения мозга кислородом. Институты утверждают, что их программы включают в себя методику улучшения снабжения кислородом и это способствует выздоровлению пациентов.

    Более 15 000 семей из 135 стран мира посетили Институты. Длинный список ожидания из желающих попасть на прием к Гленну Доману привел его к решению написать книгу «Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга» в 1973 году, которая объясняет принципы и методики, используемые Институтами. Автор не адресует ее профессионалам, а пишет для родителей, что делает ее удивительно легкой для чтения, интересной, она трогает эмоционально. Это книга о многих годах наблюдений за жизнью детей во всем мире, героическая история группы людей, которые никогда не мирились с поражением. Эта книга о детях и их родителях, это первая книга в истории, которая прямо говорит о том, как лечить детей с повреждениями мозга, почему нужно лечить их именно так. Автор описывает полувековую историю успешной работы Институтов с детьми с повреждениями мозга, приводя статистические данные с рассмотрением частных случаев и иллюстрируя основные принципы развития мозга таблицами, диаграммами и рисунками. Книга была написана человеком, который знал о предмете больше, чем кто-либо еще. Он объясняет, почему старые теории и методики терпели неудачи, разъясняет философию Институтов и революционный подход к лечению именно мозга, вместо бесполезного воздействия на тело, рассказывает о всемирном исследовании работников его персонала, об их прорывах и неудачах, об их неустанных попытках улучшить методы лечения повреждений мозга. Он раскрывает свои спасительные методики и инструменты для их измерения — и, в конце концов, их совершенствования — а именно подвижность, речь, мануальное, зрительное, слуховое и тактильное развитие, включая уникальные методы копирования, использования масок и создания мотивации, для использования в рамках индивидуализированной домашней программы Институтов, в которой родители и любовь — незаменимые ингредиенты. И все это направлено на то, чтобы ребенок с повреждением мозга однажды присоединился к своим сверстникам, избежав участи быть заключенным в специальные учреждения.

    До последнего своего дня Гленн Доман продолжал проводить все свое время с «лучшими родителями на земле», глубоко погруженный в радостный процесс выздоровления больных детей. Среди многих наград, полученных им в различных странах, есть такая, как присвоение ему рыцарского звания Бразильским правительством за выдающуюся работу от имени детей всего мира.

    Начиная с 1964 года Гленн Доман, а позднее также Дженет и Дуглас Доманы, издали ряд книг для родителей здоровых детей по чтению, математике, интеллектуальному развитию, плаванию, которые пользуются большим спросом в мире.

    » … И все же, Гленн Доман считает, что любая мать в мире знает о своем ребенке больше, чем он. Он не только говорит это и чувствует это сердцем, он знает это и верит в это. Он верит в некоторые необычные для профессионала вещи. Он верит в родителей. Он верит в детей. Он верит в то, что родители — это решение детских проблем, в то время как все вокруг считают, что проблема — в них… Он верит в восстановление детей. Хуже того, он верит, что родители могут восстановить детей лучше, чем профессионалы. Он учит родителей восстанавливать своих детей не потому, что это становится экономически выполнимым, а потому, что он уверен, что родители добьются лучших результатов, чем любой профессионал, включая его самого…»

    Раймундо Верас,
    Доктор медицины, Почетный президент
    Всемирной Организации за Развитие Человеческого Потенциала
    Рио-де-Жанейро (Бразилия)

    На нашем сайте приведено полное расписание всех проводимых .

    Институт Домана: метод реабилитации детей с диагнозами ДЦП, аутизм, синдром Дауна

    Институты достижения человеческого потенциала - это группа неприбыльных организаций, основанных Гленом Доманом в 1955 году. Институты Домана получили всемирную известность благодаря своим революционным открытиям в области развития мозга ребенка, а также благодаря программам раннего развития для здоровых малышей и программам лечения детей с повреждениями мозга.

    Распространено мнение, что невозможно помочь детям с повреждениями мозга, чьи диагнозы - ДЦП, задержка развития, гиперактивность, эпилепсия, аутизм, синдром Дауна. Персонал Институтов абсолютно не согласен с таким подходом. Опыт Глена Домана и его команды говорит, что такой диагноз - не приговор и этим детям можно и нужно помочь! Вопрос: как это можно сделать?

    Есть три основных способа лечения повреждений мозга.

    Первый способ - хирургический. Институты Домана к нему относятся очень настороженно, потому что он допустим только в некоторых случаях.

    Второй - химический или медикаментозный. Здесь важно понять, что у таких детей проблема в самом мозге, и лекарства не убирают эту проблему, а пытаются работать со следствием. Результат этого - загрязнение организма и множество вредных побочных эффектов: проблемы с пищеварением, внутренними органами и т.д.

    И наконец, третий способ - тот, который и используют Институты Домана. Здесь обучают родителей, как стимулировать мозг особого ребенка разными очень эффективными методами.

    Основные идеи здесь такие:

    1. Мозг растет от использования. Это похоже на тренировку бицепса. Если вы его качаете, он становится мощнее и наоборот. Аналогично и с мозгом.
    2. Интенсивность, продолжительность и частота. Именно так надо стимулировать мозг вашего особого ребенка: семь дней в неделю, без перерывов и выходных дней.
    3. Помните, что время - это враг детей с повреждениями мозга и надо ценить и использовать каждую минуту, чтобы помочь своему ребенку.
    4. Родители - лучшие учителя и терапевты для своих детей, потому что они знают и любят их гораздо больше, чем кто-то еще.
    Перед тем, как начать заниматься со своим особым ребенком, вам обязательно нужно оценить его по профилю развития Институтов. Подробнее об этом вы можете прочитать "Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга" и "Насколько смышлен ваш малыш".

    Каждый год в октябре сотрудники Института развития человеческого потенциала приезжают в Москву для чтения курсов Домана на тему "Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга".

    Цель курса Домана - подготовить родителей к использованию полученных знаний, чтобы с их помощью они могли помочь своим детям стать здоровыми. Разработать эффективную программу реабилитации родители могут только тогда, когда понимают ее суть и разделяют ее принципы.

    Курс Домана "Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга" длится пять дней, и в течение этого времени специально подготовленные сотрудники обучают родителей тому, как оценить тяжесть повреждения мозга и использовать базовые техники при создании персонального реабилитационного проекта для своего ребенка.

    Курсы Домана в Москве состоят из более чем пятидесяти часов лекций, демонстраций и практических инструкций, касающихся роста и развития ребенка с повреждением мозга.

    Лектор: Дуглас Доман.
    Место проведения: г.Москва, гостиница "SK Royal". Начало в 9 часов. Стоимость: уточняйте по телефону. Бесплатно предоставляются обед и Wi-Fi.
    Для регистрации участия в семинаре Глена Домана или по всем интересующим вас вопросам пишите на следующий электронный адрес.