Войти
В помощь школьнику
  • Корень твор твар правило Чередование корней гор гар
  • Вселенская местечковость - родовая болезнь западной цивилизации Местечково значение
  • ОРТ (единичный вектор). Единичные векторы. Орты. Декартова система координат Как найти координаты орта
  • Самые длинные тюремные сроки и суровые приговоры в истории
  • Lинтегрированный урок литературы "Тарас Бульба
  • Анализ результатов пробного тестирования Анализ пробного тестирования по английскому языку
  • Чередующиеся гласные. Корень твор твар правило Чередование корней гор гар

    Чередующиеся гласные. Корень твор твар правило Чередование корней гор гар

    Класс: 5

    Дифференцированный подход – форма проявления личностно-ориентированного обучения. Сущность его состоит в признании самобытности и уникальности каждого ученика. Дифференцированное обучение позволяет удовлетворить образовательную потребность учащихся.

    При обучении следует помнить о коммуникативной направленности курса родного языка, стремиться использовать такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие ученика в уроке, повышают индивидуальную ответственность школьника за результаты обучения, способствуют созданию атмосферы сотрудничества, развитию не только самоконтроля и самооценки, но и взаимоконтроля и взаимооценки.

    В процессе обучения, в зависимости от содержания учебного материала и методов его изучения, должны учитываться индивидуальные психологические особенности школьников (внимание, память, темперамент и другие). Также необходимо учитывать и уровень знаний учащегося, склад ума, пробелы в знаниях, индивидуальные ошибки.

    Таким образом, развивать личность в целом, работать над развитием мышления, памяти, речи, самостоятельности, умения слушать представляется возможным при осуществлении личностно-ориентированного подхода в обучении. Только учитывая реальные возможности всех учащихся, можно организовать продуктивную деятельность всего класса, осуществить дифференцированное обучение на уроке.

    Дифференцированное обучение можно рассматривать как стартовую модель в организации элективных курсов в старших классах для перехода на профильное обучение.

    Тема: Правописание корней гор–гар .

    Тип урока: урок изучения нового материала в 5 классе.

    Цели:

    • познакомиться с лексическим значением корней гор–гар ;
    • познакомиться с орфографическим правилом правописания гласных о–а в этих корнях;
    • сформировать на основе правила умение правильно писать слова с изучаемой орфограммой;
    • воспитать любовь к русскому языку, интерес к учению;
    • использовать дифференцированный подход в обучении.

    Оборудование: Толковый словарь, таблица чередований корней, карточки с индивидуальным заданием, карточки для самостоятельной работы.

    ХОД УРОКА

    I. Организационный момент

    II. Фронтальный опрос

    – Что мы изучали на предыдущих уроках?
    – Какие корни с чередованием вы уже знаете?
    – От чего зависит написание гласной в этих корнях?
    – Обратимся к таблице на доске (3 столбик закрыт)

    III. Практическое задание на развитие логического мышления

    1) На доске заранее написаны слова с пропуском гласной.

    Выр…щивать, прил…гательное, к…снуться, р…стение, пол…жение, к…саемое, выр…сли.

    Задание: устно укажите признаки, на основании которых данные слова можно разделить на группы. (По частям речи: существительные и глаголы; по морфемному составу: с приставками и без них; по видам орфограмм: по изученным корням с чередованием; по пропущенной гласной о–а в корнях).

    По рядам записать по группам на основании первых 3-х признаков:

    • 3 ряд (слабые уч-ся) – по частям речи
    • 2 ряд (средние уч-ся) – по морфемному составу
    • 1 ряд (сильные уч-ся) – по видам орфограмм.

    Проверка устная, по рядам (быстро назвать только слова).
    В это время, кто-либо из отвечавших уже 1-2 раза устно, на доске вставляет пропущенные буквы и обозначает орфограммы.
    Класс проверяет, задаёт вопросы о правописании изученных корней.
    Три человека всё это время работают на местах по карточкам.

    Карточка 1.

    Вставить пропущенные буквы, Выделить орфограммы.

    Р…стов, з…рница, изл…жение, выр…щенный, к…саться, изл…гать, выр…с, прик…снуться, р…сточек.

    IV. Новый материал

    1) Ребята, мы с вами повторили правила написания гласных в корнях с чередованием и то, что написание гласных может зависеть:

    а) от наличия суффикса А после корня;
    б) от конечной согласной корня.

    – Сегодня мы познакомимся с другими корнями, в которых также наблюдается чередование гласных а–о .
    Наша цель:

    а) установить, от чего зависит написание гласной в корне гор–гар ;
    б) сформулировать правило;
    в) научиться узнавать эту орфограмму и правильно писать слова.

    2) Итак, обратимся к корням гор–гар .

    – Перед вами на доске слова гора, гореть, гористый, загар, угарный, горный.
    – Выделите корень. Однокоренные ли это слова? (Нет)
    – Почему? (Они имеют разные лексические значения, хотя их корни звучат и пишутся одинаково)
    – Разведите эти слова по их родовым гнёздам (самостоятельно в тетради).

    Гора, гористый, горный – значение «возвышаться».
    Гореть, загар, угарный – значение «пылать».

    – Сегодня мы будем работать со словами, корень которых имеет значение «пылать».
    – Рассмотрите внимательно слова, записанные в два столбика на доске.
    – Запишем в тетрадь:

    гореть угар
    горелый огарок
    загорать загар

    – Прочитайте слова первого столбика. Какая гласная пишется в корне?
    – В каком положении, ударном или безударном, она находится?
    – Прочитайте слова второго столбика. Какая гласная пишется в корне?
    – В каком положении находится она?
    – Сделаем вывод: от чего же зависит написание а–о в корне гор–гар ? (От ударения) .
    – Сформулируйте правило.
    – Обратите внимание! В этих корнях написание зависит от ударения, но не проверяется им!

    Учитель открывает 3 графу таблицы.

    – Как правильно выделить орфограмму? (Учитель – на доске, дети в тетради: гореть – угар .)

    – Для того чтобы лучше запомнить правило, составим алгоритм. (Учитель – на доске, дети – в тетрадях.)

    Можно это правило представить в виде следующего рисунка (кому-то легче будет запомнить так).

    Итог этого этапа: орфограммой является только безударная гласная.

    Мы под удареньем пишем
    Без сомнения то, что слышим.
    Если ж звук без ударенья,
    Вызывает он сомненья.

    V. Закрепление

    1) Ребята, сейчас вы самостоятельно сделаете следующее задание (у каждого на парте текст).
    Перед вами ряд предложений. Вы внимательно, выразительно их прочитайте и докажете, что это текст. Озаглавьте. (Отвечает один ученик).

    (На)огромной выс...те заг…релось розовым светом од…нокое обл…ч(?)ко. Зах…дящее со…нце дог…рало (на)западе. (В)воздухе ст…ял зап…х г…ри и сухой гв…здики. День уг…сал.

    – Совершенно верно, К. Паустовский. Мы хорошо знаем этого писателя по урокам литературы.

    3) Какова основная тема его произведений?

    – Да, он, действительно, певец русской природы.

    • Первый ряд: вставить пропущенные буквы и слова, подходящие по смыслу, с корнями гор – гар .

    (На) огромной выс…те розовым светом од…нокое обл…ч(?)ко. Зах…дящее со…нце (на) западе. (В)воздухе ст…ял зап…х и сухой гв…здики. День уг…сал.

    • Второй ряд: вставить пропущенные буквы.
    • Третий ряд: найти слова на изученную сегодня орфограмму и выделить её графически.

    5) Затем один ученик объясняет все орфограммы, а учащиеся 3-го ряда проверяют друг у друга.
    После объяснения класс задаёт вопрос отвечающему ученику по теме «Чередование гласных в корне».

    6) Пока класс работает в тетрадях, ученик у доски выписывает из этого текста предложение с однородными членами, делает его синтаксический разбор, чертит схему, делает морфологический разбор слова, находит слово, в котором не совпадает количество звуков и букв.

    7) Работа с текстом упр.504 (УМК под редакцией В.В. Бабайцевой. Русский язык. Практика. 5 класс.)

    – Выразительно прочитайте текст. Укажите, какими средствами связаны предложения в тексте. Выполните задания из упражнения.
    В тетради записать слова в 2 столбика:

    чередующиеся гласные безударные гласные

    горячих большая (больше)
    горели помощник (помощь)
    загорелась полосу (полосы, полосонька)
    железа (слов.слово)
    раскалённого (накал )

    – Проверяем с места, подбираем проверочные слова.
    – Как проверяем безударные (не чередующиеся) гласные?
    – Можно ли проверить ударением безударную чередующуюся гласную?
    – Чем регулируется их написание?
    – Совершенно верно, только правилом.

    8) Игра «Третий лишний».

    Записать в строчку слова, найти и подчеркнуть «лишнее» слово.

    • Гараж, загорелый, угар.
    • Пригорает, горный, нагорит.
    • Подросли, растение, разгорается.
    • Коснуться, касаться, выгоревший.

    Проверка: при чтении называть гласную в корне, объяснять и указывать «лишнее» слово.

    VI. Подведение итога урока

    1). Какова тема сегодняшнего урока?
    2). От чего зависит написание о–а в корнях гор–гар ? Расскажите правило.
    3). Можно ли проверить чередующуюся гласную ударением?

    VII. Домашнее задание

    1) 1-й ряд: подготовить рассказ о том, что нового вы узнали сегодня на уроке, и привести свои примеры.
    2-й ряд: составить вопросы к параграфу № 51 для проверки правила.
    3-й ряд: выучить параграф № 51.

    2) Придумать 4 – 5 предложений на тему «Мечты о лете» с использованием слов на изученную орфограмму.

    3) Повторить параграф № 27 (знаки препинания при прямой речи).

    Дата______________№__________

    Тема: Правописание корней –гар- (-гор -), -зар-, (зор-), -твор-(-твар-), -клон-(-клон-) написание которых зависит от ударения.

    Цель:

    Образовательная : Научить учащихся владеть способом выбора гласных, о-а при правописании корней –гар- (-гор -), -зар-, (зор-), -твар-(-твор-) ; развивать орфографическую зоркость; закрепить навык написания корней с чередующимися гласными и согласными, безударными гласными; Развивающая : развивать наблюдательность и умение анализировать, речевые навыки, коммуникативные способности учащихся.

    Воспитательная: воспитывать аккуратность, уважение друг к другу.

    Тип урока: объяснение нового материала Оборудование: плакат –таблица, сигнальные карточки, солнце – правила, тучки –слова исключения, раздаточный материал.

    ХОД УРОКА

    1. Орг.момент Приветствие. Я рада видеть каждого из вас! И пусть прохладой осень в окна дышит, Нам будет здесь уютно, ведь наш класс Друг друга любит, чувствует и слышит .

    2. Актуализация опорных знаний

    Какие корни с чередованием вы уже знаете?
    – От чего зависит написание гласной в этих корнях?
    – Обратимся к таблице на доске (3 столбик закрыт)

    Написание а в корнях с чередованием о–а зависит от наличия

    закорневого суффикса -а-

    ЛАГ–ЛОЖ
    КАС–КОС: О/А (а)

    сочетания согласных ст/щ
    в корне слова
    РАСТ (РАЩ)–РОС:
    О/А (…ст (щ)

    ударения

    ГОР–ГА"Р: О/А (а")
    ЗАР–ЗОР: А/О (о")

    Ребята, мы с вами повторили правила написания гласных в корнях с чередованием и то, что написание гласных может зависеть: а) от наличия суффикса А после корня;
    б) от конечной согласной корня.

    Искл: росток, ростовщик, Ростислав, Ростов, на вырост, отрасль

    3) Работа с сигнальными карточками. Полагать, растение, подросток, прикасаться, ложиться, коснуться, отрасль, росток, Ростов, изложение, выращенный, касаться, излагать, вырос, прикоснуться, .

    4. C ообщение новой темы, постановка проблемы. – Сегодня мы познакомимся с другими корнями, в которых также наблюдается чередование гласных а–о .
    Наша цель: а) установить, от чего зависит написание гласной в корне
    гор–гар ; зор- зар
    б) сформулировать правило;

    в) научиться узнавать эту орфограмму и правильно писать слова. Поэтому откроем наши тетради и запишем тему нашего урока.

    Из названия темы мы видим, что помогать нам придется и другим корням, но начнем с пылающих корней ГОР-ГАР.

    Индивидуальным заданием для 2 учащихся было составление рассказа по картинкам.. Послушаем эти рассказы и определим тему нашего урока

    Дети зачитывают описания рисунков.

    Какие однокоренные слова в рассказах ребят вы услышали? (предполагаемый ответ: загорать, пригореть, нагар, загар). Учитель записывает слова на доске.
    Посмотрите внимательно на эти слова и скажите, почему в одном случае мы пишем в корне -А, в другом – О?
    Ответы учащихся.

    Действительно, мы столкнулись проблемой, известные нам правила в этих словах не работают. Поэтому, откроем наши тетради и запишем тему нашего урока.
    Из названия темы мы видим, что помогать нам придется и другим корням, но начнем с пылающих корней ГОР-ГАР. Возможно, это изображение натолкнет вас на правильное решение этой проблемы.

    Конечно же, вы догадались, что правописание зависит в этих корнях от ударения

    Солнышко, солнышко, ласковый лучик
    Выгляни, солнышко, к нам из-за тучи!
    Лучиком ласковым нас обогрей -
    Правило новое запомни скорей!

    В КОРНЯХ -ГОР-(-ГАР-) ПОД УДАРЕНИЕМ ПИШЕМ А, БЕЗ УДАРЕНИЯ БУКВУ О.

    Исключение из этого правила – выгарки, изгарь, пригарь . (слова записаны натучках) К счастью, эти слова достаточно редко употребляются в русском языке. Следует отличать от корня с чередованием -гор- – -гар- омонимичные ему корни -гор-, как в слове гора, и -гор-, как в слове – горе. Для этого обязательно смотрите на лексическое значение корня. Корень с чередованием о – а, -гор- – -гар- имеет значение, связанное с огнем, - гореть, загорать, загар. В слове гора корень имеет значение «возвышенность». А в слове горе корень имеет значение «печаль, несчастье». Пожалуйста, не путайтесь. А вот проверим, как мы это усвоили

    4. Закрепление материала: Объяснительный диктант. Костёр разгорается, красивый загар, молоко пригорело, нагар на свечке, обгорелые ветки, угарный газ; загорелые дети; свеча догорела. Загорать на пляже; загорелые дети; свеча догорела; выгореть на солнце; горелый пень; пирог пригорел; лампочка перегорела. (в слове разгорается, в корне гор пишется о, так как стоит под ударением)

    5. Объяснение материала (продолжение)

    Вы уже догадались, от чего зависит выбор буквы в изучаемых нами сегодня корнях? Ответ: (Да! От ударения).

    Но работает ли это правило к корням зор; зар, которые мы изучили сегодня: посмотрите на следующие словосочетания: разгорается з а ря, утренняя з о рька, з о ркий взгляд, алое з а рево, з а рница.

    Нет. По-разному влияет ударение на данные корни, смотрим на правило солнышко:

    А пиши без ударения, О под ударением .

    6. Самостоятельная работа (взаимопроверка) 1. заг.рать на солнце

    2. г.релые спички

    3. к.снуться рукой

    4. к.сание мяча 5. разг.релся спор 6. ог.рок свечи 7. разг.релся костер 8. паровозная изг.рь 9. к.сается дна 10 сг.ревшая листва

    В тетради учеников это должно выглядеть так:

    Молодцы! Вы прекрасно усвоили правописание этих корней

    7. Итог урока.

    1). Какова тема сегодняшнего урока?
    2). От чего зависит написание о–а в корнях гор–гар ? Расскажите правило.

    8. Работа по сигнальным карточкам

    1. В корне -гар- под ударением пишем букву А . (да)

    2. Корни –гар-, -гор- имеют значение связанное с огнем. (да)

    3. Корень слова «гора» является однокоренным корням -гор-,- гар-. (нет)

    4. В слове «горе» корень имеет значение «печаль». (да)

    5. Горелый, загар – это слова исключения. (нет)

    6. В корне -зор- под ударением пишем О. (да)

    7. Зоревой –это слово искючение. (да)

    9. Дом. Зад индивидуально на карточках.

    Правило – В корне -клан- – -клон -, как и в корне -твар- – -твор -, под ударением пишем ту букву, которую слышим. Например, кланяться , но поклон, творчество . А вот в безударном положении в этих корнях пишется буква о , например, поклониться, склониться, наклониться, творить, претворить в жизнь. Исключение – слово утварь, в котором в безударном положении в корне - твар - напишем гласную а.

    Задание : Накл_нился к земле, передать покл_н герц о гине, покл_ниться старшему, скл_нение прил а гательных, пр е кл_няться перед г е роизмом, пр и кл_нить голову. Великое тв _ рение, тв_рить чудеса, пр е тв_рять в жизнь, отв_рить калитку, хороший ра с тв_ритель, разная утв_рь, укл_няться от обяза нн остей, кухо нн ая утв_рь.

    Приложение 1

    1. заг. рать на солнце

    2. г. релые спички

    3. к. снуться рукой

    4. к. сание мяча 5. разг. релся спор 6. ог. рок свечи 7. разг. релся костер 8. паровозная изг. рь 9. к. сается дна 10 сг.ревшая листва

    1. заг. рать на солнце

    2. г. релые спички

    3. к. снуться рукой

    4. к.сание мяча 5. Разг.релся спор 6. ог. рок свечи 7. разг.релся костер 8. паровозная изг.рь 9. к. сается дна 10 сг.ревшая листва

    1. заг..рать на солнце

    2. г. релые спички

    3. к. снуться рукой

    4. к.с ание мяча 5. разг.релся спор 6. ог. рок свечи 7. разг. релся костер 8. паровозная изг.рь 9. к.сается дна 10 сг. ревшая листва

    КЛЮЧ

    1) о, 2) о, 3) о, 4) а, 5) о, 6) а, 7) о, 8) а, 9) а, 10) о.

    Л.И.НОВИКОВА,
    г. Троицк, Московская обл.

    Правописание корней -гар- и -гор-

    Тема урока: «Правописание гласных о и а в корнях -гар- и -гор- ».

    Тип урока: объяснение нового материала.

    Цели урока :

    – научить школьников различать написание корней с чередующимися гласными;
    – выработать умение разграничивать омонимичные корни, правописание которых подчиняется разным правилам;
    – способствовать формированию интереса к орфографии и внимательному отношению к слову.

    ХОД УРОКА

    1. Комплексная работа с текстом.

    Знаешь ли ты, юный читатель, что давным-давно сказки рассказывали устно, передавая их от одного поколения к другому. Создавал сказки народ, мечтавший о справедливости. Вот почему в народных сказках добро побеждает зло.

    У народа учились писатели-рассказчики, которые подарили нам литературные сказки про спящую красавицу, снежную королеву, стойкого оловянного солдатика.

    Сказки учат нас верности, доброте, преданности, щедрости, трудолюбию. Ведь недаром говорится: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

      Прочитайте текст выразительно вслух.

      О чем говорится в тексте?

      Чему учат нас сказки, которые мы читаем?

      Спишите текст, вставьте пропущенные орфограммы и объясните свой выбор написания.

      Составьте схему последнего предложения текста.

    2. Проверка текста, работа с орфограммами.

    Учащиеся читают текст по предложениям, объясняют орфограммы.

      В каких частях слов встретились орфограммы? (В приставках (рассказывали) , в окончаниях (знаешь) и в корнях слов.)

      Посмотрите на схему орфограмм в корнях слов, которая дана на доске, и приведите примеры на каждый случай.

      Примеры на какие правила не встретились в тексте? (Правописание чередующихся гласных в корнях слов.)

      Какие корни с чередующейся гласной вы уже знаете? (Корни -лаг-//-лож-, -раст-, -ращ-//-рос- .)

      Вспомните правило и запишите по пять примеров на каждый корень самостоятельно.

    3. Подготовка к восприятию нового материала.

      Прочитайте записанные вами слова с корнем -лаг-//-лож- (излагать, разложить, сложение, прилагательное, выложить).

      Какие примеры вы подобрали на правописание корня -раст-, -ращ-//-рос- ? (Расти, растение, выросли, выращенный, отраслевой.)

      Итак, мы с вами уже знаем о том, что в слове могут быть не только непроверяемые гласные, но и гласные чередующиеся, которые ни в коем случае нельзя проверять ударением.

    Мы познакомились с вами с правописанием двух корней, в которых выбор гласного зависит от последующего согласного в корне слова.

    Сегодня мы познакомились с вами еще с одним корнем с чередованием.

    4. Работа с новым материалом. Выведение правила правописания корней.

      Посмотрите на доску, сравните записи в двух столбиках и постарайтесь найти закономерность в написании корней. Запись на доске:

    (В корне -гар-//-гор- под ударением пишется а , без ударения о .)

      Откройте учебник, посмотрите правило, которое там дано, сравните, правильно ли вы нашли закономерность в написании корней. (Закономерность определена правильно.) Что нового к тому, что мы уже узнали, добавляет учебник? Есть ли исключения из рассмотренного правила?

    5. Первичное закрепление изученного материала (словарный объяснительный диктант).

    Возгораемость, возгораться, возгореться, выгореть, горелка, горючий, догорать, загореть, загорелый, загореться, нагорать, погорелец, пригореть, разгар, угар, угореть.

    6. Углубленное изучение материала.

      Сложное ли правило правописания корней -гар- //-гор- , которое мы узнали на уроке? (Несложное.)

      Действительно, для наблюдательного человека это совсем не трудно. Но иногда корни -гар- и -гор- попадают в затруднительное положение.

    Мы с вами в начале урока говорили о сказках. В тексте, с которым мы работали, рассказывалось о сказках народных и литературных. Но бывают и другие сказки, которые называются лингвистическими. С помощью одной такой сказки мы окажемся в стране Русского языка и посмотрим, что там происходит...

    В некотором царстве, в некотором государстве жили-были в избушке братья-близнецы. Они были очень похожи друг на друга, но все-таки немного различались. Одной-единственной буквой. Это были корни -гор-, -гар- . Все дела они делили пополам. -Гор- работал в безударном положении, а -гар- принимал весь удар на себя: он трудился под ударением.
    Если в предложении встречались слова гореть, горелки, пригореть , то корень -гор- бежал на службу, а если в предложении оказывались слова загар, угар, огарок , то торопился корень -гар- .
    Дружно жили братья, в мире и согласии. Но вот однажды их спокойная жизнь была нарушена. Позавидовали корни в словах горевать и гора благополучию братьев. Решили разрушить их покой.
    – Мы твои истинные братья, – нашептывали они корню -гор- . – Посмотри на наши лица. Мы похожи как две капли воды и трудиться умеем не хуже. Вот смотри: горе, горевать, горец, гористый . Бери нас в свою семью, а корень -гар- гони подальше.
    Засомневался корень -гор- : и брата ему жалко стало гнать (ведь столько лет вместе!), и чужаков обижать не хочется (ведь и правда, похожи-то как!). Как быть?
    Помогите корню -гор- !

      Как можно помочь корню -гор- выйти из затруднительного положения?

      Какое орфографическое правило необходимо использовать, когда в предложении встречаются корни-чужаки, как в словах горевать, гора ?

      Запомните предлагаемую рифмовку и постарайтесь различать омонимичные корни в словах.

    Одинаковы мы внешне,
    Схожи очень, хороши,
    Но, определяя корень, прежде
    Ты подумай, не спеши.
    Размышляй над нашим смыслом,
    В содержание вникай,
    Лишь тогда нас различишь ты,
    Лишь тогда не будет тайн.

    7. Выполнение тренировочных упражнений.

    Задание 1 (распределительный диктант): запишите слова в три столбика, распределив их по типам орфограмм и в зависимости от значения. К проверяемым орфограммам устно подберите проверочные слова.

    Горевать, гора, горелый, гористый, горемычный, горестный, горит, разгорелся, горянка, обгорел.

    Задание 2 (диктант-путаница): даны слова, каждое из которых начинается с гор- . Ваша задача: записать эти слова, выделить в них корни, объяснить их написание, найти среди них слова на изученное нами правило.

    Горбатый, горнолыжник, угореть, горячность, горделивый, городской, горизонтальный, разгорелся, горбинка, горноспасатель, городить, горбушка, гордиться, выгореть, горчичник, горячий, горюешь, подгорелый, горизонт, горилла, гороскоп, гороховый, горчинка, горячиться, горихвостка, горицвет, горком, горластый, горловина, горнист, горнозаводской, гороховый.

    8. Подведение итогов урока. Организация домашнего задания.

      Составьте словарный диктант со словами, в которых есть корни -гар- и -гор- .

      Продолжите сказку, услышанную на уроке, расскажите, как корни вышли из затруднительного положения.

    Чередование, зависящее от букв в суффиксе или корне

    Правило I. Корни с чередованием И//Е

    Если за корнем стоит суффикс А , то в корне пишем букву И , но если суффикса А Е .

    • -бир-а // -бер- (со бИр ать - за бЕр ёшь)
    • -пир-а // -пер- (за пИр ает - под пЕр еть)
    • -дир-а //-дер- (с дИр ать - дЕр ёт)
    • -тир-а // -тер- (с тИр ать - вы тЕр еть)
    • -жиг-а //-жеч- (с жИг ать - с жЕч ь)
    • -блист-а // -блест- (блИст ать - блЕст еть)
    • -стил-а // -стел- (пере стИл ать - за стЕл ешь)
    • -чит-а //-чест- (по чИт ать - по чЕс ти)
    • -мир-а //-мер- (за мИр ал - за мЕр еть)

    Правило II. Корни с чередованием А//О

    Если за корнем стоит суффикс а , то в корне пишем букву А , но если суффикса а нет, то в корне пишется буква О .

    • -кас-а //-кос- (кАс аться – кОс нуться)
    • -лаг-а // -лож- (по лАг ать – по лОж ить)

    Правило III. Корни с чередованием А//О

    Если в корне есть буквы Т или Щ , то пишем букву А , но если этих букв нет, то в корне пишется буква О .

    • -рАст-//-рАщ- // -рОс- (вы рАст и– вы рАщ енный — вы рОс ли).

    Исключения: рост ок, отрас ль, Рост ислав, рост овщик, Рост ов.

    Правило IV. Корни с чередованием А//О

    Если корень оканчивается на К , то пишем букву А , но если корень оканчивается на Ч , то в корне пишется буква О .

    • -скак // -скоч- (ск Акать – вск Очить ).

    Чередование, зависящее от ударения

    Правило V. Корни с чередованием А//О

    Если на корни –гАр — и – клАн — падает ударение, то в них пишем букву А , но если эти корни безударные, то в них пишем О .

    • -гАр -//- гор- (за гАр – за гор ать)
    • -клАн-//-клон- (клАн яться – по клон иться)

    Правило VI. Корни с чередованием А//О

    Если на корень –зАр — НЕ падает ударение, то в нём пишем букву А , но если этот корень ударный, то в нём пишем О .

    Исключения: зор янка, зор евать.

    • -зОр-//-зар- (зар я – зОрь ка)

    Чередование, зависящие от смысла (значения) слова

    Правило VII. Корни с чередованием А//О

    Если значение слова «погружать в жидкость», то пишем А , но если слово обозначает «пропускать жидкость», то пишем О .

    • -мак -//- мок- (мак ать хлеб в мёд промОк нуть под дождём)

    Правило VIII. Корни с чередованием А//О

    Если значение слова «одинаковый, сходный», то пишем А , но если слово обозначает «ровный, гладкий, прямой», то пишем О .

    • -равн -//- ровн- (сравн итьхарактеры подровн ять грядку ).

    wiki.eduVdom.com

    Инструменты пользователя

    Инструменты сайта

    Боковая панель

    Русский язык – орфография:

    Контакты

    Корни с чередованием о - а

    Корни с непроверяемыми гласными

    Правописание гласных во многих словах нельзя проверить ударением: со бака, во лдырь, ва трушка и др.; о таких словах следует справляться в словаре и запоминать их правописание.

    кос - кас, лож - лаг

    В корнях кос- - кас-, лож- - лаг- пишется буква а , если за корнем следует суффикс -а- , например: ка с-а́-ться (но ко с-ну́ться), ка с-а́-тельная (но прико с-нове́ние); изла г-а́-ть (но изло ж-и́ть), сла г-а́-ть (но сло ж-и́ть).

    клон - клан, твор - твар, гор - гар

    В корнях клон- - клан-, твор- - твар-, гор- - гар- без ударения пишется буква о , например: накло н я́ть, скло н е́ние, покло н и́ться; тво р е́ц, тво р е́ние, сотво р и́ть; заго р е́лый, заго р а́ть, го р е́ть, го р е́ние.

    В корне зар- - зор- (за р я́ - зо́ р и - зо́ р ька ) без ударения пишется а , например: за р я́, за р ни́ца, за р ево́й, оза р я́ть, оза р е́ние.

    плав - плов

    Корень плав- - плов- пишется с буквой о только в двух словах: пло в ец, пло в чиха , в остальных случаях пишется а : спла в лять, пла в ник, попла в ок, пла в унец (жук), пла в учий. (Запомните слово плы вун - слои подпочвы, насыщенные водой.)

    В корне раст- - рос- (ра ст и́ - ро с ло́ ) без ударения перед ст и щ пишется а (вы́ра ст ить, во́зра ст , нара ст а́ние, взра щённый, сра ще́ние );
    перед с без последующего т пишется о (вы́ро с , вы́ро с ший, во́доро с ль, не́доро с ль ).

    равн - ровн

    Корень равн- преимущественно пишется в словах, которые связаны по значению с «равн ый » («одинаковый» ): ра вн омерный, ра вн означный, сра вн ить, всё ра вн о , а также в словах: ра внение, ра вняйсь, ра вняясь, пора внялся, ра внина;
    корень ровн- преимущественно пишется в словах, связанных по значению с «ровн ый » («гладкий », «прямой »), например: ро вн ять (дорожки), подро вн ять (клумбы) и т. п., уро вень, ро вня .

    мак - мок - моч

    Корень мак- пишется в словах со значением «опускать или опустить что-либо в жидкость с целью напитать этой жидкостью»: ма к ать (хлеб в молоко), обма к нуть (перо в чернильницу);
    корень мок- пишется в словах со значением «пропускать жидкость, становиться влажным»: сапоги промо к ают , вымо к нуть (под дождём), бумага промо к ает , промо к ательная бумага, промо к ашка .

    Перед ч (моч- ) - всегда пишется буква о , например: мо ч ить, намо ч и, промо ч у, вымо ч енный (ср. под ударением: мо ч ит, смо ч енный ; о глаголах на -иватъ типа сма ч ивать, выма ч ивать см.Корни с проверяемыми гласными).

    скак - скоч

    В корне скак- - скоч- без ударения перед ч обычно пишется о , перед к - буква а , например: вско ч и́ть (но ска к а́ть), наско ч и́ть (но на ска к у́), заско ч и́ть, вы́ско ч ка.

    Корни с чередованием клон клан правило

    § 35. Имеются корни, в которых написание букв на месте безударных гласных не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции. К ним относятся следующие корни с чередующимися гласными.

    1. Корни с буквами а и о.

    гар - гор. На месте безударного гласного пишется буква о, хотя под ударением - а, напр.: горе́ть, нагоре́ть, угоре́ть, выгора́ть, загоре́лый, погоре́лец, горю́чий; но: гарь, зага́р, нага́р, уга́р. Исключения (гар без ударения): вы́гарки, и́згарь, при́гарь, гарево́й (наряду с вариантом га́ревый).

    зар - зор. На месте безударного гласного пишется а: заря́, зарни́ца, зарево́й, озари́ть, озаря́ться, озаре́ние, заря́нка (птица), заря́ница; под ударением - а и о, ср.: за́рево, лучеза́рный, светоза́рный и зо́ри (мн. ч. слова заря́), зо́рька, зо́ренька, зо́рюшка, зо́ря (военный сигнал, обычно в выражении бить или играть зорю).

    кас - кос. В этом корне пишется а, если после корня следует а; в остальных случаях пишется о: ср. касаться, касание, прикасаться, касательство, касательно, но коснуться, прикоснуться, соприкосновение, неприкосновенный (под ударением гласный корня не встречается).

    клан - клон. На месте безударного гласного пишется о, напр.: поклони́ться, наклони́ть, преклони́ть, склони́ться, отклоня́ться, преклоня́ться, преклоне́ние, склоне́ние; под ударением - о и а: ср. покло́н, накло́н, накло́нится, скло́нный, непрекло́нный и кла́няться, раскла́няться, откла́няться.

    крап - кроп. Без ударения пишется буква о в словах со значением ‘покрывать каплями, брызгами’: кропи́ть, кропле́ние (от кропи́ть), окропи́ть, окроплённый, окропля́ть; буква а - в словах со значением ‘покрывать мелкими пятнышками, точками’: краплёный, крапле́ние (от кра́пать в значении ‘покрывать крапинами, наносить крап’), вкрапле́ние. Под ударением - только а: кра́пать, кра́пина, кра́пинка, вкра́пить, вкра́пленный, крап.

    лаг - лог - лож. На месте безударного гласного перед г пишется а, перед ж - о, напр.: излага́ть, облага́ть, предполага́ть, прилага́ть, разлага́ть, безотлага́тельный, отлага́тельство, влага́лище, прилага́тельное, слага́емое, стихослага́тель, но: заложи́ть, изложи́ть, отложи́ть, положи́ть, предложи́ть, приложи́ть, изложе́ние, положе́ние, предложе́ние, стихосложе́ние, обложно́й, отложно́й. Под ударением всегда о: нало́г, зало́г, подло́г, подло́жный, поло́жит, поло́женный. В слове по́лог, где корень -лог- в современном языке уже не выделяется, без ударения перед г пишется о.

    мак - мок - моч. На месте безударного гласного пишется перед к буква а в словах со значением ‘окунать, погружать в жидкость’: макать, макнуть, обмакнуть; буква о - в словах со значением ‘становиться мокрым’: намокать, отмокать, обмокать, промокать (под дождём), в словах, производных от мокрый (напр., мокроватый, мокрота, мокрота, мокрица) (под ударением - в словах мокрый, мокнуть, намокнуть, промокнуть и т. п.), и в словах со значением ‘осушать чем-н. впитывающим влагу’: промокать, промокнуть, промокательный, промокашка. Перед ч - всегда буква о, напр.: мочить, намочи, промочу, вымоченный (ср. под ударением: мочит, смоченный; о глаголах на -иватъ типа смачивать, вымачивать см. § 34, примечание 2).

    пай - пой (в глаголе паять и однокоренных словах). Без ударения пишется а: пая́ть, запая́ть, распая́ться, пая́льник и т. п. Под ударением - а и о: ср. запа́янный, запа́йка, спа́йка, спа́йный и припо́й, напо́й.

    плав - плов. Без ударения пишется а: плаву́чий, плавни́к, поплаво́к, плаву́н (трава; жук; водяной опоссум), плавуне́ц (жук), плаву́нчик (птица), сплавля́ть, сплавно́й, на плаву́, наплавно́й; но: пло́вец и пло́вчиха с буквой о. Под ударением - только а: пла́вать, лесоспла́в.

    Примечание. В слове плывун (грунт) пишется буква ы, как и в других словах, производных от глагола плыть - плыву: наплывать, подплывать, расплываться и т. п.

    равн - ровн. Буква а пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ра́вный ‘одинаковый’, напр.: равня́ть (кого-что-н. с кем-чем-н.), равня́ться (чему-н. или с кем-чем-н.), приравня́ть, поравня́ться, сравни́ть(ся), сравне́ние, сравня́ться (в чем-н.), сравня́ть (счёт), подравня́ть, выравня́ть (напр., строчки - ‘сделать равными по длине’), уравня́ть, уравне́ние, уравни́ловка, равнопра́вный, равноси́льный, равноце́нный, равнове́сие, равноде́нствие, наравне́, равно́ .

    Буква о пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ро́вный ‘гладкий, прямой, без неровностей’, напр.: ровня́ть (грядку, поверхность дороги), заровня́ть, разровня́ть, подровня́ть, вы́ровнять (сделать ровным, гладким, прямым).

    Однако в словах по́ровну, рове́сник, связанных по значению с равный, пишется буква о; в слове равнина, связанном по значению с ровный, - буква а. В словах с неясной соотнесенностью пишутся: буква а - в глаголе равня́ться (в шеренге, при построении) и производных от него словах равне́ние, подравня́ться, вы́ровняться (в строю); буква о - в сочетании не ровён час, в слове у́ровень.

    разн - розн. В многочисленных сложных словах с первой частью разно- (разноро́дный, разносторо́нний, разноголо́сица и т. п.) без ударения пишется буква а, в слове по́рознь - буква о Под ударением - а (ра́зный, ра́зница, ра́зниться) и о (ро́знь, ро́зниться, разро́зненный).

    рос(т) - рас(т) - ращ. На месте безударного гласного пишется: а) перед с (без последующего т) - буква о: росла́, росли́, вы́рос, вы́росший, за́росль, по́росль, во́доросль, не́доросль; исключение - о́трасль и производные от него (отраслево́й, межотраслево́й, многоотраслево́й); б) перед ст - буква а, напр.: расти́, расту́, расти́ть, подрасти́, вы́расти, вы́растить, вы́расту, выраста́ть, прорасти́ть, произраста́ть, нараста́ть, возрасти́, возраста́ть, во́зраст, расте́ние, расти́тельность, дикорасту́щий; исключения: росто́к, ростово́й, ростовщи́к, вы́рост, выростно́й, вы́росток, за́росток, про́рость, подростко́вый (наряду с вариантом подро́стковый); в) перед щ всегда а, напр.: ращу́, вы́ращу, вы́ращенный, прираща́ть, нараще́ние, сраще́ние.

    Под ударением перед с (с последующим т и без него) - только о, напр.: ро́ст, наро́ст, отро́сток, подро́сток, переро́сток; ро́с, заро́с, подро́сший, ро́слый, дикоро́сы.

    скак - скок - скач - скоч. Если корень оканчивается на к, то на месте безударного гласного пишется буква а, напр.: скака́ть, прискака́ть, ускака́ть, скакну́ть, скака́лка, скаку́н, на скаку́, скаково́й, хотя под ударением - о, напр.: ско́к, наско́к, отско́к, поско́к, соско́к (о глаголах на -ивать типа наскакивать см. § 34, примечание 2).

    Если корень оканчивается на ч, то пишутся: буква а в формах глагола скакать и производных от него глаголов (напр.: скачу́, скачи́, обскачу́, обскачи́, поскачу́, поскачи́), а также в слоне скачо́к (проверкой служат формы тех же глаголов - напр., ска́чет, поска́чем, и производные ска́чка, вска́чь); буква о - в приставочных глаголах на -скочить (напр.: вскочи́ть, вскочу́, вскочи́, вы́скочить, вы́скочу, вы́скочи, соскочи́ть, подскочить) и в слове выскочка (проверка - формами тех же глаголов, кроме вы́скочить: вско́чит, соско́чат и т. п.).

    Ср.: проскачу́ (сто вёрст), проскачи́ (формы глагола проскака́ть, проска́чет) и проскочу́, проскочи́ (формы глагола проскочи́ть, проско́чит) ; подскачу́, подскачи́ (формы глагола подскака́ть, подска́чет приблизиться вскачь’) и подскочу́, подскочи́ (формы глагола подскочи́ть, подско́чит ‘быстрым движением приблизиться к кому-чему-н. или резко подняться’).

    твор - твар. В словах твори́ть, творе́ние, творе́ц, сотворённый, вытворя́ть и др. без ударения пишется буква о; под ударением - не только о (тво́рческий, тво́рчество), но и а (тва́рь, тва́рный). В слове у́тварь, где корень -твар- в современном языке уже не выделяется, без ударения пишется а.

    2. Корни с буквами и и е.

    блес(к,т) - блещ - блист. На месте безударного гласного пишутся буквы и и е: и - перед ст при последующем ударном а, напр.: блиста́ть, блиста́ет, блиста́ющий, блиста́ние, блиста́тельный, заблиста́ть; е - в остальных случаях, напр.: блесте́ть, блести́т, блестя́щий, блестя́, блесну́ть, заблесте́ть, проблесну́ть, блесна́, о́тблеск, про́блеск, блещу́, блещи́, блеща́. Под ударением - е и ё : бле́ск, бле́щет, бле́щущий; поблёскивать, отблёскивать, проблёскивать, блёстки.

    вис - вес. На месте безударного гласного пишется буква и в глаголе висе́ть (виси́т, вися́) и производных от него (повисе́ть, отвисе́ться и т. п.), а также в приставочных глаголах с общей частью -висеть: повиса́ть, нависа́ть, свиса́ть и т. п. (ср. под ударением: ви́снуть, пови́снуть, зави́снуть); буква е - в словах вы́весить, вы́веска, подвесно́й, навесно́й, на весу́ (ср. под ударением: пове́сить, подве́сить, све́сить).

    лип - леп. В словах прилипать, налипа́ть и т. п. в безударном положении пишется буква и (ср. под ударением: ли́пкий, прили́пнуть), а в словах лепи́ть, прилепи́ть, налепи́ть и т. п. - буква е (ср. под ударением: ле́пит, приле́пит, ле́пка).

    сид - се(д). На месте безударного гласного пишутся: буква и - перед мягким согласным д - в глаголе сиде́ть (сидя́т, сиди́) и производных от него (просиде́ть, засиде́ться, сиде́лка, посиде́лки и т. п.); буква е - перед твердым д: седо́к, седло́ (в последнем в формах мн. ч. - ё : сёдла), седла́ть, седа́лище, седа́лищный, восседа́ть, заседа́ть, наседа́ть, приседа́ть, заседа́тель, председа́тель, а также - перед мягким д - в производных от слова седло́ (седе́льный, седе́льник, чересседе́льник, седе́льце). Под ударением - и и е, напр.: си́дя, отси́дка, уси́дчивый; се́сть, присе́сть, се́ла, домосе́д, непосе́да, насе́дка, присе́д; в формах глагола се́сть и приставочных - также а (на письме я): ся́ду, ся́дь, прися́дут.

    Примечание 1. О написании гласных букв и и е в глагольных корнях с беглым гласным см. § 36.

    Примечание 2. В глаголах с общей частью -нима́ть (напр., занимать, донимать, обнимать, отнимать, поднимать, снимать, понимать, унимать), которым соответствуют глаголы совершенного вида на -ня́ть (занять, принять, поднять, понять, унять и т. п.), пишется после н на месте безударного гласного буква и; то же в глаголе вынимать (ср. сов. вид вынуть). В некоторых глаголах этой группы безударный гласный корня может быть проверен ударным и в формах типа отнимет, поднимет, снимет (это формы глаголов на -нять), редко - в производных словах: снимок, в обнимку.

    Примечание 3. Буква и на месте безударного гласного пишется также в корне глаголов заклинать и проклинать. В соответствующих глаголах совершенного вида и других однокоренных словах пишется (как в безударном положении, так и под ударением) буква л: проклясть, проклянёт, клясть, клял, заклятие, проклятие и т. п.

    11. Буквы о и а в корнях -кос- / -кас-; -гор- / — гар-; -клан- / -клон-; -зар- / -зор-. Правила

    Существуют корни, в которых написание букв на месте безударных гласных не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции. К ним относятся корни с чередующимися гласными.

    В корне -кос- / -кас- в безударном положении пишется буква а,
    если после корня есть суффикс -а- ; если суффикса -а- нет,
    то пишется буква о:

    В корне -гор- / -гар- , в безударном положении пишется буква о,
    под ударением а:

    В корне -клан- / -клон- в безударном положении пишется буква о,

    поклони́ться, преклони́ть; покло́н - кла́няться.

    В корне -зар- / -зор- в безударном положении пишется буква а,
    под ударением та гласная, которая слышится - о или а:

    заря́; зо́рька - за́рево.

    БЕЗ УДАРЕНИЯ: -гор-, -клон-, -зар- .

    Задачи на тему «Буквы о и а в корнях -кос- / -кас-; -гор- / — гар-; -клан- / -клон-; -зар- / -зор-«

    Вставьте пропущенные буквы.

    Нечаянно к снуться, к сательная к окружности, попутно к саться, прик снуться к тайне, неприк сновенный запас, лёгкое прик сновение, слегка к саться, не прик саться к стене.

    Вставьте пропущенные буквы.

    Г рение, кл ниться, оз рить, сильно заг реть, выг реть от солнца, ог рок свечи, пахнет г рью, газовая г релка, подг ревшее молоко, дог рает заря, утренняя з рька, раскл няться со знакомыми, накл нить голову.

    Вставьте пропущенные буквы.

    Не переставая кл няться, скл ниться над книгой, прекл няться перед талантом, укл ниться от ответа, на скл не горы, низкие накл ны, накл нять ветку, скл няемый ветром, раскл няться при встрече.

    Вставьте пропущенные буквы.

    1. Проведите к сательную линию к окружности. 2. Имел он счастливый талант без принужденья в разговоре к снуться до всего слегка. 3. В своей жизни ему пришлось соприк саться с различными людьми. 4. Прик сновение к оголённой электропроводке опасно для жизни. 5. Ветви ивы накл нялись над рекой и почти к сались воды.

    Правописание чередующихся гласных О и А в корнях -ГОР- / -ГАР-

    Этот видеоурок доступен по абонементу

    У вас уже есть абонемент? Войти

    На этом уроке мы вспомним корни слов, в которых выбор гласных О и А зависит от конечной согласной корня. Познакомимся мы и с корнями, в которых выбор гласных О и А зависит от ударения, и узнаем правила чередования этих гласных.

    Повторение. Корни, в которых выбор гласных зависит от конечной согласной

    Нам уже известно, что в русском языке существуют корни, в которых гласные О и А могут чередоваться. Например:

    1) в корне -РАСТ- / -РАЩ- / -РОС- пишется А перед сочетанием СТ и Щ , в остальных случаях пишется О (рис. 1).

    2) в корне -ЛАГ- / -ЛОЖ- перед Г пишется А , перед Ж пишется О (рис. 2).

    То есть выбор гласных в данных корнях зависит от конечной согласной корня.

    Чередование гласных О и А в корнях –ГОР- / -ГАР-

    В корне -ГОР- / -ГАР- выбор гласных О или А зависит от ударения.

    Под ударением в корне -ГОР- / -ГАР- пишем А (загар, угар, нагар), без ударения пишем О (подгорелый, угорелый, загорелый) (рис. 3).


    Исключения из правила : выгарки, изгарь, пригарь.

    Алгоритм действий для определения гласной в корне -ГОР- / -ГАР-:

    1) выделить корень;

    3) если ударение падает на корень, пишем А ;

    4) если ударение падает не на корень, пишем О .

    Следует отличать от корня с чередованием -ГОР- / -ГАР- омонимичные ему корни, такие как: гор в слове гора

    Для этого необходимо помнить о лексическом значении корня. Корни с чередованием О и А -ГОР- / -ГАР- имеют значение, связанное с огнём , например: гореть, загорать, загар. В слове гора корень имеет значение «возвышенность», а в слове горе корень имеет значение «несчастье».

    Другие корни, в которых выбор гласных О или А зависит от ударения

    1) Корни -ЗАР- / -ЗОР-.

    В корне -ЗАР- / -ЗОР- без ударения всегда пишем А ( заря, зарница, озарять). Исключение: зоревой.

    Алгоритм действий для определения гласной в корне –ЗАР- / -ЗОР-:

    1) выделить корень;

    2) определить, куда падает ударение;

    3) под ударением пишем то, что слышим;

    4) без ударения пишем А.

    2) Корни -КЛАН- / -КЛОН- и -ТВАР- / -ТВОР-.

    В корне -КЛАН- / -КЛОН- и в корне -ТВАР- / -ТВОР- под ударением пишем ту букву, которую слышим (кланяться, поклон, творчество), без ударения пишем О (поклониться, склониться, наклониться, творить, претворить в жизнь).

    Исключение: утварь.

    3) Корни -ПЛАВ- / -ПЛОВ-.

    В корне -ПЛАВ- / -ПЛОВ- гласные О и А могут чередоваться ещё и с гласной Ы. В безударном положении гласная О пишется только в словах пловец и пловчиха, в остальных случаях в безударном положении пишется А (плавник, поплавок, плавучий). Гласная Ы пишется только в слове плывун.

    Домашнее задание

    1. Вставьте пропущенные буквы: изл_гать, ул_житься, предпол_жение, пол_г, распол_гать, разл_жить, пол_гаться, пол_жение.
    2. Вставьте пропущенные буквы: р_стить, нар_щение, выр_сший, выр_стить, пор_сль, р_сток.
    3. Вставьте пропущенные буквы: г_рение, кл_ниться, оз_рить, сильно заг_реть, выг_реть от солнца, газовая г_релка, накл_нить голову, пл_вун, претв_рить в жизнь.
    1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. М.: Просвещение, 2008.
    2. Русский язык. Теория. 5–9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. М.: Дрофа, 2008.
    3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. М.: Дрофа, 2010.

    Имеются корни, в которых написание букв на месте безударных гласных не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции. К ним относятся следующие корни с чередующимися гласными.

    1. Корни с буквами а и о .

    гар - гор . На месте безударного гласного пишется буква о , хотя под ударением - а , напр.: горе́ть, нагоре́ть, угоре́ть, выгора́ть, загоре́лый, погоре́лец, горю́чий ; но: гарь, зага́р, нага́р, уга́р . Исключения (гар без ударения): вы́гарки, и́згарь, при́гарь, гарево́й (наряду с вариантом га́ревый ).

    зар - зор . На месте безударного гласного пишется а : заря́, зарни́ца, зарево́й, озари́ть, озаря́ться, озаре́ние, заря́нка (птица), заря́ница ; под ударением - а и о , ср.: за́рево, лучеза́рный, светоза́рный и зо́ри (мн. ч. слова заря́ ), зо́рька, зо́ренька, зо́рюшка, зо́ря (военный сигнал, обычно в выражении бить или играть зорю ).


    кас - кос . В этом корне пишется а , если после корня следует а ; в остальных случаях пишется о : ср. касаться, касание, прикасаться, касательство, касательно, но коснуться, прикоснуться, соприкосновение, неприкосновенный (под ударением гласный корня не встречается).

    клан - клон . На месте безударного гласного пишется о , напр.: поклони́ться, наклони́ть, преклони́ть, склони́ться, отклоня́ться, преклоня́ться, преклоне́ние, склоне́ние ; под ударением - о и а : ср. покло́н, накло́н, накло́нится, скло́нный, непрекло́нный и кла́няться, раскла́няться, откла́няться.

    крап - кроп. Без ударения пишется буква о в словах со значением "покрывать каплями, брызгами": кропи́ть, кропле́ние (от кропи́ть ), окропи́ть, окроплённый, окропля́ть ; буква а - в словах со значением "покрывать мелкими пятнышками, точками": краплёный, крапле́ние (от кра́пать в значении "покрывать крапинами, наносить крап"), вкрапле́ние . Под ударением - только а : кра́пать, кра́пина, кра́пинка, вкра́пить, вкра́пленный, крап.

    лаг - лог - лож . На месте безударного гласного перед г пишется а , перед ж - о , напр.: излага́ть, облага́ть, предполага́ть, прилага́ть, разлага́ть, безотлага́тельный, отлага́тельство, влага́лище, прилага́тельное, слага́емое, стихослага́тель , но: заложи́ть, изложи́ть, отложи́ть, положи́ть, предложи́ть, приложи́ть, изложе́ние, положе́ние, предложе́ние, стихосложе́ние, обложно́й, отложно́й . Под ударением всегда о : нало́г, зало́г, подло́г, подло́жный, поло́жит, поло́женный . В слове по́лог , где корень -лог- в современном языке уже не выделяется, без ударения перед г пишется о .

    мак - мок - моч . На месте безударного гласного пишется перед к буква а в словах со значением "окунать, погружать в жидкость": макать, макнуть, обмакнуть ; буква о - в словах со значением "становиться мокрым": намокать, отмокать, обмокать, промокать (под дождём), в словах, производных от мокрый (напр., мокроватый, мокрота, мокрота, мокрица ) (под ударением - в словах мокрый, мокнуть, намокнуть, промокнуть и т. п.), и в словах со значением "осушать чем-н. впитывающим влагу": промокать, промокнуть, промокательный, промокашка . Перед ч - всегда буква о , напр.: мочить, намочи, промочу, вымоченный (ср. под ударением: мочит, смоченный ; о глаголах на -иватъ типа смачивать, вымачивать см. § 34 , примечание 2).


    пай - пой (в глаголе паять и однокоренных словах). Без ударения пишется а : пая́ть, запая́ть, распая́ться, пая́льник и т. п. Под ударением - а и о : ср. запа́янный, запа́йка, спа́йка, спа́йный и припо́й, напо́й .

    плав - плов . Без ударения пишется а : плаву́чий, плавни́к, поплаво́к, плаву́н (трава; жук; водяной опоссум), плавуне́ц (жук), плаву́нчик (птица), сплавля́ть, сплавно́й, на плаву́, наплавно́й ; но: пло́вец и пло́вчиха с буквой о . Под ударением - только а : пла́вать, лесоспла́в .

    Примечание. В слове плывун (грунт) пишется буква ы , как и в других словах, производных от глагола плыть - плыву: наплывать, подплывать, расплываться и т. п.

    равн - ровн . Буква а пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ра́вный "одинаковый", напр.: равня́ть (кого-что-н. с кем-чем-н.), равня́ться (чему-н. или с кем-чем-н.), приравня́ть, поравня́ться, сравни́ть(ся), сравне́ние, сравня́ться (в чем-н.), сравня́ть (счёт), подравня́ть, выравня́ть (напр., строчки - "сделать равными по длине"), уравня́ть, уравне́ние, уравни́ловка, равнопра́вный, равноси́льный, равноце́нный, равнове́сие, равноде́нствие, наравне́, равно́ .

    Буква о пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ро́вный "гладкий, прямой, без неровностей", напр.: ровня́ть (грядку, поверхность дороги), заровня́ть, разровня́ть, подровня́ть, вы́ровнять (сделать ровным, гладким, прямым).

    Однако в словах по́ровну, рове́сник , связанных по значению с равный , пишется буква о ; в слове равнина , связанном по значению с ровный , - буква а . В словах с неясной соотнесенностью пишутся: буква а - в глаголе равня́ться (в шеренге, при построении) и производных от него словах равне́ние, подравня́ться, вы́ровняться (в строю); буква о - в сочетании не ровён час , в слове у́ровень .

    разн - розн . В многочисленных сложных словах с первой частью разно- (разноро́дный, разносторо́нний, разноголо́сица и т. п.) без ударения пишется буква а , в слове по́рознь - буква о Под ударением - а (ра́зный, ра́зница, ра́зниться ) и о (ро́знь, ро́зниться, разро́зненный ).


    рос(т) - рас(т) - ращ . На месте безударного гласного пишется: а) перед с (без последующего т ) - буква о : росла́, росли́, вы́рос, вы́росший, за́росль, по́росль, во́доросль, не́доросль ; исключение - о́трасль и производные от него (отраслево́й, межотраслево́й, многоотраслево́й ); б) перед ст - буква а , напр.: расти́, расту́, расти́ть, подрасти́, вы́расти, вы́растить, вы́расту, выраста́ть, прорасти́ть, произраста́ть, нараста́ть, возрасти́, возраста́ть, во́зраст, расте́ние, расти́тельность, дикорасту́щий ; исключения: росто́к, ростово́й, ростовщи́к, вы́рост, выростно́й, вы́росток, за́росток, про́рость, подростко́вый (наряду с вариантом подро́стковый ); в) перед щ всегда а , напр.: ращу́, вы́ращу, вы́ращенный, прираща́ть, нараще́ние, сраще́ние .

    Под ударением перед с (с последующим т и без него) - только о , напр.: ро́ст, наро́ст, отро́сток, подро́сток, переро́сток; ро́с, заро́с, подро́сший, ро́слый, дикоро́сы .

    скак - скок - скач - скоч . Если корень оканчивается на к , то на месте безударного гласного пишется буква а , напр.: скака́ть, прискака́ть, ускака́ть, скакну́ть, скака́лка, скаку́н, на скаку́, скаково́й , хотя под ударением - о , напр.: ско́к, наско́к, отско́к, поско́к, соско́к (о глаголах на -ивать типа наскакивать см. § 34 , примечание 2).

    Если корень оканчивается на ч , то пишутся: буква а в формах глагола скакать и производных от него глаголов (напр.: скачу́, скачи́, обскачу́, обскачи́, поскачу́, поскачи́ ), а также в слоне скачо́к (проверкой служат формы тех же глаголов - напр., ска́чет, поска́чем , и производные ска́чка, вска́чь ); буква о - в приставочных глаголах на -скочить (напр.: вскочи́ть, вскочу́, вскочи́, вы́скочить, вы́скочу, вы́скочи, соскочи́ть, подскочить ) и в слове выскочка (проверка - формами тех же глаголов, кроме вы́скочить : вско́чит, соско́чат и т. п.).

    Ср.: проскачу́ (сто вёрст ), проскачи́ (формы глагола проскака́ть, проска́чет ) и проскочу́, проскочи́ (формы глагола проскочи́ть, проско́чит ); подскачу́, подскачи́ (формы глагола подскака́ть, подска́чет приблизиться вскачь") и подскочу́, подскочи́ (формы глагола подскочи́ть, подско́чит "быстрым движением приблизиться к кому-чему-н. или резко подняться").


    твор - твар. В словах твори́ть, творе́ние, творе́ц, сотворённый, вытворя́ть и др. без ударения пишется буква о ; под ударением - не только о (тво́рческий, тво́рчество ), но и а (тва́рь, тва́рный ). В слове у́тварь , где корень -твар- в современном языке уже не выделяется, без ударения пишется а .

    2. Корни с буквами и и е .

    блес(к,т) - блещ - блист . На месте безударного гласного пишутся буквы и и е : и - перед ст при последующем ударном а , напр.: блиста́ть, блиста́ет, блиста́ющий, блиста́ние, блиста́тельный, заблиста́ть ; е - в остальных случаях, напр.: блесте́ть, блести́т, блестя́щий, блестя́, блесну́ть, заблесте́ть, проблесну́ть, блесна́, о́тблеск, про́блеск, блещу́, блещи́, блеща́. Под ударением - е и ё : бле́ск, бле́щет, бле́щущий; поблёскивать, отблёскивать, проблёскивать, блёстки .

    вис - вес. На месте безударного гласного пишется буква и в глаголе висе́ть (виси́т, вися́ ) и производных от него (повисе́ть, отвисе́ться и т. п.), а также в приставочных глаголах с общей частью -висеть : повиса́ть, нависа́ть, свиса́ть и т. п. (ср. под ударением: ви́снуть, пови́снуть, зави́снуть ); буква е - в словах вы́весить, вы́веска, подвесно́й, навесно́й, на весу́ (ср. под ударением: пове́сить, подве́сить, све́сить ).

    лип - леп . В словах прилипать, налипа́ть и т. п. в безударном положении пишется буква и (ср. под ударением: ли́пкий, прили́пнуть ), а в словах лепи́ть, прилепи́ть, налепи́ть и т. п. - буква е (ср. под ударением: ле́пит, приле́пит, ле́пка ).

    сид - се(д). На месте безударного гласного пишутся: буква и - перед мягким согласным д - в глаголе сиде́ть (сидя́т, сиди́ ) и производных от него (просиде́ть, засиде́ться, сиде́лка, посиде́лки и т. п.); буква е - перед твердым д : седо́к, седло́ (в последнем в формах мн. ч. - ё : сёдла ), седла́ть, седа́лище, седа́лищный, восседа́ть, заседа́ть, наседа́ть, приседа́ть, заседа́тель, председа́тель , а также - перед мягким д - в производных от слова седло́ (седе́льный, седе́льник, чересседе́льник, седе́льце ). Под ударением - и и е , напр.: си́дя, отси́дка, уси́дчивый; се́сть, присе́сть, се́ла, домосе́д, непосе́да, насе́дка, присе́д ; в формах глагола се́сть и приставочных - также а (на письме я ): ся́ду, ся́дь, прися́дут .


    Примечание 1. О написании гласных букв и и е в глагольных корнях с беглым гласным см. § 36 .

    Примечание 2. В глаголах с общей частью -нима́ть (напр., занимать, донимать, обнимать, отнимать, поднимать, снимать, понимать, унимать ), которым соответствуют глаголы совершенного вида на -ня́ть (занять, принять, поднять, понять, унять и т. п.), пишется после н на месте безударного гласного буква и ; то же в глаголе вынимать (ср. сов. вид вынуть ). В некоторых глаголах этой группы безударный гласный корня может быть проверен ударным и в формах типа отнимет, поднимет, снимет (это формы глаголов на -нять ), редко - в производных словах: снимок, в обнимку.

    Примечание 3. Буква и на месте безударного гласного пишется также в корне глаголов заклинать и проклинать. В соответствующих глаголах совершенного вида и других однокоренных словах пишется (как в безударном положении, так и под ударением) буква л : проклясть, проклянёт, клясть, клял, заклятие, проклятие и т. п.