Войти
В помощь школьнику
  • Доклад на тему: "Проблема качества образования как проблема контроля и оценки образовательной деятельности" Актуальные проблемы оценки качества образования
  • Самые лучшие книги Стивена Кинга: список, рейтинг, описание
  • Опыт инклюзивного образования в россии, республике беларусь и сша Ожидаемые результаты реализации концепции
  • Что такое склонение светила
  • Интересные факты о египетских фараонах После фараон
  • Руководство и прохождение по "Корсары III"
  • Проект "проблема оценки качества образования как оценки деятельности педагога". Доклад на тему: "Проблема качества образования как проблема контроля и оценки образовательной деятельности" Актуальные проблемы оценки качества образования

    Проект

    Качество образования - это способность образовательного продукта или услуги соответствовать предъявляемым нормам государственного стандарта и социального заказа.

    Оценку качества образования в России в настоящее время производят по результатам ГИА и ЕГЭ, хотя сам факт внедрения этой формы аттестации выпускников средних школ всё ещё вызывает бурные дискуссии. На мой взгляд, ошибкой является оценка качества знаний, как таковых, а не умений безукоризненно действовать в новых нестандартных ситуациях, критично мыслить, что просто необходимо современному человеку информационного общества. Действует так называемый "знаниевый подход".

    Российская школа стремится наполнить головы своих учеников большим объёмом фактологической информации. Формированию же у школьников умения самостоятельно работать с информацией, выявлять проблемы, анализировать их, находить оптимальные пути их решения, т.е. применять полученные теоретические знания на практике, не уделяется должного внимания.

    Несмотря на смену парадигмы развития общества и образования в России, учителя всё еще тратят драгоценное учебное время на то что бы научить учеников готовым рецептам решения давно решенных проблем. Более того, с внедрением систем ГИА и ЕГЭ большинство учителей школ вынуждено готовить и "натаскивать" учеников в 9 и 11 классах именно к ГИА и ЕГЭ, а не развивать умения, обобщать и делать более прочными знания. Произошла своеобразная подмена целей.

    Все понимают важность данной проблемы, но сменить ориентиры в своей деятельности, к сожалению не могут.

    Любая деятельность, в том числе учебно-познавательная должна быть продуктивной.

    Продуктивность - это не только один из параметров оценки качества образования в целом, но и один из ключевых принципов обучения, на наш взгляд. Под продуктивностью учебно-познавательной деятельности мы понимаем не результат усвоения учеником набора фактов, теорий и правил, а умение и необходимость эти знания применять на практике в своей жизни и профессиональной деятельности. Знания же, в нашем понимании, являются не целью обучения, а его средством, т.е. инструментом с помощью которого можно достичь успехов в решении тех или иных лично значимых проблем. Знания - это компонент системы формирования умений и навыков.

    Результатом деятельности человека любой профессии является тот или иной продукт. Повар готовит вкусные блюда. Строитель воздвигает здания. Так же и результатом учебно-познавательной деятельности должен является своеобразный продукт, назовём его образовательным. И по качеству этого продукта уже можно судить о результатах деятельности учащегося. Телескоп-рефлектор, сделанный руками ученика - это продукт, красивое платье для выпускного бала - это тоже продукт и т.д. Но что бы эти продукты получить необходимы знания. Вот тут-то они и становятся средством достижения поставленной цели. Человек, поставивший своей целью создать сайт, будет так или иначе делать попытки его создать, но при этом он, рано или поздно, осознает, что знаний у него для реализации некоторых задач недостаточно. Человек будет вынужден искать дополнительные знания, анализировать полученную информацию, делать попытки применить знания на практике, а после того, как он этот сайт создаст, он приобретет не только прочные знания, но и опыт.

    Усвоение всего объема знаний должно происходить не до начала практической деятельности, а непосредственно в её процессе, в ходе поиска этих знаний учеником, и их применения к решению поставленной проблемы. Отметим, что это не значит, что ученик приступает к какой-либо деятельности, не имея при этом "ни гроша в кармане". В любом случае к началу деятельности в рамках занятия или курса у ученика имеются ранее сформированные умения и полученные в ходе их приобретения знания. Просто этих знаний не хватает для решения новой проблемы, или же "старые" знания вступают в противоречие с новыми фактами. Так рождаются проблемы, которые изначально становятся лично для ученика значимыми, ибо они возникли в его уме, а не были насаждены извне. В этом случае мотиватором деятельности становиться внутреннее стремление человека "снять" противоречие, решить проблему, а не стимулы, искусственно "притянутые за уши" преподавателем.

    Отметим так же, что всё сказанное не ново, и отражено еще в трудах Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна.

    Здесь роль учителя уже не сводится к тому, что бы подсказать ученику готовые пути решения проблемы, учитель уже не является источником знаний и последней инстанцией.

    Вся сложность заключается в том, что преподаватель должен уметь организовать учебно-познавательную деятельность таким образом, что бы ученики на каждом этапе обучения сталкивались с новыми проблемными ситуациями, активизировали свои умственные ресурсы на поиск путей их решения. Проблема должна при этом быть лично значимой для ученика, он не должен думать, что она была искусственно создана преподавателем.

    Главные показатели качественного образования - это умение применять знания на практике, в профессиональной деятельности и при этом получать отличные результаты; самостоятельно находить источники новых знаний для решения практически значимых проблем, анализировать их, критически мыслить. "Чистое знание" без способности его применить, сделав что-то полезное для себя и общества, бесполезно.

    Но это еще не главное, что нужно учитывать, оценивая качество образования. Многие эксперты уже давно и много говорят о том, что недостаточно просто оценить качество образования, просто оценив уровень знаний умений и навыков. Нужно учитывать, прежде всего, разные мнения о качестве образования и не забывать о том, что оценивание должно способствовать развитию качества. А значит, нужно совмещать не одну, а несколько «оценок».

    Не стоит забывать о том, на чем строится наше образование и что этому способствует. Красиво и хорошо расписаны цели и задачи в стандарте образования, но выполняется ли все это на самом деле, и везде ли. В этом и есть проблема, оценивают лишь общие знания, но забывают оценить то, в каких условиях, к примеру, эти знания были получены.

    Поэтому проблема мониторинга и оценки качества образования, это проблема создания системы оценки качества образования.

    ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ

    В настоящее время отсутствует единая точка зрения относительно определения понятий «качество», «качество среднего профессионального образования». В последние годы появились и вошли в жизнь такие понятия, как «качество образования», «качество подготовки специалистов», «качество содержания образования», «качество образовательных услуг», «внутренняя и внешняя система контроля качества подготовки специалистов». В данной работе используются следующие понятия:

      Качество образования (в широком смысле) - социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества, отдельных социальных групп в развитии и формировании жизненных, профессиональных, гражданских компетенций личности.

      Качество профессиональной педагогической подготовки (качество образования в узком смысле) будущего педагога нами трактуется с позиции компетентностного подхода как критерий, характеризующий состояние и результативность процесса образования, его соответствие потребностям и требованиям общества в развитии и становлении профессиональной педагогической компетентности специалиста.

      Нормы качества образования - выявленные, признанные, зафиксированные документально системы требований к качеству подготовки специалиста (как результату, как процессу, как образовательной системе), соответствующих потребностям общества и личности в качестве среднего педагогического образования определенной структуры и уровня.

      Критерии качества образования - признак степени соответствия качества

    подготовки специалиста (как результата, как процесса, как образовательной системы) установленным нормам, требованиям, эталонам, стандартам.

      Оценка качества образования - процесс, в результате которого определяется степень соответствия образовательного процесса, условий его обеспечения и результатов образовательной деятельности системе требований к качеству образования, зафиксированных в нормативных документах .

      Показатели – система основных характеристик деятельности ОУ, т. е. конкретные характеристики состояния ОУ, изменяющиеся в процессе его развития; характеризуют потенциальные возможности ОУ и результаты его деятельности.

      Критерии – признаки, на основании которых проводится оценка деятельности ОУ по данному показателю; определяют общие требования к деятельности ОУ, установленные на федеральном и региональном уровнях; установлены в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов к условиям и содержанию деятельности ОУ по данному показателю.

      Индикаторы – количественные или качественные оценки критериев, позволяющие определить текущее состояние ОУ, осуществлять сравнительный анализ установленных нормативов с фактическими данными ОУ.

      Компетенция - способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности.

      Общая компетенция - способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности.

      Профессиональная компетенция - способность успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при выполнении задания, решении задачи профессиональной деятельности.

      Компетентность - наличие у человека компетенций для успешного осуществления трудовой деятельности.

    Нормативно-правовая база, регулирующая процесс оценки качества подготовки специалистов, на настоящий момент состоит из документов федерального, регионального уровня и локальных документов организации.

    На федеральном уровне приняты следующие документы:

    Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 295 « Об утверждении государственной программы Российской Федерации « Развитие образования » на 2013 - 2020 годы »;

    Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

    Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (2009 г.);

    Профессиональный стандарт « Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) », утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н.

    Региональные нормативно-правовые документы, регулирующие процесс оценки качества подготовки специалистов среднего звена:

    Областной закон об образовании Архангельской области, принят Архангельским областным Собранием депутатов (Постановление от 26 июня 2013 года N 1970);

    Государственная программа Архангельской области « Развитие образования и науки Архангельской области (2013-2018 годы) », утверждена постановлением Правительства Архангельской области от 12 октября 2012 года N 463-пп;

    Распоряжение правительства Архангельской области от 01 декабря 2014 г. №1618 « Об утверждении положения об общественном совете по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности расположенных на территории Архангельской области организаций, осуществляющих образовательную деятельность ».

    Для определения сущности оценки качества подготовки специалистов среднего звена, используя существующую литературу и нормативно-правовую базу, сделаем анализ следующих понятий: качество образования, качество подготовки специалиста, оценка качества образования.

    Мы будем исходить из следующих концептуальных положений. Качество – категория многоуровневая, многоаспектная, многофункциональная и многомерная. По мнению О.Е. Пермякова и С.В Меньковой , понятие «качество образования» имеет философский характер, то есть «устанавливает совокупность свойств и меру ценности системы образования, отличающие ее от других областей знаний и обуславливающие способность этой сферы человеческой деятельности все более полно удовлетворять государственные, общественные и личностные потребности ». С.Е.Шишов, В.А. Кальней рассматривают понятие « качество образования » как, в первую очередь, социальную категорию, определяющую состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности. М.М. Поташник видит качество образования через соотнесение цели и результата, как меры достижения целей при том, что цели (результаты) заданы только операционально и спрогнозированы в зоне потенциального развития школьника». Таким образом, видим, что подходы к определению понятия качества образования могут быть разными, все зависит от того, что поставить во главу угла: качество процесса, качество результата, качество условий - или поставить знак равенства между этими понятиями.

    Закон «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.29. сформулировал понятие «качество образования» как «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы», т.е. в общем виде можно качество образования трактовать как соответствие требованиям стандарта и требованиям заказчика.

    Под качеством подготовки принято понимать соответствие уровня подготовки специалиста требованиям профессиональной среды, в которой ему предстоит работать. Стоит согласиться с мнением Ю.Н. Дрешер, профессор, заведующая кафедрой документоведения и издательского дела Казанского государственного университета культуры и искусств, доктор педагогических наук: « Подготовка компетентного, гибкого, конкурентоспособного специалиста требует разрешить противоречия между: знаниевой ориентацией содержания подготовки и личностным развитием будущего специалиста; традиционным подходом к оценке качества подготовки специалиста и складывающимся рынком образовательных услуг; потребностью в системе эффективных диагностических методик при оценке качества подготовки специалиста и недостаточностью научно-методического обеспечения текущего и итогового контроля оценки качества подготовки; требованиями, предъявляемыми к специалисту рынком труда, и готовностью преподавателей к подготовке конкурентоспособного специалиста; сложившейся системой оценки уровня подготовки специалиста и ориентацией студентов на адекватную оценку своих профессиональных качеств ». Европейский и отечественный опыт профессионального образования показывает, что новой альтернативой частичному изменению сложившейся системы может выступать использование механизмов, традиционно разработанных для сферы бизнес-менеджмента, в частности на основе международного стандарта ИСО 9001:2008. Разработка и практическая реализация новой методологии управления качеством подготовки специалистов со средним профессиональным образованием на основе международного стандарта ИСО 9001:2008 связывается с решением комплексов задач. Первый комплекс ориентирован на глубокое и всестороннее познание системного многоаспектного объекта управления – феномена «качество подготовки специалистов», структуры общественных и личных потребностей, удовлетворяемых через деятельность образовательного учреждения. Второй комплекс связан с установлением, обоснованием и выбором цели в системах управления качеством подготовки специалистов, с их эталонизированием. Третий комплекс сопряжен с поиском средств и технологий воздействия на управляемый объект – качество подготовки специалиста – для наилучшего достижения цели управления с разработкой механизма управления. Согласно определению Международной организации по стандартизации стандарт качества (ISO 9001) представляет собой определенный набор требований, объединенных с целью удовлетворения потребностей обеспечения качества в данной ситуации. Именно поэтому методологическую основу оценки качества составляют государственные образовательные стандарты, представляющие собой эталон минимальных требований к квалификации выпускника учреждения профессионального образования. Для достижения успеха в подготовке высококвалифицированных специалистов необходимо установить эффективную управленческую систему. Система менеджмента качества (СМК) ИСО 9001:2008 является практическим инструментом, помогающим организации определить путь к управлению качеством.

    Применительно к образованию под « предметом », « продуктом » или « объектом » следует понимать « качество подготовки ». Соответственно, под « удовлетворением определенных потребностей », следует понимать « удовлетворение потребностей в качестве подготовки » тех субъектов деятельности, которые являются « потребителем » образовательных услуг или выпускников образовательных учреждений. К таковым можно отнести работодателей как « потребителей специалистов », поступающих в образовательные учреждения, обучающихся и членов их семей как потребителей образовательных услуг. С другой стороны, работодателей, в роли которых выступают учреждения и организации, общественные организации, федеральные и региональные органы исполнительной власти, в т.ч. осуществляющие управление в сфере образования, можно отнести к категории « заказчиков ». Кроме обозначенных групп субъектов деятельности в системе профессионального образования в постоянных взаимоотношениях с ними находятся « провайдеры образовательных услуг » – образовательные учреждения. Социальные нормы по качеству образования выступают в роли оснований для оценки качества. Они могут формироваться как от достигнутого уровня, так и от будущего. Это означает, что социальные нормы по качеству должны преимущественно опираться на построение прогнозных моделей качества подготовки специалистов. Качество подготовки специалистов – динамический процесс, который развивается в результате постоянной оценки и самооценки. Основной целью такой оценки и самооценки должна явиться не просто констатация достигнутого уровня качества подготовки, а повышение этого уровня за счёт целенаправленных и последовательно осуществляемых изменений в соответствии с меняющимися условиями поведения внешней среды. Реализация такого подхода к определению качества подготовки специалистов предполагает необходимость разработки методологического инструментария выявления, изучения и учёта актуальных и перспективных требований всех потребителей. Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов СПО третьего поколения предполагало значительные отличия от предыдущих стандартов. В новых стандартах введены понятия «общекультурные компетенции и профессиональные компетенции». Требования к результатам освоения дисциплины определяются формированием определенных общекультурных и профессиональных компетенций. В этой связи особый интерес вызывает методология многомерного подхода к проблемам формирования критериев оценок качества подготовки специалистов, предложенная Г.И.Ибрагимовым . Его концепция многомерного мышления может рассматриваться как способ понимания природных, общественных и духовных явлений, учитывающий многокачественность и многоаспектность познаваемых объектов. С позиции концепции многомерности как новой парадигмы мышления ясно, что не может быть разработана единая, “правильная” система критериев и методов оценки качества готовности выпускников базового профессионального учреждения к условиям современного производства и социальной сферы. Каждая система критериев имеет свои возможности, границы применения, определяемые исходными позициями, положенными в основу, и многими другими факторами. В свою очередь индивидуальные образовательные достижения рассматриваются в виде системной совокупности иерархически организованных, социально значимых сущностных свойств (характеристик, параметров) подготовки специалистов, к которым относятся общие и профессиональные компетенции, зафиксированные в федеральных государственных образовательных стандартах в виде требований к результатам освоения профессиональных образовательных программ. Результаты многолетнего исследования по актуальной проблеме мониторинга и оценке качества подготовки специалистов среднего звена, проведенного коллективом ученых и специалистов системы СПО на базе Института педагогики и психологии профессионального образования РАО под научным руководством академика Г.В. Мухаметзяновой, интересны тем, что оценка качества подготовки рассматривается как систематический анализ соответствия реального состояния заданным требованиям с целью принятия управленческих решений, направленных на обеспечение нового качества подготовки специалистов. В заключение Г.В. Мухаметзяновой рассмотрен ряд современных концептуальных положений, на которых может базироваться формирование модернизированной системы критериев оценки качества подготовки специалистов.

    На уровне учебного заведения можно говорить о внутреннем и внешнем качестве профессионального образования. Внутреннее качество – это трёхуровневая структура, включающая: проектируемый уровень – качество федерального государственного образовательного стандарта; реализуемый уровень – качество реализуемого содержания и процесса, условий образования, а также управления образовательным процессом; достигнутый уровень – качество результата.

    Внешнее качество определяется качеством связей учреждения со своими социальными партнёрами. Эта система взаимосвязей влияет на имидж учебного заведения. В соответствии с изложенной структурой качества можно говорить о группе внутренних критериев оценки качества и группе внешних критериев оценки качества.

    Основной вопрос при оценке внутреннего качества подготовки специалистов – это вопрос о требованиях к их подготовке. Сегодня они сформулированы в ФГОС СПО. Однако их анализ показывает, что основными пробелами в них являются недостаточно обоснованный характер многих сформулированных компетенций, их перегруженность по многим направлениям подготовки.

    Важность проблемы качества подготовки высококвалифицированных кадров была обозначена Президентом России В.В. Путиным. 12 декабря 2012 года он дал поручение Правительству в двухгодичный срок разработать и внедрить национальную систему оценки качества профессионального образования. В профильном комитете Госдумы в октябре 2013 года прошли слушания под названием «Инструменты оценки эффективности и качества профессионального образования: состояние и перспективы совершенствования нормативного обеспечения». Итогом парламентских слушаний стало принятие проекта рекомендаций по формированию Национальной системы оценки качества профессионального образования.

    На уровне государственного регулирования в Российской Федерации существуют Федеральный закон « Об образовании Российской Федерации » от 29 декабря 2012 г. N 273, который определяет:

      создание условий для организации проведения независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность (ст.13,95)

      проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования в рамках компетенций, прав, обязанностей и ответственности образовательной организации, Ст.28.

    На региональном уровне Правительство Архангельской области утвердило государственную программу Архангельской области « Развитие образования и науки Архангельской области (2013 - 2018 годы) », постановление от 12 октября 2012 года № 463-пп, где одной из задач развития среднего профессионального образования является модернизация государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования.

    Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования основным результативным критерием качества подготовки специалистов среднего звена, по которому оценивается эффективность реализуемой образовательной программы, в системе оценки качества, предъявляет требование оценки качества освоения ППССЗ, которая должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестации обучающихся (п.8.2.), что, безусловно, не является адекватной оценкой степени готовности выпускника к успешной профессиональной деятельности. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

      оценка уровня освоения дисциплин;

      оценка компетенций обучающихся. (п.8.4.)

    По ситуации может производиться: оценивание в процессе обучения или специфическое оценивание, проводимое в специально созданных условиях. По субъектам оценивание может быть: внутреннее – кто учит, тот и оценивает; внешнее – оценивает тот, кто не учил; самооценивание - оценивает тот, кто учился.

    Оценка образовательных результатов в рамках модульно-компетентностного подхода обладает своими особенностями:

    1.Оценка осуществляется независимо по каждому модулю. В рамках ФГОС СПО оценивание представляет собой определение степени соответствия достигнутых образовательных результатов требованиям ФГОС.

    2. Целью оценки является установление соответствия имеющихся общих и профессиональных компетенций требованиям ФГОС и требованиям рынка труда, то есть оценивание не фиксация итогов, а точка, за которой следует новый этап развития и повышения качества образования.

    В условиях современного рынка труда качество подготовки будущего специалиста и рабочего приобретает статус одного из важнейших показателей работы учреждений профессионального образования и заключается в способности образовательных услуг удовлетворить запросы и ожидания потребителей. В этом контексте управление качеством профессионального образования в колледже призвано обеспечить реализацию разных функций, одна из которых - оценка процесса обучения и его результатов всеми заинтересованными сторонами (включает наличие индикаторов/критериев эффективности процесса и результата, систему оценки и сертификации уровня обученности, самооценку, проводимую обучающими структурами).

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

      Дрешер Ю.Н. Как оценить качество подготовки специалиста //Образовательные технологии. – 2014. - №2. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n

      Мухаметзянова Г.В. Приоритетные задачи профессионального образования в современной теории и практике // Среднее профессиональное образование. – 2010. - №10. Режим доступа:

      Пермяков О.Е., Менькова С.В. Диагностика формирования профессиональных компетенций. – М.: ФИРО, 2010. – 114 с.

      Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие / под ред. М.М. Поташника - М.: Педагогическое общество России, 2000 - 448 с.

      Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" // официальный сайт газеты "Российская Газета".:

      Шишов С. Е. Мониторинг качества образования в школе [Электронный ресурс] / С. Е. Шишов, В. А. Кальней. - М. : Российское педагогическое агентство, 1998. - 354 с.

    Проблема качества образования как проблема контроля и оценки образовательной деятельности

    Сегодня большинство стран Центральной и Восточной Европы, в том числе и Россия, выработали основы политики контроля и оценки образовательной деятельности в рамках глобальной реформы систем образования своих стран. Эти страны приступили к определению норм (стандартов) при разработке программ обучения, что является важным этапом национальной политики в области образования и контроля его качества как составной части. Эти нормы (стандарты) являются необходимой основой для определения целей образовании, создания единого в стране педагогического пространства, благодаря которому будет обеспечен единый уровень общего образования, получаемого молодыми-людьми в разных типах образовательных учреждений.

    Однако в целом в России еще не приняты необходимые меры для создания регулярной системы оценки работы учебных заведений и системы образования в целом. Необходимо отметить, что в этой сфере существует фундаментальное противоречие: с одной стороны, автономия учебных заведений и преподавательского корпуса от государства в сфере определения программ обучения значительно расширяется; а с другой стороны, автономия учебных заведений и преподавателей может вступать в противоречие с систематическим процессом оценки результатов их деятельности со стороны государства.

    Успехи новой политики в области образования связаны с социально-экономическими процессами, происходящими в обществе. Действительно, открытость, разделение ответственности, право на разнообразие и соотнесение предложения с потребностями являются теми принципами, которые должны быть в первую очередь внедрены и реализованы в политической и экономической отраслях, чтобы применяться затем в сфере образования.

      При оценке качества образования следует выделить следующие положения:

      • Оценка качества не сводится только к тестированию знаний учащихся (хотя это и остается одним из показателей качества образования).

        Оценка качества образования осуществляется комплексно, рассматривая образовательное учреждение во всех направлениях его деятельности.

    Гарантия качества или управление качеством, решаемое в первую очередь путем использования мониторинга качества, означает поэтапное наблюдение за процессом получения результата, чтобы удостовериться в оптимальном выполнении каждого из этапов, что в свою очередь, теоретически предупреждает выход некомпетентного ученика.

    Мониторинг качества образования может осуществляться непосредственно в образовательном учреждении (самоаттестация, внутренний мониторинг) или через внешнюю по отношению к образовательному учреждению службу, утверждаемую, как правило, государственными органами (внешний мониторинг).

    Таким образом, образование предполагается оценивать как результат и процесс деятельности каждого учебного заведения со стороны контроля уровня знаний и умений обучающихся (одновременно педагогическим коллективом и внешними, государственными органами), так и со стороны контроля, оценки деятельности преподавателей.

    О контроле качества образования как контроле усвоения знаний со стороны педагогов мы будем говорить особо. Скажем лишь несколько слов об оценке деятельности преподавательского состава .

    Нет никакого сомнения в том, что существует связь между образовательным уровнем преподавателя и достигнутыми результатами его учеников; более того, это самый легкий, упрощенный и одновременно опасный способ определения соответствия преподавателя занимаемой должности. Необходимо учитывать, что преподаватели и учебные заведения являются всего лишь элементом образовательной системы, и, вполне возможно не самым влиятельным среди множества других, от которых зависят учебные достижения школьника. Поэтому при понимании необходимости оценки деятельности педагога для контроля качества образования важно помнить, что этот элемент оказывает меньшее влияние на академические, учебные достижения, чем семейное окружение или индивидуальные особенности обучающегося (задатки, мотивация и пр.).

    Важнейшими принципами контролирования обученности (успеваемости) учащихся - как одного из главных компонентов качества образования - являются:

      • объективность,

        систематичность,

        наглядность (гласность).

    Объективность заключается в научно обоснованном содержании контрольных заданий, вопросов, равном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний, умений. Практически объективность контролирующих, или как часто говорят в последнее время - диагностических процедур, означает, что выставленные оценки совпадают независимо от методов и средств контролирования и педагогов.

    Принцип систематичности требует комплексного подхода к проведению диагностирования, при котором различные формы, методы и средства контролирования, проверки, оценивания используются в тесной взаимосвязи и единстве, подчиняются одной цели.

      При подготовке материалов для тестового контроля необходимо придерживаться следующих основных правил:

      • Нельзя включать ответы, неправильность которых на момент тестирования не может быть обоснована учащимися.

        Неправильные ответы должны конструироваться на основе типичных ошибок и должны быть правдоподобными.

        Правильные ответы среди всех предлагаемых ответов должны размещаться в случайном порядке.

        Вопросы не должны повторять формулировок учебника.

        Ответы на одни вопросы не должны быть подсказками для ответов на другие.

        Вопросы не должны содержать "ловушек".

    Насколько эффективно образование, какие обновления требуются в этой области, а от чего следует отказаться – всё это определяется при помощи периодического мониторинга и оценки образовательного процесса. Аспекты и нюансы этого непростого процесса, требующие огромных усилий, кропотливого труда, глубокого потенциала и искреннего желания, будут рассмотрены в данной статье.

    Определение значения

    Качество образования представляет собой комплексную характеристику научной деятельности и подготовки обучающихся. Это показатели, выражающие степень соответствия обучения федеральным государственным стандартам и потребностям физических лиц, в чьих интересах осуществляется просветительская деятельность. Качество профессионального образования также определяется степенью достижения планируемых результатов тематической программы. Их оценивают, сопоставляют и анализируют.

    Для чего нужен мониторинг качества образования?

    Мониторинг образования является внутренней частью системы по оценке его качества. Он служит информационным обеспечением по надзору за текущей деятельностью. Собственно, мониторингом является комплексное аналитическое отслеживание всех процессов, которые определяют количественно-качественные изменения особенностей образовательной деятельности. Его результат – вывод о том, насколько достижения, их условия соответствуют требованиям, зафиксированным в нормативной документации и локальных актах государственной системы.

    Что включает в себя оценка качества образования школы?

    В оценку качества образования входит проверка выполнения санитарно-гигиенических норм образовательного процесса школы, организация питания, а также реализации мер по обеспечению техники безопасности обучающихся. Для всестороннего изучения и анализа состояния просветительской деятельности, её итогов и условий применяются методы экспертиз.

    К внутренней оценке относятся процедуры, организованные и проводимые самой школой, как правило, силами администрации, педагогов, учащихся, а также с привлечением родителей и общественности. Полученные показатели используют для разработки оперативных решений, которые лежат в основе школьного планирования. Примеры такого вида оценки, которые в обязательном порядке потребуются для аналитики, определяющей качество образования в школе, – самооценка субъектов образовательного процесса, сбор статистических данных, школьный мониторинг, оценка учебных предметных программ и опросы родителей.

    Цели и организация мониторинга и контроля

    Как известно, цель мониторинга – это сбор, обобщение и анализ собранной информации относительно состояния системы образования школы. Контроль качества учёбы базируется на этих данных. Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

    1. Должен быть сформирован механизм точного сбора, обработки и сохранения информации о качестве образования.
    2. Налажена координация деятельности всех задействованных участников мониторинга.
    3. Своевременно выявлены и зафиксированы точки роста динамики результатов учебного процесса.
    4. Должны быть обнаружены существенно действующие на качество образования факторы и приняты меры по уменьшению действия и устранению возможных отрицательных последствий тех из них, которые не несут положительной динамики.
    5. Задействование программно-методических, материально-технических, кадровых, информационно-технических, организационных и других баз, улучшающих качество образования.
    6. Определение направления в соответствии с результатами образовательной деятельности школьной программы за предыдущий учебный год, в состыковке с проблемами и поставленными задачами на текущий период.

    Образование в современной России

    Многие учёные связывают начало двадцать первого века с наступлением эпохи инноваций. Они несут важнейшие преобразования в образовательную сферу, которая кажется, способна коренным образом изменить наши представления о её роли в современном обществе. Основой таких инноваций является развитие нестандартных подходов к процессу обучения с использованием в нём современных технологий, которые в значительной степени улучшат образование в России.

    Роль просветительского процесса на современном этапе развития нашей страны определяется во взаимодействии его с поставленными задачами перехода к демократически-правовому государству, а также для исключения опасности отставания державы от мировых тенденций в сфере экономического и общественного развития. Именно современное образование связано с ростом влияния качества человеческого и интеллектуального капитала на общественное развитие, со всем процессом накопления и преемственной передачи знаний. Потому современным и будущим поколениям и необходима эффективная динамичная система обучения, основанная на инновационных технологиях.

    Требования к качеству образования в России

    Главной задачей российской образовательной политики является обеспечение современного качества обучения на основе сохранения его фундаментальности. Важным является и соответствие актуальным и перспективным потребностям общества, личности и государства. В условиях индивидуализации обучения современное образование в России должно быть непрерывным. Такое требование обусловливается потребностью человека к необходимости постоянного пополнения собственных знаний в течение профессиональной деятельности и прогресса науки и техники. Цели и принципы, определяющие современное образование, должны быть ориентированы на подготовку учащихся к полноценному и эффективному соучастию в общественной и профессиональной областях в текущих условиях рыночных отношений.

    Что даёт контроль за качеством образовательной деятельности?

    Контроль и мониторинг качества образования позволяют своевременно модернизировать систему российского просветительского процесса. Это является закладкой фундамента на этапе построения здания экономически и политически эффективного правового государства. Речь идёт не столько о контроле за знаниями, умениями и навыками обучающихся, сколько о качестве самой системы и методах преподавания.

    На современном этапе повышение качества образования – это внесение глобальных изменений в цели и содержание программ, которые будут ориентировать обучаемых на выработку новой модели подготовки людей к жизни и к профессиональной деятельности. Необходимо формирование у них совершенно новых личных качеств и навыков. Всё это диктуется также и новыми требованиями, предъявляемыми современным специалистам.

    Оценочный мониторинг – основа формирования компетентных специалистов

    Модернизация системы образования и внедрение в процесс обучения информационных и коммуникационных технологий открывают новый взгляд на качество профессиональных знаний. Делая обучение открытым, мы кардинально меняем его свойства. Они делают акцент на более свободном планировании обучающего процесса, выборе времени и темпа, места, переходе из принципа «образование на всю жизнь» к новому концептуальному понятию «знания через всю жизнь».

    На сегодняшний день уже в большинстве стран уделяют повышенное внимание таким проблемам, как эффективность обучения. Обращают внимание и на контроль качества образования. Для этого учёные объединяют свои усилия для разработки технологий и инструментария, методологий и сравнительных исследований эффективности и качественности процесса. Этим самым они создают систему мониторинга для оценки качества учебной деятельности в мировом масштабе.

    Прогресс в соответствии со временем

    Нынешняя система формирует обновлённую модель подготовки специалистов. Оценка качества образования вывела её на новый уровень, когда требуется учитывать не столько квалификационную модель специалиста, сколько его компетентность. Осведомлённого в своей сфере профессионала отличают не только знания, умения, навыки, опыт, но и способность реализовывать их, воплощать в жизнь, действовать, творить и создавать.

    Качество образования в компетентностной модели специалиста связывают с интегрированными междисциплинарными требованиями к результату текущего процесса. То есть на первое место выходят качественные характеристики личности, которые как раз и будут сформированы современными просветительскими технологиями. Такая система на практике реализуется при помощи сетевых технологий обучения. Они, прежде всего, широко распространились среди представителей тех социально-возрастных групп, что получают глубокие знания без отрыва от своей основной трудовой деятельности. В результате более эффективное использование современных технологических достижений в традиционной системе образования приведёт к тому, что будет стёрта грань между очным, заочным и дистанционным обучением. И это, в свою очередь, является основной характерной чертой прогрессивного инновационного обучения современной молодёжи.