Войти
В помощь школьнику
  • Дальневосточная пожарно-спасательная академия осуществляет набор слушателей Двфу мчс
  • Презентация на тему порядковые числительные Числительные в английском языке презентация
  • Где находится памятник Петру I «Медный всадник Почему памятник петру 1
  • Сочинение на тему: «Судьба Григория Мелехова - истоки трагедии
  • Прокляты и убиты. Астафьев. Его роман Прокляты и убиты Астафьев прокляты и убиты сюжет
  • Как в германии отмечают день победы над нацизмом
  • Празднуют ли немцы 9 мая. Как в германии отмечают день победы над нацизмом. Гитлер о пакте и позиции Сталина

    Празднуют ли немцы 9 мая. Как в германии отмечают день победы над нацизмом. Гитлер о пакте и позиции Сталина

    8 мая в Европе отмечается день окончания Второй мировой войны. В Германии этот день называется Днем освобождения от национал-социализма и окончания Второй мировой войны в Европе. Это не праздник, а день памяти.

    В этом году – 73-я годовщину окончания Второй мировой. Правительство ФРГ ее не отмечает, пишет DW. В последнее время официальные мероприятия, приуроченные к этому дню, проходят, как правило, только в круглые даты. Однако это вовсе не означает, что о развязанной гитлеровцами войне и об их преступлениях немцам напоминают только раз в пять лет. Проработка собственной истории идет в Германии повседневно – в школах и при содействии бесчисленных общественных и частных инициатив.

    В расписании Ангелы Меркель на текущую неделю, по данным DW, не запланировано ничего, что бы имело отношение к событиям 73-летней давности. Не исключено, что канцлер поздравит с победой президентов Франции и Украины – Эмманюэля Макрона и Петра Порошенко, с которыми у нее намечена встреча 10 мая в Аахене.

    Каждый год 8 мая большой праздник проводит Германо-российский музей Берлин-Карлсхорст. В этом году в программе праздника – детский хор музыкальной школы имени Шостаковича в берлинском районе Лихтенберг, каждый час экскурсии на немецком, русском и английском языках, а также презентация доклада «Конец войны в СМИ», публичная дискуссия историков на тему «Рейхстаг – лучший советский трофей», показ советских, французских и гэдээровских художественных фильмов о войне и многое другое.

    Директор музея рассказал корреспонденту DW, что на праздник приходят в основном жители из соседних домов, многие с детьми, пенсионеры, но немало и русскоговорящих жителей Берлина, в том числе ветераны Великой Отечественной войны. Приехали на праздник также делегации ветеранов из Беларуси, России, бывшие военнослужащие Западной группы войск СССР, которая была расквартирована в ГДР.

    Музей в Карлсхорсте – далеко не единственный в немецкой столице, рассказывающий о Второй мировой войне и преступлениях нацистов. Кроме государственных и общественных музеев, получающих дотации из казны, есть и частные, существующие исключительно за счет состоятельных людей.

    35-летний Энно Ленце – один из таких энтузиастов. Пару лет назад он за собственные полтора миллиона евро выкупил у города один из берлинских бункеров времен войны. Подобных сооружений в Берлине несколько десятков. Из тех, что приватизированы или арендованы, большинство используется либо в коммерческих целях – например, для игры в пейнтбол, – либо как фундамент под жилье.

    Энно Ленце открыл в своем бункере документальную экспозицию под названием «Гитлер – как такое могло произойти». Значительное место на выставке посвящено теме холокоста. Фотографии в одном из залов – не для слабонервных. Энно Ленце рассказал корреспонденту DW, что именно эти фотографии производят особенно сильное впечатление на посетителей музея, из которых примерно треть – школьники.

    К принципам демократии, одним из которых является всеобъемлющая толерантность, можно относиться по-разному. Кто-то смотрит на них с изрядной долей скепсиса, а кто-то возводит в Абсолют, превращая вожделенные свободы в верховную цель, к выполнению которой должно стремиться любое цивилизованное общество. Однако даже если смотреть на толерантность максимально негативно, нельзя не отметить положительные стороны подобной политики. Одним из таких плюсов уж который год является тот факт, что наши бывшие соотечественники могут беспрепятственно отмечать День Победы в…Германии. Сами немцы никак не реагируют на этот процесс. Нет ни протестов, ни провокаций, ни срывов. Примечательно, что вот уже второй год подряд байкеры из мотоклуба «Ночные волки» без всяких проблем попадают на территорию Германии. В отличие, например, от той же Польши, которая в этом году вставила немало палок в колёса экстравагантным патриотам из России. Или той же Чехии, где «волков» встретили агрессивно настроенные активисты с украинскими, американскими и чешскими флагами. В итоге «Ночные волки» до Берлина всё-таки добрались, возложив цветы на нескольких военных мемориалах в рамках своего мотопробега «Дороги войны». В этом году до Берлина доехало 200 участников клуба, тогда как в прошлом, из-за проблем на границе особо упёртых стран Евросоюза, в столицу Германии попало лишь три человека из России. Тогда положение спасли члены клуба с европейским гражданством, которые присоединились к российским братьям и в этом году.


    Вообще, в самой Германии 9 мая – это обычный рабочий день. Немцы отмечают День Освобождения от национал-социализма 8 мая, да и было бы странно, если бы немцы отмечали День Победы СССР над нацистской Германией. Однако бывшие советские ветераны, проживающие на данный момент в Германии, да и простые эмигранты из России, День Победы отмечают, несмотря суету трудового дня. Благо есть где. В восточной части Берлина, на берегу Шпрее, расположен знаменитый Трептов-парк, в котором находится советский военный мемориал, воздвигнутый в честь разгрома гитлеровского нацизма. На территории мемориала похоронено 7 000 советских солдат, погибших в боях за Берлин. Именно сюда стекаются 9 мая ветераны ВОВ, русскоязычные жители Берлина и паломники из стран России и Восточной Европы.






    Как рассказывают сами ветераны, поначалу им было неудобно праздновать День Победы в Германии, однако со временем стало намного проще. Видимо, лёгкость стала возможной в силу отсутствия негативной реакции со стороны общественности и правительства. Такие зверства, как недавнее обливание ветеранов зелёнкой в украинском Славянске, немецкое правительство ублюдкам с рук не спустило бы. Причина, видимо, в том, что Германия до сих пор испытывает чувство вины за своих агрессивных предков, отвечая по полной программе за «грехи отцов» и стараясь не допустить воскрешения нацизма. Поэтому в Берлине радикалы памятники советским солдатам оскверняют довольно редко, а администрация оперативно устраняет повреждения, когда такое всё же случается, принося свои извинения. Однако такого тотального вандализма, какой был в той же Болгарии, где советский памятник оскверняют с заядлой периодичностью, в Германии не случалось.




    Собственно, здесь толерантность и чувство вины за нацизм играют на пользу русскоязычным гражданам Германии, желающим раз в год почтить память предков. Ежегодно к берлинским мемориалам в Трептов-парке, Тиргартене и Панкове стекаются сотни людей, дабы возложить цветы на могилу советских солдат, немного не доживших до конца войны. Вечная память героям и спасибо, толерантным немцам за предоставленную нашим ветеранам возможность!


    - Простите, а где здесь монумент советским солдатам?

    Мемориал в берлинском Трептов-парке самый большой за пределами экс-СССР, и он сразу поражает своими размерами. Прогуливаются следящие за порядком полицейские, уборщики собирают упавшие веточки. Сюда постоянно приходят люди - и, что удивительно, не только жители бывшей ГДР, а и вполне себе западные немцы. Я встречаю бизнесмена из Гамбурга, 34-летнего Герберта Мюллера , который специально приехал к памятнику - положить цветы и почтить память совет-ских солдат. Ситуация, которую довольно трудно представить в современных Польше, Венгрии или Чехии.

    Регулировщица Катя Спивак на берлинском перекрёстке. Май 1945 года. Фото: РИА Новости / Яков Рюмкин

    «Чудовищная мясорубка»

    9 мая я всегда думаю о страданиях военнослужащих Германии и СССР, которые оказались втянутыми в чудовищную мясорубку, самую кровавую в истории человечества, - говорит мне Герберт. - Знаете, что больше всего возмущает меня сейчас? Политики в Западной Европе забыли о Второй мировой и агрессивно толкают нас на разборки с Россией. Их ничему не научили 50 миллионов погибших. Как поставки современного оружия Украине помогут перемирию в этой республике? Мы не можем изменить что-то в прошлой войне, но способны предотвратить следующую: вот о чём следует думать!

    Своего дедушку Герберт Мюллер никогда не видел - тот был убит под Москвой в декабре 1941 г. Такую же историю, за редким исключением, расскажет почти каждый немец - деды состояли на службе в армии, СС, гестапо, воевали в фольксштурме. Кто-то погиб на фронте, кто-то попал в плен, а кого-то даже повесили как военного преступника: мне довелось общаться с женщиной, чей дед служил в концлагере Майданек. Однако никакого негатива в адрес Дня Победы в отличие от наших бывших друзей из Восточной Европы я не услышал. Безусловно, для немцев 8-9 мая - не общенародный праздник, а скорее повод для скорби по погибшим родственникам. Вот что все точно не забыли, так это бомбёжки Берлина и других городов англо-американской авиацией. «В Гамбурге в 1943 г. погибли 40 000 мирных жителей, через два года в Дрездене - 25 000. Им даже памятники ставить нельзя - «союзники» Германии неправильно поймут, - рассказывает бизнесмен Фолькер Хайнеке - в 1942 г., будучи двухлетним ребёнком, он был похищен в СССР нацистами и помещён в приют СС «Лебенсборн». - Мне было пять лет, но я хорошо помню, как в Гамбурге горели жилые кварталы: бомбы падали рядом».

    «Сколько погибло русских?»

    В то же время, пообщавшись со школьниками и студентами Берлина, я с грустью понял - жертвы СССР во Второй мировой войне за последние 25 лет изрядно подзабыты. «Сколько погибло советских граждан? - переспрашивает меня целая группа школьников у Бранденбургских ворот. - Э-э-э… миллион? Нет? Пять миллионов? Простите, надо посмотреть в Интернете». Сейчас в немецких школах учат точное число умерщвлённых нацистами евреев и цыган, однако про три миллиона погибших в плену советских солдат (подпадающих под определение холокоста в широком смысле) немцам неизвестно - так же как и про миллион жертв блокады Ленинграда, и про тысячи сожжённых деревень в СССР.

    Зато экскурсоводы в Берлине рассказывают школьным группам, сколько человек было застрелено пограничниками ГДР при попытке преодолеть Берлинскую стену, и, показывая на советский флаг (рядом с КПП «Чарли» - бывший блокпост при въезде в американский сектор), объясняют: «Здесь начиналась территория Кремля и заканчивалась территория свободы». Кто сказал, что холодная война закончилась?

    Я хочу подчеркнуть - подавляющее большинство берлинцев не ставят под сомнение, что Советский Союз сыграл значительную роль в крушении национал-социализма, - заявил в интервью «АиФ» Флориан Шмидт, сотрудник пресс-службы бургомистра Берлина . - Хотя изредка монумент советским воинам в Трептов-парке пытаются осквернить неонацисты, мы настроены предотвращать подобные акции. Для нас этот памятник - свидетельство окончания ужасной войны, знак освобождения от гитлеровской диктатуры, а 70-летие победы над нацизмом - важный юбилей для жителей единой Германии. 8-9 мая в Берлине на государст-венном уровне планируется провести серию торжеств, уст-роить выставки и публичные чтения романов о войне.

    Во времена ГДР к памятнику советскому солдату шли толпы людей. Сегодня - гораздо меньше. Но всё равно идут и несут живые цветы. Фото: РИА Новости (слева), АиФ / Георгий Зотов (справа)

    «Мы тут не дураки»

    Лишь однажды (в 1992 г.) в сенате Берлина поднимали вопрос: убрать ли изречения Сталина с памятника в Трептов-парке? Но его сразу замяли: в Германии ведут себя иначе, чем наши соседи по Восточной Европе, и понимают,что трогать подобные вещи НЕЛЬЗЯ. В Берлине я беседовал и с западными, и с восточными немцами: такие разные по характерам, они нередко сходятся в одном мнении - Советский Союз имел право после разгрома Третьего рейха остаться на немецкой земле. «А какой тогда был вариант? - с удивлением спрашивает меня журналист одной из ведущих газет ФРГ. - Американцы поставили свои базы на германском западе, русские - на востоке. Сейчас в Восточной Европе стараются убирать памятники советским солдатам, но мы не подражаем дуракам. Надо учитывать, что для русских военная тема болезненна до сих пор - немцы убили в СССР больше людей, чем в любой другой стране. К сожалению, об этом стали забывать…»

    Согласно опросам, 72% молодёжи из Восточной Германии смогли назвать дату окончания Второй мировой войны, а вот 68% молодёжи западной части страны это сделать не удалось. Лишь 18% жителей ФРГ знают, сколь огромные людские потери понёс Совет-ский Союз. «Плохо, что современные немцы не в курсе страшной судьбы 15 миллионов мирных жителей СССР, убитых вермахтом, люфтваффе и СС, - вздыхает бизнесмен из Гамбурга Фолькер Хайнеке. - По-моему, эти люди заслужили отдельный мемориальный комплекс в центре немецкой столицы в память об их страданиях. Но ни бывшее советское правительство, ни нынешнее немецкое об этом не подумали...» Правда, хотя бы одна вещь в Берлине остаётся неизменной. «Мы считаем, что русские нас не завоевали, а освободили, - сказал «АиФ» гитарист популярной группы «Раммштайн» Пауль Ландерс . - И другого мнения среди моих знакомых по этому поводу не существует».

    Смотрите: Специальный проект АиФ.ru о штурме Берлина и его первых послевоенных днях →

    Сегодняшний рассказ о жизни в Германии приурочен ко Дню Победы. Нашей Победы. А как к этому празднику относятся в современной Германии, как его отмечают и отмечают ли вообще? Знают ли современные немцы правду о Второй мировой?

    День 9 мая у них, разумеется, никак не отмечается. В Германии, как и в других странах Европы, о Второй мировой вспоминают 8 мая, в День освобождения от фашизма, и посвящается этот день памяти узников концлагерей. К этой дате оставшиеся в живых пожилые люди с выколотыми на руках цифрами порядковых лагерных номеров съезжаются в Германию из США, Франции, Чехии, Польши, чтобы еще раз вспомнить о миллионах жертв Бухенвальда, Дахау, Заксенхаузена. Можно предположить, что и в этом году, по традиции, по немецкому телевидению выступит президент, покажут документальный фильм, новостные каналы дадут сюжеты о возложении цветов на могилы бывших узников концлагерей. Вряд ли будет что-то еще. И во всей стране не найдется ни одного политика, который в открытую стал бы обсуждать эту тему.

    В отличие от России и других постсоветских республик, где в майские дни громко и торжественно чествуют ветеранов вой­ны, в Германии – тишина. Ветераны вермахта, в отличие от бывших воинов Советской Армии, не имеют своих структур (советов, комитетов, клубов). Они, конечно, могут собраться вместе, но что им сказать друг другу на закате жизни? Ведь большинство из них были обычными людьми, которые подверглись мощной пропагандистской обработке, а затем были брошены на мировую бойню.

    И хотя о событиях 1941-1945 годов стараются вслух не упоминать, трагедия той войны воспринимается немцами на семейном уровне – они помнят своих погибших предков, зажигают свечи в день их смерти. Друзья родственников нашей Светланы, со слов которой записан этот и наши предыдущие повествования о Германии, рассказывают об одном из них – 27-летнем унтер-офицере Андреасе АМАННЕ, погибшем 8 апреля 1944 года в Восточном Крыму. Ежегодно в этот день собирается вся семья: родные братья и сестра Андреаса – 84-летний Рихард, 82-летний Ханс и 89-летняя Гезильде. Они открывают семейный архив, рассматривают похоронку брата в виде маленькой книжечки с фотографией. А еще в архиве хранится реликвия – фото крымской могилы, в которой захоронен их Андреас. Оно было сделано еще в 70-е годы, когда семья специально совершила теплоходный круиз по Дунаю с заходом в Одессу и Крым, чтобы попасть на его могилу.

    День 8 мая в Германии воспринимается как поражение, вызывающее чувство стыда. Похоже, что сегодняшние немцы испытывают неловкость за своих предков – участников тех событий (трудно представить что-то подобное у нас). Победу русских они воспринимают как боль, разруху, унижение, насилие. Кстати, у них вполне официально озвучивается цифра о двух миллионах немецких женщин, будто бы изнасилованных русскими солдатами на территории Германии, хотя существуют документы той поры, в том числе и приказ Верховного главнокомандующего, о расстрельных статьях за подобные акты.

    А как в Германии с памятью о национал-социализме и фюрере? Сегодня ни в школьных, ни в вузовских программах не акцентируется внимание на нацизме и злодеяниях фашистов. Историю третьего рейха «проходят» на уроках истории в обычной хронологии, как, скажем, историю Египта. А фашизм – это предмет изучения для специалистов узкого профиля. В стране практически не существует музейных экспозиций, раскрывающих сущность фашизма, а на имя Гитлер существует некое табу – оно нигде не упоминается, его стараются не произносить вслух. Немцы болезненно относятся к его деяниям. Разумеется, ни о каких памятниках Гитлеру на территории Германии и речи быть не может.

    Однако было бы ошибкой утверждать, что немецким ветеранам их потомки сегодня плюют вслед. Нет, киноиндустрия создает новые документальные фильмы, обычно посвященные различным эпизодам войны (Сталинград, Курская битва). При этом используются кадры военной кинохроники, у ветеранов и бывших военнопленных берутся пространные интервью. А молодые немцы имеют возможность прикоснуться к леденящей правде о фашизме, посетив, например, польский Освенцим. Его гробовая тишина, от которой мороз идет по коже, никого не оставляет равнодушным.

    А еще на первом этаже в здании Мюнхенского университета существует музей, который называется «Белая роза в коричневом городе». Его экспозиция рассказывает об активистах Сопротивления нацистскому режиму в Германии, в частности, о брате и сестре Гансе и Софи ШОЛЛЬ, которые создали группу «Белая роза». И хотя их деятельность ограничивалась проведением мирных антинацистских акций (таких, как разбрасывание листовок), 18 февраля 1943 года Софи и Ганс были арестованы по обвинению в государственной измене и подвержены страшным пыткам. В приговоре отмечалось: «Обвиняемые призывали к саботажу военной промышленности, осуждали национал-социали­стический образ жизни нашего народа, пропагандировали пораженческие настроения и наихудшим образом отзывались о фюрере. Тем самым они играли на руку врагам Рейха и подрывали обороноспособность нашей страны. За это им придется заплатить собственной жизнью». За четыре дня брат и сестра были изуродованы до неузнаваемости, а затем казнены на гильотине. В 70-х годах в Германии возник интерес к судьбе Софи и Ганса Шолль, и сейчас они считаются символами ненасильственного сопротивления нацизму. Их имена носят улицы и площади Мюнхена.

    Нет ли сегодня в Германии опасности возрождения фашизма? Похоже, что нет. И здесь свою силу демонстрирует государственный аппарат. Если неофашистские организации иногда и заявляют о своем существовании, то чаще всего в Берлине, на уровне неформальных молодежных организаций типа московских скинхедов (аналитики отмечают, что московские – более радикальны и жестоки). Например, одним из главных событий нынешнего мая стала разрешенная властями демонстрация правых. Неонацисты собирались пройти маршем по одному из районов Берлина. Но чтобы помешать этому, тысячи берлинцев с утра блокировали все подступы к району, пытаясь прорваться сквозь выставленные кордоны (порядок в столице обеспечивали 7 тысяч полицейских из разных регионов страны). В итоге на митинг сторонников национальной идеи собралось всего около шестисот человек, и начался он с более чем часовым опозданием. Все дома, расположенные поблизости, были украшены антифашистскими транспарантами, а их обитатели пытались заглушить выступающих музыкой и шумовыми эффектами. Марш правых проходил под улюлюканье и свист берлинцев. Когда он начался, сразу же был заблокирован сидячей забастовкой немецких политиков во главе с председателем Бундестага Вольфгангом ТИРЗЕ и присоединившихся к ним людей. В итоге марш практически был сорван, поскольку, пройдя совсем небольшой участок пути, неонацисты были вынуждены повернуть назад. К слову, все участники таких группировок состоят на поименном учете в полиции, и, что самое важное, ни одна из мелких партий, поддерживающих эти структуры, никогда не была и, по мнению аналитиков, не будет представлена в немецком парламенте. Поэтому юным неофашистам позволено разве что кулуарно «поумничать» на тему чистоты арийской расы, но они должны знать о том, что с 1947 года в Германии существует конституционный запрет на фашистскую идеологию, а стало быть, графическое изображение свастики или выброс руки в нацистском приветствии автоматически подпадает под статью закона.

    Все послевоенные поколения немцев испытывают на себе последствия фашизма и слышат его отголоски. До сегодняшнего дня немецкие туристы, посещая, например, Бельгию или Данию, сталкиваются с проявлениями злобы и ненависти со стороны местного населения. Европа очень медленно залечивает раны Второй мировой. А сами немцы до недавнего времени подсознательно стеснялись своей национальности. И только четыре года назад, во время Чемпионата мира по футболу, проходившего в Германии, немецкая молодежь впервые отважилась взять в руки национальные флажки. Многие пожилые немцы склонны считать это знаковым явлением, символизирующим начало новой эпохи в истории Германии.

    Перегляди 1 302