Войти
В помощь школьнику
  • Кристаллические решетки в химии Ионная кристаллическая решетка
  • Отличительные черты личности
  • Аномальные зоны тверской
  • Про легендарную разведывательную "Бешеную роту", позывной "Гюрза" История роты гюрзы
  • Общая характеристика кишечнополостных, образ жизни, строение, роль в природе
  • Современные инновационные технологии в образовании
  • Национальный герой кавказских народов Имам Шамиль (биография). Эпизоды из жизни имама шамиля Война с Российской империей

    Национальный герой кавказских народов Имам Шамиль (биография). Эпизоды из жизни имама шамиля Война с Российской империей

    По указанию Шамиля был составлен список всех потомков Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) – сайидов, проживающих в то время в Дагестане. В этот почётный список входили двести человек. Этим людям имам выделил долю из казны и вручил доверительную грамоту такого содержания: «Мне стало ясно, что эти люди являются потомками святой семьи. Вы всегда проявляйте уважение к ним и к их детям. Выделите положенную им пятую часть (хумс). Они из людей, избранных Всевышним Аллахом. Потому среди моих подвластных нет людей лучше них».

    * * *

    Жители Тушетии, жившие по соседству с имаматом, ежегодно платили Шамилю по три рубля с хозяйства за то, что их защищали от набегов горцев. Такую дань грузины издревле платили аварским ханам. Имам никогда не тратил деньги из казны ни на себя, ни на свою семью.

    * * *

    Одним из ближайших к имаму людей был его писарь и крупный учёный Мухаммадтахир Карахский. Однажды он отказался принять подарок от имама. Шамиль спросил: «Почему ты не принимаешь мой подарок? Может быть, ты считаешь, что это из общественной казны?» Мухаммадтахир ответил: «Нет, имам, ты преподнёс мне этот подарок как праведному человеку. А если я не окажусь праведным, то мне будет недозволенным то, что ты даёшь мне».

    * * *

    Имама Шамиля, посетившего высокие и красивые петербургские здания, спросили, видел ли он крыши выше и красивее этих. Без раздумий имам ответил: «Небеса над нашими горами выше и красивее».

    ***

    В 1842 году главнокомандующим войсками на Кавказе царь назначил генерала Нейгардта. По прибытии в Дагестан генерал заявил, что тому, кто принесёт ему голову Шамиля, он даст золото, равное весу головы. Услышав об этом, Шамиль ответил: «А за его голову я не дал бы даже соломинки».

    * * *

    Когда до имама доходила весть о том, что войска приближаются к границе имамата, он спешно отправлял письма дагестанским и чеченским наибам, чтобы они со своими отрядами прибыли в назначенный срок в условленное место. Невзирая на зимние морозы или летнюю жару, днём и ночью спешили отряды наибов выполнить приказ имама, и объединённое войско собиралось в указанном месте. Мюриды, находившиеся в Ведено, седлали коней и, громко воспевая «Ла иляха иляллах», собирались у резиденции имама. Туда же приходили старики, алимы и дети, которые, провожая, целовали имаму правую руку.

    По приказу имама казначей раздавал бедным и нищим деньги и ткани. Имам говорил провожающим: «Вы помолитесь за нас, чтобы в газавате нам сопутствовала удача, читайте зикр и раздавайте милостыню. Может, Всевышний Аллах проявит к нам милость и поможет нам одержать победу над врагом». Когда войско Шамиля проходило по улицам Ведено, слова зикра неслись до небес. «Ла иляха иляллах» звучало до тех пор, пока войско не выходило за пределы аула.

    Шамиль всегда отправлял в Ведено гонца сообщить о результате боёв и дате возвращения в столицу. И весь джамаат аула Ведено выходил встречать имама, возвращающегося с газавата. 

    * * *

    Одни клеветники донесли имаму, что некий чабан не совершает намаз. Они хотели, чтобы имам казнил его, и овцы из его отары достались им. Имам вызвал к себе чабана и спросил: «Почему ты не совершаешь намаз?» Чабан ответил: «Достопочтенный имам, я не пропускаю ни одного намаза. Вся беда в том, что мои овцы не умеют совершать намаз».

    * * *

    Когда обсуждались важные вопросы на диване (совете) и его участники не могли придти к единому решению, Шамиль говорил собравшимся: «Давайте вынесение решения перенесём на завтра. Сегодня ночью мы вместе совершим намаз-истихар и завтра вынесем решение». Затем, как и говорил имам, совершали намаз-истихар и, исходя из этого выносили решение.

    * * *

    «По канонам вашей религии положено молиться только пять раз в сутки. А ты подряд совершаешь несколько намазов. Что это значит?» – спросили Шамиля русские офицеры. Имам ответил: «Это похоже на то, когда вы в одной комнате зажигаете множество ламп».

    * * *

    В Харькове Шамиля пригласили посетить цирк и аристократический бал. Увидев знаменитого горца, танцевавшие на балу нарядные дамы с полуобнажёнными телами подходили к имаму засвидетельствовать своё почтение. Когда они слишком приближались к нему, Шамиль отстранялся, произнося: «Вала хавла вала куввата иллабиллах!» Затем имам спросил офицеров, стоявших рядом: «Скажите, им не холодно?» Позже, когда имама Шамиля спросили, понравились ли ему бальные танцы, он ответил: «Вы на том свете не попадёте в рай!» «Почему?» – задали ему вопрос. «Вам рай дан на этом свете», – ответил Шамиль.

    * * *

    Цикл статей: «Имам Шамиль и Кавказская война »
    По материалам книги Магомеда Гамзаева «Имам Шамиль »

    Имам Шамиль - известный предводитель кавказских горцев, который вел активную деятельность во второй четверти XIX века. В 1834 году его официально признали имамом Северо-Кавказского имамата, которое считалось теократическим государством. Располагалось оно на территории современных Чечни и западной части Дагестана. Считается национальным героем народов Северного Кавказа.

    Происхождение Шамиля

    Имам Шамиль по происхождению авариец. Его отец был кузнецом, а мать дочерью аварского бека. Он появился на свет в 1797 году в небольшом селении Гимры на территории современного западного Дагестана. Назвали его Али в честь деда.

    В маленьком возрасте будущий имам Шамиль был очень болезненным ребенком. Поэтому родители, чтобы защитить его от напастей, решили дать ему еще одно имя - Шамиль, что в дословном переводе означает "Услышанный богом". Так звали брата его матери.

    Детство героя

    Случайно это произошло или нет, но, получив новое имя, Шамиль вскоре поправился, начал поражать всех окружающих своим здоровьем, силой и энергией.

    В детстве он при этом был очень живым и резвым ребенком, часто попадался на шалостях, но редко какие-то из них были нацелены на вред кому-нибудь. Про Шамиля часто говорили, что внешне он отличался очень угрюмой наружностью, сильной волей, небывалой любознательностью, властолюбием и весьма гордым нравом.

    Был очень спортивным ребенком, увлекался гимнастикой, например, мало кто мог его догнать на бегу. Многие отмечали его силу и отвагу. Поэтому понятны его увлечения фехтованием, пристрастие к холодному оружию, особенно к популярным на Кавказе шашкам и кинжалам. В подростковом возрасте он настолько закалил свой организм, что в любую погоду, даже зимой, появлялся с открытой грудью и босиком. Такая цитата имама Шамиля хорошо его характеризует:

    Боишься - не говори, сказал - не бойся.

    Его первым наставником считается друг детства Адиль-Мухаммад, который родился в городке Гимры. На протяжении многих лет они были неразлучны. К 20 годам Шамиль окончил курсы логики, грамматики, арабского языка, риторики, законоведения и даже высшей философии. Его образованию позавидовали многие его современники.

    Увлечение "священной войной"

    Проповеди, которые читал Гази-Мухаммад, в конце концов, увлекли и будущего имама Шамиля. Он оторвался от книг, из которых черпал знания, увлекся мюридизмом, который в то время начал быстро распространяться. Название этого учения происходило от слова "мюрид", которое в дословном переводе означает "ищущий путь к спасению". В обрядах и учениях мюридизм при этом мало чем отличался от классического ислама.

    В 1832 году Шамиль принимал участие в Кавказской войне, что стало вполне ожидаемым в связи с его увлечениями. Вместе с Гази-Мухаммадом он оказался в осажденном русскими войсками селении Гимры. Операцией руководил генерал Вельяминов. Герой нашей статьи был тяжело ранен, но все же сумел пробиться сквозь осаждающих. При этом Гази-Мухаммад, который первым бросился в атаку, поведя за собой войска, был убит. Цитаты имама Шамиля воспроизводятся до сих пор многими его фанатами и последователями. Например, это, одно из первых сражений в своей карьере, он описал так:

    Кази-Магомед сказал Шамилю: «Здесь нас всех перебьют, и мы погибнем, не сделав вреда неверным, лучше выйдем и умрем, пробиваясь». С этими словами он, надвинув на глаза папаху, бросился из дверей. Только что он выбежал из башни, как солдат ударил его в затылок камнем. Кази-Магомед упал и тут же был заколот штыками. Шамиль, видя, что против дверей стояли два солдата с прицеленными ружьями, в одно мгновение прыгнул из дверей и очутился сзади обоих. Солдаты тотчас повернулись к нему, но Шамиль изрубил их. Третий солдат побежал от него, но он догнал и убил его. В это время четвертый солдат воткнул ему в грудь штык, так что конец вошел ему в спину. Шамиль схватив правою рукою дуло ружья, левою изрубил солдата (он был левша), выдернул штык и, зажав рану, начал рубить в обе стороны, но никого не убил, потому что солдаты от него отбегали, пораженные его отвагой, а стрелять боялись, чтобы не ранить своих, окружавших Шамиля.

    Тело убитого имама было перевезено в Тарки, чтобы избежать новых возмущений (это места в районе современной Махачкалы). Территория контролировалась русскими войсками. Шамиль сумел встретиться со своей сестрой, предположительно из-за этого он так взволновался, что вскрылась свежая рана. Некоторые из окружающих посчитали его при смерти, поэтому новым имамом его выбирать не стали. На это место был назначен его сподвижник по имени Гамзат-бек Гоцатлинский.

    Через два года в ходе Кавказской войны горцам удалось одержать несколько знаковых побед. Например, был взят Хунзах. Но уже в 1839 году их постигло тяжелое разгромное поражение при Ахульго. Шамиль после этого покинул Дагестан, он был вынужден срочно перебираться в Чечню, где некоторое время жил в селении Гуш-Корт.

    Съезд чеченского народа

    В 1840 году Шамиль принимает участие в съезде чеченского народа. Для этого он прибывает в Урус-Марта, куда его приглашает Иса Гендаргеноевский. Там предварительно проходит съезд чеченских военачальников.

    А уже на следующий день на съезде чеченского народа его выбирают имамом Чечни и Дагестана. В краткой биографии имама Шамиля этот факт обязательно упоминается, являясь одним из ключевых. Будущий герой кавказского народа становится третьим имамом. Своей главной задачей он ставит объединение горцев, при этом продолжает вести борьбу против российских войск, которые, как правило, превосходят дагестанцев и чеченцев количественно, да и вооружение с обмундированием у них более качественное.

    От предыдущего имама Дагестана Шамиль отличается военным талантом, неторопливостью и расчетливостью, у него проявляются организаторские способности, а также настойчивость, выдержка, умение выбирать момент для удара.

    Своей харизмой ему удавалось поднимать и воодушевлять горцев на борьбу, в то же время принуждая подчиняться своей власти, которая распространялась на внутренние дела практически всех подвластных общин. Последний момент был особенно непривычен для дагестанцев и чеченцев, воспринимался он не просто, но Шамиль с ним справлялся.

    Власть Шамиля

    Одно из главных достижений в биографии имама Шамиля заключается в том, что ему удалось объединить под своей властью практически все общества западного Дагестана и Чечни. Он опирался на учение ислама, повествующее о "священной войне" против неверных, которых называли газавате. Сюда же он включал требования бороться за независимость, объединяя разрозненные по всем районам общины горцев.

    В биографии имама Шамиля не раз отмечалось, что для достижения своей конечной цели он стремился упразднить учреждения и обычаи, многие из которых были основаны на вековых обычаях, называемых в тех местах адатом.

    Еще одна заслуга имама Шамиля, в краткой биографии, которая есть в этой статье, это подчеркивается особо, это подчинение и общественной, и частной жизни горцев шариату. То есть в их обиход вошли исламские предписания, основанные на священных текстах Корана, а также исламских предписаниях, применяемых в мусульманском судопроизводстве. Имя Шамиля напрямую ассоциировалось у горцев со "временем шариата", а когда его не стало, стали говорить, что произошло "падение шариата".

    Система управления горцами

    Рассказывая о биографии имама Шамиля, нужно сделать акцент на том, как он организовал систему управления. Все подчинялось ему через военно-административную систему, которая была основана на стране, разделенной на округа. При этом каждый из них непосредственно управлялся наибом, который имел право принимать ключевые решения.

    Для осуществления правосудия в каждом из районов был кади, назначаемый муфтием. При этом самим наибам строго запрещалось решать любые дела по шариату, это было ведомство, исключительно подведомственное кади или муфтию.

    Каждые четыре наибства объединялись в мюриды. Правда, в последнее десятилетие своего правления Шамиль был вынужден отказаться от такой системы. Причиной тому стали начавшиеся распри между амирами джамаата и наибами. Помощникам наибов часто поручали самые важные и ответственные дела, ведь именно они считались преданными "священной войне" и очень мужественными людьми.

    Их общее число было окончательно не установлено, но в то же время 120 из них обязательно подчинялись так называемому сотнику, входили в почетную страду самого Шамиля. И днем, и ночью находились при нем, сопровождая во всех поездках и на всех встречах.

    Все должностные лица без исключения беспрекословно подчинялись имаму, любое ослушание или проступки были чреваты строгими выговорами. Они могли даже закончиться арестами, разжалованиями, телесными наказаниями плетьми. От этого избавлялись только наибы и мюриды.

    В управлении, выстроенном имамом Шамилем, в биографии этого героя кавказского народа это описано, военную службу были обязаны нести все мужчины, способные носить оружие. При этом они делились на отряды до 10 и 100 человек. Соответственно, они были под руководством десятских и сотников, которые, в свою очередь, напрямую подчинялись уже наибам.

    В самом конце своего правления Шамиль несколько изменил систему управления армией. Появились полки, насчитывавшие тысячу человек. Они уже делились на более мелкие отряды.

    Артиллерия Шамиля

    Среди персональной охраны Шамиля были польские кавалеристы, которые раньше воевали на стороне русской армии. У горцев была своя артиллерия, которой руководил, как правило, польский офицер.

    Некоторые селения, которые сильнее остальных пострадали от вторжения и обстрелов русских войск, избавлялись от воинской повинности. Это было исключение. Взамен они были обязаны поставлять селитру, серу, соль и другие необходимые составляющие для ведения успешных боевых действий.

    При этом максимальная численность войска Шамиля в отдельные времена достигала 30 000 человек. К 1842 году у горцев появилась постоянная артиллерия, которая была составлена из брошенных или трофейных пушек, принадлежавших ранее русским войскам. За счет этого во время Кавказской войны имам Шамиль стал добиваться успехов и даже определенного перевеса.

    К тому же часть пушек производилась на собственном заводе, расположенном в Ведено. Там были отлиты, как минимум, 50 орудий. Правда, из них оказались годными не более 25%. Порох для артиллерии горцев изготовлялся также на территориях, подконтрольных Шамилю. Это было все то же Ведено, а также Гунибе и Укцукуле.

    Финансовое состояние войск

    Война имама Шамиля велась с переменным успехом во многом из-за перебоев в финансировании, оно было непостоянным. Случайные доходы формировались из трофеев, а постоянные из так называемого зяката. Это установленный шариатом сбор одной десятой доли доходов с овец, хлеба и денег всех жителей. Также существовала хараджа. Это подать, которая собиралась с горных пастбищ и с некоторых особенно отдаленных селений. Такую же подать они когда-то платили монгольским ханам.

    В основном, казна имамата пополнялась за счет чеченских земель, которые были весьма плодородными. Но существовала и система набегов, которая также значительно пополняла бюджет. Из добытых трофеев было необходимо отдавать одну пятую часть Шамилю.

    Плен

    В истории имама Шамиля переломным стал момент, когда он оказался в плену у русских войск. В 1840-х годах он одержал несколько крупных побед, но в следующее десятилетие его движение пошло на спад.

    К тому времени Россия вступила в Крымскую войну. Турция и западная антирусская коалиция призывали его выступить его совместно против России, рассчитывая, что он сможет ударить в тыл русской армии. Однако Шамиль не желал присоединения имамата к Османской империи. В итоге во время Крымской войны он занял выжидательную позицию.

    После заключения мирного договора в Париже русская армия сконцентрировала свои силы на Кавказской войне. Войска возглавили Барятинский и Муравьев, которые начали активно наступать на имамат. В 1859 году была взята резиденция Шамиля, располагавшаяся в Ведено. А уже к лету практически полностью задавлены последние очаги сопротивления. Сам Шамиль скрывался в Гунибе, но в конце августа его настигли и там, предводитель горцев был вынужден сдаться в плен. Правда, на этом Кавказская война не закончилась, продолжаясь еще около пяти лет.

    Шамиля привезли в Москву, где он встретился с императрицей Марией Александровной и Александром II. После этого его определили для жизни в Калуге, куда и переехала его семья. В 1861 году он снова встречается с императором, просит отпустить его в хадж, мусульманское паломничество, но получает категорический отказ, так как живет под надзором.

    В результате в 1866 году предводитель горцев вместе с сыновьями присягнул на верность России, вскоре его даже пригласили на свадьбу к цесаревичу Александру. На этом торжестве он увиделся с императором в третий раз в своей жизни. В 1869 году его даже сделали особым указом потомственным дворянином, жизнь Шамиля в России окончательно устроилась.

    В 1868 году, когда ему исполнился уже 71 год, император, зная о неважном состоянии здоровья горца, разрешил ему вместо Калуги жить в Киеве, куда тот незамедлительно и переехал.

    На следующий год он, наконец, получил желанное разрешение для паломничества в Мекку, куда и отправился вместе с семьей. Сначала они прибыли в Стамбул, а затем отправились на корабле по Суэцкому каналу. В ноябре добрались до Мекки. В 1870 году он прибыл в Медину, где и скончался через несколько дней имам Шамиль. Годы жизни кавказского горца 1797 - 1871.

    Похоронили его на кладбище под названием аль-Баки, расположенном в самой Медине.

    Личная жизнь

    Всего было пять жен у имама Шамиля. Самая первая носила имя Патимат. Она была матерью сразу трех его сыновей. Это Гази-Мухаммад, Джамалудин и Мухаммад-Шапи. В 1845 году ее не стало. Еще раньше погибла вторая жена Шамиля по имени Джавгарат. Это случилось в 1839 году, когда русские войска пытались штурмом взять Ахульго.

    Третья жена военачальника родилась в 1829 году и была на 32 года младше своего мужа. Она была дочерью шейха Джамалуддина, который был близким соратником имама и его фактическим наставником. Она родила от героя нашей статьи сына Мухаммада-Камиля и двух дочерей по имени Баху-Месед и Наджабат. Несмотря на такую разницу в возрасте, она умерла в один год со своим мужем.

    На 5 лет его пережила четвертая жена Шуайнат, которая была армянкой, от рождения носившей имя Анны Ивановны Улухановой. Ее взял в плен в Моздоке один из наибов Шамиля. Через шесть лет после пленения она вышла замуж за предводителя горцев, родила ему 5 дочерей и 2 сыновей. Правда, практически все они умерли в младенчестве, только девочка Сапият дожила до 16 лет.

    Наконец, пятой женой была Аминам. Их брак был непродолжительным, а детей в нем не было.

    Шамиль (авар. Шамил; 26 июня 1797, Гимры, ныне Унцукульский район, [Западный Дагестан] - 4 февраля 1871, Медина [ныне Саудовская Аравия]) - предводитель кавказских горцев, в 1834 признанный имамом теократического государства - Северо-Кавказский имамат, в котором объединил горцев Западного Дагестана, Чечни и Черкесии. Национальный герой народов Кавказа.

    Первые годы

    Происхождение

    Происходил Шамиль из аварцев. Сын аварского узденя кузнеца Денгав-Магомеда и дочери аварского бека Пир-Будаха - Баху-Меседы. Предки Шамиля по отцовской линии были кумыки (дед - Али, прапрадед - Амирхан). По сообщению М. Н. Чичаговой, его прапрадед «Кумык-Амир-Хан» был «человек известный на Кавказе». Однако ряд источников, относительно его этнической принадлежности, традиционно называет его аварцем.

    Родился Шамиль в селении Гимры (Генуб) общества Хиндалал Аварии (Аваристан; ныне Унцукульский район, западный Дагестан) 26 июня (7 июля) 1797 года, по мусульманскому календарю первого числа месяца мухаррам, то есть в первый день Нового года. Имя ему дано было в честь деда Али. В детстве много болел, и родители согласно поверьям дали ему новое имя Шамиль (Шамуил «Услышанный богом»), в честь дяди (брата матери).

    Духовное становление

    Мальчику в честь деда дали имя Али. Ребёнком он был худ, слаб и часто болел. По народному поверью горцев в подобных случаях предписывалось переименовать ребёнка. Ему решили дать имя «Шамиль» в честь дяди, брата его матери. Маленький Шамиль начал поправляться и впоследствии сделался крепким, здоровым юношей, изумлявшим всех своей силой.

    В детстве отличался живостью характера и резвостью; был шаловлив, но ни одна шалость его не была направлена кому-нибудь во вред. Гимринские старики рассказывали, что Шамиль в молодости отличался угрюмой наружностью, непреклонной волей, любознательностью, гордостью и властолюбивым нравом. Страстно любил гимнастику, он был необыкновенно силён и отважен. Никто не мог догнать его на бегу. Пристрастился и к фехтованию, кинжал и шашка не выходили из его рук. Летом и зимой, во всякую погоду, он ходил с босыми ногами и с открытой грудью.

    Первым учителем Шамиля был друг его детства Адиль-Мухаммад (Гази-Мухаммад), родом из Гимры. Учитель и ученик были неразлучны. Серьёзным учением Шамиль занялся с 12 лет в Унцукуле, со своим наставником шейхом Джамалуддином Казикумухским. В 20 лет он окончил курсы грамматики, логики, риторики, арабского языка и начал курсы высшей философии и законоведения.

    Имам Шамиль

    Война с Российской империей

    Проповеди Гази-Мухаммада, первого имама и проповедника «священной войны» - оторвали Шамиля от книг. Новое мусульманское учение Гази-Мухаммада; «Мюридизм», распространялось быстро. «Мюрид» значит ищущий путь к спасению. Мюридизм не отличался от классического ислама ни в обрядах, ни в учении.

    Осаждённый вместе с имамом Гази-Мухаммадом в 1832 году войсками под начальством генерала Вельяминова в башне близ родного селения Гимры, Шамиль успел, хотя и страшно израненный, пробиться сквозь ряды осаждающих, тогда как имам Гази-Мухаммад, первым бросившийся в атаку, погиб. Много позже, сам Шамиль, находясь в Калуге так описал это сражение:

    Кази-Магомед сказал Шамилю: «Здесь нас всех перебьют и мы погибнем, не сделав вреда неверным, лучше выйдем и умрём, пробиваясь». С этими словами он, надвинув на глаза папаху, бросился из дверей. Только что он выбежал из башни, как солдат ударил его в затылок камнем. Кази-Магомед упал и тут-же был заколот штыками. Шамиль, видя, что против дверей стояли два солдата с прицеленными ружьями, в одно мгновение прыгнул из дверей и очутился сзади обоих. Солдаты тотчас повернулись к нему, но Шамиль изрубил их. Третий солдат побежал от него, но он догнал и убил его. В это время четвёртый солдат воткнул ему в грудь штык, так что конец вошёл ему в спину. Шамиль схватив правою рукою дуло ружья, левою изрубил солдата (он был левша), выдернул штык и, зажав рану, начал рубить в обе стороны, но никого не убил, потому что солдаты от него отбегали, поражённые его отвагой, а стрелять боялись, чтобы не ранить своих, окружавших Шамиля.

    Памяти имама Дагестана и Чечни Шамиля…

    4 февраля исполняется 146 лет с тех пор, как Унцукульский район, Дагестан, весь Кавказ и мусульманский мир потерял выдающегося предводителя, шейха, ученого-богослова, политика, идеала для подражания и национального героя, Имама Шамиля. О том, что личность Шамиля была легендарной, великой, не один десяток лет рассказывают историки, политики, богословы и простые люди. Сегодня, в преддверие этой печальной даты, мы хотим напомнить некоторые моменты из биографии Имама Шамиля, а также рассказать о примерах мужества, героизма, и полной самоотдачи легендарной личности 19 века, и интересных фактах, связанных с его личностью при жизни и после его смерти.

    История рождения Али

    Имам Шамиль родился июньским днем 1797 года в семье простого рабочего Денгава из селения Гимры Унцукульского района. Отец Денгав Магомед и мать Баху-Меседу были несказанно рады появлению сына, и назвали его Али. Однако с раннего детства ребенок начал часто болеть, был слабым, хилым, и угасал с каждым днем.

    По рассказам, однажды гимринцы увидели над домом Денгава большого орла с белоснежными крыльями. Орел кружил над домом, кружил, будто высматривая что-то и вдруг бросился к земле и снова взлетел в небо. Тут все увидели, что добычей орла стала большая змея. Для многих это событие стало своего рода знаком, символом, что жизнь семьи изменится в лучшую сторону. Родители Али решили сменить мальчику имя, как было принято в горах в случаях частых болезней детей. Мальчик получил имя Шамиль.

    Шамиль…

    С тех пор, как мальчика стали звать Шамиль, он начал крепнуть, и вскоре обогнал своих сверстников по росту, развитию и состоянию здоровья. Он был силен в учебе, спорте, борьбе, стрельбе, скачках. Шамиль очень любил учиться и прилагал все усилия к получению знаний. Воспитание Шамиля было в духе горских обычаев: мальчику прививали уважение к старшим, трудолюбие, смелость, выдержанность. С 6 лет Шамиль читал Коран. Потом учился и другим наукам. Однажды школьный учитель даже вызвал отца Шамиля в школу и сказал, что ему больше нечему учить его сына. Шамиль решил отправиться по соседним аулам в поисках знаний.

    В поисках знаний

    В путь Шамиль отправился со своим старшим товарищем Гази-Мухаммадом. Им посчастливилось обучаться и общаться с лучшими представителями духовенства того времени: Магомед Ярагский, Джамалудин Казикумухский, Саид Араканский, Гази-Магомед Гимринский, Абдурахман Согратлинский.

    Серьезным учением Шамиль занялся в Унцукуле с наставником Джемаль Эддинном, славившимся своей ученостью. К 12 годам он окончил курс грамматики, логики, риторики, арабского языка и начал слушать курсы высшей философии и законоведения. Получение такого образования помогло Шамилю раскрыть свои ораторские способности, развить широкий интеллект и большую нравственную силу.

    Вернувшись после долгих поисков знаний, Шамиль и Гази-Мухаммад уже не хотели жить по-прежнему. В них горел огонь справедливости, который призывал изменить уклад жизни горцев, сделав ее достойной. Надо отметить, что в быту Шамиль был очень скромным человеком, тщательно выполнявшим все свои религиозные обязанности.

    Помощник Гази-Мухаммада

    В 1829 году, на съезде представителей народов Дагестана, Гази-Мухаммаду присваивается почетное звание имама. Шамиль становится его правой рукой во всех делах. Кавказская война к тому времени шла уже полным ходом, поэтому товарищам приходилось решать вопросы обустройства сел в перерывах, между ожесточенными боями.

    Всего два года пробыл на своем посту Гази-Мухаммад. В одном из боев, он, Шамиль и несколько мюридов оказываются окруженными в гимринской башне. Сдаваться никто не собирался, но уйти живыми шансов не было никаких. Гази-Мухаммад распахнул ворота башни, выходя к своей смерти от пуль царской армии с гордо поднятой головой.

    Шамиль, взобравшись наверх башни, спрыгнул оттуда вниз. Так как башня находилась на небольшом пригорке, ему удалось таким образом перескочить своих врагов, приземляясь уже позади них. Началась погоня. Однако, путем жесткого сопротивления, ему удалось отбиться от своих преследователей.

    Обессиленный Шамиль лежал на поляне. Он не верил, что ранения позволят ему выжить, он просто ждал часа смерти. И тут он вновь увидел в небе того же самого орла, который в детстве прилетал к ним во двор. Это вселило надежду и придало сил. Ему удалось добраться до лекаря Абдул-Азиза, который был другом его отца. А встав на ноги, после долгих месяцев лечения, он женится на дочке Абдул-Азиза.

    Нелегкий пост имама

    После гибели Гази-Мухаммада люди захотели видеть на должности Имама и предводителя именно Шамиля. Однако Шамиль отказался от такого почетного звания, сказав, что пока еще не готов к этому посту. Имамом был избран Гамзат-Бек, которому так же, как и Гази-Мухаммаду, был уготован очень короткий срок правления. Через два года Гамзат-Бек был предательски убит в мечети, куда он пришел на молитву.

    В 1834 году в ауле Ашильта, единогласным решением, имамом назначают Шамиля. Имамат, созданный им, был разделен на несколько округов, которые назывались «наибства». В каждом округе был назначен наиб, который строго следил за исполнением всех указаний имама.

    При Шамиле был создан Верховный совет, казна, некое подобие армии и военные чины. Шамиль запретил кровную месть и ввел законы и штрафы, о чем раньше здесь никто не мог и подумать. Через шесть лет Шамиля признал имамом и чеченский народ.

    Ахульго


    Ахульго, ставший сегодня символом примирения, сплочения народов, общей памяти и скорби, в те далекие и сложные годы стал столицей имамата. У его стен произошла одна из самых кровопролитных битв Кавказской войны, унесшая жизни тысячи людей. В 1836 году осада Ахульго царской армией, под командованием генерала Граббе, продолжалась несколько месяцев. Горцы не сдавались. Гибли не только мужчины, но и женщины с детьми. Несмотря на полную блокаду, сдаваться никто не соглашался.

    Граббе предложил Шамилю сдаться вместе со своим восьмилетним сыном Джамалуддином, тем самым гарантирируя прекращение осады. Шамиль ответил отказом. Штурм возобновился с новой силой. Уже практически не осталось мужчин, которые могли бы сдерживать атаки. Зная, что Джамалуддину не причинят зла, Шамиль был вынужден отдать своего сына в заложники, спасая оставшихся сельчан. Сам он, с небольшим отрядом, сумел прорваться в соседнюю Чечню.

    Встреча с Джамалуддином

    Джамалуддин был увезен в Россию и определен в кадетский императорский корпус для сирот. Были у имама еще три сына и две дочери, но все последующие 15 лет его душа болела за ребенка, который воспитывался теперь чужими людьми. Случай помог Шамилю снова увидеть своего ребенка. Его отряд захватил поместье армянского князя Чавчавадзе, пленив княгиню и ее сестру. Княгинь было решено обменять на сына Шамиля. Пока ожидался ответ от царя Николая Первого, их поселили в доме Шамиля. Позже, графиня Чавчавадзе отзывалась о Шамиле, как об образованном и обаятельном человеке.

    Джемал-Эддин Шамиль – так звали Джамалуддина русские, к этому времени уже имел звание корнета, был доволен своей службой и любил Россию. Перед возвращением на Родину, он был приглашен во дворец, где Николай Первый просил его передать отцу, что он хочет мира.

    Отвыкший от горного климата и горской жизни, 26-летний Джамалуддин заболел чахоткой и умер, до последнего дня прося отца примириться с Россией.

    Жены имама Шамиля

    В 1840 году Шамиль женится во второй раз. Его избранницей становится дочь зажиточного купца из Моздока Анна Улуханова, попавшая в плен к горскому отряду. Однако, полюбив имама всей душой, она согласилась принять ислам и стать женой Шамиля. До конца жизни Шамиль был влюблен в свою Анну, которая оставалась всегда любящей и преданной супругой, взяла себе мусульманское имя Шуайнат и родила ему пятерых детей. В некоторых источниках упоминаются имена гимринок Хадисат, которая являлась первой женой Шамиля. И Патимат, на которой Имам женился после развода с Хадисат. Как упоминают другие источники, именно Патимат родила ему троих сыновей Джамалудина, Газимагомеда и Магомедшафи и двух дочерей Написат и Патимат. А любимая жена Шуайнат родила единственную дочь Сапият, которая скончалась в возрасте 17 лет в Аравии.

    Также упоминаются имена других жен Имама. Джавгарат, которая погибла при штурме Ахульго с сыном Саидом на руках. Заидат – дочь Казикумухского шейха Джамалудина, родившая двух дочерей Нажабат, Баху-Меседу и сына Магомедкамиля. Упоминается в источниках и имя кистинки Аминат, которой Имам дал развод незадолго до окончания войны, по причине отсутствия детей.

    Почетный пленник

    После вступления на престол императора Александра Второго Кавказская война начала свою завершающую фазу. Князем Барятинским, который был другом детства нового царя, подкупались самые ключевые фигуры на Кавказе. Это и сломило имамат Шамиля. Процветала разрозненность и повсеместное предательство имама.

    Шамиль рассчитывал продержаться на вершине горы Гуниб, отбиваясь от царских отрядов. Но силы были не равны. Чтобы спасти тех, кто остался, и принимая предложение о заключении перемирия, Шамиль принимает решение сдаться.

    25 августа 1859 года произошла историческая встреча имама с князем Барятинским у подножия Гуниба. Барятинский встретил Шамиля, ничем не задев его достоинство, а наоборот, проявив все возможное уважение. А уже в середине сентября Александр Второй встретился с Шамилем и даже вручил ему золотую саблю, поблагодарив его за сделанный шаг к созданию мира.

    Мир с Россией

    Шамиль побывал в нескольких российских городах, не переставая удивляться красоте и величию России. А особенно он поражался тому, как его встречают люди. Он считал, что они обязаны его ненавидеть, но его встречали везде как героя, называя Кавказским Наполеоном.

    Поселили Шамиля в Калуге. Ему с семьей был выделен красивый трехэтажный дом. Шамиль часто выезжал, знакомился с бытом людей, посещал госпитали, где лежали раненые солдаты царской армии, следил за театральной жизнью. Словом, это не была жизнь пленника, это была жизнь почетного гостя.

    В 1861 году Шамиль обращается к императору с просьбой о поездке к мусульманским святыням в Мекку. Пригласив Шамиля и его старшего сына Гази-Магомеда в Царское село, Александр пообещал отпустить его, но только позже. Пока, он считал это нецелесообразным, так как в горах еще не все было замирено.

    Сын Шамиля Магомед-Шапи поступил на службу к Александру в Кавказский эскадрон. Третья жена Шамиля Загидат подарила имаму сына Магомеда-Камиля уже в Калуге. Здесь же, Шамиль принимает присягу на верность императору.

    Годы брали свое, Калужский климат перестал подходить имаму, и было принято решение о переезде в Киев. Перед отъездом, Шамиль сходил на кладбище, попрощаться с семнадцатью родственными могилами, которые он оставлял здесь.

    Сидя на берегу Днепра в Киеве, Шамиль понимал, что настало время отправляться в свой последний поход. Он снова попросил императора о поездке в Мекку, обещая, что сыновья его останутся. И вот, разрешение было получено. 16 февраля 1869 года Александр Второй дает свое согласие. Сбылась самая заветная мечта имама Шамиля.

    Смерть имама

    Скончался имам Шамиль 4 февраля 1871 года, после завершения своего паломничества, в Медине. Там же он и был похоронен на кладбище Аль-Бакия, где покоятся еще очень многие досточтимые люди мусульманского мира.

    В 2007 году были раскрыты некоторые интересные факты из последних мгновений жизни имама. На 137-й годовщине смерти имама, на вечере памяти было зачитано письмо Абдурахмана Ат-Телетль, ставшего свидетелем смерти Шамиля. В письме сообщается:

    «…В Мекку к нему [Шамилю] пришли большие алимы, мударисы, имамы, проповедники, шейхи. Они пришли к нему в качестве паломников, чтобы увидеть его лицо. Эмир Мекки издал указ, чтобы его почитали. Однажды, когда имам возвращался с вечернего намаза, у ворот, именуемых Бабу-Али, встретился с ним пророк Хизри (мир ему). Иногда, чтобы люди не узнавали его [имама], когда шел на намаз, он переодевался. О его встрече с пророком Хизри (мир ему) ведомо Мухаммад-Амину из Гонода (бывший наиб Шамиля). Когда увидел купол мечети Пророка (мир ему и благословение) (имеется ввиду мазар на могиле в форме купола), имам помолился: «Всевышний Аллах, Ты меня соседом этого Твоего Пророка [Мухаммада] умертви». Много раз ходил имам на могилу Пророка (мир ему и благословение). К нему он обращался: «Пророк Аллаха, если Ты доволен мною, сделай так, чтобы я увидел Твое лицо». В один прекрасный день, когда он так сидел возле могилы Пророка (мир ему и благословение), ему явился Пророк (мир ему и благословение). Оттуда имам возвратился домой дрожащим. После этого его тело стало слабеть. Он умер влюбленным в Аллаха. В это время в Медине жил шейх по имени Сайгид Хусейн. Имам умер, положив голову на его колени. Имам Шамиль был человеком достигшим больших уровней в познании Всевышнего. В тот день, когда он умер, проявилось его чудотворство. В момент, когда его тело опускали в могилу на кладбище Бакия, он заговорил: «Ты будь садом, оберегающим меня, не дающим мне скучать». На похороны имама Шамиля пришли большие алимы и другие известные люди города Медины. И джаназа-намаз (погребальный намаз) совершили в Равза, в мечети Пророка (мир ему и благословение). Много людей оплакивало его. Женщины, дети, поднявшись на крыши домов, провожали имама, говорили, что смерть эмира людей газавата большая беда. Перед тем, как отнести тело на кладбище, собралось много народу. Было много желающих, готовых отнести тело Шамиля на кладбище Бакия, ибо от этого хотели получить воздаяние Аллаха. И я есть Абдурахман из Телетля. 1871 год»

    Исторические выводы


    История Имама Шамиля лишний раз подтверждает то, что никогда не поздно переосмыслить свои взгляды и найти общий язык даже с самым сильным противником. Шамиль, воевавших с царской армией долгие годы, все-таки выбрал путь примирения и призывал всех потомков жить в мире с Россией. Мемориальный комплекс «Ахульго» был задуман именно с целью увековечивания такого примирения. Ахульго – символ общей памяти и скорби, общей исторической судьбы и общего будущего.

    P . S . История нужна нам для того, чтобы делать выводы и никогда не повторять ошибок прошлого. Чтобы учиться у достойных, мудрых и самых лучших сынов и дочерей прошлых лет. Пусть никогда не будет войн, кровопролитий, раздоров и разногласий. Пусть нигде на земле не страдают, не гибнут мирные, простые, ни в чем неповинные люди. Мира во всем мире. Амин!

    Такую личность как имам Шамиль всегда в обществе одни будут любить и им восхищаться, другие ненавидеть и поносить. Такова наверное участь любого великого творца истории.

    Имам Шамиль сын Денга-Мухаммада, внук Али родился в аварском ауле Генуб, который более известен всему миру под кумыкским названием Гимры (Гьимра). Отец имама Денга-Мухаммад, по одним источникам кузнец, по другим имел хороший сад и виноградник, занимался виноделием, продавал вино и бузу, и сам пристрастился к алкоголю, но под угрозой сына, что он наложит руки на себя, если не бросит пить, он не в шутку испугался, что потеряет своего единственного сына и с этой пагубной привычкой покончил раз и навсегда.

    На Кавказе только бездомный сирота не сможет вспомнить хотя бы имя своего деда, этим наверное мы и отличаемся от многих. Отличемся тем, что чтим имена наших предков и до седьмого колена можем без запинки назвать свою родословную. Только вот парадокс: неужели имам Шамиль был сиротой, который не знал как зовут его предков? И дед его Али, вовсе не гимринец, а изгой, который поселился в ауле гонимый судьбой или «качак» бежавший от кровной мести?

    Если нет, то почему имея личного секретаря, признанного всеми авторитетного Мухаммеда-Тахира Карахского, который зафиксировал, почти все важные события в Имамате, описал многие сражения, написал всё про семью имама,нам о таких записях ничего неихвестно? Почему его личный секретарь не соизволил ознакомить нас с родословной имама? Или он тоже не знал ничего о предках Шамиля, или всё же знал?

    У меня складывается мнение, что Шамиль запретил ему и многим другим касаться этой темы. В чём же причина этого запрета? Попробуем разобраться.

    Описывая хронологию Кавказской войны Мухаммад-Тахир, как бы в скользь, упоминает; "по проществии 44 лет, после давней чумы, которое поразило и Казанище в 1115 г.(1703-1704), Хан был убит Адиль-Гиреем Тарковским"." Там же он отмечает, "в (1711-1712); дата смерти Албури, сына Хана". Кеи же был этот Хан и какое отношение имеет он к имаму Шамилю?

    Чтобы ответить на этот вопрос, процитирую другого автора, а именно Чичагову М.Н., супругу бывшего пристава имама в Калуге Руновского. Вот что она пишет о родословной Шамиля; «Отец его, Дэнгау-Магомед, был Аварский уздень (гражданин), Гимрский житель сын Али; предок его был Кумык Амир-Хан, человек известный на Кавказе. Мать Шамиля была дочерью Аварского бека (дворянина) Пир-Будаха, Баху-Меседу; прадед её, Манташ, был знаменитым человеком в Дагестане».

    Мне видится, что Хан, о котором упомянул Мухаммед-Тахир и кумык Амир-Хан, о котором пишет М. Чичагова - это одно и тоже лицо. Другого известного лица в Дагестане в ту пору, который имел бы имя Хан или Амир-Хан, в родословных ни у шамхалов, ни у казикумухских, аварских или мехтулинских ханов мы не встречаем. Я не думаю, что простой уздень по имени Амир в те времена мог добавить к своему имени приставку «хан», «бек» или «саид». Да и мог ли он быть, если не был ханом, «известным человеком на Кавказе».

    Теперь хочу на суд читателя выставить свою версию произошедших событий.

    За что шамхал Адиль-Гирей Тарковский, мог приказать убить Хана (по версии Кадиева С.К. имя этого хана Угур или Огур-Хан) из Казанише, мне видится только за измену или за то, что этот Хан решил воспользоваться случаем и решил захватить Казанише в свой удел, возможны здесь и другие причины, а которых, к сожалению, молчит история. Куда бежать потомку этого Хана от мести шамхала, если все мною выше перечисленные ханы (казикумухские, аварские, мехтулинские), были родственниками Адиль-Гирея, который к тому же носил титул валия Дагестанского.

    Единственное такое место - это кумыкский аул Эрпели (самый близкий кумыкский аул к Гимры), где правили потомки карачи-бека Исмаила, которые по своему происхождению не имели отношения к шамхалам и другим мною перечисленным ханам. Именно там, в Эрпелях, есть тухум Манташ, о котором пишет Чичагова М.Н., называя его прадедом имама по материнской линии и «знаменитым человеком в Дагестане» и многие потомки этого Манташа и поныне живут в Эрпелях.

    Как звали этого сына или внука Амир-Хана из Казанише, который мог быть отцом Али деда Шамиля, который женился на дочери Манташа и некоторое время жил в ауле Эрпели, пока мы не знаем. Не доверять авторитетному источнику (Чичаговой М.Н.) я не могу. Какой ей смысл писать неправду о родословной имама. Почему Шамиль именно в Калуге в преклонном возрасте решил открыть свою тайну приставу Руновскому, о котором он запретил упоминать в Дагестане?

    Ответ на этот вопрос, я вижу в следующих обстоятельствах. Во первых, давайте вспомним с чего начал Шамиль после его избрани имамом в 1834 году. Он начал с приказа убить и выбросить в реку Койсу семилетнего Булач-хана, младшего сына Паху-бике и Султан-Ахмад-хана Аварского, который был в аманатах у Гамзат-бека - предшественника имама Шамиля. На тот момент шли переговоры старших братьев Булач-хана и их матери с Гамзат-беком. Чем закончились эти переговоры мы тоже знаем. Я уверен и в той провокации Шамиль приложил свою руку.

    Но но не будем отвлекаться от главной темы.

    Откуда такая жестокость по отношению к ребёнку, как не месть ко всем, кто как то связан по родственному с шамхальским домом? Из записей Мухаммада-Тахира Карахского; «Затем, уже после убийства Хамзата, пришла весть от Саида ал-Ихали о том, что в интересах дела надо удалить Булача с этого света. Булач находился в селении Балагин. Шамиль послал двух человек для того, чтобы они бросили Булача в Большую реку. И был истреблен последний из того народа, который угнетал». Здесь наверное намёк, на то, что отец Булач-хана и муж Паху-бике Султан-Ахмад-хан, до того как стать Аварским ханом, был наследником Мехтулинского ханства с резиденцией в Нижнем Дженгутае, т.е. он был кумык, а не аварец.

    В первые годы своего имамства Шамиль, не до конца осознавал свою роль и миссию, которую он должен был выполнять, как имам. Он действовал по инстинкту, как подсказывало ему сердце, а сердце подсказывало;- надо уничтожить всех шамхалов и ханов, всех беков и биев. За что? За убийство своего предка Амир-хана, за те страдания, которые понесли его потомки из числа которых и сам Шамиль. Мне видится, что эта его жестокость, эта банальная кровная месть.

    Больше всего он хотел убить Абу-Муслим-хана Тарковского. Он и его мюриды, как пишут в историки, «внезапно напали на Казанише, но Абу-Муслиму удалось скрыться. Из усадьбы шамхала мюриды вывезли имущество, погрузив на 200 ишаков».

    Такие же внезапные нападения его мюриды совершали и в Нижнем Дженгутае, и в Буйнаке, и в Кафир-Кумуке. Но почему то стороной обходили Эрпели и многие эрпелинские беки одними из первых признали Шамиля, как имама и охотно переходили на его сторону. Возможно они, в отличии от гимринцев, прекрасно знали тайну родословной Шамиля.

    Когда пристав Руновский задал имаму вопрос за что он приказал убить Булач-хана, Шамиль ответил; «его смерти хотел народ, боясь, что когда он вырастит, он начнёт мстить народу».

    Мне видится, что именно в этой реплике Шамиль слукавил. Мог ли Шамиль допустить, чтобы народ узнал кем является их имам на самом деле и чей он потомок? Как они отнеслись бы к нему, узнав что он не из их среды и весь его джихад не более чем большая провокация? Думаю, Шамиль прекрасно всё понимал и запретил кому либо писать и говорить о своих предках.

    Позже Шамиль, поняв что не к лицу имаму вместо того что бы внедрять шариат заниматься кровной местью, поменял свою тактику по отношению к бекским отпрыскам и потму многие из них переходили к нему и становились его наибами.

    Гамид Габитов. Дагестан