Войти
В помощь школьнику
  • "Теория деятельности": кратко о главном
  • Некрасов И в ту же ночь пошел я в сад
  • Функция корень в excel и примеры ее использования при расчетах Обозначение квадратного корня в excel
  • Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных
  • Сфера и шар, материалы и задачи
  • Физическая химия дисперсных систем определение дисперсных систем
  • Презентация "Биография Николай Алексеевич Некрасов" по литературе – проект, доклад. Некрасов И в ту же ночь пошел я в сад

    Презентация

    Слайд 1

    (1821-1878)
    Жизнь и творчество Н. А. Некрасова
    Что бы ни случилось с нашей литературой, как бы пышно она ни развивалась, Некрасов всегда будет принадлежать к числу тех, которые составляют её гордость, её славу, её украшение. Н.Г.Чернышевский.

    Слайд 2

    Николай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря (по старому стилю - 28 ноября) 1821 года в местечке Немирове (Винницкий уезд Подольской губернии), в семье небогатого мелкопоместного дворянина. Он был третьим ребенком в семье. Мать - Елена Андреевна, урожденная Закревская, малороссийская дворянка. Отец - Алексей Сергеевич Некрасов, небогатый помещик, армейский офицер. Через три года после рождения сына он, выйдя в отставку майором, навсегда переселился в свое родовое поместье в Ярославском имении Грешневе. Здесь, в деревне, поэт провел свое детство.
    Детство.

    Слайд 3

    Грешнево
    Родовое поместье состояло из большого неуклюжего дома, за ним в глубине сада стоял небольшой двухэтажный флигелек – музыкантская. За усадьбой была псарня.
    Музыкантская в Грешнево

    Слайд 4

    При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Дети врывались в сад и набрасывались на яблоки, груши, смородину, вишню. Но стоило няньке крикнуть: "Барин, барин идет!" - как они мгновенно исчезали.
    Дружба с крестьянскими детьми.

    Слайд 5

    Речка Самарка около Грешнева.
    Конечно, барскому сыну не разрешали дружить с детьми крепостных крестьян. Но, улучшив удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался в речке Самарке. Этот момент его жизни - непосредственное общение с крестьянскими детьми - оказал влияние на его творчество.

    Слайд 6

    Барский дом стоял у самой дороги, а дорога была в то время многолюдной. Позднее поэт вспоминал об этих встречах: Под наши густые, старинные вязы На отдых тянуло усталых людей. Ребята обступят: начнутся рассказы Про Киев, про турки, про чудных зверей… Рабочий расставит, разложит снаряды - Рубанки, подпилки, долота, ножи: "Гляди, чертенята?"- а дети и рады, Как пилишь, как лудишь, - им все покажи. Так народная жизнь и народная речь стали близки Некрасову с самого детства.
    Ярославско-Костромская дорога..

    Слайд 7

    Детские воспоминания поэта связаны с Волгой, которой он посвятил много стихов. Здесь он впервые увидел глубокое человеческое страдание. Он брел по берегу в жаркую пору и вдруг услышал стоны и увидел бурлаков, которые брели вдоль реки. Они стонали от непосильной работы. Ребенок начал задумываться над жестокостью жизни. Рано ему открылась картина народного бедствия.
    Река Волга в жизни поэта.

    Слайд 8

    О, горько, горько я рыдал, Когда в то утро я стоял На берегу родной реки, И в первый раз ее назвал Рекою рабства и тоски!..

    Слайд 9

    Ещё одно горе постоянно было рядом с Николаем в родной семье. Его мать, Елена Андреевна, кроткая женщина, очень страдала в замужестве.Она была человеком высокой культуры, а ее муж, отец Николая, был человеком грубым, жестоким, невежественным: его излюбленными развлечениями были карты, попойки, псовая охота на зайцев. Она нередко принимала участие в вопросах, связанных с крестьянами, заступалась за них перед мужем. Но он нередко накидывался на нее с кулаками и избивал. Елена Андреевна была знатоком мировой поэзии и часто рассказывала сыну отрывки из произведений великих писателей, которые он мог понять. Будучи уже пожилым человеком, Некрасов вспоминал в стихотворении "Мать": И голос твой мне слышится впотьмах, Исполненный мелодии и ласки, Которым ты мне сказывала сказки О рыцарях, монахах, королях. Потом, когда читал я Данте и Шекспира, Казалось, я встречал знакомые черты: То образы из их живого мира В моем уме запечатлела ты.
    Взаимоотношения в семье.

    Слайд 10

    На краю Абакумцева стоит церковь Петра и Павла. Ее часто посещала семья Некрасовых. В церковной ограде, напротив алтарной стены, на могиле матери стоит белый памятник, увенчанный медным крестом.
    Памятник Елене Андреевне Некрасовой.

    Слайд 11

    Несмотря на отсутствие домашних учителей, к 10 годам Некрасов овладел грамотой и в 1832 г. поступил в Ярославскую гимназию вместе со старшим братом Андреем. Пребывание в гимназии не стало значимым этапом в жизни Некрасова; ни разу не вспомнил он ни о педагогах, ни о товарищах. Четыре года обучения мало что дали, а в последний, 1837 г., Николай Некрасов даже не был аттестован по многим предметам. Под предлогом «расстроенного здоровья» Некрасов-отец забрал сына из гимназии».
    Ярославская гимназия.

    Слайд 12

    В 1838 г. Некрасов принимает решение поступать в Петербургский университет. Отец же настаивал на поступлении в кадетский корпус. Но юноша Некрасов не послушал отца. В Петербург юный Некрасов явился с рекомендательным письмом к жандармскому генералу Д. П. Полозову. Генерал одобрил гуманитарные планы юноши и отписал о них его отцу. Ответом было грубое письмо с угрозой оставить без материальной поддержки, которая и была выполнена. Ни один большой русский писатель не имел такого тяжелого житейского и жизненного опыта, через который прошел молодой Некрасов в свои первые петербургские годы
    «Петербургские мытарства».

    Слайд 13

    Началась жизнь, полная лишений. Некрасов скитался по петербургским трущобам, жил в подвалах и на чердаках, зарабатывал деньги перепиской бумаг, составлением всякого рода прошений и ходатайств для бедных людей. Поэт рассказывал, что «бывали такие тяжелые для него месяцы, что он ежедневно отправлялся на Сенную площадь, и там за 5 копеек или за кусок белого хлеба писал крестьянам письма, прошения, а в случае неудачи на площади, отправлялся в казначейство, чтобы расписываться за неграмотных и получить за это несколько копеек».
    «Ровно три года я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным, - говорил Некрасов незадолго до смерти критику А. М. Скабичевскому. - Приходилось есть не только плохо, не только впроголодь, но и не каждый день. Не раз доходило до того, что я отправлялся в один ресторан на Морской, где давали читать газеты, хотя бы ничего не спросил себе. Возьмешь, бывало, для виду газету, а сам подвинешь к себе тарелку с хлебом и ешь».

    Слайд 14

    По совету одного из своих знакомых Некрасов решил собрать свои опубликованные и неопубликованные стихотворения и издать их отдельной книжкой под названием «Мечты и звуки». Когда уже было получено цензурное разрешение, молодого поэта стали одолевать сомнения. Чтобы развеять их, он отправился за советом к В. А. Жуковскому. Жуковский указал ему на два удачных стихотворения, а сборник посоветовал не издавать или напечатать без имени автора. «Впоследствии вы напишите лучше, и вам будет стыдно за эти стихи», - добавил он. Но изменить что-либо было уже поздно. Сборник «Мечты и звуки» вышел в начале 1840 года. Как и предполагал Жуковский, книга успеха не имела.
    Позднее Некрасов вспоминал: «...Прихожу в магазин через неделю - ни одного экземпляра не продано, через другую - то же, через два месяца - то же. В огорчении собрал все экземпляры и большую часть уничтожил. Отказался писать лирические и вообще нежные произведения в стихах». И только спустя несколько лет Некрасов вернется к серьезным стихам, и они станут главным делом его жизни. А пока он понял лишь одно - нужно работать, работать не покладая рук «Господи! сколько я работал! Уму не постижимо, сколько я работал, полагаю, не преувеличу, если скажу, что в несколько лет исполнил до двухсот печатных листов журнальной работы; принялся за нее почти с первых дней прибытия в Петербург».

    Слайд 15

    Встреча с Белинским.
    В 1843 году поэт встречается с В.Г.Белинским. Создание стихотворения «В дороге»(1845) вызвало восторженную оценку Белинского: «Да знаете ли вы, что вы поэт – и поэт истинный?» Общение с Белинским Некрасов считал решающим, поворотным моментом в своей судьбе.
    В.Г.Белинский

    Слайд 16

    Работа в «Современнике»
    В период 1843-1846 г.г. Некрасов издал несколько сборников «Статейки в стихах без картинок», «Физиология Петербурга », «1 апреля», «Петербургский сборник ». В 1847 вместе с Панаевым приобрел журнал «Современник », собравший вокруг себя лучших писателей того времени: И. С. Тургенев опубликовал здесь «Записки охотника», И. А. Гончаров - роман «Обыкновенная история», В. Г. Белинский - поздние критические статьи, А. И. Герцен - повести «Сорока-воровка» и «Доктор Крупов». Здесь же стали регулярно появляться стихи самого Некрасова. Влияние «Современника» росло с каждым годом, на страницах «Современника» увидели свет первые произведения Л. Н. Толстого: «Детство», «Отрочество», «Юность» и «Севастопольские рассказы».

    Слайд 17

    И.И.Панаев
    Редакция журнала «Современник»

    Слайд 18

    26 мая 1848 года Белинский скончался. Это была громадная! потеря для всей русской литературы. Но Некрасов не терял присутствия духа. Ценой невероятных усилий ему все-таки удалось сохранить лицо «Современника» и опубликовать на его страницах в период «мрачного семилетия» произведения таких известных русских писателей, как И, С. Тургенев, И. А. Гончаров, А. Ф. Писемский, Д. В. Григорович, В. И. Даль, таких поэтов, как Н. П. Огарев, Я. П. Полонский.

    Слайд 19

    Понимая, что цензура в любой момент может запретить любое произведение, даже уже и набранное в типографии, и желая обеспечить журнал материалом, которым всегда можно было бы заполнить появившуюся брешь, Некрасов вместе с А. Я. Панаевой, писавшей под псевдонимом Н. Станицкий, приступил к работе над большим романом «Три страны света» (1848-1849). В письме к Тургеневу поэт признавался, что обстоятельства заставили его «пуститься в легкую беллетристику». Вместе с А. Я. Панаевой Некрасов написал еще один большой роман - «Мертвое озеро» (1851). Совместная работа сблизила поэта с А. Я. Панаевой, которую он уже давно любил. Вскоре она стала его гражданской женой.

    Слайд 20

    1868-1878 – Некрасов – редактор «Отечественных записок».
    По его приглашению с ним работает М.Е.Салтыков-Щедрин. В отделе беллетристики печатаются Щедрин, А.Н.Островский, Г.И.Успенский.
    В эти годы Некрасов работает над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» (1866-76), оставшейся незавершённой, создал поэму о декабристах и их жёнах («Дедушка», 1870, «Русские женщины» 1871-72) и др.

    Слайд 21

    Расцвет творчества Некрасова
    Наивысший расцвет творчества Некрасова начался в середине 1850-х годов. В 1855 он закончил поэму «Саша», написал стихотворения «Забытая деревня», «Школьник», «Несчастные», «Поэт и гражданин». Сборник «Стихотворения» (многие из стихов, вошедших в сборник, были посвящены А. Я. Панаевой), увидевший свет в 1856, был встречен с необыкновенным восторгом. Положительно откликнулись даже те, кто не вполне разделял идеологические воззрения поэта.

    Слайд 22

    В начале 1850-х годов Некрасов серьезно заболел. Болезнь с каждым годом прогрессировала: сказались годы нищеты, голода, тяжелого изнурительного труда. Поэт был убежден, что дни его сочтены, и решил, что ему пора подвести итоги своего творческого пути. С этой целью он предпринял издание сборника стихов, для которого отобрал лучшие произведения, написанные им в период с 1845 по 1856 год Сборник «Стихотворения Н. Некрасова» вышел весной 1856 года, открывался стихотворением «Поэт и гражданин», которое, по замыслу Некрасова, призвано было придать всему сборнику общественно значимый характер и гражданское звучание.

    Слайд 23

    РАСКОЛ В «СОВРЕМЕННИКЕ». ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА в 1860-е годы
    Тургенев, Григорович, Л. Н. Толстой настороженно относились к излишне радикальным суждениям Чернышвского и Добролюбова, убежденных, что социальные преобразования в России можно провести только путем крестьянской революции. Некрасов оказался в затруднительном положении. С одной стороны, он очень дорожил участием в «Современнике» Тургенева и Толстого, тем более что с первым его связывала давнишняя дружба, а с другой поэт отчетливо сознавал, что именно Чернышевский и Добролюбов придали его журналу направление. Которое было ему близко.

    Слайд 24

    Начиная с 1863 года и до самой смерти Некрасов работал над главным произведением своей жизни - поэмой “Кому на Руси жить хорошо”. Поэт рассказывал журналисту П. Безобразову: “Я задумал изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его, и я затеял “Кому на Руси жить хорошо”. Это будет эпопея современной крестьянской жизни”.

    Слайд 25

    ПОЭЗИЯ НЕКРАСОВА В 1870-е годы. “ПОСЛЕДНИЕ ПЕСНИ”
    В середине 1870-х годов Некрасов заболел. Он жаловался на недомогание, вялость, на боли в спине. Врачи долго не могли поставить диагноз. Лекарства не помогали. Не помогла и поездка в Крым, предпринятая по совету известного врача С. П. Боткина. Уже будучи тяжело больным, Некрасов создал поэму “Современники” (1875). Продолжал он работать и над поэмой “Кому на Руси жить хорошо». Однако силы поэта таяли, и все чаще ему приходили в голову мысли о приближающейся смерти.

    Слайд 26

    Только в конце 1876 года врачи определили болезнь - рак. По их настоянию поэту была сделана операция, но она только на несколько месяцев отсрочила смерть. С трогательной заботой и нежностью ухаживала за больным Некрасовым его жена Зинаида Николаевна.

    Слайд 27

    Когда в печати появились первые стихи из цикла “Последние песни”, из которых читатели узнали о тяжелой болезни поэта, со всех концов страны к нему стали приходить письма с выражением сочувствия. Вечером 27 декабря 1877 года (8 января 1878 года по новому стилю) Некрасов скончался. Несмотря на сильный мороз, толпа в несколько тысяч человек, преимущественно молодежи, провожала тело поэта до места вечного его успокоения в Новодевичьем монастыре.

    Слайд 1

    Николай Алексеевич Некрасов
    (1821 - 77/78 гг.)

    Слайд 2

    Родился 28 ноября (10 октября н.с.) в местечке Немирове Подольской губернии в семье мелкопоместного дворянина.

    Слайд 3

    Детские годы прошли в селе Грешневе, в родовом имении отца, человека деспотического характера, угнетавшего не только крепостных, но и свою семью, чему стал свидетелем будущий поэт.
    "Это было раненое в самом начале жизни сердце; и эта-то никогда не заживавшая рана его и была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии его на всю потом жизнь". Ф. Достоевский

    Слайд 4

    Дом Некрасова стоял у самой дороги, которую называли не только почтовым трактом, но и Сибиркой и Владимиркой. Множество людей проходило и проезжало по этой дороге. На все это жадно смотрели маленький Некрасов и его сверстники, крестьянские ребятишки. Но самое сильное и порой жуткое впечатление производили на будущего поэта партии закованных в цепи каторжников и ссыльных, которые одна за другой проходили по дороге, направляясь в далекую и холодную Сибирь (отсюда и название дороги - Сибирка).

    Слайд 5

    Невдалеке от Грешнёво протекала Волга. Вместе со своими деревенскими друзьями Некрасов часто бывал на волжском берегу. Но однажды мальчик был потрясён открывшейся перед ним картиной: по берегу реки, почти пригнувшись головой к ногам, толпа измождённых бурлаков из последних сил тянула огромную баржу.

    Слайд 6

    В 1832 г. Некрасов поступил в ярославскую гимназию, где дошел до 5-го класса. Учился он плоховато, с гимназическим начальством не ладил (отчасти из-за сатирических стишков), и так как отец всегда мечтал о военной карьере для сына, то в 1838 г. 16-летний Некрасов отправился в Петербург, для определения в дворянский полк.
    Ярославская гимназия
    Ярославль. Вид Тверской слободы

    Слайд 7

    В 1838, против воли отца, будущий поэт уехал в Петербург поступать в университет. Не выдержав вступительные экзамены, определился вольнослушателем и в течение двух лет посещал лекции на филологическом факультете. Узнав об этом, отец лишил его всякой материальной поддержки.
    Петербургский университет

    Слайд 8

    С 1839 по 1841 г. пробыл Некрасов в университете, но почти все время уходило у него на поиски заработка: он давал уроки, писал статейки, сочинял для лубочных издателей азбуки и сказки в стихах, ставил водевили на Александринской сцене (под именем Перепельского). У него начали появляться сбережения, и он решился выступить со сборником своих стихотворений, которые вышли в 1840 г., с инициалами Н. Н., под заглавием «Мечты и звуки».

    Слайд 9

    Но Белинский в «Отечественных Записках» отозвался о книжке пренебрежительно, и это так подействовало на Некрасова, что, он сам скупал и уничтожал «Мечты и звуки», ставшие поэтому величайшей библиографической редкостью

    Слайд 10

    С 1841 начал сотрудничать в "Отечественных записках".

    Слайд 11

    В 1843 Некрасов встретился с Белинским, идеи которого нашли отклик в его душе. Появляются реалистические стихи, первое из которых - "В дороге" (1845) - получило высокую оценку критика.

    Слайд 12

    Благодаря своему острому критическому уму, поэтическому таланту, глубокому знанию жизни и предприимчивости Некрасов стал умелым организатором литературного дела. Он собрал и опубликовал два альманаха: "Физиология Петербурга" (1845), "Петербургский сборник" (1846), где были напечатаны очерки, рассказы, повести Тургенева, Достоевского, Белинского, Герцена, Даля и др.

    Слайд 13

    В 1847 - 1866 был издателем и фактическим редактором журнала "Современник", сплотившим лучшие литературные силы своего времени. Журнал стал органом революционно-демократических сил.
    Дом, где помещались редакции «Современника» и «Отечественных записок», где жил с 1857г. и умер Н.А.Некрасов

    Слайд 14

    В эти годы Некрасов создал лирические стихи, посвященные его гражданской жене Панаевой, поэмы и циклы стихов о городских бедняках ("На улице", "О погоде"), о судьбе народной ("Несжатая полоса", "Железная дорога" и др.), о крестьянской жизни ("Крестьянские дети", "Забытая деревня", "Орина, мать солдатская", "Мороз, Красный нос" и др.).

    Слайд 15

    В период общественного подъема 1850 - 1860-х и крестьянской реформы опубликовал "Поэт и гражданин", "Песня Еремушке", "Размышления у парадного подъезда", поэму "Коробейники".

    Слайд 16

    В 1862, после событий 1861, когда лидеры революционной демократии были арестованы, Некрасов побывал в родных местах - Грешневе и Абакумцеве, итогом чего явилась лирическая поэма "Рыцарь на час" (1862), которую сам поэт выделял и любил.

    Слайд 17

    В этот год Некрасов приобрел усадьбу Карабиха, недалеко от Ярославля, куда приезжал каждое лето, проводя время на охоте и в общении с друзьями из народа.

    Жизнь и творчество русского поэта.

    Николай Алексеевич Некрасов

    22 ноября 1821, село Синьки Подольской губернии - 27 декабря 1877, Петербург.


    Детство

    Родился в семье офицера, происходившего из дворянского рода, мать, в девичестве Закревская, была дочерью богатого посессора Херсонской губернии. В 1824 отец вышел в отставку и перебрался в свое поместье в Грешневе (Ярославская губерния), где стал вести обычную жизнь мелкопоместного дворянина, в распоряжении которого было всего лишь 50 душ крепостных.



    Об учебе.

    • В 1832 Некрасов поступил в ярославскую гимназию, где окончил 5 классов. По настоянию отца, желавшего для сына военной карьеры, отправился в 1838 в Петербург поступать на военную службу, однако на службу не пошел, а вместо этого начал активную подготовку к сдаче вступительных экзаменов в университет. Экзамены Некрасов провалил и записался вольнослушателем на филологический факультет. Отец, разгневанный поступком сына, оставил его без материальной поддержки.

    Начало творческого пути .

    Некрасов столкнулся с острой нуждой, зарабатывал репетиторством, переписывал письма для неграмотных отправителей, писал рецензии на спектакли и книги, стихотворные пародии, заметки, публиковавшиеся в «Литературном прибавлении к Русскому инвалиду » и в «Литературной газете », фельетоны и водевили, которые с успехом шли в Петербургском Александринском театре .


    « Мечты и звуки» -первая книга Некрасова.

    • В 1840 на заработанные литературной поденщиной деньги издал сборник стихов, написанных под влиянием поэтов-романтиков: В. А. Жуковского, В. Г. Бенедиктова и др.
    • Перед публикацией Некрасов принес рукопись Жуковскому , тот посоветовал стихов не печатать, однако отменять выход сборника было уже поздно, и книга с подписью Н. Н. все-таки увидела свет.
    • Реакция на сборник была неоднозначна: многие критики отреагировали положительно и написали хвалебные отклики, некоторые, в том числе В. Г. Белинский, разразились пренебрежительными рецензиями, упрекая молодого поэта в эпигонстве

    В начале 1840-х гг.

    • В начале 1840-х гг. сотрудничал с «Литературной газетой» и «Отечественными записками ».Его критические статьи и рецензии пользовались большой популярностью. Там познакомился и близко сошелся с Белинским, оказавшим на Некрасова большое влияние
    • На поэта приговор Белинского подействовал намного сильнее похвал его сторонников, и в продолжение нескольких лет Некрасов писал только юмористические стихи и активно занимался публицистикой.


    Работа в «Современнике»

    В период 1843-1846 г.г. Некрасов издал несколько сборников «Статейки в стихах без картинок», «Физиология Петербурга », «1 апреля», «Петербургский сборник »

    В 1847 вместе с Панаевым приобрел журнал «Современник », собравший вокруг себя лучших писателей того времени: И. С. Тургенев опубликовал здесь «Записки охотника», И. А. Гончаров - роман «Обыкновенная история», В. Г. Белинский - поздние критические статьи, А. И. Герцен - повести «Сорока-воровка » и «Доктор Крупов». Здесь же стали регулярно появляться стихи самого Некрасова. Влияние «Современника» росло с каждым годом, на страницах «Современника» увидели свет первые произведения Л. Н. Толстого: «Детство», «Отрочество», «Юность» и «Севастопольские рассказы».


    • В 1854 по приглашению Некрасова постоянным сотрудником «Современника» стал Н. Г. Чернышевский, а затем - литературный критик Н. А. Добролюбов. Но в 1862 после очередного цензурного ужесточения распоряжением правительства выпуск «Современника» был приостановлен на восемь месяцев, а спустя еще четыре года вышло распоряжение о его запрете.
    • В 1862, после того, как лидеры революционной демократии были арестованы, Некрасов побывал в родных местах, Грешневе и Абакумцеве («Рыцарь на час»), тогда же он приобрел усадьбу Карабиха, недалеко от Ярославля, куда приезжал каждое лето, проводя время на охоте и в общении с друзьями из народа.


    КАРАБИХА, музей-усадьба русского поэта Н. А. Некрасова

    • в Ярославской области 15 км к югу от Ярославля; входит в состав поселка Красные Ткачи. До середины 19 века усадьба Карабиха принадлежала князьям Голицыным. В 1861 ее купил Некрасов и бывал здесь каждый год вплоть до 1875. Музей в Карабихе действует с 1947. В 1959 получил статус филиала Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника. В Карабихе сохранились постройки 18 века, парк. В главном доме размещена экспозиция, посвященная жизни и творчеству поэта. С 1967 проводятся ежегодные праздники поэзии.

    Работа в «Отечественных записках»

    • В 1868 Некрасов начал арендовать «Отечественные записки» и до самой смерти занимал должность редактора этого журнала совместно с М. Е. Салтыковым. «Отечественные записки» завоевали не меньшую популярность, чем «Современник».

    Расцвет творчества Некрасова

    • Наивысший расцвет творчества Некрасова начался в середине 1850-х годов. В 1855 он закончил поэму «Саша», написал стихотворения «Забытая деревня», «Школьник», «Несчастные», «Поэт и гражданин». Сборник «Стихотворения» (многие из стихов, вошедших в сборник, были посвящены А. Я. Панаевой), увидевший свет в 1856, был встречен с необыкновенным восторгом. Положительно откликнулись даже те, кто не вполне разделял идеологические воззрения поэта.

    Отзывы о творчестве поэта.

    • Тургенев написал: «А Некрасова стихотворения, собранные в один фокус,- жгутся».
    • А вот слова Достоевского: «... Я перечел чуть не две трети всего, что написал Некрасов, и буквально в первый раз дал себе отчет: как много Некрасов, как поэт, во все эти тридцать лет занимал места в моей жизни!».

    Стихотворения

    • В стихотворении «Поэт и гражданин» впервые поэт поднял вопрос о соотношении чистого искусства и гражданской поэзии.
    • Народная тема, которая всегда была в центре творчества Некрасова, приобрела особое звучание в стихотворениях «В дороге» и «Железная дорога», «Несжатая полоса», «Крестьянские дети», «Орина, мать солдатская».
    • Неврев «Торг».
    • Перов «Проводы покойника»
    • Венецианов «На жатве. Лето».

    О поэмах.

    • Народ, по мысли Некрасова, мог стать той силой, которая была способна на обновление русской жизни, на масштабные исторические действия. В поэмах « Коробейники» (1861) и «Мороз Красный нос» (1864 ) Некрасов стремился наиболее полно отразить все стороны народной жизни, передать «многоголосицу» народной стихии. Он активно использует фольклорно-эпические формы, вводит в поэму большой пласт разговорной и просторечной лексики
    • Поэма Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос» посвящена сестре поэта Анне Алексеевне Буткевич

    Мотивы поэзии Некрасова.

    Центральное место в поэтическом мире Некрасова принадлежит образам, переживаниям, раздумьям, связанным с печалью поэта о народной судьбе, с его любовью к родной стороне. Эта особенность поэзии Некрасова определилась благодаря удивительной черте характера поэта – его умению относиться к людским страданиям, как к своим собственным, болеть за другого человека, если он несчастен. Восприимчивости к чужому горю сопутствовало у поэта чувство вины, ответственности за те беды, на которые был обречен народ. Поэт был беспощаден к себе, к своим, может быть, мнимым слабостям. Борение против зла силой поэтического слова казалась Некрасову малым по сравнению с революционной борьбой. Поэтому высшую дань уважения отдавал поэт людям, посвятившим жизнь такой борьбе.


    Поэма «Русские женщины»

    • С конца 1860-х гг. Некрасов выступал, в первую очередь, как сатирик: цикл стихов «О погоде», «Песни о свободном слове», поэтические сатиры «Балет» и «Недавнее время». Начало 1870-х гг поэта отмечено усилением значения гражданской тематики (поэма «Русские женщины», посвященная судьбе декабристов их женам и обращением к традиционным образцам русской поэзии.
    • М. Н. Волконская,
    • А. Г. Муравьева
    • Е. И. Трубецкая,

    Мария Николаевна Волконская

    • Одноа из первых жен декабристов, разделивших участь своих мужей - ссылку в Сибирь. А. С. Пушкин, знавший Марию Николаевну еще в юности, посвятил ей несколько строк в первой главе «Евгения Онегина»: «Я помню море пред грозою: Как я завидовал волнам, Бегущим бурной чередою С любовью лечь к ее ногам! Как я желал тогда с волнами Коснуться милых ног устами! Нет, никогда порыв страстей Так не терзал души моей!».

    « Кому на Руси жить хорошо?»

    Еще в 1860-е гг. у Некрасова родился замысел создания «народной книги», в 1866 поэт начал работу над эпической поэмой «Кому на Руси жить хорошо» (1866-1876).

    Поэма состоит из отдельных, относительно автономных частей и глав, связанных между собой единой темой дороги: семь мужиков-правдоискателей странствуют по Руси, пытаясь найти ответ на вопрос, кому на Руси жить хорошо?

    В «Прологе» намечена четкая схема путешествия - встречи с попом, помещиком, купцом, министром и царем. Однако Некрасов не всегда придерживался этой схемы, его основной задачей было наиболее полное и объемное воссоздание картины русской жизни, выявление всего разнообразия народных характеров, особенностей мышления, мировосприятия русского народа.


    • Начало работы Н.А. Некрасова над поэмой «Кому на Руси жить хорошо?» относят к 1865 году, и эта работа продолжалась до 1877 года. Однако есть свидетельства о том, что работу над ней Некрасов начал уже в 1860 году. Поэма осталась незаконченной, поэтому нумерация ее частей принята такой, какую дал сам поэт в процессе работы над ней: 1. Пролог и первая часть. 2. Крестьянка. 3. Последыш. 4. Пир - на весь мир.

    Последние дни жизни .

    • В начале 1875 Некрасов тяжело заболел, ни знаменитый хирург, ни операция не могли приостановить стремительно развивавшегося рака. В это время он начал работу над циклом «Последние песни» (1877), своеобразным поэтическим завещанием, посвященным Фекле Анисимовне Викторовой (в творчестве Некрасова Зинаида), последней любви поэта. Некрасов скончался в возрасте 56 лет.

    послесловие

    • Некрасов взял на себя смелость изменить поэзию, чтобы оживить интерес к ней. Исследователь творчества Некрасова Б. М. Эйхенбаум отмечал остро проявившуюся необходимость в массовом слушателе, который часто бывает намного важнее «избранного круга» профессионалов и любителей. Именно для такого слушателя писал Некрасов, он намеренно снижал поэтический язык, олитературивал народную речь, отчего она становилась более яркой и сочной. Но при этом, вопреки расхожему мнению, Некрасов никогда не порывал с русской поэтический традицией, все его творчество – непрерывное взаимодействие с лучшими образцами отечественной поэзии.

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877) Николай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря 1821 года (по новому стилю) в местечке Немирове, Каменец – Подольской губернии, ныне Винницкой губернии.

    2 слайд

    Описание слайда:

    Его отец, Алексей Сергеевич, небогатый помещик, служил здесь в 36-м егерском полку в чине капитана. Через три года после рождения сына он, выйдя в отставку майором, навсегда переселился в свое родовое поместье в ярославском селе Грешневе, которое находилось недалеко от Волги.

    3 слайд

    Описание слайда:

    Грешнево находилось на равнине, среди бесконечных лугов и полей. Здесь, в деревне, поэт провел свое детство. При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Дети врывались в сад и набрасывались на яблоки, груши, смородину, вишню. Конечно, барскому сыну не разрешали дружить с детьми крепостных крестьян. Но, улучшив удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался в речке Самарке. Этот момент его жизни – непосредственное общение с крестьянскими детьми, оказал влияние на его творчество.

    4 слайд

    Описание слайда:

    Мальчик рано начал развивать в себе волю, упорство, настойчивость – качества, которые он постоянно развивал и сохранил до конца жизни. Сестра поэта Анна Алексеевна вспоминала, как брат учился ездить верхом: «Приучали его к верховой езде очень оригинально и не особенно нежно. Он сам рассказывал, что однажды восемнадцать раз упал с лошади. Дело было зимой – мягко. Зато после всю жизнь он не боялся никакой лошади, смело садился на клячу и на бешеного жеребца». Еще один случай произошел на охоте. Случилось ему подстрелить утку. Дело было зимой, собака не захотела лезть в холодную воду. Но молодой охотник сам поплыл и достал утку. «Это стоило ему горячки, но от охоты не отвадило»,- писала сестра. Сестра поэта

    5 слайд

    Описание слайда:

    Барский дом стоял у самой дороги, а дорога была в ту пору многолюдной и бойкой - столбовая ярославско-костромская дорога. Мальчик, выбравшись тайком за ограду усадьбы, знакомился на дороге со всяким рабочим народом: с печниками, малярами, кузнецами, землекопами, плотниками, переходившими из деревни в деревню, из города в город в поисках работы. И. Левитан «Владимирка»

    6 слайд

    Описание слайда:

    Детские воспоминания поэта связаны с Волгой, которой он посвятил много стихов. Здесь он впервые увидел глубокое человеческое страдание. Он брел по берегу в жаркую пору и вдруг услышал стоны и вслед увидел бурлаков, которые брели вдоль реки… Ребенок начал задумываться над жестокостью жизни. Рано ему открылась картина народного бедствия.

    7 слайд

    Описание слайда:

    Еще одно горе постоянно было рядом с ним. Это горе в родной семье. Его мать, Елена Андреевна, принадлежавшая к роду польских дворян Закревских, кроткая женщина, очень страдала в замужестве. Она была человеком высокой культуры, а ее муж был человеком грубым, жестоким, невежественным. Целыми днями сидела она дома одна, а ее муж постоянно разъезжал по соседним помещикам: его излюбленными развлечениями были карты, попойки, псовая охота на зайцев. Бывали такие дни, когда она целыми днями сидела за роялем, пела и плакала о своей горькой участи. Она нередко принимала участие в вопросах, связанных с крестьянами, заступалась за них перед мужем. Но он нередко накидывался на нее с кулаками и избивал. Как ненавидел его Некрасов в такие минуты! Елена Андреевна была знатоком мировой поэзии и часто рассказывала сыну отрывки из произведений великих писателей, которые он мог понять. Некрасов говорил, что именно страдания матери пробудили в нем протест против угнетения женщины. В его стихотворениях видна не только жалость к женщине, то и ненависть к ее угнетателям.

    8 слайд

    Описание слайда:

    Учеба В 1832 году Николай со своим братом Андреем поступил в первый класс ярославской гимназии. Некрасову не нравилось учиться, он посещал гимназию с большой неохотой. Ему нравилось лишь чтение, и он пристрастился к нему. Читал что придется, в основном журналы, но попадались и серьезные книги. Большое впечатление на него произвела революционная ода Пушкина «Вольность». Отец не хотел платить за обучение, ссорился с учителями, и после 5-го класса Некрасов ушёл из гимназии.

    9 слайд

    Описание слайда:

    В июне 1837 года Некрасов ушел из гимназии. Отец решил отправить его в Петербург, в Дворянский полк – так называлась военная школа, славившаяся бессмысленной и жестокой муштрой. Но Некрасова привлекала другая судьба. Он хотел поехать в Петербург, чтоб учиться. Он несколько лет тайно писал стихи и хотел напечататься в столичных журналах. В конце 1838 года шестнадцатилетним подростком после многодневного путешествия в ямщицкой телеге он приехал в Петербург. «За славой я в столицу торопился»,- шутя вспоминал он в позднейших стихах, так как с детства хотел стать поэтом.

    10 слайд

    Описание слайда:

    В Петербурге Некрасов стал готовиться к вступительным экзаменам. Отец узнал, что его сын не поступил в Училище и направил ему грубое письмо, в котором писал, что не будет давать сыну денег. В октябре 1837 года он напечатал свои первые стихи в столичном журнале «Сын Отечества» с примечанием «Первый опыт 16-летнего юного поэта». Отец привел свою угрозу в исполнение, и Некрасов остался без денег. Это был самый трудный период жизни Некрасова. Он жил в убогой комнатушке в подвале, питался черным хлебом, а когда хозяйка пригрозилась его выгнать, переселился к художнику Дананбергу, такому - же бедняку, как и он сам. В июле 1839 года пытается сдать вступительные экзамены на факультет восточных языков Петербургского университета, но потерпел неудачу. Однако в сентябре того же года он поступил «вольным слушателем» по первому отделению философского факультета.

    11 слайд

    Описание слайда:

    В 1840 году Некрасов напечатал свой первый сборник юношеских стихов «Мечты и звуки» под псевдонимом «Н.Н». Но вскоре стали появляться отрицательные отзывы на первый сборник. Поэт скупил почти весь тираж своей книги и уничтожил его. Неуспех книги не остановил поэта. В 40-е годы было написано огромное количество стихов, пьес, фельетонов, водевилей, сказок, критических статей, рецензий, комедий, и все под псевдонимами. Но так мало платили поэту за его титаническую работу. Он продолжал испытывать нужду еще пять лет. Именно в этот момент жизни он научился смотреть на жизни иначе, найти свое предназначение в литературе. Он видел, каково живется бедноте в условиях рабства, навсегда возненавидел притеснителей трудового народа.

    12 слайд

    Описание слайда:

    Знакомство с Белинским В 1943 году знакомится с великим русским критиком, революционным демократом Белинским. В начале 1845 года Некрасов пришел к Белинскому и стал читать ему свое стихотворение «В дороге». Когда были прочитаны последние строки, «у Белинского засверкали глаза, - вспоминает присутствующий при этой сцене писатель И.И. Панаев, - он бросился к Некрасову, обнял его и сказал чуть ли не в слезах: - Да знаете ли вы, что вы поэт – и поэт истинный?» Этот день, видимо, следует считать днем рождения Некрасова как поэта. Белинский подолгу беседовал с ним и открыл ему глаза на все злое, что совершается вокруг.

    13 слайд

    Описание слайда:

    Живя постоянно в Петербурге, Некрасов частенько бывал в Грешневе. Он любил бродить по лугам и лесам в одиночестве или с кем-нибудь из деревенских друзей. Поэт расспрашивал их о радости и горе, бедах и невзгодах. В общении с народом, вдали от города и городского шума Некрасов отдыхал и стряхивал с себя заботы.

    14 слайд

    Описание слайда:

    Неподалеку от Грешнева, на взгорье, находилась село Абакумцево. На краю села была похоронена безвременно умершая мать Некрасова. Она оказала благотворное влияние на формирование взглядов поэта, на его духовное развитие. Поэт не раз приезжал на могилу матери, постоянно страдал, что не смог повидаться с матерью перед ее смертью. Так получилось, что поэт собирался на свадьбу сестры, а попал на похороны матери. Могила матери в Абакумцево

    15 слайд

    Описание слайда:

    16 слайд

    Описание слайда:

    Поэзия Некрасова, начиная с 1845 года, стала поэзией обличения. Он обличал в своих стихотворениях помещиков («В дороге», «Родина», «Псовая охота»), чиновников («Чиновник», «Колыбельная песня», «Современная ода»), богатеев - купцов («Секрет»). Также в этот момент он много писал о простых зависимых крестьянах. Кроме стихов Некрасов также писал прозу. В 40-е годы появляется очерк «Петербургские углы», который, однако, был сильно изрезан цензурой.

    17 слайд

    Описание слайда:

    В конце 1846 года он раздобыл взаймы денег и вместе с писателем Иваном Панаевым взял в аренду журнал «Современник», основанный еще Пушкиным. В «Современник» перешел он со своими приверженцами – молодыми передовыми писателями. Таким образом, в журнале Некрасова собрались лучшие литературные силы, объединённые ненавистью к крепостному праву. Первая книжка «Современника» вышла 1 января 1847 года. Впервые в России появился журнал с ярко выраженной революционно – демократической программой. В первых же книжках «Современника» были напечатаны «Кто виноват?», «Сорока –воровка», Герцена, многие из «Записок охотника» Тургенева, «Псовая охота» Некрасова, статьи Белинского и другие произведения, заключавшие протест против строя. И.С.Тургенев, В.А. Соллогуб, Л.Н. Толстой, Н.А. Некрасов, Д. Григорович, И.И. Панаев

    18 слайд

    Описание слайда:

    Работа была титаническая. Чтобы выпустить одну книжку «Современника», Некрасов читал около двенадцати тысяч страниц разных рукописей, правил до шестидесяти печатных листов корректуры (то есть девятьсот шестьдесят страниц), из которых половину уничтожала цензура, писал множество писем цензорам, сотрудникам – и порой сам удивлялся, «как паралич не хватил его правую руку». Принимаясь за издание «Современника», Некрасов надеялся, что Белинский будет играть руководящую роль в издательстве. Но в 1847 году Белинский умер. Не было тогда в России другого писателя, который мог бы стать таким же «властителем дум» целого поколения, каким был Белинский. Но через несколько лет после смерти Белинского Некрасов призвал на работу его учеников, продолжателей дела русской революционной демократии – Добролюбова и Чернышевского.

    19 слайд

    Описание слайда:

    В 1848 году правительство было испугано восстаниями и революцией во Франции и ужесточило полицейские меры против распространения всяческих прогрессивных идей, сделав выпуск передового журнала практически невозможным. Наступил цензурный террор. Не пропускали в печать практически ничего, во всем видели проявление прогрессивных идей. Под красными чернилами цензора погибало больше половины произведений, предназначенных для печати в «Современнике». Нужно было срочно добывать статьи и рассказы, которым грозила такая же участь. Некрасов срочно засел вместе с А.Я. Панаевой за новый роман «Три стороны света», который писал по ночам, так как днем был занят своим журналом. Роман был написан исключительно для того, чтобы заполнить страницы романа, но и здесь удались выразить протест против ненавистного строя.

    20 слайд

    Описание слайда:

    21 слайд

    Описание слайда:

    Начиная с 1855 года у Некрасова наступил расцвет творчества. Появляется поэма «Саша». В 1856 году Некрасов выпустил свой сборник «Стихотворения Н. Некрасова» – первый стихотворный сборник поэта, для которого он отобрал свои лучшие стихотворения, написанные им в период с 1845 по 1856 год. («Поэт и гражданин», «В дороге», «Псовая охота», «Саша», «Современная ода», «Родина», «Огородник», «Забытая деревня» и другие стихотворения поэта, обличающие ненавистный политический режим, помещиков, крепостное право)

    22 слайд

    Описание слайда:

    Поэма «Коробейники» была связанна с реальными фактами и реальным лицом Г. Я. Захаровым, которому Некрасов посвятил свое стихотворение. Однажды Гаврила Яковлевич рассказал ему историю об убийстве двух коробейников, которое произошло в лесу. Этот рассказ с незначительными изменениями лег в основу поэмы. Это была первая поэма, написанная не только о народе, но и для народа. В начале 60-х годов Некрасов работает над поэмой «Мороз, Красный нос». В ней поэт рассказывает пореформенную жизнь крестьянина, характер его труда, народные обычаи и нравы. В августе 1863 года Николай Алексеевич из Ярославля ездил в Нижний Новгород на ярмарку на пароходе. Во время поездки Некрасов и закончил поэму, которую посвятил вскоре своей сестре Анне Алексеевне.

    23 слайд

    Описание слайда:

    В 1865 году Некрасов опубликовал в «Современнике» цикл стихотворений «О погоде», представляющих собой сатирическое изображение пореформенной российской действительности. В нем поэт дает исторически полную характеристику Петербурга 60-х годов с точки зрения революционера – демократа. В конце 60-х Некрасов создает цикл стихотворений, посвященных русским детям: «Дядюшка Яков», «Пчелы», «Генерал Топтыгин», «Дедушка Мазай и зайцы». «Дедушка Мазай и зайцы» имеет под собой реальную основу. Но в 1861 году умирает Добролюбов. Через год арестован и сослан в Сибирь Чернышевский. Правительство решает раз и навсегда разделаться с ненавистным журналом. В 1865 году «Современник» был запрещен. Но долго без журнала Некрасов обходиться не мог. Через два года он основывает журнал «Отечественные записки», его соавтором становится Салтыков - Щедрин.

    24 слайд

    Описание слайда:

    «Отечественные записки» Цензура жестоко преследовала журнал, и Некрасову приходилось вести такую же упорную борьбу, как и во времена «Современника». В начале 70 – х годов автора захлестнула важная тема – декабристы. До тех пор цензура не пропускала ни одного произведения, посвященного декабристам. Но в 1870 год цензурный гнет был немного ослаблен, и Некрасов воспользовался первой возможностью, чтоб напомнить молодому поколению о великих начинателях революционной борьбы. Интерес к этой теме воплотился в две поэмы, объединенные под общим названием «Русские женщины». В этих произведениях рассказывается о женах декабристов, которые поехали за своими мужами, сосланными с Сибирь за революционную деятельность. Поэмы «Княгиня Трубецкая» и «Княгиня Волконская» Некрасов сначала назвал «Декабристки», но вскоре заменил его на более общее – «Русские женщины».

    25 слайд

    Описание слайда:

    Поэма «Княгиня Трубецкая» была написана в Карабихе летом 1871 года и опубликована в 4-м номере «Отечественных записок» за 1872 год. Несмотря на то, что поэма была исковеркана цензурой, публика приняла ее очень хорошо. Вскоре Некрасов задумал написать еще одну поэму о декабристках. Он приехал к Михаилу Сергеевичу Волконскому и попросил его показать ему записки его матери. Но сын отказался, сославшись на то, что записки слишком личные. Но Некрасов сказал, что образ княгини Волконской в его новой поэме будет сильно искажен. Михаил согласился. Волконский писал, как Некрасов во время чтения вскакивал с места и криком: «Довольно, не могу» садился к камину и плакал навзрыд. Поэма «Княгиня Волконская» была закончена летом 1872 года. Она подверглась цензурным переделкам несколько в меньшей степени, чем «Княгиня Трубецкая», но все же весьма значительным. Поэма появилась в январской книжке «Отечественных записок» за 1873 год и была высоко оценена публикой. «Моя поэма «Кн. Волконская», которую я написал летом в Карабихе, имела такой успех, какого еще не имело ни одно из моих прежних писаний.- сообщал Некрасов своему брату, - литературные шавки меня щиплют, а публика читает и раскупает».

    26 слайд

    Описание слайда:

    Последнее произведение Некрасова. Величайшее произведение поэта «Кому на Руси жить хорошо» создавалось в 60 - 70 годы прошлого столетия в эпоху социальных конфликтов. Некрасов начал писать его на сорок восьмом году жизни, то есть в рассвет своих сил. «Я задумал, - говорит Некрасов, - изложить в связанном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне пришлось услыхать из уст его, и я затеял «Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея современной крестьянской жизни». Героем поэмы не является какой-то один человек, героями поэмы является весь русский народ.

    Описание слайда:

    Поэту стали приходить прощальные приветы от друзей, студентов, соратников. Особенно растрогал поэта привет, присланный из далекой Сибири Чернышевским в августе 1877 года. «Скажи ему, - писал Чернышевский одному литератору, - что я горячо любил его как человека, что я благодарю его за доброе расположение ко мне, что я целую его, что я убежден: его слава бессмертна, что вечна любовь России к нему, гениальнейшему и благороднейшему из всех русских поэтов. Я рыдаю о нем. Он действительно был человек очень высокого благородства души и человек великого ума». Умирающий выслушал этот привет и сказал еле слышно: - Скажите Николаю Гавриловичу, что я очень благодарю его. Я теперь утешен. Его слова мне дороже, чем чьи-либо слова. Некрасов умер 27 декабря 1877 года. Его гроб, несмотря на сильный мороз, провожало множество народа.