Войти
В помощь школьнику
  • Консультация для родителей
  • Язык глухих в картинках: как сказать «спасибо», «извините» и «любовь Но я не понимаю язык
  • Воспоминания военного лётчика Воспоминания сов летчиков истребителей в вов
  • Порядок Слов В Английском Повествовательном Предложении
  • Вопросы к рассказу осеевой рыжий кот
  • Подробная теория с примерами
  • Звуковой анализ слов. Консультация для родителей. Чем отличаются звуки от букв? Разбор темы с примерами Чем отличается звук от звука

    Звуковой анализ слов. Консультация для родителей. Чем отличаются звуки от букв? Разбор темы с примерами Чем отличается звук от звука

    Создание коллаборативной среды

    (К) Проверь, дружок,

    Готов ли ты начать урок?

    Все ль на месте, все ль в порядке?

    Книжка, ручка и тетрадка?

    Проверили? Садитесь!

    С усердием трудитесь!

    Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.

    (Учитель берет резиновый надувной шарик со вставленной в него трубкой. Шарик надувает, а затем дает возможность воздуху свободно выйти из шарика. При этом нет никаких звуков.

    Прикрывая немного пальцем трубку, выпускает воздух, при выходе создается шум.)

    (К) Вместе с детьми выясняем, что они слышат.

    Его не видно,

    В руки не взять,

    Но зато слышно, (звук)

      Какие звуки бывают? (речевые и неречевые)

      Приведите примеры речевых звуков.

    Эй, крючочки и точки,

    Черточки, кружочки,

    Собирайтесь вместе,

    Становитесь в строчки.

    И шагайте слаженно

    По листу бумажному, (буквы) Е. Измайлова

    Подвожу к тому, что сегодня на уроке они будут изучать звуки и буквы.

    Работа над обобщением знаний по теме.

    Работа по учебнику.

    (К) Задание 1. Подумайте, чем звуки отличаются от букв.

    (К) Просмотр видео (развивающий мультфильм «Звуки и буквы»),

    Что мы произносим, когда говорим? (звуки) Когда пишем? (буквы)

    (К) Догадайтесь, какие звуки произносят дети.

    Как называются эти звуки? (гласные) Почему?

    Какими буквами мы можем их записать?

    (К) Задание № 2. Послушайте или прочитайте стихотворение про алфавит. Назови известные тебе буквы.

    (К) Задание № 3. Слепи любую из них и расскажи товарищу, что это за буква.

    Можем ли увидеть, слепить звук?

    Работа в прописи.

    (И) Задание 1. Вспомните, что вы рассказывали о своей школе, и перечислите, чем современная школа отличается от древней? Раскрашивание школы.

    Прописывание элементов «большой овал»(на линиях предыдущего урока).

    Динамическая пауза.

    (Д, К) Называю звук, а вы показываете его руками: А - руки в стороны, О - руки над головой в кольцо, У - руки в трубочку, И - руки вверх, указательные пальцы оттопырены, Э - руки перед собой, Ы - руки сложены перед собой

    Работа по учебнику.

    (Г) Задание №4. Игра «Угадай слово по схеме».

    Дикое животное с ценным мехом - лиса.

    Домашнее животное - собака, корова.

    Кондитерское изделие - торт.

    Овощ - огурец.

    Предмет из школьных принадлежностей - пенал.

    Учащиеся делят слова на слоги и ставят ударение, объясняя каждое слово.

    (Г) Расскажи о каждом звуке слова-отгадки.

    (К) Задание № 5. Р ассмотрите картинки в учебнике и с помощью рук покажите, как вы выполните эти действия.

    Папа берет со стола книгу.

    Бабушка поднимает клубок.

    Мама переставляет вазу.

    Вопросы детям: Можно ли поймать звук? Можешь ли ты это сделать?

    Подвожу детей к мысли, что звуки невидимы и неощутимы, а буквы можно увидеть, слепить, сделать из различного материала и написать.

    (Г) Задание № 6 Предлагаю детям создать в классе «говорящую стену», нарисовать на каждую букву рисунок и подписать свое имя.

    (немножко теории)

    Уже в детском саду на логопедических занятиях детям дают термины, в том числе «звук» и «буква». В чём же разница между звуками и буквами?

    Первоначально ребёнок сталкивается со звуками. Он слышит речь окружающих и начинает говорить сам. И лишь в период обучения грамоте дети знакомятся с буквами - учатся читать и писать. Буква - это специальный знак, который обозначает звук на письме. Т.о., звуки - мы слышим и произносим, буквы - пишем и читаем.

    В русском языке 42 звука. 6 гласных и 36 согласных. Для их обозначения на письме существует 33 буквы - 10 гласных, 21 согласная и ещё две особые буквы, которые не читаются - «Ъ» и «Ь».


    Как отличить гласный звук от согласного? Гласные звуки можно свободно пропеть, на пути воздуха нет преград. Согласные звуки пропеть нельзя, на пути воздуха встречается преграда. Например, губы - звуки [п], [б] и др., язык - звуки [к], [г] и др., зубы - звуки [с], [ц] и др.

    Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие. Это определяется на слух !

    Например, слова «кон» и «конь»

    [к о н ] [к о н ]

    Важно научить ребёнка определять твёрдость/мягкость согласного звука, т.к. это нужно будет в дальнейшем при обучении грамоте (твёрдость и мягкость обозначается на письме последующей гласной буквой или «ъ» и «ь»).

    В русском языке есть всегда мягкие согласные звуки: [ч] [щ] [й]

    всегда твёрдые согласные звуки: [ш] [ж] [ц]


    Запомните, в русском языке 6 гласных звуков: [а] [о] [у] [и] [э] [ы]

    10 гласных букв: а о у э ы и я ё е ю

    или как 2 звука: я - [йа]

    Это зависит от положения буквы в слове.

    Самое важное до обучения грамоте научить ребёнка чётко слышать и различать все звуки в слове, определять их последовательность и количество.

    Наталия Ковальская
    Звуковой анализ слов. Консультация для родителей

    Как определить сколько звуков в слове , а сколько букв? Эти вопросы часто ставят родителей в тупик . Как помочь ребенку в определении звуков ?

    Звуковой анализ слов

    Уже в старшей группе начинается работа по звуковому анализу слов . Такой анализ является основой при ознакомлении детей с буквами и выкладывании слов и предложений из букв разрезной азбуки. Особое внимание уделяется правильному определению звуков : «гласный звук » , «твердый согласный звук » , «мягкий согласный звук » . Так чем же отличается буква от звука ? Звук мы произносим , а букву пишем, другими словами , буква - это символ звука , который мы написали на бумаге.

    В работу по проведению звукового анализа слова обязательно включается вычленение и обозначение словесного ударения .

    Одной из важных задач при проведении звукового анализа слов является знакомство детей с гласными буквами и правилами их написания после твердых или мягких согласных звуков . Дети должны усвоить, что буквы а, о, у, ы, э пишутся после твердых согласных, а буквы я, е, ё, ю, и – после мягких согласных. Гласные звуки всегда обозначаем красным цветом.

    По ходу проведения звукового анализа слов дети узнают , что звуки «ч» , «щ» , «й» - всегда мягкие согласные, т. к. не имеют твердой пары, а звуки «ж» , «ш» , «ц» - всегда твердые согласные, т. к. не имеют мягкой пары. Мягкие согласные всегда обозначаем зеленым цветом, а твердые – синим.

    При разборе слова ,звуки обозначаем кружками определенных цветов :

    мянкий звук (Л) , твердый звук (Л, гласный звук (А)

    Надо запомнить :

    Звуки «я» , «е» , «ё» , «ю» могут в словах обозначать два звука , если они находятся в начале слова или после гласного звука , а также после мягкого и твердого знаков. Например, маяк – в этом слове 5 звуков , т. к. после гласного звука "а", мы слышим 2 звука : «й» + «а» , но 4 буквы, т. к. звуки «й» и «а» записываем буквой я. Слово яма – 4 звука , т. к. в начале слова мы слышим 2 звука «й» + «а» , но букв -3, т. к. звуки в начале слова «й» + «а» записываем буквой - я, питье - 5 звуков , 5 букв. (мягкий знак не является звуком , также как и Ъ, они являются буквами) Для того, чтобы определить какой звук стоит после согласного звука - произнесите это слова с ударением на тот звук , который должны услышать, тяните его подольше и Вы сразу определите звук .

    Буквы ъ и ь не являются звуками . Буква "ь" делает впереди стоящий звук мягким , а буква ъ разделяет звуки .

    А терперь проверьте сами себя, разберите слова на звуки : ЯБЛОКО, ЯБЛОНЯ, ЯБЛОНЕВЫЙ, ЯБЛОНЕВАЯ, ЯБЛОНЬКА, ОРУЖИЕ, КОНЬ. Дополнение - сначала назовите звук , а потом определите его символ - кружок (определите цвет, затем букву.

    Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их основными характеристиками происходит в младших классах. Более детальное изучение звуков со сложными примерами и нюансами проходит в средних и старших классах. На этой странице даются только основные знания по звукам русского языка в сжатом виде. Если вам нужно изучить устройство речевого аппарата, тональность звуков, артикуляцию, акустические составляющие и другие аспекты, выходящие за рамки современной школьной программы, обратитесь к специализированным пособиям и учебникам по фонетике.

    Что такое звук?

    Звук, как слово и предложение, является основной единицей языка. Однако звук не выражает какого-либо значения, но отражает звучание слова. Благодаря этому мы отличаем слова друг от друга. Слова различаются количеством звуков (порт - спорт, ворона - воронка) , набором звуков (лимон - лиман, кошка - мышка) , последовательностью звуков (нос - сон, куст - стук) вплоть до полного несовпадения звуков (лодка - катер, лес - парк) .

    Какие звуки бывают?

    В русском языке звуки делятся на гласные и согласные . В русском языке 33 буквы и 42 звука: 6 гласных звуков, 36 согласных звуков, 2 буквы (ь, ъ) не обозначают звука. Несоответствие в количестве букв и звуков (не считая Ь и Ъ) вызвано тем, что на 10 гласных букв приходится 6 звуков, на 21 согласную букву — 36 звуков (если учитывать все комбинации согласных звуков глухие/звонкие, мягкие/твёрдые). На письме звук указывается в квадратных скобках.
    Не бывает звуков: [е], [ё], [ю], [я], [ь], [ъ], [ж’], [ш’], [ц’], [й], [ч], [щ].

    Схема 1. Буквы и звуки русского языка.

    Как произносятся звуки?

    Звуки мы произносим при выдыхании (только в случае междометия «а-а-а», выражающем страх, звук произносится при вдыхании.). Разделение звуков на гласные и согласные связано с тем, как человек произносит их. Гласные звуки произносятся голосом за счет выдыхаемого воздуха, проходящего через напряженные голосовые связки и свободно выходящего через рот. Согласные звуки состоят из шума или сочетания голоса и шума за счет того, что выдыхаемый воздух встречает на своем пути преграду в виде смычки или зубов. Гласные звуки произносятся звонко, согласные звуки - приглушенно. Гласные звуки человек способен петь голосом (выдыхаемым воздухом), повышая или понижая тембр. Согласные звуки петь не получится, они произносятся одинаково приглушенно. Твёрдый и мягкий знаки не обозначают звуков. Их невозможно произнести как самостоятельный звук. При произнесении слова они оказывают влияние на стоящий перед ними согласный, делают мягким или твёрдым.

    Транскрипция слова

    Транскрипция слова - запись звуков в слове, то есть фактически запись того, как слово правильно произносится. Звуки заключаются в квадратные скобки. Сравните: а - буква, [а] - звук. Мягкость согласных обозначается апострофом: п - буква, [п] - твёрдый звук, [п’] - мягкий звук. Звонкие и глухие согласные на письме никак не обозначаются. Транскрипция слова записывается в квадратных скобках. Примеры: дверь → [дв’эр’], колючка → [кал’уч’ка]. Иногда в транскрипции указывают ударение - апострофом перед гласным ударным звуком.

    Нет чёткого сопоставления букв и звуков. В русском языке много случаев подмены гласных звуков в зависимости от места ударения слова, подмены согласных или выпадения согласных звуков в определённых сочетаниях. При составлении транскрипции слова учитывают правила фонетики .

    Цветовая схема

    В фонетическом разборе слова иногда рисуют цветовые схемы: буквы разрисовывают разными цветами в зависимости от того, какой звук они означают. Цвета отражают фонетические характеристики звуков и помогают наглядно увидеть, как слово произносится и из каких звуков оно состоит.

    Красным фоном помечаются все гласные буквы (ударные и безударные). Зелёно-красным помечаются йотированные гласные: зелёный цвет означает мягкий согласный звук [й‘], красный цвет означает следующий за ним гласный. Согласные буквы, имеющие твёрдые звуки, окрашиваются синим цветом. Согласные буквы, имеющие мягкие звуки, окрашиваются зелёным цветом. Мягкий и твёрдый знаки окрашивают серым цветом или не окрашивают вовсе.

    Обозначения:
    — гласная, — йотированная, — твёрдая согласная, — мягкая согласная, — мягкая или твёрдая согласная.

    Примечание. Сине-зелёный цвет в схемах при фонетических разборах не используется, так как согласный звук не может быть одновременно мягким и твёрдым. Сине-зелёный цвет в таблице выше использован лишь для демонстрации того, что звук может быть либо мягким, либо твёрдым.

    Порой очень сложно почувствовать, где грань между звуком и буквой. И чем отличаются звуки от букв в русском языке? Но, скорее всего, очень многие замечали, что то, что мы произносим, иногда немного отличается от того, что написано. Например, иногда в слове не читается какая-то буква. Почему это происходит? Особенно важно познакомиться с этой темой и разобраться в ней школьникам, поскольку она пролегает красной нитью через курс русского языка. Разница между звуком и буквой есть, причем очень большая. И давайте в ней разберемся.

    Для начала узнаем, что же является буквой. Буква - это то, что мы пишем. Графические символы на листке бумаги. Русский алфавит состоит из тридцати трех букв. И буквы не имеют никакого значения и их нельзя произнести. То, что мы произносим, называется звуком. Кто-то может поспорить. А как же все учат алфавит? Что мы произносим? Ребенок, знакомясь с алфавитом, учит названия букв, но никак не звуки. Например, буква Б в алфавите называется "бэ", буква Г в алфавите называется "гэ" и т. д. Это название этих условных символов, которые мы переносим на бумагу. При чтении слова мы произносим звуки. Основное отличие звуков от букв - звуки нельзя записать, их можно только произнести. И звуков несколько больше, чем букв.

    Звуки имеют определенные характеристики. Они могут быть глухими, звонкими и т. д. Но эти характеристики не имеют никакого отношения к буквам. Детям очень важно усвоить эту разницу еще на начальных этапах, ведь когда в школе они столкнутся с этой темой, очень сложно будет учить заново правильный вариант и избавляться от неправильного. Звук может соответствовать написанной букве. На письме буква, обозначающая звук, заключается в б-[б], в-[в]. Иногда одна буква может объединять в себе несколько звуков. Но об этом подробнее дальше.

    Что такое гласные?

    Чтобы понять, чем отличаются звуки от букв, нужно их сравнить. В речи мы используем лишь шесть гласных звуков: [а], [о], [у], [и], [э], [ы]. Гласных букв, в свою очередь, 10. Как это получается, что букв больше, чем звуков? Некоторые буквы обозначаются сразу несколькими звуками. Гласным буквам а, о, у, и, э, ы соответствуют звуки [а], [о], [у], [и], [э], [ы]. Гласные я, е, е, ю состоят из нескольких звуков: я - [й’а], е -[й’э], е - [й’о], ю - [й’у].

    Гласные звуки бывают ударными и безударными. Если звук находится под ударением, т. е. выделяется голосом при произношении, то он пишется так же, как и слышится. Если звук находится в безударной позиции, то иногда на письме он может обозначаться другой буквой. Пример в слове «весы» после «в» мы произносим звук [и], хотя на письме в этом месте стоит буква «е».

    Что такое согласные?

    Также необходимо разобрать, чем отличаются звуки от букв на примере согласных. Кроме десяти гласных букв и двух, не обозначающих никаких звуков, все остальные буквы алфавита - согласные.

    Согласные звуки бывают звонкими и глухими. Это зависит от того, как они произносятся. Звонкие состоят из шума и голоса. Чтобы это понять, лучше произнести их: [б], [в], [г], [д], [з], [ж], [л], [м], [н], [р], [й]. Глухие звуки состоят лишь из шума: [п], [ф], [с], [ш], [х], [ч], [щ]. Для того чтобы лучше почувствовать разницу, можно произнести по очереди сначала звонкие, а потом глухие звуки.

    Кроме того, согласные звуки могут быть твердыми и мягкими. Твердыми они бывают тогда, когда в слове за ними следует либо согласный звук, либо [а], [о], [у], [ы], [э], либо твердый знак. Мягкими они становятся, когда стоят перед мягким знаком либо буквами я, е, е, ю, и. На письме мягкость звука обозначается следующим образом: [м’]. Для сравнения можно произнести два слова: «мягкий» и «мыло». В первом слове за «м» следует «я», и звук [м’] мягкий, во втором за «м» следует «ы», звук [м] получился твердым.

    Фонетический разбор слова

    При изучении того, чем отличаются звуки от букв, школьники всегда сталкиваются с Что это такое? В общих чертах, это определение того, из каких звуков состоит слово т. е. как оно произносится. Фонетика - это раздел науки в языкознании, который изучает звуки языка, ударение в словах и деление на слоги. Также иногда фонетический разбор называют разбором на звуки и буквы.

    Как происходит Проведем его на примере слова «вода».

    Для начала нужно выписать необходимое слово - вода.

    Затем необходимо составить транскрипцию слова - [в а д а]. Стоит отметить, что поскольку гласная в первом слоге не находится под ударением, то, когда мы произносим слово, на этом месте слышим звук [а].

    Также нужно охарактеризовать отдельно каждый звук разбираемого слова: [в] согласный, звонкий, твердый, обозначен буквой в, [а] гласный, безударный, обозначен буквой о, [д] согласный, твердый, звонкий, обозначен буквой д, [а] - гласный, ударный, обозначен буквой а.

    И, наконец, нужно обозначить количество звуков и букв в слове и сравнить их: 4 буквы и 4 звука. Порой встречается несоответствие, и количество звуков может быть больше, чем количество букв, и наоборот. Это также нужно отмечать и анализировать. Такое явление может встретиться в словах, где есть непроизносимая согласная. В таком случае звук, соответствующий определенной букве в слове, не произносится. Буква как бы пропускается при чтении слова. Получается, что буква есть, а звука нет. Как пример, можно рассмотреть слово «солнце». Обычно при произнесении этого слова вслух, буква л пропускается. Поэтому в этом случае звуков окажется меньше, чем букв. Похожая ситуация может возникнуть, когда в слове есть твердый или мягкий знак. Получается, что звуков меньше, чем букв.

    Разбирать слово по звукам довольно просто, когда усвоено, чем отличаются звуки от букв, и какими характеристиками обладают и те, и другие. Необходимо лишь произнести слово и прислушаться к нему.

    Эти знания значительно облегчают работу по разбору слова и помогают в процессе избегать различных ошибок.