Войти
В помощь школьнику
  • Мангуп-Кале — пещерный город в Крыму Где находится княжество феодоро
  • Битвы второй мировой войны
  • Так нападал ли ссср на польшу?
  • Что значит кумир? Не сотвори иллюзию
  • Болгария под османским игом
  • Основные периоды в развитии памяти
  • Феодоро: славная история и трагическая судьба православного княжества в средневековом Крыму. Мангуп-Кале — пещерный город в Крыму Где находится княжество феодоро

    Феодоро: славная история и трагическая судьба православного княжества в средневековом Крыму. Мангуп-Кале — пещерный город в Крыму Где находится княжество феодоро
    Рассказы по истории Крыма Дюличев Валерий Петрович

    КНЯЖЕСТВО ФЕОДОРО

    КНЯЖЕСТВО ФЕОДОРО

    Княжество Феодоро образовалось в конце XII века. В начале XIII века оно попало в вассальную зависимость от Трапезундской (греческой) империи Комнинов и платило ей ежегодную дань.

    В княжестве правили князья из трапезундского рода Комнинов, вышедшего из Армении. Вначале их власть простиралась на горный земледельческий район Крыма, затем распространилась до моря.

    Столицей княжества стал город Феодоро в юго-западной части Крыма, он был известен также под названием Мангуп. Город упоминается в греческих источниках начиная с VIII века. Когда в XIII веке в Крыму появляются монголо-татары, правители

    Феодоро сумели завязать с ними мирные отношения и удержаться в своих владениях. Постепенно развивалась экономика княжества, расцветали земледелие, ремесла, торговля.

    Со второй половины XIV века в городе Феодоро развернулось большое строительство: возводились укрепления верхнего замка, княжеский дворец, церкви. Расцвет княжества приходится на время княжения Алексея (1420-1456). В период его правления княжество насчитывало 200 тысяч жителей - цифра, весьма значительная для Крыма того времени.

    В правление Алексея строятся крепости и порты, закладываются новые и расстраиваются старые города и поселки. В 1427 году была вновь перестроена крепость столицы. Алексей не только поддерживал добрые отношения с Крымским ханством, но и вмешивался в борьбу ханов за престол, поддерживая того или иного претендента.

    Татарские правители Крыма помогали торговле, рассчитывая также нажиться на конкуренции между генуэзцами и купцами Феодоро. В свою очередь, Алексей решил воспользоваться поддержкой крымских ханов и заполучить собственный порт на крымском побережье.

    Когда в конце XIV века генуэзцы овладели почти всем южным побережьем Крыма, они монополизировали черноморскую торговлю и отрезали княжество Феодоро от моря. Стремясь выйти на побережье, правитель Феодоро захватил небольшую полоску берега в районе возникшего позднее Инкермана и основал порт Каламиту, а чтобы защитить его от генуэзцев и татар, построил там в 1427 году крепость. Войска Феодоро, выйдя из Каламитской крепости, в 1433 году овладели Чембало, но не смогли его удержать - в следующем году их вытеснили оттуда генуэзцы.

    Каламита сделалась опасным соперником Чембало, Судака и даже самой Каффы в морской торговле. В Каламиту направлялось множество судов из Византии и стран Средиземноморья.

    Генуэзское купечество стремилось избавиться от конкуренции, и в 1434 году посланное из Каффы войско сожгло Каламиту. Однако феодориты быстро ее отстроили. Этот порт оставался морскими воротами княжества вплоть до конца его существования.

    Из книги История Крыма автора Андреев Александр Радьевич

    Глава 6. ПЕЧЕНЕГИ В КРЫМУ. КНЯЖЕСТВА ТМУТАРАКАНЬ И ФЕОДОРО. ПОЛОВЦЫ В КРЫМУ. X– XIII века. В середине X века хазары в Крыму сменились пришедшими с востока печенегами. Печенегами были восточные кочевые племена кенгересов, создавшие южнее уральских гор между Балхашем и

    Из книги История Средних веков. Том 2 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

    2. ТРАНСИЛЬВАНСКОЕ КНЯЖЕСТВО В состав Трансильванского княжества входила территория собственно Трансильвании, а также восточных и северо-восточных комитатов Венгрии. Население Трансильванского княжества состояло из влахов, венгров, немцев и частично закарпатских

    Из книги Великая Татария: история земли Русской автора Пензев Константин Александрович

    автора Фадеева Татьяна Михайловна

    Княжество Феодоро После завоевания Константинополя крестоносцами византийские владения в Таврике признали над собой власть ее преемницы - Трапезундской империи, что выражалось в уплате дани. Политическая зависимость была номинальной. В это время набирают силу

    Из книги Тайны горного Крыма автора Фадеева Татьяна Михайловна

    История Феодоро - споры и факты Среди них первостепенное место занимает восстановление основных вех истории княжества Феодоро, выявление его политической и культурной роли как средоточия византийско-греческо-христианских традиций в противовес католическому Западу -

    Из книги Тайны горного Крыма автора Фадеева Татьяна Михайловна

    V. КНЯЖЕСТВО ФЕОДОРО И ЕГО СТОЛИЦА На небе зарево. Глухая ночь темна. Толпится вкруг меня лесных дерев громада, Но явственно доносится молва Далекого, неведомого града. Ты различишь домов тяжелый ряд, И башни, и зубцы бойниц его суровых, И темные сады за камнями оград, И

    Из книги Тайны горного Крыма автора Фадеева Татьяна Михайловна

    Расцвет княжества Феодоро В XV в. княжество занимало заметное место в истории Крыма и соседних с ним областей. Этот период гораздо лучше освещен письменными источниками и археологическими памятниками. Они свидетельствуют о связях Феодоро с Москвой, другими

    Из книги Тайны горного Крыма автора Фадеева Татьяна Михайловна

    Турецкая осада и падение Феодоро Накануне турецкого вторжения, в первой половине 1475 г. развернулась борьба за престол Феодоро. Узнав о смерти Исаака, его племянник Александр спешно прибыл с отрядом в триста воинов из Молдавии, где находился в изгнании. Ему удалось отбить

    Из книги История Крыма автора Андреев Александр Радьевич

    ГЛАВА 6. ПЕЧЕНЕГИ В КРЫМУ. КНЯЖЕСТВА ТМУТАРАКАНЬ И ФЕОДОРО. ПОЛОВЦЫ В КРЫМУ. X–XIII ВЕКА В середине X века хазары в Крыму сменились пришедшими с востока печенегами.Печенегами были восточные кочевые племена кенгересов, создавшие южнее уральских гор между Балхашем и Аральским

    Из книги Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков автора Тарас Анатолий Ефимович

    6. Новогородское княжество В летописях этот город известен как Новогород, Новгородок, Новый Городок. На местном диалекте наши предки называли его Наваградак.Археологи установили, что поселение появилось здесь в конце X века. Сначала посад, где жили ремесленники и

    Из книги Сатирическая история от Рюрика до Революции автора Оршер Иосиф Львович

    Московское княжество С первого дня своего основания Москва была кадетскою, т. к. была основана одним из лидеров этой партии князем Долгоруким по директиве ЦК. Но мало-помалу она правела. Сначала перешла к октябристам, которые сильно принизили ее значение. Потом Москвой

    Из книги Ханы и князья. Золотая Орда и русские княжества автора Мизун Юрий Гаврилович

    НОВГОРОДСКОЕ КНЯЖЕСТВО Территория Новгородского княжества увеличивалась постепенно. Начиналось Новгородское княжество с древней области поселения славян. Она располагалась в бассейне озера Ильмень, а также рек – Волхов, Ловать, Мста и Молога. С севера

    Из книги Московская Русь: от Средневековья к Новому времени автора Беляев Леонид Андреевич

    Тверское княжество Тверское княжество - главный соперник Москвы в XIV в. Одно из государств, возникших в послемонгольскую эпоху (его история насчитывает около 250 лет, с 1240-х по 1490-е гг.) в Северо-Восточной Руси. Небольшая по территории Тверская земля играла важнейшую роль в

    Из книги Крым. Большой исторический путеводитель автора Дельнов Алексей Александрович

    Из книги Рассказы по истории Крыма автора Дюличев Валерий Петрович

    ГИБЕЛЬ ФЕОДОРО Мангупское княжество играло значительную роль в международной жизни обширного региона. Оно было связано со многими государствами Восточной Европы и Средней Азии. Политические отношения в средневековье было принято закреплять междинастическими браками.

    Из книги Крепостной ансамбль Мангупа автора Герцен Александр Германович

    Княжество Феодоро

    Феодальные города юго-западного Крыма, где сосредоточивались ремесленное производство и торговля, являлись в то же время церковными центрами. Есть основания считать, что в Мангуп был перенесен из Партенита центр так называемой Готской епархии. Сведения о ней сохранились в церковных документах, дошедших от средневековья, и по ним мы можем судить о территории княжества. Его границы не были стабильными. В течение рассматриваемого нами времени они колебались по мере того, как видоизменялась экономическая и политическая зависимость княжества от тех или иных соседних и даже отдаленных государств.

    В XIII и начале XIV в. владения княжества, по-видимому, охватывали все северные склоны западной части Крымских гор до левого берега р. Качи на севере. С востока в его границы входили верховья Качи и Альмы. Здесь, как уже говорилось, некоторое время соседом Мангупа было княжество Кырк-Ер. На юге Мангупу принадлежало (более или менее прочно) все побережье от Алушты до Балаклавы, попавшей в руки генуэзцев. На западе, где княжество граничило с предполагаемыми землями Херсона, находились полузависимые от Мангупа «общины Готии», расположенные вокруг Балаклавы и в Байдарской долине. Со второй половины XIV в. и эта территория, видимо, каким-то образом вошла в состав Мангупского княжества, о чем косвенно свидетельствует булла папы Иоанна XXII (1333 г.), передающая церковную власть над нею митрополиту «Готии».

    После захвата татарами Чуфут-Кале северо-восточной границей княжества становится левый берег Качи. К концу XIV в. оно теряет часть земель на южном побережье, номинально в него входивших, но «уступленных» хозяевами положения - татарами - генуэзцам по договору 1380-1381 гг. В середине же XV в., судя по генуэзским письменным источникам, Алушта подчиняется мангупским феодалам и западнее нее весь южный берег, кроме Балаклавы, принадлежит Феодоро. В то же время целый ряд прибрежных крепостей остается в руках генуэзцев.

    Вопрос о времени возникновения Мангупского княжества и этапах его формирования еще не вполне выяснен. Надо полагать, что оно уже существовало до татарского нашествия. О существовании княжества в XIII в. свидетельствуют надписи, связанные со строительством крепостных стен на Мангупе. К концу XIV в. относится упоминание о мангупском князе Дмитрии, воевавшем против литовцев на стороне татар вместе с соседним князем «Киркельским» (видимо, главой княжества Кырк-Ер с центром в Чуфут-Кале). Это известие позволяет предполагать, что Мангупское княжество в годы татарских нашествий сумело сохранить свою внутреннюю целостность и, быть может, ограничиться признанием власти ханов над соседней территорией и уплатой им дани.

    XV век - до момента гибели княжества в 1475 г. - является временем его наибольшего политического и экономического подъема. Этот период освещен некоторыми письменными источниками.

    Территория Мангупского княжества была заселена сравнительно густо. Об этническом составе его населения данных мало, однако, как уже было сказано, можно признать, что оно было многоэтничным и в основном состояло из огре́ченных сарматов и аланов, ранее смешанных с потомками тавров, скифов, а потом и прочих народностей, попадавших на территорию полуострова. Больше всего тут жило греков, за ними по численности шли караимы, армяне и принявшие православие татары.

    На Мангупе развивались городские ремесла, в основном гончарное. О его высоком уровне можно судить по найденным обломкам поливной посуды, среди которых особенно интересны фрагменты двух чашек с вырезанным на их доньях именем Исаака, возможно, мангупского князя (1471-1474 гг.), известного по письменным источникам.. Керамическое производство было достаточно развито на всей территории княжества. Об этом говорят многочисленные обломки и целые экземпляры разнообразной красноглиняной посуды и огромных пифосов, найденные не только на самом Мангупе, но и собранные на остатках соседних поселений XIV-XV вв. Они не могли быть привезены из Херсона, так как он в то время уже перестал представлять собой ремесленный и торговый центр. В большинстве случаев это изделия местных гончаров.

    Раскопки дают разнообразные железные вещи - наконечники стрел, поясные пряжки, ножи, крючки, гвозди. Все это также изделия местных кузнецов. Найдены на Мангупе бронзовое литье и кованые вещи из меди, а также ряд предметов из кости - украшения ларцев, коробочки, пуговицы, резные накладки на ручки ножей и т. д.

    Значительное развитие строительного и камнерезного дела отражено в крепостных сооружениях XIV-XV вв., жилых домах и надгробных памятниках, которые украшались особенно сложной орнаментальной резьбой.

    Экономический подъем княжества в XIV-XV вв. вызвал рост его внутренней и внешней торговли. Оттесненное от южнобережных портов генуэзцами, стремившимися подчинить себе всю торговлю на Черном море, оно находит силу создать собственный порт в устье р. Черной. Для защиты его в 1427 г. перестраивается крепость Каламита (Инкерман). Археологические раскопки слободы около крепости (1950 г.) дают представление о значительности торговых операций Каламитского порта. На территории слободы обнаружено много зерновых ям, большое количество обломков разнообразной посуды, привезенной из Малой Азии, Закавказья, с Кавказа и из других мест. О том же говорят и раскопки на Мангупе.

    Известно, что через Каламиту вывозилось значительное количество татарской кочевнической продукции (скот, кожи, шерсть и др.). Не гнушались в Каламите торговать и невольниками, захваченными татарами во время набегов на Украину, Русь, Польшу, Литву. С XV в. невольников сбывали главным образом в Турцию. Каламита обозначена на морских картах XV в.

    После угасания Херсонеса Каламита стала главным портом для предгорных районов юго-западной части Крыма. Старый торговый путь из степей в Херсонес теперь заканчивался возле нее. Внутренние торговые пути Мангупского княжества проходили к ней по речным долинам. В то же время горные перевалы из Байдарской долины в Ласпи, перевал Кебит-Богаз, приводивший в район Алушты, и другие соединяли северную часть княжества с южным побережьем.

    На Мангупе найдены надписи, высеченные на камне. Большинство из них относится к XIV-XV вв. Они говорят о военных столкновениях обитателей города с нападавшими на них кочевниками, о крепостном строительстве. Надписи сделаны на греческом языке, в то время преобладавшем в юго-западном Крыму и на побережье полуострова.

    История мангупского княжеского дома еще далеко не изучена. Ф.А. Брун полагал, что владетелями Мангупа были выходцы из Трапезунда - представители знатного армянского рода Гаврасов, находившихся в Крыму с XII в. в качестве византийских топархов - наместников. В дальнейшем они основали в юго-западном районе полуострова самостоятельное феодальное княжество. Можно предположить и другое: князья Мангупа могли быть потомками местных феодалов, принявших христианство.

    Первое имя, твердо связанное с Мангупом, дошло до нас в надписи, найденной в базилике при раскопках в 1913 г.: «…построена эта башня верхнего города почтенной Пойки - помощью божией и святого Димитрия и попечением всечестнейшего нашего Хуйтани сотника [достойного] всякой чести и [совершено] восстановление Феодоро, вместе с Пойкой построены в 6870 году» (то есть в 1361 1362 гг.).

    Исходя из этой надписи, можно сделать вывод, что Хуйтани правил княжеством в 60-х годах XIV в. Далее, по-видимому, правил Василий, а затем сын его Стефан, который в конце XIV или начале XV в. вместе со своим сыном Григорием выехал в Москву, где положил начало роду князей Ховриных-Головиных. Дочь Стефана Мария в 1426 г. вышла замуж за трапезундского правителя Давида Комнина, а второй сын Алексей сделался князем Мангупским и правил до 1434 г., видимо, до дня своей смерти.

    Его сын, тоже Алексей, княжил в 1434-1456 гг. Он отмечен источниками в связи с отнятием у генуэзцев в 1433 г. Мангупским княжеством крепости Чембало, когда он (еще княжичем) попал в плен, но вскоре был освобожден и стал править в Мангупе.

    За ним следует известный но письменным источникам князь, носивший татарское имя Олубей или Улубей (1456-1471 гг.). Некоторые историки приписывают ему и христианское имя Иоанн. Надо полагать, что он был братом Алексея (Алексеевича). Дочь Олубея Иоанна стала женой Стефана, господари Валахского.

    С 1471 г. по апрель 1475 г. княжеством управлял Исаак (в русских источниках XV в. Исайко), брат Алексея и Олубея. В апреле - мае 1475 г. незаконно правил один из сыновей Олубея, имя которого неизвестно. Наконец, последним мангупским князем был старший сын Олубея Александр. Он сверг своего брата и находился у власти до последних дней существования самого княжества.

    Интересны политические связи, которые мангупский княжеский дом имел или предполагал иметь с правителями соседних стран. Эти связи, особенно родственные, отражают политическое значение княжества в Северном Причерноморье в конце XIV-XV вв. Мангупские князья подчеркивали свое родство с византийскими императорами. Гербы, высеченные на камнях вместе с надписями, сообщавшими пышные титулы князей, украшались сложными монограммами, крестами и изображениями двухглавых византийских орлов.

    Но как внешне блестяще ни выглядел в этих надписях Мангуп, фактически княжество постоянно испытывало зависимость от более сильных соседей и вступало с кем-либо в открытую борьбу только тогда, когда чувствовало за собой чью-то сильную поддержку. Есть данные о том, что в середине XII в. феодалы юго-западного Крыма вместе с Херсоном тяготели к Византийской империи. Затем с начала XIII в. они подчинились Трапезунду и ежегодно отправляли его императорам подати.

    Начавшиеся с 1223 г. набеги татарских орд на крымские города и селения первоначально не достигали пределов Мангупского княжества. Но в середине XIII в. (1242 г.) итальянский писатель Марино Санудо Торселло отмечает опустошительный набег на владения Мангупа. Особенно страшным был разгром юго-западного Крыма ордами Ногая в 1299 г. Тогда был уничтожен Эски-Кермен, захвачены и разграблены Чуфут-Кале и Херсон. Возможно, от этого набега пострадал и сам Мангуп. Следствием набегов татар, а затем и их оседания в XIV в. в районе нынешнего Бахчисарая явилась зависимость княжества от татар.

    Развернувшаяся в XV в. борьба Мангупа с генуэзцами происходила с молчаливого согласия татар, извлекавших политические выгоды из этой распри. Имело значение и то, что оседлое земледельческое население давало татарам необходимые им продукты сельского хозяйства и ремесленные изделия. Через порт Каламиту татары вели обширную торговлю. Православная церковь княжества, как и его правители, по-видимому, не чинила этой торговле ни малейших препятствий и несомненно извлекала из этого существенную пользу. В свою очередь татары, как позднее и турки, проявляли по отношению к христианскому духовенству в Крыму крайнюю терпимость.

    В некоторых случаях поддержка Мангупа татарами была вполне реальной. Во время вооруженной (подстрекавшейся татарами) борьбы феодоритов с генуэзцами за Чембало на стороне первых появились татарские войска, что оказало решающее влияние на исход этого столкновения.

    Всегда сложными и в основном враждебными были отношения княжества с генуэзцами. Старый морской путь из крымских торговых городов в Средиземноморье уже с первой половины XIII в. перешел к итальянцам. В 1350 г. генуэзцы запретили даже византийским торговым судам плавать по Черному и Азовскому морям, заходить в Дон и появляться в Херсоне.

    В то же время договором 1380-1381 гг., заключенным генуэзцами с татарами, все южнобережные земли княжества стали считаться генуэзскими. А это бесспорно расценивалось мангупскими князьями, как захват их исконных владений. В свою очередь генуэзцы полагали, что к ним на основании этого договора могут перейти земли всей «Готии» и расценивали мангупских князей как незаконных владетелей чуть ли не самого Мангупа.

    Особенно острая борьба Мангупа с генуэзцами развертывается в первой четверти XV в. Она отразилась в генуэзской инструкции по управлению ее черноморскими колониями (1458 г.), где говорится о князе Теодоро (Феодоро) и его братьях, что они «не должным образом занимают Готию, принадлежащую народу Кафы; вопреки праву и привилегиям Кафы они открыто сооружают гавань в Каламите и там же грузят и разгружают суда к тяжкому ущербу податей Кафы».

    Блестящими для княжества были годы правления Алексея старшего. Он называл себя пышным титулом «владетеля Феодоро и Поморья». Быть может, именно Алексей и восстановил великолепный дом и базилику на Мангупе, крепость Каламиту и большой храм в Партените. Этот период заканчивается вооруженным столкновением с генуэзцами.

    Поздней осенью 1433 г. при поддержке восставшего против колонистов населения Чембало Алексей выгоняет генуэзцев из этого укрепления. Овладеть им вновь Генуе удалось лишь через год. Для этого пришлось послать флот из 21 судна и армию в 6 тыс. человек. Летом 1434 г. генуэзцы вернули себе Чембало, а Каламиту сожгли. Но она вскоре была возвращена княжеству.

    После взятия турками Константинополя (1453 г.) верховные власти Генуи поняли, какая опасность нависла над их колониями на Черном море. Это заставило их стремиться к смягчению обострившихся отношений с Мангупом. Генуэзские документы середины XV в., характеризующие по-прежнему агрессивные настроения генуэзцев по отношению к княжеству, говорят и о дальновидных дипломатических маневрах властей Кафы. Приведем один из таких примеров. 6 сентября 1455 г. кафинский военный инженер Джиованни Пиччинино писал протекторам Банка св. Георгия, которому с середины XV в. принадлежала Кафа и все итальянские колонии в Крыму: «Много раз предстоял я перед господами консулом и массариями, предлагая, что с небольшим отрядом возьму крепость Феодоро, но они оставались глухи к моему предложению. Поэтому я вас прошу дать распоряжение вышеназванным консулу и массариям, чтобы они мне дали хотя бы сто человек, которые вместе с кораблем отправились бы со мной в Чембало. Без сомнения с моим искусством я возьму названную крепость; если мне будет дано сто человек, то я не сомневаюсь, что вся Готия будет под Вашей властью».

    Подобный авантюризм никак не соответствовал политике генуэзских властей. В 1456 г. протекторы Банка св. Георгия писали в Кафу: «Мы полагаем, что будет иметь в высшей степени важнее значение, если светлейший властелин Феодоро будет сочувствовать нашим планам. Ему мы пишем письмо, экземпляр которого вы найдете в пакете. Мы убеждаем вас, чтобы вы это письмо или доставили властителю Феодоро или придержали его, в зависимости от создавшихся условий, если это будет полезнее. Мы все убеждены, чтобы вы старались с этим властителем иметь дружеские и мирные отношения, так как по мнению всех опытных людей Кафы, его дружба в это время для города в высшей степени полезна».

    Наконец, в 70-х годах XV в. сложились довольно дружественные отношения между княжеством и генуэзцами. Мангупский князь Исаак посетил Кафу и, по-видимому, заключил с генуэзцами какое-то мирное соглашение. Однако нависшая над Крымом реальная опасность турецкой агрессии заставила генуэзских торгашей раболепно и вероломно подчиниться надвигающемуся врагу. Они поспешили отправить султану добровольную дань, настаивая на том, чтобы подобное же приношение сделал и мангупский князь, который от этого отказался.

    Из русских документов XV в. известно, что о Мангупском княжестве хорошо знала Москва. Великий князь Московский Иван III собирался породниться с мангупскими князьями - женить своего сына на дочери Исаака. После предварительных переговоров побывавшего в Мангупе в 1474 г. русского посла Беклемишева боярин Алексей Старков, направленный в 1475 г. Иваном III в качестве посла к крымскому хану Менгли-Гирею, должен был посетить Мангуп, передать Исааку и его княгине подарки и поклон, сделать особый «поминок» дочери Исаака и начать переговоры о сватовстве. Но Старкову не удалось выполнить это поручение, так как к моменту прибытия его в Крым Мангуп был уже в руках турок.

    В течение почти 30 лет назревал захват турками берегов Северного Причерноморья. Первое нападение их флота на берега Крыма произошло в 1447 г. Вскоре последовал повторный визит в 1454 г. Под нажимом военно-морских сил турок консул Кафы согласился платить ежегодную дань, а турецкий флот, получив нужный ему провиант, на обратном пути в Константинополь опустошил беззащитные поселения южного берега Крыма.

    В 1475 г. Мангупское княжество одиноко стояло лицом к лицу с сильнейшим из своих врагов.

    К тому времени, в самом начале 1475 г., умер князь Исаак. Узнав о смерти отца, Александр, старший сын и наследник, гостивший у своего шурина - Валахского (Молдавского) господаря Стефана, поспешил в Крым. Высадившись, как предполагают, в Ласпи и умертвив захватившего престол брата, он на третий день при помощи трехсотенного отряда валахов, прибывших с ним, вступил во владение отцовским наследством. Это произошло накануне осады Кафы.

    В июле 1475 г. турецкая армия подошла к Мангупу, но встретила отчаянное сопротивление его защитников. Выдержав пять штурмов, Мангуп пал только в декабре. Его защитники, изнуренные голодом, сложили оружие. Город был разграблен. Многие из уцелевших жителей были уведены вместе со всей княжеской семьей в рабство.

    Однако жизнь на Мангупе угасла не сразу: он сделался на долгое время главной цитаделью турок, резиденцией кади, ведавшего большим кадылыком (округом), оставленным турками за собой. В старом замке, капитально перестроенном, стоял до XVIII в. турецкий гарнизон. Затем крепостью недолгое время владели татары, а после присоединения Крыма к России Мангуп за ненадобностью окончательно пустеет.

    В.П. Бабенчиков, Е.В. Веймарн

    Княжество Феодоро образовалось в конце XII в. В начале XIII в. оно попало в вассальную зависимость от Трапезундской (греческой) империи Комнинов и платило ей ежегодную дань.
    В княжестве правили князья из трапезундского рода Комнинов, вышедшего из Армении. Вначале их власть простиралась на горный земледельческий район Крыма, затем распространилась до моря.
    Столицей княжества стал город Феодоро в юго-западной части Крыма, он был известен также под названием Мангуп. Город упоминается в греческих источниках с VIII в.
    Когда в XIII в. в Крыму появляются монголо-татары, правители Феодоро сумели завязать с ними мирные отношения и удержаться в своих владениях. Постепенно развивалась экономика княжества, расцветали земледелие, ремесла, торговля.
    Со второй половины XIV в. в городе Феодоро развернулось большое строительство: возводились укрепления верхнего замка, княжеский дворец, церкви. Расцвет княжества приходится на время княжения Алексея (1420 –1456). В период его правления княжество насчитывало 200 тыс. жителей – цифра, весьма значительная для Крыма того времени. В правление Алексея строятся крепости и порты, закладываются новые и расстраиваются старые города и поселки.
    В 1427 г. была вновь перестроена крепость столицы. Алексей не только поддерживал добрые отношения с Крымским ханством, но и вмешивался в борьбу ханов за престол, поддерживая того или иного претендента. Татарские правители Крыма помогали торговле, рассчитывая также нажиться на конкуренции между генуэзцами и купцами Феодоро. В свою очередь, Алексей решил воспользоваться поддержкой крымских ханов и заполучить собственный порт на крымском побережье.
    Когда в конце XIV в. генуэзцы овладели почти всем южным побережьем Крыма, они монополизировали черноморскую торговлю и отрезали княжество Феодоро от моря. Стремясь выйти на побережье, правитель Феодоро захватил небольшую полоску берега в районе возникшего позднее Инкермана и основал порт Каламиту, а чтобы защитить его от генуэзцев и татар, построил там в 1427 г. крепость. Войска Феодоро, выйдя из Каламитской крепости, в 1433 г. овладели Чембало, но не смогли его удержать – в следующем году их вытеснили оттуда генуэзцы.
    Каламита сделалась опасным соперником Чембало, Судака и даже самой Кафы в морской торговле. В Каламиту направлялось множество судов из Византии и стран Средиземноморья. Генуэзское купечество стремилось избавиться от конкуренции, и в 1434 г. посланное из Кафы войско сожгло Каламиту. Однако феодориты быстро ее отстроили. Этот порт оставался морскими воротами княжества вплоть до конца его существования.

    Ещё за пять столетий до Крещения Руси город Дорис, находившийся в южной (гористой) части был центром христианства этого обширного причерноморского края. Впоследствии вокруг него сложилось уникальное в своём роде княжество Феодоро, ставшее последним осколком некогда могущественной Византийской империи, и древний христианский город, сменив своё имя на Мангуп, стал его столицей.

    Появление на юго-западе Крыма нового государства

    Новое княжество образовалось вследствие разделения бывшей византийской колонии, находившейся в Крыму, и контролируемой небольшим греческим государством, называемым Трапезундом. К началу XIII века Константинополь в значительной степени утратил свою военную мощь, чем не замедлили воспользоваться жадные до чужого добра генуэзцы, захватившие северо-западную часть полуострова. В то же время на территории, неподконтрольной Генуе, образовалось самостоятельное государство, возглавляемое бывшим трапезундским наместником и получившее название княжество Феодоро.

    Тайна Крыма скрыла от нас его имя, но известно, что этот человек принадлежал к династии Феодоров, на протяжении двух веков правившей в метрополии и давшей название вновь образованному княжеству. Основатель этого рода - Феодор Гаврас, византийский аристократ армянского происхождения, поднялся на вершину власти, после того как в неполные двадцать лет сумел единолично собрать ополчение и освободить Трапезунд от захвативших его турок-сельджуков, после чего стал его правителем. Власть передавалась по наследству, пока в результате придворных интриг династия не была оттеснена более удачливыми конкурентами из рода Комнинов.

    Период расцвета бывшей византийской колонии

    Как было сказано выше, к началу XIII века в Крыму, на территории, неподконтрольной генуэзцам, образовалось самостоятельное княжество Феодоро, получившее название по имени правящей в нём династии. Выйдя из подчинения своей бывшей метрополии и успешно отражая набеги многочисленных завоевателей, оно просуществовало в течение двух столетий, ставших эпохой расцвета православия и государственности на юго-западном побережье Крымского полуострова.

    Территория княжества простиралась между современными городами Балаклавой и Алуштой, и его столицей стал город Мангуп, древняя крепость которого была построена ещё в V веке. До сих пор её развалины привлекают тысячи туристов, ежегодно съезжающихся в Крым. Принято считать, что в наиболее благоприятные периоды население княжества достигало ста пятидесяти тысяч человек, из которых практически все были православными. Княжество Феодоро в Крыму в этническом отношении состояло главным образом из греков, готов, армян, русских и представителей ряда других православных народов. Между собой они общались преимущественно на готском диалекте немецкого языка.

    Роль беженцев в жизни горного княжества

    Крымское княжество Феодоро стало прибежищем для многочисленных православных христиан, искавших в нём спасения от мусульманских завоевателей. В частности их значительный приток наблюдался после захвата турками-сельджуками Восточной Византии. В православные монастыри Мангупа - столицы Феодоры, переселялись монахи из горных обителей Каппадокии, разграбленных и уничтоженных врагами.

    Важную роль в становлении и развитии государства сыграли армяне, бывшие жители города Ани, переселившиеся в Феодоро, после того как их родина была завоёвана турками-сельджуками. Представители страны с высоким уровнем культуры, эти беженцы обогатили княжество своим многовековым опытом в области торговли и ремёсел.

    С их появлением были открыты многочисленные приходы Армянской православной церкви как в феодоритской, так и в генуэзской части Крыма. Со временем армяне стали составлять основную часть причём эта картина сохранялась даже после его завоевания Османской империей.

    Подъём экономики и культуры феодоритов

    Период с XIII по XV век не зря называют золотым веком этого государства. В течение двухсот лет княжество Феодоро сумело поднять на высочайший уровень строительное искусство, благодаря чему за этот сравнительно непродолжительный срок были возведены яркие образцы хозяйственной, храмовой и крепостной архитектуры. Во многом благодаря искусным мастерам, создававшим неприступные цитадели, феодоритам удавалось отражать бесчисленные нашествия врагов.

    Крымское княжество Феодоро славилось своим сельским хозяйством, в особенности виноградарством и производством вина, отправляемого отсюда далеко за пределы государства. Современные исследователи, производившие раскопки в этой части Крыма, свидетельствуют о том, что практически во всех населённых пунктах ими были обнаружены хранилища вина и давильни винограда. Кроме того, феодориты славились как искусные огородники и садоводы.

    Связи крымского государства с Москвой

    Интересный факт - княжество Фодоро и его князья имели самые тесные связи с Древней Русью. Известно даже, что именно из горных районов Крыма берут своё начало несколько аристократических фамилий, сыгравших заметную роль в истории нашего государства. Например, боярский род Ховриных произошёл от переехавших в XIV веке из Мангупа в Москву нескольких представителей правящей там династии Гаврасов. В России им на протяжении нескольких веков был доверен контроль над важнейшей областью государственной жизни - финансами.

    В XVI веке от этой фамилии отделились две ветви, представители которых также отмечены в российской истории, - это Третьяковы и Головины. Но наиболее известна у нас мангупская княжна ставшая женой великого князя Московского Ивана III. Таким образом, есть все основания говорить о той роли, которую сыграло княжество Феодоро и его князья в истории России.

    Прочие международные связи государства Феодоро

    Кроме Древней Руси был и ещё целый ряд государств, с которыми имело политические и экономические связи княжество Феодоро. История позднего средневековья свидетельствует о его тесных династических связях с большинством правящих домов Восточной Европы. Например, княжна Мария Мангупская - родная сестра феодорского правителя, стала женой господаря Молдавии Стефана Великого, а её сестра обвенчалась с наследником трапезунтского престола.

    Жизнь в окружении врагов

    Оглядываясь в историю, невольно задаёшься вопросом: каким образом маленькое горное княжество могло длительное время противостоять столь грозным завоевателям, как татарские ханы Едигей и Ногай? Несмотря на то что противник имел многократный численный перевес, он не только не сумел достичь своей цели, но и, понеся значительные потери, был отброшен за пределы государства. Лишь впоследствии некоторые районы страны оказались под его контролем.

    Православное княжество Феодоро в Крыму, являвшееся к тому же одним из последних осколков Византии, вызывало ненависть и у генуэзских католиков, и у крымских ханов. В связи с этим его население жило в постоянной готовности к отражению агрессии, но долго так продолжаться не могло. Маленькое государство, окружённое со всех сторон врагами, было обречено.

    Вторжение на полуостров турецких завоевателей

    Нашёлся противник, против которого княжество Феодоро оказалось бессильным. Это была Османская Турция, полностью захватившая к тому времени Византию и устремившая свои взоры на её прежние колонии. Вторгшись на турки без особого труда захватили земли, принадлежавшие генуэзцам, а местных ханов сделали своими вассалами. Очередь была за феодоритами.

    В 1475 году Мангуп - столица княжества Феодоро, подвергся осаде отборных турецких частей, усиленных к тому же войсками их вассалов, крымских ханов. Во главе этой многотысячной армии стоял Гедик Ахмед-Паша, успевший к тому времени прославиться своими победами на берегах Босфора. Оказавшаяся в плотном кольце врагов, столица горного государства в течение пяти месяцев отражала их натиск.

    Трагическая развязка

    В обороне города кроме его жителей принимали участие триста воинов, направленных туда молдавским господарем Стефаном Великим, женатым на мангупской княжне Марии и, таким образом, имевшем в Феодоре родственные связи. Этот отряд молдаван вошёл в историю как «триста спартанцев Крыма». Ему при поддержке местных жителей удалось разгромить элитный османский корпус - полк янычар. Но из-за численного превосходства врага исход дела был предрешён.

    После длительной обороны Мангуп всё же оказался в руках врагов. Не сумев добиться успеха в открытом бою, турки прибегли к испытанной тактике - перекрыв все пути доставки продовольствия, они взяли город и его крепость измором. Из пятнадцати тысяч жителей столицы половина была сразу уничтожена, а остальные угнаны в рабство.

    Потомки феодоритов

    Уже после того как пал Мангуп и установилось османское владычество, ещё в течение нескольких веков сохранялись православные общины на землях, где прежде находилось княжество Феодоро. Трагедия, разыгравшаяся здесь, лишила их многих возведённых ранее храмов и монастырей, но не заставила отказаться от религии своих отцов. Потомки тех, кто прежде населял это канувшее в вечность государство, сумели сохранить прекрасные традиции садоводства, виноградарства.

    Они по-прежнему выращивали хлеб и занимались ремёслами. Когда же в XVIII веке Екатерина II издала указ о переселении всего христианского населения на территорию России, тем самым нанесла непоправимый удар по Переселенцы же на новой родине дали начало двум самостоятельным национальным образованиям - приазовским грекам и донским армянам.

    Забытое прошлое

    Княжество Феодоро, история которого ограничивается всего лишь двумя столетиями, сумела пережить свои некогда могущественные метрополии Трапезунт и даже Константинополь. Став последним бастионом православия в Крыму, княжество долгие месяцы противостояло натиску превосходящих сил противника и пало, лишь исчерпав все возможности продолжать сопротивление.

    Вызывает огорчение тот факт, что подвиг этого бесстрашного народа практически не сохранился в памяти потомков. Мало кому известно даже как называлась столица крымского княжества Феодоро. Современные жители, населяющие этот район, крайне слабо осведомлены о героических событиях, разыгравшихся в нём пять с половиной веков назад. Лишь туристы, посещающие развалины древней крепости, слушают о них рассказы гидов и читают краткую информацию в предлагаемых им красочных буклетах.