Войти
В помощь школьнику
  • Зависимое население Аттики Рабы-должникиЧужеземцы
  • Карта восточной пруссии до 1945 г
  • Полное имя царя александра 1
  • Отзыв: Книга Вафельное сердце Вафельное сердце мария парр о чем
  • Часовщик павел буре биография
  • Как древние люди представляли себе Вселенную презентация к уроку по географии (5 класс) на тему Древние египтяне и греки
  • Зарождение демократии в Афинах. Зависимое население Аттики Рабы-должникиЧужеземцы. Зарождение демократии в Афинах урок (конспект, презентация) Тема урока: Зарождение демократии в Афинах

    Зарождение демократии в Афинах. Зависимое население Аттики Рабы-должникиЧужеземцы. Зарождение демократии в Афинах урок (конспект, презентация) Тема урока: Зарождение демократии в Афинах



    Даты жизни (г. до н.э.) Афинский правитель и поэт. Родился в обедневшей, но знатной семье. Солон занимался морской торговлей, путешествовал. Он был честен, одарён умом, писал стихи. В 594г. до н.э. афиняне избрали Солона и поручили ему управлять Афинами. Приступив к управлению в Афинах и установил новые законы. Они были записаны на деревянных выбеленных досках в рост человека и выставлены для общего ознакомления.


    Законы Солона 594 г до. н.э.: Отмена жестоких законов архонта Драконта Осуществление поиска и выкупа рабов-должников, проданных в другие страны Отмена долгового рабства Освобождение рабов-должников Созыв народного собрания Судьи выбираются из числа граждан независимо от знатности и богатства



    Законы Солона по отмене долгового рабства. Амнистия всех должников, попавших в долги, и лишённых гражданских прав. Амнистия всех должников, попавших в долги, и лишённых гражданских прав. Выкуп за деньги государства и возращение проданных на чужбину должников. Выкуп за деньги государства и возращение проданных на чужбину должников. Афинянин не мог стать рабом. Афинянин не мог стать рабом. С этого времени рабами в Афинском государстве были только чужеземцы.






    Законы Солона В одном из законов Солона, говорилось, что сын может кормить престарелого отца, если тот не выучил его ремеслу. Чего добивался Солон принятием этого закона? В одном из законов Солона, говорилось, что сын может кормить престарелого отца, если тот не выучил его ремеслу. Чего добивался Солон принятием этого закона?


    Клятва судьи: Я буду выслушивать одинаково благосклонно и обвинителя и обвиняемого. Я буду выслушивать одинаково благосклонно и обвинителя и обвиняемого. Я как судья не буду брать подарков, и никто не примет их от моего имени. Я как судья не буду брать подарков, и никто не примет их от моего имени. Я буду подавать свой голос сообразно законам и моей совести, без пристрастия и ненависти. Я буду подавать свой голос сообразно законам и моей совести, без пристрастия и ненависти. Я клянусь в этом Зевсом, Аполлоном, Деметрой. Если нарушу клятву, пусть погибну я сам и мои потомки». Я клянусь в этом Зевсом, Аполлоном, Деметрой. Если нарушу клятву, пусть погибну я сам и мои потомки».



    Проверка д/з:

    • Найди ошибки и исправь их:
    • Благодаря хорошим почвам жители Аттики выращивали много хлеба. Напротив, оливкового масла и вина в Аттике не хватало: вино и масло привозили из других стран.
    • Вопросы:
    • Как называлось небольшое самостоятельное государство в Греции?
    • В какой области Греции находился афинский полис?
    • Кого называли «демосом»?
    • Как называли правителей афинского полиса?
    • Как назывался совет знати? Сколько человек в него входило и на какие должности?
    • Что такое долговой камень? Где устанавливался? О чём предупреждал?
    • Перечислите требования афинского демоса.
    • Объясни выражение «драконтовы законы».
    • Миф о происхождении Афин.
    Тема: Зарождение демократии в Афинах (§ 30)
    • Цель урока : рассмотреть причины и результаты возникновения демократии в Афинах.
    • Д/з : § 30, вопросы; Т. – учить;
    1. Население Аттики в VII в. до н. э.
    • Свободные
    • Аристократы
    • (знать)
    • Чужеземцы
    • Должники
    • Вопиющее неравенство между бедными и богатыми, знатными и незнатными!
    2. Демос восстает против знати
    •  VII в. до н. э. – борьба демоса против знати.
    •  594 г. до н. э. - знать и демос избрали архонтом Соло́на, наделив его большой властью, для того чтобы он положил конец народным волнениям.
    •  О нем говорили: «Честен, одарен умом».
    • Солон
    3. Отмена долгового рабства
    • ЗАКОНЫ СОЛОНА
    • 1. ОТМЕНА ВСЕХ ДОЛГОВ.
    • 2. ОБРАЩЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В РАБА ЗА ДОЛГИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
    • 3. СНЯТИЕ ДОЛГОВЫХ КАМНЕЙ
    • 4. ДОЛЖНИК ОТВЕЧАЕТ НЕ СВОБОДОЙ, А ИМУЩЕСТВОМ.
    • Внимательно прочтите выписку из законов Солона.
    • Как вы считаете, в чьих интересах Солон провел свою реформу (преобразование, изменение)?
    • Почему он это сделал?
    Назовите слово в схеме, которое стало лишним
    • Свободные
    • Аристократы
    • (знать)
    • Демос (крестьяне, ремесленники, купцы)
    • Чужеземцы
    • Должники
    • После реформы Солона рабами в Афинском государстве были только чужеземцы.
    • - Рисунок с. 138 – рассмотрите, опишите, ответьте на вопросы.
    4. Участие в государственном управлении при Солоне
    • АРХОНТ
    • НАРОДНОЕ
    • СОБРАНИЕ
    • (ЭККЛЕСИЯ)
    • СУДЬИ
    • Не обязательно знатный, НО обязательно богатый
    • Не обязательно знатный, не обязательно богатый, по жребию с 30 лет
    • Все свободные граждане Афин - решение государственных дел
    Вывод
    • Избираются из знати и из демоса.
    • Народ участвует в управлении.
    • Делит власть с демосом.
    • Состоит из знати и демоса.
    5. Суд при Солоне
    • Клятва судей:
    • «Я буду подавать свой голос сообразно законам и моей совести, без пристрастия и ненависти.
    • Я буду выслушивать одинаково благосклонно и обвинителя, и обвиняемого.
    • Я как судья не буду брать подарков, и никто не примет их от моего имени».
    • Вопросы:
    • 1. Почему судьям так важно выслушивать благосклонно как обвинителя, так и обвиняемого?
    • 2. Все люди любят получать подарки. Почему судьям это было запрещено?
    • Прочитайте описание судебного заседания: пункт
    • «Перемены в управлении Афинами» (с.139)
    Дополнительно
    • МЕТЕКИ - приезжие греки. Они не имели тех же гражданских прав, что и афиняне. И только очень редко, за особые заслуги в деле защиты или прославления Афин их делали полноправными гражданами.
    • ДЕМОКРАТИЯ – власть народа, т.е. народ участвует в управлении государством.
    • Прочитайте (с. 139 – голубой фон): «Солон о своих законах» и отрывок из законов Солона, ответьте на вопросы.
    Итог Значение реформ Солона :
    • Итог Значение реформ Солона :
    • законы Солона заложили в Афинах основы демократии.
    • Работа с учебником:
    • п. 4 «Солон вынужден покинуть Афины»
    • - Почему Солон сказал, что «Трудно в великих делах сразу же всем угодить» и «Я, точно волк, вертелся среди стаи псов»?
    Закрепление пройденного
    • В каком городе Солон был избран архонтом? В какой области? В каком государстве?
    • В каком году Солон стал архонтом? Какой год был следующим за этим годом? Какой год предшествовал тому году, когда в Афинах правил Солон? В каком веке были установлены законы Солона?
    • Охарактеризуйте законы, проведённые Солоном. В чём их историческое значение?

    1 слайд

    Зарождение демократии в Афинах. «Стар становлюсь, но всегда многому всюду учусь». Солон Около 640 – около 560 г. до н.э.

    2 слайд

    Задание: найдите ошибку в тексте. Благодаря хорошим почвам жители Аттики выращивали много хлеба. Напротив, оливкового масла и вина в Аттике не хватало: вино и масло привозили из других стран.

    3 слайд

    Купцы из городов Греции везли в колонии: ________________ ________________ ________________ В обмен купцы из городов Греции приобретали: ________________ ________________ ________________

    4 слайд

    Задание: что означают эти слова? ДЕМОС - _____________________ ДЕМОКРАТИЯ - _______________ ГРАЖДАНЕ - __________________ РЕФОРМЫ - __________________

    5 слайд

    Задание: впишите недостающие слова. Главные требования афинского демоса в VII (7) веке до н.э. ОТМЕНИТЬ ___________________ ПЕРЕДЕЛИТЬ__________________ ДОБИТЬСЯ ПРАВА САМИМ ______________________________

    6 слайд

    «Рабыня раньше, а теперь свободная!» - произносит эллин с папирусом в руках. Как его имя? О какой «рабыне» идёт речь? Почему одни люди сбрасывают в пропасть камни, а другие с хмурым видом стоят поодаль? Какое событие из истории Греции изображено?

    7 слайд

    Задание: впишите недостающие слова. Главное в законах Солона. Если должник не сумел отдать долг, то его запрещалось ______________. Архонтом мог стать _____________. Для решения государственных дел стали созывать _____________, в которых участвовали ____________.

    8 слайд

    Кто мог бы сказать о себе такие слова? «Поверьте, мне было не легко... Все, все были недовольны! Одни корили меня тем, что я забыл о своём происхождении. Другие, правда, ставили в заслугу, что я очистил их поля. Да, от камней, лишивших многих сна и покоя. Но те же люди добавляли, что я остановился на полпути, не доведя дело до конца. И вообще лучше бы мне писать стихи, чем пытаться мирить врагов. Увы, упрёки были справедливы, но кто осмелится сказать, что я напрасно прожил жизнь! А как считаете вы?»

    Cлайд 1

    Cлайд 2

    Демос восстает против знати Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Солон вынужден покинуть Афины.

    Cлайд 3

    Государство оказалось на краю гибели. Демос восстает против знати Большинство простого народа в Аттике находилось в порабощении у немногих. Всевластие знати, неравенство между бедными и богатыми привело к восстанию демоса. Смута продолжалась долго, и ни одна сторона не могла одержать верх.

    Cлайд 4

    Тогда самые благоразумные уговорили остальных начать мирные переговоры В 594 году до н. э. знать и демос сообща избрали архонтом Солона. С молодых лет Солон вел морскую торговлю, которая в Греции считалась почетным занятием. Его наделили большой властью с тем, чтобы он положил конец кровавым раздорам и спас отечество. Солона уважали все жители Аттики. Происходил он из знатного рода, нужды не знал, но и богатым не был

    Cлайд 5

    О новом правителе говорили немало хорошего: был он исключительно честен, одарен умом, писал стихи. Всю жизнь Солон учился, пополняя свои обширные знания. «Стар становлюсь, но всегда многому всюду учусь»,- писал он о себе. Солон приступил к управлению Афинами и установил новые законы. Они были записаны на деревянных выбеленных досках в рост человека и выставлены для всеобщего ознакомления на городской площади.

    Cлайд 6

    Прежде всего Солон отменил жестокие законы Дракона. Затем он повелел выкинуть с полей долговые камни. Земледельцы ликовали: все долги прощены, неволя не угрожает никому! Землю Аттики Солон образно назвал в стихах рабыней, получившей свободу. Отныне сделавший новый долг бедняк отвечал за его выплату только своим имуществом; если этого имущества не хватало, то самого неоплатного должника запрещалось обращать в рабство.

    Cлайд 7

    Вот почему даже обнищавший земледелец или ремесленник, носивший лохмотья и недоедавший, твердо знал: его, свободного афинянина, рабом за долги не сделают. Солон распорядился отпустить на волю всех рабов должников. Тех, кто был продан за море, он велел разыскать и выкупить за деньги государства. Среди вернувшихся были и такие, кто позабыл родную речь. С этого времени рабами в Афинском государстве были только чужеземцы.

    Cлайд 8

    Для решения важнейших государственных дел стали созывать Народное собрание, в котором участвовали все свободные афиняне (они назывались граждане). Солон многое; сделал, чтобы лишить знать преимуществ по управлению государством. Отныне архонтом мог стать не только знатный человек - достаточно было обладать богатством. Впервые в истории Солон установил, что судьи должны выбираться из числа всех граждан независимо от их знатности и богатства. Теперь даже бедняк мог стать судьей.

    Cлайд 9

    Позже, в Афинах, существовал такой порядок. Ежегодно составляли список судей, в него по жребию попадали афиняне не моложе 30 лет, не замеченные в дурных поступках. Все судьи давали клятву: «Я буду подавать свой голос сообразно законам и моей совести, без пристрастия и ненависти. Я буду выслушивать одинаково благосклонно и обвинителя и обвиняемого. Я как судья не буду брать подарков, и никто не примет их от моего имени. Я клянусь в этом Зевсом, Аполлоном, Деметрой. Если нарушу клятву, пусть погибну я сам и мои потомки».

    Cлайд 10

    Все желающие афиняне могли присутствовать на судебном заседании. Судьи сидели на деревянных скамьях. Председателем обычно был архонт. Выступали друг за другом обвинитель, обвиняемый и свидетели. Выслушав их, судьи приступали к тайному голосованию. Каждый должен был бросить в бронзовый сосуд один из двух камешков: черный означал обвинение, белый - оправдание. Затем служители на глазах у всех производили подсчет камешков. Решение суда определялось по большинству поданных голосов. Однако обвиняемый считался оправданным и в том случае, если голоса разделились поровну.