Войти
В помощь школьнику
  • Кристаллические решетки в химии Ионная кристаллическая решетка
  • Отличительные черты личности
  • Аномальные зоны тверской
  • Про легендарную разведывательную "Бешеную роту", позывной "Гюрза" История роты гюрзы
  • Общая характеристика кишечнополостных, образ жизни, строение, роль в природе
  • Современные инновационные технологии в образовании
  • Что вначале умножение или сложение. Порядок выполнения действий, правила, примеры. Решение примеров со скобками

    Что вначале умножение или сложение. Порядок выполнения действий, правила, примеры. Решение примеров со скобками

    Порядок выполнения действий — Математика 3 класс (Моро)

    Краткое описание:

    В жизни вы постоянно совершаете различные действия: встаете, умываетесь, делаете зарядку, завтракаете, идете в школу. Как вы думаете, можно ли поменять этот порядок действий? Например, позавтракать, а потом умыться. Наверное, можно. Может быть, будет не очень удобно завтракать неумытому, но ничего страшного из-за этого не случится. А в математике можно ли менять порядок действий по своему усмотрению? Нет, математика – точная наука, поэтому даже малейшие изменения в порядке действий приведут к тому, что ответ числового выражения станет неверным. Во втором классе вы уже познакомились с некоторыми правилами порядка действий. Так, вы, наверное, помните, что руководят порядком в выполнении действий скобки. Они показывают, что действия нужно выполнить первым. Какие существуют другие правила порядка действий? Отличается ли порядок действий в выражениях со скобками и без скобок? На эти вопросы вам предстоит найти ответы в учебнике математики 3 класса при изучении темы «Порядок выполнения действий». Вы должны обязательно потренироваться в применении изученных правил, а если понадобиться, то найти и исправить ошибки в установлении порядка действий в числовых выражениях. Помните, пожалуйста, что порядок важен в любом деле, но в математике он имеет особое значение!

    Составление выражения со скобками

    1. Составь из следующих предложений выражения со скобками и реши их.

    Из числа 16 вычти сумму чисел 8 и 6.
    Из числа 34 вычти сумму чисел 5 и 8.
    Сумму чисел 13 и 5 вычесть из числа 39.
    Разность чисел 16 и 3 прибавь к числу 36
    Разность чисел 48 и 28 прибавь к числу 16.

    2. Реши задачи, сперва составив правильно выражения, а за тем последовательно их решив:

    2.1. Папа принёс из леса мешок с орехами. Коля взял из мешка 25 орешков и съел. За тем Маша взяла из мешка 18 орешков. Мама то же взяла из мешка 15 орешков, но положила обратно 7 из них. Сколько осталось в итоге орешков в мешке, если в начале их было 78?

    2.2. Мастер ремонтировал детали. В начале рабочего дня их было 38. В первой половине дня он смог отремонтировать 23 из них. После полудня ему принесли еще столько же, сколько было в самом начале дня. Во второй половине он отремонтировал еще 35 деталей. Сколько деталей ему осталось отремонтировать?

    3. Реши примеры правильно выполняя последовательность действий:

    45: 5 + 12 * 2 -21:3
    56 - 72: 9 + 48: 6 * 3
    7 + 5 * 4 - 12: 4
    18: 3 - 5 + 6 * 8

    Решение выражений со скобками

    1. Реши примеры правильно раскрывая скобки:

    1 + (4 + 8) =

    8 - (2 + 4) =

    3 + (6 - 5) =

    59 + 25 =

    82 + 14 =

    29 + 52 =

    18 + 47 =

    39 + 53 =

    37 + 53 =

    25 + 63 =

    87 + 17 =

    19 + 52 =

    2. Реши примеры правильно выполняя последовательность действий:

    2.1. 36: 3 + 12 * (2 - 1) : 3
    2.2. 39 - (81: 9 + 48: 6) * 2
    2.3. (7 + 5) * 2 - 48: 4
    2.4. 18: 3 + (5 * 6) : 2 - 4

    3. Реши задачи, сперва составив правильно выражения, а за тем последовательно их решив:

    3.1. На складе было 25 упаковок стирального порошка. В один магазин увезли 12 упаковок. За тем во второй магазин увезли столько же. После этого на склад привезли в 3 раза больше упаковок, чем было раньше. Сколько упаковок порошка стало на складе?

    3.2. В гостинице проживало 75 туристов. За первый день из гостиницы уехали 3 группы по 12 человек, а заехали 2 группы по 15 человек. На второй день уехали еще 34 человека. Сколько туристов осталось в гостинице к концу 2 дня?

    3.3. В химчистку привезли 2 мешка одежды по 5 вещей в каждом мешке. За тем забрали 8 вещей. После полудня привезли ещё 18 вещей на стирку. А забрали только 5 выстиранных вещей. Сколько вещей в химчистке к концу дня, если в начале дня там было 14 вещей?

    ФИ _________________________________

    21: 3 * 6 - (18 + 14) : 8 =

    63: (81: 9) + (8 * 7 - 2) : 6 =

    64:2: 4+ 9*7-9*1=

    37 *2 + 180: 9 – 36: 12 =

    52 * 10 – 60: 15 * 1 =

    72: 4 +58:2=

    5 *0: 25 + (72: 1 – 0) : 9 =

    21: (3 * 7) – (7* 0 + 1)*1 =

    6:6+0:8-8:8=

    91: 7 + 80: 5 – 5: 5 =

    64:4 - 3*5 +80:2=

    (19*5 – 5) : 30 =

    19 + 17 * 3 – 46 =

    (39+29) : 4 + 8*0=

    (60-5) : 5 +80: 5=

    54 – 26 + 38: 2 =

    63: (7*3) *3=

    (160-70) : 18 *1=

    200 – 80: 5 + 3 * 4 =

    (29+25): (72:8)=

    72:25 + 3* 17=

    80: 16 + 660: 6 =

    3 * 290 – 800=

    950:50*1-0=

    (48: 3) : 16 * 0 =

    90-6*6+29=

    5* (48-43) +15:5*7=

    54: 9 *8 - 14: 7 * 4 =

    63: 7*4+70:7 * 5=

    24: 6*7 - 7*0=

    21: 7 * 8 + 32: 8 * 4 =

    27: 3* 5 + 26-18 *4=

    54: 6*7 - 0:1=

    45: 9 * 6 + 7 * 5 – 26 =

    28: 7 *9 + 6 * (54 – 47)=

    6*(9: 3) - 40:5 =

    21 * 1 - 56: 7 – 8 =

    9 * (64: 8) - 18:18

    3 *(14: 2) - 63:9=

    4 * 8 + 42: 6 *5 =

    0*4+0:5 +8* (48: 8)=

    56:7 +7*6 - 5*1=

    31 * 3 - 17 – 80: 16 * 1 =

    57:19 *32 - 11 *7=

    72-96:8 +60:15 *13=

    36 + 42: 3 + 23 + 27 *0 =

    56:14 *19 - 72:18=

    (86-78:13)* 4=

    650 – 50 * 4 + 900: 100 =

    630: 9 + 120 * 5 + 40=

    980 – (160 + 20) : 30=

    940 - (1680 – 1600) * 9 =

    29* 2+26 – 37:2=

    72:3 +280: (14*5)=

    300: (5 *60) * (78: 13) =

    63+ 100: 4 – 8*0=

    84:7+70:14 – 6:6=

    45: 15 – 180: 90 + 84: 7 =

    32+51 + 48:6 * 5=

    54:6 ?2 – 70:14=

    38: 2 – 48: 3 + 0 * 9 =

    30:6 * 8 – 6+3*2=

    (95:19) *(68:2)=

    (300 - 8 * 7) * 10 =

    1:1 - 0*0 + 1*0 - 1*1=

    (80: 4 – 60:30) *5 =

    2 * (120: 6 – 80: 20) =

    56:4+96:3- 0*7=

    20+ 20: 4 - 1*5=

    (18 + 14) : 8 – (7 *0 + 1) *1 =

    (8*7-2):6 +63: (7*3)=

    (50-5) : 5+21: (3*7)=

    19 + 17 * 3 – 60: 15 * 1 =

    80: 5 +3*5 +80:2=

    54: 9 *8-64:4 +16*0=

    72 * 10 - 64: 2: 4 =

    84 – 36 + 38:2

    91:13+80:5 – 5:5

    300 – 80: 5 + 6 * 4 =

    950:190 *1+14: 7*4=

    (39+29) : 17 + 8*0=

    (120 - 30) : 18 * 1- 72: 25 =

    210:30*60-0:1=

    90-6*7+3* 17=

    240: 60 *7 – 7 * 0 =

    60:60+0:80-80:80=

    720: 40 +580:20=

    9 *7 – 9 *1 + 5 * 0: 25 =

    21: 7 * 6 +32: 4 *5=

    80:16 +66:6 -63:(81:9)=

    (19 * 5 – 5) : 30 + 70: 7 =

    15:5*7 + 63: 7 * 5=

    54: 6 * 7 - (72:1-0):9=

    3 *290 – 600 – 5 * (48 – 43) =

    (300-89*7)*10 - 3?2=

    (80: 4) +30*2+ 180: 9=

    30: 6 * 8 – 6 + 48: 3 + 0 *9 =

    (95:19) *(68:34) - 60:30*5=

    27: 3*5 - 48:3=

    3* 290 – 800 + 950: 50 =

    80:16 +660:6*1-0=

    90-6*6+ 15:5*7=

    5*(48 - 43) + (48: 3) :16*0=

    280: (14*5) +630: 9*0=

    300: (50*6)* (78: 6)=

    Если в примерах встретится вопросительный знак (?), следует его заменить на знак * - умножение.

    1. РЕШИ ВЫРАЖЕНИЯ:

    35: 5 + 36: 4 - 3
    26 + 6 х 8 – 45: 5 24: 6 + 18 – 2 х 6
    9 х 6 – 3 х 6 + 19 – 27:3

    2. РЕШИ ВЫРАЖЕНИЯ:

    48: 8 + 32 – 54: 6 + 7 х 4
    17 + 24: 3 х 4 – 27: 3 х 2 6 х 4: 3 + 54: 6: 3 х 6 + 2 х 9
    100 – 6 х 2: 3 х 9 – 39 + 7 х 4

    3. РЕШИ ВЫРАЖЕНИЯ:

    100 – 27: 3 х 6 + 7 х 4
    2 х 4 + 24: 3 + 18: 6 х 9 9 х 3 – 19 + 6 х 7 – 3 х 5
    7 х 4 + 35: 7 х 5 – 16: 2: 4 х 3

    4. РЕШИ ВЫРАЖЕНИЯ:

    32: 8 х 6: 3 + 6 х 8 – 17
    5 х 8 – 4 х 7 + 13 - 11 24: 6 + 18: 2 + 20 – 12 + 6 х 7
    21: 3 – 35: 7 + 9 х 3 + 9 х 5

    5. РЕШИ ВЫРАЖЕНИЯ:

    42: 7 х 3 + 2 + 24: 3 – 7 + 9 х 3
    6 х 6 + 30: 5: 2 х 7 - 19 90 - 7 х 5 – 24: 3 х 5
    6 х 5 – 12: 2 х 3 + 49

    6. РЕШИ ВЫРАЖЕНИЯ:

    32: 8 х 7 + 54: 6: 3 х 5
    50 – 45: 5 х 3 + 16: 2 х 5 8 х 6 + 23 – 24: 4 х 3 + 17
    48: 6 х 4 + 6 х 9 – 26 + 13

    7. РЕШИ ВЫРАЖЕНИЯ:

    42: 6 + (19 + 6) : 5 – 6 х 2
    60 – (13 + 22) : 5 – 6 х 4 + 25 (27 – 19) х 4 + 18: 3 + (8 + 27) :5 -17
    (82 – 74) : 2 х 7 + 7 х 4 - (63 – 27): 4
    8. РЕШИ ВЫРАЖЕНИЯ:

    90 – (40 – 24: 3) : 4 х 6 + 3 х 5
    3 х 4 + 9 х 6 – (27 + 9) : 4 х 5
    (50 – 23) : 3 + 8 х 5 – 6 х 5 + (26 + 16) : 6
    (5 х 6 – 3 х 4 + 48: 6) +(82 – 78) х 7 – 13
    54: 9 + (8 + 19) : 3 – 32: 4 – 21: 7 + (42 – 14) : 4 – (44 14) : 5

    9. РЕШИ ВЫРАЖЕНИЯ:

    9 х 6 – 6 х 4: (33 – 25) х 7
    3 х (12 – 8) : 2 + 6 х 9 - 33 (5 х 9 - 25) : 4 х 8 – 4 х 7 + 13
    9 х (2 х 3) – 48: 8 х 3 + 7 х 6 - 34

    10. РЕШИ ВЫРАЖЕНИЯ:

    (8 х 6 – 36: 6) : 6 х 3 + 5 х 9
    7 х 6 + 9 х 4 – (2 х 7 + 54: 6 х 5) (76 – (27 + 9) + 8) : 6 х 4
    (7 х 4 + 33) – 3 х 6:2

    11. РЕШИ ВЫРАЖЕНИЯ:

    (37 + 7 х 4 – 17) : 6 + 7 х 5 + 33 + 9 х 3 – (85 – 67) : 2 х 5
    5 х 7 + (18 + 14) : 4 – (26 – 8) : 3 х 2 – 28: 4 + 27: 3 – (17 + 31) : 6

    12. РЕШИ ВЫРАЖЕНИЯ:

    (58 – 31) : 3 – 2 + (58 – 16) : 6 + 8 х 5 – (60 – 42) : 3 + 9 х 2
    (9 х 7 + 56: 7) – (2 х 6 – 4) х 3 + 54: 9

    13. РЕШИ ВЫРАЖЕНИЯ:

    (8 х 5 + 28: 7) + 12: 2 – 6 х 5 + (13 – 5) х 4 + 5 х 4
    (7 х 8 – 14: 7) + (7 х 4 + 12: 6) – 10: 5 + 63: 9

    Тест «Порядок арифметических действий» (1 вариант)
    1(1б)
    2(1б)
    3(1б)
    4(3б)
    5(2б)
    6(2б)
    7(1б)
    8(1б)
    9(3б)
    10(3б)
    11(3б)
    12(3б)

    110 – (60 +40) :10 х 8




    а) 800 б) 8 в) 30

    а) 3 4 6 5 2 1 4 5 6 3 2 1

    3 4 6 5 1 2

    5. В каком из выражений последнее действие умножение?
    а) 1001:13 х (318 +466) :22

    в) 10000 – (5 х 9+56 х 7) х2
    6. В каком из выражений первое действие вычитание?
    а) 2025:5 – (524 – 24:6) х45
    б) 5870 + (90-50 +30) х8 -90
    в) 5400:60 х (3600:90 -90)х5




    Выбери верный ответ:
    9. 90 – (50- 40:5) х 2+ 30
    а) 56 б) 92 в) 36
    10. 100- (2х5+6 - 4х4) х2
    а) 100 б) 200 в) 60
    11. (10000+10000:100 +400) : 100 +100
    а) 106 б) 205 в) 0
    12. 150: (80 – 60:2) х 3
    а) 9 б) 45 в) 1

    Тест «Порядок арифметических действий»
    1(1б)
    2(1б)
    3(1б)
    4(3б)
    5(2б)
    6(2б)
    7(1б)
    8(1б)
    9(3б)
    10(3б)
    11(3б)
    12(3б)
    1. Какое действие в выражении сделаешь первым?
    560 – (80+20) :10 х7
    а) сложение б) деление в) вычитание
    2. Какое действие в этом же выражении сделаешь вторым?
    а) вычитание б) деление в) умножение
    3. Выбери правильный вариант ответа данного выражения:
    а) 800 б) 490 в) 30
    4. Выбери верный вариант расстановки действий:
    а) 3 4 6 5 2 1 4 5 6 3 2 1
    320: 8 х 7 + 9 х (240 – 60:15) в) 320:8 х 7+9х(240 – 60:15)

    3 4 6 5 2 1
    б) 320: 8 х 7 + 9 х (240 – 60:15)
    5. В каком из выражений последнее действие деление?
    а) 1001:13 х (318 +466) :22
    б) 391 х37:17 х (2248:8 – 162)
    в) 10000 – (5 х 9+56 х 7) х2
    6. В каком из выражений первое действие сложение?
    а) 2025:5 – (524 + 24 х6) х45
    б) 5870 + (90-50 +30) х8 -90
    в) 5400:60 х (3600:90 -90)х5
    7. Выбери верное высказывание: «В выражении без скобок действия выполняются:»
    а) по порядку б) х и: , затем + и - в) + и -, затем х и:
    8. Выбери верное высказывание: «В выражении со скобками действия выполняются:»
    а) сначала в скобках б)х и:, затем + и - в) по порядку записи
    Выбери верный ответ:
    9. 120 – (50- 10:2) х 2+ 30
    а) 56 б) 0 в) 60
    10. 600- (2х5+8 - 4х4) х2
    а) 596 б) 1192 в) 60
    11. (20+20000:2000 +30) : 20 +200
    а) 106 б) 203 в) 0
    12. 160: (80 – 80:2) х 3
    а) 120 б) 0 в) 1

    Числовые и буквенные выражения могут содержать знаки различных арифметических действий. При преобразовании выражений и вычислении значений выражений действия выполняются в определенной очередности, так как существует строгий порядок выполнения математических действий

    Сначала умножение и деление, затем сложение и вычитание


    Порядок выполения действий в выражениях без скобок:

    - действия выполняются по порядку слева направо,

    - причем сначала выполняется умножение и деление, а затем – сложение и вычитание .

    1. Рассмотрим пример: выполните действия 17−3+6

    Исходное выражение не содержит умножения и деления и не содержит скобок. Поэтому нам следует выполнить все действия по порядку слева направо , то есть, сначала мы от 17 отнимаем 3, получаем 14, после чего к полученной разности 14 прибавляем 6, получаем 20.

    Кратко решение можно записать так: 17 − 3 + 6 = 14 + 6 = 20

    2. Вычислите значение выражения 17 − 5 · 6: 3 − 2 + 4: 2

    Сначала определим, в каком порядке следует выполнять действия в выражении. Оно содержит и умножение с делением, и сложение с вычитанием. Сначала слева направо нужно выполнить умножение и деление .

    4: 2 теперь 4 делим на 2, получаем 2.

    Подставляем в исходное выражение вместо 5 · 6: 3 найденное значение 10, а вместо 4: 2 - значение 2, получаем следующее выражение 17 − 5 · 6: 3 − 2 + 4: 2 = 17 − 10 − 2+ 2 .

    В полученном выражении уже нет умножения и деления, поэтому остается по порядку слева направо выполнить оставшиеся действия: 17 − 10 − 2 + 2 = 7 − 2 + 2 = 5 + 2 = 7.

    Действия первой и второй ступени


    Для удобства принятия решения о последовательности выполнения действий их разделили на две ступени:

    первая ступень - сложение и вычитание,

    вторая ступень - умножение и деление.

    Если выражение не содержит скобок, то по порядку слева направо сначала выполняются действия второй ступени (умножение и деление), затем – действия первой ступени (сложение и вычитание)


    Порядок выполнения арифметических действий в выражениях со скобками

    Правило, задающее порядок выполнения действий в выражениях со скобками, формулируется так: сначала выполняются действия в скобках, при этом также по порядку слева направо выполняется умножение и деление, затем – сложение и вычитание.

    Рассмотрим пример: 99: (45 – 39 + 5) – 25: 5

    Порядок вычисления такой. Сначала выполним действия в скобках:

    45 – 39 = 6 ; 6 + 5 = 11 ,

    затем действия второй ступени

    Для правильного вычисления выражений, в которых нужно произвести более одного действия, нужно знать порядок выполнения арифметических действий. Арифметические действия в выражении без скобок условились выполнять в следующем порядке:

    1. Если в выражении присутствует возведение в степень, то сначала выполняется это действие в порядке следования, т. е. слева направо.
    2. Затем (при наличии в выражении) выполняются действия умножения и деления в порядке их следования.
    3. Последними (при наличии в выражении) выполняются действия сложения и вычитания в порядке их следования.

    В качестве примера рассмотрим следующее выражение:

    Сначала необходимо выполнить возведение в степень (число 4 возвести в квадрат и число 2 в куб):

    3 · 16 - 8: 2 + 20

    Затем выполняются умножение и деление (3 умножить на 16 и 8 разделить на 2):

    И в самом конце, выполняются вычитание и сложение (из 48 вычесть 4 и к результату прибавить 20):

    48 - 4 + 20 = 44 + 20 = 64

    Действия первой и второй ступени

    Арифметические действия делятся на действия первой и второй ступени. Сложение и вычитание называются действиями первой ступени , умножение и деление - действиями второй ступени .

    Если выражение содержит действия только одной ступени и в нём нет скобок, то действия выполняются в порядке их следования слева направо.

    Пример 1.

    15 + 17 - 20 + 8 - 12

    Решение. Данное выражение содержит действия только одной ступени - первой (сложение и вычитание). Надо определить порядок действий и выполнить их.

    Ответ: 42.

    Если выражение содержит действия обеих ступеней, то первыми выполняются действия второй ступени, в порядке их следования (слева направо), а затем действия первой ступени.

    Пример. Вычислить значение выражения:

    24: 3 + 5 · 2 - 17

    Решение. Данное выражение содержит четыре действия: два первой ступени и два второй. Определим порядок их выполнения: согласно правилу первым действием будет деление, вторым - умножение, третьим - сложение, а четвёртым - вычитание.

    Теперь приступим к вычислению.

    Правила порядка выполнения действий в сложных выражениях изучаются во 2 классе, но практически некоторые из них дети используют еще в 1 классе.

    Сначала рассматривается правило о порядке выполнения действий в выражениях без скобок, когда над числами производят либо только сложение и вычитание, либо только умножение и деление. Необходимость введения выражений, содержащих два и более арифметических действий одной ступени, возникает при знакомстве учеников с вычислительными приемами сложения и вычитания в пределах 10, а именно:

    Аналогично: 6 - 1 - 1, 6 - 2 - 1, 6 - 2 - 2.

    Так как для нахождения значений этих выражений школьники обращаются к предметным действиям, которые выполняются в определенном порядке, то они легко усваивают тот факт, что арифметические действия (сложение и вычитание), которые имеют место в выражениях, выполняются последовательно слева направо.

    С числовыми выражениями, содержащими действия сложения и вычитания, а также скобки, учащиеся впервые встречаются в теме "Сложение и вычитание в пределах 10". Когда дети встречаются с такими выражениями в 1 классе, например: 7 - 2 + 4, 9 - 3 - 1 , 4 +3 - 2; во 2 классе, например: 70 - 36 +10, 80 - 10 - 15, 32+18 - 17; 4*10:5, 60:10*3, 36:9*3, учитель показывает, как читают и записывают такие выражения и как находят их значение (например, 4*10:5 читают: 4 умножить на 10 и полученный результат разделить на 5). К моменту изучения во 2 классе темы "Порядок действий" учащиеся умеют находить значения выражений этого вида. Цель работы на данном этапе - опираясь практические умения учащихся, обратить их внимание на порядок выполнения действий в таких выражениях и сформулировать соответствующее правило. Учащиеся самостоятельно решают подобранные учителем примеры и объясняют, в каком порядке выполняли; действия в каждом примере. Затем формулируют сами или читают по учебнику вывод: если в выражении без скобок указаны только действия сложения и вычитания (или только действия умножения и деления), то их выполняют в том порядке, в каком они записаны (т.е. слева направо).

    Несмотря на то, что в выражениях вида а+в+с, а+(в+с) и (а+в)+с наличие скобок не влияет на порядок выполнения действий в силу сочетательного закона сложения, на этом этапе учащихся целесообразнее сориентировать на то, что сначала выполняется действие в скобках. Это связано с тем, что для выражений вида а - (в+с) и а - (в - с) такое обобщение неприемлемо и учащимся на начальном этапе довольно трудно будет сориентироваться в назначении скобок для различных числовых выражений. Использование скобок в числовых выражениях, содержащих действия сложения и вычитания, в дальнейшем получает свое развитие, которое связано с изучением таких правил, как прибавление суммы к числу, числа к сумме, вычитание суммы из числа и числа из суммы. Но при первом знакомстве со скобками важно нацелить учащихся на то, что сначала выполняется действие в скобках.

    Учитель обращает внимание детей на то, как важно соблюдать это правило при вычислениях, иначе можно получить неверное равенство. Например, учащиеся объясняют, каким образом, получены значения выражений: 70 - 36 +10=24, 60:10 - 3 =2, почему они неверны, какие значения в действительности имеют эти выражения. Аналогично изучают порядок действий в выражениях со скобками вида: 65 - (26 - 14), 50:(30 - 20), 90:(2 * 5). С такими выражениями учащиеся также знакомы и умеют их читать, записывать и вычислять их значение. Объяснив порядок выполнения действий в нескольких таких выражениях, дети формулируют вывод: в выражениях со скобками первым выполняется действие над числами, записанными в скобках. Рассматривая эти выражения нетрудно показать, что действия в них выполняются не в том порядке, в каком записаны; чтобы показать другой порядок их выполнения, и использованы скобки.

    Следующим вводится правило порядка выполнения действий в выражениях без скобок, когда в них содержатся действия первой и второй ступени. Поскольку правила порядка действий приняты по договоренности, учитель сообщает их детям или же учащиеся знакомятся с ними по учебнику. Чтобы учащиеся усвоили введенные правила, наряду с тренировочными упражнениями включают решение примеров с пояснением порядка выполнения их действий. Эффективны также упражнения в объяснении ошибок на порядок выполнения действий. Например, из заданных пар примеров предлагается выписать только те, где вычисления выполнены по правилам порядка действий:

    После объяснения ошибок можно дать задание: используя скобки, изменить порядок действий так, чтобы выражение имело заданное значение. Например, чтобы первое из приведенных выражений имело значение, равное 10, надо записать его так: (20+30):5=10.

    Особенно полезны упражнения на вычисление значения выражения, когда ученику приходится применять все изученные правила. Например, на доске или в тетрадях записывается выражение 36:6+3*2. Учащиеся вычисляют его значение. Затем по заданию учителя дети изменяют с помощью скобок порядок действий в выражении:

    • 36:6+3-2
    • 36:(6+3-2)
    • 36:(6+3)-2
    • (36:6+3)-2

    Интересным, но более трудным является обратное упражнение: расставить скобки так, чтобы выражение имело заданное значение:

    • 72-24:6+2=66
    • 72-24:6+2=6
    • 72-24:6+2=10
    • 72-24:6+2=69

    Также интересными являются упражнения следующего вида:

    • 1. Расставьте скобки так, чтобы равенства были верными:
    • 25-17:4=2 3*6-4=6
    • 24:8-2=4
    • 2. Поставьте вместо звездочек знаки "+" или "-" так, чтобы получились верные равенства:
    • 38*3*7=34
    • 38*3*7=28
    • 38*3*7=42
    • 38*3*7=48
    • 3. Поставьте вместо звездочек знаки арифметических действий так, чтобы равенства были верными:
    • 12*6*2=4
    • 12*6*2=70
    • 12*6*2=24
    • 12*6*2=9
    • 12*6*2=0

    Выполняя такие упражнения, учащиеся убеждаются в том, что значение выражения может измениться, если изменяется порядок действий.

    Для усвоения правил порядка действий необходимо в 3 и 4 классах включать все более усложняющиеся выражения, при вычислении значений которых ученик применял бы каждый раз не одно, а два или три правила порядка выполнения действий, например:

    • 90*8- (240+170)+190,
    • 469148-148*9+(30 100 - 26909).

    При этом числа следует подбирать так, чтобы они допускали выполнение действий в любом порядке, что создает условия для сознательного применения изученных правил.