Войти
В помощь школьнику
  • Кристаллические решетки в химии Ионная кристаллическая решетка
  • Отличительные черты личности
  • Аномальные зоны тверской
  • Про легендарную разведывательную "Бешеную роту", позывной "Гюрза" История роты гюрзы
  • Общая характеристика кишечнополостных, образ жизни, строение, роль в природе
  • Современные инновационные технологии в образовании
  • Использование аису "параграф" в общеобразовательном учреждении: сборник. Использование аису "параграф" в общеобразовательном учреждении: сборник Программа параграф для школ

    Использование аису

    ООО "Внедренческий Центр Комплекс"

    АИСУ «Параграф 3»

    для образовательных учреждений

    УСТАНОВКА И НАСТРОЙКА

    Руководство Администратора

    Санкт-Петербург

    В руководстве описываются установка серверной и клиентских частей управления "Параграф 3"и их настройка в соответствии с особенностями учебного заведения.

    Подробная информация о функциональных возможностях программных компонентов, входящих в состав комплекса, и правилах работы с ними содержится в эксплуатационной документации, хранящейся на установочном компакт-диске.

    Серверная часть

    Серверная часть состоит из сервера баз данных Firebird, баз данных и программы «Менеджер баз данных».

    Системные требования к компьютеру-серверу

    При любой форме организации сети (с выделенным компьютером-сервером или без него) к компьютеру, который будет использоваться в качестве сервера, предъявляются следующие требования:

    Процессор не менее Pentium-4 2.6 GHz. ОЗУ не менее 1 Gb. Около 500 МБ свободного места на жестком диске (размер указан с учетом среднего размера единой сетевой базы данных, при большом количестве информации, хранимой в базе, возможно понадобится дополнительное свободное место). На сервере должна быть установлена одна из следующих операционных систем: Windows 2000/2003/XP/2008/Windows7. Учитывая возможности по организации защиты данных, предпочтение следует отдать системам Windows 2000/2003/2008 (особенно, если используется выделенный компьютер-сервер). Сеть со скоростью 10 Мб/с. Сетевой протокол – TCP/IP (наличие других протоколов может замедлить скорость работы в сети).

    Обратите внимание на настройку программ Firewall-ов. На компьютере-сервере, а также на компьютерах клиентах должны быть открыты порты 3050 для работы по протоколу TCP/IP.

    Установка серверной части

    Для установки серверной части необходимо наличие двух файлов: server_setup. exe и Firebird-2.5.1.26351_1_xx. exe.

    В первую очередь необходимо выполнить установку Firebird 2.5.1. Либо 32-х разрядной версии (файл Firebird-2.5.1.26351_1_Win32.exe), либо 64-х разрядной версии (файл Firebird-2.5.1.26351_1_x64.exe). 64-х разрядная версия может быть установлена только, если на Вашем сервере установлена 64-х разрядная операционная система.

    Примечание 1: Использование 64-х разрядной версии Firebird на 64-х разрядной операционной системе не является обязательным.

    Примечание 2: Firebird 2.5.1. ОБЯЗАТЕЛЬНО должен быть установлен в папку по умолчанию. Это будет папка:

    c:\Program Files\Firebird\Firebird_2_5

    или: c:\Program Files (x86)\Firebird\Firebird_2_5

    В процессе установки настройки Firebird менять не следует. Всё должно быть установлено по умолчанию:

    Далее запустите файл server_setup. exe. Инсталлятор проверяет наличие на компьютере сервера баз данных Firebird 2.5.1, если Firebird 2.5.1 не обнаружен, то выводится сообщение о необходимости его установить и работа прекращается:

    Если Firebird установлен, то инсталлятор предлагает установить серверную часть в папку C:\Paragraf\DB. Обратите внимание, эта папка НЕ ДОЛЖНА быть доступна пользователям в сетевом окружении!

    Если Вы измените этот путь, то запомните, куда Вы установили базу данных, это понадобится при установке клиентской части. Также понадобится сетевое имя компьютера-сервера или его IP-адрес.


    Во время установки проверяется подключение к серверу баз данных, поэтому у Вас будет запрошен пароль системного администратора SYSDBA, по умолчанию этот пароль masterkey, он подставляется инсталлятором в поле ввода. Если Вы изменяли этот пароль, то введите его. Если Вы не меняли пароль, то оставьте подставленный по умолчанию пароль.

    На последнем шаге инсталлятор для Windows XP открывает в брандмауэре порты 3050 и 3051 протокола TCP/IP для того, чтобы клиентские компьютеры могли получить доступ к базам данных сервера.

    После установки серверной части появится меню «Пуск» → «Программы» → «Параграф» → «Сервер».

    Удаление серверной части

    Для удаления сервера баз данных Firebird и программных компонентов серверной части воспользуйтесь процедурой деинсталляции в Windows. Базы данных автоматически не удаляется, при необходимости их нужно удалить вручную.

    Клиентская часть

    Клиентская часть состоит из файла client_setup. exe.

    Системные требования к компьютеру-клиенту

    Требования к оборудованию и программному обеспечению, которые необходимы для работы программного комплекса на компьютере-клиенте:

    Процессор не менее Pentium-4 2.6 GHz. ОЗУ не менее 1 Gb. Около 100 МБ свободного места на жестком диске. Монитор и видеокарта, поддерживающие разрешение 800x600. Операционная система: Windows 2000/2003/XP/2008/7. Для работы с отчётами должен быть установлен пакет Microsoft Office 2000 или более поздний или Open Office 2.4 или более поздний. Локальная сеть со скоростью передачи данных не менее 10 Мб/с. Сетевой протокол – TCP/IP (наличие других протоколов может замедлить скорость работы в сети).

    Установка клиентской части

    На каждой клиентской машине необходимо запустить файл client_setup. exe

    Указать сетевое имя компьютера-сервера, на котором Вы установили серверную часть программного комплекса. Вместо сетевого имени компьютера Вы можете указать IP-адрес – это может ускорить работу. Если клиентская часть устанавливается на компьютере-сервере, то имя указывать не надо. Далее надо указать путь к базам данных на сервере. Если при установке серверной части Вы использовали путь по умолчанию, то это будет C:\Paragraf\DB.

    После установки клиентской части появится меню «Пуск» → «Программы» → «Параграф» → «Клиент».

    Первый запуск клиентской части

    После первого запуска одной из клиентских частей Параграф у Вас появится следующее сообщение:

    Укажите пароль SYSDBA (системного администратора сервера Firebird). По умолчанию после установки Firebird 2.5.1 этот пароль будет masterkey. Клиентская часть создаст все необходимые подключения и при любых последующих запусках с любого компьютера это сообщение появляться не будет.

    Удаление клиентской части

    Удалить клиентскую часть программного комплекса можно выбрав меню «Пуск» → «Программы» → «Параграф» → «Клиент» → «Удаление».

    Автоматизация процесса установки клиентских частей в локальной сети

    Этот раздел может быть интересен для администраторов локальных сетей, использующих средства автоматизации установки программного обеспечения на большое число клиентских компьютеров в локальной сети. Инсталлятор поддерживает параметры командной строки, позволяющие установить клиентскую часть программного комплекса в скрытом режиме. Для этого к запускаемому файлу client_setup. exe добавляются следующие параметры:

    /VERYSILENT – запустить инсталлятор в скрытом режиме;

    /ServerName="Server" – сетевое имя (или IP-адрес) сервера баз данных;

    /DBPath="C:\Paragraf\DB\" – путь к базам данных на этом сервере.

    Пример командного (*.bat) файла для скрытого запуска установки клиентской части программного комплекса:

    start client_setup. exe /VERYSILENT /ServerName="Server" /DBPath="C:\Paragraf\DB\"

    Установка обновлений программного комплекса

    Установка обновлений ничем не отличается от установки серверной части программного комплекса. Для установки необходимо наличие новой версии файла серверной части: server_setup. exe. Перед установкой обновления рекомендуется при помощи «Менеджера баз данных» сделать резервные копии всех баз данных.

    Запустите файл server_setup. exe и последовательно выполняйте все шаги мастера установки. При этом обратите внимание на следующие моменты:

    На первом шаге мастер установки предложит установить серверную часть в туже папку, в которую программный комплекс был установлен ранее. Менять эту папку нельзя, иначе Вы установите ещё одну копию серверной части. Если Вы с помощью «Менеджера баз данных» меняли пароль системного администратора SYSDBA, то перед установкой обновления его следует вспомнить и ввести на втором шаге мастера установки. Иначе обновление не будет установлено. При выполнении обновления мастер установки не удаляет и не заменяет Ваши базы данных, он только вносит в них обновления. Заменяется только база BIN. FDB, которая содержит новые версии исполнимых файлов. Клиентские части программного комплекса обновлять не нужно. После установки обновления, при первом обращении к базам данных, клиентские части обновятся автоматически.

    Что делать после сбоя в системе.

    Если сбой произошёл на клиентском компьютере и Вам пришлось переустановить операционную систему, то после этого достаточно переустановить клиентскую часть программного комплекса на данном компьютере используя инсталляционный пакет.

    Если сбой произошёл на компьютере-сервере и Вам пришлось переустановить операционную систему, то алгоритм действий несколько сложнее.

    В первом случае предполагается, что Вы регулярно делали резервные копии баз данных. Вам необходимо заново переустановить серверную часть программного комплекса на данном компьютере используя инсталляционный пакет. После этого Вы должны запустить программу «Менеджер баз данных» и выполнить процедуру восстановления баз данных BASE. FDB, BIN. FDB и BLOB. FDB описанную в разделе «Восстановление базы данных из резервной копии».

    Во втором случае предполагается, что Вы делали резервные копии баз данных не регулярно и переустанавливали операционную систему в режиме восстановления. Тогда есть шанс, что базы данных сохранились. Выполните переустановку серверной части программного комплекса на данном компьютере в туже папку, куда серверная часть программного комплекса была установлена ранее. При установке или переустановке базы данных никогда не заменяются, т. е. инсталляционный пакет их не перезаписывает. После этого Вы должны запустить программу «Менеджер баз данных» и выполнить процедуру резервного копирования баз данных BASE. FDB, BIN. FDB и BLOB. FDB описанную в разделе «Создание резервных копий баз данных». Это нужно для того, чтобы проверить целостность файлов баз данных. Если резервное копирование прошло успешно, то всё в порядке. Если «Менеджер баз данных» сообщает об ошибке в процессе резервного копирования, то файл базы данных испорчен и его следует восстановить из старой резервной копии.

    Защита и сохранность данных.

    Ещё раз перечислим основные моменты, которые необходимо знать и выполнять при работе с программным комплексом, чтобы обеспечить их защиту и сохранность:


    Папка, в которую установлена серверная часть программного комплекса, НЕ ДОЛЖНА быть доступна пользователям в сетевом окружении (раздел «Установка серверной части»). Обязательно смените пароль пользователя SYSDBA (раздел «Смена пароля системного администратора Firebird»). Обязательно установите пароль пользователя admin (раздел «Установка пароля пользователя admin»). Делайте резервные копии баз данных (раздел «Создание резервных копий баз данных»). Для каждого пользователя создайте свою учётную запись (раздел «Управление пользователями базы данных»).

    ПОДУМАЙТЕ, К КАКИМ ПОСЛЕДСТВИЯМ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ ПОТЕРЯ ИНФОРМАЦИИ, КОТОРУЮ ВЫ ВВОДИТЕ В БАЗУ ДАННЫХ!

    РЕГУЛЯРНО ДЕЛАЙТЕ РЕЗЕРВНЫЕ КОПИИ БАЗ ДАННЫХ!

    ХРАНИТЕ КОПИИ БАЗ ДАННЫХ НА РЕЗЕРВНЫХ НОСИТЕЛЯХ ИНФОРМАЦИИ (FLASH-НАКОПИТЕЛЯХ И КОМПАКТ ДИСКАХ).

    ООО "Внедренческий Центр Комплекс"

    АИСУ «Параграф 3»

    для образовательных учреждений

    Приложение

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

    И УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ

    Руководство Пользователя

    Санкт-Петербург

    В руководстве описывается приложение «Образовательные программы и Учебные планы» входящее в автоматизированную информационную систему управления «Параграф 3» (далее «Параграф 3»).

    · Профессиональные (основные) – ОП, реализуемые учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования, результатом освоения которых являются соответствующие документы об образовании


    · Профессиональные (дополнительные) – ОП дополнительного профессионального образования.

    4. Вид – это один из 3 видов ОП:

    · Общеобразовательные – точно соответствует типу общеобразовательные основные.

    · Дополнительного образования детей – точно соответствуют типу общеобразовательные (дополнительные).

    · Профессиональные – относятся к профессиональным ОП

    В общеобразовательном учреждении:

    · к категории «Дополнительные» относятся некоторые общеобразовательные (основные) ОП начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, а также общеобразовательные (дополнительные) ОП дополнительного образования.

    В учреждении дополнительного образования детей:

    6. Направленность – характеризует ОП как тематическую, предметную, компенсирующую, либо коррекционно-развивающую.

    7. Нормативный срок освоения – срок освоения образовательной программы.

    Учебные планы для общеобразовательных ОП

    После ввода образовательных программ, следует к каждой ОП добавить учебный план. Это можно сделать либо вручную, добавив объект «Учебный план» к объекту «Образовательная программа», либо, нажав кнопку «Выбор учебного плана», добавить готовый учебный план. Всего поставляется 6 шаблонов:

    Шаблоны сформированы на основе приказа Минобразования № 000 от 01.01.2001 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БАЗИСНОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА И ПРИМЕРНЫХ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ».

    Нажмите кнопку «Выбор учебного плана», выберите шаблон и нажмите кнопку «Скопировать».

    У Вас получился фактически готовый учебный план, за исключением компонента ОУ, который Вы должны сформировать сами.

    Если выделить «Федеральный компонент», то увидите список предметов, преподаваемых в рамках данного компонента:

    Аналогичный список предметов Вы должны создать для компонента ОУ. Выделите компонент ОУ и добавьте предметы, которые будут изучаться по данному плану в рамках компонента ОУ. Несколько рекомендаций, как правильно выбирать предметы:

    1) В списке для выбора Вы увидите все предметы, которые представлены в федеральных БУП, поэтому для основных общеобразовательных программ добавлять новые предметы в список нет необходимости (список предметов будет рассмотрен ниже).

    2) Т. к. часы по федеральному компоненту и компоненту ОУ будут учитываться отдельно, то в компонент ОУ Вы должны внести все предметы, которые будут к нему относится, вне зависимости от того, присутствуют они в федеральном компоненте или нет.

    3) Если в Вашем ОУ преподаётся только один иностранный язык (например: английский), то можно предмет «Иностранный язык» заменить на «Английский язык», как в федеральном, так и в компоненте ОУ.

    4) Если в рамках учебного плана преподаётся несколько иностранных языков, и обучающиеся выбирают для изучения один из них, то обязательно указывайте предмет «Иностранный язык», как в федеральном, так и в компоненте ОУ. Иначе не сойдётся суммарное количество часов по предмету!

    5) Если в рамках учебного плана преподаётся несколько иностранных языков (например: английский и немецкий), и оба являются обязательными для изучения, то вместо предметов «Иностранный язык» следует указать два предмета «Английский язык» и «Немецкий язык» как в федеральном, так и в компоненте ОУ.

    6) Если в рамках углублённого или дополнительного изучения предмета у Вас изучается один предмет (например углублённое изучение физики), то в компонент ОУ можно добавить предмет «Физика».

    7) Если в список углублённого или дополнительного изучения входит несколько учебных предметов по выбору, то в компоненте ОУ Вы должны выбрать один предмет: «Электив (занятия по выбору)».

    8) Для составления основных общеобразовательных программ можно использовать все предметы из списка, кроме предмета «Занятия». Этот предмет предназначен для ОП кружков, секций и т. п.

    Учебные планы для ОП дополнительного образования детей

    Теперь отметим специфику составления учебных планов для ОП дополнительного образования детей. В качестве примера рассмотрим учебный план для шахматного кружка. В этом случае, уже нельзя воспользоваться готовыми шаблонами и нужно создать объекты «Образовательная программа», «Учебный план», «Учебный компонент» и «Этап учебного плана» самостоятельно:

    Обратите внимание, в этапе учебного плана указано «Разновозрастные обучающиеся, воспитанники». Это связано с тем, что на одно занятие в кружок одновременно приходят дети разного возраста из разных параллелей. В компоненте ОУ, в список предметов нужно добавить всего один предмет «Занятия», т. к. никаких других предметов, кроме занятий шахматами и не предполагается.

    Учебные планы для ОП дополнительного образования к общему образованию

    Рассмотрим составление учебных планов для ОП дополнительного образования к общему образованию. Предположим, что у нас школа с хореографическим уклоном, и кроме предмета «Музыка», который есть в списке, преподаётся предмет «Танцы», которого в списке нет. Для того чтобы добавить такой предмет, запустите приложение «Предметы» и добавьте в нём предмет «Танцы»:

    После того как Вы вернётесь в приложение «Образовательные программы и Учебные планы», в списке добавляемых к учебному компоненту предметов добавится предмет «Танцы».

    Несколько замечаний по приложения «Предметы»:

    1) Приложение не даст Вам редактировать или удалять предметы, которые созданы инсталляционным пакетом. Их перечень фиксированный. Вы можете только создавать свои предметы и редактировать их.

    2) Не создавайте лишних предметов. Старайтесь обходиться существующим списком. Этот список будет собираться на уровне района и КО из тысяч образовательных учреждений, и не хотелось бы, чтобы он «раздувался» до тысяч предметов.

    3) Вы также можете удалять те предметы, которые создали сами. Обратите внимание, что при удалении предмета он также будет удалён из учебных планов, нагрузок, расписаний занятий и классного журнала. Поэтому относитесь к удалению предмета внимательно!

    Теперь опишем почему список предметов древовидный и почему алгебра и геометрия «привязаны» к математике, а не находятся на одном уровне с ней.

    Математика реализуется в разных классах как "Математика", "Алгебра", "Алгебра и начала анализа" и "Геометрия" (которых нет в БУП), а ГИА и ЕГЭ принимают по предмету "Математика" (который есть в БУП). История реализуется как "Всеобщая история" и "История России", а ЕГЭ принимается по предмету "История". При этом предметом проверки ОУ является строгое соответствие наименования учебного предмета в Образовательной программе, Учебном плане, Классном журнале и Расписании занятий. Руководители и специалисты вышестоящих органов управления образования требуют, чтобы все было именно так. В то же время методисты, которые входят в разного рода комиссии (в частности, аккредитационные) требуют, чтобы предметы именовались как в их рекомендациях, например, "Всеобщая история" и "История России", поскольку, по их мнению наименование учебного предмета должно соответствовать наименованию, предусмотренному соответствующей учебной программой .

    Чтобы обойти эти противоречия, применён такой «древовидный» ход. В учебных планах Вы можете писать, те предметы, которые соответствуют учебным программам («Алгебра», «Геометрия», «Всеобщая история» и т. д.). А при построении отчётов будет возможен выбор из двух вариантов:

    1) Представлять учебные планы в том виде как Вы составили (для методистов)

    2) Представлять учебные планы в «свёрнутом» виде, когда «Алгебра» и «Геометрия» просуммируются в родительский предмет «Математику», предметы по истории будут представлены как «История» и т. д.

    Связь учебных планов с учебными коллективами и объединениями

    Следующий этап работы – это связь созданных нами учебных планов с учебными коллективами и объединениями. Последовательно выделяя каждый из этапов учебного плана, добавьте к этапу учебные коллективы, проходящие обучение по этому учебному плану:

    Обратите внимание, что продолжительность и предельная нагрузка для каждого этапа обучения были автоматически скопированы из выбранного шаблона учебного плана.

    Для ОП дополнительного образования детей следует вместо учебных коллективов следует добавлять кружки, секции, группы, потоки, факультативы и т. п. в табличные поля расположенные под учебными коллективами:

    Обратите внимание, что при создании учебного плана вручную обязательные поля продолжительность и предельная нагрузка остались незаполненными. Их нужно обязательно заполнить, иначе нельзя будет перейти к заполнению нагрузки.

    Нагрузка учебного плана

    После того как вы добавили предметы в компонент ОУ по учебному плану для общеобразовательной ОП нужно выделить этот учебный план в «дереве» объектов и нажать кнопку «Нагрузка учебного плана». Откроется окно для заполнения количества учебных часов по всем предметам и этапам УП. Федеральный компонент будет заполнен автоматически из выбранного шаблона. Вам останется заполнить компонент ОУ. При заполнении следите за тем, чтобы в итоговой таблице суммарное количество часов не превышало предельную нагрузку:

    Не забудьте после заполнения учебных часов нажать кнопку «Сохранить», иначе введённые данные сохранены не будут.

    Заполнение нагрузки по учебному плану для ОП дополнительного образования детей, как правило, гораздо проще:

    Итак, это был последний шаг формирования ОП и УП. Теперь можно вернуться к приложениям «Учебные коллективы» и «Потоки, группы, кружки».

    ПОДУМАЙТЕ, К КАКИМ ПОСЛЕДСТВИЯМ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ ПОТЕРЯ ИНФОРМАЦИИ, КОТОРУЮ ВЫ ВВОДИТЕ В БАЗУ ДАННЫХ!

    РЕГУЛЯРНО ДЕЛАЙТЕ РЕЗЕРВНЫЕ КОПИИ БАЗ ДАННЫХ!

    ХРАНИТЕ КОПИИ БАЗ ДАННЫХ НА РЕЗЕРВНЫХ НОСИТЕЛЯХ ИНФОРМАЦИИ (FLASH-НАКОПИТЕЛЯХ И КОМПАКТ ДИСКАХ).

    Табличные поля модуля «Кадры» содержат очень важную для ана- лиза качества педагогического коллектива информацию о курсах повы- шения квалификации, освоенных сотрудниками образовательных учре- ждений. Анализируются и сравниваются данные о числе обученных со- трудников, местах обучения, продолжительности обучения, направле- нии обучения. 3. Модуль «Анализ успеваемости» Модуль «Анализ успеваемости» – это автоматизированная система контроля качества результатов освоения общеобразовательных про- грамм на основе внутришкольной и районной систем учета и анализа академической успеваемости, являющейся одним из ведущих показате- лей достигаемого уровня качества образования. Источником информа- ции о достигнутом уровне качества освоения общеобразовательных программ в образовательном учреждении является база данных. Данные о достигнутом уровне качества результатов освоения общеобразова- тельных программ сводятся в районной базе данных АИСУ «ПараГраф: Район», анализируются и обобщаются специалистами отдела образова- ния администрации района. В настоящее время во многих образовательных учреждениях района модуль «Анализ успеваемости» используется в полном объеме. Однако на районом уровне анализируются только данные об итоговых отметках уча- щихся по всем предметам и экзаменационные отметки учащихся выпуск- ных (9 и 11-х) классов. С помощью инструментов модуля мы получаем сле- дующую аналитическую информацию: – результаты учебной деятельности по конкретному предмету в ОУ (табл.3); Таблица 3 Результаты учебной деятельности (алгебра) Учащихся На «5» На «4-5» На «3-5» Степень с отметкой Ступень Средний Кол-во Кол-во Кол-во Из них Всего обученности обучения балл % % % учащихся Основная 429 414 4,05 67,25 15 3,62 125 30,19 396 95,65 Средняя 119 118 3,89 62,49 2 1,69 38 32,2 117 99,15 – распределение итоговых отметок среди учащихся образовательного учреждения (табл. 4); 11 Таблица 4 Распределение итоговых отметок в образовательном учреждении Учащихся На «5» На «4» На «3» Неусп. отметкой Из них с Кол-во Кол-во Кол-во Кол-во Всего Ступень % % % % Начальная 377 203 37 18,23 105 51,72 60 29,56 1 0,49 Основная 429 414 15 3,62 110 26,57 271 65,46 18 4,35 Средняя 119 118 2 1,69 36 30,51 79 66,95 1 0,85 – средний балл итоговых отметок учащихся образовательного учреж- дения по ступеням (табл. 5); Таблица 5 Средний балл итоговых оценок в образовательном учреждении Ступень Учащихся с отметками, чел. Средний балл Начальная 203 4,55 Основная 414 4,05 Средняя 118 3,89 Всего 735 4,16 – данные об итоговой аттестации учащихся 9-х классов: выбранные предметы при сдаче экзамена по выбору учащихся, результаты сдачи экза- менов по всем предметам; средний балл (СБ) экзаменационных отметок по каждому предмету (табл. 6); Таблица 6 Данные об итоговой аттестации учащихся 9-а класса Физическая Англ. язык Общество- Геометрия география Биология Алгебра Русский История Инфор- матика России знание Химия МХК ОБЖ язык Абрамова Ольга 4 5 4 5 Гудилин Антон 5 3 4 3 Дмитриева Анна 4 4 5 4 … … … … … … … … … … … … … «5» 7 3 1 1 1 1 1 1 9 11 1 1 «4» 14 5 1 11 14 5 2 «3» 7 8 1 3 1 «2» Средний балл 4 3,69 4 5 5 5 5 5 4,45 4,29 4 4,33 – данные об итоговой аттестации учащихся 11-х классов (аналогично данным об итоговой аттестации учащихся 9-х классов). 12 На основе проведенного анализа данных в 2009 году был составлен рей- тинг образовательных учреждений, показатели которого значительно по- влияли на постановку целей и задач следующего учебного года на школьном и районном уровнях. С 2009/2010 учебного года анализ данных, полученный средствами АИСУ «ПараГраф-Учебное заведение» и «ПараГраф-Район», и составление на основе проведенного анализа рейтинга образовательных уч- реждений приняты как обязательный элемент аналитической деятельности районных структур системы образования Калининского района. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАНИЕМ С.А. Зенцова, главный специалист Отдела образования администрации Центрального района Санкт-Петербурга; Д.В. Зенцов, заведующий лабораторией НМЦ Адмиралтейского района Санкт-Петербурга; Д.Д. Голимбиевская, методист НМЦ Центрального района Санкт-Петербурга Эффективное использование информационно-коммуникационных технологий и их внедрение в управление образованием в рамках единого образовательного простран- ства – одно из направлений реализации Программы развития образовательной системы в Адмиралтейском и Центральном районах. Первоначально для успешного использования автоматизированной систе- мы управления образовательными учреждениями районов необходимо выяс- нить, какая именно информация наиболее важна, необходима и достаточна для эффективного управления. В связи с этим определение информационной по- требности системы управления являлось одним из основных вопросов, подле- жащих первоочередному решению при разработке информационно-логического обеспечения автоматизированной информационной системы, призванной улуч- шить процессы сбора и обработки информации в управленческих целях. Таким образом, из различных предложенных на рассмотрение районам АИСУ в поряд- ке эксперимента с 2005 года в образовательные учреждения районов была вне- дрена информационно-аналитическая система АРМ «Директор». Одна из особенностей современной социально-образовательной ситуа- ции заключается в большей, чем когда бы то ни было ранее, самостоятель- ности образовательных учреждений. С одной стороны, это активизирует творческие силы педагогических коллективов, содействует развитию инно- 13 вационных процессов в образовательных учреждениях. С другой стороны, процесс управления образовательными учреждениями значительно услож- нился и требует качественного преобразования. В условиях модернизации школьного образования необходим процесс управления, требующий не просто тщательного анализа запросов населения, но и глубокого изучения внутренних потребностей образовательного учреждения. Использование новейших информационных технологий и программных решений в сфере управления образованием позволяет обеспечить органы управления оперативными и актуальными данными обо всех аспектах дея- тельности учебных заведений. Создание единой информационной системы минимизировало появление ошибок, связанных с ручной подготовкой дан- ных, и освободило время администраторов от проведения рутинных расче- тов, предоставляя им возможность сосредоточить свое внимание на аналити- ческом изучении данных, выявлении позитивных и негативных тенденций, поиске своевременных эффективных решений. Современные технологии и конкретные программные решения дают возможность создавать «информационную вертикаль» управления сферой образования, снабжая органы управления оперативной и актуальной ин- формацией обо всех аспектах деятельности учебных заведений: организа- ции учебного процесса, успеваемости учеников, кадровом обеспечении образования и т.д., включая подготовку разнообразных отчетов и справок. Внедрение АРМ «Директор» в образовательные учреждения позволило:  сформировать основу информационной инфраструктуры управления образовательными учреждениями в районе;  освободить администрацию школ от малопроизводительного труда по составлению всевозможных отчетных документов;  осуществлять планирование учебного процесса;  получать достоверные данные, необходимые руководителю для при- нятия решений по управлению работой учреждения и района в целом;  улучшить организацию переподготовки и аттестации кадров;  создать объективную и независимую систему мониторинга качества учебного процесса. Для оптимального и безболезненного внедрения АРМ «Директор» в обра- зовательные учреждения в районах были выбраны «пилотные» школы, вокруг которых были сформированы информационные округа из других школ. Таким образом, основная апробация программы проводилась в «пилотных» учрежде- ниях, а затем по цепочке передавалась в другие учреждения. Это позволило отсекать ошибки программы на первичном этапе внедрения. Следующей особенностью являлось поэтапное внедрение АИСУ. На первом этапе была создана нормативная база (приказы отдела образо- вания, определяющие пути внедрения программы в образовательные учрежде- ния). Затем сформирован штат специалистов, ответственных за осуществление проекта в каждом учреждении. Для организации работы школьных специали- стов разработаны методические пособия и проведено их обучение. 14 На втором этапе каждая школа создавала свои базы данных и тем са- мым формировала информационный сервис учреждения. Базы данных уч- реждений сливались в единую по району базу, и тем самым формировалось информационное пространство района. В результате использования информационных технологий в управле- нии образованием:  удалось повысить скорость обработки информации (заполнение и вычленение информации из документов вручную требует большого коли- чества времени);  использование программы с простым интерфейсом позволило вы- полнять работу менее квалифицированным работникам;  использование одного программного обеспечения в разных образо- вательных учреждениях позволило унифицировать формы требуемых до- кументов, а также быстро реагировать на запрашиваемую информацию из вышестоящих организаций;  стало возможным контролировать учебный процесс на всех стадиях и получать при этом общую (объективную) картину. Функции сбора и обработки информации возложены на специалистов центров информатизации районов: методическое сопровождение – на мето- дистов, техническое сопровождение – на программистов. Функции контро- ля осуществляются отделами образования. Работа с базами данных осуществляется в форме мониторинга различ- ных направлений деятельности учреждений, что позволяет постоянно иметь оперативные и актуальные сведения из образовательных учрежде- ний, а также осуществлять их диагностику. Для взаимодействия и координации с учреждениями района была вве- дена единая почтовая сеть и открыт специализированный раздел на сайте Научно-методического центра Адмиралтейского района и отдельный сайт в Центральном районе. Единообразие почтовых адресов, вместительный почтовый ящик и возможность внутреннего контроля школ благотворно отразились на цен- трализованном обмене информацией с учреждениями. Основной способ получения файлов с базами данных проходит через электронную почту, в результате чего сократилось время сбора данной инфор- мации на уровне района и ускорился процесс корректировки баз данных. На базе центров информатизации постоянно работают курсы для ответ- ственных за ведение баз данных в ОУ. В начале каждого учебного года для вновь назначенных сотрудников проводится обязательный ознакомительный инструктаж по работе с программой АИСУ. Кроме того, постоянно обнов- ляются методические инструкции и еженедельно проводятся консультации. Работа с базами данных ведется постоянно и имеет методическую под- держку. Осуществленный в декабре 2009 года переход на новую АИСУ «ПараГраф» прошел без потери информационных данных и не потребовал критических изменений в работе образовательных учреждений. 15 Специфика работы методистов Центра информатизации с базами дан- ных заключается в тесном сотрудничестве со специалистами отдела обра- зования. Особенно это проявляется в работе по учету движения учащихся и проведению единого государственного экзамена. Центрами информатизации совместно с отделами образования разра- ботаны регламенты работы с базами данных. Контроль за регламентами возложен на Центр информатизации. Примером такого сотрудничества служит работа с одной из баз данных по учету движения учащихся. Ежеме- сячно образовательные учреждения в определенные Регламентом сроки предоставляют информацию в Центр информатизации. Ежеквартально про- водится углубленная проверка движения учащихся для предупреждения отсева обучающихся. Специалист отдела образования проверяет наполне- ние и содержание документов, в то время как методист Центра информати- зации анализирует данные электронной базы. В собеседовании обязательно принимают участие представитель администрации ОУ, курирующий дан- ное направление работы, и ответственный за ведение БД «Движение». Дан- ная система позволяет не только контролировать и анализировать деятель- ность образовательного учреждения, но и обеспечивает взаимозаменяе- мость специалистов и взаимоконтроль. Кроме того, методист Центра ин- форматизации Центрального района привлекается к проверкам образова- тельных учреждений, проводимым отделом образования в части ведения делопроизводства по обучающимся. Организация работы образовательных учреждений по подготовке и про- ведению единого государственного экзамена проходит в том же режиме. Специфика данной работы повлияла на изменение формы проведения ин- формационно-инструктивных совещаний по ЕГЭ. Данные совещания прово- дятся в два этапа. Первый этап проводится для всех специалистов учрежде- ния и несет в себе общую информацию. На втором этапе совещания аудито- рия делится на группы: специалист отдела образования работает с заместите- лями руководителя ОУ, а методисты Центра информатизации с ответствен- ными за базы данных обсуждают вопросы, связанные с технической сторо- ной проведения ЕГЭ и работой с программой АИСУ «ПараГраф». Главной отличительной чертой функционирования любого программного комплекса по сравнению с использованием различных программ для автомати- зации управленческой деятельности является принцип единственного ввода информации и использование единой базы данных для работы всех программ различного назначения. Однако за последние годы работа по информатизации управления привела к тому, что для реализации задач, поставленных перед образовательными учреждениями, необходимо использовать несколько баз данных, регламентированных Комитетом по образованию, таких как: 1) автоматизированная информационная система "Регламентация об- разовательной деятельности"; 2) банк данных "Вакансии в государственных образовательных учреж- дениях Санкт-Петербурга"; 16 3) банк данных научно-методических материалов системы образова- ния Санкт-Петербурга; 4) информационно-поисковая система "Профилактика правонаруше- ний несовершеннолетних в ОУ Санкт-Петербурга"; 5) сетевой программно-технологический комплекс "ПараГраф: Учеб- ное заведение XXI"; 6) база данных «Педкадры системы образования Санкт-Петербурга»; 7) «Региональная база данных для проведения единого государствен- ного экзамена»; 8) «Автоматизированная информационная система учета детей школь- ного возраста в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга, поль- зующихся льготными проездными билетами». Наличие такого количества баз приводит к усложнению процесса управления и нарушает принципы «унифицирования» документооборота. Кроме того, увеличивается количество ответственных за ведение базы, а не ее пользователей, что не может положительно сказаться на процессе при- нятия управленческих решений. Поддержка пользователей на сайтах Адмиралтейского и Центрального районов приведена соответственно на рис. 1 и 2. Рис. 1. Поддержка пользователей на сайте Адмиралтейского района (2005-2009 гг.) http://adm-edu.spb.ru/ 17 Рис. 2. Поддержка пользователей на сайте Центрального района (2009-2010 гг.) http://ci-center.spb.ru КАК ПОДРУЖИТЬ MS ACCESS C БАЗОЙ ДАННЫХ «ПАРАГРАФ» М.Н. Кожуховский, руководитель структурного подразделения НМЦ Невского района Санкт-Петербурга В связи с тем, что я, как впрочем и Вы, уже достаточно набрался опыта работы с Access"ом, мне стало любопытно, можно ли подключиться к базе «ПараГрафа» привычной мне системой управления и использовать все те запросы и отчёты, конструкторы которых как родные. Оказалось, что ДА, можно! Сразу оговорюсь, что править базу средствами Access тоже можно, но, наверное, этого лучше не делать, а вот сделать выборки... Тем более что база организована вполне разумно. 18 Инструкция по подключению space.fdb к базе данных MS Access Мы собираемся забрать базу (space.fdb) к себе на компьютер и рабо- тать с копией локально. Возможно и сетевое подключение, но во избежание коллизий мы пойдём путём работы с копией базы. 1. Устанавливаем FireBird. Его можно взять из пакета «ПараГраф» (CD_с_ПараГрафом:\ Firebird\Firebird- 1.5.4.4910-0-Win32.exe). 2. Устанавливаем Firebird ODBC. Можно скачать бесплатно с официального сайта FireBird (http://www.firebirdsql.org/ index.php?op=files&id=odbc имя файла Firebird_ODBC_2.0.0.148_win32.exe). 3. Копируем в удобную нам папку файл space.fdb. Путь к этой папке потребуется на следующем этапе. 4. Настраиваем ODBC. 4.1. В панели «Администрирование» (рис. 1) выбираем "Источники данных (ODBC)". 4.2. В появившемся окне "Админис- тратор источников данных ODBC" (рис. 2) нажимаем "Добавить..." Рис. 1. Панель «Администрирование» Рис. 2. Окно "Администратор источников данных ODBC" 19 4.3. В окне "Создание нового источника данных" (рис. 3) находим и указываем "FireBird/ InterBase(r) driver". 4.4. В окне "Fire Bird ODBC Кон- фигуратор" (рис. 4). 4.4.1. Указы- ваем "Имя источ- ника данных (DNS)" – для воз- можности в даль- нейшем обмени- Рис. 3. Окно "Создание нового источника данных" ваться Access-на- Рис. 4. Окно"FireBird ODBC Конфигуратор" работками догово- римся называть источник данных "ПараГраф". 4.4.2. Запол- няем поле "База данных" – это путь к файлу spase.fdb. 4.4.3. Вводим данные о пользо- вателе и пароле: пользователь – "SYSDBA" и, что- бы не вводить ка- ждый раз пароль, его тоже можно ука- зать – "masterkey". 4.5. Можно протестировать под- ключение "Проверка соединения" (рис. 5). Рис. 4. Окно"FireBird ODBC Конфигуратор" 5. Далее настраиваем MS Access: 5.1. Создаём пустой файл базы данных MS Access. 5.2. Подключаем к MS Access внешние данные: меню "Файл/Внешние данные/Связь с таблицами..." Рис. 5. Окно (рис. 6). "Проверка соединения" 20