Войти
В помощь школьнику
  • Что такое иллюзии каковы их причины
  • Виртуальная выставка – проводник в потоке информации «Читаем книги Альберта Лиханова»
  • Почему водород - это самый распространенный элемент во Вселенной
  • Уральские казаки - все подробности
  • Дистанционное образование — кому это надо
  • Анализ стихотворения «Железная дорога» Некрасова
  • Создание виртуальных книжных выставок. Виртуальная выставка – проводник в потоке информации «Читаем книги Альберта Лиханова»

    Создание виртуальных книжных выставок. Виртуальная выставка – проводник в потоке информации «Читаем книги Альберта Лиханова»

    В эпоху Интернета Глобальная сеть стала важной частью культурной жизни в целом и жизни учреждений культуры в частности. Сегодня для пользователей библиотек уже привычными являются такие услуги, как электронная доставка документов (ЭДД), виртуальные справочные службы, виртуальные путеводители по ресурсам Интернета, онлайн-доступ к базам данных и электронным каталогам, тематические веб-проекты. Эпоху модернизации переживают и библиотечные выставки, адаптируясь к удаленному виду обслуживания пользователей.

    Первые виртуальные (электронные, интерактивные) выставки в сфере культуры появились в крупнейших музеях России – Государственном историко-культурный музее-заповеднике «Московский Кремль» , Третьяковской галерее , Государственном музее архитектуры им. А. В. Щусева . Сегодня во всех крупных музеях России развернута активная работа по созданию виртуальных выставок на собственных сайтах.

    В библиотечной практике виртуальные выставки стали впервые использовать в научных и вузовских библиотеках страны. Есть такие выставки и на сайтах вузовских библиотек Удмуртской Республики – Научной библиотеки Удмуртского государственного университета , Ижевского государственного технического университета , Ижевской государственной сельскохозяйственной академии , Ижевской государственной медицинской академии . Как правило, это тематические аннотированные списки новых поступлений книг и журналов, которые сопровождаются дополнительной информацией: фото обложки книги, сведения об авторе, история изучения данной проблематики и др.

    ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА – это публичная демонстрация в сети Интернет с помощью средств веб-технологий виртуальных образов специально подобранных и систематизированных произведений печати и других носителей информации, а также общедоступных электронных ресурсов, рекомендуемых удаленным пользователям библиотеки для обозрения, ознакомления и использования.

    Виртуальная выставка, в сравнении с традиционной, предоставляет библиотекарям и читателям дополнительные возможности и преимущества .

    1. Использование информационных технологий делает виртуальную выставку живой и динамичной. Яркие, красочные, с мультипликацией, использованием игровых моментов, переключающие внимание с анимационных заставок на статичную страничку, виртуальные выставки привлекательны для читателей, и особенно для детей.
    2. Виртуальная выставка не ограничена местом и временем – с любого компьютера, в любом месте и в любое время суток можно получить в полном объеме всю необходимую информацию по данной теме.
    3. Выставка рассчитана на разную аудиторию. Познакомиться с ней может каждый желающий. Использование виртуальных выставок дает возможность дистанционного общения библиотекарей с читателями, без привязки к неизбежным формальностям в обслуживании.
    4. На виртуальной выставке можно представить большое количество книг, не занимая реального пространства библиотеки; нет необходимости работать со стеллажами, стендами, выставочными шкафами.
    5. Работу выставки можно запускать в автоматическом режиме, оснастив ее озвученным текстом и демонстрируя без специального сопровождения.
    6. Виртуальные выставки можно использовать как выездные – их удобно демонстрировать в различных образовательных учреждениях, аудиториях, кабинетах, классах.
    7. Можно не беспокоиться за сохранность представленных на выставке изданий.
    8. Виртуальные выставки могут функционировать сколь угодно долго и даже постоянно.
    9. Имеется возможность перенаправить пользователя на другие ресурсы, разместив ссылки на интернет-магазины, где можно купить понравившуюся книгу; на системы поиска книг в Интернете (типа books.google.com), библиотеки, в фондах которых также находится эта книга.
    10. Размещение выставки на сайте библиотеки, а также рекламных ссылок на нее на других сайтах позволяет увеличить число ее посетителей, а значит, и потенциальных читателей.

    Однако виртуальная выставка имеет и некоторые недостатки .

    1. Создание и просмотр виртуальной выставки требует наличия компьютера. Не каждый ПК соответствует требованиям, необходимым для просмотра выставки.
    2. Не каждый пользователь библиотеки обладает необходимыми умениями, для того чтобы ознакомиться с виртуальной выставкой.
    3. При технических неполадках представление выставки и ее просмотр становится невозможным.
    4. Производитель виртуальной выставки должен обладать необходимыми компьютерными умениями и художественным вкусом.

    Выявленные достоинства и ограничения позволяют говорить о том, что разработка виртуальной выставки нуждается в специальной методике подготовки, отличающейся от методики подготовки традиционных книжных выставок. В книге «Выставочная деятельность публичных библиотек» Н. В. Збаровской приведен алгоритм подготовки и организации электронных виртуальных выставок.

    Структура. Виртуальная выставка, как и традиционная, должна состоять из разделов, которые сопровождаются цитатами, вступительными статьями, иллюстративным материалом. Выставка должна быть удобна для восприятия пользователем в веб-пространстве и может содержать следующую информацию:

    • визуальную (изображение обложки, оцифрованные части книги: предисловие, вступление и т. п.),
    • библиографические данные (библиографическую запись и шифры фонда библиотеки, представляющей выставку),
    • аналитическую информацию (аннотации, рефераты к изданиям, рецензии, отзывы читателей и т. п.),
    • оцифрованные части книги (главы, наиболее интересные выдержки и пр.),
    • ссылки на полные тексты книги, если они доступны в библиотеке или сети Интернет.

    Также можно разместить дополнительные материалы по теме выставки:

    • ссылки на интернет-ресурсы (биографии, критические статьи, рецензии, отзывы, тематические сайты),
    • сведения о наличии книг в других библиотеках, интернет-магазинах и пр.

    Особые требования предъявляются к оформлению виртуальных выставок. Первый слайд должен содержать информацию, касающуюся виртуальной выставки в целом. Все последующие слайды – отдельные экспонаты выставки. Зрительный ряд виртуальной выставки представляют иллюстративным материалом (обложками книг, разворотами, иллюстрациями, картами, фотографиями и т. п.). Сам текст, сопровождающий и раскрывающий зрительный ряд, должен состоять из цитат, аннотаций, биографических справок. Рекомендуется размещать подсказки и справочные сообщения в верхней части экрана.

    При использовании анимации учитываются два варианта режима показа: произвольная демонстрация и демонстрация, регулируемая пользователем. Целесообразно использовать анимационные эффекты применительно к тексту целиком или большим его фрагментам. Появление текста по принципу пишущей машинки замедляет время просмотра, а большой текст утомляет зрение. При использовании традиционных рисунков и фотографий важно правильно выбрать масштаб изображения и удачно использовать цветовую палитру. При этом если графическое изображение представляется на экране вместе с текстом, то рекомендуется оставлять 1/2 экрана пустым: размер деталей должен соответствовать разрешающей способности экрана и остроте человеческого зрения.

    Существует определенный набор условий, обеспечивающих зрительный комфорт пользователя при работе с информацией в электронном виде:

    • яркость объекта должна быть в разумных пределах;
    • контрастность изображения относительно фона необходимо выбирать с учетом размеров объекта: чем меньше его размер, тем выше должна быть контрастность;
    • наибольшую чувствительность глаз имеет к излучению желто-зеленого цвета, наименьшую – к фиолетовому и красному;
    • размер символа должен быть согласован с остротой зрения человека; он также влияет на скорость и правильность восприятия информации;
    • поскольку пространство виртуальной выставки ограничивается размером монитора, не стоит перегружать ее спецэффектами и цветовым разнообразием – внимание пользователя не должно рассеиваться на отвлекающие моменты. Исключение составляют выставки для детей, которых привлекают красочность, эффекты анимации. Но всё же нужно помнить, что обилие анимации, фото, картинок увеличивает время загрузки странички.

    Стоит также отметить, что создание качественной, привлекательной и удобной для просмотра виртуальной выставки предполагает использование современной техники и программного обеспечения. Существует достаточно большое число сервисов, которые могут помочь в создании виртуальных выставок на их сайтах. Вот некоторые из них (в большинстве случаев инструкции по работе с сервисами представлены на английском языке с возможностью автоматического перевода на русский):

    • PhotoPeach . Сервис хорош для создания простых, но ярких фотовыставок.
    • BannerSnack . С помощью этого сервиса можно создать несложную и яркую книжную фотовыставку или «библиобаннер», который можно редактировать в любое время. В баннер, помимо картинок, можно вставлять видео. (См. пример баннера , получаемого на выходе.)
    • Sharesnack . Сервис позволяет создать озвученную выставку по творчеству одного писателя или по определенной теме. Продукт создается простым способом: в предлагаемую форму вставляются ссылки на видео из YouTube.
    • Popplet . Сервис предоставляет возможности для создания более сложной и обширной выставки, даже если это выставка одной книги (см. пример выставки). Он позволяет создавать развернутые выставки с разделами, цитатами, иллюстрациями. Сюда можно вставить видео, аудиоматериалы и текст на русском языке. Кроме того, сервис идеален для организации коллективной работы читателей над созданием выставки. Каждый из участников может работать над своим разделом выставки.
    • Playcast . Сервис позволяет создать небольшую выставку-открытку по отдельному произведению, использовав текст, фотографии, музыку. (См. по созданию плейкаста.)
    • Calameo . Сервис для создания выставки-книжки. Можно создавать как отдельные книжки , так и целые виртуальные книжные выставочные полки. (См. .)
    • Dipity . Этот сервис – идеальный вариант для создания выставки-хроники по творчеству писателя. Такую выставку можно дополнять иллюстрациями, видеоматериалами, ссылками, картой, а просматривать созданное в четырех режимах на выбор: как ленту времени; каждое событие отдельно; список событий; места событий, указанных при создании карты. (См. описание работы в сервисе .)
    • ZooBurst . Сервис для создания 3D-книги. Как вариант – совместное создание выставки-сказки. Для вставки картинок используется библиотека ClipArt, но можно загружать и свои картинки.
    • Prezi . Сервис для создания выставки-презентации нового поколения, в которой можно весь материал свернуть в одну картинку, а увеличив тот или иной слайд, сделать акцент на определенном тексте, слове, изображении.

    Виртуальную выставку можно разместить и на сайте библиотеки в формате HTML. Хорошо, если библиотекарь при создании выставки работает в союзе с дизайнером, специалистом в сфере информационных технологий, владеющим навыками веб-дизайна.

    Всё больше библиотек, освоив традиционную структуру виртуальной выставки, пытаются найти новые способы публичной демонстрации в Интернете произведений печати с целью раскрытия своих фондов. В настоящее время популярными становятся плейкасты (см. выше) и буктрейлеры .

    Буктрейлер – это ролик-миниатюра, тизер (teaser), в произвольной художественной форме рассказывающий о книге. Он включает в себя самые яркие и узнаваемые моменты произведения, визуализирует его содержание. При создании буктрейлера можно использовать видео, а можно обойтись иллюстрациями, фотографиями, разворотами книг.

    Представляя читателю книги и пропагандируя книгочтение в мировом культурном сообществе, буктрейлеры стали отдельным самобытным жанром, объединяющим литературу, визуальное искусство и Интернет. Начиная с 2012 года в России ежегодно проводится Всероссийский конкурс-парад буктрейлеров , в котором активное участие принимают и библиотеки. Так, на портале «Wiki. СибириаДа» , созданном в 2011 году Новосибирской областной детской библиотекой как свободный ресурс для коллективной работы библиотекарей, педагогов-краеведов, детей, подростков и молодежи над созданием, размещением и сохранением материалов Сибирского региона, на сегодняшний день организовано дистанционное обучение по созданию буктрейлеров.

    Виртуальные выставки получили широкое распространение в библиотеках всех типов – региональных, муниципальных, специальных. Приведем несколько примеров, проанализировав виртуальные выставки некоторых из них.

    Простейший пример традиционной виртуальной выставки (список новых поступлений литературы, дополненный фотографиями обложек книг) можно увидеть на сайтах многих библиотек: Псковской областной универсальной научной библиотеки , Тульской областной универсальной научной библиотеки , Брянской областной научной универсальной библиотеки им. Ф. И. Тютчева , Свердловской областной межнациональной библиотеки и др.

    Центральная городская библиотека им. А. С. Пушкина г. Каменск-Уральский первые виртуальные выставки делала в программе Word посредством создания документов с гиперссылками. Затем сотрудники библиотеки освоили простейший визуальный редактор HTML-страниц и стали выпускать уже более совершенные электронные продукты. Был создан портал «Стилиус» , позволяющий знакомиться со всем разнообразием виртуальных выставок этой библиотеки: выставка «Сказание о буквах. Тайны русской азбуки», выставка, посвященная 180-летилетнему юбилею книги Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», выставка «Звезда по имени Любовь», посвященная Л. Орловой и т. д.

    Можно привести много примеров создания виртуальных выставок и в библиотеках Удмуртской Республики.

    На сайте Национальной библиотеки Удмуртской Республики в разделе «Виртуальные выставки в 3D» представлены, например, такие выставки, как «Модернизация образования. Школа XXI века», «Сказание о письменах: к 1150-летию славянской азбуки», «Модный жанр: литературная биография», «О достижениях науки доступно и увлекательно», «Японская литература: из глубины веков – в современность», «Русский язык для всех и каждого» и другие. На этих выставках можно виртуально «побродить» по залу, «подойти» к выставочным стеллажам, взглянуть на книги, почитать аннотации, иногда полистать несколько страниц представленных книг (это могут быть отдельные главы).

    Создатели страницы «Виртуальные выставки» на сайте Центральной муниципальной библиотеки им. Н. А. Некрасова г. Ижевска предлагают читателю ознакомиться с кратким обзором книжной выставки, демонстрирующейся в стенах библиотеки, и взглянуть на фото выставки в целом. Однако назвать эту выставку виртуальной сложно: обложки книг рассмотреть невозможно – фото очень маленькие, нет ни одного библиографического описания книг, текст обзора напоминает скорее рекламу.

    А вот виртуальные выставки Центральной муниципальной детской библиотеки им. М. Горького г. Ижевска очень интересны и увлекательны. Все они, разграниченные по целевым аудиториям (детям, родителям, педагогам, коллегам), представлены в виде красочных, динамичных, с движущимися картинками и хорошей музыкой видеороликов, способных заинтересовать и юных читателей, и их родителей: «Книги, помогающие жить», «Книжкин дом», «Вместе с книжкой я расту», «Питомец муз, питомец боя» и др.

    Создают свои собственные виртуальные выставки и небольшие библиотеки-филиалы, например, библиотека им. В. М. Азина ЦБС г. Ижевска . В разделе «Виртуальные выставки» на сайте библиотеки представлена выставка «Электронных оптических дисков по краеведению», которую открывает слайд с изображением всех представленных на ней дисков. Далее дается информация по каждому диску в отдельности (фото, библиографическое описание, аннотация, оглавление). Выставка оформлена ярко, красочно. Другая выставка – «Монисто – национальное украшение удмуртских женщин» – начинается с краткой истории возникновения украшения, далее предлагаются фото книг, библиографическое описание, аннотация. Данная выставка оформлена так же красочно, но статична, без анимации. Обе представленные выставки можно посмотреть непосредственно на сайте библиотеки и скачать для дальнейшего использования в своей работе.

    Анализ библиотечных сайтов позволяет сделать вывод о том, что виртуальные выставки прочно заняли свое место в деятельности библиотек по популяризации книги и чтения. Они мобильны, компактны, содержательны и являются актуальным проводником в обширном потоке информации. Мультимедийность выставок позволяет более эффективно решать содержательные задачи, а их интерактивность – вовлекать читателя в мир книг, создавать обратную связь.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Васильев В. В. Информационные технологии в библиотечном деле: учеб.-метод. пособие / В. В. Васильев, Н. В. Сороколетова, Л. В. Хливненко. М. : Либерея-Бибинформ, 2007. 364 с. : ил. (Библиотекарь и время. XXI век. 100 выпусков; № 60). Библиогр.: с. 360–361 (43 назв.).
    2. Виноградова Е. Б. О том, как «минутка» превратилась в «час»: новые формы работы московской медиатеки // Медиатека и мир. 2008. № 1. С. 17–20.
    3. Збаровская Н. В. Выставочная деятельность публичных библиотек / [отв. ред. Т. Захарчук]. СПб. : Профессия, 2004. 224 с. : ил. (Библиотека). Библиогр.: с. 159–163 и в прил. Крат. терминол. слов.: с. 164–166. Прил.: с. 167–224.
    4. Збаровская Н. В. Виртуальные помощники // Библиотека. 2003. № 10. С. 45–47.
    5. Смутнева, Е. Г. Вики-Сибириада // Современная библиотека. 2012. № 1. С. 49–50.
    6. Степанова А. С. Интерактивные выставки: навстречу читателю // Новая библиотека. 2009. № 23. С. 26–31.

    Составитель
    главный библиограф отдела информационно-
    библиографического обслуживания О. Н. Горева

    На настоящее время нет четкого определения, что такое виртуальная выставка. Учебное пособие Н. В. Збаровской «Выставочная деятельность публичных библиотек» дает следующее определение: «Виртуальная выставка - это новый вид информационно-библиотечного обслуживания пользователей, синтез традиционного (книжного) и новейшего (электронного) способов предоставления информации» .

    Виртуальная выставка – это публичная демонстрация в сети Интернет с помощью средств веб-технологий виртуальных образов специально подобранных и систематизированных произведений печати и других носителей информации, а также общедоступных электронных ресурсов, рекомендуемых удаленным пользователям библиотеки для обозрения, ознакомления и использования .

    Виртуальная выставка позиционируется как новый, многофункциональный информационный ресурс, предоставляющий широкому кругу пользователей возможность повысить эффективность поиска информации, расширить круг необходимых материалов (тексты, графика, аудио, видео и др.) .

    Первые виртуальные выставки появились в рамках проекта Интернет-ресурсов Торгово - Промышленной Палаты России. Ресурс предполагает размещение на виртуальных выставочных стендах (мини-сайтах) информации на русском и английском языках для продвижения и обмена деловой информацией о предприятиях и организациях, их товарах и услугах. графические и видеоматериалы. В условиях развития новых информационных технологий, виртуальные выставки появляются в сфере культуры и образования: музеях, вузах, библиотеках всех типов.

    Виртуальные выставки представляют фонд библиотеки, способствуют формированию и поддержанию имиджа, развитию и совершенствованию библиотечного сервиса.

    Преимущества и возможности виртуальной выставки:

    1. Для просмотра выставки читателю необязательно находиться в библиотеке, достаточно выхода в интернет. Читатель может ознакомиться с выставкой в любое время.

    2. Возможность экспонирования большего количества документов по сравнению с тра-диционной выставкой, не занимая реального пространства библиотеки. На выставке может быть представлено большое количество книг; в любое время можно их менять, убирая ненуж-ные и выставляя новые.

    3. Каждый документ можно сопроводить аннотацией, рефератом, копией оглавления и/или фрагментами текста, иллюстрациями, историей создания произведения, описанием эпо-хи, аудио- и видеофрагментами. Компьютерные технологии делают виртуальную выставку живой и динамичной.

    4. Документам, представленным на виртуальной выставке, не грозят повреждения. Вы-ставка в интернете может функционировать постоянно.

    5. Затраты на создание виртуальных выставок ниже, чем на организацию аналогичных традиционных.

    Среди ограничений применения электронных книжных выставок, следующие:

    1.Не каждый ПК соответствует требованиям, необходимым для просмотра вы-ставки. При технических неполадках представление выставки и ее просмотр становится не-возможным.

    2. Не каждый пользователь библиотеки обладает необходимыми умениями для ознакомления с электронной книжной выстовкой

    3. Производитель книжной выставки должен обладать необходимыми компьютер-ными умениями и художественным вкусом [савкина].

    Типология виртуальных книжных выставок

    Виртуальные книжные выставки, как и традиционные, могут быть классифицированы по ряду признаков: :

    По статусу – самостоятельные или сопровождающие массовое мероприятие (например, при анонсировании книги в Интернете);

    По целевому назначению - в помощь учебе, для повышения общеобразовательного и общекультурного уровня;

    По времени публикации и поступления в библиотеку предоставленных на них материалов – новых поступлений, за разные годы, «забытых изданий»;

    По срокам функционирования – постоянные, длительные, кратковременные;

    По видам изданий – книжные, других видов изданий (журнальные или газетные и др.), нескольких видов изданий одновременно (комплексные), новых носителей информации (CD-ROM, пластинки, микрофильмы, видеокассеты и др.), мультимедийные приложения;

    По составу представленных изданий: выставка одной книги, серии, коллекции.

    Виртуальные книжные выставки могут быть созданы как с помощью стандартного набора офисных программ MS Office, так и в онлайн-сервисах для последующей вставки их HTML-кода в блог или ссылки на странице в социальной сети.

    Существуют различные формы представления виртуальных книжных выставок (в скобках указаны программы и онлайн-сервисы для создания выставки):

    1.Презентация (Power Point, Slide Share)

    2.Слайд-презентация (слайд-шоу)обложек и кратких аннотаций к книгам с музыкальным сопровождением (Power Point, Photopeach, Photosnack)

    4.Выставка книг в виде интерактивного плаката (Power Point с использованием гиперссылок, ThingLink).

    5.Выставка книг в виде ментальной карты, техники визуализации мышления в виде карты, в центре которой обозначена главная тема с отходящими от нее в разные стороны ключевыми словами, связанными с ней (Word, Power Point, Mindmeister, FreemindMap, Popplet).

    7.Выставка книг в виде 3D-книги (MS Publisher, Flip Book Maker, Flip PDF, ZooBurst Calameo Photosnack Myebook.

    8.Выставки на географической карте (Google Maps).

    9.Выставка – виртуальная доска (Thinglink, Google Презентации).

    10.Выставка – плакат (MS Publisher, Glogster, Thinglink, Playcast).

    Подходы к организации виртуальных выставок весьма разнообразны: от уже ставшей традиционной, консервативной формы - изображение обложек книг и аннотаций изданий, до анимационного путешествия в мир книги. На выставках последнего типа помещается по-дробная информация об авторах, художниках, списках литературы, дополнительная информация с других Интернет-сайтов. Выставки перестают дублировать традиционные книжные, демонстрируемые в стенах библиотеки. Зачастую они начинают делаться как мини-сайты.

    При создании виртуальных выставок используются дизайнерские программы: Adobe Pho-toshop, FSViewer, Corel DRAW, ImageReady. При размещении выставки на сайте, блоге, используется программный язык HTML. Сканирование обложек, иллюстраций по распознаванию и правке текстов производится в программе FineReader.

    Алгоритм создания виртуальной книжной выставки следующий:

    1.Разработка модели электронной книжной выставки: выбор темы, отбор документов, информационных, иллюстративных, аудио- и видеоматериалов, составление схемы выставки (на листе бумаги можно нарисовать макет выставки).

    2. Техническая подготовка проекта: фото или сканирование обложек, иллюстраций, поиск изображений обложек в интернете, подготовка текстовых материалов, обрезка аудио- и видеофрагментов, сохранение предварительных материалов в отдельной папке.

    3. Оформление работ в выбранной программе или онлайн-сервисе:

    3.1. Выставка в программе MS Power Point с использованием гиперссылок:

    На первом слайде размещается тематическая картинка, название выставки, а также элементы управления — кнопки перехода (т.е. книги, представленные на выставке, о которых будет подробно рассказано на соответствующем слайде или темы, нажимая на которые, пользователь переходит на слайд с подборкой изданий по ней).

    Далее создаются отдельные слайды для каждой книги (темы), указанной на первом слайде. Например: Слайд 1 – «Творчество современных фантастов: Сергей Тармашев, Сергей Лукьяненко, Мария Семенова». Слайд 2 – «Издания Сергея Тармашева». Слайд 3 – «Издания Сергея Лукьяненко». Слайд 4 «Издания Марии Семеновой.

    Оформляем гиперссылки - кнопки перехода. Первая кнопка перехода – надпись «Сер-гей Тармашев» на Слайде 1. Выделяем текстовый блок «Сергей Тармашев». Вверху, в панели управления, нажимаем «Вставка», выделяем «Гиперссылка». Выбираем «Связать с», далее нажимаем на «Место в документе» и выбираем из списка справа «Слайд №2» – «Издания Сергея Тармашева». Затем, для того, чтобы вернуться к началу выставки и выбрать следующую книгу (тему) для просмотра, создаем гиперссылку на Слайд 1 по следующей схеме: выделяем фото (либо текстовый фрагмент), на который в процессе показа презентации будем кликать мышкой, чтобы вернуться к началу викторины. Далее щелкаем правой кнопкой мыши и выбираем «Гиперссылка» - «Связать с» - «Место в документе» - «Слайд 1». Снова возвращаемся на Слайд 1 и повторяем с оставшимися названиями – «Сергей Лукьяненко», «Мария Семенова» те же действия.

    Затем добавляем дизайн, анимацию (по желанию), настраиваем время показа: «Показ слайдов» - «Настройка времена» и выбираем продолжительность показа каждого слайда. Затем нажимаем клавишу F5 и включаем режим просмотра. На страницу с описанием издания также можно записать краткий аудирассказ-пояснение или прикрепить мелодию, звуковые эф-фекты.

    При добавлении презентации на страницу в социальных сетях, необходимо написать схему просмотра выставки, а при ее показе на мероприятии объяснить правила и показать ее в фор-ме интерактивной игры. Во время показа презентации читатель выбирает книгу, кликает на нее мышкой и попадает на страницу с описанием выбранного издания. Чтобы вернуться в начало, он нажимает левой клавишей мыши на слайд и возвращается на первый слайд. Те же действия читатель выполняет для просмотра остальных изданий, размещенных на Слайде 1.

    3.2.Создание виртуальной книжной выставки в онлайн-сервисе Thinglink для встав-ки в блог/страницу в социальной сети:

    Заходим на сайт thinglink.com, нажимаем «get started»:

    В открывшимся окне выбираем «Free» - бесплатную версию, и нажимаем «Start»:

    В открывшейся форме регистрируем библиотеку: вносим свои данные, имя, e-mail, па-роль. Если есть аккаунт библиотеки в Google, Facebook или Twitter, можно зайти через них.

    На появившейся странице с выбранной картинкой начинаем создавать виртуальную выставку, нажимая левой клавишей мыши по книгам и добавляя в поле слева аннотации, описания изданий и другие сопроводительные материалы:



    "Театр - это чудо, театр - это сказка"

    Представляем вашему вниманию подборку книг к Году театра.

    Представляем вашему вниманию подборку книг о доброте, о добрых и отважных поступках, о взаимопомощи, о помощи окружающим.

    "Все на земле от материнских рук"

    Представляем вашему вниманию подборку книг по педагогике о вспитанииии детей.

    "Встречай с любовью птичьи стаи"


    Представляем вашему вниманию подборку интересных книг о наших пернатых друзьях.

    "Поэзия печатных строк - Природы вдохновенье"

    2017 год в России объявлен Годом экологии. Приглашаем принять участие в книжной акции.

    "С днем рождения Дед Мороз"

    «Коми му кузя ме муна: писатели Республики Коми детям»

    Детские книги – это отличный способ познания мира и самого себя. Представляем вашему вниманию подборку интересных книг коми писателей и поэтов, которые пишут для детей и о детях.


    С книжных страниц - на большой экран


    2016 год объявлен Годом Российского кино. Приглашаем вас принять участие в районной книжной акции «Книга на экране» и еще раз прочитать или перечитать «экранизированные» книги. Возможно, это будут известные вам книги, которые блестяще были перенесены на большой экран, а может, не стольизвестные,но не менее интересные. Вы окунетесь в волшебный мир книги, встретитесь с любимыми героями.


    Разве бывают дети, которых не интересует космос? Он захватывает воображение, притягивает множеством неизведанных уголков, кажется полным загадок и тайн. Представляем вам обзор книг о космосе и космонавтах, для всех, кому не безразлична тема освоения космоса, кому интересна роль России в мировой космонавтике. В списке представлены, как научные, так и детские книги о космосе.


    Виртуальная выставка "Я и право"

    Даже самый маленький гражданин Великой страны должен знать свои основные права и свободы, научиться их защищать и отстаивать правильно. И, конечно же, не забывать о своих обязанностях.


    Виртуальная выставка "Всем лучшим мы обязаны учителям"

    «Учитель… Мы часто произносим это слово, но не задумываемся, какую огромную роль играет в нашей жизни Учитель. Трудно представить, сколько сил, труда, души, терпения учителя вкладывают в каждого из своих учеников, чтобы они выросли из маленьких девчонок и мальчишек в успешных, счастливых людей.». Предлагаем Вашему вниманию подборку книг о школе и учителях.



    Виртуальная выставка "Не гаснет памяти свеча"

    Помнить можно только то, о чем знаешь. Если читать книги о войне, нам будет, что помнить. Ведь через книги передается память, уважение к подвигу, который совершили наши бабушки и дедушки. Книги о войне нужно читать каждому, чтобы понимать, какие мы счастливые уже от того, что не испытали ужасы войны на себе. Потому что должны знать, какой ценой оплачен мир, в котором мы живём. Читайте книги о войне, чтобы никто не смог обмануть вас, рассказывая небылицы и гадости про людей, которые смогли победить фашизм. Чтобы понимать, кто на самом деле настоящие герои, а кто - предатели.

    Виртуальная выставка "Муркины истории".

    Любовь к кошкам во всем мире оказалась настолько велика, что их владельцы просто не могли обойтись без специального праздника для своих любимцев. 1 марта каждого года все неравнодушные отмечают День кошек. Кошки были, есть и остаются самыми загадочными животными из всех, прирученных человеком. Всем любителям этих ласковых, ленивых, грациозных и безумно обаятельных созданий представляем подборку интересных книг о кошках.

    Виртуальная выставка "Сказки русского леса".

    Сказки сопровождают человека всю его жизнь: в детстве мы слышали их от мам и бабушек, повзрослев, мы сами стали читать их своим детям. Это была наша первая книга, заключавшая в себя все самое чудесное, необъяснимое, смешное, а иногда и страшное.

    Межрегиональная просветительская акция

    «Читаем книги Альберта Лиханова»

    в 2016 году

    Традиционно в дни проведения на Белгородчине литературно-педагогических Лихановских чтений государственная детская библиотека А. Лиханова объявляет просветительскую акцию «Читаем книги Альберта Лиханова». Воспитание нравственных идеалов, гражданственности и патриотизма у детей и подростков на примере произведений А.А. Лиханова – такова цель Акции. Книги Альберта Лиханова, как и его общественная жизнь, яркий пример патриотизма и гражданственности.

    Прежде чем окунуться в совместное чтение и сопереживание героям произведений выдающегося писателя современности, библиотекари знакомили читателей с творчеством и биографией знаменитого общественного деятеля и писателя. Активными участниками Акции – 2016 стали читатели и специалисты библиотек Самарской области (более 40 учреждений), Воронежская и Волгоградская областные детские библиотеки, Курская областная библиотека для детей и юношества, библиотеки Нижегородской области, республиканские детские библиотеки Хакассии и Удмуртии.

    Расширяя географию к Акции присоединились библиотеки централизованной системы детских библиотек г. Минска (Республика Беларусь) . Детская библиотека №2 организовала чтения книг на белорусском языке «Ліханаўскія чытанні на беларускай мове». На белорусский язык переведен сборник А. Лиханова «Тревожные повести» и читатели продолжат читать повести до 3 декабря – Международный день инвалидов. Чтение отрывков из повести «Крутые берега» проходило с лингвистическими заданиями. Проведены диалоговые мероприятия с использованием слайд - презентации по книге А. Лиханова «Музыка», «Последние холода», в детской библиотеке №16 состоялась премьера книги «Цирковые циркачи». Оформлена выставка одной книги «Последние холода» в интерьере детской библиотеки №14.

    В Курской областной библиотеке для детей и юношества демонстрировалась электронная презентация «Листаем страницы творчества Альберта Лиханова», работала книжная выставка «Все начинается с добра». Специалисты отдела обслуживания подростков Воронежской детской библиотеки организовали комментированное чтение книги «Тёплый дождь». Особый интерес читателей Волгоградской детской библиотеки вызвали беседа «Детство на страницах книг Альберта Лиханова» и чтение повести «Крёсна», посвященной первому учителю автора. В Хакасской республиканской детской библиотеке работала книжная выставка-проспект «Путь добра длиною в жизнь», у которой проводились обзоры, громкие чтения. Республиканская библиотека для детей и юношества (Удмуртская Республика) провела для читателей-подростков медиа-беседу «Добрые книги доброго человека», оформлена выставка-отзыв «Читаем книги Альберта Лиханова», где широко представлена литература о жизни и творчестве и отзывы о произведениях автора. Выставка была дополнена разделом «Прочитай и заинтересуй! Предложи и посоветуй!», где все желающие оставляли отзывы о книгах писателя и выставке. Участниками Акции в Нижегородской области стали центральные детские библиотеки ЦБС Приокского и Московского районов г. Нижний Новгород, городов Арзамас, Шахунья и Сергач, Воротынского района. Проведены литературные часы «Все начинается с добра», «Человек с интересной судьбой», «Листая книг его страницы», уроки нравственности и добра «Дарю вам частичку тепла», «Без доброты нам было б слишком тесно», «Главное – делать людям добро», «Спешите делать добрые дела». Читатели создали арт-коллаж «Добрые поступки». Организована большая информационная работа: устные журналы «Всё начинается с добра», информационные часы «В мире книг Альберта Лиханова», «Неравнодушный человек», обзоры у книжных выставок «К добру через книгу», «Сохранить в душе свет детства». Подготовлены мультимедийные презентации «Родом из военного детства», «Сердце, отданное детям», «И были вместе детство и война», «Разговор о доброте», «Книги для воспитания души», демонстрировались буктрейлеры по произведениям автора.

    Большой интерес к Акции проявили библиотеки Самарской области . Подготовлены литературные программы, просветительские события разных форматов. Для прочтения и обсуждения были выбраны произведения: «Мой генерал», «Последние холода», «Сломанная кукла», «Музыка», «Детская библиотека». Специалистами централизованной системы детских библиотек г. Самары организованы литературные встречи с книгой «Альберт Лиханов – главный маршал детства», «Сердце отдаю детям», флешбук «Живу и помню…» по роману «Непрощённая». Читатели библиотек участвовали в викторине «Знаешь ли ты книги Альберта Лиханова?», беседе с элементами рафта «Чувствовать чужую боль», смотрели и обсуждали отрывки из книги и фильма «Последние холода». Пользовалась популярностью книжная выставка «Спасибо, любимый автор». «Объединение детских библиотек» г. Тольятти присоединилось диалоговыми мероприятиями по повестям «Мальчик, которому не больно», «Мой генерал», литературным часом «С заботой о сердце ребёнка». Центральная детская библиотека г. Новокуйбышевск организовали собеседование по книге А. Лиханова «Мой генерал». Читатели-подростки библиотек Самарской информационно-библиотечной системы участвовали в эстафете чтения «Война не щадит никого», вечере-портрете «О прошлом для будущего», читательской конференции по книге «Мой генерал», уроке нравственного чтения «Мужская школа», иллюстрировали понравившиеся сюжеты произведений. Библиотекарями подготовлены слайд-журнал «Альберт Лиханов – часовой детства», рекомендательный список литературы «К добру через книгу», буктрейлеры по книгам «Никто», «Сломанная кукла» и «Непрощенная». Заинтересовала читателей изо-викторина «Все начинается с добра». Участники из трех вариантов портретов писателей-современников выбирали портрет Альберта Лиханова; из трех цитат определяли слова Альберта Лиханова; из трех фотографий обложек книг выбрать книгу писателя. В литературных испытаниях участникам оказывали помощь книги на специально оформленной выставке. Библиотеки г. Сызрань и муниципальных районов Сызранский, Волжский, Красноярский, Большеглушицкий, Ставропольский, Кошкинский, Похвистневский, Кинельский Елховский и других организовали цикл просветительских мероприятий: литературный портрет «Я хотел бы быть услышанным ребёнком», урок открытие «Генерал нашего детства», час размышлений «Жизнь как музыка», уроки вдумчивого чтения, читательские конференции, литературно-музыкальная гостиная «Альберт Лиханов - конспект судьбы», урок-размышление «Главное – делать добро» по роману «Мой генерал», после обсуждения книг читатели составляли «Букет Добрых дел». «2016 секунд читаем книги Альберта Лиханова» - громкое чтение романа «Мой генерал» на свежем воздухе совершили читатели с 8 лет до 14 лет села Султангулово. Повесть «Последние холода» стала настоящим открытием для читателей, они увидели войну глазами детей – героев книги. Подростки по-новому осмыслили значение понятий «стыд», «совесть», «бескорыстие», «самоотверженность», «доброжелательность». Разгадать «военную тайну» генерала читателям помог и фильм «Мой генерал» по одноименному произведению. К мероприятиям подготовлены презентации «Дарю вам частичку тепла», «Главный маршал детства», «Альберт Лиханов - писатель на все времена», книжные выставки - «Книги для воспитания души», «Рыцарь души», «Память чувств», «О близком и дорогом», Книги об истине, честности и победах», «Читай и задумайся», издан буклет «Частицы доброты Альберта Лиханова», библиографическая закладка «Уже не дети, еще не взрослые».

    В дни проведения Акции читатели библиотек России «погрузились» в мир произведений писателя, много говорили о вкладе автора в современную художественную литературу, о его неравнодушном отношении к живущим на земле, особенно детям, слабым, больным и обездоленным. Специалистами отмечено, что для многих детей с знакомство с творчеством писателя стало открытием, и поэтому и в дальнейшей работе важно популяризировать высоконравственные произведения Альберта Лиханова.

    Областной этап акции «Читаем книги Альберта Лиханова» стартовал в Белгородской государственной детской библиотеке А. А. Лиханова.

    Участники Акции – 2016 читали отрывки из произведений Альберта Лиханова, объединенные общей темой – семья. О любящих родителях и бабушкиных пирогах, о дедушке – герое, верных друзьях и первой учительнице, но также и о семейных проблемах, острых конфликтах, о преодолении своих слабостей, заблуждений, печалей, и о стремлении к гармонии и надежде на лучшее будущее. Подготовлен видеоролик с участием читателей библиотеки и студентов Белгородского государственного института искусств и культуры. 9 ноября в библиотеке состоялась «живая» встреча писателя с детьми и презентация видео-акции.

    Специализированные детские и общедоступные библиотеки Белгородской области организовали циклы дискуссионных и просветительских мероприятий. Главной темой стали семейные ценности. В ходе литературных событий по творчеству писателя затрагивались сложные темы военного детства, сиротства, отношений в семье, подросткового взросления.

    В Центральной детской библиотеке МБУК «ЦБС №1» Губкинского городского округа проведен урок-презентация «Чистые камушки детства», проблемный разговор на тему «Семейные драмы в произведениях А. Лиханова» открыл для подростков романы и повести «Лабиринт», «Обман», «Благие намерения», «Голгофа», «Высшая мера» и другие. Ребята посмотрели буктрейлер, созданный по роману «Никто», в котором раскрывается тема сиротства. В завершении мероприятия ребята взяли книги для домашнего прочтения с книжной выставки «Защитник обездоленного детства Альберт Лиханов». В детской библиотеке-филиале № 6 состоялась читательская конференция «Что же вы делаете, взрослые люди?» по книге «Солнечное затмение», юные читатели библиотеки-филиала №5 встретились с произведениями автора у выставки «Мир писателя». Читательская конференция «Талант человечности» и литературная встреча «Серьёзное чтение – серьёзного писателя» организованы в детских библиотеках Белгородского района. Центральная детская библиотека МУК «ЦБС Ракитянского района» провела комментированное чтение «Любимой учительнице посвящается…» по повести «Крёсна», разговор «О самом главном в жизни: о честности, о справедливости, о сострадании…» состоялся в Пролетарской детской библиотеке, рекомендательные буклеты «Книги, помогающие жить» изданы в Сахзаводской модельной библиотеке. Читательские конференции состоялись в Чернянской районной детской библиотеке по книге «Мой генерал», в центральной детской библиотеке МКУК «Корочанская ЦРБ» им. Н.С. Соханской (Кохановской) «Дети без детства» по книге «Благие намерения», читатели центральной детской библиотеки МКУК «ЦБ Новооскольского района» обсуждали книгу «Цирковые циркачи». В Уразовской модельной детской библиотеке был проведён полигон мнений «Нам жизнь дана на добрые дела» для читателей среднего школьного возраста. Предварительно в течение месяца дети читали произведения Альберта Лиханова. По мнению ребят, из всех прочитанных произведений для обсуждения была выбрана повесть «Последние холода». Читатели детских библиотек МБУК «ЦБ Яковлевского района» участвовали в литературной мозаике «Мастер добрых дел», читали и обсуждали повести «Джордж из Динки джаза», «Кикимора», работала выставка «Уроки Лиханова – уроки нашей жизни». Во многих библиотеках состоялись презентации новой повести из цикла «Русские мальчики» - «Фулюган с большой дороги». Подготовлены творческие портреты, тематические литературные часы: «Я родом из детства», «Страна детства А. Лиханова» - в Грайворонской районной детской библиотеке и библиотеках района; портрет в литературном интерьере «Пусть будет добрым мир вокруг меня» - в городской библиотеке №1 г. Шебекино; «Есть ценности, которым нет цены…», «Всё начинается с добра» - в библиотеках МКУК «ЦБ Новооскольского района»; «Читая, становимся добрее», «К добру через книгу» в библиотеках МКУК «ЦБ Ивнянского района». Литературно-кинематографический час «Благие намерения: Листая страницы, пересматривая фильм» проведен в центральной детской библиотеке МБУК «ЦБС Красногвардейского района».

    Специалисты детских библиотек МКУК «Старооскольская ЦБС» пригласили читателей-подростков на уроки нравственности: «Высокий дар доброты», «Писатель для небольшого Человека с Большой буквы», видеоурок «Добросердечие» о родителях-воспитателях Татьяне и Михаиле Сорокиных. В детской библиотеке №13 после знакомства с повестью «Солнечное затмение» юные читатели на мастер-классе изготовили своими руками книжные закладки в виде белого голубя, как символа мира. Проведены информационные часы об А. Лиханове как общественном деятеле и работе Российского детского фонда: правовые часы «Российский детский фонд и А. Лиханов», «Хранить в душе свет детства» - в центральной детской библиотеке им. А. Гайдара МБУК «ЦБС г. Белгорода»; «Во имя правды и добра» - в центральной детской библиотеке МКУК «ЦБ Волоконовского района», «Жизнь дана на добрые дела» - в центральной детской библиотеке МКУК «ЦБС Прохоровского района».

    Каждое библиотечное мероприятие Акции сопровождалось книжными выставками и слайд-обзорами, презентациями и буктрейлерами, создавались медиа-ресурсы. Специалисты центральная детская библиотека МБУК «ЦБ Ровеньского района» создали и разместили на сайте интерактивную тест-викторину «Не торопитесь расставаться с детством…» .

    Буктрейлер по книге «Крёсна» подготовили участники клуба «Интернешк@» центральной районной детской библиотеки МБУК «Шебекинская ЦРБ». В дни Акции личность и творчество писателя раскрывали книжные выставки: «Книги, оберегающее детство», «Альберт Лиханов и его время», «Поле трудов Альберта Лиханова», «Служитель и хранитель детства», «Мир подростка в творчестве А. Лиханова», «Книги А. Лиханова – отражение жизни», «Слово писателя, несущее людям свет и добро».