Войти
В помощь школьнику
  • Что такое иллюзии каковы их причины
  • Виртуальная выставка – проводник в потоке информации «Читаем книги Альберта Лиханова»
  • Почему водород - это самый распространенный элемент во Вселенной
  • Уральские казаки - все подробности
  • Дистанционное образование — кому это надо
  • Анализ стихотворения «Железная дорога» Некрасова
  • Что такое иллюзии каковы их причины. Иллюзия. Влияние прошлого опыта на восприятие

    Что такое иллюзии каковы их причины. Иллюзия. Влияние прошлого опыта на восприятие

    Само слово «иллюзия» происходит от латинского слова "illusio" и означает «заблуждение». Обман чувств может быть как зрительным, слуховым, обонятельным, так и вкусовым.

    Что же это за загадка?

    Над этими искажениями в восприятии ученые работали много лет, и наиболее изученными из всех сейчас являются именно зрительные «заблуждения» или оптико-геометрические. Но почему возникает иллюзия восприятия? Когда мы смотрим на двухмерное изображение, соотношения некоторых его фрагментов очень искажаются, и мы воспринимаем рисунок совсем не так, как он изображен. Причины могут быть заложены как в нашей памяти (на основании прошлого опыта восприятий), так и в особенностях строения наших глаз и быстроты их движений (левого и правого врозь). Яркий пример иллюзии восприятия: серый рисунок на белом фоне будет казаться нам намного темнее, чем тот же рисунок на черном фоне. Это обман контрастности. Также отличным примером может служить иллюзия Мюллера-Лайера, на которой отрезок с "вывернутыми наружу" стрелками кажется на 25% длиннее, чем тот, в котором стрелки изображены стандартно.

    Повседневные иллюзии

    В общем, иллюзии восприятия в психологии очень разнообразны, и потребуются еще многочисленные исследования, чтобы понять их природу. Мы же попробуем рассмотреть наиболее изученные и распространенные, с которыми каждый из нас сталкивается ежедневно.

    Иллюзия восприятия движения

    Бывает автокинетическая (когда кажется, что во мраке неподвижный световой источник хаотично перемещается), стробоскопическая (когда 2 рядом стоящих неподвижных объекта при их быстром постоянном представлении кажутся движущимися). Весовые иллюзии изучал Шарпантье, и он доказал, что 2 предмета одинакового веса, но разные по размеру будут представляться нам неодинаково тяжелыми (больший кажется легче). Мираж также относится к иллюзиям - зрительным. Он чаще всего возникает в экстремальных для человека ситуациях либо во время созерцания пространства сквозь воду или же призму.

    Иллюзия восприятия пространства

    Построена куда сложнее зрительных. Так, например, неподвижно плавающая по волнам яхта будет казаться движущейся в разные стороны и вызывать "пьяную походку" у моряка. Также восприятие реальности меняется в условиях невесомости. В этот момент оценка положения предметов (как созерцаемых, так и звучащих) нарушается. Ежедневно мы сталкиваемся с вкусовыми иллюзиями, хотя часто и не замечаем. Вот, к примеру, если после употребления обычной соли выпить чистой воды, она будет казаться немного кисловатой, а если предварительно скушать сахарозу или заменитель сахара - то горьковатой.

    Исследования и прочие факты

    В дополнение ко всему этому существуют иллюзии восприятия времени (когда человек занят чем-то - время идет намного быстрее, а у пожилых людей наоборот - время «растягивается»), цвета (если долго смотреть на контрастную картинку, то, переведя взгляд на белый фон, вы будете созерцать полноценное изображение) и температуры (если человека предупредить, что это кипяток и резко вылить на него холодную воду, он может почувствовать реальные ожоги). Иллюзия восприятия пока что была обоснована лишь уникальным строением человеческого глаза, индивидуальным способом кодировки информации и трансформации образов. Иногда такие «заблуждения» наших органов чувств могут полностью формировать темперамент и поведение человека, его статус в обществе и семье, а также внутренние изменения. Иллюзии возникают либо под влиянием внешних, физических факторов, либо под воздействием психологических или внутренних аспектов. В любом случае это неотъемлемая часть нашего бытия, хотим мы этого или нет.

    – Ты суслика видишь?
    – Нет!
    – И я не вижу, а он есть!
    (с) диалог из фильма «ДМБ»

    Поговорим сегодня про иллюзии . Не те иллюзии, которые вы видите на представлениях фокусников, но те иллюзии, которые мы сами создаем и видим каждый день вокруг. В самом начале, хотелось бы оговориться, что тема эта настолько обширная и спорная, что нет ни малейшей возможности раскрыть данный вопрос в одной единственной статье.

    Как только мы начинаем говорить про реальность и иллюзии, мы сразу же попадаем в ловушку нашей психики. Дело в том, что мы устроены таким образом, что субъективно воспринимаем окружающий мир через наши органы чувств.

    Мы не воспринимаем мир таким, каков он есть, мы создаем свою собственную модель этого мира. Широко известен такой тезис: «карта – не есть территория».

    Откуда мы берем свои знания о реальности вокруг?

    С самого раннего детства, когда мы совершенно открыты и наивны, не обладаем способностью критически относится к происходящему, в нас начинают загружать “различные карты”. Сперва, это делают наши родители и близкие, затем, продолжают посторонние люди, школа, СМИ, друзья, общество, институт. Потом мы выходим в реальную жизнь, и порой оказывается, что мир не такой, каким мы его себе представляли. Здесь мы сталкиваемся с крушением своих иллюзий. Но какой бы болезненный этот процесс не был, не стоит беспокоиться, очень быстро на этом месте мы создадим новую иллюзию.

    Я еще раз хотел бы подчеркнуть, что люди не делятся на тех, кто живет в реальности и тех, то пребывает в иллюзиях. В той или иной степени, мы все живем в собственных иллюзиях.

    С практической точки зрения, важнее насколько ваши иллюзии оказываются жизнеспособными и позволяют вам иметь хорошее качество жизни, быть счастливым, либо наоборот, делают нас несчастными заложниками собственных неврозов. Наше сознание – это самый великий иллюзионист, который с одной стороны, защищает нас от хаоса Вселенной, отбирая только ту информацию, которую считает нужной и безопасной, но с другой стороны, выполняет роль тюремщика, не позволяя выйти за рамки созданного мира.

    Что контролирует и определяет наше поведение?

    В каждую секунду времени на нас воздействует огромное количество информации, но только наше сознание искажает, обобщает, а что-то и вовсе пропускает, чтобы не дай Бог вы не заподозрили неладное. Самым частым и действенным механизмом, который контролирует наше поведение – является страх во всех его проявлениях.

    Помните интернет-мем про платье, которое часть людей видели как белое-золотое, а часть людей были уверены в том, что оно сине-черное. Мне кажется, уже не осталось ни одного офиса, в котором бы не успели обсудить этот феномен. Вот вам наглядный пример того, как играет с нами наше сознание. А теперь на секунду задумайтесь, что мир в тысячи раз более сложный, чем эта ситуация с платьем. Один физик высказал такую мысль: «раньше мы считали, что физика объясняет законы Вселенной, а сейчас мы понимаем, что физика позволяет лишь объяснить то, что доступно нашему сознанию о законах Вселенной». Или вспомните отзывы, которые получил фильм «Интеррстеллар». В такой художественной форме многие познакомились с некоторыми теориями, о которых давно известно физикам.

    Н о давайте теперь перейдем от космических масштабов, к нашей повседневной жизни. Что нам эти черные дыры и гравитационные поля и искажение пространственно-временных континуумов? Здесь бы со своей жизнью разобраться!

    Я могу похвастаться, что каждый день встречаюсь с другими реальностями и другими Вселенными. Как? Да очень просто – я встречаюсь с людьми. Когда человек мне рассказывает про свою жизнь, я не перестаю удивляться, насколько все по-другому у него там устроено. Каждый из нас является для другого окном в иной мир.

    САМЫЕ БОЛЬШИЕ ИЛЛЮЗИИ ЧЕЛОВЕКА В ЖИЗНИ

    Иллюзия бессмертности .

    «Что за бред?» – скажите вы. Казалось бы, все люди понимают, что они смертны, но в то же время, в нас существует этот самый страх смерти. И главную роль, которую он выполняет – это попытка всяческими путями уберечь нас от опасностей, в конечном счете, обмануть смерть. Одна проблема, этот самый страх проявляется каждый день во всех сферах жизни. «Я не пойду туда, потому что это может быть опасно для моего здоровья. Я не стану это делать, потому что это опасно для моего благополучия. Я, в принципе, избегаю любых опасностей»

    Однажды я наблюдал за своим 3-летним сыном, который пытался взобраться на кучу щебня. Там лежали довольно большие камни, мой сын без всякого страха пытался взобраться на самый верх. Я беспокоился за его жизнь и здоровье, и начал одергивать, говоря, «это опасно, не лезь туда, сейчас же прекрати, осторожно ты оступишься и упадешь!». И в эту минуту я задумался «а как он сможет взбираться на свои жизненные горы, если я его научу бояться?» Ведь как часто мы в жизни подходим к «своей горе» и отказываемся даже от попытки на нее взобраться, потому что боимся падения.

    Вот так и работает наш страх смерти.

    Иллюзия всемогущества .

    Где-то в глубине души, нам кажется, что на самом деле мы все можем, что все от нас зависит, мы практически идеальны, осталось совсем чуть-чуть. Мы гоним от себя даже саму мысль, что мы всего лишь человек, и при этом весьма ограничены, нам слишком многое неподвластно, и мы никогда не станем идеальными.

    Иллюзия личной ответственности .

    Удивительно, но одновременно с иллюзией всемогущества, в нас существует и иллюзия нашей ответственности за свою жизнь. Ведь каждый человек, не моргнув и глазом, скажет, что, конечно же, он отвечает, и за свои мысли, и решения, и действия. И в большинстве случаев – это будет наглая ложь! Достаточно начать расспрашивать такого человека о его жизни, и он с удовольствием все начнет списывать на обстоятельства, случай, судьбу или наследственность. «Мне не повезло, виноваты родители, общество, государство, так случилось, я не знаю, почему так вышло, что-то нашло на меня» Вот маленький перечень из большого списка оправданий, который есть у каждого. Даже в отношениях, всегда виноват кто-то другой, он был плохой, а собственного вклада никто не замечает. Не секрет, что сегодня многие люди лишь наблюдают, как мимо проходит жизнь. Спросите себя «как я прожил последнюю неделю, последний месяц?» Как много удастся вспомнить, и как много вы принимали АКТИВНОЕ участие в своей жизни? Хорошо, если ваш рассказ за неделю уложиться в час, у некоторых и того меньше.

    Иллюзия свободы выбора .

    Еще одна «милая ложь». Для того чтобы выбирать, мы должны иметь альтернативы, но ни в своих мыслях, ни в своих чувствах, большинство из нас не имеют такой роскоши. Люди даже свои чувства описывают как «меня охватило чувство», как будто это объект материального мира, который пришел, ударил по голове, связал и утащил в рабство. Человек испытывает чувство, а не наоборот, чувство испытывает человека. Очень многое в нашем поведении, в наших решениях подвержено эмоциональным мотивам.

    Вы, наверняка, наблюдали, что в одной и той же ситуации, разные люди ведут себя по-разному, и могут испытывать довольно разные чувства. А не задумывались почему? Большинство людей в конкретной ситуации просто рефлектируют (выдают одну-две эмоциональных реакций, которым они научились в своей жизни), практически не осознавая, что происходит в конкретную секунду их жизни. С этим феноменом сталкиваются все, кто когда-либо обращался за психологической помощью. Поэтому осознавание своих чувств и эмоций – это первое чему учатся клиенты на своей психотерапии, это то, что в конце концов, и дает в последствии реальную свободу выбора. Примерно та же картина и с нашими ментальными схемами: мы привыкли так думать и так поступать, потому что у нас нет другого опыта, и это сила привычки.

    Иллюзия отдельности .

    Нам кажется, что мы можем существовать отдельно от остальных, что мы не имеем ничего общего с остальными 6 миллиардами людей на планете, а также тех, кто жил до этого. Но хотим мы этого, или нет, однако мы являемся существами социальными, которые не могут существовать отдельно, более того, длительная изоляция без всякого контакта, способна разрушить нашу психику. В истории достаточно таких примеров. Мы склонны упускать из вида, что являемся результатом генов, воспитания, обучения, окружения и других факторов. Мы плохо знаем свои семейные истории, чтобы могли проследить некоторые жизненные сценарии, которые реализуются из поколения в поколение. Сколько мне приходилось быть свидетелем того, как люди, начав рассказывать про своих родителей, бабушек и дедушек, с удивлением, вдруг обнаруживали 100% совпадение отдельных жизненных сценариев, а начав во взрослом возрасте расспрашивать подробнее о своей семье, были просто поражены этим историческим совпадениям.

    Иллюзия счастья .

    Большинство из нас живет с твердой уверенностью, что счастье – это что-то, что находится вне меня, что для этого чувства, мне необходимо чем-то обладать. Современные маркетологи отлично знают про этот обман, поэтому стараются выпустить как можно больше товара, который по их заверениям, должен сделать вас счастливыми. Но ни один предмет на свете не способен вас сделать счастливее, скорее вы будете чувствовать себя несчастным, потому что у вас его нет. Все, что есть в нашей жизни, мы склонны обесценивать и воспринимать как несущественное. Мы даже не умеем быть благодарными за это. И, как правило, начинаем ценить только тогда, когда безвозвратно теряем (здоровье, отношения, родственников, просыпаться каждое утро и просто жить). В сегодняшнем мире принято считать «нормальным» состояние «несчастного человека». Несчастным быть, в принципе, несложно, для этого ничего не нужно делать, а вот чтобы быть счастливым, придется поработать над собой. Порой, быть счастливым или несчастным – это на самом деле вопрос лишь нашего РЕАЛЬНОГО выбора. Но пока в нас жива иллюзия счастья, мы никогда не испытаем настоящего счастья.

    Иллюзия вины или жертвы .

    В наших действиях присутствует иллюзия ответственности, и когда эти действия приводят к «плохому» результату, приносят «вред себе или другим», автоматически возникает ощущение вины. «Я виноват, потому что принял такое решение и поступил соответственно». Иллюзия вины заставляет человека страдать, быть жертвой, которая искупает свою вину. Здесь стоит вспомнить проблемы воспитания. С каким количеством «мракобесия» порой приходится сталкиваться, общаясь с людьми. Порою, женщины готовы испытывать вину за любые свои проявления и чувства. Хочет выглядеть ярко, привлекательно и сексуально? Добро пожаловать в «проститутки»! Никто, никто этой женщине в реальности не скажет таких слов, может только в детстве мама с горяча, но она всю жизнь проживет с этим чувством. Подверглась сексуальному насилию? Конечно, сама виновата, ведь пословица гласит «сучка не захочет, кобель не вскочит»! Пьет муж? Естественно, виновата плохая жена!

    Я говорил в начале, что эта тема очень большая, поэтому возможно, мы вернемся к продолжению в следующий раз. А сегодня, на этом позвольте закончить, надеюсь, пищи для размышлений у вас хватит.

    1. Введение

    2. Общая характеристика восприятия

    3. Общая характеристика зрительных иллюзий

    4. Иллюзии восприятия размера

    5. Иллюзии искажения

    6. Иллюзии, возникающие из-за меняющегося рельефа и зависящие от перспективы

    7. Иллюзии, возникающие вследствие фона, на котором расположена фигура

    8. Портретные иллюзии

    9. Иллюзии при движении объекта

    10. Иллюзии и влияние знания об объекте на восприятие

    11. Иллюзии и влияние предыдущего опыта на восприятие

    12. Другие типы иллюзий

    13. Список литературы

    Введение:

    Темой моей работы являются иллюзии восприятия. Согласно определению «Психологического словаря», иллюзии восприятия (от лат. illusere – обманывать) частных признаков тех или иных предметов.

    Наиболее многочисленной группой иллюзий восприятия являются пространственные зрительные иллюзии.

    Единства по вопросам классификации иллюзий в психологической литературе не существует.

    В своей работе я классифицировала иллюзии следующем образом:

    1. Зрительные иллюзии:

    a) иллюзии восприятия размера;

    b) иллюзии искажения

    c) иллюзии, возникающие из-за меняющегося рельефа и зависящие от перспективы

    d) иллюзии, возникающие вследствие фона, на котором расположена фигура

    e) портретные иллюзии

    f) иллюзии при движении объекта

    g) иллюзии восприятия цвета

    2. Другие иллюзии:

    а) слуховые иллюзии;

    в) прочие иллюзии

    Общая характеристика восприятия:

    Восприятие - весьма сложный, но вместе с тем, единый процесс, направленный на познание того, что в данный момент воздействует на нас. Это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей. Оно включает в себя прошлый опыт человека в виде представлений и знаний. Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов.

    Допустим, мы наблюдаем играющего ребенка. Он занимает определенное место в пространстве, находится от нас на определенном расстоянии и в определенном направлении; мы видим его то движущимся, то неподвижным, мы знаем, что можем до него дотронутся, в отличие, например, от неба. На нем одежда определенных цветов. Если он сталкивается с небольшим предметом, у нас создается впечатление, что ребенок является причиной его движения. Все это воспринимается нами при помощи зрения. Но мы также слышим его смех, и этот звук имеет определенную высоту, громкость и тембр и исходит из определенной части пространства. Мы воспринимаем его в совокупности свойств, а из нашего прошлого опыта мы знаем, что перед нами - ребенок.

    Процесс восприятия протекает в связи с другими психологическими процессами личности: мышлением (мы осознаем то, что перед нами находится), речью (мы можем осознать, что перед нами только когда воспринимаемому образ мы можем его назвать: ребенок), чувствами (определенным образом относимся к тому, что воспринимаем), волей (в той или иной форме произвольно организуем процесс восприятия).

    Восприятие может быть не совсем адекватным, объект по разным причинам может восприниматься искаженно или двойственно.

    Общая характеристика зрительных иллюзий:

    Искажения зрительного образа иначе называются зрительными иллюзиями.Это неправильное или искаженное восприятие величины, формы и удаленности предметов. Природа иллюзий определяется не только субъективными причинами, такими как установка, направленность, эмоциональное отношение и т. д., но и физическими факторами и явлениями: освещенностью, положением в пространстве и др.

    Тот факт, что огромное большинство людей получают иногда одинаковые ошибочные зрительные впечатления, говорит о достаточной объективности нашего зрения. Подавляющее большинство иллюзий зрения возникает не из-за оптического несовершенства глаза, а из-за ложного суждения о видимом, поэтому можно считать, что обман здесь возникает при осмыслении зрительного образа. Такие иллюзии исчезают при исключении некоторых факторов, мешающих правильному восприятию.

    Иногда иллюзии зрения появляются вследствие особых условий наблюдения, например: наблюдение одним глазом, наблюдение при неподвижных осях глаз, наблюдение через щель и т. п. Такие иллюзии исчезают при устранении необычных условий наблюдения.

    Наконец, известен ряд иллюзий, обусловленных и оптическим несовершенством глаза, некоторыми особыми свойствами различных анализаторов, участвующих в зрительном процессе (сетчатка, рефлексы нервов).

    Закройте левый глаз и посмотрите на фигуру, изображенную слева, правым глазом, держа рисунок на расстоянии 15-20 см. При некотором положении рисунка относительно глаза изображение правой фигуры перестает быть видимым.

    В 1668 г. известный французский физик Э. Мариотт открыл феномен «слепого пятна». В том месте, где в глаз входит зрительный нерв, сетчатая оболочка глаза не имеет светочувствительных окончаний нервных волокон. Поэтому изображения предметов, попадающие на это место сетчатки, не передаются в мозг и, следовательно, не воспринимаются. Слепое пятно, казалось бы, должно мешать нам видеть весь предмет, но в обычных условиях мы этого не замечаем. Во-первых, потому что изображения предметов, приходящиеся на слепое пятно в одном глазу, в другом проектируются не на слепое пятно; во-вторых, потому, что выпадающие части предмета невольно заменяются образами соседних частей или фона окружающими этот предмет.

    Иллюзии восприятия размера:

    На рисунке белый квадрат на черном кажется больше черного квадрата на белом фоне. На самом деле фигуры одинаковы. Эта иллюзия объясняется явлением иррадиации (по-латыни - неправильное излучение): светлые предметы на темном фоне кажутся больше своих настоящих размеров и как бы захватывают часть темного фона. Это происходит вследствие несовершенства хрусталика. Зная о данном свойстве черного цвета скрадывать размеры, дуэлянты в XIX веке предпочитали стреляться именно в черных костюмах в надежде на то, что противник промахнется при стрельбе.

    Мы воспринимаем объекты целостно, вместе с окружающими их другими объектами, фоном или обстановкой. И этим объясняется самое большое количество зрительных иллюзий, встречающихся в практике.

    Часто иллюзии объясняются тем, что свойства фигуры мы ошибочно переносим на ее части.

    Отрезки на рисунке равны, хотя верхний и кажется больше (иллюзия Мюллера-Лайера).

    Еще один пример иллюзии подобного рода: параллелограмм Зандера (1926).

    На самом деле отрезки AB и BC равны.

    Зрительные иллюзии могут возникать вследствие так называемого общепсихологического закона контраста, т. е. из-за взаимосвязи фигур с другими фигурами.

    На рисунке круг, примыкающий ближе к сторонам острого угла, кажется больше, чем другой, тогда как их размеры одинаковы.

    На рисунке внутренний круг слева кажется больше правого внутреннего круга.

    Еще один пример контекстной иллюзии: человек рядом с великаном кажется меньше фигуры на заднем плане, хотя это одна и та же фигура, помещенная на рисунок без изменения размера.

    Причина некоторых иллюзий восприятия размера кроется в недостаточной способности зрительного аппарата выделить часть из целого - в виду сложности обстановки. Например, в беспорядке линий одного цвета, яркости и толщины не сразу можно выделить (распознать) какую-то определенную фигуру.

    Особым типом иллюзий восприятия размера является переоценка вертикальных линий по сравнению с горизонтальными, свойственная большинству людей.

    Если предложить ряду лиц начертить вертикальную и горизонтальную линии одинаковой длины, то в большинстве случаев начерченные вертикальные линии будут короче горизонтальных.

    Вот два примера иллюзий переоценки вертикальных линий:

    Вертикальная линия воспринимается как более длинная.
    Если же смотреть на рисунок одним глазом, то эффект несколько уменьшается

    Посмотрите на цифры «3» и «8». Вам кажется, что верхняя половина каждой цифры равна нижней.

    Перевернем эти цифры.

    Разница в размере верхних и нижних половин становится очевидной.

    Кроме того, вертикальные параллельные линии при значительной их длине обычно кажутся в верхней части слегка расходящимися, а горизонтальные - сходящимися.

    К рассматриваемой группе иллюзий относятся также иллюзии заполненного пространства. Заполненное пространство, по которому глаз скользит горизонтально, удлиняется. Так, например, на море все расстояния кажутся меньшими, так как беспредельный простор моря является пространством неподразделенным. Здания, украшенные фигурами и орнаментами, кажутся нам больше своей действительной величины.

    Ещё во времена античности людей приводил в замешательство тот факт, что на горизонте луна и солнце кажутся больше, чем когда они находятся высоко в небе. Этот обман зрения получил название иллюзии луны . Эффект состоит в том, что наличие земли создает впечатление, что луна у горизонта находится дальше, чем луна в зените, так как заполненное пространство между наблюдателем и горизонтом создает впечатление большей протяженности, чем незанятое пространство между наблюдателем и небом над головой. Поэтому нам кажется, что луна на горизонте выглядит больше, чем взошедшая луна.

    Мы вообще привыкли, что все удаляющиеся к горизонту предметы уменьшаются на сетчатке по своим линейным размерам: люди, поезда, облака, самолеты… «Если бы мы увидели аэроплан, поднявшийся над горизонтом за дальней деревней, такого же размера, как видим его над головой, он показался бы больше самой деревни и, вероятно, представлял бы ужасающее зрелище», - пишет известный английский физик Уильям Брэгг в книге «Мир света». Так и луна: приближаясь к горизонту, она должна была бы уменьшаться в размерах, как самолет, этого властно требует опыт. А так как «возле горизонта» означает для наших «бессознательных умозаключений», что луна стала дальше, чем когда находилась над головой, надо что-то делать с фактом углового постоянства углового размера диска. Вот и получается психологически, что диск стал крупнее. Иначе, удаляясь, он никак не мог бы оставаться того же углового размера. И мы видим луну огромной!

    Иллюзии искажения:

    Многие иллюзии объясняются способностью нашего зрения преувеличивать видимые нами на плоских фигурах острые углы. Возможно, этого рода иллюзии появляются из-за явления иррадиации, так как расширяется видимое нами светлое пространство около темных линий, ограничивающих острый угол. Возможно также, острый угол увеличивается по причине общепсихологического контраста, так часто острые углы лежат рядом с тупыми, и влияние оказывает обстановка. Большое значение этих иллюзий имеет направление движения глаз и их подвижность вообще. Если имеется излом линий, то наш глаз в первую очередь «схватывает» острый угол, так как ось поля зрения перемещается сначала по кратчайшему направлению и лишь затем обследует стороны тупых углов.

    Из-за преувеличения острых углов искажаются и истинные соотношения частей видимой фигуры.

    На рисунке параллельные линии кажутся непараллельными.

    Иногда изменение направления линий и искажение формы фигуры происходит также из-за того, что глаз следит за направлениями других линий, находящихся в поле зрения. Таким образом, возможны случаи сочетания причин, вызывающих иллюзию зрения, например преувеличение острых углов и психологический контраст, или одного из этих обстоятельств, и того, что взгляд скользит по окружающим её линиям фона. К такому типу иллюзий относится и так называемый эффект веера (иначе - иллюзия Геринга).

    На самом деле две центральные прямые - параллельны.

    На приводимом рисунке прямолинейные стороны квадрата кажутся искривленными, а весь квадрат - деформированным.

    Известны иллюзии, причина которых кроется в уподоблении (ассимиляции) одной части фигуры другой.

    Так, прямая касательная к кружкам разных радиусов кажется кривой (иллюзия С. Томпсона).

    Меняющийся рельеф и перспектива:

    Интересные зрительные иллюзии имеют место при условиях видимого нами рельефа или глубины рисунка. Возникновение этих иллюзий связано со способностью глаза видеть предметы на разных расстояниях, со способностью воспринимать пространство по яркости предметов, по их теням и по числу промежуточных объектов. С другой стороны, эти иллюзии возникают и в процессе осмысливания видимого. Мозг, воспринимая предмет, искажает видимое нами рельефное изображение.

    Куб то кажется видимым сверху, то сбоку; раскрытая книга то кажется изображенной корешком к нам, то корешком от нас. Это происходит как по нашему желанию, так и непроизвольно и иногда даже наперекор нашему желанию.

    Мы часто видим сходящиеся вдали параллельные линии (полотно железной дороги, шоссе и т. п.). Это явление называется перспективой. Чтобы изобразить на рисунке некоторую часть пространства, заполненную предметами, так, чтобы рисунок производил впечатление действительности, необходимо уметь пользоваться законами перспективы. Все линии на этом рисунке, идущие в действительности параллельно поверхности, должны быть изображены сходящимися в некоторой точке горизонта, называемой «точкой схода». Линии же, идущие под разными углами, должны сходится по ту или другую сторону «точки схода» тем дальше от нее, чем под большим углом к линии прямого зрения они проходят. Из этих точек особенно замечательной является точка, где сходятся линии, идущие под углом 45 градусов к линии прямого зрения; эта точка называется «точкой отдаления». Она замечательна тем, что если напротив неё поместить глаз на расстоянии равном расстоянию от «точки схода» до «точки отдаления», то рисунок производит впечатление объемности. Перспективное восприятие пространства, выработанное многовековой эволюцией зрения, человек переносит и на рассматриваемые им картины и фотографии, на которых изображены разноудаленные предметы. На рисунке коридор кажется объемным именно благодаря перспективе: коридор на нем уходит вглубь, а пол состоит из прямоугольников.

    «Фигура» и «фон»:

    Рассмотрим ряд иллюзий зрения, обусловленных влиянием контраста яркости, т.е. отношения разности яркостей объекта и фона к яркости фона. Во-первых, на более темном фоне мы видим фигуры более светлыми и, наоборот, на светлом - более темными. Во-вторых, при восприятии фигуры и фона мы склонны видеть прежде всего пятна меньшей площади, а также пятна более яркие «выступающие», причем чаще всего фон нам кажется лежащим дальше от нас, за фигурой. Чем больше контраст яркости, тем лучше заметен объект и тем отчетливее видны его контур и форма.

    На рисунке большинство видит в первую очередь вазу, а затем два силуэта.

    Наконец, существует явление «отпадания к фону» некоторых частей фигур.

    Если прямоугольный предмет, окрашенный черной краской, как показано на рисунке слева, наблюдать с некоторого большого расстояния на белом фоне, то он будет выглядеть приблизительно таким, каким изображен справа. В этом случае белые пятна на предмете, тонкие линии его контура и резкие переходы от фигуры к фону на углах отпадут к фону, и форма предмета будет казаться искаженной. Глаз очень часто темное пятно принимает за тень от других рядом стоящих предметов. На этом принципе основана камуфляжная окраска предметов пятнами разных цветов в целях военной маскировки. Такая же окраска «камуфляж» наблюдается в мире животных и растений, служит для них защитной окраской.

    Портретные иллюзии:

    Многим приходилось видеть портреты, которые всегда смотрят на нас, следя за нашими передвижениями и обращая глаза туда, куда мы переходим. Это объясняется тем, что зрачки глаз на портрете помещены в середине разреза глаз. Когда мы отходим в сторону от портрета, зрачки, конечно, своего положения не меняют - остаются посреди глаз, а так как все лицо мы продолжаем видеть в прежнем положении по отношению к нам, то нам и кажется, что портрет повернул голову и следит за нами.

    Иллюзии при движении объекта:

    При движении объекта наблюдения встречается также ряд зрительных иллюзий, которые обусловлены некоторыми свойствами нашего зрительного аппарата. Например, если круг с окрашенным сектором привести во вращение, то весь круг нам кажется окрашенным. Это можно объяснить способностью нашего глаза в течение долей секунды удерживать зрительное впечатление, хотя видимый предмет уже исчез из вида.

    Существует иллюзия, которую можно назвать спиралью Плато, а если проще - эффект волчка. Если диск со спиралью (волчок) вращать по часовой стрелке, то после продолжительного фиксирования её глазом у нас возникает впечатление стягивания всех ветвей спирали к центру; при вращении спирали в обратном направлении мы видим расхождение спиралей в обратном от центра к периферии. Если после длительного рассматривания движущейся спирали взглянуть на неподвижные предметы, мы увидим их движение в обратном направлении. Так, например, если после длительного наблюдения за местностью из окна движущегося поезда или за водой из окна движущегося парохода мы переведем взгляд на неподвижные предметы внутри поезда или парохода, то нам покажется, что они тоже движутся, но в обратном направлении. Эти иллюзии связаны с последовательными движущимися образами.

    На свойстве нашего глаза в течении 0,1 секунды «видеть» то, что уже исчезло основан кинематограф: при смене 24-х кадров в секунду и при перекрытии окна проектора в момент смены кадра особым экраном (обтюратором) наш глаз не замечает этой смены и воспринимает не движение ленты, а более медленное движение фигур, проектируемых на экран. Телевидение также использует закон зрительного впечатления. В этом случае на люминесцирующем экране электронно-лучевой трубки приемника электронный луч, с очень большой скоростью, как бы «рисует» изображение видимой нами картины, двигаясь по горизонтальным строкам и от строки к строке смещаясь по вертикали. Вследствие большой скорости перемещения электронного луча от верхней части экрана строчками до нижней его границы, мы не замечаем этого движения, а воспринимаем изображение в целом.

    Иллюзии восприятия цвета:

    Иногда при рассматривании цветных объектов мы также встречаемся с ошибками зрения или иллюзиями. Во-первых, иногда о насыщенности цвета мы ошибочно судим по яркости фона или по цвету окружающих его предметов. В этом случае действуют также закономерности контраста яркостей: цвет светлеет на темном фоне и темнеет на белом. Еще один тип иллюзий связан со смещением максимума относительной видимости при переходе от дневного зрения к сумеречному: при низкой освещенности глаз обладает пониженной чувствительностью к цветам длинноволнового участка видимого спектра (красные, оранжевые), но зато обладает повышенной чувствительностью к цветам коротковолновой части спектра (синие, фиолетовые). Красный мак и василек при дневном освещении кажутся по яркости близкими друг к другу. В сумерках мак кажется совершенно темным, а василек более светлым. Этот эффект называется эффектом Пуркинье по имени его первооткрывателя.

    Еще одна разновидность иллюзий объясняется собственно цветовыми контрастами, когда цвет наблюдаемого нами объекта изменяется в зависимости от того, на каком фоне мы его наблюдаем. Так, черный круг на зеленом фоне кажется красноватым, на красном -зеленоватым, на фиолетово-голубом фоне - зеленовато-желтым и на голубом - медно-красным.

    «Выступающими» цветами обычно кажутся цвета красно-оранжево-желтые (или «теплые»), а «отступающими» кажутся цвета зелено-синие (или «холодные»).

    Влияние знания об объекте на восприятие:

    Особенно ярко избирательность восприятия и влияние знания об объекте на процесс восприятия демонстрируют такие типы зрительных иллюзий, как восприятие двойных картинок и распознавание образов.

    На этом рисунке мы можем увидеть и молодую даму, и старуху.

    А на этом «загадочном портрете генерала» изображено сразу 9 персонажей. Зная об этом, воспринимающий может различить всех их.

    И напоследок - пример распознавания образов:

    Знание того, что на рисунке изображен Иисус Христос, поможет его увидеть.

    Влияние прошлого опыта на восприятие:

    Ярче всего это демонстрирует так называемый эффект перцептивной готовности.

    Что тут написано? Coca-cola? А вы уверены? На этом же эффекте основано и быстрое чтение. Ведь помести перед нами табличку «ВОСПИРЯТИЕ» мы все равно прочитаем «ВОСПРИЯТИЕ».

    Другие типы иллюзий:

    Большинство известных иллюзий относится к зрительному восприятию.

    Но существуют и иллюзии, связанные с другими типами восприятия.

    а) Слуховые иллюзии:

    Упомянем три наиболее известных иллюзии:

    Эффект Мак-Гурка проявляется в том, что слуховая и зрительная информация, которую несёт в себе речь, взаимодействуют между собой и влияют на то, что мы слышим. Проводя своё оригинальное исследование, Мак-Гурк и Мак-Дональд создали такие условия, при которых слуховые сигналы произносимого слога не соответствовали соответствующим движениям губ (McGurk & MacDonald, 1976). Испытуемым предъявлялась видеозапись человека, многократно произносившего одними губами слоги ga-ga, в то время как фонограмма воспроизводила слоги ba-ba. Когда испытуемые закрывали глаза и только слушали фонограмму, они точно распознавали слоги. Более того, когда они видели только движения губ, говорившего человека, а фонограмма была выключена, они достаточно точно идентифицировали произносимые звуки как ga-ga (подтверждая тем самым, что при необходимости мы можем читать по губам и что, возможно, делаем это гораздо чаще, чем нам кажется). Однако когда испытуемым одновременно предъявлялись противоречащие друг другу слыховые и зрительные стимулы, они слышали звуки, которых не было ни в одном из них. Например, когда испытуемые видели на экране человека, артикуляция губ которого соответствовала слогам ga-ga, и одновременно звучал акустический сигнал ba-ba, большинство из них слышали совсем другой звук – da-da! Интересная деталь: большинство испытуемых не осознали несоответствия слуховой и зрительной стимуляций.

    Иллюзия Шепарда

    При увеличении громкости, тон воспринимается как более высокий.

    Иллюзия звукового контраста

    Звук одной и той же силы на фоне более тихих звуков кажется громче, чем на фоне более громких.

    б) Прочие иллюзии:

    Иллюзия Аристотеля

    Если перекрестить средний и указательный пальцы на руке и прикоснуться одновременно подушечками этих пальцев к кончику носа с закрытыми глазами, то возникает иллюзия его удвоения.

    Иллюзия Вебера

    Холодные предметы кажутся тяжелее, чем теплые предметы того же веса.

    Иллюзия Мюллера-Шумана

    После многократного поднимания тяжелого груза более легкий груз кажется легче, чем он есть в действительности и, наоборот, после поднимания легкого груза более тяжелый кажется еще тяжелее.

    Список литературы:

    1. Демидов В. Как мы видим то, что видим. М., 1987

    2. Когнитивная психология. Учебник для вузов. / Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В, Ушакова. – М.: ПЕР СЭ, 2002.

    3. Логвиненко А.Д. Зрительное восприятие пространства. – М.: МГУ, 1981.

    4. Оптические иллюзии. – М., Слово, 1998

    5. Рок И. Введение в зрительное восприятие. М., «Педагогика», 1980

    6. Хакен Г., Хакен-Крелль М. Тайны восприятия. / Пер. с нем. – М.: Институт компьютерных исследований, 2002.

    7. Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. – М.: Мир, 1990.

    Иллюзия восприятия в психологии не имеет ничего общего с галлюцинациями. Человеческий мозг, воспринимая информацию, которую передает ему зрение, проходит стадии синтеза, анализа и обобщения, соотнося изображение с уже имеющимися представлениями, полученными в процессе приобретения знаний и жизненного опыта. Иногда для прохождения всех этих стадий необходимо отыскать подходящее вербальное определение или зрительный эквивалент. Этот процесс происходит у каждого человека индивидуально, потому что состав нейронов головного мозга уникален и неповторим, так же, как и информационный багаж отдельной личности.

    Эмоциональная окраска виденного зависит от состояния человека, пережитого и увиденного им, возраста и даже функциональности органов зрения. Объяснение зрительных иллюзий, связанных с преломлением света, толщей и движением воздуха, слоем воды, лежит вне изучения психологии. Эта наука изучает иллюзии, которые появляются у человека в результате наложения на визуальный объект эмоций, чувств и субъективных оценочных факторов. Индивидуальное восприятие не может быть объективным, потому что в него вложен субъективный человеческий комплекс.

    Бессознательность искажения и его вариации

    Галлюцинации возникают в сознании человека при полном или частичном отсутствии предмета, объекта, или явления, которые могли бы отразить его совершенно реальные органы чувств. К появлению галлюцинаций приводят расстройства мозговых функций, психические заболевания, патологии человеческой психики. А иллюзии возникают при анализе здоровыми органами человеческого восприятия абсолютно реальных внешних объектов. Это искаженное представление, происходящее при индивидуальной реакции человеческого мозга на внешний рецепторный раздражитель.

    В психологии условно разделяются 2 типа иллюзий:

    1. Основанные на определенных физических условиях.
    2. Те, что обусловлены психологически.

    Однако некоторые теории связывают физическое воздействие и психологические условности в неразрывное целое, которое продуцирует человеческий мозг. Психологические иллюзии — это результат деятельности физического объекта, состоящего из индивидуального сочетания миллионов нейронов, которые получили информацию с реальных физиологических рецепторов. Только индивидуальность, накопленная в этом сочетании, и способность по-своему обрабатывать полученный умозрительный поток, обретенная в результате процессов сложной биохимии головного мозга, приводит к возникновению психологических иллюзий. Психология иллюзии есть попытка объяснить с позиции определенной науки, почему происходит этот процесс.

    В психологии до сих пор не существует сколько-нибудь внятной классификации иллюзий. Наиболее изученными считаются на сегодняшний день зрительные, возникающие на рецепторах органов зрения. Но это, скорее, заслуга оптики, которая сделала возможным изучение преломления света, и офтальмологии, изучившей механизм действия человеческого глаза с позиций физики и анатомии. Зрительные иллюзии как результат деятельности человеческого глаза по-прежнему слабо поддаются психологическому объяснению. Сложно объяснить, почему сотни людей при взгляде на одно и то же явление или один и тот же предмет получают иногда совершенно одинаковые ошибочные представления, а иногда — абсолютно разные, но тоже не соответствующие реальному положению вещей.

    Зрительное восприятия и его иллюзии

    Определения психологии о том, что такое искажения действительности, полученные в результате деятельности органов зрения, слабо отражают характер явления. Опосредованно пропущенная сквозь призму индивидуального сознания информация, полученная сквозь оптическую линзу глазного механизма, приобретает характер субъективного знания. Определение иллюзии восприятия как искажения зрительного образа просто не учитывает всех составляющих происходящего сложнейшего процесса. Искаженное восприятие получаемого зрительного образа зависит от многих составляющих:

    • эмоциональной направленности;
    • психологического состояния;
    • информационного освещения;
    • ассоциативного ряда индивидуального сознания;
    • полученной установки;
    • возрастного фактора;
    • степени освещенности;
    • расположения в пространстве;
    • временного отрезка суток;
    • информационного окружения.

    Самая совершенная аналитическая машина не в состоянии проанализировать все психоэмоциональные и физиологические факторы, воздействующие на определенного человека. В психологии принято считать, что зрительные иллюзии возникают не в момент получения информации посредством зрительной функции, а в момент, когда происходит осмысление ее субъектом, который получает эту информацию. И якобы можно избежать появления заблуждения, если убрать факторы, мешающие правильному осмыслению. Но насколько реально устранить из сознания все составляющие, начиная от устойчивых детских впечатлений и заканчивая внедренным посредством информационных технологий в сознание человека идеологического устойчивого барьера? У психологии не имеется четкого и определенного ответа.

    Иллюзии зрения: общая характеристика

    • искажения размера;
    • пространственные;
    • вызываемые движением фона;
    • возникшие вследствие перемещения объекта;
    • последствия перспективы и отдаленности;
    • портретные;
    • цветовые.

    Однако в большинстве случаев причины возникающего обмана зрения действуют в совокупности и дают сочетанный эффект. Возможность выделения определенного доминирующего фактора воздействия не означает, что он присутствует в единственном варианте. Приводимые классические примеры искусственно вырваны из реального контекста и носят экспериментальный характер. Не стоит забывать и о том, что человеческое сознание способно одновременно воспринимать информацию всех органов осознания действительности, и, к примеру, слуховые иллюзии могут воздействовать и на восприятие зрительного образа. Психика — это не реальное явление, которое можно ощупать и описать, а эфемерная и сложная субстанция биохимической активности мозга.

    Классический пример цветового искажения — черные и белые цветовые вариации. Свойства этих двух цветов, которые влияют на пространственные ощущения и искажают восприятие человеческого глаза, основаны на несовершенстве хрусталика как оптического прибора (белые квадраты на черном фоне кажутся визуально крупнее, чем черные на белом).

    Черно-белые цветовые погрешности — это не единственная возможность воздействия с помощью цвета. Черный предмет, изображенный на зеленом фоне, кажется красноватым, на красном — зеленоватым, а яркие тона делают предметы визуально выпуклыми. Существует довольно много подобных цветовых обманов, с помощью которых можно воздействовать на психическое состояние человека. В то время, когда эти явления начали использовать, никто еще не задумывался о том, что они являются всего лишь результатом преломления лучей света в хрусталике человека. Кстати, по этой же причине большинству людей вертикальные линии кажутся длиннее горизонтальных.

    Пространственные иллюзии давно замечены. Например, широко известная иллюзия луны состоит в том, что на горизонте она кажется больше, чем, когда находится в зените, а расстояния на море видятся меньшими из-за визуальной неразделенности пространства. Характерным примером исследуемого психологией явления обычно становится параллакс, объясняемый движением глаз людей. Из-за этого кажется, что предметы, расположенные у обочины, движутся быстрее, чем те, что удалены от перемещающегося объекта. Однако все это относится не столько к предмету исследования психологического аспекта, сколько к физиологическим особенностям человеческого зрения и природе преломления света.

    Больше к психологическим аспектам относится портретная иллюзия, при которой оптические эффекты, достигнутые помещением зрачков в центр глаз изображенного на портрете человека, создают ощущение, что нарисованный субъект смотрит в любую точку комнаты, в которой висит картина. Для человека с неустойчивым типом психики, впечатлительного и эмоционального, воссоздается иллюзия восприятия, благодаря которой ему кажется, что портрет за ним наблюдает.

    Весь мир — иллюзия, или майя

    Согласно великим духовным традициями Индии, окружающая человека действительность есть просто иллюзия, которую создает его субъективное ощущение пространства, получаемое обманом органов внешнего восприятия. Майя — великая иллюзия, или нереальность, и осознание этого является краеугольным камнем индуизма, основой йоги и медитации. Идеологическая презентация окружающей реальности как индивидуального заблуждения человеческой психики была воспринята европейцами в качестве духовной слабости индусов, исповедовавших столетиями философское восприятие майя. Современный мир, между тем, как раз и есть наглядная демонстрация того, как можно навязать человеку восприятие окружающей действительности с помощью информационных технологий.


    Восприятие мира, навязанное с помощью информационных инноваций человеку с неустойчивой психикой, по мнению приверженцев майя, представляет собой наглядную иллюстрацию знаменитой притчи о слоне и слепых, когда общее представление о большом животном составлялось ощупыванием ноги или хобота. Наука, согласно философии майя, раскладывает человеческое тело на химические реакции, мир — на субатомные частицы, а медиа-коммуникации искажают существующее представление об окружающем человека пространстве. Адепты учения майя считают окружающий мир изменяющейся видимостью, а эту видимость — изменяющейся внешней реальностью. И в этом случае не имеет никакого значения ни заблуждение отдельной личности, ни внешняя презентация, которую ему навязывают.

    Интересное представление об информационных технологиях, которые создают вокруг субъекта видимые волны, по мнению учения майя, требует исследования глубины этих окружающих человека волн, а также расширения зрительной духовной сферы до восприятия пространства в глобальных масштабах, игнорирования того, что навязывается, как черно-, бело-, негативное или позитивное, но чужое восприятие.

    Способность контролировать и способ повлиять на события


    Вера человека в способность контролировать ожидаемые события — это ничто иное, как продолжение иллюзии внешнего восприятия, но уже не очень зависящей от физических параметров зрения. Чем значительнее и позитивнее ожидаемое событие, тем больше человек склонен верить в его вероятность. Чем негативнее ожидаемое событие, тем эта убежденность меньше. Достижение позитивного результата становится отправной точкой для веры в то, что человек способен контролировать события. Получение отрицательного исхода, показывающее иллюзорность подобной убежденности, не снижает веры в свои способности, а перекладывает ответственность на внешние факторы. По мнению психологов, проводивших эксперименты с добровольными испытуемыми, иллюзия контроля не оказывает никакого влияния на вероятностные шансы личности, но способна существенно исказить объективную оценку реальных возможностей.

    Заблуждение о способности влиять на ход событий часто приводит человека к резко негативным последствиям. Характерным примером этому становятся крупные проигрыши в азартных играх или игровых автоматах, когда человек убежден в том, что может предугадать выпадение абсолютно случайной комбинации цифр или то, как сыграет автомат. Если в какой-то момент ему удается это сделать, случайное совпадение только укрепляет в нем веру в способность контролировать события.

    Иллюзия восприятия — это интересное свойство человеческой психики, основанное на реальных показаниях органов физического восприятия, но способное сыграть злую шутку с его жизненной стезей.

    (например, оптическая иллюзия: ложка, частично погруженная в стакан с водой, воспринимается как надломленная);

  • Звуковые иллюзии, например тон Шепарда .
  • физиологические - связаны с особенностями периферических или центральных звеньев анализаторов (органов чувств) человека (например, если несколько раз поднять одновременно обеими руками пару различных по массе предметов, а затем другую пару предметов одинаковой массы, то предмет, оказавшийся в руке, в которой до того был более легкий, покажется более тяжелым, чем предмет, находящийся в другой руке) (см. Установка (психология) , а также на сайте: Контрастная иллюзия по Узнадзе и расширение ее на 3 и более объектов)
  • аффективные - возникают под влиянием выраженных колебаний настроения или в связи с остроформирующимся аффектом страха , тревоги ;
  • вербальные - возникают в результате искаженного восприятия реальных разговоров окружающих людей;
  • органические (метаморфопсии) - искаженное зрительное восприятие формы, величины, цвета , пространственного расположения, состояния покоя или движения реально существующего предмета; различают аутометаморфопсии (ощущения изменения величины, формы частей собственного тела) и экзометаморфопсии (нарушения восприятия окружающих предметов); данный вид расстройств восприятия может наблюдаться не только у психически больных, но и у психически здоровых людей с патологией органа зрения;
  • иллюзии осознаваемости (воплощенной осознаваемости) - ощущение, что рядом якобы кто-то находится; этот вид иллюзий выделен К. Ясперсом ; по мнению автора, данный вид иллюзий является признаком формирования галлюцинаций и бреда ;
  • парейдолические (функциональные иллюзии) - особый вид иллюзий, при которых из сложных узоров (на ковре, зимнем стекле) возникают и постепенно развиваются сложные фантастические картины.
  • Статическая картинка может вызвать иллюзию движения при рассматривании.

    Ссылки

    • В блоге много оптических иллюзий, 3D картинок и многое другое.
    • Более 3 тыс. оптических иллюзий (иллюзии движения, стереограммы, невозможные фигуры, иллюзии контраста и цвета.
    • КосиГлаза.ру - только авторские работы: стерео фото и стереокартинки .

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Иллюзия (психология)" в других словарях:

      иллюзия - (иллюзия восприятия) неадекватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств; искажение восприятия частных признаков некоих предметов или изображений. Иногда так называют сами конфигурации раздражителей, вызывающие подобное восприятие.… … Большая психологическая энциклопедия

      Иллюзия контроля одно из когнитивных искажений, выражающееся в тенденции людей верить в то, что они каким либо образом могут влиять на события, которые на самом деле от них не зависят или зависят в гораздо меньшей степени. Эффект… … Википедия

      Иллюзия (лат. illusio заблуждение, обман) Иллюзия (эпистемология) ошибочное представление о познаваемой действительности вообще. Иллюзия трансцендентальная вид заблуждения, представление о недоступном для опыта Иллюзия извращённое восприятие … Википедия

      Наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких… … Энциклопедия Кольера

      Страсти на Нью Йоркской фондовой бирже Психология денег направление … Википедия

      У этого термина существуют и другие значения, см. Иллюзия (значения). Иллюзия (лат. illusio заблуждение, обман) искажённое восприятие реально существующего объекта или явления, допускающее неоднозначную интерпретацию. Иллюзии… … Википедия

      Иллюзия прозрачности одно из когнитивных искажений, выражающееся в тенденции людей переоценивать способность других понимать их и свою способность понимать других. Содержание 1 Общие сведения 2 История исследования … Википедия

      У этого термина существуют и другие значения, см. Установка. Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Установка неосознанное психологическое сост … Википедия

      Одно из ведущих направлений в западной психологии. Появилось в конце 19 в. в Германии и Австрии. Для объяснения явлений психической, жизни Г. взяла на вооружение принцип целостности, несводимости элементов психической жизни к простой сумме ее… … Новейший философский словарь

      Финансы Публичные финансы: Международные финансы Государственный бюджет Федеральный бюджет Муниципальный бюджет Частные финансы: Корпоративные финансы Финансы домохозяйств Финансовые рынки: Рынок денег Валютный рынок Фондовый рынок Срочный рынок … Википедия

    Книги

    • Психология корпоративного мошенничества. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры , Тарасов Александр Николаевич. В учебнике детально изложена психология корпоративного мошенничества в четкой последовательности: мотивы, цели, способы, результаты. Автор дает научно обоснованные ответы на вопросы, почему…