Войти
В помощь школьнику
  • Книги и лекции паолы волковой Паола волкова лекции по искусству
  • График квадратичной функции
  • Глухие и звонкие согласные
  • Мудрые и глубокие цитаты из «Маленького принца Интересные факты о произведении
  • " юфп йнем ч чйдх йеыхб ч тпнбое н
  • «казаки – народ удалый Некоторые понятия происхождения названий казачества
  • Много глухие согласные. Глухие и звонкие согласные. §7. Обозначение мягкости согласных на письме

    Много глухие согласные. Глухие и звонкие согласные. §7. Обозначение мягкости согласных на письме

    Что такое звук? Это минимальная составляющая человеческой речи. Изображается буквами. В письменной форме звуки от букв отличаются наличием у первых квадратных скобок , использующихся в фонетической транскрипции. Буква – о, звук – [о]. Транскрипция показывает различия написания и произношения. Апостроф [ ] свидетельствует о мягкости произношения.

    Вконтакте

    Звуки разделены на:

    • Гласные. Их можно легко тянуть. При их создании язык не принимает активного участия, фиксируясь в одном положении. Звучание создается благодаря изменениям положения языка, губ, различным вибрациям голосовых связок и силе подачи воздуха. Протяжность гласных – основа вокального искусства (распевания, «пения гладью»).
    • Согласные звуки а выговариваются с участием языка, который, занимая определенное положение и форму, создает препятствие движению воздуха из легких. Это приводит к появлению шумов в полости рта. На выходе они преобразуется в звучание. Также свободному прохождению воздуха препятствуют губы, которые смыкаются-размыкаются во время речи.

    Согласные разделяют на:

    • глухие и звонкие. Глухость и звонкость звучания зависит от работы речевого аппарата;
    • твердые и мягкие. Звучание определяется положением буквы в слове.

    Буквы, обозначающие согласные звуки

    Глухие

    Глухие в русском: [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ш]. Проще всего запомнить фразу, а не набор букв, «Стёпка, хочешь щец? Фи!», содержащую их все.

    Пример, в котором все согласные звуки глухие: петух, соты, штифт.

    Звонкие

    При их образовании форма языка близка к форме, производящей глухие, но добавляются вибрации. Звонкие согласные звуки создают активные вибрации связок. Вибрации деформируют звуковую волну , и в полость рта попадает не чистый поток воздуха, а звучание. В дальнейшем он дополнительно преобразовывается языком и губами.

    К звонким согласным принадлежат: б, в, г, д, ж, з, й, л, м, н, р.

    При их произношении в области гортани явно чувствуется напряжение. Кроме того, проговорить их четко шепотом практически невозможно.

    Слово, в котором все согласные звуки звонкие: Рим, гордыня, зола, лиман.

    Сводная таблица согласных (глухие и звонкие).

    Именно за счет смены звучания русская речь обогащена различными словами, близкими по написанию и произношению, но абсолютно разными по значению . К примеру: дом - том, суд - зуд, код - год.

    Парные согласные

    Что означает парность ? Две буквы, близкие по звучанию, при произношении которых язык занимает схожие положения, называют парные согласные звуки. Произношение согласных можно условно разделить на одноэтапные (в их создании участвуют губы и языки) и двуэтапные – первыми подключаются связки, затем рот. Те случаи, когда при произношении движения рта совпадают, и создают пары.

    Сводная таблица парных согласных с учетом твердости и мягкости

    В речи свойственно не выговаривать каждую букву, а «съедать» ее. Это не является исключением только русской речи. Подобное встречается практически во всех языках мира и особо контрастно заметно в английском. В русском этот эффект подвластен правилу: парные согласные звуки подменяют (на слух) друг друга во время речи. К примеру: любовь – [л’ у б о ф’].

    Но не все имеют свою пару. Есть не похожие по произношению ни на какие другие – это непарные согласные . Техника воспроизведения отличается от произношения прочих звуков и объединяет их в группы.

    Парные согласные

    Непарные согласные

    Первая группа может произноситься с мягкостью. Вторая не имеет аналогов в произношении.

    Непарные согласные разделяются на:

    • соноры – [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’]. При их произношении поток воздуха ударяется о верхнее небо, как о купол;
    • шипящие – [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].

    Русского языка содержит буквы, которые в контексте сложны для восприятия. Звуки [ч], [й], [ц], [н] звонкие или глухие? Выучите эти 4 буквы!

    Важно! [ч] – глухой! [й] – звонкий! [ц] – это глухой! [н] – звонкий!

    Непарные согласные

    Твердые и мягкие

    Они одинаковы по написанию, но различны по звучанию. Глухие и звонкие согласные, за исключением шипящих, могут произноситься твердо или мягко. Например: [ б ] был – [ б` ] бил; [ т ] ток – [ т` ] тёк.

    При произношении твердых к небу прижимается кончик языка. Мягкие образуются благодаря прижатию к верхнему небу средней части языка .

    В речи звучание определяет последующая за согласным буква.

    Гласные образуют пары: а-я, у-ю, э-е, ы-и, о-ё.

    Двузвучные гласные (я, ё, ю, е) произносятся по одной из двух комбинаций: звук [й] и парная гласная из Э, О, У, А либо мягкий знак и парная гласная. К примеру, слово юнга. Оно произносится как [й] [у] [н] [г] [а]. Или слово мята. Оно произносится как: [м’] [а] [т] [а]. Гласные А, О, У, Э, Ы не имеют двойного звучания, поэтому не влияют на произношение впереди стоящей согласной .

    Пример различия:

    Ложка – люк, мед – море, дом – дятел.

    Фонетическая транскрипция:

    [Л о ж к а] – [Л’ у к], [м’ о д ] – [м о р’ э], [д о м] – [д’ а т е л].

    Правила произношения:

    • твердые произносятся перед А, О, У, Э, Ы. Нарыв, бок, бук, бэнтли, былое;
    • мягкие произносятся перед Я, Ё, Ю, Е, И. Месть, мёд, кит, пюре, мята;
    • твердые произносятся, если после них стоит другая согласная: смерть. После согласного [с] стоит согласная [м]. Не зависимо от того, мягкая М, звонкая или твердая, С произносится твердо;
    • твердые произносятся, если буква стоит последней в слове : класс, дом;
    • согласные перед гласной [е] в заимствованных словах произносятся твердо, как перед [э]. Например: кашне – [к] [а] [ш] [н] [э];
    • всегда мягкие перед Ь: лось, мякоть.
    • исключения из правил:
      • всегда твердые Ж, Ш, Ц: жизнь, шипы, цианид;
      • всегда мягкие Й, Ч, Щ: белый, черный, щука.

    Внимание! Глухая буква не всегда обозначает такой же звук. Это зависит от положения в слове.

    Твердые и мягкие звуки

    Оглушение

    Русский язык обладает понятием оглушения – некоторые звонкие звучат, как глухие согласные звуки из пары.

    Это не является дефектом речи, а наоборот – считается критерием ее чистоты и правильности. Но это правило работает только с парными согласными. К примеру, [г] в речи часто заменяется на [х]. Это относится к дефекту, так как [г], приближенное к [х], считается отличительной чертой украинского языка. Употребление его в русской речи неверно. Исключение – слово Бог.

    Правила и примеры:

    • буква стоит последней в слове: зуб – [зуп], прорубь – [п р о р у п’];
    • после буквы стоит глухой согласный: сыроежка – [с ы р о е Ш к а].

    Есть обратный процесс – озвончение. Означает, что в речи глухие произносятся как парные им звонкие . Озвончение оправданно, когда они стоят перед звонкими согласными: сделка – [з д’ э л к а].

    Согласные звонкие и глухие твердые и мягкие

    Согласные звуки звонкие и глухие. Урок русского языка в 5 классе

    Сегодня практически все дети знают буквы и алфавит уже в раннем детстве. Однако, учить буквы рекомендуется, не называя буквы так, как они звучат в алфавите. Буквы надо учить звуками. Говоря о букве «Б», необходимо называть ее [б], а не «бэ». Это нужно для того, чтобы ребенку потом было легче объединять буквы в слоги и слова.

    Однако мир звуков на этом не ограничивается. И когда малыш подрастет, ему предстоит освоить и такие понятия, как гласные звуки, твердые, мягкие, парные, глухие и звонкие согласные. Приглашаю поговорить сегодня о таких разных звуках. Мы поговорим об этом в сказочной форме, в форме наиболее близкой для детского восприятия. Приглашаю вас в фонетическую сказку . Это дополненная версия сказки о звуках, представленная в .

    Итак, дружные буквы живут в гостеприимном . А звуки создали большое Королевство, которое называется Фонетика.

    Королевство звуков — Фонетика

    В королевстве звуков русского языка Фонетика дружно жили - поживали гласные и согласные звуки. У каждого звука был свой домик. У гласных звуков домики были выкрашены в красный цвет, а у согласных в синий. Но крыши всех домиков были белыми и менялись сами по себе, когда звуки ходили друг к другу в гости.

    Всего в королевстве 42 жителя : 6 гласных звуков [а],[э],[о],[у],[и],[ы] и 36 согласных. Они жили дружно и часто ходили друг другу в гости. И каждый раз когда они гостили друг у друга происходило волшебство: стоило им взяться за руки как получались новые звуки для новых слов.

    Гласные звуки любили петь. Поэтому в их домиках всегда звучала музыка. А вот у согласных звуков петь совсем не получалось. Зато они были очень податливыми и всегда и во всем «соглашались» с гласными. При этом они могли становиться твердыми или мягкими . Вот например, звук [п]. В слове «пила» звучит мягко, а в слове «пыль» - твердо. А все потому, что звук [и] смягчил [п], а звук [ы] наоборот придал твердости.

    Вот так согласные звуки, берясь за руки с гласными, становятся по их просьбе мягкими или твердыми.

    Однако были в королевстве и «непослушные» звуки. И хотя они жили в синих домиках и назывались согласными, они ни в какую меняться не хотели. А произошло это в день, когда праздно сидя на скамеечках, они заспорили кто же главнее: гласные или согласные звуки. И звуки [ж] ,[ш] и [ц] решили стать независимыми и никому не подчиняться, особенно гласным звукам. Они провозгласили себя твердыми звуками, которые никогда ни при каких обстоятельствах не станут мягкими! И в доказательство своего твердого решения они выкрасили белые крыши своих домиков в темно-синий цвет.

    Но уступчивые и неконфликтные звуки [щ] ,[й] и [ч] очень расстроились и испугались, что в королевстве будет нарушен баланс соотношения звуков и решили остаться навсегда мягкими. А чтобы все жители Фонетики знали об этом, покрасили крыши своих домиков в зеленый цвет.

    Однако, вскоре в королевстве Фонетики появились еще 2 жителя — мягкий и твердый знаки. Но и они не нарушили единства звукового мира. Мягкий знак помогал согласным становиться мягкими, а твердый — твердыми. Они построили себе белые домики и все зажили мирно и дружно.

    Но не только своими твердыми и мягкими характерами славились жители Королевства Фонетики. У многих из них были и есть свои особые предпочтения. Одни звуки любили шум листопада, а другие звон дождя. Они даже построили себе отдельные кварталы так, что в одном — всегда звонко бьет колокольчик, а в другом — как под куполом — глухо и шумно... Так появились звонкие и глухие согласные . А между кварталами протекает речка.

    Так в квартале с колокольчиком поселились звуки [р], [л], [м], [н], [й], [б], [г], [в], [д], [ж], [з]. А в тихом квартале — [п], [ф], [т], [ш], [с], [к], [х], [ц],[ч],[щ]. И некоторые буквы так сдружились, что соединили свои домики мостиками. Так есть мостик между звуками п-б, ф-в, т-д, ш-ж, с-з и к-г. Это парные согласные .

    Вот так и живет удивительное Королевство Фонетики. Звуки ходят друг к другу в гости, меняются, подстраиваются, шумят, кричат, поют... Весело у них. А в этом веселье рождаются слова, из них предложения, которые составляют нашу речь. Кстати, речь бывает... А впрочем, об этом поговорим в другой раз.

    Как выучить мягкие и твердые согласные

    Вот такие непростые взаимоотношения у звуков. Чтобы сыну легче было рисовать фонетические схемы слов, мы с ним делали очень удобные облачки. По ним определять твердость или мягкость согласных звуков очень просто.

    О том, как с помощью облачек мы учили твердые и мягкие согласные читайте в .

    Как различать звонкие и глухие согласные

    А облегчить ребенку различие между звонкими и глухими согласными нам помогал очень простой прием. Называя звук, прижмите ладонь к шее. Если звук звонкий, то ощущается вибрация (дрожание) голосовых связок. Если звук глухой — вибрации не будет.

    Для этих же целей мы использовали картинку с домиками и мостиками через речку, которую вы видели выше.

    Приятного вам знакомства с миром Фонетики!

    Всего самого доброго!

    Приглашаем посмотреть увлекательный ролик на нашем видеоканале "Мастерская на радуге"

    В русском языке обозначаются не все звуки речи, а только основные. В русском языке 43 основных звука – 6 гласных и 37 согласных, тогда как число букв – 33. Не совпадает также количество основных гласных (10 букв, но 6 звуков) и согласных (21 буква, но 37 звуков). Разница в количественном составе основных звуков и букв определяется особенностями русского письма. В русском языке твёрдый и мягкий звук обозначается одной и той же буквой, но звуки мягкий и твердый считаются разными, потому и получается согласных звуков больше, чем букв, которыми они обозначаются.

    Звонкие и глухие согласные

    Согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Звонкие состоят из шума и голоса, глухие – только из шума.

    Звонкие согласные звуки: [б] [б"] [в] [в"] [г] [г"] [д] [д"] [з] [з"] [ж] [л] [л"] [м] [м"] [н] [н"] [р] [р"] [й]

    Глухие согласные звуки: [п] [п"] [ф] [ф"] [к] [к"] [т] [т"] [с] [с"] [ш] [х] [х"] [ч"] [щ"]

    Парные и непарные согласные

    Многие согласные образуют пары звонких и глухих согласных звуков:

    Звонкие [б] [б"] [в] [в"] [г] [г"] [д] [д"] [з] [з"] [ж]

    Глухие [п] [п"] [ф] [ф"] [к] [к"] [т] [т"] [с] [с"] [ш]

    Не образуют пар следующие звонкие и глухие согласные звуки:

    Звонкие [л] [л"] [м] [м"] [н] [н"] [р] [р"] [й]

    Глухие [х] [х"] [ч"] [щ"]

    Мягкие и твёрдые согласные

    Согласные звуки делятся также на твёрдые и мягкие. Они различаются положением языка при произнесении. При произнесении мягких согласных средняя спинка языка поднята к твердому нёбу.

    Большинство согласных образует пары твёрдых и мягких согласных:

    Твёрдые [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х]

    Мягкие [б"] [в"] [г"] [д"] [з"] [к"] [л"] [м"] [н"] [п"] [р"] [с"] [т"] [ф"] [х"]




    Не образуют пар следующие твёрдые и мягкие согласные звуки:

    Твёрдые [ж] [ш] [ц]

    Мягкие [ч"] [щ"] [ й" ]

    Шипящие согласные

    Звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’] называются шипящими.

    [ж] [ш] [ч"] [щ"]

    Свистящие согласные

    [з] [з"] [с] [с"] [ц]

    Свистящие звуки с-сь, з-зь переднеязычные, щелевые. При артикуляции твердых с-з зубы обнажены, кончик языка касается нижних зубов, спинка языка слегка выгнута, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, отчего в середине образуется желобок. Воздух проходит по этому желобку создавая трением шум.

    При произнесении мягких с, з артикуляция та же, но дополнительно спинка языка поднимается к твердому нёбу. При произнесении звуков з-зь связки сомкнуты и вибрируют. Нёбная занавеска поднята.

    В русском языке существуют звонкие и глухие согласные звуки. При изучении фонетики (науки о звуках речи) и графики (науки о буквах алфавита) необходимо четко знать, какой звук является глухим, а какой звонким.

    Для чего это нужно?

    Дело в том, что в русском языке не обязательно буквы, обозначающие звонкие согласные, будут читаться звонко во всех случаях. Также бывают случаи, когда буквы, обозначающие глухие звуки, читаются звонко. Правильное соотнесение буквы и звука существенно поможет в изучении правил написания слов.

    Разберем подробнее, что означают понятия глухости и звонкости. Образование звонких согласных происходит благодаря шуму и голосу: воздушная струя не только преодолевает препятствие в полости рта, но и колеблет голосовые связки.

    • К звонким относятся следующие звуки: б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р, й.
    • Однако в фонетике из данного ряда звуков выделяют еще так называемые сонорные, которые максимально приближены по своим характеристикам к гласным звукам: их можно пропеть, продлить в речи. К таким звукам относятся й, р, л, н, м.

    Глухие согласные звуки произносятся без участия голоса, только при помощи шума, голосовые связки при этом расслаблены.

    • Данные буквы и звуки включают в себя следующие: к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ. Для того, чтобы легче было запомнить все глухие согласные в русском языке, необходимо выучить фразу: «Степка, хочешь щец?» — «Фи!». Все согласные звуки в ней являются глухими.

    Пары звонких и глухих согласных

    Звонкие и глухие звуки и обозначающие их буквы противопоставлены в русском языке и образуют пары:

    1. б-п,
    2. в-ф,
    3. г-к,
    4. д-т,
    5. з-с,
    6. ж-ш.

    Если учесть, что согласные в этих парах могут быть еще и мягкими (кроме ж-ш), то всего наберется 11 противопоставленных пар по глухости-звонкости. Перечисленные звуки называются парными. Остальные звонкие и глухие звуки пар не имеют. К звонким непарным относятся вышеперечисленные сонорные, а к глухим – х, ц, ч, щ. Более подробно изучить эти звуки вам поможет таблица согласных, представленная на нашем сайте.

    Нажмите на картинку, чтобы распечатать таблицу со звонкими и глухими согласными звуками

    Как же получается, что буквы в русском алфавите могут обозначать несколько звуков?

    Особенности произношения звука часто предопределены его положением в слове. Так, звонкий звук в конце слова оглушается, и такая позиция звука называется «слабой». Оглушение может происходить и перед следующим глухим согласным, например: пруд, будка. Пишем звонкие согласные, а произносим: прут , бут ка.

    И наоборот, глухой согласный может стать звонким, если после него идет звонкий звук: молотьба, но произносим маладь ба. Зная данную особенность русской фонетики, мы проверяем написание согласных в конце и середине слова с помощью проверочных слов: молотба – молотить, пруд-пруды, будка – будочка. Проверочное слово подбираем так, чтобы после сомнительной согласной стояла гласная.

    Чтобы запомнить, каким является звук по своей характеристике, необходимо провести в уме ассоциации звука с каким-либо предметом, событием или природным звучанием. Например, звук ш похож на шуршание листьев, а звук ж – на гудение пчел. Ассоциация поможет вовремя сориентироваться. Еще один способ – создание фразы с определенным набором звуков.

    Таким образом, знание соотнесения буквы и звука чрезвычайно важно для правописания и правильного произношения. Без изучения фонетики невозможно изучение и правильное восприятие мелодики языка.

    Видео-урок про звонкие и глухие согласные:

    Тралик и Валик о звонких и глухих согласных звуках

    Еще один видео-урок для детей с загадками про звонкие и глухие согласные звуки

    КГБОУ «Славгородская общеобразовательная школа­интернат»
    Алтайский край г. Славгород
    Учите детей различать и правильно употреблять в речи звуки
    П­Б, Т­Д, К­Г
    (Консультация для родителей)
    Учитель­логопед Гурова И.Н.

    Учите детей различать и правильно употреблять в речи звонкие и глухие
    согласные звуки
    В процессе формирования звукопроизношения у детей наблюдаются различные
    замены звуков. Эти замены бывают неустойчивыми и постепенно, с увеличением
    словарного запаса и улучшением фразовой речи, исчезают. К 4 – 5 годам могут
    оставаться более стойкие замены тех звуков, которые дети не умеют произносить. Дети
    заменяют их звуками, сходными с ними по звучанию или артикуляции (способу
    произношения). При нормальном формировании звукопроизношения ребёнок должен к
    6 годам все звуки родного языка произносить правильно и не смешивать их в речи.
    Однако встречаются дети, которые правильно умеют произносить звонкие (Б, Д, Г) и
    глухие (П, Т,К) звуки, но иногда ошибаются и смешивают их в речи, то есть вместо
    одного из этих звуков употребляют другой (Б – П, Д – Т, Г – К). Эти звуки имеют
    одинаковую артикуляцию. Звонкие отличаются от глухих в основном участием голоса
    при их образовании.
    Ребёнку это можно объяснить примерно так: «У тебя в горле в домике живёт
    голосок. Когда он спит, то в домике тихо, а когда проснётся и запоёт, то и стенки
    домика задрожат. Давай послушаем как поёт голосок».
    Приложите тыльную сторону руки ребёнка к передней поверхности своей шеи,
    поочерёдно произносите звонкий и глухой звуки (сначала лучше взять пару звуков Ви
    Ф, так как их можно произносить длительно, и поэтому легче будет ощутить участие
    голоса в образовании звонкого звука). Последовательно произнося эти звуки, вы дадите
    ребёнку возможность ощутить вибрацию от колебания голосовых связок, когда будите
    произносить звук В (так как в образовании звонкого звука участвует голос – «голосок
    проснулся и поёт так громко, что стенки домика дрожат»), и ребёнок не будет ощущать
    вибрации от колебания голосовых связок, когда вы будите произносить звук Ф (так как
    в образовании глухого звука голос не участвует – «голосок спит, песенок не поёт, и
    стенки домика не дрожат»).
    После этого попросите ребёнка приложить тыльную сторону одной руки к
    передней поверхности своей шеи, другой – к вашей и сравнивать своё произношение с
    вашим. Таким же методом вы можете научить ребёнка различать и другие пары звуков
    (Б – П, Д – Т, Г – К).
    При обучении грамоте неумение различать эти звуки может отразиться на
    письме: дети будут писать так, как говорят. Необходимо ещё до поступления в школу
    научить ребёнка различать и правильно употреблять эти звуки (то есть
    дифференцировать их). Для этого взрослые должны хотя бы через день заниматься с
    ним в течение десяти – пятнадцати минут.
    При работе с детьми необходимо учитывать следующее:

    1. Нельзя принуждать ребёнка заниматься, надо его заинтересовать, увлечь, а для
    этого занятие лучше проводить в форме игры.
    2. К последующим упражнениям ребёнку следует переходить, лишь усвоив
    предыдущие.
    3. Начинать каждое занятие лучше всего с повторения отработанных ранее
    упражнений, которые ребёнок легко выполняет, и только после этого дать одно новое
    упражнение.
    4. Заниматься с ребёнком должен тот, кто сам правильно произносит звуки П – Б,
    Т – Д, К – Г и не смешивает их.
    Приводимые ниже описания упражнений – игр предназначены для родителей.
    Ребёнок должен проводить их под руководством взрослых в последовательности,
    данной в описании каждого управления.
    Прежде чем приступить к дифференциации двух смешиваемых звуков, убедитесь,
    что ребёнок может правильно произносить их изолированно и в словах. Разобраться в
    этом вы сумеете при внимательном проведении первых двух упражнений.
    ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Т – Д
    1. «ПОЕХАЛИ В ВАГОНЕ»
    звука Т и одновременно обратить внимание
    ребёнка на то, что в образовании звука Т голос
    не участвует.
    произнести звук Т (напоминающий звук,
    который издают колёса, когда трогается вагон
    – ТТТ…). Обратите внимание ребёнка на то,
    что когда мы произносим звук Т, то голос
    «спит», и стенки домика не дрожат. Чтобы ребёнок убедился в этом, приложите
    тыльную сторону его руки к передней поверхности шеи. Следите, чтобы ребёнок
    произносил звук Т тихо и без добавления гласных (то есть не ТЭ, ТА, ТУ, ТЫ, а Т), так
    как в образовании гласных звуков участвует голос, и тогда ребёнок ощутит вибрацию

    имеется звук Т, и предложите ребёнку назвать их, например: тапочки, тыква, тополь,
    туфли, кофта, утка, конфеты, пальто, билет, буфет и др. Напомните ребёнку, что звук
    Т произносится тихо, без голоса. Затем попробуйте предложить ему самому придумать
    и произнести слова со звуком Т.

    2. «ЧЕЙ ОТБОЙНЫЙ МЛОТОК ЛУЧШЕ РАБОТАЕТ?»
    Цель упражнения: проверить произношения звука Д
    и одновременно обратить внимание ребёнка на то, что в
    образовании звука Д участвует голос.
    Предложите ребёнку несколько раз, не спеша,
    произнести звук Д (как отбойный молоток работает –
    ДДД…). Обратите внимание ребёнка на то, что когда мы
    произносим звук Д, то голос «поёт», и стенки домика
    дрожат. Чтобы ребёнок убедился в этом, приложите
    тыльную сторону его руки к передней поверхности шеи.
    Потом подберите картинки с изображением предметов, в названии которых
    имеется звук Д, и предложите ребёнку назвать их, например: дача, дыня, дом, дуб,
    вода, подушка, ягоды, заводы и др. При этом нельзя брать слова, где звук Д стоит в
    конце слова (лёд) или перед глухим согласным (лодка), так как в этих случаях звук Д
    оглушается и произносится тихо, без голоса, как Т.
    Напомните ребёнку, что звук Д произносится громко, с голосом. Затем
    попробуйте предложить ребёнку самому придумать и произнести слова со звуком Д.
    3. «УГАДАЙ ЧТО ЭТО?»
    Цель упражнения: научить ребёнка различать
    звуки Т и Д при их сопоставлении.
    Приложите тыльную сторону руки ребёнка к
    передней поверхности своей шеи и не спеша,
    поочерёдно произносите звуки Т и Д; ребёнок
    соответственно должен показывать или на
    картинку, на которой изображён вагон (Если
    слышит звук Т), или на картинку, на которой
    изображён отбойный молоток (если слышит звук
    Д). Потом вы показываете то на картинку с
    вагоном, то на картинку с отбойным молотком, а ребёнок соответственно называет или
    звук Т, или звук Д, контролируя своё произношение тыльной стороной руки,
    4. «СЛУШАЙ ВНИМАТЕЛЬНО»
    Цель упражнения: научить ребенка выделять звуки Т и Д из слова и не смешивать
    их.
    Положите справа от ребенка картинку, на которой нарисован отбойный молоток,
    а слева - картинку, на которой нарисован вагон.


    которых есть звук Т или Д (например: дом, туфли,
    дача, дыня, утка, тополь, ягоды, конфеты и т. д.).

    разложить их в две стопки (под картинками с
    отбойным молотком и вагоном). Если в названии
    картинки есть звук Д (который при быстром
    многократном произнесении напоминает дробь
    отбойного молотка), то ее надо положить под
    картинку с отбойным молотком, а если есть звук Т (который напоминает стук колес
    вагона), то ее надо положить под картинку с вагоном.

    которых нарисованы вагон и отбойный молоток. Взрослый произносит различные слова.
    Если ребенок услышит в слове звук Т, он должен показать на картинку с вагоном, а
    если услышит звук Д - то на картинку с отбойным молотком.
    5.«БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ, СМОТРИ,
    БЕЗ ОШИБКИ ПОВТОРИ»
    Цель упражнения: научить ребенка различать и правильно
    произносить звуки Т и Д в слогах.
    Предложите ребенку повторять за взрослым попарно слоги, соблюдая
    данную родителями последовательность: ТА­ДА, ТО­ ДО, ТУ­ДУ, ТЫ­
    ДЫ. При повторении взрослый должен менять последовательность
    слогов: ДА­ТА, ТО­ДО, ДУ­ТУ, ТЫ­ДЫи т. д.
    Произносить звуки надо громко, четко. При повторении упражнения взрослый
    прикрывает листком бумаги свой рот (держа бумагу на расстоянии 15-20 см ото рта),
    чтобы ребенок не видел его артикуляции, а повторял по слуху.

    Цель упражнения: показать ребенку, что с изменением звука может
    изменяться и смысл слова.
    Предложите ребенку правильно повторять за взрослым два слова, в
    которых с изменением дифференцируемых звуков Т и Д меняется
    смысл. Ребенок должен после повторения каждой пары слов раскрыть их
    смысловое значение и указать, в каком слове звук Т, а в каком звук Д:
    «туш­душ, точка­дочка, Том­ дом, катушка­кадушка, тень­день, уточка­
    удочка, трава­дрова, тина­Дина и др.».


    Цель упражнения: научить ребенка не смешивать
    звуки Т и Д, когда они встречаются в одном и
    том же слове.
    Ребенок должен повторять за взрослым слова (а
    лучше взрослым подобрать картинки с такими
    предметами, в названии которых одновременно
    встречаются звуки Т и Д, и правильно их
    называть): доктор, дети, детсад, следопыт,
    дятел,родители и др.
    8. «КТО ЛУЧШЕ ПРИДУМАЕТ?»
    Цель упражнения: научить ребенка
    правильно употреблять звуки Т и Д во
    фразах.

    По картинкам, использованным в
    предыдущем упражнении, ребенок должен
    составить предложения и правильно произне­
    сти их. Надо добиваться, чтобы предложения
    были
    а
    распространенными,
    содержательными,
    интересными и не похожими друг на друга.
    Умение составить предложение по картинке,
    на которой изображен один предмет, необходимо ребенку для школы. Если нет нужных
    картинок, то взрослый называет слово, а ребенок придумывает с этим словом
    предложение. Можно внести в упражнение элемент игры, предложив соревноваться,
    кто интереснее или длиннее составит предложение с данным словом. Сначала
    предложение должен составить взрослый, а затем предложить это сделать ребенку.
    Например, со словом «дятел» можно составить такие фразы: «на прогулке в лесу мы
    слышали, как дятел долбил дерево» или «дятел очищает деревья от гусениц, жучков и
    других насекомых».
    односложными,


    предмета на одной из них должен быть звук Т, в названии другого - звук Д. Сначала

    Боль­
    ше слов со звуками Т и Д, а ребенок должен правильно повторять их.

    Люда купила две катушки ниток.
    Тома дала Толе удочку.
    В кадушку Наташа налила много воды.
    Таня загадала Даше загадку.
    Футболисты идут на стадион.
    9. ВЫУЧИТЕ С РЕБЕНКОМ ЗАГАДКИ
    (Ребенок должен правильно произносить звуки Т и Д во всех словах).
    Две ветки выросли в лесу,
    Две ветки прятались в грозу,
    Две ветки по лесу гуляли,
    Две ветки что­то в нем искали.
    (Олень)
    «Чудесный дом»
    Был белый дом,
    Чудесный дом,
    И что­то застучало в нем,
    И он разбился, и оттуда Живое выбежало чудо -
    Такое теплое, такое Пушистое и золотое.
    (Яйцо и цыпленок)

    ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ П - Б
    1. «ПАРОВОЗ ПЫХТИТ»
    Цель упражнения: проверить произношение звука П,
    одновременно обратить внимание ребенка на то, что в
    образовании звука П голос не участвует.
    Предложите ребенку неоднократно, не спеша,
    произнести звук П (как паровоз пыхтит - ППП...).
    Обратите внимание ребенка на то, что когда мы произносим
    звук П, голос «спит», н стенки домика не дрожат. Чтобы
    ребенок убедился в этом, приложите тыльную сторону его
    руки к передней поверхности шеи. Следите, чтобы ребенок
    произносил звук П тихо и без добавления гласных (то есть
    не ПЭ, ПА, ПЫ, ПУ, а П), так как в образовании гласных
    звуков участвует голос, и тогда ребенок ощутит вибрацию
    от колебания голосовых связок.
    Потом подберите картинки с изображением предметов, в названии которых
    имеется звук П, и предложите ребенку назвать их, например: палка, папка, печка,
    платье, кепка, капуста, липа, антилопа, суп и др. Напомните ребенку, что звук П

    произнести слова со звуком П.
    2. «БАРАБАН ГРЕМИТ»
    Цель упражнения: проверить произношение звука Б и одновременно обратить
    внимание ребенка на то, что в образовании звука Б участвует голос.

    Предложите ребенку несколько раз
    произнести звук Б (как ударяют палочкой в
    барабан - БББ...). Обратите внимание ребенка на
    то, что когда мы произносим звук Б, то голос
    «поет», и стенки домика дрожат. Чтобы ребенок
    убедился в этом, приложите тыльную сторону его
    руки к передней поверхности шеи.
    Потом подберите картинки с изображением
    предметов, в названии которых имеется звук Б, и
    предложите ребенку назвать их, например: бант,
    банан, боты, бочка, бабочка, бусы, булка, собака, альбом, бобы и др. При этом нельзя
    брать слова, где звук Б стоит в конце слова (гриб) или перед глухим согласным
    (рыбка), так как в этих случаях звук Б оглушается и произносится тихо, без голоса, как
    П. Напомните ребенку, что звук Б произносится громко, с голосом. Затем попробуйте
    предложить ребенку самому придумать и произнести слова со звуком Б.
    3. «УГАДАЙ, ЧТО ЭТО?»
    Цель упражнения: научить ребенка различать звуки
    П и Б при их сопоставлении.
    Приложите тыльную сторону руки ребенка к своей
    гортани и не спеша, поочередно произносите звуки П и Б.
    Ребенок соответственно должен показывать или на
    картинку, на которой изображен паровоз (если слышит
    звук П), или на картинку, на которой изображен барабан
    (если слышит звук Б). Потом вы показываете то на
    картинку с паровозом, то на картинку с барабаном, а
    ребенок соответственно называет или звук П, или звук Б, контролируя свое
    произношение тыльной стороной руки, приложенной к передней поверхности своей
    шеи.
    4. «СЛУШАЙ ВНИМАТЕЛЬНО!»
    Цель упражнения: научить ребенка выделять звуки
    П и Б из слова и не смешивать их.
    Положите справа от ребенка картинку, на которой
    нарисован барабан, а слева - картинку, на которой
    нарисован паровоз. Подберите картинки с предметами, в
    названии которых есть звук П или Б (например: белка,
    палка, панама, батон, суп, собака, капуста, липа, бусы и
    др.). Предложите ребенку, беря и называя картинки, разложить их в две стопки (под

    картинками с барабаном и паровозом). Если в названии картинки есть звук Б, то ее
    надо положить под картинку с барабаном, а если есть звук П, то - под картинку с
    паровозом.
    Эту игру следует потом провести по­другому. Ребенку даются картинки, на
    которых нарисован барабан и паровоз. Взрослый произносит различные слова. Если
    ребенок услышит в слове звук П, он должен показать на картинку с паровозом, а если
    услышит звук Б - на картинку с барабаном.
    5. «БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ, СМОТРИ, БЕЗ ОШИБКИ ПОВТОРИ»
    Цель упражнения: научить ребенка различать и правильно произносить звуки П и
    Б в слогах.
    Ребенок должен повторять за взрослым попарно слоги, соблюдая такую
    последовательность: ПА­БА, ПО­БО, ПУ­БУ, ПЫ­ БЫ. При повторении упражнения
    нужно располагать слоги в ином порядке: БА­ПА, ПО­БО, БЫ­ПЫ, ПУ­БУ и т. д.
    6. «ЕСЛИ ЗВУК УГАДАЛ, ВЕРНО СЛОВО ТЫ НАЗВАЛ»
    Цель упражнения: показать ребенку, что с
    изменением звука может изменяться и смысл слова.
    Предложите ребенку правильно повторять за
    взрослым два слова, в которых с изменением
    дифференцируемых звуков П и Б меняется смысл: палка
    - балка, почка - бочка, пашня - башня, Паня - баня,
    запирай - забирай и др. После повторения каждой пары
    слов ребенок должен раскрыть их смысловое значение и
    указать, в каком слове звук П, а в каком звук Б.
    7. «НА КАРТИНКУ ПОСМОТРИ, ЕЕ ВЕРНО НАЗОВИ»
    Цель упражнения: научить ребенка не смешивать звуки П и Б, когда они
    встречаются в одном и том же слове.

    Ребенок должен правильно повторять за
    взрослым слова (а лучше взрослым подобрать
    картинки с такими предметами, в названии которых
    одновременно встречаются звуки П и Б, и правильно
    их называть): палуба, полушубок, пломба, бронепо­
    езд, прибой, беспорядок, победа и т. д.
    8. «КТО ЛУЧШЕ ПРИДУМАЕТ?»
    Цель упражнения: научить ребенка правильно употреблять звуки П и Б во
    фразах.
    По картинкам, использованным в предыдущем упражнении, ребенок должен
    составить предложения. Если нет нужных картинок, то взрослый называет слово, а
    ребенок придумывает с этим словом предложение. Например, со словом «палуба»
    можно составить такие фразы: «пассажиры парохода гуляли на палубе» или «матросы
    моют палубу швабрами».
    Можно составлять предложения и по двум картинкам, причем в названии
    предмета на одной из них должен быть звук П, в названии другого - звук Б. Сначала
    взрослые сами придумывают по картинкам предложения, стараясь вводить в них
    больше слов со звуками П и Б, а ребенок должен правильно повторять их.
    Предложения могут быть такими:
    Коля поймал бабочку и посадил ее в банку.
    Люба подала бабушке белый платок.
    Собака Бобик принесла Боре палку.
    Бэлла плавала в бассейне.
    Петя был на палубе теплохода «Победа».

    (Ребенок должен правильно произносить звук П и Б во всех словах).
    Я по лесу по зеленому бреду,
    Я грибочки в кузовок соберу,
    Я в осиннике рыжики беру,
    По березнячку - березовики,
    По сосновым пням - опеночки,
    А под елкой - белый гриб­боровик.

    «Банька»
    Истопила мама баньку,
    Паньку на руки взяла.
    Через все сугробы Паньку Мама в баньку понесла.
    От каши березовой Стала Панька розовой.
    Волосы от щелока Стали мягче шелка.
    Вот пришла из баньки Панька,
    Села около стола,
    Говорит:
    - Сегодня банька Шибко жаркая была.
    ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ К - Г
    1. «КАТОК ПЫХТИТ»
    Цель упражнения: проверить произношение звука К и одновременно обратить
    внимание ребенка на то, что в образовании звука К голос не участвует.

    произнести звук К (как каток пыхтит, когда
    асфальтирует улицу - ККК...). Обратите внимание
    ребенка на то, что когда мы произносим звук К, то
    голос «спит», и стенки домика не дрожат. Чтобы ре­
    бенок убедился в этом, приложите тыльную сторону
    его руки к передней поверхности шеи. Следите,
    чтобы ребенок произносил звук К тихо и без
    добавления гласных (то есть не КЭ, КА, КЫ, КУ, а
    К), так как в образовании гласных звуков участвует голос, и тогда ребенок ощутит
    вибрацию от колебания голосовых связок.

    Потом подберите картинки с изображением предметов, в названии которых
    имеется звук К, и предложите ребенку назвать их, например: камень, кофта, кукла,
    клоун, колокол, утка, белка, мак, паук, молоток и др. Напомните ребенку, что звук К
    произносится тихо, без голоса. Затем попробуйте предложить ему самому придумать и
    произнести слова со звуком К.
    2. «ГУСИ ГОГОЧУТ»
    Цель упражнения: проверить произношение
    звука Г и одновременно обратить внимание ребенка на
    то, что в образовании звука Г участвует голос.
    Предложите ребенку несколько раз, не спеша,
    произносить звук Г (как гуси разговаривают - ГГГ...).
    Обратите внимание ребенка на то, что когда мы
    произносим звук Г, то голос «поет», и стенки домика
    дрожат. Чтобы ребенок убедился в этом, приложите
    тыльную сторону его руки к передней поверхности
    шеи. Потом подберите картинки с изображением
    предметов, в названии которых имеется звук Г, и
    предложите ребенку назвать их, например: газета, голубь, гусь, гуталин, гусеница,
    гвоздь, угол, вагон, нога и др. При этом нельзя брать слова, где звук Г стоит в конце
    слова (пирог) или перед глухим согласным (ногти), так как в этих случаях звук Г
    оглушается и произносится тихо, без голоса, как К или X. Напомните ребенку, что звук
    Г произносится громко, с голосом.
    Затем попробуйте предложить ребенку самому придумать и произнести слова со
    звуком Г.
    3. «УГАДАЙ, ЧТО ЭТО?»
    Цель упражнения: научить ребенка различать звуки К и Г при их сопоставлении.
    Приложите тыльную сторону руки ребенка к передней поверхности своей шеи и
    не спеша, поочередно произносите звуки К и Г, ребенок соответственно должен
    показывать или на картинку, на которой изображен каток (если слышит звук К) или на
    картинку, на которой изображены гуси (если слышит звук Г). Потом вы показываете то
    на картинку с катком, то на картинку с гусями, а ребенок соответственно называет или
    звук К или звук Г, контролируя свое произношение тыльной стороной руки,
    приложенной к передней поверхности своей шеи.
    4. «СЛУШАЙ ВНИМАТЕЛЬНО!»

    Цель упражнения: научить ребенка выделять
    звуки К и Г из слова и не смешивать их.
    Положите справа от ребенка картинку, на
    которой нарисован гусь, а слева - картинку, на
    которой нарисован каток.
    Подберите картинки с предметами, в названии
    которых есть звук Г или К (например: кофта, голубь,
    колокол, вагон, гвоздь, утка, платок и т. д.).
    Предложите ребенку, беря и называя картинки,
    разложить их в две стопки (под картинками с гусем и катком). Если в названии
    картинки есть звук Г, то ее надо положить под картинку с гусем, а если есть звук К, то
    ее надо положить под картинку с катком.
    Эту игру следует провести потом по­другому. Ребенку даются картинки, на
    которых нарисован гусь и каток. Взрослый произносит различные слова. Если ребенок
    услышит в слове звук К, он должен показать на картинку с катком, а если услышит звук
    Г, то - на картинку с гусем.
    5. «БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ, СМОТРИ,
    БЕЗ ОШИБКИ ПОВТОРИ»
    Цель упражнения: научить ребенка различать и
    правильно произносить звуки К и Г в слогах.
    Предложите ребенку повторять за взрослым попарно
    слоги, соблюдая такую последовательность: КА­ГА, КО­ГО,
    КЫ­ГЫ, КУ­ГУ. При повторении упражнения нужно
    располагать слоги в ином порядке: ГА­КА, КА­ГА, ГЫ­КЫ,
    КУ­ГУ, ГО­КО и т. д.
    6. «ЕСЛИ ЗВУК УГАДАЛ, ВЕРНО СЛОВО ТЫ НАЗВАЛ»
    Цель упражнения: показать ребенку, что с изменением звука может изменяться и
    смысл слова.
    Предложите правильно повторять за взрослым два слова, в которых с изменением
    дифференцируемых звуков К и Г меняется смысл: калина - Галина, кол - гол, кости
    - гости, икра - игра, кора - гора, колос - голос и т. д. После повторения каждой
    пары слов ребенок должен раскрыть их смысловое значение и указать, в каком слове
    звук К, а в каком звук Г.

    7. «НА КАРТИНКУ ПОСМОТРИ, ЕЕ ВЕРНО НАЗОВИ»
    Цель упражнения:
    научить
    ребенка не смешивать звуки К и
    Г, когда они встречаются в
    одном и том же слове.
    правильно
    за
    Ребенок должен
    взрослым подобрать картинки с
    взрослым слова (а лучше
    названии которых одновременно
    такими предметами, в
    встречаются звуки К и Г, и правильно их называть): гамак, губка, иголка, гвоздика,
    гайка, книга, гусенок, гадюка и др.
    повторять

    8. «КТО ЛУЧШЕ ПРИДУМАЕТ?»
    Цель упражнения: научить ребенка правильно употреблять звуки К и Г во фразах.
    Предложите ребенку по картинке, на которой в названии предмета имеются оба
    дифференцируемых звука, составить предложения. Можно использовать картинки из
    предыдущих упражнений. Если нет картинок, то взрослый произносит слово, и ребенок
    с этим словом придумывает предложение. Например, со словом «книга» можно
    составить такие фразы: «Коле и Гале к новому году подарили интересные книги» или
    «Катя читает книгу Гайдара «Чук и Гек».
    Можно составлять предложения и по двум картинкам, причем в названии
    предмета на одной из них должен быть звук К, в названии другого - Г. Сначала
    взрослые сами придумывают по картинкам предложения, стараясь вводить в них
    больше слов со звуками К и Г, а ребенок должен правильно повторять их.
    Предложения могут быть такими:
    Галя помогает копать грядки.
    Гена скатал из снега ком.
    Галина села под калину.
    Галки громко кричали.
    Катя мыла куклу Галю мягкой губкой.
    9. ВЫУЧИТЕ С РЕБЕНКОМ СТИХОТВОРЕНИЯ
    (Ребенок должен правильно произносить звуки К и Г во всех словах).

    «Костины гости»
    Для гостей На окно
    Сыплет Костя пшено,
    Воду льет на блюдце:
    Пусть они напьются.
    Гости пьют И едят,
    Прыгают, дерутся.
    Улетать Не хотят,
    В руки,
    Не даются.
    Кто же эти гости на окне у Кости?
    «Ку­ку»
    Я гуляю на лугу
    И кукушку стерегу.
    На высоком на суку
    Где ты прячешься? - Ку­ку!
    Ку­ку, ку­ку, ку­ку!
    Я присяду на пенек
    Твой послушать голосок.
    На высоком на суку
    Спой мне песенку: ку­ку!
    Ку­ку, ку­ку!
    Если при систематических занятиях, проводимых в течение 2-3 месяцев,
    ребенок продолжает смешивать звуки или заменять один и тот же звук разными
    звуками, то необходимо обратиться к логопеду.