Войти
В помощь школьнику
  • Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных
  • Сфера и шар, материалы и задачи
  • Физическая химия дисперсных систем определение дисперсных систем
  • Зависимое население Аттики Рабы-должникиЧужеземцы
  • Карта восточной пруссии до 1945 г
  • Полное имя царя александра 1
  • Гласные в существительных после. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. Объяснение нового материала

    Гласные в существительных после. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. Объяснение нового материала

    Цель: дать понятие о правописании гласных О и Е после шипящих в суффиксах существительных; содействовать формированию умения писать гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных; обосновывать выбор гласной О и Е после шипящих в суффиксах существительных; обобщить правописание О и Е после шипящих в корне, окончании, суффиксах существительных; воспитание интереса к русскому языку.

    Оборудование: карточки, учебник для 6 класса(Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, О.М.Александрова, Л.Т.Григорян, И. И. Кулибаба)

    Ход урока: 1 Проверка Д) з упр.251 (повтор. Орф. 14, 18)

    2. Актуализация.

    1) Беседа

    Когда пишутся Ё –О после шипящих в корне слова?(орф.14) примеры

    Когда пишутся О - Е после шипящих в окончаниях существительных и прилагательных?(орф.18)примеры

    2) Орфографическая разминка.

    Как называется плод дуба?(жёлудь)

    Цвет одуванчика?(жёлтый)

    Предмет для чистки зубов?(щётка)

    Профессиональный наездник на скачках?(жокей)

    Водитель автомобиля?(шофёр)

    В саду слышен шум и …(шорох)

    Все дети любят сладкий?(шоколад)

    3) Индивидуальная работа по карточкам (о –е после шипящих в корне и окончаниях существительных и прилагательных)

    Вариант №1

    Вариант №2

    Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.

    Вариант №3

    Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.

    Вариант №4

    Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.

    Вариант №5

    Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.

    Вариант №6

    Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.

    3. Объяснение нового материала.

    А) запись предложений под диктовку

    Душистый горошек ползёт по прутику, цепляется за него усиками.

    Жили – были кот, дрозд да петушок - золотой гребешок.

    Сравните слова ГОРОШЕК, ПЕТУШОК, ГРЕБЕШОК .(сингл раунд робин) – уч-ся проговаривают ответы на данный вопрос по кругу один раз

    Чем они похожи и чем отличаются?(Корень каждого из этих слов оканчивается на шипящий звук, но в суффиксе слова горошек после шипящего пишется Е, а в суффиксе слов петушок, гребешок – О)

    От чего зависит выбор гласных после шипящих (от ударения)

    Какую цель мы ставим на уроке? Что вы должны знать?

    Что должны уметь? (научиться правильно писать гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных)

    4. Выработка умений и навыков.

    А) Распределительный диктант (распределить слова с гласными о и е после шипящих в суффиксе существительных на 2 столбика) О – Е(выписываем только существительные)

    Мягкий снежок, густой ельничек, клетчатая рубашонка, симпатичная собачонка, детский утюжок, теплый дождичек.

    Б) задание по группам. Отгадай загадку. Вставь пропущенные буквы о или е после шипящих в суффиксах существительных и объясни: (подумай – запиши –обсуди в команде- финк райт –раунд робин)

    1)Маленький – маленький мужич..к, а острый топорок (пчела)

    2) Сеюсь как из сита, но не порош..к.заползаю в жито, но не червяч..к(дождь)

    3) Красный колпач..к надет на суч..к (малина)

    4) На полянке девч..нки в белых рубаш..нках, в зелёных полушалках (берёзы)

    5) В синем меш..чке белых пуговок полно.(небо, звёзды)

    6) По горной поляне невидимый пастуш..к белых барашков гоняет(ветер, облака)

    7)Маленькая собач..нка не лает, не бает, а больно кусает(пчела)

    Н А ДОСКЕ:

    В) Задание по группам. Образовать однокоренные слова с гласными О и Е после шипящих в суффиксах существительных, выделить суффикс. Обсудить в группах: какое значение суффикс придаёт образованным существительным(уч-ся проговаривают ответы на данный вопрос по кругу 1 раз - сингл раунд робин)

    1-2-3 группы:

    Башмак – башмачок, друг – дружок, пятак – пятачок, сапог - сапожок

    (суффикс придаёт уменьшительное значение)

    4 – 5 группы:

    Медведь – медвежонок, кукушка – кукушонок, галка – галчонок, лягушка – лягушонок.

    (суффикс обозначает детёнышей животных)

    6- 7 группы:

    Одежда – одежонка, книга – книжонка, шапка – шапчонка, бумажка – бумажонка.

    (суффикс придаёт пренебрежительное значение)

    Итог урока

    Д)Запись под диктовку. Работа в группах: обсуди и сделай вывод, когда в корне, суффиксе и окончании после шипящих пишется О - Е, Ё (каждый ученик проговаривает ответ в команде по кругу в течение определённого количества времени – таймд раунд робин)

    Пирож..к лишь разломила да кусоч..к прикусила.

    Ш..рстка ч..рна соболя, очи ясна сокола.

    Герасим толкнул дверь плеч..м и ввалился в дом со своей нош..й.

    (В корне после шипящих под ударением пишется Ё. Слова – исключения: крыжовник, шомпол, шорох, шов, капюшон)

    (В суффиксах существительных после шипящих под ударением пишется О, без ударения – Е)

    (В окончании существительных после шипящих и Ц под ударением пишется О, без ударения – Е)

    5. Домашнее задание . Упр.253; или записать, используя словосочетания, сочинение – миниатюру «В зимнем лесу».

    Пушистый снеж..к, кусоч..к зимнего неба, храбрый зайч..нок, удивительная девч..нка, застывшая реч..нка, великолепный овраж..к, молодой сосняч..к.

    3 Какие значения суффиксов вы узнали?

    2 Когда в суффиксах существительных после шипящих пишется о - е?

    1 От чего зависит правописание суффиксов существительных после шипящих? (от ударения)

    Вариант №1

    Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.

    Ш..фёр, капюш..н, ч..рный, встреч..й, чертеж..м, плеч..м, ш..в, ш..потом, ч..рточка, кож..й, плащ..м, улиц..й.

    Вариант №2

    Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.

    Крыж..вник, ш..рох, ж..рдочка, ч..рный, медрец..в, солнц..м, сто..рож..м, огурц..в, щ..тка, деш..вый, ключ..м, пч..лка.

    Вариант №3

    Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.

    Уч..ба, ш..рстка, ш..колад, ч..рточка, ж..нглёр, ш..рты, пш..нка, рощ..й, крыш..й, туч..й, румянц..м, свеч..й.

    Вариант №4

    Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.

    Овц..й, лапш..й, удач..й, бойц..м, ж..сткий, ч..рствый, прич..ска, щ..лкнуть, храбрец..м, тысяч..й, пальц..м, расч..ска.

    Вариант №5

    Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.

    Товарищ..м, душ..й, задач..й, ч..лка, отч..т, ш..лк, поч..т, передач..й, ж..кей, карандаш..м, рубеж..м, ш..ссе.

    Вариант №6

    Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.

    Щ..ки, расч..т, ш..тландец, ж..рдочка, оч..ртания, приш..л, уч..ный, гараж..м, этаж..м, ландыш..м, ерш..м, душ..м.

    1)Маленький – маленький мужич..к, а острый топорок.

    Б) задание по группам. Отгадай загадку. Вставь пропущенные буквы о или е после шипящих в суффиксах существительных и объясни: 2)Сеюсь как из сита, но не порош..к, заползаю в жито, но не червяч..к.

    Б) задание по группам. Отгадай загадку. Вставь пропущенные буквы о или е после шипящих в суффиксах существительных и объясни:

    3) Красный колпач..к надет на суч..к.

    Б) задание по группам. Отгадай загадку. Вставь пропущенные буквы о или е после шипящих в суффиксах существительных и объясни:

    4) На полянке девч..нки в белых рубаш..нках, в зелёных полушалках.

    Б) задание по группам. Отгадай загадку. Вставь пропущенные буквы о или е после шипящих в суффиксах существительных и объясни:

    5) В синем меш..чке белых пуговок полно.

    Б) задание по группам. Отгадай загадку. Вставь пропущенные буквы о или е после шипящих в суффиксах существительных и объясни:

    6) По горной поляне невидимый пастуш..к белых барашков гоняет.

    Б) задание по группам. Отгадай загадку. Вставь пропущенные буквы о или е после шипящих в суффиксах существительных и объясни: 7)Маленькая собач..нка не лает, не бает, а больно кусает.

    : берег Бережок

    Башмак, друг, пятак, сапог.

    Образовать однокоренные слова с гласными О и Е после шипящих в суффиксах существительных, выделить суффикс, по образцу : волк волчонок . Обсуди в группах: какое значение суффикс придаёт образованным существительным

    Медведь, кукушка, галка, лягушка

    Образовать однокоренные слова с гласными О и Е после шипящих в суффиксах существительных, выделить суффикс, по образцу собака собачонка . Обсуди в группах: какое значение суффикс придаёт образованным существительным

    Одежда, книга, шапка, бумажка.

    Самоанализ урока

    Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных

    Урок проведён в русском классе, шестиклассники отличаются любознательностью. Желанием учиться и познавать новое, но есть в классе учащиеся со слабо развитыми познавательными интересами и повышенной утомляемостью.(4 чел.)

    Цель : дать понятие о правописании гласных О и Е после шипящих в суффиксах существительных; содействовать формированию умения писать гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных; обосновывать выбор гласной О и Е после шипящих в суффиксах существительных; обобщить правописание О и Е после шипящих в корне, окончании, суффиксах существительных; воспитание интереса к русскому языку.

    Тип данного урока: сообщение новых знаний

    Этапы урока направлены на совершенствование знаний, умений и навыков, а также использование их в нестандартной ситуации.

    В ходе урока были использованы обучающие структуры:

    Сингл раунд робин (учащиеся проговаривали ответы на данный вопрос по кругу 1 раз)

    Финк райт –раунд робин (учащиеся обдумывали высказывание на вопрос, записывали и по очереди обсуждали свои ответы в команде)

    Раунд тейбл (учащиеся по очереди выполняли письменную работу по кругу на одном листе бумаги)

    Таймд раунд робин (каждый ученик проговаривал ответ в команде по кругу в течение определённого количества времени)

    3 – 2 - 1

    На данном уроке помимо предметных навыков формировала такие общепредметные навыки:

    1. Учебно – организационные: (подвели итог урока)

    2. Учебно – информационные: (работа с учебником)

    3. Учебно – интеллектуальные (перечислены выше)

    4.Учебно – коммуникативные умения и навыки формировались за счёт устной монологической речи, умения управлять собственным вниманием, умением слушать.

    Выбранные методы и формы работы, использованные приёмы способствовали совершенствованию знаний, умений и навыков по обозначенной теме и работали на цель урока.

    Считаю, что урок проходил в оптимальном режиме, достиг цели.

    Выучить русский язык очень сложно. Что уж говорить об иностранцах, если даже носители не всегда помнят правило написания о/ё после шипящих – правило, которое очень часто приходится использовать в повседневной жизни.

    Под ударением

    В сильной позиции под ударением после букв ж, ш, щ, ч пишется «О», если:

    1. В окончании имени существительного или прилагательного, а также в суффиксе наречия, которое заканчивается на –о: ножом, шалашом, плечом, плащом; большой-большому, чужой-чужому; хорошо, горячо.
    2. В суффиксах существительных:
      • –ок: прыжок-прыжочек, крючок-крючочек, толчок, петушок, борщок;
      • –онок, -оныш: ужоныш, галчонок, мышонок, медвежонок, бочонок;
      • –онк(и), -онк(а): ручонка, распашонка, книжонка, брючонки;
      • –овк(а): мелочовка, чижовка, ножовка, плащовка, речовка – только в словах, произведённых от имени существительного и прилагательного. Не путать с отглагольными существительными типа "ночёвка"!
      • –об(а): чащоба, трущоба, но учёба (исключение);
      • -отк(а):трещотка, но чечётка (исключение);
      • -овщин(а): дедовщина.
    3. В суффиксах прилагательных -ов: парчовый, грошовый, ежовый, холщовый.
    4. В русских фамилиях, произведённых от кратного прилагательного, о или ё пишется в соответствии с традицией – так, как записано в документах: Чернышов и Чернышёв, Хрущов и Хрущёв, Калачов и Калачёв, Пугачёв.
    5. В суффиксах наречий и прилагательных –охоньк-: свежохонький, свежохонько.
    6. В существительных и прилагательных на месте беглого гласного «о»:
      • жрать – обжора, жор, прожорливый
      • жгла – ожог, изжога, поджог
      • шва – шов
      • княжны – княжон
      • мошна – мошонка
      • кишки – кишок
      • смешной – смешон; просторечные: страшный – страшон; должен – должон, нужен – нужон
    7. В корне слова, где буква «о» не чередуется с «ё» после шипящих и всегда находится под ударением: чокаться, чопорный, шоркать, шоры (шорник, шорный, зашоренный), шорох, вечор. Следует отдельно запомнить написание следующих имён собственных с буквой «о» после шипящих: Жостово, Печоры, Печора, Жора, Шолохов.
    8. Ещё одно правило гласных после шипящих касается заимствованных из другого языка слов. В них тоже пишется буква «о» под ударением: боржом, джонка, джокер, мажор, джоуль, пижон, форс-мажор, харчо, анчоус, капюшон, крюшон, корнишон, торшон, офшор, шорты, шоп, шоу. Иностранные собственные имена также пишется с буквой «о»: Джойс, Джон, Шоу, Чосер, Жорж и др.

    Во других случаях после шипящих ж, ч, ш, щ в ударной позиции пишется буква «Ё»:

    1. В окончаниях глаголов –ёшь, -ём, -ёте: стрижёт, печём, толчёте, лжёшь.
    2. В несовершенных глаголах на –ёвывать и в образованных от них существительных и страдательных причастиях: размежёвывать – размежёвывание - размежёванный, выкорчёвывать – выкорчёвывание – раскорчёванный.
    3. В существительных, которые образованы от глаголов и заканчиваются на -ёвка: ночевать – ночёвка, растушевать – растушевка, лущить – лущёвка.
    4. В существительных с суффиксом –ёр: ретушёр, стажёр, дирижёр, тренажёр, ухажёр, массажёр.
    5. В страдательных причастиях, в отглагольных прилагательных с суффиксами -ённ- и -ён- и в производных от них словах: напряжённый – напряжён – напряжённо – напряжённость - напряжёнка; пропечённый – пропечён; размягчённый – размягчён; отрешённый – отрешён – отрешённо - отрешённость; жжёный - жжёнка; гружёный; печёный; тушёный - тушёнка; учёный - учёность; вощёный.
    6. Вместо беглого «о» в глаголах мужского рода прошедшего времени и в производных от них словах: жёг – зажёг – обжёг – пережёг – сжёг – поджёгший; прочёл – учёл; шёл – пришёл – ушёл.
    7. В корне под ударением после ж, ч, ш, щ пишется «Ё», если в однокоренных словах на этом месте пишется буква «Е»:
      • жёваный (жевать), жёлоб (желобок), жёлтый (желток), жёлудь (желудёвый), молодожён (жена), жёрдочка (жердь), жёсткий (жесть), тяжёлый (тяжесть);
      • бечёвка (бечева), вечёрка (вечер), почёт (честь), печёнка (печень), пчёлы (пчела), чёлка (чело), чёрный (чернь), чёрствый (черстветь);
      • дешёвый, дешёвка (дешевле), кошёлка (кошель), пшёнка (пшено), решётка (решето), шёпот (шептать), шёрстка (шерсть);
      • щёголь (щеголять), щёки (щека), щёлка (щель), щёлочь (щелочей), щёлкать (щелчок).
    8. В местоимениях в предложном падеже: что – о чём, на чём. В словах "ещё", "причём", "нипочём", "почём".
    9. В заимствованных словах, где под ударением гласный, отличный от русского «о»: Шёнберг, Шёнбрунн, жён-премьер.

    Безударная позиция

    Относительно правописания о/ё после шипящих правило гласит следующее:

    1. В некоторых заимствованных словах в безударной позиции пишется «о»: жокей, Джонатан, жонглёр, мажоритарный, мажордом, банджо, чонгури, лечо, ранчо, пончо, шовинизм, шоссе, шоколад, шофёр; шок – шокировать.
    2. В словах с приставкой меж- не под ударением также пишется «о»: межобластной, межотраслевой, межобщинный.

    Теперь вы знаете правило - гласные после шипящих, их правописание больше не будет для вас проблемой.

    Тема: «Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных»

      Цель: познакомить с правописанием гласных о и е в суффиксах существительных, учить писать слова с этим суффиксом, формировать навык выделять изучаемую орфограмму, распознавать слова с гласными о и е после шипящих в суффиксах существительных;

      способствовать развитию речевой компетентности;

      воспитывать бережное отношение к животным.

    Оборудование:

      компьютер,

      интерактивная доска,

      индивидуальные карточки,

      алгоритм,

    Формы работы:

      индивидуальная

      фронтальная

      в парах

    Что развивается

      Развитие логического мышления

      Развитие аналитического мышления

      Развитие произвольного внимания

      Расширение лексики

      Умение делать обобщения

    Оргмомент.

    Установка.

    Учитель. Ребята, сейчас мы находимся в этом уютном кабинете, у нас урок русского языка. Я рада вас видеть, мне хочется верить, что этот урок пройдет с пользой и для вас, и для меня.

    Проверка дом. задания.

    А) Беседа по домашнему правилу. (Рассказ ОК, примеры. Учитель и уч-ся слушают одного ученика, затем работа в парах. Учитель проходит, прислушивается к ответам)

    За компьютером несколько человек работают по программе «Фраза», отрабатывают изученную орфограмму. (В классе 4 компьютера.)

    Б) Упр. 252 .(Учитель заготовил карточки.)

    Задание. Замени выделенные слова однокоренными существительными с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

    (Проверка по образцу. Образец на доске. Взаимопроверка с объяснением. Разбор ошибок.) Критерии: «5» - нет ошибок;

    «4» - 1-2 ошибки;

    «3» - 3 ошибки.

    Учитель : Какое слово на карточке оказалось лишним? (Бельч о нок.)

    О правописании этого слова мы узнаем сегодня на уроке.

    Итог проверки домашнего задания. (Отметить устный рассказ, оценки за работу по программе «Фраза», за дом. упр.)

    Мотивация.

    На доске написаны слова:

      Ш..пот,…;

      Нож…м,…;

      Друж…к, … .

    Справка : этаж…м, жуч…к, ш…лк, ноч…нька, плеч…м, ж…лудь.

    Учитель: Прочитайте слова и справку. Продолжите ряды слов, добавляя к ним из справки слова с одинаковой орфограммой.

    Какие слова можно дописать в первый ряд и почему?

    (В первый ряд можно добавить слова шелк, желудь. Это существительные, в корне которых после шипящих ж, ш, щ пишется е, кроме слов исключений. Написание слов с гласной е можно проверить. Шепот – шепчет, шелк – шелка, желудь – желудевый.)

    (Учащиеся записывают слова первого ряда в тетрадь, подчеркивают орфограммы.)

    Учитель. Назовите слова второго ряда.

    (Слова второго ряда: этажом, плечом. Это существительные, в которых после шипящих и ц в окончаниях пишутся гласные о или е. Под ударением пишется о, без ударения – е. В словах ножом, этажом, плечом пишется гласная о. Она ударная.)

    Формулирование темы и цели урока.

    Учитель . Прочитайте все слова третьего ряда.

    (Дружок, жучок, ноченька.)

    Учитель записывает слова на доске полностью, без пропуска гласных в суффиксах.

    Учитель. Назовите их главный общий признак. (Это имена существительные.)

    Учитель: Выделите в них все части слова. Скажите, после каких согласных находится суффикс в этих существительных.

    (В этих существительных суффикс находится после шипящих).

    Учитель. Скажите, какие гласные написаны в суффиксах существительных после шипящих.

    (В суффиксах этих существительных после шипящих написаны гласные о и е. Значит, тема сегодняшнего урока – « Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных».)

    (Учитель пишет тему урока на доске.)

    Формулируется вопрос – проблема: « Каковы условия выбора гласных о и е в суффиксах существительных после шипящих и ц?»

      Познакомиться с…;

      Учиться правильно… .

    Цель урока : познакомиться с правилом правописания гласных о и е после шипящих в суффиксах существительных;

    учиться правильно писать существительные на данное правило.

      Составление схемы ориентировочной основы действия.

    1 вариант.

    Учитель. Еще раз обратимся к словам третьего ряда. Прочитайте их вслух и поставьте ударение.

    В каком случае после шипящих в суффиксах имен существительных пишется о, а в каком – е ?

    (

    (Ученики читают правило по учебнику, потом повторяют его наизусть с примерами .)

    Повторение правила (орфограмма № 18.)

    2 вариант.

    Ответ на вопрос – проблему ученики могут получить в готовом виде, ознакомившись с таблицей и прочитав правило на стр.106.

    Чтение с пометками.

    « Каковы условия выбора гласных о и е в суффиксах существительных после шипящих и ц?» (После шипящих в суффиксах существительных под ударением пишется о, без ударения – буква –е.)

    Учитель. Составьте кластер , ОК , (См. образец №18, 5 кл.), алгоритм. (Предлагается работа в парах, учитывая способности детей. Кто – то выполняет ОК, кто-то составляет алгоритм и т. д.)

    Алгоритм. (Совместная работа с учителем)

      Прочитайте слово, определи часть речи.

      Выдели суффикс, подчеркни шипящую двумя чертами, гласную одной.

      Поставь ударение.

      Если ударение падает на суффикс, пиши о.

      Если ударение падает не суффикс, пиши е.

    Учитель проходит, смотрит, слушает обсуждение в парах. Лучшие 2 работы защищают у доски.

    Образец для рассуждения. (Слова из этапа «Мотивация».) Фронтальная работа.

    Друж…к – это существительное, ударение падает на суффикс, значит, после шипящей пишу в суффиксе о.

    Ноч.нька – это существительное, ударение падает на корень, значит, после шипящей в суффиксе пишу е.

    (Ученики, пользуясь образцом для рассуждения, объясняют следующие слова: (жучок, бельчонок)

      Формирование действия в материальном (материализованном) виде

    1.Работа с образцом для рассуждения. (Сигнальные карточки)

    Воспроизведение образца с подстановкой новых примеров (с опорой на текст правила в учебнике, стр. 106.)

    Для этого упр. взять слова из учебника.

    Учитель заготовил фразы. Учитель произносит слово, ученик показывает карточку с объяснением.

    это существительное, ударение падает на суффикс , значит, после шипящей пишу в суффиксе о .

    это существительное, ударение падает на корень , значит, после шипящей в суффиксе пишу е.

    Слова: снежок, лужок, пирожок, кружок, внучок, доченька, ноченька, подушечка, крошечка.

    Учитель. Укажите значение суффикса (уменьшительно- ласкательное значение)

    2.Упр. 254 . Фронтальная работа.

    У доски с комментированием. Работа с алгоритмом или образцом рассуждения.

    Учитель. Укажите значение суффикса. (Суффикс указывает на детенышей животных, на пренебрежительное отношение к предмету )

      Формирование действия в громкой речи.

    (Интерактивная доска . Перетаскивание слов по столбикам или перемещение гласных в слова. Фронтальная работа. Второй вариант: 2 человека у доски)

    Упр. 253. Распредели по столбикам. Работа в парах. Проговаривание образца для рассуждения, находящегося вне поля зрения. Ученики объясняют, в какой столбик писать слово.

    Два человека на доске самостоятельно. (Проверка по образцу. Образец на доске, открыть одно крыло доски)

      Формирование действия во внешней речи про себя.

    Упр. выполняется на карточках по вариантам. Тест. (Книга Т. А. Костяева « Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку 6 кл.»

    Заполни пропуски, используя образец рассуждения (образец вне поля зрения)

    Упражнение проверяется. Исправляются, вписываются правильные слова.

    Учитель проверяет карточки. Может выставить в журнал только положительные оценки.

    Карточки. (Работа по перфокартам.) Проверяет учитель.

      Формирование действия во внутренний речи.

    1.Упр. 255.

    2. Творческая работа . 2 варианта.

    1.Из кустика высунулся ч…рный нос…к, пок…зались хитрющие глазки. Это был---------. Он вылез из кустарника и принялся меня обнюхивать. Тут затр…щали в малиннике суч…чки. Это …………. …………….. ищет. Надо б…жать! Я только по…играть с…………….. хотел, но разве……………это док…жешь? (По Г. Снегиреву)

    2. По д…роге топал ……… . Он меня з…метил и свернулся в клубоч…к. Закатил я колючего в кепку, принес д…мой. Днем…… лежал тихо. Ночью заб…рабанил нож…нками по полу. Я немного п…слушал, как звучат шаж…чки этого мотка колючей проволоки, и умиротворенно уснул. (По А. Баркову)

    Подведение итогов урока .

    Учитель . С какой темой познакомились на этом уроке?

    Каковы условия выбора гласных о и е в суффиксах существительных после шипящих и ц?

    Выставление отметок.

    Домашнее задание. П.46, правило, упр.258. (дид. материал, индивидуальные задания)

    >>Русский язык: Буквы е, и в суффиксах. Буквы е, о в суффиксах и окончаниях после шипящих и ц

    БУКВЫ Е, И В СУФФИКСАХ. БУКВЫ Е, О В СУФФИКСАХ И ОКОНЧАНИЯХ ПОСЛЕ ШИПЯЧИХ И Ц

    Теория А

    Написание суффиксов -ек и-ик в существительных следует различать.

    Если гласный суффиксов при склонении существительного выпадает (становится беглым), пишут е (-ек), если не выпадает, пишути (ик): замочек - замочк а, ключик -ключик а .

    В существительных мужского рода с основой нац с беглым е употребляется только суффикс -ец: молодец - молодц а, братец - братц а, хлебец - хлебц а.

    Имена существительные женского рода с основой на ц имеют суффикс-иц- : книжиц а, сестриц а, красавиц а .

    В существительных среднего рода с ударным окончанием пишется суффикс -ец- : ружьец о, письмец о ; с безударным - -иц-: платьиц е, креслиц е.

    Практика А

    1. Выпишите, вставляя пропущенные буквы, сначала слова с суффиксом -ек , а затем - с суффиксом -ик .

    Внуч..к, дом..к, платоч..к, ключ..к, звоноч..к, ореш..к, свисточ..к, цветоч..к, шалаш..к, карандаш..к, кусоч..к.

    2. Образуйте от указанных слов новые с помощью суффиксов -ек и -ик . Какое значение приобрели новые слова?

    Портрет, пёс, песок, нос, носок, чулок, звонок, кошелёк, пистолет, коробок, рост, порог, рисунок, сад, паровоз, полушубок, магнит.

    3. С помощью суффиксов -ец, -иц от данных существительных образуйте новые.

    Украина, Сирия, Китай, Вьетнам, Иран, Албания; счастливый, упрямый; мороз, пальто, письмо; платье, лужа, метель, каша.

    4. Спишите, раскрывая скобки и выбирая уместные по смыслу слова.

    1. На имя директора поступило важное (письмо, письмецо). 2. Настя, напиши мне хоть коротенькое (письмо, письмецо). 3. Ирина Петровна, вам очень идёт это (платье, платьице). 4. Мама взяла на руки дочку и ласково сказала: «Какое у тебя красивое (платье, платьице)».

    Теория Б

    Суффиксы -чик и -щик в произношении не всегда ясно различаются. Суффикс -чик пишется после букв д, т, з, с, ж: укладчик , газетчик , грузчик , подносчик , перебеж чик . В остальных случаях пишется -щик : банщик , кровельщик , пиль щик .

    Мягкий знак перед суффиксом-щик пишется только послел : рисовальщик, угольщик .

    Практика Б

    5. Спишите слова, обозначьте суффиксы и объясните их правописание. Какое значение они придают словам?

    Разведчик, бетонщик, копировальщик, разносчик, перевозчик, кровельщик, закройщик, переплётчик.

    6. 0бразуйте из данных слов новые с помощью суффиксов -чик или -щик и запишите их, вставляя где нужно, ь.

    Барабан.., бакен.., бурил.., газет.., извоз.., зачин.., кровел.., перепис.., разнос.., рассказ.., смаз.., угол.., трал.. .

    7. Переведите слова на русский язык и запишите их. Каким украинским суффиксам соответствуют русские суффиксы -чик и -щик ?

    Покрівельник, закрійник, бетонник, візник, бурильник, зварник, котювальник, перевізник.

    Теория В

    В именах прилагательных под ударением пишется суффикс -ив- , без ударения - -ев- : правдив ый, ленив ый, соев ый, краев ой .

    В суффиксах-чив-, -лив- пишется и : придирчив ый, совестлив ый .

    В прилагательных после ж, ч, ш, щ и ц под ударением пишется суффикс -ов- , без ударения -ев-: ежов ый, холщов ый, свинцов ый, носитцев ый, лицев ой.

    Практика В

    8. Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы.

    А . Глянц..вая бумага, гречн..вая каша, кварц..вая лампа, ландыш..вый запах, марганц..вая руда, плюш..вый мишка, поршн..вой насос, ситц..вое платье, правд..вый рассказ.
    Б . Вдумч..вый исследователь, выносл..вый спортсмен, доверч..вое отношение, доходч..вое объяснение, заботл..вая мать, забывч..вый человек, завистл..вые взгляды, заманч..вое предложение, заносч..вый вид, застенч..вый мальчик.

    9. Спишите, вставляя пропущенные буквы и указывая ударение.

    Мех..вый, кольц..вой, камыш..вый, кумач..вый, алыч..вый, нож..вой, свинц..вый, парч..вый, плеч..вой.

    Н.Ф. Баландина, К.В. Дегтярёва, С.А. Лебеденко. Русский язык 6 класс

    Отослано читателями из интернет-сайтов

    Онлайн уроки, учебники скачать , электронные издания по русскому языку бесплатно, русский язык тесты ответы , домашняя работа вопросы и ответы, необходимые материалы для подготовки к урокам по русскому языку
    Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей