Войти
В помощь школьнику
  • Что такое склонение светила
  • Интересные факты о египетских фараонах После фараон
  • Руководство и прохождение по "Корсары III"
  • Иван михайлович висковатый Кто являлся первым главой посольского приказа
  • "Разделать под орех" - фразеологизм
  • Русская пехота на Балканах: штык и боевой дух Впечатления от вражеского огня
  • Дольмены для чего они. Типы дольменов. Что означает слово «дольмен»

    Дольмены для чего они. Типы дольменов. Что означает слово «дольмен»

    Среди мегалитических памятников древних цивилизаций Земли особое место занимают дольмены. В России эти мегалитические сооружения встречаются в Крыму и на кавказском побережье Черного моря. Однако вопрос, для чего их строили древние народы, до сих пор остается открытым. Попробуем же разобраться в этой проблеме.

    Версия первая: популярная

    Самая популярная версия историков о происхождении дольменов гласит, что их создавали как места погребения. География известных на сегодняшний день мегалитических построек обширна. Они расположены не только на российской территории, но и в Средиземноморье, на Атлантическом побережье Европы. Как правило, ученые датируют эти сооружения возрастом пять тысяч лет. Несмотря на их однотипную конструкцию, разные древние народы давали им различные названия. Русские именовали их «Богатырскими хатами», кавказские народности — «домами карликов», а менгрелы, наоборот, — «домами великанов». В то же время точка зрения ученых о том, что дольмены — места погребения, не выдерживает никакой критики, так как в них никогда не находили чьих-либо останков. Распространена также гипотеза, будто в дольмене живет дух, который лечит болезни и исполняет желания. Эту сказку сочинили, скорее всего, для туристов.

    Версия вторая: лингвистическая

    Свою версию о постройках дольменов предложил писатель, историк, профессор, доктор философских наук В.А. Чудинов. Он тщательно изучил дольмен, найденный в долине реки Пшада под Геленджиком. На одной из боковых стенок строения ученый к своему удивлению обнаружил едва различимое слово «Мара» (этим именем древние славяне называли богиню смерти, зимы и холода), а неподалеку — надпись «Мастерск…храм…Мары». Получалось, что мегалит воздвигли служители богини смерти, очевидно для общения с ней. Таким образом, мнение ученых, что дольмены возводились для захоронений, косвенно подтвердилось. Правда, В.А. Чудинов считает, что дольмены представляли собой не могилы, а своеобразные надгробия. Можно отметить, что в местах боев русские использовали жальники, прообраз дольменов. Погибшего воина сжигали, а над его прахом насыпали каменную пирамидку.

    Версия третья: иностранная

    Интересно узнать мнение западных ученых, учитывая огромное количество дольменов, сооруженных по всему миру. Наиболее древние из них были обнаружены на Иберийском полуострове и датируются примерно 4 тыс. до н.э. Кроме того, дольмены можно встретить на Сардинии и Корсике. Причем три четверти всех дольменов в мире расположены на разломах земной коры, что, по словам западных исследователей, говорит об их обрядовой священной функции. Предположительно мегалиты строились для совершения ритуалов не дошедшей до наших дней формы проевропейской религии или древних верований.

    Версия четвертая: кавказская

    Гипотеза основана на мифологии народов Кавказа, где и находится большая часть российских дольменов. Народы российского Кавказа верят, что в древности на Черноморском побережье жили великаны-охотники и карлики-колдуны. Последние с помощью колдовства заставляли великанов строить для них из больших валунов жилища с удобным круглым входом.

    Версия пятая: славянская

    В свою очередь автор ряда книг по славянской истории Г.З. Максименко считает, что дольменная культура Большого Кавказа распространялась в основном на территории Краснодарского, Ставропольского краев и Абхазии. Причем расцвет этой культуры совпадает с периодом массового расселения ариев с Большого Кавказа, как в сторону Индии, так и в сторону Британских островов и по другим направлениям Евразийского континента 6000-4000 лет назад. Многолетние исследования позволили ученому сделать вывод, что дольмены — это культовые мегалитические сооружения, предназначенные для проведения обрядов, которые по своей природе могли относиться к трем видам религий: буддизму, зороастризму и раннему ведизму. Всего дольменов только на Большом Кавказе археологами открыто более 2000 единиц. Очевидно, это были светилища ариев, в которых они проводили свои праздники и обряды. Это в первую очередь такие обряды, как: очищение, имянаречение, прославление богов, проводы зимы, встреча весны, празднование сбора урожая, заговоры и т.д.

    Дольмены - это сооруженные из крупных каменных блоков строения, предположительно, культового характера. Сегодня на Кавказе дольменов сохранилось около 3000. Появились в конце III-II тысячелетий до н.э.

    Если спросить местных жителей о дольменах, они непременно расскажут легенду о карликах, которые когда-то поселились в этих местах. Народец был настолько крохотным, что для верховой езды использовал зайцев. Рядом с ними, как водится в сказках, жили великаны. Они-то и построили для своих слабосильных соседей каменные жилища, чтобы те могли укрываться во время непогоды.

    Люди, склонные к эзотерическому объяснению непознанного, считают, что дольмены установили жители внеземных цивилизаций и наделили их магической силой, способной пробудить в человеке необычные способности, подарить ему любовь или восстановить здоровье.

    Ученые выдвигают лишь гипотезы. На сегодняшний день есть две версии о предназначении дольменов. Они могли быть как культовыми сооружениями племени или отделившегося рода, так и погребальными. При проведении раскопок во многих из них находили захоронения людей, живших в разные исторические эпохи, а рядом с ними и различные предметы, которые могли пригодиться усопшим в мире ином: от каменных скребков и черепков посуды из серой глины до средневекового оружия. Хотя более поздние захоронения, естественно, были вторичными.

    На Западном Кавказе обнаружено и описано 2300 дольменов, большая их часть находится в районе Геленджика, Новороссийска и Шапсугской. Совершенно целых и не сильно разрушенных среди них около 150. Но даже такое количество артефактов не проливает свет на историю их создания. Точно известно только время их возведения, которое удалось определить на основании радиоуглеродного анализа органических остатков, извлеченных из камер дольменов. Было установлено, что западно-кавказские дольмены строились с 3500 по 1400 год до н. э.

    Древние строители возводили дольмены из блоков кварцевого песчаника. В среднем вес сооружения составляет от 15 до 30 тонн. Это означает, что на территории Западного Кавказа должны были быть каменоломни, но даже малейших следов их существования по сей день не обнаружено. Если их не было поблизости, то каким образом огромные каменные глыбы доставлялись к месту постройки при отсутствии дорог, пригодных для перевозки тяжелых грузов? И главный вопрос: как древние архитекторы рассчитывали параметры плит, места соединений которых не имеют прямолинейной поверхности, а все плиты четко прилегают друг к другу за счет специально устроенных пазов? Места стыков настолько плотные, что между плитами невозможно просунуть и лезвие ножа. Удивительным кажется и то, что даже самые ранние постройки представляют собой не примитивные, а сложные сооружения. Примером идеальной работы инженерной мысли могут служить дольмены на горе Нэксис и на реке Жанэ под Геленджиком.

    Современному человеку столь четкая подгонка деталей конструкции оказалась не под силу. При реконструкции дольменов составить многотонные плиты без погрешностей пока не удавалось. А в 2007 году в Сафари-парке Геленджика решили собрать дольмен из плит разрушенных построек, обработку и подгонку которых решено было осуществлять при помощи сверхточных электроинструментов. Однако и в этот раз строители бронзового века оказались выше на голову - между плитами вновь собранного дольмена остались зазоры в несколько сантиметров.

    Так кто же были эти люди, владеющие столь совершенной технологией строительного дела? По предположению археолога Владимира Марковина, большую часть жизни посвятившего изучению кавказских дольменов, они жили в глинобитных лачугах, не знали железа, гончарного круга, землю обрабатывали мотыгами. И тем не менее, именно они создали сооружения, которые и сейчас поражают воображение совершенством конструкций.

    Какими бывают дольмены

    Плиточные дольмены обычно включают в себя четыре стены, крышку и пол, состоящий из одной большой или нескольких более мелких (пяточных) плит. Камера прямоугольная или трапециевидная. В плитах имеются пазы, за счет которых все плиты плотно соединены. Передняя плита, обрамленная выступами боковых и нависающим козырьком, образует портал.

    Составные дольмены частично или полностью собраны из отдельных небольших блоков. Они имеют сложное геометрическое соединение. Форма камеры разнообразна: прямоугольная, трапециевидная, подковообразная, круглая и многогранная.

    Корытообразные дольмены высекались в толще камня, а затем сверху накрывались плитой.
    Дольмены-монолиты целиком вытесаны из одной глыбы камня или в скале. Встречаются очень редко.

    Дольменная группа Усть-Сахрай

    До основания в 1862 году поселка Усть-Сахрай на его территории было расположено дольменное поле. В настоящее время застройкой домов уничтожена его основная центральная часть. Первое упоминание об Усть-Сахрайских дольменах оставил Евгений Фелицын. Владимир Марковин, опираясь на заметки Фелицына, также упоминает Усть-Сахрай, но исследовать местные мегалиты ему не пришлось.

    Исследование дольменной группы Усть-Сахрай осуществлено объединенной археологической экспедицией АРИГИ и АГПИ (ДГУ) в 1991-1994 годах под руководством Нурбия Газизовича Ловпаче.

    От большого дольменного поля километровой протяженности в между реками Дах и Сахрай остались две группы западного и восточного края поселка. На Букреевой поляне, перед западной окраиной Усть-Сахрая, имеются около полусотни курганных насыпей. Под десятью из них рассмотрены и исследованы портальные и беспортальные дольмены, двухкамерные гробницы, каменный ящик, погребальные площадки с кромлехом и менгиром. За восточным краем поселка, между околицей и современным кладбищем, осталось 5 видимых мегалитических сооружений, три из которых частично исследованы.

    Характерной особенностью Усть-Сахрайских дольменов является их хронологическая многослойность и конструктивно-типологическое разнообразие. Датируются мегалиты Усть-Сахрая второй половиной IV тысячелетия до н.э. - первой половиной III тысячелетия до н. э.

    Дегуакская поляна находится в бассейне реки Белой (Шхагуаще). Свое название получила от ручья Дегуак, протекающего в северной части поляны. Она представляет собой обширную котловину, ограниченную с севера и востока руслом реки, дальним хребтом и облесенными склонами горы Гут. С юга поляна вклинивается в ущелье горы Писаной, а с запада постепенно сливается со склонами гор Сибир и Скала. Дегуакская поляна известна довольно большой группой дольменов. Их здесь более 200. Они занимают грядообразные и курганные поднятия из гравия и речной гальки. Датируются мегалиты Дегуакско-Даховской поляны IV-II тысячелетиями до н.э. Местные дольмены высечены из плит песчаников и песчанистых известняков и ракушечников.

    При исследовании Марковиным группы дольменов Дегуакско-Даховской поляны были обнаружены фрагменты черноглиняных и сероглиняных сосудов с орнаментом, костяные изделия, сердоликовые бусы, бронзовые предметы.

    Менгиры Дегуакско-Даховского дольменного некрополя просты и приземисты. Самый большой менгир высотой 2,5 м завершается антропоморфной личиной.

    Кожжохская дольменная группа

    Кожжохская дольменная группа открыта Фелицыным и описана в 1904 году. Она расположена на правой террасе правого берега реки Белая (Шхагуаще), между притоками Малый и Средний Хаджох, на северной окраине поселка Каменномостский.

    В Кожжохской дольменной группе насчитывается 27 насыпей, из них 16 - с развалинами дольменов. Мегалиты этой группы датируются IV-III тыс. до н.э. При исследовании были обнаружены сероглиняные и черноглиняные сосуды, фрагменты лепных горшков и плоскодонных мисок, бронзовые наконечники стрел, бронзовая булавка, кремневые отщепы, кости животных.

    В журнале раскопок дольменов Кожжохской группы Фелицын описал дольмен № 20, находящийся на высоком кургане. Дольмены этого типа редко встречаются на Западном Кавказе и в настоящее время в Адыгее не сохранились.

    Дольмен «Хаджох-1» расположен на первой правой высокой террасе реки Белой (Шхагуаще), недалеко от автотрассы Майкоп - Каменномостский, на южном краю современного фруктового сада. Мегалит датируется IV-III тысячелетиями до н.э. Дольмен «Хаджох-1» хорошо сохранился, однако разрушены передние портальные плиты, а в задней плите пробито отверстие. Дольмен принадлежит к плиточному типу. Отверстие в передней плите слегка овальной, конусообразной формы, пол не прослежен, внутри камеры - слой земли.

    Крышка дольмена представляет собой цельную плиту слегка трапециевидной формы.

    Перед дольменом лежит каменная грибовидная втулка, изготовленная из песчаника красновато-коричневого цвета, по размерам не совпадающая с отверстием в передней плите. По словам местных жителей, эта втулка была принесена к дольмену с территории знаменитой Кожжохской дольменной группы, расположенной в 600-700 м к востоку от дольмена. Вероятно, «Хаджох-1» также относился к дольменной группе Кожжохская.

    Дольмен «Азишский-1»

    Дольмен «Азишский-1» выявлен в 1966 году. Он расположен на 12-м километре автодороги Хаджох-Ла-гонаки Майкопского района. Датируется мегалит III-II тысячелетиями до н.э. Дольмен принадлежит к плиточному типу портального варианта с двухступенчатой крышей. Перед портальной площадкой еще видны плиты, продолжающие ее на восток. Боковые плиты разломаны на две части. С внешней стороны видны остатки контрфорсов. На верхней стороне фрагментов портальной крыши - масса чашечных углублений. Лаз диаметром 30 см пробит у основания передней плиты. В боковых плитах высечены аккуратные пазы для торцовых стен.

    Под все четыре стены подложены пяточные плиты, в которых выбиты пазы для основания стен. В настоящее время дольмен «Азишский-1» разрушен и требует реставрации.

    Дольмен «Дудугуш-1»

    Дольмен «Дудугуш-1» находится на высоте 1020 м над уровнем моря, на пологом отроге западного склона хребта, окружающего Хамышинскую котловину. Постройка достаточно четко ориентирована с севера на юг. Портал находится с южной стороны. Дольмен сооружен из плит песчаника желтого цвета. По конструкции он составной, камера элипсоидной формы.

    Дольмен частично разрушен. Датируется серединой II тысячелетия до н.э.

    На одной из плит дольмена обнаружен знак, представляющий собой вырезанную в песчанике окружность, которая в западной части усечена прямой линией. Знак продолжается двумя параллельными прямыми линиями, которые сходятся к точке соединения с линией, усекающей окружность. Между этими линиями выдолблена лунка. Внутри окружности, по ее диаметру, прорезаны две прямые линии, образующие крест. В восточной части знака параллельно линии, усекающей окружность, выдолблено еще 7 одинаковых лунок, расположенных в 2 ряда.

    Солярные символы, встречающиеся по всему Кавказу на древних памятниках от эпохи камня до Средневековья, связаны с культом солнца.

    Дольмен в селе Хамышки

    Дольмен расположен в селе Хамышки, на первой пойменной террасе левого берега реки Белая (Шхагуаще), недалеко от автодороги Майкоп - Гузерипль, у подножия горы Монах.

    Мегалитический памятник датируется второй половиной II тысячелетия до н.э. Дольмен представляет собой песчаниковую глыбу длиной более 11 м. В середине выдолблено корытообразное углубление длиной 2,8 м, шириной 2,5 м, глубиной 1,6 м. Стены камеры вертикальные, углы закругленные. На фасадной стене камень выбит на глубину 40-50 см, и обратным способом получены три пилястры. Две симметричные образуют портал дольмена, третья с запада формирует дополнительную асимметричную нишу глубиной до 25 см. На полу камеры в северо-восточном углу выдолблено круглое сфероидальное углубление диаметром 20 см, глубиной 7 см. На внутренней поверхности западной стены камеры выбиты петроглифы. Дольмен был покрыт песчаниковой плитой, от которой сохранились довольно крупные части, разбросанные вокруг него.

    Отверстие в передней плите дольмена горизонтально-овальной формы (46-30 см) пробито в южной стене. Масса камня, выбранная в плоскости фасада, образовала горизонтальную площадку шириной 80-100 см. С северной стороны под обломком покрывной плиты обнаружена стела около 90 см в высоту с высеченным на ее нижней части замысловатым рисунком.

    Невдалеке от Хамышинского дольмена-полумонолита найдены два менгира, высечен­ные из песчаника. Один из них хрестоматийной формы (высотно-пирамидально усеченной) стоял обработанной лицевой стороной на восток. Высота его равна 120 см, основание квадратное. В настоящее время оба менгира установлены с восточной стороны Хамышинского дольмена.

    Дольмены поселка Гузерипль

    Гузерипльский дольмен № 1 - один из наиболее крупных и цельных среди дольменов Адыгеи. Мегалитический памятник находится на территории Гузерипльского кордона Кавказского государственного природного биосферного заповедника им. Г.Х. Шапошникова. Мегалит датируется II тысячелетием до н.э.

    Дольмен был окружен каменными тумбооб­разными блоками, которыми некогда очерчивалась кромлехообразная ограда диаметром 12 м. Постройка довольно четко ориентирована с востока на запад, портал находится с западной стороны. Принадлежит к типу составных сооружений и сложен из песчаных плит. Камера в плане имеет форму овала, усеченного в передней части. Фасад украшен массивной трапециевидной формы плитой, углы слегка закруглены. Плита снабжена округлым входным отверстием.

    Камера дольмена сложена крупными блоками в 2-4 ряда. Из них 4 ряда камней приходится на переднюю часть дольмена и 2 - на заднюю, из-за чего камера понижается к востоку. Каменные блоки боковых сторон скошены книзу и нависают друг над другом, образуя подобие ложного свода. Дольмен перекрыт двумя мощными плитами.

    Дольмены являются неотъемлемой частью исторического ландшафта как Европы, так и других частей света. До недавнего времени происхождение дольменов не слишком волновало человечество: достаточно было древних сказаний и легенд о неких волшебных существах, великанах или карликах, создавших эти мегалитические памятники. Однако с началом научного изучения дольменов и других объектов первобытной культуры вопрос о том, кто и как возвёл дольмены, стал актуальным.

    Европейское изобретение?..

    Систематическое изучение дольменов началось в Европе всего лишь сто лет назад, в начале XX века. До этого дольмены , как и прочие мегалиты, либо классифицировались как естественные образования горных пород, либо объяснялись всевозможными легендами, полуфантастическими и фантастическими. Но после возникновения научного интереса к этим древним памятникам и на основании материалов первых археологических исследований дольмены стали рассматриваться как одно из свидетельств древности европейской цивилизации.

    Первоначально дольмены связывались с северными народами Европы, кельтами и германцами, так как большинство сооружений обнаруживали в соответствующих регионах (Британия, Северная Франция, Германия, Скандинавия). Однако затем стали широко известны дольмены Южной и Восточной Европы, Северного Кавказа. Это позволило сделать вывод, что дольмены были общей характерной чертой племён, проживавших на территории всей Европы за несколько тысяч лет до нашей эры. Таким образом, возникла идея о том, что дольмены в частности и мегалитические сооружения в целом являются специфическим культурным и религиозным признаком «европейцев». То есть вопрос о происхождении дольменов решался в пользу европейского варианта.

    Общемировой феномен?..

    Но вскоре стал очевиден факт, что европейская теория происхождения дольменов слишком самонадеянна. Выяснилось, что дольмены присутствуют не только в Европе, но и в Северной Африке, на Ближнем Востоке и даже на Корейском полуострове. Приблизительное время сооружения этих памятников существенно разнится - от пяти-шести тысяч лет в случае с дольменами Ближнего Востока до двух-трёх тысяч лет относительно мегалитов Кореи.

    Сторонники европейской теории происхождения дольменов пытаются использовать этот факт для предположения, что данный тип древних строений распространился по такой большой площади именно из Старого Света. Однако в настоящее время наиболее перспективной считается теории индийской родины дольменной культуры. В ходе раскопок были обнаружены древние дольмены на полуострове Индостан. По некоторым признакам специалисты выдвигают осторожные предположения, что тип этих дольменов более архаический даже по сравнению с древнейшими дольменами Европы.

    Появилась гипотеза, что дольмены, возникнув как тип ритуального памятника в Индии, впоследствии распространялся на Запад двумя «потоками». Южное направление затронуло Ближний Восток, Северную Африку, острова Средиземного моря и Южную Европу. Северное направление распространения дольменов включило в себя среднюю Азию, Кавказ, Восточную и Северную Европу. Естественно, родились и теории о прямой связи дольменов с индоевропейцами, но широкое географическое распространение дольменов вплоть до Кореи не позволяет пока подтвердить данные версии.

    В строительстве дольменов нет ничего волшебного

    Другой проблемой, которую активно муссируют прежде всего непрофессиональные любители истории, является «человеческая составляющая» вопроса о происхождения дольменов. Кто и как построил дольмены - вот о чём чаще всего спрашивают сторонники неакадемических версий истории. И сами, не принимая во внимание доводы историков, отвечают, что рационального объяснения нет. Якобы, одетые в шкуры, вооружённые лишь дубинами и камнями и не имевшие ни письменности, ни научных знаний, ни технических приспособлений первобытные люди не могли построить дольмены. Так как для этого нужно было переместить многотонные камни на значительные расстояния, часто приходилось их дополнительно обрабатывать, а потом ещё и поднимать на высоту нескольких метров. И это было решительно невозможно, заявляют энтузиасты, если только в ход не шли какие-нибудь сверхъестественные силы или помощь таинственных могущественных цивилизаций (земных или внеземных).

    На самом деле науке уже известно несколько правдоподобных, а зачастую и доказанных, вариантов возведения дольменов в условиях 5-6-тысячелетней давности. Наиболее распространённым способом строительства дольменов, вероятно, был следующий. Предварительно создавался насыпной холм, внутрь которого вкапывались вертикальные камни (один или несколько). Затем по склону этой насыпи затаскивался камень, служивший вертикальной перегородкой, и укладывался на камни-столбы. После этого курган постепенно разбирался и оставалось готовое сооружение, дольмен.

    Александр Бабицкий

    Многие ученые-кавказоведы пытались выяснить вопрос о происхождении местных дольменов. Однако среди древностей бассейна реки Кубани и Причерноморья, включая Абхазию, еще не найдены такие памятники, которые были бы им конструктивно близки и в то же время предшествовали. Речь может идти о крупных сооружениях типа каменных ящиков. Так археологи называют обкладки могильной ямы, когда все стороны ее замкнуты поставленным на ребро плитняком. Однако на очерченной территории подобные захоронения неизвестны для первой половины III тысячелетия до нашей эры, а ведь только из них могли бы путем трансформации - усложнения конструкций «ящика» - появиться дольмен-ные постройки. Не сразу, но возникла мысль, что дольмены привнесены на Кавказ извне. Но откуда? Ясно, что не со стороны гор, так как уже давно замечено, что дольмены не только Кавказа, но и всего мира приурочены к приморским частям. Имеются, правда, частные мнения, что высказывал Жак де Морган: «...вовсе не надо подвергаться влиянию отдаленных центров, чтобы воздвигнуть крупные камни и накрыть их крышей». Увы, он не прав, ему не захотелось видеть пазов, пяточных камней и всего того, что делает дольмены Западного Кавказа и некоторых других стран предтечей высокой архитектуры.

    Мыслили и так, что дольмены Кавказа возникли из гротов, пещер, как подражания им. И это отпадает, хотя поддерживалась такими кавказоведами, как Д. Н. Анучин и М. М. Иващенко. Тогда зачем же у корытообразных построек, действительно близких по форме гротам, имеется портал (фасад) и на нем, выбитые из целого камня, имитируются выступающие боковые плиты, подпяточник или просто ниша перед лазом? Ведь это полнейшее подражание дольменам, сложенным из плит, когда вполне естественно длинные боковые стены и выступающие перекрытия образуют перед лазом портал. Нет, «пещерная теория» для западно-кавказских дольменов явно не годна, она ничего не объясняет.

    Значит, снова море. «Идея» такого сооружения, как дольмен, могла прийти только со стороны моря. Так думали Б. А. Куфтин, Л. И. Лавров. Последний вообще думал, что «идеи» дольмена были широко распространены, могло даже существовать между их строителями «этническое (кровное) родство». Ставя в неразрывную линию все дольмены мира, включая Дальний Восток, он считал, что подобные постройки появляются «с развитием торгового и военного мореплавания у приморских народов в неолите и эпоху бронзы», когда кавказцы могли видеть дольмены в других странах и начать их строить у себя.

    Л. Н. Соловьев, тот самый археолог, с которым я советовался, как же копать древние постройки, представлял себе, что дольмены на Кавказе вначале появились в Абхазии («южно-дольменная культура»), затем распространились более широко, и все это произошло под воздействием «кашков» - малоазийского, довольно подвижного населения, известного по клинописным источникам. Но здесь неувязка - «кашки» дольмены не строили, и в Малой Азии они не найдены.

    Почти каждая теория имеет своих сторонников, есть гаи и у Л. Н. Соловьева.

    Итак, положение с происхождением очень сложное. С началом наших экспедиционных работ и с появлением первых публикаций дело еще более осложнилось. Относительное сходство сосудов позднего этапа майкопской культуры, найденных в дольменах станицы Новосвободной, с керамикой западно-европейской культуры «шаровидных амфор» привело к еще одному мнению: дольмены Западного Кавказа - это результат нашествия на Восток носителей данной культуры. Это мнение более других поддерживают В. А. Сафронов и Н. А. Николаева. Не будем углубляться в его обоснование и критику. Во-первых, территория культуры с «амфорами» так глубоко - до Кавказа - не заходила. Во-вторых, материалы, найденные в гробницах Новосвободной, не характерны для дольменов, они привнесены в них, и почему они в них все же оказались - пока неизвестно, в этом еще надо разобраться. И уж если идет речь о сопоставлении древностей, то оно должно идти по линии культа «шаровидных амфор» - майкопская культура, а дольмены лишь бочком зашли на эту трассу.

    До сих пор никто и никогда не сравнивал дольмены мира между собой, вышагивая между ними с рулеткой, компасом и хотя бы саперной лопатой как шанцевым инструментом, на это ушла бы жизнь любого долголетнего исследователя.

    Публикации интересующих нас памятников мира можно найти в журналах, книгах, но все они написаны с разным подходом, с разных научных позиций, а древние строения изображены разным чертежным почерком и рассмотрены под различным критическим взглядом - вот и разбирайся сам, что в этих руинах важно, а что второстепенно. Я попытался проделать такую кабинетную работу, обложив свой рабочий стол книгами и даже сгрудив их на полу. Не стану здесь повторять, что же характерно для дольменов той или иной страны. Это уже сделано. Наиболее близкие черты западно-кавказским дольменам, мне кажется, можно найти в древних постройках Пиренейского полуострова (Португалия, Испания), на Корсике и на ближайших островах Средиземноморья, в Северной Африке, Палестине. Особенно похожи дольмены на территории доисторической Фракии (Лалапаша). Они имеют приставные портальные плиты и, пожалуй, те же пропорции. Невольно возникла теория, что постройки, близкие кавказским дольменам, расположены вдоль морских течений, а они в Средиземном море идут от Гибралтара вдоль северного побережья Африки и заворачивают в Черное море против часовой стрелки, омывая вначале Кавказское побережье, а затем его противоположную сторону. И везде, кроме Малой Азии, по линии течений имеются дольмены, в той или иной степени схожие с кавказскими. Морские течения сильны, и их токи могли бы помогать движению древних судов. Просматривая литературу по истории кораблестроения, можно найти сведения о морских плаваниях, совершавшихся в III-II тысячелетиях до нашей эры не только на многовесельных судах, но и на кораблях, оснащенных парусами. Известны рисунки таких кораблей на сосудах, каменных рельефах, печатках, найдены даже их модельки (Анатолия, Крит, Кикладские острова, Египет). Итак, корабли в столь глубокую древность, каким является время появления первых дольменных построек на Кавказе, уже строили, и они могли совершать плавания вдоль берегов, пользуясь не только попутным ветром, но и течениями. И конечно же, строители дольменов, отправляясь в плавание, даже не знали, что где-то существует Кавказ, они случайно высадились на его берегах и здесь осели. Говоря о миграции (переселении) на Кавказ, я писал в 1974 году: «Можно только предполагать, что морские походы не были единовременны, велись они с разных территорий, но наиболее древние дольменные памятники Кавказа находят аналогии в западной части Пиренейского полуострова (современная Португалия) и на острове Сардиния». Мне представлялось, что случайное посещение Кавказа сменилось затем повторными заездами.

    На мой взгляд, эта гипотеза объясняет появление дольменов на Кавказе, обрастая попутными картинами: продвижение строителей от побережья в глубь гор, появление их связей - боевых и более мирных - с уже жившими на занимаемых землях племенами майкопской культуры и т. д. Во всех деталях миграций трудно было разобраться сразу, но я исходил из сухой и деловой посылки - «идея» дольмена без людей, видевших и строивших их, на Кавказ не могла проникнуть. Ее принесли.

    Дальнейшие разработки касались уже самой механики миграции. Как они могли проходить, что являлось их причиной, роль морских путей-дорог в этом процессе, могли ли миграции быть стихийными?

    В октябре 1979 года в небольшом болгарском городке Созополе состоялся международный симпозиум под названием «Тракия - Понтика I». Уже глубокая осень коснулась и этой благодатной земли. Бушевало Черное море, и в унисон ему порывами набегали дождевые тучи. Представители четырнадцати стран Европы заседали в уютном зале, сидя за большим столом, украшенном цветами. Чопорная холодность первого дня сменилась затем дружеской обстановкой, и доклады проходили оживленно, сменялись экскурсиями и беседами в парке. Дольменам были посвящены три выступления - П. Делева, И. Ванкова и мое. Первые два докладчика рассказали об исследовании болгарских мегалитов, а я, познакомив слушателей с архитектурой и содержимым наших, кавказских дольменов, остановился более всего на тех сомнениях, которые возникают в связи с гипотезой о миграции их первых строителей на Кавказ из чужеземных стран. Действительно, вкратце пересказанные мысли о происхождении дольменов являются далеко не окончательным мнением. Много неясного. Изучение миграционных процессов недавнего прошлого, обусловленных экономическим фактором (в первую очередь ростом населения при отставании роста экономики), когда люди в поисках хлеба насущного вынуждены искать новые места обитания, где можно было бы приложить свои руки и энергию, показывает всю сложность таких «оттоков» населения. В миграциях в первую очередь принимает участие в основном сильное мужское население средних лет. Появление не всегда желанных пришельцев на новых местах ведет к военным стычкам, борьбе с давно живущим здесь населением. К этому надо добавить необходимость приспособиться к новым для мигрантов климату, пище, переболеть неведомыми для них болезнями и т. д. И только со второй, третьей миграционной волной на новые места обычно прибывали люди более пожилого возраста и женщины. Победителями в таком сложном процессе, как миграции, становились сильнейшие - это могло быть более древнее местное население или пришельцы: ведь единоборство шло не на жизнь, а на смерть. Часто побежденное население «растворялось» в среде победителей. Так было во времена испанской конкисты в Центральной Америке, в период арабских завоеваний или во время крестовых походов. Все это имеет место и в современных миграционных процессах, но в более смягченном, облагороженном виде, если только не переходят они в открытую войну, когда избыточное население в виде наемных войск стремится захватить чужие территории. Примеров тому много.

    Доклад в Созополе вызвал шумные прения. Вероятно, не все согласились с его положениями, хотя никто не выступил с отрицанием возможных связей древних построек Кавказа со средиземноморскими мегалитами как их первоосновой. Есть еще одна линия связей Кавказа с Пиренеями, которая подтверждает такое мнение. Я имею в виду басков. Этот народ, живущий ныне в основном в Испании и в примыкающих к ней южных районах Франции, по языку и культуре довольно близок кавказским народам. Еще известный ученый XIX века П. К. Услар, отмечая языковые особенности, ничего не мог сказать о происхождении этого народа, находя его таинственным и теряющимся «во мраке веков». Археологи (П. Бош-Гимпера и др.) приписывают ему особую баскско-каталонскую мегалитическую культуру, среди памятников которой встречаются дольмены трапециевидного плана. Современные языковеды прослеживают цепочку языков, родственных баскскому и кавказским, ведя ее от Испании до самого Кавказа. Академик Н. Я. Марр, например, увлекаясь, намечал пути, по которым баски (яфетиды) могли проникнуть на Кавказ. У него получалось, что при своем движении они могли пользоваться как сухопутными путями, преодолевая небольшие водные пространства, так и морскими. Их маршрут шел по островам и полуостровам Средиземного моря, через Малую Азию и по побережью Черного моря.

    Как видим, спор о происхождении дольменов Западного Кавказа уводит в мир лингвистики, сложных грамматических и фонетических сопоставлений, сопряженных опять-таки с миграциями. Шум моря во всех чисто теоретических и несколько отвлеченных построениях все равно звучит, круша шквальными ударами зыбкие перегородки между прошлым и шумно пульсирующим настоящим...

    Остались за бортом самолета маленький гостеприимный Созопол и сказочно красивый город-остров Несебр, а дольменная проблема все обрастает ракушками домыслов, теорий и мнений.

    Археологи почти всегда ставят перед собой задачу связать те или иные древности с каким-либо этносом, то есть стремятся проследить: а нельзя ли сопоставить их с культурой какого-либо конкретного народа. Б. А. Куфтин, например, пользуясь «семантическими пучками», готов был считать дольмены порождением многих живых и мертвых народов. Им упоминаются лигуры, киммеры, пеласги, этруски, а наряду с ними - чаны, адыги, дагестанцы. Другой исследователь дольменов - Л. И. Лавров, прекрасный языковед, этнограф и археолог, связывал культуру дольменов только с предками абхазо-адыгов. Такое же мнение высказывали Л. Н. Соловьев, Ш. Д. Инал-Ипа. В противовес им Я. А. Федоров считал, что дольмены могли оставить только предки абхазов. Мне представляется наиболее верным относить их постройку к древнему абхазо-адыгскому населению, тем более что разделение общего для них праязыка могло произойти, судя по исследованиям лингвистов, в более позднее время, когда дольмены уже не воздвигали. Здесь интересен и еще один факт. Язык басков, если сравнивать его с языками народов Кавказа, наиболее всего близок населению причерноморских районов, а с удалением к Чечено-Ингушетии и Дагестану находит все меньше и меньше параллелей. Таким образом, прабаски, как и праадыги, вполне могли иметь контакты.

    Однако профессор Отар Михайлович Джапаридзе считает возможным связывать культуру дольменов с предками грузин (картвельских племен). Не выступая против его мнения, хотел бы заметить, что третья смена обряда погребения, когда наряду с сидячими костяками начинают появляться в них следы вторичных захоронений, то есть кучи костей безо всякого анатомического порядка, могут являться показателем появления на территории дольменов предков картвельского населения. Обычно такие захоронения сопровождаются вещами протоколхидской культуры, которые в этой книжке не описаны, так как скорее всего в это время дольмены уже прекращали строить, а лишь использовали для впускных захоронений. Именно такие находки, мне кажется, могут быть увязаны с древнегрузинской культурой. Но это мнение беглое, оно еще требует более полной аргументации.

    Существуют и другие взгляды. Так, отдельные археологи любую постройку, хотя бы отдаленно похожую на дольмен, готовы объявлять мегалитом, не считаясь с характером кладки, манерой обработки камней и т. д. Дольмены они ищут в горах Осетии, Чечено-Ингушетии и Дагестана, забывая об их связи с определенным этносом, а уж если не этносом (пусть будет так), то даже отвлекаясь от характерного только для них и описанного здесь инвентаря, что приводит к путанице самого понятия о дольменах и мешает и без того сложному пониманию этих и без того загадочных построек.

    Вероятно, ученых еще долгие годы будут интересовать дольмены, порождая все новые мнения о культуре оставившего их населения, их быте и верованиях. Может быть, придет и такое время, когда ученые с чертежами в руках смогут воочию сравнить все мегалиты мира между собой, не считаясь с трудностями далеких путешествий и языковыми барьерами. Мечта... Любая мечта иногда становится явью.

    Завершен небольшой рассказ о дольменах. Возможно, он не удовлетворил в полной мере любознательность многих читателей. Ведь в нем более предположений, чем ответов на вопросы. Все так. Наука не стоит на одном месте, развивается и расширяет со дня на день видимые ею горизонты. То, что сейчас вызывает у нас недоумение, через десять лет, глядишь, будет легко расшифровано и познано. Уже есть прогнозы, что скоро будут определять возраст керамики, есть надежда, что степень разрушения горной породы по коре выветривания также будет давать материал для датировок, да и сами экспедиции будут организованы с привлечением разных специалистов, усилия которых будут сведены к решению общей задачи - полновесному осмыслению определенного памятника. Такие экспедиции уже начинают работать.

    Дольмены Западного Кавказа еще ждут новую плеяду своих исследователей, только хотелось бы, чтобы они мастерски владели техникой черчения и зарисовок - той глубиной фиксации материала, которая сохраняет разрушающийся памятник на века. А дольмены с каждым днем становятся все большей и большей редкостью. Уже давно нет дольменов кожжохской группы, стали сносить постройки Дегуакской поляны. Дольмены исчезают по разным причинам - из-за собственной древности (исчерпан естественный лимит времени, отведенный на их стойкость), невежества и корысти людей (ломают их на камень), из-за необходимости освободить занимаемые ими площади.

    Современное законодательство «Об охране и использовании памятников истории и культуры», принятое в нашей стране 29 октября 1976 года, требует уважительного и бережного отношения к ним.

    Вероятно, выполнение статей этого закона обязательно не только специальными лицами, но и всеми людьми, независимо от того, какова их профессия, степень знания отечественной истории и широта кругозора. Все местное население должно включиться в охрану дольменов, помня хотя бы то, что в их конструкции, содержимом и даже расположении на местности таятся ответы на многие важные в международном масштабе исторические вопросы. И если эта книга хотя бы на малую толику возбудила интерес к дольменам, то можно считать, они будут сохранены, и, значит, мой труд также не был бесполезным.

    Если при слове Солоники у вас возникают ассоциации с заграничным курортом, то от этого стереотипа надо срочно избавляться.

    Да, есть греческие Салоники - порт, курорт и древний город, основанный царем Македонии в 315 году до н. э.

    А вот что вы знаете о своих отечественных Солониках? Небольшой курорт на Черном море. Добираться лучше по дороге Лазаревское - Сочи. Через 2 км после поселка Солоники припаркуйтесь на автостоянке и прогуляйтесь 300 метров по тропинке в сторону моря. Вас ждет встреча с чудом - невероятным сооружением, которое не дает покоя ученым уже сотню лет. Это Волконский дольмен: единственный в мире монолитный каменный дом. Мы не знаем, какой царь и для чего приказал его построить. Неясно и к какой цивилизации принадлежали его строители, да и были ли они людьми в нашем понимании. Известно лишь, что высечен этот мистический дом в скале как минимум 3000 лет до н. э. То есть ему уже 5 тыс. лет и он ровесник египетских пирамид. По другим данным, возраст этого дольмена 9,5 тыс. лет!

    И что, вас по-прежнему манят банальные средиземноморские курорты, построенные всего за каких-то три сотни лет до нашей эры?

    Трудности перевода

    Обычно дольмен - это монументальная постройка из вертикально установленных каменных плит, накрытых сверху еще одной каменной плитой. Своего рода каменный ящик или дом, вес которого иногда превышает сотню тонн.

    Волконский дольмен не такой. Он высечен в каменном валуне. Дольмены такого монолитного типа науке известны. Но этот - единственный из сохранившихся.

    Размеры Волконского дольмена - 8 метров в ширину и 17 метров в длину. На крыше с углублением в 60 см высечена ритуальная чаша, предназначенная для сбора дождевой воды. Многие верят, что вода из этой чаши целебная и обладает магическими свойствами.

    Дольмен - артефакт, то есть сооружение, о котором мало известно. Ни кто строил, ни - зачем. Дословный перевод с бретонского - "каменный стол" (dol - стол, men - камень). Так его назвали кельты. Естественно, что на Кавказе слово "дольмен" не сразу прижилось. Абхазы зовут их домами души. Адыги - домами для жизни в загробном мире, мегрелы - домами великанов. Казаки их называли богатырскими или чертовыми хатами.

    Если столько своих названий, то почему используем заграничное? А это еще одна загадка. Впрочем, есть один ответ - чтобы местных не перессорить.

    На Кавказе известно о 2,5 тыс. дольменов, из которых около 200 приходится на район Большого Сочи. Значит, нам - сюда.

    Камни из бронзы

    Но все-таки: зачем древние рубили в каменоломнях огромные блоки и плиты и затем самоотверженно перетаскивали их в горы или на берега рек? Самая популярная теория: дольмен - это гробница или храм. И в них действительно находят человеческие останки. Но если это гробница, то почему далеко не в каждом дольмене находят кости? А если - храм, то где жили жрецы? Где останавливались паломники? Где предметы культа? Ничего такого там не обнаружено.

    А самое главное: кто и зачем отдал приказ построить тысячи дольменов на Кавказе?

    Можно предположить, что какой-то великий царь соорудил для себя каменную гробницу и все вожди помельче стали ему подражать. Но в этом случае у гробницы-дольмена вариаций должно быть великое множеств. Просто потому, что у народов разные верования, ресурсы и технологии строительства. Но на самом деле дольмены по технологии возведения делятся всего на четыре типа: плиточные, составные, корытообразные и монолитные.

    Похоже, что у строителей бронзового века, живущих в разных частях света, были единые ГОСТы и СНИПы. Как есть - мистика.

    Другой мир

    Главная изюминка дольмена - это недосказанность. Есть простор для фантазии. Скажем, человеку военному дольмен напоминает дот времен Первой или Второй мировой войны. Правда, немного странный: оборонявшиеся не имели возможности покинуть свой бастион: выход - он же "амбразура".

    А уж какое раздолье в каменных сводах для мистиков! Многие люди после посещения дольмена рассказывают о приливе духовных и физических сил. Другие, напротив, жалуются на головную боль.

    "Когда я впервые подошла к дольмену, то закружилась голова, - описывает ощущения Анна из Москвы. - А потом возникла какая-то необычная легкость в теле. И появилось ощущение, что меня нечто подпитывает энергией".

    Автор этих строк был и в египетской пирамиде, и в дольмене. Ощущения, безусловно, необычные, но надо быть объективным: прикосновение к древности, тем более контакт с артефактом, всегда способствует приливу эмоций. По-другому и быть не может.

    Ходят легенды, что вблизи дольмена могут зачать даже женщины, у которых это много лет не получалось. Впрочем, вряд ли стоит возводить случаи беременности в культ. Считается, что половина населения Америки зачата на заднем сиденье автомобиля. Но это ведь не говорит о мистической силе "Форда" или "Крайслера".

    Так и с дольменами. Поездки на отдых всегда улучшают демографию. А уж что непосредственно помогло влюбленным: волшебная сила каменного артефакта или сочинское море, солнце и общее состояние позитива - пусть останется вашей личной тайной.

    Факты и мифы

    Считается, что первые дольмены построены на Иберийском полуострове в 4000-3500 гг. до н. э. Другие исследователи утверждают, что более ранний центр строительства - Балеарские острова, Сардиния и Корсика.

    Особую роль играет материал дольмена. Их строили из кварцевого песчаника. Кристаллы кварца обладают свойством пьезоэффекта: механическая энергия с их помощью способна превращаться в электрическую, и наоборот.

    70% дольменов стоят на разломах в земной коре.

    Некоторые дольмены считаются "женскими". Например, в районе реки Догуаб есть дольмены Мая и Нежность, которые, согласно преданию, помогают женщинам во всем, что связано с материнством, детьми, хранят от неразделенной любви, дают счастье в супружестве.

    Территория Кавказа, на которой встречаются дольмены, имеет в длину до пятисот километров, а в ширину от 30 до 75 км. Дольмены стоят обычно группами и занимают ровные площадки на плоских вершинах отрогов гор, по бассейнам рек, обращенные порталом на юг или на восток.

    Местные жители Западного Кавказа предпочитают мифическое объяснение происхождения дольменов. Легенда гласит, что в древности здесь жили только два племени: великаны и карлики. Великаны жили в долинах рек и промышляли охотой, а карлики - высоко в горах и занимались колдовством. Карлики хитростью сумели покорить глупых великанов и приказали построить им удобные жилища. Великаны везде понастроили каменные хаты с маленькими круглыми отверстиями, через которые только одни карлики могли пробраться вовнутрь.

    Дольмены расположены не только в безлюдной местности, но и в селах. Например, в ауле Шхафит (Лазаревский район) дольмен стоит во дворе частного дома. Хозяева беспрепятственно пускают к дольмену всех желающих.

    По количеству дольменов на территории Сочи - мировой рекордсмен. Здесь их около 200. Это потому, что дольмены на Черноморском побережье расположились узкой полосой от Анапы до Абхазии, а Сочи - город очень длинный.

    Форма дольмена делает его акустическим устройством. Отражаясь от каменных стен, звуковые колебания накладываются друг на друга, резонируют и усиливаются.

    Кто из современников открыл дольмены - неизвестно. Но первые описания сделали иностранцы. В 1794 году на Тамани побывал немец Петр Симон Паллас, который описал обнаруженные каменные дома. В 1818 году француз Тебу де Мариньи, моряк на русской службе, письменно зафиксировал на реке Пшада группу из 6 дольменов. А во время Кавказской войны в 1839 году английский разведчик Джеймс Белл, живший среди шапсугов, сделал живописные зарисовки горцев на фоне дольменов.