Войти
В помощь школьнику
  • Кристаллические решетки в химии Ионная кристаллическая решетка
  • Отличительные черты личности
  • Аномальные зоны тверской
  • Про легендарную разведывательную "Бешеную роту", позывной "Гюрза" История роты гюрзы
  • Общая характеристика кишечнополостных, образ жизни, строение, роль в природе
  • Современные инновационные технологии в образовании
  • Наша память – наша совесть… Стихи о Великой Отечественной войне. Поэзия военных лет Четверостишье про войну 1941 1945 до слез

    Наша память – наша совесть… Стихи о Великой Отечественной войне. Поэзия военных лет Четверостишье про войну 1941 1945 до слез

    Говорят, что, когда грохочут пушки, музы молчат. Ho от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. И пушечная канонада не могла заглушить его. Никогда к голосу поэтов так чутко не прислушивались читатели. Известный английский журналист Александр Верт, который почти всю войну провел в Советском Союзе, в книге «Россия в войне 1941-1945 гг.» свидетельствовал: «Россия также, пожалуй, единственная страна, где стихи читают миллионы людей, и таких поэтов, как Симонов и Сурков, читал во время войны буквально каждый».

    Говорят, что первой жертвой на войне становится правда. Когда к одному из юбилеев Победы надумали выпустить солидным томом сводки Совинформбюро, то, перечитав их, от этой заманчивой идеи отказались - очень уж многое требовало существенных уточнений, исправлений, опровержений. Ho все не так просто. Действительно, власти правды боялись, старались неприглядную правду припудрить, подрумянить, замолчать (о сдаче врагу некоторых крупных городов, например Киева, Совинформбюро вообще не сообщало), но правды жаждал воюющий народ, она была ему нужна как воздух, как нравственная опора, как духовный источник сопротивления. Для того чтобы выстоять, необходимо было прежде всего осознать подлинный масштаб нависшей над страной опасности. Такими нежданными тяжелыми поражениями началась война, на таком краю, в двух шагах от пропасти, страна оказалась, что выбраться можно было, только прямо глядя жестокой правде в глаза, до конца осознав всю меру ответственности каждого за исход войны.

    Лирическая поэзия, самый чуткий «сейсмограф» душевного состояния общества, сразу же обнаружила эту жгучую потребность в правде, без которой невозможно, немыслимо чувство ответственности. Вдумаемся в смысл не стертых даже от многократного цитирования строк «Василия Теркина» Твардовского: они направлены против утешающе-успокаивающей лжи, обезоруживающей людей, внушая им ложные надежды. Тогда эта внутренняя полемика воспринималась особенно остро, была вызывающе злободневной:

    А всего иного пуще
    He прожить наверняка -
    Без чего? Без правды сущей,
    Правды, прямо в душу бьющей,
    Да была б она погуще,
    Как бы ни была горька.

    Поэзия (разумеется, лучшие вещи) немало сделала для того, чтобы в грозных, катастрофических обстоятельствах пробудить у людей чувство ответственности, понимание того, что от них, от каждого - ни от кого другого, ни на кого нельзя переложить ответственность - зависит судьба народа и страны.

    Отечественная война не была единоборством кровавых диктаторов - Гитлера и Сталина, как это получается у некоторых литераторов и историков. Какие бы цели ни преследовал Сталин, советские люди защищали свою землю, свою свободу, свою жизнь. И люди тогда жаждали правды, потому что она укрепляла их веру в абсолютную справедливость войны, которую им пришлось вести. В условиях превосходства фашистской армии без такой веры невозможно было выстоять. Вера эта питала, пронизывала поэзию.

    Вы помните еще ту сухость в горле,
    Когда, бряцая голой силой зла,
    Навстречу нам горланили и перли
    И осень шагом испытаний шла?

    Ho правота была такой оградой,
    Которой уступал любой доспех, -

    писал в ту пору Борис Пастернак в стихотворении «Победитель».

    И Михаил Светлов в стихотворении о «молодом уроженце Неаполя», участнике завоевательного похода фашистов в Россию, тоже утверждает безусловную правоту нашего вооруженного сопротивления захватчикам:

    Я стреляю - и нет справедливости,
    Справедливее пули моей!

    («Итальянец»)

    И даже те, кто не испытывал ни малейших симпатий к большевикам и советской власти - большинство их, - заняли после гитлеровского вторжения безоговорочно патриотическую, «оборонческую» позицию.

    Мы знаем, что ныне лежит на весах
    И что совершается ныне.
    Час мужества пробил на наших часах,
    И мужество нас не покинет.

    («Мужество»)

    Это стихи Анны Ахматовой, у которой был очень большой и обоснованный счет к советской власти, принесшей ей много горя и обид.

    Жестокая, на пределе физических и духовных сил война была немыслима без духовного раскрепощения и сопровождалась стихийным освобождением от душивших живую жизнь официальных догм, от страха и подозрительности. Об этом тоже свидетельствует лирическая поэзия, облученная животворным светом свободы. В голодном, вымирающем блокадном Ленинграде в жуткую зиму 1942 г. Ольга Берггольц, ставшая душой героического сопротивления этого многострадального города, писала:

    В грязи, во мраке, в голоде, в печали,
    где смерть, как тень, тащилась по пятам,
    такими мы счастливыми бывали,
    такой свободой бурною дышали,
    что внуки позавидовали б нам.

    («Февральский дневник»)

    Берггольц с такой остротой ощутила это счастье внутреннего освобождения, наверное, еще и потому, что перед войной ей полной мерой довелось изведать не только унизительные «проработки» и «исключения», но и «жандармов любезности», прелести тюрьмы. Ho это чувство обретаемой свободы возникло у очень многих людей. Как и ощущение того, что былые мерки и представления уже не годятся, война породила иной счет.

    Что-то очень большое и страшное, -
    На штыках принесенное временем,
    He дает нам увидеть вчерашнего
    Нашим гневным сегодняшним зрением.

    («Словно смотришь в бинокль перевернутый...»)

    В этом написанном Симоновым в начале войны стихотворении уже обнаруживает себя это изменившееся мироощущение. И наверное, здесь таится секрет необычайной популярности симоновской лирики: она уловила духовные, нравственные сдвиги массового сознания, она помогала читателям их прочувствовать, осознать. Теперь, «перед лицом большой беды», все видится иначе: и жизненные правила («В ту ночь, готовясь умирать, Навек забыли мы, как лгать, Как изменять, как быть скупым, Как над добром дрожать своим»), и смерть, подстерегающая на каждом шагу («Да, мы живем, не забывая, Что просто не пришел черед, Что смерть, как чаша круговая, Наш стол обходит круглый год»), и дружба («Все тяжелее груз наследства, Все уже круг твоих друзей. Взвали тот груз себе на плечи...»), и любовь («Ho в эти дни не изменить тебе ни телом, ни душой»). Так все это выразилось в стихах Симонова.

    И сама поэзия избавляется (или должна избавиться) - таково требование суровой реальности жестокой войны, изменившегося мироощущения - от въевшихся в довоенную пору в стихи искусственного оптимизма и казенного самодовольства. И Алексей Сурков, сам отдавший им дань в середине 30-х гг.: «Мы в грозное завтра спокойно глядим: И время за нас, и победа за нами» («Так будет»), «В наших взводах все джигиты на подбор - ворошиловские меткие стрелки. Встретят вражескую конницу в упор наши пули и каленые клинки» («Терская походная»), пережив на Западном фронте боль и позор поражений сорок первого года, «придирчивей и резче» судит не только «поступки, людей, вещи», но и саму поэзию:

    Когда багрились кровью ало,
    С души солдатской, - что таить греха, -
    Как мертвый лист по осени, опала
    Красивых слов сухая шелуха.
    («Ключи к сердцу»)

    Глубокие перемены претерпевает в поэзии образ Родины, ставший у самых разных поэтов смысловым и эмоциональным центром их художественного мира той поры. В одной из статей 1943 г. Илья Эренбург писал: «Конечно, любовь к Родине была и до войны, но это чувство тоже изменилось. Прежде его старались передать масштабами, говоря „от Тихого океана до Карпат“. Россия, казалось, не помещалась на огромной карте. Ho Россия стала еще больше, когда она поместилась в сердце каждого». Совершенно ясно, что Эренбург, когда писал эти строки, вспоминал сочиненную в 1935 г. Василием Лебедевым-Кумачом «Песню о Родине» - торжественную, как тогда говорили, величавую. Великое самоуважение и восторг должно вызывать то, что «широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек», что простирается она «от Москвы до самых до окраин, с южных гор до северных морей». Эта Родина одаривает тебя - вместе со всеми - лучами своего величия и славы, ты за ней, огромной и могучей, как за каменной стеной. И она должна вызывать у тебя лишь чувство почтительного восхищения и гордости. «Мы не любили Лебедева-Кумача, ходульных „О“ о великой стране, - мы были и остались правы», - писал в военном дневнике молодой тогда поэт-фронтовик Семен Гудзенко, не без оснований поставив не «я», а «мы».

    Принципиально иной, чем у Лебедева-Кумача, образ возникает в стихотворении Симонова «Родина» - полемика бросается в глаза:

    Ho в час, когда последняя граната
    Уже занесена в твоей руке
    И в краткий миг припомнить разом надо
    Все, что у нас осталось вдалеке,

    Ты вспоминаешь не страну большую,
    Какую ты изъездил и узнал.
    Ты вспоминаешь родину - такую,
    Какой ее ты в детстве увидал.

    Клочок земли, припавший к трем березам,
    Далекую дорогу за леском,
    Речонку со скрипучим перевозом,
    Песчаный берег с низким ивняком.

    Здесь не бескрайние нивы, а «клочок земли», «три березы» становятся неиссякаемым источником патриотического чувства. Что значишь ты, человеческая песчинка, для огромной страны, которая лежит, «касаясь трех великих океанов»; а когда дело идет о «клочке земли», с которым ты неразрывно, кровно связан, ты полностью за него в ответе, ты, если на него посягают враги, должен заслонить его, защищать до последней капли крови. Тут все меняется местами: не ты находишься под благосклонным покровительством Родины, восторженно созерцая ее могучее величие, а она нуждается в тебе, в твоей самоотверженной защите.

    «Три березы» становятся самым популярным, самым понятным и близким современникам образом Родины. Этот образ (точнее, породившие его мысль и чувство) играет необычайно важную - основополагающую - роль в поэзии Симонова военной поры (и не только поэзии, таков лейтмотив и его пьесы «Русские люди»):

    Ты знаешь, наверное, все-таки родина -
    He дом городской, где я празднично жил,
    А эти проселки, что дедами пройдены,
    С простыми крестами их русских могил.

    He знаю, как ты, а меня с деревенскою
    Дорожной тоской от села до села,
    Co вдовьей слезою и песнею женскою
    Впервые война на проселках свела.
    («Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»)

    И не у одного Симонова война пробудила столь острое, столь личное восприятие Родины. В этом сходились самые разные - и по возрасту, и по жизненному опыту, и по эстетическим пристрастиям - поэты.

    Дмитрий Кедрин:
    Весь край этот, милый навеки,
    В стволах белокрылых берез,
    И эти студеные реки,
    У плеса которых ты рос.

    («Родина»)

    Павел Шубин:
    И увидел он хату,
    Дорогу под небом холстинным
    И - крылами к закату -
    Березу с гнездом аистиным.

    («Береза»)

    Михаил Львов:
    Березок тоненькая цепь
    Вдали растаяла и стерлась.
    Подкатывает к горлу степь -
    Попробуй убери от горла.

    Летит машина в море, в хлеб.
    Боец раскрыл в кабине дверцу.
    И подступает к сердцу степь -
    Попробуй оторви от сердца.
    («Степь»)

    В лучших стихах военной поры любовь к Родине - глубокое, выстраданное чувство, чурающееся показной казенной велеречивости. О том, какие серьезные перемены в патриотическом чувстве людей произошли за четыре года войны, свидетельствуют стихи, написанные в самом конце войны. Вот какой виделась тогда Родина и победа Илье Эренбургу:

    Она была в линялой гимнастерке,
    И ноги были до крови натерты.
    Она пришла и постучалась в дом.
    Открыла мать. Был стол накрыт к обеду.
    «Твой сын служил со мной в полку одном,
    И я пришла. Меня зовут Победа».
    Был черный хлеб белее белых дней,

    И слезы были соли солоней.
    Все сто столиц кричали вдалеке,
    В ладоши хлопали и танцевали.
    И только в тихом русском городке
    Две женщины, как мертвые, молчали.
    («9 мая 1945»)

    Очень существенно изменялись представления и о содержании таких понятий, как гражданское и интимное в поэзии. Поэзия избавлялась от воспитанного в предшествующие годы предубеждения к частному, «домашнему», по «довоенным нормам» эти качества - общественное и частное, гражданственное и интимное - были далеко разведены друг от друга, а то и противопоставлены. Пережитое на войне подталкивало поэтов к предельной искренности самовыражения, под сомнение была поставлена знаменитая формула Маяковского: «...Я себя смирял, становясь на горло собственной песне». Один из его самых верных и старательных учеников Семен Кирсанов писал в 1942 г.:

    Война не вмещается в оду,
    и многое в ней не для книг.
    Я верю, что нужен народу
    души откровенный дневник.

    Ho это дается не сразу -
    душа ли еще не строга? -
    и часто в газетную фразу
    уходит живая строка.
    («Долг»)

    Все здесь верно. И то, что лучшие поэтические произведения тех лет являли собой «души откровенный дневник». И то, что эта откровенность, душевная распахнутость давались не сразу. He одни лишь запуганные редакторы, но и сами поэты нелегко расставались с догматическими представлениями, с узкими «нормативами», нередко отдавая предпочтение пути, что «протоптаннее и легше», зарифмовывая политдонесения или боевые эпизоды из сводок Совинформбюро, - это считалось в порядке вещей.

    В современных литературоведческих обзорах, когда речь заходит о лучших произведениях поэзии военных лет, рядом с «Теркиным», эпического размаха произведением, не задумываясь, без тени сомнений ставят интимнейшие «Землянку» Суркова и «Жди меня» Симонова. Твардовский, очень строгий и даже придирчивый ценитель поэзии, в одном из писем военного времени именно те стихотворения Симонова, которые являли собой «души откровенный дневник», посчитал «лучшим, что есть в нашей поэзии военного времени», это «стихи о самом главном, и в них он (Симонов. - Л. Л.) выступает как поэтическая душа нынешней войны».

    Написав «Землянку» и «Жди меня» (оба стихотворения - излияние потрясенной трагическими событиями сорок первого года души), авторы и думать не думали печатать эти затем получившие неслыханную популярность стихи, публикации состоялись по воле случая. Поэты же были уверены, что сочинили нечто камерное, лишенное гражданского содержания, не представляющее никакого интереса для широкой публики. На этот счет есть их собственные признания.

    «Возникло стихотворение, из которого родилась песня, - вспоминал Сурков, - случайно. Оно не собиралось быть песней. И даже не претендовало стать печатаемым стихотворением. Это были шестнадцать "домашних" строк из письма жене. Письмо было написано в конце ноября 1941 года, после одного очень трудного для меня фронтового дня под Истрой, когда нам пришлось после тяжелого боя пробиваться из окружения с одним из полков».

    «Я считал, что эти стихи - мое личное дело... - рассказывал Симонов. - Ho потом, несколько месяцев спустя, когда мне пришлось быть на далеком Севере и когда метели и непогода иногда заставляли просиживать сутками где-нибудь в землянке или в занесенном снегом бревенчатом домике, в эти часы, чтобы скоротать время, мне пришлось самым разным людям читать стихи. И самые разные люди десятки раз при свете керосиновой коптилки или ручного фонарика переписывали на клочке бумаги стихотворение „Жди меня“, которое, как мне раньше казалось, я написал только для одного человека. Именно этот факт, что люди переписывали это стихотворение, что оно доходило до их сердца, заставил меня через полгода напечатать его в газете».

    История этих двух самых знаменитых стихотворений тех лет говорит о выявившейся в первые же месяцы войны жгучей общественной потребности в лирике, в задушевном - с глазу на глаз - разговоре поэта с читателем. He с читателями, а именно с читателем - надо это подчеркнуть. «Опять мы отходим, товарищ...»; «He плачь! - Все тот же поздний зной висит над желтыми степями...»; «Когда в последний путь ты отправляешь друга...»; «Когда ты входишь в город свой...» - это Симонов. «...О дорогая, дальняя, ты слышишь?..»; «Ты помнишь ли, что есть еще на свете земной простор, дороги и поля?..»; «...Запомни эти дни. Прислушайся немного и ты - душой - услышишь в тот же час...» - это Ольга Берггольц. «Положи на сердце эту песню...»; «Тебе не расстаться с шинелью...»; «He напрасно сложили песню мы про синий платочек твой...» - это Михаил Светлов.

    Знаменательно такое совпадение приема: стихи строятся на доверительном обращении к какому-то человеку, на место которого могут поставить себя многие читатели. Это или послание очень близкому человеку - жене, любимой, другу, или задушевный разговор с хорошо понимающим тебя собеседником, когда патетика и поза неуместны, невозможны, фальшивы. Об этой особенности лирической поэзии военных лет говорил Алексей Сурков в докладе, сделанном на исходе первого года войны: «И эта война нам подсказала: „He ори, говори тише!" Это одна из истин, забвение которой должно привести на войне или к срыву голоса, или к потере лица. На войне кричать не надо. Чем ближе стоит человек к смерти, тем больше раздражает его громогласная болтовня. На войне все на солдата кричат - и пушки, и пулеметы, и бомбы, и командиры, и все имеют на это право. Ho нигде в уставах войн не записано, что поэт тоже имеет право оглушать солдата лозунговым пустозвонством».

    Любовная лирика неожиданно заняла тогда в поэзии большое место, пользовалась необычайной популярностью (следует назвать стихотворные циклы «С тобой и без тебя» Константина Симонова и «Долгая история» Александра Гитовича, стихи «Огонек» и «В лесу прифронтовом» Михаила Исаковского, «Темную ночь» Владимира Агатова, «Мою любимую» и «Случайный вальс» Евгения Долматовского, «Ты пишешь письмо мне» Иосифа Уткина, «На солнечной поляночке» Алексея Фатьянова, «В госпитале» Александра Яшина, «Маленькие руки» Павла Шубина и др.). Долгие годы любовная лирика была в загоне, господствующим пропагандистским утилитаризмом она была отодвинута на далекую периферию общественного и литературного бытия как «личная и мелкая». Если принять на веру эти идеологические предписания: до любовной ли лирики, когда идет невиданно жестокая, кровавая война, не уклоняется ли таким образом поэзия от главных задач времени? Ho это были примитивные и ложные представления и о поэзии, и о духовных запросах современника. Поэзия же точно уловила самую суть развернувшейся войны: «Бой идет святой и правый, Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле» (А. Твардовский). И любовь для поэтов - высшее проявление жизни, она является тем, «за что мужчины примут смерть повсюду, - сияньем женским, девочкой, женой, невестой - всем, что уступить не в силах, мы умираем, заслонив собой» (К. Симонов).

    Больше всего поэм было написано в 1942 г. («Сын артиллериста» К. Симонова в конце 1941 г.): «Зоя» М. Алигер, «Лиза Чайкина» и «Двадцать восемь» М. Светлова, «Слово о 28 гвардейцах» Н. Тихонова, «Москва за нами» С. Васильева, «Февральский дневник» О. Берггольц. В 1943 г. В. Инбер закончила «Пулковский меридиан», начатый еще в 1941 г., П. Антокольский - поэму «Сын». Ho настоящих удач среди них было немного - может быть, поэтому во вторую половину войны поэм пишется все меньше и меньше. Большая часть перечисленных поэм - это в сущности написанные стихами очерки, повествовательный, а часто и вовсе документальный сюжет неотвратимо толкает авторов к описательности, к иллюстративности, которые являются лишь имитацией эпоса и противопоказаны поэзии. Нельзя не заметить художественного превосходства поэм, которые были исповедью автора (в этом отношении выделяется цельностью, органичностью, неподдельной искренностью «Февральский дневник» О. Берггольц), а не рассказом об увиденном или о каком-то событии, герое. В тех же произведениях, которые соединили в себе повествовательное и лирическое начало, повествовательное по силе эмоционального воздействия явно уступает лирике, именно лирические отступления отличаются высоким эмоциональным напряжением.

    «Стараюсь удержать песчинки быта, чтобы в текучей памяти людской они б осели, как песок морской» - так формулирует свою художественную задачу в «Пулковском меридиане» Вера Инбер. И действительно, в поэме множество таких деталей быта: и замерзшие автобусы, и вода из невской проруби, и неестественная тишина - «ни лая, ни мяуканья, ни писка пичужьего». Ho все это не идет ни в какое сравнение по силе воздействия на читателя с откровенным признанием поэтессы о том, что чувство голода доводило ее до галлюцинаций:

    Лежу и думаю. О чем? О хлебе.
    О корочке, обсыпанной мукой.
    Вся комната полна им. Даже мебель
    Он вытеснил. Он близкий и такой
    Далекий, точно край обетованный.

    В своей поэме Павел Антокольский рассказывает о детстве и юности своего сына, погибшего на фронте. Любовь и печаль окрашивают этот рассказ, в котором трагическая судьба сына связана с историческими катаклизмами XX в., с готовившим, а потом предпринявшим завоевательные походы фашизмом; поэт предъявляет счет своему немецкому ровеснику, воспитавшему своего сына жестоким, бездушным исполнителем кровавых планов порабощения стран и народов; «Мой мальчик - человек, а твой - палач». И все-таки самые пронзительные строки поэмы - о неизбывном горе отца, у которого война отобрала любимого сына:

    Прощай. Поезда не приходят оттуда.
    Прощай. Самолеты туда не летают.
    Прощай. Никакого не сбудется чуда.
    А сны только снятся нам. Снятся и тают.

    Мне снится, что ты еще малый ребенок,
    И счастлив, и ножками топчешь босыми
    Ту землю, где столько лежит погребенных.
    На этом кончается повесть о сыне.

    Вершинным достижением нашей поэзии стал «Василий Теркин» (1941-1945) Александра Твардовского. Твардовский не выдумал своего героя, а нашел, отыскал в народе, сражавшемся в Великую Отечественную войну, современный положительно прекрасный тип и правдиво изобразил его. Ho «Теркину» в учебнике посвящена отдельная глава, поэтому мы о нем не будем говорить.

    Здесь шла речь о стихах, рожденных войной, но закончить этот обзор следует рассказом о первом поэте, рожденном Великой Отечественной.

    В войну к Эренбургу пришел недоучившийся студент-ифлиец, 20-летний солдат, недавно выписавшийся из госпиталя после тяжелого ранения, полученного во время рейда во вражеский тыл, и прочитал написанные в госпитале и в отпуске по ранению стихи. Стихи Семена Гудзенко произвели огромное впечатление на Эренбурга: он организовал творческий вечер молодого поэта, рекомендовал его - вместе с Гроссманом и Антокольским - в Союз писателей, способствовал выходу в 1944 г. его первой тоненькой книжечки стихов. Выступая на вечере, Эренбург дал проницательную, провидческую характеристику стихам Гудзенко: «Это поэзия - изнутри войны. Это поэзия участника войны. Это поэзия не о войне, а с фронта... Его поэзия мне кажется поэзией-провозвестником». Вот одно из стихотворений Гудзенко, так поразивших Эренбурга:

    Когда на смерть идут - поют, а перед
    этим
    можно плакать.
    Ведь самый страшный час в бою -
    час ожидания атаки.
    Снег минами изрыт вокруг
    и почернел от пыли минной.
    Разрыв.
    И умирает друг
    И, значит, смерть проходит мимо.
    Сейчас настанет мой черед.
    За мной одним
    идет охота.
    Будь проклят
    сорок первый год
    и вмерзшая в снега пехота.
    Мне кажется, что я магнит,
    что я притягиваю мины.
    Разрыв.
    И лейтенант хрипит.
    И смерть опять проходит мимо.
    Ho мы уже
    не в силах ждать.
    И нас ведет через траншеи
    окоченевшая вражда,
    штыком дырявящая шеи.
    Бой был коротким.
    А потом
    глушили водку ледяную,
    и выковыривал ножом
    из-под ногтей
    я кровь чужую.

    («Перед атакой»)

    Все написанное Гудзенко в ту пору в сущности представляет собой лирический дневник - это исповедь «сына трудного века», молодого солдата Великой Отечественной. Поэт, как и многие тысячи юношей, почти мальчиков, что «начинали в июне на заре», «был пехотой в поле чистом, в грязи окопной и в огне». Гудзенко пишет о том, что видели они все и что пережил он сам: о первом бое и смерти друга, о горьких дорогах отступления и о том, как «подомно и даже поквартирно» штурмуют город, о ледяной стуже и пламени пожаров, об «окопном терпении» и «слепой ярости» атак.

    Павел Антокольский назвал Гудзенко «полпредом целого поэтического поколения». Публикация его стихов в 1943-1944 гг. как бы расчищала путь для присоединившейся к нему в первые послевоенные годы целой плеяды молодых поэтов-фронтовиков, готовила читателей к восприятию их «порохом пропахнувших строк» (С. Орлов). Поэзия фронтового поколения стала одним из самых ярких и значительных литературных явлений. Ho это было уже после Победы, и рассматривать ее следует в рамках послевоенного литературного процесса.

    Представляем вашему вниманию подборку хороших стихов о Великой Отечественной Войне 1941-1945 года.
    Все стихи о войне уникальны, патриотичны - написаны . Многие их этих стихов пробирают до слёз и будут сердечно приняты ветеранами и участниками боевых действий. Вы можете прочитать их своим друзьям и близким на 9 мая.

    В День Победы - 9 мая!

    Хорош весенний день с военным маршем!
    Смотрю в честь Дня Победы я парад.
    Сегодня ветераны стали старше
    и в молодость вернуться каждый рад.

    Как по струне, чеканят шаг солдаты,
    выдерживая выправку и строй.
    На смелость от рождения богаты.
    Не делай зла нам враг, не беспокой!

    Гремит парад по городам-героям
    во славу воинов и партизан.
    Ликуй, Отчизна, будущее строя
    для новых поколений россиян!

    Победу дал сполна великий Боже.
    Но жертвы не дают покоя мне.
    С врагами надо жёстче быть и строже,
    чтоб избегать таких потерь стране.

    Побольше чести воинам-героям!
    Побольше благ для армии родной!
    Пусть знает враг, что русских беспокоя,
    рискует не на шутку головой.

    Шагают с аксельбантами солдаты.
    Великолепны выправка и строй.
    На щедрость от рождения богаты
    и жизнь отдать готовы в миг лихой.

    Играй, оркестр, военный марш за маршем!
    Греми из пушек в городах, парад!
    Я как солдат, что стал на годы старше,
    знамёна русской славы видеть рад.

    День Победы

    Проснулось солнце день впуская,
    Томясь от майского тепла.
    Открылась бездна голубая,
    Раскрасив златом купола.

    Великий праздник - день Победы
    И скорбь, и радость скрыты в нём.
    Герои! Прадеды и деды
    Прошли крещение огнём.

    Сверкают ордена, медали,
    Трепещут флаги на ветру.
    Всем миром ту победу ждали,
    Громя фашистскую орду.

    Сейчас мы помним эту дату -
    Общенародный день Победы.
    В нём слава каждому солдату.
    В нём Мир и радость всей планеты.

    Мы помним!Мы не позабыли!
    Славу Советских знамён.
    Тех под которыми деды ходили
    В атаки военных времён.

    © 18.04.2019 Виталий Рябчунов

    Солдатам Победы!


    В боях кровавых, бесконечных,
    И днём, и ночью под огнём,
    И уходя порою в вечность,
    Вы отстояли отчий дом.

    Вы отстояли Русь святую,
    Под небом синим купола.
    И веру русскую, простую,
    В то, что добро сильнее зла.

    И где бы я сегодня не был,
    С печалью поднимаю взгляд.
    Гляжу в безоблачное небо
    И будто вижу тех ребят.

    И в день великой нашей славы,
    Мы понесём - как образа -
    Портреты тех солдат державы,
    Над кем прошла тогда гроза.

    © 19.04.2019 Игорь Борисевич

    СПАСИБО ВЕТЕРАНАМ

    Здесь пели пули и свистели снаряды,
    Грудью солдаты страну заслонили...
    В поле бродит косая тут рядом,
    Раз за разом проверяя могилы...

    Барабанная дробь автомата
    Здесь смертельным эхом звучала,
    Всё искала вокруг виноватых,
    А находила бесстрашно отчаянных...

    В танце смешались и люди, и танки,
    Танец этот для многих последний,
    И цену опалённого танго
    Должен помнить каждый наследник...

    Легкий звон солдатских жетонов
    Скоро сменится звоном медалей...
    Ветераны, до пола поклон вам,
    За то, что за нас воевали...

    © 04.12.2014 Ko$haK

    Великая Отечественная Война 1941-1945 г.



    За Победу сражались отцы и деды.
    Были удачи, а больше - беды!
    Горькие слышал отца рассказы
    Я о войне. - Не пустые фразы.

    Сколько солдат полегло за землю.
    Памяти светлой скорбя я внемлю.
    Женщин, мужчин и детишек сколько?!
    Разве же в цифрах всё дело только?

    Сколько нещадной и жуткой боли
    Выпало людям в плену неволи.
    Сколько фашисты людей убили,
    В печах сожгли и в земле зарыли!

    Горькая память об этом в силе.
    Но и фашистам лежать в могиле.
    Новый фашизм весь извёлся в плаче:
    Судит о прошлом уже иначе.

    © 17.03.2010 Иван Кунцевич

    ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА

    Историей вещей к войне прикоснусь.
    О, как величава бескрайняя Русь.
    С востока до запада в зорях она…
    Вдруг мирный рассвет прерывает война.

    Победу ковали в пургу и снега.
    В жару и распутицу били врага.
    Оплачена жизнью солдатской сполна,
    Омыта слезами и кровью война.

    Гремел над Рейхстагом военный салют.
    Куранты Кремля о Победе споют.
    В сердцах, в обелисках России сыны,
    Как память, как эхо кровавой войны.

    За днём Победы шли четыре года.
    Одна война на всех, всего народа.
    От стен Москвы, развалин Сталинграда
    Шли до Берлина сквозь ворота ада.

    © 02.05.2015 Неверович Игорь Леонардович

    1945-й победный

    Победный был в стране салют.
    Не все,
    не все им в 45-ом любовались.
    На боль-просторах победившей
    той страны -
    могилы тех,
    которые там в памяти
    остались....
    А сколько той войны сирот
    по той стране голодными скитались?
    В их памяти
    отцы из года в год
    металлом в сердце их,
    в печали-боли матерей
    вплавлялись...

    © 20.03.2009 НЕПОМНЯЩИЙ - Нижегородец

    22 ИЮНЯ 1941 ГОДА

    Ранним утром, когда люди спят,
    Когда снятся прекрасные сны.
    К вам на головы бомбы летят,
    Это значит начало войны.

    Как шакалы, фашисты пришли,
    Их никто к себе в гости не звал.
    Сколько горя они принесли,
    Но, фашист это не понимал.

    Города их армады бомбят,
    Коммунистов, евреев в расход.
    Свой порядок устроить хотят,
    На колени поставить народ.

    Грабят ценности, в рейх свой везут,
    Не гнушаются, гады, ничем.
    По земле нашей смело идут,
    Обнаглели фашисты совсем.

    В Брестской крепости все полегли,
    Но, не дали фашистам блицкриг
    Было, да, отступали, полки,
    Но, сжимали уже кулаки.

    Под Москвой остановлен фашист,
    В Сталинграде, устроен «котел»,
    И под Курском Манштейн реваншист,
    На костер свои танки привел.

    Со своей земли гнали врага,
    Европейцев спасли, сколь утрат.
    И в Берлине сломав им рога,
    Красный стяг водрузил наш солдат!

    Этот день не забудет народ,
    Свечи памяти будут гореть.
    Если кто-то затеет поход,
    Не пришлось бы и им сожалеть.

    8

    Поэзия 21.06.2018

    Дорогие читатели, сегодня мне бы хотелось поговорить с вами на тяжелую, но такую нужную тему. Приближается день, о котором мы должны помнить всегда, день, который навсегда изменил историю нашей страны и миллионов ее жителей – 22 июня, когда началась Великая Отечественная Война.

    Война – противоестественное человеческому разуму понятие. Как много ужаса несет в себе это короткое слово, сколько крови и боли в ней заложено…Жизнь – это самое святое, что есть у человека и как же страшно, что именно люди развязывают то, что забирает её…

    В военное время все чувства обострены до предела, поэтому неудивительно, что существует великое множество литературных произведений об этом периоде. Особенно ярко и пронзительно все человеческие мысли и переживания отражены в стихах о Великой Отечественной войне.

    Как же страшно, когда в обычное мирное летнее утро врывается это страшное слово «война»… Страх, смятение, непонимание… И вместе с тем, какое восхищение вызывает мгновенная решимость еще вчера мирных людей встать на защиту своей Родины. Как ярко описано это время в стихах о начале войны 22 июня 1941 года.

    22 июня

    Не танцуйте сегодня, не пойте.
    В предвечерний задумчивый час
    Молчаливо у окон постойте,
    Вспомяните погибших за нас.

    Там, в толпе, средь любимых, влюблённых,
    Средь весёлых и крепких ребят,
    Чьи-то тени в пилотках зелёных
    На окраины молча спешат.

    Им нельзя задержаться, остаться –
    Их берёт этот день навсегда,
    На путях сортировочных станций
    Им разлуку трубят поезда.

    Окликать их и звать их – напрасно,
    Не промолвят ни слова в ответ,
    Но с улыбкою грустной и ясной
    Поглядите им пристально вслед.
    Вадим Шефнер

    Тот самый длинный день в году
    С его безоблачной погодой
    Нам выдал общую беду
    На всех, на все четыре года.
    Она такой вдавила след
    И стольких наземь положила,
    Что двадцать лет и тридцать лет
    Живым не верится, что живы.
    А к мертвым, выправив билет,
    Все едет кто-нибудь из близких,
    И время добавляет в списки
    Еще кого-то, кого нет…
    И ставит, ставит обелиски.
    Константин Симонов

    Июнь. Россия. Воскресенье.
    Рассвет в объятьях тишины.
    Осталось хрупкое мгновенье
    До первых выстрелов войны.
    Через секунду мир взорвётся,
    Смерть поведёт парад-алле,
    И навсегда погаснет солнце
    Для миллионов на земле.
    Безумный шквал огня и стали
    Не повернётся сам назад.
    Два «супербога»: Гитлер - Сталин,
    А между ними страшный ад.
    Июнь. Россия. Воскресенье.
    Страна на грани: быть не быть…
    И это жуткое мгновенье
    Нам никогда не позабыть…
    Дмитрий Попов

    Ликует утро… И ясны,
    Прозрачны солнечные дали.
    Сегодня – первый день войны…
    Хоть мы о том еще не знали.
    Но скоро мир волшебных снов
    Уйдет в туман воспоминаний.
    Уже приподнят тайный кров
    Над бездной горя и страданий.
    И мы пошли сквозь вихрь смертей,
    Через огонь, разор и беды…
    И много-много долгих дней
    Нас отделяло от победы.
    Евгений Груданов

    Не было на просторах нашей страны семьи, которой бы так или иначе не коснулась война. Ушли на фронт мужья, отцы, сыновья и дочери. Не менее суровой была жизнь тех, кто остался в тылу. Голод, лишения и постоянная тревога за тех, кто там, кто в бою…В стихах о великой Отечественной Войне как будто собраны все слезы и молитвы матерей и жен, которые ждали своих мужчин и детей с фронта.

    Глаза солдатских матерей
    До дна наполнены печалью,
    Как много бесконечных дней
    Они в разлуке повстречали…

    Привыкли собрано молчать,
    Молиться, сдерживая слёзы…
    Пусть много лет в груди стучат
    Сердца. Пусть обойдут морозы,

    Пусть рук не тронет старина,
    Волос – метель, лица – морщины,
    Пусть все невзгоды и года
    Плывут, не задевая, мимо…

    Немыслимо им стать слабей,
    Поддаться хоть на миг безволью…
    Глаза солдатских матерей
    До дна наполнены любовью.
    Лебедь Черныя

    Никуда от памяти не деться,
    Не познать покоя, тишины.
    Остаётся вечной болью в сердце
    Сын, не возвратившийся с войны.
    Роберт Рождественский

    Послевоенный ребёнок,
    Мало я знал о войне.
    Строки пяти похоронок
    Бабка читала при мне.
    Из сундучка доставала
    Бережно свёрток она,
    В сердце её не смолкала
    Ни на минуту война.
    Бабка ночами кричала –
    Что мог понять я, юнец?
    Бабкино сердце вмещало
    Пять неумолкших сердец.
    Григорий Зайцев

    Постарела мать за тридцать лет,
    А вестей от сына нет и нет.
    Но она всё продолжает ждать,
    Потому что верит, потому что мать.
    И на что надеется она:
    Много лет, как кончилась война.
    Много лет, как все пришли назад,
    Кроме мёртвых, что в земле лежат.
    Сколько их в то дальнее село
    Мальчиков безусых не пришло…
    Андрей Дементьев

    Жена похоронит мужа –
    Листья уронит осина.
    Горько вдова заплачет:
    Надо растить сирот.
    А мать похоронит сына –
    Останется матерью сына.
    Прозванья для этой скорби
    Не отыскал народ.
    Леонард Лавлинский

    Один на один со слезами,
    С несжатыми в поле хлебами
    Ты встретила эту войну.
    И все без конца и без счета -
    Печали, труды и заботы
    Пришлись на тебя на одну.
    Ты шла, затаив свое горе,
    Суровым путем трудовым.
    Весь фронт, что от моря до моря,
    Кормила ты хлебом своим.
    В холодные зимы, в метели,
    У той у далекой черты
    Солдат согревали шинели,
    Что сшила заботливо ты.
    Рубила возила, копала, -
    А в письмах на фронт уверяла,
    Что будто отлично живешь.
    Михаил Исаковский

    Сколько тягот и лишений выпало на долю наших защитников, сколько раз приходилось им заглядывать в лицо смерти. И всех кто-то ждал дома и очень верил в их возвращение.

    В стихах о войне таких известных поэтов как Александр Твардовский, Константин Симонов, Булат Окуджава, Муса Джалиль и многих других так остро описано, что чувствовали наши солдаты в то нелегкое для всей страны время. И это не пустые слова. Ведь все они и сами в прошлом фронтовики, а значит, весь солдатский быт знаком им не понаслышке. И они, как никто другой, знали о том, как ранит человеческие души война и смогли донести это до нас в своих стихах.

    В поле, ручьями изрытом,
    И на чужой стороне
    Тем же родным, незабытым
    Пахнет земля по весне.

    Полой водой и нежданно -
    Самой простой, полевой
    Травкою той безымянной,
    Что и у нас под Москвой.

    И, доверяясь примете,
    Можно подумать, что нет
    Ни этих немцев на свете,
    Ни расстояний, ни лет.

    Можно сказать: неужели
    Правда, что где-то вдали
    Жены без нас постарели,
    Дети без нас подросли?..
    Александр Твардовский

    За пять минут уж снегом талым
    Шинель запорошилась вся.
    Он на земле лежит, усталым
    Движеньем руку занеся.
    Он мертв. Его никто не знает.
    Но мы еще на полпути,
    И слава мертвых окрыляет,
    Тех, кто вперед решил идти.
    В нас есть суровая свобода:
    На слезы обрекая мать,
    Бессмертье своего народа
    Своею смертью покупать.

    Жди меня, и я вернусь. Только очень жди,
    Жди, когда наводят грусть желтые дожди,
    Жди, когда снега метут, жди, когда жара,
    Жди, когда других не ждут, позабыв вчера.
    Жди, когда из дальних мест писем не придет,
    Жди, когда уж надоест всем, кто вместе ждет.

    Жди меня, и я вернусь, не желай добра
    Всем, кто знает наизусть, что забыть пора.
    Пусть поверят сын и мать в то, что нет меня,
    Пусть друзья устанут ждать, сядут у огня,
    Выпьют горькое вино на помин души…
    Жди. И с ними заодно выпить не спеши.

    Жди меня, и я вернусь, всем смертям назло.
    Кто не ждал меня, тот пусть скажет: - Повезло.
    Не понять, не ждавшим им, как среди огня
    Ожиданием своим ты спасла меня.
    Как я выжил, будем знать только мы с тобой,-
    Просто ты умела ждать, как никто другой.
    Константин Симонов

    Ехал всадник на коне. Артиллерия орала.
    Танк стрелял. Душа сгорала.
    Виселица на гумне…
    Иллюстрация к войне.
    Я, конечно, не помру:
    Ты мне раны перевяжешь, слово ласковое скажешь.
    Все затянется к утру…
    Иллюстрация к добру.
    Мир замешан на крови.
    Это наш последний берег.
    Может, кто и не поверит — ниточку не оборви…
    Иллюстрация к любви.
    Булат Окуджава

    Ты прощай, моя умница,
    Погрусти обо мне.
    Перейду через улицу —
    Окажусь на войне.

    Если пуля достанется,
    То тогда – не до встреч.
    Ну, а песня останется —
    Постарайся сберечь…
    Муса Джалиль

    У войны не женское лицо…

    Женщина и война… Эти слова не могут, не должны стоять рядом. Ведь великое предназначение женщины – дарить жизнь, а война ее отбирает. И, тем не менее, вклад наших женщин в Великую Победу огромен. Почитаем стихи о войне поэтессы Юлии Друниной.

    Ты должна!

    Побледнев,
    Стиснув зубы до хруста,
    От родного окопа
    Одна
    Ты должна оторваться,
    И бруствер
    Проскочить под обстрелом
    Должна.
    Ты должна.
    Хоть вернешься едва ли,
    Хоть «Не смей!»
    Повторяет комбат.
    Даже танки
    (Они же из стали!)
    В трех шагах от окопа
    Горят.
    Ты должна.
    Ведь нельзя притворяться
    Перед собой,
    Что не слышишь в ночи,
    Как почти безнадежно
    «Сестрица!»
    Кто-то там,
    Под обстрелом, кричит…

    Я столько раз видала рукопашный,
    Раз наяву. И тысячу — во сне.
    Кто говорит, что на войне не страшно,
    Тот ничего не знает о войне.

    Качается рожь несжатая.
    Шагают бойцы по ней.
    Шагаем и мы — девчата,
    Похожие на парней.

    Нет, это горят не хаты —
    То юность моя в огне…
    Идут по войне девчата,
    Похожие на парней.

    Целовались.
    Плакали
    И пели.
    Шли в штыки.
    И прямо на бегу
    Девочка в заштопанной шинели
    Разбросала руки на снегу.

    Мама!
    Мама!
    Я дошла до цели…
    Но в степи, на волжском берегу,
    Девочка в заштопанной шинели
    Разбросала руки на снегу.

    Как мощно раскрывается в стихах о войне Владимира Высоцкого вся его сила слова. Простыми, но пробирающими до мурашек словами, смог он описать тот ужас и боль, которую принесла людям эта страшная война.

    Вцепились они в высоту, как в своё.
    Огонь миномётный, шквальный…
    А мы всё лезли толпой на неё,
    Как на буфет вокзальный.

    И крики «ура» застывали во рту,
    Когда мы пули глотали.
    Семь раз занимали мы ту высоту -
    Семь раз мы её оставляли.

    И снова в атаку не хочется всем,
    Земля - как горелая каша…
    В восьмой раз возьмём мы её насовсем -
    Своё возьмём, кровное, наше!

    А можно её стороной обойти?
    И что мы к ней прицепились?!
    Но, видно, уж точно - все судьбы-пути
    На этой высотке скрестились.

    Братские могилы

    На братских могилах не ставят крестов,
    И вдовы на них не рыдают,
    К ним кто-то приносит букеты цветов,
    И Вечный огонь зажигают.
    Здесь раньше вставала земля на дыбы,
    А нынче - гранитные плиты.
    Здесь нет ни одной персональной судьбы -
    Все судьбы в единую слиты.
    А в Вечном огне виден вспыхнувший танк,
    Горящие русские хаты,
    Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,
    Горящее сердце солдата.
    У братских могил нет заплаканных вдов -
    Сюда ходят люди покрепче.
    На братских могилах не ставят крестов,
    Но разве от этого легче?..

    Великое множество написано трогательных до слез стихов про войну. В них описан тот долгий нелегкий путь, который пришлось пройти всем нашим людям на пути к победе. Вот лишь некоторые из них.

    Уходили мальчики – на плечах шинели,
    Уходили мальчики – храбро песни пели,
    Отступали мальчики пыльными степями,
    Умирали мальчики, где – не знали сами…
    Попадали мальчики в страшные бараки,
    Догоняли мальчиков лютые собаки.
    Убивали мальчиков за побег на месте,
    Не продали мальчики совести и чести…
    Не хотели мальчики поддаваться страху,
    Поднимались мальчики по свистку в атаку.
    В черный дым сражений, на броне покатой
    Уезжали мальчики – стиснув автоматы.
    Повидали мальчики – храбрые солдаты –
    Волгу – в сорок первом,
    Шпрее – в сорок пятом,
    Показали мальчики за четыре года,
    Кто такие мальчики нашего народа.
    Игорь Карпов

    Грянул гром шагах в десяти
    И наполнил стакан тишины до краев
    Лишь медали звенят на груди, и скворцы
    Учит реквием стайка бездушных скворцов

    Грянул гром, и раскаты его постучались в окно
    Далеко
    Пара девичьих глаз превратилась в стекло
    Неизвестный автор

    Женщины войны

    Вы сидите –
    Кители зеленые,
    Лица в обрамленье седины, -
    Женщины,
    Боями опаленные,
    Досыта хлебнувшие войны.

    Мирные дела для вас привычнее,
    Но беда нагрянула
    И вы
    Защищали небеса столичные,
    Звезды негасимые Москвы.

    Среди зноя,
    Средь дождей
    И снежности
    Шли в строю
    Со всеми
    Наравне.
    Как не растеряли своей нежности
    Вы на самой яростной войне?

    О, слова признания охрипшие,
    Тонущие в громе и в крови…
    О любви не скажут вам погибшие,
    Родина вам скажет о любви.
    Лев Сорокин

    Причитание

    Ленинградскую беду
    Руками не разведу,
    Слезами не смою,
    В землю не зарою.
    Я не словом, не упреком,
    Я не взглядом, не намеком,
    Я не песенкой наемной,
    Я не похвальбой нескромной,
    А земным поклоном
    В поле зеленом
    Помяну…
    Анна Ахматова

    «Когда гремит оружие, музы молчат» - это восходящее к Древнему Риму изречение ни в коей мере не относится к нашей Отечественной войне. Даже самый скептический исследователь бытия страны в 1941-1945 годах неизбежно придет к выводу, что его насквозь пронизывала поэзия,- правда, в наибольшей степени в ее музыкальном, песенном воплощении, которое и очень значительно усиливает воздействие стихотворной речи на уши людей, и словно придает ей крылья, несущие ее по всей стране.
    Но следует заметить, что грань между поэтом и создателем слов песни была тогда несущественной и зыбкой. Так, не связанная с песней,- скорее уж «разговорная» - поэзия Александра Твардовского воспринималась в качестве глубоко родственной творчеству Михаила Исаковского, которое пребывало как бы на рубеже стиха и песни, а профессиональный «песенник» Алексей Фатьянов был столь близок Исаковскому, что ему могли приписывать произведения последнего (скажем, всем известное «Где ж вы, где ж вы, очи карие.,.») и наоборот (фатьяновские «Соловьи» звучали в унисон с «В лесу прифронтовом» Исаковского)*.

    Впрочем, не только песни, но и сами по себе стихи подчас обретали тогда широчайшую, поистине всенародную известность, как, например, главы «Василия Теркина» или симоновское «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»; все это безусловно подтвердит самое придирчивое исследование бытия людей в те годы, и все это несомненно для каждого, кто жил в то время. Автору этого сочинения ко дню Победы было около пятнадцати лет, и в памяти с полной ясностью хранится впечатление о повседневной, всепроникающей и поистине могучей роли, которую играло в военные годы поэтическое слово как таковое - и тем более в его песенном воплощении; едва ли будет гиперболой утверждение, что это слово явилось очень весомым и, более того, необходимым «фактором» Победы…

    Позволительно высказать предположение, что поэтическое слово имело в то время значение, сопоставимое, допустим, со значением всей совокупности боевых приказов и тыловых распоряжений (хотя воздействие поэзии на людей фронта и тыла было, разумеется, совершенно иным). И без конкретной характеристики участия этого слова в повседневной деятельности людей, в сущности, нельзя воссоздать реальную историю военных лет во всей ее полноте.

    Но, отмечая этот изъян в историографии войны, следует сказать и о более, пожалуй, серьезном недостатке сочинений о поэзии той эпохи. Дело в том, что такие сочинения обычно опираются на самые общие и, по существу, чисто «информационные», «описательные» представления о войне, вместо того чтобы основываться на уяснении того основополагающего «содержания» войны 1941-1945 годов, которое породило именно такую поэзию (включая ее богатейшее песенное «ответвление»). Слово «породило» здесь важно, ибо употребляемые чаще всего термины «отражение», «воспроизведение» и т. п. упрощают, примитивизируют соотношение поэзии и действительности. Да, в конечном счете поэтическое слово «отражает» действительность - в данном случае действительность великой войны,- но, во-первых, отражение» в поэзии вовсе не обязательно должно быть «прямым», воссоздающим события и явления войны как таковые, а во-вторых, достоинства, ценность этого отражения ни в коей мере не зависят от «изобразительной» конкретности поэтического слова.

    Поэтому точнее - и перспективнее - понимание поэтического слова как порождения великой войны, ее плода, а не ее, выражаясь Попросту, «картины». Именно потому поэтическое слово оказывается способным воплотить в себе глубокий, не явленны» с очевидностью смысл войны.

    Если составить достаточно представительную и вместе с тем учитывающую критерий ценности антологию поэзии 1941-1945 и нескольких последующих лет (когда «военные» стихи еще «дописывались»),- антологию, в которую войдет то, что так или иначе выдержало испытание временем*, станет очевидно: преобладающая часть этих стихотворений написана не столько о войне, сколько войною (используя меткое высказывание Маяковского). С «тематической» точки зрения - это стихотворения о родном доме, о братстве людей, о любви, о родной природе во всем ее многообразии и т, п. Даже в пространной поэме «Василий Теркин», имеющей к тому же подзаголовок «Книга про бойца», собственно «боевые» сцены занимают не столь уж много места.

    Преобладающее большинство обретавших широкое и прочное признание стихотворений (включая «песенные») тех лет никак нельзя отнести к «батальной» поэзии; нередко в них даже вообще нет образных деталей, непосредственно связанных с боевыми действиями,- хотя в то же время ясно, что они всецело порождены войной.

    Это, конечно, не значит, что вообще не сочинялись стихотворения и целые поэмы, отображающие сражения, гибель людей, разрушения и т. п., однако не они были в центре внимания в годы войны, и не они сохранили свое значение до наших дней - спустя полстолетия с лишним после Победы.

    Особенно очевидно, что в 1940-х годах «потребители» поэзии ценили стихотворения (и песни), написанные, как сказано, не о войне, а только «войною» - без стремления «живописать» ее. И это, как я буду стремиться показать, имело глубочайший смысл.
    Уже отмечено, что литературоведение в принципе не должно заниматься изучением роли поэзии в бытии людей военного времени,- это, скорее, задача историка: воссоздавая бытие 1941- 1945 годов в его цельности, он, строго говоря, не в праве упустить из своего внимания и ту его грань, ту сторону, которая воплощалась в широчайшем «потреблении» поэзии. Автор этого сочинения ясно помнит, как в 1942 году молодая школьная учительница, жених которой находился на фронте, созывает всех обитателей своего двора - несколько десятков самых разных людей - и, задыхаясь от волнения, смахивая с ресниц слезы, читает только что дошедшее до нее переписанное от руки симоновское «Жди меня», и не исключено, что в то же время где-нибудь во фронтовом блиндаже читал то же стихотворение и ее жених… Об этой пронизанности бытия своего рода поэтическим стержнем верно сказал последствии участник войны Александр Межиров (он, правда, имел в виду прежде всего музыку, но поэзия была в годы войны нераздельна с ней):

    И через всю страну
    струна
    Натянутая трепетала,
    Когда проклятая война
    И души и тела топтала…

    И подобные сообщенному - бесчисленные! - факты соприкосновения людей с поэзией сыграли, несомненно, самую весомую роль в том, что страна выстояла и победила,- о чем и следовало бы аргументировано рассказать историкам великой войны.
    А перед литературоведами стоит другая и, между прочим, более сложная задача: показать, почему поэзия тех лет смогла обрести столь существенное значение для самого бытия страны? Естественно предположить, что она так или иначе выражала в себе глубокий и истинный смысл великой войны - смысл, который не раскрывался во всей его глубине в газетах, листовках и радиопублицистике (доходившей тогда до большинства людей) и, более того, не раскрыт по-настоящему в позднейшей историографии войны, а во многих сочинениях историков и публицистов 1990-х годов либо игнорируется, либо объявляется пустой иллюзией старших поколений.

    * * *
    В «основном фонде» поэзии 1941-1945 годов война предстает как очередное проявление многовекового натиска иного и извечно враждебного мира, стремящегося уничтожить наш мир; битва с врагом, как утверждает поэзия, призвана спасти не только (и даже не столько) политическую независимость и непосредственно связанные с ней стороны нашего бытия, но это бытие во всех его проявлениях - наши города и деревни с их обликом и бытом, любовь и дружбу, леса и степи, зверей и птиц,- все это так или иначе присутствует в поэзии того времени, Михаил Исаковский, не опасаясь впасть в наивность, писал в 1942 году:

    Мы шли молчаливой толпою,
    Прощайте, родные места!
    И беженской нашей слезою
    Дорога была залита.
    Вздымалось над селами пламя,
    Вдали грохотали бои,
    И птицы летели за нами,
    Покинув гнездовья свои..
    Через проникновенную поэму Твардовского «Дом у дороги» проходит заветный лейтмотив:
    Коси коса,
    Пока роса.
    Роса долой -
    И мы домой,-
    и ясно, что враг вторгся к нам дабы уничтожить и косу, и росу, и, конечно, дом…

    Поэзия в сущности сознавала этот смысл войны с самого начала, и, между прочим, те авторы, которые сегодня пытаются толковать одно из проявлений извечного противостояние двух континентов как бессмысленную схватку двух тоталитарных режимов, должны, если они последовательны, отвергнуть и поэзию тех лет,- в том числе стихотворения Анны Ахматовой, написанные в 1941-1945 годах и объединенные ею впоследствии в цикл под заглавием «Ветер войны». Напомню вошедшие тогда в души людей строки, написанные 23 февраля 1942 года и опубликованные вскоре, 8 марта, в «главной» газете «Правда»:

    Мы знаем, что ныне лежит на весах
    И что совершается ныне.
    Час мужества пробил на наших часах
    И мужество нас не покинет…
    На весах лежит даже слово:
    И мы сохраним тебя, русская речь,
    Великое русское слово.
    Свободным и чистым тебя пронесем,
    И внукам дадим и от плена спасем
    Навеки!

    Или перекликающиеся своим творческим простодушием с поэзией Михаила Исаковского написанные уже в победную пору. 29 апреля 1944-го, и опубликованные 17 мая в «Правде» стихи Бориса Пастернака, в которых близящаяся Победа предстает и как спасение самой нашей природы - вплоть до воробьев…

    Все нынешней весной особое.
    Живее воробьев шумиха.
    Я даже выразить не пробую,
    Как на душе светло и тихо…
    Весеннее дыханье родины
    Смывает след зимы с пространства
    И черные от слез обводины
    С заплаканных очей славянства…

    Как уже сказано, песни во время войны были всеобщим достоянием; не менее важно, что народное самосознание выражалось в них наиболее концентрированно и заостренно. И, наконец, нельзя не отметить, что целый ряд этих песен сохраняет свое значение и сегодня: их поют теперь уже и внуки тех, кто застал войну - поют, собравшись где-либо, и даже перед телекамерами (имеются в виду совсем молодые певцы и певицы). Правда, последнее бывает не столь часто, но надо скорее удивляться тому, что вообще бывает,- если учитывать, какие персоны заправляют сейчас телевидением.

    Есть основания полагать, что нынешнее молодое поколение дорожит и теми или иными стихотворениями и поэмами, созданными в годы войны, но полностью убедиться в этом не так легко, а вот тогдашние песни, звучащие сегодня из молодых уст в телестудиях, концертных залах или попросту на улице - убеждают.

    Вспомним хотя бы десяток песен, созданных в 1941-1945 годах, известных во время войны всем и каждому и продолжающих свою жизнь по сей день; «В лесу прифронтовом» («С берез неслышен, невесом…»), «Огонек» («На позицию девушка провожала бойца..,») и «Враги сожгли родную хату…» Михаила Исаковского, «Соловьи» («Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат…»), «На солнечной поляночке…» и «Давно мы дома не были» («Горит свечи огарочек.,.») Алексея Фатьянова, «В землянке» («Бьется в тесной печурке огонь…») Алексея Суркова, «Дороги» («Эх, дороги, пыль да туман,..») Льва Ошанина, «Случайный вальс» («Ночь коротка, спят облака…») Евгения Долматовского, «Темная ночь» Владимира Агагова (для которого эта песня, по-видимому, была единственным творческим взлетом,.,). Слова этих песен, конечно же, всецело порождены войной, но на первом плане в них - не война, а тот мир, который она призвана спасти.
    Правда, есть еще одна также известная всем и тогда, и теперь песня, которая имеет иной характер - «Священная война» («Вставай; страна огромная…») Василия Лебедева-Кумача. Ho вo-первых, она - одна такая, а во-вторых, это, в сущности, не песня, а военный гимн. Написанные в ночь с 22 на 23 июня (24 июня текст был уже опубликован в газетах) слова этого гимна, надо прямо сказать, не очень уж выдерживают художественные критерии; у Лебедева-Кумача есть намного более «удачные» слова песен,- скажем:

    Я на подвиг тебя провожала,-
    Над страною гремела гроза.
    Я тебя провожала
    И слезы сдержала
    И были сухими глаза…
    Но в «Священной войне» все же имеются своего рода опорные строки, которые находили и находят мощный отзвук в душах людей:
    …Вставай на смертный бой.
    …Идет война народная, Священная война…
    И о противнике:
    Как два различных полюса
    Во всем враждебны мы…
    И призыв, близкий по смыслу другим песням:
    …Пойдем ломить всей силою,
    Всем сердцем, всей душой
    За землю нашу милую…

    На эти строки, в свою очередь, оперлась героико-трагическая мелодика композитора А. В. Александрова, и родился покоряющий всех гимн. Надо иметь в виду, что гимн этот люди, в общем, не столько пели, сколько слушали, подпевая ему «в душе», и едва ли помнили его слова в целом,- только «опорные».

    Как и многие обладающие высокой значимостью явления, «Священная война» обросла легендами - и позитивными, и негативными. С одной стороны, постоянно повторяли, что прославленный Ансамбль песни и пляски Красной Армии пел ее для отправлявшихся на фронт войск на Белорусском вокзале уже с 27 июня 1941 года. Между тем скрупулезный исследователь знаменитых песен Юрий Бирюков по документам установил*, что вплоть до 15 октября 1941 года «Священная война» была, как говорится, в опале, ибо некие предержащие власти считали, что она чрезмерно трагична, с первых строк обещает «смертный бой», а не близкое торжество победы… И только с 15 октября - после того, как враг захватил (13-го) Калугу и (14-го) Ржев и Тверь-Калинин,- «Священная война» стала ежедневно звучать по всесоюзному радио. Сцену же, якобы имевшую место в первые дни войны на Белорусском вокзале, создал художественным воображением Константин Федин в своем романе «Костер» (1961-1965), и отсюда сцена эта была перенесена в многие будто бы документальные сочинения.

    С другой стороны, с 1990 года начали публиковаться совершенно безосновательные выдумки о том, будто бы «Священная война» была написана еще в 1916 году неким обрусевшим немцем. Но это - один из характерных образчиков той кампании по дискредитации нашей великой Победы, которая столь широко развернулась с конца 1980-х годов: вот, мол, «главная» песня сочинена за четверть века до 1941-го, да еще и немцем… Юрий Бирюков, анализируя сохранившуюся в Российском государственном архиве литературы и искусства черновую рукопись Лебедева-Кумача, в которой запечатлелись несколько последовательных вариантов многих строк песни, неоспоримо доказал, что текст принадлежит ее «официальному» автору.

    Важно сказать еще, что нынешние попытки дискредитации прославленной песня лишний раз свидетельствуют о той первостепенной роли, которую сыграла песня (и поэзия вообще) в деле Победы! Ибо оказывается, что для «очернения» великой войны необходимо «обличить» и ее песню…
    Сам Г. К. Жуков на вопрос о наиболее ценимых им песнях врйны ответил так; «»Вставай, страна огромная…», «Дороги», «Соловьи».., Это бессмертные песни… Потому что в них отразилась большая душа парода», и высказал уверенность, что его мнение не расходится с мнением «многих людей»*. И в самом деле к маршалу, конечно же, присоединились бы миллионы людей, хотя и добавив, может быть, в его краткий перечень еще и «В лесу прифронтовом», «Темную ночь», «В землянке» и т, в.

    Но обратим еще раз внимание на то, что собственно «боевая» песня - «Священная война» - только одна из вошедших в «золотой фонд»; остальные, как говорится, «чисто лирические». И вроде бы даже трудно совместить «ярость» этого гимна с просьбой к соловьям «не тревожить солдат», хотя маршал Жуков поставил и то и другое в один ряд.

    Здесь представляется уместным отступление в особенную область познания прошлого, получившую в последнее время достаточно высокий статус во всем мире - «устную историю» («oral history»), которая в тех или иных отношениях способна существенно дополнить и даже скорректировать исследования, основывающиеся на письменных источниках.

    Близко знакомый мне еще с 1960-х годов видный германский русист Эберхард Дикман в свое время сообщил мне о, признаюсь, весьма и весьма удивившем меня факте: в Германии во время войны не звучало ни одной связанной с войной лирической песни; имелись только боевые марши и «бытовые» песни, никак не соотнесенные с войной. Могут сказать, что устное сообщение одного человека нуждается в тщательной проверке фактами, но мой ровесник Дикман в данном случае не мог ошибиться: он жил тогда одной жизнью со своей страной, даже являлся членом тамошнего «комсомола» - гитлерюгенд, старший брат его воевал нa Восточном фронте и т. п.

    Эберхард Дикман рассказывал и о том, как в 1945-м кардинально изменилось его отношение к страшному восточному врагу. 7 мая в его родной Мейсен на Эльбе ворвались войска 1’го Украинского фронта, чего он ожидал со смертельным страхом - и из-за своего брата, и из-за своего членства в гитлерюгенд. Но его ждало настоящее потрясение: вражеские солдаты, расположившиеся в его доме, вскоре занялись благоустройством комнат и двора, добродушно подчиняясь указаниям его строгой бабушки… И хотя его отец счел за лучшее перебраться в Западную Германию, Эберхард не только остался на оккупированной нами Территории страны, но и избрал своей профессией изучение русской литературы (прежде всего творчества Льва Толстого).

    Но вернемся к главному: в высшей степени существен тот факт, что наша жизнь во время войны была насквозь пронизана лирическими песнями (это подтвердит, вне всякого сомнения, любой мой ровесник), между тем как в Германии их или не было вообще, или по крайней мере они играли совершенно незначительную роль (иначе мой немецкий ровесник не мог бы их «не заметить»).

    И еще об одном. Эберхард Дикман очень полюбил наши военные песни и не раз просил меня напеть какую-либо из них;
    правда, как-то после пения фатьяновской «Давно мы дома не были», созданной в 1945-м и говорящей о парнях, которые находятся уже
    В Германии, в Германии -
    В проклятой* стороне…-
    притом строки эти, в соответствии с построением песни, дважды повторяются,- Эберхард заметил, что, быть может, не стоило бы повторять слово «проклятой» (мне пришлось напомнить ему известное изречение «из песни слова не выкинешь»),
    Приверженность немца к нашим песням, рожденным войной, трудно объяснима; сам он не смог дать ясного ответа на вопрос о том, чем они ему дороги. Но можно, думается, ответить на этот вопрос следующим образом. Как бы ни относился тот или иной немец к Германии 1930-1940-х годов, развязавшей мировую войну, он не может не испытывать тяжелого чувства (пусть даже бессознательного) при мысли о полном поражении своей страны в этой войне.

    Видный германский историк и публицист Себастиан Хаффнер в 1971 году писал о своих соотечественниках: «Они ничего не имели против создания Великой германской империи… И когда… этот путь, казалось, стал реальным, в Германии не было почти никого, кто не был бы готов идти по нему». Однако, заключал Хаффнер, «с того момента, когда русскому народу стали ясны намерения Гитлера, немецкой силе была противопоставлена сила русского народа. С этого момента был ясен также исход: русские были сильнее… прежде всего потому, что для них решался вопрос жизни и смерти».

    В конечном счете именно это и воплощено в поэзии военных лет и особенно очевидно в песнях, которые посвящены не столько войне, сколько спасаемой ею жизни во всей ее полноте - от родного дома до поющих соловьев, от любви к девушке или жене до желтого березового листа…
    И, возможно, эти песни, «объясняя» германской душе неизбежность поражения его страны, тем самым «оправдывали» это поражение и, в конечном счете, примиряли с ним… Отсюда - выглядящее парадоксальным пристрастие моего германского друга к этим песням.

    * * *
    Но главное, конечно, в самом этом резком контрасте; нашу жизнь в 1941-1945 годах невозможно представить себе без постоянно звучащих из тогдашних радиотарелок и поющихся миллионами людей лирических песен о войне, а в Германии их нет вообще! Перед нами, несомненно, чрезвычайно многозначительное различие, которое, в частности, начисто перечеркивает потуги иных нынешних авторов, преследующих цель поставить знак равенства между Третьим рейхом и нашей страной.

    Тот факт что смысл войны воплощался и для маршала Жукова, и для рядового бойца в написанных в 1942 году словах:
    Пришла и к нам на фронт весна, Солдатам стало не до сна - Не потому, что пушки бьют, А потому, что вновь поют, Забыв, что здесь идут бои, Поют шальные соловьи…-
    раскрывает ту историческую истину, о которой не говорится ни во многих несущих на себе печать «казенщины» книгах о войне, изданных в 1940-1980-х годах, ни тем более в очернительских писаниях 1990-х.

    Но внуки пережившего войну поколения, поющие подобные песни сегодня, надо думать, как-то чувствуют эту воплотившуюся в них глубокую и всеобъемлющую истину.