Войти
В помощь школьнику
  • Уральские казаки - все подробности
  • Дистанционное образование — кому это надо
  • Анализ стихотворения «Железная дорога» Некрасова
  • И.С. Тургенев "Бежин луг": описание, герои, анализ произведения. Краткий рассказ о писателе. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям Описаний утра, дня, вечера, ночи
  • Дальневосточная пожарно-спасательная академия осуществляет набор слушателей Двфу мчс
  • Презентация на тему порядковые числительные Числительные в английском языке презентация
  • Конспект урока на тему:"Самостоятельные и служебные части речи" (5 класс). Конспект урока по русскому языку "Самостоятельные и служебные части речи" Самостоятельные и служебные части речи 5

    Конспект урока на тему:

    Это нужно помнить! Самостоятельные части речи Передают в тексте основную информацию. К ним можно задать вопрос Служебные части речи «служат» , то есть помогают связи слов в предложении.

    Задание № 1 Определите, какой частью речи (самостоятельной или служебной) являются отмеченные буквами слова в предложении. Укажите, к какой части речи относится каждое из отмеченных слов. 1 – самостоятельная часть речи 2 – служебная часть речи Каждый французский(А) солдат(Б) носит(В) в(Г) своём ранце(Д) маршальский(Е) жезл. (Наполеон Бонапарт) 1 – А, Б, В, Д, Е 2 -Г

    Задание № 2 Определите, какой частью речи являются отмеченные буквами слова в предложении. Укажите, к какой части речи относится каждое из отмеченных слов. 1 – имя существительное 4 - местоимение 2 – имя прилагательное 5 - предлог 3 – глагол 6 - союз Платон(А) мне(Б) друг(В), но(Г) истина(Д) дороже. (Аристотель) 1 – А, В, Д 4–Б 6 -Г

    Задание № 3 Определите, какой частью речи являются отмеченные буквами слова в предложении. Укажите, к какой части речи относится каждое из отмеченных слов. 1 – имя существительное 4 - местоимение 2 – имя прилагательное 5 - частица 3 – глагол 6 - союз Поэтом(А) можешь(Б) ты(В) не(Г) быть(Д), но(Е) гражданином(Ё) быть обязан. (Н. Некрасов) 1 – А, Ё 3 – Б, Д 4–В 5–Г 6 -Е

    Задание № 4 Определите, какой частью речи являются отмеченные буквами слова в предложении. Укажите, к какой части речи относится каждое из отмеченных слов. 1 – имя существительное 4 - местоимение 2 – имя прилагательное 5 - предлог 3 – глагол 6 - союз Следовать(А) за(Б) мыслями(В) великого(Г) человека(Д) есть(Е) наука(Ё) самая 1 – В, Д, Ё занимательная(Ж). (А. Пушкин) 2 – Г, Ж 3 – А, Е 5 -Б

    Тема урока: Самостоятельные и служебные части речи.

    Тип урока: урок открытия нового знания.

    Технология построения урока: урок-диалог.

    Формы работы: групповая, работа в парах, индивидуальная, фронтальная.

    Цель учебного мероприятия:

    показать алгоритм формирования ключевых компетентностей через учебно-образовательную компетентность, которая опирается на сформированность универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных).

    Цель урока: формирование предметной компетентности.

    Задачи урока: 1.совершенствовать умения распознавать части речи; знать, на какие группы делятся, по каким признакам различаются самостоятельные и служебные части речи.

    2.Формировать ключевые компетентности:

    Регулятивные (целеполагание, планирование, контроль, оценка, волевая саморегуляция);

    Познавательные (общеучебные, логические универсальные действия);

    Коммуникативные(коммуникация как общение, как кооперация, как условие интериоризации).

    Планируемые результаты: обучающиеся научатся распознавать части речи, отличать самостоятельные от служебных, работать в паре, группе, планировать работу, оценивать результат.

    Цель урока: распознание частей речи, отличие самостоятельные от служебных. Знать, какие части речи относятся к самостоятельным, а какие к служебным. Уметь определять части речи.

    1. закрепить знания учащихся о частях речи, дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи, формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи;


    Открытие новых знаний

    – Послушайте внимательно сказку

    В одном волшебном королевстве жили—были необычные жители. Одни из них были очень важные. Это были Самостоятельные части речи, которые считали себя самыми главными, а другие жители королевства несли службу, помогали им. Это были Служебные части речи. Жили Части речи очень дружно. Служебные части речи верно служили Самостоятельным:

    помогали словам в предложении принять нужную форму;

    связывали слова в предложении и части предложения;

    вносили в предложение дополнительный смысл.

    А Самостоятельные части речи были им за это благодарны.

    Однажды в королевстве был парад, и части речи должны были построиться в две колонны: самостоятельные и служебные части речи. Как они хотели пройти перед королем и показать ему, какие они красивые и нужные! Но очень боялись, правильно ли они встали в колонны?

    О чём в ней идёт речь?

    Скажите, на какие 2 группы делятся части речи?

    Как вы назовете тему урока – «Самостоятельные и служебные части речи». Запишите тему в тетради. Попытаемся сформулировать цель нашего урока (уметь определять части речи, научиться отличать самостоятельные части речи от служебных).

    Назовите, какие части речи относятся к самостоятельным?

    Дайте определение этой части речи.

    Назовите, какие относятся к служебным?

    А теперь, давайте посмотрим на экран. Все ли части речи отображены на слайде?

    Почему междометие попало на слайд? Что такое междометие?

    Давайте, ребята посмотрим на таблицу; поможем частям речи правильно встать в колонну. Работаете в группах, заполняете таблицу. Приложение 1.

    Человек, любить, ты, птица, добрый, пять, я, гав-гав, смелый, улыбаться, семь, дружно, три, его, бежать, весело, они, думать, мяу-мяу, сегодня, вчера, мне, от, к, до, а, но, и, ли, не, ни, Ой! Эх! У!

    Проверьте и сравните с эталоном.(Слайд № 5).


    Оценка работы группы (доска): Выставление оценок за работу (на доске критерии): нет ошибок – «5» , 1-2 ошибки - «4», 3 -4 ошибки – «3»

    А сейчас, ребята, самый трудный этап урока. Вы должны подумать и ответить на вопрос: чем отличаются самостоятельные части речи от служебных?

    Давайте посмотрим на таблицу и проверим, правильно ли мы ответили на вопрос.

    Работа с таблицей. (Слайд 6). (Таблица на доске).


    Давайте выполним задание и докажем правильность нашего утверждения.

    Составьте и запишите предложения из данных слов в тетради. (Слайд 7).

    Солнце садилось и косыми лучами освещало верхушку высокого дуба

    Работа с текстом.

    Прочитайте получившийся текст. Из каких частей речи состоят данные предложения? Надпишите названия частей речи над словами.

    Попробуйте составить предложение из данных слов:

    в, от, про, с, к, по, за, из, о

    но, а, когда, и

    не, разве

    Удалось ли вам это? Почему? (Слайд 8)

    Предлоги: в, на, за, под, к, около, перед, из – за, из – под и др.

    Предлоги употребляются с существительными и и связывают их с другими самостоятельными словами.

    Союзы: и, а, но, что, когда, если, потому что и др.

    Союзы связывают члены предложения и части сложного предложения.

    Частицы: не, бы, же, ли, разве, неужели и др.

    Частицы придают оттенки значения членам предложения и всему предложению в целом.

    Вывод: из служебных частей речи нельзя составить предложение. Они употребляются только с самостоятельными частями речи.

    Физкультминутка. (Слайд 10)

    Раз - подняться, потянуться,

    Два - нагнуться, разогнуться,

    Три - в ладоши три хлопка,

    Головою три кивка.

    На четыре - руки шире,

    Пять - руками помахать,

    Шесть - на место тихо сесть.

    Домашнее задание

    Написать мини-сочинение «Моя любимая часть речи»

    Упр. 145 (уч. слова)

    Закрепление

    Обращаемся к упр.143. стр. 53

    Подведение итогов

    Можно задать вопрос к самостоятельным частям речи? А к служебным?

    Являются членами предложения самостоятельные части речи? А служебные?

    Можно определить лексическое и грамматическое значение у самостоятельных частей речи? А у служебных?


    08.01.2016 6669 641 Гиря Татьяна Александровна

    Тема урока : Самостоятельные и служебные части речи

    Цель урока: распознание частей речи, отличие самостоятельные от служебных.

    Задачи: закрепить знания учащихся о частях речи, дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи, формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи; развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма; воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

    Тип урока: комбинированный

    Методы, приемы: наглядный, поисковый, репродуктивный, игровой

    Оборудование: книга, карточки с заданиями

    Ход урока

    1. Мотивация к учебной деятельности.

    Добрый день, ребята! Давайте проверим вашу готовность к уроку.

    Готовы наши глазки? - Да. Готовы! (Хлопают глазками 4 раза).

    Готовы наши ушки? - Да. Готовы.

    Готовы наши ручки? - Да. Готовы.

    Готовы наши ножки?- Да. Готовы.

    Мы все готовы!

    Проверка д.з.

    2. Актуализация знаний и умений.

    А вы знаете, ребята, что сегодня я тему нашего урока спрятала в стихотворном тексте, слушайте стихотворение и смотрите внимательно на него. Подумайте, какова тема нашего урока? Назовите её.


    Существительное - школа,

    Просыпается - глагол.

    С прилагательным весёлый

    Новый школьный день пришел.

    Встали мы - местоименье,

    Бьёт числительное семь.

    За ученье, без сомненья,

    Приниматься надо всем.

    Мы наречием отлично

    На уроках дорожим.

    Соблюдаем мы привычно

    Дисциплину и режим.

    Не и ни - у нас частицы.

    Нам их надо повторять.

    И при этом не лениться

    И ни часу не терять!

    После школы, как известно,

    Мы катаемся в санях.

    Здесь особенно уместны

    Междометья ох и ах!

    А потом

    У тёплой печи

    Повторяем … (части речи).


    - Правильно. Тема нашего урока – части речи.

    Попытайтесь сформулировать цель нашего урока. В этом вам поможет тема урока.

    3. Работа по теме

    1) Слово учителя

    - Послушайте внимательно сказку. О чём в ней идёт речь?

    «В одном волшебном королевстве жили-были необычные жители. Одни из них были очень важные. Это были Самостоятельные части речи, которые считали себя самыми главными, а другие жители королевства несли службу, помогали им. Это были Служебные части речи. Жили Части речи очень дружно. Служебные части речи верно служили Самостоятельным:

    Помогали словам в предложении принять нужную форму;

    Связывали слова в предложении и части предложения;

    Вносили в предложение дополнительный смысл.

    А Самостоятельные части речи были им за это благодарны.

    Однажды в королевстве был парад, и части речи должны были построиться в две колонны: самостоятельные и служебные части речи. Как они хотели пройти перед королем и показать ему, какие они красивые и нужные! Но очень боялись, правильно ли они встали в колонны?»

    Скажите, на какие группы делятся части речи?

    Назовите, какие части речи относятся к самостоятельным?

    Назовите, какие относятся к служебным?

    Давайте, ребята, посмотрим таблицу.

    - А теперь, помогите частям речи правильно встать в колонну.

    2) Тренировочные упражнения

    Помогите словам правильно встать в колонну

    Человек, любимый, ты, птица, добрый, пять, я, смелый, улыбаться, семеро, дружно, три, его, бежать, весело, они, думать, сегодня, вчера, мне, от, к, до, а, но, и, да, не, ни, Ой! Эх! У!

    Учащиеся записывают слова, в скобках указывают часть речи

    Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных? Назовите ваши предположения, версии.(Предположения, версии обучающихся).

    Попробуйте составить предложение из данных слов: в, и, от, про, с, а, к, по, за, но, из, о, когда.

    - Удалось ли вам это? Почему? Как называются эти части речи?

    Вывод: из служебных частей речи нельзя составить предложение. Они употребляются только с самостоятельными частями речи.

    Можно задать вопрос к самостоятельным частям речи? А к служебным?

    Являются членами предложения самостоятельные? А служебные?

    Можно определить лексическое значение у самостоятельных? А у служебных?

    - Теперь посмотрим на таблицу и проверим, правильно ли мы ответили на вопросы.

    Самостоятельные части речи

    Служебные части речи

    1. Можно задать вопрос.

    1. Нельзя задать вопрос.

    2. Являются членами предложения.

    2. Не являются членом предложения.

    3. Имеют лексическое значение.

    3. Не имеют лексического значения.

    Физкультминутка.

    - А сейчас, ребята, отдохнём. Встали, вышли из- за парт.


    Ветер дует нам в лицо,

    Закачалось деревцо.

    Ветер тише, тише, тише.

    Деревцо все выше, выше.


    4. Закрепление учебного материала .

    Мы продолжаем наш урок. Проверим, умеете вы определять части речи.

    1) Работа с учебником

    Стр. 64 упр.131, упр. 134.

    2) Загадки

    - А сейчас отгадайте загадку. Назовите часть речи, о которой говорится в ней. К самостоятельным или служебным частям речи она относится? Обоснуйте свой ответ. Приведите 1-2 примера. (Подсказка на доске).

    Загадки про части речи


    Всё что существует, оно обозначает,

    На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.

    А чтоб не обижался весь честной народ,

    Оно всегда имеет и число, и род.

    У него к тому же три склоненья есть,

    Падежей различных сразу целых шесть.

    (Имя существительное).

    Он предметы оживляет,

    Всех их в дело вовлекает,

    ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,

    Строго сам за тем следит.

    Он три времени имеет

    И спрягаться он умеет.

    Детям строят много школ,

    Чтоб все знали про...(Глагол).

    Художницу нашу знает весь свет:

    Раскрасит художница всякий предмет.

    Ответит всегда на вопросы такие:

    КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

    С папой Существительным

    Живёт на редкость дружно:

    Изменит окончание,

    Когда ему так нужно.

    Она с ним не расстанется

    Никогда уже:

    Стоит с ним в одном роде,

    Числе и падеже.

    (Имя прилагательное).

    Быстро предметы оно сосчитает,

    Строгий порядок при счёте их знает.

    На два вопроса ответит вам только,

    Это вопросы КОТОРЫЙ? и СКОЛЬКО?

    Цифры частенько его заменяют,

    Люди его в устной речи склоняют,

    Часто при этом они ошибаются,

    Как его звать, кто скорей догадается?

    (Имя числительное).

    Признаки действий оно означает,

    Всем любопытным оно отвечает

    КАК? и КОГДА? ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО?

    ГДЕ? и КУДА же? ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО?

    Очень не любит оно изменяться,

    Род не имеет, не хочет склоняться.

    Как его имя, скорее ответьте!

    (Наречие).

    Применяем все мы это

    Вместо имени предмета,

    Вместо признака предмета

    Применяем тоже это,

    И количество предметов

    Заменяет часто это.

    Нам на всё оно укажет,

    Но имён ничьих не скажет.

    Часто очень применяется,

    Сильно очень изменяется.

    Без него, как ни крутись,

    В речи нам не обойтись.

    (Местоимение).

    В предложении на службе

    С падежом всегда он в дружбе,

    На него показывает

    И слова все связывает.

    Это? (Предло г).

    Объединять и связывать стараюсь

    Я равных и неравных в нужный час.

    Порою я совсем не повторяюсь,

    Порою повторяюсь много раз.

    - Это? (Союз).


    - Молодцы! Вы справились с заданием.

    3) Тест

    1. Что обозначает имя существительное?

    2. Что обозначает имя прилагательное?

    а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

    3. Что обозначает глагол?

    а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

    4. Из данных слов выберите имена существительные:

    5. Из данных слов выберите имена прилагательные:

    а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

    6. Из данных слов выберите глаголы:

    а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

    7. Из данных слов выберите самостоятельные части речи:

    а) дом, мама, весёлый б) бегать, но, из в) я, около, вчера

    8. Из данных слов выберите служебные части речи:

    а) меч, из, красиво б) и, не, да в) дверь, звезда, думать

    Взаимопроверка по ключу:


    1 – а

    2 – б

    3 – в

    4 – в

    5 – а

    6 – б

    7 – а

    8 - б


    Выставление оценок за тест: нет ошибок – «5» , 1-2 ошибки - «4», 3 -4 ошибки – «3»

    5. Итог урока

    Что узнали нового на уроке? Что делали? Как мы это выполняли?

    6. Д/З стр. 64 упр. 133.

    Скачать материал

    Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
    На странице приведен только фрагмент материала.

    Морфология - раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи. В русском языке 10 частей речи. Они делятся на самостоятельные, служебные и междометие. Часть речи характеризуют: 1) общее зна­чение, 2) морфологические признаки (или грамматические значения) и 3) синтаксическая роль. Морфологические при­знаки делятся на постоянные и непостоянные.

    Самостоятельные части речи называют пред­меты, признаки, действия, количество и являются в предложе­нии его членами. Служебные части речи не имеют предметного лексического значения и не являются членами предложения; имеют грамматические значения.


    Тема 5.2. Нормативное употребление форм слова

    Имя существительное

    Род существительных

    В русском языке

    к мужскому роду относятся сло­ва: банкнот, ботинок, георгин, довесок, зал, занавес, картофель, кофе, погон, рельс, ро­яль, толь, эполет,толь, шампунь,

    к женскому роду: бакенбарда, бан­дероль, вуаль, манжета, мозоль, плацкарта, просека, туфля, чинара;

    к среднему роду относятся слова ино­язычного происхождения, обозначающие неодушевленные предметы (какао, кафе, меню, за исключением: Сочи - м.р., так как город, салями - ж.р., так как колбаса, иваси - ж.р., так как сельдь.

    Род сложносокращенных слов определяется по роду ведущего слова: ИТА - информационно-телевизионное агентство.

    Слово «банкнот» (м.р.) имеет вариант «банкнота» (ж.р.)- «Словарь-справочник. Русское произношение и правописание» Л.А. Введенской, П.П. Червинского (Ростов-н/Д, Феникс, 1996) приводит вариант «бан­кноты». Орфографический словарь русского языка / РАН. Отв. ред. В.В. Лопатин (М., 2000) приводит ва­рианты «банкнот» и «банкнота».

    Класс: 5

    1. Актуальность представления урока данного типа (урок изучения нового материала) объясняется тем, что именно на этапе первичного знакомства у обучающихся закладывается представление о том, что будет изучаться, формируется первоначальное представление о предмете разговора, пробуждается интерес к проблеме. А следовательно, именно этап первого знакомства является одним из самых (если не самым) важных в системе уроков по той или иной теме. Поэтому целесообразно при первоначальном знакомстве сформировать у детей интерес, пробудить в них желание узнать как можно лучше все, что имеет отношение к рассматриваемой теме.

    2. Форма представления педагогического опыта – урок изучения нового материала в 5 классе: «Морфология. Самостоятельные и служебные части речи».

    3. С точки зрения полученного результата данный педагогический опыт можно считать эффективным. Дети расширили имеющиеся у них представления о частях речи, приобрели новые знания. Кроме того, у них сформировался интерес к теме, так как она предполагает дальнейшее расширение их представлений о морфологии.

    4. Ресурсное обеспечение:

    • учебник,
    • проектор и экран,
    • тетради учащихся.

    Урок изучения нового материала: структура, проблемы организации деятельности учащихся – 5 класс.

    Тема: Морфология. Самостоятельные и служебные части речи.

    Цель: познакомить учащихся с разделом науки о языке, который называется морфологией; определить место морфологии среди других разделов лингвистики.

    Задачи:

    • дать представление о самостоятельных и служебных частях речи;
    • отработать навыки распределения слов по разным группам;
    • вспомнить признаки уже известных учащимся частей речи.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    Слово учителя: Тема, которую мы будем изучать сегодня, является очень актуальной. Важность ее определяется тем, что в дальнейшем: в 5,6, 7-х классах вы будете более подробно и основательно изучать то, о чем мы сегодня начнем разговор. Поэтому от того, как вы поймете сегодняшнюю тему, во многом будет зависеть, насколько успешно будет проходить дальнейшее ваше знакомство с языком.

    1. Изучение нового материала. Создание проблемной ситуации.

    Слово учителя: Мы с вами закончили изучение раздела науки о языке, который называется «Морфемика».

    Вопрос учителя: Что это за раздел?

    Ответ ученика: Морфемика – раздел науки о языке, который изучает часть слова – морфему.

    Вопрос учителя: Какие еще разделы лингвистики вам известны?

    Ответ ученика: Фонетика, лексика, синтаксис, пунктуация.

    Вопрос учителя: Что изучает каждый из разделов?

    Ответ ученика: Фонетика изучает звук, как мельчайшую единицу лексики, синтаксис знакомит нас со словосочетанием и предложением, пунктуация – с постановкой знаков препинания.

    Слово учителя: Слова объединяются не только в словосочетания и предложения. Когда у нескольких слов общие признаки, они объединяются в группы.

    Вопрос учителя: Как называются эти группы?

    Ответ ученика: Части речи.

    Слова учителя: Верно. Именно части речи являются предметом изучения в морфологии. Теперь мы можем сформулировать тему нашего урока и записать ее в тетрадь. (До этого момента темы на экране не было.)

    Именно о морфологии и пойдет наш сегодняшний разговор.

    Запишите определение морфологии. Оно на экране.

    Слайд 2.

    Наука о частях речи существует давно. Прочитаем об этом в упражнении 459.

    (Текст читает вслух 1 учащийся.)

    Вопрос учителя: Назовите тему текста.

    Ответ ученика: Части речи.

    Вопрос учителя: Сформулируйте основную мысль текста.

    Ответ ученика: Разграничение частей речи – процесс давний и очень сложный.

    Вопрос учителя: Сколько абзацев в тексте? Определите их границы.

    Ответ ученика: Три.

    II. «Открытие» детьми нового знания.

    (На экране слова) Слайд 3.

    Вопрос учителя: Посмотрите на экран. Как вы думаете, чем отличаются слова, записанные в разных колонках?

    Ответ ученика: Справа мы видим слова, которые могут употребляться без тех, что в левом столбике: из них можно составить словосочетания и предложения. В левой колонке написаны слова, которые одни не могут употребляться.

    Верно. Те слова, которые записаны справа, называются (дети смотрят на тему урока и верно выбирают правильное слово) самостоятельными.

    Вопрос учителя: А те, которые слева?

    Ответ ученика: Служебные.

    Вопрос учителя: Слова какой группы можно разделить на морфемы?

    Ответ ученика: Самостоятельные.

    Вопрос учителя: Какая морфема может помочь нам в определении лексического значения слова?

    Ответ ученика: Корень.

    Вопрос учителя: Какое слово пишется через дефис?

    Ответ ученика: Из-за.

    Вопрос учителя: К какой части речи оно относится?

    Ответ ученика: Предлог.

    Вопрос учителя: Какой еще предлог пишется так же?

    Ответ ученика: Из-под.

    III. Этап осмысления.

    Слово учителя: Ученые до сих пор спорят о том, сколько частей речи существует в русском языке. Вы знакомы с некоторыми из них.

    Вопрос учителя: Какие части речи вам известны? Они есть на экране.

    Ответ ученика: Существительные, прилагательные, глаголы, союзы, предлоги, частицы.

    Слово учителя: Частей речи гораздо больше. Сейчас вы в этом убедитесь, прочитав материал учебника. Читая текст параграфа, обратите внимание, как части речи распределяются по группам. Обобщите свои наблюдения в таблицу.

    Слайд 4.

    (На экране таблица, которую дети переносят в тетради. Учащиеся работают самостоятельно. Затем на экране появляется полностью заполненная таблица и учащиеся сравнивают ее с тем, что получилось у них.)

    Слово учителя: В этой таблице представлены не все части речи, а лишь те, изучением которых вы будете заниматься в ближайшее время.

    Вопрос учителя: Приведите примеры из таблицы

    Ответ ученика:

    Вопрос учителя: Что означает каждая часть речи? Для чего она служит?

    Учащиеся отвечают.

    Вопрос учителя: К какому стилю относится прочитанный текст? Назовите его признаки.

    Ответ ученика: Научный. Точность, лаконичность, отсутствие средств выразительности.

    IV. Подведение предварительных итогов.

    Учащиеся рассказывают о том, что они узнали о предмете изучения в морфологии; о том, чем слова самостоятельных частей речи отличаются от служебных, делают выводы, опираясь на материал учебника.

    V. Первичное закрепление.

    Слайд 5.

    На экране стихотворение. Учитель читает его вслух.

    (Не) привыкайте (к) ч…десам –
    Д… витесь, им, д… витесь!
    (Не) привыкайте (к) н…бесам,
    Гл…зами (к) ним т…нитесь
    Приглядывайтесь (к) обла… кам,
    Прислуш…вайтесь (к) птицам,
    Прикладывайтесь (к) родникам –
    Ничто (не) повт…рит..ся.
    (За) мигом миг, (за) щагом шаг
    Вп…дайте (в) изумленье.
    Все будет так и все не так
    Через одно мгновенье.

    (В. Шефнер)

    Вопрос учителя: К какому стилю относится этот текст?

    Ответ ученика: К художественному.

    Вопрос учителя: В чем его отличие от научного?

    Ответ ученика: Присутствует описание природы, нет точных данных, здесь чувства, эмоции человека.

    Трое учащихся по четверостишиям расставляют пропущенные буквы, обозначают орфограммы и объясняют их. Над словами первого четверостишия учащиеся в тетрадях пишут названия частей речи. Идет проверка.

    Слово учителя: Распределите слова по двум группам: самостоятельные и служебные.

    Есть еще признак, позволяющий отличить слова самостоятельных частей речи от служебных.

    Сделаем синтаксический разбор предложения:

    Слайд 6.

    Не привыкайте к чудесам – дивитесь им, дивитесь!

    (Побудительное, восклицательное, простое, распространенное, осложнено однородными сказуемыми)

    (Ученики разбирают на экране)

    Вопрос учителя: Сколько частей речи в предложении?

    Ответ ученика: 5

    Вопрос учителя: А членов предложения? Почему?

    Ответ ученика: 3. Слова служебных частей речи являются теми же членами предложения, что и самостоятельные.

    Слайд 7.

    VI. Самостоятельная работа учащихся.

    Дети работают со 2-ым и 3-им четверостишиями стихотворения, определяют слова, разделяют их на самостоятельные и служебные части речи.

    VII. Подведение итогов.

    Учащиеся рассказывают, что изучили на уроке, что нового узнали о частях речи, в каком разделе лингвистики части речи изучаются.

    VIII. Слайд 8.

    Домашнее задание: §88, упр. 463 (для всех). Для желающих найти текст, интересный с точки зрения представленных в нем частей речи.