Войти
В помощь школьнику
  • Уральские казаки - все подробности
  • Дистанционное образование — кому это надо
  • Анализ стихотворения «Железная дорога» Некрасова
  • И.С. Тургенев "Бежин луг": описание, герои, анализ произведения. Краткий рассказ о писателе. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям Описаний утра, дня, вечера, ночи
  • Дальневосточная пожарно-спасательная академия осуществляет набор слушателей Двфу мчс
  • Презентация на тему порядковые числительные Числительные в английском языке презентация
  • Конспект урока по русскому языку, форма проведения урока квест. Литературный квест- идем в ногу со временем Квест игра по русскому языку

    Конспект урока по русскому языку, форма проведения урока квест. Литературный квест- идем в ногу со временем Квест игра по русскому языку

    Тема: Повторение изученного в V-VI классах

    Тип урока: обобщения и систематизации знаний

    Форма урока: квест-игра

    Класс: 7

    Учитель Тюрина С.О.

    Цели урока:

    Формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции,
    контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов;

    Развитие творческих способностей обучающихся, интереса к русскому языку и литературе, как виду искусства;

    Воспитание осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку.

    Задачи:

    - Формировать способности устного речевого общения с соблюдением основных правил и норм современного русского литературного языка и правил речевого этикета;

    Формировать умение использовать ИКТ и справочные материалы;

    Развивать способности создавать устные монологические и диалогические высказывания разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуации общения.

    Повторить, обобщить, систематизировать теоретические знания;
    - Показать взаимосвязь разных наук, дать целостное представление об окружающем мире.

    Планируемый результат:

    Предметные

    Знает правила устного речевого общения, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка, знает правила речевого этикета. Умеет определить характер персонажа и понимает нравственные поступки литературных героев.

    Личностные УУД

    Осуществляет продуктивное взаимодействие со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умеет находить выходы из спорных ситуаций, не создавая конфликтов.

    Метапредметные:

    Познавательные УУД

    Умеет находить и обрабатывать информацию с использованием ИКТ, осуществляет анализ информации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. Развивать логическое мышление: анализировать полученную информацию, уметь выделять главное развивать ассоциативное мышление

    Регулятивные УУД

    Умеет принимать и сохранять учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей и способов достижения с учетом конечного результата; вносит необходимые коррективы после анализа хода и способа действий решения поставленной задачи.

    Коммуникативные УУД

    Умеет выражать свои мысли, строить высказывание в соответствии с задачами коммуникации; готов признавать возможность существования разных точек зрения, аргументировать и излагать свое мнение. Развивать речь: обогащать и усложнять словарный запас

    Оборудование:

    проектор, экран (интерактивная доска), магнитная доска, картины, глобус, контурная карта,презентация

    Организационный момент:

    Условие игры: Ученики делятся на две команды, каждая отправляется по своему маршруту в поисках ключа. Разгадав код, отвечают на вопросы или выполняют задания, являющиеся промежуточным пунктом квеста, затем узнают дальнейший маршрут. У каждой команды есть куратор(учащиеся старших классов). На прохождение квеста дается 35 минут. Для проведения квеста нужно помещение разделить на 2 зоны, для того чтобы команды не мешали друг другу.

    Ход занятия

    Вступление ведущего:

    Здравствуйте ребята. Рада приветствовать вас на сегодняшнем мероприятии, который будет проводиться в формате квест-игры. Хочу начать игру с детской загадки:

    Звуки друг друга нашли,

    Встали рядом и смысл обрели.

    Много их, аж кругом голова...

    Собираются звуки в... (слова)

    Что такое слово, понимают все взрослые люди. В словарях можно найти такое толкование: слово - самостоятельная языковая единица, которая предназначена для называния различных явлений, живых и неживых предметов, отношений и свойств. Новый Завет начинается с фразы «Сначала было Слово». И слово здесь воспринимается не в простом и обычном своем значении, а приравнивается к Премудрости. Слова – это бриллианты наших мыслей, которые надо оттачивать и не раскидываться зря. « Всего приятнее для нас те слова, которые дают нам какое-нибудь знание»,-писал Аристотель.Сегодня вам предстоит увлекательное занятие - раскрыть тайну слов.

    Ведущий показывает «рукопись» на старославянском языке.

    Ребята, мне в руки попала старинная рукопись, но прочитать её не смогла. Многие слова не понятны, нужно разгадать их значение.

    Надеюсь, вы поможете найти «ключи», с помощью которых сможем прочитать текст рукописи. Для этого вам надо разгадать код, найти слова- подсказки, с помощью которых можно будет прочитать текст на современном языке и узнать дальнейший маршрут.

    Как говорится в народных сказках, пора отправиться в «Тридевятое царство, тридесятое государство». Какой код зашифрован в этих словах?

    Ученикам надо подойти к стенду, где висит картина с изображением «Тридевятого царства», стрелка на картине указывает на стол, где лежат цифры 2,7,3,0 и 2 книги «Русские народные сказки».

    Тридевятое царство -происхождение термина следующее: в старину считали по тройкам, отсюда тридевять (три раза по девять) - двадцать семь, тридесять - тридцать. Дети должны сложить 27 и 30 ответ-это номер страницы книги «Русские народные сказки». На этой странице для 1 команды вложен листок с отрывком из поэмы «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина: «У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том». Для 2 команды листок с отрывком из «Сказки о царе Салтане» : «Ветер весело шумит, Судно весело бежит Мимо острова Буяна , К царству славного Салтана»

    Ведущий объявляет:

    -Первая команда, вы должны найти «дуб зеленый».

    -Вторая команда, знаете ли вы,где находится остров Буян? ( ученики сомневаются в ответе )

    В кабинете висит портрет А.С.Пушкина, с обратной стороны прикреплен листок,на котором написаны координаты острова 60°04′ с. ш. 27°00′ в. д.

    Дети переходят к географической карте и ищут остров. Это остров Гогланд . Куратор рассказывает команде об острове Гогланд.(см.приложение 1)

    Для первой команды в углу кабинета нужно поставить макет дерева с висящей на ней цепью.На цепи висит ключ. В кабинете в разных углах спрятаны сундучки с замками. Дети должны догадаться, какой замок открывается этим ключом. В сундуке записка с фразой «Знания - это убежище и приют», на дне сундука написан шифр: Б2Г5 + А1Б5В3Г6. В этот момент на экране проецируется слайд №3

    Ребята должны собрать словосочетание кот ученый, затем ищут игрушку кота, которая будет лежать на магнитофоне.

    Ведущий спрашивает:

    -Какое хобби ученого кота?

    Дети должны догадаться, что продолжением пушкинских строк было: «…пойдет направо песнь заводит..», и им нужно включить магнитофон. Звучат отрывки песни « Богатырская сила». Куратор подсказывает ученикам, что не случайно над магнитофоном висит картина Васнецова « Три богатыря».С обратной стороны картины прикреплен конверт. В ней записка с фрагментом текста: « и если мы не посадим дерева» После того как ученики найдут подсказку, ведущий спрашивает:

    - Ребята, а куда смотрят богатыри?

    Картину надо повесить так, чтобы рядом можно было расположить магнитную доску. На ней магнитиками прикреплены кружки, имитирующие бильярдные шары.

    -Вы должны разместить шары в пустые окружности, чтобы получилось верное равенство.

    Молодцы, вы получили новый код, введите его на клавиатуре.(Компьютер поставить на пароль 11 13 6).На компьютере открывается файл с заданием:

    В Древнем Риме часто использовали шифровальные таблицы, даже Юлий Цезарь обменивался со своими сторонниками письменными сообщениями исключительно в зашифрованном вид. Что здесь зашифровано?

    17,16,12,1 ; 14,29 ; 14,16,13,16,5,19.

    (Число –это порядковый номер буквы в алфавите)

    Вторая команда, для дальнейшего маршрута вы должны за тридцать секунд выбрать рисунок с правильным ответом и расположить их в ячейки таблицы:

    Заимствованные

    слова

    Исконно русские слова

    историзмы

    профессионализмы

    неологизмы

    Общеупотребительные слова

    Не только вереница или очередь, но и травянистое лекарственное растение семейства сложноцветных. (Череда)

    Не только астрономический прибор, но и порода золотой аквариумной рыбки. (Телескоп)

    Не только приспособление для ношения двух ведер на плече, но и крупная хищная стрекоза. (Коромысло)

    Не только шоколадные конфеты, но и грибы. (Трюфели)

    Не только сторона грани многогранника, но и кость грудной клетки. (ребро)

    Растение,которое дает лучший мед и так говорят о подделке(липа)

    -Молодцы, вы получаете дополнительной время, за которое сможете решить кроссворд(см.приложение 2)

    -Первая команда, молодцы. Вы расшифровали ещё один фрагмент текста: « пока мы молоды » . Далее вы следуете по данному маршруту:

    От этого места пройдите вправо на одну косую сажень и пядь великую, поверните на север на аршина и на восток на локоток. Там спрятан клад.

    Куратор рассказывает о старинных русских мерах длинны(см.приложение 3).Ученики с помощью линейки измеряют длину расстояния до «клада»: в коробке спрятан учебник русского языка.

    Русский язык – это настоящий клад Кто им овладеет, станет самым богатым человеком, ибо как писал великий русский писатель К.Г.Паустовский: « С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».
    -Благодаря нашему "гостеприимному" русскому языку мы, даже того не подозревая, знаем много слов из тех иностранных языков, изучением которых никогда не занимались. Так что без ложной скромности можем смело назвать себя полиглотами .

    -Скажите по-французски « туз », если для нас это первоклассный лётчик или большой мастер своего дела. (Ас.)

    -Скажите по-итальянски (по-французски) « господин », « владыка », если для нас это популярная настольная игра. (Домино.)

    -Скажите по-итальянски « учитель », если мы так называем крупных музыкантов, живописцев и выдающихся шахматистов. (Маэстро.)

    -Скажите по-английски « знаю как », если для нас это эффективная технологическая идея, изобретение. (Ноу-хау.)

    -Скажите по-португальски « огонь », « пламя », если для нас это красивая розовая птица. (Фламинго.)

    -Скажите по-немецки « змея », если этой «змеёй» садоводы поливают свои грядки. (Шланг.)

    -Скажите по-китайски « молодой листок », если мы видим эти листки исключительно в сушёном виде. (Чай.)

    -Скажите по латыни « шар », если для нас это школьное пособие для урока географии. (Глобус.)

    Как называются такие слова?(заимствованные)

    -Среди слов, которые вы назвали, прозвучала подсказка, в его недрах спрятан ключ.

    Правильно – это глобус.

    Ученики достают из глобуса записку, в которой написано: « чтобы укрыться от солнца», « « удобные и необходимые нам в преклонные годы».

    Сейчас куратор раздаст фрагменты контуров материков, а вы должны будете собрать их, определить название географического объекта. ( см.приложение 5)

    -Вторая команда, вы разгадали кроссворд, чтобы продолжить дальнейшие поиски,нужно отгадать загадку:

    Первое можно из снега слепить,

    Грязи кусок может тоже им быть.

    Ну, а второе - мяча передача,

    Важная это в футболе задача.

    Целое люди в походы берут,

    Ведь без него они путь не найдут.

    (Ком + Пас = Компас.)

    -Правильно. Он покажет, где спрятан код, если вы будете идти строго на север.

    Дети должны найти мешок, в которой лежит рубахой и записка с вопросом:

    Когда людям приходилось считать на пальцах очень большие совокупности чисел, к счету привлекали больше участников. Один считал единицы, второй - десятки, а третий - сотни, то есть десятки десятков. Он загибал один палец лишь после того, как у второго участника счета

    оказывались загнутыми все пальцы обеих рук. Сначала говорили так: пять пальцев третьего человека, восемь пальцев второго и шесть пальцев первого. Но ведь это сколько времени надо произносить! Поэтому постепенно стали говорить короче. Вместо "палец второго человека" появилось слово "десять", а какое числительное употребляли вместо "палец третьего человека" ?

    Ведущий задает вопросы:

    -Что лежит в мешке. Что это значит? Где же код?

    Куратор подсказывает, что рубаха и мешок в Древней Руси обозначали одно и то же число.(приложение4)

    -Правильно, слова «мешок» и «рубаха» обозначают число 40 . Таким образом вы получаете цифровой код 40, 100,

    В старославянском алфавите эти цифры значились за буквами Рцы- смысл которой заключается в словах «скажешь», «изречёшь» и Мыслете- корень "мысль" имени буквы Мыслете родственен мудрости, а также корню "-мн-": мнити - помнить, думать, понимать. Далее вам предстоит «понять и сказать» фразеологизмы: прописать ижицу, сидеть на азах, фертом ходить,

    смотреть глаголем ,ротик фитою. А также найти в них буквы кириллической азбуки и выписать в алфавитном порядке. Справиться с заданием вам поможет алфавит:

    Первая команда, давайте посмотрим, как вы справились с заданием.Контур какого географического объекта не нашел своего «места»? Как он называется? (Аппенинский полуостров)

    -Какая Древняя цивилизация существовала на нем?

    -Первая команда, как появился славянский алфавит?

    -Ребята,почему наши пути сошлись здесь, что связывает историю нашей страны с историей Греции?

    Правильно с принятием христианства, возникла потребность создания на Руси азбуки, и создателями её стали братья Кирилл и Мефодий. Азбука, которую он создали, впоследствии стала называться кириллицей. Теперь вы сможете прочитать, что написано в рукописи.

    Первая команда, если вы соберете все фрагменты текста, то мы сможем прочитать то, что написано в рукописи, на современном языке.

    Знания - это убежище и приют, удобные и необходимые нам в преклонные годы, и если мы не посадим дерева, пока мы молоды, то, когда мы состаримся, у нас не будет тени, чтобы укрыться от солнца.

    Действительно,ребята, В знанье - величие и краса, знанье дороже, чем клад жемчужин. Сколько открытий помогли вам сделать слова. Сколько ещё предстоит, если вы будете любить русский язык и стремиться сделать его изучение увлекательным занятием.

    В конце занятия учитель проводит рефлексию.

    Приложение 1

    Согласно легенде, именно о. Гогланд послужил прообразом острова Буян «Сказки о царе Салтане»А.С. Пушкина. Археологи говорят, что когда-то остров был крупным языческим центром: сегодня об это напоминают останки капищ и несколько десятков жертвенных камней. Некоторые местные жители – их всего пара десятков человек – уверены, что остров обладает невероятной силой и населен духами. А еще здесь, согласно легенде о Буяне, должен располагаться камень алатырь – центр мира. Говорят, у нашедшего этот камень все желания исполнятся. Вероятно, свой алатырь здесь нашел русский изобретатель Александр Попов, который в 1899 году применил на о. Гогланде первую в истории радиолинию в ходе спасательной операции броненосца «Генерал-адмирал Апраксин».Остров является территориальной единицей Ленинградской области РФ.

    Приложение 2

    Кроссворд на тему "Фонетика. Морфемика.Морфология. Лексика"

    По горизонтали

    3. Значимая часть слова

    7. Часть слова без окончания

    10. Слова, имеющие одно лексическое значение

    14. Переносное значение

    16. Слова, имеющие один и тот же корень с общим значением

    18. Раздел языкознания, изучающий звуки речи

    19. Часть речи, обозначающая предмет

    23. слов, близкие по лексическому значению

    По вертикали

    1. разные слова, которые обозначают одно и тоже.

    2. Словообразующая морфема, стоящая перед корнем

    4. Слова одинаково слышатся, пишутся, но имеют разное лексическое значение

    5. слова, употребляемые только в данной местности

    6. Слова, имеющие несколько лексических значений

    7. слово, имеющее одно лексическое значение

    8. слово, имеющее несколько лексических значений.

    9. омоним к слову молния разряд

    11. Окончание, невыраженное звуком в устной речи и буквой в письменной речи

    12. однокорневые слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значениях

    13. устаревшие слова, обозначающие существующие предметы, явления

    15. слова, употребляемые только в профессиональной речи

    17. Слова, которые используются людьми той или иной профессии

    19. Изменение глаголов по лицам и числам

    20. говорящее окно,которое любят и взрослые и дети

    21. Наука о языке

    22. слова, противоположные по лексическому значению

    Приложение 3

    Древними русскими мерами длины, употреблявшимися уже в 11 – 12 веках были пядь, локоть, сажень. Пядь, пядень (или четверть) - одна из самых старинных мер длины. Название происходит от древнерусского слова"пясть", т.е. кулак или кисть руки. Различают пядь малую - расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев, что составляет около 18 см, и пядь великую - расстояние от конца вытянутого мизинца до конца большого пальца, 22-23 см.

    Сажень - встречается с XI в. Название происходит от слова "сягать" т.е. доставать

    до чего- либо. Отсюда слово "недосягаемый" - о месте, куда невозможно добраться, о человеке, достоинства которого невозможно повторить. Различали два вида сажени: маховая и косая. Маховая сажень-расстояние между концами пальцев распростертых рук, ее длина 3 аршина или 213 см. Косая сажень-расстояние от носка левой ноги до конца среднего пальца поднятой вверх правой руки; длина такой сажени примерно 248 см. «Косая сажень в плечах». Локоть древнейшая мера длины, которой пользовались во многих странах мира.

    Локоть – расстояние от конца вытянутого среднего пальца руки или сжатого кулака до локтевого сгиба. Его длина колебалась от 38 см до 46 см или 11- 16 вершков. Как мера длины на Руси встречается с 11 века. Её применяли в крестьянском хозяйстве, когда нужно было измерить длину изготовленной в домашних условиях шерстяной пряжи или пеньковой верёвки (так

    Говорят: «Близок локоть, да не укусишь» - о каком-нибудь простом, но невыполненном деле. Старой русской мерой длины был аршин (от персидского слова «арш»- «локоть») 71 см. В разных губерниях России были свои единицы измерения длины, поэтому купцы, продавая свой товар, как правило, мерили его своим аршином, обманывая при этом покупателей. Отсюда поговорка «Мерить на свой аршин». Аршин делился на 16 вершков. Когда говорили о росте человека, то указывали лишь, на сколько вершков он превышает 2 аршина. Поэтому слова «человек 12 вершков роста» означали, что его рост равен 2 аршинам 12 вершкам, то есть 196 см. 3 аршина составляли сажень, 500 саженей - версту, 7 вёрст – милю. Таким образом, при раздроблении и превращении приходилось умножать или соответственно делить на разные числа:16, 3, 500, 7, а это было не очень удобно.

    Русские меры длины были уточнены в 18 веке указом Петра I:

    1 миля = 7 вёрст  7,469км,

    1 верста = 500 саженей  1,0668км,

    1сажень = 3 аршина = 7 футов  2,1336м,

    1аршин = 16 вершков  0,7112м,

    1 фут = 12 дюймов  30,48см,

    1 дюйм = 10 линий  2,54см,

    1 линия = 10 точек  2,54мм.

    Верста – русская путевая мера. Верста от слова вертеть. Первоначально –

    расстояние от одного поворота плуга до другого во время пахоты. Длина версты -

    1060 м. Верста, как мера длины, на Руси встречается с 11 века.

    Приложение 4

    Самая распространённая версия: числительное сорок произошло от слова «сорокъ» - «мешок», «ткань», в которую заворачивали шкурки пушных зверей. Чтобы сохранить шкуры в целости их заворачивали в особую ткань, которая и называлась "сорок". Это понятие на древнеславянском обозначало простую рубаху. Отсюда вероятно произошло слово "сорочка".

    Один сорокъ - мешок с четырьмя десятками шкурок, которые шли на пошив одной шубы. Постепенно название «сорокъ» вытеснило из употребления более древнее «четыре десте».

    Есть версия, что число 40 произошло от скандинавского слова «serkr».

    Народы Скандинавии в качестве «денежной единицы» пользовались собольими шкурками. Единицей отсчёта считалось 200 шкурок, которые они вместе связывали, называлась такая вязанка меха «serkr». На Руси принято было продавать собольи шкурки по 40 штук – такое их количество необходимо на шубу, однако, саму связку меха русские стали называть «серкр», которое из-за неудобства произношения постепенно преобразовалось в «сорок». А постепенно этим словам стали пользоваться и для счёта не только меха, но и других предметов.

    Приложение 5




    Урок-квест — это занятие, которое проходит в игровой форме. Если все правильно организовать — в восторге будут как ученики, так и педагог. Что нужно учесть и где посмотреть примеры готовых квестов — читайте дальше.

    ФОРМАТ

    — Урок на свежем воздухе. Для этого нужно выйти на улицу (парк, школьный двор или же поехать на какую-то экскурсию), где дети будут искать различные подсказки и предметы, чтобы потом, собрав их, решить головоломку, найти клад или ответить на вопросы.

    — Урок в замкнутом помещении. Принцип квеста — найти выход. Дети должны выполнить ряд тех или иных действий, чтобы найти ключ и спастись.

    СОСТАВЛЯЮЩИЕ КВЕСТА

    — Цель. Это и есть основа квеста. И если вы определите ее, как «Изучение феодального строя в Западной Европе», вряд ли это «сработает». Другое дело — «Спасти франкское крестьянство и помочь им в борьбе за свои права с феодалами-кровопийцами». Квест-урок должен напоминать игру, пройдя все этапы которой вы достигнете определенной цели, выполните важную миссию.

    — Роли. Класс нужно разделить на определенные группы (в зависимости от тематики квеста). Каждая из групп изучает свои обязанности, права, ситуацию, в которой находится, и цель, к которой стремится. Добавить «перца» необходимость конкурировать между собой.

    — Загадки и головоломки. Подготовка этих составляющих займет больше всего времени, потому что это должны быть не просто вопросы, а креативные задачи, для решения которых необходимы знания.

    — Правила. Все участники квеста должны четко знать правила и не нарушать их.

    — Сюжет. Квест-урок — это не просто викторина или игра в «Брейн Ринг». Это, как мы уже писали, игра. С целью, миссией и развитием событий.

    КАКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ?
    Здесь все зависит, где именно будет происходить урок-квест. Если на улице — то можно ввести в урок элементы спортивного ориентирования. Если это урок ботаники — хорошо провести его в лесу или парке. Если это история — можно организовать экскурсию, в ходе которой привлечь детей к игре, чтобы факты воспринимались легче и интереснее.

    Еще один вариант — поездка в музей , в котором дети должны внимательно слушать гида и рассматривать экспонаты, ведь потом это понадобится для нахождения подсказок.

    ОШИБКИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КВЕСТ-УРОКОВ

    — Слишком большое количество участников. Если участников много, вряд ли удастся всех привлечь к игре в полной мере. Поэтому некоторым ученикам может стать скучно. Каждый участник квеста должен принимать активное участие в заданиях. Поэтому разделение на команды – самый лучший выход.

    — Перенасыщение. Когда вы, продумывая квест, хотите «запихнуть» в него как можно больше — игра в итоге может оказаться затянутой и дети утомятся. Придерживайтесь золотой серединки.

    — Слишком сложные задачи. Конечно, квест предполагает преодоление трудностей и «кипение мозгов», однако если со сложностью задач переборщить, ученикам может стать просто неинтересно.

    Цель: развивать любознательность и интерес к чтению книг; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать внимательного читателя и любовь к книгам, умение работать в команде.

    Игра рассчитана на учащихся 5-6 классов. В качестве часовых и «станционных смотрителей» могут быть учащиеся старших классов. Учащиеся получают опережающее задание: подготовить название команды, девиз, эмблему, соответствующие теме мероприятия; перечитать сказки А.С.Пушкина, басни И.А.Крылова; в качестве домашнего задания подготовить инсценировку басни.

    Оборудование: маршрутный лист для каждой команды, пазлы, вещи для «Бюро находок», призы (книги)

    Маршрутный лист (выполнен в виде сказочной карты с отмеченным на ней станциями) каждой команде выдается с учетом того, что они не должны пересекаться на одной и той же станции - игра идёт одновременно для всех команд. Например, 1 команда идет по маршруту: Бюро находок - Пазлы-слова - Сказки А.С.Пушкина - Пазлы-иллюстрации - Басни И.А.Крылова - Цифры, 2 команда: Пазлы-слова - Сказки А.С.Пушкина - Пазлы-иллюстрации - Басни И.А.Крылова- Цифры - Бюро находок и т.п.

    Учащиеся-болельщики, не принимающие участия в игре, остаются в актовом зале и выполняют следующие задания: готовят иллюстрацию к произведению (задание получают капитаны при жеребьёвке), отвечают на вопросы викторины. Полученные ими баллы суммируются с результатами команды при подведении итогов.

    К маршрутному листу прилагается таблица:

    Станции могут быть расположены в разных уголках школы: в библиотеке, в начальной школе, в кабинете литературы, в спортивном зале, в музыкальном классе, в актовом зале.

    Возле каждой станции стоит часовой и задает каждой команде загадку. После того, как получен правильный ответ, команда попадает на нужную ей станцию. Правильные ответы фиксируются членами жюри в командном маршрутном листе.

    Время нахождения на станциях ограничено - 5 минут.

    Загадки часовых:

    Хоть не шляпа, а с полями,
    Не цветок, а с корешком.
    Разговаривает с нами
    Всем понятным языком. (Книга)

    Вам выражения знакомы:
    Про первый блин, что вечно комом,
    Про сор, что из избы несут…
    Как их в народе все зовут? (Пословицы)

    Белое поле, Черное семя, Кто его сеет - Тот и радуется. (Письмо)

    Новый дом несу в руке, Дверцы дома - на замке. Тут жильцы бумажные, Все ужасно важные. (Портфель, книги, тетради)

    Короткая фраза, где звуки похожи. Ее мы частенько промолвить не можем. Тренирует нам дикцию, с рифмой бывает. Как называется? Кто отгадает? (Скороговорка)

    При подготовке к мероприятию необходимо нарисовать (распечатать) свитки, изготовить пазлы-иллюстрации, пазлы-буквы, подобрать вещи для Бюро находок, продумать оформление всех станций.

    ХОД ИГРЫ.

    Этап первый. Представление команд (название, девиз. Например, «Крылья» - «Если много ты читаешь, в жизни крылья обретаешь!», «Чародеи» - «Как только палочкой взмахнём, ответ на всё тотчас найдём»)

    Капитанам вручают свитки. Они возвращаются к командам, чтобы прочитать и дать ответ. Команда, давшая ответ первой, получает дополнительное очко и возможность выбрать маршрутный лист.

    Дорогие мои друзья!

    Я попал на необитаемый остров и очень нуждаюсь в вашей помощи. Для того чтобы спасти меня, вы должны пройти нелёгкий путь, продемонстрировать смелость и знания истинных ценителей русского слова, великой литературы.

    Тот, кто первый вспомнит моё имя, отправится в это путешествие по самому краткому пути.
    (Робинзон Крузо, герой Д.Дефо)

    Этап второй. Команды отправляются по разным станциям, чтобы не мешать друг другу решать поставленные задачи. Ответив правильно на вопросы, они получают дальнейшие указания по маршруту.

    СТАНЦИЯ 1.

    Сложи ПАЗЛЫ

    (иллюстрацию к художественному произведению можно распечатать самостоятельно), угадай автора и название книги: Барон Мюхгаузен (Р.Распе), Остров сокровищ (Р.Л.Стивенсон), Гарри Поттер (Джоан Роллинг). За полный правильный ответ (сложенная картинка, название книги, автор) - 3 балла.

    СТАНЦИЯ 2.

    Блиц-турнир. Команда отвечает на вопросы по сказкам А. С. ПУШКИНА

    1. Сколько лет рыбачил старик?(тридцать лет и три года)
    2. К кому обратился царь Дадон с просьбой о помощи? (Золотому петушку)
    3. За какую плату согласился работать Балда у попа? (за 3 щелчка)
    4. Сколько времени была старуха царицей? (две недели: «вот неделя, другая проходит»)
    5. Сколько раз кинул старик невод, прежде чем поймал золотую рыбку?(3 раза)
    6. Нa кaкoм oстрoве выстрoил свой двoрец Гвидoн, cын цaря Сaлтанa? (на острове Буяне)
    7. За сколько лет должен был собрать Балда оброк с чертей?(за 3 года)
    8. Какие чудеса были на чудном острове у князя Гвидона? (белка-чудесница, 33 богатыря, царевна-лебедь)
    9. К кому обращался королевич Елисей с просьбой о помощи? (солнце, месяц, ветер)
    10. В кого превращался царь Гвидон, чтобы повидать отца, царя Салтана? (Комара, муху, шмеля)

    За все задания - 10 баллов, за каждый неполный ответ - 0,5 баллов

    СТАНЦИЯ 3.

    БАСНИ.

    Продолжи ставшие крылатыми строки из басен И.А.КРЫЛОВА.

    1. А Васька слушает… (да ест)
    2. А вы, друзья, как ни садитесь… (Все в музыканты не годитесь).
    3. Беда, коль пироги начнет печи сапожник… (А сапоги тачать пирожник)
    4. Кукушка хвалит петуха… (За то, что хвалит он кукушку)
    5. Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад… (А Щука тянет в воду)
    6. Наделала синица славы… (а моря не зажгла)
    7. Ты всё пела? Это дело… (Так поди же, попляши!)
    8. Ай, Моська, знать… (она сильна, коль лает на слона)
    9. Недаром говорится… (что дело мастера боится)
    10. Услужливый дурак… (опаснее врага)

    За ответы на все вопросы - 10 баллов (за каждый - 1 балл)

    СТАНЦИЯ 4.

    БЮРО НАХОДОК.

    Кто из литературных героев потерял эти вещи? Назовите автора и название сказки.

    1. Полено (папа Карло, А.Толстой «Приключения Буратино или Золотой ключик»)
    2. Азбука (Буратино, А.Толстой «Приключения Буратино…»)
    3. Хрустальный башмачок (Золушка, Г.Х.Андерсен «Золушка»),.
    4. Красная шапочка (Красная шапочка, одноименная сказка Ш.Перро)
    5. Цветок («Цветик-семицветик» В.Катаев)
    6. Восточные башмачки с загнутыми носами (Маленький Мук, одноименная сказка В.Гауфа)
    7. Лампа (Л.Лагин «Старик Хоттабыч»)
    8. Горошина (Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине»)
    9. Шляпа (Джоан Роллинг. Гарри Поттер)
    10. Яблоко (мачеха, А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне»)

    За полный правильный ответ (имя героя, название сказки, имя автора) - 1 балл, за неполный ответ - 0,5 баллов

    СТАНЦИЯ 5.

    Буквенные ПАЗЛЫ.

    Составьте из букв название художественного произведения. Назовите имя автора.

    РУСЛАН И ЛЮДМИЛА (ПУШКИН)

    За полный правильный ответ - 2 балла

    СТАНЦИЯ 6.

    ЦИФРЫ в литературе.

    Назовите художественные произведения, в названиях которых есть числа.

    За каждый ответ 1 балл. За неполный ответ - 0,5 балла.

    Например, сказка «Три поросенка», книги Ж.Верна «40 лье под водой», «80 дней вокруг света», А.Дюма «Три мушкетера».

    Этап третий.

    Команды сдают жюри маршрутные листы. Подсчитываются очки, сопоставляется время прохождения этапов.
    Команды демонстрируют домашнее задание (инсценировку басни, сказки)
    Проводится награждение.

    Интеллектуальный марафон

    Игра-квест по русскому языку

    Цель: выявить и обобщить знания учащихся по русскому языку по разным разделам языкознания; развивать память, смекалку, сообразительность, творческие способности, умения и навыки учащихся сплочённо работать в команде; воспитывать чувство коллективизма, сотрудничества, доброжелательности, интерес и любовь к русскому языку.

    Оборудование: карточки с заданиями по станциям (7), «отправлялки»-загадки для команд на стации, маршрутные листы, тетрадные листы, ручки шариковые.

    Ход мероприятия:

    I Орг.момент

    Команды в составе 6 человек выстраиваются на общую линейку. Каждая команда представляет свою команду: девиз, название. Потом получают у организатора мероприятия «отправлялки» - четверостишия, которые команды должны разгадать и отправиться на отгаданную станцию, где получают определённое задание, которое должны выполнить. Затем команды получают маршрутные листы и двигаются на следующую станцию.

    II Проведение мероприятия

    - Здравствуйте, ребята!Сегодня мы с вами проведем интеллектуальный марафон по языкознанию и посмотрим, кто лучше знает наш богатый и могучий русский язык!

    А сейчас прошу капитанов представить свои команды.

    Спасибо, команды представлены, а теперь за дело!!! (организатор раздаёт каждой команде «отправлялки»-загадки, и команды движутся на отгаданную ими станцию)

    1 станция – «Теоретическая»

    Ответить на предложенные вопросы. За каждый правильный ответ 1 балл

    1. Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)
    2. Сколько букв в кириллице было до Петра Первого? (43 буквы)
    3. Сколько букв стало в современной азбуке после революции? (33 буквы)
    4. Какой знак необходимо поставить в словах из сказки «12 месяцев», чтобы спасти человеку жизнь: «Казнить нельзя помиловать»? (Запятая.)
    5. Какая часть речи самая немногочисленная и включает в себя всего несколько десятков слов? (Числительное.)
    6. В каком слове букв больше, чем звуков?: Язык, маячить, объём, меньше (Меньше)
    7. Что такое звательный падеж? Чем он является в наше время?
    8. Определите одушевленными или неодушевленными являются существительные мертвец, покойник, труп, умерший. (Ставим в В.п и Р.п – если совпадают, то одушевл.

    Мертвец –одуш, покойник – одуш, труп – неодуш, умерший – одуш)

    1. Каково происхождение слова мешок? (от слова мех+ суффикс ок, так как раньше мешки шили из кожи животных)
    2. 10. Назовите 3 глагола, которые не употребляются без -ся. (смеяться, рваться, стараться, бояться, слезится и др)

    2 станция - «Корректорская»

    Исправьте ошибки. Отредактируйте данные предложения и запишите. Каждое предложение - 1 балл:

    1) Если я вас обидел, то извиняюсь.

    2) Администрация колледжа решила наградить ценным призом кто займёт в соревнованиях первое место.

    3) Ихний сад больше нашего.

    4) Когда я выглянул в окно, то замечаю, что похолодало.

    5) Николай предложил другу посмотреть его электронную книгу.

    6) Я и не думал, что вдруг очутюсь в полной темноте.

    1) Если я вас обидел, то извините.

    2) Администрация колледжа решила наградить ценным призом того, кто займёт в соревнованиях первое место.

    3) Их сад больше нашего.

    4) Когда я выглянул в окно, то заметил, что похолодало.

    5) Николай предложил другу посмотреть свою электронную книгу.

    6) Я и не думал, что вдруг смогу очутиться в полной темноте.

    3 станция – «Морфологическая»

    Найдите среди четырёх слов, стоящих в одном ряду, одно лишнее. Объясните – почему. За каждый правильный ответ – 1 балл, за ответ и объяснение – 2 балла:

    1) Ножницы, очки, башмаки, щипцы.

    2) Шоссе, Сочи, фойе, кафе.

    3) Баку, мозоль, георгин, помидор.

    4) Дверцы, игры, брюки, чтецы.

    5) Боль, вестибюль, кенгуру, шампунь.

    6) Тюль, трель, капель, оттепель.

    Ответы:

    1) Ножницы, очки, башмаки, щипцы. (Башмак может стоять в единственном числе)

    2) Шоссе, Сочи, фойе, кафе. (Сочи – мужского рода)

    3) Баку, мозоль, георгин, помидор. (Мозоль – женского рода)

    4) Дверцы, игры, брюки, чтецы. (Брюки не имеют единственного числа)

    5) Боль, вестибюль, кенгуру, шампунь. (Боль – женского рода)

    6) Тюль, трель, капель, оттепель. (Тюль – мужского рода)

    4 станция – «Стихотворная»

    Из предложенных карточек-слов составить отрывок из известного стихотворения. Назвать автора, название.(3 балла)+ собрать картинку по данному произведению (1 балл)

    Ответ: М.Ю.Лермонтов «Бородино»

    Забил заряд я в пушку туго

    И думал: угощу я друга!

    Постой-ка, брат мусью!

    Что тут хитрить, пожалуй к бою;

    Уж мы пойдем ломить стеною,

    Уж постоим мы головою

    За родину свою!

    5 станция – «Творческая»

    За три минуты составить мини-рассказ на тему (по выбору)- 5 баллов:

    Шел в городе слушок про мыльный порошок…

    По реке плыла кастрюля…

    6 станция - «Морфемно-синтаксическая»

    Задание 1. Перед вами отрывок из стихотворения А.С.Пушкина «Осень»:

    Сколько в нем имен прилагательных? Какую синтаксическую роль они выполняют?

    (за каждый правильный ответ 1 балл)

    Как лёгкий бег саней с подругой быстр и волен,

    Когда под соболем, согрета и свежа,

    Она вам руку жмёт, пылая и дрожа.

    Ответ: 4 прилагательных

    Легкий – определение

    Быстр и волен, свежа - сказуемые

    Задание 2. Сколько окончаний – О встретилось в следующем отрывке?

    (За каждое правильное слово 1 балл)

    Весло везло осла в село,

    Седло свисало всем назло,

    И, весело свистя, звало

    Сто мух вокруг с собой в тепло.

    Ответ: 8 (весло, везло, село, седло, свисало, звало, сто, тепло)

    7станция - «Итоговая»

    На этой станции командам предстоит пройти последнее испытание: написать рассказ, все слова которого начинаются на одну букву, например, С

    IV Подведение итогов

    После прохождения всеми командами семи станций организатор мероприятия (жюри) собирает задания с ответами команд по станциям, подсчитывает баллы, подводит итоги и определяет победителя игры.

    Муниципальный конкурс профессионального мастерства

    педагогических работников учреждений общего, дополнительного и

    дошкольного образования -2016

    Литературный квест- идем в ногу со временем

    учитель русского языка и литературы

    МБОУ « Гимназия № 26»

    Миасский городской округ

    1.Введение………………………………………………………………… 3-4

    2. Квест-технология в воспитательном и общеобразовательном процессе 4- 9 2.1. Виды квест-технологий…………………… 4 - 6

    2.2. Структура квест-технологии. Задачи и мотивация. 7

    2.3. Задания для квестов 7-8

    2.4.Роль и значение квест-технологий в воспитании и образовании 9

    3.Заключение…………………………………………………………….. 9

    4. Список литературы……………………………………………………. 10

    5. Приложение……………………………………………………………. 11-19

    Введение

    Литературный квест – идем в ногу со временем

    В концепции модернизации российского образования отмечается, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие качество современного образования. А формирование любой компетентности происходит через некоторую практическую деятельность. Поэтому закономерно, что возрастает интерес к механизмам включения детей в деятельности, способствующие развитию их способностей. В качестве таких механизмов выступают технологии обучения .

    Современные требования к обучению ставят новые задачи и перед учителем: не пассивное участие в уроке, а формирование умения работать самостоятельно, развитие творческого мышления, способности прогнозировать свою деятельность. Одна из важнейших задач учителя - включение учащихся в творческую деятельность, увеличение доли их самостоятельности.

    Умения самостоятельного ориентирования в информационном пространстве важны также в связи с переходом к профильной школе, так как они становятся для ученика основанием для самообразования и самореализации, способствуют его успешному личностному росту.

    Формирование познавательного интереса происходит при создании таких педагогических условий, когда каждый ученик включён в творческую деятельность, ситуацию поиска путей решения социально-значимых проблем. Технология квестов на уроках литературы направлена на формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и является одним из перспективных направлений формирования информационных и коммуникационных компетенций.

    Квест-технология в воспитательном и общеобразовательном процессе как понятие появилась относительно недавно. Надо сказать, что большую роль в этом сыграли не только детские психологи, но и появившиеся пару десятилетий назад компьютерные игры жанра quest . Попробуем рассмотреть основные аспекты, связанные с пониманием этого процесса, чтобы каждый смог понять, например, что такое квест-технологии в образовании и воспитании подрастающего поколения. Далее определим основные принципы взаимодействия педагога и ученика (или группы учеников), а также приведем некоторые простейшие примеры использования таких новшеств в процессах обучения и становления ребенка как личности.

    Как известно, дети достаточно часто воспринимают образовательный процесс, что называется, «в штыки». Особенно это касается случаев, когда подается сухой материал, насыщенный фактами. Естественно, они предпочитают обучению обычные игры. Чтобы заинтересовать детей образовательными дисциплинами, можно использовать использовать игру, как один из методов обучения , ведь именно в процессе игры у детей появляется восприятие того или иного материала, а также формируется собственное мнение по поводу происходящего, не говоря уже о разделении на положительных и отрицательных героев, что, в свою очередь, может достаточно сильно повлиять на психику ребенка и сформировать правильное мировосприятие.

    2. Квест-технология в воспитательном и общеобразовательном процессе

    Квест-технологии в образовании и воспитании детей широко начали применяться с 1995 года, когда профессор университета Сан-Диего Берни Додж предложил использовать в процессе обучения некую поисковую систему, в которой предполагалось находить решение поставленной задачи с прохождением промежуточных стадий, на каждой из которых требовалось выполнить какое-то действие или найти ключ для выхода на следующий уровень.

    В принципе, изначально тогдашняя веб-квест-технология сводилась даже не к поиску логического решения, а была призвана, скорее, заинтересовать ребенка , создав некий процесс, подобный игре. Именно игры (в любом их проявлении) и стали той отправной точкой, которая послужила развитию такого направления в педагогике. С эволюцией компьютерной техники такие процессы стали интерактивными, что позволило привлечь к ним еще большую детскую аудиторию, ведь современные подростки частенько проводят за компьютерными играми намного больше времени, чем за выполнением домашнего задания и освоения учебного материала.

    Термин « квест» имеет несколько значений. Рассмотрим их.

    Квест (калька с англ. Quest - «поиск, предмет поисков, поиск приключений, исполнение рыцарского обета»). В мифологии и литературе понятие «квест» изначально обозначало один из способов построения сюжета – путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей (например, миф о Персее или даже 12 подвигах Геракла). Обычно во время этого путешествия героям приходится преодолевать многочисленные трудности и встречать множество персонажей, которые помогают либо мешают им. Герои могут выполнять квест как из личной выгоды, так и из других мотивов. Выполнение некоторых квестов связано с решением нравственно-этических задач. Большую популярность подобные сюжеты получили в рыцарских романах, в частности, один из наиболее знаменитых квестов рыцарей Круглого Стола - поиски Святого Грааля.

    Квест - компьютерная игра-повествование, в которой управляемый игроком герой продвигается по сюжету и взаимодействует с игровым миром посредством применения предметов, общения с другими персонажами и решения логических задач.

    Квест - задание в компьютерной ролевой игре, которое требуется выполнить персонажу (или персонажам) для достижений игровой цели. После выполнения игрок получает опыт, деньги, репутацию, вещи, одежду, оружие и т. д. Чаще всего квесты представляют собой задание пойти куда-то в определенное место и совершить какое –либо действие.

    Квест - задание в настольной ролевой игре, которое мастер даёт команде персонажей.

    Квест - интеллектуально-экстремальный вид игр на улицах города и за его пределами.

    2.1.Виды квест-технологий

    Теперь поговорим о том, что собой представляет квест как педагогическая технология несколько подробнее. На сегодняшний день, по разным оценкам, принято различать несколько видов таких обучающих и воспитательных процессов, ведь в большинстве случаев педагог является не только учителем, преподающим определенный материал, а еще и воспитателем, так сказать, нравственным наставником.

    Квест – это совершенно новая форма как обучающих, так и развлекательных программ, которая позволяет ребятам полностью погрузиться в происходящее. Ведь что может быть увлекательнее хорошей игры? «Живой» квест построен на коммуникационном взаимодействии между игроками. Не общаясь с другими игроками, невозможно достичь индивидуальных целей, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих. «Живые» квесты несут в себе элемент соревновательности, они способствуют развитию аналитических способностей. Погружение в атмосферу игры было бы неполным без неожиданных встреч, например, с таинственными обитателями старинных крепостей или заброшенных фортов. Учащиеся могут дополнять живые квесты по ходу их прохождения, все зависит лишь от фантазии и изобретательности участвующих детей.

    С использованием квестов мы можем хотя бы частично уйти от надоевшей классно – урочной системы сидения за партами, расширить рамки образовательного пространства.

    В педагогике квест-технология является сравнительно новой и ещё не прошла стадию достаточного теоретического обоснования. В современной образовательной практике она представляет собой модель, в которой сочетается продолжительный целенаправленный поиск при выполнении проблемного задания с приключениями или игрой.

    По структуре образовательные квесты классифицируются на:

    1) последовательные квесты , в них шаг за шагом предлагается головоломка, разгадав которую участники получают подсказку для прохождения следующего этапа;

    2) квесты-проекты , позволяющие организовать исследовательскую деятельность школьников в игровой форме;

    3) квесты-бродилки , где нужно не только проходить очередной этап, но и собирать подсказки, которые, возможно, пригодятся для выполнения заданий.

    Базовая модель квеста представляет собой технологический цикл (рис.1). На этом этапе проектирования квеста, помимо выбора темы и формирования проблемной задачи, требуется разработка сюжетной линии из серии «путешествие». Определение этапов маршрута, выбора заданий, подчинённых единой цели, а также системы подсказок (помощников).

    В общей классификации выделяют следующие виды квестов:

    1) линейные (решение одной задачи дает возможность решать следующую);

    2) штурмовые (с помощью контрольных подсказок участник сам выбирает способ решения задачи);

    3)кольцевые (по сути, тот же линейный квест только для нескольких команд, стартующих из разных точек).

    В целом, если посмотреть на такие обучающие процессы, можно отметить, что квест-технологии имеют ряд сходств с компьютерными играми, на основе которых они, собственно, и построены. Во-первых, это достижение конечной цели через поиск промежуточных решений. Во-вторых, это система подсказок (правда, они встречаются не всегда, что усложняет поиск правильного решения). Кстати, нужно отметить, что отсутствие некоего путеводителя по квесту зачастую служит стимулом для творческого мышления и поиска нестандартных решений. Согласитесь, ведь дети иногда могут предложить такое, что у взрослого человека в голове не укладывается, а при ближайшем рассмотрении оказывается, что ребенок был прав.

    2.2. Структура квест-технологии. Задачи и мотивация

    Теперь несколько слов о том, какова сама структура таких процессов. Рассмотрение ее следует применять не к отдельно взятому ученику, а, наверное, даже к целой команде, ибо на современном этапе развития человечества только совместные действия могут обеспечить наилучший результат .

    Итак, структура квест-технологии следующая :

    1) постановка задачи (введение) и распределение ролей;

    2) список заданий (этапы прохождения, список вопросов и т. д.);

    3) порядок выполнения поставленной задачи (штрафы, бонусы);

    4) конечная цель (приз).

    Теперь перейдем к тому, что принято называть мотивацией в достижении поставленной цели. Как заинтересовать ребенка или группу детей в том, чтобы они выполнили то или иное задание, решили головоломку или нашли наиболее простое решение в достижении конечного результата? Все просто. На финише должен быть приз! Это может быть хорошая оценка, поощрение или что-то еще.

    Пояснить такую ситуацию можно на самом простом примере. Раньше в советских пионерских лагерях неотъемлемым мероприятием каждой смены являлась военизированная игра под названием «Зарница», в которой назначенный отряд отвечал то за разведку, то за проведение наступления и т. д. Это сродни американским играм бойскаутов, которые в конечном итоге должны захватить вымпел или флаг противостоящей стороны. Естественно, на уроке провести такую операцию будет крайне сложно, но вот в плане знания, допустим, неких исторических событий, литературы или решения математических задач на скорость с последующим выставлением определенных баллов и оценок наиболее отличившимся игрокам с обеих сторон – дело совершенно простое.

    Посудите сами, ведь даже маленькие дети способны понимать, что конечный результат зависит от общих усилий. Если один член команды не справился, всем остальным придется начинать все заново или помогать ему. Поэтому каждый ребенок и старается изо всех сил, чтобы если не выглядеть хуже других, то, по крайней мере, вложить свой максимальный вклад в победу команды. А команда – это что? Грубо говоря, общество, в котором потом придется жить, соответствуя его гласным и негласным правилам поведения, а также общепринятым моральным нормам.

    2.3.Задания для квестов

    Задания для квестов – очень интересное и популярное развлечение. Игрокам даются различные загадки и подсказки, с помощью которых они переходят от одной точки заданного маршрута в следующую, получая за это приятные сюрпризы. Вопросы, задающиеся участникам, зачастую объединены одной темой, которой посвящен квест. Главное требование к их составлению – разнообразность и необычность. От того, насколько сложными они будут, зависит степень увлекательности игры. Но во время придумывания подсказок также важно не перегнуть палку и не сделать их чрезмерно сложными.

    Основная классификация заданий

    1.Самые простые по уровню подготовки задания для квестов – это вопросы в записках. Их зашифровывают на листах, которые участникам необходимо найти или заработать на каждом этапе соревнования. Существует масса их разновидностей. Название следующей точки передвижения разрезано на отдельные буквы, правильно сложив которые, участники узнают, куда идти дальше.

    2.Использование ребусов и шарад. В них можно сочетать картинки, цифры, буквы, знаки препинания, которые при правильной трактовке дают подсказки о дальнейшем маршруте передвижения.

    3.Загадки в логических рядах. Например: "Тепло рождается в духовке, а откуда берется холод?"

    4.Вариант в лучших шпионских традициях - подсказки, написанные на бумаге с помощью растопленного воска. Чтобы узнать ответ, нужно закрасить листик цветными карандашами. Размещение по всему пути следования указателей. Но это совсем не обязательно должны быть обычные стрелки.

    5.Можно использовать цветы определенного вида или следы животного. В такой форме часто делаются задания для квеста для детей. Например, можно сказать им: "Идите по стопам львенка и найдете приятный сюприз".

    6.В фразе, из которой состоит подсказка, могут быть перемешаны слова. Игрокам необходимо расставить их в правильном порядке. Только так они узнают, что делать дальше.

    7. Задание пишется задом наперед, и его нужно прочесть правильно. Подсказка наносится на бумагу с помощью лимонного сока или молока. Вместе с листиком участникам даются свечка и зажигалка, благодаря теплу от огня которых слова должны проявиться и направить игроков к следующему пункту.

    8. Используются цифровые шифровки слов. Например, вместо каждой буквы пишется ее порядковый номер в алфавите.

    9.Ключ к разгадке необходимо отгадать или выиграть на одном из предыдущих этапов. В качестве задания для квеста в помещении можно использовать предмет, находящийся в комнате в нескольких экземплярах, в одном из которых спрятаны указания касательно дальнейших действий. Это может быть книга, коробка, тумбочка и тому подобные вещи.

    10.Еще один интересный вариант – использование подсказок, записанных в форме зеркального отражения. Их расшифровка - занятие не из легких, зато оно очень увлекательное и интересное.

    11.Загадки можно зашифровывать с помощью картинок, каждая из которых символизирует часть названия следующего пункта следования.

    12. Записки прячут внутри печенья, конфет.

    2.4.Роль и значение квест-технологий в воспитании и образовании

    Само собой разумеется, что роль квест-технологий в современном мире недооценивать просто нельзя. Заставить заниматься ребенка зубрежкой, конечно, можно, но, сами понимаете, ничего хорошего из этого не выйдет. Грубо говоря, он запомнит какой-то определенный неосмысленный набор знаний, который на практике будет совершенно ни к чему. Но вот когда придет понимание того или иного процесса, тут дело другое. И, надо сказать, дети иногда способны запоминать материал даже на подсознательном уровне. А если процесс преподнесен еще и в игровой форме, то никто не откажется в нем поучаствовать.

    Как видим, любая квест-технология призвана не только улучшить восприятие, скажем, учебного материала или способствовать моральному становлению ребенка как личности, но еще и может стимулировать умственное и нравственное развитие детей. Кроме того, в основе своей такая методика несет двоякий смысл, как ни странно, из двух взаимоисключающих правил: поиск правильного логического мышления и использование нестандартных методов для решения поставленной задачи.

    Заключение

    Вы помните книгу, с которой началась ваша великая любовь к чтению и литературе? «Незнайка на Луне», «Три мушкетера», «Пеппи Длинный Чулок», а может, «Дети капитана Гранта»? Любовь к чтению у каждого книголюба начиналась с Книги, с той самой настолько интересной книги, от которой невозможно было оторваться, пока не доберешься до конца, а добравшись, накатывало сожаление, что Книга закончилась. После этого желание найти что-то такое же интересное, не покидает никогда, и книги просто «проглатываются».

    Некогда самая читающая в мире страна сегодня столкнулась с серьезной проблемой: современные дети не тянутся к книге, не любят читать, не воспринимают общение с художественной литературой как жизненную необходимость. Родители не только подростков, но и младших школьников жалуются, что дети перестали читать. Школьные учителя ломают копья о компьютерный щит и подсчитывают потери в бою за приобщение к классической литературе и – увы! – проигрывают бой за боем.

    Так давайте сделаем так,чтобы наши уроки литературы были интересными, а внеклассные мероприятия разнообразными. Предлагаем вам окунуться в мир литературного квеста.

    Литература

    1.Чудинова В.П. Чтение детей как национальная ценность /В.П.Чудинова, Е.И. Голубева. – Сб.: Профессия, 2004.–197с.

    2.Голубева, Е.И. Поддержка семейного чтения – общая задача специалистов /Е.И. Голубева. – Сб.: Профессия, 2007. – 136с.

    3.Локсина, М.В. Загадки тридесятого царства / М.В. Локсина.–Волгоград:Учитель, 2013. – 138с.

    4.Ромашина, Н.Ф. Литература. 9-11 классы: викторины /Н.Ф. Ромашина.– Волгоград: Учитель, 2008. – 204с.

    5.Чудинова, В.П. Чтение «компьютерных мальчиков»: результаты исследования/ В.П. Чудинова: [Электронный ресурс] /Режим доступа:http:/net.teacher.fio.ru/news.php (Заглавие с экрана)

    6.Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с.

    Семенов С. В. Проектный подход // ИНФО. – 1997. - № 5. – С. 37.

    7.Степанова И. Ю Особенности организаци обучения в условиях интенсивного освоения информационных технологий // Тезисы доклада на всероссийской научно-практической конференции "Российская школа и Интернет", Санкт-Петербург, 2001

    8.Николаева Н.В. Образовательные квест-проекты как метод и средство

    развития навыков информационной деятельности учащихся. http://rcio.pnzgu.ru/vio/07/cd_site/Articles/art_1_12.htm

    Приложение

    Литературный квест

    для учащихся 8 классов

    (по художественным произведениям, изученным в 5-7 классах)

    «Читаю я! Читаем мы! Читают все!»

    Понижение статуса чтения как средства интеллектуальной, духовной жизни общества – одно из самых тревожных и опасных явлений в развитии современной отечественной культуры. По данным исследований, с каждым годом в нашей стране увеличивается количество не читающих людей.

    Детский читательский негативизм становится нормой наших дней: дети не хотят и не умеют читать, у них наблюдается потеря интереса к полноценной художественной литературе, классике, поэзии, сказкам.

    Негативное воздействие на чтение детей и подростков оказывает «электронная культура». Компьютерная грамотность становится атрибутом современного человека. Молодежь стала читать меньше, им «некогда», но для компьютера и телевизора время всегда находится. Да, сейчас век новых технологий. Не будем, подобно страусам, прятать голову в песок и не замечать, что компьютеры вытесняют печатную продукцию, и Интернет подключен уже даже в домах жителей далеких сел.

    Как же вернуть тягу читателей к книге? Кто в нашем обществе вводит ребенка в мир книги? Это, прежде всего родители, потом школа и библиотека. Давно замечено, что в тех семьях, где родители не берут в руки книгу или читают от случая к случаю, даже читающие дети на определенном этапе развития сначала ленятся, а затем и вовсе перестают читать. Потом эти дети вырастают, создают свои семьи, и все повторяется сначала.

    Безусловно, проблема детского чтения является актуальной в наши дни и будет существовать всегда. А нам хотелось бы внести частицу своей помощи в решение данной проблемы.

    Литературный квест - это игра для учащихся 8 классов.

    Цели и задачи квеста:

    – сделать как можно больше наших учеников активными читателями, превратить чтение в привычку;

    – способствовать становлению чтения средством самореализации и активного взаимодействия с окружающим миром;

    – приобщить гимназистов к чтению за счет формирования нового имиджа.

    Цель этого внеклассного мероприятия - повысить интерес учащихся к литературе, к чтению книг вообще.

    Суть квеста состоит в том, что от каждого класса выбирается команда в количестве 7 -10 человек, желательно наиболее начитанных и эрудированных по литературе. В школе заранее выбираются места, куда по запискам - "отправлялкам" будут приходить команды. Здесь команды ожидают заранее подготовленные люди (учителя, старшеклассники) с очередным для команды заданием - "отправлялкой", за ответ команды здесь же выставляются заработанные баллы, и команда направляется дальше, до следующего пункта назначения, пока не придёт к финишу.

    Каждой команде выдается маршрутный лист с заданиями. Маршрутные листы игры-поиска составляются так, чтобы учащиеся могли вспомнить сюжеты художественных произведений, прочитанных по программе с 5 по 7 классы, их события и героев. Для правильного прохождения маршрута командам можно предложить презентацию или просто повторить список художественных произведений,которые могут встретиться на маршруте. В конце игры руководители игры подсчитывают баллы и объявляют команду-победителя.

    Чтение книг – это обязательный пункт для участников литературного квеста.

    Маршрутный лист № 1

    (2 балла – И.А.Бунин « Лапти»)

    (По следам от … идем к следующему заданию)

    Не пора ль нам, братия, начать

    О походе Игоревом слово,

    Чтоб старинной речью рассказать

    Про деянья князя удалого?

    (2 балла – « Слово о полку Игоревом»)

    3.Совмести картинки,угадай произведение и автора.


    (2 балла – В.Г.Распутин « Уроки французского»)

    (Следующее задание в уголке)

    (2 балла – А.С.Пушкин « Дубровский»)

    5.По иллюстрациям узнай произведение.




    (2 балла –«Повесть о Петре и Февронии Муромских»)

    (вдоль окна сделай 3 шага)

    «Васютка поднял голову. На самой вершине старой взлохмаченной ели увидел кедровку. Птица держала в когтях кедровую шишку и орала во всё горло. Ей так же горласто откликались подруги. Васютка не любил этих нахальных птиц. Он снял с плеча ружье, прицелился и щёлкнул языком, будто на спуск нажал. Стрелять он не стал. Ему ужо не paз драли уши за попусту сожженные патроны. Трепет перед драгоценным «припасом» (так называют сибирские охотники порох и дробь) крепко вбит в сибиряков отроду.»

    (2 балла –В.П.Астафьев «Васюткино озеро)

    7. Какому русскому писателю, родившемуся в Украине, намекая на его фамилию, сказали: «Если вы и птица, то небесная»?

    (2 балла – Николай Васильевич Гоголь)

    (сделай 3 шага прямо)

    9. Какие три известных произведения русской литературы озаглавлены кличками собак? Назовите авторов этих произведений .

    (идите к фонтану)

    10. По начальным рифмам отгадать стихотворение и автора

    А.Т. Твардовский

    «Июль – макушка лета»

    Александр Твардовский

    Июль - макушка лета, -

    Напомнила газета,

    Но прежде всех газет -

    Дневного убыль света;

    Но прежде малой этой,

    Скрытнейшей из примет, -

    Ку-ку, ку-ку, - макушка, -

    Отстукала кукушка

    Прощальный свой привет.

    А с липового цвета

    Считай, что песня спета,

    Считай, пол-лета нет, -

    Июль - макушка лета.

    11. Фоторобот. Назовите литературного героя по его словесному портрету, из какого произведения герой и кто автор .

    (3 балла Тарас Бульба из повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголь)

    «Настоящая казацкая папаха, чуб, торчащий на голове, длинные усы, суровый взгляд и постоянная его спутница-люлька.»

    «Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой была степь. Были это веселые, сильные и смелые люди. И вот пришла однажды тяжелая пора: явились откуда-то иные племена и прогнали прежних в глубь леса…»

    Маршрутный лист № 2.

    1.Какое произведение зашифровано в данной иллюстрации?

    (2 балла – И.А.Бунин « Цифры»)

    По … иди к следующему заданию.

    2.Угадай произведение по фразе из текста:

    «Лонгрен поехал в город, взял расчет, простился с товарищами и стал растить маленькую Ассоль. Пока девочка не научилась твердо ходить, вдова жила у матроса, заменяя сиротке мать, но лишь только Ассоль перестала падать, занося ножку через порог, Лонгрен решительно объявил, что теперь он будет сам все делать для девочки, и, поблагодарив вдову за деятельное сочувствие, зажил одинокой жизнью вдовца, сосредоточив все помыслы, надежды, любовь и воспоминания на маленьком существе.»

    (2 балла – А.Грин « Алые паруса»)

    (Найдете следующее задание под М.В.Ломоносовым)

    3.Совмести картинки,угадай произведение и автора

    (2 балла – М.М.Пришвин « Кладовая солнца»)

    (Следующее задание в уголке)

    (2 балла – Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)

    (Там, где стоит то,без чего человек не может жить)

    5.По иллюстрациям узнай произведение



    (2 балла –О Генри«Дары волхвов»)

    (вдоль окна сделай 3 шага)

    « Пряник конем! Это ж мечта всех деревенских малышей. Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые. Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо. Но пряник - совсем другое дело. Пряник можно сунуть под рубаху, бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. Холодея от ужаса - потерял, - хвататься за рубаху и со счастьем убеждаться - тут он, тут конь-огонь!»

    (2 балла –В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой»)

    (Там, где ты усердно пишешь) Доска

    7. Какому русскому писателю, принадлежит эта фраза: ««В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»?

    (2 балла – Антон Павлович Чехов)

    (следующее задание на выходе из кабинета)

    (5 баллов -«Детство» Л.Н. Толстой, М. Горький)

    (сделай 3 шага прямо)

    9. Какие три известных произведения русской литературы озаглавлены кличками собак? Назовите авторов этих произведений.

    (3 балла + за дополнительные 1 балл: «Муму» И.С. Тургенев, «Каштанка» А.П. Чехов, «Белый Бим, Черное Ухо» Гавриил Троепольский, «Кусака» Л. Андреев)

    (идите к фонтану)

    10.По начальным рифмам отгадать стихотворение и автора

    (2 балла) + 2 балла дополнительное чтение наизусть

    …аравийской земли

    …высоко росли.

    …из почвы бесплодной

    … водою холодной,

    …зеленых листов

    …сыпучих песков

    «Три пальмы» Михаил Лермонтов

    (Восточное сказание)

    В песчаных степях аравийской земли

    Три гордые пальмы высоко росли.

    Родник между ними из почвы бесплодной,

    Журча, пробивался волною холодной,

    Хранимый, под сенью зеленых листов,

    От знойных лучей и летучих песков.

    11. Фоторобот. Назовите литературного героя по его словесному портрету, из какого произведения герой и кто автор.

    (3 балла Бирюк из повести «Бирюк» И.С.Тургенев)

    «Я посмотрел на него. Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Чёрная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза. Он слегка упёрся руками в бока и остановился передо мною.»

    (следующее задание в Храме книг)

    « Левша»)

    «Когда император Александр Павлович окончил венский совет, то он захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть. Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми, и все его чем-нибудь удивляли и на свою сторону преклонять хотели, но при нем был донской казак Платов, который этого склонения не любил и, скучая по своему хозяйству, все государя домой манил. И чуть если Платов заметит, что государь чем-нибудь иностранным очень интересуется, то все провожатые молчат, а Платов сейчас скажет: так и так, и у нас дома свое не хуже есть, - и чем-нибудь отведет.»

    Литературный квест заканчивается подведением итогов и награждением в библиотеке. Обязательным является то,что каждый выбирает себе книгу для чтения.

    Тимохина Н. А. Страница 19