Войти
В помощь школьнику
  • Уральские казаки - все подробности
  • Дистанционное образование — кому это надо
  • Анализ стихотворения «Железная дорога» Некрасова
  • И.С. Тургенев "Бежин луг": описание, герои, анализ произведения. Краткий рассказ о писателе. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям Описаний утра, дня, вечера, ночи
  • Дальневосточная пожарно-спасательная академия осуществляет набор слушателей Двфу мчс
  • Презентация на тему порядковые числительные Числительные в английском языке презентация
  • Диагностическая работа по русскому языку. Тест по русскому языку для подготовки к егэ Диагностическая работа по русскому языку

    Диагностическая работа по русскому языку. Тест по русскому языку для подготовки к егэ Диагностическая
работа по русскому языку

    1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

    1) Для современных осветительных устройств предусмотрена особая система электронного контроля, которая сберегает до 30% электроэнергии и делает свет ровным, немерцающим.

    2) Чтобы не только экономить электроэнергию, но и устранять мерцание света, наносящее вред зрению, в современных осветительных приборах используется система электронного контроля.

    3) Мерцающий свет травмирует органы зрения, поэтому сегодня используются современные осветительные устройства.

    4) Система электронного контроля осветительных устройств позволяет не только экономить электроэнергию, но и устранять мерцание света, вредное для зрения.

    5) Система электронного контроля осветительных устройств, позволяющая сберегать до 30% электроэнергии, делает свет ровным, немерцающим, что травмирует органы зрения.

    (1)В большинстве современных осветительных устройств предусмотрена особая система электронного контроля, она позволяет сберегать до 30%% электроэнергии и делать свет ровным, немерцающим.(2)<...> особенно важно с точки зрения сохранения здоровья людей. (3)Недавние исследования показали, что мерцающий свет травмирует органы зрения.

    2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в втором предложении?

    Вопреки этому Наоборот, Кроме того, Поэтому Последнее

    3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова РОВНЫЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

    РО́ВНЫЙ , -ая, -ое; -вен, -вна, -вно, -вны и -вны.

    1. Гладкий, прямой, не имеющий возвышений, утолщений, изгибов. Ровная местность. Дорога идёт ровно (нареч.). Р. ряд зубов. Ровная пряжа.

    2. Равномерный, спокойный. Р. пульс. Ровно (нареч.) дышать. Р. тон, голос.

    3. Постоянно одинаковый и спокойный, уравновешенный. Ровная жизнь. Р. характер.

    4. Совершенно одинаковый по величине. Ровные доли. Разделить ровно (нареч.; поровну).

    5. ровно, нареч. Точно, как раз. Ровно в десять часов.

    6. ровно, нареч. Совершенно, совсем (разг.). Ровно ничего не понял.

    4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. нормировАть прИбыв нет кОнусов зАгодя боЯзнь

    5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. В мире не счесть мастеров-виртуозов, АРТИСТИЧНО владеющих рисунком, живописью, композицией и создающих великолепные полотна.Каждый вечер после спектакля у АРТИСТИЧЕСКОГО подъезда толпятся группы поклонниц в ожидании своего кумира.В БЕДСТВЕННОМ положении находились жители селений, отрезанные наводнением от внешнего мира.Игрушка - одно из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненное и ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ.ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ взгляды лидера партии были хорошо известны.

    6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

    ДОСТИГНУЛИ менее ВОСЬМИСОТ страниц ОБЕИХ учениц КРАСИВЫЙ тюль по ДЛИННОЙ авеню

    7. Задание 7 Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    Задание составлено на основе заданий открытого банка ФИПИ: предложения с ошибками - из банка, предложения без ошибок - из других источников.

    ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

    А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

    Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

    В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

    Г) неправильное построение предложения с косвенной речью

    Д) ошибка в построении предложения с однородными членами

    ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    1 Благодаря героизма людей катастрофа была предотвращена.

    2) Для человека, привыкшего к чтению, оно становится необходимейшей потребностью.

    3) Посетители удивлялись и хвалили изобретательность мастера.

    4) Всех писателей в ходе интервью обычно спрашивают, над чем вы сейчас работаете.

    5) Все, затаив дыхание, слушали радиопередачу.

    6) Боттичелли бьл учеником известного живописца Филиппе Липпи, а также флорентийского живописца и скульптора Андреа Верроккио.

    7) М.Ю. Лермонтов так и не закончил любимое детище – поэму «Демона».

    8) Северо-восточнее села располагаются образованные болота путём оседания песков.

    9) В турнире участвовали представители многих стран: Австрии, Венгрии, России, Румынии.

    8. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

    ок..лдовать скр..пучий см..чить (водой обж..гаться благотв..рительный

    9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

    бе..корыстный, ра..гореться; пред..дущий, дез..нформация; с..провождение, пр..дедушка; пр..открывать, пр..брежный; на..кусить, о..делка.

    10.

    разве..лся (по ветру) удва…вать ускор..вшийся эмал..вый сбивч..вый

    11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

    надломл.. нный потрат..вший выпуст..шь не повер.. шьдовер.. вшийся

    12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

    Только через семьдесят лет будут обнаружены (не)опубликованные редактором бумаги деда.

    Ещё (не)распустившиеся цветки побило морозом.

    Андрей, (не)доумевая, вертел пакет в руках.

    (Не)говоря ни слова, лесничий взвалил на себя тяжелую корзину.

    Иногда его (не)отличишь от хозяина дома.

    13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

    (ПО)НАШЕМУ двору ТО (ЖЕ) разгуливали хлопотливые утки и важные гуси.

    (В)СЛЕД за непогодой пришли холода, а (ЗА)ТЕМ и первые заморозки.

    Дорога шла (В)ГОРУ, и, поднявшись (НА)ВЕРХ, мы увидели море.

    (В)ТЕЧЕНИЕ месяца (ИЗ)ПОД ворот доносился заливистый лай.

    (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ долгой зимы углем, который (ПО)ДВОЕ возили зимовщики на собаках, отапливались жилые помещения на берегу Таймырского озера.

    14. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

    Уценё(1)ая вещица была прода(2)а коллекционеру, а её бывший владелец, даже не заходя в гости(3)ицу, отправился на вокзал.

    15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

    1) В пушкинских стихах Петербургского периода любовная лирика представлена слабо но зато примечательно использование поэтического языка любовной лирики в стихотворениях с гражданской тематикой.

    2) Конфликт мечты и реальности является основой романтического мировосприятия М.Ю. Лермонтова и многих других поэтов-романтиков.

    3) Мир Раскольникова и Свидригайлова в «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского изображается с помощью целого ряда сходных или очень близких мотивов.

    4) Платёж можно совершить не только в отделении банка но и через телефон и Интернет.

    5) Погода была сухая и не слишком холодная и я пошёл бродить вокруг маленького но очень уютного селения.

    16.

    Котёнок (1) принесённый Мариной домой (2) был похож на клубок шерстяных ниток (3) сворачивающийся от каждого прикосновения (4) и распускающийся вдали от человеческих рук.

    17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    Цифры укажите в порядке возрастания.

    Почтальон (1) однако (2) не спешил уходить и (3) по всей видимости (4) решил дождаться нашего возвращения.

    18. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    Уникальная серия фотографий (1) автором (2) которой (3) является Ким Андерсон (4) была выставлена в лондонском музее фотографии.

    19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    Цифры укажите в порядке возрастания.

    Утверждают (1) что бразильские карнавалы восхищают и завораживают (2) и (3) когда мы впервые увидели его неповторимую яркую красоту (4) то сами убедились (5) насколько правы были очевидцы.

    20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов в возрастающем порядке.

    1. Герой рассказа не смог добиться успеха в жизни из-за плохого воспитания.

    2. Слёзы молодой учительницы отогрели душу подростка.

    3. Герой рассказа стал учителем именно потому, что помнил поступок учительницы.

    4. Рассказчик попал в колонию за кражу.

    5. Рассказчик советует всем любить и уважать учителей.

    (1)Мне поручили написать статью об известном в нашем городе учителе трудового обучения Евгении Александровиче Субботине. (2)Это был не просто талантливый конструктор, великолепный мастер. (З)Это был солнечный человек с отзывчивым, горячим сердцем.

    (4)Я пришёл к нему прямо на работу и, попросив уделить мне несколько минут, стал задавать специально приготовленные вопросы.

    (5)- Знаешь что, Жень, мне приятно, что ты пишешь обо мне статью. (6)Там будет, наверное, много хороших слов. (7)Но я бы хотел, чтобы ты написал о другом. (8)Конечно, теперь я стал известным в городе, уважаемым человеком, но всё могло бы сложиться совсем иначе. (9)И наверное, совсем другой была бы моя жизнь, если бы не один случай. (10)У меня не было отца, не было матери. (11)Вернее, они как бы существовали, приходили ночевать и смотрели на нас, голодных и грязных, с недоумением: откуда эти дети, что они тут делают? (12)Я жил тем, что воровал или выпрашивал. (13)Подаянием кормил двух своих маленьких сестрёнок. (14)Моих родителей то и дело вызывали на какие-то комиссии, к нам постоянно приходили то участковый, то инспектор по делам несовершеннолетних. (15)Да только что они могли сделать... (16)Я рос волчонком. (17)Вокруг меня был мир, населённый людьми, они жили в тёплых домах, ели хлеб, покупали детям гостинцы, а я смотрел на них из глухого леса, где всегда было сыро и темно. (18)Вот тогда я и научился открывать любой замок, разобрался во всех видах сигнализации... (19)Но однажды я попался. (20)В квартиру внезапно вернулись хозяева, мне пришлось прыгать с третьего этажа, и я вывихнул ногу. (21)Суд. (22)Родителей нигде не могли найти, и на заседании сидела классная руководительница. (23)Ни лица, ни имени её я не помню. (24)Помню только, что она была совсем молоденькой девчонкой. (25)Прокурор задал ей какой-то вопрос, она встала и вдруг заплакала. (26)Она плакала и говорила: «Не надо сажать его в тюрьму! (27)Пожалуйста». (28)Прокурор ей строго говорит: «Не плачьте, вы на вопрос ответьте». (29)А она опять - плачет и только одно твердит: «Не сажайте его в тюрьму». (30)И в этот момент я испытал чувство, которое невозможно описать никакими словами. (31)Чужой человек плачет по тебе. (32)Это что значит? (ЗЗ)Это значит, что я ей чем-то дорог, это значит, что я ей нужен. (34)Выходит, что я не посторонний, не чужой! (35)Выходит, что солнце светит и для меня, и трава на лугах - это тоже моё, и в жизни есть какое-то моё место. (Зб)Значит, если меня не будет, то кому-то от этого станет плохо, значит, кому-то надо, чтобы я был. (37)Я сейчас вот пытаюсь описать свои мысли, а тогда это была какая-то безудержная радость, заполнившая всю мою душу.

    (38)Мне дали четыре года колонии. (39)Я отсидел, вернулся и начал новую жизнь. (40)У меня было много хорошего, теперь я счастливый, состоявшийся человек. (41)Но до сих пор я не могу забыть тех слёз, которые отогрели моё закоченевшее сердце. (42)И никогда не забуду.

    (По Е.П. Новикову*)

    * Евгений Петрович Новиков (род. в 1934 г.) - журналист, автор статей на морально-этические темы.

    21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

    Цифры укажите в порядке возрастания.

    1) Предложения 31–36 объясняют содержание предложений 41–42.

    2) Предложения 12–14 содержат рассуждение.

    3) В предложениях 20–22 представлено повествование.

    4) Предложения 38–39 содержат повествование.

    5) Предложение 19 содержит рассуждение.

    22.. Из предложения 14 выпишите фразеологизм.

    23. Среди предложений 21–30 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

    24. Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

    «Передавая волнение героя, вспоминающего в интервью об эпизоде, который изменил его жизнь, автор использует различные тропы: (А)_____ («отогрели... сердце» в предложении 41), (Б)_____ (например, «безудержная радость» в предложении 37). Приём - (В)_____ (предложения 34–35) – и лексическое средство - (Г)_____ («не посторонний, не чужой» в предложении 34) - подчёркивают чувства героя».

    Список терминов:

    1) эпитет 2) антитеза 3) ирония 4) метафора 5) профессиональная лексикА 6) анафора 7) антонимы

    8) синонимы 9) риторический вопрос

    Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

    25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

    Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

    Диагностическая работа по русскому языку

    Вариант 4

    Часть 1

    При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (A1–A30) поставьте знак « ×» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

    А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

    1. бАлованный

    А2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно ?

      Старик медленно шёл по полю вдоль трибун с высоким мужчиной в ИНЖЕНЕРНОЙ фуражке.

      В народных сказках животные иногда выступают в каче­стве ВРАЖДЕБНОЙ силы, опасной для людей.

      ВЗРЫВНАЯ волна отбросила ящик метра на три.

      Леонида Ивановича считали настоящим ДИПЛОМАТОМ в общении с окружающими людьми.

    А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

    1. до двухтысячи пятого года

      заморозков

      на обоих берегах

    А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

    Завоевав Британские острова,

      устраивались встречи по футболу между завоевателями-римлянами и британцами.

      римляне научили коренных жителей играть в футбол.

      британцами была освоена игра в футбол.

      вместе с римскими воинами туда проник и футбол.

    А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

      Экологи неоднократно отмечали о том, что проблема охраны лесов сегодня особенно важна.

      Все, кто любит поэзию, знают Фета как тонкого лирика, певца искусства, любви и природы.

      О «Вишнёвом саде» Чехов писал, что у него вышла не драма, а комедия.

      Участник дискуссии подтверждал свои выводы убедительными фактами.

    А6. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

      Из заграничной поездки Тургеневы вернулись в материнское имение Спасское-Лутовиново, которое находилось недалеко от Мценска.

      Доверься врачу, который приготовит тебе это лекарство.

      Основным источником энергии для всех живых существ, которые населяют нашу планету, служит энергия Солнца.

      Три тополя, которые росли на краю поля, превратились в огромных великанов.

    Прочитайте текст и выполните задания A7–A12.

    (1)... (2)Их значительно больше, чем растений. (3)А вместе растения и животные образуют генетический фонд планеты, который нуждается в защите от оскудения. (4)Например, с 1600 по 1995 г. на Земле исчезло уже более 600 видов животных, под угрозой уничтожения находится ещё 35 тыс. видов (не считая беспозвоночных). (5)Особенно сильное давление испытывает животный мир Европы, где на грани уничтожения находятся многие виды млекопитающих, от 30 до 50% всех видов птиц. (6)... важнейшими задачами современности являются сохранение биологического разнообразия, предотвращение «эрозии» генофонда.

    А7. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

      Вечнозелёные тропические леса находятся под угрозой полного уничтожения.

      На земном шаре насчитывается несколько миллионов видов животных.

      В Африке есть районы с преобладанием многолетних насаждений какао, кофе, чая.

      Животный мир является составной частью биосферы.

    А8. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?

      Потому что

      Вопреки этому

      Таким образом,

    А9. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

      нуждается (предложение 3)

      больше (предложение 2)

      нуждается в защите (предложение 3)

      являются сохранение, предотвращение (предложение 6)

    А10. Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.

      простое осложнённое

      сложносочинённое

      сложноподчинённое

      сложное бессоюзное

    А11. Укажите правильную морфологическую характеристику слова МЛЕКОПИТАЮЩИХ из пятого (5) предложения текста.

      деепричастие

      существительное

      прилагательное

      причастие

    А12. Укажите значение слова ФОНД в предложении 3.

      ресурсы, запасы

      процентные ценные бумаги

      денежные средства

      общественная организация

    А13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

    Валаам стал поисти(1)е школой живописи для И. Шишкина: ра(2)ие валаамские полотна принесли ему серебря(3)ую медаль Академии художеств, а после того, как два пейзажа были награжде(4)ы золотой медалью, художника отправили в творческую поездку в Италию.

    А14. В каком ряду во всех трёх словах пропущена.безударная проверяемая гласная корня?

      водор_сли, м_стерство, осм_треться

      конс_рвировать, гориз_нтальный, к_рьерист

      пол_гаться, пром_хнуться, раз_бщённый

      зерк_ло, пренебр_гать, прогр_ммировать

    А15. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

      ра_ширить, не_держанность, бе_человечный

      пр_беречь, пр_обретение, пр_градить

      об_ем, в_ётся, под_ехать

      з_ночевать, не_бозримый, з_головок

    А16. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

      задерж_шься, колебл_мый

      выдвин_шь, невид_мый

      движ_мый, переинач_нный

      танцу_шь, преследу_мый

    А17. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?

    А. удоста_вать

    Б. черешн_вый

    В. преодол_вать

    Г. рубаш_чный

    А18. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

      Я чувствую, что (не)обходимо переменить тему разговора.

      Ребята (не)доумевали, почему им не разрешили идти в поход.

      Ему (не)когда было съездить в город.

      К сожалению, задача (не)решена.

    А19. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

      (ПО)ТОМУ, как его слушали, Васильев понял: ЧТО(БЫ) он ни рассказал сейчас, ему не поверят.

      Некоторые порубки не зарастают долго, (ПО)ЭТОМУ (В)ТЕЧЕНИЕ нескольких лет на них можно собирать раннюю мелкую ягоду.

      (В)СЛЕД за одним нелепым недоразумением последовало другое - (ПО)ЭТОМУ поводу началась очередная бесконечная переписка с управлением дороги.

      Лесная малина (ПО)СРАВНЕНИЮ с садовой мелка, но гораздо слаще и душистей, (ПО)ЭТОМУ, даже имея прекрасную крупную садовую малину, деревенские жители любят ходить за лесной.

    А20. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

    Васнецов тщательно изучал древнерусскую иконописную технику () и впоследствии некоторые её приемы были им применены в работе над историческими картинами.

      Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

      Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

      Простое предложение. с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна,

      Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

    А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

    Перед нами лежала Койшаурская долина (1) пересекаемая, как двумя серебряными нитями, Арагвой и другой речкой (2) и (3) убегая в соседние теснины от тёплых лучей солнца (4) скользил по ней голубоватый туман.

    А22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

    Героиней этого романа (1) конечно (2) была Маша. Известие от мамы (3) должно быть (4) уже к четвергу.

    А23. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

      Климатические условия региона влияют как на архитектуру зданий так и на планировку квартир.

      Для разработки новых образцов техники нужны как оборудование так и высококвалифицированные рабочие как инженерно- технические кадры так и экспериментальные заводы.

      Продукцию многих машиностроительных комбинатов сложно транспортировать из-за большого веса! или крупных размеров.

      Во время ботанических экскурсий и обследований во многих областях и районах велись наблюдения и сбор информации об использовании растений в народной медицине.

    А24. Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении?

    Пластинчато-чешуйчатое защитное снаряжение русских воинов было массово распространено в XIV веке: его изготовление было более простым, чем изготовление кольчатого покрытия, и оно было более надёжным.

      Первая часть сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

      Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

      Вторая часть сложного предложения противопоставлена по содержанию первой части.

      Вторая часть сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

    А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

    Банковский кредит - выдаваемая на какой-либо срок ссуда (1) в пределах (2) которой (3) возможен расход (4) на определённую потребность.

    А26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

    На закате пошёл дождь (1) который сразу развеял накопившуюся в воздухе духоту (2) и (3) в то время как он гулко и однообразно шумел по саду вокруг дома (4) в незакрытые окна в зале тянуло сладкой свежестью мокрой зелени.

    А27. Прочитайте текст.

    В большинстве современных осветительных устройств предусмотрена особая система электронного ~ контроля» она позволяет сберегать до 50% электроэнергии и делать свет ровным, немерцающим. Последнее особенно важно с точки зрения сохранения здоровья людей. Недавние исследования показали, что мерцающий свет травмирует органы зрения.

    В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

      Для современных осветительных устройств предусмотрена особая система электронного контроля, которая сберегает до 30% электроэнергии и делает свет ровным, немерцающим.

      Система электронного контроля осветительных устройств, позволяющая сберегать до 30% электроэнергии, делает свет ровным, немерцающим, что травмирует органы зрения.

      Мерцающий свет травмирует органы.зрения, поэтому в современных осветительных устройствах предусмотрена особая система электронного контроля.

      Система электронного контроля осветительных устройств позволяет не только экономить электроэнергию, но и устранять мерцание света, вредное для зрения.

    Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В8; С1.

    (1)Он нёс меня на себе восемь километров. (2)Восемь тысяч метров по раскалённой земле, (3)Я до сих пор помню его горячую спину, пот, который, будто кислота, разъедал кожу на руках. (4)И белую даль, словно накрахмаленная больничная простыня... (5)Я всё это помню, помню в деталях, в подробностях, в красках. (6)Но всё равно ничего не могу понять. (7)И сегодня, спустя много лет, когда я вспоминаю тот случай, моя мудрость, потеряв равновесие, беспомощно вязнет в густой трясине... : мне кажется непостижимой и странной вся наша жизнь, особенно если пытаешься её понять.

    (8)Нам тогда было по тринадцать - мне и моему закадычному другу Серёжке Леонтьеву. (9)Мы пошли рыбачить за тридевять земель на старый, обмелевший пруд. (10)Мне вдруг приспичило освежиться, и я полез в воду, но не успел сделать и шагу, как вскрикнул от острой боли в ноге. (11)Ко мне бросился Серёжка, он выволок меня на берег. (12)Я с ужасом увидел, что из пятки торчит осколок бутылочного горлышка, а на траву каплет густая кровь. (13)Восемь километров Серёжка нёс меня на себе.

    - (14)Серёнь, брось меня! - шептал я сухими губами.

    - (15)Нет! - хрипел друг. (16)Это было как в кино: друг выносит с поля боя раненого друга. (17)Свистят пули, рвутся снаряды, а ему хоть бы хны. (18)Он готов пожертвовать своей жизнью, отдать своё сердце, свою душу, готов отдать всё на свете... (19)У меня от слабости кружилась голова, и вдруг, сам не знаю зачем, я сказал Серёжке:

    - (20)Серёнь, если я умру, то передай от меня привет Гальке Коршуновой! (21)Скажи ей, что я её любил.

    (22)Серёжка, сдувая с лица капли пота, рвал свою футболку на лоскуты и от усталости, кажется, уже не соображал, что я говорю. (23)Он дотащил меня до больницы, потом, тяжело дыша, сидел на кушетке и смотрел, как врач обрабатывает мою рану.

    (24)А на следующий день, когда я, хромая, вышел во двор, все уже знали, что перед смертью я просил передать привет Гальке Коршуновой. (25)И я сделался посмешищем всей школы. (26)Моё появление теперь у всех вызывало конвульсии глумливого хихиканья, и я, от природы жизнерадостный мальчишка, стал замкнутым и застенчивым до болезненности.

    (27)3ачем он рассказал им про мой привет? (28)Может быть, он просто изложил все подробности того случая, не предполагая, что моя просьба всех так рассмешит? (29)А может быть, ему хотелось, чтобы его геройство выглядело более внушительным на фоне моего тщедушного актёрства? (30)Не знаю!

    (31)0н нёс меня восемь километров по залитой солнечным зноем дороге. (32)Но я до сих пор не знаю, спас он меня или предал.

    (33)Шрам на ноге почти полностью зарубцевался, а вот сердце моё до сих пор кровоточит. (34)И когда мне говорят: «Вам такой-то передал привет», я цепенею от ужаса и по моей спине пробегают мурашки.

    (По М. Худякову*)

    *Михаил Георгиевич Худяков (1894-1936) - историк, археолог,
    фольклорист, автор ряда этнографических и
    археологических очерков по истории тюркских
    и финно-угорских народов.

    А28. Какое слово должно быть на месте пропуска в предложении 7?

      недоумения

      равнодушия

      познания

    А29. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

      В предложениях 27-30 представлено рассуждение.

      Предложения 3-5 содержат описательный фрагмент.

      Предложение 25 подтверждает суждение, высказанное в предложении 18 текста.

      В предложениях 10-12 перечислены происходящие друг за другом события.

    А30. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.

    Часть 2

    Ответом к заданиям этой части (В1–В8) является слово (словосочетание), число или последовательность чисел. Запишите Ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

    Ответы к заданиям В1-ВЗ запишите словами.

    В1. Укажите способ образования слова БЕСПОМОЩНО из предложения 7.

    В2. Из предложения 7 выпишите все предлоги.

    В3. Из предложений 15-17 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

    Ответы к заданиям В4-В8 запишите цифрами.

    В4. Среди предложений 16-21 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное предложение. Напишите номер этого сложного предложения.

    В5. Среди предложений 22-28 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

    В6. Среди предложений 10-20 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого сложного предложения.

    В7. Среди предложений 22-25 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

    Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста,

    который Вы анализировали, выполняя задания А28–А30, В1–В7.

    В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если Вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

    Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания B8, начиная с первой клеточки.

    Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Цифры при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

    Герой М. Худякова вспоминает случай, который заставил его задуматься о многом. Такие приёмы, как _____ («нёс меня на себе восемь километров», «восемь километров... нёс меня» в предложениях 1,13, 31; «помню» в предложении 5) и _____ (предложения 3-4), в сочетании со сравнительными оборотами задают тревожно-напряжённый тон всему тексту. Противоречивость поступка Серёжки Леонтьева подчёркивает такое лексическое средство, как _____ («спас» - «предал» в предложении 32), а такой тропу как ______ («сердце кровоточит» в предложении 33), передаёт потрясение героя.

    Список терминов:

      контекстные антонимы

      метафора

      риторический вопрос

      парцелляция

    1. диалектизм

      ряд однородных членов

    2. лексический повтор

    С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

    Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения - не менее 150 слов.

    Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    Диагностический тест В-4

    А1. 3
    А2. 1
    А3. 2
    А4. 2
    А5. 1
    А6. 2
    А7. 2
    А8. 3
    А9. 2
    А10. 3
    А11. 2
    А12. 1
    А13. 2
    А14. 4
    А15. 1
    А16. 4
    А17. 4
    А18. 4
    А19. 1
    А20. 2
    А21. 4
    А22. 2
    А23. 1
    А24. 4
    А25. 1
    А26. 3
    А27. 4
    А28. 2
    А29. 3
    А30. 2

    В1. суффиксальный
    В2. спустя, в
    В3. раненого друга
    В4. 17
    В5. 26
    В6. 12
    В7. 23
    В8. 9, 4, 1, 2

    С1.
    Основные проблемы
    1. Проблема противоречивости человеческих поступков. Почему история о верной дружбе превращается в рассказ о предательстве?
    2. Проблема бережного отношения к чувствам людей. Почему душевные раны так страшны для человека? Почему необходимо бережно относиться к чувствам людей?
    3. Проблема предательства. В чем заключается предательство?
    4. Проблема влияния детства на формирование характера человека. Какое влияние оказывают на формирование характера человека события, которые произошли в детстве?
    5. Проблема взаимоотношений подростков. Почему подростки часто оказываются жестокими по отношению к кому-то из сверстников?

    Авторская позиция
    1. Жизнь, как и человеческие отношения, очень сложна, один и тот же человек может оказаться способным и на героический поступок, и на предательство.
    2. Душевная боль часто оказывается сильнее боли физической, и душевные раны затягиваются гораздо дольше, поэтому нужно очень бережно относиться к чувствам каждого человека.
    3. Недопустимо без согласия человека передоверять его тайну окружающим.
    4. Многие черты характера человека закладываются в детстве, и большое влияние на становление характера оказывают отношения, которые устанавливаются у ребенка со сверстниками.
    5. Подростки часто не осознают, что своими насмешками наносят кому-то из сверстников душевную рану.

    А 27. Коммуникативные умения. Сжатие текста Подготовила Корзунова Ж. В., учитель русского языка, ЗАТО п. Солнечный, 2011 По материалам сборника Единый государственный экзамен Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр. 2011


    А 27. Сжатие текста. 1 В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? 1)Для современных осветительных устройств предусмотрена особая система электронного контроля, которая сберегает до 30% электроэнергии и делает свет ровным, немерцающим. 2)Система электронного контроля осветительных устройств позволяет не только экономить электроэнергию, но и устранять мерцание света, вредное для зрения. 3)Мерцающий свет травмирует органы зрения, поэтому в современных осветительных устройствах предусмотрена особая система электронного контроля. 4)Система электронного контроля осветительных устройств, позволяющая сберегать до 30% электроэнергии, делает свет ровным, немерцающим, что травмирует органы зрения. В большинстве современных осветительных устройств предусмотрена особая система электронного контроля. Она позволяет сберегать до 30% электроэнергии и делать свет ровным, немерцающим. Последнее особенно важно с точки зрения сохранения здоровья людей. Недавние исследования показали, что мерцающий свет травмирует органы зрения.


    А 27. Сжатие текста. 2 В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? 1)Сибири, занимающей две пятых пространства Азии, в планах экономического развития России уделяется большое внимание. 2)Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая сокровищница мира по запасам полезных ископаемых. 3)В планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание потому, что здесь сосредоточены огромные природные богатства. 4)В развитии мировой экономики Сибири уделяется большое внимание, так как этот регион занимает две пятых пространства Азии и здесь сосредоточены огромные природные богатства. Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь – это две пятых пространства Азии. Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая сокровищница мира по запасам нефти, газа, угля, энергетическим ресурсам, огромным лесным массивам. Именно поэтому в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание


    А 27. Сжатие текста. 3 В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? 1)Логика устанавливает правила определения понятия в учебной и справочной литературе. 2)Изложение информации в учебной и справочной литературе отличается от изложения информации и определения понятия в научно-популярной литературе. Это касается формы подачи информации, при которой меняется характер текста. 3)Текст учебной и справочной литературы отличается от научно-популярного текста. В учебной и справочной литературе используются правила логики, а в научно-популярной литературе – художественные приемы. 4)В учебной и справочной литературе информация, в частности объяснение понятий, излагается строго по правилам логики. В научно-популярной литературе форма подачи информации иная, с использованием художественных приемов. Логика устанавливает ряд важных правил определения понятия. Именно по этим причинам, законам строится изложение в учебной и справочной литературе. В научно-популярной литературе все излагается по-иному. Это изменение касается только формы подачи информации, в данном случае формы объяснения понятий. Популяризатор включает в изложение средства выразительности, конструктивные художественные приемы, и характер текста сразу меняется.

    1. отсутствие эмоционально-экспрессивных языковых средств

    2. спонтанность

    3. острота и яркость изложения

    4. стремление к абстрактности, обобщению

    187. Тексты, включенные в настоящее пособие, предназначены для подготовки к ЕГЭ по русскому языку .

    В Книгу включены 10 типовых вариантов, состоящих из заданий типа А, В, и С, ответы к заданиям, бланки для записи ответов, а также инструкции по выполнению заданий.

    Текст является фрагментом…

    1. выписки

    2. рецензии

    3. аннотации

    4. контекста

    188. Укажите речевую ситуацию, которой соответствует речевое клише:

    Позвольте выразить благодарность Николаю Петровичу Быстрову за прекрасно организованную выставку.

    1. просьба

    2. выражение благодарности

    3. совет, предложение

    4. комплимент

    190. Прочитайте текст и выполните задания

    (1) Красота живет в душе человека, отсюда и естественная, как есть и как пить, потреб­ность человека в красоте.

    (2) Забор автобазы нельзя сделать таким же прекрасным, как решетка Летнего сада, однако у него другая функция. (3)Но согла­симся, что и этот пресловутый забор может быть по-своему красив или безобразен, все зависит от того, думали ли люди об этом, ког­да его воздвигали, то есть жила ли в их душе красота, были ли они наделены потребно­стью красоты.

    (4)Я ездил по свету не так уж много, но все же я был во Франции, Англии, Германии, Дании, Польше, Болгарии, Венгрии, Китае, Вьетнаме, Албании... (5)Наблюдая, сопостав­ляя и сравнивая, я могу сказать, что часто современные, самые индустриальные и гран­диозные сооружения красивы и даже изящ­ны. (б)Нельзя сказать, что они вписываются в ландшафт, так как они сами определяют его, они сами и есть ландшафт, но все же нельзя сказать и то, что они безобразны, что они уродливы.


    (7)Величавое необязательно огромно. (8)Величавому лебедю не нужно быть вели­чиной с двухэтажное здание, как настоящий дворец, который может выглядеть величавее стоэтажной коробки. (Э)Существует, однако, и обратная закономерность: не все грандиоз­ное и огромное обязательно уродливо. (Ю)Земля наша достаточно велика, чтобы «освоить» и адаптировать большие сооруже­ния. (11)Ведь Эверест, Фудзияма, Эльбрус, Монблан, Килиманджаро не портят внешне­го вида нашей планеты.

    (12)Однако у людей, увлекшихся только экономическими или только политическими соображениями, может отсутствовать один простейший критерий: как это будет выгля­деть сегодня и тем более завтра.

    (По В. Солоухину)

    1. Номер предложения, в котором выражена главная мысль текста.

    2. Тип речи.

    3. Стиль текста.

    4. Средство связи 5-го и 6-го предло­жений.

    5. Номера предложений, в которых использовано сравнение.

    6. Слово с лексическим значением «предположение по поводу чего-либо».

    191.

    (1) Домашнее чтение вслух очень сближает.

    (2) Когда вся семья вместе несколько вече­ров подряд читает одну книгу, это невольно влечет за собой обмен мыслями. (3)А если это книга большая и ее читают долго, она пре­вращается в друга семьи, ее герои оживают и входят в наш дом. (4)Когда смотрю на книги, что стоят у нас на полках, я могу их мыслен­но разделить на несколько отделов: справоч­ники, словари, учебники, сочинения класси­ков, современные книги и так далее. (5)Смогу мысленно собрать вместе на особую полку книги, что читали сообща и вслух. (6)Их мы знаем, помним, любим, как никакие другие.

    (7)Часто спрашивают: «Как выбрать вре­мя, чтобы несколько членов семьи могли сра­зу собраться за столом?» (8)Разве трудно вы­брать время? (9)Находится же оно для сов­местного просмотра телевизора! (10)Разве мы не просиживаем перед ним иногда часами, когда ничего особенного не показывают? (11)Страница книги - такой огромный эк­ран, который и не снился самому лучшему телевизору!

    (12)Советую вам, прошу вас, уговариваю - попробуйте! (13)Попробуйте читать дома вместе и вслух! (14)Было же что-то такое в совместном домашнем чтении, если о нем с волнением и благодарностью вспоминают лю­ди разных поколений. (15)Когда книгу чита­ет вслух кто-нибудь дома, то, что происходит на каждой ее странице, отражается на лицах всех, кто собрался за столом. (16)Все чувства усиливаются и обостряются. (17)А тот, кто уже раньше читал эту книгу, читая ее теперь своим близким, испытывает радость, приоб­щая других слушателей к тому, что ему доро­го, делясь тем, что принадлежало только ему и чем он теперь одаривает других.

    (С. Львов)

    1. Номер предложения, в котором выраже­на мысль, доказательству которой посвящен текст.

    2. Тип речи.

    3. Определите стиль этого текста.

    4. Предложение второго абза­ца соединено с предыдущим с помощью лексиче­ского повтора и местоимения .

    5. Из второго абзаца выпишите фразеологизм со значением «вызывать, иметь следствием».


    6. Определите, в каком предложении второго абзаца использован прием олицетворения.

    192. Прочитайте текст и выполните задания.

    (1)Во времена Эдисона к лампочке предъ­являлось только одно требование: она долж­на преобразовывать электрическую энергию в свет. (2)Современные же разработчики ос­ветительных приборов, помимо эффектив­ности использования электричества, вынуж­дены задумываться еще о массе факторов: во-первых, об экологической безопасности , безвредности для человеческого здоровья, во-вторых, о надежности и эстетической при­емлемости. (3) Безусловно, совместить все это в одном изделии чрезвычайно сложно. (4)На - пример, в поисках экологически безопасного вещества, которое можно было бы использо­вать во флюоресцентных лампах, инженеры остановились на газе ксеноне. (5)Однако на практике выяснилось, что этот газ малоэф­фективен. (6)Если в ртутной лампе есть воз­можность получать 60 люмен (люмен - еди­ница измерения светового потока) на один ватт потребляемой электроэнергии, то в ксеноновой - только 35 люмен. (7)Вывод ясен: при применении ксенона электричества тра­тится больше, а следовательно, больше сжи­гается ископаемого топлива.

    (8)В большинстве современных осветитель­ных устройств предусмотрена особая система электронного контроля, выпуск которой в промышленном масштабе начался в 1980 го­ду. (9)С тех пор она пользуется неизменным спросом, поскольку позволяет сберегать до 30 процентов электроэнергии, на 50 процентов продлевать срок службы ламп и делать свет ровным и немерцающим. (10)Это достижение наиболее приемлемо с точки зрения сохране­ния здоровья людей, поскольку исследования показали, что мерцающий свет существенно травмирует органы зрения, что особенно ска­зывается при работе на компьютере.

    (11)Небезынтересный факт: наиболее перс­пективными в настоящее время представля­ются все же не лампы накаливания и даже не флюоресцентные, а светоизлучающие диоды, или светодиоды. (12)Видимо, какое-то время светодиоды все еще будут оставаться некой новацией в деле дизайнерского оформления общественных зданий , а когда мы к ним по­привыкнем, они займут свое место и в наших домах. (13)Повсеместная светодиодная экспан­сия задерживается тем, что до сих пор еще не удалось в необходимой степени повысить яр­кость света, генерируемого диодами. (14)Однако в результате инженерных изысканий этот показатель ежегодно удваивается.

    (И. Аникеев)

    1. Современные ос­ветительные приборы, производство которых представляется наиболее перспективным называются.

    2. Предложение, в котором объясня­ется, какой вред здоровью людей приносит мер­цающий свет.

    3. Тип речи.

    4. Стиль этого текста.

    5. Предложение первого абза­ца связано с предыдущим с помощью указатель­ного и определительного местоимений.

    6. Во втором абзаце слово, имеющее значение «наносить вред в результате внешнего воздействия».

    193. Прочит айте текст и выполните задания.

    (1) Если бы природа чувствовала благодар­ность к человеку за то, что он проник в ее жизнь и воспел ее, то прежде всего эта благо­дарность выпала бы на долю Михаила При­швина.

    (2) Прежде всего жизнь Пришвина - при­мер того, как человек отрешился от всего на­носного, навязанного ему средой, и начать жить только по велению сердца. (3) В таком образе жизни заключается величайший здра­вый смысл. (4) Человек, живущий в согласии со своим внутренним миром, - всегда сози­датель, обогатитель и художник.

    (5) Неизвестно, что сделал бы в своей жиз­ни писатель, если бы он остался агрономом (это была его первая профессия). (6) Во вся­ком случае, он вряд ли открыл бы миллионам людей русскую природу как мир тончайшей и светлой поэзии (на это у него просто не хва­тило бы времени). (7) Природа требует при­стального глаза и непрерывной внутренней работы по созданию в душе писателя как бы второго его мира этой природы, обогащающе­го нас мыслями и облагораживающего нас увиденной художником красотой и неожидан­ными открытиями. (8) Книги Пришвина, гово­ря его же словами, - это «бесконечная ра­дость постоянных открытий». (9) И все у При­швина блистает поэзией, как трава от росы.

    (10) Несколько раз я слышал от людей, только что отложивших прочитанную пришвинскую книгу, одни и те же слова: «Это настоящее колдовство!» (11) В чем тайна это­го писателя? (12) В чем секрет его книг?

    (13) Как известно, слова «колдовство», «вол­шебство» относят обыкновенно к сказкам.

    (14) Но ведь Пришвин не сказочник. (15) Он человек земли, свидетель всего, что соверша­ется вокруг него в мире.

    (16) Видимо, секрет пришвинского обая­ния, очарования и поэтической пленитель­ности как раз в этой его зоркости. (17) Это та зоркость, что в каждой малости открывает интересное и увлекательное, что под приску­чившим покровом окружающих явлений ви­дит глубокое содержание.

    (18) И природа благодарна писателю за эту заинтересованность и любовь.

    (По К. Паустовскому)

    1. Предложение, в котором сформу­лирована мысль, аргументации которой посвя­щен данный текст.

    2. Тип речи.

    3. Стиль этого текста.

    4. В четвертом и пятом абзацах пред­ложение, которое связано с предыдущим с по­мощью лексического повтора и местоимений.

    Вариант № 6145371

    При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Ответами к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел).


    Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике. Объём сочинения — не менее 150 слов.


    Версия для печати и копирования в MS Word

    Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

    1) Для современных осветительных устройств предусмотрена особая система электронного контроля, которая сберегает до 30% электроэнергии и делает свет ровным, немерцающим.

    2) Чтобы не только экономить электроэнергию, но и устранять мерцание света, наносящее вред зрению, в современных осветительных приборах используется система электронного контроля.

    3) Мерцающий свет травмирует органы зрения, поэтому сегодня используются современные осветительные устройства.

    4) Система электронного контроля осветительных устройств позволяет не только экономить электроэнергию, но и устранять мерцание света, вредное для зрения.

    5) Система электронного контроля осветительных устройств, позволяющая сберегать до 30% электроэнергии, делает свет ровным, немерцающим, что травмирует органы зрения.


    Ответ:

    Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно быть на месте пропуска во втором предложении текста.


    Ответ:

    Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова РОВНЫЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

    РО́ВНЫЙ , -ая, -ое; -вен, -вна, -вно, -вны и -вны.

    1. Гладкий, прямой, не имеющий возвышений, утолщений, изгибов. Ровная местность. Дорога идёт ровно (нареч.). Р. ряд зубов. Ровная пряжа.

    2. Равномерный, спокойный. Р. пульс. Ровно (нареч.) дышать. Р. тон, голос.

    3. Постоянно одинаковый и спокойный, уравновешенный. Ровная жизнь. Р. характер.

    4. Совершенно одинаковый по величине. Ровные доли. Разделить ровно (нареч.; поровну).


    Ответ:

    В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

    диспАнсер

    мозаИчный

    Ответ:

    В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите это слово правильно.

    Совет принялся обсуждать меры, которые могли бы смягчить БЕДНОЕ положение изнемогавшей в результате войн и преобразований страны.

    Величие развернувшейся перед глазами картине придавали ВЕКОВЫЕ ели и пихты, каскадом растущие на длинном подъёме.

    Лёшка протянул мне ОБРЫВОК газеты и сказал: «Читай».

    Новый фильм произвёл на нас ДВОЙСТВЕННОЕ впечатление.

    Система идеологического ДИКТАТА вела к творческому застою, особенно в среде научной и научно-технической интеллигенции.

    Ответ:

    В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

    дерево ЗАСОХНУЛО

    пять КАСТРЮЛЬ

    НАПОИВ чаем

    банка КОНСЕРВОВ

    чистых ПОЛОТЕНЕЦ

    Ответ:

    Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.

    ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

    Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

    В) ошибка в построении предложения с однородными членами

    Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

    Д) неправильное построение предложения с косвенной речью

    1) Дождь поначалу пошёл редкий, слабый, но потом усилился, окреп и превратился в настоящий ливень.

    2) Сестра сказала брату о том, что «поставь на стол блюдца и чашки».

    3) Увидев поздно ночью свет в окне Александры, мне стало не по себе.

    4) Три девушки шли по лесной дорожке и что-то тихонько пели.

    5) Согласно прогнозов синоптиков, весна в этом году будет ранняя.

    6) Глядя на расстилавшуюся внизу зелёную долину, я почти задыхался от переполнявшего меня восторга.

    7) Олеся стояла в саду и любовалась цветами: флоксы, маргаритки, ирисы.

    8) Я решил оплатить своё обучение на курсах кондитеров сразу, одним платежом, а не частями.

    9) Каждый, кто был знаком с Фёдором Ивановичем, отмечали его незаурядный ум и умение сглаживать любые конфликты.

    A Б В Г Д

    Ответ:

    Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

    прин..мать

    оз..рничать

    обж..гать

    впеч..тление

    сож..леть

    Ответ:

    Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

    ра..чертить, и..ходящий;

    пост..мпрессионизм, без..нвентарный;

    пр..отворить, пр..одолеть;

    пре..писание, о..гадать;

    комп..ютер, с..естной.

    Ответ:

    Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

    прохаж..ваться

    неразборч..вый

    отча..лись

    догадл..вый

    Ответ:

    Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.

    стел..тся

    бор..щийся

    ненавид..щие

    клокоч..щий

    Ответ:

    Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

    Старинный сад утром похож на сказочный лес с (не)хожеными тропами.

    Он широко шагал по еще (не)расчищенным от снега улицам.

    Удобрение (не)вывезено на поля.

    Дождей больших еще (не)было.

    Я (не)готов к уроку.

    Ответ:

    Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

    Данте упоминает церковь Сан-Миниато и ведущую к ней лестницу (ЗА)ТЕМ, ЧТО(БЫ) показать, как высоки и трудны были для людей лестницы, высеченные в склонах священной горы.

    (В)ОТЛИЧИЕ от большинства сообществ художников, круг интересов «Мира искусства» был необычайно широк: «мирискусники» много работали в театре, оформляли книги, занимались проектами интерьеров, а ТАК(ЖЕ) выступали в печати по разным вопросам искусства.

    В ТОТ(ЖЕ) день, когда Базаров в саду объяснял Аркадию, (ПО)ЧЕМУ не принялись молодые дубки, он познакомился с Фенечкой.

    Для И. А. Бунина, а ТАК(ЖЕ) для многих других (НА)ПРОТЯЖЕНИИ всей жизни Л. Н. Толстой оставался создателем абсолютных ценностей в сфере художественного творчества.

    Ответ:

    Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

    На хозяине была тка(1)ая рубаха, подпояса(2)ая кожа(3)ым ремнём, и давно не глаже(4)ые штаны.

    Ответ:

    Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

    1) Щегольство и изящество в одежде и убранстве домов составляли как привычку так и необходимость их жизни.

    2) Энергия не может ни возникнуть из ничего ни исчезнуть бесследно.

    3) Солнце светило ласково и нежно и согревало своим теплом землю.

    4) В клевете его видел я досаду оскорблённого самолюбия и отвергнутой любви и великодушно извинял своего несчастного соперника.

    5) Волшебная сказка дала полную волю человеческому воображению и тем самым сослужила огромную службу литературе.

    Ответ:

    Сад (1) всё больше редея и переходя в настоящий луг (2) спускался к (3) поросшей зелёным камышом и ивняком (4) реке.

    Ответ:

    Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

    Медведь-камень на реке Тагил представляет собой (1) без сомнения (2) одну из самых высоких скал Среднего Урала. Здесь (3) по преданию (4) зимовал со своим войском Ермак.

    Ответ:

    Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

    Вчера вечером (1) простился я со своим спутником (2) добросердечия (3) которого (4) не забуду никогда.

    Ответ:

    Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

    И хотя тон и характер журнальных нападок были пронизаны искренним возмущением (1) мне всегда казалось (2) что авторы этих статей говорят не то (3) что они хотят сказать (4) и что их ярость вызывается именно этим.

    Ответ:

    Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

    1) Родителям нужно всегда следить за тем, чтобы дети ничего не подслушали из их разговоров.

    2) Жизненные испытания лучше переносит тот, чьё детство было беззаботно и безмятежно.

    3) Родители иногда произносят в присутствии детей фразы, которые могут быть неверно истолкованы малышами.

    4) Взрослым не следует пытаться проникнуть в жизнь детей: это приводит к взаимному непониманию.

    5) Не следует думать, что дети более впечатлительны, чем взрослые: у детей просто менее развита логика.


    сохранится в его воображении.

    (По А. Моруа) *

    Ответ:

    Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

    1) В предложениях 6−9 представлено рассуждение.

    2) Предложения 4−5 содержат описание.

    3) Предложение 12 подтверждает предложение 11.

    4) В предложениях 13−14 представлено повествование.

    5) Предложения 21−22 содержат рассуждение.


    (1)Взрослые слишком часто живут рядом с миром детей, даже не пытаясь понять его. (2)А ребёнок между тем пристально наблюдает за миром своих родителей, он старается постичь и оценить его. (3)Фразы, неосторожно произнесённые в присутствии малыша, подхватываются им, по-своему истолковываются и создают определённую картину мира, которая надолго

    сохранится в его воображении.

    (4)Одна женщина говорит при своём восьмилетнем сыне: «Я скорее жена, нежели мать». (5)Этим, сама того не желая, она, быть может, наносит ему рану, которая будет кровоточить чуть ли не всю его жизнь.

    (6)Преувеличение? (7)Не думаю. (8)Пессимистическое представление о мире, сложившееся у ребёнка в детстве, возможно, в дальнейшем изменится к лучшему. (9)Но процесс этот будет протекать мучительно и медленно. (10)Напротив, если родителям удалось в ту пору, когда у ребёнка ещё только пробуждается сознание, внушить ему веру в людей, они тем самым помогли

    своим сыновьям или дочерям вырасти счастливыми. (11)Безусловно, различные события могут затем разочаровать тех, у кого было счастливое детство, и раньше или позже они столкнутся с трудностями бытия и жестокостью человеческой натуры. (12)Но, вопреки ожиданию, лучше перенесёт всевозможные невзгоды как раз тот, чьё детство было безмятежно, прошло в

    атмосфере любви и доверия к окружающим, было наполнено приятными эмоциями и беззаботным спокойствием.

    (13)Мы произносим при детях фразы, которым не придаём значения, но им-то они представляются полными скрытого смысла. (14)И взрослому человеку даже сложно представить, сколько невысказанных опасений, сколько невообразимых понятий начинает роиться в детских головках от этих, казалось бы, незначительных фраз! (15)Я вспоминаю, что, когда мне было лет пять или шесть, в наш городок приехала на гастроли театральная труппа и повсюду были расклеены афиши с названием спектакля «Сюрпризы развода». (16)Я не знал тогда значение слова «развод», но смутное предчувствие подсказывало мне, что

    это одно из тех запретных, притягательных и опасных слов, что приоткрывают завесу над тайнами взрослых. (17)И вот в день приезда этой труппы городской парикмахер в приступе ревности несколько раз выстрелил из револьвера в свою жену, причём об этом преступлении, потрясшем весь город, рассказали при мне. (18)Каким образом возникла тогда в моём детском сознании связь между этими двумя фактами, столь далёкими друг от друга? (19)Честно признаться, точно уж не помню. (20)Но ещё очень долго я, несмотря на отсутствие взаимосвязи между этими событиями, думал, что развод − это такое преступление, когда муж убивает свою виновную жену прямо на сцене театра.

    (21)Разумеется, и самые чуткие родители не в силах помешать зарождению сверхъестественных представлений и наивных догадок в головах их детей. (22)Ведь давно известно, что жизненный опыт так просто не передаётся и каждый самостоятельно усваивает уроки жизни, какими бы простыми или сложными они ни были. (23)Но остерегайтесь, по крайней мере, сами давать

    ребёнку опасную пищу для воображения. (24)Мы избавим своих детей от тяжёлых переживаний, если будем всё время помнить о том, что они обладают обострённым любопытством и гораздо впечатлительнее нас.

    (По А. Моруа) *

    * Андре Моруа – французский писатель XX века.

    Ответ:

    Из предложений 18–20 выпишите синонимы (синонимическую пару).


    (1)Взрослые слишком часто живут рядом с миром детей, даже не пытаясь понять его. (2)А ребёнок между тем пристально наблюдает за миром своих родителей, он старается постичь и оценить его. (3)Фразы, неосторожно произнесённые в присутствии малыша, подхватываются им, по-своему истолковываются и создают определённую картину мира, которая надолго

    сохранится в его воображении.

    (4)Одна женщина говорит при своём восьмилетнем сыне: «Я скорее жена, нежели мать». (5)Этим, сама того не желая, она, быть может, наносит ему рану, которая будет кровоточить чуть ли не всю его жизнь.

    (6)Преувеличение? (7)Не думаю. (8)Пессимистическое представление о мире, сложившееся у ребёнка в детстве, возможно, в дальнейшем изменится к лучшему. (9)Но процесс этот будет протекать мучительно и медленно. (10)Напротив, если родителям удалось в ту пору, когда у ребёнка ещё только пробуждается сознание, внушить ему веру в людей, они тем самым помогли

    своим сыновьям или дочерям вырасти счастливыми. (11)Безусловно, различные события могут затем разочаровать тех, у кого было счастливое детство, и раньше или позже они столкнутся с трудностями бытия и жестокостью человеческой натуры. (12)Но, вопреки ожиданию, лучше перенесёт всевозможные невзгоды как раз тот, чьё детство было безмятежно, прошло в

    атмосфере любви и доверия к окружающим, было наполнено приятными эмоциями и беззаботным спокойствием.

    (13)Мы произносим при детях фразы, которым не придаём значения, но им-то они представляются полными скрытого смысла. (14)И взрослому человеку даже сложно представить, сколько невысказанных опасений, сколько невообразимых понятий начинает роиться в детских головках от этих, казалось бы, незначительных фраз! (15)Я вспоминаю, что, когда мне было лет пять или шесть, в наш городок приехала на гастроли театральная труппа и повсюду были расклеены афиши с названием спектакля «Сюрпризы развода». (16)Я не знал тогда значение слова «развод», но смутное предчувствие подсказывало мне, что

    это одно из тех запретных, притягательных и опасных слов, что приоткрывают завесу над тайнами взрослых. (17)И вот в день приезда этой труппы городской парикмахер в приступе ревности несколько раз выстрелил из револьвера в свою жену, причём об этом преступлении, потрясшем весь город, рассказали при мне. (18)Каким образом возникла тогда в моём детском сознании связь между этими двумя фактами, столь далёкими друг от друга? (19)Честно признаться, точно уж не помню. (20)Но ещё очень долго я, несмотря на отсутствие взаимосвязи между этими событиями, думал, что развод − это такое преступление, когда муж убивает свою виновную жену прямо на сцене театра.

    (21)Разумеется, и самые чуткие родители не в силах помешать зарождению сверхъестественных представлений и наивных догадок в головах их детей. (22)Ведь давно известно, что жизненный опыт так просто не передаётся и каждый самостоятельно усваивает уроки жизни, какими бы простыми или сложными они ни были. (23)Но остерегайтесь, по крайней мере, сами давать

    ребёнку опасную пищу для воображения. (24)Мы избавим своих детей от тяжёлых переживаний, если будем всё время помнить о том, что они обладают обострённым любопытством и гораздо впечатлительнее нас.

    (По А. Моруа) *

    * Андре Моруа – французский писатель XX века.

    (18)Каким образом возникла тогда в моём детском сознании связь между этими двумя фактами, столь далёкими друг от друга? (19)Честно признаться, точно уж не помню. (20)Но ещё очень долго я, несмотря на отсутствие взаимосвязи между этими событиями, думал, что развод − это такое преступление, когда муж убивает свою виновную жену прямо на сцене театра.


    Ответ:

    Среди предложений 13−19 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного наречия и форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).


    (1)Взрослые слишком часто живут рядом с миром детей, даже не пытаясь понять его. (2)А ребёнок между тем пристально наблюдает за миром своих родителей, он старается постичь и оценить его. (3)Фразы, неосторожно произнесённые в присутствии малыша, подхватываются им, по-своему истолковываются и создают определённую картину мира, которая надолго

    сохранится в его воображении.

    (4)Одна женщина говорит при своём восьмилетнем сыне: «Я скорее жена, нежели мать». (5)Этим, сама того не желая, она, быть может, наносит ему рану, которая будет кровоточить чуть ли не всю его жизнь.

    (6)Преувеличение? (7)Не думаю. (8)Пессимистическое представление о мире, сложившееся у ребёнка в детстве, возможно, в дальнейшем изменится к лучшему. (9)Но процесс этот будет протекать мучительно и медленно. (10)Напротив, если родителям удалось в ту пору, когда у ребёнка ещё только пробуждается сознание, внушить ему веру в людей, они тем самым помогли

    своим сыновьям или дочерям вырасти счастливыми. (11)Безусловно, различные события могут затем разочаровать тех, у кого было счастливое детство, и раньше или позже они столкнутся с трудностями бытия и жестокостью человеческой натуры. (12)Но, вопреки ожиданию, лучше перенесёт всевозможные невзгоды как раз тот, чьё детство было безмятежно, прошло в

    атмосфере любви и доверия к окружающим, было наполнено приятными эмоциями и беззаботным спокойствием.

    (13)Мы произносим при детях фразы, которым не придаём значения, но им-то они представляются полными скрытого смысла. (14)И взрослому человеку даже сложно представить, сколько невысказанных опасений, сколько невообразимых понятий начинает роиться в детских головках от этих, казалось бы, незначительных фраз! (15)Я вспоминаю, что, когда мне было лет пять или шесть, в наш городок приехала на гастроли театральная труппа и повсюду были расклеены афиши с названием спектакля «Сюрпризы развода». (16)Я не знал тогда значение слова «развод», но смутное предчувствие подсказывало мне, что

    это одно из тех запретных, притягательных и опасных слов, что приоткрывают завесу над тайнами взрослых. (17)И вот в день приезда этой труппы городской парикмахер в приступе ревности несколько раз выстрелил из револьвера в свою жену, причём об этом преступлении, потрясшем весь город, рассказали при мне. (18)Каким образом возникла тогда в моём детском сознании связь между этими двумя фактами, столь далёкими друг от друга? (19)Честно признаться, точно уж не помню. (20)Но ещё очень долго я, несмотря на отсутствие взаимосвязи между этими событиями, думал, что развод − это такое преступление, когда муж убивает свою виновную жену прямо на сцене театра.

    (21)Разумеется, и самые чуткие родители не в силах помешать зарождению сверхъестественных представлений и наивных догадок в головах их детей. (22)Ведь давно известно, что жизненный опыт так просто не передаётся и каждый самостоятельно усваивает уроки жизни, какими бы простыми или сложными они ни были. (23)Но остерегайтесь, по крайней мере, сами давать

    ребёнку опасную пищу для воображения. (24)Мы избавим своих детей от тяжёлых переживаний, если будем всё время помнить о том, что они обладают обострённым любопытством и гораздо впечатлительнее нас.

    (По А. Моруа) *

    * Андре Моруа – французский писатель XX века.

    (1)Взрослые слишком часто живут рядом с миром детей, даже не пытаясь понять его.


    Ответ:

    Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

    «В приведённом фрагменте А. Моруа говорит о сложности понимания детей их родителями. Использование такого тропа, как (А)_______ (в предложении 5), усиливает экспрессию речи и придаёт ей глубокий обобщающий смысл. Серьёзность авторского отношения к проблеме помогает передать употребление такого лексического средства, как

    (Б)______ («бытие», «столь», «пища для воображения»). Значимой особенностью данного текста является то, что автор, не используя ни единого обращения к своим читателям, ведёт с ними при этом непрекращающийся, эмоционально насыщенный диалог. Этот эффект обеспечивается различными синтаксическими средствами, среди которых (В)_______ (предложение 14) и (Г)_______ (предложения 8, 10, 11, 14, 21, 23)».

    Список терминов:

    2) книжная лексика

    3) вводные слова

    4) восклицательные предложения

    5) гипербола

    6) фразеологизмы

    7) ряды однородных членов

    8) эпитеты

    9) развёрнутая метафора

    Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

    A Б В Г

    (1)Взрослые слишком часто живут рядом с миром детей, даже не пытаясь понять его. (2)А ребёнок между тем пристально наблюдает за миром своих родителей, он старается постичь и оценить его. (3)Фразы, неосторожно произнесённые в присутствии малыша, подхватываются им, по-своему истолковываются и создают определённую картину мира, которая надолго

    сохранится в его воображении.

    (4)Одна женщина говорит при своём восьмилетнем сыне: «Я скорее жена, нежели мать». (5)Этим, сама того не желая, она, быть может, наносит ему рану, которая будет кровоточить чуть ли не всю его жизнь.

    (6)Преувеличение? (7)Не думаю. (8)Пессимистическое представление о мире, сложившееся у ребёнка в детстве, возможно, в дальнейшем изменится к лучшему. (9)Но процесс этот будет протекать мучительно и медленно. (10)Напротив, если родителям удалось в ту пору, когда у ребёнка ещё только пробуждается сознание, внушить ему веру в людей, они тем самым помогли

    своим сыновьям или дочерям вырасти счастливыми. (11)Безусловно, различные события могут затем разочаровать тех, у кого было счастливое детство, и раньше или позже они столкнутся с трудностями бытия и жестокостью человеческой натуры. (12)Но, вопреки ожиданию, лучше перенесёт всевозможные невзгоды как раз тот, чьё детство было безмятежно, прошло в

    атмосфере любви и доверия к окружающим, было наполнено приятными эмоциями и беззаботным спокойствием.

    (13)Мы произносим при детях фразы, которым не придаём значения, но им-то они представляются полными скрытого смысла. (14)И взрослому человеку даже сложно представить, сколько невысказанных опасений, сколько невообразимых понятий начинает роиться в детских головках от этих, казалось бы, незначительных фраз! (15)Я вспоминаю, что, когда мне было лет пять или шесть, в наш городок приехала на гастроли театральная труппа и повсюду были расклеены афиши с названием спектакля «Сюрпризы развода». (16)Я не знал тогда значение слова «развод», но смутное предчувствие подсказывало мне, что

    это одно из тех запретных, притягательных и опасных слов, что приоткрывают завесу над тайнами взрослых. (17)И вот в день приезда этой труппы городской парикмахер в приступе ревности несколько раз выстрелил из револьвера в свою жену, причём об этом преступлении, потрясшем весь город, рассказали при мне. (18)Каким образом возникла тогда в моём детском сознании связь между этими двумя фактами, столь далёкими друг от друга? (19)Честно признаться, точно уж не помню. (20)Но ещё очень долго я, несмотря на отсутствие взаимосвязи между этими событиями, думал, что развод − это такое преступление, когда муж убивает свою виновную жену прямо на сцене театра.

    Напишите сочинение по прочитанному тексту.

    Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

    Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

    Объём сочинения - не менее 150 слов.

    Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


    (1)Взрослые слишком часто живут рядом с миром детей, даже не пытаясь понять его. (2)А ребёнок между тем пристально наблюдает за миром своих родителей, он старается постичь и оценить его. (3)Фразы, неосторожно произнесённые в присутствии малыша, подхватываются им, по-своему истолковываются и создают определённую картину мира, которая надолго

    сохранится в его воображении.

    (4)Одна женщина говорит при своём восьмилетнем сыне: «Я скорее жена, нежели мать». (5)Этим, сама того не желая, она, быть может, наносит ему рану, которая будет кровоточить чуть ли не всю его жизнь.

    (6)Преувеличение? (7)Не думаю. (8)Пессимистическое представление о мире, сложившееся у ребёнка в детстве, возможно, в дальнейшем изменится к лучшему. (9)Но процесс этот будет протекать мучительно и медленно. (10)Напротив, если родителям удалось в ту пору, когда у ребёнка ещё только пробуждается сознание, внушить ему веру в людей, они тем самым помогли

    своим сыновьям или дочерям вырасти счастливыми. (11)Безусловно, различные события могут затем разочаровать тех, у кого было счастливое детство, и раньше или позже они столкнутся с трудностями бытия и жестокостью человеческой натуры. (12)Но, вопреки ожиданию, лучше перенесёт всевозможные невзгоды как раз тот, чьё детство было безмятежно, прошло в

    атмосфере любви и доверия к окружающим, было наполнено приятными эмоциями и беззаботным спокойствием.

    (13)Мы произносим при детях фразы, которым не придаём значения, но им-то они представляются полными скрытого смысла. (14)И взрослому человеку даже сложно представить, сколько невысказанных опасений, сколько невообразимых понятий начинает роиться в детских головках от этих, казалось бы, незначительных фраз! (15)Я вспоминаю, что, когда мне было лет пять или шесть, в наш городок приехала на гастроли театральная труппа и повсюду были расклеены афиши с названием спектакля «Сюрпризы развода». (16)Я не знал тогда значение слова «развод», но смутное предчувствие подсказывало мне, что

    это одно из тех запретных, притягательных и опасных слов, что приоткрывают завесу над тайнами взрослых. (17)И вот в день приезда этой труппы городской парикмахер в приступе ревности несколько раз выстрелил из револьвера в свою жену, причём об этом преступлении, потрясшем весь город, рассказали при мне. (18)Каким образом возникла тогда в моём детском сознании связь между этими двумя фактами, столь далёкими друг от друга? (19)Честно признаться, точно уж не помню. (20)Но ещё очень долго я, несмотря на отсутствие взаимосвязи между этими событиями, думал, что развод − это такое преступление, когда муж убивает свою виновную жену прямо на сцене театра.

    (21)Разумеется, и самые чуткие родители не в силах помешать зарождению сверхъестественных представлений и наивных догадок в головах их детей. (22)Ведь давно известно, что жизненный опыт так просто не передаётся и каждый самостоятельно усваивает уроки жизни, какими бы простыми или сложными они ни были. (23)Но остерегайтесь, по крайней мере, сами давать