Войти
В помощь школьнику
  • Телепортация в пространстве - миф или реальность?
  • Самые страшные катастрофы мира
  • Химические свойства цинка и его соединений
  • Древняя история Донбасса
  • Увеличение мощности магнита
  • Лихачев Дмитрий Сергеевич
  • Конспект занятия «Прогулка в лес к гномам. Три сказки о гномах братья гримм Короткая сказка про доброго гнома

    Конспект занятия «Прогулка в лес к гномам. Три сказки о гномах братья гримм Короткая сказка про доброго гнома

    Жил да был в лесочке, в том, что за мосточком, милый и добрый, в общем, очень хороший гном. Гном был маленький-премаленький, даже меньше тебя ростом, но сильный-пресильный. У гнома была мама-гном, которая каждое утро будила его и делала вкусный завтрак. После завтрака гном надевал свою зелёную шапочку и шёл в поле – работать. Хотя гном был очень маленький (даже ниже тебя ростом), но он был сильный и много чего умел делать. Поэтому ему уже можно было работать.

    Гном был добрый и честный: никогда не обманывал маму и не прогуливал работу. Вечером он возвращался домой, умывался, и тогда мама кормила его вкусным ужином. А на ночь пела колыбельную или рассказывала интересную сказку. Так они и жили.

    Но вот одним солнечным днем по дороге на работу гном встретил своих соседей.
    – Эге-ге-гей! Здравствуй, гном в зелёной шапочке, – закричали они ему.
    – Здравствуйте друзья-гномы в жёлтой, красной и синей шапочках!

    Гном так сказал, потому что у его друзей были разноцветные шапочки. У одного была длинная жёлтая шапочка. У другого была широкая красная шапочка, такая же широкая, как и его широкая круглая голова. А у третьего гнома была синяя шапочка, вся в дырках и очень грязная.

    Гному в синей шапочке было очень весело: он уже второй день прогуливал работу, а вместо этого бегал купаться на реку.

    – А идемте-ка, ребята, со мной купаться! – сказал гном в синей шапочке.

    – Не знаю… – Сказал гном в красной шапочке.

    – Мама будет нас ругать, – ответил гном в жёлтой шапочке.

    – А как же работа? – сказал наш гномик в зелёной шапочке. – Если я не буду работать на поле, урожай не созреет и нечего будет кушать.

    – Ничего – ответил гном в синей шапочке – я уже не раз так делал, так что не сомневайтесь. Мама ни о чём не узнала, а если урожай не созреет, всегда можно сказать, что это просто год был неурожайный.

    Братцы задумались. Конечно, им очень хотелось пойти на реку и ничего не делать целый день, но они боялись, что их накажут.

    – Ну – тихонечко сказал гном в красной шапке – от одного денёчка-то вреда и правда не будет?
    И все гномики решили пойти на реку.

    Какой это был чудесный день! Гномы купались, катались на утках. Плавали наперегонки, прыгали по кувшинкам, пели вместе с жабами. Так и день пролетел незаметно.

    Вечером, когда пришло время возвращаться домой, нашему гному в зелёной шапочке стало немного страшно. А вдруг мама узнает, что он прогулял целый день и даже не работал? Ой, как она, наверное, рассердится! Будет ругаться, а может, даже и плакать. Щеки у гнома стали красные, как шапочка у его друга – ему было очень-очень стыдно.

    Наш гномик пришел домой позже обычного, помылся и сел ужинать. А мама посмотрела на сына и очень разволновалась.

    – Ай-яй-яй, бедный мой гномик, так сегодня заработался, уже темно на дворе. А посмотри, какие щечки у тебя красные, ты не заболел, мой хороший?

    Малышу гномику стало стыдно ещё больше: мама так о нём заботится, целый день работала, убиралась дома, стирала, гладила бельё, готовила ужин, а он за весь день не сделал ничего полезного. Мама гномика готовила очень и очень вкусно, но сегодня ему было неприятно ужинать: он знал, что не заслужил такой награды.

    После ужина гном захотел хотя бы помыть посуду. Но мама ему не разрешила:

    – Что ты, – сказала она ему, – это моя работа. Ты и так, бедненький, целый день на поле провёл и так устал, что даже грустный весь вечер просидел. Иди-ка, мой хороший, ложись сегодня пораньше. А я быстро посуду помою и приду рассказать тебе сказку.

    Гномику ничего не оставалось, кроме как пойти почистить зубы, надеть пижаму и улечься в кроватку.
    Мама очень быстро сделала все дела и пришла к его постельке, чтобы рассказать интересную сказку. Но гномику было грустно слушать сказку про добрых и работящих друзей, которые каждый день совершали подвиги и работали всё больше и больше. Гномику было очень стыдно, что он совсем не похож на друзей из сказки. И он думал, что хуже уже и быть не может, но он ошибся.

    – Милый мой гномик, как же мне повезло, что у меня есть такой замечательный сынок, такой добрый. Такой работящий. Если бы ты не работал так усердно каждый день, разве могла бы я делать такие вкусные завтраки и ужины? Я так тебя люблю.

    – Я тоже тебя люблю, мамочка – ответил гномик. Завернулся в одеяло, отвернулся к стене и заплакал.

    Никогда ещё ему не было так стыдно. Никакие друзья и игры, даже походы на речку не могли бы его утешить и не были важнее мамы.

    Гномик не выспался. Наутро ему не хотелось вставать: казалось, что он не спал целых десять дней и очень устал. Но за эту ночь гномик точно решил, что никогда больше не будет обманывать маму, никогда не станет прогуливать работу.

    Он быстро позавтракал, надел свою зелёную шапочку и пошёл на работу. По дороге ему опять встретились друзья и позвали на речку, но гномик с ними не пошёл, уж очень больно было ему вспоминать, как он вчера мучился после целого дня безделья.

    Конечно, ему очень хотелось поплавать и подразнить водяных стрекоз, а работать совсем не хотелось. После того как гномик пропустил всего один рабочий день, ему было очень трудно. Солнышко пекло очень сильно, и гномик попросил: «Солнышко, солнышко, не пеки так сильно, я плохо поступил вчера и прогулял работу, а сегодня мне очень трудно». И солнышко ответило: «Добрый гномик, я тоже работаю, а если буду прогуливать или работать плохо, то твой урожай не созреет». Гномик вздохнул с грустью и продолжил работать.

    А доброе солнышко решило его подбодрить: «Но я могу тебе помочь: давай вместе споём весёлую песенку».
    И гномик вместе с сияющим солнышком запел весёлую песенку о том, какой хороший урожай у него созреет. И сразу стало веселее работать, и день пролетел незаметно.

    Вечером гномик пришёл домой очень бодрым и радостным, он был очень доволен собой, ведь гном так хорошо потрудился. И никогда ещё не был таким вкусным мамин ужин, как в тот вечер. И никогда мама еще не рассказывала такую интересную сказку на ночь. И никогда постелька не была такой мягкой и удобной. Гномик заснул почти сразу, как лёг на неё, и ему снились замечательные сны. И гном очень хорошо отдохнул: ведь он знал, что заслужил всё это, ведь он так хорошо работал целый день и не прогуливал.

    Колыбелька – Сказки бесплатно

    Галина Морозова

    Конспект интегрированного занятия на тему "Прогулка в лес к гномам "

    художественное конструирование из бумаги способом оригами + рисование

    Предмет : Изобразительная деятельность в детском саду – художественное конструирование в технике оригами , рисование.

    Возраст детей : подготовительная группа детского сада – 6 – 7 лет.

    Алгоритм продолжительности занятия по времени :

    1 занятие - 40 минут .

    Организационный момент – 1 минута.

    Слушание грамзаписи музыки П. И. Чайковского «Времена года» – 2 минуты.

    Чтение стихотворения «Цветные огоньки» – 1 минута.

    Подвижная игра «Гномики и белка » – 3 минуты.

    Презентация или пооперационная карта «Гном » последовательного складывания игрушки – 2 минуты.

    Пальчиковая гимнастика «Гномики - прачки » – 2 минуты.

    Складывание игрушки -Гномика – 10 минут .

    Складывание классической модели «Дом» – 5 минут.

    Рисование комнаты с мебелью для Гнома– 10 минут .

    Чтение стихотворения «Гном » З. Я. Роот – 1 минута.

    Анализ занятия – 2 минуты .

    Сюрпризный момент – 1 минута.

    Материалы к занятию :

    Дидактический материал : технологии ТСО компьютерная презентация поэтапного складывания игрушки на тему «Гном » - 10 слайдов, музыкальный центр, кассета с записью музыки П. И. Чайковского «Времена года» , зимние пейзажи.

    Раздаточный материал : Коробки с материалом для занятий оригами , в которых лежат : квадратные листы бумаги, клей, ножницы, фломастеры.

    Методы и приемы использованные на занятии :

    Информационно– рецептивный метод,

    Словесный метод,

    Наглядный метод,

    Практический метод,

    Игровой метод.

    В занятие включены : организационный момент, музыкальное сопровождение, художественное слово, презентация поэтапного складывания игрушки «Гном » , пооперационная карта поэтапного складывания базовой модели «Дом» , подвижные игры, пальчиковая игра, сюрпризный момент, анализ детских работ.

    Цель :

    Пополнять энциклопедические знания детей о мифический сказочных героях.

    Задачи :

    Образовательные :

    Учить детей соотносить увиденный на картине зимний пейзаж с услышанным классическим музыкальным произведением. Слушание музыки на зимнюю тему : П. И. Чайковский. «Времена года» .

    Дать детям возможность увидеть и почувствовать красоту зимнего леса, радость от прихода волшебницы-зимы с ее забавами и развлечениями.

    Закреплять приемы складывания игрушки в стиле модульного оригами из двух составных квадратов.

    Воспитательные :

    Воспитывать инициативу, творчество, импровизацию в играх с игрушками, выполненными своими руками способом оригами, на тему русских и марийских народных сказок.

    Развивающие :

    Развивать логическое мышление, сообразительность, воображение;

    Предварительная работа к занятию :

    Общая информация «Кто такие гномы » ?

    Гномы в мифологии городов Европы маленькие антропоморфные существа, обитающие под землей в горох или лесу. Ростом они были с ребенка или с палец, но наделены сверхъестественной силой, носили длинные бороды. Живут Гномы гораздо дольше , чем люди, охраняя в недрах земли сокровища драгоценных камней и металлов. Они искусные ремесленники могут выковывать волшебные кольца и мечи. В старые времена люди верили в то, что на земле живет множество необычных существ, владеющих секретами волшебства. К числу таких существ относились и гномы , которые под различными именами присутствовали в поверьях и сказках различных народов.

    Гномы , обитавшие в Ирландии, были волшебными сапожниками. Это были крошечные, сморщенные старички ростом меньше новорожденного младенца.

    В Шотландии были гномы , чуть повыше их рост доставлял около 60 сантиметров. Они выбирали себе дом по вкусу, и селились в нем. Дождавшись ночи, они выходили из своих укрытий и принимались за уборку, мыли посуду и делали другую домашнюю работу, а в качестве платы довольствовались лишь миской сметаны и краюхой белого хлеба.

    Английские гномы носили зеленые камзолы и простые шляпы и развлекались тем, что танцевали под музыку сверчков и кузнечиков.

    В Скандинавии их называли белыми эльфами. Они жили в лесах и полях, и простой смертный мог найти дорогу к их дому только в одну из четырех волшебных ночей в году : ночь летнего равноденствия, ночь накануне первого мая, рождественскую ночь и в Хеллоуин - праздник всех святых, отмечаемый осенью.

    Гномы , жившие в Германии, были повыше ростом, так же, как английские гоблины и скандинавские тролли.

    «Жители деревни» - мир славянской мифологии Домовой.

    Древние славяне считали, что этот дух живет в каждом доме, только не всем довелось, с ним встретится. Но память о нем жива и по сей день. В доме помимо членов семьи, обитало еще светлое, дружелюбное, но чрезмерно обидчивое существо – домовой. В старину его ласково называли «Хозяином» , «Дедушкой» , «Большаком» , «Кормильцем» , «Царем» . Он мог жить в подполе, на чердаке, но самое излюбленное место для него голбец – маленькое пространство, чуланчик за печкой. А представляли этот дух в облике маленького мужичка с седой бородой, обросшего мягкий пушком, с длинными когтями. Главная обязанность этого духа - смотреть за хозяйством, за домашними животными и скотом, помогать в работе по дому. Но на его помощь могли рассчитывать лишь родимые, да бережливые хозяева. Ну, а если вы ленивы и неряшливы, то берегитесь, не даст житья. Не будет вам покоя от его проказ и озорства. Хозяйничает он только ночью, бродит по дому, шаркает ногами, гремит посудой, гладит спящих обитателей, а где бывает днем неизвестно. В поверьях о домовых отразилась любовь народа к своему дому. В далекие языческие времена люди верили, что у каждого дома есть своя душа. Сохранились русские пословицы : - «В своем доме и углы помогают» ,

    - «Держись друга старого, а дома – нового» .

    Хорошие хозяева всячески ублажали домового, подкладывали под печку нюхательный табак, горбушки хлеба, разноцветные ленточки, а переезжая в другой дом, забирали домового с собой : поскребут за порогом, соберут мусор в совок и высыпают в новой избе. А на новоселье нужно принести ему горшок каши и сказать : «Дедушка домовой, выходи домой. Иди к нам жить!» Как вы думаете, почему переселяясь в новый дом, русские люди первой запускали кошку? – Ответы детей. Домовой любит превращаться в собаку, в крысу, а чаще всего в кошку. В кошачьем облике его и впускают в новый дом.

    Добрый сказочный герой, одет в смешной кафтанчик.

    И колпачок одет на нем, кто назовет его,

    Ведь он маленький, проворный… Гном

    Мы по горам гуляем и клады охраняем.

    Ребятам всем знакомы, мы сказочные… Гномы

    Жили под горкой у речки, маленькие человечки.

    Тихо жили без забот. Пили чай из круглой кружки,

    Ели круглые ватрушки с круглых блюдец круглый год.

    Дружно все они живут.

    Кто узнал, как их зовут… Гномы  ; Р. Сеф

    Живет в пещере маленький, забавный человечек,

    Носит он жилеточку, красный колпачок.

    По горам весь день гуляет, самоцветы добывает…Гном

    «Веселый гномик »

    Жил на свете гномик маленького роста ,

    И смеялся гномик чрезвычайно просто :

    «Ха-ха-ха, да хе-хе-хе, хи-хи-хи, да бух-бух-бух!

    Бу-бу-бу, да бе-бе-бе, динь – динь- динь, да трюх-трюх!»

    Раз, увидя паука, страшно испугался,

    Но, схватившись за бока, громко рассмеялся :

    «Хи-хи-хи, да ха-ха-ха, хо-хо-хо, да гуль - гуль!

    Ги-ги-ги, да га-га-га, го-го-го, да буль-буль!»

    А у видя стрекозу, страшно рассердился,

    Но от смеха на траву так и повалился :

    «Гы-гы-гы, да гу-гу-гу, го-го-го, да бах-бах.

    Ой, ребята не могу! Ой, ребята, ах-ах!»

    «Гномик »

    По дорожке гном  ; бежал,

    И звонко песню напевал бок – бок – бок.

    Мой волшебный колпачок, я надвину на бочок.

    Раз, два, три, четыре, пять.

    Нужно мне стоять, стоять.

    Готовлюсь, не зеваю, мешок за спину бросаю.

    И хлопаю в ладоши, танцую танец свой.

    Мне весело сегодня, нашел я клад большой.

    «Гномик » Галина Новицкая.

    Живёт мой добрый гномик в таинственном лесу .

    Он носит сто веснушек на крошечном носу!

    Он на рассвете с солнцем идёт в страну чудес.

    И ловит паутинкой его знакомый лес.

    Лес угостит орехом и ягодой лесной.

    И сказками наполнит ему карман большой.

    Мой добрый гномик знает почти наверняка

    Куда бежит тропинка, куда спешит река.

    Он ходит на концерты, лишь солнышко взойдёт.

    Он сам чуть-чуть играет и, кажется, поёт.

    И если гномик встретит тебя в своем лесу.

    От радости запляшут веснушки на носу!

    И гномик сам поставит тебе карман большой.

    Чтоб из него ты сказку достал своей рукой.

    Песенка о гномике

    На лесной, на просеке.

    Под сосной, под сосенкой.

    Жил смешной, курносенький гном .

    На лесной проталинке

    Он построил маленький,

    Чуть побольше, валенка дом.

    В лесу лет сто уже, он был сторожем,

    Кладами заведовал он сто лет подряд.

    Но ему бессменному, скучно стало бедному.

    Он достал в лесу чурбан,

    Сделал звонкий барабан,

    Сидя на завалинке, как по наковаленке,

    Бил как бьют ударники в барабан.

    Игра инсценировка «Осенние хлопоты»

    Гном .

    Встал я утром, вышел в лес,

    Весь лесной народ исчез.

    Не играют, не поют, в гости Гнома не зовут .

    Что случилось, почему?

    Ничего я не пойму.

    На пенек сейчас вскочу.

    Пошепчу, побормочу.

    Прокручусь сто тысяч раз.

    Все узнаю я сейчас.

    Вскакивает на пенек, «колдует» .

    Выбегает Зайка.

    Здравствуй, Зайка, как живешь?

    И откуда ты идешь?

    Почему в своем лесу никого я не найду?

    Зайка. Осень, Гномик , к нам пришла.

    Всех с собою увела

    На поля, на огороды - нынче много там работы.

    Норки нужно утеплять и продукты запасать.

    Съешь морковку, угощаю, до свиданья, убегаю.

    Гном . Зайка, верно, подсказал : осень наступила!

    Разукрасила листву, всех дождем умыла.

    Надо Ежика позвать, у него хочу узнать :

    Чем он занят , как живет?

    Пусть он к нам сейчас придет.

    Входит Еж с корзиной яблок.

    Еж. Здравствуй, Гном ! И гости тоже.

    Всех поздравить Ежик рад :

    И с хорошим урожаем, и с румяным караваем.

    Угощенье принимайте, всех ребяток угощайте!

    Гном . Молодец, мой старый друг!

    Выходи скорее в круг.

    Мы станцуем для гостей, бей в ладоши веселей!

    Гном . Позову теперь Топтыжку, непоседу, шалунишку.

    Пусть зайдет он в этот сад и посмотрит на ребят.

    Опять «колдует» на пеньке.

    Входит медведь с бочонком, а в нем конфеты.

    Здравствуй, Миша!

    Не робей! П

    роходи вперед смелей.

    Что в бочонке? Мед несешь?

    Хорошо же ты живешь.

    Медведь. Меда нет.

    Грустить не надо, угощу всех шоколадом.

    Принимай подарок мой, ну а я спешу домой.

    Гном . Угощенья все для вас.

    До свиданья, ухожу.

    Вас зимою навешу.

    Сказка «Гномы помощники » перевод, Екатерины Невиловой.

    Каждый раз, когда на город опускалась ночь, пять маленьких гномов в разноцветных колпачках зажигали свои волшебные фонарики. Тихо шли они по сонным улицам города. Всю ночь маленькие гномы трудились , помогая живущим в городе людям. Они подметали улицы, мыли стекла окон. Возили тележки груженые кирпичами, мешали раствор и строили стены будущих домов. Тихо – тихо, чтобы не разбудить спящих людей, они входили в людские жилища. Помогая столяру, они пилили и строгали доски. Тихонько, но очень дружно стучали их маленькие молоточки, забивая по самые шапки блестящие металлические гвозди. Как быстро и слаженно спорилась у них любая даже самая сложная работа! От столяра они шли в дом к пекарю, уставшему за день. А ведь людям непременно захочется отведать мягких сдобных булочек с румяной хрустящей корочкой. И гномы разжигали печь , месили тесто, лепили из него булочки и пекли в печи, положив на огромную лопату. И никто из людей не видел, как усердно трудятся маленькие помощники. После пекаря гномы навещали колбасную лавку. Здесь они крутили тяжелую мясорубку, получая из мяса фарш. Делали из фарша колбасу и варили ее в большом чугунном чане. И снова не успевая отдохнуть – бежали в следующий дом. Помогая портному, гномы кроили кафтаны , аккуратно пришивали блестящие атласные отвороты, украшали платья изящными кружевами и золотыми пуговицами. Вот уж на все руки мастера были эти гномы !

    Но вот как – то случилось так, что вставший среди ночи портной взглянул на сшитый гномами кафтан и рассердился.

    Матильда! – закричал он, зовя свою домработницу.

    Матильда, только посмотри, здесь, черные пуговицы. Я же хотел золотые!

    Я знаю, кто виноват в этом, господин портной, - отвечала домработница.

    Погодите же, я покажу этим разгильдяям, как путать цвет пуговиц!

    С этими словами Матильда отправилась искать гномов . Словно буря, обрушилась она на маленьких помощников. И гномы , испуганные и удивленные, поспешили убежать из дома. А вскоре и вовсе покинули город, сговорившись больше не помогать глупым и неблагодарным людям. Жители городка очень расстроились, лишившись чудесных помощников. Они прогнали домработницу , но гномиков этим не вернуть . С тех пор пришлось людям все делать самостоятельно, не рассчитывая на помощь маленького народца.

    Легенда «Гном »

    Маленький гном любил гулять по цветущему лугу, и любоваться красивым разноцветьем трав и цветов. Как много их цвело кругом, и все они были такие красивые. Но маленький гном всех больше любил один цветок, это была ромашка. Ромашка была похожа на зонтик, и по легенде, в давние, давние времена она и была зонтиком у гнома . Начнется дождь, гномик укроется под ромашкой, или сорвет её, и шагает по лугу, поднимая цветок над головой. Дождик стучит по ромашковому зонтику, струйками стекает с него, а гномик остается совершенно сухим. Вот как ромашка помогала гномику во время дождя .

    Игра «Жил в чернильнице Гном »

    Педагог : В старой, заброшенной чернильнице жил гном . Гномы обычно живут в старых, заброшенных домах. Но наш гном был очень маленьким и поэтому выбрал себе для житья пустую чернильницу, ведь чернилами уже давно никто не пишет.

    Задание : Представьте себе маленькими гномами , для которых чернильница, могла бы быть домом.

    Опишите его?

    Ответы детей.

    Просыпаясь по утрам, маленький гном придумывал себе волшебные настроения. Каждый день новое. Иногда ему хотелось теплого настроения, и тогда он здоровался с солнцем и умывался его лучами. Когда он стремился почувствовать себя сильным и мощным, как дуб, он представлял себя высоким стройным деревом. А чтобы создать себе хорошее настроение и повеселиться, гном прыгал на одной ножке и говорил : "Как хорошо! Ай да я!"

    Попробуем придумать себе настроение. Вы можете нафантазировать свое или взять то, что уже придумал гном . Можно выбрать волшебные слова, которые вам хочется сказать. Педагог показывает все три упражнения, дети выбирают и повторяют : «Приветствие солнцу» - подняв руки вверх, тянемся к солнцу, представляя себя в потоке солнечных лучей. «Дерево» - ноги вместе – ствол, руки над головой, пальцы в стороны, тянемся на носочках вверх. «Радость» - прыжки на правой, затем на левой ноге.

    Знаете, что делал гном днем ? Днем он гулял. Но прогулки были не обычными , потому что гулял он по волшебному лесу, в котором было много разноцветных полянок, на каждой жили растения, животные и птицы, близкие по цвету. На желтой полянке жили одуванчики и лисы, и другие желтые и рыжие животные.

    Кто может жить на желтой поляне? – зеленой, синей, белой.

    Назовите птиц, растения и животных, гармонирующих с цветовой гаммой полянке?

    Ответы детей.

    Нагулявшись в волшебном лесу, гном отправлялся слушать морские сказки.

    Как вы думаете, кто может рассказывать морские сказки?

    Ответы детей.

    Гном очень любил слушать шум моря. Ему казалось, что море поет волшебные песни или рассказывает сказки. Давайте и мы попробуем послушать шум моря и придумать свою сказку. Сядем тихо и послушаем музыку, а потом вы расскажете увиденное. Звучит любое произведение Моцарта «Моцарт и звуки океана» .

    Дети слушают, затем рассказывают свои сказки.

    Однажды нашему гномику стало очень грустно .

    Как вы думаете, отчего?

    Когда вам бывает грустно? -

    Ответы детей.

    А ему бывало грустно оттого, что не с кем было поговорить. Когда не с кем поговорить, думал маленький гном , - надо идти к горе.

    Агукало, агаколо, аухало и плакало,

    А рассмеялось смехом, и называлось… Эхом

    В горах живет эхо. С эхом так приятно поболтать о том, о сем. Предлагаю вам поиграть в игру «Эхо»

    На лесной опушке весело у нас.

    Нам горное эхо вторит каждый раз.

    Представьте, что стеною встают седые горы.

    И где то подо мною, бескрайние просторы.

    Один я на вершине, мне крикнуть захотелось.

    А вы тут не скучайте, и громким, звонким эхом.

    Мне тут же отвечайте. Эхо!

    Вы должны повторять за мной последнее слово, как, будто я гном , а вы горы. Я говорю я – маленький, вы мне в ответ, маленький, маленький.

    Ты кричал, оно молчало, ты молчал, оно кричало : Я - добрый. Я - сильный. Я - смелый. Я - умный. Я - красивый. Я - уверенный.

    После прогулок маленький гном возвращался домой , садился на край чернильницы и зажигал свечу.

    Педагог зажигает свечу. Маленький гном смотрел на огонь и вспоминал прошедший день.

    Звучит музыка. «Какое хорошее, солнечное было утро» , - думал гном . «А днем я ходил гулять» , - вспоминал гном .

    Вопросы?- Где гулял гном , что он видел и слышал, с кем беседовал?

    А что было вечером?

    Ответы детей.

    Обобщение ответа педагогом : Наш гномик любовался огнем , вспо-минал хороший день, напевал любимую песню. Под звуки колыбельной гном засыпал и видел во сне красивые, добрые сказки.

    Пальчиковая игра «Поздоровайтесь с гномом Кешей »

    Пальцы, которые не работают, сжаты в кулак. При рукопожатии ребенок должен сказать вежливые, ласковые слова, что обычно говорят при встрече : «Доброе утро милый Кеша» , «Дорогой Кеша, как поживаешь» , «Здоров ли ты Кеша» , «Приятно встретится, Кеша» . Педагог : посмотрите : кто пришел? Показываю тряпичную куклу – гнома . Он хочет с вами поздороваться. Ручки у него маленькие, слабые. Кеша с каждым хочет поздороваться. Пожмите ему правую руку своим большим пальцем и мизинцем правой руки. Остальные пальцы : указательный, средний и безымянный – подушечками прижмите к ладони. А теперь большим пальцем и мизинцем левой руки пожмите гному левую руку , не забывайте сказать ему доброе, ласковое слово или поприветствовать его.

    Физкультурные минутки

    «Гномик »

    Гномик по лесу гулял , - ходьба на месте.

    Колпачок свой потерял - наклоны вперед, ищем пропажу.

    Колпачок был не простым, со звоночком золотым - хлопки в ладоши.

    Гному кто точней подскажет, - прыжки на месте.

    Где искать ему пропажу? - ходьба на месте.

    «Гномик в лесу »

    Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

    Гномик по тропинке шел , под кусточком гриб нашел.

    Раз – грибок, два грибок, положил в свой кузовок.

    Кузовочек загрузил и домой он поспешил.

    «Гном »

    Утром Гномик наш проснулся , позевал и потянулся.

    Раз – нагнулся, два – нагнулся – выполнять движения в соответствие с текстом.

    Руки в стороны развел, золото он не нашел – жест сожаление.

    Чтоб драгоценности достать, надо много приседать – приседание.

    Гномик наш совсем устал , клад он больше не искал – садятся на стульчики.

    «Гном под грибком » Т. А. Ткаченко

    Как-то на рассвете Гном  ; - встать, присесть.

    Свой решил покинуть дом, - встать, руки сомкнуть над головой.

    И с корзиной из избы гном помчался по грибы - бег на месте с высоким подниманием ног.

    Гром гремит, гроза грохочет, - встать, хлопок над головой.

    Гнома сильный дождик мочит, - махи поднятыми руками к лицу.

    Но не страшен Гному гром ,

    Гном укрылся под грибом - присесть, руки сомкнуть над головой.

    Ход занятия

    Педагог : Ребята, хотите совершить прогулку в зимний лес . Для этого нам не нужно одеваться, закутываться в теплые шубы, надевать меховые шапки. Эта прогулка будет в нашем воображении.

    Закроем глазки, раз, два, три в зимний лес мы все пришли.

    Тихо включается запись музыки П. И. Чайковского «Времена года»

    Педагог : – Как тихо вокруг. Постаралась волшебница зима и укутала лес в снежные покрывала, нахлобучила огромные снежные шапки на верхушки деревьев, посеребрила ветки кустарников. Уснул лес крепким сном. Не слышно пения птиц, только иногда осыплется снег с еловой лапы – это белка хлопочет, достает свои осенние запасы, да лакомится ими. Светит неяркое солнце, но как красиво искриться и переливается снег, кажется, будто мы попали в сказочное королевство, где прямо перед ногами груды золота и серебра. Мы с вами в гостях у матушки зимы. Кажется, что зимний лес пуст, и в нем никого нет, а может мы попали с вами в гости к маленьким гномам .

    Ребенок читает стихотворение

    «Цветные огоньки»

    Горят цветные огоньки, как звездочки сияют.

    Их каждый вечер гномики повсюду зажигают ,

    Лесной привет фонарики, шлют звездам и луне.

    И звон хрустальный слышится в прозрачной тишине.

    Горит фонарик золотой, и освещает лес.

    Волшебный свет зовет с собой, в мир сказок и чудес.

    Педагог : - Ребята, раз мы с вами в сказочном лесу, где происходят такие сказочные чудеса, поиграем в игру

    «Гномики и белка »

    Дети выполняют действия по тексту

    Эй вы гномы собирайтесь , молоточки доставайте.

    В мешочки их свои кладите, туго – туго завяжите.

    И на спинку их взвалите.

    К высокой ели мы пойдем злато – серебро искать - идут по кругу маленькими шажочками.

    Маленькие ножки тихо семенят

    Лесные дорожки убегают взад.

    Шлеп – шлеп – шлеп, да топ – топ – топ.

    С мешочком за спиной,

    С утра пораньше гном бредет под ёлкой вековой.

    Вдруг белка шапку сорвала, у гнома с головы

    И быстро – быстро поднялась,

    С той шапочкой на ель - руки поочередно поднимаем наверх, ножницами.

    Надо шапочку достать и на елку залезать – сели смотрят вверх.

    Вот - вот до шапки дотянемся, - тихо встают, - руки поочередно поднимаем наверх, ножницами

    А белка проказница шапку схватила,

    И снова под елку её опустила – встают на носочки и резко опускаются вниз.

    Надо шапочку достать и под ёлку залезать

    А белка вверх, а белка вниз

    А белка вверх, а белка вниз

    И мы вверх, и мы вниз, вверх – вниз, вверх – вниз – встают на носочки и резко опускаются вниз.

    Ох, до шапки добрались – надевают шапочки.

    Мы теперь почти у цели, мы пришли куда хотели.

    Стали пробираться внутрь, все глубже мы копаем,

    Сокровища добываем.

    Педагог : Ребята посмотрите, да тут и впрямь сокровища несметные, находим коробку с сюрпризом.

    Ой, это нам кто такое чудо оставил. ?

    Да тут задания разные, карта пооперационная.

    Кто на ней изображен?

    Ответы детей.

    Педагог : Правильно - гномик , и бумага разная, мне кажется, что кто-то хочет научить нас гномиков складывать .

    Ребята а вы бы хотели научиться складывать гномиков ?

    Ответы детей.

    Педагог : Гномики живут много – много лет, они маленькие добрые и милые человечки, которые охраняют драгоценные камни и несметные подземные сокровища. Вот и у вас будут маленькие гномики , которые смогут осуществлять ваши маленькие мечты.

    Садитесь все на свои стульчики, посмотрите последовательность изготовления гномика , который складывается из двух квадратов разного размера.

    Костюмчик гномика надо складывать из большого квадрата, а колпачок с головой из квадрата поменьше.

    Последовательность изготовления гномика :

    Костюм гномика из одного квадрата :

    1. Отгибаем у квадрата небольшие полоски бумаги на себя сверху и снизу, – верхний отворот воротник костюма, нижний отворот низ костюма, перевернем заготовку.

    2. Сложить заготовку в базовую форму «Дверь» , отогнем к середине заготовки правую и левую стороны так чтобы они соприкасались в центре прямоугольника.

    3. Верхние уголки заготовки отогнем вправо и влево на отворот, расправим у заготовки треугольники формируя воротник – костюм готов.

    Голова и шапочка из другого квадрата :

    1. Сложить заготовку в базовую форму «Воздушный змей» , согнем квадратный лист бумаги пополам соединяя вместе углы квадрата, наметим середину квадрата, развернем заготовку и загнем две стороны к центру, так чтобы он соприкасались в середине листа.

    2. Еще раз загнем стороны к центру на получившуюся заготовку – получился длинный колпачок и личико, перевернем заготовку.

    3. Острый уголок колпачка отогнем немного в сторону, перевернем заготовку нарисуем лицо, склеим детали вместе.

    Педагог :

    Чтоб гномов складывать начать ,

    Маленькие пальчики мы должны размять.

    Пальчиковая гимнастика «Гномики - прачки »

    Жили – были в домике маленькие гномики : - дети сжимают и разжимают кулачки.

    Токи, Пики, Лики, Чуки, Микки – загибают пальчики, начиная с больших.

    Раз, два, три, четыре, пять – загибают пальчики, начиная с мизинцев.

    Стали гномики стирать : - трут кулачки друг о друга.

    Токи – рубашки, Пики - платочки, – загибают пальчики, начиная с большого пальца.

    Лики - штанишки, Чуки - носочки, – загибают пальчики, начиная с большого пальца.

    Микки – умница был, всем водичку носил.

    Дети приступают к складыванию гномика , последовательно выполняя все операции за педагогом, когда детали костюма и шапочки

    отовы – на лице гномика - рисуют глаза , нос и рот, с помощью клея карандаша соединяют обе детали вместе.

    Педагог : Ваши фигурки готовы?

    Ответы детей.

    Педагог : - А где будут жить ваши гномики ?

    Ответы детей.

    Я предлагаю вам, сложить гномикам маленькие домики , в которых они будут жить.

    Классическая модель «Дом» , возьмем квадратный лист бумаги :

    Квадратный лист бумаги согнем по диагонали пополам, получилась фигура треугольник.

    Отогнем у треугольника с двух противоположных сторон складку молнию, получится стена дома.

    С лицевой стороны на треугольнике можно вырезать красивую фигурную крушу, а можно нарисовать оформление домика, крыши, трубу, ставни и крылечко.

    А перевернув домик обратной стороной, вы можете нарисовать комнату гномика .

    – Что может стоять в комнате гнома ?

    Ответы детей.

    Педагог : Вот и нарисуйте стол, стульчик, печку, можете повесить картину на стене. Когда все работы готовы, расставляем их на столе, около каждого домика стоит гномик .

    Дети любуются своими работами.

    Ребенок читает стихотворение «Гном » З. Я. Роот

    Где сказочный волшебный, дремучий лес шумит.

    На солнечной полянке наш старый дом стоит,

    Волшебники лесные в том домике живут

    И взрослые, и дети их гномами зовут ,

    Мы маленькие гномы , живем мы сотни лет.

    Про все на свете знаем и это не секрет.

    Педагог посмотрите ребята, пока мы с вами трудились, у нас в группе появилась еще одна коробка с сюрпризом. Посмотрим, что в ней, да это нам гномики угощение прислали , за нашу хорошую работу.

    Детям раздаются сладости, конфеты морские камушки, похожие на самоцветы.

    Схема поэтапного складывания взята из пособия для воспитателей детского сада «Оригами в детском саду» . Мусиенко С., Бутылкина Г., - Обруч, - Москва 2010г.






    Презентацию последовательности изготовления гномика можно посмотреть в файле.

    По всему миру живут миллионы добрых гномов, которые самоотверженно

    трудятся, помогая людям в их повседневных делах. Они селятся в

    подвалах и на чердаках или в лесу, поблизости от какой-либо деревушки.

    Каждый день с первыми лучами солнца гномы покидают свои укромные

    жилища и отправляются в квартиры, офисы, рестораны, да и просто на

    улицы, чтобы помочь людям сделать правильный выбор или уберечь от

    необдуманного шага, создать случайности и вдохновить отчаявшихся. Они

    полупрозрачны и настолько малы, что люди их не замечают. И только дети

    способны иногда их видеть. Но им никто не верит, когда они

    рассказывают взрослым, что это маленький гном перевернул чашку с

    молоком, разбил тарелку или уронил горшок с цветами на пол. “Что за

    глупости, – возмущаются взрослые и хлопают своего малыша по попе, –

    натворил делов и сваливаешь на каких-то гномов”. И не догадываются

    взрослые, что гном, разлив молоко, уберег их чадо от несчастного

    случая. Ведь не сделай он этого и ребенок, выйдя в школу на пять минут

    раньше, попал бы под машину, которая с грохотом пронеслась мимо их

    дома. Правда, порой взрослые не обращают внимания на подобные

    предупреждения и задержки и тогда гномы ничем уже не могут помочь.

    Против упрямства и глупости людей они бессильны. Но иногда гномы,

    долго общаясь с людьми, перенимают их привычки, амбиции и

    предрассудки.

    В одном тихом, хвойном лесу жили семь гномов. Они помогали жителям

    деревушки, что стояла неподалеку. Вставали гномы рано, а ложились

    поздно, и весь день проводили в деревне. Было их некогда восемь, но

    несколько месяцев назад умер старый гном, который был у них главным.

    Оставшись без старшего, гномы продолжали упорно трудиться, терпеливо

    ожидая, когда приедет Великий Гном, который выберет из них нового

    главного гнома. Великий Гном постоянно путешествовал по миру, посещая

    все поселения гномов и координируя их работу. За год ему удавалось

    объехать весь мир, потому только раз в год он появлялся в том или ином

    поселении. Но чем ближе подходил срок приезда Великого Гнома, тем

    больше нарастало волнение в душах гномов. Кто же станет главным в их

    поселении, ведь все они одинаково молоды? “Мы все много трудимся, как

    же Великий Гном выберет из нас одного?”. Каждый считал себя вполне

    достойным, но ведь и другие были не менее достойны. Они знали, что

    главный гном должен трудиться больше других. Все с большим рвением

    принимались они каждый день за работу, прилагая неимоверные усилия и

    опережая все графики. Их отчеты о проделанной работе, которые они

    регулярно отправляли в Головной Центр, вызывали всеобщий восторг и

    восхищение. И опять каждый считал себя достойным, но видел, что и

    другие не отстают. Когда же до приезда Великого Гнома осталось всего

    три дня, каждый гном сам по себе решил, что главным станет тот, кто

    ложиться позже всех, а встает раньше. осказках.ру - сайт

    И вот наступил вечер. Гномы поужинали, рассказали друг другу, как

    прошел день, и что им удалось сделать, затем составили планы на завтра

    и распределили обязанности. Время приближалось к полуночи, но никто из

    гномов и не собирался ложиться. У каждого нашлось уйма неотложных дел.

    Кому куртку нужно было постирать к завтрашнему дню, кто сел писать

    письмо дяде в Америку, кто-то решил непременно сегодня прочесть новую

    книгу Великого Гнома, а один даже стал перемывать и без того чистую

    посуду. В общем, каждый нашел себе занятие. Всю ночь они выполняли

    “скопившуюся срочную работу”. И никто из гномов так и не пошел спать в

    ту ночь. Утром, немного сонные и ворчливые они принялись за свои

    ежедневные дела. Следующей ночью ситуация повторилась. И на утро,

    напившись кофе, они ползали как сонные мухи. Все валилась из их рук.

    Гномы шатались и натыкались друг на друга. В деревне, где они помогали

    людям, все шло кувырком.

    Вечером гномы вновь собрались в своем домике. “Ну и дела, – думал

    каждый, – завтра приезжает Великий Гном. Как же он выберет из нас

    одного, ведь все мы трудимся день и ночь?” Однако сразу после ужина

    один из гномов отправился спать.

    “Пусть я не стану главным, – думал, засыпая, гном, – зато я дам

    возможность другим пойти спать”. Но никто не последовал его примеру.

    На следующий день, в полдень, приехал Великий Гном. С трудом,

    приготовив праздничный обед, гномы усадили за стол дорогого гостя. Они

    буквально валились с ног, а когда сели обедать их носы опускались так

    низко, что касались тарелок. И только один из них был бодр и свеж,

    суетился, менял блюда и мыл посуду.

    – Помню, когда я приезжал к вам год назад, – улыбался, глядя на них,

    Великий Гном, – вы все учились кушать палочками. Теперь я вижу, вы

    решили научиться клевать как птицы.

    Выспавшийся гном виновато опустил голову.

    – Мы вовсе не собираемся учиться клевать, – буркнули гномы, – просто

    мы не спали три ночи.

    – Вы не спали три ночи? Но зачем? – удивился Великий Гном.

    – Ну… в общем… мы думали… это… что тот, кто позже всех ложиться… в

    общем, он достоин, стать главным.

    – И никто из вас так и не лег спать?

    – Ну, да… кроме одного. Вчера он… не выдержал… Как же ты теперь

    выберешь из нас главного?

    – Я уже выбрал, – ответил Великий Гном, вставая. – Главный гном не

    только должен больше всех работать, он должен еще заботиться о благе

    Добавить сказку в Facebook, Вконтакте, Одноклассники, Мой Мир, Твиттер или в Закладки

    Первая сказка

    Жил-был на свете башмачник, что без своей вины становился все беднее и беднее, пока наконец не пришло время шить ему последнюю пару ботинок. Вот шил он, шил, до вечера, да утомился. А коль работу ему нужно было закончить только назавтра, так с чистой совестью, помолясь Богу, лег башмачник в свою постель, да заснул спокойно.

    Утром он проснулся и собрался было ботинки дошивать - как видит - стоит на его столе уже совершенно готовая пара! Удивился башмачник - взял в руки работу, рассмотрел внимательно, да увидел что башмаки те пошиты с большим мастерством да искусством! Швы ровные, прочные - одно загляденье! Понес башмачник ботинки на рынок и продал их вдвое дороже, чем рассчитывал. Купил он на те деньги материалу на две пары ботинок, пришел домой, раскроил, да решил назавтра, со свежими силами за работу взяться.
    Но не пришлось ему поработать - наутро на его столе стояли две пары ботинок, пошитых еще лучше прежней. И продал он их вдвое дороже, и купил материалу на четыре пары. И с той поры так и повелось - оставит башмачник материал на столе - а наутро готовые ботиночки на рынок несет, да прибыль двойную получает. И в конце концов стал башмачник человеком зажиточным.

    И вот как-то в рождественские праздники, что бессонными бывают, говорит он своей жене: "Давай-ка сегодня ночью ляжем в кровать, погасим свет, а спать не будем; увидим кто это ночью ботинки нам шьет?"
    Жена башмачника согласилась.
    В полночь пришли невесть откуда два маленьких гномика. Сели они подле рабочего стола башмачника, где, как всегда, материал раскроенный лежал, да принялись за шитье. И так искусно они своими маленькими пальчиками шили, подбивали, да подтыкали, что даже привыкшему к этой работе башмачнику показалось это удивительным. А когда готовая работа стояла на столе, маленькие гномики исчезли, как и появились, неведомо куда.

    Наутро говорит жена башмачнику: "Эти два гномика от нужды нас спасли, сделали нас богатыми людьми, без отдыха и праздников работая. Должны и мы их отблагодарить. Знаешь что, пошью-ка я для них рубашечки, курточки да штанишки, а ты стачай им обувку маленькую!"
    - "С превеликим удовольствием!" сказал башмачник, и принялись супруги за работу. К вечеру, когда все было готово, положили они подарки свои на стол, вместо материалу.
    В полночь, как обычно, пришли к сапожнику два маленьких гномика и хотели было за свою привычную работу взяться - вдруг - что за диво? Вместо материала на ботинки лежит на столе одежка новая да обувка ладная! Обрадовались гномики, надели на себя обновки и так уж впору они им оказались, так уж славно они пошиты были, так уж рады, так уж рады были гномики, что затанцевали, да запели радостно друг дружкой любуясь:

    "Ах, что мы за парни, ладные да складные!
    Вот за мастерство и выпала награда нам!"

    Танцевали гномики, прыгали со скамейки на стулья, да так, танцуя и вышли за двери, и с той поры больше не приходили. А башмачник всю жизнь вспоминал гномиков добрым словом, да желал им счастья.

    Вторая сказка

    Жила однажды на белом свете бедная девочка-служанка. Работала она честно и усердно - все подметала да прибирала, да сваливала мусор в большую кучу у двери.
    И вот однажды утром, собиралась девочка по обыкновению за работу приняться, да видит - лежит возле этой кучи какое-то письмо. Отставила она метлу в угол, а так как сама читать не умела, отнесла это письмо своему господину. А письмо то было ей из страны гномов. Приглашали они ее стать крестной матерью новорожденного гномика. Девочка растерялась, не знает что ей и делать. Хотела было отказаться, но принялись тут все ее уговаривать, вот и пришлось ей согласиться.
    В назначенное время пришли за ней три гномика и повели ее к большой горе, где новорожденный жил. А был тот ребеночек такой маленький, такой славненький, что словами и не выскажешь! А кроватка у него была из черного дерева, игрушки да погремушки кругом, занавесочки и пелеринки золотом шитые.
    Вот окрестили гномики своего младенчика, стала ему девочка крестной матерью. А как торжества закончились, отправилась она было домой, но гномики упросили ее на три дня с ними остаться. И были эти дни счастливыми и беззаботными, сытыми и радостными. А как пришло время назад возвращаться - дали гномики девочке суму, да полнехонькую золотом!
    Вернулась девочка домой и вновь за свою работу принялась - взяла метлу и стала пол мести. Смотрит - а люди все кругом чужие, смотрят на нее и удивляются - кто, мол, такая?
    А оказалось, что за те три дня, что была девочка в горе у гномиков, здесь прошло целых семь лет! А хозяин ее прежний уже давно умер.

    Третья сказка

    Одной женщине гномы заколдовали ребенка в колыбели - старого беса в него вселили. Сначала мать ничего не замечала, но ребенок стал расти и все больше его голова раздувалась, а глаза выкатывались. И ничего этот ребенок другого делать не хотел - только пить да есть.
    Измучилась с ним женщина, да пришла со своей бедой к соседу, совета просить. И сказал сосед, что должна она этого подкидыша на кухню отвести, посадить его на плиту, развести огонь да варить его в двух скорлупках воды. От этого ребенок засмеется, а как засмеется, так многое ясным станет!
    Сделала женщина все, как ей сосед посоветовал. А как сел этот малыш-колокольная-голова в воду, так и заговорил в нем бес: :

    "Я старый -престарый,
    Как древняя крепость,
    Да все ж не видал,
    чтоб в скорлупках варили!"

    И тут засмеялся злой дух, да смеха того сам и не выдержал. Чары колдовские разрушились и в тот же миг увидела мать - сидит на печи ее истинный ребеночек! Хорошенький и здоровенький.
    И стали с тех пор звать его "Подменыш".

    Жил на свете мельник. Был он стар и беден, и ничего-то у него не было хорошего, кроме дочки. Зато дочка и вправду была хороша - красивая, весёлая, работящая. Старик нахвалиться ею не мог. Вот раз довелось мельнику разговаривать с самим королём. Ну, каждому человеку приятно своими детьми похвастаться. Он возьми да и скажи:

    Есть у меня дочка. Уж такая умница, такая разумница - из соломы золотую пряжу прядёт!

    Король очень удивился.

    Неужели - говорит - из соломы? Это мне нравится. Если твоя дочь и в самом деле такая мастерица, приведи её завтра ко мне во дворец. Надо испытать её искусство.

    Мельник очень обрадовался. А на самом-то деле рано было радоваться. Он, видите ли, попросту хотел сказать, что дочка у него славная рукодельница и может даже из плохого волокна напрясть хорошей пряжи, а из плохой пряжи - наткать хорошего полотна. Только и всего.

    А король подумал, что она и вправду умеет прясть из простой соломы золотую пряжу.

    В том-то и беда, что короли не всегда понимают, о чём толкуют простые люди. А простые люди не всегда знают, что думают короли.

    Но как бы там ни было, а мельник очень обрадовался такому почётному приглашению и велел дочке собираться назавтра в гости к королю.

    Она принарядилась, как могла - надела своё праздничное платье, цветную ленточку на шею, колечко на палец - и, весёлая, отправилась во дворец, раздумывая по дороге о том, что ей велят делать - ткать, шить, вязать или всего-навсего чистить кастрюли и мыть лестницы?

    Ну пусть что хотят, то и приказывают - говорила она себе. - Уж я-то не ударю лицом в грязь.

    Каково же было её удивление, когда сам король встретил её на пороге, отвёл в комнату, битком набитую соломой, велел принести ей прялку и сказал:

    Ну вот что, девушка! Твой отец рассказал мне, какая ты искусница. Принимайся-ка за работу. Если ты к завтрашнему дню перепрядёшь мне всю эту солому в золото, я тебя по-королевски награжу. А нет - на себя пеняй. Ни тебе, ни твоему отцу несдобровать - вам обоим палач отрубит головы на городской площади. - И с этими словами король вышел, запер дверь на ключ и вернулся к своим делам.

    Ах, как испугалась Мельникова дочка! Она была мастерица на все руки: умела печь пироги, варить пиво, начинять колбасы; она вышивала золотом по бархату и цветным шёлком по кисее; плела кружева лёгкие, как паутина; умела ткать самое тонкое полотно и вязать из шерсти узорные чулки, колпаки и одеяла - но прясть из соломы золото она не умела. Да и никто не умеет.

    Целый день просидела бедная девушка, ломая голову над тем, как ей выпутаться из беды. Она плакала, вытирала слезы своим вышитым передником и опять принималась плакать. Но так ничего и не придумала. Впрочем, она ещё надеялась вечером, когда стемнеет, как-нибудь ускользнуть из этой страшной комнаты.

    Ведь откроют же они дверь хоть на минутку - думала она.

    И в самом деле - дверь открылась. Ей принесли ужин и три толстые свечи, чтобы она могла работать до рассвета. Но не успела она и с места встать, как дверь снова захлопнулась и ключ дважды повернулся в замке.

    А под окном ходили всё время двое часовых с алебардами, да и окно находилось под самой крышей. Разве что на крыльях можно было из него вылететь. Но Мельникова дочка не умела летать, так же как и прясть из соломы золото.

    От таких мыслей она заплакала ещё горше, хотя ей и казалось, что за день она выплакала все свои слезы до одной.

    И вот, когда она уже совсем потеряла надежду на спасенье, в углу что-то заскреблось, словно мышка пробирается из подполья на волю, солома зашевелилась, и в комнате появился маленький юркий человечек - большеголовый, длиннорукий, на тонких ножках.

    Добрый вечер, прекрасная мельничиха! - сказал он. - О чем это ты так горько плачешь?

    Ах, как же мне не плакать! - ответила девушка. - Король приказал мне напрясть из этой соломы золота, а я не умею.

    Ну и что же? - спросил человечек.

    Мне отрубят за это голову - ответила она.

    Человечек задумался.

    Да, это очень неприятно - сказал он. - Ну, а что ты мне дашь, если я за тебя напряду золота из соломы?

    Цветную ленточку с шеи и мою благодарность до конца дней моих.

    Очень хорошо - сказал человечек.

    Она пододвинула ему свой ужин и зажгла свечку. Ужин он съел с удовольствием, а свечу задул и сказал, что ему и так светло - от собственных глаз.

    После этого он уселся перед прялкой и - ж-ж-ж... Колесо так и зажужжало. Не успела девушка сосчитать до трёх, как вся шпулька была обмотана золотой пряжей.

    Тогда он взял другую шпульку, третью, четвёртую...

    До самого рассвета жужжало колесо прялки. Девушка только и успевала подавать человечку шпульки и сматывать в клубки золотую пряжу. И вот в комнате не осталось ни одной соломинки. Человечек взял у девушки обещанную ленточку и пропал, будто его и не было.

    А тут и король постучался в дверь. Он так и обмер, увидев, что вся солома превратилась в чистое золото. Об одном только он пожалел: о том, что комната, набитая соломой, была недостаточно велика. Но комнат во дворце было много, а соломы на дворе - еще больше. Король велел набить соломой от пола до потолка другую комнату, гораздо больше прежней, сам отвёл туда Мельникову дочку и приказал сейчас же приняться за работу, если только жизнь ей дорога. Бедняжка ничего не ответила и молча села за прялку, вытирая слезы. Но, когда стало совсем темно, в комнате опять появился маленький человечек и спросил у неё:

    Что ты мне дашь, если я и на этот раз напряду тебе золота из соломы?

    Вечную мою благодарность и колечко с пальца.

    Человечек взял кольцо. И снова завертелось и зажужжало колесо прялки.

    А когда наутро король пришёл поглядеть, что поделывает его пряха, он увидел, что она крепко спит, а вокруг неё лежит столько золота, сколько вчера было соломы.

    Король ещё больше обрадовался, но сказать довольно;у него не хватило сил.

    Он приказал набить соломой третью комнату. Она была втрое больше, чем обе прежние, вместе взятые, и соломы в ней помещалось тоже втрое больше.

    Ну вот что - сказал король. - Если ты и эту солому превратишь в золото, ты станешь моею женой и королевой. Ничего, что она простая девушка, Мельникова дочка, - думал он. - На всём свете я не найду себе невесты богаче, чем она.

    И вот девушка опять осталась одна. А когда стемнело, к ней снова явился маленький человечек и спросил:

    Ну что ты мне дашь, если я и в третий раз напряду для тебя золота из соломы?

    У меня больше ничего нет, кроме благодарности, - ответила она.

    Этого мне мало - сказал человечек. - Ты скоро станешь королевой. Обещай мне отдать своего первого ребёнка - и я сейчас же сяду за прялку. А нет - прощай!..

    Кто знает, что ещё будет - подумала Мельникова дочка. - Может, король вовсе и не женится на мне? Может, у меня и детей-то никогда не будет... - И она пообещала человечку своего первенца.

    Человечек опять сел за прялку. И, когда король поутру вошел в комнату, он зажмурился и закрыл лицо руками: вокруг лежало столько золота и оно так блестело, что даже смотреть на него было больно.

    Король сдержал слово. Не прошло и трёх дней, как во дворце сыграли пышную свадьбу. И Мельникова дочка стала королевой.

    А через год у неё родился ребёнок.

    Королева была очень счастлива и даже думать забыла о человечке и о своём обещании.

    И вот как-то раз ночью, когда она сидела у колыбели, в углу что-то заскреблось, словно мышка хотела выкарабкаться из подполья на волю.

    Королева вздрогнула, подняла глаза и увидела, что рядом с ней стоит маленький юркий человечек - большеголовый, длиннорукий, на тонких ножках.

    Ну - сказал он - моё - мне! Давай-ка сюда то, что обещала! - И он протянул к ребёнку свои длинные руки.

    Ах, как испугалась королева! Как горько она заплакала, умоляя человечка взять у неё все драгоценности, все богатства в королевстве - даже мантию и корону - и только оставить ей ребёнка!.. Но человечек стоял на своём.

    Нет - говорил он. - Живое, тёпленькое для меня милее всех сокровищ на свете.

    Тут уж королева едва не лишилась чувств. Она упала перед человечком на колени и сказала, что умрёт, если он не сжалится над ней.

    И человечек сжалился.

    Хорошо - сказал он. - Даю тебе три дня сроку. Если за это время ты узнаешь, как меня зовут, дитя твоё останется у тебя. - И с этими словами он исчез.

    Всю ночь королева перебирала.в памяти имена, которые когда-либо слышала. На рассвете она разослала во все концы своего королевства гонцов и велела им разузнать в городах и деревнях, какие где встречаются имена и прозвища.

    И вот пришла ночь, и человечек опять появился у неё в комнате.

    Может быть, тебя зовут Каспар? - спросила королева дрожащим от страха голосом.

    Мельхиор?

    Бальцер?

    Королева называла по порядку все имена, какие только знала, но человечек всякий раз качал головой и усмехался.

    Нет - говорил он. - Меня зовут не так.

    На другой день она послала гонцов в соседние государства, чтобы узнать, какие имена дают людям в чужих странах.

    Когда человечек явился к ней, она перебрала самые мудрёные имена и прозвища, которые узнала от гонцов.

    Может быть, тебя зовут Реброхвост?

    Круторог?

    Лови-Догоняй?

    Нет, нет.

    Что бы она ни сказала, он твердил в ответ одно и то же:

    Меня зовут не так!

    И вот наступил третий день. Королева не могла больше припомнить ни одного нового имени и с нетерпением ждала возвращения своих гонцов, которым велела побывать на этот раз в самых глухих углах и закоулках, в хижинах угольщиков и в пещерах горных пастухов.

    Один за другим гонцы возвращались во дворец, но никто из них не сказал королеве ничего нового.

    Наконец вошёл последний гонец.

    Королева! - доложил он. - Целый день ходил я по горам и лесам но не услышал ни одного неизвестного нам прозвания. Имён на свете меньше, чем людей. Новые люди рождаются и получают старые имена. Я уж хотел было возвращаться домой, да зашёл невзначай в такую чащу, где только лисы да зайцы желают друг другу доброй ночи, а человечьего духу и не бывало. И тут, меж тремя старыми деревьями, увидел я маленький-маленький домик. Перед домиком был разложен костёр, а вокруг костра плясал человечек - большеголовый, длиннорукий, на тоненьких ножках. Он подскакивал то на одной ноге, то на другой и распевал.

    Пусть клубится дымок,

    Пусть печётся пирог -

    Славный выкуп мне завтра дадут!

    На земле никому, никому невдомёк,

    Как меня под землёю зовут.

    А зовут меня Гном,

    А зовут меня Гном,

    А зовут меня Гном-Тихогром!

    Можете себе представить, как обрадовалась королева, услыхав это имя. Она щедро наградила гонца и села у колыбели поджидать человечка.

    Он скоро появился, потирая свои длинные руки и посмеиваясь.

    Ну, госпожа королева - сказал он - как меня зовут?

    Может быть, Франц? - спросила она.

    Может быть, Кунц?

    А может быть, Гейнц?

    Ну так, может быть, Гном-Тихогром?

    Это тебе сам чёрт подсказал! Сам чёрт подсказал! - закричал человечек и от гнева так сильно топнул ногой, что она ушла в землю под самое бедро. Тогда он обеими руками схватился за левую ногу и в ярости разорвал себя пополам.