Войти
В помощь школьнику
  • Кристаллические решетки в химии Ионная кристаллическая решетка
  • Отличительные черты личности
  • Аномальные зоны тверской
  • Про легендарную разведывательную "Бешеную роту", позывной "Гюрза" История роты гюрзы
  • Общая характеристика кишечнополостных, образ жизни, строение, роль в природе
  • Современные инновационные технологии в образовании
  • История намибии, древние племена, история южной африки. Как платье в викторианском стиле стало традиционной одеждой женщин племени гереро Шрамы истории на одежде

    История намибии, древние племена, история южной африки. Как платье в викторианском стиле стало традиционной одеждой женщин племени гереро Шрамы истории на одежде

    В Намибии и на юго-западе Анголы. Делятся на собственно гереро (в районе реки Белый Нособ и верховьев Свакопа, гора Ватерберх), мбандиеру (мбандеру, овамбандеру - область Омахеке на востоке Намибии), химба (овахимба) и чимба (овачимба, тжимба) - на севере плоскогорья Каоко и в Анголе. Численность в Намибии 157 тысяч человек, в Анголе - 126 тысяч человек (2006, оценка). Живут также на северо-западе Ботсваны (20 тысяч человек). Говорят на языке гереро, а также на языках африкаанс и нама (Намибия), тсвана (Ботсвана), английском (Намибия, Ботсвана) и португальском языках (Ангола). 33% в Намибии, 80% в Ботсване и 95% в Анголе - христиане (протестанты, в Анголе - католики), остальные сохраняют традиционные верования.

    Согласно историческим преданиям, около 16 века гереро под предводительством вождей Чивисеуа и Каматы поселились в междуречье Замбези и Окаванго, затем мигрировали на юг на территорию современной Ботсваны, после чего часть ушла на северо-запад современной Намибии на плато Каоко; оставшиеся на востоке гереро (мбандеру) сказали об ушедших: «Ва геререра» - «Они решились!» (отсюда выводится самоназвание гереро). С конца 18 века торговали с колонистами Капской колонии скотом, мясом, изделиями кожевенного и кузнечного ремесла, резьбы по дереву. С 1840-х годов благодаря деятельности немецких миссионеров распространяется христианство. В середине 19 века появляются вождества во главе с вождём (омухона), правившим с советом старейшин, главнокомандующим (омухонгере омунене) и послом (оватумуа). Во время войны с нама (кой-коин) 1863-70 годов были объединены под властью военного вождя Магареро. В 1885 году территория гереро вошла в состав Германской Юго-Западной Африки. Поражение нама и гереро восстания 1904-07 привело к истреблению до 75% гереро. Утратив право владеть скотом, намибийские гереро стали пасти скот европейских поселенцев, заниматься земледелием, приобщаться к европейской культуре и принимать христианство. С конца 1960-х годов, до 1989 существовали бантустаны Герероленд и Каоколенд. Современные гереро в основном работают по найму в сельском хозяйстве и на рудниках, часть живёт в городах, есть интеллигенция. Химба и чимба в основном сохраняют традиционный образ жизни.

    Традиционная культура типична для кочевников-скотоводов Южной Африки. Основное традиционное занятие - разведение крупного рогатого скота (численность стад достигала 4 тысяч, общее поголовье к концу 19 века - 90 тысяч голов). Женщины выращивали просо и сорго. Традиционное поселение - крааль (онганда), составляло патрилинейный линидж, возглавлялось наследственным вождём (омухона). Жилище - шатёр из шкур (озонджуа; сооружался в основном женщинами), одежда - передники из дублёной козьей и овечьей кожи или шкур диких животных, более длинные у женщин. Украшения - металлические бусы и спиралевидные браслеты, ожерелья из скорлупы страусовых яиц. Характерны женские платья викторианского типа, подобные тем, что носили жёны и дочери миссионеров, головной убор из платка, повязываемого концами вверх. Основная пища - молоко (омаере), сквашенное в деревянных сосудах или бурдюках, по праздникам - мясо. Во главе общины стоял выборный староста (мухона), на время войны выбирался единый вождь. Счёт родства двойной: делились на 20 патри (орузо) и 6 матрилинейных (эанда) родов; собственность (скот) передавалась по женской линии. Традиционные верования - культ предков (мукуру), священных коров, верховных богов Нджамби Карунга и Омукуру. У шатра омухона постоянно горел священный огонь (окуруо) и хранилась священная вода, применявшаяся в ритуалах освящения новорождённых детей. Известны мифы (о первопредке Мукуру), легенды и др. Инициации, свадьбы, похороны, поминальные обряды сопровождаются танцами и песнопениями, в которых прослеживается влияние церковного пения. Изготавливают маски из кожи. Священный центр гереро - город Окахандья (в 1880 отвоёванный гереро у нама), место упокоения предков и хранения священного огня.

    Лит.: Vivelo F. R. The Herero of westen Botswana. Saint. Paul, 1977; Medeiros С.L. Va-Kwandu: history, kinship, and systems of production of an Herero people of South-West Angola. Lisboa, 1981; Балезин А. С., Притворов А. В., Слипченко С. А. История Намибии в новое и новейшее время. М., 1993.

    Восстание началось 12 января 1904 года выступлением племен гереро под предводительством Самуэля Магареро. Гереро начали восстание, убив около 120 немцев, включая женщин и детей. Восставшие осадили административный центр Германской Юго-Западной Африки город Виндхук. Однако, получив подкрепление из Германии, колонизаторы нанесли 9 апреля поражение повстанцам у горы Оньяти, а 11 августа окружили их в районе Ватерберга. В битве при Ватерберге немецкие войска разбили основные силы восставших, потери которых составили от трёх до пяти тысяч человек. Британия предложила восставшим убежище в Бечуаналенде на территории современной Ботсваны, и несколько тысяч человек начали переход через пустыню Калахари. Оставшихся заключили в концлагеря, заставив работать на немецких предпринимателей. Многие погибли от непосильного труда и истощения. Как отмечало в 2004 году немецкое радио Deutsche Welle, «именно в Намибии немцы впервые в истории применили метод содержания заключенных мужчин, женщин и детей в концлагерях. В ходе колониальной войны племя гереро было почти полностью истреблено и составляет сегодня в Намибии лишь небольшую долю населения». Есть также сведения, что оставшиеся женщины племен были изнасилованы и принуждены к занятию проституцией. Согласно докладу ООН от 1985 года, немецкие войска уничтожили три четверти племени гереро, в результате чего его численность сократилась с 80 тысяч до 15 тысяч истощенных беженцев. Часть гереро была уничтожена в бою, остальные отступили в пустыню, где большинство их погибло от жажды и голода. В октябре фон Трот предъявил ультиматум: «Все гереро должны покинуть эту землю. Любой гереро, обнаруженный в пределах немецких владений, будь он вооружен или безоружен, с домашними животными или без, будет застрелен. Я не буду принимать больше ни детей, ни женщин. Я буду отправлять их обратно к своим соплеменникам. Я буду стрелять в них». Даже германский канцлер Бюлов возмутился и сказал императору, что это не соответствует законам ведения войны. Вильгельм невозмутимо ответил: «Законам войны в Африке это соответствует»
    Те самые взятые в плен 30 тысяч негров были помещены в концентрационные лагеря. Они строили железные дороги, а с прибытием доктора Ойгена Фишера стали также служить материалом для его медицинских опытов. Он, а также доктор Теодор Моллисон упражнялись на узниках концлагеря в методах стерилизации и ампутации здоровых частей тела. Вводили неграм яды в различной концентрации, наблюдая, какая доза станет смертельной. Позднее Фишер стал канцлером Берлинского университета, где создал кафедру евгеники и вел преподавание на ней. Лучшим его учеником считался Йозеф Менгеле, печально известный позднее как врач-изувер.
    Уже после разгрома гереро восстали племена нама (готтентоты). 3 октября 1904 года в южной части страны началось восстание готтентотов во главе с Хендриком Витбоем и Якобом Моренгой. Целый год Витбой умело руководил боями. После гибели Витбоя 29 октября 1905 года повстанцы, разделившись на мелкие группы, продолжали партизанскую войну вплоть до 1907 года. К концу этого же года большая часть восставших вернулась к мирной жизни, так как они были вынуждены обеспечивать пропитанием свои семьи, а оставшиеся партизанские отряды были вскоре вытеснены за границу современной Намибии - в Капскую колонию, принадлежавшую англичанам.
    Гереро возле своих хижин

    Коренные народности немецкой Юго-Западной Африки со своим традиционным оружием и в национальной одежде

    Солдаты колониальных войск с пулеметом во время учений

    Губернатор Германской Юго-Западной Африки Теодор фон Лойтвайн и лидер гереро Сэмюэлем Магареро

    Хендрик Витбой и Теодор фон Лойтвайн в 1896 году

    Губернатор Теодор фон Лойтвайн с Хендриком Витбоем (слева) и лидер гереро Сэмюэлем Магареро (справа)

    Лейтенант Techow сообщает командованию о возможном восстания гереро и мобилизация войск в северной немецкой Юго-Западной Африки
    "200 вооруженных всадников гереро были замечены в ночь на 11 январь 1904..."

    Войска выступают на подавление восстания

    Генерал Лотар фон Трот (спереди справа) и губернатор Теодор фон Лойтвайн (спереди слева) с сотрудниками в Виндхуке (немецкая Юго-Западная Африка), 1904

    Военный лагерь, около 1904

    В лагере

    Лейтенант Пауль Лойтвайн в военной форме колониальных войск Юго-Западной Африки, около 1904-1905

    Лагерь для пленных гереро рядом с Альте Фесте в Виндхуке, около 1904-1908

    Пленные гереро

    Выжившие гереро прошедшие через пустыню.

    Хендрик Витбой

    Хендрик Витбой (сидит на стуле) с бойцами племени Нама, около 1904-1905

    Картины геноцида трудно вместить человеческому сознанию: обугленные скелеты в печах крематориев, вспоротые животы беременных женщин, размозженные черепа детей…

    Вытеснение этих картин из памяти, из сознания -- естественная защитная реакция психики. Однако забвение истории создает возможность ее повторения.

    Термин «геноцид» вошел в политический обиход вскоре после второй мировой войны в связи с расследованием преступлений фашизма и широко использовался в документах ООН. Но сама практика геноцида, вероятно, существовала во все известные периоды истории. Она, в частности, нашла отражение в библейских текстах (например, уничтожение древними евреями племен ханаанцев и т. п).

    Геноцид племён гереро и нама в 1904--1907 годах

    Одним из первых проявлений акта геноцида в истории человечества является геноцид племен гереро и нама, произошедший в 1904- 1907 годах, когда войсками Германии было уничтожено 65000 тысяч представителей африканского племени гереро и 10000 тысяч человек из племени нама, это происходило на фоне разгоревшегося на территории Западной Африки народного восстания. Германия объявила Намибию страной-протекторатом сразу же после того, как поняла, что не заинтересована в ее территориях, после этого стал активно использоваться рабский труд жителей Намибии, а также произошел захват их земель с целью использования природных ресурсов. На начальном этапе было убито около 60 немецких поселенцев, под предводительством С. Магареро и Х. Виттбоя племена гереро и нама убили 120 немцев, в число которых входили женщины и дети. Под командованием Лотара фон Трота немецкие войска приступили к подавлению восстания, численность немецкой армии составляла 14000 человек. Экспедиция была профинансирована Deutsche Bank и снаряжена фирмой «Вурманн». В октябре 1904 фон Тротом был выдвинут ультиматум ««Все гереро должны покинуть эту землю… Любой гереро, обнаруженный в пределах немецких владений, будь он вооружён или безоружен, с домашними животными или без, будет застрелен. Я не буду принимать больше ни детей, ни женщин. Я буду отправлять их обратно к своим соплеменникам. Я буду стрелять в них»». В битве при Ватерберге немецкие войска разбили основные силы восставших, потери которых составили 3-5 тысяч человек. Британия предложила восставшим убежище в Бечуаналенде на территории современной Ботсваны, и несколько тысяч человек начали переход через пустыню Калахари. Оставшихся заключили в концлагеря, заставляя работать на немецких предпринимателей. Многие погибли от непосильного труда и истощения. Как отмечало в 2004 году немецкое радио Deutsche Welle, «именно в Намибии немцы впервые в истории применили метод содержания заключенных мужчин, женщин и детей в концлагерях. В ходе колониальной войны племя гереро было почти полностью истреблено и составляет сегодня в Намибии лишь небольшую долю населения». Есть также сведения, что оставшиеся женщины племён были изнасилованы и принуждены к занятию проституцией. Согласно докладу ООН от 1985 года, немецкие войска уничтожили три четверти племени гереро, в результате чего его численность сократилась с 80 тысяч до 15 тысяч истощённых беженцев. Однако этот факт был отнесен к геноциду лишь в 1985 году, когда о нем было упомянуто в очередном докладе ООН, в котором данное деяние сравнивалось с геноцидом евреев и только в 2004 году совершение геноцида на территории Намибии было признано самой Германией. в октябре 1904 фон Тротом был выдвинут ультиматум, основной идеей которого являлась цель заставить все племя гереро покинуть немецкую землю, а любой представитель этого племени при невыполнении приказа попросту подвергался расстрелу. Немецким войскам удалось разбить силы восставших, при этом потери составили свыше пяти тысяч человек.

    Это история путешествия Евгения Рафаловского в племя гереро. Он много путешествовал по Африке и однажды оказался в глухих краях, у масаев. Эти люди его настолько поразили, что он решил: все, в следующий раз нужно отправиться жить в другие племена Африки, для чего он выбрал удивительную страну Намибию. О ней вы можете прочитать в предыдущей экспедиции «Познавая Намибию».

    Я искал в ней не цивилизацию, а исчезающие племена, отголоски старой Африки, и я их нашел. А это, поверьте, не так легко. Чтобы попасть к ним, нужно быть готовым по нескольку дней ждать машину, долго ходить пешком, экономить еду и воду, голодать. А главное - искать, ведь их селений не существует на карте. Меня спрашивают: И как, там тебя не съели? - Да не едят они нас, мы для них генномодифицированый продукт, а они - за здоровое питание!)

    Мой путь в племена всегда начинается с самого бедного района столицы Намибии Виндхука, из африканских трущоб - Катутура. Название зловещее и переводится как: «место, где мы не хотим жить». Там стоит побывать, чтобы понять, что есть еще и другая Африка, где нет ни света, ни воды, ни канализации. Зато в округе - идеальнейшая чистота. Поверьте, у нас такую редко найдешь даже в центре Киева

    В племя едешь не просто так, мол, привет братцы, я у вас поживу! Могут ведь раздеть, разуть и выпустить на природу - хочешь, - живи! Заранее оформляю в министерствах бумаги, разрешение на съемку и письма на языке тех племен, в которых решил пожить. Очень важно «взять языка» или первым делом найти, так сказать, «Пятницу», чтоб он смог рассказать, кто ты такой и что ты пришел вовсе не нефть искать и не алмазы! Но если на совете тебя приняли, то ты полноправный член племени.

    Первыми, к кому я отправился, были гереро. Занесло меня в глухой поселок Ошияра, находящийся на западе страны, недалеко от ботсванской границы. Здесь чувствуется близость Калахари и хотя это бушменские земли, хозяевами здесь давно стали гереро. Сюда их вытеснили немцы в период кровопролитной войны 1904-1907 годов. Тогда племя гереро немцы истребили на 80%, в живых осталось всего 15-16 тысяч. Но как говорят гереро: «Дайте нам две коровы и через пару лет у нас их будет сотня.»

    Это племя скотоводов осело здесь лишь в 17 столетии, а пришли они сюда из Восточной Африки, района Великих озер. Часть гереро поселились на северо-западе страны, они не поменяли традиций и сейчас их называют химба. А часть отправилась аж за Оранжевую реку (ЮАР), где они столкнулись с бурами и миссионерами. Так гереро переняли европейскую одежду XIX век а . Сейчас она смотрится очень экзотично, тем более в Африке. Правда, они внесли некоторые изменения, убрав корсет и добавив более яркие цвета, зато гереро изменили головной убор - из треуголки сделали двухуголку: эти два угла напоминают рога коровы. Женщины гереро рогоносицы, чем длиннее и больше эти головные уборы в виде рогов, тем богаче муж. Кстати, мужчины гереро носят вполне нормальную европейскую одежду.

    Но вернемся в Ошияра, где меня принял самый богатый род в деревне - Купангва. Его глава, Монди Агим, разбогател на стройке в Лондоне. У многих это вызовет изумление, как он туда попал? Да, Монди не знает английского, но он весьма влиятелен в роду Купангва, который насчитывает по всей Намибии, а теперь уже и Британии, 170 человек! В Ошияра теперь живет лишь 30 человек, хотя это их колыбель. Агим купил себе трактор, пробил скважину, открыл единственный в деревне магазин и теперь может наслаждаться жизнью кулака-магната. Он очень большой, наверное, таким и должен быть глава рода, а лицо у него очень доброе, даже несмотря на то, что у него выбит один глаз, такой себе африканский гангстер - «Ганнибал».

    Я поставил палатку у него на просторном дворе, вечером нас посетил деревенский староста, на нем красовалась военная форма времен первой мировой войны. Эта форма - наследие войны с немцами, и гереро ее надевают только в торжественных случаях. Разговор свелся к цели визита, хорошо, что какой-никакой переводчик нашелся - Шанана, племянник Агима. Так началось мое изучение деревни. С виду Ошияра незаметна, хотя здесь проживает около 600 человек, 4 - 6 тысяч коров и около 5-6 тысяч коз. Для такого обилия скота нужно пространство для пастбища. Вот деревня и разделена на хутора по 10-15 километров, хотя это всего 47 дворов, зато животным не тесно. Здесь самый распространенный вид транспорта - осел. Хотя есть и лошади, мне показали одного молодого гереро, который прискакал в Ошияра на лошади, проехав больше 1500 километров.

    Так как здесь очень чувствуется близость Калахари, то главная проблема - это вода. На все село 4 скважины, из них три частные, причем две в распоряжении у Агима и одна у председателя. Так что правильней сказать, что скважина всего одна, в центре села, общая. Оттуда и таскают воду, кто на осликах, а кто на горбу. Хотя Агим в воде никому не отказывает, несмотря на то, что из его скважин она подается за счет дизеля. Коровы и козы имеют бесперебойный доступ к воде, сначала за счет пересыхающих речек после сезона дождей, а потом благодаря озеру, где эта вода накапливается. Если вдруг пересохнет озеро, то задействуют скважины. Но это бывает теперь редко, так как после пары серьезных засух, жители деревни собрались и углубили озеро.

    Любое утро для гереро начинается на улице, у костра. Здесь встречают рассвет за чашкой чая с молоком, после чего женщины принимаются готовить еду. Затем в течение дня они трясут калебасы, делая из молока масло, выпускают на пастбище коз и коров, ухаживают за детьми, убирают, стирают, шьют и, в перерывах, готовят еду. Но это не значит, что они вкалывают как «кузины белошвейки» или как «золушки». Много работы за них выполняют бушмены. У тех ведь вообще ничего нет - дичь давно всю на своих землях выбили. А остальные земли частные, пойдешь охотиться на чьих-то коров или коз, до конца жизни не расплатишься. Вот поэтому бушмены теперь вынуждены, чтобы с голоду не умереть, работать на гереро за миску еды.

    Что касается ухода за коровами и козами, то тут нет разделения обязанностей по половому признаку, ими занимаются все. Даже мне довелось поучаствовать в выпасе и дойке коров, лечении коз и отбору козлят. За своим и даже чужим скотом гереро следят очень бережно. И цель тут не мясо и молоко, так заведено: коровы - это богатство, которое нужно приумножать, - живой капитал, с которого капают проценты в виде молока и телят. А еще - это деньги, на базаре корова стоит не меньше тысячи баксов!

    В Ошияре царит преимущественно натуральный обмен. Так гереро своим соседям бушменам меняют молоко на орехи и разнообразные плоды. Если проходит хороший сезон дождей, то высаживают маис и кукурузу, хотя это бывает редко. Правда у Агима, благодаря собственной воде, есть приличное кукурузное поле. Кукуруза на окраинах Калахари - настоящий деликатес. При мне сварили всего 2 початка кукурузы, одну поднесли мне, другую съел Монди. А еще староста села показал мне настоящую достопримечательность - гордость Ошияры. Это был его поливаемый огород, находящийся за исполинским забором. Там было всего пару грядок моркови, пару - буряка, несколько кустов помидоров и чахлое дерево манго. Но здесь, в Ошияра, это настоящие сады Семирамиды.

    Очень интересно посещать отдаленные роды гереро, которые живут на расстоянии 10-15 километров от односельчан. У них у всех под боком бушменские поселения, такие себе «спутники». В таких поселках всегда ярко выраженны традиции и даже свои таинства. Так, употреблять в пищу кислое молоко женщины не могут. Это напиток мужчин, символизирующий мужское семя. Во всех герерских мазанках стоят разные деревянные фетиши, которые отгоняют злых духов. Внутри находится и очаг, он обогревает, служит освещением и плитой, а его дым защищает от насекомых. Оригинален способ выпекания хлеба. Для этого используют железную бочку. В ней сбоку выпиливают дверку, а внутри размещают металлические полочки. На них и пекут хлеб. Причем, подкладывая угли под дно бочки и сверху, чтобы хлеб пропекался равномерно со всех сторон. У здешних гереро коровы пасутся в буше по нескольку дней, и даже не возвращаются. Я спросил, кто их выпасает? - Они у нас умные, прекрасно ориентируются на местности, поэтому пасутся сами. - А как же хищники? - Единственные для коров хищники у нас - бушмены. Только они могут охотиться на них, поэтому мы стараемся контролировать бушменов. Я заметил, что здесь слово бушмен и голод давно стали синонимами. Ведь у здешних бушменов вообще ничего нет - крупную дичь выбили, земли стали частными, пойдешь охотиться на чьих-то коров или коз, то если поймают - до конца жизни не расплатишься. Вот поэтому бушмены вынуждены, чтоб с голоду не умереть, работать на гереро за миску еды.

    Гереро говорят, что если бы не они, то бушмены уже давно бы умерли с голоду. Может, это и так, поскольку им действительно есть нечего. Но и гереро немного лукавят, потому что они опасаются за своих коров и коз. Часто бывали случаи, что бушмены из-за голода просто идут в буш и убивают чью-то корову, терять им, кроме жизни, уже нечего. Съедят ее, а ты потом пойди найди, кто ее сел. Так что эти своего рода подкармливания - хоть какая-никакая гарантия, что коровы целы будут, а в доме чисто и убрано. Таким образом, получается, что «и волки сыты, и овцы целы».

    Я видел, как бушменские дети целыми днями коровий навоз месили, а гереро из него дом строили. В этом строительстве я тоже принял участие и даже руку приложил, учился производить отделочно-навозные работы под чутким руководством гереро. Гереро дом строят сами, бушменам не доверяют, опыта строительства у тех нет. А начинается все с вкапывания четырех небольших стволов деревьев - это стены, на них крепится переплетенный деревянный каркас из веток поменьше. Сверху крепится соломенная или жестяная крыша, после чего строятся стены. Процесс трудоемкий, стройка продолжается ровно столько, на сколько хватает навоза. Навозно-земляные стены тщательно наносятся на деревянный каркас, снаружи, посередине и изнутри. Итого три слоя. Это надо видеть: работают профессионалы, без мастерка, одними руками, но получается так, словно дом штукатурили. Молодцы!

    Кстати, в Ошияра появилось и очень модное строительное ноу-хау - дома из самодельного кирпича песчаника.

    Я себя тоже успел испытать в этом процессе. А добывается он так: несколько людей, объединившись в коллектив, начали работать. Сняли слой дерна, оголили породу, потом тяжелым, заточенным ломом в виде долота, они начинают рубить камень. После чего, этим же ломом разбивают его на куски. Это предварительные заготовки кирпичей. Дальше натачивают мачете, и с его помощью обтесывают и выравнивают углы. Правда, стандарта нет - один кирпич больше, другой меньше. Три человека за день таким образом делают 120-160 кирпичей. И продают их по 1 намибийскому доллару. В день на человека это состовляет 5-8 долларов США. или 25-35 гр. При этом, для села это достаточно неплохие деньги. Теперь представьте, что таким бизнесом в селе занимаются всего 3 человека! Хотя в деревне 80% безработных. Я спрашивал у мужиков и здоровых парней: Что вы целыми днями делаете? - Спим, работы ведь нет! Понятно, откуда она возьмется? Лучше спать у печи, чем добывать кирпичи.

    По воскресеньям много семей гереро собираются на службу. Служба проходит в центре деревни, под дереовм, а не в храме - его просто нет. Дерево и выложенный под ним круг из камней и есть церковь. Гереро говорят: Главное не стены, пусть лучше их не будет, зато сердце будет открытым. Даже некоторые бушмены приходят, ведь дерево и камни для них символ природы и поэтому вполне понятны, а что там читают Евангелие, так им до этого дела нет. Специально для нарядного председателя и «уважаемых» гереро, таких как Агим, приносятся стулья. Остальные в перерывах между молитвами располагаются на земле. Гереро знали, что через пару дней я их покину, поэтому устроили мне незабываемый концерт народных песен и танцев. Песни, как у нас в деревне, как затянут! Только на языке ошигереро. Очень интересные танцы, они не быстрые - попробуй в 5-10 огромных юбках потанцевать. Зато ритмом служат не инструменты и не барабаны, а обыкновенные доски, которые матроны гереро привязывают к одной ноге и стучат ими об землю, получается что-то вроде громких ритмичных хлопков.

    Мне довелось пожить среди удивительного и гордого племени гереро, но впереди меня ждали химба и бушмены. Больше фотографий о жизни и экспедиции в племени гереро вы можете увидеть в подразделе «Фото Африка». Кроме того, вы можете принять участие в моих экспедициях!