Войти
В помощь школьнику
  • Кристаллические решетки в химии Ионная кристаллическая решетка
  • Отличительные черты личности
  • Аномальные зоны тверской
  • Про легендарную разведывательную "Бешеную роту", позывной "Гюрза" История роты гюрзы
  • Общая характеристика кишечнополостных, образ жизни, строение, роль в природе
  • Современные инновационные технологии в образовании
  • Как нарисовать ильины три поездочки. Конспект урока литературного чтения «Былина "Ильины три поездочки"» (4 класс). Оригинал былины «Три поездки Ильи Муромца» из сборника «Онежские былины», записанные Гильфердингом А.Ф

    Как нарисовать ильины три поездочки. Конспект урока литературного чтения «Былина

    Посмотрите на слайд, что вы видите? Слайд.

    Что вы видите на картине?

    Васнецов постарался сделать сюжет правдоподобным. Художник хотел убедить зрителей, что всё рассказанное в былинах происходило на самом деле, правда, в далёком прошлом. Художник в точности воссоздал облик витязя былинных времён. Пейзаж также показан с большой исторической точностью - дикая степь, усеянная валунами, которые притащил сюда последний ледник. Витязь одинок в бескрайней степи, и некому подсказать ему, какую из дорог выбрать. Под камнем лежат два черепа, человеческий и конский. Это - единственная подсказка. Если слишком долго выбирать, можно сложить голову прямо здесь, так и не ступив ни на одну из дорог.

    У вас на партах лежат свитки. Откройте их. Прочитаем былину и найдем слова которые наиболее подходят к данной картине. Читает учитель.

    Все ли слова в этом отрывке вам понятны?

    ЗАСТАВА - это место въезда в город или выезда из него, в старину охраняемое стражей.

    Слайд. РОССТАНЬ это перекресток или разветвление дорог.

    ДОЗОР - наряд, назначаемый для охраны государственной границы на определенном направлении или для охраны определенных участков местности.

    В какой форме написана былина?

    Это часть былины ее начало. Какие строчки наиболее подходят к картине Васнецова "Витязь на распутье?

    - Давайте немного отдохнем. Все стали.

    ФИЗМИНУТКА

    Дружно встали – раз, два, три.

    Мы теперь богатыри.

    Мы ладонь к глазам приставим,

    Ноги крепкие расставим,

    Поворачиваясь вправо,

    Оглядимся величаво.

    И налево надо тоже,

    Поглядеть из-под ладошек.

    И направо, и ещё

    Через левое плечо.

    Буквой Л расставим ноги,

    Точно в танце – руки в боки.

    Наклонились влево, вправо,

    Получается на славу.

    Сейчас мы познакомимся с былиной "Ильины три поездочки", но уже в другой форме.

    Давайте послушаем начало былины в исполнении мастера художественного слова. Найдите общие и отличительные черты в этих двух вариантах.

    Все ли слова вам понятны? Слайд.

    Са́жень , - старорусская единица измерения расстояния. 3 сажени = 6,4 м

    Пядь - древнерусская мера длины, изначально равная расстоянию между концами растянутых пальцев руки - большого и указательного. 3 пяди = 53,34 см

    Слайд. Брод - неглубокое место в реке или ручье, по которому можно пересечь их.

    В какой же форме написана былина?

    Итак, что же общего в прослушанных отрывках?

    А в чем же отличия?

    Как вы думаете, какую дорогу выберет Илья Муромец?

    Давайте узнаем. Учитель читает следующий абзац.

    Как Илья Муромец рассуждает на перепутье у камня?

    О каких чертах характера это говорит?

    Сейчас самостоятельно прочитайте следующую часть былины до слов: " Он вернулся к белому камню, стер старую надпись, новую написал: "Ездил в правую дорожку – убит не был!"".

    Назовите действующих лиц.

    Все ли слова вам понятны?

    Седло черкасское - лучшее из всех лучших, седло настоящего богатыря, седло, равного которому нет нигде в мире.

    Справились ли ребята с задачей?

    Почему атаман рассердился на Илью Муромца?

    Давайте продолжим чтение, самостоятельно прочитайте следующую часть до слов: " А потом вернулся Илья к белому камню, стер старую надпись, написал новую: "Прямо ездил – женатым не бывал". Приготовьтесь к чтению по ролям.

    Назовите героев былины этой части.

    Ребята справились с заданием?

    Ребята, как вы думаете, станет Илья Муромец богатым? Почему?

    Давайте проверим.

    Прослушивание аудиозаписи.

    Что такое полушечка? Посмотрите у себя в словарике.

    Ну что, ребята, стал Илья Муромец богатым?

    А мог бы он все себе оставить? Почему не оставил?

    На этой странице можно прочитать былину «Три поездки Ильи Муромца» в различных вариантах изложения. Как известно, былина является одной из форм народного творчества. С древних времен люди передавали из уст в уста истории, о которых слышали. А поэтому не удивительно, что одну и ту же историю мы находим в разных вариантах изложения. Для удобства воспользуйтесь навигацией по статье.

    Оригинал былины «Три поездки Ильи Муромца» из сборника «Онежские былины», записанные Гильфердингом А.Ф.

    Из того ли из города из Мурома,
    Из того ли села да Карачаева
    Была тут поездка богатырская.
    Выезжает оттуль да добрый молодец,
    Старый казак да Илья Муромец,
    На своем ли выезжает на добром коне
    И во том ли выезжает во кованом седле.
    И он ходил‑гулял да добрый молодец,
    Ото младости гулял да он до старости.
    Едет добрый молодец да во чистом поле,
    И увидел добрый молодец да Латырь‑камешек,
    И от камешка лежит три росстани,
    И на камешке было подписано:
    «В первую дороженьку ехати – убиту быть,
    Во другую дороженьку ехати – женату быть,
    Третюю дороженьку ехати – богату быть».
    Стоит старенький да издивляется,
    Головой качат, сам выговариват:
    «Сколько лет я во чистом поле гулял да езживал,
    А еще такового чуда не нахаживал.
    Но на что поеду в ту дороженьку, да где богату быть?
    Нету у меня да молодой жены,
    И молодой жены да любимой семьи,
    Некому держать‑тощить да золотой казны,
    Некому держать да платья цветного.
    Но на что мне в ту дорожку ехать, где женату быть?
    Ведь прошла моя теперь вся молодость.
    Как молоденьку ведь взять – да то чужа корысть,
    А как старую‑то взять – дак на печи лежать,
    На печи лежать да киселем кормить.
    Разве поеду я ведь, добрый молодец,
    А й во тую дороженьку, где убиту быть?
    А и пожил я ведь, добрый молодец, на сем свете,
    И походил‑погулял ведь добрый молодец во чистом поле».
    Нонь поехал добрый молодец в ту дорожку, где убиту быть,
    Только видели добра молодца ведь сядучи,
    Как не видели добра молодца поедучи;
    Во чистом поле да курева стоит,
    Курева стоит да пыль столбом летит.
    С горы на гору добрый молодец поскакивал,
    С холмы на холму добрый молодец попрыгивал,
    Он ведь реки ты озера между ног спущал,
    Он сини моря ты на окол скакал.
    Лишь проехал добрый молодец Корелу проклятую,
    Не доехал добрый молодец до Индии до богатоей,
    И наехал добрый молодец на грязи на смоленские,
    Где стоят ведь сорок тысячей разбойников
    И те ли ночные тати‑подорожники.
    И увидели разбойники да добра молодца,
    Старого казака Илью Муромца.
    Закричал разбойнический атаман большой:
    «А гой же вы, мои братцы‑товарищи
    И разудаленькие вы да добры молодцы!
    Принимайтесь‑ка за добра молодца,
    Отбирайте от него да платье цветное,
    Отбирайте от него да что ль добра коня».
    Видит тут старыи казак да Илья Муромец,
    Видит он тут, что да беда пришла,
    Да беда пришла да неминуема.
    Испроговорит тут добрый молодец да таково слово:
    «А гой же вы, сорок тысяч разбойников
    И тех ли татей ночных да подорожников!
    Ведь как бить‑трепать вам будет стара некого,
    Но ведь взять‑то будет вам со старого да нечего.
    Нет у старого да золотой казны,
    Нет у старого да платья цветного,
    А и нет у старого да камня драгоценного.
    Только есть у старого один ведь добрый конь,
    Добрый конь у старого да богатырскиий,
    И на добром коне ведь есть у старого седелышко,
    Есть седелышко да богатырское.
    То не для красы, братцы, и не для басы ‑
    Ради крепости да богатырскоей,
    И чтоб можно было сидеть да добру молодцу,
    Биться‑ратиться добру молодцу да во чистом поле.
    Но еще есть у старого на коне уздечка тесмяная,
    И во той ли во уздечике да во тесмяноей
    Как зашито есть по камешку по яхонту,

    Ради крепости да богатырскоей.
    И где ходит ведь гулят мои добрый конь,
    И среди ведь ходит ночи темныя,
    И видно его да за пятнадцать верст да равномерныих;
    Но еще у старого на головушке да шеломчат колпак,
    Шеломчат колпак да сорока пудов.
    То не для красы, братцы, не для басы ‑
    Ради крепости да богатырскоей».
    Скричал‑сзычал да громким голосом
    Разбойнический да атаман большой:
    «Ну что ж вы долго дали старому да выговаривать!
    Принимайтесь‑ка вы, ребятушки, за дело ратное».
    А й тут ведь старому да за беду стало
    И за великую досаду показалося.
    Снимал тут старый со буйной главы да шеломчат колпак,
    И он начал, старенький, тут шеломом помахивать.
    Как в сторону махнет – так тут и улица,
    А й в другу отмахнет – дак переулочек.
    А видят тут разбойники, да что беда пришла,
    И как беда пришла и неминуема,
    Скричали тут разбойники да зычным голосом:
    «Ты оставь‑ка, добрый молодец, да хоть на семена».
    Он прибил‑прирубил всю силу неверную
    И не оставил разбойников на семена.
    Обращается ко камешку ко Латырю,
    И на камешке подпись подписывал, ‑
    И что ли очищена тая дорожка прямоезжая,
    И поехал старенький во ту дорожку, где женату быть.
    Выезжает старенький да во чисто поле,
    Увидал тут старенький палаты белокаменны.
    Приезжает тут старенький к палатам белокаменным,
    Увидела тут да красна девица,
    Сильная поляница удалая,
    И выходила встречать да добра молодца:
    «И пожалуй‑кось ко мне, да добрый молодец!»
    И она бьет челом ему да низко кланяйтся,
    И берет она добра молодца да за белы руки,

    И ведет ведь добра молодца да во палаты белокаменны;
    Посадила добра молодца да за дубовый стол,
    Стала добра молодца она угащивать,
    Стала у доброго молодца выспрашивать:
    «Ты скажи‑тко, скажи мне, добрый молодец!
    Ты какой земли есть да какой орды,
    И ты чьего же отца есть да чьей матери?
    Еще как же тебя именем зовут,
    А звеличают тебя по отечеству?»
    А й тут ответ‑то держал да добрый молодец:
    «И ты почто спрашивать об том, да красна девица?
    А я теперь устал, да добрый молодец,
    А я теперь устал да отдохнуть хочу».
    Как берет тут красна девица да добра молодца,
    И как берет его да за белы руки,
    За белы руки да за златы перстни,
    Как ведет тут добра молодца
    Во тую ли во спальню, богато убрану,
    И ложит тут добра молодца на ту кроваточку обманчиву.
    Испроговорит тут молодец да таково слово:
    «Ай же ты, душечка да красна девица!
    Ты сама ложись да на ту кроватку на тесовую».
    И как схватил тут добрый молодец
    да красну девицу,
    И хватил он ей да по подпазушки
    И бросил на тую на кроваточку;
    Как кроваточка‑то эта подвернулася,
    И улетела красна девица во тот да во глубок погреб.
    Закричал тут ведь старый казак да зычным голосом:
    «А гой же вы, братцы мои да все товарищи
    И разудалые да добры молодцы!
    Но имай‑хватай, вот и сама идет».
    Отворяет погреба глубокие,
    Выпущает двенадцать да добрых молодцев,
    И все сильныих могучих богатырей;
    Едину оставил саму да во погребе глубокоем.
    Бьют‑то челом да низко кланяются
    И удалому да добру молодцу
    И старому казаку Илье Муромцу.
    И приезжает старенький ко камешку ко Латырю,
    И на камешке‑то он подпись подписывал:

    И направляет добрый молодец да своего коня
    И во тую ли дороженьку, да где богату быть.
    Во чистом поле наехал на три погреба глубокиих,
    И которые насыпаны погреба златом‑серебром,
    Златом‑серебром, каменьем драгоценныим;
    И обирал тут добрый молодец все злато это серебро
    И раздавал это злато‑серебро по нищей по братии;
    И роздал он злато‑серебро по сиротам да бесприютныим.
    И обращался добрый молодец ко камешку ко Латырю,
    И на камешке он подпись подписывал:
    «И как очищена эта дорожка прямоезжая».

    Источник: Онежские былины, записанные А. Ф. Гильфердингом летом 1871 года. Изд. 4‑е. В 3‑х тт. М. – Л., 1950, т. 2. №171.

    Три поездки Илья Муромца (в пересказе А. Нечаева)

    По чистому полю, по широкому раздолью ехал старый казак Илья Муромец и наехал на развилку трёх дорог. На развилке горюч-камень лежит, а на камне надпись написана: «Если прямо ехать – убитому быть, направо ехать – женатому быть, а налево ехать – богатому стать». Прочитал Илья надписи, призадумался:
    – Мне, старому, в бою смерть не писана. Дай поеду, где убитому быть.
    Долго ли, коротко ли ехал он, выскочили на дорогу воры-разбойники. Три сотни татей–подорожников. Горланят, шалыгами размахивают:
    – Убьём старика да ограбим!
    – Глупые люди, говорит Ильи Муромец, – не убив медведя, шкуру делите!
    И напустил на них своего коня верного. Сам копьём колол и мечом разил, и не осталось в живых ни единого душегуба-разбойника.

    Воротился на развилку и стёр надпись: «Если прямо ехать - убитому быть». Постоял возле камня и повернул коня направо:
    – Незачем мне, старому, женату быть, а поеду, погляжу, как люди женятся.
    Ехал час либо два и наехал на палаты белокаменные.
    Выбегала навстречу красна девица-душа. Брала Илью Муромца за руки, вела в столовую горницу. Кормила-поила богатыря, улещала:
    – После хлеба-соли ступай опочив держать. В дороге небось умаялся!
    Провела в особый покой, указала на перину пуховую.
    А Илья, он смекалист, сноровист был, заприметил неладное.
    Кинул девицу-красу на перину, а кровать повернулась, опрокинулась, и провалилась хозяйка в подземелье глубокое.
    Выбежал Илья Муромец из палат во двор, разыскал подземелье то глубокое, двери выломал и выпустил на белый свет сорок пленников, женихов незадачливых, а хозяйку - красну девицу - в тюрьму подземную запер крепко-накрепко.

    После того приехал на развилку и другую надпись стёр. И новую надпись написал на камне: «Две дорожки очищены старым казаком Ильёй Муромцем».
    - В третью сторону не поеду я. Зачем мне, старому, одинокому, богатым быть? Пусть кому-нибудь молодому богатство достанется.
    Повернул коня старый казак Илья Муромец и поехал в стольный Киев-град нести службу ратную, биться с ворогами, стоять за Русь великую да за русский народ!
    На том сказ о славном, могучем богатыре Илье Муромце и окончился.


    Переложение былины «Три поездки Ильи Муромца»

    Ездил старый казак Илья Муромец по Руси великой, да наехал на чудо чудное. Лежит на дороге бел горюч камешек, Алатырь называется, а на камне том три надписи. Написаны в тех надписях таковы слова:

    «Налево поедешь - богатым будешь,
    Прямо поедешь - женатым будешь,
    Направо поедешь - убитым будешь»

    Стал Илья думать думу крепкую:

    На что мне, старому, богатым быть? Своего богатства у меня никогда не было, а чужое мне на старости лет не надобно. Да на что мне, старому, женатым быть? Молодую взять - чужая корысть, а старую я и сам не возьму. Поеду туда, где убитым быть.

    Поехал Илья Муромец направо. Доехал Илья до леса тёмного, выскочили на него из тёмного леса сорок разбойников. Говорил им Илья, приговаривал:

    Ай же вы, страннички-разбойнички! Вам убить-то меня, старика, славы нет, а отнять у меня нечего - вам и корысти нет. Всего-то у меня денег в карманах семь тысячей, да тесьмяная узда на коне в одну тысячу, да седло кованое в десять тысячей. А коню своему я и цены не знаю: в гриве у него скатен жемчуг, а промеж ушей горят камни самоцветные, не для красы-басы, а ради тёмной ночки осенней, чтоб видеть куда идёт мой добрый конь.

    Отвечали ему на то разбойники:

    Ах ты, старая собака, насмехаешься! Что с тобой долго разговаривать!

    Да набросились на Илью Муромца.

    Соскочил тут Илья с добра коня, снял шапку с буйной головы, стал он шапкой своей помахивать. Куда махнёт - там улица, назад отмахнёт - переулочек, разметал он все сорок разбойников.

    Поехал Илья назал к Алатырь-камешку, стирал он надпись старую, писал надпись новую:

    «Ездил направо Илья Муромец, а убит не бывал».

    Поехал Илья дорожкой прямою, где женатым быть. Долго ли, коротко ли, видит: стоит посреди чиста поля широкий двор, на том дворе высокий терем - палаты белокаменные, в те палаты ведёт резное крыльцо узорчатое. На том крыльце стоит красна девица, коса русая до пояса, говорит Илье таковы слова:

    Ай же ты, удалой добрый молодец! Ты пожалуй ко мне во высокий терем, напою-накормлю тебя хлебом-солью.

    Сходил Илья с добра коня, оставлял он коня непривязанного, поднимался на крыльцо узорчатое, заходил с красной девицей в высокий терем. Садились они за столы дубовые, ели-пили весь долгий день до вечера.

    Под вечер выходит душечка красна девица из-за стола, говорит старому казаку Илье Муромцу:

    Ай же ты, удалой добрый молодец! Не пойдешь ли ты в спаленку тёплую, на кровать тесовую, на перину пуховую - спать-почивать после дальней дороженьки.

    Повела девица Илью Муромца в спальню тёплую, подвела к кровати тесовой, говорит:

    Ты ложись, добрый молодец, к стеночке, а я-то лягу с краешку.

    Отвечает ей Илья Муромец:

    Нет, ложись-ка ты, краса-девица к стеночке, а мне, старику, с краешку удобней спать.

    Схватил он девицу да кинул на перину мягкую. А кровать та оказалась подложная, провалилась она в погреба глубокие, а с нею и обманщица красна девица.

    Выбегал тут Илья на улицу, нашел двери того погреба: колодьем-то они завалены, песками-то они засыпаны. Илья колодья ногами распихивал, пески руками распорхивал, пинал он двери кованые, вышибал из крюков, из замков булатных, выпускал на Божий свет сорок царей да царевичей, сорок королей-королевичей, сорок сильных могучих богатырей. А той обманщице красной девице рубил с плеч буйну голову.

    Садился тут Илья Муромец на добра коня, возвращался к Алатырь-камешку, стирал надпись старую, писал надпись новую:

    «Ездил прямо Илья Муромец, а женат не бывал».

    Поехал тогда Илья по последней дороженьке - где богатым быть. Долго ли, коротко - наехал на три погреба глубокие. Пошёл Илья в те погреба, видит - в них злата да серебра, да белого скатного жемчуга несметные сокровища. Раздарил Илья красно золото нищей братии, чисто серебро раздал каликам да богомольцам, на круглый скатный жемчуг понастроил церквей да монастырей, а себе ничего не оставил.

    Вернулся он к Алатырь-камню, стирал надпись старую, писал надпись новую:

    «Ездил налево Илья Муромец, а богат не бывал».

    На том поездки Ильи Муромца и закончились.

    Ильины три поездочки (поэтический вариант)

    Посреди поля чистого,
    На закате красна солнышка,
    На восходе ясна месяца
    На заставу богатырскую
    Собирались на походный совет
    Славнорусские богатыри.
    Думу думали, раздумывали,
    По нарядам снарядилися.

    Доставалось Илье Муромцу
    Ехать в Западную сторону
    На великий богатырский дозор.

    Выезжал Илья Муромец,
    Доезжал он до росстани,
    Под ночной тучей западной.
    Наезжал на белый камень Илья.
    Из-за тучи месяц выглянул:
    Прочитай вон, на камени
    Придорожном надписочка
    Четко-ясно повысечена:

    «Прямо ехать - убитому быть!
    Влево ехать - женатому быть!
    Вправо ехать - богатому быть!
    Все судьбой сие предписано! »

    Во глубоком раздумье Илья.
    Он стоит, сам себе говорит:
    «Это бог с тобой, что - судьбой:
    Я готов и с судьбиной на бой!
    Только выбрать какую судьбу,
    Чтобы с нею вступить мне в борьбу?
    Мне в походах жена не нужна,
    Мне богатство ненадобно.
    Ах, поеду, молодец, я туда,
    Где показано убитому быть! »

    Навалилась туча черная,
    Поглотила светлый месяц она.
    И поехал Илья Муромец
    На погибель на предписанную
    Ночью темною-растемною.
    Вдруг тут из ночной темноты
    Из-за кустиков низовеньких,
    Из-за камушков кремневеньких
    Выглядали, выскакивали
    Ходовитые разбойнички,
    Псы ночные подорожнички.
    Голоса у них горластые,
    А щиты у них крестастые,
    На них шлемы, будто ведра вверх дном,
    Кони-лошади в булатной броне.
    А заглавный пес-разбойничек
    Наседает, угрозой грозит:
    «Стой! Куда, деревенщина?
    Помолись перед погибелью! »

    Добрый молодец не молится,
    Перед псом он не клонится.
    Светлый месяц опять выходил,
    Все убранство на Илье озарил:
    Заблистал в сорок тысяч шлем,
    Засияли камни-яхонты
    Во сто тысяч во гриве у коня,
    Сам конь выше цен, выше смет!
    Вот тут-то разбойнички
    На богатство и обзарилися,
    Друг друга подзадоривают,
    Подстрекают, подзуживают:
    «Мы убьем его, пограбим-ко,
    Со конем его разлучим-ко! »
    Илья палицей размахивался
    Да слегка и приударил вожака,
    А размяк от удара вожак,
    Покачнулся, упал, не встал.
    Из налучника лук тугой,
    Из колчана калену стрелу
    Вынимал да пускал Илья
    В дуб кряковистый разрывчатую.
    Разрывала, расщепляла стрела
    Старый дуб во щепу, во черенки.

    Череночки да щепочки
    Разлетелись, угодили они
    Во разбойников да всех до одного
    В одночасье погубили подряд!
    Повернулся ко камени Илья.
    Надпись старую вычеркивал,
    Надпись новую надписывал:
    «Богатырь Илья Муромец
    Там был, да убит не бывал.
    Поразъездил дороженьку,
    Порасчистил широкую! »

    Источник: Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразоват. организаций в 2-х частях. Ч.1.


    Былина «Ильины три поездочки» (прозаический вариант) в пересказе И. В. Карнауховой

    Ездил Илья по чистому полю, защищал Русь от врагов с молодых лет до старости.

    Хорош был у старого добрый конь, его маленький Бурушка-Косматушка. Хвост у Бурушки трех саженей, грива до колен, а шерсть трех пядей. Он броду не искал, перевозу не ждал, одним скоком он реки перескакивал. Он старого Илью Муромца сотни раз от смерти спасал.

    Не туман с моря подымается, не белые снега в поле белеются, едет Илья Муромец по русской степи. Забелелась его головушка, его кудрявая бородушка, затуманился его ясный взор.

    — Ах ты, старость, ты, старость старая! Застала ты Илью в чистом поле, налетела черным вороном! Ах ты, молодость, молодость молодецкая! Улетела ты от меня ясным соколом!

    Подъезжает Илья к трем дорожкам, на перекрестке камень лежит, а на том камне написано: «Кто вправо поедет — тому убитым быть, кто влево поедет — тому богатым быть, а кто прямо поедет — тому женатым быть».


    «Витязь на распутье» - картина Виктора Васнецова, 1882

    Призадумался Илья Муромец:

    — На что мне, старому, богатство? Нет у меня ни жены, ни деточек, некому цветное платье носить, не кому казну тратить. Поехать мне разве, где женатому быть? Да на что мне, старому, жениться? Молодую взять мне не годится, а старуху взять, так на печи лежать да кисель хлебать. Эта старость не для Ильи Муромца. Поеду-ка я по той дорожке, где убитому быть. Умру в чистом поле, как славный богатырь!

    И поехал он по дороге, где убитому быть.

    Только он отъехал три версты, напали на него сорок разбойников. Хотят его с коня стащить, хотят его ограбить, до смерти убить. А Илья головой качает, приговаривает:

    — Эй вы, разбойнички, вам убить меня не за что и ограбить у меня нечего. Только и есть у меня кунья шубка в пятьсот рублей, соболиная шапка в три сотенки, да узда в пятьсот рублей, да седло черкасское в две тысячи. Ну, еще попона семи шелков, шита золотом да крупным жемчугом. Да меж ушами у Бурушки камень самоцвет. Он в осенние ночи как солнце горит, за три версты от него светло. Да еще, пожалуй, есть конь Бурушка — так ему во всем мире цены нет. Из-за этакой малости стоит ли старому голову рубить?!

    Рассердился атаман разбойников:

    — Это он над нами насмехается! Ах ты, старый черт, седой волк! Очень много ты разговариваешь! Гей, ребятушки, рубите ему голову!

    Соскочил Илья с Бурушки-Косматушки, хватил шапку с седой головы да и стал шапкой помахивать: где махнет — там станет улица, отмахнется — переулочек.

    За один взмах десять разбойников лежат, за второй — и двадцати на свете нет!

    Взмолился атаман разбойников:

    — Не побей нас всех, старый богатырь! Ты бери с нас золота, серебра, платье цветное, табуны коней, только нас живыми оставь!

    Усмехнулся Илья Муромец:

    — Кабы брал я со всех золотую казну, у меня были бы погреба полные. Кабы брал я цветное платье, за мной были бы горы высокие. Кабы брал я добрых коней, за мной гнали бы табуны великие.

    Говорят ему разбойники:

    — Одно красное солнце на белом свете — один на Руси такой богатырь Илья Муромец! Ты иди к нам, богатырь, в товарищи, будешь у нас атаманом!

    — Ой, братцы разбойники, не пойду я к вам в товарищи, да и вы расходитесь по своим местам, по своим домам, к женам, к деткам, будет вам у дорог стоять, проливать кровь невинную!

    Повернул коня и ускакал прочь Илья. Он вернулся к белому камню, стер старую надпись, новую написал: «Ездил в правую дорожку — убит не был!»

    — Ну, поеду теперь, где женатому быть!

    Как проехал Илья три версты, выехал на лесную поляну. Там стоят терема златоверхие, широко рас крыты ворота серебряные, на воротах петухи поют. Въехал Илья на широкий двор, выбежали к нему на встречу двенадцать девушек, среди них королевна-красавица.

    — Добро пожаловать, русский богатырь, зайди в мой высокий терем, выпей сладкого вина, скушай хлеба-соли, жареной лебеди!

    Взяла его королевична за руку, повела в терем, посадила за дубовый стол. Принесли Илье меду слад кого, вина заморского, жареных лебедушек, калачей крупитчатых… Напоила-накормила богатыря, стала его уговаривать:

    — Ты устал с дороги, умаялся, ложись отдохни на кровать тесовую, на перину пуховую.

    Повела королевична Илью в спальную горенку, а Илья идет и думает:

    — Неспроста она со мной ласкова: что королевич- не простой казак, старый дедушка. Видно, что-то у нее задумано.

    Видит Илья, что у стены стоит кровать точеная-золоченая, цветами расписана, догадался, что кровать с хитростью.

    Схватил Илья королевичну и бросил на кровать к тесовой стене. Повернулась кровать, и открылся погреб каменный,- туда и свалилась королевична.

    Рассердился Илья:

    — Эй вы, слуги безымянные, несите мне ключи от погреба, а не то срублю вам головы!

    — Ох, дедушка незнаемый, мы ключей и в глаза не видывали, а ходы в погреба покажем тебе.

    Повели они Илью в подземелья глубокие; сыскал Илья двери погреба: они песками были засыпаны, дубами толстыми завалены. Илья пески руками раскопал, дубы ногами растолкал, открыл двери погреба. А там сидит сорок королей-королевичей, сорок царей-царевичей и сорок русских богатырей.

    Вот зачем королевична зазывала в свои терема златоверхие!

    Говорит Илья королям и богатырям:

    — Вы идите, короли, по своим землям, а вы, богатыри, по своим местам и вспоминайте Илью Муромца. Кабы не я, сложили бы вы головы в глубоком погребе.

    Вытащил Илья за косы на белый свет королевичну и срубил ей лукавую голову.

    А потом вернулся Илья к белому камню, стер старую надпись, написал новую: «Прямо ездил — женатым не бывал».

    — Ну, поеду теперь в дорожку, где богатому быть. Только отъехал он три версты, увидал большой камень в триста пудов. А на том камне написано: «Кому камень под силу свернуть, тому богатому быть».

    Принатужился Илья, уперся ногами, по колена в землю ушел, поддал могучим плечом — свернул с места камень.

    Открылся под камнем глубокий погреб — богатства несметные: и серебро, и золото, и крупный жемчуг, и яхонты!

    Нагрузил Илья Бурушку дорогой казной и повез ee в Киев-град. Там построил три церкви каменные, чтобы было где от врагов спасаться, от огня отсидеться. Остальное серебро-золото, жемчуг роздал он вдовам, сиротам, не оставил себе ни полушечки.

    Потом сел на Бурушку, поехал к белому камню, стер надпись старую, надписал надпись новую: «Влево ездил — богат не бывал».

    Тут Илье навек слава и честь пошла, а наша быль до конца дошла.

    Конспект урока

    ФИО

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    Итак, начнем урок с разминки, с помощью которой настроимся на активную и плодотворную работу.

    Если у вас хорошее настроение, улыбнитесь друг другу.

    Если вы любите свою школу, похлопайте в ладони;

    Если хотите получить удовольствие от урока, прошу вас быть моими активными помощниками, слушать меня внимательно, отвечать правильно и полными ответами.

    У вас на столах есть оценочные листочки. Сегодня вы сами будете себя оценивать. В конце каждого этапа вы будете закрашивать кружочки:

    зеленым - усвоил материал, хорошо, настроение хорошее;

    желтым - что-то не понял;

    красным - усвоил плохо, настроение плохое.

    Закрасьте кружок около цифры 1.

    Я вижу, что у вас хорошее настроение и вы все готовы к уроку.

    II. Актуализация знаний.

    Учащиеся по очереди выходят к доске с рисунками, выполненными к тексту летописи «И вспомнил Олег коня своего», остальные ученики находят и зачитывают отрывок из летописи, соответствующий данному рисунку.

    III. Изучение нового материала.

    Сегодня на уроке мы поговорим с вами о том, что такое былины, кому они посвящены, как они создавались.

    Как вы понимаете слово былина?

    Кто нам поможет дать полное и точное определение слова былина?

    Правильно. Давайте посмотрим в толковом словаре.

    ( с лово и его значение записывается на доске.)

    Былина – русская народная эпическая песня о богатырях.

    Все ли слова вам понятны? (учащимся незнакомо слово эпическое)

    Эпическое – принадлежащее к эпосу. Эпос – от греческого – слово, рассказ – род литературы, в котором повествуется о событиях и героях.)

    Посмотрите на доску.Вы видите иллюстрацию картины «Три богатыря» знаменитого русского художника Васнецова

    Кто изображен на картине?

    Каких былинных героев вы знаете, про какие богатырские подвиги вы читали, слышали.

    Кто из героев былин вам нравится больше всего?

    Почему?

    - Используя опорные слова: смелый, мужественный, трусливый, мудрый, умный, трусливый, мудрый, глупый, справедливый, хитрый, сильный, жестокий, добрый, жадный, способный к состраданию, охарактеризуйте Илью Муромца (работа в парах).Обменяйтесь мнениями, обсудите с соседом.

    Составление синквейна.

    Богатырь

    Сильный мудрый Ехал сражался победил Славна богатырями земля русская

    Герой

    IV. Физкультминутка (Метод «Земля, воздух, огонь и вода»)

    Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев. Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.

    IV. Расширение представлений учащихся о былине как русской народной эпической песне.

    По содержанию былины можно разделить на богатырские , рассказывающие о подвигах богатырей, и былины о жизни героев народных сказаний .

    При изучении данного раздела мы с вами познакомимся с обоими видами былин.

    Былины ещё и сейчас можно услышать в деревнях. Эти песни, переходя от поколения к поколению, служили способом передачи древних верований, представлений о мире, сведений из истории. Поэтому старое, собственно народное название былины – старина , то есть повествование о старинных событиях.

    Исполнялись былины певцами-сказителями под гусли. Былинный стих – размеренный и плавный. о н, как правило, не имеет рифмы. В былинах встречается множество всякого рода повторов, обычно самые важные дела удаются герою с третьего раза или он совершает три подвига.

    V .Презентация. Былина. Виды былин

    VI. Работа с учебником

    Словарная работа.

    Походный совет – совет перед походом.

    Сие предписано – это предназначено.

    Кремнёвеньких – из кремния (камня горной породы, с помощью которого можно добывать огонь).

    Булатная броня – металлическаяодежда из узорчатой твёрдой стали.

    Обзарилися – позавидовали.

    Колчан – сумка для стрел.

    Сажень – русская мера длины, равная 2 м 13 см.

    Как вы думаете, почему Илья выбрал ту дорогу, на которой ему было предписано быть убитым?

    Ожидали ли вы, что Илья так легко расправится с разбойниками?

    Как вы думаете, какую дорогу дальше изберёт Илья?

    С какими новыми качествами Ильи Муромца познакомились?

    VII. Итог урока.

    Дайте оценку уроку. Покажите свои оценочные листочки.

    Что особенно вам запомнилось?

    О чём вы хотели бы узнать?

    Домашнее задание: поискать в библиотеке былины о богатыре Илье Муромце,подготовить выразительное чтение наиболее понравившегося отрывка.

    Цели урока:
    - Продолжить знакомство с былинами об Илье Муромце.
    - Формировать умение отличать былину от других жанров литературы, развивать навыки выразительного чтения, пополнение словарного запаса.
    - Учить детей подбирать материал для характеристики героя, давать характеристику литературному герою.
    - Формирование нравственной ценности «здоровье».

    Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, задание для учащихся на листочках, музыкальный отрывок из сюиты А.П.Бородина «Богатырская застава», песня группы С.Намина ««Эх, да надо бы жить красиво».

    Ход урока.

    1. Организационный момент.

    На экране – гусляр. Слышны гусли. (Слайд 2)
    -Здравствуйте, люди добрые. Сядьте на места да послушайте. Собралися мы с вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и всё внимательно слушали. Всё, что услышите, может вам пригодиться.

    2. Проверка домашнего задания. (Найти пословицы, поговорки, загадки о богатырях, дочитать былину)
    На экране появляется поговорка: «Славна богатырями земля русская». (Слайд 3)
    - Что записано на доске?
    - Что такое поговорка? Какие еще виды устного народного творчества знаете?
    - Приведите пример загадки.
    - Послушайте мою загадку:
    Ладно скроен,
    Крепко сшит,
    За землю русскую стоит.
    (Богатырь )

    Посмотрите на поговорку и попробуйте определить в ней главное слово (богатыри)

    Так, значит, о ком у нас пойдёт речь? (Слайд 4)

    Высока ли высота поднебесная,
    Глубока ли глубина океан - моря,
    Быстры – светлы реки русские.
    А и сильные, могучие,
    Богатыри на славной Руси.

    (читает ученик)

    Вспомните, происхождение и значение слова «богатырь» (Слайд 5)

    Значение слова «богатырь» лучше всего даст словарь. Перед вами лежат листы. Найдите в них статью из словаря.
    Дети читают статью:
    Богатырь – 1.Герой русских былин, совершающий подвиги во имя Родины.
    2. (переносное) Человек безмерной силы, стойкости, отваги. Необычный человек.
    -Сколько значений у этого слова? Что мы можем о нём сказать? (оно многозначное)
    - Попробуйте подобрать слова, близкие по смыслу.
    Силач , воин , защитник , витязь
    - Считалось, что богатыри – могучие витязи, наделённые богом необыкновенным умом, смекалкой.
    - Помимо силы и ума чем еще должен обладать богатырь? (Здоровьем)
    -Каким здоровьем? Только ли физическим? (Духовным) Что это значит, как вы это понимаете?
    - А как вы думаете, есть ли богатыри в наше время?

    Докажите, опираясь на то, о чём мы говорили на прошлом уроке.

    В каких произведениях чаще всего мы встречаем богатырей?
    - Что такое былина? (Слайд 6)

    С каким жанром русского народного творчества она тесно связана?
    А что ещё роднит былину со сказкой? (построение: зачин, повторы, главные герои воюют с чудовищами, борются за справедливость, защищают родную землю) Докажите примерами из текста.
    А какие особенности былины мы выделили с вами на прошлом уроке? (напевность стиха, рифма, постоянные эпитеты, гиперболы, архаизмы) Докажите примерами из текста (Слайд 7)
    - Что такое гиперболы, эпитеты?
    Нам с вами встретились архаизмы . Что это такое?
    Проверим, хорошо ли вы запомнили значение этих слов.

    Объясните значение слов и выражений:
    Булатная броня (булат – старинная узорчатая сталь – стальная и узорчатая),
    палица (тяжёлая дубинка с утолщенным концом),
    росстань (перекресток двух или нескольких дорог, распутье)
    Сулят сулу, посулы (обещания),
    сажень (2,134 метра – 3 аршина)
    Голи, голытьба (оборванцы, бедняки, нищие),
    амбар (сараи для хранения съестных припасов, урожая).
    Облатынивать (обращать в католическую веру),
    башлыки (теплый головной убор, надеваемый поверх шапки, суконный капюшон с длинными концами..
    Смета (несметное, несчитанное богатство),
    заподваливать (запирать в подвал),
    речи елейные (елей – оливковое масло для церковных обрядов, в переносном значение что ласково-успокаивающие).
    Гнездовину разнес (разбил тайное укромное пристанище),
    не простафильтесь (не поддавайтесь на обман), латынщина (западные завоеватели).

    С каким ещё литературным жанром имеет сходство былина? (со стихотворением: ритм, рифма, гиперболы, эпитеты)
    Соотнесите цитаты из былины с названием литературного приема. (Слайд 8,9)
    (Приложение)
    Физкультминутка (под С. Намин «Эх, да надо бы жить красиво») (Слайд 10)

    Дружно встали – раз, два, три –
    Мы теперь богатыри.
    Мы ладонь к глазам приставим,
    Ноги крепкие расставим.
    Поворачиваясь вправо,
    Оглядимся величаво.
    И налево надо тоже
    Поглядеть из-под ладошек,
    И направо, и ещё через левое плечо.
    Буквой Л расставим ноги,
    Точно в танце – руки в боки,
    Наклонились влево, вправо
    Получается на славу!

    3. Работа с текстом. (Слайд 11)
    1.-Давайте обратимся к тексту былины. Найдите и зачитайте отрывки, в которых говорится о характере Ильи Муромца. (Выразительное чтение эпизодов из былины. Характеристика героя. (памятка для работы)

    План рассказа о герое
    1. Расскажи о понравившемся герое. (Мне очень понравился… Мне очень запомнился... Мне показался интересным... Я восхищаюсь... Мне очень не понравился...)
    2. Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения, как он вооружен).
    3. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях лучше всего раскрывается характер героя?
    4. Перечисли основные черты характера понравившегося (непонравившегося) героя.
    5. Как автор относится к своему герою.

    Зачитывают отрывок и называют черту характера, о которой говорится в нем.
    - Почему в описании разбойников употребляются слова с суффиксами –еньк, -оньк, ичек, -ечек?
    - Вспомните, какое значение придают эти суффиксы словам?
    - Для чего это сделано?
    - Как описан Илья в схватке с разбойниками?
    - Найдите гиперболы – преувеличения.
    - Для чего нужен этот прием?
    - Какие черты Ильи Муромца подчеркнуты с помощью гипербол?

    3. Рассмотрите картину «Витязь на распутье» Найдите в тексте отрывок, подходящий к этой картине. (Слайд 12)

    Почему он вернулся к камню и переписал надпись на нем?

    4. Итог урока
    Давайте обобщим все, что мы узнали об Илье Муромце, о его характере, силе, поступках.
    На экране слова, характеризующие человеческие качества. У вас такие же на листочках на партах. Выберите те из них, которые имеют отношение к богатырю. Объясните свой выбор. (Слайд 13, 14)
    (Приложение № 2)
    - Кто попробует дать характеристику Илье Муромцу, следуя памятке по работе над характеристикой героя. (1-2 человека) (Слайд 16)

    Мне понравился Илья Муромец. Это богатырь 33 лет от роду. Высокий, статный, могучий. У него длинные волосы и небольшая борода с проседью. Лицо широкое, открытое. Глаза внимательные зоркие. Одет Илья в кольчугу небогатую. На голове у него островерхий шлем с оплечьем. В руках он держит меч, подаренный Святогором. Есть у него и палица, и лук со стрелами. Илья Муромец добр, внимателен, великодушен, никому не причиняет вреда понапрасну. Любит свою родную землю и весь русский народ. Не хочет менять русскую православную веру ни на какую другую. Автору нравиться его герой силой духа, добротой, щедростью, открытостью.

    Какова главная идея былины?

    Что такое былина?

    Каких былинных героев знаете?

    Какими качествами должен обладать былинный герой? (Здоровье, сила, ум, доброта)

    Чему учит нас былина? (любить свою родину, защищать её, быть добрым)

    5. Домашнее задание по выбору. (Слайд 17)
    - Перечитать и проиллюстрировать понравившийся отрывок. Подготовить выразительное чтение отрывка.
    - Написать сочинение по картине Васнецова.
    - Составить письменную характеристику былинного героя.

    (Слайд 18)
    Рассказали мы про дела старые,
    Что про старые, про бывалые,
    Чтобы море синее успокоилось,
    Чтобы добрые люди послушались,
    Чтобы молодцы призадумались,
    Что века не меркнет слава русская!
    А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

    Список используемой литературы.

    1.Литературное чтение 4 класс поурочные планы по учебнику О.В.Кубасовой. Первое полугодие. Автор составитель – Н.Н.Дорогинина. Волгоград, 2005г.
    2. Как научить детей чтению былин. Методическое пособие. С.В.Вечканова. М., 2002г.

    Тема: Былины. "Ильины три поездочки".
    Цели урока:
    Познакомить с содержанием былины “Ильины три поездочки”и правилами исполнения былины;
    Совершенствовать навык слушания и выразительного, осознанного, грамотного чтения: учить осознанию читаемого через создание образов и установление ассоциаций с содержанием изученных произведений. Познакомить с героической личностью, символом российской мощи, ее защитником, уроженцем земли Нижегородской - Ильей Муромцем, его необычным детством.
    Развивать образное мышление, познавательный интерес к истории родного края на основе эмоционального восприятия прочитанного, формировать культуру выражения чувств, развивать воображение и представления об особенностях уклада крестьянской жизни в условиях патриархальной России, произвольное внимание к народному слову.
    Воспитывать интерес к родному мелодичному и выразительному языку, героической истории нашей малой родины, чувство гордости за славных и отважных ее сынов; желание продолжать традиции и ментальность предков по отстаиванию независимости Родины.
    Способствовать формированию универсальных учебных действий;
    Способствовать использованию Интернет-ресурсов;
    Оборудование:
    учебник Л.Ф. Климановой “Литературное чтение” 1 часть, 4 класс;
    репродукция картины В.М. Васнецова “Богатыри”;
    сборники с былинами;
    карточки для самооценки;
    историческая карта “Древняя Русь”.

    Ход урока:
    1. Организационный момент: мотивация к учебной деятельности.
    (Организационно-регулятивные: волевая саморегуляция
    Личностные: действия смыслообразования)

    На экране – гусляр. Слышны гусли.

    Здравствуйте, люди добрые. Сядьте на места да послушайте. Собрались мы с вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и всё внимательно слушали. Всё, что услышите, может вам пригодиться.

    2. Проверка домашнего задания(Коммуникативные: участие в обсуждении. Познавательные: умение структурировать знания; моделировать)
    У: Вам было задано домашнее задание, выразительное чтение текста летописи « И вспомнил Олег коня своего» и нарисовать рисунок к тексту летописи.
    Сейчас один из вас выходит к доске, показывает рисунок, а все остальные находят и зачитывают отрывок из летописи, соответствующий данному рисунку.
    У: Составим синквейн:
    Олег.
    Отважный, мужественный.
    Правит, сражается, побеждает.
    Достоин быть примером для подражанья.
    Воин.

    3. Подготовка к восприятию. (Познавательные: поиск информации, смысловое чтение.)
    У: Прочитайте поговорку.
    (Поговорка написана на доске.)
    Славна земля богатырями русскими.
    - Определите, какое слово главное. (Богатыри).
    - О чём пойдёт речь сегодня на уроке? (о богатырях)
    - Верно.
    -Послушайте стихотворение:
    Широко ты, Русь, по лицу Земли
    В красе царственной развернулася
    У тебя ли нет богатырских сил,
    Старины святой, громких подвигов?
    Уж и есть за что, Русь могучая,
    Полюбить тебя, назвать матерью,
    Стать за честь твою против недруга,
    За тебя в нужде сложить голову!

    Какое чувство у вас вызвало это стихотворение?
    - О какой Руси говорится в стихотворении?
    - Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой сторонушке готовы были встать на ее защиту. В стихах, песнях, былинах прославляли любимую Родину.

    У: А что такое былина?
    (Былина – русская народная эпическая песня– сказание о богатырях.)
    У: Кто такие богатыри?
    (Богатыри – воины, защитники своей Родины, наделенные чувством собственного достоинства и отличающиеся необычайной силой мужеством и удалью.)
    (Репродукция картины В.М.Васнецова “Богатыри”)
    У: Демонстрация картины Васнецова «Три богатыря» под звуки гуслей.
    Кого вы видите на картине?
    (Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец)
    - Как звать богатыря в центре картины?
    Выберите два однокоренных слова из данных:
    (Слова даны на карточках на доске)

    Муромец хмурый Мурманск Муром замурованный

    Какая связь может быть между Ильей Муромцем и городом Муромом?
    - Действительно, Илья Муромец родом из-под Мурома, а, следовательно, он - наш на все времена прославленный народом земляк.
    Чтобы убедиться в этом, посмотрите на карту Нижегородско - Суздальского княжества XIII-XV веков
    (На карте обозначены флажками Нижний Новгород, Суздаль, Муром).
    Вот каких сынов рождала нижегородская земля!
    И, как вы догадываетесь, сегодня мы будем читать об Илье Муромце... Расшифруйте слова:

    Ы Л
    Б н
    А и

    У: Какие былины вы знаете?
    У: О каких отличительных чертах былины вы знаете?
    (Былинный зачин, повторы, образность языка - гиперболы, эпитеты, напевность, ритм, определённое содержание– сказ о героических делах богатырей; неспешность, обстоятельность, подробность повествования.)

    У: Какими качествами должен обладать человек, чтобы его назвали богатырём? (Бесстрашно сражаться с врагами, быть сильным, мудрым, защищать и любить родную землю).

    4. Изучение нового материала. (Регулятивные: целеполагание, как постановка учебной задачи; планирование, прогнозирование. Коммуникативные: сотрудничество; умение выражать свои мысли.)
    1) Знакомство с темой и постановка целей
    У: Сегодня мы познакомимся с былиной “Ильины три поездочки”.
    У: Скажите какие цели мы поставим на данном уроке?
    (Узнать о ком и о чем рассказывает эта былина.
    Какие три битвы были у богатыря. Кого защищал богатырь.)
    У: Послушайте былину.
    (Прослушивание аудиозаписи: Былины «Ильины три поездочки».)
    У: Понравилась былина? Как исполнялась былина? (плавно, нараспев)
    О ком повествует былина?
    Какой отрывок вам показался самым интересным? Почему?
    2) Словарная работа
    У: Все ли слова и выражения были понятны вам?
    Как вы понимаете значение этих слов?
    (Словарная работа – слова на экране)(Регулятивные: соотнесение с прогнозированием
    Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; смысловое чтение в зависимости от цели; построение логической цепи рассуждений; анализ, синтез, выдвижение гипотез.)
    КРЕМНЕВЕНЬКИЕ – из кремня;
    БУЛАТНАЯ БРОНЯ – стальная и узорчатая, старинная узорчатая азиатская сталь;
    СИЕ – это;
    ПАЛИЦА – тяжелая дубинка с тяжелым концом;
    ЯХОНТЫ – старинное название сапфира и некоторых других драгоценных камней;
    ВЕРТЛЮГИ – шарнирное звено для соединения двух частей механизма, позволяющее одной из них вращаться независимо друг от друга;
    САЖЕНЬ– 2,134 метра (3 аршина)
    МОНАХ– член религиозной общины, давший обет вести аскетический образ жизни;
    ВИТЯЗЬ – в Древней Руси: отважный воин;
    АМБАР– сарай для хранения урожая, припасов, товара;
    ЦЕЛОВАЛЬНИЧКИ – должностное лицо, занимающееся сбором податей и некоторыми судебно-полицейскими делами;
    ОБЛАТЫНИВАТЬ – обращать в католическую веру;
    ЗАСТАВА БОГАТЫРСКАЯ– 1) воинское подразделение, несущее охранение; 2) место въезда в город;
    СМЕТА – здесь: несметное, не считанное богатство;
    ЗАПОДВАЛИВАТЬ – запирать в подвал;
    РЕЧИ ЕЛЕЙНЫЕ – елей – оливковое масло, употребляемое в церковной службе. В переносном смысле: что-то ласковое, успокаивающее;
    ГДЕЗДОВИНУ РАЗНЕС – тайное, укромное пристанище;
    ПО ОРДАМ – орда – государство или войско татар или в начальном варианте – палатка хана;
    НЕ ПРОСТОФИЛЬТЕСТЬ – не поддавайтесь на обман.
    У: Подтвердились ли ваши предположения?
    (сравнение, сопоставление)

    ФИЗМИНУТКА
    Дружно встали - раз, два, три.
    Мы теперь богатыри.
    Мы ладонь к глазам приставим,
    Ноги крепкие расставим,
    Поворачиваясь вправо
    Оглядимся величаво.
    И налево надо тоже
    Поглядеть из-под ладошек.
    И направо, и еще
    Через левое плечо.
    Буквой Л расставим ноги
    Точно в танце - руки в боки.
    Наклонились влево, вправо,
    Получается на славу!

    3) Чтение текста.
    У: Высока ли высота поднебесная,
    Глубока ли глубина океан - моря,
    Быстры – светлы реки русские.
    А и сильные, могучие,
    Богатыри на славной Руси.
    - Так о ком говорится в былине?
    (О богатыре Илье Муромце.)
    У: Вспомните, еще раз происхождение и значение слова «богатырь».
    Значение слова «богатырь» лучше всего даст словарь. Перед вами лежат листы. Найдите в них статью из словаря.
    (Дети читают статью)

    Богатырь – 1.Герой русских былин, совершающий подвиги во имя Родины.
    2. (переносное) Человек безмерной силы, стойкости, отваги. Необычный человек.

    Сколько значений у этого слова? Что мы можем о нём сказать? (оно многозначное)
    - Попробуйте подобрать слова, близкие по смыслу.
    Силач, воин, защитник, витязь

    Считалось, что богатыри – могучие витязи, наделённые богом необыкновенным умом, смекалкой.
    У: Откройте учебник. Прочитаем былину еще раз.
    (Чтение былины учащимися)
    4) Беседа по содержанию былины с выборочным чтением.(Познавательные: умение строить высказывание; смысловое чтение; логические; установление причинно– следственных связей.)
    У: Для чего собрались славно-русские богатыри?
    – Куда досталось ехать Илье Муромцу?
    – Сколько надписей было на камне?
    – Какую дорогу выбрал богатырь? О чем это говорит?
    (Илья Муромец выбрал прямую дорогу. Это говорит о том, что он смелый, мужественный, добивается своей цели, идет только вперед, не боясь трудностей.)
    У: В былине показан враг, с чем он сравнивается?
    – Почему в описании врагов употребляются уменьшительно-ласкательные суффиксы – -еньк-, -оньк-, -ичек-, -ечек-?
    (Чтобы показать богатырскую силу и мощь Ильи Муромца.)
    У: Что пытался сделать враг с Ильей Муромцем?
    (Обратить в свою веру, взять в плен…)
    У: Как вы поняли, кто находился в плену?(Русский народ.)
    У: Что пытались сделать с Ильей? Как это делали?
    (Враг призывал Илью Муромца к измене. Сулили ему богатства, почет и уважение, и вельможное служение.)
    У: Что ждало его в случае отказа?
    (Пригрозили ему силой, но Илья не испугался этого, а принял бой.)
    У: Каково значение трех поездок Ильи Муромца для русского государства?
    – Как последние три строчки помогают понять характер героя?
    – Почему Илья Муромец возвращался к камню и делал на нем новую запись?
    – Как относился Илья Муромец к предсказаниям?
    - Почему былина называется «Три поездочки»?
    -Какой момент в былине вам показался наиболее захватывающий?
    - Какое историческое событие нашло отражение в былине? (Крещение Руси, попытки иноземных захватчиков обратить русский народ в католическую веру).

    5. Закрепление изученного материала.(Познавательные: моделирование.Регулятивные: контроль)
    а. Выразительное чтение былины «эхом» и хором за учителем, повторяя интонацию.
    б. Характеристика героя.
    Выборочное чтение.
    - Как описан Илья Муромец в схватке с разбойниками? Найдите гиперболы.
    - Зачем нужен этот приём? Какие его черты подчёркнуты с помощью гипербол?
    Обобщение образа Ильи.
    - Выберите те слова, которые имеют отношение к Илье.
    (Храбрый, трусливый, скромный, вежливый, добрый, ласковый, отважный, мужественный, сильный, смелый, жадный, щедрый, грубый, справедливый).

    Работа с интерактивной доской:
    Установи соответствие:
    (3 поездки– 3 боя (с кем?) – соединить в пары

    6. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.(Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.)
    У: Почему Илья Муромец испробовать все три дороги?
    – Чем закончилась поездка богатыря?
    - Используя опорные слова: смелый, мужественный, трусливый, мудрый, умный, трусливый, мудрый, глупый, справедливый, хитрый, сильный, жестокий, добрый, жадный, способный к состраданию, охарактеризуйте Илью Муромца (работа в парах).Обменяйтесь мнениями, обсудите с соседом.

    Составление синквейна:
    Богатырь
    Сильный, мудрый
    Ехал, сражался, победил
    Славна богатырями земля русская
    Герой

    У: Домашнее задание:(Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности;Личностные: самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности.)

    1) Перечитать былину “Ильины три поездочки” и ответить на вопросы.
    2) Используя дополнительную литературе и Интернет-ресурсы подготовить сообщение об одном из русских богатырей.
    Обучающиеся получают от учителя карточки:
    1. Литература
    1. Ухов П.Д. Былины. – М., 1987;
    2. Шевченко Ф.П. В мире былин. – М.,1987;
    2. Интернет-ресурсы
    1. http://wikipedia.org/wiki/ru
    2. http://litheroy.blogspot.com/
    3. http://www/youryoga.org/article/dictionary/slav-ar-veda2htm
    4. http://www.oprichnina.chat.ru/opr
    5. http://www.rusinst.ru/articlctext.asp

    У: Вы хорошо потрудились на уроке и заслуживаете оценки. Оцените сами свою работу. Продемонстрируйте свои оценки.

    (Самооценка на карточках)
    Я ОТЛИЧНО ПОРАБОТАЛ! – О (зеленый)
    Я УВЕРЕН – МОГУ ЛУЧШЕ! – О (желтый)
    Я ПОСТАРАЮСЬ! – О (красный)
    Спасибо за урок!