Войти
В помощь школьнику
  • Что такое иллюзии каковы их причины
  • Виртуальная выставка – проводник в потоке информации «Читаем книги Альберта Лиханова»
  • Почему водород - это самый распространенный элемент во Вселенной
  • Уральские казаки - все подробности
  • Дистанционное образование — кому это надо
  • Анализ стихотворения «Железная дорога» Некрасова
  • И.С. Тургенев "Бежин луг": описание, герои, анализ произведения. Краткий рассказ о писателе. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям Описаний утра, дня, вечера, ночи

    И.С. Тургенев
    1. Как объяснить, почему рассказ называется «Бежин луг»? Какие еще произведения, названные по месту происходящих в них событий, вы читали?
    2. Рассказ называется «Бежин луг» по месту, где происходили его события. Бежин луг находится в тринадцати кило-метрах от имения И. С. Тургенева Спасское-Лутовиново. Кроме маленьких рас-сказов, названных по месту, где происхо-дили события, в них описанные, есть большие произведения, например роман- эпопея «Тихий Дон» М. А. Шолохова.

    3. На какие приметы хорошей летней погоды, которые знал русский земледелец, указывает Тур-генев?
    4. Рассказ «Бежин луг» начинается с очень подробного описания всех примет стойкой хорошей погоды летом в средней полосе России. Это описание не только точно, но и красиво. Мы вместе с автором наблюдаем за тем, как изменяется небо над нами, и учимся связывать красоту живой природы с теми явлениями, кото-рые эта красота помогает понять. Перед нами своеобразный прогноз погоды, кото-рый умел составлять русский крестьянин XIX века.

      Читаем в начале рассказа:

      «С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем…»;

      «Солнце — не огнистое, не раскален-ное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но свет-лое и приветно лучезарное…»;

      «Верхний, тонкий край растянутого об-лачка засверкает змейками…»;

      «Но вот опять хлынули играющие лу-чи, — и весело и величаво, словно взле-тая, поднимается могучее светило…».

    5. Попробуйте описать состояние летней приро-ды: утром, днем, вечером.
    6. Мы только что вспомнили, как в рассказе описано утро. Сейчас понаблюда-ем за вечером: «К вечеру эти облака ис-чезают; последние из них, черноватые и неопределенные, как дым, ложатся розо-выми клубами напротив заходящего солн-ца; на месте, где оно закатилось так же спокойно, как спокойно взошло на небо, алое сиянье стоит недолгое время над по-темневшей землей, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нем вечерняя звезда».

      Можно взять и другой фрагмент, но каждое описание доносит до нас и красоту природы, и точную характеристику зна-комых крестьянам примет летней погоды.

    7. Опишите первую встречу охотника с крестьян-скими ребятишками из соседних деревень. Подоб-но автору дайте общую характеристику мальчиков.
    8. «Детские звонкие голоса раздались во-круг огней, два-три мальчика поднялись с земли… Это… были крестьянские ребя-тишки из соседних деревень…»; «Всех мальчиков было пять: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня». Мальчики вы-ехали в ночное и до появления охотника были заняты беседой. Им было от семи до четырнадцати лет. Все ребята были из разных по достатку семей, и поэтому они различались не только одеждой, но и ма-нерой держаться. Но мальчики были дружны между собой и с интересом разго-варивали, их беседа привлекла внимание охотника.

    9. Создайте портрет одного из мальчиков по ва-шему выбору.
    10. Чаще всего ученики выбирают для опи-сания Павлушу как самого смелого и ре-шительного мальчика. Но некоторые де-вочки выбирают Ильюшу за то, что он знал много страшных историй и их можно включить в рассказ, что делает повество-вание интересней. Те, кто хочет ответить покороче, выбирают портрет Вани.

      Рассказ о любом мальчике должен быть небольшим. Мы предлагаем построить его по общему плану.

      1. Внешний облик мальчика.
      2. Его роль среди приятелей у костра.
      3. Рассказанные им истории.
      4. Отношение к чужим рассказам.
      5. Представление о характере мальчика.
      6. Отношение автора к этому герою.

      Если вы выбираете для рассказа Павлу-шу, то нужно обязательно решить, как вы объясняете причину его гибели. Чаще все-го говорят о нелепой случайности, но нельзя не учитывать, что Павлуша был очень смелым и пошел на неоправданный риск, а это могло его погубить.

      В рассказе очень коротко и четко дан портрет каждого из мальчиков и подробно рассказаны их истории. Так что выбрать из текста нужные предложения и соеди-нить их в один рассказ по приведенному выше плану нетрудно.

    11. Какой персонаж вам понравился больше всех? Кто из мальчиков, как вам кажется, больше всего нравится автору? Попробуйте доказать это текстом.
    12. Когда обсуждают тех мальчиков, кото-рых мы видим у костра, симпатии боль-шинства оказываются на стороне Павлу-ши. И его преимущества легко доказать: он смел, решителен, менее своих товари-щей суеверен. Поэтому каждый его рас-сказ о таинственных событиях отличает стремление понять причины того, что происходит, а не желание искать в этих событиях страшную тайну. Но Павлуша нравится не только большинству читате-лей, сам И. С. Тургенев говорит о своей симпатии к нему на страницах рассказа: «Малый был неказистый, — что и гово-рить! — а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голо-се у него звучала сила».

    13. Тургенев назвал истории, рассказанные маль-чиками, сначала россказнями, затем преданиями, потом поверьями. Современные ученые называют их быличками. Объясните, что обозначает каждое из этих слов. Какое из них точнее передает особен-ности рассказов детей?
    14. Россказнями обычно называют недо-стоверные рассказы людей, которые пы-таются обмануть своих слушателей. Чаще всего это слово используют, пренебрежительно оценивая чей-то неправдивый рас-сказ о событиях. Преданием чаще всего называют устный рассказ об историче-ских событиях или деятелях, который пе-редается из поколения в поколение. Этот жанр фольклора часто заменяют словом легенда, которая также повествует о дав-но прошедших событиях. Близкое значе-ние имеет и слово поверье. Слово былин-ка было создано недавно и используется при характеристике произведений фольк-лора, в которых речь идет о событиях, где участвовали сами рассказчики или близ-кие им люди.

    15. Перескажите близко к тексту одну из быличек. Попробуйте объяснить, как она могла появиться .
    16. Можно использовать самую первую быличку, которую охотник услышал от Ильюши. Это рассказ о том, что произош-ло на рольне — крохотной бумажной фаб-рике, на которой работали мальчики. Ос-тавшись ночевать на своем рабочем месте, они только начали рассказывать всякие страшные истории и вспомнили о домо-вом, как сразу же услышали чьи-то шаги. Они испугались прежде всего потому, что были уверены: домового можно услы-шать, но нельзя увидеть. А шаги и возня над их головами были отчетливо слышны, да еще кто-то стал спускаться по лестни-це… И хотя дверь в ту комнату, где все они лежали, распахнулась и никого там они не увидели, это их не успокоило. По-том вдруг кто-то «как закашляет, как за-перхает, словно овца какая…».

      В каждом классе находятся ученики, которые тут же говорят об овце, которая, наверное, случайно забрела на бумажную фабричку и стала бродить по ее лестни-цам, а перепуганные ребята приняли зву-ки, которые слышали, за проделки домо-вого.

      Так, бытовыми наблюдениями можно объяснить каждую из рассказанных у ко-стра историй. При этом важно не то, что страхи чаще всего оказывались плодом выдумки, а то, как изобретательны были рассказчики и как они стремились разоб-раться в причинах самых разных проис-шествий.

    17. Сравните рассказы Павлуши и Ильюши о све-топреставлении. Чем отличаются представления мальчиков? Выберите для пересказа одно повество-вание и объясните свой выбор.
    18. Рассказы об одном и том же эпизоде — о солнечном затмении (светопреставле-нии) — у Павлуши и Ильюши резко отли-чаются друг от друга. Павлуша рассказы-вает очень лаконично, коротко, он видит в событиях, которые вызвали светопрестав-ление, смешную сторону: трусость своих односельчан, неумение понять, что же про-исходит. Ильюша же, напротив, полон вос-торга перед необычным событием, и ему не приходят в голову никакие шутки. Он даже склонен немного попугать слушате-лей и утверждает, что «придет он (Триш-ка), когда наступят последние времена».

      Выбирая одно повествование для своего пересказа, нужно объяснить, почему сде-лан выбор. Обычно мальчики выбирают рассказ Павлуши за лаконизм речи, за ве-селую усмешку над тем, что пугает дру-гих. Девочки же часто сочувствуют Илью-ше, а некоторые даже склонны сопережи-вать его страхам.

    19. Как вы можете объяснить финал рассказа «Бежин луг»?
    20. Финал рассказа «Бежин луг» прост и естествен. Охотник проснулся раньше мальчиков, которые спали у костра, и от-правился к своему дому. Таков финал многих рассказов сборника «Записки охотника» И. С. Тургенева, в который входит и «Бежин луг». В каждом из них охотник покидает то место, где с ним про-изошли какие-то события, и отправляется домой. Но в финале рассказа «Бежин луг» есть примечание, которое сделал автор: «Я, к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало. Он не уто-нул: он убился, упал с лошади. Жаль, славный был парень!» Так, в повествова-ние о судьбе героя, который вызвал у ав-тора симпатию, добавлено трагическое за-вершение.

    21. Проследите за приемами, которыми пользу-ется автор, создавая портрет Павлуши: «Его некра-сивое лицо, оживленное быстрой ездой, горело смелой удалью и твердой решимостью». Какие ху-дожественные приемы использует автор?
    22. Перескажите близко к тексту фрагмент рас-сказа, где автор дает описание природы.
    23. Готовя пересказ, нужно поработать с художественным текстом: разметить ло-гические ударения, паузы. Вот так может выглядеть разметка части текста.

      «Не успел я отойти двух верст,| как уже полились кругом меня по широкому мок-рому лугу,| и спереди, по зазеленевшимся холмам,| от лесу до лесу,| и сзади по длин-ной пыльной дороге,| по сверкающим, обагренным кустам,| и по реке,| стыдливо синевшей из-под рдеющего тумана, — Го-дились сперва алые,| потом красные, золо-тые потоки молодого горячего света…» Материал с сайта

    24. Подготовьте речевые характеристики мальчи-ков из рассказа «Бежин луг».
    25. Мальчиков у костра было пятеро, и каждый из них отличается голосом, мане-рой общения, речью. Ильюша говорит «сиплым и слабым голосом», он очень многословен и склонен к повторениям. У Павлуши «в голосе звучала сила», он четок и убедителен. Костя говорил «тон-ким голоском» и при этом умел описать события. Федя «с покровительствующим видом» поддерживал беседу, но сам до рассказов историй не снисходил. Не сразу услышали мы и «детский голос» Вани, которому было еще рано быть рассказчи-ком.

      Можно очень подробно рассказывать о манере говорить Павлуши и Ильюши, ко-торые сильно отличаются друг от друга своими речевыми характеристиками.

      Павлуша говорит четко, мыслит логич-но, при рассказе стремится обосновать свои суждения. Он, пожалуй, один наде-лен чувством юмора, умением видеть ко-мическую сторону событий, которые на-блюдает.

      Ильюша многословен и склонен к по-вторениям, он эмоционально переживает то, о чем рассказывает, и даже не пы-тается организовать свою речь или найти сколько-нибудь убедительные доказатель-ства правдивости своих рассказов.

      Там, где Павлуша смеется, Ильюша пу-гается, там, где Павлуше ясны бытовые причины событий, Ильюша все рисует в мрачном тумане таинственности.

      Можно сделать вывод, что речевая ха-рактеристика помогает понять характер человека.

    26. Как удается автору показать различное отно-шение к каждому из мальчиков в рассказе «Бежин луг»? Найдите слова, которые показывают это от-ношение.
    27. Сначала И. С. Тургенев собирается прос-то познакомить читателя с мальчиками. Описывая каждого из них, он об одном сказал — «а все-таки он мне понравил-ся…», а о Косте — он «возбуждал мое лю-бопытство своим задумчивым и печаль-ным взором». Но после первого знакомст-ва автор не раз добавляет попутные уточ-нения. Ильюша отвечает «…сиплым и слабым голосом, звук которого как нельзя более соответствовал выражению его лица…», немного спустя слышим мы и «дет-ский голос Вани».

      Однако самое убедительное доказатель-ство отношения автора к каждому из сво-их героев звучит в описании самих исто-рий, рассказанных мальчиками, в словах автора, которые сопровождают эти исто-рии. Стоит вспомнить, как об одном и том же событии рассказывали Павлуша и Ильюша, и мы сразу же скажем, что сим-патии автора на стороне Павлуши.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

    На этой странице материал по темам:

    • характеристика кости из рассказа бежин луг по плану
    • кто в рассказе бежин луг произносит кто какую историю
    • иванов почему вам понравился?из рассказа возвращение
    • смотреть бесплатно метафоры из рассказа бежин луг
    • портрет кости из бежиного луга

    Самым старшим из всех пятерых мальчиков, которых встретил автор на большой равнине Бежин луг, Федя - самый старший, ему уже четырнадцать лет. Этот деревенский мальчик вырос в довольно богатой семье. Если­ поход в «ночное» чтобы сторожить лошадей для остальных мальчиков - это своеобразный заработок, то для него - просто забава. И одет он по-другому: на нем ситцевая рубаха с каёмкой, совсем новый армячок, свои собственные сапоги и даже имелся при нём гребешок для расчесывания волос, который был совершенно редким атрибутом у крестьянских детей. Федя внешне был очень стройным, у него красивые тонкие черты лица, белокурые кудрявые волосы и удивительная, постоянная то ли полурассеянная, то ли полувеселая улыбка. Он всем мальчикам постоянно показывает свое превосходство.

    Во время разговоров, он ведет себя довольно деловито, задавая разные вопросы, слегка важничает, он, словно дает разрешение мальчикам делиться со всеми своими удивительными и интересными рассказами. Сам внимательно их слушает, но делает вид или демонстрирует, что не очень им верит. Скорее всего, он получил неплохое образование в домашних условиях, поэтому присущая остальным ребятам, сидящим рядом с ним у костра наивность, ему совсем не присуща.

    К плеяде замечательных русских писателей 19 века, получивших мировое признание и любовь читателей ещё при жизни, относится Иван Сергеевич Тургенев. В своих произведениях он поэтически описывал картины русской природы, красоту человеческих чувств. Творчество Ивана Сергеевича - это сложный мир человеческой психологии. С рассказом «Бежин луг» в русскую литературу было впервые введено изображение детского мира и детской психологии. С появлением этого рассказа произошло расширение темы мира русских крестьян.

    История создания

    Крестьянские дети рисуются писателем с нежностью и любовью, он отмечает их богатый духовный мир, умение чувствовать природу и её красоту. Писатель пробуждал у читателей любовь и уважение к крестьянским детям, заставлял думать об их дальнейших судьбах. Сам рассказ - это часть большого цикла под общим названием «Записки охотника». Примечателен цикл тем, что впервые в русской литературе на сцену выведены типы русских крестьян, описанные с такой симпатией и подробностями, что современники Тургенева сочли, что появилось новое сословие, которое достойно литературного описания.

    В 1843 г. И.С. Тургенев познакомился с известным критиком В.Г. Белинским, который и вдохновил его на создание «Записок охотника». В 1845 г. Иван Сергеевич решил полностью посвятить себя литературе. Лето он проводил в деревне, отдавая всё свободное время охоте и общению с крестьянами и их детьми. Впервые планы создания произведения озвучиваются в августе сентябре 1850 г. Тогда на черновике рукописи появились записи, содержащие планы написания рассказа. В начале 1851 г. рассказ был написан в Петербурге и в феврале был опубликован в журнале «Современник».

    Анализ произведения

    Сюжет

    Рассказ ведётся от лица автора, любителя поохотиться. Однажды в июле, во время охоты за тетеревами он заблудился и, идя на огонь горевшего костра, вышел на огромный луг, который местные жители называли Бежиным. Возле костра сидели пятеро крестьянских мальчиков. Попросившись у них на ночлег, охотник лёг у костра, наблюдая за мальчиками.

    В дальнейшем повествовании автор описывает пятерых героев: Ваню, Костю, Илью, Павлушу и Фёдора, их внешность, характеры и рассказы каждого из них. Тургенев всегда был неравнодушен к духовным и эмоционально одарённым людям, искренним и честным. Именно таких людей описывает он в своих произведениях. Большинство из них живёт тяжело, при этом они придерживаются высоких моральных принципов, очень требовательны к себе и окружающим.

    Герои и характеристики

    С глубокой симпатией описывает автор пятерых мальчиков, у каждого из которых свой характер, внешность, свои особенности. Вот как описывает писатель одного из пятерых мальчиков, Павлушу. Мальчик не очень красивый, лицо у него неправильное, но автор замечает в его голосе и взгляде сильный характер. Внешний вид его говорит о крайней бедности семьи, так как вся его одежда состояла из простой рубашки и залатанных портков. Именно ему доверено следить за похлёбкой в котелке. Он рассуждает со знанием дела о рыбе, плеснувшей в воде и о звезде, покатившейся с неба.

    По его поступкам и речи видно, что он наиболее смелый из всех ребят. Этот мальчик вызывает наибольшие симпатии не только у автора, но и у читателя. С одной хворостиной, не испугавшись, ночью, он один поскакал на волка. Павлуша прекрасно знает всех зверей и птиц. Он смел и не боится примет. Когда он рассказывает, что ему показалось, как его звал водяной, трусоватый Илюша говорит, что это дурная примета. Но Павел отвечает ему, что в приметы он не верит, а верит в судьбу, от которой никуда не убежишь. В конце рассказа автор сообщает читателю, что Павлуша погиб, упав с лошади.

    Далее идёт Федя, мальчик четырнадцати лет «с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал в поле не по нужде, а так, для забавы». Он старше всех среди ребят. Ведёт он себя важно, по праву старшего. Говорит покровительственно, как бы опасаясь уронить своё достоинство.

    Третий мальчик, Илюша, был совсем другой. Тоже простой крестьянский паренёк. На вид ему не более двенадцати лет. Его незначительное вытянутое, горбоносое лицо имело постоянное выражение тупой, болезненной заботливости. Губы были сжаты и не шевелились, а брови были сдвинуты, как будто он всё время щурился от огня. Мальчик опрятный. Как описывает его внешность Тургенев, «верёвка тщательно стягивала его опрятную чёрную свитку». Ему всего 12 лет, но он уже работает с братом на бумажной фабрике. Можно сделать вывод, что мальчик он трудолюбивый и ответственный. Илюша, как заметил автор, хорошо знал все народные поверья, которые напрочь отрицал Павлик.

    Костя выглядел не более, чем на 10 лет, маленькое веснушчатое личико было заострено, как у белочки, огромные чёрные глаза выделялись на нём. Одет он был тоже бедно, худенький, маленького росточка. Говорил тоненьким голоском. Внимание автора привлекает его печальный, задумчивый взгляд. Мальчик он немого трусливый, но, тем не менее, выходит с мальчиками каждую ночь пасти коней, сидеть у ночного костра и слушать страшные истории.

    Самый незаметный мальчик из всех пятерых - это семилетний Ваня, лежавший возле костра, «смирнехонько прикорнув под угловатую рогожу, и только изредка выставлял из под нее свою русую кудрявую голову». Он - самый младший из всех, писатель не даёт ему портретной характеристики. Но все его действия, любование ночным небом, восхищение звёздами, которые он сравнивает с пчёлками, характеризуют его как любознательного, чуткого и очень душевного человечка.

    Все крестьянские дети, о которых говорится в рассказе, очень близки с природой, они буквально живут в единении с ней. С самого раннего детства они уже знают, что такое труд, самостоятельно познают окружающий мир. Этому способствует работа дома и в поле, и во время выездов в «ночное». Поэтому с такой любовью и трепетным вниманием описывает их Тургенев. Именно такие дети - наше будущее.

    Рассказ писателя не принадлежит только времени его создания, к 19 веку. Этот рассказ глубоко современен и своевременен во все времена. Сегодня, как никогда, требуется возврат к природе, к пониманию того, что надо её беречь и жить с ней в единении, как любимой матерью, но не мачехой. Воспитывать наших детей на труде и уважении к нему, на уважении к трудящемуся человеку. Тогда и окружающий нас мир изменится, станет чище и прекрасней.

    В рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг» мы встречаемся с охотником, заблудившимся в лесу, от лица которого и ведется повествование. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. Все образы мальчиков в рассказе Тургенева получились яркими и выразительными. Он внимательно слушал всех мальчиков, но всем видом показывал, что не верит в их рассказы.

    Наблюдая за ними и слушая их беседу, охотник дает каждому из ребят детальную характеристику, отмечая их природную даровитость. И хотя он с виду был неказист, Ивану Петровичу он сразу понравился. Что за славный мальчик!» — так оценил его охотник. Только вот врожденная смелость и твердый характер не вознаградили его долгой жизнью.

    Что хотел передать образами мальчиков у костра И.С.Тургенев?

    Жаль, славный был парень!» — с печалью на душе заканчивает Тургенев свой рассказ. Во время беседы он ведет себя деловито, задает вопросы, важничает, покровительственно разрешает мальчикам делиться удивительными рассказами. Илюша — двенадцатилетний мальчик с незначительной внешностью, горбоносый, с вытянутым, подслеповатым лицом, выражающим «какую-то тупую, болезненную заботливость».

    Как удается автору показать различное отно­шение к каждому из мальчиков в рассказе «Бежин луг»? Найдите слова, которые показывают это от­ношение.

    Илюша отличается от остальных деревенских мальчиков своим мастерством интересно и увлекательно пересказывать страшные истории. Однако и он пересказывает друзьям услышанную от отца историю о русалке, о голосе из бучила, а также о несчастном Васе, мальчике из его деревни. Охотник, слушая их разговор, выделяет у каждого мальчика свои особенности и замечает их даровитось. Самый старший из них — Федя. Он из богатой семьи, а в ночное он выехал ради забавы.

    Также у него был гребешок — редкий предмет у крестьянских детей. Мальчик стройный, нетрудящийся, с красивыми и мелкими чертами лица, с белокурыми волосами, «белоручка». Уделил внимание и его одаренности: глядел Павлуша очень умно и прямо, «да и в голосе у него звучала сила». На одежду автор обратил внимание в самую последнюю очередь.

    Мальчик очень суеверный, верит в водяных и русалок, о которых рассказал остальным ребятам. Он подражает взрослым, в своей речи часто говорит «братцы мои». Автор назвал Костю трусишкой за страх перед волками, сопоставляя его с Павлом.

    Деловитые и серьезные, при всей своей детской непосредственности, ребята вызывают у нас не только улыбку, но и настоящее уважение. Ночное, костры, беседы в ожидании «картошек» - это вовсе не забава.

    Не струсил он и когда в одиночку пошел в темноту к речке, потому что «захотелось водицы испить». В неспешных разговорах мальчиков, в рассказанных ими «байках» о леших, водяных и русалках раскрывается перед нами все богатство духовного мира простого русского человека. В поэтическом рассказе «Бежин луг» появляются образы крестьянских детей. Тургенев дает их развернутую эмоционально-психологическую характеристику. Эти ребята очень подвижны и любознательны.

    В крестьянских мальчиках Тургенев раскрывает поэтическую натуру русского народа, его живую связь с родной природой. На фоне поэтической и загадочной среднерусской природы автор с необыкновенной симпатией рисует деревенских ребятишек в ночном. Заблудившийся охотник пристраивается к разведенным кострам и при таинственном свете огня всматривается в лица мальчиков.

    Описание Илюши из рассказа «Бежин луг»

    Заблудившемуся охотнику по сердцу редкая удаль, решимость, смелость и скромность Павлуши, который скачет за собаками в пугающую ночь, не имея в руках даже простой хворостинки. Охотнику по душе и маленький Костя, наделенный «задумчивым взором» и развитым воображением. Реальная жизнь, по мнению Тургенева, вскоре развеет иллюзии и мистические настроения мальчиков, но обязательно сохранит их редкостные поэтические чувства.

    Это сборник, который включает очерки, рассказы и новеллы. В рассказе «Бежин луг» главный герой заблудился после охоты, сбился с пути и оказался на лугу возле реки. Там он повстречал «крестьянских ребятишек из соседних деревень, которые стерегли табун».

    В рассказе очень коротко и четко дан портрет каждого из мальчиков и подробно рассказаны их истории. Портретной характеристики Вани автор не дает, только пишет, что ему было всего лет семь. Он лежал и не шевелился под своей рогожей. Одним из мальчиков, встреченных охотником в долине, был Павлуша. Все страшные истории в рассказе подобраны так, что они гармонируют и с ночным пейзажем, и с волнением детей, жаждущих чего-то необыкновенного.

    Сочинение

    Каждую из этих историй рассказывают и слушают пять очень разных и очень интересных мальчишек из окрестных деревень. Практика многолетнего изучения этого рассказа знала использование всех пяти характеристик мальчиков в рассказе «Бежин луг», но использовался и прием сопоставления характеристик двух главных рассказчиков. Мы также рекомендуем этот путь и используем его для неторопливого и четко расчлененного сочинения о крестьянском мальчике XIX в.- о своем ровеснике. Весь процесс работы над сопоставлением характеристик связан со стремлением понять, как автор создает каждую, какими способами выражает свое отношение к героям, как дает портретное описание и как в это описание включается авторская оценка, каким способом показывает нам на этапе самого первого, внешнего знакомства с героем свое к нему отношение. Иногда оно выражено в словах прямой оценки, иногда - при помощи моментов менее явных, описательных:

    О том, что Павлуша понравился автору, сказано напрямик. По более скептическое отношение ко второму рассказчику выражено в манере описания, в общей характеристике лица (незначительно). Логика рассказа о человеке у себя пока только формируется. Мы помним, что и Павлуша и Ильюша рассказывали о светопреставлении. При этом Павлуша рассказывает о том, как все «перетрусились» во время солнечного затмения: и он сам, и все жители деревни, и даже барин, который предупреждал народ об этом событии. Рассказывает он неторопливо и весело. Единственный раз за всю ночь они смеются, слушая этот рассказ, который состоит из нескольких забавных сценок - зарисовок. Рассказ о прошедшем и, как уже выяснилось, напрасном страхе вызывает добродушную усмешку. Голос Васи заставляет задуматься и пугает. Он пытается во всем разобраться сам и думает напряженно, всегда приходя к конкретному решению.

    Тут и стряпуха, которая перебила все горшки в печи, и бочар Вавила со жбаном на голове, которого приняли за Тришку, и староста, который в канаву залез, и старостиха, которая в подворотне застряла, и Дорофеич, который вскочил в овес «и давай кричать перепелом»… Смеясь над его рассказом, мы видим и самого рассказчика: его открытую прямоту и честность (он сказал и о том, что сам струсил, и показал, что бояться, оказывается, было нечего), его умение видеть смешное и относиться к нему без издевки. Видим его наблюдательность и способность рассказать обо всем обстоятельно, ярко, занимательно, даже весело.

    Иное дело Ильюша - он сам врывается в рассказ Павлуши. Мы слышим легенду о Тришке, которая вызывает в нем страх и восхищение перед таинственной силой «удивительного человека». Он готов стыдить нас за то, что они не знают этого героя легенд: Илыоша свято верит, что настанет время и Тришка «будет соблазнять народ христианский». Его любовь ко всему таинственному, искренняя и самозабвенная вера во всякие чудеса, откровенный испуг перед неведомыми силами рисуют натуру слабую и поэтичную. Так, сопоставление эпизодов также дает возможность7 охарактеризовать - доказательно и уважительно - каждого из этик очень разных мальчуганов. Работу по сопоставлению можно обогатить обращением к лаборатории писателя; напомним, что в набросках к «Бсжину лугу» была такая запись: «Федя красив, смел, Павлуша труслив, Ильюша поэтичен, Костя - глупый и мрачный».

    Нас обычно очень удивляет эта запись, и они готовы спорить с самим автором. Но нам важно не только их удивление и настрой на защиту уже сложившихся представлений, а еще одна возможность заглянуть в лабораторию писателя, тот повторный взгляд на каждого из мальчиков, который Читатели вынуждены сделать, услышав, как оценил их автор в предварительном наброске. Как он относится к непонятным, странным происшествиям, которые пугают других мальчиков, к тому, что происходит у костра? Многое, что пугает мальчиков (голос цапли, куличков), его не пугает, потому что он знает, что это такое, и потому не только сам не боится, но и успокаивает товарищей. В непонятном для себя старательно пытается разобраться (так, например, происходит с голосом из бучила). Его желание разобраться очень быстро переходит в действие: припомним, как стремительно помчался он за волками; любознательность и решительность, а не только смелость стоят за каждым из его поступков.

    Откуда знал Илыоша то, о чем он рассказывал у костра? Только одна история произошла с ним самим. Обо всем остальном он слышал и запоминал рассказы разных людей. Можно даже припомнить этих людей: псарь Ермила, дедушка Трофимыч, бабка Ульяна. Конечно, они едва ли рассказывали все эти истории двенадцатилетнему мальчику. Он просто с необычайной жадностью ловил любые подобные рассказы и разговоры взрослых.

    Он с увлечением и необычайной быстротой подхватывает любой разговор на «странную» тему. В его рассказах мы видим не только чрезвычайно целеустремленную память, но и увлеченность всем этим фантастическим миром, бурную и с детства определенным образом направленную фантазию.

    Автор не выражает таких симпатий Ильюше, но и у этого мальчика, как ни странно, находится гораздо больше сторонников, чем предполагает Читатель. Особенно много сочувственных реплик слышишь от девочек: «Он так много помнит», «Такой слабый, а историй знает больше всех…»

    Итак, мы строим разговор о мальчиках, в значительной мере опираясь на их беседу у костра. Но мальчики потому и разговорились, что они были под влиянием ночной темноты, полной неразгаданных звуков и готовой направить фантазию человека на поиски самых неожиданных объяснений неведомого. Так, начав анализ рассказа с наиболее интересного и доступного, мы приближаемся к одной из самых важных проблем, которые стоят в этом произведении,- к проблеме отношения человека к природе, к проблеме умения видеть и слышать все, что вокруг тебя, а значит, и умения рассказать обо всем этом.

    Другие сочинения по этому произведению

    Пейзаж в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»