Войти
В помощь школьнику
  • Основные периоды в развитии памяти
  • Было ли на Руси татаро-монгольское иго?
  • Указатель слов к разделу «Орфография
  • Справка о результатах мониторинга Справка по результатам мониторинга в средней группе
  • Насколько мы близки к созданию полноценного киборга?
  • Консультация для родителей
  • Выготский понятие памяти. Основные периоды в развитии памяти. Теория культурно-исторического развития памяти Л. С. Выготского. Исследования А.Н. Леонтьева

    Выготский понятие памяти. Основные периоды в развитии памяти. Теория культурно-исторического развития памяти Л. С. Выготского. Исследования
 А.Н. Леонтьева

    Большое внимание Л.С. Выготский уделял изучению эйдетической памяти, как одной из стадий в развитии памяти человека. Эта память характеризуется тем, что ребенок может точно и на достаточно длительное время с мельчайшими деталями запомнить любую картинку. Эта способность и получила название «эйдетическая память». В филогенезе человека этот этап развития памяти можно соотнести с памятью примитивного человека. Туземцы, например, могут безошибочно узнать след любого известного ему животного и определить, в какую сторону оно побежало, также эти люди идеально запоминают местность (топографическая память). Индейцам, например, достаточно один раз увидеть пейзаж, чтобы запомнить его в мельчайших деталях и не заблудиться там. Так же «Левингстон отмечает выдающуюся память туземцев Африки. Он наблюдал ее у посланников вождей, которые переносят на громадные расстояния очень длинные послания и повторяют их слово в слово» (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия). Соответственно, у них нет письменности. По словам Энгельса: «человек используется памятью, но не господствует над ней», а скорее она берет над ним верх. «Она подсказывает ему нереальные вымыслы, воображаемые образы и конструкции. Она приводи его к созданию мифологии, которая часто является препятствием к развитию его опыта, заслоняя субъективными построениями объективную картину мира» (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия).

    И, как только человек смог «обуздать» свою память, став ее хозяином и создав вспомогательные средства, он смог перейти на более высокую ступень развития. С возникновения письменности и, немного ранее, определенной символики, началось развитие более совершенной памяти. Изначально, опосредование происходило с помощью подручных средств: зарубках на палках или узелках на одежде, но эти нехитрые приемы впоследствии стали более изощренными и сложными, например, квипу , употреблявшиеся в древнем Перу, в Древнем Китае, Японии и некоторых других странах. Квипу – это послания, сделанные с помощью узелков, которые, завязанные в определенной последовательности и особым образом, несут сообщения. С их помощью, до изобретения письменности люди общались, делились информацией и важными новостями. Именно открытие символов как способа упрощения запоминания можно считать эволюцией памяти. «Клод считает, первой стадией в развитии письменности мнемоническую стадию. Любой знак или предмет является средством мнемонического запоминания» (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия).

    Исследования, которые А.Н. Леонтьев приводит в своей статье «Развитие высших форм запоминания» направлены на доказательство развития запоминания через процесс опосредствования.



    А.Н. Леонтьев описывает ряд экспериментов, которые проводились на детях от 4 до 13 лет и на студентах. Суть их была такова: испытуемым диктовали слова, после первой серии детям нужно было просто повторить прозвучавшие слова, во второй и третьей сериях им был предложен дополнительный материал – карточки-картинки, содержание которых никак не совпадало со списком продиктованных слов во время этих сессий.

    Во время прослушивания ряда слов, предлагалось выбрать карточку, которая, по его мнению, помогла бы вспомнить определенное слово: «Когда я назову слово, посмотри на карточки, выбери и отложи такую карточку, которая поможет тебе припомнить слово» (А.Н. Леонтьев).

    После анализа результатов стали очевидны несколько фактов:

    Во-первых, третья серия у детей 4-5 лет очень слабо отличается от второй (показатели третьей чуть выше), но уже следующая возрастная группа детей (6-7 лет) показала более высокие результаты, что доказывает, что начинается быстрое развитие опосредованной, логической памяти.

    Во-вторых, дети от 7 до 12 лет тоже показали хорошие результаты, но темп развития их памяти по сравнению с предыдущей возрастной группой несколько ниже. Разница между второй и третьей сериями становится менее заметной и как бы «сглаживается».

    Из этого можно сделать следующий вывод: «начиная с дошкольного возраста темп развития запоминания с помощью внешних средств значительно превышает темп развития без помощи карточек» (А.Н. Леонтьев).

    Если представить эти изменения в графическом виде, то, графическая форма будет похожа на параллелограмм: «Обе линии (вторая и третья серии) развития представляют собой кривые две кривые, сближающиеся в нижнем и верхнем пределах» (А.Н. Леонтьев).

    В целом, этот эксперимент показывает, как в процессе взросления развивается память, как от эйдетической (рассмотренной выше) она трансформируется в логическую с помощью использования знаков-символов, которые упрощают процесс запоминая. «Прежде чем сделаться внутренними, эти стимулы-знаки являются в форме действующих извне раздражителей. Только в результате своеобразного процесса их «вращивания» они превращаются в в знаки внутренние, и таким образом из первоначально непосредственного запоминания вырастает высшая, «логическая» память» (А.Н. Леонтьев).

    В рамках культурно-исторического подхода процесс развития памяти рассматривается как переход от непосредственной памяти, присущей животным, к произвольно регулируемым, опосредствованным знакам, специфически человеческим формам памяти.

    Выготский раскрывает проблематику социальности и опосредствования натуральной памяти, свойственной маленькому ребенку или примитивному человеку. Доказывая, что превращение памяти из натуральной в высшую психическую функцию начинается тогда, когда человек переходит от использования своей памяти как физиологической способности к господству над ней посредством знаковых систем. Причем сначала используются уже готовые, имеющиеся в культуре знаки (так мать, отправляя сына в магазин, дает ему листочек со списком необходимых покупок), а потом человек учится сам создавать для себя эффективные мнемические знаковые средства. «Вращивание» знака знаменует собой переход от внешнего развития памяти к внутреннему. При этом меняется и само строение памяти, и то, как человек ею пользуется.

    Исследование развития высших форм запоминания проводилось Леонтьевым с использованием методики двойной стимуляции. В данной методике испытуемым предлагается два ряда стимулов. Запоминание одного ряда является прямой задачей (стимулы-объекты), в то время как второй ряд представляет собой стимулы-средства, с помощью которых должно осуществляться запоминание. Детям разного возраста и подросткам предлагался список из 15 слов и набор карточек с картинками. Инструкция звучала так: «Когда я назову слово, посмотри на карточки. Выбери и отложи такую карточку, которая поможет тебе позже припомнить слово». В контрольных сериях эксперимента карточки испытуемым не предоставляли. Результаты проведенного исследования отмечены на графике (параллелограмм развития памяти). Суть заключается в том, что начиная с дошкольного возраста темп развития запоминания с помощью внешних средств (карточек) значительно превышает темп непосредственного запоминания (график, фиксирующий эффективность запоминания с карточками, имеет более крутую форму). Напротив, начиная со школьного возраста, повышение показателей внешне непосредственного запоминания идет быстрее, чем возрастание внешне опосредствованного. По мысли Леонтьева, за внешним пренебрежением к карточкам (внешним средствам запоминания) на фоне все возрастающей эффективности запоминания стоит скрытый процесс «вращивания» внешнего средства, превращения его во внутреннее, психологическое средство. Принцип «параллелограмма запоминания» представляет собой выражение того общего закона, что развитие высших знаковых форм памяти идет по линии превращения внешне опосредствованного запоминания в запоминание внутренне опосредствованное. Таким образом, в ходе становления памяти как высшей психической функции и в онтогенезе, и в социогенезе память становится, во-первых, опосредствованной различными знаковыми системами (прежде всего речью), во-вторых, произвольной и сознательно регулируемой. Человек перестает подчиняться совей несовершенной памяти, а начинает управлять ею, организовывать процесс запоминания и воспоминания, структурировать запоминаемые содержания.


    Определение, виды, функции внимания. Внимание в классической психологии сознания и его современное понимание. Основные свойства и их экспериментальные исследования. Нарушения внимания.

    Внимание – направленность сознания человека на предметы и явления окружающего и внутреннего мира. Под направленностью следует понимать избирательный характер психической деятельности. Внимание – это важное условие успеха познания. В бодрствующем состоянии человек внимателен всегда. Невнимательным он может быть только к отдельному предмету или явлению. Сильные раздражители вниманию мешают. Виды внимания :

    1) Природное – данное от рождения. Начинает функционировать с 1 месяца жизни.

    2) Социальное – приобретенное в процессе жизни. Этим видом внимания человек научился управлять, используя средства, выработанные обществом.

    3) Непроизвольное – направлено на предмет в силу интереса без участия воли и сознания.

    4) Произвольное – организованное, регулируемое волей и сознанием. Сильные раздражители мешают этому вниманию, слабые усиливают доминанту.

    5) Послепроизвольное – иногда случается, что человеку приходится заставлять себя заниматься каким-то делом без особого интереса, затем интерес появляется.

    6) Внешнее – внимание к объектам внешнего мира.

    7) Внутреннее – объект находится в нашем внутреннем мире.

    Функции внимания:

    1. Функция контроля и регуляции деятельности - при внимательном отношении к какому-либо предмету, этот предмет становится в центр нашего сознания, остальное воспринимается слабее, отражение становится ясным, четким, а мысли удерживаются в сознании до тех пор, пока не завершается деятельность.

    2. Избирательность – человек выбирает только ту информацию, которая интересует его или нужна ему в данный момент.

    3. Целенаправленность – человек удерживает свое внимание или переключает его с одного действия на другое столько, сколько это необходимо для достижения цели.

    4. Активизация – высокая работоспособность и качества, контролируемые сознательно, в течение длительного времени.

    Свойства внимания:

    1. Устойчивость – сохранение внимания в течении длительного времени на более или менее постоянном уровне. Отвлекаемость – периодическое ослабление внимания. Чем больше сосредоточенность, тем меньше отвлекаемость. Чем труднее задача, тем углубленнее наше внимание.

    2. Концентрация – степень сосредоточенности на чем-то одном при отвлечении от всего остального. Всегда есть кратковременные изменения степени интенсивности – колебания внимания.

    3. Распределяемость – одновременное удержание внимания на нескольких разных объектах.

    4. Переключаемость – способность быстро переводить внимание с одного объекта на другой. Именно переключаемость является обратной стороной распределяемости.

    Все эти свойства – качественные характеристики внимания. Количественная характеристи-ка: объем внимания – количество объектов, которые человек в состоянии удержать в сфере своего внимания (у взрослого 3-9 объектов). Объем – нетренируемое свойство внимания.

    Внимание также выражается в жестах, мимике, позе, зрительном контакте и т.д. При хорошей сосредоточенности внимания, мы можем не замечать, что вокруг нас происходит.

    Исследование внимания.Самый доступный метод – наблюдение деятельности человека. Использование тестов бурдона – корректурной пробы. Нарушение внимания – рассеянность, обусловлена ослаблением силы сосредоточения. Чередование зрительных и слуховых и двигательных модальностей восприятия способствует преодолению рассеянности.

    Внимание развивается естественным путем по мере взросления и накопления жизненного опыта. Такое развитие происходит у здоровых людей от рождения до окончания школы. Искусственное развитие внимания – ускоренный процесс, связанный с выполнением специальных упражнений.

    Память как высшая психическая функция (Л.С. Выготский) и ее экспериментальные исследования (А.Н. Леонтьев). Развитие памяти.

    План ответа

      Память как ВПФ.

      Развитие памяти.

    Ответ:

      Память как ВПФ.

    Память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции: запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирование умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая.

    У человека же есть три вида памяти, гораздо более мощных и продуктивных, чем у животных: произвольная, логическая и опосредованная. Первая связана с широким волевым контролем запоминания, вторая – с употреблением логики, третья – с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры.

    Л.С.Выготский считал, что, исторически развиваясь, обогащая свою материальную и духовную культуру, человек вырабатывал все более совершенные средства запоминания и хранения информации, наиболее важным из которых является письмо. Благодаря различным формам речи – устной, письменной, внешней, внутренней – человек оказался способным подчинить память своей воле, разумно контролировать ход запоминания, управлять процессом сохранения и воспроизведения информации. Память по мере развития все более сближалась с мышлением. Отношение «мыслить – значит припоминать» с возрастом у ребенка заменяется на отношение, согласно которому само запоминание сводится к мышлению: «запомнить или вспомнить – значит понять, осмыслить, сообразить».

      Исследования А.Н. Леонтьева.

    Специальные исследования непосредственного и опосредованного запоминания в детском возрасте провел А.И.Леонтьев. На основе опытов он вывел кривую развития непосредственного и опосредованного запоминания. Эта кривая, получившая название «параллелограмм развития памяти» показывает, что если у дошкольников запоминание в основном непосредственное, то у взрослого оно главным образом опосредованное. Существенную роль в развитии памяти играет речь, поэтому процесс совершенствования памяти человека идет рука об руку с развитием его речи.

      Развитие памяти.

    Память растет и развивается в детском возрасте, доходя до высшей точки в 25 лет, но после начинает медленно понижаться. Однако запоминание может легко быть улучшено при помощи упражнений и воспитания. Об этом говорит тот факт, что взрослые люди, систематически занимающиеся умственным трудом и, следовательно, постоянно упражняющие свою опосредствованную память, при желании и соответствующей умственной работе очень легко могут запомнить материал, обладая вместе с тем удивительно слабой механической памятью.

    Классифицировать виды человеческой памяти можно по двум направлениям:

    1. По времени сохранения материала:

    мгновенная – память – образ, полное остаточное впечатление;

    кратковременная – из мгновенной в нее попадает только то, что осознается;

    оперативная – хранение информации в течение определенного заданного срока;

    долговременная – в течение неограниченного срока, для воспроизведения требуется мышление и усилия воли;

    генетическая – информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству, единственная на которую не может оказать влияние.

    2. По преобладающему анализатору в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения:

    зрительная – сохранение и воспроизведение зрительных образов;

    слуховая – запоминание и воспроизведение звуков (музыкальных, речевых);

    двигательная – запоминание с точностью сложных, многообразных движений;

    эмоциональная – память на переживания;

    осязательная, обонятельная, вкусовая – их роль сводится к удовлетворению биологических потребностей.

    По характеру участия воли в процессах запоминания память делят на непроизвольную и произвольную. В первом случае такое запоминание, которое происходит автоматически без особых усилий со стороны человека. Во втором случае такая задача обязательно присутствует, а сам процесс требует волевых усилий.

    В повседневной жизни человек пользуется двумя основными видами памяти: кратковременной и долговременной. Кратковременная память играет большую роль в жизни человека. Благодаря ей перерабатывается самый большой объем информации, сразу отсеивается ненужная и остается потенциально полезная. Поэтому не происходит информационной перегрузки долговременной памяти излишними сведениями.

    С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям. Во-первых – механическая память постоянно дополняется и замещается логической. Во-вторых – непосредственное запоминание со временем превращается в опосредованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемототехнических приемов и средств. В-третьих – непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве у взрослого чел-ка превращается в произвольную.

    У дочеловеческих организмов -генетическая и механическая. У чела – произвольная (связана с широким волевым контролем запоминания), логическая (с употреблением логики) и опосредованная (с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры).

    Логическая память - память, построенная на выделении и запоминании логически-смысловой (причинно-следственной) связи между запоминаемыми элементами.

    Механическая память - память, направленная на запоминание не связанных между собой ассоциативно или в логически-смысловом отношении элементов.

    Изучая память культурного человека, мы, собственно, не изучаем изолированную “мнемическую функцию” -- мы изучаем всю стратегию, всю технику культурного человека, направленную на закрепление его опыта и развившуюся в течение его собственного культурного созревания.

    Л.С.Выготский.

    Мы начнём рассматривать проблему развития памяти в рамках культурно-исторической психологии - дисциплины, изучающей роль культуры в психической жизни. Культурно-историческая психология, представителем которой в отечественной психологии является Л.С.Выготский, сфокусирована на глобальной проблеме роли культуры в психическом развитии как в филогенезе (антропогенезе и последующей истории), так и в онтогенезе.

    Л.С. Выготский пишет: “Историческое развитие памяти начинается с того момента, как человек переходит впервые от пользования своей памятью, как естественной силой, к господству над ней.”

    На первый взгляд кажется абсурдным заявление о том, что человек способен не господствовать над своей памятью. Однако исследования, проведённые М. Коулом, Дж. Гликом и др., направленное на исследование памяти представителей африканского племени кпелле, показали, что они не могли управлять своей памятью, не владели ей.

    Представители племени кпелле могли, во-первых, понимать как комплексные, так и категориальные обобщения, а во-вторых, могли воспроизводить материал, пользуясь такими обобщениями. Но при этом им не удавалось самостоятельно организовать запоминаемый материал в удобную для них форму, несмотря на то, что они под руководством экспериментаторов были способны как группировать элементы в соответствии с ситуативными обобщениями, так и использовать собственные понятийные категории.

    В рамках культурно-исторического подхода процесс развития памяти рассматривается как переход от непосредственной (натуральной) памяти, присущей животным и маленьким детям, к произвольно регулируемым, опосредствованным знаками, спецефически человеческим формам памяти.

    Выготский предположил существование двух линий развития психики - натуральной и культурно опосредствованной. В соответствии с этими двумя линиями развития выделяются натуральные и высшие психические функции.

    Непроизвольная память ребенка или дикаря - это пример натуральных, или естественных, психических функций. Ребёнок не может управлять своей памятью: он запоминает то, что “запомнилось”. Натуральные психические функции - это своего рода зачатки, из которых в процессе социализации формируются высшие психические функции, а в нашем случае - произвольная память. Превращение натуральных психических функций в высшие происходит через овладение особыми орудиями психики - знаками, и носит культурный характер.

    Среди “психологических орудий” ведущую роль играет речь. Поэтому речевое опосредование высших психических функций представляет собой наиболее универсальный способ их формирования.

    Основные характеристики высших психических функций - опосредованность, осознанность, произвольность - представляют собой системные качества, характеризующие эти функции как “психологические системы” (по определению Л.С. Выготского), которые создаются путем надстройки новых образований над старыми с сохранением последних в виде подчиненных структур внутри нового целого.

    Закономерностью формирования высших психических функций является то, что первоначально они существуют как форма взаимодействия между людьми (т. е. как интерпсихологический процесс) и лишь позже - как полностью внутренний (интрапсихологический) процесс. По мере формирования высших психических функций происходит превращение внешних средств осуществления функции во внутренние, психологические (интериоризация). В процессе развития высшие психические функции постепенно “свертываются”, автоматизируются. На первых этапах формирования высшие психические функции представляют собой развернутую форму предметной деятельности, которая опирается на относительно элементарные сенсорные и моторные процессы; затем эти действия и процессы “свертываются”, приобретая характер автоматизированных умственных действий.

    В результате из непосредственных, натуральных, непроизвольных психические функции становятся опосредствованными знаковыми системами, социальными, осознанными и произвольными.

    Таким образом, “Культурное развитие заключается в усвоении таких приёмов поведения, которые основываются на использовании знаков в качестве средст для осуществления той или иной психологической операции, в овладении такими вспомогательными средствами поведения, которые человечество создало в процессе его исторического развития, и какими являются язык, письмо, система счисления и др.” ,

    Память как ВПФ. У человека ВПФ взвиваются на основе натуральных

    Признаки ВПФ:

    1. социальны по происхождению
    2. опосредованы – используются искусственные стимулы
    3. произвольны – их можно контролировать, связаны с личностным развитием.
    4. системность – ВПФ состоит из нескольких ПФ, их структура и компанивка меняется.

    Развитие памяти в социогенезе (Леонтьев)

    1. внешнее развитие – появление письменности (зарубки, узелковое письмо)
    2. внутреннее развитие – дополнение внешних знаков с внутренней стороны (речь, язык)

    приводит к словесно-логической памяти у человека.

    Линия натурального развития сменяется развитием ВПФ.

    Методика двойной стимуляции (Леонтьев)

    З группы испытуемых: дошкольники, школьники, студенты.

    a) Без использования стимулов – средств

    b) С использованием стимулов – средств (карточки с изображениями предметов.)

    Надо запомнить 15 слов

    Результаты:


    Без использования

    стимулов - средств

    Дошкольники школьники студенты

    Продуктивность запоминания лучше с использованием карточек. Это говорит о роли искусственных средств для улучшения памяти.

    Дошкольники еще не могут использовать внешние стимулы – средства. Школьники – на стадии их использования. Взрослые – на стадии использования внутренних стимулов – средств (образы, словесное описание), они не хотят использовать внешние средства.

    7. Патогенез (Рибо: см. вопрос 2-Б).

    8. Актуалгенез (когнитивная психология: см. вопрос 16-А).

    Генетическая классификация Блонского.

    Развитие Вид (название и кто изучал) Онтогенез Филогенез
    Начало Расцвет Окончание
    Моторная (Уотсон, классики экспериментальной психологии памяти, Леб). Память-привычка Первые месяцы жизни – первый сочетательный рефлекс: положение при кормлении Младший школьный возраст: ручной труд, катание на коньках и т.д. Половое созревание: не прогрессирует Уже у простейших (привыкание)
    Аффективная (Рибо). Память чувств 6 месяцев и раньше Не известно, но около 5 лет Не известно Йеркс: дождевых червей били током, если они ползли не в тот туннель в Y-образном лабиринте. Блонский: аффективная память
    Образная (Аристотель). Память-воображение Штерн: 6 месяцев – 2 года Раннее детство: «образное мышление» - воображение Эйдетические образы сильно ослабевают после полого созревания Высшие млеки. Некоторые собаки «охотятся» во сне
    Вербально-логическая (Жане). Память-рассказ Жане: начинается в 3-4 года Продолжается до юношеского возраста Доподлинно не известно Появляется только у человека

    А. Браун (англ. A. L. Brown ) определяет метапознание как знание о своем собственном знании . Она разделила метапознание на две широкие категории:

    1. знание о познании - совокупность видов деятельности, включающих сознательную рефлексию над когнитивными действиями и способностями;

    2. регуляция познания - совокупность видов деятельностей, требующих механизмов саморегуляции на протяжении обучения или решения проблем.

    Метапамять - Знания человека о том, как функционирует его память; например, знание, что вам требуется повторить несколько раз ряд цифр, чтобы удержать их в памяти.

    12. Проблема улучшения памяти. Мнемотехники и летотехники: виды и примеры использования. Феноменальная память.

    Проблема улучшения памяти волнует людей с незапамят ных времен (Аристотель, Цицерон). J Существует большое количество факторов, влияющих на хорошую память.

    Во-первых, это нормальное функционирование головного мозга и соматических систем (Þ надо ограничить себя в приеме алкоголя, курении и, наоборот «в здоровом теле здоровый дух» + глюкоза мозгу).

    Во-вторых, при условии функционирования материального (мозг и тело) надо специальным образом настроить идеальное (т.е. наши психические функции). Примером искусственной настройки памяти может служит мнемоника.

    Мнемоника (= мнемотехника) - система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Виды мнемотехник (Клацки, Солсо):

    · Метод мест (топологический метод, метод размещения). Йейтс:

    1. Идентификация знакомых мест, расположенных последовательно.

    2. Создание образов элементов, подлежащих воспроизведению и ассоциированных с местами.

    3. Воспроизведение путем «посещения» этих мест, служащих признаки для элементов.

    · Придумывание рассказа . Надо запомнить число π. Пр.: «Надо только постараться, и запомнить все как есть: три, четырнадцать, пятнадцать, девяносто два и шесть». «Что я знаю о кругах?». «Кто и шутя и скоро возжелает пи узнать, число уж знает». «Это я знаю и помню прекрасно: пи многие знаки мне лишни, напрасны».

    · «Слова-вешалки ». Одни слова выучиваются методом рифм («one is bun, two is shoe…»), а второй список слов (молоко, батон) «навешивается» на первый. Пр.: Молоко льется на булку, башмак ударяет по батону и ломает его пополам.

    · Метод ключевых слов . Пр.: английское слово «vessel» (корабль) → русское слово «весло»→образ «корабль с веслами».

    В целом – главное, чтобы, все способы улучшения были вместе и в тоже время не в куче: для каждой ситуации – свой эвристичный метод.

    Летотехника – система приемов, облегчающих забывание (напр., у студентов: после первого экзамена надо срочно забыть соответствующий материал, чтобы он не мешал при подготовке к др. экзамену J). Классический пример летотехники – забывание у Ш. в исследовании Лурия (см. вопрос 6-А).

    ПАМЯТЬ ФЕНОМЕНАЛЬНАЯ

    (англ. phenomenal memory) - способность исключительно быстрого запоминания и точного воспроизведения большого по объему материала, лишенного внутренней смысловой связи (отдельные слова, числа, даты и т. п.). П. ф. нередко отмечается у выдающихся людей, выступая при этом как высокоразвитая профессиональная память (музыкальная - у В. Моцарта, А. Глазунова, зрительная - у Ф. М. Достоевского и т. п.). См. Гипермнезия. (Т. П. Зинченко.)

    ГИПЕРМНЕЗИЯ

    (англ. hypermnesia ) - усиление памяти . Г., как правило, носит врожденный характер и заключается вспособности запоминать информацию (наглядную, символическую) в большем, чем в норме, объеме и наболее длительный срок. В некоторых случаях границы объема и прочности запоминания установить неудается.

    13. Память и мотивация: сравнительная характеристика различных подходов (ассоцианизм, психоанализ, гештальтпсихология, конструктивный и деятельностный подходы).

    I. Ассоцианизм.

    II. Психоанализ. Фрейд («Психопатология обыденной жизни») предположил, что наряду с обычным забыванием (время), есть еще и мотивационно обусловленное забывание. Мы забываем нечто в том случае, если на самом деле не хотим его помнить. Согласно Фрейду, содержание памяти может быть вытеснено в область бессознательного («забытого») по двум причинам: 1) воспоминание несет в себе травматический опыт; 2) содержание воспоминания само по себе нейтрально, но может быть ассоциативно связано с иным, травмирующим содержанием. Пр.: Фрейд трижды забывал купить в магазине свой любимый сорт бумаги (fliesspapier). В результате анализа он пришел к выводу, что данное слово также созвучно с фамилией неприятного для него человека (Dr. Fliess) и посему было вытеснено и, как следствие, забыто.

    III. Гештальтпсихология.